Книжная графика периода Китайской Республики в контексте ключевых направлений европейского искусства первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Чжан Жун

  • Чжан Жун
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 310
Чжан Жун. Книжная графика периода Китайской Республики в контексте ключевых направлений европейского искусства первой половины XX века: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 310 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжан Жун

Общая характеристика работы

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВЛИЯНИЯ НА КНИЖНУЮ ГРАФИКУ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1 Предпосылки формирования книжной графики периода Китайской Республики

1.2. Основные дизайнерские веяния Запада, а также их взаимодействие, столкновение и слияние с дизайнерскими идеями Китайской Республики

1.3. Влияние советского авангардного искусства на книжную графику Китайской Республики

1.4. Художественное и коммерческое значение книжной графики Китайской Республики

ГЛАВА 2. ДИЗАЙНЕРСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, СЛОЖИВШИЕСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНОСТРАННЫХ И КИТАЙСКИХ ВЕЯНИЙ В ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

2.1. Идея «смешения китайского и западного» в книжной графике Китайской Республики

2.2. Эстетическое восприятие массами концепции «единения эстетики и общедоступности», сформированной слиянием китайской и западной культур и дизайнерских идей

2.3. Развитие «цельных» дизайнерских идей книжных образов в Китайской Республике под влиянием ключевых направлений европейского искусства первой половины XX века

ГЛАВА 3. КНИЖНАЯ ГРАФИКА В ПЕРИОД КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СОВРЕМЕННОГО КНИЖНОГО ДИЗАЙНА

3.1. Дизайн-концепция, объединяющая коммерческую и художественную составляющие в современном книжном дизайне

3.2. Культурное наследие, проявляющееся в современной книжной графике

3.3. Гибкое применение новых материалов и технологий в цифровую эпоху, путь научно-технических инноваций в современном книжном дизайне

3.4. Перспективы и ценности развития книжного графического дизайна в

контексте новой эпохи

Заключение

Библиография

Список иллюстраций

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Книжная графика периода Китайской Республики в контексте ключевых направлений европейского искусства первой половины XX века»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация посвящена комплексному анализу влияния ключевых направлений европейского искусства на развитие книжной графики, в частности в аспекте формирования визуальных образов, в условиях политических и культурных трансформаций периода Китайской Республики (1912-1949); осуществлению поиска способов корректной интеграции наследия западной культуры с национальной китайской культурой путём изучения взглядов на радикальные изменения в социокультурном сознании данного периода.

Актуальность темы и направленность исследования Эпоха Китайской Республики является переходным периодом от Цинской династии к образованию Нового Китая, который ознаменовал перелом в политике, экономике, культуре и искусстве Китая. В 1912-1949 годах в стране появляются западные технологии, культурные идеи и эстетические концепции. Радикальные изменения, которые затронули все сферы жизни общества, послужили причиной возникновения новых методов визуального выражения в сфере книжной графики.

Книжная графика Китая в первой половине ХХ века развивалась не изолированно, а в контексте влияния мировых, в частности европейских и советских, художественных веяний. Так, советское искусство оказало наиболее значительное влияние на китайскую книжную графику периода Республики, что было вызвано политическим сближением двух государств после Первой мировой войны. В этой связи особый научный интерес представляет комплексное исследование искусства книжной графики Китайской Республики в условиях культурной трансформации и в контексте влияния и заимствования идей европейского искусства в целом и советского конструктивизма в частности. Изучение данной проблематики является актуальным и перспективным для прояснения широкого числа актуальных

теоретических и практических вопросов, в частности, вопроса о просветительской ценности и модернизационном значении книжной графики периода Китайской Республики, вопросов о формах и способах адаптации, восприятия, переосмысления концепций западного искусства, о путях развития заимствованных представлений и возникновении новых методов визуального выражения в сфере книжной графики. Важно также то, что рассмотрение этих и других вопросов позволяет достоверно установить истоки современного книжного дизайна в Китае в его различных -художественных, культурных и коммерческих - аспектах.

Проникновение западных художественных веяний и их влияние на сферу книжного дизайна в период Китайской Республики привело, безусловно, к существенным трансформациям и инновациям в контексте времени, поэтому существует необходимость оценить их характер - положительный или отрицательный, - а также степень воздействия на современные процессы развития китайской книжной графики. Настоящая работа основывается в первую очередь на последовательном изучении визуальных форм и проектной философии книжного оформления, характерных для одного из самых сложных, динамичных и противоречивых этапов в истории книжной графики. Это позволяет не только оценить различные аспекты влияния ключевых направлений европейского искусства, включая в первую очередь конструктивизм, но и установить истоки современных подходов к книжному оформлению и актуальных проблем, существующих в этой сфере, наметить пути их решения.

Степень изученности проблемы

Определяя степень разработанности темы исследования, нужно отметить, что на данный момент в китайской науке существует сравнительно большое число трудов, посвященных различным теоретическим аспектам и истории искусства иллюстрации в Китае. Так, например, статья Лу Мэйлин посвящена непосредственно изучению книжной графики периода Китайской

5

Республики. В рамках иконологического подхода автор концентрируется на особенностях формирования исследуемого явления в контексте социокультурных изменений. В соответствии с историческим методом ученые Сюй Линь, Чжан Сяодун, Се Линюй, Линг Джейд, Ню Цзиньцзинь, Сун Жуньминь описывают особенности развития китайской книжной графики и отдельных ее направлений.

Формально-выразительные особенности китайской книжной графики исследуются в трудах Тан Шо, Цай Шэнъин, Шэнь Гуаньдун и др. Особую ценность для настоящей работы представляют следующие публикации: Гао Айсян и Чжэн Лицзюнь «Распространение и влияние русского конструктивизма начала ХХ века в Китае»; Го Лиминь и Тянь Хунси «Русский конструктивизм, а также его влияние на модернизм». Авторы указанных трудов затрагивают ряд вопросов, которые представляют ценность и интерес для дальнейшего анализа в рамках настоящего исследования.

Теоретической базой также выступили работы по основам китайской теории дизайна (Го Ляньфу, Мао Яньхан, Юй Лиша и др.). На основании анализа степени разработанности проблематики можно заключить, что аспект влияния русского конструктивизма на книжную графику в период Китайской Республики (1912-1949) практически не изучен. В настоящее время в науке отсутствуют специальные исследования комплексного характера по данной проблематике.

Объект исследования - книжная графика периода Китайской Республики.

Предмет исследования - влияние ключевых направлений европейского искусства на книжную графику Китайской Республики в первой половине ХХ века в контексте социокультурных условий и особенностей развития художественной мысли в указанный период.

Цель исследования состоит в комплексном изучении феномена

книжной графики Китайской Республики, установлении характера и степени

6

влияния на него ключевых направлений европейского искусства в контексте политических и социокультурных трансформаций, выявлении форм интеграции конструктивизма с национальным искусством Китая, определении истоков формирования художественных, культурных и коммерческих аспектов книжной графики Китая.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач.

- проанализировать предпосылки формирования книжной графики в период Китайской Республики;

- провести анализ принципов оформления печатных изданий периода Китайской Республики, художественных особенностей книжного дизайна и методов применения новых материалов, а также их трансформаций под влиянием ключевых направлений европейского искусства;

- рассмотреть положительные и отрицательные аспекты влияния ключевых направлений европейского искусства на искусство книжного оформления периода Китайской Республики;

- выявить роль и значение ключевых направлений европейского искусства в становлении китайской книжной графики в период Китайской Республики;

- создать представление о самобытном характере воплощения идей и веяний европейского искусства в китайской книжной графике;

- выявить региональные особенности утверждения концепции конструктивизма в ранний период его распространения на территории Китая;

- установить и обосновать художественную и идеологическую ценность конструктивизма для развития китайского книжного дизайна в целом, его просветительское значение для инновационной практики китайских художников;

- установить и оценить перспективы дальнейшей интеграции западного и национального искусства Китая в области книжной графики, а также

утверждение роли конструктивизма как новаторской формы современного искусства с уникальной эстетической рациональностью;

- на основе изучения процесса трансформации книжной графики в период Китайской Республики выявить истоки современных представлений о художественных, культурных и коммерческих аспектах книжного дизайна в Китае;

- обосновать необходимость коренных преобразований в современном искусстве книжной графики, определить ряд связанных проблем, оценить перспективы развития и ценность книжной графики в контексте новой эпохи.

В соответствии с объектом, предметом, а также целью и задачами настоящего исследования разработана научная гипотеза, которая состоит в следующем: влияние ключевых направлений европейского искусства имело стимулирующее, реформаторское и модернизационное значение для развития книжной графики Китайской Республики. Изучение данного вопроса дает возможность выявить генезис современного книжного оформления в Китае в комплексе его различных - художественных, культурных и коммерческих -проявлений.

Методология исследования

Теоретико-методологическая основа настоящей диссертационной работы представляет собой комплекс методов, являющихся наиболее эффективным в решении поставленной цели и задач.

В данной работе применяются:

• иконологический и формальный методы для анализа и интерпретации художественных особенностей произведений китайских художников;

• историко-генетический и историко-культурный методы, которые используются для изучения предпосылок влияния ключевых направлений европейского искусства, истоков зарождения инновационных черт в китайской книжной графике периода Республики, истоков современных

представлений о художественных, культурных и коммерческих аспектах

8

книжного оформления в Китае, а также для установления специфики книжной графики рассматриваемого периода с точки зрения истории и культуры страны;

• сравнительно-исторический метод исследования, необходимый для проведения анализа особенностей развития конструктивизма в книжной графике Китайской Республики в сравнении с последующими историческими этапами и с целью установления закономерностей развития книжной графики Китая, выявления важнейших направлений и тенденций в ее дальнейшей эволюции.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Характер распространения, влияния, трансформации и дальнейшего развития европейских художественных идей в сфере книжной графики Китайской Республики всецело обусловлен социально-политическими и культурными факторами.

2. Влияние русского конструктивизма на китайскую книжную графику рассматриваемого периода имело модернизационную и просветительскую направленность.

3. Специфика восприятия и адаптации китайскими художниками мирового искусства во многом обусловлена их подходом к интеграции китайской и западной культур, что заключается в поиске разрешения противоречия между традиционным искусством, задачами сохранения национального наследия и современной инновационной книжной графикой, основывающейся на зарубежных художественных формах.

4. В эпоху Китайской Республики сложились предпосылки и условия обращения китайских художников к веяниям европейского искусства; китайские оформители продемонстрировали готовность к активному восприятию, заимствованию и адаптации зарубежных художественных идей, ставших достаточно новаторскими и передовыми для своего времени, а также их интеграции в систему национальной художественной культуры.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в достижении следующих теоретических и прикладных результатов:

- проводится всесторонний анализ особенностей книжного дизайна периода Китайской Республики, стилистики языка визуального общения и значимости книжного образа как культурно-исторического материала и объекта идеологического и культурного распространения в условиях социокультурных и политических преобразований эпохи;

- проводится анализ многообразия творческих идей и форм выразительности в творчестве китайских дизайнеров в контексте распространения ключевых направлений европейского искусства на территории Китая, их дальнейшей популяризации и адаптации;

- устанавливаются условия и формы внедрения, восприятия и адаптации ключевых направлений европейского искусства, в частности русского конструктивизма, в сферу книжной графики Китая;

- выявляются и оцениваются перспективы дальнейшей интеграции ключевых направлений европейского искусства с национальным искусством Китая в области книжной графики, утверждения роли конструктивизма как новаторской формы современного искусства с уникальной эстетической рациональностью;

- на основе изучения процессов трансформации книжной графики под влиянием западного искусства в период Китайской Республики устанавливаются истоки современных представлений о художественных, культурных и коммерческих аспектах книжного дизайна в Китае;

- обосновывается необходимость коренных преобразований в современном искусстве книжной графики, определяется ряд связанных проблем, оцениваются перспективы развития и ценность книжной графики в контексте новой эпохи.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что

диссертация представляет собой систематизацию и анализ имеющихся в науке

10

теоретических данных в области книжной графики Китая. Исследование существенно дополняет имеющийся пробел в представлениях о специфике влияния ключевых направлений европейского искусства на китайскую книжную графику Китайской Республики, о зависимом характере процесса формирования содержательных и выразительных характеристик книжного оформления рассматриваемого периода от социокультурных и политических трансформаций. В рамках комплексного подхода к анализу данной проблематики становится возможным существенно дополнить и развить теоретические положения о роли конструктивизма в эволюции китайской книжной графики и разработать теоретическое основание для проведения дальнейших научных изысканий по вопросам истории, теории и практики книжной графики, а также актуальных проблем ее развития.

Практическая значимость исследования состоит в следующем.

Данная работа призвана установить закономерности развития книжной графики Китая, выявить основные направления и тенденция ее эволюции, которые могут проявляться на современном этапе. В связи с этим выводы и заключения по данным вопросам могут быть полезны в практической деятельности с целью повышения качества и дальнейшего развития китайской книжной графики.

Практическую значимость также имеют положения диссертации, относящиеся к поиску разрешения противоречия между традиционным искусством, задачами сохранения национального наследия и современной новаторской книжной графикой, основывающейся на зарубежных художественных формах. Актуальная практическая задача повышения конкурентоспособности книжной графики Китая в контексте новой эпохи может быть решена только в процессе накопления опыта изучения истоков и специфики данного явления, что позволит осуществить продвижение художественной и коммерческой составляющей книжного дизайна, развить его

инновационный характер, успешно применить новые материалы и технологии,

11

осуществить цифровизацию. Заполнению данной ниши и служит настоящее диссертационное исследование.

Достоверность результатов исследования обусловливается применением широкого круга источников по вопросам, затронутым в диссертации, сравнительно большим объемом собранного и проанализированного эмпирического материала, произведений отдельных художников, использованием комплекса методов в соответствии с целью и задачами исследования. Результаты исследования представляют собой комплекс научно-теоретических и практических заключений и выводов, которые подтверждены основательностью источниковой базы и методологической целостностью.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования представлены и обсуждены на кафедре художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена. Материалы, концепция, методология и основные положения исследования обсуждались на международных и межвузовских конференциях и форумах: на международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения - 2018» (СПГХПА им. А. Л. Штиглица, 21-22 марта 2018 г.); международном форуме «Непрерывное образование взрослых -характерная черта современного общества» (Институт управления образованием Российской академии образования», 24-27 октября 2017 г.); XIII международной межвузовской научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им. А. И. Герцена, 25 апреля 2019 г.); международной научной конференции «Духовные смыслы национальной культуры России: ретроспекция, современность, перспективы» (РАЖВиЗ Ильи Глазунова, 28 ноября 2019 г.); XXVII международной конференции «Ребенок в современном мире. Общество знаний: искусство учиться и учить» (РГПУ им. А. И. Герцена, 15-17 апреля 2020 г.).

Основные положения диссертации изложены в 6 научных публикациях, 4 из которых опубликованы в рецензируемых научных журналах, включенных в Перечень российских рецензируемых журналов, в которых публикуются основные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных параграфами, заключения, списка литературы, включающего в себя труды на русском и китайском языках, и приложения.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВЛИЯНИЯ НА КНИЖНУЮ ГРАФИКУ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1 Предпосылки формирования книжной графики периода

Китайской Республики

Первая половина XX века - чрезвычайно важный период для развития искусства, имеющий особое значение. Проникновение западного искусства ознаменовало новую эпоху революционных преобразований в области китайской книжной графики. В это время произошли события, повлекшие революционные процессы в истории западного искусства: ар-деко, арт-новокубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм. Начиная с падения династи Цин и до образования Нового Китая страна переживала процесс глобальных перемен и трансформаций, обусловленных коренными изменениями в социально-политической, экономической и культурной жизни общества, влияением «Движения за новую культуру», «продвижения западных идей на Восток» и многих других передовых веяний. Благодаря инновационному влиянию художественной мысли внешнего мира на книжную графику Китайской Республиики того периода в искусстве книжного оформления завершился путь полной трансформации дизайнерской мысли от традиционной к современной модели.

Западная культура оказала серьезное и глубокое влияние на развитие современного китайского общества. Кроме того, нестабильность современного миропорядка, обусловленная временными факторами, всего за несколько десятилетий привела к значительным изменениям в различных областях, включая искусство.

На основании анализа книжной графики Китайской Республики в первой половине XX века в контексте европейского искусства, особенностей восприятия и адаптации китайскими художниками западных художественных идей в данной работе исследуются методы и пути диалектической интеграции

14

традиционного искусства и задач, основанных на западных художественных формах. Книжная графика периода Китайской Республики вобрала в себя черты китайской и западной культур, тем самым сформировав проектную философию «интеграции китайского и западного» и массовой эстетической идеи «единения эстетики и общедоступности».

Процесс развития книжной графики периода Китайской Республики характеризуется ее популяризацией, усилением влияния и глобальной модернизацией. Это во многом связано с особой воспроизводимостью и широким распространением искусства книжного оформления, обусловленным интеграцией художественной и коммерческой составляющей книжной графики Китайской Республики, наследованием культурных традиций в сочетании с принятием и развитием новых идей. Руководящее значение имеет исследование процесса развития современного книжного дизайна в контексте Нового времени.

Книжная графика периода Китайской Республики находилась в особом политическом и культурном контексте и подвергалась веяниям западной культуры и изменениям эстетических вкусов массового читателя, освободившись от прежних жанровых особенностей и стилей. С одной стороны, книжная графика явилась преемницей традиционной китайской культуры, с другой стороны, она впитала в себя западные черты. Полностью обновленная, она открылась читателю, положив начало истории современной китайской книжной графики. В настоящем разделе посредством анализа изменений социально-культурной системы будут изучены причины и особенности формирования характерных черт книжной графики периода Китайской Республики.

Радикальные изменения социально-культурной системы

1. Влияние социальной реальности

Китайская Республика - это государство, образованное в 1912 году после падения династии Цин и просуществовавшее до основания Китайской

Народной Республики в 1949 году. В 1912 году буржуазные революционеры, возглавляемые Сунь Ятсеном, основали в Нанкине временное правительство, свергнув монархический режим цинского правительства и феодальный строй, просуществовавший более двух тысяч лет - это ознаменовало образование первой китайской буржуазной республики. Почти тридцатисемилетний период существования Китайской Республики был отмечен свержением феодальной монархии, междоусобными войнами милитаристов и политической нестабильностью.

Нанкинское временное правительство издало серию указов, способствовавших развитию национальной экономики и защите промышленности и торговли, предложило упразднить феодальные обычаи и традиции, создать учебные заведения нового типа для модернизации образования, а также вынесло ряд других решений, способствовавших развитию гражданских демократических идей в обществе. Начался распад полуколониальной и полуфеодальной китайской экономики, а также зарождение национального капитализма. В то же время до Китая дошли западные прогрессивные режимы и технологии. В контексте взаимодействия с реалиями эпохи западная культура оказала большое влияние на искусство, культуру, национальную эстетику Китайской Республики и даже на сегодняшнее отношение Китая к западной культуре.

А. Пробуждение демократического сознания

Еще в 1842 году Вэй Юань1 выдвинул тезис «Учиться у иностранцев передовым техникам для того, чтобы побеждать их». Находившиеся в тяжелых жизненных условиях китайские граждане, уважавшие демократические режимы западных капиталистических стран и проникшиеся идеями западного просвещения, выдвинули новый принцип «обучения у Запада». Разразившаяся в 1911 году национальная демократическая

1 Вэй Юань (1794-1857) - мыслитель и просветитель династии Цин, политик, писатель. Автор

«Описания заморских стран с приложением карт», «Обновленной редакции истории империи Юань» и др.

16

Синьхайская революция в политическом и идеологическом отношении принесла китайскому народу свободу. Эта революция оказала значительное влияние на принцип централизации власти, сутью которого было «божественное происхождение императорской власти», и конфуцианство, являвшееся основной системой ценностей в стране. Кроме того, Синьхайская революция дала толчок «Движению за новую культуру» и способствовала отказу от феодального мышления. Резкой критике подверглось конфуцианское учение, были выдвинуты тезисы «сплошной» вестернизации, «долой Конфуция» и другие довольно резкие теории. Новое поколение и главные представители «Движения 4 мая» - студенты и молодежь - стали основной движущей силой общества, опиравшейся на принцип «демократии и науки», который был прямо противоположен идее восстановления старых порядков с почитанием традиционной китайской культуры. Эти события положили начало пробуждению китайского демократического сознания.

В. Социально-экономические преобразования

Начало ХХ века стало периодом социально-экономического развития Китая, отличавшимся политической нестабильностью и резкими идейными и культурными переменами. Пришедшее к власти республиканское правительство подверглось экономической экспансии со стороны западных государств, что в том числе выразилось в принудительном открытии портов. В крупных портах Китая были открыты заводы и иностранные компании, которые принесли в страну западную науку, технологии и культуру. Это позволило китайскому народу, только что получившему свободу, увидеть отсталость национальной экономики и образования. Многие граждане ради «спасения родины» стали открывать заводы и фабрики, создавать учебные заведения, активно изучать западные технические и научные достижения и осваивать иностранную культуру, что способствовало процессу социально-культурного реформирования Китая. Концепции китайской книжной графики получили небывалое развитие и подъем, этот период истории Китая можно

назвать «золотой эпохой» для данной отрасли.

Западный капитализм через крупные торговые порты принес в жизнь китайцев культуру потребления, а богатый образ жизни стал главным толчком развития книжной графики. Книжная графика начала избавляться от традиционных форм, значительные перемены произошли в структуре, цвете, скрытых смыслах и формах выражения2.

Социально-экономическая система непосредственно влияет на условия жизни людей, тем самым оказывая воздействие на массовые идеи и культуру. Период Республики - напряженный в экономическом и социальном плане этап для Китая, поэтому во всех литературных произведениях времени отражена тема революционной борьбы, а также самопожертвования ради новой жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжан Жун, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЯ

На русском языке

1. Адарюков В. Я. Русский книжный знак / В. Я. Адарюков - Москва : Среди коллекционеров, 1921. - 112 с. - Текст : непосредственный.

2. Азрикан Д. А. Черты системного объекта дизайна / Д. А. Азрикан // Техническая эстетика. - 1979. - № 9. - С. 3-4. - Текст : непосредственный.

3. Анисимов В. И. Основы и рисование печатного шрифта / В. И. Анисимов. - П.: Госиздат, 1922. -70 с. - Текст : непосредственный.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. -Москва : Прогресс, 1974. - 392 с. - Текст : непосредственный.

5. Аронов В. Р. Баухауз и Вхутемас (Сравнительный социокультурный анализ) / В. Р. Аронов // Современный дизайн и наследие Вхутемаса. - Москва, 1982. - С. 75-90. - Текст : непосредственный.

6. Ахмадуллин М. Л. Влияние полиграфического конструктивизма на искусство книги Башкирии (20-е гг. XX в.) / М. Л. Ахмадуллин // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда : Вестник МГХПА, 2011. - № 2. - С. 89-96 с. - Текст : непосредственный.

7. Барт Р. Система моды : статьи по семиотике культуры / Р. Барт. -Москва : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с. - Текст : непосредственный.

8. Бархатова Е. Конструктивизм в советском плакате = Constructionism in a Soviet Poster / Е. Бархатова. - Москва : Контакт-Культура, 2017. - 248 с. -Текст : непосредственный.

9. Белецкий П. А. Русская графика начала ХХ в. и японская цветная ксилография / П. А Белецкий // Книга и графика : сборник статей, посвященных 80-летию чл. - кор. АН СССР А. А. Сидорову. - Москва, 1972.

- С. 226-231. - Текст : непосредственный.

10. Бобринская Е. А. «Естественное» в эстетике русского авангарда / Е. А. Бобринская // Русский кубо-футуризм : сборник статей. - СПб., 2002. - С. 142-154. - Текст : непосредственный.

11. Быстрова Т. Ю. Специфика проектных концепций в архитектуре и дизайне / Т. Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН.

- 2011. - № 2. - С. 47-52. - Текст : непосредственный.

12. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций / С. С. Водчиц. - Москва : Техносфера, 2005. - 416 с. - Текст : непосредственный.

13. Ган А. Конструктивизм / А. Ган. - Тверь: Тверское издательство, 1922. - 68 с. - Текст : непосредственный.

14. Генисаретский О. И. Методологическая картина дизайна / О. И. Генисаретский, Г. П. Щедровицкий // Теоретические и методологические

исследования в дизайне : избранные материалы. - Москва, 2004. - С. 32-43. -Текст : непосредственный.

15. Герчук Ю. Я. Советская книжная графика / Ю. Я. Герчук. - Москва : Знание, 1986. - 126 с. - Текст : непосредственный.

16. Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. / М. Я. Гинзбург. - Москва : Госиздат, 1924. - 238 с. - Текст : непосредственный.

17. Глинтерник Э. М. Рекламная дизайн-графика как социокультурный феномен в России 1880-1910-х годов / Э. М. Глинтерник // Международный журнал исследований культуры. - СПб, 2016. - № 4 (25). - С. 89-111. - Текст : непосредственный.

18. Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука / А. Я. Гуревич // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 31-36. - Текст : непосредственный.

19. Дубинина А. П. Особенности развития русского дизайна после революции 1917 года / А. П. Дубинина. - Могилев: Белорусско-Российский университет, 2017. - 111 с. - Текст : непосредственный.

20. Из истории художественной жизни СССР : Интернациональные связи в области изобразительного искусства 1917-1940 : материалы и документы / авторы-составители : Л. С. Алешина, Н. В. Яворская. - Москва : Искусство, 1984. - 56 с. - Текст : непосредственный.

21. Каган М. С. О системном подходе к системному подходу. Избранные труды : в 7 т. / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 2006. - Том 1: Проблемы методологии. - С. 9-20. - Текст : непосредственный.

22. Калистратова Т. Б. Василий Масютин. Книжная графика 20-х годов / Т. Б. Калистратова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда : Вестник МГХПА, 2016. - № 3. - С. 225-233. - Текст : непосредственный.

23. Каменский А. Искусство книжной графики и современность / А. Каменский // Искусство книги, 1968-1969. - Москва, 1975. - Выпуск 8. - 208 с. - Текст : непосредственный.

24. Каримов X. Набор техников (Техника набора) / X. Каримов. - Уфа, 1935. - 59 с. - Текст : непосредственный.

25. Конструктор книги Эль Лисицкий : книга-альбом / составитель Е. Л. Немировский ; перевод Э. Лисицкого, Н. Власовой. - Москва : Фортуна ЭЛ, 2006. - 128 с. - Текст : непосредственный.

26. Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга / Е. Ф. Ковтун. -Москва : Книга, 1989. - 246с. - Текст : непосредственный.

27. Кузнецов Э. Мир искусства : в судьбе ленинградской книжной графики / Э. Кузнецов // Искусство Ленинграда. - 1991. - № 5. - С. 24-30.

28. Лаврентьев А. Н. История дизайна. / А. Н. Лаврентьев. - Москва : Гардарики, 2007. - 171 с. - Текст : непосредственный.

29. Липович И. Н. Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963). Станковая и книжная графика : каталог выставки. / И. Н. Липович. - СПб.: Государственный Русский музей, 1994. - 90 с. - Текст : непосредственный.

30. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев. -Москва : Издание автора, 1927. - 250 с. - Текст : непосредственный.

31. Лотман, Ю. М. Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - 703 с. - Текст : непосредственный.

32. Ляхов В. Н. Творческие проблемы в оформлении политической книги / В. Н. Ляхов // Искусство книги 1961-1962 . - Москва : Книга, 1967. -256 с. - Текст : непосредственный.

33. Малевич К. Супрематическое зеркало / К. Малевич // Жизнь искусства. - 1923. - № 20. - С. 34-37. - Текст : непосредственный.

34. Михеева М. М. Основы системного дизайна / М. М. Михеева. -Москва : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. - 59 с. - Текст : непосредственный.

35. Мюллер Б. Й. Модульные системы в графическом дизайне : пособие для графиков, типографов и оформителей выставокм / Б. И.Мюллер. - Москва : Дизайн студия А. Лебедева, 2014. - 93 с. - Текст : непосредственный.

36. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века / М. Г. Неклюдова. - Москва : Искусство, 1991. -396 с. - Текст : непосредственный.

37. Николаева Н. С. Япония - Европа : диалог в искусстве. Середина XVI - начало ХХ века / Н. С. Николаева. - Москва : Искусство, 1996. -139с

38. Оконнор Д. Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Д. Оконнор, Я. Макдермот. - Москва : Альпина бизнес букс, 2006. - 239 с. - Текст : непосредственный.

39. Омельченко Е. В. Тектоника книги. Предметные формы в системе культуры : монография / Е. В. Омельченко. - СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2016. - 311 с. - Текст : непосредственный.

40. Папанек В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - Москва : Д. Аронов, 2008. - 414 с. - Текст : непосредственный.

41. Петров В. Лу Синь и Советский Союз / В. Петров // Иностранная литература. - 1976. - № 10. - С 202- 205. - Текст : непосредственный.

42. Разумовский К. Китайское искусство / К. Разумовский, А. Стрелков. // Искусство. - 1934. - № 5. - С. 129-148. - Текст : непосредственный.

43. Розанова Н. Н. П. А. Флоренский о графике и о книге в контексте общих вопросов философии и культуры / Н. Н. Розанова. - Москва : МГУП, 1999. - 92 с. - Текст : непосредственный.

44. Советский конструктивизм как явление мировой культуры. - Текст электронный. -URL: http://www.raruss.ru/soviet-constructivism/3942-soviet. -(дата обращения: 01.04.2021).

45. Стригалев А. А. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке (1914-1932) / А. А. Стригалев // Советское искусствознание. - 1991.

- Вып. 27. - 457 с. - Текст : непосредственный.

46. Сидоров А. А. Русская графика в годы революции / А. А. Сидоров.

- Москва : Печать и революция, 1922. - Кн.7. - 321 ^ - Текст : непосредственный.

47. Улемнова О. Л. Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов : автореферат диссертации : специальность 17.00.04 "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура" / Улемнова О. Л. - Москва, 2005. - 29 с. - Текст : непосредственный.

48. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие / Фаворский В. А. - Москва : Советский художник, 1988. - 588 с. - Текст : непосредственный.

49. Фаворский В. А. О графике как об основе книжного искусства / Фаворский В. А. // Искусство книги. 1956-1957. - Москва, 1961. - Выпуск 2. -С. 51-78. - Текст : непосредственный.

50. Хан-Магомедов С. О. Системный подход и система как объект дизайна / С. О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. - 1980. - № 10. - С. 2.

- Текст : непосредственный.

51. Хан-Магомедов С. О. Творческие течения, концепции и организации советского авангарда / С. О. Хан-Магомедов. - Москва : Архитектура, 1997. - Вып. 2. - 193 с. - Текст : непосредственный.

52. Хан-Магомедов С. О. Две концепции стилеобразования предметно-пространственной среды : конструктивизм и супрематизм (московская и витебская школы) / С. О. Хан-Магомедов // Проблемы стилевого единства предметного мира. - Москва, 1980. - С133-144.

53. Хачатуров С В. Искусство книги в России 1910-1930-х годов. Мастера левых течений : материалы к каталогу / С. В. Хачатуров. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. - 256 с. - Текст : непосредственный.

54. Холодовская М. Авангард и построение нового человека / М. Холодовская, З. Андрей Гончаров // Искусство советской детской книги. -Москва, 1961. -С14-24. - Текст : непосредственный.

55. Чихольд Я. Облик книги : избранные статьи о книжном оформлении и типографике / Я. Чихольд. - Москва : Дизайнстудия А. Лебедева, 2014. - 317 с. - Текст : непосредственный.

56. Шевчук В. Г. Культурное пространство отечественного авангарда / В. Г. Шевчук / Крымский инженерно-педагогический университет. -Симферополь: Ариал, 2017. - 113 с. - Текст : непосредственный.

57. Штейнер Е. С. Авангард и построение нового человека ( искусство советской детской книги 1920 гг) : дис. д-ра искусствоведения : специальность 17.00.09 "Теория и история искусства" / Е. С. Штейнер. -Москва, 2002. - 252 с. - Текст : непосредственный.

58. Шутова А. С. Графика конструктивизма как система / А. С. Шутова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2015. - №2 2. - С. 97-100.

- Текст : непосредственный.

На китайском языке

59. Ван Ци. Анализ внутренней выразительности книжного дизайна // Художественный обзор, 2015. - № 4. - С. 136-138. ШЯ^Ш^ФЙ^

»0, 2015(04): 136-138.

60. Ван Шоучжи. История мирового графического дизайна. Пекин: Издательство китайской молодежи, 2005. - 489 с. ,

2005 489 Ж.

61. Вэнь Идо. Обложки печатных изданий // Еженедельник Университета Цинхуа, 1920. - № 4. - С. 56-57. «ЖМШШШ», ^МТО 1920. (04).

62. Гао Айсян, Чжэн Лицзюнь. Распространение и влияние русского конструктивизма начала ХХ века в Китае // Люди искусства, 2013. - №2 29 (05).

- С. 201-204. 20

2013, 29 (05): 201-204.

63. Гао Ци. Цветные иллюстрированные издания в процессе культурного развития. Цзинань: Шаньдунское народное издательство, 2015. -541 с. ^.^ШИМТ, 2015.01.

64. Гегель Г. Эстетика. Том 1. Пер. с нем. Чжу Гуанцянь. Шанхай: Коммерческое изадтельство, 1979. - 259 с. ГШ] М^^ Ш^» &

1979. Щ 1 т. 259.

65. Го Лиминь, Тянь Хунси. Русский конструктивизм, а также его влияние на модернизм // Художественный обзор, Шэньян: Издательство изящных искусства провинции Ляонин, 2013. - № 12. - С. 147-149.

М0, 2013 (12): 149).

66. Го Ляньфу, Мао Яньхэн. Избранные сочинения по теории китайского дизайна. Нанкин: Издательство изящных искусств провинции Цзянсу, 2008. - 77 с. «ФЩ^ШШ®

2008 ^ 8 Л, 77 Ж.

67. Го Эньцы. Рассмотрение процесса модернизации на основании дизайна книжной графики. Зарождение современного дизайна в Китае. Шанхай: Восточное издательство, 2008. - 282 с. "Я^ШШШФШ ШтййШМ", «ФЩШ^^Й«^» , Ж^ЖШФ^, 2008, 153154.

68. Дуань Икэ. Ценные уроки от древних китайских книжных материалов для современного книжного дизайна // Глобальная культурная

география, Чунцин, 2014. № 20. - С. 50-51. ЙШН ФШ^^ШШШ!

ЗДЛ^йй, Ж^, 2014 (20). Ж^ 50-51.

69. Дэн Чжунхэ. Креативная разработка книжного дизайна. Пекин: Китайское молодежное издательство, 2004. - 377 с. Я^ф^П. ^Ц^^^Ум^ ^[М]. 2004. 377 Ж.

70. Инь Ин. К вопросу о единстве формы и содержания оформления книг // Дом Театра, 2018. № 6. - С. 136.

ШШХ, 2018 (6): 136-136.

71. Кэ Бин. О западной литературе. Пекин: Издательство социальных наук Китая, 2012. - 29 с.^.

2012. 29.

72. Ли Синьшэн. Поиск вековечной силы художественного очарования: сравнительный анализ китайской и западной живописи. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2008. - 505 с.

2008.08.

73. Ли Судань, Гун Сяофань. Анализ изображений оформления произведений красной литературы периода «Семнадцати лет» // Искусство и дизайн: теоретическое издание, 2018. - № 5. - С. 35-37. ^/Ж "+

Ш±, 2018 (5): 35-37.

74. Ли Шаобо. Конструктивизм в Китае - на примере дизайна обложек периода Китайской Республики // Орнамент, - 2011 - № 222 (10). - С. 46. ^

т —^щшадмшш^шшшйт 222 т

2011(10 ) 46.

75. Ли Юань, Го Синь, Ван Шицзе и др. Два подъема стремительно развивающихся течения «ар-нуво» в современной архитектуре и архитектуре постмодернизма // Чунцинская архитектура, 2013. - № 10. - С. 10-13. ^И,

«Ж^ЙШ , 2013, (10): 10-13.

76. Ли Юйцзюн. Дизайн книги. Гуйян: Издательство просвещения Гуйчжоу, 2006. - 25 с. «^ИШШт^» [М],

ЙИ, 2006 25 Ж.

77. Ли Юньцзин. Лу Синь и китайское и иностранное изобразительное искусство. Тайюань: Издательство Шухай, 2005. - 401 с.

^Й« , ЖШ, 2005, 401 Ж.

78. Ло Сяохуа. Книжный дизайн в современном Китае. Пекин: Издательство народного изобразительного искусства, Пекин, 1990. - 150 с. ^

, 1990, 150 Ж.

79. Лу Мэйлин. Исследование иллюстраций в книжном дизайне периода Республики // Массовое искусство и литература, 2015. - № 23. - С.

75-76. [Л].

2015 (23): 75-76.

80. Лу Синь. Избранные произведения новой русской живописи. (Предисловие). Шанхай: Издательство Книжного дома Шанхая «Гуанхуа», 1930. - 889с ^ШйШШШЙ» (>31)1938,

81. Лу Синь. Во время выставки господина Тао Юаньцина. Лу Синь. Вот и все. Пекин: Книжное издательство «Бэйсинь», 1928. - 57 с.

1928 ^ 10 ЯШ, 57.

82. Лу Синь. Вступление к «Избранным произведениям новой русской живописи» // Полное собрание сочинений Лу Синя. Сборник дополнений. Пекин: Издательство Китайская жизнь, 1998. - 315 с. (((^{{ШЙ)/

^ШйЙ» , ФЩА^ЖШ±, 1998, 315).

83. Лу Синь. Избранные произведения новой русской гравюры -вступление // Полное собрание сочинений Лу Синя. Том 7. Пекин: Издательство народной литературы, 2006. - 688 с. ^{{ШЙ, [М)/

2006. 688 ж.

84. Лу Синь. Стремительный поток - отредактированное заключение. Полное собрание сочинений Лу Синя. Том 7. Пекин: Издательство народной литературы, 2006. - 448 с.

2006.

85. Лэй Мэн, Чэнь Чуюнь. Влияние русского конструктивизма на современный дизайн // Журнал «Современное предпринимательство и просвещение», 2007. - № 277 (02). - С. 200-201. ШШ, ШЖ^.

, ШЖ^Ш, 2007, №. 277 (02):

200-201.

86. Лю Чэнчуань. Откровения традиционного книжного оформления для современного дизайна книг // Панорама искусства, 2016. - № 6. - С. 114115. ,

М0, 2016(6): 114-115.

87. Люй Вэй. Объяснение постимпрессионизма // Изобразительное искусство, 1921. - № 3 (1). - С. 1-2.

1921.07, 3(1):1-2.

88. Мао Дэбао. Книжное оформление и технологии печати. Магистерская диссертация. Фуцзянь: Юго-Восточный университет, 2008. -174 с. ШЙ, 2008. 174.

89. Ни Цзяньлинь. Художественное оформление книжного издания. Магистерская диссертация. Чунцин: Юго-западний педагогический университет, 2007. - 105 с. [М].

2007. 105 Ш.

90. Ню Цзиньцзинь, Сун Жуньминь. Краткий анализ истории изменения художественного стиля иллюстраций детской литературы с

момента Китайской Республики до Культурной революции // Искусство и дизайн (теория), 2015. - № 2 (04). - С. 33-35. Фйй, МЩ, ШШЩМ^

2015,

2 (04): 33-35.

91. Нянь Цзиньцзинь. Исследования эволюции художественного стиля иллюстраций детской литературы начиная с периода Китайской Республики. Магистерская диссертация. Цюйфу: Педагогический университет Цюйфу.

2015. - 51 с. ^йй,

2015о^ 51 Ж.

92. Поволоцкая Е., Иоффе М. Тридцать лет советского плаката / Пер. Фэн Сянъи, Ван Хуаймань. Сборник избранных советских плакатов. Пекин: Издательство Народных изобразительных искусств, 1955. - 159 с. П ■ Ш

, 4ЬЖ, 1955 159.

93. Се Синь. Анализ видных дизайнеров книжных обложек раннего периода Китайской Республики // Исследования искусства дизайна, 2017. № 7

(05). - с. 21-29.

2017, 7 (05): 21-29.

94. Сиро Томура, Курахаро Корэхито. Политический курс в литературе и искусстве. Сборник переводов. Шанхай: Книжное издательство Гуанхуа, 1930. - 282 с. ,

^ 1930, 282.

95. Спенсер Г. Пионеры современной типографии. Шанхай: Шанхайское народное издательство изящных искусств, 2006. - 92 с. ЙЙЙ

# • ШШШ. ШШ^Ш^ЩМ]. 2006. ^ 92

Ж.

96. Сунь Цзе, Чжан И. Исследование многообразия применяемых решений в разработке дизайна книг // Технологии искусства, 2015. № 28 (12). - С. 14. #11, т

й, ШН, 2015, 28 (12): 14.

97. Сюй Имэй. Исследование поздних произведений художников, учившихся за границей в период Китайской Республики. Магистерская диссертация. Шанхай: Восточно-китайский педагогический университет, 2008. - № 6. - 69 с. ШШШ

М^, [I] 2008 (06): 69 Ж.

98. Сюй Линь. Исследование эволюции стилей коммерческой иллюстрации в Китайской Республике. Магистерская диссертация. Уси: Цзяннаньский университет, 2015. - 87 с. ЙШШ^ЯШЙЭД^М^Я^ [Б]о ^ШЖ, га^ 2015 ^ 87 Ж.

99. Сюй Сивэнь. О модернизации и откровениях искусства книжного оформления периода республики // Друг редактора, 2014. - № 11. - С. 91-94.

230

ЖШ^Ш, ЖШ, 2014. (11). 91-94.

100. Сюй Янь. Столкновение и интеграция: исследование книжного оформления в период Китайской Республики. Магистерская диссертация.

Торгово-промышленный университет, 2013. - 52 с. Ш^. --

ЙЩ^Ш^Ш^Ш^Я. МХ^Ж^ 2013. ^ 52 ж.

101. Тан Шо. Исследование создания фигурных шрифтов для печатных изданий в республиканский период в Китае // Искусство и дизайн, 2017. - № 2 (09). - С. 42-44.

(Ш^) 2017, 2 (09): 42-44.

102. Тан Яньянь, Ху Шипин. Выразительные средства в книжном оформлении. Магистерская диссертация. Аньхой: Хэфэйский технологический университет, 2007. - 90 с. ШШШ, ^ШШШШЙ ЩМ]. Ш, 2007. ^ 90 Ж.

103. Тянь Тянь. Интерпретация культурной коннотации эволюции дизайна обложек печатных изданий // Декор, 2014. - № 5. - С. 61-62. ШШ.

ШШ /ШЯШ

Т^Я, ШШХ, 2014 (5): 61-62.

104. Тянь Цзюнь. «Шанхайский стиль»: модернизация китайских стилей: на примере оформления шанхайских книг 1920-х гг. // Декор, 2016. - №2 4. - С. 45. ШШ '1Ш": ШтЙЙФЩт— и 20

Ш^ЭД, 2016 ^ 04 Ш: 45.

105. Тянь Ялин. Исследование фэшн-иллюстрации периода Китайской Республики. Магистерская диссертация. Ухань: Уханьский Текстильный Университет, 2017. - 61 с. ШФ^, йЩВ^ШШ^Ш^РЬдаШЯЖ ^ 2017. 61.

106. У Ихуа. Оформление обложек иностранных книг. Пекин: Издательство «Жэньминь мэйшу», 2011. - 159 с.

Й[М]. 2011. 159.

107. У Тинтин, Ван Юйхун. Исследование исторического значения книжных иллюстраций периода Республики // Современное общение, 2014. -№ 9. - С. 108.

Т^Я, ■&#, 2014 (9): 108-109.

108. У Хаожань. Избранные переплеты Фэн Цзыкая. Цзинань: Издательство Цилу, 2010. - 223 с. ^М^: ,

2010, 223 Ж.

109. У Юйцюань. О применении и воплощении «формальной красоты» в книжном дизайне // Завтрашняя мода, Нанкин: Информационно-издательский медиахолдинг провинции Цзянсу, 2018. - № 6. - С. 85. ^ШЖ.

ШШШ, 2018 (6): 85-85.

110. Хань Лу. Изменения дизайна литературы в информационный век -на примере китайских работ-призеров «Самой красивой книги в мире» // Художественная экспертиза, 2019. - № 1Ъ. - С. 222-223. {Ш^Ф^

ШШ^!!^-^"Й^ЙШОД^"ФЩ^^Й^ЩЛ]. , ШШ

ЖШШШ, 2019 (17): 222-223.

111. Ху Илинь. Визуальная культура, отраженная в дизайне обложек книжных изданий // Ихай, 2012. - № 11. - С. 109-110. ШЗД.^ШШШ^

ШШ^, 2012(11): 109-110.

112. Ху Юйкан. Австрийское и венское направления ар-нуво // Орнамент, 2004. - Вып. 10. - С. 64-65. Ш^ШМШМШ^^Ш^^Ш^^^ ЖВД. ШШ, 2004, (10): 64-65).

113. Цай Тао. От «Общества созидания» до объединения «Цзюэлань» -обучение Ни Идэ в Японии // Художественно-исторические исследования. -С. 45-59. ^ША£'ШЙ1ШЙЙ—ШШ^НФ^ГЛ. ФШ

45-59.

114. Цай Шэнъин. Исследование оформления книжных обложек Китая республиканского периода. Магистерская диссертация. Строительный университет Шэньяна, 2016. - 66 с.^Ш!. йШВ^т^ШМШШ^^Р].

МВЙ^^, 2016. 66.

115. Цзян Дэмин. Множество обликов обложки книги: Избранные произведения современного книжного оформления Китая. Пекин: Книжное издательство «Саньлянь», 1999. - 100 --ФШШ^

1999, 100 Ж.

116. Цинь Шаомэй. Анализ применения графических символов в дизайне книжных обложек // Художественная литература, Ухань: Издательство изящных искусств Хубэя, 2019. № 2. - С. 136-137. Ш^Ш. ^

и, 2019 (2): 136-137.

117. Цун Цун. Распространение и значение западного кубизма в период Китайской Республики. Диссертация на соискание кандидата искусствоведения. Шаньдунский художественный институт, 2017. - 78 с. Ж

щ. 2017 (6),

^ 78 Ж.

118. Цю Лин. Краткая история искусства книжного оформления. Харбин: Хэйлунцзянское народное издательство, 1984. - 131 с.

^[М]. 1984. 131.

119. Чжан Бин. Серебряный век - российские литературные направления и школы. Пекин: Народное литературное издательство, 2006. -74 с. [М]. 4ЬЖ, Лй^ЖШй. 2006. 37.

120. Чжан Ся. Анализ изображений эпохи Хань, использованных Лу

Синем при оформлении книжных обложек // Большая сцена, 2018. - № 4. - С.

65-68. ж^&^&Й, «ь,

2018 (04): 65-68.

121. Чжан Сяодун, Се Линюй. Историческая обстановка радикальных изменений книжной иллюстрации в Китайской Республике // Упаковочная промышленность, 2015. - № 10. - С. 52-53. ЗШЖ, Ш^Х, йШйЗД^Ш ШШ^Ш^Й Л, 2015, (10): 52-53.

122. Чжан Цзэсянь. Пять страниц книги: Избранные издания Китайской Республики. Шанхай: Шанхайское дальневосточное издательство, 2008. - 345 с. ЗШ^.«2008

345.

123. Чжан Цзяньцзюнь, Чжан Цзиньлинь, Хуан Гуйбинь. Без единого слова достичь совершенства - предварительное исследование выделения текста в новостных колонках с помощью незаполненных участков // Новостной фронт, 2017. - № 7. - С. 119-120. ЗШЖ, ЙШЙ.

Ш±, 2017 (07): 119-120.

124. Чжан Цян. Критическое исследование выставок иностранного изобразительного искусства, организованных Лу Синем // Воспоминания о художественных мероприятиях Лу Синя. Продолжение. Пекин: Народное издательство изящных искусств, 1980. - 165 с. ((^Ж^^^ЬШ^^М

, , л^й^жшй, 1980,

165.

125. Чжан Чжэнбо. Исследование материалов в книжном дизайне // Китайская печать, 2015. - № 1. - С. 55-58. ЗЗШ. ^Ш^ЙЙШШ^ЗД^ [Л]. ФЩадШ^й, 4М, 2015 (01): 55-58).

126. Чжао Ипин. Совершенствуя чтение и познавая мир - эксклюзивное интервью графического дизайнера из Швейцарии Йонаса Фогели // Декор, 2017. - № 2. - С. 28-33.

^■ШЭДШт. 2017 (02): 28-33.

127. Чжао Сюнфэн. Позади искусства: Ж. Ф. Лиотар об искусстве. ^Ж: Издательство изящных искусств Цзилиня, 2007. - 133 с.

2007 ^ 12 ЯЩ 1 Ш 133.

128. Чжао Цзянь. Обмен восточного и западного книжного дизайна. Гуанчжоу: Линнаньское издательство изящных искусств, 2008. - 100 с. ММ.

ГДО. ^Шй^ЖШй. 2008. 100.

129. Чжоу Бо. История китайского современного текстового дизайна. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2018. - 406 с. ММ: (ФШШ

2018 (07): 406.

130. Чжэн Цзюнь. Дизайн и печать книжных изделий. Шанхай: Шанхайское издательство «Шудянь», 2008. - 233 с. ^Ш^^^Й—ЁР №ЩМ]. ±ш. 2008. 233.

131. Чу Сяоцин. Влияние технического прогресса на художественную концепцию и ценностную ориентацию в эстетике // Все школы искусства, 2016. № 32 (01). - С. 130-156, 163. й/^.

2016, 32 (01): 130-156+163.

132. Чэнь Жуйлинь. История китайского современного художественного дизайна. Хунань: Хунаньское научно-техническое издательство, 2002. - 93 с.

2002.

133. Чэнь Юй. Новые тенденции современного книжного дизайна. Сучжоу, 2009. - № 4. - С. 65-68. ШШ »Н, »«Ш Ж^Ш 2009. 12 (4): 65-68.

134. Ши Цинфэй. Хоу Цзя. Реконструкция традиционной китайской культуры в современном книжном искусстве // Друзья редактора, 2017. - № 9.

- С. 91-96. ШШ. Ш ^¿Х ШШЖШ^Ш, ЖШ, 2017 (09): 91-96.

135. Шэн Го, Шу Синьвэнь. Метод обнаружения особенностей адаптации книжного оформления // Упаковочная инженерия, 2018. - №2 39 (19).

- с. 14-17. шштфштшшшшшшшшш

[Л]. ^ШХМ, ФЩ^Х^тт^Я^, 2018, 39 (19): 14-17.

136. Шэнь Гуаньдун. Изучение связи, выраженной повествовательным языком изображений и пространства «Иллюстрированного журнала Дяньши Чжая». Научно-технический университет Китая, 2017. - 278 с. У^^Ж.

2017.

137. Юй Лиша. Изучение связи формы и содержания в оформлении книг // Современная коммуникация, 2017. - № 2. - С. 70-71. ХШ^.

Ш^^^Й, Ж4Ь^#,2017 (2):

70-71.

138. Ян Лэй. Западный ветер дует на восток. Изучение влияния этого явления на художественный стиль коммерческого искусства периода Китайской Республики. Дисс. ... к-та искусствоведения. Куньмин: Куньминский научно-технологический университ, 2017. - 207 с. ШШ. "ШМ

ЖЖ"[Б]. махж^,

2017. 207.

139. Ян Юйбо. Тенденции издательства русской книги после распада СССР // Экономический рынок науки и техники, 2006. - № 9. - С. 236-237. Ш

т шшш, кшшш,

2006 (9): 236-237.

140. Яо Хжэнфэн. Анализ архитектурно-декоративного стиля ар-нуво // Научный вестник Аньхойского строительного института (Серия естественных наук). Хэфэй. 2005. Вып. 13. - № 5. - С. 54-56.

2005, 13 (5): 54-56.

На английском языке

141. Andrews J. F. Commercial Art and China's Modernisation // A Century in Crisis, Modernity and Tradition in the Art of Twentieth Century China. Edited by Julia F. Andrews and Kuiyi Shen. Exhibition catalogue. N.-Y.: Guggenheim Museum, 1998. - 232 p.

142. Cattell R. B. and Butcher H.J. Creativity and personality / In P E Vernon (ed.). «Creativity», 1972. - 112 p.

143. Compton S. Russian Avant-garde Books. 1917-1934. L.: British Library, 1992.

144. Francis Bacon. Of studies. Bacon's Essays. XVI. London 1597. - Р.20.

145. Gerth K. China Made: Consumer Culture and the Creation of the Nation / Gerth K. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2003. - 123 p.

146. Janecek G. The Look of Russian Literature: Avant-Garde Visual Experiments: 1900-1930. Princeton: Princeton University Press, 1984.

147. Poynor R. Type and deconstruction in the digital era // Typogaphy №1. 1998. - P. 13.

148. Rowell M., Wye D. The Russian Avant-Garde Book, 1900-1934. N.Y.: Museum of Modern Art; H. Abrams, 2002.

149. Weinsberg P. S. Springer K.J. Environmental factors in creative function. In Moonev K. and Razik T. (eds.) «Explorations in Creativity», N.-Y., Harper, 1987. - 58 p.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Эволюция оформления книг: от традиционных типов к формам Китайской Республики

Илл. 1

Традиционные книги-свитки на бамбуковых планках

Илл. 2

Прошивка и брошюровка формы переплета книг

Илл. 3

Книга в мягком переплете

2. Эволюция технологий печати книг в период Китайской Республики

Илл. 4

Традиционные книги печатались с использованием медных клише

Илл. 5

Рельефная свинцовая печать

3. Визуальные законы китайской живописи гохуа и западной

живописи

Илл. 6

Китайская традиционная рассеянная перспектива. Императору династии Мин повезло: в Сычуань приехал Ли Чжаодао

Илл. 7

Западная фокусная перспектива. Голландский художник-пейзажист Мейндел Хобема

4. Книжная графика династий Мин и Цин и периода Китайской Республики

Илл. 8

Верстка текста в «Сборнике иллюстраций Фэна Цзыкая» «^зИШЙ^ШШ

Илл. 9

Оформление книги «Литература эстетизма»

Илл. 10

Китайские традиционные линейные черно-белые иллюстрации

Илл. 11

Иллюстрация из книги «Рикша»

ШШТОЙИ

Илл. 12

Иллюстрация из книги «Счастье»

ШШЙИ

Илл. 13

Иллюстрация «Фэн Сяоцин». Оформление Вэнь Идо. 1927 г.

Илл. 14

Лян Тай «Рисунок того, как Ли Бо сочиняет стихи»

Ш! ЖЙт^Й

Илл. 15

Обложка книги «Плохой ребенок»

Илл. 16

Обложка книги «Избранные произведения Лу Синя»

Илл. 17

Обложка «Новейшей книги 6-ти законов Китайской Республики»

Илл. 18

Обложка книги «Столица кормит голубей»

19-1. «Любовь в падшем городе». Принцесса Сахей Ини;

19-2. «Любовь в падшем городе». Бай Люсу;

19-3. «Сутра Сердца». Сяо Хань и Сюй Фэнъи Илл. 19

Чжан Айлин. Иллюстрации из книг Чжан Айлин: (19-1 19-2 19-3

242

Илл. 20

Обложка книги Лю Цзипяо «Дань». 1928 г.

Илл. 21

Обложка сборника «Все явления природы»

Илл. 22

Обложка книги «Сопротивление»

Илл. 23

Обложка книги «Малый барабан: сборник»

Илл. 24

Обложка книги «Женщины, пережившие страдания»

штт

Илл. 25

Обложка книги «Весенне-осенняя грусть»

Илл. 26

Обложка книги «Осторожно с огнем»

Илл. 27

У Шучжэнь. Обложка книги «Выражение оценки». 1928 г.

Илл. 28

Обложка книги «Музыка детей». Оформление Цянь Цзюньтао. 1930 г.

Илл. 29

Обложка книги «Искусство и страсть». Оформление Цянь Цзюньтао. 1928 г.

5. Эволюция дизайна обложек и иллюстраций известных журналов Китайской Республики

1) «Восточный журнал»

Илл. 30

Обложка «Восточный журнал» 1904 г. (Цинской династии) Обложка первой переплетенной книги.

Илл. 31

Обложка

«Восточного журнала». № 25. 1928 г.

25 т

Илл. 32

Новогодний выпуск «Восточного журнала». 1934 г.

2) «Современный альманах»

Илл. 33-1

Обложка журнала «Современный альманах». № 1

Илл. 33-2

Обложка журнала. «Современный альманах». № 1. Т. 4

ШТСШ»4 # 1 да

3) «Ковчег» ^^^

[11-.

Илл. 34

Обложка журнала «Ковчег». 1937 г.

Илл. 35

Обложка журнала «Ковчег». № 9

4) «Юный компаньон»

ЖЖ\

ИЛ,« о<101ити((м» »-Я»

ТИК Уои\о СОМРАМЮГМ

Илл. 36

Обложка журнала «Юный компаньон». 1926 г.

ЙШ

5) «Суббота» МтА

Илл. 37

Обложка журнала «Суббота». 1921 г.

ЙШ

6. Графическая коммерческая реклама периода Китайской Республики

Илл. 38

«Календарь». 1912 г.

Илл. 39

Торговая марка «Цзюнь Ихао» (пиротехнические устройства)

7. Переводы книг зарубежной литературы и дизайн книг в период Китайской Республики

Илл. 40

Обложка книги русского писателя А.С. Яковлева «Октябрь». Оформление Лу Синя. 1939 г.

Илл. 41

Обложка книги русского писателя А.С. Яковлева «Маленький Йоханнес». Оформление Лу Синя. 1929 г.

Илл. 42

Обложка книги русского писателя Н. В. Гоголя «Мертвые души». 1935 г. Дизайн Лу Синя. Выполнил Цянь Цзюньтао.

Илл. 43

Обложка книги русского писателя М. Горького «Песня о Буревестнике». Оформление Лу Синя. 1936 г.

Г. В. Плеханов. «Об искусстве». Перевод Лу Синя

А. А. Богданов. «Новое искусство». Обложка Фэн Сюэфэна

А. В. Луначарский. «Литература, искусство и критика». Перевод Лу Синя

Нисино Ёсиаки. «Политический курс в литературе и искусстве». Перевод Лу Синя

Илл. 44

Обложка переводных книг серии «Научная эстетика». 1930 г. Перевод Лу Синя, Фэн Сюэфэна. Оформление Цянь Цзюньтао

Илл. 45

Иллюстрация «Вступления к «Избранным произведениям новой русской живописи"». В. Ф. Кринский. Конструктивистская символическая живопись

Илл. 46

Сборник русских гравюр «ШЙИШ

8. Работы западных художников и книжная графика Китайской Республики под их влиянием

1) АР-НУВО И АР-ДЕКО

Рос Адлер (Франция)

Илл. 47

Обложка "L'Envers du Music-Hall" Оформление Рос Адлера. 1926 г.

Период Китайской Республики

Вэнь Идо

Илл. 48

Обложка сборника стихов Сюй Чжимо «Тигр». Оформление Вэнь Идо. 1931 г. Н^^Ш+Ш^ШйШ

Обри Бёрдслей (Англия)

Илл. 49

Тапочки Золушки. Иллюстрация Обри Бёрдслея.

Илл. 50

Иллюстрация Обри Бёрдслея. «Aubrey Vincent Beardsley Venus Between Terminal Gods Giclee Canvas Print»

Книжная графика Китайской Республики под влиянием течений ар-нуво и ар-деко

Илл. 51

Иллюстрация Е Линфэна. Водяная лилия. ЙЖ. Иллюстрация Е Линфэна. Предрассветный час. ШШ

Илл. 52 Илл. 53

Иллюстрации к произведению Обложка сборника рассказов

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.