Когнитивный аспект формульности в эпическом дискурсе: фреймовый подход тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Сидорова, Марианна Борисовна

  • Сидорова, Марианна Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 232
Сидорова, Марианна Борисовна. Когнитивный аспект формульности в эпическом дискурсе: фреймовый подход: дис. кандидат наук: 10.02.19 - Теория языка. Иркутск. 2013. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сидорова, Марианна Борисовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМУЛЬНОСТИ В ЭПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

1.1. Общая характеристика эпического дискурса

1.1.1. Определение понятия «эпический дискурс»

1.1.2. Конститутивные свойства эпического дискурса

1.2. Общие проблемы формульности

1.2.1. Основные подходы к понятию формулы

1.2.2. Соотношение понятия формулы со смежными понятиями

1.3. Основные типологии формул

1.3.1. Смешанные типологии формул

1.3.2. Классификации формульных конструкций с точки зрения интерпретации формулы как единицы языка

1.3.3. Сюжетно-композиционные и семантически-ориентированные типы эпических формул

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Глава II. КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМУЛЬНОСТИ

2.1. Эпическая картина мира как когнитивная основа эпического дискурса

2.1.1. Картина мира: общие положения

2.1.2. Определение эпической картины мира

2.2. Концептуализация и категоризация знаний в эпической картине

мира

2.2.1. Концепт как базовая составляющая эпической картины мира

2.2.2. Фрейм и фрейм-сценарий как структуры представления знаний в эпической картине мира

2.3. Эпическая формула в контексте когнитивно-дискурсивного подхода..85 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

Глава III. ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКИХ ФОРМУЛ В РУССКОМ БЫЛИННОМ ДИСКУРСЕ

3.1. Роль формул в объективации фрейма смешанного типа «Пир»

3.1.1. Семантическая структура фрейма «Пир» (состав и содержание слотов)

3.1.2. Субфрейм-сценарий «Хвастовство»

3.1.3. Субфрейм-сценарий «Винопитие»

3.1.4. Статический и динамический варианты реализации

фрейма «Пир»

3.2. Роль формул в объективации фрейма-сценария «Сборы в путь»

3.2.1. Вводная сцена

3.2.2. Сцена «Подготовка коня»

3.2.3. Субфрейм-сценарий «Седлание коня»

3.2.4. Сцена «Снаряжение»

3.2.5. Субфрейм-сценарий «Прощание с родными»

3.2.6. Сцена «Отъезд»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

Глава IV. ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ЭПИЧЕСКИХ ФОРМУЛ В ДИСКУРСЕ ЯКУТСКОГО ОЛОНХО

4.1. Роль формул в объективации фрейма-сценария «КыргыЬыы -Сражение»

4.1.1. Содержание слота «участники»

4.1.2. Субфрейм-сценарий «ЭтиЬии - Перебранка»

4.1.3. Субфрейм-сценарий «Oxcyhyy - Схватка»

4.2. Роль формул в объективации фрейма смешанного типа «Ысыах»

4.2.1. Сцена «Созыв гостей»

4.2.2. Сцена «Подготовка места празднования»

4.2.3. Сцена «Подготовка праздничного угощения»

4.2.4. Сцена «Увеселения»

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИХ УСЛОВНЫХ

СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ И ИХ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивный аспект формульности в эпическом дискурсе: фреймовый подход»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование выполнено в русле научного направления концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности [Костюшкина, 2009; 2012] и посвящено изучению закономерностей реализации когнитивного потенциала эпических формул в дискурсе через моделирование концептуального содержания формул при помощи фреймов и фреймов-сценариев.

Эпос является уникальной формой выражения результатов художественно-эстетического познания действительности, отражением культуры и картины мира народа. Являясь неисчерпаемым хранилищем знаний о языке и культуре народа, эпические произведения на протяжении многих десятилетий представляют научный интерес для литературоведов и лингвистов и продолжают открывать нам все новые аспекты исследования.

Несмотря на то, что изучению эпических формул посвящено огромное количество научных работ, рассмотрение проблемы формульности ограничивалось, в основном, определением границ самого понятия и изучением стилистической роли формул в эпическом тексте.

В настоящее время эпос становится объектом изучения лингвокульту-рологии и когнитивной лингвистики, что способствует более глубокому рассмотрению проблем взаимодействия языка и культуры, языка и мышления. С развитием когнитиво-дискурсивного направления высказывается мысль о том, что ключ к разгадке самого механизма формульности следует искать именно в когнитивно-семантической природе формул [Артеменко, http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/567-kontseptosfera.html]. Однако вопрос о когнитивной основе формульности до сих пор остается малоизученным и требует более пристального внимания.

Актуальность исследования, таким образом, обусловлена недостаточной разработанностью когнитивного аспекта проблемы формульности в лингвистике, необходимостью изучения когнитивных основ семитической организации и функционирования эпических формул в дискурсе. С другой сторо-

ны, представляется актуальным изучение роли формульных образований в когнитивной организации эпического дискурса с позиций теории концептуализации и категоризации, а также теории языковой картины мира, основанной на принципах антропоцентризма.

Формульность как явление эпического языка представляет значительный интерес, так как она характерна для всех разноязычных эпических памятников. Опора на формулы в ходе порождения дискурса и есть объяснение тому, каким образом эпос может передаваться устно из поколения в поколение, воссоздаваясь каждый раз вновь носителем эпической традиции - сказителем, не осознающим себя автором.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что некоторые аспекты изучаемого явления нашли отражение в исследованиях по лингво-фольклористике: проблема вариативности и нормы художественных средств разрабатывалась на материале русских фольклорных сказок, песен и лубков [Пропп, 1998; Богатырев, 1971]; формульность на синтаксическом уровне анализировалась на материале русских былин [Калашникова, http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1995/150.html]; проблема фольклорного генезиса и семантики эпических произведений рассматривалась в рамках изучения фольклорной традиции [Неклюдов, 1975; Черванева, 2004]. Сегодня назрела необходимость рассмотрения проблемы формульности в контексте когнитивно-дискурсивного подхода.

Объектом исследования является дискурс эпических произведений на русском и якутском языках.

Предметом изучения является формульность как совокупность формульных образований, участвующих в когнитивной организации эпического дискурса.

Научная новизна диссертации заключается в применении фреймового подхода при анализе эпических формул, на основании которого выявляются дискурсообразующие возможности эпических формул и их когнитивный потенциал, определяются причины устойчивости этого явления. Материал эпи-

ческих произведений на русском и якутском языках до настоящего момента не подвергался комплексному исследованию, целью которого является изучение процесса порождения эпического дискурса, т.е. процесса концептуализации и категоризации знаний в эпической картине мира.

Цель данного исследования заключается в выявлении когнитивного потенциала формульности в эпическом дискурсе. Данная цель предопределила решение следующих задач:

1) идентифицировать эпический дискурс как особый тип дискурса и выявить его конститутивные свойства;

2) уточнить понятие эпической формулы; рассмотреть существующие подходы к определению данного термина и систематизировать существующие типологии формул;

3) обобщить теоретические основы когнитивного исследования эпического дискурса и объективирующихся в нем фрагментов эпической картины мира, в связи с чем:

а) определить понятие эпической картины мира на базе рассмотрения видовых и жанровых разновидностей картины мира;

б) определить понятие эпического концепта; рассмотреть основные трактовки концепта в лингвистике и соотношение концепта со смежными понятиями;

в) определить понятие фрейма; рассмотреть существующие трактовки и типологии, соотношение с другими структурами знания;

4) проанализировать закономерности объективации концептуальных и фреймовых образований в эпическом дискурсе через формульные конструкции;

5) выявить универсальные и специфические этнокультурные черты в функционировании формул в эпическом дискурсе.

Для достижения поставленных задач использовался комплекс научных методов, основным из которых являлся фреймовый анализ. Наряду с ним

применялись элементы концептуального анализа и контекстуально-интерпретативный анализ.

В качестве материала исследования привлекались эпические произведения на якутском языке (в основном, представленные в академических изданиях с подстрочным переводом на русский язык) и на русском языке (преимущественно киевский цикл былин). Данные произведения являются образцами героического эпоса в рассматриваемых культурах, хотя принадлежат к разным стадиальным типам. Якутские эпические тексты олонхо являются зафиксированными в письменной форме произведениями устного творчества и принадлежат к архаическому типу героического эпоса. Русский былинный эпос (былины), устное бытование которого можно считать уже завершенным, относится к классическому типу героического эпоса. Однако, имея в виду то, что данные тексты обладают всеми типологическими признаками данного жанра (каноническая форма, типовая композиция и устоявшийся сюжетно-мотивный состав), которые выражаются в стереотипности сюжетно-композиционных элементов и формульности речевых построений, считаем правомерным привлечение указанного материала для изучения когнитивного аспекта формульных образований. Обращение к различным типам эпических произведений позволяет подчеркнуть универсальный характер формульности как конститутивного свойства эпического дискурса. Общий объем рассмотренного материала составляет около 4200 страниц печатного текста.

Теоретическая значимость исследования состоит в получении новых данных о когнитивной организации эпического дискурса и закономерностях вербализации в нем эпических формул, которые рассматриваются как манифестации специфической для эпоса картины мира. Когнитивно-дискурсивная направленность исследования позволяет учесть диалектическую природу формулы как специфической формы взаимодействия глубинных (концептуальных и фреймовых) и поверхностных языковых структур, а также систематизировать типологию эпической формульности.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования полученных результатов в качестве материала теоретических курсов по лингвокультурологии, когнитивной лингвистике, дискурсивному анализу. Материалы диссертации могут быть полезны в решении прикладной задачи перевода якутского эпоса олонхо на другие языки.

Методологической основой диссертации послужили научные концепции, разработанные в рамках теории дискурса (Е. С. Кубрякова, М. Л. Макаров, Т. В. Милевская, А. П. Чудинов), лингвокультурологических и лингвокогнитивных концептологических исследований (Е. И. Алещенко, Н. Н. Болдырев, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, В. А. Маслова, 3. Д. Попова, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин), когнитивной лингвистики, когнитивной семантики и теории фреймов (Л. Барсалу, М. Грин, Т. ван Дейк, В. 3. Демьянков, Г. М. Костюшкина, Е. С. Кубрякова, М. Минский, Ч. Филлмор, В. Эванс и др.). Теоретической базой при рассмотрении категории формульности в эпическом дискурсе послужила устно-формульная теория, разработанная М. Пэрри и А. Лордом, которая объясняет происхождение и характер бытования эпоса в устной традиции. Изучение эпического дискурса опирается на сравнительно-типологические и филологические исследования героического эпоса в литературоведении и лингвофольклористике (Е. Б. Артеменко, Л. А. Астафьева, А. Н. Веселовский, С. Ю. Неклюдов, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов и др.).

На защиту выносятся следующие положения.

1. Эпический дискурс является формой репрезентации особой картины мира - эпической, базовыми элементами которой являются концепты. Эпический концепт отмечен выраженной оценочностью, национально-культурной спецификой и особым художественным потенциалом; он вербализуется, главным образом, через формульные номинации.

2. Наличие эпической картины мира в сознании сказителя и его аудитории определяет как характер воспроизведения эпического дискурса в целом, так и особенности функционирования в нем формул. Сущность эпичес-

кой формулы, ее стабильность и повторяемость в дискурсе обусловлены ее категориальной основой и концептуальным содержанием.

3. Категоризация знаний в эпической картине мира осуществляется через взаимодействие концептуальных и фреймовых образований, которые актуализируются в дискурсе посредством стандартных формульных конструкций: формульных номинаций, формульных выражений и формульных систем.

4. Формульные номинации (как наименьшие и наиболее устойчивые в структурно-семантическом отношении единицы) являются языковыми репрезентациями отдельных концептов. Формульные выражения в своей семантической основе соответствуют пропозициям. Формульные номинации и формульные выражения, сплетаясь в дискурсе с неформульными элементами, образуют формульные системы, которые являются языковыми манифестациями более крупных когнитивных образований - фреймов и фреймов-сценариев.

5. Фреймовые структуры, объективируемые на языковом уровне формульными конструкциями, выступают когнитивной основой типизированных описаний эпических ситуаций и участвуют в построении сюжетно-композиционной канвы эпического повествования, выстраиваясь в определенную повествовательную схему.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на научно-ориентированных семинарах Института зарубежной филологии и регионове-дения Северо-Восточного федерального университета, кафедры иностранных языков международного факультета Иркутского государственного лингвистического университета. Основные положения работы прошли апробацию в докладах на научных конференциях, проводимых на базе ИГЛУ (3-я, 4-я, 5-я Всероссийские научные конференции «Проблемы концептуальной систематики языка, речи и речевой деятельности» (Иркутск, 2009 г., 2010 г., 2011 г.); I научно-практическая конференция «Аспирантские чтения в ИГЛУ - 2011» (Иркутск, 2011 г.) и нашли отражение в 7 публикациях общим объемом 3,5 п.л., 3 из которых в рецензируемых научных изданиях (1,9 п.л.).

Выдвигаемые цель и задачи исследования предопределили соответствующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы (165 наименований), списка использованных словарей и их сокращений, списка источников и их сокращений, приложений.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель и задачи, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются методы и материал исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические предпосылки исследования формульно-сти в эпическом дискурсе» рассматриваются теоретические предпосылки изучения эпического дискурса, выявляются его конститутивные свойства, исследуется проблема эпической формульности, рассматривается типология эпических формул.

Во второй главе «Когнитивные основы изучения эпической формульности» изложен терминологический аппарат исследования: понятия эпической картины мира, эпического концепта, фрейма, фрейма-сценария. Рассматриваются основы фреймового подхода к изучению процессов концептуализации и категоризации знаний в эпической картине мира. Излагается принимаемый в диссертации подход к определению эпической формулы с учетом ее когнитивной основы.

В третьей главе «Фреймовый анализ эпических формул в русском былинном дискурсе» выявляется роль эпических формул в объективации глубинных когнитивных образований в дискурсе - фрейма смешанного типа «Пир» и фрейма-сценария «Сборы в путь», которые являются одними из самых частотных фреймовых структур в рамках рассматриваемого материала. Анализируются способы представления отдельных слотов и подслотов на языковом уровне в рамках указанных фреймовых структур, выявляются когнитивный потенциал и закономерности функционирования формульных образований в былинном дискурсе.

В четвертой главе «Фреймовый анализ эпических формул в дискурсе якутского олонхо» выявляется роль эпических формул в объективации наиболее частотных в дискурсе фреймов-сценариев «Сражение» и «Ысыах». Анализируются способы представления отдельных слотов и подслотов на языковом уровне в рамках указанных фреймовых структур, а также функциональный и когнитивный потенциал формульных образований.

Каждая глава завершается выводами. В заключении отражены основные результаты проведенного исследования и указаны перспективы дальнейшей разработки проблемы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМУЛЬНОСТИ В ЭПИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

1.1.Общая характеристика эпического дискурса 1.1.1. Определение понятия «эпический дискурс»

Эпос является уникальной формой выражения этнического самосознания, отражением культуры и картины мира народа, создавшего его. По мнению А. Я. Гуревича, назидательная функция эпоса столь же неотъемлема, как и познавательная. На той стадии развития человеческого общества и культуры, когда складывался этот жанр, «эпос давал всеобъемлющую картину мира, объяснял его происхождение и дальнейшие судьбы, включая и самое отдаленное будущее, учил отличать добро от зла, наставлял в том, как жить и как умирать» [Гуревич, 1975, с. 6]. Эпическое творчество служит средством выражения самосознания этноса, средством трансляции культурно-обусловленных социальных моделей. Не случайно эпос несет в себе ярко выраженную национально-культурную специфику: через описание деяний и помыслов культурных героев создается национальный портрет, в котором находят отражение ценностные ориентиры лингво-культурного сообщества.

В связи с вышесказанным представляется актуальным изучение этнокультурных характеристик эпического дискурса в разных языках с целью выявления способов отражения в нем эпической картины мира, а также определения релевантных признаков дискурса как культурно-ситуативной сущности.

Анализ существующих трактовок понятия «дискурс» свидетельствует о многозначности данного термина, который обязан своим появлением смене научной парадигмы в языкознании, что, в свою очередь, связано с развитием антропоцентрического направления исследований. Не рассматривая в деталях все подходы к этому многоаспектному феномену, сосредоточимся лишь на релевантных положениях, определяющих наше понимание дискурса.

При определении дискурса, по мнению Н. Д. Арутюновой, следует учитывать два ключевых момента: 1) одной своей стороной дискурс обращен к прагматической ситуации; 2) другой своей стороной дискурс обращен к ментальным процессам участников коммуникации (этнографическим, психологическим, социокультурным правилам и стратегиям порождения и понимания речи в тех или иных условиях [Арутюнова, 1990, с. 137]. В ракурсе когнитивного исследования дискурса интерес для нас представляет второе положение, а именно ментальная природа рассматриваемого явления.

Е. С. Кубрякова считает правомерным рассматривать дискурс не только с точки зрения речевых актов и речевых событий, но и как особую форму репрезентации различных видов знания, которые определяют речевые стратегии коммуникантов и влияют на выбор конкретных языковых форм в процессе формирования дискурса [Кубрякова, 2000, с. 23].

Многие другие определения в рамках когнитивного подхода также трактуют дискурс как явление, тесно связанное с мыслительными процессами человека и картиной мира, которая формируется структурами знания. Вслед за Т. В. Милевской, в данном исследовании под дискурсом понимается «совокупность речемыслительных действий коммуникантов, связанная с познанием, осмыслением и презентацией мира говорящим и осмыслением, реконструкцией языковой картины мира продуцента реципиентом» [Милев-ская, http://teneta.rinet.ш/шs/me/milevskat-discourseandtextdfn.htm].

Вопрос о предмете исследования теории дискурса непосредственным образом связан с проблемой соотношения понятий «текст» и «дискурс». Е. С. Кубрякова подчеркивает тот факт, что, изучая различные типы существования дискурса, исследователи, по сути, изучают тексты, которые трактуются как конечный результат процесса речевой деятельности, тогда как дискурс понимается как когнитивный процесс, связанный с речепроизводством. Зафиксированные в виде текстов результаты дискурса дают исследователям возможность познакомиться с информацией, репрезентированной в дискурсе, заново возвращаясь к нужным местам текста [Кубрякова, 2012, с. 123-124].

Вышеуказанные положения актуальны при исследовании текстов эпических произведений как частного аспекта более широкого явления — эпического дискурса, который непосредственно связан с моделированием особого эпического мира носителем эпической традиции — сказителем (в якутской лингвокультуре - олонхосутом). Устный характер воспроизводства эпоса играет решающую роль в порождении эпического дискурса, способах его организации в целом и реализации формульной техники в частности. Порождение эпического дискурса, как и любой сложный речемыслительный процесс, к сожалению, недоступно для непосредственного наблюдения. Однако, вслед за Е. С. Кубряковой, мы считаем правомерным для изучения этого процесса привлечение зафиксированных в результате порождения дискурса текстов, поскольку эпические тексты репрезентируют информацию, которая содержится в эпической картине мира и вербализуется в процессе сказывания эпоса.

Понятие «эпос» допускает весьма широкую трактовку. Данный термин (от греч. epos, "слово, повествование") в широком смысле обозначает один из литературных родов (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает событие в его объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности [БЭС, с. 1410].

В узком смысле слова под эпосом понимается народный героический эпос, специфическая народно-поэтическая разновидность повествовательных произведений в прозе и стихах. Как вид исконно устного творчества эпос неотделим от исполнительского искусства сказителя, которое основано на следовании традициям. По определению С. Ю. Неклюдова, на которое мы будем опираться в дальнейшем, героическим эпосом называется жанр устной и книжной словесности, который повествует о чрезвычайных героических деяниях и событиях мифологического или квазиисторического прошлого [Неклюдов, http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludovl 8.htm].

В данной работе под эпическим дискурсом мы понимаем совокупность всех текстовых и устных вариантов эпических произведений, связанных друг с другом общим способом генерирования и передачи смысла; наше внимание сосредоточено на традиционном героическом эпосе, и под эпическим дискурсом мы имеем в виду именно дискурс героического эпоса.

1.1.2. Конститутивные свойства эпического дискурса

Изучение эпического сказительства опирается на типологические исследования в литературоведении и теории фольклорных жанров (В. М. Жирмунский, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов). Героический эпос описывается в них как художественная система, характеризующаяся рядом над-этнических черт: «Эпосы разных народов соотносятся между собой типологически как различные закономерные этапы единого процесса и одновременно как его различные национальные вариации» [Путилов, 1999, с. 9]. Рассмотрим основополагающие универсальные характеристики эпического дискурса.

Исследователи эпоса единогласно сходятся в том, что главной универсальной особенностью эпического дискурса и решающим признаком эпоса как жанра является героический характер его содержания [Пропп, 1958, с. 5]. По мнению Е. А. Мельниковой, концепция героического служила тем основным критерием, в соответствии с которым осуществлялся по большей части неосознанный отбор фактов реальной жизни, отражаемых в эпическом дискурсе: событий, персонажей, деталей быта, вещных атрибутов, которые, становясь частью эпического мира, заполняли его пространство [Мельникова, 1987, с. 85]. Принципиально важным было соответствие рассказываемого не реальности, а тому представлению о героике, которое существовало в сознании рассказчика и слушателей. Поэтому в системе персонажей любого эпоса центральное место принадлежит образу культурного героя. Героический характер эпического дискурса неизменно порождает контрастность и гиперболичность образов, которая зачастую граничит с фантастикой.

По словам М. М. Бахтина, «мир эпопеи - национальное героическое прошлое, мир «начал» и «вершин» национальной истории, мир отцов и родоначальников, мир «первых» и «лучших». В семантическом отношении для эпоса характерна абсолютная сращенность предметных и пространственно-временных моментов с ценностными (иерархическими) [Бахтин, 1975, с. 456].

С аксиологической составляющей эпического творчества связана и категория эпического времени. Категория эпического времени тесно связана с проблемой историзма эпических памятников. Как указывает Е. М. Мелетинский, до настоящего времени переход от ранних форм эпоса к классическим, в основном, анализировался именно в плане синтезирования архаического сказочно-мифологического наследия с историческим преданием и формированием героического характера богатырей [Мелетинский, 1986, с. 108]. Можно говорить о том, что героизация, являясь важнейшей из фундаментальных характеристик эпического дискурса, отражает «эпическое время» в исторической жизни данных народов, когда войны, межродовые и межплеменные распри были главными темами устнопоэтического творчества. При этом сюжеты и образы олонхо и русских былин повествуют не о реальных событих и конкретных исторических фигурах, а отображают типичные явления и черты народа в широких художественных обобщениях устоявшимися эпическими средствами. Важно понимать то, что, по словам В. Я. Проппа, в эпосе отражены «не единичные события истории, а вековые идеалы народа» [Пропп, 1958, с. 26].

Основополагающей формально-структурной особенностью эпического дискурса следует считать его стихотворную, песенную форму (речитативную; часто с инструментальным сопровождением). Многие лингвофолькло-ристы полагают, что возможности хранения и устной передачи больших объемов текста заключены именно в метрически упорядоченном повествовании; это - своего рода фольклорная мнемотехника, лежащая в основе структурной организации эпического текста.

Однако в плане изучения организующего фактора дискурса более пристального внимания, на наш взгляд, заслуживают не столько формальные, сколько семантические категории, которые также обусловлены архаическими фольклорно-мифологическими истоками. По словам Б. Н. Путилова, архаическая традиция как единый механизм воссоздания устных эпических произведений определяет сами принципы, лежащие в основе национальных вариаций эпического дискурса. Традиция «навязала им нормы, законы сюжето-образования, повествования, изображения героев, наконец, оставила им в наследство целый комплекс представлений о мире» [Путилов, 1999, с. 22].

Действительно, за спецификой эпического дискурса стоит особая картина мира: «...эпическое творчество создает собственную реальность - "эпический мир" ... составляющие элементы эпического мира предстают как отобранные и соответствующим образом осмысленные. Это понятие связано с понятием "эпический язык" - упорядоченной системой правил и ограничений, способов организации текстов и передачи эпической информации, описаний и характеристик, сохранения и раскрытия эпической семантики» [Путилов, 1999, с. 27].

Универсальность вышеуказанных над-этнических черт эпосов разных народов обусловлена фольклорными истоками эпического творчества. Как подчеркивал Е. М. Мелетинский, фольклорная специфика генезиса эпоса и повествовательной литературы в целом характерна для всех форм эпоса — от ранних до классических [Мелетинский, 1986, с. 63]. По справедливому утверждению С. Ю. Неклюдова, основу эпического дискурса составляют вариативность и следование фольклорной традиции. Знание традиции предполагает не только знание правил организации и построения эпического дискурса, но и знание «эпического мира» данной культуры. В процессе порождения эпического дискурса сказителем эпическая традиция находит воплощение во множестве вариантов - в эпических текстах. Характеризуя содержание фоновых знаний, необходимых для воспроизведения эпоса, С. Ю. Неклюдов использует термин «авантекст», т.е. «ментальные данности

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидорова, Марианна Борисовна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алещенко, Е. И. Этноязыковая картина мира русского фольклора (на материале народной сказки) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Е. И. Алещенко. - Волгоград, 2008. - 42 с.

Аншакова, С. Ю. Языковая картина мира в системе антонимических оппозиций русских былинных текстов [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / С. Ю. Аншакова. - Тамбов, 2003. - 195 с.

Артеменко Е. Б. Концептосфера и язык фольклора: Характер и формы взаимодействия [Электронный ресурс] / Е. Б. Артеменко // Народная культура и проблемы ее изучения. Вып. 4. - URL : http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/567-kontseptosfera.html (дата обращения : 25.07.2012).

Арутюнова, Н. Д. Дискурс [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Большой энциклопедический словарь Языкознание. - М. : 1990. - С. 136-137.

Арутюнова, Н. Д. Введение [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. - М. : Наука, 1993. - С. 3-6.

Астафьева, Л. А. Типология лейтмотивов и описаний в русских былинах [Текст] / Л. А. Астафьева // Типология народного эпоса. - М. : Наука, 1975.-С. 260-286.

Астафьева, Л. А. Сюжет и стиль русских былин [Текст] / Л. А. Астафьева. - М. : Наследие, 1993. - 256 с.

Аханянова, Н. А. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации [Текст] / Н. А. Аханянова // Фольклор и современная культура: сб. науч. тр. - Якутск : ЯНЦ СО РАН, 1991. - С. 120-140.

Бабичева, А. С. Фрейм «свадьба» в английской и русской лингво-культурах [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / А. С. Бабичева. - Волгоград, 2007. - 22 с.

Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А. П. Бабушкин. - Воронеж : Изд-во Воронеж, унта, 1996. - 159 с.

Багликова, И. В. Репрезентативные пары как один из типов композитов в фольклорном тексте (на материале былин Печоры) [Текст] / И. В. Багликова // Лингвофольклористика. - Вып. 8: Сборник науч. статей. - Курск : Изд-во КГУ, 2004. - С. 11-27.

Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику [Текст] / А. Н. Баранов. - М. : Эдиториал УРСС, 2003. - 358 с.

Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Худ. литература, 1975. - 502 с.

Бахтин, М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000а. - 336 с.

Бахтин, М. М. Эпос и роман [Текст] / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 20006.-304 с.

Богатырев, П. Г. Функции лейтмотивов в русской былине [Текст] / П. Г. Богатырев // Вопросы теории народного искусства. - М. : Искусство, 1971.-С. 432-449.

Богатырев, П. Г., Якобсон, Р. О. Фольклор как особая форма творчества [Текст] / П. Г. Богатырев, Р. О. Якобсон // Вопросы теории народного искусства. - М. : Искусство, 1971. - С. 432 - 449.

Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по англ. филологии [Текст] / Н. Н. Болдырев. - Тамбов : Изд-во Тамб. ун-та. - 2-е изд. стер., 2001,- 123 с.

Бунеева, Е. С. Концептологическая модель признака старшинства [Текст] / Е. С. Бунеева // Языковая личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. / ВГПУ, ПМПУ. - Волгоград; Архангельск : Перемена, 1996. - С. 33-41.

Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа [Текст] / Й. Л. Вайсгербер. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 232 с.

Васильев, Г. М. Якутское стихосложение [Текст] / Г. М. Васильев. -Якутск : Кн. изд-во, 1965. - 125 с.

Велиев, К. Н. Традиционные формулы в тюркоязычном эпосе [Текст] / К. Н. Велиев // Советская тюркология. - 1987. - №3. - С. 88-93.

Веселовский, А. Н. Историческая поэтика [Текст] / А. Н. Веселовский. - Л. : Худ. Литература, 1940. - 648 с.

Волкова, 3. Н. Эпос Франции: История и язык французских эпических сказаний [Текст] / 3. Н. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Либроком, 2009.-320 с.

Воронцова, Т. И. Картина мира в тексте английской баллады (когнитивная основа и языковая репрезентация) [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.04 / Т. И. Воронцова. - СПб., 2003. - 398 с.

Воротников, Ю. Л. Слова и время [Текст] / Ю. Л. Воротников. - М. : Наука, 2003. - 167 с.

Габышева, Л. Л. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского эпоса олонхо) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Л. Л. Габышева. - Москва, 1986. - 19 с.

Гильфердинг, А. Ф. Олонецкая губерния и её народные рапсоды [Текст]. В 3 т. Т. 1 / А. Ф. Гильфердинг // Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 г. - 4-е изд. - М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1949.-С. 29-84.

Герасимова, Н. М. Формулы русской волшебной сказки (К проблеме стереотипии и вариативности традиционной культуры) [Текст] / Н. М. Герасимова // Советская этнография. - 1978. - №5. - С. 18-28.

Гринцер, П. А. Эпические формулы в «Махабхарате» и «Рамаяне» [Текст] / П. А. Гринцер // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа. - М. : Наука, 1975. - С. 156-181.

Гринцер, П. А. Стилистическое развертывание темы в санскритском эпосе [Текст] / П. А. Гринцер // Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности. - М. : Наука, 1978. - С. 16-48.

Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.

Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры [Текст] / А. Я. Гуревич. -М. : Искусство, 1972. -318 с.

Гуревич, А. Я. Средневековый героический эпос германских народов [Текст] / А. Я. Гуревич // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. -М. : Художественная литература, 1975. - С. 5-26.

Давлеткулов, А. X. Картина мира в народном эпосе (анализ мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир) [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / А. X. Давлеткулов. - Уфа, 1991. - 18 с.

Давыдова, О. А. Традиционные языковые средства русской народной волшебной сказки (определительные сочетания, поэтические формулы) [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / О. А. Давыдова. - М., 1981. -173 с.

Далгат, У. Б. Типовые черты нартского эпоса [Текст] / У. Б. Далгат // Типология народного эпоса. - М. : Наука, 1975. - С. 213-234.

Дейк, Т. А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. А. Ван Дейк. - М. : Прогресс, 1989. - 312 с.

Демьянков, В. 3. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке [Текст] / В. 3. Демьянков // Вопросы филологии. - М. : Ин-т иностр. яз. ИИЯ РАН, 2001. - № 4. - С. 35-46.

Десницкая А. В. Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка [Текст] / А. В. Десницкая. - Л. : Наука, 1970. - 99 с.

Егорова, О. А. Традиционные формулы как явление народной культуры (на материале русской и английской фольклорной сказки) : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / О. А. Егорова. - М., 2002. - 259 с.

Емельянов, Н. В., Илларионов В. В. Эпическая традиция якутов и олонхо В. О. Каратаева [Текст] / Н. В. Емельянов, В. В. Илларионов // Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох [Текст]. - Новосибирск : Наука, 1996.-С. 10-41.

Жирмунский, В. М. Тюркский героический эпос: Избр. труды [Текст] / В. М. Жирмунский. - Л. : Наука, 1974. - 727 с.

Жирмунский, В. М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки [Текст] / В. М. Жирмунский. - М. : ОГИ, 2004. - 464 с.

Захарова, Т. В. Термин «картина мира» в современных лингвистических исследованиях [Текст] / Т. В. Захарова // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2008.-С 118-121.

Избекова, Е. И. Числительные в олонхо: структура и семантика [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.06 / Е. И. Избекова. — Якутск, 2000. - 20 с.

Илларионов, В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо [Текст] / В. В. Илларионов. - Новосибирск : Наука, 2006. - 191 с.

Ильина, С. В. Ритмические основы традиционного песенного творчества волжских татар и чувашей: к проблеме формульности [Текст] : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / С. В. Ильина. — Чебоксары, 2004. — 162 с.

Ирисханова, О. К. Коммуникативное событие «обмен экспертными знаниями»: опыт лингвокогнитивного моделирования [Текст] / О. К. Ирисханова, Ю. Б. Мотро // Языковое существование человека и этноса. Вестник МГЛУ, серия Языкознание. - М. : ИПК МГЛУ Рема, 2009. -Вып. 557.-С. 147-168.

Калашникова, Е. А. К вопросу о формульности эпического текста [Электронный ресурс] / Е. А. Калашникова // Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения - 1995». - Музей-заповедник «Кижи». - URL : http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-1995/150.html (дата обращения : 12.03.2009).

Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования [Текст] / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр.; под ред. И. А. Стернина. - Воронеж : ВГУ, 2001.-С. 75-80.

Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М. : Наука, 1987. - 263 с.

Конобеева, А. О. Глаголы движения с локальными префиксами в категоризации пространственных отношений в современном немецком языке [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / А. О. Конобеева. - Тамбов, 2006. - 194 с.

Концептуализация и категоризация в языке [Текст] / Г. М. Костюшкина, Л. Г. Озонова и др. - Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2006. - 584 с.

Корнилов, О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов: учеб. пособие [Текст] / О. А. Корнилов. - 3-е изд. испр. -М. :КДУ, 2011.-350 с.

Костюшкина, Г. М. Концептуальная систематика языка, речи и речевой деятельности как объект лингвистики [Текст] / Г. М. Костюшкина // Вестник ИГЛУ. Серия «Филология». - 2009 - №1. - С. 6-12.

Костюшкина, Г. М. Роль системообразующего механизма в системных исследованиях языка и речи [Текст] / Г. М. Костюшкина // Научное мнение. -2012,-№9.-С. 68-74.

Кравченко, А. В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка [Текст] / А. В. Кравченко. — Иркутск : Иркутская обл. типография № 1,2001.-261 с.

Кубрякова, Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (Обзор) [Текст] / Е. С. Кубрякова // Дискурс, речь, речевая деятельность: Функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров. - М. : ИНИОН, 2000. С. 7-25.

Кубрякова, Е. С. Языковая картина мира как особый способ репрезентации образа мира в сознании человека [Текст] / Е. С. Кубрякова // Вестник ЧГПУ - Чебоксары : ЧГПУ, 2003. - № 4(38). - С. 3-12.

Кубрякова, Е. С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М. : Знак, 2012. - 208 с.

Кулаков, Ф. М. Приложение к русскому изданию [Текст] / Ф. Кулаков // Фреймы для представления знаний. - М . : Энергия, 1979. - С. 122-144.

Кумахов, М. А. К проблеме яыка эпической поэзии [Текст] / М. А. Кумахов // Вопросы языкознания. - 1979. - №2. - С. 48-60.

Лакофф, Дж. Лингвистические гештальты [Текст] / Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1981. — Вып. X. - С. 350-368.

Лакофф, Д. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. [Текст] / Д. Лакофф, М. Джонсон; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - Изд. 2-е. -М. : Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с.

Лорд, А. Б. Сказитель [Текст] / А. Б. Лорд. - М. : Восточная литература РАН, 1994.-368 с.

Лотман, Ю. М. Об искусстве [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 1998.-702 с.

Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров [Текст] / Ю. М. Лотман. -М. : Языки русской культуры, 1999. - 447 с.

Лурье, С. В. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала [Текст] / С. В. Лурье. - СПб. : Тип. им. Котлякова, 1994.-288 с.

Лурье, С. В. Этническая картина мира [Электронный ресурс] / С. В. Лурье. - URL : http://www.cstaip.rU/info/svlourie/hist-ethnology/9.htm (дата обращения: 10.12.11).

Макаров, М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе [Текст] / М. Л. Макаров. - Тверь : ТГУ, 1998. - 199 с.

Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. - М. : Гнозис, 2003.-280 с.

Мальцев, Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики [Текст] / Г. И. Мальцев // Русский фольклор. - Л. : Наука, 1981. - Том. 21: Поэтика русского фольклора. - С. 13-37.

Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие [Текст] / В. А. Маслова. - 3-е изд. перераб. и доп. - Минск : ТетраСистемс, 2008. - 272 с.

Маслова, Ж. Н. Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.19 / Ж. Н. Маслова. - Тамбов, 2011. -421 с.

Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие [Текст] / Б. С. Мейлах. - М. : Искусство, 1985. - 317 с.

Мелетинский, Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1986. - 318 с.

Мельникова, Е. А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе [Текст] / Е. А. Мельникова. - М. : Мысль, 1987. - 203 с.

Миклошич, Ф., Изобразительные средства славянского эпоса : (Чит. в заседании Венек, акад. наук 3 июня 1889 г.) [Текст] / Ф. Миклошич,

A. Е. Грузинский. - М. : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895. - 34 с.

Милевская, Т. В. Дискурс и текст: проблема дефиниции [Электронный ресурс] / Т. В. Милевская. - URL : http://teneta.rinet.ru/rus/me/milevskat-discourseandtextdfn.htm (дата обращения: 12.12.2010).

Миллер, В. Ф. Очерки русской народной словесности. [Текст] /

B. Ф. Миллер // Язык фольклора: Хрестоматия; сост. А. Т. Хроленко. - М. : Флинта: Наука, 2005. - С. 127-129.

Минский, М. Фреймы для представления знаний [Текст] / М. Минский; под ред. Ф. М. Кулакова. - М. : Энергия, 1979. - 151 с.

Минский, М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного [Текст] / М. Минский // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1988. - Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. — С. 281-309.

Неклюдов, С. Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора [Текст] /

C. Ю. Неклюдов // Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти В. Я. Проппа. - М. : Наука, 1975. - С. 182 - 190.

Неклюдов, С. Ю. Авантекст в фольклорной традиции [Электронный ресурс] : Программная статья для дискуссии руководителя мастерской д-ра филол. наук С. Ю. Неклюдова / С. Ю. Неклюдов. - URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/avantext.html (дата обращения: 20.09.2011).

Неклюдов, С. Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» [Электронный ресурс] / С. Ю. Неклюдов. - URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludovl4.htm (дата обращения: 20.09.2011).

Неклюдов, С. Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса [Электронный ресурс] / С. Ю. Неклюдов. - URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/avantext.html (дата обращения: 29.09.2011).

Никитин, М. В. Об отражении картины мира в языке [Текст] / М. В. Никитин // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Lingüistica. - №8. - СПб. : Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена. - 1999. -С. 6-14.

Никитин, М. В. Что рисуют нам «картины мира»? [Текст] / М. В. Никитин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. - №3(5). - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 2003. - С. 141-148.

Никитина, С. Е. Устная народная культура и языковое сознание [Текст] / С. Е. Никитина. - М. : Наука, 1993.- 189 с.

Озонова, JI. Г. Языковая репрезентация фрейма РАДОСТЬ во французском языке [Текст] / JI. Г. Озонова // Концептуализация и категоризация в языке. - Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2006. - С. 50-124.

Павилёнис, Р. И. Проблема смысла: современный логико-философский анализ языка [Текст] / Р. И. Павилёнис. - М. : Мысль, 1983. - 286 с.

Петров, В. В. На пути к когнитивной модели языка (вступительная статья) [Текст] / В. В. Петров, В. И. Герасимов // Новое в зарубежной лингвистике. — М. : Прогресс, 1988. - Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. - С. 511.

Петров, Н. В. Сюжетно-мотивный состав русского эпоса: модели эпического нарратива [Текст] : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.09 / Н. В. Петров. — Москва, 2007.-301 с.

Пищальникова, В. А., Сонин, А. Г. Общее языкознание : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Пищальникова, А. Г. Сонин. - М. : Академия, 2009. - 448 с.

Позднеев, А. В. Общие места и «перенесения» в былинах [Текст] / А. В. Позднеев // Проблемы истории литературы. Труды кафедр советской и русской литературы МГЗПИ. - М. : Типография ЦИНТИ Госкомзага, 1964. С. 65 -86.

Попова, 3. Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж : Изд-во Воронежем гос. ун-та, 2002. - 314 с.

Попова 3. Д. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - М. : Гнозис, 2007. - С. 7-9.

Попова, 3. Д. Полевая модель концепта [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин // Введение в когнитивную лингвистику: учеб. пособие / 3. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И, Карасик, А. А. Кретов, Е. А. Пименов, М. В. Пименова; отв. ред. М. В. Пименова. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005.-220 с.-С. 12-45

Попова 3. Д. Когнитивная лингвистика [Текст] / 3. Д. Попова, И. А. Стернин. - М. : ACT: Восток-Запад, 2010.-314 с.

Постовалова, В. И. Картина мира в жизнедеятельности человека [Текст] / В. И. Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Под ред. Б. А. Серебренникова. - М. : Наука, 1988. - С. 8-70.

Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп // Вопросы поэтики. - Л. : ACADEMIA, 1928. - Вып. 12. - 152 с.

Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 1998. - 511 с.

Пропп, В. Я. Русский героический эпос. [Текст] / В. Я. Пропп. - М. : Гослитиздат, 1958. - 603 с.

Путилов, Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент [Текст] / Б. Н. Путилов // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей памяти В. Я. Проппа. - М. : Наука, 1975. - С. 141-155.

Путилов, Б. Н. Эпическое сказительство: Типология и эпическая специфика [Текст] / Б. Н. Путилов. - М. : Восточная литература, 1997. - 295 с.

Путилов, Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса [Текст] / Б. Н. Путилов. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 1999. - 288 с.

Радлов, В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен. [Текст]. В 7 ч. Ч. 5. Наречие дикокаменных киргизов / В. В. Радлов. -СПб. : [б.и.], 1885.-599 с.

Разумова, И. А. Повествовательный стереотип в русской волшебной сказке [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.09 / И. А. Разумова. - JL, 1984.-216 с.

Райхл, К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура / К. Райхл - М. : Вост. лит., 2008. - 383 с.

Рошияну, Н. Традиционные формулы сказки [Текст] / Н. Рошияну — М. : Наука, 1974.-216 с.

Селиванов, Ф. М. Богатырский эпос русского народа [Текст] / Ф. М. Селиванов // Былины. - М. : Сов. Россия, 1988. - С. 5-24.

Сепир, Э. Грамматист и его язык [Текст] / Э. Сепир // Языки как образ мира. - М. : ACT; СПб. : Terra Fantastica, 2003. - С. 220-546.

Серебренников, Б. А. Как происходит отражение картины мира в языке? [Текст] / Б. А. Серебренников // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. - М. : Наука, 1988. - С 147-187.

Серебряный, С. Д. Формулы и повторы в «Рамаяне» Тулсидаса (К постановке проблемы) [Текст] / С. Д. Серебряный // Памятники книжного эпоса. - М. : Наука, 1978. - С. 106-140.

Симина, Г. Я. Языковые средства экспрессии в народных сказках (по материалам пинежских сказок, записанных автором в 1958-1975 гг.) [Текст] / Г. Я. Симина // Язык жанров русского фольклора. Межвузовский научный сборник. - Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского гос. ун-та им. О. В. Куусинена, 1977. - С. 102-113.

Синельникова, А. В. Лингвокультурные особенности фольклорной стереотипии: сопоставительный аспект (на материале французских и итальянских народных сказок) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / А. В. Синельникова. — Челябинск, 2007. - 160 с.

Скурту, Н. П. Искусство и картина мира [Текст] / Н. П. Скурту. - Кишинев: Штиинца, 1990. - 88 с.

Слепцов, П. А. Якутский литературный язык. Формирование и становление общенациональных норм [Текст] / П. А. Слепцов. — Новосибирск : Наука, 1990.-273 с.

Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе [Текст] / Г. Г. Слышкин. - М. : Academia, 2000. - 141 с.

Смирнов, Ю. И. Сходные описания в славянских эпических песнях и их значение [Текст] / Ю. И. Смирнов // Славянский и балканский фольклор. -М. : 1971.-С. 124-157.

Степанов, Ю. С. Несколько замечаний о специфике художественного текста [Текст] / Ю. С. Степанов // Лингвистика текста: Сб. науч. тр. — М. : МГПИИЯ, 1976.-Вып. 103.-С. 144-150.

Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю. С. Степанов. - М. : Языки русской культуры, 1997. -824 с.

Топоров, В. Н. Мировое древо: Универсальные знаковые комплексы [Текст]. В 2 т. Т. 2 / В. Н. Топоров. - М. : Рукописные памятники Древней Руси, 2010.-496 с.

Тронский, И. М. К вопросу о «формульном стиле» гомеровского эпоса [Текст] / И. М. Тронский // Philologica: Исслед. по языку и литературе. Памяти акад. В. М. Жирмунского. - JI. : 1973. - С. 48-57.

Филин, Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца [Электронный ресурс] / Н. В. Филин. - URL : http://forum.kazakia.info/viewtopic.php?f=40&t=585 (дата обращения : 13.01.13).

Филлмор, Ч. Основные проблемы лексической семантики [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Радуга, 1983. - Вып. 12. Прикладная лингвистика. - С. 74-122.

Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1988. - Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. - С. 52-93.

Харвилахти, JI. Поэтика эпической традиции: аспекты преемственности и воссоздания народными певцами (на материале русского, ингерман-ландского и алтайского эпоса) [Текст]: Дис. в форме научного доклада ... докт. филол. наук : 10.01.09 / JI. Харвилахти. - М., 1998. - 78 с.

Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии [Текст] / А. Т. Хроленко. - М. : Флинта-Наука, 2005. - 184 с.

Цивьян, Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы [Текст] / Т. В. Цивьян. - Изд. 3-е, испр. - М. : КомКнига, 2006. - 280 с.

Цивьян, Т. В. Модель мира и ее роль в создании авантекста [Электронный ресурс] / Т. В. Цивьян. - URL : http://www.ruthenia.ru/folklore/tcivian2.htm (дата обращения: 05.11.2010).

Чарняк, Ю. Умозаключения и знания. (Часть II) [Текст] / Ю. Чарняк // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 12. Прикладная лингвистика. — М. : Радуга, 1983.-С. 272-317.

Чейф, У. Память и вербализация прошлого опыта [Текст] / У. Чейф // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 12. Прикладная лингвистика. - М. : Радуга, 1983.-С. 35-73.

Черванева, В. А. Пространство и время в фолыслорно-языковой картине мира (на материале эпич. жанров) [Текст] / В. А. Черванева, Е. Б. Артеменко. - Воронеж : Воронеж, гос. пед. ун-т, 2004. - 183 с.

Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) [Текст] / А. П. Чудинов. -Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 2001. - 238 с.

Шенк Р. Скрипты, планы и знание [Текст]. В 6 т. Т. 6 / Р. Шенк, Р. П. Абельсон // Труды IV межд. конф. по искусств, интеллекту. - М. : Научи. совет по компл. пробл. "Кибернетика" АН СССР, 1975. - С. 208-220.

Эргис, Г. У. Богатырский эпос якутов - олонхо [Текст] / Г. У. Эргис // Нюргун Боотур Стремительный. Богатырский эпос якутов. - Якутск : ГОСИЗДАТ ЯАССР, 1947. - С. 5-62.

Эргис, Г. У. Очерки по якутскому фольклору [Текст] / Г. У. Эргис. -М. : Наука, 1974.-404 с.

Ярцева, К. В. Концептуальная оппозиция FREOND - FEOND (ДРУГ -ВРАГ) в древнеанглийской эпической картине мира (на материале англосаксонской поэмы «Беовульф») [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / К. В. Ярцева. - Архангельск, 2009. - 176 с.

Anderson, J. R. Human Associative Memory [Text] / J. R. Anderson, G. H. Bower. - Washington; N.Y. : V.H. Winston, 1973. - 524 p.

Barsalou, L. W. Frames, Concepts and Conceptual Fields [Text] / L. W. Barsalou // Frames, Fields and Contrasts. New Essays in Semantic and Lexical Organization; ed. A. Lehrer, E. F. Kittay. - Hillsdale : Lawrence Erlbaum Associates, 1992. - P. 21-74.

Bartlett, F. C. Remembering: A Study in Experimental and Social Phsy-chology [Electronic Resource] / F. C. Bartlett. - Cambridge Univesrity Press, 1932. - URL : http://www-

pmhs.stjohns.kl2.fl.us/teachers/higginj/S0DBE8052.7/Remembering,Bartlett(19 32.pdf (дата обращения : 12.09.11).

Bowra, С. M. The Romantic Imagination [Text] / С. M. Bowra. - London : Oxford University Press, 1950. - 306 p.

Bowra, С. M. Heroic Poetry [Text] / С. M. Bowra. - London : Macmillan, 1961.-590 p.

Evans, V. Cognitive Linguistics. An Introduction [Text] / V. Evans, M. Green. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2006. - 830 p.

Jackendoff, R. S. Semantics and Cognition [Text] / R. S. Jackendoff. -Cambridge : MIT Press, 1983. - 283 p.

Johnson-Laird, P. N. Mental Models in Cognitive Science [Text] / P. N. Johnson-Laird // Cognitive Science, 1980. - № 4. - P. 71-115.

Johnson-Laird, P. N. Mental Models: Towards a Cognitive Science of Language, Inference and Consciousness [Text] / P. N. Johnson-Laird. - Cambridge (MA): Harvard University Press, 1983. - 513 p.

Lakoff, G. Women, Fire and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind [Text] / G. Lakoff. - Chicago : The University of Chicago Press, 1987.-614 p.

Langacker, R. W. Foundations of Cognitive Grammar [Text] / R. W. Langacker. - Stanford Calif. : Stanford University Press, 1987. - Vol. 1. -540 p.

Lord, A. B. Composition by Theme in Homer and Southslavic Epos [Electronic Resource] / A. B. Lord // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. - 1951. - Vol. 82. - URL : http://www.jstor.org/action/showPublication?journalCode=tranprocamerphil (дата обращения: 10.12.12)

Lord, A. B. The Singer of Tales [Text] / A. B. Lord. - Cambridge Mass. : Harvard Univ. Press, 1960. - 309 p.

Lord, A. B. Perspectives on Recent Work on the Oral Traditional Formula [Text] / A. B. Lord // Oral Tradition. - 1986. - № 3. - P. 45-89.

Magoun F. P. The Oral-Formulaic Character of Anglo-Saxon Narrative Poetry [Text] / F. P. Magoun // Speculum. -N.Y. : Twayne Publishers, 1953. -Vol. 28.-P. 446-467.

Minsky, M. A Framework for Representing Knowledge [Electronic Resource] / M. Minsky. - URL : http://web.media.mit.edu/~minsky/papers/Frames/frames.html (дата обращения : 28.11.11)

Paivio, A. Imagery and Verbal Processes [Text] / A. Paivio. - N.Y. : Holt, Rinehart and Winston, 1971. - 596 p.

Parry, M. Studies in the Epic Technique of Oral Verse-Making. I. Homer and Homeric Style [Text] / M. Parry // Harvard Studies in Classical Philology. -1930. - Vol. 41. - URL :

http://www.jstor.org/action/showPublication?journalCode=harvstudclasphil (дата обращения: 10.12.12).

Pylyshyn, Z. W. Computation and Cognition [Text] / Z. W. Pylyshyn. -Cambridge (MA): MIT Press, 1968. - 320 p.

Quillian, M. R. Semantic Memory [Text] / M. R. Quillian // Semantic information processing. - Cambridge (MA) : MIT Press, 1968. - P. 216-270.

Schank, R. Scripts, Plans and Knowledge [Text] / R. Schank, R. Abelson // Advance Papers of Fourth Intern. Joint. Conf. Artificial Intelligence. - London, 1971.-P. 167-182.

Schank, R., Abelson, R. Scripts, Plans, Goals and Understanding [Text] / R. Schank, R. Abelson. - Hillsdale, New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, 1977.-248 p.

Whorf, B. L. Language, Thought and Reality [Text] / B. L. Whorf. - Cambridge (MA): MIT Press, 1956. - 278 p.

Wierzbicka, A. Lexicography and Conceptual Analysis [Text] / A. Wierzbicka. - Ann Arbor : Karoma, 1985. - 368 p.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ И ИХ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ Ахманова - Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - Изд. 2-е, стер. - М. : Советская Энциклопедия, 1966. -608 с.

БЭ - Большая энциклопедия [Текст]. В 62 т. Т. 55. - М. : ТЕРРА, 2006. - 592 с.

БЭС - Большой энциклопедический словарь [Текст] / под ред.

A. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 1999. - 1456 с.

Даль - Словарь В. И. Даля [Электронный ресурс]. - URL : http://dal.sci-lib.com (дата обращения: 10.02.13).

КСКТ - Краткий словарь когнитивных терминов [Текст] / Е. С. Кубрякова [и др.]. - М. : Просвещение, 1996. - 200 с.

КФЭ - Губский, Е. Ф., Кораблева, Г. В., Лутченко, В. А. Краткая философская энциклопедия [Текст] / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева,

B. А. Лутченко. - М. : Прогресс, 1994. - 576 с.

Ожегов - Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. — URL : http://enc-dic.com/ozhegov/ (дата обращения: 11.02.13).

Пекарский - Пекарский, Э. К. Словарь якутского языка, составленный Э. К. Пекарским при ближайшем участии Д. Д. Попова и В. М. Попова [Текст] : в 3 т. / Э. К. Пекарский. - СПб.; Пг.; Л., 1907-1930. - Вып. 1-13. -3859 стб.

ФЭС — Философский энциклопедический словарь. [Текст]. — М. : ИНФРА-М, 2006. - 576 с.

ST - SakhaTyla.ru: Онлайн словарь якутского языка [Электронный ресурс]. - URL : http://sakhatyla.ru/ (дата обращения: 11.02.12).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРОВ и ИХ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Авенариус - Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии [Текст] / Сост. В. П. Авенариус. - СПб. : Типография М. Стасюлевича, 1880. - 449 с.

Александров - Александров, Н. С. Кор Буурай [Электронный ресурс] / Н. С. Александров. - URL: http://olonkho.info/ru/index.php (дата обращения : 11.11.12).

Амвросьев - Амвросьев, А. П. 05о Тулаайах Бухатыыр [Электронный ресурс] / А. П. Амвросьев. - URL: http://olonkho.info/ru/index.php (дата обращения : 11.11.12).

Бурнашев - Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос [Текст]. -Новосибирск : Наука, 1993 — 330 с.

Гильфердинг - Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года [Текст]. В 3 т. Т. 2 / А. Ф. Гильфердинг; под общей ред. М. К. Азадовского. - Изд-е 3-е. - М.; Л. : Изд-во Академии Наук СССР, 1938.-712 с.

Говоров 1 - Говоров, Д. М. Непобедимый Мюлджю Бёгё: олонхо [Текст]. В 2 кн. Кн. 1 / Д. М. Говоров. - Якутск : Бичик, 2010. - 480 с.

Говоров 2 - Говоров, Д. М. Непобедимый Мюлджю Бёгё: олонхо [Текст] / В 2 кн. Кн. 2 / Д. М. Говоров. - Якутск : Бичик, 2010. - 320 с.

Каратаев - Якутский героический эпос. Могучий Эр Соготох [Текст]. -Новосибирск : Наука, 1996. - 440 с.

Огочуяров - Огочуяров, И. Е. Айыы Дугуйдах [Электронный ресурс] / И. Е. Огочуяров. - URL: http://olonkho.info/ru/index.php (дата обращения : 11.11.12).

Оросин — Нюргун Боотур Стремительный. Богатырский эпос якутов [Текст] / Текст К. Г. Оросина. Редакция текста, перевод и комментарии Г. У. Эргиса. - Якутск : ГОСИЗДАТ ЯАССР, 1947. - 410 с.

Рыбников 1 - Песни, собранные П. Н. Рыбниковым [Текст]. В 3 т. Т. 1. Былины / Под ред. Б. Н. Путилова. - Петрозаводск : Карелия, 1989. - 527 с.

Рыбников 2 - Песни, собранные П. Н. Рыбниковым [Текст]. В 3 т. Т. 2. Былины / Под ред. Б. Н. Путилова. - Петрозаводск : Карелия, 1990. - 640 с.

Тимофеев-Теплоухов - Строптивый Кулун Кулустуур: Якутское олон-хо [Текст]. - М. : Наука, 1985. - 608 с.

Ядрихинский - Ядрихинский, П. П. Девушка-богатырь Джырыбына Джырылыатта [Текст] / П. П. Ядрихинский-Бэдьээлэ. - Якутск : Сайдам, 2011.-448 с.

Приложение. 1. Общее схематическое представление структуры фрейма

ВЕРШИНА

Приложение 2. Схематическое представление фрейма смешанного типа «Пир» в формульной объективации слотов

ПИР

(пированъе - \ючестной пир)

облигатор'ные слоты

I.

необлигаторные слоты

слот 1

МЕСТО

подслот 1.1

(стольный Киев город)

слот 2

УЧАСТНИКИ

подслот 2.1

ХОЗЯИН

(Владимир

красно

солнышко)

слот 3

ДЕЙСТВИЯ

слот 4

ОРГАНИЗАЦИЯ

(Все-то за столы посажены, подблот 3.1 всем яства, питъица налажены)

СОЗЫВ ГОСТЕЙ (Собиралось пированьице - почестен пир)

подслот 3.2

ПРР

подслот 2.2

ГОСТИ (гости званые-браные)

субподслот 2.2.1 КНЯЗЬЯ-БОЯРЕ

(князья да бояре)

субподслот 2.2.2

БОГАТЫРИ

(богатыри святорусские)

субподслот 2.2.3 ПАЛЕНИЦЫ

(паленщы удалые)

ЕМ ПИЩИ (Все на пиру наедалися)

подслот 3.3 ОПЬЯНЕНИЕ

(Все на пиру напивалися)

слот 5

ЭТАПЫ (Красно солнышко навечере, почестен пир идет навеселе)

подслот 3.4 = субфрейм-сценарий

ХВАСТОВСТВО

(Все на пиру порасхвасталисъ)

3.4.1 ХВАСТОВСТВО

(Умный хвастал отцом-матерью, безумный хвастал молодой женой)

подслот 3.5= субфрейм-сценарий

ВИНОПИТИЕ

3.5.1.действия подносителя

3.5.2. действия пьющего

слот 6

АТРИБУТЫ I

подслот 6.1

(столы дубовые)

подслот 6.2

(скатерти браные)

.5.1.1 НАЛИВАНИЕ

3.4.2 НЕХВАСТОВСТВО

(Лишь один сидит, не пьет, не кушает, белой лебеди не рушает)

.5.1.2 РАЗВЕДЕНИЕ ВИНА и т.д.

3.5.2.1 ВСТАВАНИЕ подслот 6.3

(питьица медвяные)

3.5.2.2 ПРИНЯТИЕ | ЧАШИ подслот 6.4

и т.д. (ества сахарные)

Приложение 3. Схематическое представление фрейма-сценария «Ысыах»

I

облигаторные слоты

ЫС1|

1АХ

Г

слот 2

УЧАСТНИКИ

слот 1

ДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ

необлигаторные слоты

под слот 2.1 ГОСТИ-

СЦЕНАI подслот 1.1

СОЗЫВАЮТ ГОСТЕЙ/ 1ТИЕ ГОСТЕЙ

I

слот 4

МЕСТО

слот 3 АТРИБУТЫ

слот 5 ПРОДОЛЖ-ТЬ

СЦЕНА II

подслот 1.2 УКРАШАЮТ МЕСТО субподслот 1.2.1 РАЗВЕШИВАЮТ САЛАМА субподслот 1.2.2 УСТАНАВЛИВАЮТ СЭРГЭ субподслот 1.2.3 УСТАНАВЛИВАЮТ ЧЭЧИР субподслот 1.2.4 РАССТИЛАЮТ ШКУРЫ

подслот 3.1 САЛУ LMA подслот 3.2 СЭРГЭ подслот 3.3 ЧЭЧГР подслот 3.4 ШКУ 3Ы

подслот 2.2_

СЦЕНА III -подслот 1.3 ГОТОВЯТ МЯСО

ОТВЕТСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИОННАЯ ЗА УГОЩЕНИЕ

подслот

.4 РАССТАВЛЯЮТ УГОЩЕНИЯ

подслот 3.5 ПОСУДА субподслот 3.5.1 ЫМЫЙ

субподслот 3.5.2 ЧОРОН

И т.д.

подслот 2.4 ИСПОЛНИТЕЛИ ТРАД. подслот 1.6 ИСПОЛНЯЮТСЯ ТРАДИЦИОННЫЕ ВИ^Ы

СЦЕНА IV

подЬлот 2.3 ИСПОЛНИТЕЛИ ОБРЯДОВ -

субподслот 2.3.1 ШАМАН субподслот 2.3.2 ШАМАНКА субподслот 2.3.3 МЕДИУМ —

И

■подслот 1.5 ПРОВОДЯТСЯ РИТУАЛЫ субподслот 1.5.1 КАМЛАНИЕ-субподслот 1.5.2 АЛГЫС-

субподслот 1.5.3 ВХОЖДЕНИЕ В ТРАНС-

ВИДОВ ИСКУССТВА" субподслот 2.4.1 ТАНЦОРЫ субподслот 2.4.2 ПЕВЦЫ субподслот 2.4.3 ОЛОНХОСУТЫ субподслот 2.4.4 ХОМУСИСТЫ

поД1лот 2.5 УЧАСТНИКИ ИГР-

субподслот 2.5.1 БОРЦЫ субподслот 2.5.2 БЕГУНЫ субподслот 2.5.3 ПРЫГУНЫ

2.5.3.1 ПРЫГУНЫ КЫЛЫЫ

2.5.3.2 ПРЫГУНЫ КУОБАХ субподслот 2.5.4 ШАШИСТЫ

ИСКУССТВА субподслот 1.6.1 ТАНЦУЮТ субподслот 1.6.2 ПОЮТ субподслот 1.6.3 ИСПОЛНЯЮТ ОЛОНХО субподслот 1.6.4 ИГРАЮТ НА ХОМУСЕ

-подслот 1.7 ПРОВОДЯТСЯ ИГРЫ субподслот 1.7.1 БОРЮТСЯ субподслот 1.7.2 СОСТЯЗАЮТСЯ В БЕГЕ субподслот 1.7.3 СОСТЯЗАЮТСЯ В ПРЫЖКА

1.7.3.1 СОСТЯЗАЮТСЯ В ПРЫЖКАХ КЫЛ

1.7.3.2 СОСТЯЗАЮТСЯ В ПРЫЖКАХ КУО$ субподслот 1.7.4 ИГРАЮТ В ШАШКИ

субподслот 2.5.5 ИГРОКИ МОХСУО

подслот 2.6 ГОЛОДНЫЙ подслот 2.7 ХУДОЙ'

лы

АХ

субподслот 1.7.5 ИГРАЮТ В МОХСУО

подслот 1.8 ПЬЮТ, ЕДЯТ

подслот 1.9 ВЕСЕЛЯТСЯ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.