Католичество на Северном Кавказе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Лазарова, Эльвира Тамерлановна

  • Лазарова, Эльвира Тамерлановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 156
Лазарова, Эльвира Тамерлановна. Католичество на Северном Кавказе: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2007. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лазарова, Эльвира Тамерлановна

Введение.стр.4

Глава I. Первые католические миссионеры на Северном Кавказе, стр.11

1.1. Появление первых миссионеров на Северном Кавказе и их деятельность.стр.4

1.2. Венецианские и генуэзские колонии в Причерноморье и их взаимоотношения с народами Северного Кавказа.стр.41

1.3.Католическая кафедра на Верхнем Джулате.стр.53

1.4. Католическая миссия у алан в Китае.стр.72

Глава II. Католичество на Северном Кавказе в конце XYI - начале ХХв.

2.1. Религиозные воззрения горцев Северного Кавказа (с начала XYI - до середины XYIII вв.).стр.76

2.2. Католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (вторая пол. XYIII - начало ХХв.).стр.95

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Католичество на Северном Кавказе»

Актуальность темы исследования. Северный Кавказ исторически складывался как полиэтничный и поликонфессиональный регион, в котором были представлены едва ли не все известные мировые конфессии.

В длительный процесс эволюции традиционных религиозных воззрений народов Кавказа на разных этапах включались христианские и исламские миссии, во многом определившие развитие национальной культуры. Этот процесс сопровождался активным межэтническим взаимодействием с носителями различных конфессий, которые появлялись в регионе в ходе миграционных движений.

Участниками межконфессионального диалога были приверженцы местных традиционных религиозных верований, православные христиане, мусульмане суннитского и шиитского толка, протестанты, иудеи, католики, сектанты.

Католичество, в отличие от православия и ислама, не оказало решающего влияния на культуру местных народов, но было заметным явлением в конфессиональной жизни региона. История католичества на Северном Кавказе начинается с XIII века и проходит несколько этапов.

Сегодня эта ветвь христианства представлена католиками - поляками, итальянцами, немцами и армянами, которые наряду с другими народами Северного Кавказа переживают этнический и религиозный «ренессанс», активно манифестируют стремление к сохранению и возрождению своей национальной культуры, неотъемлемой частью которой является религия. Сохраняя свою самобытность, они сумели выработать толерантные формы сосуществования.

Современная этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в регионе актуализирует необходимость изучения истории отдельных конфессий и опыта межконфессионального общения.

В отечественном кавказоведении освещены вопросы, связанные с изучением роли православного христианства, ислама и протестантства в истории и культуре Северного Кавказа. Католичество не становилось предметом отдельного исследования, необходимого для восстановления реальной истории конфессиональной жизни региона.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется ее неизученностью, теоретической и практической значимостью.

Цель и задачи. Цель исследования заключается в изучении процесса проникновения и распространения католичества на Северном Кавказе.

Конкретными задачами диссертационного исследования являются: освещение истории поэтапного появления и деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе; исследование маршрутов миссионеров-католиков на Северном Кавказе; рассмотрение причин появления католических этноконфессиональных групп в регионе; выявление роли католических общин в политических событиях на Кавказе. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является католическая ветвь христианства на Северном Кавказе.

Предмет исследования включает историю католических миссий, жизнедеятельность этноконфессиональных общин католиков, их влияние на культурное и социально-политическое развитие Северного Кавказа. Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XIII века, когда на Северном Кавказе появились первые католические миссионеры, до начала XX века. Наиболее активный период в деятельности католических миссионеров приходится на XVIII-XIX века, когда новая волна этих распространителей католичества в результате присоединения Северного Кавказа к России и вхождения ее в общероссийский культурно-экономический круг оказалась в северокавказском регионе. Этот процесс усилился в пореформенное время в связи с колонизационной политикой России, в результате которой появились новые миграционные волны населения исповедующего католичество.

Географические рамки. Географические рамки настоящего исследования в основном охватывают Северный Кавказ, но в целях более глубокого и объективного исследования наиболее актуальных проблем распространения католичества в северокавказском регионе автор счел возможным несколько расширить географические рамки отдельных моментов исследования и провести сопоставительный анализ целей и методов католического миссионерства на Северном Кавказе и в Закавказье, в частности в Грузии.

Кроме того, рассматривая появление и деятельность первых католических миссионеров на Северном Кавказе, автор считает нужным проследить пути следования их из Европы до Китая, в целом не нарушая заявленные территориальные рамки исследования.

Научная новизна исследования. В ходе исследования впервые был произведен обзор деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе, начиная с XIII века, рассмотрены цели и задачи разновременных католических миссий, этноконфессиональных католических групп. В научный оборот вводятся новые архивные источники, освещающие историю католичества на Северном Кавказе.

Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов, в том числе сравнительно-исторического подхода к анализу объекта исследования, и на специфических подходах исторического и социокультурного характера. Метод историзма позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести картину религиозно-духовных взаимоотношений народов Северного Кавказа и европейцев. В процессе исследования был применен системно-функциональный метод, позволивший определить роль католицизма в истории и культуре Северного Кавказа.

Степень изученности проблемы. Как указывалось выше, католичество на Северном Кавказе не становилось предметом исторического исследования.

В XIX веке факт присутствия европейцев, а именно поляков, на Северном Кавказе нашел отражение в исследованиях регионального уровня. Первой известной попыткой стала работа общественного деятеля и краеведа Г.Н. Прозрителева, в которой выявляются причины появления польских пленных после 1812 года на Северном Кавказе, определяется их роль и значение в развитии региона.1

Весомый вклад в изучение истории греческой и западной церкви на востоке в средние века внес деятель американской церкви Дворник Фрэнсис. В своей работе он подробно рассмотрел цель и задачи, которые преследовала 2 церковь, направляя своих представителен с миссионерскои деятельностью.

Немногочисленные работы по католичеству на Северном Кавказе представлены археологическими изысканиями видных советских историков-археологов: Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, О. Милорадович.

Новый этап в своем развитии переживает церковно-историческая наука, появляются исследования по истории конфессиональной жизни. Среди них следует отметить работу правящего архиерея Ставропольского и Бакинского «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России». На основании многочисленных источников он рассматривает древнехристианские археологические памятники, историю Кавказской и Владикавказской епархии.4

Интерес к проблемам истории религии отдельных народов России в отечественной историографии возрастает в «перестроечный» период. Большое влияние на интенсификацию этого процесса оказало открытие новых архивных материалов. Выходит ряд комплексных научных исследований, посвященных истории католичества и особенностям его распространения на территории России. Опираясь на широкую источниковую базу, ученые пытались разобраться в причинах и особенностях многовекового противостояния католиков и православных, конфессиональных особенностях адаптации иностранных переселенцев (поляков) в России.5

Большой интерес представляет хрестоматия «Религиозные верования адыгов», составленная А.Х. Зафесовым включающая тексты малоизвестных работ европейских, российских и кавказских авторов, современных ученых, изучивших религиозные верования адыгов.6

Большое количество исследований посвящено армянам - католикам на у

Северном Кавказе.

В монографических исследованиях, в которых рассматриваются различные проблемы истории Северного Кавказа, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей и культурой католических этноконфессиональных групп.8

Источниковая база исследования включает разнообразные документы, различные по информационной насыщенности, которые можно разделить на три группы.

К первой группе источников относятся архивные документы. В диссертации использованы документы более 10 фондов, хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия - Алания, материалы научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.А.Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.9 Эта группа источников представлена делопроизводственной документацией: указами, циркулярами, инструкциями, описями, отчетами, докладами, донесениями, рапортами, а также документами личного происхождения (прошения, объяснения, жалобы и т.д.). Сюда же группе можно отнести церковные документы - указы римско-католической духовной консистории, учетную документацию: ежегодные отчеты ведомственных учреждений о количестве лиц римско-католического вероисповедания, метрические свидетельства о рождении, крещении и характеризующие жизнедеятельность католических общин.10

Вторую группу источников составляют записки католических миссионеров и европейских путешественников, которые в разное время и с разной целью побывали на Северном Кавказе.11 В дневниковых записях ученых и путешественников Штедера, Г.Ю. Клапорта, И. Бларамберга и др. содержатся интересные сведения о быте, культуре, религии северокавказских народов.12

Третью группу составляют опубликованные источники. Периодическая печать отразила отношение российской общественности к политическим событиям в Польше и к появлению католиков-поляков на окраинах России. Следует отметить, что в центральной периодике рассматривались лишь общие вопросы, связанные с переселением поляков на окраины.13 Более информативными по содержанию были публикации местной печати, отражавшие все стороны жизни северокавказского населения, в том числе

14 католического.

К этой же группе следует отнести и опубликованные материалы, среди которых необходимо отметить сборники «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах»15, «Осетия. Историко-этнографический справочник». В них содержатся фрагментарные сведения по христианству.

Важное значение имеют опубликованные статистические материалы, позволившие определить численность иностранцев - католиков в регионе в различные периоды.16 Особенно надо отметить «Первую всеобщую перепись населения Российской империи 1897 года», так как она содержит ряд социально-экономических характеристик иностранного населения на юге

17

России. Высокую информативность имеют материалы, содержащиеся в «Терском» и «Кавказском» календарях.18

Законодательное регулирование жизнедеятельности европейских этнических обществ в Российской империи нашло отражение в опубликованных законодательных актах и документах. В них раскрываются аспекты правового положения европейских переселенцев на территории Российской империи.19 Манифесты, указы, рескрипты, доклады были выявлены в «Актах», собранных Кавказской археографической комиссией. Это фундаментальное издание документов обстоятельно освещает военную и политическую историю Кавказа, описывает исторические и экономические памятники, помогает определить роль и значение европейских переселенцев в освоении и развитии региона.20

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая ценность исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы, основные положения и впервые введенный в оборот материал создают базу для дальнейшей, более глубокой разработки проблемы католичества на Северном Кавказе, для комплексного изучения конфессиональной истории региона.

Материалы исследования могут быть использованы при написании новых обобщающих работ по истории Северного Кавказа, при чтении лекционных курсов по истории и культуре региона.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертации в виде докладов были представлены на ежегодных научно-практических конференциях Владикавказского института управления «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 25 мая 2006 года, 24 апреля 2007 года), а также опубликованы в печатных работах.

Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела археологии и истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Структура работы. Поставленные автором цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, библиографического списка использованной литературы и списка сокращений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Лазарова, Эльвира Тамерлановна

Заключение

Исторически Северный Кавказ складывался как полиэтничный и поликонфессиональный конгломерат, что обусловлено его уникальным геополитическим и геокультурным положением.

Будучи контактной зоной цивилизаций и культур, Северный Кавказ всегда оказывался в центре столкновений великих держав, стремившихся реализовать не только свои военно-стратегические и экономические интересы, но и распространить свои цивилизационно - культурные, ценностные и, прежде всего, религиозные системы.

Говоря о путях проникновении христианства на Северный Кавказ, нужно отметить, что активно оно шло из трех центров: православие из Византии и Восточной Грузии, а католичество из европейских государств, т.е. из Византии через Абхазию - греко-византийское православие, из Грузии - грузинское православие, а из Европы, благодаря римско-католическим миссионерам - католичество. Последние первоначально имели своей целью установление дипломатических отношений с татаро-монголами и попутно зондировать почву в Алании.

Безусловно, самым мощным было влияние византийского православия - наиболее протяженное во времени и пространстве. Византийские миссионеры создали через посредство Абхазии и Крыма на территории Алании свою церковную организацию, функционировавшую в X-XII вв. как Аланская митрополия с центром в Нижнем Архызе. Этот город в ущелье Большого Зеленчука стал крупнейшим религиозным и культурным центром Северного Кавказа в X-XII вв.

Нельзя говорить о внедрении в алано-адыгскую среду Евангельского учения и христианского сознания на уровне богословской веры. Христианизация для народов Северного Кавказа была в значительной степени актом внешним и формальным, за которым стояли политические интересы и расчеты Византии - создание надежного лимеса на дальних и неспокойных рубежах империи, использование новообращенных в качестве военных союзников. Очевидно, что христианизация в массе не была связана с духовным переворотом и имела характер народной веры с сохранением множества дохристианских культов и традиций.

Грузинская церковь, не обладая возможностями Византии, направляла свои усилия на христианизацию горных племен, контролировавших стратегически важные горные проходы и пути через Кавказский хребет в районах Двалети, Дзурдзукети и Дидо. Политическая цель - обезопасить Грузию с севера. Зона реального грузино-христианского влияния хорошо очерчивается материальными памятниками и пространственно незначительна, ограничиваясь локальными районами.

Римско-католическая церковь устремилась на Кавказ после татаро-монгольского нашествия в XIII в. Используя образовавшийся вакуум в результате крушения Алании и ослабления позиций византийского православия, латинские миссионеры двигались на Восток вместе с итальянскими купцами и, прочно обосновавшись в Крыму, Тане, Копе, Тамани, прошли весь Северный Кавказ, вышли в Дагестан и на Каспий. На промежуточной территории Центрального Предкавказья они организовали свои кафедры в Верхнем Джулате, в Маджарах. Римско-католическая экспансия исходила не столько из политических, сколько из католических интересов: освоение восточных рынков. Миссионер должен был закрепить успехи купца и воина. Но католическая пропаганда на этом первом этапе была недолгой и неглубокой, не оказав серьезного влияния на народы Северного Кавказа.

Следующая, более серьезная волна была следствием присоединения Кавказа к России и связанным с этим политическим актом относительно массовым переселением европейцев-католиков на присоединенные земли, т.е. с колонизацией вновь обретенной территории и сопутствующим этому акту процессом торгово-промышленного освоения богатого края. Сюда же можно отнести и приток нуждавшегося в сельхозугодиях избыточного населения в Германии, Италии, а также наличие католиков в воинских контингентах, отправлявшихся служить на Северный Кавказ.

К массе католического населения, обосновавшегося в северокавказском регионе, поэтапно добавлялись армяно-католические общины, вынужденные переселиться в регион в результате русско-турецких войн. Российское правительство было заинтересовано в заселении покоренных земель христианскими подданными. После Кавказской войны с территории Османской империи стали переселяться амшенские и трапезундские армяне. Потоки армян-мигрантов увеличились после начала политики геноцида, особенно активно проводившейся турецкими властями с конца XIX века. Из вышесказанного следует: 1. Северный Кавказ в XIII - XVIII в. был ареной столкновений разных направлений христианства. Наибольшим влиянием пользовалось греко-византийское православие. Несколько меньшее влияние зафиксировано со стороны Грузинской церкви, еще слабее было представлено католичество.

2. Распространение католичества на Северном Кавказе прошло несколько этапов от первых миссионеров до европейских этнических поселений в XVIII в.

3. Носителями католической веры были поляки, часть армян и немцев, итальянцы. Вступая в активное межэтническое взаимодействие с народами Северного Кавказа, они внесли свой вклад в формирование конфессионального пространства в регионе, о чем свидетельствует археолого-архитектурный, фольклорный и исторические материалы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лазарова, Эльвира Тамерлановна, 2007 год

1. Ф. 11 Терское областное правление

2. On. 1. Д. 139, 152,154, 179, 221, 223, 261, 270, 291, 398,400, 530.1. Оп. 14. Д. 737.1. Оп. 15. Д. 232.1. Оп. 16. Д. 22.1. Оп. 17. Д. 22.1. Оп. 49. Д. 1.

3. Оп. 52. Д. 1119, 1094, 1125.

4. Оп. 62. Д. 201, 241,242, 325, 604, 626, 2091,2174.1. Оп. 65. Д. 350.1. Оп. 77. Д. 149.12 .Ф. 12. Канцелярия начальника Терской области

5. On. 1. Д. 194, 371, 382, 484, 719, 845.

6. Оп. 2. Д. 123, 163,182,201, 204, 207, 222, 310, 374,432, 586, 594, 859, 905.1. Оп. 5. Д. 10,118.1. Оп. 6. Д. 246, 247,347.

7. Оп. 7. Д. 59, 353, 360, 367, 403, 468.

8. Ф. 143. Владикавказская духовная консистория

9. Оп. 2. Д. 34, 38, 41, 103, 104, 129, 237, 243, 291, 307, 308,489, 510, 574, 707.

10. Ф. 1. История Осетии (до 1917 г.) On. 1. Д. 88.1.. Опубликованные источники.

11. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией. Под ред. А.Д. Берже. Тифлис, 1888. Т. II.

12. Бларамберг Б.И. Дневник 1811-1871 г. Путешествие по Кавказу. Берлин: 1872.

13. Владыкин М. Путешествие по Кавказу. В 2-х частях. М.: Б.И. 1885. Т. I. -316с.

14. Кавказский календарь. Тифлис: Канцелярия Наместника Кавказского, 1852.

15. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 годах //Известия СОНИИ. Вып. 12. Орджоникидзе, 1948. 96 с.

16. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Под. ред. Н.А. Тройницкого. Терская область. LXVIII. Т. 68. СПб: Центр, стат. комитет, 1905.

17. Статьи неофициальной части «Терских ведомостей». 1869, 1870, 1874, 1875,1880,1883.

18. Штедер. Дневник путешествия, которое было предпринято в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренний Кавказ. СПб. Лейпциг, 1797.1.I. Периодическая печать

19. Владикавказские епархиальные ведомости. 1908.

20. Кавказские епархиальные ведомости. 1884.33. Терская жизнь. 1914.

21. Терские ведомости. 1868-1917.35. Терек. 1926.36. Польская газета. 2005.1.. Книги, статьи, рефераты

22. Абрамов М.П. Нижне-Джулатский могильник. Нальчик, 1973

23. Агеев Н.Н. Северный Кавказ: история и современность. М, 2000

24. Алексеева Е.П. Вопросы взаимосвязи народов Северного Кавказа с русскими в X XV вв. в отечественной исторической науке. Черкесск, 1992

25. Алексеева Е.П. Древняя средневековая история Карачаево Черкесии. М, 1971

26. Алов А.А. Католицизм, протестантизм, Армянская апостольская церковь в России. М, 1995

27. Андреев А. Монашеские ордена. М, 2001

28. Андреев А.Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи XVI начало XIX века. М, 1998

29. Андреева А. Монашеские ордена. М, 2001

30. Андреева JT.A. Религия народов современной России. М, 1999

31. Археологические источники изучения религии средневековья. В кн; Социология, атеизм, религия, т. II, вып. 1; Грозный, 1976

32. Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик, 1987

33. Ахмадов ЯЗ. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI XVII вв. Грозный, 1988

34. Бартольд В.В. Соч, т. И, ч.1., М, 1963

35. Богословские труды. Т.21 М, 1980

36. Большая советская энциклопедия. М., 1930, 1970.

37. Бородина Э. Три путешествия. М, 1935

38. Вейденбаум Е.Г. Описание Черкесии. VI Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 17. Тифлис, 1893

39. Вейденбаум Е.Г. К истории шотландской колонии около Пятигорска// Известия Кавказского отдела Русского географического общества. 1881. Т. VII., №1, с. 189

40. Великович JI.H. Черная гвардия Ватикана. М., 1985.

41. Виноградов В.Б., Голованова С.А. О роли грузинского элемента в истории христианских храмов Верхнего Джулата. Тбилиси, 1981

42. Виноградов П. История средних веков. М., 1901

43. Витнер Э. Папство и царизм. М., 1964

44. Водолазкин Е.Г. Монастырская культура: Восток и запад. СПб., 1999

45. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX века. М., 1974

46. Гаджиев В.Г. Источниковедение истории и культуры народов Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала 1991

47. Гаджиев В.Г. Сочинение И.Гербера. Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся. Как исторический источник по истории народов Кавказа. М., 1994

48. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994

49. Ганн К. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией, в котором говорится о происхождении, обычаях и природе этих стран. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 43., Тифлис, 1913

50. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа. Из путешествия г-на академика И.А. Гильденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 71, 71, и 73 годах. СПб., 1809

51. Гигулевич И.Р. История инквизиции (XIII XX вв.) М., 1970

52. Гринзингер Т. Иезуиты. СПб. 1999

53. Грузия и начало христианизации горной Ингушетии. Тез. докл. Научной конференции по вопросам истории и филологии Народов Кавказа, посвященной 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Тбилиси, 1969

54. Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи. М., 1985

55. Гусева Т.В. Золотоордынский город Сарй-ал Джерид. Горький, 1985

56. Давыдов Ю.С. Истории Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время. Пятигорск, 2000

57. Дашкевич-Пушнина Н. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 гг., т. 1-Й. Лондон, 1840

58. Дворник Ф. Миссия греческой и западной церквей на Востоке в средние века. М., 1970

59. Джиоев М.К. Алания в XIII-XIV вв. М., 1982

60. Дзаттиати Р. Культура позднесредневековой Осетии. Владикавказ, 2002

61. Дубровская Д.В. Миссия иезуитов в Китае. М., 2001

62. Дюмулен О.П. Христианское вероучение. Изд-во св. Петра, 2002

63. Егоров В.Л. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. М.,1985

64. Еманов А.Г. К вопросу о ранней итальянской колонизации Крыма. Византия и ее провинции. Свердловск, 1982

65. Жордия Г., Гамердашвили 3. Римско-католическая миссия и Грузия. Тбилиси, 1994

66. Зафесов А.Х. Религиозные верования. Майкоп,2001

67. Зевакин Е.С. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг. т. I. Лейпциг, 1803

68. Зевакин Е.С. Воспоминания Петера Генри Бруса, эксвайера, офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т.д. Дублин, 1783

69. Зевакин Е.С. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа, ч. I. Гота и СПб., 1796

70. Зевакин Е.С. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекой Курой, народах и землях и об их состоянии в 1728 году. Сборник по русской истории. СПб, 1760, ч. IV. Вып. 1-2

71. Зевакин Е.С. Новейшие государства Казань, Астрахань, Грузия и многие другие, царю, султану и шаху платившие дань и подвластные. Нюрбергер, 1723

72. Зевакин Е.С. Описание Татарии (пер. с латин.). Кельн, 1595

73. Зевакин Е.С. Путешествие господина А. де ла Монтрэ в Европу, Азию и Африку., т. II. Гаага, 1727

74. Зевакин Е.С. Путешествия и странствования по Российскому государству, Татарии и по части Персидского королевства, ч. II. Эдинбург, 1778

75. Зевакин Е.С. Северная и восточная Татария. Амстердам, 1692

76. Зевакин Е.С. Трактат о торговле на Черном море, ч. I. Париж, 1787

77. Зевакин Е.С. Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течении сорока лет., т. I Гаага, 1781

78. Иванов А. История монголов (юань-ши) об ассах-аланах. Т. III, вып. 3, СПб, 1914

79. Иоанн де Галифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404) Баку, 1980

80. Кудрявцев А.А. Проблемы археологии и истории Северного Кавказа. Ставрополь, 1998

81. Кузнецов В.А Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962

82. Кузнецов В.А. Милорданович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии в 1959 году. КСИА. Вып. 86. 1961

83. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе; Ир. 1984

84. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ, 2002

85. Кузнецов В.А.Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе.: Ир, 1971

86. Кузнецов В.А.Алания и Византия // Археология и традиционная этнография Северной Осетии. Орджоникидзе; Ир, 1985

87. Кузнецов В.А.Археология Северной Осетии. Орджоникидзе, 1973

88. Кузнецов В.А.В верховьях Большого Зеленчука. М., 1977

89. Кузнецов В.А.Церкви Верхнего Джулата их время интерпретация IIV КЧ по археологии Кавказа. Махачкала, 1975

90. Кулаковский Ю.А. Христианство у алан. ВВ, т. V, вып. I-II СПб., 1898

91. Литаврин Г.Г. Католицизм в средние века. М., 1991

92. Ловягина А. Описание путешествия в Московию и через Московию В Персию и обратно. СПб., 1906

93. Лозинский С.Г. История папства. СПб., 1986

94. Лущпай В.Б. Иезуиты в России второй половины XVIII в. М., 2002

95. Малов Н.М. Религия в Золотой Орде. Саратов, 1998

96. Менабдшвили В.Л. Распространение католицизма в Грузии и его современное положение. Тбилиси, 1990

97. Мизиев И.М. Народы Кабарды и Балкарии в XIII-XVIII вв. Нальчик 1995

98. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачаева XIII-XVIII вв. Нальчик, 1991

99. Минорский И. История Ширвана и Дербента X-XI веков. М., 1963

100. Михневич Д.Е. Очерки из истории католической реакции. М., 1955

101. Михневич Д.Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). М., 1955

102. Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа как исторический источник. М., 1985

103. Мурзакевич Н. История генуэзских поселений в Крыму. Одесса, 1837.

104. Мусукаев А.И., Маттис И. Загадочный мир народов Кавказа. Нальчик, 2000

105. Новесельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века. ВИ, 1989,9

106. Новые тенденции в идеологии и деятельности католицизма в СССР и проблемы атеистического воспитании. Вильнюс, 1983

107. Ю7.0сипова И.И. «В язвах своих сокрой меня.» // Гонения на Католическую Церковь в России. М., 1995

108. Осипова И.И. Возлюбив бога и следуя за Ним. М., 1999

109. Очерки истории Карачаево-Черкессии. Т. II. Ставрополь, 1967

110. Очерки по истории Адыгеи. Майкоп, 1957

111. Ш.Пенчко Н.А. Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование. Венеция, 1502

112. Петров А.И. Путешествие в Черкесию. Симферополь, 1836

113. Петров А.И. Год среди черкесов. Т. I-II, Лондон, 1840

114. Петров А.И. Де Бларамберг «Историческое, топографическое, статистическое этническое и военное описание Кавказа»; ч. I-III. 1838. (Центральный государственный архив. ВУА, дело №18508)

115. Петров А.И. Кавказ и земли казаков в годы с 1843 до 1846, т. I-II. Дрезден и Лейпциг, 1848

116. Петров А.И. Путешествие в Астрахань и кавказские степи. Париж, 1829, т. I.

117. Петров А.И. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг. Париж, 1838

118. Петров А.И. Путешествие в Россию, Крым, Кавказ и Грузию. Лондон, 1825

119. Петров А.И. Путешествие господина дворянина Шардена в Персию и другие восточные страны. Т .1. Амстердам, 1711

120. Петров А.И. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 -1808 гг. Берлин, 1812

121. Петров А.И. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхиду, Грузию, Армению и в Крым. Т. I. Париж, 1839

122. Петров А.И. Путешествие по России и в Закавказские земли. T.I. Тюрбингер, 1842

123. Пименов Н. Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли д Асколи, префект Каффы, Татарии и проч. ЗООИД, т.24. Одесса, 1902

124. Пиотровский Б.Б. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988

125. Пожарский К. История римско-католической церкви в России и Польше. СПб., Варшава, 2000

126. Полиевтков М.А. Европейские путешественники XIII XVIII вв. по Кавказу. Тифлис, 1935

127. Помяловский И. Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. СПб., 1881

128. Проникновение христианства к вайнахам в кн.: Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. Грозный, 1981

129. Рерих Ю.Н. Избранные труды. М., 1967

130. Рудиченко Т.С. Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000

131. Саввинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования (с 1602 по 1902 год). Астрахань, 1903, с.311

132. Сведения западноевропейских путешественников XV века о Дагестане. Махачкала, 1976

133. Свидерский Ю.Ю. Борьба Юго-западной Руси против католической экспансии (XI XIII). Львов, 1980

134. Северной Осетии. Орджоникидзе, 1968

135. Семенов Л.П. Из истории работы Музея краеведения СевероОсетинской АССР по изучению памятников материальной культуры Северной Осетии. Дзауджикау, 1952

136. Советская историческая энциклопедия. М., 1970

137. Солодкова O.JI. Католические миссионеры на службе колониальной экспансии европейских стран в Южной Азии в серед. XVI-нач. XVII вв. М., 1988

138. Средневековые святилища Центрального Кавказа С А, 1985, №3

139. Старокадомская М. Очерки по истории Генуэзской Каффы конца Ill-начала XV в. М., 1950

140. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964

141. Толстой Д.А. Римский католицизм в России. СПб 1876

142. Три католические миссии ко двору Великих монголов.- В сб. Проблемы всеобщей истории. М., 1986. деп. В ИНИОН АН СССР от 30.09.1986 г. №24491

143. Усков Н.Ф. Христианство и монашество. СПб., 2001

144. Фелицын Е.Д. Некоторые сведения о средневековых генуэзских поселениях в Крыму и кубанской области // Кубанский сборник. 1899., т. V

145. Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе. ЗИАО. т. III, вып. II. СПб., 1857

146. Фредерик д. Путешествие вокруг Кавказа, т.1. Сухуми, 1937

147. Фроссар А. Соль земли. М., 1992

148. Хицунова П. Путешествие из Крыма в Черкесию, через земли ногайских татар, в 1709 году, Русский вестник, 1842, №4

149. Хотко С.Х. Генуя и Черкессия; политическое и культурное взаимодействие в XIII-XV вв. СРИО т. III. М., 2002

150. Хрестоматия по истории средних веков. В 3 томах. М., 1953

151. Хрестоматия средних веков. М., 1949

152. Хуако З.Ю. Россия Черкесия (вторая половина XVIII в. XIX в.) Майкоп, 1999

153. Чеченов И.М. Раскопки городища Нижний Джулат в 1966 г. УЗБКИИ т. II. Нальчик, 1985

154. Шкаровский М.В. Римско-католическая церковь на Северо Западе России. СПб, 1998

155. Шишмарев В.Ф. Романские поселения на юге России. JI,1975 с.420

156. Шишмарев В.Ф. Один из южноитальянских говоров в Крыму. JI, 1940, С.366

157. Шмурло Е.Ф. Римская курия на русском православном Востоке в 1609 1654. Прага, 1928

158. Юргевич В.Н. О монетах генуэзцев находимых в России. Одесса, 1872

159. Юрченко П. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов и мингрелов и грузин Жана де Люка, монаха Доминиканского ордена. 1625. ЗООИД, т.Н. Одесса, 1879

160. Янжул И.И. О пережитом и виденном в 1864 1909. М, 1929

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.