Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Борова, Асият Руслановна

  • Борова, Асият Руслановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 183
Борова, Асият Руслановна. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 1999. 183 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова»

Реалистической литературе присущ историзм в художественном раскрытии судеб людей и анализе общественных отношений. В различных жанрах и видах творчества историзм проявляется по-разному. В исторических произведениях историзм определяется «дистанцией времени» и имеет свои определенные критерии, связанные с отношением к прошлому, сохранением достоверности в описании исторических событий, характеров исторических деятелей, с использованием в художественном произведении документов и определением границ вымысла, его характера, с воссозданием колорита времени, языка, художественно-этнографических деталей и так далее.

Стефан Цвейг назвал историзм Горького «зоркой памятью»1. Память, как известно, - неотъемлемая часть человеческого сознания. Когда память охватывает наиболее значительные пласты народной жизни, ее передовой культуры, процесс формирования и духовных исканий личности, несущей в себе технические черты эпохи, она способствует утверждению принципов историзма. Современные художники слова, ученые придают большое значение памяти, так как она способствует углубленному историческому анализу и пониманию действительности, память обогащает нас опытом минувшего времени в процессе решения злободневных вопросов современной литературы. Д.С. Лихачев писал: «Нам необходимо осознать самих себя, понять наши пути, а исходя из понятого наметить пути на будущее»2.

Художник слова осознает свое время, свою эпоху как один из этапов развития общества, страны, государства. Он анализирует историю своей страны, своего народа, чтобы сделать далеко идущие выводы о настоящем и будущем, и тогда его произведения становятся для народа своеобразной памятью. «Искусство, писал А.Н.Толстой, - выполняет работу памяти»3. Писатель нередко берет в качестве предмета своего художественного исследования определенную эпоху, играющую переломную роль в истории народа и через призму судьбы одного или нескольких героев воссоздает и эпоху, и исторические события и процесс формирования героя.

Как известно, историзм художника заключается не только в точном изображении минувшего времени, он также состоит и в умении автора вывести из соприкосновения прошлого и настоящего актуальные проблемы, попытаться разрешить сложные вопросы современности.

В литературах Северного Кавказа первый по времени появления роман был, как правило, исторический, - это объяснялось естественным желанием проанализировать свое прошлое, оценить его, определить дальнейшие пути исторического движения. Но как жанр исторический роман представлял собой определенные трудности, ибо, как отмечал исследователь, «для исторического романа неизбежно возникает проблема соотношения потока исторических событий с человеческой личностью, с судьбой отдельного индивидуума».4

Исследователи северокавказских литератур единодушны в том, что формирование и развитие исторического романа и его разновидностей проходило через сходные этапы. В современном литературоведении наблюдается всестороннее исследование жанра романа: истории развития, идейно-художественных особенностей, фольклорно-этнографических традиций в романе, а также художественного соотношения исторического факта, вымысла и домысла в жанре романа, его поэтических особенностей.

Проблемам теории и истории романа посвящены труды известных исследователей: Грифцов Б.А. Теория романа (1927), Веселов-ский А.Н. История или теория романа? (1939), Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи (1958), Кожинов В.В. Происхождение романа (f963), Днепров В. Черты романа XX века (1965), Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики (1975), Кузнецов М. Советский роман. Пути и поиски (1980), Оскоцкий В. Роман и история (1980), Петров С. Русский советский исторический роман (1980), Александрова J1. Советский исторический роман (1987), Скачков И. Герой и история. Современный роман о революции (1988), а также сборники научных трудов: История русского советского романа. Кн. 1-2 (1965), Советский роман. Новаторство. Поэтика. Филология. (1978), Советский многонациональный роман. (1985). Современный роман. Опыт исследования (1990) и другие.

Проблемам северокавказского романа посвящены труды Беки-зовой JI. От богатырского эпоса к роману (1974), Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. (1978), Султанова К. Динамика жанра. (1989 ), Панеш У. Филологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. (1990), Тхагазитова Ю. Адыгский роман. (1990), Толгурова 3. В контексте духовной общности. (1991), Мусукаевой А. Северокавказский роман. Художественная и этно-культурная филология (1993), Фидаровой Р. Осетинский роман-миф. (1997), Камбачо-ковой Р. Кабардинский исторический роман (1999) и другие.

Проблема адыгского романа в указанной, а также других работах JI. Бекизовой решается во взаимосвязях с устным народным творчеством, с русской советской литературой. Исследователь скрупулезно анализирует этапы становления прозаических жанров, романных форм в адыгских литературах5.

В исследованиях проблем художественного конфликта и эволюции прозаических жанров в адыгских литературах особое место принадлежит труду К. Шаззо, заложившему основы изучения литератур региона в данном аспекте. В работе мы находим глубокий анализ природы художественного конфликта и основных его типов: эпического, лирического и драматического.

Анализу функций мифо-эпических традиций, жанровых разновидностей адыгского романа, а также стилевого своеобразия творчества писателей посвящена монография Ю. Тхагазитова «Адыгский роман». Вопросы генезиса адыгского романа, его фольклорной ориентации, а также нравственно-философских поисков становятся предметом исследования. «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» - фундаментальный труд Ю. Тхагазитова, прослеживающий пути формирования адыгской культуры и литературы от нартского эпоса до современности. Для нас особый интерес представляют исследования жанровых модификаций кабардинской литературы, ее поэтики6.

Монографическое исследование У. Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур»7 в сопоставительном аспекте анализирует этапы формирования исторического романа в адыгских литературах. Периодизация жанра исторического романа, данная в труде У. Панеш, представляется нам наиболее приемлемой: 20-30-е годы, конец 30-х -середина 50-х годов, современный этап.

Проблемам художественной и этнокультурной типологии северокавказского романа посвящена монография А. Мусукаевой «Северокавказский роман»8.

В работе особое внимание уделяется классификации романных форм в молодых литературах Северного Кавказа, проблемам генезиса жанра, фольклорно-этнографическим мотивам в жанре романа.

Работа Р. Камбачоковой «Адыгский исторический роман»9 исследует проблемы национально-художественных истоков, жанровой специфики, формирования и развития адыгского исторического романа. Особое внимание автором уделено принципам художественного воссоздания исторических судеб народа и проблемам интерпретации документального факта в адыгских исторических романах.

Приведенный краткий анализ фундаментальных трудов современных литературоведов свидетельствует об определенной разработанности проблемы жанра романа в литературах Северного Кавказа, в частности в адыгских литературах.

В предлагаемой диссертационной работе «Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова» предпринята попытка монографического исследования прозаического творчества талантливого художника слова, одного из основоположников романного жанра в кабардинской литературе.

В работе впервые рассматриваются проблема художественного соотношения человека и истории в прозе А.Кешокова в контексте адыгской и в целом в северокавказской романистики, что и определяет актуальность темы исследования.

Безусловно, в большей или меньшей степени ученые, выполняя основную задачу литературоведения - изучение особенностей творчества отдельного художника слова в соотнесенности со спецификой развития жанра и историческими условиями становления национальных литератур - затрагивают данную проблему, но, как правило, на материале одного произведения. В этой связи хотелось бы отметить, что особое внимание исследователи уделяют жанру историко-революционного романа, представленному в северокавказских литературах следующими значительными произведениями: «Шамбуль» Р. Керашева, «Род Шогемоковых» X. Теунова, «Заря над Тереком» А. Шомахова, «Горные орлы» Ж. Залиханова, «Новый талисман» Б. Гуртуева, «Из тьмы веков» И. Базоркина, «Вершины не спят» А. Кешокова и другими.

Из всех указанных художников слова наибольшее внимание уделено А. Кешокову. Начиная с 60-х годов, критика и литературоведение подробно анализирует жанровое своеобразие романов А. Кешокова, их народнопоэтическую основу, образную систему, стиль, язык.

Вместе с тем, следует отметить, что творчество А. Кешокова еще не нашло должного изучения и анализа в трудах литературоведов и критиков, достаточно подчеркнуть, что отдельного миографического исследования прозы А. Кешокова нет, хотя в работах Л. Бе-кизовой, К. Шаззо, Л. Кашежевой, А. Мусукаевой и других рассматриваются отдельные вопросы, связанные с романным творчеством писателя.

Предметом исследования в основном становились такие романы А.Кешокова, как «Чудесное мгновение», «Зеленый полумесяц», «Долина белых ягнят», «Сломанная подкова». Что касается романов «Грушевый цвет», «Сабля для эмира», «Восход луны», автобиографической повести «Вид с белой горы», то изучение их или очень незначительное или отсутствует вообще. Этим обусловлена актуальность исследования.

Также необходимо отметить, что при всей изученности некоторых аспектов творчества А.Кешокова, остается нерешенным вопрос соотношения человека и истории, историзма и историчности, исторического факта и художественного вымысла и домысла в произведениях писателя.

Так, в основу одних произведений А.Кешокова положен художественный вымысел («Вершины не спят», «Сабля для эмира»), в основу других - домысел («Сломанная подкова», «Грушевый цвет»). А точнее, художественное соотношение вымысла и домысла в романах

A. Кешокова будет разным. В одних - больше, в других - меньше. Это явление вполне объяснимо, так как, начиная работу над романом «Вершины не спят», А. Кешоков не только не обладал историко-революционными впечатлениями (родился в 1914 году), но и не был прозаиком (до создания «Чудесного мгновения» у А.Кешокова были написаны очерки, рассказы военных лет и повесть «Живое седло»). А роман «Сломанная подкова» был написан спустя тридцать лет после Великой Отечественной войны, через горнило которой А.Кешоков прошел сам. Он был непосредственным участником, а также свидетелем многих военных событий и процесса восстановления народного хозяйства («Грушевый цвет»).

Художественный домысел и вымысел способствуют типизации, созданию исторической правды и усилению историзма. «Домысел, -писал участник творческого обсуждения «Литература и история»

B.И.Иванов, - должен работать на исторические факты, усиливая их, подчеркивая их развитие в сюжетной линии, но не делать из них голых схем»10.

Домысел призван усилить историзм, а не факты. А историзм, в свою очередь (мы говорили об этом выше), требует отбора фактов, видоизменения и подчинения их идейному содержанию произведения, утверждает взаимообусловленную связь фактов в процессе исторического развития.

Опираясь на общеисторические положения по данной проблеме, а также труды указанных выше ученых, в своей работе мы ставим целью исследование художественной концепции человека и истории в прозе А.Кешокова.

При разработке данной темы в диссертации были поставлены следующие задачи:

- исследовать проблему художественного соотношения исторического факта и художественного вымысла в романной прозе А.Кешокова;

- выявить жанровые особенности историко-революционного романа, а также романа о Великой Отечественной войне;

- уделить внимание народнопоэтическим основам творчества писателя, специфике создания характера героя в историческом контексте.

Прав Ю. Трифонов, утверждая, что: «История присутствует в каждом сегодняшнем дне, в каждой человеческой судьбе. Она залегает широкими невидимыми, а иногда и довольно отчетливо видимыми пластами во всем том, что формирует современность. Это не просто фраза. Прошлое присутствует как в настоящем, так и в будущем»11.

Каждый человек живет в определенной, более или менее узкой, непосредственно окружающей его среде. И вместе с тем, через нее он связан со всей действительностью, с миром и человечеством. Не только люди, с которыми он непосредственно общается, и события, происходящие у него на глазах, но вся современная ему действительность так или иначе воздействует на человека, формирует его характер, отражается в его сознании различными своими гранями.

То же самое относится к связи человеческого характера с историей. Подлинный, глубокий историзм в понимании характера человека не ограничивается требованием рассматривать его как продукт социально-исторической и культурной жизни своего времени. Через свое время человек связан многообразными нитями со всей историей своего народа и человечества, с прошлым и будущим. Его жизнь представляет собой историческое звено в цепи поколений, она включает в себя в опосредованном виде многовековую историю его социального слоя, края, страны, несет в себе отражения национального характера, исторических судеб его народа.

При всей изученности некоторых аспектов творчества А. Кешокова остается нерешенным вопрос соотношения человека и истории, исторического факта и художественного вымысла в произведениях писателя.

Исторический факт в прозе А. Кешокова - своего рода «скелет», который обрастает художественным вымыслом и домыслом писателя. Органично вплетаясь в ткань повествования, художественный вымысел и историческая достоверность с самого начала повествования придают произведению значимость и пробуждают интерес к описываемым событиям.

Изучение особенностей творчества отдельного художника слова в соотнесенности со спецификой развития жанров, с историческими условиями становления национальных литератур в целом - одна из основных задач современного литературоведения.

Данная работа имеет целью исследовать проблему художественного соотношения исторического факта и художественного вымысла, человека и истории в романной прозе А. Кешокова, выявить жанровые особенности историко-революционного романа, а также романа о Великой Отечественной войне, уделить внимание народнопоэтическим основам творчества писателя, специфике создания характера героя в историческом контексте.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Цвейг С. Избранные произведения: в 2 т., М., 1975. С. 570.

2. Лихачёв Д. Тысячелетие письменной культуры восточного славянства и мир // Иностранная литература, 1982. № 10. С. 183.

3. Толстой А.Н. Собрания сочинений: в 10 т., М., 1961, т. 10. С.

137.

4. Ломидзе Г. Расширение эстетического диапазона. // Вопросы литературы, 1971, № 9. С. 21.

5. Бекизова Л. Черкесская советская литература. Ставрополь 1964 г; её же. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974; ее же. Ответственность слова. Черкесск, 1981 и др.

6. Тхагазитов Ю. Адыгский роман. Нальчик, 1987; его же. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994.

7. Панеш У. Филологические связи и формирование художественно-этического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.

8. Мусукаева А. Северокавказский роман. Художественная и эт-но-культурная типология. Нальчик, 1993.

9. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик,

1999.

10. Иванов В. Верность действительности // Вопросы литературы, 1965. №25. С. 72.

11. Трифонов Ю.В. Как слово наше отзовется. М., 1985. С. 320.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Борова, Асият Руслановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение художественного своеобразия творчества отдельного писателя, жанровой специфики его произведений, соотнесенности в его творчестве исторического факта, реальности и художественного вымысла представляет определенный интерес, так как позволяет вывести и некоторые общие закономерности литературного процесса.

Творчество А. Кешокова - значительный этап в развитии национальной литературы, а также всей северокавказской литературы в целом. Романы А. Кешокова - многоплановые, многопроблемные и по-лифоничные произведения. Их отличает тесное единство исторического факта, публицистичности, художественности и поэтичности.

Дилогия «Вершины не спят» свидетельствовала об аналитичности исторического романа, о его больших художественных возможностях. В романах А. Кешокова ярко прослеживается исторический путь Кабарды от предреволюционного периода до победного окончания Великой Отечественной войны. Создание полнокровного исторического характера - задача сложная и первостепенная в литературе, и А. Кешокову удалось решить эту задачу, свидетельство тому - глубоко индивидуализированные и неповторимые образы героев романов писателя. Роман «Вершины не спят» соединил в себе широту эпического охвата, историзм повествования, драматизм народной борьбы и формирования национального характера, поэтическое начало фольклора и свойственный творчеству писателя лиризм в воссоздании событий и героев.

В прозе А. Кешокова соединяются две основные тенденции современной романистики: объективный анализ проблем личности и общества - исторических, философских, социальных, нравственных - с изображением глубинных изменений в психологии человека, его духовном мире. Фактически, это одна из сложнейших художественных задач: углубляясь в психологию, в индивидуальный мир героя, писателю нелегко связать это с важной исторической эпохой, глобальными проблемами народа. И лишь настоящий талант позволяет одновременно анализировать и сложные исторические события, и нюансы движения человеческой души. Воссоздавая важнейшие исторические моменты в становлении и развитии общества, писатель не ограничивает себя стремлением отобразить ту или иную особенность этапов развития нации, показать того или иного исторического деятеля, он ставит задачу глубже и полнее: изображая историческую связь времен, уделять особое внимание человеку, его роли и месту в обществе, в истории, а также его нравственным качествам.

Романы А. Кешокова - свидетельство большого пути, пройденного жанром, и больших его достижений. «Сломанная подкова» явилась новой ступенью в совершении художественного мастерства писателя, в его изображении исторических фактов жизни народа, в художественном решении проблемы характера. Жизненное и реалистическое исследование исторических событий в романе имеет глубокую психологическую мотивированность и убедительность, что касается также и образной системы романа.

В прозе А. Кешокова постоянно ощущается его поэтическое мышление, вся его красочная поэтическая палитра органически вошла в язык прозы.

В художественную ткань повествования введено немало легенд, притч, пословиц, поговорок, песен, плачей, образных народных выражений. Немалое место в романе занимают этнографические детали, мотивы: писатель с любовью говорит о народных традициях, тщательно описывает их, показывает их гуманистическое начало. Но что важно, фольклорно-этнографические детали служат в романах уточ

172 нением и поэтическим дополнением описываемых исторических событий и изображаемых характеров. В прозе А. Кешокова фольклор-но-этнографические мотивы не «внесюжетные элементы», а один из компонентов художественного богатства и своеобразия жанра романа. И мы находим здесь художественно-этнографические элементы, воссоздающие колорит национального бытия, его специфику, а также национального характера.

Следует отметить, что романная проза А. Кешокова - одно из замечательных достижений современной многонациональной литературы. Она является свидетельством реалистического и психологического роста и совершенствования жанра романа, этого «труднейшего жанра» литературы, свидетельством нового «романного» решения проблем «человек и история», «человек и общество». Решая сложнейшие вопросы не только исторического и социально-политического плана, но и нравственного становления характера героя, изображая сложные истории, произведения А. Кешокова знаменовали собой новый этап в развитии жанра романа в адыгских литературах.