Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Чутчева, Ксения Александровна

  • Чутчева, Ксения Александровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 297
Чутчева, Ксения Александровна. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2006. 297 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Чутчева, Ксения Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ МОНГОЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА.

1.1. Общая характеристика изобразительного искусства Монголии и динамика его развития на рубеже XIX - XX столетия в контексте историко-культурной ситуации.

1.2. Изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики.

1.3. Культурная политика СССР в сфере сотрудничества со странами социалистического содружества.

ГЛАВА 2. ПРИОБЩЕНИЕ МОНГОЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ К ТРАДИЦИЯМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ.

2.1. Роль художественных мастерских ведущих педагогов Петербургской Академии художеств в формировании изобразительного искусства Монголии второй половины XX века.

2.2. Вклад художников-педагогов Московского Художественного института им. В.И. Сурикова в становлении и развитии монгольского изобразительного искусства XX века.

2.3. Подготовка художественных кадров для Монголии на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.

ГЛАВА 3. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО -ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОНГОЛИИ XX ВЕКА.

3.1. Основные виды и жанры изобразительного искусства, мотивы, образы, сюжеты в творчестве монгольских художников 50-70-х гг.

3.2. Динамика стилей и направлений в художественной жизни Монголии в 80-90-е годы, вклад в развитие монгольского искусства, художников прошедших обучение в России.

3.3. Российско-монгольские культурные связи на примере Алтайского региона.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы»

Общая характеристика и актуальность исследования.

Изучение взаимодействия художественных традиций Востока с европейскими актуально в контексте такого мощного современного явления, как глобализация. Реалистическая художественная школа, как и понятие «национальная художественная школа», в настоящее время подвергается переосмыслению и переоценке, что подтверждает актуальность данного исследования. Опыт приобщения монгольских художников к традициям европейского искусства через образовательную систему высших учебных заведений России заслуживает пристального и обстоятельного анализа. Творчество монгольских художников, получивших образование в России, достигло высокого художественного уровня, что позволяет делать обоснованные выводы о серьезных достижениях российской художественной школы. В искусстве XXI века обозначилась тенденция размывания такого важного понятия, как «художественность», связанная с неопределенностью эстетического идеала, внедрением компьютерных технологий в изобразительное искусство и другими факторами современности. Отметим, что параллельно отрицанию реалистического искусства в настоящее время развивается явление, получившее название неоакадемизм, опирающееся на ценности классического искусства, которые утверждает русская реалистическая школа. В современной культуре бытует искаженное представление о реалистическом искусстве, об искусстве соцреализма. Развенчание этих однозначных, поверхностных убеждений является одной из задач данной работы. Актуальность темы заключается и в отсутствии специальных работ, посвященных заявленной теме. Степень разработанности проблемы.

Проблема влияния российской художественной школы на развитие монгольской живописи в XX веке в отечественной и зарубежной историографической науке ранее глубоко не разрабатывалась. Для рассмотрения данной проблемы в исследовании представлена историографическая ситуация, многие аспекты которой легли в основу изучения культуры монголов в целом и истории развития изобразительного искусства в XX столетии.

Изучение живописи Монголии XX века в отечественной исторической литературе неразрывно связано с исследованиями Монголии. Большой вклад в изучение монгольской культуры и искусства внесли русские ученые, путешественники, художники, просветители. Их творчество в значительной мере оказало влияние на становление и развитие монгольского искусства. Среди них имена ученых-путешественников, положивших начало монголоведению: Г.Н. Потанин (1835 - 1920), П.К. Козлов (1863 - 1935), Н.М. Пржевальский (1839 - 1888), А.Н. Позднеев (1851 - 1920) и другие. (Прил. 1) В их дневниках и работах был представлен материал, связанный с народным искусством монголов. Эти ученые на основе этнографических данных описывали культуру и быт монгольского народа, а проблемы стиля, традиций, заимствования и новаторства в искусстве не затрагивали.

С Монголией неразрывно связана судьба великого русского ученого, писателя, художника, путешественника Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947). Н.К. Рерих оставил не только огромное количество живописных работ, но и прекрасное литературное наследие. Центральноазиатская экспедиция 1924 - 1928 г. и экспедиция по Внутренней Монголии и Китаю 1935 г. внесли вклад в научное изучение монгольской культуры. В работах Н.К. Рериха «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи» и его сына Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» представлены исследования археологических памятников, собран этнографический материал о культуре и быте народов Центральной Азии.

В XX веке интерес к изучению монгольской культуры и искусства усилился. Появились работы монгольских и советских авторов, связанные с историей искусства и культуры Монголии, в которых рассматривались аспекты развития различных видов искусства, затрагивались проблемы влияния национальных традиций на современное монгольское искусство. Фундаментальной работой, затрагивающей вопросы истории монгольского изобразительного искусства, явилась монография известного общественного деятеля Монголии, народного художника МНР, первого председателя Союза монгольских художников Ням-Осорына Цултэма. Автор работы «Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века» рассмотрел проблему формирования монгольского искусства на основе взаимовлияния культур народов Центральной Азии. Свои выводы он делал на основе археологических, филологических и других источников, а так же анализируя уникальные коллекции музеев МНР.

Одними из первых исследований в области монгольского живописного наследия стали работы И.И. Ломакиной «Изобразительное искусство социалистической Монголии» и монография о творчестве Марзана Шарава. В работе «Изобразительное искусство социалистической Монголии» автор представила развитие живописи с начала XX века до 70-х годов, и дала ее характеристику по видам и жанрам. Особое внимание автор уделяла становлению и развитию нового изобразительного искусства. В работе И.И. Ломакиной рассмотрено творчество основоположника монгольской национальной живописи Балдугийна Шарава, художника иконописца, вставшего на путь демократического искусства, а так же дан анализ творчества корифеев монгольской живописи У. Ядамсурэна, Д. Манибадара, Н. Жамбы, Д. Чойдога и др. художников старшего поколения. И.И.Ломакина представила процесс формирования национального изобразительного искусства Монголии по двум направлениям. Так, автор отмечала; «Монгольская живопись XX века - это творческое освоение европейской живописи и развитие традиционной плоскостной живописи «монгол-зураг», которые, обогащая друг друга, способствовали расцвету искусства Монголии». [98, Ломакина И.И., 1970. С. 36]. В работе Ломакиной И.И. предпринята попытка систематизировать развитие монгольского изобразительного искусства по его видам и жанрам на основе анализа отдельных работ художников XX века.

История культуры Монголии освещена в целом ряде работ монгольского ученого и государственного деятеля Д. Майдара. В своей монографии «Памятники истории и культуры Монголии» автор представил материал о древних и современных памятниках духовной и материальной культуры Монголии. Большое внимание автор уделил изучению истоков и путей формирования современной национальной культуры, а также вопросам преемственности культур. Автор уделял внимание вопросу влияния советского искусства на монгольскую культуру. Д. Майдар отмечал: «Сущность преемственности культуры состоит в использовании накопленных прошлым поколением культурных ценностей на основе их анализа и творческой переработки». [101, Майдар Д., 1981. С.148.]

Исследованием монгольского народного орнамента, который явился неотъемлемой частью изобразительного искусства, занимались К.В. Вяткина, Н.В. Кочешков. К.В. Вяткина в своей работе «Монголы Монгольской Народной Республики» освящала проблемы материальной и духовной культуры монголов, а также дала характеристику некоторых образцов орнамента. Наиболее полно представлено развитие народного искусства в труде Н.В. Кочешкова «Народное искусство монголов». В этой работе автор рассматривал историю монгольского народного искусства и выявлял его основные черты и особенности. Н.В. Кочешков прослеживал эволюцию художественных традиций и указывал на их проявление в современном монгольском искусстве.

Проблемы развития монгольской живописи от средневековой до современной представлены в ряде публикаций монголоведа Т.В. Сергеевой. В статье Т.В. Сергеевой «Национальные традиции и современность в живописи Монголии», посвященной истории современной живописи и ее развитию в середине 50-х годов, убедительно показана роль народных монгольских традиций, которые питают до сих пор современное искусство.

Национальная живопись, - отмечает автор Т.В.Сергеева, - сразу завоевала себе многочисленных сторонников, являясь закономерным завершением поиска новых путей в монгольском искусстве. [127, Сергеева Т.В., М., 1983. С. 207].

В работе Прокофьева «Современное искусство социалистических стран Востока» подчеркивалась не только определяющая роль национального стиля, но и влияние западно-европейского реализма на страны Востока, в том числе и на Монголию. Автор отмечал интеграцию советской культуры в восточные регионы, связывал с этим расцвет национальной культуры, а также возросшее стремление художников Востока к реалистическому отображению действительности.

Так как в исследовании ставится проблема влияния русской художественной школы на монгольскую живопись, автором была рассмотрена литература о развитии художественного образования, а также вопросы интернациональной политики Академии художеств СССР, в которую входили - Академический художественный институт имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге и Художественный институт имени В.И. Сурикова в Москве. В опубликованных докладах ежегодных сессий, проходивших с 1947 года, рассматривались аспекты истории художественного образования в России, проблемы развития советского изобразительного искусства, педагогические методы и задачи Академии художеств СССР, вопросы транслирования советского изобразительного искусства в национальных республиках и странах соцлагеря.

Касаясь вопросов приобщения монгольских художников к традициям европейской художественной школы через систему художественного образования России, и роли художественных мастерских ведущих советских педагогов в формировании изобразительного искусства Монголии, автором диссертации были рассмотрены работы, содержащие анализ творчества советских педагогов и их педагогических принципов. В исследовании рассмотрены работы о творчестве советских художников педагогов: проф.

Е.Е. Моисеенко, проф. И.А. Серебряного, проф. В.М. Орешникова, проф. Ю.М. Непринцева, проф. А.А. Мыльникова, проф. Т.Т Салахова, проф. Д.К. Мочальского, проф. С.В. Герасимова, проф. Ю.И. Пименова, проф. Ф.С. Богородского, художников-графиков проф. Е.А Кибрика, проф. М.В Маторина.

Одной из задач исследования является изучение проблемы обратного влияния монгольского искусства на сопредельные территории, в связи с этим рассмотрены работы алтайских историков искусства: В.И. Эдокова, Т.М. Степанской, Л.И. Снитко, Л.И. Нехвядович, статьи художников Б.И. Лупачева, Ф.С. Торхова, Л.Р. Цесюлевича, А.П. Щетинина и др. Авторы освещали вопросы, связанные с анализом творчества алтайских художников: основные темы, сюжеты, творческий метод, особенности стиля, место монгольских мотивов в искусстве Алтая.

Таким образом, современная историографическая ситуация делает изучение живописи Монголии XX в. актуальной и научно значимой. Цель исследования.

На основе комплексного изучения живописного наследия Монголии выявить степень влияния русской педагогической художественной школы и традиций русской реалистической живописи на развитие монгольского изобразительного искусства в XX веке. Задачи исследования:

1. Выявить особенности культурной жизни Монголии в первой половине XX века.

2. Дать общую характеристику изобразительного искусства Монголии и проследить динамику его развития на рубеже XIX - XX столетия в контексте историко-культурной ситуации.

3. Рассмотреть изменения в художественной жизни Монголии в связи с возникновением Монгольской Народной Республики.

4. Дать обзор культурной политики СССР в сфере сотрудничества со странами социалистического содружества.

5. Определить роль художественных мастерских ведущих педагогов Академического художественного института имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, Художественного института имени В.И. Сурикова в Москве, художественного факультета Всероссийского государственного института кинематографии в формировании изобразительного искусства Монголии второй половины XX века.

6. Представить основные виды и жанры изобразительного искусства, мотивы, образы, сюжеты в творчестве монгольских художников 50-60-х годов; выявить влияние монгольского изобразительного творчества на искусство и художественную жизнь сопредельных территорий, в частности Алтайского края.

7. Проследить динамику стилей и направлений в художественной жизни Монголии в 70-90-е годы, и определить вклад в развитие монгольского искусства художников, прошедших обучение в России.

Объектом исследования явилось монгольское изобразительное искусство XX века.

Предмет исследования.

Творчество монгольских художников второй половины XX века, получивших образование в России, а также проблема влияния российской художественной школы на развитие живописи Монголии. Хронологические рамки исследования - XX век. Территориальные рамки исследования.

Учитывая специфику исследования, необходимо отметить достаточно широкие территориальные рамки: Улан-Батор, Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край.

Методологические основы исследования.

Работа основана на комплексном подходе, на современных культурологических концепциях, что обусловило комплексную методику, предполагающую использование методов историзма, сопоставления, сравнения. Был использован социальный метод - анкетирование, интервьюирование.

Источниковая база исследования.

Поставленные задачи потребовали привлечения широкого круга источников, часть которых была введена в научный оборот впервые. В зависимости от характера полученной информации можно выделить следующие их виды: музейные и архивные фонды, музейные экспозиции, архивы личного происхождения, каталоги персональных и других выставок.

Музейные виды источников представлены:

1. Художественными фондами Государственного музея искусства народов Востока (Москва), где хранится около тысячи произведений монгольского искусства. По своему составу и художественной значимости коллекция занимает первое место среди аналогичных музейных собраний страны. Фонды музея располагают прекрасной по качеству и крупной по составу коллекцией монгольской живописи XX века. [126, Сергеева Т.В., 1992. С. 44.]. В исследовании представлены живописные произведения из фондов ГМИНВ художников старшего поколения, чье творчество сформировалось под влиянием дореволюционных традиций национального искусства. Среди них работы художников Долгорына Манибадара (18891963), Дуламжавына Дамдинсурэна (1990-1984), Уржингийна Ядамсурэна (1905-19.), и Адъягийна Сэнгэцохио (1917-19.). Их произведения выполнены в традиционной плоскостной манере живописи «монгол-зураг», что обозначает монгольский рисунок. (Прил. 1)

Для анализа в работе использованы произведения монгольских живописцев, выполненные художниками в европейской манере масляными красками, пришедшей в Монголию из России в начале XX века. К ним следует отнести, хранящиеся в ГМИНВ, работы художников Н.-О. Цултэма, выпускника Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Его творчество представлено работами «Дорога» (1971), «Монгольский художественный театр» (1954), «Встреча» (1970), «Жемчужные подвески»

19.), «Вечером» (19.), акварельные работы «Гора Гичгэнэ» из серии «Сонгино» (1970) и «Дождливая погода» (1975), а так же Автопортрет (1973). Живописные и графические работы Дагдана Амгалана, творчество которого представлено в фондах музея Востока полотнами - «Перед выступлением»

1965), «Пожелание сыну» (1968), «Школа в Дариганге» (1976), «Красная пыль» (1967), «Молитва» (1966), а также его графическими работами -«Утро, солнце и мама» (1962), «В школу» (1962).

Источниками для исследования стали работы из ГМИНВ монгольских художников - Гэлэгийна Одона, представителя реалистического направления в живописи и Лувсангийна Гаваы выпускников Академического художественного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Работы Г. Одона - «Портрет пастуха из Уядза» (1963), «Памятник советским войнам на горе Чойболсана» (1954), этюд «Пейзаж с юртой». Работы Гаваы - «Юрты» 1966 и «Горы Алтая» 1954. А также работы многих известных монгольских художников - О.Цэвэгжава, Д. Чойдога, Б. Чогсома, Ц. Минжура, и других. (Прил. 1)

Все эти произведения монгольских живописцев XX века располагаются в фонде Центральной Азии Государственного музея искусства народов Востока и обладают художественной ценностью. К сожалению, в постоянной экспозиции не представлена живопись этого периода. Экспозиция ограничена произведениями искусства древней Монголии.

2. Существенную роль в исследовании сыграла постоянная экспозиция Государственного музея изобразительных искусств Монголии (Улан-Батор). Здесь представлено искусство Монголии XIX начала XX века. В музее собрана интересная коллекция ламаистской живописи на свитках, выполненная по строгим канонам на полотне минеральными красками. А также работы авторов старшего поколения Д. Дамдинсурэна - «Хурээ чам»

1966), «Хурээ мандал» и Д. Манибадара «Чингисхан» (1957). Особый интерес для исследования представило творчество Марзана Шарава, основателя современной школы живописи в изобразительном искусстве

Монголии. Его произведения, представленные в постоянной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Монголии, характеризуются простотой и скромностью рисунка, за которыми кроется острая мысль, глубокая содержательность и реалистичность. [Баяр Д., 1982. С. 18-19] В постоянной экспозиции представлены работы - «Один день Монголии» (k.XIX - н. XX века), «Балданхачин» (н. XX века), «Хайстай Лаврин» (сер. XX века), Лхас (XX век), и др. (Прил. 1)

3. Одним из основных источников в исследовании явилась коллекция монгольской живописи XX века, представленная в Национальной галереи современного изобразительного искусства Монголии, которая была основана в 1989 году. Здесь в постоянной экспозиции расположены подлинные произведения живописи Ням-Осорына Цултэма «Призыв», Бадамжавына Чогсома «Борьба» (1972), «Вулкан» (1966); Д. Дамдинсурэна «Караван верблюдов» (19.); Гэлэгийна Одона «После рабочего дня» (1953), «Хасбаатор» (1957), «Сказитель» (1972); Лувсангийна Гавы «Демонстрация фильма» (1962); Уржингийна Ядамсурэна «Портрет Сухэ-Батора»; Батцэндийна Пурэвсуха «Герой степи» (19.); Долгожавына Болда «Песня алтайских гор» (1987), за которую автор получи государственную премию, «Скульптор», «Провыв в бесконечность» (1999); Дагдана Амгалана «Мечта»; Мижидийна Бутэмжа; Ёдоннгийна Уолзийхутага «Чистый родник», Дашийн Эрдэнэ «За кулисами театра» (1999); Раднаагийна Дуйнхоржава «Встреча» (19.); Жамбаагийна Мунхдалай «Хубилай хан», «Угэдэй хан», Ламжавына Ганболда «Полнолуние» (1998) и «Песок»(1997); Чойжина Ичиннорова «Озеро» (2000), и «Дерево», и работы других авторов. Фонды галереи постоянно расширяются и пополняются новыми произведениями современных монгольских художников.

4. Для анализа произведений современного искусства большое значение в исследовании имеет экспозиция выставочного зала Союза художников Монголии, где в августе 2005 года проходила выставка молодых монгольских авторов.

К архивным видам источников можно отнести:

1. Материалы методических фондов факультета живописи Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург) и фонды Художественного института имени В.И. Сурикова (Москва). Эти архивные источники содержат: инвентарный номер, биографические данные учащихся. Тему дипломной работы, ФИО преподавателя, оценку и некоторые примечания. Источниковая ценность методических фондов заключается в том, что они позволяют судить о преемственности живописной школы и традиций, которые передавались от учителя ученикам. В архивном методическом фонде Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург) представлен альбом с фотографиями дипломных работ студентов, окончивших ВУЗ с 1963 по 1990-е годы. (Прил. 3)

2. Опубликованные документы, содержащие информацию о культурной политике МНР и СССР в XX веке: «Советско-Монгольские отношения», сборник документов 1921 - 1966 гг., «Культурное строительство в РСФСР», документы и материалы 1917-1941 г., а также опубликованные материалы Сессий, проходивших ежегодно в Академии художеств, где рассматривались вопросы методики художественного образования, проблемы обучения и их решение.

3. В диссертационном исследовании использованы материалы поездок в Монголию и фотографии из личных архивов - историка искусства, доктора искусствоведения, профессора Т.М. Степанской; алтайских художников А.П. Щетинина, Ф.С. Торхова.

Косвенными источниками исследования стали - каталоги:

1. «Современное изобразительное искусство Монголии» - каталог выставки монгольского искусства 1986 года, где представлены работы с 1981 по 1986 годы. Каталог состоит из четырех разделов - «живопись», «графика», «скульптура», «декоративно-прикладное искусство». В разделе «живопись» представлены работы молодых живописцев - П. Энхжаргала, С. Дагвадоржа, Ц. Энхжина, Д. Пурэвдоржа, М. Бутэмжа, Б. Пурэвсуха, Ё. Уолзийхутага. Портретные композиции Н. Цултэма, X. Содномцэрэна, Н. Санчира. Каталог располагает работами представленными на выставке заслуженных деятелей искусства Монголии - М. Цэмбэлдоржа, JI. Гаваы, Д. Амгалана, Ч. Батмунха, Г. Одона и др. В разделе «Графика» находится несколько работ художников - С. Жамца, Саналбата,Н. Соднома и др.

2. «Изобразительное искусство Монгольской Народной Республики» -каталог посвящен работам Г. Одона. О. Мягмара, Н. Цултэма, представленным на выставке монгольской живописи 1987 года.

3. Каталог «Искусство Востока в борьбе за мир и гуманизм» посвящен одноименной выставке, проходившей в музее искусства народов Востока в 1986 году. Работы представленные на этой выставке объединены общей тематикой - мира и гуманизма. Здесь представлены работы художников Закавказья, Средней Азии. Казахстана. Это работы мастеров разных народов и разных поколений - М. Сарьяна (Армения), А. Сидоркина (Киргизия), Оно Тадасигэ (Япония), С. Свами (Индия), Фам Ван Донга (Вьетнам), Д. Манибадара, Д. Амгалана (Монголия) и др.

4. Каталог выставки «Художники кино МНР» посвящен творчеству двух монгольских художниках кино - Очирийне Мягмаре и Пурэве Цогзоле, выпускников мастерских советских педагогов Ф.С. Богородского и Ю.И. Пименова. В каталоге представлены эскизы декораций и костюмов к фильмам, рекламные плакаты, живописные работы, а так же этюды и зарисовки.

5. Каталог выставки «В космосе», посвященной сотрудничеству СССР и МНР в освоении космоса, представляет творческий отклик монгольских художников на полет в космос первого монгольского космонавта Жугдэрдэмидийна Гуррагча в 1981 году. В выставке приняли участие - Н. Цултэм, Д. Амгалан, Г Одон, Б. Гомбосурэн. М. Бутэмж, Б. Пурэвсух, Ё.

Уолзихутаг, Р. Алтанхояг, Н. Сандагсурэн и др., их работы представлены в данном каталоге.

6. Каталог выставки «Искусство Монголии», проходившей в Москве летом 1976 года посвящен 55 годовщине революции. На выставке экспонировались произведения мастеров старшего поколения и лучшие работы современных художников Монголии. Современное монгольское искусство представлено двумя направлениями - европейской станковой живописью и «монгол-зураг». Станковые работы - Д. Амгалана, Ц. Будбазара, Ш. Галсандоржа. JI. Гавы, Б. Гомбосурэна, С. Дондога, М. Цэмбэлдоржа. О. Цэвэгжава, Г. Цэрэндондога. Работы монгол-дзураг - Б. Гомбосурэна, Д. Дамдинсурэна, Ч. Содномжаца, А. Сэнгэцохио, Ч. Ичиннорова, О. Мягмара, Г. Одона. В каталоге выставки представлено несколько графических работ: Д. Амгалана, Р. Алтанхуяга, Л. Батсуха, Б. Гомбосурэна, Ц. Доржсурэна.

7. В исследовании использованы каталоги работ монгольских художников - Н. Цултэма, С. Ренцэнгийна, Ч. Ичиннорова, Ч. Батмэнха, П. Цогзола, С. Тогз-Оуюн, Ч. Хурэлбаатора, С. Баярбаатора, и других монгольских художников.

8. Каталог выставки монгольской живописи «Голубое небо», проходившей в Барнауле в июне 2006 г.

Энциклопедия монгольских деятелей искусства «Union of Mongolian artists» 2002 г.

9. Каталог выставки «Welcome to the institute of fine art» 2003 r.

10.Ежегодные издания каталога лучших произведений художников Монголии «The Best Artworks of 2003», «The Best Artworks of 2004», «The Best Artworks of 2005».

Особое значение для работы имело научно-популярное издание И. М. Ринчен-Хабаевой «Изобразительное искусство страны вечного синего неба».

Данный источник информативен и отражает различные стороны художественной жизни Монголии с 1980 по 1990 годы. Автор искусствовед А.В. Хабаева в течении десяти лет (1980 - 1990) в различных журналах -«Искусство», «Творчество», «Огонек», «Монголия» - публиковала статьи о творчестве художников Монголии, о выставках изобразительного искусства. В этом издании они даны в хронологическом порядке и представляют историю развития искусства МНР за десять лет.

Рассмотренные источники по данной теме содержат ценную информацию для исследования, которая дает материал для широкого искусствоведческого, историко-культурологического изучения искусства Монголии XX века. Многообразие видов источников, их характера, информативного потенциала позволяет считать источниковую базу исследования достаточно широкой.

Научная новизна исследования заключается в том, что данная работа является в отечественной истории искусства первой попыткой проследить взаимосвязи между художественными школами Монголии и России. Часть использованных источников (в частности, живописные работы монгольских художников из фондов Государственного музея искусства народов Востока, материалы методических фондов Академии художеств: Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и фонды Художественного института имени В.И. Сурикова) впервые вводится в научный оборот. Научно-практическая значимость исследования.

В исследовании определена роль художественных учебных заведений Санкт-Петербурга и Москвы и влияние творческого метода советских художников на становление изобразительного искусства Монголии; расширено представление о взаимодействии национальных художественных школ. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах художественных факультетов и специальностей. Основные положения, выносимые на защиту:

- Глубокие традиции религиозной живописи на свитках и народного творчества во многом определили характер и до сих пор определяют пути развития современной монгольской живописи.

- Развивая национальные традиции и творчески осваивая русское классическое и советское искусство, монгольские художники не только приобщались к европейскому искусству, но и создавали качественно новые художественные ценности.

- Культура и искусство СССР оказали колоссальное воздействие на развитие стран социалистического содружества; в культуре многих народов, в том числе и монгольского, появлялись общие черты и закономерности -прославление человека труда, исторического прошлого и настоящего, родной природы, гуманизма и др.

- Большой вклад в приобщение монгольских художников к традициям европейского искусства внесли ведущие художественные ВУЗы России: Академия художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург), Художественный институт имени В.И. Сурикова (Москва), Всероссийский государственный институт кинематографии (художественный факультет).

- Творческий метод советских художников Е.Е. Моисеенко И.А. Серебряного, В.М. Орешникова, Ю.М. Непринцева, А.А. Мыльникова, Т.Т Салахова, Д.К. Мочальского, С.В. Герасимова, Ю.И. Пименова, Ф.С. Богородского, и мастеров станковой графики Е.А. Кибрика, М.В. Маторина активно повлиял на творчество монгольских студентов и на развитие изобразительного искусства Монголии второй половины XX века.

- В художественной культуре Монголии реалистическое изобразительное искусство заняло основополагающие позиции в XX века.

- Монгольские художники, прошедшие обучение в России, внесли свой вклад в развитие изобразительного искусства Монголии, включив его в общую ткань искусства соцреализма.

- Происходило взаимообогащение русской и монгольской культур на основе освоения национальных традиций.

Апробация.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и некоторые выводы исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных и российских научно-практических конференциях: «Молодежь в XXI веке» (Рубцовск, 2005), «Молодежь -Барнаулу» (Барнаул, 2005); на II искусствоведческих чтениях, посвященных 65-летию КСХА (Барнаул, 2005); на международных научно-практических семинарах «Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур» (Омск, 2003), «Всесибирская выставка «Пост № 1»» (Омск, 2005), «Проблемы интеграции гуманитарного знания» (Барнаул, 2005); на региональных научно-практических семинарах «Проблемы отечественного искусствознания на рубеже XX - XXI вв.» (Барнаул, 2004). Во время творческой командировки в Монголию основные положения диссертации были представлены на семинарах и встречах с монгольскими художниками. (Улан-Батор 2005). Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав каждая из которых делится на параграфы и заключения, списка принятых сокращений, списка литературы и источников, списка иллюстраций, иллюстративного материала, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Чутчева, Ксения Александровна

Заключение

В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы:

1. Культурная жизнь Монголии в первой половине XX вв. характеризовалась историческими изменениями, которые во многом определили пути развития монгольского изобразительного искусства. Два направления в монгольской живописи - религиозная живопись на свитках и народное искусство -дополняли друг друга и формировали на своей основе новые жанры, темы, сюжеты, техники и т.д. Возросший интерес ко всему народному привел к ослаблению канонов и создал почву для возникновения реалистического направления. В результате произошла модернизация канонического письма. Работы 1920-х гг. свидетельствовали о появлении новых тенденций в искусстве и появлении новых творческих методов в изобразительном искусстве Монголии. Тем не менее, глубокие традиции религиозной живописи на свитках и народного творчества во многом определили характер и пути развития монгольской живописи всего XX века.

2. В период образования МНР произошло сближение с СССР, что обусловило появление в Монголии новых тенденций в культуре и искусстве. Изобразительное искусство прошло путь, от газетных плакатов до живописных полотен, от традиционных канонических форм до современных жанров. В этот период формировалось творчество таких крупных монгольских живописцев, как Н.-О. Цултэм, Г. Одон, JI. Гава, Д. Амгалан, О. Цэвэгжав, Ц. Цэгмид, С. Дондог и др., которые внесли вклад в развитие монгольской живописи и сыграли определяющую роль в становлении многих видов и жанров современного изобразительного искусства, в его приобщении к европейским традициям, в первую очередь станковой живописи и письма маслом. Важным фактором формирования монгольской живописи в этот период стали стилевые поиски художников, направленные на утверждение возрождаемых национальных элементов и традиций, определивших рождение живописного направления «монгол-зураг», в котором работали художники У. Ядамсурэн, А. Сэнгэцохио, Б. Гомбосурэн, Б. Аварзад, Ц. Минжуур Ц. Жамсоран. Используя лучшее и прогрессивное из наследия прошлого, монгольское искусство обогатилось традициями мировой культуры. Развивая национальные традиции и творчески осваивая русское классическое и советское искусство, монгольские художники повышали свой профессиональный уровень и совершенствовали живописное мастерство.

3. Культурная политика СССР в сфере сотрудничества со странами социалистического содружества характеризовалась развитием международных отношений в области культуры и искусства. Была выработана программа повышения культурного уровня дружественных народов. Осуществлялся культурный обмен, что вносило новые черты в их культуру и искусство. Многие страны социалистического содружества поддерживали культурные связи с СССР, регулируемые межгосударственными договорами, соглашениями и планами. Влияние русской культуры и советской культурной политики на страны соцсодружества имело широкие рамки проявления. Это привело к приобщению малочисленных народов к ценностям мировой культуры. Культура каждой нации развивала лучшие национальные традиции и расширяла свой опыт под воздействием культуры России. Сотрудничество в сфере художественного образования России и Монголии являлось частью культурной политики СССР.

4. Художественные мастерские ведущих педагогов Академического художественного института имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге, Художественного института имени В.И. Сурикова в Москве, художественного факультета Всероссийского государственного института кинематографии сыграли положительную роль в формировании изобразительного искусства Монголии второй половины XX века. Художественные принципы реалистической школы живописи, методика преподавания, творческая атмосфера в художественных вузах СССР определили появление в монгольском изобразительном искусстве европейской манеры письма, формирование стилей и направлений, характерных для мирового искусства.

5. В 50-70-х гг. в искусстве Монголии происходил процесс формирования монгольской живописи, ориентированной на советскую художественную традицию реализма, на этой основе рождались новые школы и направления. Монгольская живопись обогатилась историческим, героико-эпическим, бытовым, портретным жанрами. Творчество монгольских художников Очирына Цэвэгжава, Додийна Чойдога, Гэлэгийна Одона, Лувсангийна Гаваы, Сумъяжавына Дондога, Ням-Осорына Цултэма, Очирийна Мягмара, Пурэва Цогзола, Дагдана Амгалана, Ядамсурэна Уржинэ, закончивших вузы СССР, имело индивидуальный характер и объединялось реалистическими традициями. Образно-живописная система монгольских художников обогатилась новыми приемами и техниками. В основу творческой концепции живописцев легли изучение натуры и этюд, как база реалистического метода отображения действительности. В свою очередь, монгольское изобразительное искусство повлияло на сопредельные территории, в частности Алтайский край. Тесные контакты в XX в. с монгольским искусством обогатили творчество алтайских художников новыми сюжетами, образами.

6. 70-90 годы XX века - это время бурного развития живописи Монголии, время появления новых стилей и направлений, что было обусловлено соединением европейской и монгольской традиции. В этот период в живописи Монголии наблюдался некоторый отход от европейской традиции и от реалистического метода письма. В творчестве художников 70-90-х годов все больше стали появляться мотивы, характерные для традиционного искусства - «монгол-зураг». Народно-фольклорная тема, техника, образно-живописный строй, творческий метод постепенно начали трансформироваться в новое качество. Стало возрастать декоративное начало, это проявилось в возросшем значении колорита, линии, орнамента.

Некоторые художники переориентировали свое творчество и обратились не только к народным сюжетам и мотивам, а совершенно по иному стали подходить к решению художественных задач в русле эстетики постмодернизма.

В целом, русская художественная школа оказала глубокое влияние на изобразительное искусство Монголии в XX веке и позволила монгольской живописи встать в ряд мировой культуры. Художники, прошедшие обучение в России, остались благодарны своим учителям и той школе, в которой они обрели мастерство и новое видение творчества. Есть основания подчеркнуть факт преемственности монгольской культурой российского опыта в организации музейного строительства, в организации высшего и среднего художественного образования.

СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АХРР - Ассоциация художников революционной России.

ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии.

ВОКС - Всероссийское общество культурных связей.

ВХУТЕИН - всесоюзный художественно-технический институт.

ВХУТЕМАС - всесоюзные художественно-технические мастерские.

ГМИНВ - Государственный музей искусства народов Востока.

ГТГ - Государственная Третьяковская галерея.

ГРМ - Государственный Русский музей.

Комнац - Комитет национальностей.

МИИ - Музей изобразительных искусств Монголии.

МНР - Монгольская Народная Республика.

Нарком - Народный комиссар.

Наркомпрос - народный комиссариат просвещения.

ОМСД - Общество Монголо-Советской дружбы.

СНК, Совнарком - Совет Народных Комиссаров.

ЦК ВКП (б) - Центральный Комитет Всероссийской коммунистической партии большевиков.

ЦКМНРП - Центральный комитет монгольской народной рабочей партии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Чутчева, Ксения Александровна, 2006 год

1. Музейные фонды:

2. Государственный музей искусства народов Востока; фонд Центральной Азии.

3. Постоянная экспозиция Государственного музея изобразительных искусств Монголии (Улан-Батор).

4. Постоянная экспозиция Национальной галереи современного изобразительного искусства Монголии.

5. Экспозиция выставочного зала Союза художников Монголии.5. художественный фонд мастерских Союза художников Монголии. Улан-Батор.

6. Художественный фонд Союза художников Алтайского края. Барнаул. Архивные источники:

7. Методический фонд факультета живописи Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (Санкт-Петербург).

8. Методический фонд художественного института имени В.И. Сурикова (Москва).1. Опубликованные документы:

9. Академия художеств СССР. Первая и вторая сессии. М., 1949.

10. Доклад президента АХ СССР A.M. Герасимова. 22-24 ноября 1947 г., 20-27 мая 1948 г. // Академия художеств. Первая и вторая сессии. Доклады, прения, постановления. М.,1949.

11. П.Герасимов A.M. Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств СССР. // Академия художеств СССР 1 и 2 сессии. М., 1949.

12. Академия художеств СССР. Третья сессия. М., 1949.

13. Доклад П.М. Сысоева. Борьба за соцреализм. // Академия художеств. Третья сессия. Доклады, прения, постановления. М., 1949г.

14. Н.Герасимов С.В. Высшее художественное образование в Москве после Октябрьской революции. // Академия художеств СССР. Третья сессия. М., 1949.

15. Культурное строительство в РСФСР. Том I. Доклады и материалы 1917-1927 гг. Ред. Ким М.П. М., 1983.

16. Декрет СНК РСФСР о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР. Документ № 50, от 2 августа 1918 г. // Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы 1917-1927. Том 1. Ред. Ким М.П. М., 1983.

17. Культурное строительство в РСФСР. Том II. Часть 1. Доклады и материалы 1928-1941 гг. Ред. Ким М.П. М., 1985.

18. Культурное строительство в РСФСР. Том И. Часть 2. Доклады и материалы 1928-1941 гг. Ред. Ким М.П. М., 1986.

19. Культурное строительство в РСФСР. Том III. Доклады и материалы 1941-1945 гг. Ред. Ким М.П. М., 1989.

20. Советско-монгольские отношения. Сборник документов 1921-1966. Сост. Гольцман М.И., Слесарчук Г.И. М., 1966.

21. Соглашение между правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией. Документ № 7, от 5 ноября 1921 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М., 1966.

22. Договор о дружбе и взаимопомощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой.

23. Документ № 102, от 27 февраля 1946 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М., 1966.

24. Соглашение о культурном, сотрудничестве между СССР и МНР. Документ № 125 от 24 апреля 1956 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М.,1966.

25. Соглашение между правительствами СССР и МНР о советниках, инструкторах и специалистах. 1 раздел. Порядок приглашения и командирования. Документ № 51, от 1 декабря 1934 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М., 1966.

26. Соглашение между правительствами СССР и МНР об обучении граждан МНР в высших гражданских учебных заведенияъ ССС и содержании их. Документ № 105 от 12 мая 1948 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М., 1966.

27. Соглашение между Правительствами СССР и МНР об обучении граждан МНР в высших гражданских учебных заведениях СССР. Документ № 114, от 30 апреля 1952 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг.— М., 1966.

28. Соглашение между правительствами СССР и МНР об обучении граждан МНР в высших гражданских учебных заведениях СССР и содержании их. Документ № 104, от 12 мая 1948 г. // Советско-Монгольские отношения. Сборник документов 1921 1966 гг. М., 1966.

29. Интервью министра культуры МНР Сумъяа Б. Новая страница в летописи дружбы. Опубликовано в журнале «Монголия» №7 1986.

30. Косвенные источники исследования:

31. Выставка художников кино МНР: каталог. М., 1980.

32. Голубое небо: каталог. Улан-Батор, 2006.

33. Сергеева Т.В. Искусство Монголии: проспект. М., 1992

34. Изобразительное искусство Монгольской Народной Республики: каталог. М., 1956.

35. Искусство Востока в борьбе за мир и гуманизм: каталог. М., 1986.

36. Ринчен-Хабаева И.М. Изобразительное искусство страны вечного синего неба. Улан-Удэ, 2005.

37. Современное изобразительное искусство Монголии: каталог. М., 1986.

38. Ренцэнгийн С.: каталог. Улан-Батор 2003.

39. Федор Торхов. Алтай-Монголия: каталог. Улан-Батор, 2002.

40. Федор Торхов. Монголия в образах и лицах: каталог. Улан-Батор, 2005.

41. Анатолий Щетинин. Живопись: каталог. Барнаул, 2001.

42. Bayarbaatar Selee: catalog. Ulaanbaatar, 2006.

43. Choijilnamsrain Batmunkh: catalog. Ulaanbaatar, 2005.

44. Choindongiin Khurelbaatar. Mongolian art today: 2: catalog. Ulaanbaatar, 2004.

45. Njam-Osor Tsultem: catalog. Ulaanbaatar, 19.

46. Pureviin Tsogzol: catalog. Ulaanbaatar, 2004.

47. Tugsodnom Sodnom. Express my soul through colours.: catalog. Ulaanbaatar, 2005

48. The institute of fine art. Ulaanbaatar, 2005.

49. College of art. Mongol-zurag, painting, sculpture, graphic, engraving, carving: catalog. Ulaanbaatar, 2004.

50. Union of Mongolian artists: catalog. Ulaanbaatar, 2005.

51. Welcome to the institute of fine art: catalog. Ulaanbaatar, 2003 r.

52. The Best Artworks of 2003 : catalog. Ulaanbaatar, 2003.

53. The Best Artworks of 2004: catalog. Ulaanbaatar, 2004.

54. The Best Artworks of 2005: catalog. Ulaanbaatar, 2005.1. Литература

55. Абмад Д. Монгольское изобразительное искусство. // Современная Монголия. 1959. № 1.

56. Андрей Мыльников: Каталог. Живопись, скульптура, графика. Авт. ст. Гусев В.А. Л, 1989.

57. Андрей Мыльников. Прекрасное рядом: Каталог. М, 1977.

58. Арнольдов А.И. Культурная политика: реалии и тенденции. М, 2002.

59. Арнольдов А. И. Культурная революция. М, 2000.

60. Баяр Д. Рожденная заново. // Монголия сегодня. 1982. №10.

61. Богородский Ф. С. Воспоминания, статьи, выступления, письма. Л, 1987.

62. Виктор Михайлович Орешников. Альбом. Ред. БуторинаЕ.И. М, 1954.

63. В.М. Орешников. Каталог выставки произведений. Сост. Блянова Е.В. Л, 1974.

64. Вяткина К.В. Монголы Монгольской Народной Республики. М Л, 1955.

65. Герасимов A.M. Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств СССР. // Академия художеств СССР 1 и 2 сессии. М, 1949.

66. Герасимов С.В. Альбом. Ред. Кислякова И, Петрова С. М, 1972.

67. Герасимов Сергей. Альбом. Автор-сост. Ростовцева И.Т. Л, 1975.

68. Глобачева С.И. Дмитрий Константинович Мочальский. Л, 1962.

69. Горохова Г.С. Очерки по истории Монголии в эпоху маньчжурского господства (XVII нач. XX вв.). М, 1980.

70. Горохова Г.С. Культура Монголии в эпоху маньчжурского господства (конец XVII начало XX вв.). // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Сб. тезисов конференции ГМИНВ. М.,1981.

71. Гусев В.А. Андрей Мыльников. М., 1989.

72. Дамдинсурэн Ц. К нему будут обращаться философы и поэты. // Монголия № 8, 1989.

73. Дампилов А.Г. О сборнике документов «Советско-монгольские отношения. 1921-1940 гг.». // Исследования по культуре народов Центральной Азии. Сб. стат. Ред. Чимитдоржиев Ш.Б. Улан-Удэ, 1980.

74. Дашням Л. Мастер портрета. // Монголия №3, 1973.

75. Дашням Л. Портрет художника. // Монголия №1, 1973.

76. Евсей Моисеенко. Альбом. Ред. Кузнецова М.Н. Л., 1977.

77. Загорск. Альбом. Ред. И. Кислякова. Художник М. Маторин. М., 1967.

78. Иваненко А.Ф. М. В. Маторин. М., 1976.

79. История Монгольской Народной Республики. М., 1983.

80. Каганович А. Андрей Андреевич Мыльников. Л., 1980.

81. Капланова С.Г. Таир Салахов. М., 1967.

82. Кекушева-Новосадюк Г. Евсей Евсеевич Моисеенко. Л., 1977.

83. Кибрик Е.А. Искусство и художник. М., 1959.

84. Кибрик Е.А. Каталог. М., 1975.

85. Кибрик Е.А. Работа и мысли художника. М., 1984.

86. Кириллова Г.С. Юрий Пименов. Л., 1980.

87. Кочешков Н.В. Встречи с монгольским искусством. Владивосток, 1971.

88. Кочешков Н.В. Народное искусство монголов. М., 1973.

89. Кузнецов Ю.И. Виктор Михайлович Орешников. Л., 1985.

90. Кравченко К. Сергей Васильевич Герасимов. М., 1985.

91. Кузьмин М.С. Деятельность партии и советского государства по развитию международных научных и культурных связей СССР с 19171932 г. Л, 1971.

92. Культурная политика России. История и современность. Ред. Самсонов С.И., Бутенко И.А. М., 1996.

93. Культурная политика России. История и современность. Ред. Самсонов С.И., Бутенко И.А. М., 1998.

94. Культура и культурология. Словарь. Гл. ред. Кравченко А.И. М., 2003.

95. Культурная политика и художественная жизнь. Ред. Жидков B.C. М., 1996.

96. Лисовский В.Г. Академия худохсеств. Л., 1982.

97. Ломакина И.И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор, 1970.

98. Ломакина И.И. Марзан Шарав. М., 1974.

99. Ломакина И.И. Улан-Батор. Л., 1977.

100. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. Т. VIII. М., 1981.

101. Майдар Д. Турчин П. Разноликая Монголия. М., 1984.

102. Манизер М.Г. Высшее художественное образование в России. // Академия художеств СССР. 1 и 2 сессии. М.,1949.

103. МолеваН.М. Выдающиеся русские художники-педагаги. М., 1991.

104. Монгольская Народная Республика. Справочник. Отв. ред. Гатауллина Л.М. М.,1986.

105. Московский государственный ордена трудового красного знамени художественный институт имени Сурикова В.И. 1965-1866 учебный год. М., 1967.

106. Мямлин И. Юрий Михайлович Непринцев.

107. Наджафов Мурсал. Таир Салахов. Баку, 1981.

108. Непринцев Ю.И. Альбом. Ред. ТихановаВ.А. М., 1954.

109. Нехвядович Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960-1970-х гг. Барнаул, 2004.

110. О. Мягмар, П. Цогзол. Художники кино МНР. Каталог.

111. Пименов Ю.И. Альбом. Л, 1972.

112. Пименов Ю.И. Год путешествий. М, 1960.

113. Пименов Ю.И. Искусство жизни или «искусство ничего». М, 1960.

114. Пименов Ю.И. Каталог выставки. Л, 1968.

115. Пименов Ю. И. Новые кварталы. М, 1968.

116. Пименов Ю.И Таинственный мир зрелищ. М, 1974.

117. Полевой В.М. Ф.С. Богородский. М, 1956.

118. Попов К. Культура, гуманизм, мир. // Сб. ст. Проблемы международного культурного сотрудничества. Авт. сост. Федоренко Н, М, 1980.

119. Попова Л.П. К характеристике антифеодальной идеологии периода феодально-теократической монархии в Монголии (1911 1919 гг.) // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Часть I. М, 1983.

120. Прокофьев О.С. Современное искусство социалистических стран Востока. М., 1961.

121. Пюрвеев Д.Б. Сердце великой степи. // Искусство стран Востока. М, 19.

122. Ринчен Б. Монгольский орнамент. // Монголия. №12, 1987.

123. Романовский С.К. Международные культурные и научные связи СССР. М, 1966.

124. Салахов Т.Т. Альбом. Ред. Галкина Е. // Авт. текста Байрашова Л. М, 2003. Сергеева Т.В. Искусство Монголии. М, 1992.

125. Сергеева Т.В. Монгольская живопись на свитках XVIII XIX вв. // автореферат диссертации. М, 1992.

126. Сергеева Т.В. Национальные традиции и современность в живописи Монголии. // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии.

127. Доклады и сообщения всесоюзной научной конференции. Часть II. М., 1983.

128. Содномцэрэн JI. Художник Балдугийн Шарав. // Монголия № 11, 1969.

129. Содномцэрэн JI. Изобразительное искусство современной Монголии (1921-1940). // Автореферат диссертации. Улан-Батор 1978

130. Содномцэрэн JI. «Монгол-зураг» национальная живопись. // Монголия № 11, 1970.

131. Сокольников М.П. М.В. Маторин. М., 1948.

132. Степанская Т.М. Живописец Михаил Будкеев. // Культурное наследие Сибири. Избранные статьи и очерки. Барнаул, 2005.

133. Таир Салахов. Альбом. Сост. Коляденко A.M. // Авт. ст. Осмоловский Ю. М., 1986.

134. Таир Салахов. Альбом. Ритмы нового. // Авт. ст. Зингер Е. М., 1975.

135. Традиционное искусство Востока. // Терминологический словарь. Сост. Виноградова Н.А. Каптерева Т.П. и др. М.,1997.

136. Тэсс Т.Н. Путешествие без спутников. М., 1974.

137. Ушаков. Словарь. М., 1989.

138. Халаминский Ю. Евгений Кибрик. М., 1970.

139. Художники Алтайского края. Библиографический словарь. Том 1. Науч. ред. Степанская Т.М. Барнаул, 2005.

140. Цаплин Ф.С. Советско-монгольское содружество в годы второй мировой войны. // Культурное строительство в МНР. М., 1964.

141. Цаплин Ф.С. Успехи культурного строительства. // Монгольская Народная Республика 1921 1961 гг. Сб. стат. М., 1961.

142. Цултэм Н-О. Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX века. М.,1984.

143. Чегодаев А.Д. Кибрик А.А. М., 1955.

144. Червякова Р.И. Исторический опыт развития университетского образования в СССР. // Опыт культурного строительства в странах социалистического содружества. Отв. ред. JI.C. Гапоненко. М.,1980.

145. Энхтугс Д. Музеи МНР. // Монголия № 5, 1990.

146. Энциклопедия Алтайского края. Том 1. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

147. Энциклопедия Алтайского края. Том 2. Гл. ред. Мищенко В.Т., Бородавкин А.П. Барнаул, 1997.

148. Энциклопедия Барнаул. Ред. Скубневский В.А. Барнаул, 2000.

149. Неизвестный мастер. Будда Амитабха в раю Сукхавати. Нач. XIX в. Холст, щелк, минеральные краски. 54x42,5 см. ГМИНВ. Инв № 19987-I.

150. Неизвестный мастер. Майтрейя. XIX в. Полотно, минеральные краски. МИИ Монголии (Улан-Батор).

151. Музей изобразительных искусств Монголии. Фото 1976 г.

152. Музей изобразительных искусств Монголии. Зал религиозной живописи на свитках. Фото 2006 г.

153. Музей изобразительных искусств Монголии. Зал религиозной живописи на свитках. Фото 2006 г.

154. Жугдэр Их-Хурэ. 1913. полотно, минеральные краски. МИИ Монголии (Улан-Батор).

155. Дзагал. Шаманские боги (духи). Конец XIX в. Бумага, минеральные краски. МИИ Монголии (Улан-Батор)

156. Цаган Джамба. Восемь счастливых коней. Нач. XX века.

157. Жанцан. Счастливые восемь коней. 1960. Бумага, гуашь. 66x48 см. ГМИНВ, инв. № 16012-1.10. Балдугийн Шарав. Фото.

158. П.Балдугийн Шарав. Зеленая Тара. Нач. XX в. Музей монастырь Эрдэни-цзу. МИИ Монголии (Улан-Батор).

159. Балдугийн Шарав. Портрет VIII богдо-гэгэна. Нач. XX в. Полотно, минеральные краски. 114x86см. МИИ Монголии (Улан-Батор).

160. Балдугийн Шарав. Портрет жены VIII богдо-гэгэна. 1908. Полотно, минеральные краски. 23x10,5 см. частное собрание (Улан-Батор).

161. Балдугийн Шарав. Портрет жены VIII богдо-гэгэна. Нач. XX в. Полотно, минеральные краски. МИИ Монголии (Улан-Батор).

162. Балдугийн Шарав. Портрет ламы Балданхачина. Нач. XX в., (М. Цэмбэлдорж. Хуулав Зурсан. 1968). Бумана, гуашь. МИИ Монголии (Улан-Батор).

163. Балдугийн Шарав. Портрет ламы Лувсандондова. Нач. XX в. Полотно, минеральные краски. 48,5x36,5. Хан-музей (Улан-Батор).

164. Балдугийн Шарав. Один день Монголии. Фрагмент. 1910-е г. Бумага, гуашь. 176x136. МИИ Монголии (Улан-Батор).

165. Балдугийн Шарав. Один день Монголии. Фрагмент.

166. Балдугийн Шарав. Один день Монголии. Фрагмент.

167. Зал Марзана Шарава. МИИ Монголия (Улан-Батор).

168. Балдугийн Шарав. Лхаса. Нач. XX в. Бумага, гуашь. Хан-музей (Улан-Батор).

169. Балдугийн Шарав. Лхаса. Фрагмент. Хан-музей (Улан-Батор).

170. Балдугийн Шарав. Непобедимое ленинское учение. 1924 г, 160x100 см. МИИ Монголии (Улан-Батор).

171. Манибадар Д. Город и деревня. 1948 г. Бумага, темпера. 50x67 см. ГМИНВ. Инв. № 8446-1.

172. Манибадар Д. Чингисхан. 1957 г. бумага, гуашь. МИИ Монголии (Улан-Батор).26. Дамдинсурэн Д. Фото.

173. Дамдинсурэн Д. Хурээ чам. (Ургийский праздник). 1966 г. Бумага, гуашь. МИИ Монголии (Улан-Батор).

174. Дамдинсурэн Д. Ургийский Надом. 1964 г. Фанера, гуашь. 80x119 см. ГМИНВ. Инв. № 16014-1.

175. Дамдинсурэн Д. Праздник в Урге. 1960(?) г. Бумага, гуашь. МИИ Монголии (Улан-Батор).

176. Дамдинсурэн Д. На пастбище. 1949г. Холст, масло. 90x64 см. ГМИНВ. Инв. № 8443-1.

177. Дамдинсурэн Д. Табунщики. 1952г. Холст, масло. МИИ Монголии (Улан-Батор).32. Ядамсурэн У. Фото.

178. Ядамсурэн У. Старик-сказитель. Авт. копия. 1958г. Бумага, гуашь. 79x60 см. ГМИНВ. Инв. № 16010-1.

179. Ядамсурэн У. Девушка, играющая на шанзе. Авт. копия. 1959 г. Бумага, гуашь. 85x63 см. ГМИНВ. Инв. № 16021-1.35. Сэнгэцохио А. Фото.

180. Сэнгэцохио А. Портрет художника Б. Шарава. 1967г. Оргалит, гуашь. 47x73 см. ГМИНВ. Инв. № 16008-1.

181. Сэнгэцохио А. Портрет поэта Нацагдоржа. 19.(?) г. МИИ Монголия (Улан-Батор).

182. Сэнгэцохио А. Орхонский водопад. Авт. копия. 19.(?) г. 47x73 см. ГМИНВ. Инв. № 16009-1.

183. Академия художеств. Санкт-Петербург. Фото 2005 г.

184. Чойжингийн Ичинноров. Табунщики. 1975г. Холст, масло. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. И.А. Серебряного.

185. Баир Гамбажов. Сухэ Батор. 1989г. Холст, масло. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. И.А. Серебряного.42. Моисеенко Е.Е. Фото.

186. Сэнгэравдангийн Элбэгдорж. Сумерки. 1976г. Холст, масло. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. Е.Е. Моисеенко.

187. В.М. Орешников и Е.Е. Моисеенко в Академии художеств. Фото.

188. Батцэндийн Пурэвсух. Повстанцы. 1976 г. Холст, масло. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. В.М. Орешникова.48. Ю. М. Непринцев. Фото.

189. Ю. М. Непринцев. Отдых после боя. 1955г. Холст, масло. ГТГ. Москва.

190. Ю. М. Непринцев. Здравствуй, Ленинград! 1947г. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей.

191. Гаважийн Томор. Прощание. 1971. Холст, масло. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. Ю. М. Непринцева.52. А.А. Мыльников. Фото.

192. А.А. Мыльников. Верочка. 1964г. Холст, масло. 100x100 см. ГТГ. Москва.

193. А.А. Мыльников. Сестры. 1967г. Холст, масло. 200x200 см. ГРМ.

194. А.А. Мыльников. Лето. 1969г. Холст, масло. 200x250 см. ГРМ.

195. А.А. Мыльников. Весна. 1972г. Холст, масло. 55x67 см. ГРМ.

196. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Мастерская проф. А.А. Мыльникова.

197. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Фрагмент.

198. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Фрагмент.

199. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Фрагмент.

200. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Фрагмент.

201. Ядамсурэна Уржине. Панно для памятника войнам освободителям Сов. Армии в Монголии. 1970г. Фрагмент.

202. Т.Т. Салахов. Портрет Айдан. 1960-е (?). Холст, масло.

203. Т. Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. 1960г. Холст, масло. ГТГ. Москва.68. Д.К. Мочальский. Фото.

204. Д.К. Мочальский. Победа. Берлин. 1945г. 1947. Холст, масло. ГТГ. Москва.

205. Д.К. Мочальский. Ухажеры. 1957г. Холст, масло. ГРМ.71. С.В. Герасимов. Фото.

206. С.В. Герасимов. Клятва сибирских партизан. 1933г. Холст, масло. 173x257. ГРМ.

207. С.В. Герасимов. Мать партизана. 1943г. Холст, масло. 184x232. ГТГ.74. Е. А. Кибрик. Фото.75. Ф.С. Богородский. Фото.

208. Ф.С. Богородский. Беспризорник. 1935г. Холст, масло.

209. Ф.С. Богородский. Матросы в засаде. 1927г. Холст, масло.78. Ю.М. Пименов. Фото.

210. Ю.М. Пименов. Новая Москва. 19. Холст, масло.

211. Ю.М. Пименов. Портрет Зинаиды Райх в роли Маргариты Готье. 1934г. Холст, масло.

212. Цэвэгжав Очирын. Быт Новой Монголии. Авт. копия. 1960 (?) 38x31см. ГМИНВ. 10548-1.

213. Цэвэгжав Очирын. Опоздал на работу. 1954г. Холст, масло.

214. Цэвэгжав Очирын. Доярка кобылицы. 1959 (?). Холст, масло.84. Цэвэгжав. Бой быков.

215. Цэвэгжав Очирын. Укрощение коня. ГМИНВ.

216. Цэвэгжав Очирын. Бой жеребцов.

217. Чойдог Додийн. Портрет старика в светло-коричневой дэли с синей оторочкой. 1948г. Холст, масло. 36x75. ГМИНВ. Инв. № 8444.

218. Гэлэгийн Одон После работы. 1954г. Холст, масло. МИИ Монголии. (Улан-Батор).

219. Гэлэгийн Одон. В Госхозе. 1955г. Холст, масло.

220. Гэлэгийн Одон. Памятник советским войнам на горе Чойбалсана. 1954г. картон, масло. 67x30см. ГМИНВ. Инв. № 10549-1.

221. Гэлэгийн Одон. Пейзаж с юртой. Копия этюда. 1954г. Картон, масло. 85x47,5 см. ГМИНВ. Инв. № 10550-1.92. Гаваа Лувсангийн. Фото.

222. Гаваа Лувсангийн. Горы Алтая. 1954г. Холст, масло. 68x49 см. ГМИНВ. Инв. №216015-1.

223. Гаваа Лувсангийн. Алтай. 1960 (?). Холст, масло. Улан-Батор.

224. Гаваа Лувсангийн. Пейзаж. 1972г. Холст, масло. Улан-Батор.

225. Гаваа Лувсангийн. Алтайские горы. 1954г. Холст, масло. Улан-Батор.

226. Цултэм Ням-Осорын. Портрет Манибадара. 1953г.

227. Цултэм Ням-Осорын. Девушка в меховой шапке. 1958. (1973)

228. Цултэм Ням-Осорын. Портрет Народной артистки Д. Ичинхорлоо. 1954г. Холст, масло.

229. Цултэм Ням-Осорын. Мать. 1963г. Холст, масло.

230. Цултэм Ням-Осорын. Гуртовщица. 1968г. Холст, масло.

231. Цултэм Ням-Осорын. Ковровщицы. 1958г. Холст, масло. Фрагмент.

232. Цултэм Ням-Осорын. Ковровщицы. 1958г. Холст, масло. Фрагмент.

233. Цултэм Ням-Осорын. Девушка, играющая на музыкальном инструменте. 1965г. Холст, масло.

234. Цултэм Ням-Осорын. Вечером. 1960-е гг. Холст, масло. ГМИНВ. Инв. № 1545.

235. Цултэм Ням-Осорын. В степи. 1955г. Холст, масло.

236. Цултэм Ням-Осорын. Цултэм. Тучи. 1958г. Холст, масло.

237. Цултэм Ням-Осорын. Дождливая погода. 1975г. Холст масло. 96x31 см. ГМИНВ. Инв. № 17860-1.109. Мягмар Очирын. Фото.

238. Мягмар Очирын. Зима. 1975г. Картон, масло. 41x26 см. ГМИНВ. 17861-1.

239. Мягмар Очирын. Вечер. Серия «Багряный горизонт». 1977г. Картон, гуашь. 97x52 см. ГМИНВ. Инв. № 17863-1.

240. Мягмар Очирын. В степи. Пасмурный день. 1977г. Оргалит, масло. 50,5x22 см. ГМИНВ. Инв. № 17862-1.

241. Мягмар Очирын. Больница Госхоза. 1975г. Гуашь, масло, картон. ГМИНВ. Инв. № 17868.

242. Мягмар Очирын. Мать. 1978г. Холст, масло. 74x90 см. ГМИНВ. Инв. № 17613-1.

243. Мягмар Очирын. Герой труда Цэрэндорж. 1972г. Холст, масло.

244. Цогзол Пурэв и док. иск. проф. Т.М. Степанской. Фото в мастерской. 2005 г. Улан-Батор.

245. Цогзол Пурэв. Войны революции 1967г. Холст масло.

246. Цогзол Пурэв. Авторемонтный завод. 1977г. Холст, масло.

247. Цогзол Пурэв. Саксаул. 1961. картон, масло. 80x50 см.

248. Цогзол Пурэв. Гоби. Этюд. 1961. Картон, масло. 60x55см.

249. Цогзол Пурэв. В мастерской художника. 2005г. Фото. Улан-Батор.

250. Цогзол Пурэв. В мастерской художника. 2005г. Фото. Улан-Батор.

251. Цогзол Пурэв. В мастерской художника. Акварельные работы. 2005г. Фото. Улан-Батор.

252. Цогзол Пурэв. В мастерской художника. 2005г. Фото. Улан-Батор.

253. Амгалан Дагдан. Красная пыль. Автор. Копия. 1967г. Фанера, картон, гуашь. 168x75 см. ГМИНВ. Инв. № 16006-1.

254. Амгалан Дагдан. Молитва. 1966г. Фанера, гуашь. 96x67 см. ГМИНВ. Инв. № 16016-1.

255. Амгалан Дагдан. Благопожелание сыну. 1968г. Холст, масло.

256. Амгалан Дагдан. В школу. Серия «Утро моей Родины». 1962г. Линогравюра. 35x40 см. ГМИНВ. Инв. № 16020.

257. Амгалан Дагдан. Доброе утро, мама! Серия «Утро моей Родины». 1962г. Линогравюра. 48x36 см. ГМИНВ. Инв. № 15084-1.

258. Ядамсурэн Уржинэ. Портрет Чойбалсана. 1955г. Холст, масло.

259. Цултэм Ням-Осорын. Призыв. 1976г. Холст, масло. Национальная галерея изобразительного искусства Монголии. Улан-Батор.

260. Цултэм Ням-Осорын. Як-вожак стада. 1980г.

261. Цултэм Ням-Осорын. Вместе навеки. 1980-е (?).

262. Чойжингийн Ичинноров. Фото в мастерской художника. 2005г. Улан-Батор.

263. Чойжингийн Ичинноров и док. иск. проф. Т.М. Степанская. Фото в мастерской художника. 2005г. Улан-Батор.

264. Чойжингийн Ичинноров. Гоби. Холст, масло. 80x110 см.

265. Чойжингийн Ичинноров. Гоби. Холст, масло. 60x80 см.

266. Чойжингийна Ичиннорова. Зима. Холст, масло. 45,5x60,6 см.139. Ёдонгийн Улзийхутаг. Герой МНР Т. Бор агитирует обманутых контрреволюционеров. Холст, масло.

267. Е. Уязийхутаг 1921 год. Холст, масло.

268. Долгоржавына Болд. Тополь. Конец 90-х.

269. Долгоржавына Болд. У коновязи. Конец 90-х.

270. Долгоржавына Болд. Дума. Скульптор. Конец 90-х.

271. Раднаагийн Дуйнхоржав. Урожай.

272. Раднаагийн Дуйнхоржав. Золотой дождь.

273. Раднаагийн Дуйнхоржав. Встреча.

274. Чойндонгийн Хурэлбаатор в мастерской. Фото. 2005г. Улан-Батор.

275. Чойндонгийн Хурэлбаатор. Неоконченная работа в мастерской художника. Фото. 2005г. Улан-Батор.

276. В мастерской 3. Уянги. Фото. 2005г. Улан-Батор. На фото (слева-н аправо): К.А. Чутчева, Зоригтын Уянга, Т.М. Степанская, Ламжав Ганболд.

277. Зоригтын Уянга. Мать неба. н. XX в. Офорт. 34x34 см. Улан-Батор.

278. Зоригтын Уянга. Невеста, н. XX в. Офорт. 60x40 см. Улан-Батор.

279. Зоригтын Уянга. Тишина, н. XX в. Линогравюра. 50x50 см. Улан-Батор.

280. Содномын Тогз-Оуюн в мастерской. Фото. 2005. Улан-Батор.

281. Содномын Тогз-Оуюн. Три дамы. н. XX в. Холст, масло.

282. Ламжава Гандболд. Осень. 1998 (?) Холст, масло. 80x130 см. Национальная галерея современного искусства. Улан-Батор.

283. Сэлээ Баярбаатар. Фото в галереи «UNIVERSUM» ФИ АлтГУ. 2006г. Барнаул. На фото: Т.М. Степанская, 3. Уянга, С. Баярбаатар.

284. Сэлээ Баярбаатар. Старцы. Холст, масло. 60x80 см. Улан-Батор.

285. Дашийн Эрдэнэ. Фото. Монголия. Улан-Батор. 2005г.

286. Дашийн Эрдэнэ. Гроза. Холст, масло. 50x100 см. Улан-Батор.160. Ф.С. Торхов.

287. Совместный пленер монгольских художников и алтайский искусствоведов. Улан-Батор. 1984г. Личный архив док. иск., проф. Т.М. Степанской. На фото: Ч. Ичинноров, Д. Дондог, В.И. Эдоков, О. Мягмар, Т.М. Степанская, Ё. Улзийхутаг.

288. Ф.С. Торхов. У коновязи. Монгольские лошади. 1986г. Холст, масло 60x80 см.

289. Ф.С. Торхов. Баян-нурский вечер. 2003г. Холст, масло. 74x97 см.

290. А.П. Щетинин. Даян-нур. 1985г. Холст, масло. 59x80 см.

291. А.П. Щетинин. Кобдо. Оранжевые горы. 1985г. Картон, масло. 48x68 см.

292. А.П. Щетинин. Сергалы. Монголия. 1986г. Холст, масло. 100x120 см.1. Иллюстрации

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.