Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Романюк, Елена Альбертовна

  • Романюк, Елена Альбертовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Тверь
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 363
Романюк, Елена Альбертовна. Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Тверь. 2004. 363 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Романюк, Елена Альбертовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК КОМПОНЕНТ

МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАЯ.

1.1. Сущность, предмет и содержание понятия «хоровая культура родного края».

1.2. Анализ содержания и структуры понятия «хоровая культура родного края».

1.3. Состояние хоровой культуры Тверского края (Х1Х-ХХ1 вв.).

1.3.1. История развития хорового пения в Тверском крае до революции и в первые послереволюционные годы.

1.3.2. Деятельность концертных организаций в период с 1935 по 1990 год.

1.3.3. Светское хоровое образование Х1Х-ХХ1 вв. (учебные заведения края).

1.3.4. Всесоюзное хоровое общество и исследование песенного фольклора Тверской области.

1.3.5. Современное состояние хоровой культуры Тверского края конец ХХ-начало XXI в.).

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ЕЕ

СУЩНОСТЬ И КОМПОНЕНТЫ.

2.1. Структура музыкально-эстетической культуры личности.

2.2. Музыкально-эстетическая потребность.

2.3. Музыкально-эстетический кругозор.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ И КРУ

ГОЗОРА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

3.1. Задачи и содержание констатирующего эксперимента.

3.1.1. Состояние вокально-хоровой работы на местном материале в общеобразовательных школах и учреждениях культуры Тверской области.

3.1.2. Состояние подготовки студентов педвузов России на вокально-хоровом краевом материале, их музыкально-эстетической потребности и кругозора по вопросу хоровой культуры родного края.

3.2. Методика проведения формирующего эксперимента.

3.3. Результаты процесса формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края.

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки»

Актуальность исследования. На современном этапе развития нашего общества актуальной становится проблема формирования духовной культуры человека. Составной частью его духовной культуры является музыкально-эстетическая культура. Поэтому исследование закономерностей формирования музыкально-эстетической культуры личности должно концентрироваться прежде всего на таких ее компонентах, как стимулирование активно-деятельностного отношения человека к восприятию музыки, пробуждение его интереса и потребностей, расширение кругозора, развитие личностных оценочных представлений, музыкально-эстетических вкусов и идеалов, а также на нахождении новых эффективных средств развития этих компонентов. К таким средствам, к сожалению, недостаточно используемым в музыкально-педагогической практике, можно причислить материал по хоровой культуре родного края.

Актуальность в условиях регионализации образования приобретает изучение и применение в учебном процессе школ, училищ и вузов материалов по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края. В контексте нашего исследования под хоровой культурой родного края мы понимаем совокупность явлений хоровой культуры (народной и профессиональной) определенного края в самом широком аспекте, начиная с древнейших времен и до наших дней.

Б.В.Асафьев указывал, что преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен быть теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом [44, с.55]. Он считал необходимым для педагога-музыканта постоянное пополнение знаний, в том числе и в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края. Создавая профессиограмму учителя музыки, Л.Г.Арчажникова отмечает ее зависимость от потребностей общества, гипотетичность, в силу чего она может расширяться и видоизменяться [42].

Содержание музыкального образования в последние десятилетия постоянно совершенствовалось. В уроки музыки введены новые пласты музыкальной культуры: фольклор, духовная (церковная) музыка, популярная музыка, новые произведения различных форм и жанров, местный музыкальный материал. Это, в свою очередь, требует от учителя музыки высокого уровня профессиональной и музыкально-эстетической культуры.

Менее всего на сегодняшний день изучена музыкально-эстетическая потребность — устойчивое личностное образование, детерминирующее музыкально-эстетическую деятельность человека. Музыкально-эстетическая потребность является движущей силой профессионализма учителя музыки, так как заставляет его постоянно развиваться и совершенствовать свои знания, в том числе и в области хоровой культуры родного края. «В настоящее время, -пишет Л.А.Тарасова, - проводить музыкальное воспитание унифицированно, без учета национальных и региональных особенностей, невозможно» [196, с.З].

Как показывает практика, у большей части учителей музыки отсутствуют знания по музыкальной культуре своего края. Соответственно, такие учителя не могут обучать и воспитывать детей на музыкально-краеведческом материале. Это еще раз подчеркивает необходимость включения материала по музыкальной, в частности, хоровой культуре родного края в процесс подготовки будущих учителей музыки.

В вузе этот материал является на сегодняшний день малоиспользуемым средством формирования музыкально-эстетической потребности студентов. Использование музыкально-краеведческого материала соответствует принципам наглядности, доступности в обучении, связи с жизнью. Знания по музыкальной культуре края устанавливают и поддерживают связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона.

С одной стороны, в отечественной педагогике накоплен богатейший опыт музыкально-эстетического воспитания, внедрены новые технологии, а с другой - отсутствуют методики, основанные на принципах сложившихся национальнорегиональных традиций, а именно не изучены вопросы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки средствами хоровой культуры края. Неразработанность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили актуальность темы исследования.

Цель исследования — совершенствование процесса изучения хоровой культуры родного края в учебном процессе вуза как средства формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.

Объект исследования - музыкально-эстетическая деятельность будущих учителей музыки по изучению хоровой культуры родного края.

Предмет исследования - условия и процесс формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки.

Гипотеза исследования: успешное формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки возможно посредством применения в учебном процессе материалов хоровой культуры родного края. Процесс будет протекать более эффективно при условиях:

• применения комплексной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки на материале хоровой культуры края;

• изучения студентами хоровых и вокальных произведений композиторов края на индивидуальных и групповых занятиях по дирижированию, сольному пению, хоровому классу;

• исследования будущими учителями музыки хоровой культуры родного края путем сбора и систематизации образцов музыкального краеведения;

• введения в учебный план теоретического курса «История хоровой культуры родного края»;

• написания студентами рефератов, курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике.

Задачи исследования:

1. Определить содержание понятия «хоровая культура родного края» и разработать ее структуру, уточнить содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность».

2. Разработать теорию и комплексную методику формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки посредством использования материалов по хоровой культуре родного края.

3. Проверить целесообразность и обоснованность содержащихся в диссертации теоретико-методических положений в ходе экспериментальной работы.

4. Экспериментально проверить гипотезу исследования.

Методологическую основу исследования составили труды по педагогике, психологии, искусствознанию, краеведению, музыкальному краеведению, этнографии, музыкознанию, музыкальной фольклористике, музыкальной педагогике и психологии.

Принципиально важное значение имели труды по педагогике (К.Д.Ушинский, Ю.К.Бабанский, А.Ю.Гончарук, В.В.Краевский, Е.А.Леванова, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.), психологии (Р.С.Немов, В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.), эстетике (А.А.Беляев, Ю.Б.Борев, Т.С.Комарова, Б.В.Сафронов, В.К.Скатерщиков, М.Ф.Овсянников и др.), музыкознанию (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, А.Н.Сохор, В.Н.Холопова и др.), теории и методике музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Николаева, Л.А.Рапацкая, Г.П.Стулова, Р.А.Тельчарова, Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр и др.), музыкальной этнографии (Н.Ф.Финдейзен, В.М.Щуров и др.), музыкальному краеведению (Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М.А.Этингер).

Источники исследования. В диссертации были использованы материалы архивных фондов Тверской области; отдела рукописей и редких книг научной библиотеки, музея и лаборатории музыкального краеведения Тверского государственного университета (ТвГУ); архива и музея Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского. Источниками исследования явились также центральная и местная печать; издания общеисторического характера, посвященные истории Твери; встречи, переписка с выдающимися музыкантами Тверского края и их родственниками.

В процессе исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение теоретических работ по искусствоведению, музыковедению, эстетике; анализ и обобщение педагогического опыта музыкально-краеведческой работы; анкетирование учителей и студентов; беседы и интервью с работниками народного образования, сотрудниками музеев, выдающимися музыкантами, связанными с Тверским краем и их родственниками; целенаправленное педагогическое наблюдение; анализ письменных работ (музыкальные викторины, контрольные работы) и устных ответов студентов; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки результатов исследования.

Работа над диссертацией проводилась на экспериментальной базе: научно-исследовательской лаборатории музыкального краеведения ТвГУ, учебно-исследовательской лаборатории музыкального образования Тверского областного института усовершенствования учителей (ТОИУУ), кафедры музыкального образования ТвГУ, общеобразовательных и детских музыкальных школ Тверской области, педагогических вузов России.

Этапы исследования

На первом этапе (1995-1999) — теоретико-поисковом — изучалось и оценивалось состояние проблемы; была проанализирована литература, материалы архивов и музеев; уточнялись теоретические основы исследования, состояние вокально-хоровой работы на местном материале в школах и учреждениях культуры Тверской области. Нами проанкетировано 29 хормейстеров детских школа искусств (ДШИ), 431 учитель музыки.

На втором этапе (1999-2000) — поисково-констатирующем — определялись принципы построения содержания курса «История хоровой культуры Тверского края», программа и технология обучения. Проводилось обширное констатирующее обследование студентов 23 педвузов России, определялся исходный уровень музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов ТвГУ.

На третьем этапе (2000-2002) — формирующем — в ходе педагогического эксперимента проводились и уточнялись выдвинутые теоретические положения. Апробировалась программа курса «История хоровой культуры Тверского края», способы и методы формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.

На четвертом этапе (2002-2003) — заключительно-обобщающем — проанализированы, систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и оформлена диссертация.

Научная новизна исследования Определена и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность использования материалов по хоровой культуре родного края в формировании музыкально-эстетической потребности у студентов. В результате проведенного исследования определены содержание, сущность и структура понятия «хоровая культура родного края», уточнено содержание понятия «музыкально-эстетическая потребность»; собран богатый эмпирический материал по хоровой культуре Тверского края, начиная с XVIII в. и до наших дней. На этой основе разработан курс «История хоровой культуры Тверского края» для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование.

Теоретическая значимость исследования. Внесен вклад в изучение проблемы формирования музыкально-эстетической культуры будущих учителей музыки; разработаны теория и методика формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки посредством применения материала по хоровой культуре родного края.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что у будущих учителей музыки расширяются представления о музыкальной культуре родного края. Разработанная методика формирования у студентов музыкально-эстетической потребности и кругозора может быть использована в системе профессиональной подготовки будущих учителей музыки в вузах разных регионов Российской Федерации и в процессе повышения квалификации преподавателей музыки.

Составленный нами курс «История хоровой культуры Тверского края», тематика рефератов, курсовых и дипломных работ, репертуарные списки вокальных и хоровых произведений тверских композиторов для изучения в дисциплинах дирижирования, сольного пения и хорового класса внедрены в практику работы учебных заведений Тверской области.

Предложенный учебный материал может быть использован в общеобразовательных (музыкальных) школах и в педагогических (музыкальных) училищах Тверской области.

Собраны ценные материалы по хоровой культуре края для экспозиции в музее музыкального краеведения ТвГУ.

В целом, результаты исследования могут способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Достоверность исследования обеспечивается выбором методологических и теоретических позиций, анализом научных источников по данной проблеме, использованием разнообразных методов исследования, адекватных его целям и задачам, а также опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы; проверкой выводов и практических рекомендаций в ходе педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту: 1. Хоровая культура родного края представляет собой специфическую область научных знаний, которую можно исследовать методом изучения и различных музыкально-краеведческих источников, а также практической деятельности, в процессе которой обучающиеся овладевают умениями, навыками восприятия и исполнения произведений народной и профессиональной музыки края.

2. Выделение основных структурных компонентов понятия «хоровая культура родного края» позволяет студентам, педагогам и другим изучать и систематизировать отдельные факты этой культуры в единое целое.

3. На формирование музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки влияют:

- использование комплексной методики учебной работы, построенной на применении известных педагогических и специальных методов работы с музыкально-краеведческим материалом;

- сочетание репродуктивной и творчески-поисковой презентации студентам материалов по хоровой культуре края.

- применение на занятиях в вузе разнообразных форм и методов работы с использованием музыкально-краеведческих материалов.

4. Применение в работе со студентами музыкально-краеведческих материалов создает условия для формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов теоретических положений исследования, а также разработанной методики формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора у будущих учителей музыки осуществлялась на протяжении всего периода работы: 1/ в процессе эксперимента; 2/ через публикацию автором научно-исследовательских материалов; 3/ в ходе обсуждения диссертации на кафедре музыкального образования ТвГУ, в ТОИУУ; 4/ в выступлениях на научно-практических конференциях ТвГУ и Московского городского педагогического университета; 5/ путем внедрения результатов исследования в учебный процесс ТвГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Романюк, Елена Альбертовна

ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ

1. Констатирующее обследование показало, что изучение дисциплин музыкально-краеведческой направленности, проведение вокально-хоровой работы на материале по хоровой культуре края в школах, ДШИ Тверской области недостаточно распространено. Подготовку студентов педвузов России на вокально-хоровом местном материале можно оценить как явно недостаточную, а также отметить низкий уровень развития их музыкально-эстетической потребности и кругозора в области хоровой культуры родного края.

2. Результаты формирующего эксперимента показали значительный рост музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов экспериментальной группы. По сравнению с началом экспериментальных исследований, количество студентов, достигших высокого уровня музыкально-эстетического кругозора, увеличилось на 36,6%, среднего уровня — на 15,8%, низкого - уменьшилось на 52,5%. На контрольном этапе количество студентов экспериментальной группы, соответствующих высокому уровню развития музыкально-эстетической потребности, увеличилось на 30%, среднему уровню - на 23,6%; низкому - уменьшилось на 53,6%. Студенты контрольной группы, в которой экспериментальный фактор не вводился, к концу формирующего эксперимента улучшили свои показатели незначительно. Количество студентов этой группы, соответствующих высокому уровню музыкально-эстетической потребности и кругозора, осталось почти без изменений, среднему уровню музыкально-эстетической потребности - увеличилось на 2,6%, кругозора — на 5%; низкому уровню музыкально-эстетической потребности - уменьшилось на 3,3%, кругозора — на 5%.

3. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами комплексной методики формирования у студентов музыкальноэстетической потребности и кругозора посредством применения материала по хоровой культуре родного края.

4. Итоги эксперимента позволили сделать вывод о подтверждении выдвинутой в начале исследования гипотезы.

5. В эксперименте были успешно апробированы предложенные научно-педагогические основы, принципы, формы, методы и содержание обучения на материале хоровой культуры родного края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Хоровая культура родного края является составной частью музыкального краеведения и музыкальной культуры родного края. Она вносит весомый вклад в остро стоящую сейчас проблему сохранения культуры, как определенной местности, так и всей страны в целом. Сущность хоровой культуры родного края заключается в изучении явлений хоровой культуры (народной и профессиональной) определенного края в самом широком аспекте, начиная с древнейших времен и до наших дней. Выделение нами основных структурных компонентов понятия «хоровая культура родного края» («храмовое пение», «хоровые коллективы», «концертные организации», «светское хоровое образование», «общественные организации», «песенный фольклор», «хоровые композиторы», «издательская деятельность, музыкальная критика», «массовый музыкальный быт») позволяет систематизировать разнородные, отрывочные факты в единое целое. Проведенное исследование позволяет нам говорить о хоровой культуре родного края как специфической области научных знаний, которую можно исследовать методом изучения различных музыкально-краеведческих источников, а также практической деятельности, в процессе которой обучающиеся овладевают умениями, навыками восприятия и исполнения произведений народной и профессиональной музыки края.

2. В современных условиях все большее внимание уделяется вопросам формирования музыкальной культуры человека. Понятия «музыкальная культура личности» и «музыкально-эстетическая культура личности» тесно взаимосвязаны, хотя второе гораздо шире первого. Музыкально-эстетическая культура личности - многомерное, комплексное понятие, включающее в себя многообразные компоненты внутренней музыкально-эстетической культуры человека и музыкально-эстетическую деятельность.

3. Музыкально-эстетическая потребность и кругозор являются компонентами музыкально-эстетической культуры личности. Музыкально-эстетическая потребность будущих учителей музыки — это устойчивое личностное образование, детерминирующее музыкально-эстетическую деятельность человека. Она складывается из следующих компонентов: интереса к музыкальным знаниям (музыкально-познавательного интереса); потребности в музыкальном самообразовании, самосовершенствовании; потребности в научном творчестве; потребности в индивидуальном самовыражении; интереса к познанию музыкального языка; социального художественного общения.

Музыкально-эстетический кругозор студентов музыкально-педагогических факультетов вузов — это сложное духовное образование. Он выражает уровень музыкально-эстетической культуры личности, меру освоения ею духовных ценностей общества. Кругозор складывается из следующих компонентов: теоретической и музыкально-слуховой эрудированности; оценки произведений искусства; музыкально-эстетического интереса, увлечений, склонностей, музыкально-познавательного интереса.

Музыкально-эстетическая потребность и кругозор формируются на протяжении всей жизни человека вместе с другими компонентами его музыкально-эстетической культуры.

4. Изучение состояния вокально-хоровой работы на местном материале в общеобразовательных школах и учреждениях культуры Тверской области показало, что она недостаточно распространена. Учителя не подготовлены к этой работе, но проявляют к ней интерес.

Констатирующее обследование подготовки студентов педвузов России на вокально-хоровом краевом материале, их музыкально-эстетической потребности и кругозора по вопросу хоровой культуры родного края показало, что изучение дисциплин музыкально-краеведческой направленности, проведение музыкально-краеведческой работы на местном материале в ссузах, вузах недостаточно распространено. Выявлен низкий уровень музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов педвузов в области хоровой культуры родного края. В национальных республиках ситуация складывается лучше, чем в России. Более активно разрабатываются и вводятся учебные пособия на местном музыкальном материале в ряде областей и автономных образований (Адыгея, Чувашия и др.). Анкетирование выявило формы и методы применения материала по хоровой культуре родного края на занятиях в вузе.

5. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили основные положения, выдвинутые в гипотезе, что для эффективного формирования музыкально-эстетической потребности и кругозора необходимо применять комплексную методику, построенную на сочетании репродуктивных и творчески-поисковых методов обучения студентов хоровой культуре края. Предложенная методика способствует не только эффективному формированию вышеназванных компонентов, но и развитию у студентов потребности в самостоятельном поиске, анализе, систематизации музыкально-краеведческих материалов, что является вкладом в изучение проблемы сохранения музыкальной культуры края.

6. Исследование показало, что развитие музыкально-эстетической потребности и кругозора у студентов оказывается эффективным с введением в учебный план теоретического курса «История хоровой культуры родного края» (что возможно в рамках часов: регионального компонента, факультативных дисциплин, курсов по выбору); введением произведений хоровой культуры края в занятия по дирижированию, хоровому классу, сольному пению; выполнением будущими учителями музыки курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике; изучением ими хоровой культуры родного края путем сбора и систематизации образцов музыкального краеведения.

7. Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование способствует развитию содержания, форм и методов музыкально-краеведческой работы по хоровой культуре в вузе. Материал по хоровой культуре родного края может найти активное применение в массовой практике музыкально-педагогических факультетов вузов, общеобразовательных и музыкальных школ, музыкально-педагогических и музыкальных училищ.

8. В целом, исследование способствует совершенствованию профессиональной подготовки учителя музыки в вузе, в частности, таких ее разделов, как музыкально-теоретическая, вокальная и дирижерско-хоровая, а также музыкально-краеведческая.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Романюк, Елена Альбертовна, 2004 год

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО)

2. Афиша концерта 8-го гренадерского Московского полка под управлением В.И.Сауль, состоявшегося 19 марта 1893 г. в Твери // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 3453, л. 221а.

3. Афиша о Славянском вечере, состоявшемся 28 февраля 1915 г. в Твери // ГАТО, ф. 103, on. 1, д. 2888, л. 20.

4. Докладная записка Тверскому губернатору от лиц, желающих учредить в Твери музыкальное общество // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 500, л. 1, об.

5. Доклады Тверской Городской Управы // ГАТО, ф. 801, on. 1, д. 1492, л. 21 об.

6. Донесение тверского полицмейстера тверскому губернатору о концертах и «увеселениях» в г.Твери в 1892 г. // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 1373, л. 6, об.

7. Донесения уездных исправников губернатору о наличии клубов, собраний, обществ музыки и пения и т.п. в уездах в 1866 г. И ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 14146, л. 54.

8. Донесения уездных исправников о любительских спектаклях в пользу бедного населения // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 3453, л. 87.

9. Заявление А.И.Александрова-Ястребова в Тверскую городскую Думу // ГАТО, ф. 801, on. 1, д. 1492, л. 42.

10. Заявление заведующего церковно-приходской школы.//ГАТО, ф. 644, on. 1, д. 304, л. 1 об.

11. Заявление нижеподписавшихся гласных в Тверскую городскую Думу // ГАТО, ф. 801, on. 1, д. 1492, л. 1, об.

12. Калининская государственная филармония и ансамбль песни и танца. Историческая справка// ГАТО, ф. Р-16, on. 1, л. 1-2.

13. Калининский областной радиокомитет при Облисполкоме. Дикторский материал // ГАТО, ф. Р-2810, on. 1, д. 11, л. 7

14. Об определении студента Тверской духовной семинарии А.Романовского на должность учителя малых певчих // ГАТО, ф. 467, on. 1, д. 322, л. 28.

15. Об увольнении П.Плетнева с должности учителя малых певчих Архиерейского хора // ГАТО, ф. 467, on. 1, д. 322, л. 25.

16. Об утверждении устава для клуба общества любителей музыки и пения в с.Кимры Корчевского уезда//ГАТО, ф. 58, on. 1, д. 16381, л. 1.

17. О ликвидации ансамбля оперетты Калининской областной филармонии // ГАТО, ф. Р-2043, оп. 13, д. 8, л. 1.

18. О постройке в городе Твери особого здания для театра // ГАТО, ф. 801, оп. 1, д. 1492, л. 49.

19. Правила о времени и месте устройства летних певческо-педагогических курсов для учащих в церковно-приходских школах в г.Старице // ГАТО, ф. 643, on. 1, д. 344, л. 2 об.

20. Программа вокально-музыкально-танцевального вечера, состоявшегося 30 августа 1893 г. в г.Красный Холм // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 3453, л. 201.

21. Программа концерта Общества любителей пения // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 3453, л. 45.

22. Проект о деятельности общества поощрения труда и разумного отдыха «Парус» И ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 28758, л. 1.

23. Прошение А.В.Александрова Тверскому Губернатору // ГАТО, ф. 56, on. 1, д. 13763, л. 1.

24. Сводный годовой отчет областного отдела по делам искусств и годовые отчеты театров области за 1943 г. // ГАТО, ф. Р-2771, on. 1, д. 4, л. 1, 123.

25. Справка о работе учреждений искусств в Калининской области за 1948 г. // ГАТО, ф. Р-2771, on. 1, д. 13, л. 16.

26. Тверской Губоно. Статистические сведения по внешкольному образованию (1918-1919 гг.) // ГАТО, ф. Р-488, on. 1, д. 499, л. 96.

27. Указы из Тверской духовной консистории в Тверской архиерейский дом // ГАТО, ф. 467, on. 1, д. 307, л. 284.

28. Устав Вышневолоцкого Общественного собрания // ГАТО, ф. 510, on. 1, д. 285, л. 15-16.

29. Устав Калининского областного ансамбля русской песни и пляски // ГАТО, ф. Р-2043, оп. 10, д. 19, л. 23, об.

30. Устав Тверского Общества любителей музыки и пения // ГАТО, ф. 56, оп. 4, д. 403, л. 10-13.

31. Штатное расписание Калининского областного ансамбля русской песни и пляски // ГАТО, ф. Р-2043, оп. 10, д. 19, л. 22.

32. Московская государственная консерватория (МГК). Архив.

33. Личное дело Е.А.Лобачевой-Цыгановой // Архив МГК.

34. Личное дело В.С.Попова // Архив МГК.

35. Личное дело Н.Н.Сидельникова // Архив МГК.

36. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М., 1983. 112 с.

37. Алиев Ю.Б. Музыкальное развитие учащихся общеобразовательных школ в процессе занятий хоровым пением: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1965. 17 с.

38. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1987. 32 с.

39. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып.2. С.3-15.

40. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1972. 32 с.

41. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.

42. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. М., 1983. 224 с.

43. Апресян Г. Народная песня // Пролетарская правда. 1944. 22 июня. С.4.

44. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки: Книга для учителя. М., 1984. 111 с.

45. Асафьев Б.В. Великие традиции русской музыки//Избр.труды. М., 1955. С.63-68.

46. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // Избр.статьи о музыкальном просвещении и образовании / ред.Е.Орловой. М.-Л., 1965. С.52-58.

47. Асафьев Б.В. Мысли о советской музыке // Избр.труды. М., 1957. С.44-47.

48. Асафьев Б.В. О русском музыкальном фольклоре//Избр.труды. М., 1955. С.22-24.

49. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки // Избр.статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л., 1973. С.79-90.

50. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. Л., 1979. 2-е изд. 340 с.

51. Ахматов В. К открытию сезона театра музкомедии // Пролетарская правда. 1940. 22окт. С.4.

52. Баньковский Г.К. К итогам театрального сезона // Пролетарская правда. 1936. 6 мая. С.З.

53. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие. К теории вопроса // Музыкальное воспитание школьников. М., 1975. 160 с.

54. Бенч О.Г. Хоровая культура Украины в аспекте исполнительского фольклоризма 70-80-е гг.: Дис. . канд.искусствовед. Киев, 1990. 142 с.

55. Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М., 1986. 267 с.

56. Блинова М. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга // Музыкальное воспитание в школе / Сост.О.А.Апраксина. М., 1976. Вып.11. С.22-30.

57. Бодалев A.A. Психология личности. М., 1988. 188 с.

58. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки. Эволюция и современные тенденции: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1992.

59. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века-30-х годов XX века: Автореф.дис. канд.искусствовед. М., 1992. 20 с.

60. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл.ред.А.М.Прохоров. М., 1975. Т.20. 608 с.

61. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 1985. 142 с.

62. Бордовский Г. А. Развитие общекультурного кругозора учителя в современном информационном обществе // Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: Сб.науч.трудов. СПб, 1992. С.7-17.

63. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М., 1988. 496 с.

64. Борисова Н.Г. Подготовка учителя к работе с родителями по музыкальному воспитанию детей // Музыкальное воспитание в школе / Сост.О.А.Апраксина. М., 1985. Вып. 16. С.37-41.

65. Булгаков В.Д. Развитие хорового образования в России второй половины XIX-XX веков: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Казань, 2002. 35 с.

66. Ветлугина H.A. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980. С.229-243.

67. Вечная музыка: Буклет. Тверь, 1996. 80 с.

68. Волжанин Н. Песни над Старицей // Калининская правда. 1979. 2 дек. С.4.

69. Воспоминания М.И.Грифцовой // Школа Максимовича / Сост.Т.А.Ильина. Тверь, 1992. С.22.

70. Выготский JI.C. Психология искусства. Изд.2-е. М., 1968. 576 с.

71. Гегель Г. Эстетика// Сочинения. М., 1968. Т.14. 435 с.

72. Гольдфельд Е. Заметки о музыкальной жизни в Калинине // Пролетарская правда. 1947. 22 янв. С.4.

73. Гончарук А.Ю. Гармоническое развитие личности ребенка — реальное дело!: Науч.-метод.пособие. М., 2000. 295 с.

74. Городская хроника // Тверские губернские ведомости (ТГВ). 1885. 26 янв. С.4.

75. Горшкова С.Е. Опыт работы воскресной школы при церкви Казанской иконы Божьей Матери // 125-летие школы Максимовича. Юбилейные чтения (6-8декабря 1995 г.) / Сост.Е.И.Березкина, Т.А.Ильина. Тверь, 1997. С.46-55.

76. Горюнова JI.B. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. М., 1988. №2. С.7-17.

77. Граб В., Пузырев М. Песня помогает! // Калининская правда. 1961. 24 марта. С.4.

78. Гришанович H.H. Музыкальные интересы в формировании познавательной деятельности подростков на уроках музыки: Дис. . канд.пед.наук. Минск, 1980. 236 с.

79. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М., 1983. 144 с.

80. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., JL, 1941. 4.1. 595 с.

81. Грудакова Е. Провинциальная чистота музыки // Вече Твери сегодня. 1998. 30 дек. С.6.

82. Дементьева JI.E. Формирование эстетической культуры будущего учителя: Дис. . канд.пед.наук. Минск, 1984. 193 с.

83. Доронина О.М. Развитие музыкально-эстетической культуры школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий): Дис. . канд.пед.наук. Саратов, 1999. 288 с.

84. Дьякова Н.И. Теоретические и практические основы формирования музыкальной культуры младших школьников на материале регионального искусства: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Краснодар, 2001. 19 с.

85. Егорова Г.И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: Дис. . канд.пед.наук. Тобольск, 1995. 168 с.

86. Еременко С.И. Становление и основные тенденции в развитии хорового пения на Кубани: Автореф.дис. . канд.искусствовед. Л., 1974. 24 с.

87. Загвязинский В.И., Р.Атаханов. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. М., 2001. 208 с.

88. Зверева С.Г. Русские хоры и мастера пения конца ХУ-ХУИ в. (К проблеме организации певческого дела в средневековой России): Дис. канд.искусствовед. М., 1988. 160 с.

89. Зиновьева Т.С. Методические основы развития музыкально-эстетической культуры личности средствами хоровой самодеятельности: Дис. канд.пед.наук. М., 1986. 236 с.

90. Иванов А.П. Жизнь артиста. М., 1978. 288 с.

91. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр.статьи по философии и эстетике. М., 1984. 349 с.

92. Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины ХУИ-начапа XX века. М., 1985. 232 с.

93. История хоровой музыки / Сост.Л.А.Попова, А.В.Малый // Хоровое дирижирование: Учеб.-метод. материалы для студентов-заочников М., 2001. С.15-30.

94. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Музыка 1-3 классы трехлетней начальной школы. М., 1988. С. 1-32.

95. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.

96. Каганов Л.П. Учись учиться, учись трудиться. М., 1987. 128 с.

97. Казьмина Е.О. Музыкальная культура Тамбовского края (1786-1917): Дис. .канд.искусствовед. М., 2000. 256 с.

98. Калинин: Альбом / Автор и сост.Н.Мазурин. М., 1973. 144 с.

99. Карпова Е.К. Музыкальная жизнь дореволюционной Казани: Автореф.дис. . канд.искусствовед. М., 1986. 25 с.

100. Кевишас И.И. Запоминание музыкального материала младшими школьниками // Музыкальное воспитание в школе / Сост.О.А.Апраксина. М., 1976. Вып.11. С.48-53.

101. Кикнадзе Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси, 1982. 227 с.

102. Кобин H.A. Развитие эстетической потребности рабочей молодежи в клубных учреждениях: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1984. 16 с.

103. Ковалевская A.A. Музыкально-эстетическое воспитание студентов педагогического колледжа на основе дифференцированного подхода: Автореф.дис. . канд.пед.наук. Минск, 2001. 22 с.

104. Ковалев А.Г. Личность и ее направленность//Психология. М., 1966. С.ЗЗ 1-357.

105. Коган Л.Н. Духовное развитие личности // Материалы юбилейной научной сессии вузов Уральской зоны. Философские науки. Вып.З. Свердловск, 1967. 332 с.

106. Комарова Т.С. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет / Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина. М., 2001. 95 с.

107. Королева В.А. Музыкальная культура юга Дальнего Востока России 19171929 годов. Очерки истории: Автореф.дис. канд. историч. наук. Владивосток, 1996. 28 с.

108. Краснощекое В.И. Вопросы хороведения. М., 1969. 300 с.

109. Краткий словарь по эстетике / Под ред.М.Ф.Овсянникова. М., 1983. 223 с.

110. Кривов В.Н. Агренев-Славянский (1934-1908) народный певец России // Формирование умений и навыков исследовательской деятельности будущего педагога. Тверь. 2000. С. 108-110.

111. Критская Е.Д. О трех моделях развития музыкального восприятия // Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод, пособие. М., 1999. С.81-97.

112. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М., 1990. 142 с.

113. Крылова Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М., 1990. 146 с.

114. Культурология. XX век: Энциклопедия / Гл.ред-сост.С.Я.Левит. СПб., 1998. Т.2. 447 с.

115. Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце Х1Х-началеХХ века: Автореф.дис. . канд.искусствовед. М., 1986. 24 с.

116. Куперт Т.Ю. Музыкальная культура городов Западной Сибири в конце XIX-начале XX века: Дис. . канд.искусствовед. М., 1986. 200 с.

117. Ларионов А. Дар прекрасный // Слово. М., 1999. Сентябрь. С.1.

118. Лащенко А.П. Хоровая культура как предмет изучения: Дис. . д-ра искусствовед. Киев, 1990. 287 с.

119. Лебедева-Емелина A.B. Русская хоровая культура второй половины XVIII века: Дис. . канд.искусствовед. М., 1993. 263 с.

120. Леванова Е.А. Технология субъект-субъектного взаимодействия в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических учебных заведений: Учеб.-метод.пособие. Калининград, 1999. 56 с.

121. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

122. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.2. С.232-240.

123. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., 1971. 40 с.

124. Леонтьев А.Н. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию «педагогики сотрудничества») // Вестник высшей школы. М., 1989. №11. С.39-45.

125. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М., 1978. 47 с.

126. Литературно-вокальный вечер общества «Парус» // ТГВ. 1898. 19 февр. С.5-6.

127. Литературно-художественная и музыкальная жизнь в губернии // Тверской край в XX в. Документы и материалы. Вып.4. Культура и быт Тверской губернии (1895-1916). Тверь, 1997. 352 с.

128. Локшин Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М., 1953. 132 с.

129. Львов H.A. Собрание русских народных песен с их голосами, положенными на музыку И.Прачем. СПб., 1790. 1-е изд., 1806. 2-е изд., 1815. 3-е изд., 1896. 4-е изд.

130. Макареня A.A., Обухов В.Л. Методология химии. М., 1985. 160 с.

131. Маклыгин А.Л. Музыкальная культура Среднего Поволжья. Становление профессионализма: Автореф.дис. . д-ра искусствовед. М., 2001. 44 с.

132. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Дис. . д-ра пед.наук. М., 1996. 440 с.

133. Мамонтов A.B., Щерба H.H. Краеведческая библиография / ред.Н.Н.Щерба. М., 1989. 2-е изд. 216 с.

134. Мариупольская Т.Г. Совершенствование путей и методов эстетического воспитания учащихся на занятиях музыкой: Дис. . канд.пед.наук. М., 1981. 175 с.

135. Марксистско-ленинская эстетика: Учеб. пособие / Л.В.Алехина,

136. B.Р.Аронов, М.Н.Афасижев и др.; под ред.М.Ф.Овсянникова. М., 1983. 544 с.

137. Марон А.Е. Профессиональная культура педагога и проблема внедрения новых информационных технологий // Современные подходы и технологии формирования общей и профессиональной культуры педагога: Сб.науч.трудов. СПб, 1992. С.29-32.

138. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.1. C.108-117.

139. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л., 1988. 88 с.

140. Медушевский B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 254 с.

141. Мелькумова Э.И. Формирование у подростков потребности в музыкальном самообразовании. М., 1991. 105 с.

142. Мешко Н.К. Как рожено, так и хожено // Слово. М., 1998. Сентябрь. С.2-11.

143. Мещерякова H.A. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917): Автореф.дис. . канд.искусствовед. Л., 1988. 19 с.

144. Мозгот В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1996. 43 с.

145. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников: Дис. . канд.пед.наук. М., 1979. 146 с.

146. Музыка: Большой энциклопедический словарь / Гл.ред.Г.В.Келдыш. М., 1998. 671 с.

147. Музыкальные собрания общества «Ладо» // Тверской вестник. 1880. 21 дек. С.6-7.

148. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. М., 1957. №5. С.142-155.

149. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 388 с.

150. Некрасовский вечер в Парусе // ТГВ. 1898. 3 янв. С.4.

151. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника // Педагогика. М, 1996. №3. С. 19-24.

152. Немов P.C. Психология: Учеб. пособие. М., 1990. 301 с.

153. Николаева Е.В. Музыкальное образование в России (Историко-теоретический и педагогический аспекты): Дис. . д-ра пед.наук. М., 2000. 393 с.

154. Николаева Т.М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы на уроках как одно из средств повышения эффективности учебного процесса: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1972. 16 с.

155. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа IX-XX веков. М., 1998. 192 с.

156. Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 3-е изд. М., 1999. 104 с.

157. Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Рос.Академия Наук, Институт русского языка им.В.В.Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999. 944 с.

158. Павлова И.Ю. Формирование музыкально-эстетической культуры студентов педвузов на основе использования национального музыкального фольклора: Дис. . канд.пед.наук. Казань, 2001. 198 с.

159. Паламарчук А.И. Формирование музыкального интереса у младших школьников: Дис. канд.пед.наук. М., 1980. 159 с.

160. Педагогика: Учеб. пособие / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.: под ред.Ю.К.Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1988. 479 с.

161. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб.пособие. М., 1997. 384 с.

162. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека: Пособие для клубных работников. М., 1991. 100 с.

163. Попова C.B. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: Дис. . канд.пед.наук. М., 1998. 133 с.

164. Пролетарское искусство // Тверская правда. 1920. 8 дек. С.З.

165. Психологический словарь / Под ред.В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 440 с.

166. Разуваева JI.H. Формирование духовных потребностей студентов педвуза: Дис. . канд.пед.наук. М., 1990. 220 с.

167. Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности: Пособие для работников клубных учреждений. М., 1985. 71 с.

168. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. 200 с.

169. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М., 2000. 230 с.

170. Романюк Е.А. Хоровая культура Тверского края: Учеб. пособие. Тверь, 2003. 94 с.

171. Роменская Т.А. Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск. Т.2. Кн.1, 1997. 432 с. Кн.2, 1997. 510 с.

172. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред.В.В.Давыдов. М., 1993. Т.1. 608 с.

173. Российская социологическая энциклопедия / Под общей ред.акад.РАН Г.В.Осипова. М., 1998. 672 с.

174. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2. 728 с.

175. Рудиченко Т.С. Певческая традиция Донских казаков: к проблеме самобытности: Автореф.дис. . канд.искусствовед. Ростов-на-Дону, 1995. 27 с.

176. Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие. М., 1998. 208 с.

177. Сафронов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. М., 1984. 96 с.

178. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. 267 с.

179. Скатерщиков В.К. Эстетическая культура как составная часть духовной культуры общества//Эстетические очерки. М., 1967. Т.2. С.8-30.

180. Скаткин М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981. 96 с.

181. Сковикова Е.Г. Музыкально-театральная жизнь Симбирска конца XVIII-начала XX века: Автореф.дис. . канд.искусствовед. СПб, 1997. 16 с.

182. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. 160 с.

183. Словарь иностранных слов. М., 1996. 608 с.

184. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР, Институт рус.языка: Под ред. А.П.Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984. Т.4. 794 с.

185. Советские хоровые дирижеры: Справочник / Сост.Э.Елисеева-Шмидт, В.Елисеева. М., 1986.304 с.

186. Соловьев И. Певческие и педагогические курсы в г.Твери. Тверь, 1899. 17 с.

187. Соловьева H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. М., 2000. 74 с.

188. Сохор А.Н. Музыкальная культура общества // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. Т.1. С.61-89.

189. Сохор А.Н. Социологические проблемы музыкального восприятия // Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980. Т.1. С. 89-119.

190. Спанов У.К. Психолого-педагогические особенности и пути формирования музыкальных потребностей школьников в коллективе оркестра народных инструментов: Дис. . канд.пед.наук. М., 1988. 136 с.

191. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.269 с.

192. Суртаева H.H. Гуманизация естественно-научного образования: Методическая разработка в помощь лектору. Тюмень, 1990. 25 с.

193. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника (Подростковый и юношеский возраст). М., 1961. 223 с.

194. Сыченко Г.Б. Традиционная песенная культура алтайцев: Автореф.дис. . канд.искусствовед. Новосибирск, 1998. 23 с.

195. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979. 191 с.

196. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): Автореф.дис. . д-ра искусствовед. М., 1991. 47 с.

197. Тарасова J1.A. Музыкальная культура Тверского края: Учеб. пособие. Тверь, 1997. 75 с.

198. Тарасова J1.A. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. М., 1997. 52 с.

199. Тарасова J1.A. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дис. . д-ра пед.наук. М., 1997. 464 с.

200. Таубе Н. Музыкальная жизнь г.Калинина // Пролетарская правда. 1946. 25 сент. С.4.

201. Театр и искусство // Тверская правда. 1920. 20 мая. С.4.

202. Театр и музыка//Известия Губисполкома. 1919. 25 апр. С.6.

203. Театр и музыка//Известия Губисполкома. 1919. 26 апр. С.8.

204. Театр и музыка // ТГВ. 1898. 24 янв. С.5-6.

205. Тевлина В.К. Методика работы над песней // Музыкальное воспитание в школе / Сост.О.А.Апраксина. М., 1986. Вып.17. С.33-41.

206. Тевосян А.Т. Современные проблемы хорового искусства (1965-1995 г.г.): Автореф.дис. . канд.искусствовед. М., 1995. 51 с.

207. Тельчарова P.A. Музыка и культура (личностный подход) // Эстетика. М., 1986. 64 с.

208. Тельчарова P.A. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М., 1989. 131 с.

209. Тельчарова P.A. Теория музыкально-эстетической культуры личности: проблемы и перспективы // Музыкальная деятельность и музыкально-эстетическая культура (вопросы формирования профессиональной культуры учителя музыки). Владимир, 1990. С. 1-22.

210. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителя. Из опыта работы. М., 1991. 158 с.

211. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL, 1947. 335 с.

212. Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение как новое направление в музыкознании: Учеб. пособие. Тверь, 1995. 88 с.

213. Тихомирова Л.А. Музыкальное краеведение в школе: Учеб. пособие. Тверь, 1994. 56 с.

214. Тихомирова Л.А. Музыкально-краеведческий материал как средство формирования музыкально-эстетической культуры школьников: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1991. 16 с.

215. Тихомирова Л.А. Музыкально-краеведческий материал как средство формирования музыкально-эстетической культуры школьников: Дис. . канд.пед.наук. М., 1991. 216 с.

216. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост.В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин и др.; Под ред.Д.Н.Ушакова. М., 1994. Т.1. 844 с.

217. Туркова Л. Оперный театр в Твери: страницы истории // Тверская жизнь. 2000. 9сент. С.З.

218. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 451 с.

219. Усова И.М. Хоровая литература: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. М., 1988. 207 с.

220. Устав Тверского музыкального общества// ТГВ. 1965. 5 июня. С.384-386.

221. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / Сост.С.Ф.Егоров. М., 1990. Т.5. 528 с.

222. Ушинский К.Д. Собрание соч. / Сост.В.Я.Струминский. М., Л., 1950. Т. 10. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». 668 с.

223. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки России с древнейших времен до конца XVIII века: В 27 т. М., Д., 1928-1929. Т.1. 27 с.

224. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: Автореф.дис. канд.пед.наук. Казань, 2002. 19 с.

225. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб, 2000. 320 с.

226. Хоровая литература: Метод, указания / Сост.кафедра хорового дирижирования Московского государственного института культуры. М., 1983. 36 с.

227. Хороведение / Сост.Б.Д.Критский // Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 «Музыкальное образование». М., 1999. С.107-127.

228. Хороведение: Учеб. пособие. М., 1989. 210 с.

229. Цыпин Г.М. и др. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред.Г.М.Цыпина. М., 2003. 368 с.

230. Челышева Т.В., Медушевский В.П. Знания или любовь к знаниям? // Спутник учителя музыки. М., 1993. С.13-18.

231. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема: Автореф.дис. . д-ра пед.наук. Д., 1971. 54 с.

232. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса // Известия АПН РСФСР. Вопросы художественного воспитания. М.-Л. №11, 1947. С.29-41.

233. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. 200 с.

234. Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Сибири. Сравнительно-историческое исследование инструментов, звукоподражаний и песен: Автореф.дис. . д-ра искусствовед. СПб, 2001. 64 с.

235. Шикин E.B. Образование в конце XX века: Материалы круглого стола // Вопросы философии. М., 1992. №9. С.3-12.

236. Шиков В.И. Музыканты Верхневолжья. Калинин, 1984. 208 с.

237. Школяр JI.B. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребенка // Теория и методика музыкального образования детей. М., 1999. С.306-322.

238. Штейнпресс Б.С. Из музыкального прошлого. М., 1950. Вып. 1. 519 е.,1965. Вып.2. 480 с.

239. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 209 с.

240. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986. 144 с.

241. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998. 464 с.

242. Энциклопедический музыкальный словарь / Сост.Б.С.Штейнпресс. М.,1966. 2-е изд. 632 с.

243. Эстетика: Словарь / Под общ.ред.А.А.Беляева и др. М., 1989. 447 с.

244. Этингер М.А. Внимание музыкальному краеведению // Советская музыка. М., 1983. №1. С.99-102.

245. Colwell R. Music and Aestetic Education: A.Collegial Relationship // The Journal of Aesthetic Education. 1986. Vol.20. №20. P.31-38.

246. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y. 1954. 358 p.

247. ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

248. На правах рукописи РОМАНЮК Елена Альбертовна

249. ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ1. Том 2

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.