Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Зарипова, Зульфия Ангамовна

  • Зарипова, Зульфия Ангамовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 190
Зарипова, Зульфия Ангамовна. Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зарипова, Зульфия Ангамовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СВОЕОБРАЗИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РЯДУ ЖАНРОВ ЭПИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

1.1. Место произведений автобиографического жанра в мемуарной прозе.

1.2. Жанрово-видовые особенности автобиографических произведений.

1.3. Традиции автобиографической прозы в русской и родных литературах башкирской и татарской). . .,.

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ПРАКТИКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

2.1. Обзор методической литературы, программ и учебных хрестоматий для национальных школ с точки зрения исследуемой проблемы.

2.2. Анализ опыта изучения произведений автобиографического жанра в национальных школах Башкортостана.

2.3. Описание констатирующего эксперимента: характеристика сформированности умений учащихся анализировать автобиографические произведения.

2.4. Пути преодоления трудностей и недостатков при изучении автобиографической повести концепция обучающего эксперимента).

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ШКОЛЕ (на примере произведений русских, башкирских и татарских писателей).

3.1. Опыт изучения автобиографической повести

М. Горького "Детство" в 7 классе русских, башкирских и татарских школ как способ освоения особенностей и традиций данного жанра (с опорой на уже имеющиеся знания учащихся).•».

3.2. Анализ автобиографической повести М. Карима

Долгое-долгое детство" в 8 классе башкирской школы в сопоставлении с творческой биографией писателя как выражение поэтического восприятия мира башкирским народом и как образец композиционно-сюжетного и стилистического разбора произведения в процессе его опытно-экспериментального изучения.

3.3. Повесть А. Еники "Последняя книга" в историко-культурном аспекте изучения в 8 классе татарской школы)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение автобиографических произведений на уроках русской литературы в 7-8 классах в школах Башкортостана»

Среди школьных предметов гуманитарного цикла особая роль принадлежит литературе, формирующей сферу чувственного познания человеком окружающего мира. Эта развитая в общении с любым видом искусства, в том числе и с литературой, эстетическая, истинно человеческая форма познания объективной действительности, приобретая универсальный характер, распространяется на все сферы деятельности. "Эстетически неразвитый индивидуум, - писал Э. Ильенков, - сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством". (65, 36)

Актуальность исследования.

В сложившейся практике школьного обучения русской литературе в национальной школе общие и специальные приемы активизации умственной деятельности учащихся служат, главным образом, усвоению историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий и, в меньшей степени, овладению учащимися необходимыми умениями самостоятельной работы с текстом, развитию творческого воображения, что в комплексе составляет читательские умения.

Несмотря на проведенный за последние годы целый ряд научно-методических исследований (Т.Г. Браже, Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, М.В. Черкезова, JI.B. Тодоров, С.К. Бирюкова, М.М. Савченко, Н.Н. Вербовая, Н.С. Русина, И.С. Збарский и др.), проблема анализа художественного произведения (в нашем случае - автобиографических повестей) продолжает оставаться одной из самых сложных и далеко еще не решенных. Всеми исследователями в настоящее время ощущается необходимость искать новые пути и методы изучения литературного произведения, которые бы в большей степени отвечали его специфике, его эстетической сущности.

Отметим, что и вопрос формирования читательских умений учащихся в ходе литературного анализа автобиографических произведений остается пока недостаточно решенным в методической науке, что и заставило нас обратиться к исследованию данной проблемы.

В школах Башкортостана существует ряд специфических особенностей, продиктованных национальным сознанием, своеобразием мышления, культурных традиций, играющих соответствующую роль в восприятии автобиографических произведений, созданных представителями различных национальных литератур. В методике преподавания литературы школе эта область мало исследована. И этим прежде всего объясняется предпринятая нами попытка определения методических путей изучения автобиографических произведений различных авторов в национальных школах республики.

Выбор автобиографических произведений М. Горького "Детство", М. Карима "Долгое-долгое детство", А. Еники "Последняя книга" обусловлен не только принадлежностью этих писателей к трем самым крупным из более чем ста национальностей, населяющих республику, - русским, башкирам, татарам. Мотивы более глубоки.

В 20-30-е годы XX столетия, когда автобиография-повествование от первого лица явилось в национальных литературах первым этапом обобщения жизненного материала, автобиографическая трилогия A.M. Горького с его социально ориентированным героем была своеобразным эталоном прозаической формы. Повести М. Карима и А. Еники как бы подхватили эту давнюю жанрово-стилевую национальную традицию, дав современную концепцию человека и обстоятельств.

Обращение к произведениям автобиографического жанра трех различных авторов позволяет выдвинуть и следующую экспериментальную задачу, связанную с углублением историко-теоретических представлений и знаний учащихся.

Анализ образа Алеши Пешкова в сопоставлении с фактами биографии писателя Максима Горького поможет сделать выводы о соотношении между жизненным фактом и художественным обобщением. Анализ же повести "Долгое-долгое детство", введение в контекст стихотворений М. Карима углубит представления учащихся о своеобразии литературных родов. Широкое обращение к историческим источникам, связанным с происхождением татарского народа, материалам по культуре быта, фольклора, художественного творчества башкирского и татарского народов (в повести А. Еники "Последняя книга") позволит реализовать межпредметные связи.

О необходимости методического решения этих вопросов свидетельствует и низкий уровень владения школьниками - башкирами и татарами - идейно-тематическим содержанием и смыслом произведений данного рода, качество их усвоения.

Учителя испытывают затруднения при решении следующих вопросов: организация подготовки к восприятию изучаемого автобиографического произведения; методика совершенствования навыков чтения, усвоения содержания, комментирования текста, анализа событий, образа главного героя и образа повествователя. Сложным в школьной практике остаются также проблемы методов построения образов-персонажей, идеи, темы, жанровых особенностей, осуществления словарно-фразеологической работы на уроках литературы. Большое значение имеет также выбор и правильное применение средств наглядности, эффективных при рассмотрении произведений данного жанра.

Объект исследования - процесс изучения автобиографических произведений в их жанровой специфике учащимися средних классов школ Башкортостана.

Предмет исследования - разработка методики обучения анализу автобиографических повестей русских и национальных авторов во взаимосвязи и определение наиболее эффективных путей реализации поставленной задачи.

Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики изучения автобиографических повестей в курсе русской литературы в школе, которая обеспечит полноценное усвоение произведений этого жанра нерусскими учащимися 7-8 классов.

В процессе исследования проверялась выдвинутая гипотеза: методика анализа автобиографических произведений в курсе русской литературы в школах Башкортостана будет эффективна при следующих условиях:

- если анализ ведется с учетом особенностей жанра изучаемых произведений;

- если основу работы составляет не просто определенная последовательность формирования читательских умений, а постепенное углубление и усложнение изучаемого материала, а также повторение усвоенного в младших классах;

- если привлекается материал для сопоставления и анализа фактов взаимовлияния литератур;

- если ведущими при изучении автобиографических произведений являются вопросы и задания творческого характера, требующие от учащихся самостоятельной работы в добыванйи знаний и умений переносить полученное на новые ситуации.

В соответствии с целью исследования и рабочей гипотезой потребовалось решить ряд конкретных задач:

- выявить роль автобиографических повестей в развитии учащихся на основе изучения и анализа психолого-педагогических, литературоведческих работ, различного типа программ, учебников и методических пособий по русской литературе;

- определить психолого-педагогическую сущность процесса формирования у школьников читательских умений с учетом специфики жанра;

- выявить реальные знания и умения учащихся с целью установления объективной картины их литературного развития;

- на основе данных педагогики, психологии, методики преподавания литературы, проведенных наблюдений и экспериментов определить наиболее эффективные пути и формы изучения автобиографических произведений;

- проверить разработанную методику в процессе опытно-экспериментального обучения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретический (изучение литературоведческой, психологической, методической литературы);

- социолого-педагогический (анализ программ, учебных хрестоматий, методических руководств по русской литературе для национальных школ РФ, целенаправленное наблюдение за учебным процессом на уроках, обобщение передового опыта работы учителей-словесников, изучение уровня знаний, умений и навыков учащихся в аспекте исследуемой темы, анкетирование и беседы с учащимися и учителями);

- сопоставительный (сопоставление автобиографических повестей в русской, башкирской и татарской литературах и результатов их изучения в национальной школе);

- экспериментальный (опытно-экспериментальная работа с целью определения основных направлений исследования; рекомендация видов заданий и вопросов для развития навыков овладения учащимися 7-8 классов национальной школы всеми компонентами изучаемых автобиографических произведений, а также их» речевых умений; проверка результатов использования предлагаемой методики);

- статистический (анализ устных и письменных ответов учащихся, обработка результатов эксперимента).

Методологическую основу диссертации составляют труды известных литературоведов и лингвистов, педагогов и психологов, методистов и ученых, занимающихся проблемами преподавания русской литературы как в русской, так и в национальной школе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем обоснована необходимость введения автобиографических произведений авторов разных национальностей в программу по русской литературе для школ

Башкортостана; введены переводы произведений автобиографического жанра башкирских и татарских писателей; разработана методика их изучения во взаимосвязи с повестью русского автора ("Детство" A.M. Горького); выявлены идейно-тематические и художественные традиции изображения событий и героев автобиографических произведений; проанализировано усвоение этих произведений школьниками 7-8 классов с учетом национальных и возрастных особенностей их восприятия.

Практическая значимость исследования. Процесс обучения анализу автобиографических произведений рассмотрен в диссертации не только с историко-методической точки зрения, но и как фактический материал, содействующий решению актуальных вопросов литературно-методического и психолого-дидактического характера, что расширяет возможности дальнейшего усовершенствования программ по русской литературе, открывает новые перспективы развития методики преподавания литературы в школе в целом.

Поскольку в работе намечены пути оптимизации изучения автобиографических произведений, диссертация призвана содействовать повышению эффективности преподавания литературы в национальной средней школе, в средних специальных учебных заведениях и на гуманитарных факультетах высших учебных заведений. Кроме того, выводы и рекомендации исследования могут быть учтены при дальнейшем усовершенствовании программ, учебных хрестоматий, методических руководств к ним.

Апробация работы. Предложенные автором рекомендации о путях изучения автобиографических произведений докладывались на заседаниях методических объединений опорных школ, где проводилась опытно-экспериментальная работа, а также на республиканских и межвузовских научно-практических конференциях:

Диссертация по главам и разделам и в целом обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Башкирского государственного педагогического института.

На защиту выносятся следующие,положения:

- учет жанровой природы произведения (автобиографической повести) позволяет учителю использовать принципы доступности, глубины и прочности его усвоения;

- изучение жанрово-стилевой и проблемно-тематической специфики автобиографического произведения в общеметодическом контексте эпического рода позволяет акцентировать внимание на типологических аспектах разрабатываемой темы;

- использование местного исторического, литературоведческого и культуроведческого материала, межлитературных связей, сопоставление с произведениями родной литературы содействуют повышению интереса учащихся к личности писателя и его творчеству, что обеспечивает высокий уровень анализа произведения;

- изучение автобиографических произведений в курсе русской литературы средней школы направляется на развитие учащихся, на активизацию эмоционально-эстетического восприятия личности героя-повествователя, формирование навыков и закрепление умений литературного анализа у школьников.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Зарипова, Зульфия Ангамовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в предложенной диссертации методы, пути и приемы изучения художественных произведений эпического жанра, а именно автобиографических повестей, явились результатом изучения путей развития и состояния методики русской литературы в национальной школе, а также серии экспериментальных литературно-педагогических исследований по апробации существующих в отечественной методике концептуальных положений, творчески использованных в школах Республики Башкортостан.

Таким образом, обоснована необходимость исследования проблемы школьного изучения автобиографической прозы на основании изучения имеющейся литературы, связанной с темой диссертации, и анализа практики преподавания литературы в школах Башкортостана. Изучение последней проводилось в процессе собственной педагогической деятельности и наблюдений за работой учителей-словесников национальных школ.

Доказано, что наиболее эффективным в работе с автобиографическими произведениями можно считать композиционно-стилевой и сопоставительный методы анализа. Они являются основой формирования ассоциативного мышления учащихся и способствуют развитию их интереса к чтению вообще и читаемым книгам.

В ходе эксперимента решена также проблема взаимосвязи классной и внеклассной работы, направленных на освоение этих произведений и формирование на этой основе нравственных идеалов учащихся.

Внедрены в практику работы школы положительные результаты эксперимента и воздействия автобиографических произведений при целенаправленной работе учителя на формирование литературных знаний учащихся, на их нравственное и эстетическое воспитание.

Основные итоги данного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема изучения автобиографических произведений в средних классах школ Башкортостана решается успешно, когда она рассматривается в аспекте формирования нравственно-эстетических идеалов учащихся - как башкир и татар, так и русских.

2. В диссертации применен культурологический подход к постижению художественных произведений автобиографического жанра. Он проявляется в раскрытии духовной культуры русского, башкирского и татарского народов в их взаимосвязи, отраженной в изучаемых произведениях М. Горького, М. Карима, А. Еники, а также в определении позиции автора-повествователя - автобиографического героя как одной из важнейших эстетических категорий.

3. Целенаправленное изучение автобиографической повести способствует приобщению школьников к духовной культуре народа, осмыслению нравственно-эстетических ценностей художественной литературы, формированию исторического подхода к произведению. Этому способствует культуроведческий подход к изучению художественных текстов разных авторов, их сравнительно-сопоставительный анализ, а также реализация принципа взаимодействия литератур и межпредметных связей.

4. Нравственное воспитание при изучении автобиографических произведений происходит при выявлении сквозных идейно-эстетических проблем, объединяющих все изучаемые по программе автобиографические повести в единое целое.

5. Осуществление межпредметных связей между уроками русской и родной литературы, литературы и истории в процессе изучения автобиографических произведений пробуждает к ним личностное отношение юных читателей, развивает творческие умения и навыки анализа художественной литературы как на уроках, так и на внеклассных занятиях (составление схем системы образов, созданных писателем, исследовательская работа по изучению истории села, биографий односельчан в сопоставлении с историями жизней персонажей, составление на этой основе генеалогического древа своего рода и т.п.).

6. Эффективность изучения автобиографических произведений повышается, если при анализе художественных текстов опираться на гуманистические идеи изучаемых произведений и учитывать особенности восприятия данного жанра учениками разных национальностей Башкортостана.

7. Эстетическое воздействие автобиографической прозы усиливается, если на уроках уделяется внимание сведениям о писателе, о его мировоззрении в сопоставлении с авторской позицией повествования и жизнеописанием автобиографического героя, а также художественному мастерству писателя, в том числе в создании образной системы произведения.

8. Предложенная в диссертации методика изучения автобиографических произведений в башкирских школах не претендует на универсальность, но может использоваться при соответствующей корректировке и в других регионах России, в том числе при переподготовке преподавателей средних школ и при обучении студентов педагогических вузов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зарипова, Зульфия Ангамовна, 2000 год

1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М.: Наука, 1973.280 с.

2. Акимов В.В. На ветрах времени: Размышления о книгах. Л.:

3. Детская литература, 1991. 284 с.

4. Алейников 3.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественнойавтобиографии 60-70-х годов: (Сюжет и характер): Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1981. 18с.

5. Амиров Р.К. Живая связь времен // Волга. 1982. №12. С. 60-70.

6. Амиров Р.К. Чтобы шагнуть в завтра. Статьи и портреты. Уфа:

7. Башк. книжное издательство, 1982. 256 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во

9. Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 486 с.

10. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическаяспецифика искусства: Методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. 193 с.

11. Андреев В.А. От замысла к сюжету // По законам жанра.1. Тамбов, 1975. С. 36-59.

12. Андреева Л. Языковые средства изображения внутреннегомира человека в "Моих университетах" Горького //Уч. зап. Казанского пед. института. 1970, Вып. 77. С. 60-68.

13. Апухтина В.А. Концепция личности в художественнобиографической прозе // В.А. Апухтина. Современная советская проза, 60-70-е г.г. М.: Высшая школа, 1977. 176 с.

14. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.:1. Прогресс, 1970. 654 с.14. Ахматъянов P.15. Ахметзянов М.Г.16. Бабанский Ю.К.17. БанкН.18. БанкН.

15. Атанов Г.А. Автобиографическая трилогия М. Горького:

16. Народно-поэтические истоки в изображении героев//Русская литература. 1981. №1. С. 60-68.

17. Нить времени. Д.: Советский писатель, 1978. 280 с. Соавтор жизнь (Документальные жанры в современной советской литературе). Д.: Знание, 1982.64 с.

18. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976.184 с.

19. Трагедия Максима Горького // Литература. 1993. №1. С.

20. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975.501с. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе). М.: Просвещение, 1990. 192 с.

21. В мастерской художника слова // Избранные труды по теории литературы. М.: Просвещение, 1964. С. 51-233.

22. Бирюкова С.К., Ахметзянов М.Г. Уроки внекласного чтения в 4-7 классах национальных школ: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1985. 287 с.

23. Бирюкова С.К. Словарь культуроведческой лексики русской классики. М.: ИНПО, 1999. 284 с.

24. Искусство анализа художественногопроизведения. М.: Просвещение, 1971. 240 с. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964. 304 с.

25. Бушканец Е.Г. О классификации мемуарных источников // Уч.зап. Казанского пединститута. Казань, 1972. Вып. 107. С.

26. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческихисследований . Л.: Наука, 1969. 227 с.

27. Быть на земле Поэтом: Творческие работы школьников Республики Башкортостан. Литературный альманах/ Сост. Л.Н. Голайденко и др. Уфа: Башкирский институт развития образования, 1999. 33 с.

28. БяликБ. Автобиографическая трилогия Горького //

29. М.Горький. Детство. В людях. Мои университеты. М„ 1956. С. 5-11.28. Бочаров С.29. Браже Т.Г.30. Браже Т.Г.

30. Вайнсберг И.И. Страницы большой жизни: М. Горький вдокументах, письмах, воспоминанияхсовременников (1868-1907). М., 1980.

31. Вербовая Н.Н. Изучение теоретико-литературных понятий встарших классах нац. школы: Пособие для учителя. М., 1995.

32. Взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения в процессе изучения литературы в школе / Отв. ред. О.Ю. Богданова. М.: Просвещение, 1984. 111 с.

33. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.:

34. Госполитиздат, 1959. 654 с.

35. Вопросы методики анализа литературных произведений в их художественной специфике (Под ред. Т.С. Зепаловой, М.А. Снежневской. М.: НИИ СиМО, 1980. 94 с.

36. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе: Пособие для учителя / Под ред. Л.В. Тодорова. Л.: Просвещение, 1981. 296 с.

37. Воспитание учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы: Вопросы методики обучения в национальной школе / Под. ред. И.В. Баранникова, И.Е. Каплана. М.: Педагогика, 1980. 181 с.

38. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под. ред. A.M. Докусова. М.: Просвещение, 1974. 192 с.

39. Выготский Л.С. Восприятие высших психических функций. М.:

40. Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 500 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 576 с.

42. Гаранина Н. Откроем книжку мемуаров.// Редактор и книга.

43. Вып. 7. М.: Книга, 1975. С.

44. Автореф. дис. канд. фил. наук. Уфа, 1990. 17 с. „ Содержательность художественных форм. М., 1980.200 с.

45. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 443 с.

46. Детство. Рассказы. М.: Художественная литература, 1981. 96 с.

47. Словесный образ и литературное произведение: Книга для учителя. Нижний Новгород, 1995. Труд и вдохновение. М.: Современник, 1983. 463 с.

48. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.-Л.: Просвещение, 1966. 266 с.

49. Об условиях развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1963. 97 с. А.М.Горький: Очерки жизни и творчества. М.: ГИХЛ, 1959. 479 с.

50. Воображение. Смоленск: Изд-во Смоленского госпединститута, 1969. 94 с. Глядя на горы. Повесть и рассказы. М.: Современник, 1974. 362 с.

51. Последняя книга. Страницы прошлого. Казань: Татарское книжное издательство, 1998. 448 с. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.

52. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности.

53. Кишинев: Штинца, 1974. 134 с.

54. За творческое изучение литературы: Анализ литературного произведения в 4-10 классах / Под ред. Н.И. Кудряшева. М., 1968. Вып.2я. л. л. ■% e.f\1. С. 14-1-15?.

55. Збарский И.С., Полухина В.П. Внекла^йое чтение по литературе1.-VIII кл.). М., 1980. 252с.

56. Зинова JI. . Нам с Вами повезло, Мустай агай! // Советская

57. Башкирия. 1994. 22 октября.

58. Иванова Е. Проблемы автора в мемуарноавтобиографической советской прозе 50-60-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. Воронеж, 1972.18 с.

59. Идейно-эстетическое воспитание на уроках литературы в национальной школе / Под ред. JI.B. Тодорова. М.: НИИ нац. школ, 1982. 144 с.65. Ильенков Э.66. Ильин Е.Н.67. Ильин Е.Н.68. Инбер В.69. Ишекеев Н.70. Каштан И.Е.

60. О "специфике" искусства // Вопросы эстетйки. М.: Искусство, 1960. Вып. 4. С. 30-49. Искусство общения // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1989. 560 с. *

61. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Книга для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. 221 с.

62. Запомним это таким (о Фадееве) // Знамя. 1964. №2. С. 170-176.

63. Методика изучения прозаических произведений киргизских писателей в общеобразовательных школах республики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1984. 19 с.

64. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя,71. Карим М.72. Карим М.старшеклассника, абитуриента. М.: Новая школа, 1997. 144 с.

65. Долгое-долгое детство. М.: Детская литература. М„ 1989. 240 с.73. Карим М.74. Касторский С.75. Кириллова Г. Д.

66. Классическое наследие и современность / Под ред. Д.С. Лихачева. Л.: Наука, 1981.412 с.

67. Клумбите Д.А. Русская литература в системе литературногообразования школьников: Пособие для учителя. Каунас.: Швиеса, 1986. 104 с.

68. Кожинов В.В. Голос автора и голоса персонажей // Проблемыхудожественной формы социалистического реализма. В 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1971. С. 195-235.

69. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность //

70. Основы теории литературы. М.: Знание, 1962. 48 с.

71. Колядич Т.М. Мемуарно-биографические произведения 70-хгодов. Проблематика и жанр: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1979. 19 с.

72. Колядич Т.М. Писатель и время (о традициях и новаторстве всовременной мемуаристике 70-х годов) //Ф

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.