Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Черемушкина, Елена Федоровна

  • Черемушкина, Елена Федоровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, СаранскСаранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 148
Черемушкина, Елена Федоровна. Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований": дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2009. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Черемушкина, Елена Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОКИ «КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» В БРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX-XX ВВ.

1.1. «XIX век: оппозиция «высокая» / «низкая» культура в работах С. Т. Кольриджа и М. Арнольда.

1.2. XX век: культурологическая концепция представителей британского литературного модернизма (Т.С. Элиот и Ф.Р. Ливис).

ГЛАВА II. ОТ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» К «КУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ (КОНЕЦ 1950-Х 1960-Е ГГ.)

2.1. Р. Хоггарт как основатель Бирмингемского центра «Культурных исследований».

2.2. Концепция «обычной культуры» Р. Уильямса.

2.3. «История снизу» Э. П. Томпсона: популярная культура в контексте классовых отношений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Истоки и становление проекта британских "Культурных исследований"»

Многие академические гуманитарные дисциплины (история, философия, литературоведение и т. д.) давно определили собственные интересы и границы. Однако за последние десятилетия вновь возник интерес к междисциплинарным исследованиям культуры, и появилась область интеллектуальной деятельности, которая по-новому осмысливает особенности разнообразия человеческих культур и раскрывает новые перспективы. Это обусловлено тем, что сам термин «культура» имеет сложную историю и широкую сферу применения, что обеспечивает легитимно обусловленный ареал исследования сразу нескольким академическим дисциплинам. В нашей стране такой инте-гративной областью стала культурология, определившаяся как самостоятельная научная и учебная дисциплина в середине 1990-х гг. В Британии подобной интеграцией социально-гуманитарного знания в области изучения культуры являются «Культурные исследования» («Культуральные исследования», Cultural Studies, сокращенно - CS). «Под культурными исследованиями понимается не отдельная социальная или гуманитарная дисциплина, а определенная междисциплинарная сфера, в рамках которой применимы методы весьма широкого круга дисциплин - от социологии и этнографии до истории и литературно-художественной критики», - пишет С. А. Ерофеев [25].

В 1964 г. был создан Бирмингемский центр современных культурных исследований (БЦСКИ), что положило начало развитию этого направления, ставшего сегодня одним из основных в изучении культуры - как в англоязычном мире, так и за его пределами. Как утверждает А. Р. Усманова, сегодня «Cultural Studies» «превратились в огромную культурно-исследовательскую индустрию по воспроизводству живой. силы, охватившей своим влиянием практически все англо-саксонские университеты (от Южной Африки до Канады), а также весь остальной мир.» [113].

Актуальность темы исследования. Очевидно, что роль исследований в области культуры особенно возрастает в дестабилизационные периоды общественного развития, следствием которых, как правило, становится маргинализация не только отдельных людей, но и целых социальных групп, утрачивающих свою социальную идентичность вследствие резких изменений социально-экономической структуры общества.

События, происходящие в нашей стране в последние два десятилетия, наглядно показали значимость влияния культурных факторов на социально-политическую, экономическую жизнь. Провозглашение намерения построить демократическое общество не избавляет автоматически от попыток манипулирования массовым сознанием. Трансформационные процессы в постсоветском пространстве приводят к аксиологическому хаосу, смешению ценностей, следовательно, к необходимости построения и трансляции новых культурных образцов, кодов, стилей жизни, а также необходимости их изучения.

Культурологическое знание способствует осмыслению и переосмыслению соотношения культурных традиций и инноваций, роли норм и ценностей, образцов и способов поведения, позволяет посредством инкультурации удерживать общество в рамках позитивного социального бытия. В рамках проекта британских «Культурных исследований» накоплен огромный опыт как эмпирических исследований культурных процессов, так и теоретической концептуализации культуры.

Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена следующими факторами.

Во-первых, необходимостью освоения и критического осмысления опыта мирового социально-гуманитарного знания для развития культурологических дисциплин и культурологического образования в нашей стране, преодоления тенденций к самоизоляции от познавательных подходов и концептов, которые используются в зарубежной науке.

Во-вторых, потребностью в преодолении распространенного в культурологической мысли XIX—XX вв. противопоставления «культуры» и «цивилизации», основанного на сведении первой исключительно к духовным ценностям и пренебрежительной трактовке второй как «низшей», неполноценной сферы материальной, технико-технологической и технически-коммуникативной практики, в формировании системного взгляда на культуру, позволяющего видеть в ней сложное взаимодействие и целостное единство материальной и духовной форм деятельности, а также синкретично объединяющей их деятельности художественной.

Степень научной разработанности проблемы. Осмысление истории становления и развития проекта «Культурных исследований» занимает значительное место в англоязычной литературе.

Общий обзор теории и практики британских «Культурных исследований» представлен в работах С. Баркера [150] , М. Грина [178], Дж. Стори [111, 112], С. Холла [180, 181, 182, 183] и др.

Эволюцию «Культурных исследований» в США и других странах анализируют Дж.У. Кэрри [160, 161], А. О'Коннор [204, 205] и др.

Проблемы развития популярной и массовой культуры рассматривают англоязычные теоретики Т. Беннет [151, 152, 153] , Д. У. Броган [156], Д. А. Дрейк [169], Р. Джонсон [191], Дж. Фиске [156, 157], Д. Хобсон [185], М. Шайэк [208, 209], И. Шилз [210], а также отечественные исследователи

A. В. Аврамов [2], К. 3. Акопян [4, 5], Г. К. Ашин [8], О. Ю. Биричевская [14, 15], Н. И. Киященко [36, 37], А. В. Кукаркин [54], Г. И. Маркова [56],

B. В. Молчанов [65], К.Э. Разлогов [76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83] и др. Феномены элитарной культуры, европейского эстетизма анализируют Ю. Н. Давыдов [22], Н. И. Киященко [38], И. В. Клюева [40, 41] и др.

В отечественной науке истоки и становление проекта британских «Культурных исследований» еще не были предметом специального анализа. Освоение опыта данного направления гуманитарного знания в нашей стране началось в 1990-е гг. «Сейчас. в России только еще начинается дискуссия о том, что же в действительности представляют собой культурология и культурные исследования», — подчеркивает С. А. Ерофеев [25].

Важную роль в этом направлении сыграл Центр социологии культуры Казанского государственного университета, осуществивший публикации работ ряда современных представителей британских «Культурных исследований» [46].

Существуют работы, посвященные отдельным представителям и предшественникам «Культурных исследований», в которых они рассматриваются в ракурсе различных отраслей социального и гуманитарного знания.

С. Т. Колъридж интересует отечественную науку исключительно как поэт (А. А. Елистратова [24]), его культурологические взгляды предметом специального анализа не были.

Существует большое количество литературоведческих работ, посвященные различным аспектам творчества Т. С. Элиота (А. А. Аствацатуров [7], Я. В. Любивый [54], О. М. Ушакова [115, 116, 117, 118, 119, 120, 121] и др.). Литературоведческий анализ творчества М. Арнольда представлен в диссертации О. Б. Вайнштейн [18]. Культурологическую концепцию Ф. Р. Ливиса рассматривает Т. Н. Красавченко [50, 51] .

Анализ историко-культурологических работ Э. П. Томпсона представлен С.В. Оболенской [70]. Краткие упоминания о нем можно найти в работах историков Д. А. Модель [64], а также В. В. Согрина, Г. И. Зверевой и Л. П. Репиной [103].

Наибольшее внимание отечественных исследователей привлекает Р. Уильяме. Одним из первых значение его работ для современной культурологии и социологии обозначил С. А. Ерофеев, писавший в 1997 г.: «.следует подчеркнуть значение творчества выдающегося британского историка, литературоведа и социолога-марксиста Раймонда Уильямса, с которым отечественный читатель практически незнаком, но чья интерпретация истории и основных значений понятия «культура» сыграла большую роль в современном развитии теоретических концепций культуры» [26, с. 5]. Общий обзор проблематики работ Уильямса представлен в статьях Д. В. Галкина [21] , А. Р.

Усмановой [114]. Его концепция массовых коммуникаций, прежде всего, телевидения рассмотрена в публикациях Е .Н. Шапинской [131, 132, 133, 134] .

Гипотеза исследования представляет совокупность следующих научных предположений: «Культурные исследования» в Британии связаны с интеллектуальной традицией XIX в. {линия консервативного либерализма: С. Т. Кольридж, М. Арнольд) и XX в. {консервативно-просветительские позиции: антилибералъные (Т. С. Элиот) и либеральные (Ф. Р. Ливис), для которых характерны антидемократизм, элитизм, литературоцентризм, критический пафос. Во второй половине XX в. молодое поколение интеллектуалов (Р. Хоггарт, Р. Уильяме, Э. П. Томпсон) коренным образом пересматривает не только соотношение элитарной, популярной и массовой культуры, сделав центром своего внимания повседневный опыт и сознание представителей английского рабочего класса, но и само понятие культуры, понимая ее не как высшие достижения гениев, а как «образ жизни» обычных людей.

Объект исследования - британские «Культурные исследования». Предмет исследования - истоки и становление проекта британских «Культурных исследований».

Целью исследования является выявление истоков и разработка панорамы становления проекта британских «Культурных исследований».

В соответствии с целью исследования в нем ставятся два комплекса задач:

1. Задачи, связанные с выявлением теоретических истоков «Культурных исследований» в британской интеллектуальной традиции XIX-XX вв.:

• рассмотреть оппозицию «высокая» / «низкая» культура в трудах английских мыслителей XIX в. С. Т. Кольриджа и М. Арнольда;

• проанализировать культурологические взгляды представителей модернистской литературной критики XX в. Т. С. Элиота и Ф.Р. Ливи-са.

2. Задачи, связанные с анализом работ основоположников британских

Культурных исследований»:

• определить социокультурные причины возникновения Бирмингемского центра «Культурных исследований» и охарактеризовать культурологическую концепцию его основателя Р. Хоггарта;

• представить модель концепции «обыденной культуры» Р. Уильямса;

• рассмотреть принцип «истории снизу» в исследованиях культуры рабочего класса Э. П. Томпсона.

Методология исследования. Методика исследования основана на соединении биографического и междисциплинарного подхода.

Оно осуществляется на стыке культурологии (теории, философии и истории культуры), литературоведения, социальной истории и социологии, на основе фундаментальных теоретических положений, полученных мировой и отечественной наукой по данной проблематике. В работе использованы идеи, разработанные такими выдающимися мыслителями, как М. М. Бахтин [11, 12], X. Ортега-и-Гассет [71], а также современными исследователями С. А. Ерофеевым [25, 26], Л. Г. Иониным [32, 33], Н. И. Киященко [36, 37, 38], Е. Н. Шапинской [131, 132, 133], А. Р. Усмановой [112, 113, 114] и др. Интегративный, комплексный подход позволяет применить знания, полученные разными гуманитарными науками, к решению задач, поставленных в настоящем исследовании.

Диссертант исходит из принципа биографической и социокультурной детерминации творчества, предполагающего учет смыслового горизонта, субъективного опыта представителей британских «Культурных исследований» и их предшественников при анализе их работ.

Автор применяет научные методы, адекватные комплексу задач, обусловленные предметом и целью исследования:

• сравнительно-исторический, дающий возможность рассмотреть различные стадии и этапы эволюции парадигмы британских «Культурных исследований»;

• историко-генетический, позволяющий выявить преемственные связи в данном процессе;

• исторической и логической реконструкции, с помощью которых реконструируются концепции культуры рассматриваемых авторов.

• аналитико-интерпретативный, дающий возможность рассмотрения концепций представителей британских «Культурных исследований» и их предшественников с позиций современной культурологии;

В работе использовался и комплекс общенаучных методов: абстрагирования, конкретизации, анализа и синтеза, аналогии, индукции и дедукции.

Источниковедческую базу работы составили труды основоположников проекта британских «Культурных исследований» (Р. Хоггарта, Р. Уиль-ямса, Э. П. Томпсона) и их предшественников (С. Т. Кольриджа, М. Арнольда, Т. С. Элиота, Ф. Р. Ливиса).

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой одно из первых в отечественной культурологии исследований заявленной темы. В нем впервые проведен анализ истоков британских «Культурных исследований» в XIX-XX вв., дана обобщающая характеристика основополагающих для данного проекта текстов конца 1950-х - 1960-х гг. Большая часть анализируемых текстов не издавалась на русском языке.

На защиту выносятся следующие положения:

• В XIX в. истоками британских «Культурных исследований» стали: 1) романтический критический анализ индустриализма в работах С. Т. Кольриджа, разделявшего «цивилизацию», принадлежащую нации в целом, и «культивирование», принадлежащее гуманитарной интеллигенции («clerisy») — небольшому меньшинству, обеспечивающему продвижение цивилизации вперед; 2) критика современной цивилизации М. Арнольдом, считавшим, что «высокая культура» элиты (способность знать лучшее', все то, что является лучшим; следование лучгиему) призвана через систему образования и просвещения подавлять анархию рабочего класса («низкую культуру»).

• В XX в. истоками британских «Культурных исследований» являются критические концепции литературного модернизма (Т. С. Элиот и Ф. Р. Ливис). Представления Элиота о наличии независимой от субъекта реальности, основанной на абсолютных метафизических ценностях, выражаются в принципах «деперсональности» искусства и «функциональной традиции»; культура трактуется как диалог с традицией (не исключающий трансформации популярных форм в элитарных видах искусства). Для Ливиса «высокая культура» - удел «университетской элиты», гуманитарной интеллигенции, окруженной враждебной средой коммерческой массовой культуры; функция «высокой культуры»: формирование зрелых индивидуумов, осознающих «смысл жизни»; функции массовой культуры: «компенсация», «отвлечение», психологический контроль над аудиторией, «стандартизация и уравниловка с уклоном вниз».

• Стимулом к возникновению Бирмингемского центра «Культурных исследований» стала необходимость критического анализа изменений в британском обществе после Второй мировой войны, связанных с: 1) потерей старой имперской идентичности и трудностями приобретения новой; 2) разрушением традиционной культуры рабочего класса; 3) «новыми беспорядками», причинами которых были: а) усиление социальных противоречий; б) повышение роли выходцев из африканских стран, молодежи и женщин в жизни общества и в сфере потребления; в) возникновение движения «новых левых».

• Книга Р. Хоггарта «Преимущества образованности» детерминирует основную тематику британских «Культурных исследований» (тема популярной и массовой культуры), их проблематику (проблемы «обычной жизни обычных людей», повседневной жизни семьи, политического противостояния в среде рабочего класса), методологию (антропологический подход, сравнительно-исторический метод), методику («непосредственное наблюдение», использование данных этнологии и др.) и основную парадигму (противопоставление традиционной популярной британской культуры современной коммерческой, упадочной, глобальной массовой культуре, распространяющейся из США).

Р. Уильяме, рассматривая культуру рабочего класса с позиций «обновленного марксизма», «демократизирует» и «социализирует» понятие культуры, подчеркивая, что она 1) материальна и «обыденна»; 2) представляет собой не только и не столько совокупность высших интеллектуальных и художественных достижений человечества, сколько определенный «способ жизни», а также способ интерпретации и репрезентации жизненного опыта. Методологическое значение его концепции заключается в признании полифоничности, гетерогенности культуры; в создании новой исследовательской парадигмы (выявление частных, конкретных, часто «невидимых» аспектов культурного процесса), определяющей основную методику — «документирование опыта»: фиксирование скрытых от общества жизненных миров. Понятие «обыденной культуры» стирает различие между понятиями «популярной» и «массовой» культуры.

Неомарксистская концепция Э. П. Томпсона выявляет историческое значение популярной культуры в создании классовых отношений, определяя культуру английского рабочего класса как «самую выдающуюся популярную культуру Англии». Класс - это отношения единства и различия в процессе опыта и в сознании. Представляя «историю снизу», Томпсон бросает вызов «старому» марксизму, рассматривающему историю капитализма как предопределенную только неминуемыми изменениями способов производства и социальных формаций, не придающему значения культуре как образу жизни, опыту, ценностям, идеям, действиям, желаниям, творчеству «обычных людей». Концепция «истории снизу» предполагает изучение разнообразных документальных материалов, способствующее выявлению состояния сознания и характера повседневной жизни.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положений; необходимый объем выборки; адекватность методов исследования его целям и задачам; разнообразие методов исследования; внедрение результатов исследования в практику.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Материалы, содержание и результаты диссертационной работы, могут использоваться в исследованиях проблем массовой культуры и межкультурного взаимодействия, для обобщающих работ по проблемам развития культурологической мысли, при подготовке основных и специальных курсов по культурологии, страноведению, истории культуры Великобритании, культурным коммуникациям, английскому языку и литературе в высшей школе.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 6 мая 2009 г. Основные положения исследования излагались в выступлениях диссертанта на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Саранск, 2003, 2005-2009 гг.) и отражены в 13 научных публикациях автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Черемушкина, Елена Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первые теоретики популярной и массовой культуры в Британии (С. Т. Кольридж, М. Арнольд, Т. С. Элиот, Ф. Р. Ливис) были критиками, представляющими критические («пессимистические») концепции, популярной и массовой культуры, рассматривающими их с откровенно консервативных и часто антидемократических позиций (не различая их, а объединяя понятием «низкая культура») в контексте обеспокоенности возникновением самого феномена. Масса рассматривалась как буйствующая толпа, рвущаяся к власти чернь, грозящая ниспровергнуть традиционную элиту и разрушить культуру. В исследованиях массовой культуры, проходящих в традиции литературного и культурного модернизма, критически настроенных по отношению к массовой культуре, основной оппозицией является противопоставление культуры элитарной с одной стороны, и популярной - с другой.

Во второй половине XX в. захлестнувший Британию процесс американизации и массовизации культуры вызвал противодействие нового поколения интеллектуалов - выходцев из демократических «низов», заставив их обратиться к изучению исчезающей, на их взгляд культуры рабочего класса, которая определялась, прежде всего, политикой средств массовой коммуникации. Духовное обеднение национальной английской культуры они связывали именно с американизацией и глобализацией потребительской культуры, и, прежде всего с молодежным потребительством американского типа.

Р. Хоггарт, Р. Уильяме, Э. П. Томпсон обращаются к исследованию такого культурного феномена, как культура рабочего класса - наиболее проблематичного в плане идентификации как в Англии, так и в других странах. Америка с ее глобалистскими тенденциями диктовала, навязывала свои представления о том, каким должно быть позднекапиталистическое общество, а британские исследователи пытались отстоять демократизм в ответ на тоталитаризм, поликультурность и полиэтничность в противовес моноэтничности и доминирующей модели культуры - будь то культура элитарная («высокая»), популярная (культура рабочего класса) или массовая на голливудский манер.

В биографиях всех трех основоположников британских культурных исследований много общего. Все трое были выходцами из демократической среды: Хоггарт и Уильяме - из рабочего класса, Томпсон - из среды протестантских миссионеров. Все трое - участники Второй мировой войны, боровшиеся с фашизмом.

Все трое работали в сфере высшего образования, причем Хоггарт и Уильяме, кроме того, работали в системе образования рабочих. Оба они на своем опыте испытали, что значит переместиться из рабочего класса в университетские круги в стране, где резко дифференцированная система общественного и частного образования разделяла население, как правило, по классовому признаку (окончив школу, оба, имея «неблагородное» происхождение, смогли продолжить свое образование в университетах - Хоггарт в Лидсе, а Уильяме в Кембридже).

Очевидно, что непосредственным основанием для появления «Культурных исследований» стал левый ливисизм. Хоггарт и Уильяме начинали свою научную карьеру под сильным влиянием Ф. Р. Ливиса. С одной стороны, оба соглашались с тем, что его канонические тексты были более богаты, чем современная «массовая культура» и что культура должна измеряться в ее способности углублять и расширять опыт человечества, с другой, — они признавали, что ливисизм изжил себя и уже не вписывается в рамки современной жизни.

Уильяме и Хоггарт, каждый по-своему, продолжали традиции ливи-сизма в литературно-социальной оценке, затем от «литературных исследований» обратились к повседневной жизни, начав с того, что предложили отказаться от ряда старых стереотипов мышления, шаблонных делений искусства на «высокое и низкое», технологию и культуру (и, следовательно, отказаться от негативных коннотаций термина «культурная индустрия»), от оппозиции интеллектуала и массы, культуры и политики. Они попытались изменить «элитистскую» культурологию и с неомарксистских позиций исследовать надстроечные явления, отказавшись от идеи культуры как Великой Традиции, «суммы достижений человеческого разума и духа», совокупности шедевров, домена интеллектуального и эстетического совершенствования. «Культурные исследования» отклоняют элитные понятия высокой/низкой культуры.

Традиционные определения культуры (которыми оперирует и наша отечественная культурология) по иронии судьбы воплощают аристократическое понимание культуры, согласно которому культура неизменно ассоциировалась с философией, искусством, литературой, наукой — теми сферами деятельности, где главную роль играли представители господствующего класса. В русле этой стратегии пролетарская культура не вписывается в понятие культуры (как культуры высокой), поскольку она не репродуцирует и не культивирует вышеозначенные виды деятельности; не вписывается в этот канон и массовая культура. Точно так же многие социальные группы - рабочий класс, женщины, «цветные» - не были представлены соответствующим образом в традиции «высокой культуры»: они были маргинализованы или вовсе исключены.

В XX в. были заложены основы нового мировоззрения. Это было связано, прежде всего, с тем, что изменился состав общества: существенно уменьшилась роль элиты, увеличилось влияние демократических сил. В течение жизни одного-двух поколений рядом сосуществовали два типа культуры. Первый тип назывался высокой, традиционной, классической, элитарной культурой, второй - демократической, массовой культурой. Культурологи отмечали выход высокой культуры из «своей скорлупы», утрачивание «присущей ей ауры», «растворение в массовом восприятии». Действительно, образовалось особое культурное состояние, в основе которого - альтернативное отношение к тому, что называется «высокой традицией». Взаимоотношения традиционной, высокой культуры с массовой на протяжении всего века были важной проблемой, которая оказывала влияние на мироощущение человека.

Противостояние было предопределено и географическим расположением. Все больше говорили о различии культуры Старого света (европейской) и Нового света (американской). Новое всегда развивается более активно. Массовая культура, будучи чрезвычайно динамичной и жизнеспособной, действительно несет черты американской культуры.

Аполитичному академическому подходу Ливиса к изучению культуры и общества, Хоггарт и Уильяме противопоставляют критическое и политическое измерение проекта «Культурных исследований», связанное с «реальной» жизнью, соединяющее историческое прошлое и современный мир, теорию и практику. Их отличает обращение к самым насущным, актуальным, злободневным проблемам и активное участие в общественно-политической жизни не только своей страны, но и в глобальном масштабе.

Культурные исследования» представляют собой и академический проект, и социально-политическое движение; это интеллектуальная и политическая идеология: письмо, текст рассматриваются в их рамках как форма политической практики. «Культурные исследования» бросают вызов «узкой, элитарной концепции культуры, хранимой в ливисистской традиции, делая акцент на «обычности», «обыденности» культуры и активной, творческой способности «обычных людей» создавать общие выразительные формы интерпретации и репрезентации жизненного опыта.

Демократическое происхождение, участие в борьбе с фашизмом, связь с системой образования рабочих обусловили симпатии всех троих ученых к марксизму, влияние которого в конце 1940-х - 1950-е гг. в Британии было очень большим. В соответствии с установками марксизма, «Культурные исследования» настаивают на том, что культура должна изучаться в рамках социальных отношений, в связи с изучением общества, политики и экономики. Близость эпистемологической проблематики, позиции эмпиризма, реализма и идеализма, ключевые вопросы культурной теории (анализ культуры рабочего класса) ведут их к Марксу.

Все трое особенно заинтересованы вопросами классовой культуры, демократии и социализма в контексте истории английского рабочего класса. Ранние тексты «Культурных исследований» объединял интерес к тяжелому (в социальном и культурном отношении) положению рабочего класса, пересмотр традиционных элитарных понятий образования. Однако основоположников «Культурных исследований» характеризует резкое неприятие и критический анализ марксистского экономизма, реабилитация проблемы ценности в социальных и исторических исследованиях. «Культурные исследования» ориентируются на антропологический подход к пониманию культуры в современных контекстах.

С самого начала «Культурные исследования» были задуманы как междисциплинарная область социально-гуманитарного знания, включающая достижения социальной истории, литературоведения, языкознания, социологии, этнологии. Сам принцип междисциплинарности является выражением основополагающей идеи «Культурных исследований», заключающейся в признании того факта, что культура не может существовать как автономная область, ограниченная эстетическими и формальными критериями, она всегда связана с социальными отношениями, является их выражением и определяет их.

Если Хоггарт противопоставляет популярную культуру (традиционную культуру английского рабочего класса) и массовую культуру (нарождающуюся американизированную культуру), идеализируя первую и критикуя вторую, Томпсон понимает массу как следствие депролетаризации и формирования среднего класса, когда масса объединяется уже такими параметрами образа жизни как уровень дохода, образование и тип потребления, и предстает социальным образованием, в котором принципиально не различаются индивиды и общественные группы, то Уильяме, вводя в оборот понятие «обыденной культуры», стирает различие между «популярной» и «массовой» культурой и критический ракурс рассмотрения массовой культуры заменяет аналитическим. Выбранный подход имеет целью избежать «снобистского» понимания массовой культуры как низкопробной продукции и выработать аналитический ход к ней как к сложившемуся явлению социальной реальности. Это направление исследований вовлекло в свою орбиту множество ранее не изучавшихся, маргинальных объектов и феноменов.

Несомненным достижением английских культурологов в их подходе к изучению истории культуры явилась разработка методов реконструкции стереотипов сознания, осмысление глубинной программы человеческой деятельности, заложенной в культурной традиции и нашедшей выражение как в письменных источниках, так и в предметах материальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Черемушкина, Елена Федоровна, 2009 год

1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева — М. : Экономика, 1999.-414 с.

2. Аврамов, А. В. Смена научных парадигм в концептуализации феномена «Массовая культура» : дис. канд. филос. наук / А. В. Аврамов; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2007. -175 с.

3. Адорно, Т. Избранное: социология музыки / Т. Адорно ; сост.: С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов; пер. М. И. Левина, А. В. Михайлов. 2-е изд. -М. : РОССПЭН, 2008 (Ульяновск: Ульяновск. Дом печати). - 444, 1. с.

4. Акопян, К. 3. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху фарса / К. 3. Акопян. // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003. - С. 205-308.

5. Акопян, К. 3. Происхождение шлягера из духа фарса / К. 3. Акопян // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003. - С. 254-270.

6. Андерсон, П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма : Пер. с англ. / П. Андерсон. М. : Интер-Версо , 1991 -267 с.

7. Аствацатуров, А. А. Т. С. Элиот и его поэма «Бесплодная земля» / А. А. Аствацатуров; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000-237, 1. с.

8. Ашин, Г. К. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового, общества» / Г. К. Ашин // Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. ст. / сост. и авт. предисл. Э. Ю. Соловьев. — М., 1975. — С. 28-51.

9. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зен-кина. -М. : Акад. проект , 2008. 351 с.

10. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 511 с.

11. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит. 1990. — 541 с.

12. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. - 444 с.

13. Бенхабиб, С. Притяжение культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / С. Бенхабиб : пер. с англ.; под ред. В. И. Иноземцева. -М. : Логос, 2003 350 с.

14. Биричевская, О. Ю. Аксиология массовой культуры: сравнительный ценностно-смысловой анализ / О. Ю. Биричевская. М., 2005. - 355 с.

15. Биричевская, О. Ю. Природа и социальные функции массовой культуры: автореф. дис. д-ра филос. наук / О. Ю. Биричевская; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Спб., 2006. - 30 с.

16. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар. М.: Рудомино, 2001. - 222 с.

17. Бородай, Ю. М. Психоанализ и «массовое искусство» / Ю. Бородай // Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. ст. - М., 1975. -С. 139-254.

18. Вайнштейн, О. Б. Мэтью Арнольд и английская литературная критика середины XIX в.: автореф. дис. канд. филол. наук / О. Б. Вайнштейн; ИМЛИ им. А. М. Горького. М., 1985. - 18 с.

19. Вассерман, Ю. М. Изучение социокультурной дифференциации модернизирующегося общества / Ю. М. Вассерман // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — Пермь, 1992.-С. 134-136.

20. Володина, Н. Э. Сциентизм и массовая культура : (Философско-эстетические аспекты) : автореф. дис. канд. философ, наук / Н. Э. Володина; МГУ. Филос. ф-т. М., 1995 - 22 с.

21. Галкин Д. В. Уильяме // Социология: энциклопедия Минск.: Изд-во «Книжный Дом», 2003. - Электронный ресурс. - Мн., 2003. - Электрон. версия издания // andersch.livejournal.com/17581.html • 6 КБ

22. Галушко, Р. И. Западное телевидение и «массовая культура» / Р. И. Галушко. -М. : Изд-во МГУ, 1991.-238, 1. с.

23. Давыдов Ю. Н. Искусство и элита. М. : Искусство, 1966. — 344 с.

24. Елистратова, А. А. Кольридж // А. А. Елистратова. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960. - С. 197-242.

25. Ерофеев С. А. Культурные исследования // Экономика социология менеджмент http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/149222.html

26. Ерофеев, С. А. Традиция институционального анализа в социологической теории культуры : Проблемы методологии : автореферат дис. канд. социол. наук / Казанский гос. ун-т. Казань, 1997. - 20 с.

27. Захаров, А. В. Массовое общество в России (социально-типологический анализ) / А. В. Захаров // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М. : Из-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. - С. 86-101.

28. Здравомыслов, А. Г Социология : теория, история, практика / А. Г. Здравомыслов ; Рос. акад. наук, Ин-т социологии. М. : Наука, 2008.-381, 1. с.

29. Иванов, А. В. Сущность и роль массовой культуры в современном обществе / А. В. Иванов // Социально-философские вопросы логоса, культуры, цивилизации. Якутск, 2001. - Вып. 3. - С. 91-94.

30. Иванцева, Т. Г. «Массовая культура» в системе современной буржуазной идеологии : автореф. дис. . канд. филос. наук / Т. Г. Иванцева; МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1988 - 24 с.

31. Иконникова Н.К. Cultural Studies Now / Н. К. Иконникова // Личность. Культура. Общество. 2007. - Т. 9. Вып. 4 (39). - С. 391-396.

32. Ионин, Л. Г. Культура и социальная структура / Л. Ионин // Социс: соц. исслед. М, 1996. - № 2. - С. 3-12.

33. Ионин, JI. Г. Социология культуры. М. : Логос, 2000. - 430 с.

34. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган; Акад. гуманитар, наук и др. СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 414, 1. с.

35. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: От модерна к постмодернизму / Н. Б. Кириллова. М. : Акад. проект, 2005. - 445 с.

36. Киященко, Н. И. Массовая культура и массовое искусство как глобальная проблема XXI века / Н. И. Киященко // Философия и общество. -2003.-№4.-С. 47-72.

37. Киященко, Н. И. Введение / Н. И. Киященко // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». -М., 2003. С. 4-15.

38. Киященко, Н. И. Динамизм соотношения: народные, массовые и элитарные культура и искусство (методологический аспект) / Н. И. Киященко // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». — М., 2003.-С. 16-57.

39. Климова, Л. Е. Массовая культура и личность : Культурфилософский аспект : автореф. дис. канд. филос. наук. / Л. Е. Климова; Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь , 2005. - 21 с.

40. Клюева, И. В. Панэстетизм как феномен культуры: от романтизма к постмодерну / И. В. Клюева // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: сб. науч. ст. М. : Ин-т искусствознания РАН, 1998. — С. 74-88.

41. Клюева, И. В. Динамика развития эстетизма от начала XIX к концу XX вв. / И. В. Клюева // Динамика состояний социума: матер, межвуз. на-уч.-практич. конф. Саранск: МГПИ, 1999. - С. 87-89.

42. Колосов, А. В Социологическая реконструкция образных средств массовой коммуникации / А. В. Колосов // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003. - С. 348-397.

43. Колотаев, В. А. Современная массовая культура как информационное пространство постфольклора // Массовая культура на рубеже веков: сб. ст. М. - СПб.: Дмитрий Буланин., 2005. - С. 26-41.

44. Кольридж, С. Т. Избранные труды / С. Т. Кольридж. М.: Искусство, 1987.-447 с.

45. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. М. : Вече, 2000. - 509 с.

46. Контексты современности: хрестоматия / Казан, гос. ун-т. Центр социологии культуры. 2-е изд. доп. и перераб. - Казань, 2001. - 185 с.

47. Корюков, Д. В. О проницаемости границ между элитарным и массовым искусством // Массовая культура на рубеже веков: сб. ст. М . — СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 42-51.

48. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. 2-е изд., перераб и доп. - М. : Едиториал УРСС, 2005.-350 с.

49. Кравченко, А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко. М. : Акад. проект, 2000. - 671 с.

50. Красавченко, Т. Н. Английская литературная критика XX века / Т. Н. Красавченко; Рос. АН, ИНИОН. М. : ИНИОН , 1994. - 282 с.

51. Красавченко, Т. Н. Ливис Ф. Р. / Т. Н. Красавченко // Культурология XX век: энциклопедия. Т. 1 — СПб. : Университетская книга; «Алтейя», 1998. С. 402.

52. Красавченко, Т. Н. Элиот Т. С. // Культурология XX век: энциклопедия. Т. 2. / Т. Н. Красавченко. СПб. : Университетская книга; «Алтейя», 1998.-С.

53. Крючкова В. А. Модернизм и социология искусства. М., 1981. www.unic.edu.ru/lib/4k2skultura егто1т%20( l).doc

54. Кужелева, Г. И. «Массовая культура» как явление государственно-монополистического капитализма / Г. И. Кужелева; отв. ред. Б. Г. Рубин. Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 1981. — 127 с.

55. Кукаркин, А. В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес / А. В. Кукаркин. 2-е изд., дораб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. - 399 с.

56. Культура имеет значение: Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / пер. с англ. А. Захарова; под ред. Харрисона и JI. Хантингтона. М. : Моск. шк. полит, исслед., 2002. - 315 с.

57. Культурология: люди и идеи. М. : Академический Проект; РИК, 2006. — 539 с. (Серия «Энциклопедия культурологии»).

58. Лавренева, Т. И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания / Т. И. Лавренева // Социальные науки: история, теория, методология. М., 2000. - Вып. 12. - С. 38-46.

59. Лебон, Г. Психология масс / Г. Лебон: пер. с фр. М.: ТЕРРА-Кн. клуб, 2008.-271 с.

60. Левинсон, А. Т. Анализ некоторых концепций массового культурного обслуживания в зарубежной социологии / А. Т. Левинсон // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. -М., 1989.-С. 260-273.

61. Литвиненко, Н. А. Массовая литература и феномен массового в литературе и культуре: некоторые аспекты. // Вестник университета Российской академии образования. 2002. - № 1 (15). - С. 4-33.

62. Любивый, Я. В. Критический анализ философии культуры Томаса Элиота / Я. В. Любивый. Киев : Наук, думка , 1982. - 108 с.

63. Маклюэн, М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Информационное общество. М.: ACT, 2004. - С. 341-348.

64. Маркова, Г. И. Массовая культура содержание и основные функции: автореф. дис. канд. филос. наук / Г. И. Маркова; Моск. гос. ун-т культуры. М., 1996 - 22 с.

65. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе: пер. с англ. М. : ACT : Ермак, 2003.-331 с.

66. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе: пер. с англ. Киев, 1995. - М. : ACT : Ермак, 2003 .-312с.

67. Массовая культура России конца XX века. СПб. : С.-Петерб. филос. о-во, 2001. Ч. 1.-221 е.; ч. 2.-301 с.

68. Массовая культура иллюзии и действительность: сб. ст.: сост и авт. предисл. Э. Ю. Соловьев. -М. : Искусство, 1975. -255 с.

69. Массовая культура на рубеже XX—XXI веков: человек и его дискурс: сб. науч. тр. / РАН. Ин-т языкознания; под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной. М., 2003. - 367 с.

70. Массовая культура на рубеже веков : сб. ст. : материалы науч. конф., 19-21 нояб. 2002 г. / ред.-сост.: Е. В. Дуков, Л. И. Левин. М. - СПб : Дмитрий Буланин, 2005: ГИПП Искусство России. - 261, [2] с.

71. Массовая культура : современные западные исследования : сб. ст. : пер. с англ. / ред.-сост.: Зверева В. В. -М. : Прагматика культуры, 2005.-339, 1. с.

72. Модель, Д. А. Проблемы британской истории: сб. /АН СССР. М. : Наука, 1984.-288 с.

73. Молчанов, В. В. Миражи массовой культуры / В. В. Молчанов. —/Л. : Искусство, 1984. 119 с.

74. Мортон, А. Л. От Мэлори до Элиота / А. Л. Мортон; пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.-256 с.

75. Мукерджи, Ч. Новый взгляд на поп-культуру М., 2003 / Мукерджи Ч., Шадсон М. // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М, 2003. - С. 454-504.

76. Мусиенко, Н. Б. Буржуазная «массовая» культура: новые времена, старые проблемы : очерки / Н. Б. Мусиенко, П. Яковенко, Е. Голубь. Киев : Мыстэцтво, 1988 - 204, 2. с.

77. Новиков, Н. Концепция «массового общества» в «эпоху организаций» и левый радикализм // Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. ст. -М., 1975. - С. 82-125.

78. Оболенская, С. В. Реферат статьи Э. П. Томпсона «Плебейская культура и моральная экономия» // zhurnal.lib.ru/o/obolenskajasw/tompson.shtml • 21 КБ

79. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс // X. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы: сб. М., 1991. - С. 40-228.

80. Пелипенко, А. А. Эволюция феномена массового искусства от XVIII к XX веку // Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. М., 2000.

81. Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тез. докл. — СПб: Эйдос, 2006. 432 с. / The First Russian Congress in Cultural Research. Programme. Report Summaries. - St. Petersburg: Eidos. -432 p.

82. Петров, JI. В. Массовая коммуникация и культура : (История, теория, методология) : автореф. дис. д-ра филос. наук : / Л. В. Петров; Ле-нингр. ин-т культуры. Л., 1991. - 35 с.

83. Популярная литература: опыт культурного мифотворчества в Америке и России: Материалы V Фулбрайтовской гуманит. летн. школы, Москва, 30 мая 8 июня 2002 г. / под ред. Т. В. Бенедиктовой . - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 200 с.

84. Разлогов, К. Э. Коммерция и творчество: Враги или союзники / К. Э. Разлогов. -М. : Искусство, 1992. -271 с.

85. Разлогов, К. Э. Конвейер грез и психологическая война : Кино и обществ.-полит. борьба на Западе, 70-80-е гг. / К. Э. Разлогов. М. : Политиздат, 1986-236, 2. с.

86. Разлогов, К. Э. Кинопроцесс в современном буржуазном обществе. (Критический анализ взаимодействия киноискусства и политического и религиозного сознания) : дис. д-ра искусствоведения. — М., 1984. -405 с.

87. Разлогов, К. Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана : Кино в западной религиозной пропаганде / К. Э. Разлогов. М. : Политиздат , 1982. -224 с.

88. Разлогов, К. Э. Массовая культура и историко-культурное наследие / К. Э. Разлогов // Исторические города и села в процессе урбанизации. — М., 1994-С. 110-121.

89. Разлогов, К.Э. Массовая культура и современные технологии // Науки о культуре шаг в XXI век. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. - С. 15-27.

90. Разлогов, К. Э. Массовая культура универсальная парадигма современности / К. Э. Разлогов // Теоретическая культурология. - М. - Екатеринбург, РИК, 2005. - С. 304-311.

91. Разлогов, К. Э. Проблемы типологии в связи с массовой культурой и оформлением культурологии // Культурные миры. М. : Рос. ин-т культурологии., 2001. - С. 4-13.

92. Рашкофф, Д. Медиавирус Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф; пер. с англ. М.: Ультра. Культура, 2003. — 363, 4. с.

93. Ридингс, Б. Университет в руинах: главы из книги // Отечественные записки. — 2007. http://www.strana-oz.ru/?article=722&numid=15

94. Рисмухамедов И. А. Анализ идеологии как стратегия исследования средств массовой коммуникации и популярной культуры в современном неомарксизме. / И. А. Рисмухамедов // Проблемы теоретической социологии. Вып. 4. СПб., 2003.

95. Рисмухамедов И. А. Концепции идеологии А. Грамши и Л. Альтюссера и их рецепция в современном неомарксизме: автореф. дис. канд. со-циол. наук / И. А. Рисмухамедов; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2003 - 28 с.

96. Рогожкин, Э. Е. Поэтика пьесы Т. С. Элиота «Убийство в соборе» : проблема мифа и ритуала : автореф. дис. канд. ф. наук / Э. Е. Рогожкин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2007. - 23 с.

97. Руднев, В. П. Массовая культура //В. П. Руднев. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В. П. Руднев. М., 2001. - С. 155— 159.

98. Рыбакова, М. Г. Массовая культура и ее влияние на политический имидж государства : на примере США : автореф. дис. канд. политич. наук : / М. Г. Рыбакова; С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2006. - 23 с.

99. Савельева, И. Г. Массовая и популярная культура в современном обществе: коммуникационный аспект : автореф. дис. канд. социологии, наук / И. Г. Савельева. Казань, 2000. - 23 с.

100. Савельева, И. Г. Массовая культура и масс-медиа в современном обществе: перспективы развития / И. Г. Савельева // Тонус: научн.-публ. альманах ф-та журналистики, социол. и психол. Казан, гос. ун-та. Казань, 1996. - № 1. - С. 67-74.

101. Саенкова, JI. П. Массовая культура: Эволюция зрелищных форм / Л. П. Саенкова. Мн. : Изд-во БГУ, 2003. - 123 с.

102. Самойленко, В. М. Зрелище миф или обыденность?: (исслед. заметки) / В. М. Самойленко. - М. : Луч, 1994 - 165 с.

103. Самохвалова, В.И. Масскульт и маленький человек // Филол. науки. -М., 2001.-№ 1.-С. 55-66.

104. Самохвалова, В. И. «Массовый человек реальность современного информационного общества» / В. И. Самохвалова // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». - М. : Изд-во «Гуманитарий» Акад. гуманит. исслед., 2003. - С. 102-147.

105. Самохвалова, В. И. Язык современной массовой культуры и современная мифология / В. И. Самохвалова // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М. : Изд-во «Гуманитарий» Акад. гуманит. исслед., 2003. - С. 148-204.

106. Семененко, И. С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура / И. С. Семененко // Полис. М., 2003. - № 1.-С. 523.

107. Семенов, В. А. Массовая культура в современном мире / В. А. Семенов. СПб. : Ленингр. орг. о-ва «Знание» РСФСР, 1991. - 16, 1. с.

108. Сизова, Н. А. Массовая культура и культурное наследие: специфика дискурса .: автореф. дис. канд. филос. наук / Н. А. Сизова; Том. гос. ун-т. Томск , 2003. - 22 с.

109. Скуратович, К. И. Буржуазная массовая культура как средство духовного манипулирования личностью: автореф. дис. канд. филос. наук. -Минск, 1988.-20 с.

110. Смольская, Е. П. «Массовая культура» : развлечение или политика? / Е. П. Смольская. -М.: Мысль, 1986. 144 с.

111. Современная историография Великобритании / В. В. Согрин, Г. И. Зверева, Л. П. Репина; АН СССР, Ин-т всеобщ. Истории. М. : Наука , 1991.-225, 3. с.

112. Соловьев, Э. Ю. Предисловие // Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. ст. - М., 1975. - С. 3-26.

113. Социальное знание: формации и интерпретации: материалы науч. конф. 13-14 февр. 1996 г., г. Казань. Ч. И. Казань, 1996. - 138 с.

114. Тард, Г. Личность и толпа : Очерки по социал. психологии / Г. Тард; пер. с фр. Е.А. Предтеченский. СПб. : А. Большаков и Д. Голов, 1903.- 4., И, 178 с.

115. Теплиц, К.Т. Все для всех : Массовая культура и современный человек / К. Т. Теплиц;- Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по общественным наукам. -М.: ИНИОН , 1996 123, 1. с.

116. Теоретическая культурология. -М.: Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, РИК, 2005. 624 с.

117. Терин, В.П. Массовая коммуникация: социокультурные аспекты политического воздействия: Исследование опыта Запада. / В. П. Терин; Моск. гос. ин-т (ун-т) междунар. отношений МИД РФ. Каф. философии- М. : Изд-во Ин-та социологии РАН , 1999 169 с.

118. Терин, В. П. «Массовая культура» и престижное потребление / В. П. Терин // Массовая культура» иллюзии и действительность: сб. ст.; сост и авт. предисл. Э. Ю. Соловьев. - М. Искусство, 1975. - С. 126-138.

119. Топоров, В. Томас Стернз Элиот / В. Топоров. Т. С. Элиот. Полые люди. СПб. : ООО «Издательский Дом "Кристалл"», 2000. http://lib.ru/POEZIO/ELIOT/eliotO 1 .txt.

120. Усманова, А. Р. Культурные исследования / А. Р. Усманова // Постмодернизм: энциклопедия (под ред. Грицанова А. А., Можейко М. А.). -Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. С. 394-400.

121. Усманова, А. Р. От локального к глобальному: политика «Культурных исследований» / А. Р. Усманова // Топос. 2000. № 3. С. 161-165.

122. Усманова, А. Р. Уильяме / А. Р. Усманова // Постмодернизм: энциклопедия / под ред. Грицанова А.А., Можейко М.А. Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2001. - С. 849-853.

123. Ушакова, О.М. Высокий модернизм и традиция классицизма / О. М. Ушакова // XIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. М., 2001. - С. 276-277.

124. Ушакова, О. М. Европейская культурная традиция в творчестве Т. С. Элиота: автореф. дис. д-ра филол. наук / О. М. Ушакова. — М, 2007.-С. 45.

125. Ушакова, О. М. О некоторых аспектах социокультурной критики Т. С. Элиота: «Идея христианского общества» / О. М. Ушакова // Культура. Разум, Искусство. Тюмень : ТюмГУ, 1994. - С. 212-216.

126. Ушакова, О. М. Проблема «литература и религия» в работах Т. С. Элиота 30-х годов XX века / О. М. Ушакова // Художественная литература, критика и публицистика в системе духовной культуры. Вып. 3. Тюмень : ТюмГУ, 1997.- С. 90-96.

127. Ушакова, О. М. Проблема взаимодействия религии и культуры в критике Т. С. Элиота / О. М. Ушакова // Вестник ТюмГУ. 2006. - № 1. -С. 10-21:

128. Ушакова, О. М. Т. С. Элиот и популярная культура / О. М. Ушакова // Американская культура: глобализация и регионализм : тез. докл. конф. -М., 2001.-С. 162-163.

129. Федорова, И. И. Критика контркультуры и ее взаимосвязи с культурой массовой / И. И. Федорова. Киев, 1983. - 30 с.

130. Флиер, А. Я. Массовая культура и ее социальные функции / А. Я. Фли-ер // ОНС: Общества, нации и современность. М., 1998. - № 6. -С. 138-160.

131. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие =

132. Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln : Moralbewusstsein und kommunikatives Handeln / Ю. Хабермас; пер. с нем. СПб. : Наука,2000. - 377, 2. с.

133. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность : Моск. лекции и интервью / Ю. Хабермас; Рос. АН, Ин-т философии. М. : АО «Ками» : Изд. центр «Academia», 1995. -244, 1. с.

134. Хренов, Н. А. Публика в истории культуры : феномен публики в ракурсе психологии масс / Н. А. Хренов. М. : Аграф, 2007. - 495 с.

135. Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс / Н. А. Хренов. — М. : Наука, 2006. 646 с.

136. Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов / РАН, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. М. : Эдиториал УРСС, 2002. - 446 с.

137. Хренов, Н. А. Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности : автореферат дис. д-ра филос. наук / Н. А. Хренов. М. , 1992. - 65 с.

138. Челидзе, Е. И. Социодинамика массовой культуры: ценностный аспект: дис. канд. филос. наук / Е. А. Челидзе; Моск. пед. гос. у-т (МПГУ) . -М., 2002.- 172 с.

139. Шапинская, Е. Н. Массовая культура в теоретических исследованиях / Е. Н. Шапинская // Полигнозис. 2000. - № (1). - С. 77- 96.

140. Шапинская, Е. Н. Массовая культура и современность / Е. Н. Шапинская // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М., 2003.-С. 58-85.

141. Шапинская, Е. Н. Очерки популярной культуры / Е. Н. Шапинская. -М. : Академический Проект, 2008. 190, 1. с.

142. Шапинская, Е. Н. Телевидение в контексте современной культуры // Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». — М., 2003. -С. 398^30.

143. Шестаков, В. П. Искусство тривиализации: некоторые теоретические проблемы «массовой культуры» / В. П. Шестаков // Вопр. философии. — 1982. -№ 10.-С. 105-116.

144. Шестаков, В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В. П. Шестаков. М. : Искусство, 1988.-224 с.

145. Элиот, Т. С. Избранное : религия, культура, литература. Т. 1-2 / Т. С. Элиот / сост., науч. ред., авт. послесл. и коммент. Т. Н. Красав-ченко; пер.: В. И. Бернацкая и др. М. : РОССПЭН, 2004 (ГУЛ ИПК Ульян. Дом печати. - 750, 1. с.

146. Элиот, Т. С. Камень : избр. стихотворения и поэмы / Т. С. Элиот; пер. А. Сергеев; вступ. ст. JI. Джуссани — М. : Христианская Россия, 1997. — 254 с.

147. Элиот, Т. С. Назначение поэзии: сб. : пер. с англ. / Т. С. Элиот. М., Киев: ЗАО «Совершенство» : АО «AirLand», 1997. - 350 с.

148. Ямпольский, М. Б. Ткач и визионер : очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре / М. Б. Ямпольский. М. : Новое лит. обозрение , 2007. - 610 с.

149. Ямпольский, М. Б. Память Тиресия : Интертекстуальность и кинематограф / М. Б. Ямпольский. М. : РИК «Культура», 1993. - 456 с.

150. Anderson, P. Arguments within English Marxism / P. Anderson. L. : Verso, cop. 1980.-217 p.

151. Anderson, P. The left in the fifties / P. Anderson // New Left Review. -1965.-№29.- P. 3-18.

152. Arnold, M. Culture and Anarchy : an Essay in Political and social criticism // www. Guttenberg. org.

153. Arnold,.M. The Letters of Matthew Arnold // http:rotunda.upress.:Virginia edu.8080/arnold.147. Arnold, M. On Education.

154. Arnold, M. Poetry and Prose. // www. Guttenberg. org.

155. Ashley, Leonard R N. Elizabethan popular culture / Leonard R.N. Ashley

156. Bowling Green (Ohio) : Bowling Green state unitv. popular press , Cop. 1988 316 с.ил., к., портр., факс.;23 см - ISBN 0-87972-426-9 (clothbound)

157. Barker, C. Cultural Studies. Theory and Practice / C. Barker. L.: Sage, 2000. - 424 p.

158. Bennett, Т., Introduction: popular culture and the turn to Gramsci / T. Bennett // Popular Culture and Social Relations. Milton Keynes: Open Univ. Press, 1986.-413 p.

159. Bennett, T. Popular Culture: Themes and Issues / T. Bennett. Milton Keynes: Open Univ. Press. 1981. - 342 p.

160. Bennett, T. The politics of the popular and Popular Culture / T. Bennett // Popular Culture and Social Relations. Milton Keynes: Open University Press, 1986.-P. 6-21.

161. Berg, Henk de (1963). Freud's theory and its use in literary and cultural studies : An introduction / Henk de Berg Rochester (NY); Woodbridge (Suffolk) : Camden house , 2003 XII, 155, 3.p. (Studies in German literature, linguistics, and culture).

162. Brinton, C. The political ideas of the English romanticists. Toronto, 1966. -234 p.

163. Brogan, D. W. The problem of high and mass culture / D. W. Brogan // Literary Taste, Culture, and Mass Communication. V. 1 / ed. by P. Davison, R. Meyersohn and Ed. Shils. Cambridge: Chadwyck Healey. 1978.

164. Bowman, P. Post-Marxism versus cultural studies : theory, politics and intervention / P. Bowman. Edinburgh : Edinburgh univ. press , cop. 2007 -XVIII, 228 c. - (Taking on the political).

165. Buckley V., Poetry and morality. Studies on the criticism of Arnold, L., 1959

166. Campbell, B. Vigan Pier Revisited: Povetry and Politics in the Eighties / B. Campbel.-L.: Virago.1984. 165 p.

167. Carey, J. W. The origins of radical discourse on cultural studies in the United States Journal of Communication / J. W. Carey. Pages. - 1983. -P. 311-313.

168. Carey, J. W. Communication as Culture: Essays on media and society / J. W. Carey. L. : Unwin Hyman, 1989.

169. Carter, R., McRae J. The Routledge History of Literature in English Britain and Ireland / R. Carter, J. McRae. L.; N.Y., 1997.

170. Clarke, J. London Subcultures, cultures and class: A theoretical overview / J. Clarke // Working Papers in Cultural Studies. №. 7/8. 1976. - P. 9-74.

171. Coleridge, S. T. On the Constitution of the Church and State / S. T. Coleridge. L.: Dent, 1972.

172. Coleridge, S. T. Selected letters / S. T. Coleridge; ed. by H. J. Jackson. -Oxford; N. York : Oxford univ. press, 1988. XXIX, 306 p.

173. Cultural Studies: Theory and Practice. L.: Sage, 2000. - 424 p.

174. Cultural studies / ed., a. with an introd. by Lawrence Grossberg et al. ; With Linda Baughman a. assistance from J. Macgregor Wise. N. Y.; L. : Routledge , 1992 - X, 788 p.

175. Docker, J. Postmodernism and Popular Culture. L.: Cambridge Univ. press, 1996.-313 p.

176. Drake, J. A. Popular culture and American life : Sel. topics in the study of Amer. popul. culture / M. W. Laforse a. J. A. Drake. Chicago : Nelson-Hall, cop. 1981-XIII.-257 p.

177. During, S. The cultural studies reader / S. During- L. : Routledge, 2000.

178. Cultural studies: A critical introduction / ed. S. During L.: New York: Routledge, 2005. - 244 p.

179. Eagleton Т., Regan S. The Eagleton reader. L.: Wiley-Blackwell, 1998. -454 p.

180. Eagleton, T. Literary Theory: An introduction / T. Eagleton. Oxford: Basil Blackwell, 1983.-VIII, 244 p.

181. Eliot, T. S. Notes Towards a Definition on Culture / T. S Eliot- L.: Faber, 1948.

182. Eliot, T. S. Selected Essays / T. S. Eliot. L.: Faber & Faber, 1963.

183. Fiske, J. Reading the Popular / J. Fiske Boston : Unwin Hyman, 1989.

184. Fiske, J. Understanding Popular Culture / J. Fiske L.: Unwin Hyman, 1989.

185. Green, M. The Centre for Contemporary Cultural Studies // What is Cultural Studies? A Reader / ed. by J. Storey. N.Y. & L. : Arnold, 1996. - P. 4049.

186. Freud's theory and its use in literary and cultural studies : An introduction / H. de Berg Rochester (NY); Woodbridge (Suffolk) : Camden house , 2003 -XII, 155, 3. p. (Studies in German literature, linguistics, and culture).

187. Hall, S. Critical Dialogues in Cultural Studies / S. Hall. L.: Routledge& Kegan Paul, 1996.

188. Hall S. Cultural studies and the Centre: some problematics and problems // Culture, Media, Language. -L. : Hutchinson, 1980.

189. Hall, S. Popular culture and the state / S. Hall // Popular culture and social relations. Buckingham, Bristol, 1983.

190. Hall, S. Some paradigms in Cultural Studies / S. Hall // Annali. 1978. - № 3.-P. 28-31.

191. Hall, S. The politics of Thatcherism / S. Hall L.: Lawrence and Wishart, 1984.-344 p.

192. Hobson, D. Housewives and the Mass Media / D. Hobson // Culture, Media, Language / ed. S. Hall, D. Hobson, A. Lowe, and P. Willis. L.: Hutchinson, 1980.-P. 105-114.

193. Hoggart, R. An english temper : Essays on education, culture a. communications / R. Hoggart. L. : Chatto & Windus , 1982. - 207, 13. p.

194. Hoggart, R. Speaking to Each Other. V. II / R. Hoggart. L.: Chatto and Windus, 1970.

195. Hoggart, R. The uses of literacy / R. Hoggart L.: Essential Books. 1957. -831 p.

196. Jameson, Fr. Postmodernizm / Fr. Jameson. Ljubljana : Analecta, 1992. -159 p.

197. Jameson, Fr. The political unconscious : Narrative as a socially symbolic act / Fr. Jameson. 2. print. Ithaca (N.Y.) : Cornell univ. press, 1982. - 305 p.

198. Johnson, R. What is Cultural Studies Anyway? / R. Johnson // CCCS stenciled paper. 1983. - № 74.

199. Leavis, F. R. Anna Karenina and other essays / F. R. Leavis. N. Y. : Simon a. Schuster, 1969. - 248 p.

200. Leavis, F. R. For Continuity / F. R. Leavis- Cambridge: Minority Press, 1933.

201. Leavis, F. R Nor shall my sword : Discourses on pluralism, compassion a. social hope / F. R. Leavis. L. : Chatto & Windus , 1972. - VIII, 232 p.

202. Leavis, F. R. Mass Civilisation and Minority Culture / F. R. Leavis. Cambridge: Minority Press, 1930.

203. Leavis, F. R. The Common Pursuit. L.: Hogarth, 1984.

204. Leavis, F. R. The living principle : «English» as a discipline of thought / F. R. Leavis. -N. Y. : Oxford univ. press, 1975. 264 p.

205. Leavis, F. R. Valuation in criticism and other essays / F. R. Leavis; coll. a. ed. by G. Singh. Cambridge etc. : Cambridge univ. press, 1986. - VII, 309 P

206. Leavis, F. R. and Thompson D. Culture and Environment / F. R. Leavis. L. : Chatto & Windus, 1933.

207. Leavis, Q. D. Fiction and the Reading Public / Q. D. Leavis- L. : Chatto and Windus, 1978.

208. McGuigan, J. Cultural populism / J. McGuigan. L. : Routledge, 1997.

209. Mercer, C. Complicit Pleasures / Mercer C. // Popular Culture and Social Relations. Milton Keynes: Open Univ. Press, 1986. - P. 50-68.

210. Milner A. Re-imagining Cultural Studies: The Promise of Cultural Materialism Melbourne: Monash Univ. Press, 2002. 224 p

211. O'Connor, A. The problem of American cultural studies // Critical Studies in Mass Communication. 1989. - № 6. - P. 405-413.

212. O'Connor, A. Williams R. Writing, culture, politics / O'Connor. Oxford: Basil Blackwell O'Connor Alan, 1989.

213. Popular Culture and the «Turn to Gramsci» // T. Benett, C. Mercer, J. Woolacott (eds). Popular Culture and Social Relations. Buckingham. Bristol - Milton Keynes: Open University, 1983. - P. I-XIX. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/125718.html

214. Protest and survive / E.P. Thompson a. Dan Smith, eds. ; Draw, by Marshall Arisman New York; London : Month, rev. press, cop. 1981. XXVIII, 216 p. - (Stop nuclear war).

215. Shiach, M. Feminism and Popular Culture/ Shiach M. // Feminism and Popular Culture (a reader), 2nd ed. L. : Longman Pearson Education, Prentice Hall, 1998.

216. Shiach, Morag Discourse on popular culture : Class, gender a. history in cultural analysis, 1730 to the present / Morag Shiach Cambridge; Oxford : Polity press , 1989 238, 8. c.;24 см - Библиогр.: с. 223-234.

217. Shils, E. Mass society and its culture/ Shils E. // Literary Taste, Culture, and Mass Communication. V. I / ed. by P. Davison, R. Meyersohn, Ed. Shils. -Cambridge : Chadwyck Healey, 1978.

218. Storey, J. An Introductory Guide to Cultural theory and Popular culture. -The Univ. of Georgia Press. ATHENS. 1993. - 288 p.

219. Storey J. Cultural Studies and the Study of Popular Culture. Theories and Methods. Edinburgh, 1996. Introduction. Cultural Studies // A Dictionary of Cultural and Critical Theory / Ed. M. Payne. 1996. P. 124 - 128.

220. The Cultural Studies Reader / ed. by S. During. N.Y., L.: Routledge, 1993.

221. The Leavisists: Recollections and Impressions /ed. by E. P. Thompson. L.: 1984.

222. Thompson, E. P. Beyond the cold war : A new approach to the arms race a. nuclear annihilation / E.P. Thompson. N. Y. : Pantheon books, cop. 1982. -XXII, 198 p.

223. Thompson, E. P. Customs in Common: Studies in Traditional Popular Culture / E. P. Thompson. L.: Merlin Press, 1991. - p.

224. Thompson, E. P. Making History: Writings on History and Culture / E. P Thompson. -L.: Merlin Press, 1994.

225. Thompson, E. P. Moral Economy of the English Crowd in the Eighteenth Century / E. P Thompson. Warwick Univ. Ltd, Harmondsworth: Penguin, 1971.

226. Thompson, E. P. Plebeische Kultur und moralische ekonomie Aufstze zur englischen Sozial -geschichte des 18 und 19 Jahrhunderts / E. P Thompson. -Frankfurt a. M., 1980. 377 S.

227. Thompson, E. P. Protest and Survive / E.P. Thompson a. Dan Smith, eds. ; Draw, by Marshall Arisman N.Y.; L. : Month, rev. press , Cop. 1981. -XXVIII, 216 p.

228. Thompson, E. P. Star Wars, L.: Penguin, 1985.

229. Thompson, E. P. The Making of the English Working Class / E. P Thompson. Harmondsworth : Penguin, 1963. - 950 p.

230. Thompson, E. P. The Povetry of Theory / E. P. Thompson. -N. Y.; L. : Monthly rev. press , Cop. 1978. V, 404, 6. p.

231. Thompson, E. P. The Romantics: England in a Revolutionary Age / E. P. Thompson. -L.: Merlin Press, 1997.

232. Thompson, E. P. Whigs and Hunters: The Origin of the Black Act / Thompson E. P. Harmondsworth (Mddx.) etc. : Penguin books , 1977. - 327 p.

233. Thompson, E. P. William Morris: Romantic to Revolutionary (1st ed. L.: Lawrence & Wishart, 1955, revised 2nd ed. -N.Y. : Pantheon, 1976.

234. Thompson, E. P. Witness Against the Beast: William Blake and the Moral Law / Thompson E. P. L.: Merlin Press, 1993.

235. Thompson, E. P. Writing by candlelight / E.P. Thompson. L. : Merlin, cop. 1980.-XIV, 286 p.

236. Williams, R. Communications / R. Williams. L.: Penguin, 1962

237. Williams, R. Culture and Society / Williams R. Harmondsworth: Penguin. 1963.

238. Williams, R. Fiction and the writing public.

239. Williams, R. Keywords: A Vocabulary of Culture and Society / R. Williams.- L.: Fontana : Croom Helm, 1976. 286 p.

240. Williams, R. Marxism and literature / R. Williams. Oxford : Oxford univ. press , 1977.-217 p.23.4: Williams, R On television : Sel. writings / ed. by Alan O'Connor. Toronto (Ontario) : Between the lines, Cop. 1989. - XVII, 223 p.

241. Williams, R. Orwel / R. Williams. 3. impr. Glasgow : Fontana: Collins , 1975.-94 p.

242. Williams, R. Politics and letters : Interviews with New left review / R. Williams. -L. : Verso, 1981.-444 p.

243. Williams, R. Problems in materialism and culture : Sel. essays / R. Williams- L. : Verso , Cop. 1980. VIII, 277 p.

244. Williams, R. The British left / Williams R. // New Left Review. 1965. -№30.- P. 18-26.

245. Williams, R. The English novel: From Dickens to Lawrence / R. Williams. -2. impr. L. : Chatto & Windus , 1971 196 p.

246. Williams, R. The Future of Cultural Studies / R. Williams // What is Cultural Studies? L.: Pentice Hall Europe, 1999. - P. 169-177.

247. Williams R. The Long Revolution. Harmondsworth: Penguin, 1961. -148 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.