Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Овчинникова, Татьяна Константиновна

  • Овчинникова, Татьяна Константиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 210
Овчинникова, Татьяна Константиновна. Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. 2009. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Овчинникова, Татьяна Константиновна

Введение.

ГЛАВА 1. Предпосылки расцвета хорового театра в современной музыкальной культуре.

1.1. Природная зрелищность хорового пения.

1.2. Традиционные пути театрализации хоровой музыки в творчестве композиторов XX века.

1.3. Новые формы театрализации хоровой музыки в контексте визуально ориентированной музыкальной культуры XX века.

1.3.1. Театрализация хоровой музыки посредством контактов с театром (музыкальным, драматическим).

1.3.2 Экранизация традиционных хоровых сочинений как способ наслоения интонационно-музыкальных и визуальных смыслов.

ГЛАВА 2. Хоровой театр как феномен.

2.1. Становление хорового театра.

2.2. Исполнительские проблемы хорового театра.

2.2.1. Специфика дирижерско-режиссерской деятельности.

2.2.2. Специфика работы певца-актера.

2.2.3. «Хоровой театр» — интегративный курс в системе дирижерско-хорового образования ВУЗа.

ГЛАВА 3. Хоровой театр в многообразии жанровых форм.Г.

3.1. Концерт в лицах.

3.2. Общая характеристика жанров с уточняющим определением

3.2.1. Концерт-действо.Ill

3.2.2. Хоровая симфония-действо.

3.2.3. Хоровое действо.

3.2.4. Хоровое обрядовое действо.

3.3. Хоровая сцена.

3.4. Хоровой спектакль.

3.5. Хоровая опера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре»

Период активного формирования хорового театра приходится на последние десятилетия XX столетия. Однако очевидно, что процесс поиска новых форм и приемов хорового исполнительства, способствующих театрализации, активизировался гораздо ранее. Задолго до возникновения t понятия «хоровой театр» выдающийся отечественный хормейстер А. Юрлов, будучи руководителем Республиканской академической хоровой капеллы, стал использовать разнообразные формы исполнения фольклорных произведений. Дирижер вводит ряд новаций (в частности, «ломает традиции в расположении хора» [102; с. 44], обусловленных поиском нетрадиционного и глубинного воплощения драматургического замысла. По словам хормейстера В. Попова, экспериментирование с хоровой расстановкой, поиск новых исполнительских приемов были вызваны «прежде всего необходимостью таких условий, при которых возникали бы новые, наиболее точно отвечающие содержанию произведения звуковые образы». При этом, отмечает хормейстер, «смена обстановки обогащала и разнообразила зрительное восприятие хора слушателями. Певцы становились настоящими актерами» [102; с. 44].

Процесс поиска новых форм хорового исполнительства явился результатом обновления системы средств музыкального выражения. В 60-е годы в композиторском творчестве появляется интерес к воплощению приемов инструментализации хорового письма. «Освоение хоровой жанровой сферой инструментальных принципов» [153; с. 86], как определяется этот процесс в исследовательской литературе, проявляется не только в особом сложении музыкальной ткани, но и вызывает к жизни 1 нетипичные для хорового пения способы вокализации. Посредством s привнесения в ткань инструментальных приемов, особых форм вокализации, приближения ее к инструментальной фактуре композиторы стремились обогатить хоровую палитру необычным, несвойственным ей звучанием.

Такие приемы использовались для создания яркой образности, «с целью повышения температуры экспрессии» [153; с. 86]. Параллельно с инструментализацией активно формируется новая область колористических выразительных средств музыки, получившая название сонористика1. Сонористика в хоровой музыке, включающая в себя кластеры, говорок, шепот, звукоподражания, вокализацию на согласных звуках, глиссандо, хлопки, щелчки, стук ногой и т.п., создавала неповторимые красочные эффекты. Именно композиторское стремление к обогащению хоровой ткани необычной звуковой краской приводит к представлению хора в новом качестве - «своеобразного музыкального инструмента с оригинальными тембровыми возможностями и колористическими ресурсами» [153; с. 86]. Кроме того, восприятие подобных эффектов способствовало наделению новой палитры красок определенной степенью зрелищности. Существование такой тенденции в хоровом искусстве второй половины XX века приводит к качественному результату: в начале 80-х годов впервые появляется понятие хорового театра, и рождается первый официальный коллектив, в названии которого данный термин присутствует изначально - Владимирский Театр Хоровой Музыки (рук. Э. Маркин).

В современной культуре хоровой театр - явление актуальное и достаточно популярное. Его востребованность обусловлена особой ролью визуального начала в культуре и искусстве и опирается на фундамент мировосприятия современного общества, тяготеющего к зрелищному способу получения информации. Психологами доказана приоритетность многоканального воздействия факторов внешней среды на человека. Максимальная активизация восприятия достигается при одновременном воздействии на слуховые и зрительные рецепторы. Не случайно, поэтому прежде всего в рамках масскультуры возрастает роль зрелищности. Одновременно значительно усиливается демонстративность и декоративность, как в

1 Отдельные сонористические приемы встречались и раньше, например, свист, выкрики, хлопки при нсполнснин народных песен, ритмодекламация и др. [109; с. 172]. повседневности, так и в искусстве. Зрелшцность предстает в качестве способа демократизации музыки - элитарного вида искусства, так как элементы театрализации проникают в жанровые сферы, исконно не располагающие к этому, даже в «чистую» инструментальную музыку. Для хоровой же музыка эти тенденции оказались естественными, поскольку и в эстетике хорового пения, и в историческом' срезе ее эволюции есть ряд факторов, предрасполагающих к театрализации2.

Однако' нельзя не отметить, что современное общество переживает своеобразный культ зрелищности негативного наклонения, который содействует смещению «интересов с ценностей,добра, истины, красоты, веры на ценности отдыха и развлечения» [166; с. б]3. Разного рода телевизионные шоу, конкурсы, игровые программы, обряды способствуют не росту духовности, а деградации того символического смысла, который изначально вкладывался в зрелищно-игровую функцию культуры?. В связи с этим, активизация зрелищного начала, ассоциируемого с массовой- культурой, обладающей преимущественно развлекательными функциями, в рамках классической музыкальной традиции дает возможность создания «содержательного, серьезного, символического зрелища ., которое призвано стать духовным катарсисом личности и общества» [166; с. 8]. В' этом смысле хоровой театр представляется не просто актуальным; а прогрессивным явлением, рожденным.современной культурой.

Будучи востребованным в современной культуре, хоровое исполнительство начинает выдвигать , новые требования (наряду с традиционными) к деятельности хоровых коллективов, включающих в свое исполнение элементы сценического действия. Их профессиональный уровень определяется теперь не только техническим мастерством, владением различными исполнительскими стилями, но и использованием элементов хорового театра. В связи с этим, комплексный теоретический подход —

2 Достаточно вспомнить театральную эстетику Древней Греции и отечественную фольклорную традицию.

3 Этот факт подчеркивается в работах И. Шубиной [166; 167], Т. Аппнян [б].

4 Культура как символическая игра осмысляется в концепциях Ф. Шиллера, Й. Хейзннги, X.-Г. Гадамера. выявление теоретических основ хорового театра и принципов их практической реализации представляет особый интерес для хорового исполнительского искусства и музыкальной культуры в целом, что и обусловливает актуальность темы предлагаемого исследования.

Важное значение хорового театра в современной культуре подчеркивается неослабевающим интересом к нему хоровых коллективов и слушательской аудитории, а также исследователей-музыковедов. Феномен хорового театра является малоизученной проблемой. В отечественной музыковедческой литературе существует ряд работ, касающихся лишь отдельных составляющих данного явления. Прежде всего, это многочисленные статьи А. Тевосяна, посвященные деятельности различных хоровых коллективов, работающих в области хорового театра [137; 138; 140; 142], и его диссертационное исследование, освещающее современные проблемы хорового исполнительства (1965-1995 гг.), в котором затрагивается вопрос формирования данного явления [141]. В ряду значимых для нашей темы -статья Вл. Генина об одном из первых в отечественной культуре Владимирском Театре хоровой музыки [24], интервью Е. Кривицкой с Борисом Певзнером, руководителем Московского хорового театра [66]; методическая работа J1. Исаевой и И. Курченко, обосновывающих последовательность этапов реализации произведения в хоровом театре и основные принципы интегративной деятельности хормейстера с точки зрения педагогической подготовки студентов [47].

Данная проблема, практически неразработанная в научной литературе, нуждается в комплексном и детальном исследовании. В связи с этим целью работы является составление целостного представления о хоровом театре как новом направлении музыкальной культуры и выявление его специфических особенностей.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: • обосновать необходимость комплексного исследования хорового театра;

• выявить предпосылки возникновения хорового театра;

• рассмотреть новые формы театрализации хоровых сочинений в свете синтетичности современной культуры и синестетичности ее восприятия;

• охарактеризовать теоретические основы хорового театра как явления композиторского и исполнительского творчества;

• на основе анализа репертуарного фонда коллективов, работающих в направлении хорового театра, определить и исследовать его жанровую палитру.

Методология исследования и его теоретическая база выстраивается комплексно на основе совокупности теоретических научных разработок и трудов известных ученых, практического опыта ведущих отечественных хормейстеров, а также личного исполнительского опыта автора работы.

В обосновании теоретических основ хорового театра использовались методы сравнительного, структурно-функционального, реконструктивного анализа. Исследование исполнительской интерпретации произведений обусловило обращение к герменевтическому методу. Выявление предпосылок возникновения хорового театра потребовало применения исторического подхода. Связь исследуемого явления с контекстом эпохи актуализировала культурологический и аксиологический подходы.

Широта проблематики исследования обусловила разноплановость его источниковедческой базы. Так, опорой в вопросе изучения исторических предпосылок возникновения хорового театра послужили работы зарубежных и отечественных историков и музыковедов В. Всеволодского-Гернгросса [21], Ж-Б. Дюбо [38], Д. Каллистова [52], И. Тройского [148], О. Фрейденберг [152], В. Ярхо [172], Е. Герцмана [25], Р. Грубера [32], Ю. Келдыша [59], О. Левашовой [70], Н. Серегиной [116]. Поскольку хоровой театр имеет в своих истоках традиции народной культуры, в диссертационном исследовании использован материал работ А. Виханской и И. Гулеско [20], Г. Головинского [28], А. Гришина [31], И. Земцовского [42], Л. Ивановой [43;

44]. Специфика хорового театра прямо связана с эстетикой зрелища, поэтому для его изучения требуется осмысление основ и принципов зрелищности, что обусловило обращение к трудам Т. Апинян [6], В. Шестакова [163], И. Шубиной [166; 167], С. Овсянникова [94]. Понимание синестетичности восприятия - свойства, присущего обоим культурным явлениям, как зрелищу, так и хоровому театру, основано на работах по синестезии в искусстве Б. Галеева [23], а также по психологии музыкального восприятия Е. Назайкинского [90] и Б. Теплова [143].

При исследовании одного из центральных понятий данной работы -«театрализация» мы опирались на фундаментальные труды И. Андреевой [3] и Т. Курышевой [68], посвященные театральности в культуре и музыкальном искусстве. Анализ многочисленных аспектов данного понятия, в частности внутренней и внешней театрализации хорового сочинения, потребовал обращения к трудам, посвященным хоровой фактуре и проблемам пространства в хоровой музыке Е. Назайкинского [90], В. Холоповой [156], М. Лобановой [75], Ю. Паисова [99], А. Тевосяна [140], Н. Кошкаревой [65], Г. Хорошайло [157], К. Якобсона [171], а также работам по режиссуре и актерскому мастерству М. Ромма [110], К. Станиславского [128], М. Сабининой [ИЗ], С. Овсянникова [94], Д. Тихомирова [145], И. Туманова [149].

Новые формы театрализации хоровых сочинений, возникшие на основе слияния хоровой музыки с драматическим и музыкальным театром, а также с телевидением, обусловили обращение к работам И. Батюк [8], И. Бродовой [14], Е. Долинской [37], Р. Леденева [72], В. Мейерхольда [88], Ю. Паисова [99], О. Путечевой [104], С. Таршис [134], О. Томас-Босовской [146], О. Дворниченко [35], Н. Корыхаловой [64], М. Ромма [110], М. Сабининой [112], В. Саппака [115], Г. Троицкой [147], Г. Черной [160], И. Шиловой [164], С. Эйзенштейна [168].

При исследовании жанров хорового театра основой послужили работы Г. Дауноравичене [34], А. Коробовой [62], Е. Назайкинского [91], А. Сохора

126; 127], О. Соколова [121], М. Старчеус [129], а также принцип описания постановочной части сочинения.

Материалом для исследования являются хоровые сочинения отечественных композиторов второй половины XX — начала XXI веков: В. Калистратова, Ю. Евграфова, Г. Гоберника, В. Ходоша, М. Фуксмана, Г. Седельникова, В. Тормиса, С. Слонимского, Р. Щедрина, А. Кулыгина и др. Анализ многих сочинений, представленных в работе, и методов их практической реализации, основывается на собственной исполнительской деятельности автора в качестве артистки ростовского синтез-хора «Певчие Тихого Дона» (худ. рук. — Народный артист РФ, проф. В. Гончаров) и руководителя «Камерного хорового театра» музыкального училища г. Шахты.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в работе впервые:

• в музыковедческой литературе предпринимается попытка целостной характеристики хорового театра как явления современной отечественной музыкальной культуры;

• посредством культурологического и музыковедческого подходов выявлены предпосылки возникновения хорового театра;

• определена специфика новых форм театрализации хоровой музыки и современных художественных подходов к интерпретации хорового сочинения;

• на основе сравнительного анализа традиционного хора и хорового театра выявлены характерные особенности последнего, и сформировано терминологическое определение понятия «хоровой театр»;

• исследован круг новых жанровых образований.

Структура настоящей диссертации определяется логикой раскрытия проблемных аспектов. Работа состоит из Введения, трех глав, включающих десять параграфов, Заключения, Библиографического списка и трех Приложений. В Приложении № 1 представлен список коллективов, презентирующих себя как хоровые театры, и обзор их творческой

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Овчинникова, Татьяна Константиновна

Заключение

Современная культурная ситуация, безусловно, способствует тому, что хоровой театр предстает востребованным и актуальным явлением. Как симбиоз серьезного в классическом искусстве и зрелищного, развлекательного в массовом искусстве, данный феномен проникает в концертный зал, способствуя привлечению и приобщению к хоровой музыке мало искушенного современного слушателя.

Современное хоровое исполнительство, предъявляя ряд новых требований к деятельности хорового коллектива, ставит перед дирижером и певцами сложную задачу по овладению новыми исполнительскими принципами и приемами. Педагогическая подготовка будущих хормейстеров и артистов хора не только в области классического хорового исполнительства, но и хорового театра, становится неотъемлемой частью дирижерско-хорового образования. Вследствие этого, возникает проблема модернизации дирижерско-хорового образования, связанная с освоением теоретической и практической сферы деятельности в русле хорового театра. Исходя из выше сказанного, данная диссертация не просто представляет специфику составляющих компонентов хорового театра, но и убеждает в комплексном подходе к исследованию данного направления хорового искусства.

На основании экскурса в музыкальную историю выявляется естественная историческая принадлежность хорового искусства к зрелищности, связанной с синтезом искусств. Современная культурная ситуация дает импульс к возрождению частично утраченной синтетической хоровой традиции. Восстановление этой традиции происходит сквозь призму специфики культуры, что и позволяет наблюдать возникновение различных форм театрализации хоровой музыки. Театрализация предстает как внутренняя и внешняя. Внутренняя театрализация формируется на базе комплекса средств выразительности сочинения, который способствует «оживлению» аудиального пространства. На его основе возникает так называемая внешняя театрализация. Путем введения сценических компонентов рождаются разнообразные виды аудиовизуальной хоровой музыки. В результате встречного движения хоровой музыки и кино появляются хоровые кинопроизведения, хоровыми сочинениями «омузыкаливается» драматический театр, рождается хоровой театр.

Комплексный анализ сущностных признаков хорового театра, необходимый для обоснования данного направления хорового искусства, выявляет, что специфические черты хорового театра формируются на основе традиций хорового искусства и исполнительства с ориентиром на визуально-зрелищный характер современной культуры. Проведенный анализ по выявлению особенностей работы «труппы» хорового театра — певцов-актеров, дирижера и режиссера, акцентирует внимание на необходимом комплексе теоретических знаний и практических навыков и умений ее участников. И если хор и дирижер — участники коллектива, имеющие вековые традиции взаимоотношений, то появляющийся режиссер должен вносить в их взаимодействие подлинно театральную атмосферу. Пользуясь в определенной мере готовым материалом, режиссер должен организовать во времени и пространстве синтез художественных элементов. От того, как он проведет это соединение, во многом зависит реализация авторской идеи сочинения. При отсутствии профессионального режиссера организующая роль ложится на плечи дирижера. В силу специфики современного художественного мышления такая роль для дирижера — источник дополнительного творчества. Многие дирижеры отмечают, что ими движет «творческая энергия именно режиссерского типа». Так, Г. Рождественский, следующим образом отмечал свою работу над «Первой симфонией»

А. Шнитке, основанной на алеаторических принципах построения формы: Когда имеешь дело с партитурой, подобной симфонии Шнитке, задачи и дирижера, и артистов оркестра не только усложняются, но и делаются более интересными. Как-никак, а ведь лестно ощущать себя хоть в какой- то мере соавтором» [68; с. 190]. В хоровом театре задача более сложна, нежели в инструментальном, поскольку связана с гармоничным выстраиванием певческо-сценического пространства. Художественно полноценный результат исполнения в хоровом театре достигается органичным единством звуковой первоосновы и ее зрелищного прочтения. Такой подход убеждает в необходимости внедрения профессионального режиссерского компонента в русло хорового театра.

Однако не все сочинения данного направления получают сценическое воплощение. Тесная граница театрально-хоровых жанров с хоровыми зачастую проявляется на уровне «двойной» исполнительской жизни произведений: в традиционном концертном исполнении и сценической постановке. На основании этого формируются новые жанровые разновидности. Так, жанр хорового концерта перерождается в концерт в лицах или концерт-действо, цикл обработок в обрядовое действо, а традиционные классические сочинения в хоровой спектакль. Такие перерождения отнюдь не противоречат жанровым концепциям. «Жанр — это тип произведения, реализующий определенные потребности слушателей конкретной эпохи как предпочтительный круг художественных представлений времени. Музыкальные потребности заключают в себе то, что интересует слушателей в окружающем мире и что способны в нем познавать и обсуждать» [51; с. 40]. Именно новым, визуальным, интересом слушателей обусловлено возрождение в новом, сценическом качестве классических сочинений, перерождение в постановку сочинений композиторов XX века и рождение оригинальных сочинений, созданных исключительно для хорового театра.

Теоретическое исследование хорового театра имеет не только научную, но и практическую направленность, ибо внимание со стороны теории к новому направлению, к оригинальным хоро-театральным постановкам способствует активизации исполнительской деятельности и композиторского искусства. Материалы исследования могут оказать значительную помощь хормейстеру, начинающему свою деятельность в лоне хорового театра. Основные педагогические рекомендации, идеи и наблюдения автора, касающиеся театрализованного воплощения хоровых сочинений, апробированы на практике. Они нашли свое отражение в создании и творческой деятельности коллектива, лауреата Международного конкурса сценического искусства «Камерного хорового театра» Шахтинского музыкального училища. В свете этого представляется возможным применение методов обучения интегративной деятельности в учебном процессе дирижерско-хоровых подразделений, и в исполнительской деятельности, что, в конечном итоге, будет способствовать обогащению и расширению репертуарной палитры хоровых коллективов, приобщению, как музыкантов, так и слушателей к современной музыкальной культуре.

Данная работа не претендует на законченное исследование и репрезентацию полной панорамы современной исполнительской и композиторской деятельности в области хорового театра. Рассмотренный круг вопросов охватывает современную ситуацию в русле хорового театра. Исходя из того, что направление хорового искусства достаточно молодое, его специфические черты, особенно находящиеся во взаимодействии с совершенствующимися средствами технического прогресса, находятся в стадии развития. Жанровая палитра хорового театра, представленная немногочисленными модификациями, несомненно, будет развиваться и пополняться новыми видами. В связи с этим в недалеком будущем предстоит продолжить работу по изучению указанного феномена.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Овчинникова, Татьяна Константиновна, 2009 год

1. Акшин В. Лицова — с лицом, «Самозванец» на троне. // Саратовские вести.- Саратов, 1999.-24 нояб.(№ 268).

2. Анализ вокальных произведений: Учебн. пособие / Ред. О. Коловского. Л., 1988. 352 с.

3. Андреева И. Театральность в культуре. Р-н-Д, ЮРГИ, 2002. -185 с.

4. Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 252-272.

5. Аркадьев М. Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому //электр. ресурс: htt: www.iordan.ru

6. Апинян Т. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб. Изд С.-Петербургского университета, 2003.-400 с.

7. Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л.: Музыка, 1980. — 215 с.

8. Батюк И. Последний хоровой опус Эдисона Денисова: Музыка к трагедии Еврипида «Медея» // Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996).Матер. науч. конф. М., МГК, 1999.-С. 107-112.

9. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 422 с.

10. Белова О., Белов Г. Хоровая симфония-действо // Советская музыка № 1, 1988.-С. 24-28.

11. Белоненко А. Метаморфоз традиций (наблюдения и мысли по поводу некоторых хоровых сочинений Г. В. Свиридова последних лет) // Книга о Свиридове. Размышления, высказывания, статьи, заметки / Сост. А. Зотов. М.: Сов. комп., 1983.

12. Богданова П. Кому служит художник? // Литературная газета № 26, 26 июня 2 июля 2002г.

13. Бровина И. Плач пророка Иеремии В. Мартынова: homo errans и древнерусское певческое искусство // Дифференциация и интеграция мировоззрений: динамика ценностных ориентаций в современной культуре. СПб: Эйдос, 2004. С. 292-308.

14. Бродова И. Основные принципы театрализации музыки в драматическом спектакле. Автореф. дис. Киев, 1990.

15. Брокгауз Ф., Ефрон И. Энциклопедический словарь // brockhaus-and-efron-enciclopedic-dictionary

16. Бушуева С. О музыкально-драматических спектаклях на современной сцене // Театр и драматургия. Межвуз. сб. трудов. Вып. 7. Л., 1977.

17. Валович Т. Гость в студии — Ольга Захарова // радио-программа «Liberty Live» от 26.11.01 Радио Свободы.

18. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка. Очерки. Л.: изд. Художник РСФСР, 1977. 224 с.

19. Варпаховский Л. Уроки Мейрхольда // Музыка в драматическом театре. Сб. ст. М.: Музыка, 1976. С. 7-24.

20. Виханская А., Гулеско И. Современные принципы воплощения фольклора в хоровом композиторском творчестве // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. Сб. науч. тр. СПб, АК, 1995. С. 88-103.

21. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до сер. XVIII в. М.: изд. акад.наук, 1957. 260 с.

22. Выготский Л. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-474 с.

23. Галеев Б. Человек, искусство, техника (проблемы синестезии в искусстве). Казань, КГУ, 1987. — 263 с.

24. Генин В. Владимирское чудо // Советская музыка № 11, 1988. — С. 71-74.

25. Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима // электрон, ресурс: www.golos.de

26. Гладков А. Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде // Тарусские страницы: лит.-худ. иллюстр. сб. Калуга, 1961.

27. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. М., 1964.-368 с.

28. Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. М.: Музыка, 1981. 279 с.

29. Гольденвейзер А. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2. Сб. ст. М., 1958. -С. 3-13.

30. Григорьева Г. Музыкальные формы XX века: Учеб. Пособие для вузов. М.: Владос, 2004. 174 с.

31. Гришин А. Проблемы взаимодействия исполнителей и слушателей в воплощении произведений фольклора // Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы. Сб. науч. тр. СПб, АК, 1995.-С. 104-118.

32. Грубер Р. История музыкальной культуры. С древнейших времен до конца XVI века. Т. I., ч. I. М.-Л., 1941.-593 с.

33. Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию Е. В. Назайкинского. Его ученики. М., МГК, 2001. С. 7-16.

34. Дауноравичене Г. Некоторые аспекты жанровой ситуации современной музыки // Laudamus. М.: Комп., 1992. — С. 99-106.

35. Дворниченко О. Об экранной интерпретации музыки // Музыка телевидение. Вып.1, М.: Сов. комп., 1978. С. 196-229.

36. Денисов А. «Боярыня Морозова» Родиона Щедрина в Санкт-Петербурге // Musicus № 1 (янв-февр-март), 2008. С. 33-34.

37. Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века. Магнитогорск, МГК, 2000. 157 с.

38. Дюбо Ж-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. JL: Искусство, 1976. — 766 с.

39. Егоров А. Теория и практика работы с хором. М., 1961. 236 с.

40. Живов В. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. 270 с.

41. Зелинский П. Тембровая драматургия в оперно-хоровой музыке М. П. Мусоргского. М., 1997. 77 с.

42. Земцовский И. Фольклор и композитор // Музыка и современность. Вып. 7. М., 1971. — С. 211-221.

43. Иванова JI. Решение проблемы народности в произведениях русских советских композиторов на фольклорные тексты (60-70-е гг.) // Современные проблемы советской музыки. Сб. ст. JL, 1983. — С.119-143.

44. Иванова JI. Фольклорное направление в контексте стилевых тенденций русской музыки конца XX века // Искусство на рубеже веков. Материалы Междун. науч. конф. Р-н-Д, РГК, 1999. — С. 341342.

45. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. СПб: Комп., 2003. — 118 с.

46. Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998. -255 с.

47. Исаева JL, Курченко И. Хоровой театр в системе педагогической подготовки студентов // Искусство в школе № 3, 2003. С. 82-86.

48. Истомин С. Леонид Утесов // Сто великих евреев. М.: Вече, 2003. — С. 360-368.

49. История зарубежного театра. 4.1 / Ред. Г. Бояджиева, М.: Просвещение, 1971. — 356 с.

50. История отечественной музыки второй половины XX века / Ред. Т. Левая. СПб: Комп., 2005. 554 с.

51. Кадцын Л. Природа и концептуальность музыкальных жанров // Межд. науч. конф. Художественные жанры: история, теория, трактовка. Тезисы докладов. Красноярск, 1996. С. 38-40.

52. Каллистов Д. Античный театр. Л., Искусство, 1970. 176 с.

53. Калошина Г. Опера и оратория в XX веке: проблема жанровых взаимодействий //30 лет консерваторской науки. Тезисы докладов н/п конф. Педагогов и выпускников РГК 1967-1997 гг. Р-н-Д, 2000. -С. 20-23.

54. Калошина Г. Основные этапы и тенденции развития французской оперы и оратории в XX веке // Музыкальный театр XIX-XX веков: вопросы эволюции. Ростов, 1999.— С. 148-162.

55. Катунян М. На границе реального и виртуального: хепенинг, игровая структура, мультимедиа // Музыка и музыкант в меняющемся социокультурном пространстве: Сб. статей. Р-н-Д, РГК, 2005.-С. 294-306.

56. Кеериг О. Хороведение. Учебн. пособие. СПб, СПГУКиИ, 2004. -187 с.

57. Келдыш Ю. Опера //Музыкальная энциклопедия. Т.4. М.: Сов. энц., 1978.-С. 20-45.

58. Келдыш Ю. Религиозные действа // http://old.gogol.ru/ enciklopediya-russkoi-kultury

59. Келдыш Ю., Левашова О. История русской музыки. Вып. 1. М.: Музыка, 1990.-432 с.

60. Клусон Ю. История развития «новой русской музыки» 70-90 гг. XX века. Учебн. Пособие. Рязань, МГУК, 1995. 88 с.

61. Коляда Е. Хор // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М.: Сов. энц., 1982.-С. 39-40.

62. Коробова А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. М., МГК, 2007. 172 с.

63. Коршунова В. «Музыкальное лакомство» к Рождеству // Царскосельская газета, 2.01.2004, № 1 (9482).

64. Корыхалова Н. Инструментальная музыка на телевизионном экране // Музыка и телевидение. Вып. 1, М.: Сов. комп., 1978. -С. 66-89.

65. Кошкарева Н. Хоровая композиция в современной отечественной музыке. Автореф. дисс. М., 2007. — 34 с.

66. Кривицкая Е. Беседы с мастерами. Хоровой театр Бориса Певзнера // Музыкальная жизнь № 4, 2007. С. 20-22.

67. Куклинская М. Принципы карнавальности в художественной культуре рубежа XIX-XX веков // Искусство на рубеже веков. Матер, конф. Ростов, РГК, 1999. С. 280-283.

68. Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Сов. комп., 1984. — 201 с.

69. Кушнир О. Духовная музыка в творчестве Владимира Мартынова. Дисс. канд. искусст. РГК, 2006. — 259 с.

70. Левашева О. Начало русской оперы // История русской музыки в десяти томах. Т. 3 М., 1985. С. 5- 45.

71. Левковская С. Инструментальный театр: зрительно-звуковой диктат сцены // Musicus № 1 (янв-февр-март), 2008. С. 41-43.

72. Леденев Р. Музыка Свиридова в малом театре // Георгий Свиридов. Сб. ст. и исследований. М.: Музыка, 1979. С. 388-396.

73. Леонтьева О. Карл Орф. М., 1984. 334 с.

74. Листопадов М. Старинная казачья свадьба на Дону // Песни донских казаков. Т. 5, 1954. — С. 35-297.

75. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 318 с.

76. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Сов. коми., 1990. — 312 с.

77. Лукишко А. Непроизвольные изменения силы и тембра голоса в хоре и проблема влияния хоровой звучности на качество певческого голосообразования. Автореф. дисс. канд. искусст., Л., 1984.

78. Максимов А. «Боярыня Морозова» — уникальная опера без оркестра. Радио-интервью с Р. Щедриным // htt: www.radiomajak.ru

79. Марисова И. Пути развития русского современного хорового исполнительства в период 50-80-х годов // Советское хоровое исполнительство (50-80 годы). Сб. трудов. Вып. 98. М., 1988. — С. 51-61.

80. Марисова И. Республиканская академическая русская хоровая капелла и ее руководитель А. А. Юрлов // Советское хоровое исполнительство (50-80 годы). Сб. трудов. Вып. 98. М., 1988. -С. 47-51.

81. Маркова Л. Обучение хормейстера режиссерской работе над народной песней // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций. Сб. трудов МГПИ им. Гнесиных. Вып. 98. М., 1986.-С. 132-143.

82. Мартынов В. Проблемы интерпретации современных хоровых сочинений // Межд. научн. конф. Художественные жанры: история, теория, трактовка. Тезисы докладов. Красноярск, 1996. -С. 88-89.

83. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. 252 с.

84. Метелица A. «Gross Quodlibet» Г. Гоберника. Программа к концерту.

85. Мещерякова Н. Религиозно-нравственные традиции в отечественной хоровой музыке («Иоанн Дамаскин» С. Танеева и

86. Перезвоны» В. Гаврилина) // Стилевые искания в музыке 70-80-х годов XX века. Сб. ст. Р-н-Д, РГК, 1994. С. 102-116.

87. Мещерякова Н. «Певчие Тихого Дона» — хроника Синтез-хора. Жизнь в двадцати мгновениях // Музыкальный журнал Дона: Радио-передача ГТРК ДОН-ТР. 2004. 20 февраля.

88. Михеева JI. Валерий Гаврилин. Перезвоны. Симфония-действо по прочтении В. Шукшина II 111 ораторий, кантат и вокальных циклов. Справочник-путеводитель. СПб, 2007. С. 564-590.

89. Музыка в драматическом театре. Сб. статей / Сост. Ольхович. М.: Музыка, 1976. 86 с.

90. Мюнш Ш. Я Дирижер. М., 1960. - 63 с.

91. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 382 с.

92. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке: Учебн. пособие для вузов. М.: Владос, 2003. 248 с.

93. Никитина С. Русские духовные стихи и мир // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Сб. ст. Вып. 2 М.: Комп., 2004. С. 162-194.

94. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982. — 278 с.

95. Овсянников С. Зрелищность и выразительность театрализованного представления. СПб, СПбГУКИ, 2003. 337 с.

96. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994.-940 с.

97. Остроумова Е. Опера на телеэкране // 30 лет консерваторской науки. Тезисы докладов н/п конф. Педагогов и выпускников РГК 1967-1997 гг. Р-н-Д, 2000. С. 72-73.

98. Паисов Ю. Камерный хор новая ветвь русского хорового исполнительства // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. Сб. ст. М.: Сов. комп., 1985.-С. 158-178.

99. Паисов Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70 80-х годов) // Музыкальный современник. Вып. 6, М.: Сов. комп., 1987. - С. 201-242.

100. Паисов Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве.// Новая жизнь традиции в советской музыке. Статьи и интервью. М.: Сов. комп., 1989. С. 115-156.

101. Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка. М.: Сов. комп, 1999.-280 с.

102. Певзнер Б. Камерный хор — структура, организация, принципы работы // Советская музыка № 7, 1979. С. 40-41.

103. Попов В. Юрлов и народная песня // Александр Юрлов: Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983. С. 40-45.

104. Психология. Пособие для педагогических училищ. М., 1965. -344 с.

105. Путечева О. Музыка в отечественном драматическом театре 80-90-х годов XX века. Дисс. канд. иск. Р-н-Д, РГК, 2000. 115 с.

106. Раабен JI. Концерт //Музыкальная энциклопедия. Т.2. М., Сов. энц., 1974.-С. 922-925.

107. Равенских Б. Вспоминают деятели театра, кино, радио, звукорежиссеры // Александр Юрлов: Статьи и воспоминания. Материалы. М., 1983. С. 94-97.

108. Pare Ю., Назайкинский Е. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета // Музыкальное искусство и наука: сб. статей. Вып. 1. М.: Музыка, 1970. С. 166-190.

109. Розеншильд К. История зарубежной музыки. До середины XVIII века. Вып. 1., М., 1973. 536 с.

110. Романовский Н. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 230 с.

111. Ромм М. Беседы о кино. М., Искусство, 1980. 365 с.

112. Ш.Рудь И. Музыка в драматическом театре // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — С. 116-133.

113. Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. М.: Комп., 2003. 327 с.

114. Сабинина М. О некоторых режиссерско-исполнительских тенденциях музыкального театра // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства. Сб. ст. М.: Сов. комп., 1985. С. 68-92.

115. Самосознание культуры и искусства XX века. М.-СПб., 2000. -640 с.

116. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1963. 163 с.

117. Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. В. 13. Л.: Музыка, 1974. С. 58-78.

118. Сидорова Т. В поисках новой ритуальности // Музыкальная Академия, № 3, 2004. С. 75-78.

119. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебн. пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. 607 с.

120. Сниткова И. Звуковой материал современной музыки и некоторые аспекты теории фактуры // Фактура в системе музыкально-выразительных средств. Красноярск, 1991. С. 3-23.

121. Соколов В. Работа с хором. М., Музыка, 1983. 192 с.

122. Соколов О. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький, 1977. — С. 12-58.

123. Соколянский А. На обломках самовластья. Режиссерский театр расстается с великим прошлым // Время новостей № 3, 14 янв. 2005. //Электр, ресурс: www.vremya.ru

124. Соловцова Л. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1986. 398 с.

125. Сохор А. О взаимодействии вокальных жанров в творчестве советских композиторов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. Л., 1962.-С. 186-218.

126. Сохор А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка // Музыка XX века. Очерки в двух частях. Ч. 2 (1917-1945), кн 3 / Ред. Л. Раабена. М.: Музыка, 1980. С. 312-345.

127. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сб. ст. М.: Музыка, 1971. С. 292-309.

128. Сохор А. Эстетическая природа жанра, в музыке. М.: Музыка, 1968.- 103 с.

129. Станиславский К. Собр. Соч. в 8 т. Т.8. М.: Искусство, 1961.

130. Старчеус М. Новая жизнь жанровой традиции // Музыкальный современник. Сб. ст. Вып. 6. М.: Сов. комп., 1987. С. 45-68.

131. Стасов В. Избранные сочинения: в 3-х т., М., 1952. Т. 3.

132. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М., 1999.-285 с.

133. Сценическая речь: учебн. пособие. Под ред. Козляниновой И. М., 1976.-336 с.

134. Сычева С. А. П. Кулыгин «Самозванец». К проблеме развития жанра оперы в современной отечественной культуре XX века. Дипл. реф. МГИМ им. А. Шнитке, 2001. 25 с.

135. Таршис Н. Музыка спектакля. Л.: Искусство, 1978. 128 с.

136. Тевлин Б. Новые приемы хорового исполнительства // Советская музыка № 7, 1979. С. 37-39.

137. Тевосян А. «Взирай с прилежанием» (беседа с Калистратовым) // Муз. академия №4, 1994.- С. 16-22.

138. Тевосян А. Коллектив самобытный и новаторский (заметки о Московском камерном хоре) // Музыка России: Сб. статей. Вып. 3. М., 1980.-С. 330-345.

139. Тевосян А. Немного о хоровом театре // Искусство в школе № 5, 1998.-С. 59-64.

140. Тевосян А. По прочтении Шукшина (хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина) // Музыка России. Вып.7. М., 1988. -С. 238-255.

141. Тевосян А. Проблема пространства в советском хоровом искусстве 70-х годов // Советское хоровое исполнительство (50 — 80-е годы): Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 98. М., 1988. С. 13-34.

142. Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (19651995гг.). Дис. в виде научного доклада. М., 1995. 50 с.

143. Тевосян А.Театр хоровой музыки. ВТПО «Фирма Мелодия», 1990.

144. НЗ.Теплов Б. Избранные труды. В двух томах. Т. 1. М.: Педагогика,1985.-329 с.

145. Титова Т. О пространственно-временно модели восприятия одноголосия и многоголосия // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 156-166.

146. Тихомиров Д. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М.: Сов. Россия, 1977. 126 с.

147. Томас-Босовская О. Музыка в отечественном драматическом театре XX века. Автореф. дис. М., 1991.-23 с.

148. Троицкая Г. Небольшое путешествие в историю // Музыка и телевидение. Вып. 1, М.: Сов. комп., 1978. С. 3-16.

149. Тронский И. История античной литературы. М., 1983. 464 с.

150. Туманов И. Режиссура массовых зрелищ. М., 1963.

151. Утесов JI. С песней по жизни. М.: Искусство, 1961. — 208 с.

152. Федосова Э. Категории пространства и времени в музыкальном анализе // Сб. тр. Пространство и время в музыке. Вып. 121. М., РАМ, 1992.-С. 3-12.

153. Фрейденберг О. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. -800 с.

154. Фролова Ю. Мелодика в современной хоровой музыке (на примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века). Дисс. канд. иск., Р-н-Д, 2002. 170 с.

155. Хангельдиева И. Музыка в синтетических видах искусств. М.: Знание, 1987. 63 с.

156. Хватова С. Русский духовный концерт второй половины XX века. Дисс. канд. иск. Р-н-Д, РГК, 2006. 257 с.

157. Холопова В. Фактура. М.: Музыка, 1979. 87 с.

158. Хорошайло Г. Обработки народных песен для хора a cappella в отечественной музыкальной культуре XX века и творчество А. В. Михайлова. Дисс. канд. иск. Р-н-Д, РГК, 2005. 619 с.

159. Царев М. Мир театра: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987. -254 с.

160. Чередниченко Т. Цыганский романс // Музыкальная энциклопедия. Т.6. М.: Сов. энцик., 1982. С. 158-161.

161. Черная Г. Смешанные музыкально-драматические жанры на советской сцене 60-х 70-х годов. Методич. разработка инс. театр, искусства. М., 1977. - 68 с.

162. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952. 240 с.

163. Шведова И. Полет в небеса // «Московская правда» от 27 декабря 1994.-С. 9.

164. Шестаков В. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Политиздат, 1988. — 413 с.

165. Шилова И. Классическая опера и телевидение // Музыка и телевидение. Вып. 1, М.: Сов. комп., 1978. С. 17-33.

166. Шиянов Н. Когда хор становится театром (Людмила Лицова о театре хоровой музыки, весне и женском счастье.) // «Неделя области» № 11 от 15.03.2006 (электр. ресурс: www.nedelia.ru).

167. Шубина И. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь. Р-н-Д: Феникс, 2006. 285 с.

168. Шубина И. Зрелище в культуре. Автореф. дис. Р-н-Д, 2005. 28 с.

169. Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. Т. 3, М., 1964.

170. Энтелис JI. Разговор о легкой музыке. М.: Знание, 1965. 95 с.

171. Юрасова Т. Разновидности хорового концерта в творчестве советских композиторов 70-80-х годов. Рукопись. Р-н-Д, 1990. — 28 с.

172. Ярхо В. Древнегреческая драматургия // Театральная энциклопедия. Т. 2. М., 1963.

173. Электр, ресурс: православие, ru

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.