Хозяйственная этика Иоанна Златоуста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Сороцкий, Михаил Самуилович

  • Сороцкий, Михаил Самуилович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Тула
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 136
Сороцкий, Михаил Самуилович. Хозяйственная этика Иоанна Златоуста: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Тула. 2004. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сороцкий, Михаил Самуилович

Общая характеристика работы

Введение

Глава

ИоаннЗлатоуст как моралист

§ 1. Иоанн Златоуст: этапы творческого становления

§ 2. Иоанн Златоуст и JI. Н. Толстой в их воззрениях на этику хозяйства.

Глава

Социально-этическое учение Иоанна Златоуста

§. 1. Хозяйственная этика Иоанна Златоуста

§2 Отцы церкви и Иоанн Златоуст. Аналитика хозяйственной этики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хозяйственная этика Иоанна Златоуста»

Актуальность исследования.

Решение комплекса сложных задач социального развития, вставших перед современной Россией, несовершенство социального и экономического устройства заставляют искать способы преобразования социальных реалий. Противоречивость социальных изменений в России начала нового века обусловливают потребность в четких этических ориентирах, и в том числе этизации сферы хозяйствования и экономики. Сложившаяся ныне неблагоприятная ситуация в российской экономике оправдывает необходимость формирования у российских деятелей бизнеса и предпринимателей представлений о хозяйственной этике. В соответствии с нынешней системой ценностей неадекватно распределяются приоритеты в культурной жизни и общественном сознании, переориентируя человека на поиск выгоды, бесконечного материального обогащения, следствием чего оказывается признание духовного совершенства в качестве почти пустой метафоры. Обогащение, на что в свое время указывал Иоанн Златоуст и другие отцы церкви, становится «соблазном», порождающим жестокость и взаимную вражду (то, что в современной ситуации - конкуренция, то есть по сути, отношение к «ближнему своему» как к непременному сопернику возведено в культ.

Церковь напоминает людям, что экономическая деятельность является нравственно и религиозно оправданной только в том случае, если результаты человеческого труда предназначены не только себе и своим близким, но и для обеспечения всеобщего блага. Православная этика постулирует важный принцип: хозяйственная жизнь должна основываться на нравственных критериях. Реализация данного принципа предполагает получение ответов на следующие вопросы: может ли быть жизнеспособной экономика, построенная на этических принципах?

Возможно ли применение этических категорий к экономическим отношениям?

Россия дореволюционная была богата традициями купеческой и деловой этики, порушенными и утерянными в годы безвременья. Обращение к традиционным ценностям православия, в том числе представленным и идеями Иоанна Златоуста способствует возрождению как духовных ценностей православия, так и, как следствие, гуманизации материально-экономической сферы новой России.

Степень разработанности проблемы

Проблема интенсификации действия этических регулятивов в хозяйственно-экономической жизни в современной культуре выражена достаточно широко прежде всего в связи с необходимостью применения гуманистического критерия в сфере бизнеса и предпринимательства. Этика бизнеса активно разрабатывается в трудах отечественных и зарубежных ученых(Ю. Ю. Петрунин, В.К. Борисов «Этика бизнеса» 2000 г., А. Рих «Хозяйственная этика» 1996 г.,А. Сен «Об этике в экономике» 1996г., К. Хоман, Ф. Бломе-Дрез «Экономическая и предпринимательская этика» 2001г и др)

Однако современная традиция, исследующая вопросы этизации экономики мало принимает во внимание религиозный компонент. В числе наиболее известных мыслителей XX века, в трудах которых указанный компонент присутствует, следует указать М. Вебера, Ж. Маритена, представителей философии русского космизма(в его религиозной версии), П. Рикёра, религиозных экзистенциалистов(Г. Марсель), А. Швейцера. В работах данных философов рассматривается как аспект влияния христианской этики на формирование современной системы хозяйствования(М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма», «История христианства»), так и обратное воздействие — изменение -религиозно-этических структур общественного сознания, самого религиозного субъекта, под влиянием социально-экономических процессов(Ж. Маритен «Интегральный гуманизм», «Крестьянин с Гаронны» и др).

С религиозной точки зрения, экономический феномен собственности рассматривается в ракурсе глобальной человеческой деятельности по «освоению» и «присвоению» предметного мира, т.е как его субъективизация(Г. Марсель, космисты) в противовес научному объективизирующему рационализму.

Проблема синтеза этического и экономического начал, христианского обоснования хозяйственной жизни и правового обоснования факта хозяйственной жизни имеет глубокие исторические корни в русской религиозной философии и культуре(например, полемика «иосифлян» и нестяжателей, восходящая к XV веку).

В XVIII столетии к проблеме собственности и владения в связи с потребностью разработки «естественного»(юридического) права — обращаются С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский, просветители Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин.

Право собственности в социально-политическом аспекте становится предметом анализа у П.П. Лаврова, И.А. Ильина, C.JI. Франка, Б. Н. Чичерина и др. (В европейской мысли данная проблематика рассматривается в концепции «экономического» человека, теории политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, представителей марксистской философии неомарксистской социологии).

Христианская позиция осмысления экономической деятельности получила отражение в трудах С.Н. Булгакова(«Философия хозяйства»), П.И. Новгородцева(«Право на достойное человеческое существование»), В. С. Соловьёва(«Оправдание добра»), В.Ф. Эрна(«Христианское отношение к собственности») и др.

Хозяйственная жизнь, согласно воззрениям перечисленных философов, является атрибутом глобального творческого процесса обустройства материального мира и духовного совершенствования самого человека. В этой связи особо подчеркивается духовный аспект хозяйствования, раскрывающийся через свободное отношение к имуществу и владению, т.е свободу от «любостяжания» и собственности, что делает интерес к экономическим занятиям религиозно оправданным.

Констатация несовместимости жажды материальных благ и желания благодати характерна для абсолютного большинства отечественных религиозных философов, в равной степени как и аскетическая идея нестяжания и признания необходимости сверхэкономического(духовного) регулирования хозяйственной жизни. Православная философская мысль в данном случае является продолжением традиций, сформированных учениями Иоанна Златоуста и других отцов церкви. Несмотря на потребности социокультурной ситуации, пока еще остается серьезный пробел в области исследования хозяйственной этики отцов церкви вообще, и этики Иоанна Златоуста в частности. Время написания трудов, посвященных этико-религиозному анализу хозяйственной этики Иоанна Златоуста приходится на 1906 - 1911 г.г.

В некоторых аспектах хозяйственная этика Иоанна Златоуста фрагментарно представлена В. И. Экземплярским в труде «Учение древней Церкви о собственности и милостыне», изданном в 1910 г.

В исследовании И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви» проведено сопоставление хозяйственной этики Иоанна Златоуста с хозяйственно-этическими воззрениями отцов церкви.

И.В. Попов в «Богословском вестнике» за 1907 год в работе «Святитель Иоанн Златоуст и его враги» проанализировал жизненные и нравственные коллизии, коими столь богата судьба святителя. И В. Поповым также был разработан методологический подход, позволяющий воспринять взгляды Златоуста относительно обладания собственностью в их целостности. В частности, он предложил рассматривать положения святого отца, касающиеся собственности и богатства в определенном порядке: а) идеальные имущественные отношения; б) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности; % в) критика действительных имущественных отношений; г) забота

Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Подобная методология в рассмотрении творческого наследия Иоанна Златоуста позволила И. В. Попову изыскать определенную систему в религиозно-этических взглядах святителя.

В «Богословском вестнике» за 1907 год Н. Кудрявцевым была % опубликована работа «Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал», где рассмотрены ключевые религиозно-этические категории святого отца в применении к хозяйственной этике.

Г. Флоровский в труде «Восточные отцы церкви» в ряду отцов церкви отвел отдельную главу описанию жизненного пути и взглядов Иоанна Златоуста.

Указанными работами почти полностью исчерпывается перечень научных работ, посвященных воззрениям Иоанна Златоуста.

Цель исследования — реконструкция системы хозяйственной этики Златоуста в контексте православной моралистической традиции.

Задачи исследования:

• - рассмотрение становление Иоанна Златоуста как моралиста, в частности, на материале сопоставления его этической позиции с позицией JI.H. Толстого. систематизация учения Иоанна Златоуста о добродетелях и пороках, исследование учения Иоанна Златоуста о роли имущественного и социального положения индивида в процессе реализации возможностей духовного совершенствования. А* - сравнительный анализ хозяйственной этики Иоанна Златоуста и хозяйственной этики отцов церкви.

Методология диссертационного исследования:

Поскольку реконструкция хозяйственной этики Иоанна Златоуста производится с ретроспективных позиций с использованием сравнительного анализа его учения и идей других моралистов и христианских писателей (подводящих к необходимости синтеза синхронического и диахронического аспектов) в основание исследования положен историко-компаративный метод.

При рассмотрении материала, связанного с проблемами Щ собственности, имущественного владения и неравенства, также привлечены психологический и социально-философский методы, что объясняется потребностью более широкого определения и анализа религиозной регуляции межличностного общения в сфере хозяйственной жизни. щ Новизна диссертационного исследования выражена в следующем:

- на материале сопоставления воззрений Иоанна Златоуста с идеями Л.Н. Толстого и отцов церкви выявлены структурообразующие категории его этического учения.

- систематизировано учение Иоанна Златоуста в отношении понимания им природы собственности, власти, путей индивидуального нравственного совершенствования.

- на основе анализа нравственных положений учения Иоанна Златоуста реконструирована система его хозяйственной этики.

Положения, выносимые на защиту:

- хозяйственная этика Иоанна Златоуста представляет собой пример исторического универсализма в решении проблем гармонизации духовного и материального аспектов человеческого бытия.

- позитивная сторона хозяйственной этики Иоанна Златоуста состоит не в положении, пропагандирующем сознательный отказ от материального благ, «добровольную бедность»,(что в наше время не только мало приемлемо в социальном отношении, но едва ли эффективно и в перспективе нравственного совершенствования), но в духовно-этической совокупности христианских идеалов нестяжания, справедливости, любви и милосердия; присутствие которых в качестве координирующих принципов хозяйственной деятельности делает религиозно оправданным не только интерес к ней, но и оправдывает сам факт материального благополучия.

- основание хозяйственной деятельности, согласно учению Иоанна Златоуста, выстраивается на безусловном признании приоритета духовного над материальным, в соответствии с постулатом: истинная бедность есть недостаток добродетели, а истинное богатство - вечная жизнь. Отсюда следует убеждение в важности и необходимости принципов милосердия и справедливости как регуляторов процесса социально-экономического сотрудничества индивидов.

Введение

• Возвращение России к православным религиозно-этическим ценностям обращает нас к вопросу о соответствии учения и духа православия развитию экономики. Ю.Ю. Петрунин и В.К. Борисов, анализируя приоритеты в российской этике бизнеса, считают ошибочным мнение об отрицательном отношении христианской веры к богатству, к различным способам его достижения, к имуществу, вообще к активности в ^ земной жизни и к ее устроению. Рутинным обоснованием для подобного ложного толкования используют слова Евангелия о том, "как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие", призывы Христа продать свое имение и раздать его нищим, а также евангельское увещевание не копить себе сокровищ на Земле, где моль истребляет и где воры крадут.

Православие, как и христианство в целом, находит высший смысл щ жизни человека в искании Царства Божия. В соответствии с подобным пониманием земного предназначения человека блага сами по себе не могут рассматриваться как достойная цель человеческого существования. "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?" — вопрошает Евангелие (Мф. 16, 26). Однако если земные блага не могут быть последней целью человеческой жизни, то это вовсе не отменяет их использования. Христианское учение не находит зла в самой * природе вещей. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими. Все получает свой смысл, если принимается не как цель, а как средство для достижения единственной высшей цели жизни. В том случае, когда стремление к прибыли, к земным благам становится самоцелью, определяющей все действия человека, проистекает роковой излом человеческой психики, «сдвиг мотива на цель». Следствием ^ замещения высшей человеческой цели промежуточным результатом является рабское поклонение человека вещам. и

Предостережение о пагубности подобного пути является лейтмотивом творений святых отцов, и в частности в творений Иоанна Златоуста.

Предваряет наше диссертационное исследование описание жизненного пути Иоанна Златоуста. Анализ очерка В.И. Экземплярского «Граф JI. Н. Толстой и святитель Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых» дает нам возможность сравнить взгляды двух великих моралистов. Несмотря на полторы тысячи лет, отделяющих JI. Н. Толстого от Златоуста, их рассмотрению подлежит один и тот же, центральный для христианской совести, вопрос о жизни по вере Христовой. В.И. Экземплярский находит конгениальными двух великих мыслителей. Их совокупное мнение состоит в том, что Евангельский идеал является истинно жизненным, а заповеди Нагорной проповеди реально осуществимыми. Вся жизнь человеческая должна проистекать в устремлении к христианскому идеалу.

Вторая глава нашего диссертационного исследования представляет собой раскрытие социально-этического учения Иоанна Златоуста и посвящена пониманию святым отцом сущности добродетелей и пороков применительно к различным видам социального неравенства. Религиозно-нравственный анализ различных категорий социального неравенства не оставляет у святого отца сомнений в их индифферентности. Способность различных видов социального неравенства к порождению добродетели или порока, по мнению Златоуста, зависит от приложения к ним моральной воли индивидуума. Как великий моралист, Златоуст признает абстрактную возможность для человека, независимо от воздействия внешних условий, достичь высокой степени нравственности. Однако, при всем при том, бедность и зависимое положение служат по мнению Иоанна препятствием нравственному развитию, создавая почву для моральных девиаций. Высокое духовное развитие в данных условиях является скорее исключением, чем правилом. А посему, пауперизации общества не способствует развитию добродетели. Святой отец видит своей задачей не развитие общества вообще, а достижение нравственного здоровья отдельными его членами. Поскольку Иоанн Златоуст выступает как проповедник религиозно-нравственных начал, он апеллирует к совести каждой отдельной личности. И в этом И- В. Попов и Г. Флоровский усматривают особый индивидуализм Златоуста. В гомилиях и проповедях святого отца заложены только основные руководящие принципы, а свободной инициативе личности предоставлен широкий простор.

Следующий параграф второй части нашей диссертации посвящен исследованию предназначения собственности и богатства в понимании Златоуста. Собственность исследуется святыми отцами с позиций нравственности. Негативное отношение отцов церкви к богатству подробно раскрыто в работах В. И. Экземплярского, И. В Попова, И. Зейпеля и многих других авторов. Мы можем говорить об экстраполяции отрицательной нравственной оценки богатства вообще на частную собственность. Идеи Златоуста о богатстве составляют сложную совокупность, адекватное рассмотрение которой возможно при применении методологии, предложенной И.В. Поповым. Он предлагает определенный порядок в рассмотрении идей Златоуста относительно собственности и богатства: а) идеальные имущественные отношения; б) рекомендуемые Златоустом способы осуществления идеала в реальной действительности; в) критика действительных имущественных отношений; г) забота Златоуста о развитии нравственного самосознания неимущих.

Исходя из учения Златоуста, идеальное христианское общество исключает имущественное неравенство. Отличительной чертой христианского общества является любовь, связывающая между собою всех его членов. Генеральным признаком наличия в обществе христианской любви является, по мнению святого отца, отсутствие соответствующей дифференциации благ.

Рекомендуемыми Златоустом способами разрешения имущественного неравенства являются добровольный коммунизм или же отказ от части имущества в пользу бедных. Библейским основанием для проповеди коммунистического пользования имуществом святому отцу служил пример Иерусалимской церкви апостольского времени.

И. В. Попов констатирует аморфность хозяйственно-этические воззрений Златоуста об имуществе. Разрешение вопроса об имуществе находится в прямой зависимости от чуткости индивидуальной совести его владельцев. Допуская абстрактную возможность происхождения богатства от Бога, Златоуст с сомнением относится к эмпирическому богатству и в своем убеждении о неправедности приобретенного богатства он остается непоколебим.

Олицетворяя собой идеал пастырского служения, Златоуст в заботе о материальных интересах неимущих стремился к развитию их нравственного самосознания. Дискредитируя обаяние богатства в глазах тех, кому оно недоступно, Златоуст всячески стремился возвысить бедность. И это соответствовало его убеждениям в преимуществе бедности перед богатством. Веру в высокую ценность простой, чуждой излишеств жизни Златоуст доказал личным примером, добровольно отказавшись от богатства и роскоши. Златоуст приходит к мысли, что неимущие выполняют в обществе функцию спасения, они подобны врачам, исцеляющим больное общество. Златоуст убеждал неимущих добровольно принять свой жребий в качестве жертвы, приносимой для достижения счастья другими. Осознание неимущими своей общественной пользы дает им возможность подняться до нравственных высот. По мнению Иоанна, существует только одна истинная бедность - недостаток добродетели - и только одно истинное богатство - вечная жизнь. Быть истинно богатым или бедным есть проблема человеческого выбора, человеческой воли.

Златоуст утверждает особую ценность милосердия, считая милосердие Божественным атрибутом. Проявление милосердия сближает человека с Богом. Милосердие проявляется в первую очередь в виде милостыни, рассматривающейся святым отцом в качестве предельного или идеального случая христианского милосердия. По мнению Иоанна, в милостыне находит свое воплощение любовь в ее христианском понимании.

Завершает диссертационное исследование сравнительный анализ хозяйственной этики отцов церкви и Иоанна Златоуста. Хозяйственная этика раннехристианских мыслителей устремляет весь свой интерес не на собственность как таковую, а на внутренней мир и поведение владельцев собственности. Согласно Иоанну Златоусту, истинное богатство заключается именно в отсутствии самого желания быть богатым. И здесь мы вправе говорить об особой психологии самоограничения, постулируемой святым отцом в качестве христианского идеала.

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Сороцкий, Михаил Самуилович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение хозяйственной этики Иоанна Златоуста в качестве объекта диссертационного исследования позволяет увидеть ее укорененность во взглядах его предшественников и современников, Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского и других.

Христианская хозяйственная этика была определенным образом детерминирована эсхатологической атмосферой первых веков христианства. Эсхатологизм Иоанна Златоуста обнаруживал себя в проповедях, призывавших к осознанию бессмысленности обладания и накопления земных ценностей и благ перед неизбежностью конца света.

Эсхатология и этика выступали у отцов церкви в неразрывном единстве. Таким образом, церковь представала не только религиозным, но и религиозно-нравственным сообществом.

Поскольку отцы церкви выступали в качестве носителей христианской системы ценностей и поведения, то все проблемы, связанные с социальной и экономической жизнью вписаны в общий контекст христианского этического учения.

Важной составляющей нравственной проповеди Иоанна Златоуста, как и многих отцов церкви, являлось рассмотрение проблемы собственности и богатства. В своих проповедях и гомилиях он пытался внести ясность в разрешение вопросов о сущности временных земных благ и о достойном их употреблении.

Обращение к литературному наследию Иоанна Златоуста выявляет тот факт, что в его хозяйственной этике на первом плане оказываются человеческие мысли, чувства и поступки, связанные с богатством или бедностью.

Формула Тертуллиана «И то, что кажется нашим, на самом деле чужое.поскольку все — Божие»1 может служить в качестве инварианта, свойственного взглядам отцов церкви на проблемы собственности и богатства.

Исходя из святоотеческого учения, недопустимо эгоистически пользоваться избытком благ в ущерб ближнему или стремится завладеть всеми благами. Отсюда - призыв Иоанна Златоуста к милосердию и милостыне, подражая в этом верховному подателю всех благ - Богу.

Помимо утверждения необходимости милосердия, учение Златоуста содержит дифференциацию «благ истинных» и «благ ложных», «собственности истинной» и «собственности ложной». Святой отец призывал христиан к приобретению истинной собственности и истинных сокровищ. Его хозяйственная этика строится как этика господства духовного начала над материальным.

Хозяйственная этика Иоанна Златоуста не утратила своей актуальности и ныне. Его призыв к внутренней духовной свободе от излишней привязанности к собственности и благам все так же необходим.

Задача состоит в привнесении подлинного христианского отношения к собственности и богатству в современную хозяйственную жизнь.

1 Ориген. Пятая гомилия на Левит. 2. // Цитируется по Клеман О. Истоки. Богословие Отцов древней Церкви. С. 78

Опираясь на исследование В. И. Экземплярского, в нашей диссертации мы констатируем факт совпадения взглядов двух великих моралистов, Jl. Н. Толстого и Иоанна Златоуста на применимость Евангельского нравственного учения к реалиям жизни.

По их мнению, именно в согласии с Евангельским учением и должна устраиваться как личная, так и общественная жизнь. Осуществление подобного проекта является путем к построению на земле Царства Божьего.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сороцкий, Михаил Самуилович, 2004 год

1. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1,2 Издание второе. Санкт-Петербург Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии 1898г. СМП «Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА». Издание 2002

2. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа

3. Константинопольского, в русском переводе, тт. I-XII. С.-Петербург. Издание С -Петербургской Духовной Академии. 1894-1911.

4. Агапова И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия.: Юристь 2002

5. Алексина Т.А. Прикладная этика: учебное пособие. М.:Изд-во РУДИ. 2004

6. Аман А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. М., Молодая гвардия. Палимпсест. 2003

7. Антоний(Блум), митрополит Сурожский. Пути христианской жизни. М., 1998

8. Аренд X Vita Aktiva, или о деятельной жизни. М., 2000

9. Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1992.

10. Архимандрит Киприан(Керн) Патрология. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев. 2003

11. Беляев А.Д. Любовь Божественная: опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви Божественной. М., 1880

12. Бердяев Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993

13. Бердяев Н. Русская философия собственности // Философия неравенства. СПб., 1993

14. Бердяев Н.А. О назначении человека. М. 1993

15. Беркхов Л. История христианских доктрин. СПб «Библия для всех» 2001

16. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность //Соч., 1993. T.V

17. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука. 1990

18. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991

19. Булгаков С. Н. Православие. М., ООО «Издательство ACT»,2003

20. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т.1. Раннее христианство. Византия. М.: СПб., 1999

21. Валли Л. Об истинном и ложном благе: о свободе воли. М.: Наука. 1989

22. Варнава(Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 2-х томах. Нижний Новгород. Издание братства во имя святого отца князя Александра Невского, 1996.

23. Василий Великий. "К обогащающимся". Творения, часть IV, М., 1993.

24. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М. 1990.

25. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религии. // Вебер М. Избранное. Образ общества. М. 1994

26. Вышеславцев Б.В. Этика преображенного Эроса М.: Республика, 1994

27. Гараджа М. Н., Петрунин Ю.Ю. Трудно ли богатому войти в Царствие Небесное, или Православие и рынок // Наука и религия. 1993. №2

28. Глубоковский Н.Н. Православие по его существу. СПб, 1914

29. Грановская P.M. Психология веры. СПб.: Издательство «Речь», 2004

30. Григорий Богослов. О любви к бедным. Творения, т.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

31. Гурьев Н.Д. Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Решма.: Свет Православия, 1998.

32. Гусейнов. А.А. Апресян Р.Г. Этика. М. 2000

33. Гусейнов А.А. Великие моралисты.-М. 1995

34. Давыдов Ю. Вебер и Булгаков (христианская аскеза и трудовая этика)

35. Вопросы философии. 1994. -№2

36. Даума Й. Введение в христианскую этику СПб.: Мирт, 2001

37. Де Джорж Р.Т. Деловая этика, в 2-х томах. Издательская группа «Прогресс» СПб- Москва. 2001

38. Дебольский Н.Г. О высшем благе, или О верховной цели . нравственной деятельности. СПб., 1886

39. Добротолюбие /Составитель Кукушкин Л. С. М.: ООО «Издательство ACT» 2001

40. Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению(этико-богословское исследование) М.: «Паломник» 1996

41. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

42. Зомбарт В. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека., М. 1994

43. Зомбарт В. Буржуа.- М., 1994

44. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М., ООО «Издательство ACT». 2003

45. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993

46. Илларион(Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999

47. Иоанн(Экономцев), игумен. Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М., 1998

48. История этических учений: Учебник / Под ред А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003

49. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М. 1994

50. Крестный путь Иоанна Златоуста. Автор-составитель О.В. Орлова. М., Адрес-Пресс. 2002

51. Н. Кудрявцев Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал // Богословский вестник №2 1907

52. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000

53. Лапицкий М.И. Труд и бизнес в зеркале религий. М.: Издательский дом «Новый век» 1998.

54. Лапицкий М. И. Деятельный без принуждения(трудовая этика в разных измерениях). М.: «Издательский Дом» «НОВЫЙ ВЕК», 2002

55. Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. Спб., 1997

56. Левитов П.В. Введение в христианское нравственное богословие // Христианское Чтение. 1909. Январь-февраль

57. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997

58. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

59. Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1982

60. Макарий (Булгаков), митрополит. Введение в православное богословие. М., 1994

61. Макарий (Булгаков), митрополит. Православное догматическое богословие. СПб., 1895

62. Маслоу А. Религия, ценности и высшие переживания. М., 1982

63. Мейендорф И, протопресвитер. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2000

64. Мейендорф И, протопресвитер. Православие в современном мире. М., 1997

65. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. К эффективной и справедливой экономике // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. №1(22) 2003

66. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы X XVbb. М.: Молодая гвардия, 2002

67. Муравьев А. В. Первые четыре века христианства. СПб. 1998

68. Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань. 1994

69. Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М.,1994

70. Олесницкий М.А. Из системы христианского нравоучения. Киев. 1896

71. Олесницкий М.А. Нравственное богословие, или Христианское учение о нравственности. Киев, 1892

72. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. Учебник для вузов. В 3-х т. -М. 1995 1998.

73. Осипов Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Изд-во «Экономисты) 2003

74. Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М.: Издательство НОРМА, 2002

75. Петрунин Ю.Ю. Борисов В.К. Этика бизнеса. М.: Дело. 2000

76. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад. 1994

77. Пономарев П.П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века с введением истории подвижничества вообще и христианского в частности до III века включительно. Казань. 1899

78. Пономарев П.П. Идея спасения как основной принцип христианского вероучения. Казань. 1911

79. И.В. Попов Св. Иоанн Златоуст и его враги // Богословский вестник №12 1907

80. Попов И.В. Естественный нравственный закон. Сергиев Посад, 1897

81. Поснов М.Э. История христианской церкви(до разделения церквей 1054). Киев, 1991

82. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Фонд «Христианская жизнь» Клин. 2001

83. Протоиерей Иоанн Мейендорф Православие и современный мир(лекции и статьи) Минск. 1995

84. Разин А.В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект, 2002

85. Ранович А. Б. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М.; Политиздат, 1990

86. Раннее христианство: в 2-х т. ООО. «Издательство ACT» Харьков «Фолио» 2001

87. Ренан Э. История первых веков христианства: Жизнь Иисуса. Апостолы. М., 1991

88. Рих А. Хозяйственная этика Посев 1996

89. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., Дело. 1998

90. Русская философия собственности(ХУ11 XX вв.) - СПб.,1993

91. Самсин А.И. Основы философии экономики: Учебное пособие. ЮНИТИ-ДАНА, 2003

92. Сборник поучений Святых отцов и опытных делателей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.

93. Свенцицкая И. Первые христиане и Римская империя. М. «Вече» 2003

94. Святитель Иоанн Златоуст и его враги. И. Попов. // Богословский вестник №12. 1907.

95. Сергий (Страгородский), митрополит. Православное учение о спасении. Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св.Писания и творения свято-отеческих. М., 1991

96. Сен. А. Об этике и экономике., М. 1996

97. Собственность как нравственно-правовая проблема в идеологии христианского средневековья(до Фомы Аквинского) О.Ф. Кудрявцев // Культура и общественная мысль: Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Наука, 1988

98. Солярский П.Ф., протоиерей. Записки по нравственному богословию: в 3 т. СПб. 1860

99. Столяров А.А Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина М.; 1999

100. Столяров А.А. Патрология и патристика. М.: Канон, 2001.

101. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., "Прогресс", 1994

102. Толстой Л.Н. Религия и нравственность //Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула, 1989

103. Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал. Н. Кудрявцев. // Богословский вестник 1907. №12 с. 787 797

104. Уткин Э.А. Этика бизнеса., Экономика. 1998

105. Флоровский Г. Восточные отцы церкви. М., ООО «Издательство ACT».

106. Франк Л.С Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. Париж. 1949

107. Франк Л.С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

108. Фритше Д. Этика бизнеса. М., 2002

109. Хоман К. Экономическая и предпринимательская этика.// Политическая и экономическая этика // Политическая и экономическая этика: Учебное пособие. ФАИР ПРЕСС, 2001

110. Хоружий С. К феноменологии аскезы. М. 1998

111. Христианская этика: систематические очерки мировоззрения Л.Н. Толстого (Составитель В.Ф. Булгаков. М., 1919

112. Христианские начала экономической этики. Сборник материалов международной интернет-конференции. Редакторы К. Костюк и др. Москва 2000.

113. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России /под общей редакцией С.А. смирновыа. М., Финансы и статистика. 1999

114. Шпидлик Фома. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение «Паолине» Москва. 2000

115. Экземплярский В.И. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев, 1910.

116. Экземплярский В. И. Гр JI.H. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых. Киев. Сборник. 1911.

117. Янышев И. Л., протопресвитер Православно-христианское учение о нравственности М., 1887

118. Ястребов А. Богатство и бедность: поэзия и проза денег.,-Аграф, 1999

119. Barth, Karl. Der Christ in der Gesellschaft, in:Anfange der dialektischen Theologie, Teil I, hg. von Jtirgen Moltmann, 2., um einen Anhang erw. Aufl., Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1996.

120. Boulding, Kenneth E. Okonomie als eine Moralwissenschaft* in: Seminar: Politische Okonomie. Zur Kritik der herrschendeen Nationalokokonomie, hg. Von Winfried Vogt, Frankfurt a.M.: Suhrkamp Verlag 1973.

121. Brunner, Emil. Das Gebot und die Ordnungen. Entwurf einer protestantisch- theologischen Ethik (1932), 4., unverand. Aufl., mit einer Einleitung von Rudolf Wehrli, Zurich: Theologischer Verlag 1978.

122. Christliche Wirtschaftsethik vor neuen Aufgaben. Festgabe fur Arthur Rich zum siebzigsten Geburstag, hg. von Theodor Strohm, Zurich: Theologischer Verlag 1980.

123. Ethik und Wirtschaftswissenschaft, hg. von Georges Enderle, Berlin: Duncker & Humboldt 1985 ( Schriften des Vereins fur Sozialpolitik, N.F: Band 147)

124. Goppelt, Leonhard. Prinzipien neutestamentlicher und systematischer Sozialethik heute, in: Die Verantwortung der Kirche in der

125. Gesellschaft, hg. von Jorg Baur, Leonhard Goppelt und Georg Kretschmar, Stuttgart: Calwer Verlag 1973.

126. Handbuch der christlichen Ethik (HCE), hg. von Anselm Hertz, Wilhelm Korff, Trutz Rendtorff, Hermann Ringeling, 3. Bande, Freiburg, Basel, Wien: Herder Verlag Giitersloh :Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn( Bd. 1 und 2,2 Aufl.) 1979 (Bd. 3 9) 1982.

127. Haring, Bernhard. Das Gesetz Christi. Moraltheologie, darstellt fur Priester und Laien, Band III, 7., verb. Aufl., Freiburg i. Br: Erich Wewel Verlag 1963.

128. Honecker, Martin. Kozept einer sozialethischen Theorie. Grundfragen evangelischer Sozialethik, Tubingen: J.C.B.Mohr (Pauo Siebeck) 1971.

129. Horst, Friedrich. Der Mensch als Ebenbild Gottes, in: Ders., Gottes Recht. Gesammelte Studien zum Recht im Alten Testament, hg. von Hans Walter Wolff, Munchen :Chr. Kaiser Verlag 1961.

130. Korff, Wilhelm. Orientierungslinien einer Wirtschaftsethik, in: Gerfried W. Hunold und Wilhelm Korff ( Hg.). Die Welt fur morgen. Ethische Herausforderungen im Anspruch der Zukunft, Munchen: Kosel- Verlag 1986.

131. Kung, Hans. Christ sein, Munchen: R.Riper Verlag 1974.

132. Kutter, Hermann Sie miissen! Ein offenes Wort an die christliche Gesellschaft, Zurich: Verlag Miiller 1904.

133. Locher, Gottfried W. Der Eingentumsbegriff als Problem evangelischer Theologie, 2., erw. Aufl., Zurich- Stuttgart: Zwingli Verlag 1962( Studien zur Dogmengeschichte und systematischen Theologie; 5).

134. Miiller -Armack, Alfred. Religion und Wirtschafi. Geistesgeschichtliche Hintergrunge unserer europaischen Lebensform, Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag 1959.

135. Munby, Denis Lawrence. Christ und Wirtschafi, Giitersloh: Gutesloher Verlagshaus Gerd Mohn 1962.

136. Rechtenwald, Horst Claus. Okonomische und christliche Ethik. MiBverstandnisse trotz zahlreicher Gemeinsamkeiten, in: NZZ, Nr.48, 27/28.2.1998.

137. Rich, Arthur. Die Bedeutung der Eschatologie ftir den chrictlichen Glauben, Zurich: Zwingli Verlag 1954. Ebenfalls in: Ders, Aufrisse. Vorarbeiten zum sozialethischen Denken, Zurich: Zwingli Verlag 1970.

138. Sauter, Gehard. Was heiBt "christologische Begriindung" christlichen Handelns heute? in: EvTh, 35 Jg. 1975.

139. Schillebeeckx, Edward. Christus und die Christen. Die Geschichte einer neuen Lebenspraxis, Freiburg, Basel, Wien: Herder 1977.

140. Schrage, Wolfgang. Ethik des Neuen Testaments, Gottingen:Vandernhoeck & Ruprecht 1982.

141. Schrey, Heinz- Horst. Einfuhrung in die evangelische Soziallehre, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft 1973.

142. Schulze, Hans. Theologische Sozialethik. Grundlegung. Methodik. Programmatik, Gutersloh: Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn 1979.

143. Spigel, Yorick. Hinwegzunehmen die Last der Beladenden. Einfuhrung in die Sozialethik, Miinchen: Chr. Kaiser Verlag 1979.

144. Wiebering, Joachim. Handeln aus Glauben. Grundriss der theologischen Ethik, Berlin: Evangelische Verlaganstalt 1981.

145. Wunsch, Georg. Evangelische Wirtschaftsethik, Tiibungen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck) 1927.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.