Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Секриеру, Анжела Емиловна

  • Секриеру, Анжела Емиловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 171
Секриеру, Анжела Емиловна. Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 1998. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Секриеру, Анжела Емиловна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Театр в поэзии Игоря Северянина.

§1. Театр, кинематограф, эстрада и поэзия в начале XX

века.______________________________________________

§2. Театральное начало в поэзии Игоря Северянина._____

§3. Игорь Северянин - поэт на эстраде.________________

§4. Паронимическая аттракция как прием создания

художественного образа в поэзии Игоря Северянина._____

§5. Волшебная страна Миррэлия в творчестве Игоря

Северянина.________________________________________

§6. Поэтический стиль Игоря Северянина как объект

пародии.___________________________________________

Глава II. Синтез поэзии и музыки в творчестве Игоря Северянина.

§1. Специфика музыкального начала в творчестве

Северянина.________________________________________

§2. Оперная музыка в поэзии Северянина.______________

§3. Основные "музыкальные" жанры в поэзии Игоря

Северянина.________________________________________

§4. Декламационный стиль Игоря Северянина.__________

Заключение._______________________________________

Библиография._____________________________________

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина»

ВВЕДЕНИЕ

Творческое наследие Игоря Северянина, несмотря на ошеломляющий успех и славу поэта в начале XX века, несмотря на неослабевающий интерес к его творчеству в наши дни, остается мало исследованным. Современники посвятили творчеству Северянина множество статей и отзывов1. В 1916 году был издан сборник «Критика о творчестве Игоря Северянина», в который вошли наиболее интересные статьи и рецензии, опубликованные в 19131916 годах в прессе и статья профессора Р.Ф.Брандта «О языке Игоря Северянина»2 В 60-е годы появился ряд публикаций биографического плана . В 1987 году, к столетию поэта, в Череповце была проведена научная конференция. Тезисы докладов конференции стали первыми современными литературоведческими материалами, посвященными творчеству Игоря Северянина4 Однако обращения к наследию поэта были одноаспектными и не позволяли составить целостное представление о художественном мире Игоря Северянина, об особенностях его стиля.

1 Адаме В.Т. Утопия Игоря Северянина [Критический разбор поэмы И.Северянина "Солнечный дикарь"]// Ученые записки Тартусского университета. Вып. 184. Труды по русской и славянской филологии. 9. 1966. Бурлюк Д. Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста// Из истории рукописных и старопечатных изданий. Л., 1979.

Гумилев И. С. Письма о русской поэзии. М., 1990.

Коркина Е. Георгий Шенгели об Игоре Северянине// Таллин. 1987.№3.

Маяковский В.В. Поэзовечер Игоря Северянина// Маяковский В.В. Собрание

сочинений в 12-ти тт. Т.П. М., 1978.

Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М., 1991.

Чуковский К.И. Футуристы. М., 1922.

2 Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.

3 Шумаков Ю. Из воспоминаний об Игоре Северянине// Звезда. 1965. №3; О России петь - что весну встречать... [Из воспоминаний об И.Северянине]// Нева. 1967. №8.

СмиренскийБ. Последние стихи Игоря Северянина// Огонек. 1962.№2. Формаков А. Встречи с Игорем Северяниным [Воспоминания]// Звезда. 1969. №3.

4 О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец. 1987.

За пределами России опубликованы две монографические работы, посвященные творчеству Северянина1.

Благодаря трудам В.А.Кошелева и В.А.Сапогова в 1996 году завершено издание пятитомного собрания сочинений Игоря Северянина2, в котором впервые опубликованы «Теория версификации», письма к Г.Шенгели и С.Карузо, а также дан подробный комментарий к сборникам, романам в стихах, письмам и прозе Северянина.

В работе "Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина" проявлен интерес к творчеству поэта как к целому.

Цель настоящего исследования - выявить особенности взаимодействия различных видов искусства в творчестве И.Северянина и определить роль этого взаимодействия в формировании стиля поэта.

Актуальность нашей работы определяется необходимостью изучения творчества И.Северянина в тесной связи с особенностями культуры эпохи рубежа веков.

Новизна данной работы состоит в том, что изучения проблемы взаимодействия поэзии, музыки, театра, кинематографа и эстрады в творчестве И.Северянина еще не предпринималось.

Практическая значимость исследования заключается в том, что матер иалы нашей работы могут быть использованы и используются уже как на филологических факультетах вузов: в общих курсах по русской литературе начала XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, так и в школе при изучении русской литературы XX века.

1 Бороновская Е. Igor Severjanins Leben und Weltblick in seinem dichterischen Werk. Münster. 1978.

Lauwers Lenie. Igor' Severjanin. His Life and The Formal Aspects of His Poetry. Leuven. 1993.

Северянин И. Сочинения в 5-ти т. СПб., 1995-1996. Далее все ссылки даются по этому изданию с указанием тома и страниц.

Предметом исследования являются поэтические произведения И.Северянина, его сборники, теоретические работы («Теория версификации»), воспоминания о нем современников.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на конференции «Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания» (1997), IX Пуришевских чтениях «Всемирная литература в контексте культуры» (1997) в МПГУ, научной конференции «Северянин и русская классика» (1997) в Литературном институте им. А.М.Горького, а также на заседаниях аспирантского объединения при кафедре русской литературы XX века МПГУ.

Художественный синтез не является прерогативой исключительно Игоря Северянина, он был чертой культурного стиля эпохи. В работах П.Н.Сакулина культурный стиль эпохи определяется "синтетическим взглядом на общественную жизнь"1, кроме того, Сакулин П.Н. указывает, что "каждая эпоха народной жизни имеет свой стиль культуры, свое культурное лицо"2. Следуя определению П.Н.Сакулина, под литературным стилем и эпохи и поэта будем понимать "идеологически и телеологически обусловленное единство всех элементов поэтической формы в ее отличии от других, аналогичных ей форм"3.

Определяющей чертой литературного стиля серебряного века был художественный синтез, "новый синтез". "Синтез искусств тогда уподобливался по своей роли эффекту резонанса, во множество раз усиливающему воздействие, которое может произвести не только великие разрушения, но и <...> осуществить грандиозные созидания. "Новый синтез", - в понимании крупнейшего из теоретиков симво-

1 Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении// Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 104.

2 Сакулин П.Н. Литературная старина. М., 1928. С. 14. (Цит. по кн. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 17).

Сакулин П.Н. Теория литературных стилей// Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 142.

лизма Вяч.Иванова, - синтез литургический"Такой мистериальный синтез искусств и религии был призван "пересоздать" человеческое сознание, магически воздействовать на мир. В самые разные культурно-исторические эпохи бытовали идеи, что поэзия - "говорящая живопись", а музыка - "поэзия без слов", архитектура - застывшая музыка и т.п. Новизна художественного синтеза в эпоху начала XX века (в отличие от синкретизма) заключается именно в религиозно-мистическом понимании объединения искусств, цель такого синтеза искусств - магическое воздействие на человека.

Синтез искусств проявлялся на различных уровнях, в частности, наряду с собственно художественным синтезом (творческая стилизация) существовал и внутрилитературный синтез. Возникали жанры, синтезирующие музыку, поэзию, свет (А.Скрябин), музыку и поэзию (А.Белый, А.Добролюбов, М.Кузмин), живопись, музыку, поэзию (М.Чюрленис), поэзию, эстраду, музыку (А.Вертинский), поэзию и прозу (И.Бунин, Б.Зайцев, И.Шмелев, Н.Гумилев).

Одним из дискуссионных вопросов для людей серебряного века был вопрос о доминанте в синтезе искусств. Такой доминантой в творчестве символистов стала музыка, хотя наиболее синтетичным искусством является театр. Театральное искусство позволяет органично соединять искусство литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, воздействует на зрителя комплексно. Конкурентным театру в начале XX века стало искусство кинематографа.

Поэтический стиль Игоря Северянина "вырос" из культуры серебряного века, вобрав художественный опыт различных литературных направлений (символизм, акмеизм, футуризм), различных видов искусства (театр, кинематограф, эстрада, музыка, живопись).

1 Минералова И.Г. Художественный синтез и "стиль эпохи"// Межвузовская научная программа "Русский язык, культура, история". Сборник материалов П научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть I. М., 1997. С. 135-137. Подробнее об этом см.: Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. М., 1994.

Г.О.Винокур писал, что "конечной целью наблюдений над индивидуальным художественным стилем <...> будет не самый этот стиль, а то, что открывается за ним как его источник и содержание, - личность художника, его идейный и художественный замысел, поэтика произведения"1. Поэтическая концепция жизни и мира, мировоззрение Игоря Северянина "проникает собою" все художественное творчество поэта. Именно этот аспект позволяет говорить о том, что индивидуальный поэтический стиль Северянина явился частным проявлением культурного стиля эпохи, отразив многообразные тенденции развития культуры первой четверти XX века в творчестве одного поэта.

Игорь Северянин стал своеобразным "человеком-оркестром": его поэзия насыщена духом театральности, его эстрадные выступления позволяют поэту петь стихи, его поэтический стиль соотносим и с предсимволизмом, и с символизмом, и с футуризмом, стихи Северянина и "кинематографичны", и "живописны"... Самобытность творчества Северянина неоспорима и уникальна, причиной тому -индивидуальный стиль, явившийся частным проявлением культурного стиля эпохи.

1 Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений// Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С.254.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Секриеру, Анжела Емиловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В творчестве Игоря Северянина, особенно в период до 1916 года, нашел свое выражение культурный стиль эпохи рубежа XIX-XX веков, определяющей чертой которого был синтез искусств. Синтез мыслится Вяч.Ивановым, А.Белым, А.Скрябиным и др. непременно как религиозное и мистическое действо. Наиболее синтетичным искусством является театр. Театральное искусство позволяет органично соединять искусство литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, воздействует на зрителя комплексно. Конкурентным театру в начале XX века стало искусство кинематографа.

Театральное начало в творчестве Игоря Северянина является стилеобразующим. Театр функционирует непосредственно в поэзии Северянина: театральные жанры, театральные персонажи, сюжеты, интерьеры. Принципиальным для формирования поэтического стиля Северянина оказывается театр как художественный мир, как синтетическое искусство. Наиболее полным воплощением синтеза искусств для поэта стал оперный театр, что обусловило и специфику музыкального в творчестве Северянина.

Поэтическое мышление Северянина определяется необходимостью театральной игры для выражения творческих идей. Эстетическая игра с действительностью ("Я трагедию жизни превращу в грёзофарс.") приобретает в творчестве Северянина различные формы. Так, на эстраде поэт эксплуатировал однажды созданный образ надменного денди, который был тесно увязан с содержанием поэтических текстов, декламируемых на концертах. "Маска" не приросла к лицу поэта, но стала неотъемлемой частью его эстрадного творчества, чертой стиля Северянина.

Поэтическая утопия - страна Миррэлия - иллюстрирует представление поэта о мире как театре, в котором нераздельно сосуществуют быт и искусство. Маски и амплуа лирического героя, ирония, словотворчество, паронимия и другие художественные приемы находят новое звучание в трактовке Северянина. Так, например, прием паронимической аттракции не несет семантики каламбура, но становится игровым, масочным.

Особое место в творчестве Игоря Северянина занимает художественный прием стилизации. "Смешенье стилей" становится элементом театральной игры, способом эстетизации действительности. Поэт стилизует словесные тексты под кинематограф ("Июльский полдень"), музыку (принципы организации музыкального начала, жанры и формы: симфонии и увертюры, прелюдии и интродукции, вальсы и полонезы, романсы и песни, шансоны и berceuse, ле и виреле, рондо и баллады и т.д.), живопись (портреты и пейзажи, живописные приемы), осуществляя таким образом синтез разных видов искусства. Доминантными жанрами, стилизуемыми И.Северяниным, были жанры музыкальные, музыкально-драматические, которые связывают его творчество не только с оперным театром, но и с искусством эстрады, ведь именно поэзоконцерты позволяли Игорю Северянину петь стихи, то есть реализовывать потенциальную музыкальность поэзии.

Творчество Игоря Северянина органично вписывается в контекст культурной эпохи конца XIX - начала XX вв. наряду с творчеством К.Фофанова, М.Лохвицкой, К.Бальмонта, А.Блока, В.Брюсова, М.Кузмина, А.Вертинского, Н.Гумилева, Г.Иванова, В.Маяковского и других авторов, при этом особенности стиля Северянина "выросли" из культурной среды рубежа веков и послужили последующим поэтических поколениям.

Эволюция творчества Северянина проявляется прежде всего в создании уникального поэтического стиля (1908-1916 гг.) и портретировании собственного стиля (1916-1941 гг.), при этом единство всех элементов поэтической формы и его художественная целостность на первом этапе творчества сменяется легко узнаваемой "маской стиля" на втором этапе.

Предпринятое исследование позволяет говорить о том, что художественный синтез в творчестве Игоря Северянина проявляется

• как стилизация различных видов искусства,

• как поэтическая концепция мира,

• как характерная черта индивидуального стиля, внесшего значительный вклад в формирование культурного стиля эпохи начала XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Секриеру, Анжела Емиловна, 1998 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2-х тт. М., 1980.

2. Анненский И. Избранные произведения. Л., 1988

3. Асеев Н. Дневник поэта. Л., 1929.

4. Ахматова А. Избранное. М., 1993.

5. Бальмонт К. Избранное. М., 1989.

6. Белый А. Начало века. М., 1990.

7. Блок A.A. Записные книжки. М., 1965.

8. Блок A.A. Собрание сочинений в 8 тт. М.;Л., 1963.

9. Борисов Л. За круглым столом прошлого. Воспоминания. Л., 1971. Ю.Брюсов В Я. Избранное. М., 1979.

11. Бур люк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста// Из истории рукописных и старопечатных изданий. Л., 1979.

12.Ваншенкин К. Зимняя дорога. М., 1986.

13.Венок поэту: [Игорь Северянин]. Таллинн. 1987.

14.Вертинский А.Н. За кулисами. М., 1991.

15.Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.

16.Гамсун К. Избранные произведения. М., 1992. 1 Т.Гёте И.-В. Собр. соч. в 10 тт. М., 1978.

18.Гумилев Н. Сочинения в трех томах. М., 1991.

19.Иванов Г. Стихотворения. Третий Рим. Петербургские зимы. Китайские тени. М., 1989.

20.Иванов Г.В. Белая лира: Избранные стихи. М., 1995.

21.Коробов Я.Е., Семеновский Д.Н. Сребролунный орнамент. [Стихотворения]. Владимир на Клязьме. 1913.

22.Кузмин М. А. Арена: Избранные стихотворения. СПб., 1994.

23.Лохвицкая М. А. Стихотворения. М., 1896.

24.Маяковский В.В. в воспоминаниях современников. М., 1963.

25.Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12-ти тт. М., 1978.

26.Пастернак Б.JI. Собрание соч. в 5-ти томах. М., 1992.

27.Рахманинов C.B. Литературное наследие. М., 1980.

28.Пушкин A.C. Собрание сочинений в 6-ти тт. М., 1969.

29.Северянин И. Классические розы; Медальоны. М., 1991.

30.Северянин И. Письма к Августе Барановой, 1916-1938. Stockholm, 1988. С.108.

31.Северянин И. Сочинения в 5-ти т. СПб., 1995-1996.

32.Северянин И. Стихотворения. Л., 1975.

33.Тарковский А. Собрание соч. в трех томах. М., 1991.

34.Тома А. Барбье Ж. Kappe M. Миньон. M., 1910.

35.Фет А. А. Стихотворения и поэмы. Л., 1986.

36.Фофанов K.M. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1962.

37.Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. М., 1974.

38.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

39.Баллашша И. Гал Д.Ш. Путеводитель по операм. М., 1993.

40.Барбой Ю.М. Театральный образ: основные элементы и природа связей. Л., 1989.

41.Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века». Екатеринбург, 1993.

42.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

43.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

44.Белый А. Символизм. М., 1910.

45.Берковский Н.Я. О русской литературе. Л., 1985.

46.Боборыкин П.Д. Искусство чтения. СПб., 1882.

47.Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

48.Винокур Г. Культура языка. М., 1929.

49.Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

50.Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972.

51.Всеволодский-Гернгросс В. Искусство декламации. JL, 1925.

52.Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.

53.Гаспаров M.JI. Русские стихи 1890-х- 1925 годов в комментариях. М., 1993.

54.Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.

55.Григорьев В. Поэтика слова. М., 1979.

56. Долгополов JI. На рубеже веков. Л., 1985.

57.Жирмунский В. Теория стиха. Л., 1975.

58. Зоркая Н.М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.

59.Иванов Вяч. Борозды и межи. М., 1916.

60.Игнатьев И. Эгофутуризм. СПб., 1913.

61.Илюшин A.A. Русское стихосложение. М., 1988.

62.История русской литературы: XX век: Серебряный век. М., 1995.

63.Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

64.Коровяков Д. Искусство выразительного чтения. СПб., 1894.

65.Краткая литературная энциклопедия. М., 1962.

66.Курс теории музыки. Л., 1978.

67.Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

68.Легувэ Э. Чтение как искусство. М., 1879.

69.Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

70.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

71. ЛотманЮ.М. Структура художественного текста. М., 1970.

72. Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн, 1989.

73.Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М., 1986.

74.Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

75. Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., 1986.

76.Мандельштам О.Э. О поэзии. Л., 1928.

77.Месснер Б. Основы композиции. М., 1968.

78.Минералов Ю.И. Так говорила держава. XX век и русская песня. М., 1995.

79.Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. М., 1997.

80.Минералова И.Г. Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX веков). М., 1991.

81.Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. М., 1994.

82.Минералова И.Г. Художественный синтез и "стиль эпохи"// Межвузовская научная программа "Русский язык, культура, история". Сборник материалов II научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть I. М., 1997.

83. Мифологический словарь/Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1992.

84.Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990.

85.Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.

86.Пешковский А. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М.-Л., 1930.

87.Потебня A.A. "Слово и миф". М., 1989.

88. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М., 1990.

89. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". М., 1996.

90.Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990.

91.Самойлов Д. Книга о русской рифме. М., 1982.

92.Сережников В.К. Коллективная декламация. М., 1927.

93.Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

94.Смирнов Б.А. Театр как вид искусства. Л., 1977.

95.Теория литературы в 4-х томах. М., 1964

96.Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы. М., 1955.

97.Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1987.

98.Тихвинская Л.И. Русский дореволюционный театр миниатюр. (История и проблематика). М., 1976..

99.Томашевский Б.В. Русское стихосложение. Пб., 1923.

100. Томашевский Б.В. Стих и язык. М., 1959.

101. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. М., 1965.

102. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Л., 1929.

103. Фейерабенд П.К. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

104. Французская музыка второй половины XIX века. Сборник. М., 1938.

105. Холшевников В.Е. "Мысль, вооруженная рифмами". М., 1987.

106. Шкловский В.Б. Воскрешение слова. СПб., 1914.

107. Шмелев Д.Н. Слово и образ. М., 1964.

108. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

109. Эфрос Н. Записки чтеца. М., 1980.

110. Якобсон P.O. Избранные работы. М., 1985.

111. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.

112. Абызов Ю. Игорь Северянин во второй жизни// Даугава. 1989.№7.

113. Адаме В.Т. Утопия Игоря Северянина [Критический разбор поэмы И.Северянина "Солнечный дикарь"]// Ученые записки Тартусского университета. 1966. Вып. 184. Труды по русской и славянской филологии. 9.

114. Андреев Л.Н. Письма о театре = Letters on the theatre (Leonid Andreev.-Repr-Letch - worth (Herts): Prideaux press, 1974.

115. Андрианова О.JI. Новые архивные материалы Игоря Северянина// Литературная Россия. 1986. 6 июня.

116. Анчугова Т. Брюсов и Игорь Северянин// Брюсовский сборник. Ставрополь. 1977.

117. Бабенко В.Г. Артист Александр Вертинский. Материалы к биографии. Свердловск, 1989.

118. Бавин С. Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993.

119. Бакина М.А., Некрасова Е.А. Эволюция поэтической речи XIX-XX веков. Перифраза. Сравнение. М., 1986

120. Бирюкова С.С. Б.Окуджава, В.Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. Автореферат канд. дисс. М., 1990.

121. Брик О. Звуковые повторы// Поэтика. Сборник по теории поэтического языка. Вып.З. Пг., 1919.

122. Василевская И. "Он тем хорош..." // Русский язык в школе. 1991, №6.

123. Засильев С.А. Поэтический стиль В.Хлебникова, словесно-звуковая образность. Автореферат канд. дисс. М., 1997.

124. Вейдле В. Батюшков и Мандельштам: Певучие ямбы// Новый журнал. №117. С. 103.

125. Волохова К. «Иронизирующее дитя»// Каприз. 1994. №1.

126. Волохова К. Игорь Северянин - личность и маска// Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998.

127. Встречи с прошлым. Сборник. М., 1984. Вып. 5.

128. Встречи с прошлым. Сборник. М., 1988. Вып.6.

129. Встречи с прошлым. Сборник. М.,1987. Вып.4.

130. Гей Н. Знак и образ// Контекст-1973. М., 1974.

131. Гид они А. Читая Северянина. (Предисловие к публикации стихов)// Север. 1967.№2.

132. Григорьев В., Кожевникова Н., Петрова 3. Материалы к словарю паронимов русского языка. М., 1992. Гумилев Н. Письма о русской поэзии. М., 1990.

133. Гулова И. А. "Осеню себя осенью..." О лирике Северянина// Русский язык в школе. 1997. № 2.

134. Гусев Вл. Ирония, риск и талант Игоря Северянина// Литературная Россия. 1989. 27 октября.

135. Гусман Б. 100 поэтов. Литературные портеты. М., 1923.

136. Гуткевич С. "... И землю русскую целуя!" (О жизни Игоря Северянина в городе Кохтла-Ярве (Эстония))// Литературная Россия. 1986. №12. 21 марта.

137. Дудин М. Вступительная заметка. Северянин И. Стихи. // Нева. 1987. №5.

138. Жемчужный И. Игорь Северянин// Филология-Philologica. 1996.№9.

139. Зубова Л. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989.

140. Игнатьева М. Поэтический язык произведений Северянина// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. 1995. №2.

141. Исаков С. Игорь Северянин в 1918-1921 гг. Жизнь. Творчество. Общественно-политические воззрения. Литературная позиция// Историко-литературный процесс. Методологические аспекты. Научно-информационные сообщения. II. Русская литература XI- начала XX века. Рига. 1989.

142. Исаков С. Игорь Северянин в Эстонии: Материалы к библиографии// De visu. М., 1993.№9.

143. Исаков С. Игорь Северянин и Эстония// Таллин. 1987.№3.

144. Йорданов X. Игорь Северянин в Болгарии// Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Л., 1977.

145. Кадимов Р. О соотношении звука и смысла в поэзии В. Маяковского// Русская речь. 1985.№4.

146. Калашникова Р.Б. Обернуты и В.Хлебников// Проблемы детской литературы. Петрозаводск, 1984.

147. Катанян В. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985.

148. Кедров К. «Грезофарс» Игоря Северянина// В мире книг. 1987. №5.

149. Колосова С. Н. Николай Гумилев: прозаик и поэт. Автореферат канд. дисс. М., 1998.

150. Коптелова Н. Куприяновский П. Блок и Северянин// Ученые записки Тартусского гос. университета. Вып.881. 1990.

151. Коркина Е. Георгий Шенгели об Игоре Северянине// Таллин. 1987.№3.

152. Коробов В. "Направо море, налево скалы... ": (О путешествии Игоря Северянина по Крыму с группой поэтов. 1913 г.)//Литературная Россия. 1987. 15 мая.

153. Кошелев В. Гумилев и "северянинщина". Две "маски"// Русская литература, 1993, № 1.

154. Кошелев В., Сапогов В. Игорь Северянин. Маленькие поэмы. // Русская провинция, 1994.№ 4.

155. Кошелев В.А. Северянин И. Ручьи в лилиях: Поэзы 1896-1909 гг. Вступительная статья и примечания // Русская литература. 1990.№1.

156. Кривошеев Е. "Я Россию люблю - свой родительский дом..." : [К 100-летию со дня рождения Игоря Северянина]// Аврора. 1987. №5.

157. Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.

158. Круус Р. "Дачное" в творческой биографии Игоря Северянина // Литературный процесс и развитие русской культуры XVIII-XX вв. Таллин, 1985.

159. Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве Игоря Северянина// Ученые записки Тартусского университета. 1986. Вып.683.

160. Куклин JI. Заглянем за маску!// День поэзии. Л., 1988.

161. Лесневский С. Я к вам приду. М., 1982.

162. Малевич К. О поэзии// Искусство кино.1992.№1.

163. Мальгин А. "... И землю русскую целуя!" (Страницы жизни поэта Игоря Северянина)// Неделя. 1987. 23-29 марта.

164. Маркелова Т. Поэтика оценочных значений в «Медальонах» Игоря Северянина// Русская словесность. 1995.№4.

165. Межиров А. "За струнной изгородью лиры": (К 100-летию со дня рождения Игоря Северянина)// Литературная газета. 1987. 13 мая.

166. Музыка в зеркале поэзии. Л., 1985.

167. Музыка начинается там, где кончается слово/ Под общ. редакцией Л.П. Казанцевой. Астрахань, 1995

168. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997.

169. Начарова М. "Иронизирующее дитя": (О книге И.Северянина "Стихотворения и поэмы")//Литературная Россия. 1991. 19 июля.

170. Новокшонов П. "Загрезился, забылся над рулем"?..: (О стихотворении И.Северянина на смерть русского авиатора "Памяти Мациевича")//Литературная Россия. 1988. 7 октября.

171. О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец. 1987.

172. О музыке. Проблемы анализа. Сборник. М., 1974.

173. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М., 1995.

174. Паперный 3. Единое слово. М., 1983.

175. Петров М. "Рад каждому, кто рад мне": (О судьбе и творчестве И. Северянина)//Труд. 1989. 16 июля.

176. Петропавловский П. Памяти K.M. Фофанова (к годовщине смерти)// Голос Ярославля, 1913. №113.

177. Плюханов Б.В. Северянин И. Стихи. Вступит, заметка и публикация //Таллин. 1988. №1.

178. Русская литература XX века в зеркале пародии. М., 1993.

179. Рушкис В. «Я верю в жизнь России»// Огонек. 1987.№20.

180. Рушкис В. Северянин И. Из зарубежья: Стихи. Предисловие и составление// Новый мир. 1987. №5.

181. Савченко Б.А. Кумиры забытой эстрады. М., 1992.

182. Сазонов Г. Дом "короля поэтов"// Труд. 1996. 9 июля.

183. Сливкин Е. Тарзан из рода обезьян как парадигма русского футуризма// Стрелец. М., 1997. №1(79).

184. Смиренский В. Последние стихи Игоря Северянина// Огонек. 1962.№29.

185. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

186. Суховский В. "Я не лгал никогда": (К 50-летию со дня смерти Игоря Северянина)// Литературная Россия. 1991. 20 декабря.

187. Тяпков С.Н. "Сребролунный орнамент" Я.Коробова и

Д.Семеновского: К истории литературной пародии начала XX века// Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1979.

188. Тяпков С.Н. Русская "бульварная" литература нач. XX века в критических отзывах и пародиях современников// Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1993.

189. Урбан А. Добрый ироник: К 100-летию со дня рождения [поэта]Игоря Северянина// Звезда. 1987. №5.

190. Урбан A.A. Образ человека - образ времени. Л., 1979.

191. Формаков А. Встречи с Игорем Северяниным [Воспоминания]// Звезда. 1969. №3.

192. Ходасевич В. Колеблемый треножник. М.,1991.

193. Храброва Н. "Роса оранжевого часа"// Огонек. 1986, №29.

194. Хургина И. «Был избран королем...»// Юность. 1987.№4.

195. Чуковский К. Футуристы. М., 1922.

196. Шаповалов М. Король поэтов. М., 1997.

197. Шаповалов М. Король поэтов. Путь Игоря Северянина// Литература в школе. 1992. №5/6.

198. Шаповалов М. Северянин и Брюсов// Север.1987. №6.

199. Шеляпина О. «Поэма жизни - жизнь сама!». Заметки об Игоре Северянине и его окружении// Московский журнал. 1993.№8.

200. Шумаков Ю. «Вам, театра соратники...»// Таллин. 1987. №3.

201. Шумаков Ю. Игорь Северянин в Пюхтицком монастыре // Радуга. Таллинн, 1991. № 8.

202. Шумаков Ю. Игорь Северянин в Эстонии// Северянин И. Стихотворения и поэмы. М., 1990.

203. Шумаков Ю. Из воспоминаний об Игоре Северянине// Звезда. 1965. №3.

204. Шумаков Ю. О России петь - что весну встречать... [Из воспоминаний об И.Северянине]// Нева. 1967. №8.

205. Шумаков Ю. Поэт на эстраде// Нева. 1989.№12.

206. Юшкин Ю. "Влечет к себе меня природа великой Родины моей": (К 100-летию со дня рождения Игоря Северянина)// Книжное обозрение. 1987. 15 мая.

207. Яковлева Н.В. "Классические розы": Опыт анализа стихотворения Игоря Северянина// Русский язык в школе. 1993. №4.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.