Ключевые концепты лирики А. С. Пушкина: Лингвостилистический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Медведева, Татьяна Владимировна

  • Медведева, Татьяна Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Самара
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 196
Медведева, Татьяна Владимировна. Ключевые концепты лирики А. С. Пушкина: Лингвостилистический анализ: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Самара. 2002. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Медведева, Татьяна Владимировна

Оглавление.

Введение.

Глава I. Формирование концептуального подхода к анализу художественного текста. Его истоки.

Глава П. Концепт "творчество".

2.1. Общая характеристика концепта, его содержательной структуры.

2.2. Субъекты творчества.

2.3. Предикаты в концептосфере "творчество".

2.4. Замещение актантных позиций при пердикатах.

2.5. Основные образные репрезентации концепта "творчество".

Выводы.

Глава III. Концепт "свобода".

3.1. Лексико-семантические варианты слов "свобода-вольность" в лирике

А.С. Пушкина.

3.2. Эпитеты при словах "свобода-вольность".

3.3. Семантические поля, ЛСГ, заполняющие концептосферу "свобода".

3.4. Дериваты слов "свобода-воля".

3.5. Использование лексики со значением ограничения свободы.

3.6. Образные параллели концептосферы "свобода-вольность".

Выводы.:.

Глава IV. Концепты "любовь" и "дружба".

4.1. Концепт "любовь".

4.1.1. Существительное "любовь", его синтагматика.

4.1.2. Эпитеты к лексеме "любовь".

4.1.3. Синтагматические и парадигматические связи существительного "любовь" с другими субстантивами.

4.1.4. Предикаты, с которыми "любовь" вступает в субъектно-объектные отношения.

4.1.5. Предикат "любить".

4.1.6.Образные параллели концепта "любовь".

Выводы.

4.2. Концепт "дружба".

4.2.1. Истоки мотивов дружбы в поэзии Пушкина.

4.2.2. Существительные "дружба", "дружество", их текстовые синтагматические и парадигматические связи.;.

4.2.3. Роль существительных "друг", "подруга", "товарищ", "приятель" в формировании концептосферы "дружба".

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ключевые концепты лирики А. С. Пушкина: Лингвостилистический анализ»

В последние десятилетия продолжается активная разработка вопросов, связанных с анализом художественного текста. Тем не менее в этой сфере филологических наук остаётся немало неясного. Методика лингвистического анализа художественного текста требует дальнейшего совершенствования.

Как отмечает современный лингвист О.Г. Ревзина, "идеал единого метода анализа, типа того, который был в своё время предложен Ю.М. Лотманом, является утопичным" [Ревзина, 1999, с.302]. Следовательно, актуальной является разработка разнообразных методов и приёмов исследования речевой ткани художественного текста, характеризующихся многоаспектностью, причём каждому аспекту нужно подобрать свой исследовательский "ключ".

В указанной уже статье О.Г. Ревзиной особо выделены четыре основных сегодня метода анализа, авторитетность которых обеспечена их создателями:

1. Имманентный анализ, целью которого является "исследование художественной структуры эстетически ценного объекта" [Ревзина, 1999, с.303] через язык.

2. Метод выделения и характеристики композиционно-речевых структур, восходящий к классической стжшстике и риторике и освящённый именем В.В. Виноградова, соединившего исследование композиционно-речевых категорий с категорией образа автора" (см. современные версии этой теории у Г.А. Золотовой, Н.А. Падучевой).

3. Интертекстуальный анализ в разных его вариантах, объединяемых понятием коннотации.

4. Миропорождающий анализ, который можно определить как "реконструкция мира по тексту", которая всегда успешно решалась в литературоведении, но не в лингвистике. Отмечают особую роль в разработке этого метода Цв. Тодорова, который выделил текстовые категории, одинаково приложимые и к миру, и к тексту (категория модуса (наклонения), времени, точки зрения, разработанные подробнее у В В. Виноградова, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана и др., категория реакции (персонажей, лирических героев на действие, определённую ситуацию)).

По нашему мнению, концептуальный анализ - это разновидность миропорождающего анализа. Ведь концепты — основные единицы картины мира. И при концептуальном анализе художественной речи исследователь выявляет способы вербализации одного из участков авторской картины мира, запечатленной в структуре произведений творца. А через выявление способов вербализации концепта проявляется сам элемент "картины мира", соотносимый с концептом, то есть исследователь обращается к категориям, приложимым одновременно и к миру, и к текстам.

Этот метод только начинает разрабатываться, и нет ещё единства в терминологической базе, в самой методике анализа, связанной с использованием концептуального анализа.

Актуальность данной работы определяется:

- недостаточной разработанностью вопросов, связанных с концептуальным подходом к анализу художественного текста;

- потребностями и возможностями лингвостилистики на современном этапе исследовать поэтический текст с точки зрения разных наук: когнитологии, психолингвистики, прагматики, литературоведения, культурологии и др.;

- продолжающей существовать в лингвостилистике востребованностью использования новых приёмов анализа художественной ткани поэтических произведений Александра Сергеевича Пушкина;

- тем, что выявлены и описаны основные параметры, характеризующие базовые концепты лирики А.С. Пушкина: "творчество", "свобода", "любовь", дружба". Выделены основные концептуальные признаки как компоненты концептуального содержания, языковые средства, речевые формы их выражения; определена органическая связь между всеми исследуемыми концептами лирики Пушкина: <.> возвышенные чувства, Свобода, слава и любовь, И вдохновенные искусства Так сильно волновали кровь. Предметом исследования являются основные концепты, концептосферы лирики Пушкина (концепты "творчество", "свобода", "любовь", "дружба"), способы их вербализации в стихотворениях (авторские парадигматические ряды, соответствующие каждому из концептов, гипертексты; своеобразие синтагматики компонентов парадигматических рядов).

Источником исследования являются тексты стихотворных произведений А.С. Пушкина (лирика разных периодов его творческой деятельности), приведённые в Полном собрании сочинений А.С. Пушкина в 10 т., изд. 3-е, Т. 1-3, М.: Изд-во АНСССР, 1962-1963.

Фактический материал, собранный методом сплошной выборки, представлен примерно 3 тысячами словоупотреблений лексических единиц, участвующих в вербализации названных концептов и организации их концептосфер.

Цель данной работы . - проанализировать содержательную структуру ключевых концептов, имеющих особую эстетическую значимость в лирике А.С. Пушкина; выявить и описать языковые средства, вербализирующие исследуемые концепты, в которых отражаются соответствующие фрагменты языковой картины мира поэта.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Установить состав лексических единиц, соответствующих концептам "творчество", "свобода", "любовь", "дружба", их концептосферам;

2. Проанализировать парадигматические, ассоциативные связи и отношения слов, формирующих концепты и их концептосферы, выявить специфику синтагматических свойств ключевых лексических единиц в составе каждой выделенной концептосферы;

3. Выявить языковые средства не только лексического уровня, но и других уровней языка, участвующих в формировании концептосферы, в репрезентации определённых фрагментов мира, в создании так называемого "вымышленного референта" художественного текста;

4. Уточнить на базе языкового анализа особенности индивидуального представления автора об окружающем мире; "смоделировать картину мира" А.С. Пушкина, "систему его ценностей, и ту иллюзорную "внеязыковую" действительность, которая вырастает из самого текста" [Чернейко, 1999, с.445].

Гипотеза исследования состоит в том, что выявление и описание концептов художественного текста раскрывают важные особенности семантической структуры текста и способствуют более глубокому пониманию языковой личности автора и отражённой в его произведениях авторской картины мира.

Методы исследования. Основным методом исследования текстового материала в данной работе является концептуальный анализ. Реализации этого метода способствуют приёмы компонентного анализа лексических единиц, описание их парадигматических и синтагматических связей, лингвистическое моделирование, семантический анализ словарных дефиниций и контекстуальный анализ.

Научная новизна работы определяется тем, что речестилевая структура лирики Пушкина исследуется на основе лингвистического концептуального анализа, который становится всё более актуальным в современной лингвостилистике. В работе делается попытка внести вклад в методику лингвистического исследования концептов в художественной речи, их системы, взаимосвязи и взаимообусловленности. В концептосферах "творчество", "свобода", "любовь", дружба" представлены семантические поля с их ядром, ближайшей и дальнейшей периферией. Исследованы синтагматические связи лексических единиц, входящих в рассматриваемые концептосферы; на основе синтагматики выявлено своеобразие парадигматических отношений слов в текстах Пушкина, с помощью чего определяются важные фрагменты пушкинской языковой картины мира.

Практическая же значимость состоит в возможности использования результатов исследования как при литературоведческом и лингвистическом изучении текстов Пушкина, так и при работе над речевой структурой художественного текста вообще.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Концептуальный анализ художественного текста - важный инструмент лингвистического исследования содержательной структуры текста.

2. Своеобразие вербализации названных концептов в лирике Пушкина проявляется в том, как внутри каждой концептосферы выстраиваются авторские парадигматические ряды лексических единиц, как они соотносятся друг с другом, проникают друг в друга; как в процессах смыслопреобразования средства других уровней языка "приходят на помощь" единицам лексического яруса.

3. Вербализация концептов в художественном тексте, отражая творческое видение автора, тесно связана со всей его речестилевой системой, с образно-ассоциативным мышлением художника слова. Таким образом, исследование концептов в художественном тексте даёт материал для постижения художественного мира поэта, писателя, способствует более глубокому проникновению в ментальный мир автора, в его мировидение, в разнообразные грани его языковой личности.

4. Речевая организация исследуемых концептосфер имеет наряду с общими чертами и различия: в одной концептосфере на первый план выдвигаются предикаты, их разнообразие ("творчество"), в другой - важную роль играют атрибутивные связи лексем-наименований концепта ("свобода") или субъектно-объектные позиции слов ("любовь", "дружба").

Структура диссертационного исследования такова: введение, четыре главы, заключение списка источников, словарей и литературы по теме исследования.

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность работы, ставятся цели и задачи исследования, отмечается его научная новизна и практическая значимость.

В ГЛАВЕ 1 "Формирование концептуального подхода к анализу текста. Его истоки" содержится изложение теоретического обоснования появления в лингвистической науке метода концептуального анализа художественного текста, определяются основные теоретические положения работы и подход к исследованию текстового материала, раскрывается понятие концепта, рассматриваются его основные свойства и способы вербализации в художественном тексте.

В ГЛАВАХ 2, 3, 4 на основе подобранного текстового материала производится анализ концептов "творчество", "свобода", "любовь", "дружба", их концептосфер путём исследования парадигматических, ассоциативных связей и отношений ключевых слов, формирующих концепты и концептосферы, выявления специфики синтагматических свойств ключевых лексических единиц.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были изложены на 3-ей Международной научно-практической конференции "Педагогический процесс как культурная деятельность" (декабрь, 2000), 2-й Международной научной конференции "Предложение и слово: парадигматический, коммуникативный, методический аспекты" в Саратове (сентябрь, 2002).

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Медведева Т.В. Работа над художественными текстами А.С. Пушкина в аспекте межпредметных связей // Человек. Язык. Искусство: материалы

Международной научно-практической конференции. - М.: Ml И У, 2001. -С. 156-158.

2. Медведева Т.В. Анализ языка произведений А.С. Пушкина как средство развития филологической культуры учащихся // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-ей Международной научно-практической конференции 4-8 декабря 2000 г. -Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2000. - С. 198.

3. Медведева Т.В. Образная парадигма "творчество - бой" в лирике

А.С. Пушкина // О вы, которых ожидает Отечество. Выпуск 2: Сборник научных трудов молодых учёных, аспирантов и студентов. - Самара: Из-во СамГПУ, 2000. - С. 79-88.

4. Медведева Т.В. Работа над языковым строем лирики Пушкина как средство развития филологической культуры школьников // Речеведческие дисциплины в вузе и школе: Тезисы и материалы Всероссийской научной конференции (5-6 октября2001 г., Самара). Часть II. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - С.50-53.

5. Медведева Т.В. Анализ концепта "любовь" в лирике А.С. Пушкина // Русский язык и литература: вопросы истории, современного состояния и методики их преподавания в вузе и школе: Общероссийская научная конференция языковедов России (6-8 мая 2001, Самара). В 3-х частях. Часть третья. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - С.71-81.

6. Медведева Т.В. Концептуальный анализ и работа над языком художественных текстов в вузе // И.И. Срезневский и современная славистика: наука и образование: Сб. науч. тр. (по материалам Международной научно-практической конференции "Славянские языки, письменность и культура", 27-29 мая 2002 г.) / Отв. ред. Г.А. Богатова, Е.В. Архипова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2002. - С. 281285.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Медведева, Татьяна Владимировна

Выводы.

Подводя итоги исследования концепта "дружба", сделаем следующие выводы.

• наблюдения показали, что формирование концепта "дружба", его вербализация осуществляется преимущественно с помощью имён существительных;

• дружба, как и любовь, - наиболее глубоко эмоционально окрашенное чувство в поэзии Пушкина, следовательно, одно из самых значимых в жизни поэта, который утверждает: Блажен, <.> Кому судьба друзей послала (Уединение, 1819); Друзья! Вам сердце оставляю (Моё завещание друзьям, 1815);

• чувство дружбы неразрывно связано с чувством любви, сам поэт порой не знает, что сильнее: любовь к друзьям или к женщине: Скажи, о сердца друг бесценный, Мечта ль и дружба и любовь? (Послание к Юдину, 1815); поэтому можно констатировать тесную связь и взаимопроникновение концептов "любовь" и "дружба";

• стержнем содержательной структуры рассматриваемого концепта у Пушкина является такая мысль: дружба развивается и живёт в кругу друзей, объединённом общими идеями братства, любви, свободы, творчества.

Заключение

Проведённое исследование текстов лирических произведений А.С. Пушкина позволяет сделать вывод о том, что сравнительно новый в лингвостилистике концептуальный подход к анализу художественного текста является эффективным, способным обнаружить самые разнообразные грани художественно - эстетической системы поэта, писателя, "ускользающие" от исследователя при других приёмах анализа.

Достоинства этого метода в том, что он наиболее органично соединяет разные подходы к исследованию текста: лингвистический, литературоведческий, культурологический, психолингвистический, прагматический и др. Концептуальный анализ актуализирует антропоцентрический аспект исследования текста. Анализ ключевых концептов в лирике Пушкина постоянно высвечивал с разных сторон позицию автора, его лирического героя, а также восприятие читателем индивидуально-авторской языковой картины мира, особых черт неповторимой языковой личности А.С. Пушкина.

Не каждый поэт или писатель воспринимается массовым сознанием не только как факт литературы, но и как явление сверхлитературного порядка, во многом объясняющее специфику национальной психологии, веры, мировосприятия. Пушкина (да ещё его преемника XX века Есенина) исследователи считают такими творцами. "По существу, они стали культовыми фигурами, объектами стихийного поклонения, своеобразной "народной канонизации". Как отмечал один из видных религиозных философов русского зарубежья А. Карташев в своём эссе "Лик Пушкина", в отношении к гениальному поэту "совершилась своего рода светская, мирская канонизация снизу, чрез "глас народа", как творятся и всякие подлинные канонизации" [Воронова, 2001, с. 48]. Другим важным свидетельством того, что имена Пушкина и Есенина стали своеобразными "культурными знаками русской ментальности", является и затронувший их процесс "мифологизации" и "фольклоризации".

Концептуальный анализ, вскрывающий связи между категориями речевой деятельности и психологической сферы человека, способствовал выявлению того, как в творчестве Пушкина отразился его ментальный мир и ментальный мир русского человека вообще. В одной из работ известного филолога, занимавшегося лингвостилистикой, И .Я. Чернухиной, отмечается, что "основные значимые показатели современного русского менталитета в своей совокупности впервые были вербализованы А.С. Пушкиным" [Чернухина, 1996, с.8.]. Автор отмечает, что, например, такой показатель национального русского менталитета, как строгая самооценка, впервые воплощён Пушкиным в стихотворении "Воспоминание" в следующих строках (причём в Словаре В.И. Даля ещё не было слов "самооценка", "самобичевание"):

И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слёзы лью. Но строк печальных не смываю. Здесь выражена большая степень взыскательности к себе как к человеку и творцу (важная грань смысловых пластов концепта "творчество").

Анализ рассматриваемых в работе концептов раскрыл важные стороны ментального мира пушкинского лирического героя (отношение к творчеству, к творческому труду, любви, дружбе; вольнолюбие).

Своеобразие вербализации рассматриваемых концептов в лирике Пушкина проявляется прежде всего в своеобразии ассоциативных связей слов, в формировании текстовых парадигматических групп лексических единиц, в особенностях их деривации, а также в особой группировке в лирике лексических парадигматических рядов. Каждая выделяемая в концептосфере парадигматическая группа, если использовать слова Ф. де Соссюра, представляет собой "центр созвездия, как точку, где сходятся другие, координируемые с ним члены группы" [Соссюр, 1977, с. 158]. В лирике Пушкина эта координация членов групп всегда индивидуальна, она отражает глубинные семантические связи слов, типичные для художественного метода Пушкина, у которого "в каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт", по словам Н.В. Гоголя. Так, в работе отмечается смысловая многослойность членов лексико-семашжческих парадигматических рядов в лирике Пушкина, что иллюстрирует, например, стихотворение "Осень", где предикаты с однородным значением к лексеме душа (в составе концептосферы "творчество") входят в совершенно разные ЛСГ (эмоции, звучания, жидкости), семантически трансформируются, насыщаясь богатым содержанием. При этом рисуется сложный процесс возникновения творческого вдохновения:

И забываю мир — ив сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет как во сне, Излиться наконец свободным проявлением Как отмечают лингвисты, "внутритекстовые парадигматические связи и образуют структуру под названием "гипертекст" [Чернейко, 1999, с.446]. Следовательно, "гипертекстовые парадигмы" и являются основным средством вербализации концепта. Возникают они на базе тех синтагматических связей лексических единиц, которые характеризуют исследуемый текст. Конечно, в вербализации концепта принимают участие и единицы других уровней языка, кроме лексического. См., например, роль сонорных в строках, помогающих раскрыть суть концепта "любовь": Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви, И блеск очей небесный, Лиющий огнь в сердца; Я знал любовь прелестною мечтой, Очарованьем, упоеньем; роль морфологических форм в образовании концепта; элементов синтаксических структур; неслучайно в последние годы стали выделять наряду с лексическими концептами и синтаксические (напр., "бытие объекта", "бытие признака объекта" и др.).

Среди особенностей вербализации разных концептов можно отметить определённую степень общности образных параллелей: так, общими для всех четырёх концептов являются ассоциации с огнём, движением воды, дарением.

Центром созвездия" в концептосфере является основное наименование слова- носителя концепта, координация же с ним других слов несёт отпечаток пушкинского почерка, той гармоничной стройности его речи, которая неоднократно отмечалась при характеристике его стиля, но, что важно подчеркнуть, очень значительных отклонений от общеяыковых тенденций словоупотребления у Пушкина немного (вспомним выдвигаемый им принцип "сообразности и соразмерности"), хотя самобытность его творческой манеры несомненна. И она проявляется в умении своеобразно соединять слова, наполнять их богатой коннотацией.

Как ясно из анализа рассмотренных в работе концептов, концептосфера представляет собой полевую структуру, в которой выделяется ядро и периферия, ближайшая и дальнейшая. Ядром являются основные наименования объекта или объектов, лежащих в основе концепта, а также их признаков; к ближайшей периферии относим лексемы, наиболее тесно связанные по смыслу с ядерными; к дальнейшей периферии - такие лексические единицы, которые ассоциативно, часто лишь через субъективно-модальные смыслы связаны с ядром концепта. Так, с помощью схем в приложении №1 показаны полевые структуры концептосфер "творчество", "свобода", "любовь", "дружба".

Анализ ключевых концептов лирики Пушкина, речевой структуры их концептосфер дал возможность более глубоко проникнуть в то, что называют языковой личностью автора, углубить представление о богатстве духовного мира гениального поэта, его лирического героя. Уже в названиях самих базовых концептов отражаются главные ценности жизни поэта, а следовательно, его лирического героя: без любви, дружбы, ощущения внутренней свободы для поэта немыслимо творческое вдохновение, творческий труд, наслажденье жизнью, ощущение полноты жизни, счастья {И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь; Блажен <. > Кому судьба друзей послала; Не слава предо мной, Но дружбою одной Я ныне вдохновлён. Мой друг, я счастлив ею).

Концептуальный анализ слова в художественном тексте возник не случайно. Надо отметить, что он определяется основными особенностями языка как знаковой системы:

• условностью связи между означающим и означаемым;

• неопределённостью значения знака (одним и тем же словом можно обозначить множество предметов и явлений, даже весьма не похожих друг на друга);

• тем, что система знаков не отличается большой строгостью, и каждый знак разными своими сторонами одновременно вступает в системные отношения с разными знаками.

Именно всеми этими особенностями языкового знака и объясняется неповторимый концептуальный смысл слова у разных создателей текста. В тексте до конца не исчезает неопределённость знака, и "понимание всегда предполагает догадку, домысливание, игру фантазии" [Мурзин, 1998, с. 110]. С помощью концептуального анализа делается попытка "разгадать" скрытый от читателя при первом восприятии глубокий смысл слова в данном тексте.

Перспективность концептуального анализа художественной речи определяется тем, что он открывает широкие возможности не только для изучения речестилевой системы одного художника слова, но и для сопоставительного анализа художественно-эстетических систем поэтов, писателей, отражающих в своём творчестве различающиеся эстетические взгляды, культуру одной или разных эпох.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Медведева, Татьяна Владимировна, 2002 год

1. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10 т., изд. 3-е, Т. 1-3, М.: Изд-во АНСССР, 1962-1963.

2. Пушкин А.С. Избранные сочинения в 2-х томах, Т. 1, М.: Художественная литература, 1978.2. Справочная литература

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

4. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка, Л.: Наука, 1979.

5. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. М., 1981.

6. Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта.1. М.: Высшая школа, 1991.

7. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.

8. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А.А. Сурков, М., 1962-1978, Т. 1-9.

9. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Кубряковой Е.С., М., 1996.

10. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 18-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1986.

12. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.

13. Словарь ассоциативных норм русского языка, М., 1977.

14. Словарь русского языка в 4-х т. / гл. ред. Евгеньева А.П. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Русский язык, 1985-1988.

15. Словарь языка Пушкина в 4-х т. М.: Изд-во АНСССР, 1956-1961.

16. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования, М.,1997.

17. Лингвистические работы и литературоведческие работы

18. Алексеев М.П. Стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг.": Проблемы его изучения, Л., 1967.

19. Абрамец И.В., Лихацкая Ю.Н. Концепт душа в художественных системах

20. А. Пушкина и А. Блока // Вгстник Луганського державного педагопчного ушверситету iMern Тараса Шевченка, Луганск, 10 (30) листопад, 2000.

21. Альтман М.С. Читая Пушкина // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971, с. 122-127.

22. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (семантические средства языка), М., 1974.

23. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

24. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы, М.: Наука, 1976.

25. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская речь. Новая серия. Вып. П. Л., 1928.

26. Бабаев Э.Г. Творчество А.С. Пушкина. М.: Изд-во МГУ, 1988.

27. Бабенко Л.Г. Обозначение эмоций в языке и речи (на материале глагольной лексики в художественном тексте): Уч. пособие. Свердловск: УрГУ, 1986.

28. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: УрГУ, 1989.

29. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник для вузов. Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2000.

30. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / отв. ред. доктор филолог, наук Т.Г. Хазагеров, Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 1993.29

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.