Современные культурные практики сохранения олонхо тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Стрекаловская Зоя Андреевна

  • Стрекаловская Зоя Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 152
Стрекаловская Зоя Андреевна. Современные культурные практики сохранения олонхо: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет». 2020. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Стрекаловская Зоя Андреевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОЛОНХО КАК АРХАИЧЕСКИЙ ТИП ТЕКСТА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Нематериальное культурное наследие: способы изучения, сохранения и передачи

1.2. Олонхо как предмет междисциплинарных исследований

ГЛАВА II. РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ОЛОНХО: ОТ ЭПИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К СОВРЕМЕННЫМ КУЛЬТУРНЫМ ПРАКТИКАМ

2.1. Потенциал олонхо в культурных институциях и в социокультурном проектировании

2.2. Фестивали как вид ревитализации олонхо в современной культуре саха

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные культурные практики сохранения олонхо»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность научного исследования. Олонхо - это эпическое наследие саха, которое включает в себя, как эпическую традицию сказывания фольклорных текстов в целом, так и содержание отдельных текстов. Это уникальный носитель информации о традициях, быте, истории и культуре саха. В нем сохранился принцип синкретичности, объединяющий различные виды народного творчества саха, также олонхо открывает мир смысла и знаний, накопленных за века якутским народом. К сожалению, в силу различных факторов олонхо оказался под угрозой исчезновения и забвения. Благодаря процессу ревитализации, олонхо является сегодня живым источником, который укрепляет культурную самобытность и формирует культурную идентичность саха.

Сохранение и возрождение нематериального культурного наследия является одной из активно обсуждаемых проблем современного общества. На протяжении нескольких десятилетий конца XX начала XXI веков международное сообщество постепенно пришло к осознанию важности защиты и сохранения культурного и природного наследия. Основные правила и принципы охраны культурного и природного наследия закреплены в международном праве. Вслед за этими решениями государства принимают их и адаптируют в национальные законодательства. Главными документами для нашего исследования олонхо, как шедевра нематериального культурного наследия, стали: «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972); «Всеобщая декларация о культурном разнообразии» (2001) и «Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия» (2003), в которой записано, что «нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные

пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия»1.

В этом же направлении развивалась и развивается политика Республики Саха (Якутия). В 2001 году появилось распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) «О мерах по обеспечению сохранности эпоса олонхо». В республике разворачиваются образовательные программы по изучению текстов и по сохранению и распространению олонхо.

В 2005 году ЮНЕСКО признает олонхо шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Так, постепенно культурные практики популяризации и распространения олонхо, способствовали осуществлению перехода архаических текстов в контекст современной массовой культуры Якутии. Сегодня олонхо все больше завоевывает поклонников и почитателей не только среди старшего поколения, но и в среде школьников и молодежи. Олонхо - единственный шедевр, поддерживающийся в практике культурной политики Республики Саха (Якутия), образовательными и развлекательными проектами.

Таким образом, данная работа посвящена осмыслению процесса ревитализации текста олонхо в практике сохранения в современной культуре саха. Известно, что утрата эпической традиции в любой культуре способствует смещению ценностных ориентаций в современном общественном сознании. Такая ситуация в якутской культуре стала опасна появлением культурных суррогатов и распадом этнокультурных связей. Однако анализ современных модернизационных процессов в Якутии все же показывает жизнеспособность и устойчивость героического эпоса в разных культурных практиках и текстах. Анализу и систематизации культурных практик олонхо посвящено данное исследование.

Степень научной разработанности темы. В центре анализа в диссертации междисциплинарный объект - олонхо. Поэтому всю

1 Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Париж, 17.10.2003. С.2.

проанализированную литературу для исследования мы систематизировали, объединив в несколько групп.

В первую группу вошли исследования культурного наследия, его истории и современности. Появившись в 1970-1980-х годах, как самостоятельный термин, «культурное наследие» стал приобретать разные традиции в его понимании. Актуализировалась проблема аутентичности культурных ценностей. Так, Э. А. Баллер определил культурное наследие как совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох1. Функциональное описание культурного наследия осуществила И. К. Кучмаева2. Она обращает внимание на особенности ретрансляции отфильтрованных человеческим опытом социально-культурных практик, которые позволяют существовать культурному наследию. Ю. М. Лотман и Б. А. Успенский рассматривали наследие через текст, способный актуализировать культуротворящие механизмы в разных исторических и пространственных условиях. Ученые обратили внимание на символические смыслы наследия и возможности его перекодирования в процессе социально-культурных изменений3.

Особо следует отметить новую для конца XX века парадигму Д. С. Лихачева - экология культуры и человека. Ученый рассматривал сохранение культурного наследия как возможность сбережения сущностной основы человека в социально-исторической памяти народа4. Деятельностный подход к культурному наследию реализован научным наследием М. С. Кагана, А. Я. Флиера5. Все вышеназванные идеи и положения о

1 Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1968. С. 15.

2 Кучмаева, И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Инженер, 2006. -256 с.

3 Лотман, Ю.М, Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1971. Вып. 284. С.146-166.

4 Лихачев, Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]// URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/ekolog.pdf (Дата обращения 23.03.2020)

5 Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.; Каган М.С. И вновь о сущности человека // Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. ст. СПб.: Петрополис, 2001. Вып. 1. С.36-57; Флиер, А.Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 153-154.

культурном наследии и сегодня являются основополагающими для научных поисков.

Обозначим роль европейской науки в разработке и обсуждении вопросов сохранения культурного наследия и памятников: Международный совет по охране памятников и исторических мест (ICOMOS - 1956); Веницианская хартия (1964); Флорентийская хартия (1981); Вашингтонская хартия (1987); Бурская хартия (1999); Квебекская хартия (2008) и др.1. Одно из последних определений культурного наследия, стало наиболее популярным. Его автор П. Ховард, который предложил рассматривать культурное наследие как некий эталон того, что должно быть сохранено в культуре каждого народа и то, что может быть использовано в будущем.

Существенной основой для нашего исследования стали первые этнографические исследования и записки путешественников, политссыльных XIX века о якутах. Упоминания об эпосе мы находим у О. Н. Бетлингка, Р. К. Маака, А. Ф. Миддендорфа, В. Л. Серошевского, Э. К. Пекарского, И. А. Худякова, С. В. Ястремского и др.2.

Отдельную группу исследований эпоса составили работы зарубежных исследователей (А. Лорд, К. Райхл, Р. Харрис3) и российских эпосоведов (А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, В. Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, С. Ю. Неклюдов, Б. Н. Путилов и др.4). На их основе стало развиваться

1 Гаагская концепция (1899); «Положение о законах и обычаях сухопутной войны» (1907); Договор «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников» - Пакт Рериха (1935); Гаагская конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970); Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972) и др.

2 Бетлингк, О.Н. О языке якутов. Перевод с немецкого. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1989. С.112-120., Маак, Р.К. Вилюйский округ. М.: Яна, 1994 - С.300., Миддендорф, А.Ф. Путешествие на северо-восток Сибири: Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении. - СПб., 1878. - Отд. VI: Коренные жители Сибири., Пекарский, Э.К. Образцы народной литературы якутов. - Л.: Изд-во АН, 1907, 1908, 1916. - Т.1.- Вып. 1,2,4., Серошевский, В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / Под ред. Проф. Н.И. Веселовского. - СПб.: Изд-во Имп. рус. Гоегр. о-ва, 1986. - Т.1. - С.589; Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа - Л., Наука, 1969. - С.372., Ястремский, С.В. Образцы народной литературы якутов. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - 226с. - (Труды комиссии по изучению Якутской АССР; Т.7).

3 Лорд, А.Б. Сказитель = The Singer of Tales / перевод с английского и комментарии Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. - М.: Издательская фирма «Восточная литература», 1994 - 369 с.; Райхл, К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. Перевод с английского В. Трейстер. Научное издание. Москва: Издательство «Восточная литература», 2008 ; Robin P Harris. Storytelling in Siberia. The olonkho epic in a Changing world. Published by: University Illinois Press/ of 256 p.

4 Веселовский, А.Н. Свод лекций «По истории эпоса» // Типология эпоса. - М., 1975 - 328с.; Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос. Л. 1974; Пропп, В.Я. Русский героический эпос. - Изд.2-е,

якутское эпосоведение (А. Н. Данилова, А. Е. Захарова, Н. В. Емельянов, В. В. Илларионов, Т. В. Илларионова, А. А. Кузьмина, П. А. Ойунский, Н. А. Оросина, И. В. Пухов, Г. У. Эргис и др.1). Отметим, что все исследователи эпосоведы разрабатывали фундаментальные вопросы героического эпоса якутов: идейно-эстетическое содержание текста олонхо, эпические и художественные образы, основные сюжеты олонхо, исполнительское искусство, локальные особенности.

Междисциплинароность олонхо была подчеркнута философскими исследованиями как источника этнософии саха (В. В. Винокуров, А. Е. Мординов, К. Д. Уткин и др.2). Кроме того, в работах такого характера раскрывалась мифология мироздания саха и ценностная картина мира.

Свою лепту в изучение олонхо внесли филологи. Их главное внимание было сосредоточено на особенностях языка и синтаксиса, региональных особенностях текста олонхо (Ю. П. Борисов, Л. Л. Габышева, Н. Н. Ефремов Е. И. Избекова, А. П. Слепцов и др.)3.

испр. - Л.: Гослитиздат, 1958; Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаический памятник. - М.: Вост.лит.,1963. - 462; Неклюдов, С.Ю. Эпос книжный и устный. М., 2019.

1 Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо. - Новосибирск: Наука, 2014. - 166с.; Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха. - Новосибирск: Наука, 2004. -312с.; Емельянов, Н.В. Сюжеты якутских олонхо - М.: Наука, 1980. - 374 с., Сюжеты ранних типов олонхо -М.: Наука, 1983. - 245 с., Сюжеты о родоначальниках племени олонхо - М.: Наука, 1990. 205 с., Сюжеты олонхо о защитниках племени - Новосибирск: Наука, 2000. - 192 с.; Илларионов, В.В. Искусство якутских олонхосутов. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1982. - 128 с.; Илларионов, В.В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. - Новосибирск : Наука, 2006. - 189 с.; Илларионова Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): автореф. дис. кандидата. фил. наук: Улан-Удэ, 2006. - 17с..; Кузьмина, А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. - Новосибирск: Наука, 2014. - 160 с.; Оросина, Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы -Автореферат дисс. кандидата филологических наук. Якутск. - 2015; Пухов, И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. Москва: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962. - 255 с.; Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору - М.: Наука, 1974.

2 Винокуров, В.В. Об особенностях якутской философии // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2014. №1 (8). С. 66-72.; Мординов, А.Е. Избранные произведения. В 2 т. Т.2. - Якутск: Бичик, 2010. - С. 176.; Уткин, К.Д. Предфилософия олонхо: антитеза натурализма супранатурализму. Сборник трудов. Книга 5-я. -Якутск, Бичик, 2010. - 282 с.

3 Борисов, Ю.П. Ритмико-синтаксический параллелизм в якутском олонхо и тюрко-монгольских эпосах: сравнительный аспект - Автореферат дисс. кандидата филологических наук. Якутск. - 2017. - 23 с.; Габышева, Л.Л. Фольклорный текст. Семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск, Наука, 2009 -С.80.; Ефремов, Н.Н. К проблеме формульности предложений олонхо (в контексте особенностей системы, структуры якутского языка) / Н.Н. Ефремов // Олонхо в контексте эпического наследия народов мира. (Тезисы докладов международной научной конференции) - Якутск, 2000. С. 42.; Избекова, Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук. Якутск, 2000 - 20с.; Слепцов, П.А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск, Наука, 1990 - С. 212.

Сравнительно-исторический анализ, вопросы генезиса героического эпоса саха освещались в публикациях историков (А. А. Борисова, В. Н. Иванова, Г. В. Ксенофонтова, А. П. Окладникова и Е. Н. Романова1).

В понимании многофункциональности текстов олонхо помогли работы по педагогике и психологии олонхо (М. Т. Гоголева, С. Т. Гоголева,

A. Д. Сафронова, Г. С. Попова, Н. П. Тимофеев, Е. П. Чехордуна и др.2). Исследователи анализировали тексты олонхо с точки зрения педагогических технологий и выявляли основы педагогики олонхо, а также полезность использования текста в арт-терапии.

Существенным звеном в понимании олонхо как междисциплинарного объекта исследования стали работы искусствоведов (А. Г. Лукина,

B. С. Никифорова, А. П. Решетникова и др.3). Здесь в исследованиях олонхо был раскрыт художественно-эстетический потенциал текста, особенности в описаниях одежды и ритуальных движений, музыкальный аспект олонхо и наконец, сюжетные особенности текста.

Свою роль в изучении олонхо сыграли исследования глобальных социальных процессов, которые еще раз заставили обратить внимание на

1 Борисов, А.А. Об историко-сравнительном изучении олонхо и монгольского эпоса // Сибирский филологический журнал. - 2013. - С. 67.; Иванов, В.Н. Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2014. - 158 с.; Ксенофонтов, Г.В. Ураангай сахалар : [очерки по древ. истории якутов] Т.1, в 2-х кн. - Якутск : Нац. КН. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992.; Окладников, А.П. История Якутской АССР. М. ; Л., 1955. Т.! Якутия до присоединения к Русскому государству. 430 с.; Олонхо и общество: тезарус современных этнокультурных представлений о героическом эпосе народа саха / В.Б. Игнатьева, Е.Н. Романова, О.В. Осипова, Д.М. Винокурова, Ю.И. Жегусова. - Якутск, 2013. С.4.

2 Гоголева, М.Т. Изучение героического эпоса (олонхо) в якутской школе: автореф. дис. на соиск. учен. степени доктора пед. наук / М.Т. Гоголева: Ин-т нац. Проблем образования Минобразования России и Госкомсевера России. - Москва, 1999. - 21 с.; Гоголева С.Н. К проблеме психологии применения электронных учебных пособий по литературе // Известие Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №74-2. С. 108.; Софронова, А.Д. «Оллоон» о5ону олонхо5о уьуйуу: эбии уерэхтээьин утума / А.Д. Софронова. -Дьокуускай: Бичик, 2008. - 34 с.; Тимофеев, Н.П. О5ону олонхо5о уерэтии: [обучение детей искусству сказителя] уьуйааччыга аналлаах босуобуйа / Н.П. Тимофеев. - Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. - 94 с.; Попова Г.С. - Санаайа. Методы чтения текста олонхо = Олонхону аа5ар ньыма. -Новосибирск: Наука, 2010. - 184 с.; Чехордуна Е.П., Филиппова, Н.И., Ефимова, Д.Г., Каропова, Н.П. Основы педагогики олонхо. - Якутск: Компания «Дани-Алмас», 2010. - 248 с. (на языке саха)

3 Лукина, А.Г., Докторова Н.И. Якутский эпос: кинетика и одежда - Новосибирск: Академический научно -издательский центр РАН, Сибирская издат. Фирма «Наука.», 2013 - 267 с.; Никифорова, В. С. Локальные традиции в музыке олонхо - Автореферат дисс. кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург. - 1994 -18 с.; Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. Якутск: Изд-во Бичик, 2005 - 406 с.

значимость этносознания и его роли в определении идентичности. Так, о роли эпоса в социальной, культурной и духовной жизни этноса, проблеме сохранения и распространения культурного наследия саха в условиях глобализации и проблемах культурной унификации в современной культуре посвящены труды социологов: У. А. Винокуровой, Ю. И. Жегусова, О. В. Осиповой, В. Б. Игнатьевой и др.1.

Отметим, что собственно культурологических исследований, посвященных олонхо, очень мало. Первое из них - исследование Л. Н. Семеновой, которое было посвящено семантике эпического пространства и сюжетообразования олонхо2. Есть отдельные публикации и автора данной диссертации. Такая картина интереса культурологов к олонхо, только подчеркивает своевременность нашего исследования, а также возможность понять, что публикаций и исследований, рассматривающих современные практики сохранения нематериального культурного наследия саха, на данный момент практически нет. Данное обстоятельство определяет необходимость проводимого исследования.

Объект исследования - формы сохранения олонхо в современной культуре саха.

Предмет исследования - ревитализация олонхо в современной культуре саха.

Цель диссертационного исследования - концептуализировать современные культурные практики ревитализации олонхо. Исходя из цели, объекта и предмета, были сформулированы следующие задачи исследования:

1Винокурова, У.А. Театр олонхо: идеи и подходы. Якутск: 2010. - 120с.; Жегусов, Ю.И. Народный эпос олонхо во мнениях и оценках жителей Хангаласского района // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2011. №3. - С.58-65.; Осипова О.В. Героический эпос как элемент этнической идентификации саха: оценка в общественном мнении // Арктика и Север. 2011. №4 (ноябрь); Олонхо и общество: тезаурус современных этнокультурных представлений о героическом эпосе народа саха/ В.Б. Игнатьева, Е.Н. Романова, О.В. Осипова, Д.М. Винокурова, Ю.И. Жегусов. - Якутск, 2013. - 272.: 12 илл.

2 Семенова, Л.Н. Семантика эпического пространства и ее роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо): дис. на соиск. учен. степени канд. культурологии: 24.00.01 / Лена Николаевна Семенова. - М., 2000. - 160 с.

1) Проанализировать феномен нематериального культурного наследия и современные практики его сохранения на примере олонхо.

2) Рассмотреть эпос как предмет междисциплинарных исследований.

3) Систематизировать культурные институции и результаты социокультурного проектирования как стратегии перевода эпической культуры олонхо в повседневные практики.

4) Показать фестивальное движение как форму перевода концепции сохранения олонхо в оперативное поведение субъектов культуры.

Теоретической основой исследования выступают положения семиотики культуры, в рамках которой культура это совокупность порождаемых ею текстов. Данное понимание было развито в работах советских семиотиков-структуралистов, но прежде всего, Ю.М. Лотмана. Семиотический подход в культурологии дает нам возможность рассмотреть олонхо как текст культуры саха. Такая трактовка олонхо позволяет понять его знаковую природу, раскрыть механизм рождения, трансформации и ревитализации культурных смыслов в рамках текстовой реальности олонхо. Семиотика культуры также дает возможность рассмотреть этническую специфику изучаемого явления, в котором нашли свое воплощение ценности и нормы. Данный подход выявляет культурные признаки, черты, образы и знаки как элементы культурного кода, функционирующего на определенных принципах и закономерностях. С позиций знаково-символической теории культуры, развитых К. Гирцом, В. Ивановым, Ю. Лотманом, Н. Симбирцевой, Ю. Степановым, тексты олонхо трактуются как конструируемое пространство или образ мира саха культуры (семантика возможных миров).

В теоретической основе диссертации лежат отечественные разработки понятия «ревитализация» (возвращение жизни). Проблемами ревитализации языка занимаются (Т. Агранат, У. Бахтикиреевой, О. Валиковой, К. Замятина,

О. Иванищевой А. Пасанен, Я. Саарикиви)1. Ученые относятся к языку как живому элементу культуры, который, как и любой другой, может испытывать и процесс расцвета, и угрозу исчезновения. Поэтому процесс ревитализации языка они рассматривают как процесс сознательного возрождения исчезающего языка путем повышения его статуса в обществе и увеличения числа его носителей, а также за счет увеличения сфер его употребления. По другому говоря, репрезентовать культуру способны лишь формы ее языка, следовательно, культура производит «отбор» жизнеспособных языковых элементов и транспортирует их в новую языковую реальность, подспудно «выстраивая» эту реальность под себя. Чтобы ревитализировать язык, необходимо не только его знать и передавать от поколения к поколению, необходимо перейти из стадии знания в стадию понимания.

Использование основных положений вышеизложенных теоретических разработок о «ревитализации», имеют значение для понимания процессов ревитализации олонхо в культурных практиках современной культуре саха.

Методологическая основа исследования. Сложность и неоднозначность проблемы диссертационного исследования обусловили использование культурологического подхода, где культура есть взаимодействие трех основных, относительно независимых элементов: природа, человек и дух (С. Аверинцев, В. Большаков, С. Иконникова, Э. Маркарян, Л. Мосолова, Ю. Лотман, Т. Ляпкина и др.). Синергетический подход дал возможность рассмотреть эпос как сложную, открытую, саморазвивающуюся систему. Кроме того, синергетический подход позволил феномен письменного и устного текста олонхо поместить внутрь современной массовой культуры, которая создала условия

1 Агранат, Т.Б. Функции лингвиста в деле сохранения и ревитализации исчезающих языков // Материалы Международной научно-практической конференции «Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики»», Якутск, 2019. С.335-337.; Бахтикиреева, У.М., Валикова, О.А. Транслингвизм и ревитализация культуры // Вестник РУДН. Серия, Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т.8. № 1. С.60.; Замятин, К., Пасанек А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? Хельсинки. Vammalan Kirjapaino Oy. 2012. - 179с.; Иванищева, О.Н. Сохранение и ревиталиация: к вопросу о соотношении понятий «язык» и «культура» (на примере саамского языка и культуры // Гуманитарный вектор. 2011. №4. С. 82-85.

мультиплицирования различных современных культурных практик с традиционным содержанием и смыслом для якутов (О. Астафьева, В. Бранский, С. Каган, Е. Князева, С. Пожарский, Г. Хакен и др.).

Методы исследования. В диссертации использованы различные методы, адекватные цели и поставленным задачам. Опираясь на общенаучные методы познания (анализ, систематизация теоретических данных), мы применили метод насыщенного описания культурного феномена, который способствовал объяснению и пониманию историко-культурного контекста, рождающего смыслы культуры (К. Гирц). Герменевтический метод позволил отнтологизировать понимание и интерпретацию текста региональной культуры (В. Гумбольдт, М. Хайдеггер, М. Бахтин, Д. Лихачев). Типологический метод помог выявить различные типы культурных практик в структуре современной культуры (Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, Ю. Лотман, П. Сорокин, С. Хантингтон, Л. Васильев). В каждой культуре действуют свои культурные практики сохранения нематериального наследия. Статистический метод анализа данных, в данном случае количества участников фестивального движения по годам их проведения, позволил показать динамику культурных мероприятий для возрождения эпической культуры олонхо.

Научная новизна исследования:

1. Впервые «олонхо», как шедевр нематериального культурного наследия, представлен в актуальных практиках изучения, сохранения и популяризации.

2. Культурологический (междисциплинарный) подход к олонхо позволяет сформулировать эвристическую возможность рассматривать олонхо как объект проектной деятельности, а разработку культурных практик как возможность ревитализации олонхо в феномен современной культуры.

3. Институционализация олонхо представлена как процесс перевода текста от сакральных практик в повседневные, это способствовало конвертации культурного наследия в креативные индустрии.

4. Выявлены формы, этапы и степень вовлеченности в культурные практики фестивального движения исполнителей эпоса.

5. Впервые на основе архивного материала ИГИиПМНС СО РАН расшифрован и издан полный текст олонхо П. Н. Соловьева-Намыын «Кюн Ньургун» (2019).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обобщение современной информации и исследований о нематериальном культурном наследии позволило представить его в актуальных правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и культурных практиках (исследование, документирование, защита, популяризация, возрождение).

2. Каждое из научных направлений в изучении олонхо сформулировало свой подход. Философы рассматривали олонхо как этнософское наследие саха; эпосоведы раскрыли идейно-эстетическое содержание и локальные особенности текста олонхо; филологи расшифровали особенности языка и синтаксиса текста олонхо; историки -особенности генезиса олонхо саха; была открыта педагогика олонхо и его арт-терапевтический потенциал; искусствоведы расшифровали художественную картину мира с её актуализацией в различных жанрах искусства. Но ни один подход не воспроизвел целостной репрезентации олонхо как текста культуры и не раскрыл его эвристичность в современной культуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Стрекаловская Зоя Андреевна, 2020 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абанкина, Т.В. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия / Т.В. Абанкина, П.В. Деркачев // Вопросы государственного и муниципального управления. -2016. - № 4. - С. 45 - 76.

2. Аверинцев, С.С. Религия и литература / С.С. Аверинцев. - Л.: Эрмитаж, 1981. - 143 с.

3. Агранат, Т.Б. Функции лингвиста в деле сохранения и ревитализации исчезающих языков // Материалы Международной научно-практической конференции «Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики»», Якутск, 2019. С.335-337.

4. Азбелев, С.Н. Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока / С.Н. Азбелев. - Якутск, 1978. - С. 33.

5. Алаатыыр Ала Туйгун: Ус уйэлээх олонхо: в 3 т. / Р.П. Алексеев тылыттан А.Р. Алексеева, В.И. Федоров, В.В. Илларионов, А.Н. Жирков, Л.Г. Шелковникова, Т.В. Илларионова. - Якутск: Бичик, 2002. - 480 с. - 3 т.

6. Андрияш, В.И. Институционализация: понятие и содержание [Электронный ресурс] / В.И. Андрияш. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39534 (Дата обращения: 18.07.2019).

7. Ассман, Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. -М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

8. Астафьева, О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: [монография] / О.Н. Астафьева. - М.: Изд-во Моск. гос. ин-та делового администрирования, 2002. - 295 с.

9. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

10. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: Наука, 1987. - 225 с.

11. Бахтикиреева У.М., Валикова О.А. Транслингвизм и ревитализация культуры // Вестник РУДН. Серия, Теория языка. Семиотика. Семантика. 2017. Т.8. № 1. С.57-63.

12. Бердникова А.Ю. Социальный институт культуры: понятие, процесс формирования, признаки, структура, функции / А.Ю. Бердникова // Молодой ученый. - 2019. - №17 (255). - С. 191 - 193.

13. Бетлингк О.Н. О языке якутов = Uber die spräche der Jakuten /О. Н. Бетлинг ; пер. с нем. д. филол. н. В. И. Рассадин ; [отв. ред. к. филол. н. Е. И. Убрятова] ; Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии, Якут. ин-т яз., лит. и истории. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. - 644, [4] с.

14. Бибихин, В.В. Алексей Федорович Лосев; Сергей Сергеевич Аверинцев / В. В. Бибихин. - 2-е изд. - Москва: Ин-т философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - 415 с. - (Bibliotheca Ignatiana) (Богословие. Духовность. Наука).

15. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: РУДОМИНО, 2001. - 218 с.

16. Большаков, В.П. Теория культуры: учебное пособие / В.П. Большаков, С.Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

17. Большаков, В.П. Культурные практики в процессах становления культуры / В. П. Большаков // Вестник СПбГУКИ. - 2016. - № 2 (27). - С. 1622.

18. Бондарев А.В. Эдуард Саркисович Маркарян (1929-2011): памяти ученого [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2011. №1. URL: www.http: eduard-sarkisovich-markaryan-pamyati-uchenogo .pdf (Дата обращения 20.07.2020)

19. Борисов, А.А. Об историко-сравнительном изучении олонхо и монгольского эпоса / А.А. Борисов // Сибирский филологический журнал. -2013. - С. 63-68.

20. Борисов, Ю.П. Ритмико-синтаксический параллелизм в якутском олонхо и тюрко-монгольских эпосах: сравнительный аспект : автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.02 / Борисов Юрий Петрович. - Якутск, 2017. - 23 с.

21. Бортникова, Т.Г. Институционализация этнического: культурологический анализ: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. культурологии: 24.00.01 / Бортникова Татьяна Геннадиевна. - М.: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2004. - 33 с.

22. Вакуленко, Е.Г. Проблемы изучения и сохранения народного искусства в современных условиях / Е.Г. Вакуленко // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. Вып. 37. - 2016. - № 17 (238). - С. 162-163.

23. Васильев, Г.М. Живой родник: Об устной поэзии якутов / Г.М. Васильев. - Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 303 с.

24. Васильев, Н. Ассоциация тустэннэ / Н. Васильев // Учуутал аргыьа. - 1999. - Муус устар 29 к.

25. Вебер, М. Избранные произведения [Электронный ресурс] / М. Вебер. - Режим доступа: https://www.gumer.info (Дата обращения 14.07.2019).

26. Винокурова, У.А. Театр олонхо: идеи и подходы. Якутск: АГИИК, 2010. - 120с.

27. Винокуров, В.В. Об особенностях якутской философии / В.В. Винокуров // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2014. - №1 (8). - С. 66-72.

28. Всеобщая декларация о культурном разнообразии [Электронный ресурс]//ШЬ: https: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_d ^е^йу^Ыт! (Дата обращения 13.09.2018).

29. Гаагская концепция (1899); «Положение о законах и обычаях сухопутной войны» (1907); Договор «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников» - Пакт Рериха (1935); Гаагская конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970)

30. Габова, М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) / М.В. Габова // Человек. Культура. Образование. - 2017. - №2 (24). — С. 30-40.

31. Габышева, Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л.Л. Габышева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 140 с.

32. Гоголева, М.Т. Изучение героического эпоса (олонхо) в якутской школе: автореф. дис. на соиск. учен. степени доктора пед. наук: 13.00.02 / Гоголева Марина Трофимовна. - М., 1999. - 21 с.

33. Герцен А.И. Сочинения в двух томах. Т.1., Т.2. - М.: «Мысль». 1985-1986. Т 1. - 592 с.; Т.2 - 654 с.

34. Гоголева, С.Н. К проблеме психологии применения электронных учебных пособий по литературе / С.Н. Гоголева // Известие Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. -№ 74 (2). - С. 105-109.

35. Гоголев, А.И. Якутское олонхо в контексте мифологии и эпической поэзии народов Евразии / А.И. Гоголев, А.А. Бурцев; ГУ Акад. наук Респ. Саха (Якутия). - Якутск: Сфера, 2012. - 75 с.

36. Голами, Х. Связь культуры и художественных текстов / Х. Голами, М. Искандари // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 776-778.

37. Гирц, К. Интерпретация культуры / К. Гирц; пер. с англ. - М.: РОССПЕН, 2004. - 560 с.

38. Горнай олонхолоро: олонхолор / [бэчээккэ бэлэмнээтилэр: А.Е. Захарова, П.Н. Дмитриев: редкол.: А.Н. Жирков уо.д.а.; эппиэттиир ред. Н.А. Алексеев] - Дьокуускай: Бичик, 2010. - 304 с.

39. Гурьянов Ю. Нематериальное культурное наследие: взгляд из России [Электронный ресурс]// URL: https://web.archive.Org/web/20060106080055/http://www.unesco.ru/files/docs/clt/ kazan/russia-report-gurianov.pdf (Дата обращения 18.08.2019)

40. Гуссерль, Э. Идея феноменологии: Пять лекций / Э Гуссель; пер. с нем. Н.А. Артеменко; вступ. ст. и коммент. И.И. Мавринского. - СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2008. - 224 с.

41. Данилова, А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо / А.Н. Данилова. - Новосибирск: Наука, 2014. - 166 с.

42. Демшина, А.Ю. Визуальные искусства в ситуации глобализации: институциональный аспект / А.Ю. Демшина. - СПб.: Астерион, 2010. - 190 с.

43. Денисова, А.И. Компьютерные игры как феномен современной культуры / А.И. Денисова // Аналитика культуры. - 2010. - № 18. - С. 18-20.

44. Дыырай Бэргэн: олонхо / У.Г. Нохсоров, С.Д. Мухоплева - Якутск: Бичик, 2009. - 336 с.

45. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., сост., послесловие и примеч. А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.

46. Егорова, Т.П. Психологические аспекты олонхо / Т. П. Егорова // Олонхо кэскилэ - кэнчээри ыччакка: Респ. науч.-практ. конф. тезистэрин хомуурунньуга. - Дьокуускай: Дани Алмас, 2007. - 131 с.

47. Емельянов, Н.В. Итоги и проблемы изучения сюжетов олонхо / Н.В. Емельянов // Олонхо - духовное наследие народа саха. - Якутск, 2000. -С. 6-23.

48. Емельянов, Н.В. Сюжеты якутских олонхо / Н.В. Емельянов. - М.: Наука, 1980. - 374 с.

49. Емельянов, Н.В. Сюжеты ранних типов олонхо / Н.В. Емельянов. -М.: Наука, 1983. - 245 с.

50. Емельянов, Н.В Сюжеты о родоначальниках племени олонхо / Н.В. Емельянов. - М.: Наука, 1990. - 205 с.

51. Емельянов, Н.В Сюжеты олонхо о защитниках племени / Н.В. Емельянов. - Новосибирск: Наука, 2000. - 192 с.

52. Ерискина Н.В. Историко-культурные формы дарообмена и этнического сувенира народов Камчатки: автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ерискина Н. В.; [Камчатск. гос. тех. ун-т]. - Улан-Удэ, 2006.

53. Ефимова, Т.В. Социальные институты: опыт культурологического анализа / Т. В. Ефимова // Культурологический журнал. - 2013. - № 1 (11). -С. 2-13.

54. Ефремов, Н.Н. К проблематике формульности текста олонхо (в контексте связанных с ней языковых и иных явлений) / Н.Н. Ефимов // Олонхо - духовное наследие народа саха. - Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2000. -С. 150-159.

55. Жегусов, Ю.И. Народный эпос олонхо во мнениях и оценках жителей Хангаласского района / Ю. И. Жегусов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2011. - №3. - С.58-65.

56. Жирков, М.Н. Якутская народная музыка / М.Н. Жирков. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 118 с.

57. Жирмуский В.М. Народный героический эпос / В.М. Жирмунский. -Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.

58. Жирмунский, В.М. Тюркский героический эпос / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1974. - 727 с.

59. Закон РС (Я) от 6.11.2006г. № 485 «О Государственной целевой программе по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо на 2007-2015 годы»

60. Закон Президента РС (Я) от 19. 02.2009 г. «О защите и сохранении эпического наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)»: офиц. текст. - Якутск, 2009

61. Закс, К. Музыкальная культура Египта / К. Закс // Музыкальная культура Древнего мира: сб. ст. - Л.: Музгиз, 1937. - С. 51.

62. Замятин Д.Н. Образ наследия в культуре: методологический подход к изучению понятия «наследие» // Этнографическое обозрение. №6. 2008. С.121.

63. Замятин, К., Пасанек А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? Хельсинки. Уашша1ап Кщарато Оу. 2012. - 179с.

64. Захарова, А.Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа Саха / А. Е. Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

65. Захарова, А.Е. Якутский героически эпос олонхо - шедевр устного и нематериального - культурного наследия человечества / А.Е. Захарова // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова: Серия Эпосоведение. - 2018. - № 3 (11) - С. 146-149.

66. Зборовский, Г.Е. Эмпирическая социология: учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский. - Сургут: РИО СурГПУ, 2016. - 313 с.

67. Земля олонхо мультиплицируется постепенно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/materia1/zem1ya-o1onkho-тиШрШв1гие18уа-ро81ереппо/ (Дата обращения: 07.03.2020).

68. Золян, С. Юрий Лотман о тексте идеи проблемы перспективы / С. Золян // Новое литературное обозрение. - 2016. - №3.

69. Иванов, В.Н. Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре / В. Н. Иванов. - Якутск: ИД СВФУ, 2014. - 158 с.

70. Иванищева, О.Н. Сохранение и ревиталиация: к вопросу о соотношении понятий «язык» и «культура» (на примере саамского языка и культуры // Гуманитарный вектор. 2011. №4. С. 82-85.

71. Избекова, Е.И. Числительные в олонхо: структура и семантика: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук.: 10.02.06 / Избекова Евдокия Игнатьевна. - Якутск, 2000. - 20 с.

72. Иконникова С.Н. История культурологический теорий. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

73. Илларионов, В.В. Искусство якутских олонхосутов. - Якутск: Якутское книжное издательство, 1982. - 128 с.

74. Илларионов В.В. Якутское сказительское искусство и проблемы возрождения олонхо / В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2006. - 191 с.

75. Илларионов В.В. Эпическое наследие народа саха / В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2016. - 344 с.

76. Илларионов, В.В. Десятилетие государственной целевой программы олонхо: итоги и задачи / В.В. Илларионов // Северо-восточный гуманитарный вестник. - 2015. - №3 (12). - С.108-115.

77. Илларионова, Т.В. Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох» (сравнительный анализ разновременных записей): автореф. дис. кандидата филол. наук: 10.01.09 / Илларионова Туяра Васильевна. - Улан-Удэ, 2006. -17 с.

78. Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук Рукописный отдел (ИГИиПМНС СО РАН). Рукоп. отдел. Ф. 5. Научные документы. Оп. 7. Записи героического эпоса олонхо, 1925-1969 гг. Д. 73. Кун Ньургун бухатыыр. Соловьев Прокопий Наумович - сказитель. Усть-Алданский район, Батагайский наслег. Запись учителей Чаранайской школы. Кун Ньургун / Олонхосут П. Н. Соловьев-Намыын, 1941 г. 263 л.

79. Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972.

80. Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

81. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

82. Каган М.С. И вновь о сущности человека // Каган М.С. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: сб. ст. СПб.: Петрополис, 2001. Вып. 1. С.36-57.

83. Казарина, Т.Ю. Современная культура в визуальном пространстве / Т. Ю. Казарина // Вестник КемГУКИ: сб. ст. - Кемерово, 2018. - С. 39-48.

84. Каргин, А.С. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке / А. С. Каргин, А. В. Костина // Культурная политика. - 2008 — №3. - С. 59-72.

85. Каулен М.Е. Музеефикация объектов наследия: от предмета до традиции // Культура российской провинции: век веку: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Калуга, 2000., с. 125.

86. Кер буурай: олонхо / Н.С. Александров [и др.]. - Дьокуускай: Бичик, 2014. - 336 с.

87. Кирюшина, Ю. В. Нематериальное культурное наследие -актуальное понятие современности / Ю. В. Кирюшина // Известия Алтайского Государственного Университета. - 2011. - № 2(1). - C. 244-247.

88. Климов, Л.А. Нематериальное культурное наследие: к вопросу о содержании понятия / Л.А. Климов // Вопросы культурологии. - 2018. -№1. - С. 15-18.

89. Князева, Е.В. Синергетический вызов в культуре // Синергетическая парадигма многообразие поисков и подходов / Е. В. Князева. - М., 2000. -С.152-154.

90. Кондаков, И. В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий / И. В. Кондаков // Общественные науки и современность. - 2001. - № 4. - С. 138 - 148.

91. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 21 июля 2014 г.): офиц. текст // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

92. Конвенция об охране нематериального культурного наследия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.s html (дата обращения 27.08.2016)

93. Кривошапко, Г.М. Музыкальная культура якутского народа / Г.М. Кривошапко. - Якутск: Кн. изд-во, 1982. - 184 с.

94. Ксенофонтов, Г.В. Ураангхай - сахалар: [В 2 т.]: очерки по древ. истории якутов: в 2-х кн. / Г. В. Ксенофонтов; [худож. М. Г. Старостин]. -Якутск: Нац. изд-во Респ. Саха (Якутия), 1992.

95. Кузьмина, А.А. К вопросу о трансформации якутского героического эпоса олонхо: постановка проблемы, систематизация и периодизация /

A.А. Кузьмина // Научный диалог. - 2019. - № 10. - С. 280-294.

96. Кузьмина, А.А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы / А.А. Кузьмина. - Новосибирск: Наука, 2014. - 160 с.

97. Культурная идентичность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/kulturnaya-identichnost.html (дата обращения: 29.07.2018).

98. Культурология: учебник / В. П. Большаков [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 528 с.

99. Кун Тэгиэримэ: олонхо / [К.Л. Федоров-Кескейе Кестекуун тылыттан П.Н. Дмитриев-Туутук суруйда: бэчээккэ бэлэмнээтилэр: Т.В. Илларионова, П.Н. Дмитриев: редкол.: А.Н. Жирков уо.д.а.; эппиэттиир

B.В. Илларионов] - Якутск: Бичик, 2012. - 222 с.

100. Курьянова, Т.С. Нематериальное наследие: этапы становления термина и явления / Т.С. Курьянова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №36(2). - С. 87 - 90.

101. Кучмаева И.К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры. М.: Инженер, 2000 - 256с.

102. Кыыс Дьуурайа: олонхо / [Г.В. Дуяков тылыттан Н.В. Емельянов, Г.В. Федоров суруйуулара: бэчээккэ бэлэмнээтэ: А.А. Кузьмина: редкол.: А.Н. Жирков уо.д.а.; эппиэттиир ред. А.Н. Жирков] - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 288 с.

103. Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. - Новосибирск: Наука, 1993. - 330 с.

104. Лазарев, М.А. Визуальная культура в современном мире / М.А. Лазарев, Е.А. Кононова // Инициативы XXI века. - 2019. - № 3. — С. 102-103.

105. Лензерини, Ф. Нематериальное культурное наследие: живая культура народов / Ф. Лензерини // The European Journal of International Law. - 2017. - №22-1. - С. 101-120.

106. Лихачев Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]// URL: http://likhachev.lfond.spb.ru/articl100/Russia/ekolog.pdf (Дата обращения 23.03.2020)

107. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Наука. 2016 -

С.150.

108. Лорд, А.Б. Сказитель / The Singer of Tales / А. Б. Лорд; пер. с английского и комментарии Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. - М.: Восточная литература, 1994 - 369 с.

109. Лотман Ю.М, Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Ученые записки Тартуского университета. Тарту, 1971. Вып. 284. С.146-166.

110. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман. Семиосфера. - СПб.: Искусство, 2000. - С. 150 - 390.

111. Лукина А.Г. Традиционные танцы саха: идеи, образы, лексика -Новосибирск: Наука, 2004 - 354 с.

112. Лукина А.Г. Якутский эпос: кинетика и одежда / А.Г. Лукина, Н.И. Докторова. - Новосибирск: Наука, 2013 - 267 с.

113. Луценко Ю. В. Современное изобразительное искусство Якутии: традиции и новаторство / Ю. В. Луценко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2019. - №1(2). - С. 30 - 32.

114. Любченков, М. С. Фестиваль как фактор субкультурной консолидации / М.С. Любченков // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. -№3. - С. 288 - 294.

115. Ляпкина Т.Ф. Фольклор и постфольклор в структуре массовой культуры // Проблемы сохранения и развития фольклорного наследия в современном театре. Якутск. 2018. С.134-138

116. Маак, Р.К. Вилюйский округ / Р.К. Маак; [предисл. С.А. Степанова]. - [2-е изд.]. - М.: АО "Яна", 1994. - 576,[15] с.: ил., карт.

117. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: научно-популярное справочное издание. - М., 2002, С. 9.

118. Малиновский, Б.К. Научная теория культуры / Б.К. Малиновский; пер. с англ. И.В. Утехина; сост. и вступ. ст. А.К. Байбурина. - 2-е изд., испр. -М.: ОГИ, 2005. - 184 с.

119. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван, 1969. - 229 с.

120. Мартыненко, И.Э. Правовая охрана нематериального культурного наследия на международном и национальном уровнях / И.Э. Мартыненко // Вестник ВГУ. Серия: Право. - 2017. - №2. - С. 282-293.

121. Матузкова, Е.П. Культурная идентичность: к определению понятия / Е.П. Матузкова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2014. - №2. - С. 62-68.

122. Мазенкова А.А. Эволюция понимания культурного наследия -история и современность: региональный аспект [Текст]// Социогуманитарные проблемы. Национальные приоритеты России. 2003. №1(8). С.27.

123. Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия. - Париж, 2003. - 16 с.

124. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаический памятник / Е.М. Мелетинский. - М.: Вост. лит., 1963. -462 с.

125. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е.М. Мелетинский. - Москва: Наука, 1986. - 320 с.

126. Миддендорф, А.Ф. Путешествие на Север и Восток Сибири. Север и Восток Сибири в естественно-историческом отношении: В 2-х ч. Ч.

2, отд. 6: Коренные жители Сибири: (окончание всего сочинения): с шестью таблицами. - 1878. - IV, 619-833, [6] отд. л. ил.. VIII, окончание всего сочинения): с шестью таблицами. - 1878. - IV, 619-833, [6] отд. л. ил.. ШП,ШП с.

127. Миронов, А.С. Сохранение культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации / А.С. Миронов // Институт Наследия, 2016. - 136 с.

128. Миронов, Д.Д. Культурная идентичность: междисциплинарных подход / Д.Д. Миронов // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. - №1 (3). - С. 5-9.

129. Михайлова, Н. Г. Народная культура в современных условиях: учебное пособие / Н.Г. Михайлова. - М.: РИК, 2000. - 219 с.

130. Михалева, К.Ю. Концепция социального института в социологической теории / К.Ю. Михалева, Н.Р. Полякова // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2012. -№2. - С.117-132.

131. Могучий Эр Соготох = Модун Эр Со^отох: якутский героический эпос / [Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии; сказитель В.О. Каратаев; пер.: П.Е. Ефремова, С.П. Ойунской, Н.В. Емельянова; вступ. ст.: Н.В. Емельянова, С.П. Рожнова; музыковед. ст. Э.Е. Алексеева]. -Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 437, [2] с. см. + 1грп. - (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / [редкол.: ... А. П. Деревянко (гл. ред) и др.] ; т. 10).

132. Мординов, А.Е. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2 / А.Е. Мординов. - Якутск: Бичик, 2010. - С. 125-180.

133. Мосолова Л.М. Культурология и глобальные вызовы современности.СПб: СПбКО, 2010. - 64с.

134. Мулдьует Бее: олонхо / [М.И. Саввин тылыттан И.В. Охлопков суруйда: бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова, Н.А.

Дьяконова: редкол.: А.Н. Жирков уо.д.а.; эппиэттиир ред.В.В. Илларионов] -Дьокуускай: Бичик, 2014. - 520 с.

135. Мунджери, Д. Материальное и нематериальное наследие: от различия к конвергенции / Д. Мунджери // Культурное наследие. Критические концепции в медиа и культурологии. Т. 4. - Лондон: Routledge, 2017. - С. 327.

136. Муома олонхолоро: олонхо / [М.Т. Шараборин-Кумаарап тылыттан А.Д. Неустроев суруйда: бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова: редкол.: В.Н. Иванов уо.д.а.; эппиэттиир ред. В.В. Илларионов] - Дьокуускай: Бичик, 2004. - 237 с.

137. Научно исследовательский институт Олонхо [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty (дата обращения: 17.01.2020).

138. Неклюдов, С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный / С. Ю. Неклюдов ; Российский государственный гуманитарный университет, Центр типологии и семиотики фольклора [и др.]. - Москва : Индрик, 2019. - 590 с., 4 л. цв. ил. : ил., табл.

139. Никифоров, В.М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу / В.М. Никифоров. - Новосибирск: Наука, 2010. - 136 с.

140. Никифорова, В.С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения: 17.00.02 / Никифорова Вера Семеновна. - Санкт-Петербург, 1994. - 18 с.

141. Николаева, Н.Н. Якутский героический эпос-олонхо и зарождение национальной оперы: автореф. дис.на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. - Москва, 1989. - 25 с.

142. Николаев, И.А. Будуруйбэт Мулдьу бее: олонхо / И.А. Николаев. - Якутск: Бичик, 2012. - 270 с.

143. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. Т.5. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер»/ Н.Н. Полилова, К.А. Свасьяна. М.: Культурная революция, 2012. - 480 с.; Ницше Ф. Воля к власти. Опыт

переоценки всех ценностей/ Пер.с нем. Е.Герцык и др. - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.

144. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М.: ЮниПринт. 2002. - 225с.

145. Ньургун Бе5е: олонхо / [Н.А. Абрамов-Кынат тылыттан П.Т. Степанов суруйуута: бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова: редкол.: А.Н. Жирков уо.д.а.; эппиэттиир ред. А.Н. Жирков] - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 512 с. - (Саха боотурдара: 21 т.; Т.10).

146. Оготоев, П.В., Е^ ВооШг: [олонхо / Петр Оготоев; пер. на кор. яз. Канг Вук Су ; авт. предисл.: Е. И. Михайлова и др.]. - [Южная Корея: б. и.], 2005. - 185, [7] с.

147. Ожившие легенды эпоса олонхо: 3Э выставка Тимофея Степанова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakhalife.ru/ozhivshie-legendy-eposa-olonho-3d-vystavka-timofeya-stepanov/ (Дата обращения: 07.03.2020).

148. Ойунский, П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание: сочинения / П.А. Ойунский // Айымньылар: сэттэ томнаах / П.А. Ойуунускай. - Якутскай: Саха сиринээ^и кинигэ изд-вота, 1958-1962. -Т. 7: Ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр / [сост. Г.Г. Окороков]. -1962. - 220, [1] с.

149. О республиканской целевой программе «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса олонхо» на 2009-2011 годы и ее основных направлениях до 2015 года: указ Президента Респ. Саха (Якутия) от 26 дек. 2009 г. № 1776 // Якутия. Ведомости. - 2010. - 3 марта. -С. 46 - 63.

150. Окладников, А.П. История Якутской АССР : [в 3-х томах] / Акад. наук СССР, Ин-т яз., лит. и истории Якут. фил. АН СССР. - Москва; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1955-1963. Т. 1: Якутия до присоединения к

русскому государству / А. П. Окладников ; [отв. ред. Л. П. Потапов]. - 2-е доп. и перераб. изд. - 1955. - 430, [2] с., [7 ] л. ил.: ил.

151. Олонхо и общество: тезарус современных этнокультурных представлений о героическом эпосе народа саха / В.Б. Игнатьева [и др.]. -Якутск, 2013. - 272 с.

152. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (в ред. от 18.07.2019) // Российская газета. - 1992. - № 248. 2019. - № 158.

153. Оросина, Н.А. Бытование Таттинской локальной традиции якутского эпоса олонхо (по картографическому методу исследования) / Н.А. Оросина, Л.А. Семенова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - №12 (54). - С. 139-144.

154. Оросина, Н.А. Таттинская локальная традиция якутского эпоса Олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.09 / Оросина Надежда Анатольевна. - Якутск. - 2015. - 24 с.

155. Осипова, О.В. Героический эпос как элемент этнической идентификации саха: оценка в общественном мнении / О.В. Осипова // Арктика и Север. - 2011. - №4 (ноябрь). - С. 1-10.

156. Основные тексты. Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия. - Париж: ЮНЕСКО, 2011. - 122 с.

157. Отчет о научно-исследовательской работе (Государственное задание) (промежуточный) за 2015 год. - Якутск, 2015. - С.38.

158. Отчет Ассоциации олонхо за 2019 год.

159. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирское отделение Российской академии наук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://igi.ysn.ru/index.php?page=istoriya (Дата обращения: 03.03.2020).

160. Павлова, О. К. Сравнительный анализ сюжетно-композиционной структуры тюркских эпосов (на примере якутского олонхо и шорского эпоса) / О.К. Павлова // Эпосоведение. - 2019. - №2 (14). - С. 96-106.

161. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка / Э.К. Пекарский. - Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 1. Вып. 1-4. - 1279 с.

162. Пекарский, Э.К. Образцы народной литературы якутов. - Л.: Изд-во АН СССР, 1907, 1908, 1916. - Т.1. Вып. 1,2,4.

163. Петрова, Л.Д. Героический эпос олонхо в изобразительном искусстве Якутии / Л.Д. Петрова // I республиканская научно-практическая конференция: тезисы и материалы. - Якутск, 2006. - 65 с.

164. Попова, Г.С. Методы чтения олонхо: учебно-методическое пособие / Г.С. Попова. - Новосибирск: Наука, 2010. - 184 с.

165. Портал информационной системы «Олонхо» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.olonkho.info (Дата обращения: 12.01.2020).

166. Поэтика древнегреческой литературы / отв. ред. СС. Оверенцов. -М.: Наука, 1981. - 368 с.

167. Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - 2-е изд., испр. - Л.: Гослитиздат, 1958. - 603 с.

168. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность / Б.Н. Путилов. - Л.: Наука, 1988. - 225 с.

169. Пухов, И.В. Исполнение олонхо / И.В. Пухов // Докл. на II науч. сессии. Вып. 1. - Якутск, 1951. - С. 133-164.

170. Пухов, И.В. От фольклора к литературе: статьи / И.В. Пухов. -Якутск: Кн. изд-во, 1980. - 46 с.

171. Пухов, И.В. Якутский героический эпос олонхо: Основные образы / И.В. Пухов. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 213 с.

172. Райхл, К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура / Карл Райхл; пер. с англ В. Трейстер. - Москва: Изд-во «Восточная литература», 2008. - 383 с.

173. Распоряжение Правительства РФ № 326-р (в ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» от 29.02.2016: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 11, ст. 1552; 2018. - № 15 (Часть V), ст. 2202.

174. Распоряжение Президента РС (Я) от 9.04. 2001 г. №511-р «О мерах по обеспечению сохранности эпоса олонхо»: офиц. текст

175. Решетников, А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте / А.П. Решетников. - Якутск: Бичик, 2005. - 406 с.

176. Роббек, Л.В. Функционально-семантические особенности языка олонхо: лексикографический аспект: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. филол. наук: 10.02.02 / Роббек Лия Витальевна. - Москва, 2009. - 24 с.

177. Руководство по выполнению Конвенции об охране нематериального культурного наследия. Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Центр Всемирного наследия 2005 год - 75 с.

178. Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - С. 178-180.

179. Саакян, А.В. Культурная идентичность в современном российском обществе как объект исследования / А.В. Саакян // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. Т.8. - 2017. - №4. - С. 88-95.

180. Сайт Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] // URL: http://www.sakhamuseum.ru/ (Дата обращения: 23.03.2020).

181. Салливан, Э.М. Культурное наследие: будущее за прошлым / Э.М. Салливан // Журнал Американского института охраны природы. -2018. - № 26 (2). - С. 105-120.

182. Селезнева Е.Н. Культурное наследие в контексте макроисторической динамики // Журнал-обозрение «Обсерватория культуры» №5 2006, с.5.

183. Семенова, Л.Н. Семантика эпического пространства и ее роль в сюжетообразовании (на материале якутского эпоса олонхо): дис. на соиск. учен. степени канд. культурологии: 24.00.01 / Лена Николаевна Семенова. -М., 2000. - 160 с.

184. Серошевский, В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - СПб.: Изд-во Имп. Рус. геогр. о-ва, 1896. - Т.1. - 736 с.

185. Симбирцева, Н.А. Специфика культурологической интерпретации (тексты культуры и читатели) / Н.А. Симбирцева. Екатеринбург: [б.и.], 2017. - 273 с.

186. Слепцов, П.А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм / П.А. Слепцов. - Новосибирск: Наука, 1990. - 273 с.

187. Софронова, А.Д. «Оллоон» оону олонхоо уьуйуу: эбии уерэхтээьин утума / А.Д. Софронова. - Дьокуускай: Бичик, 2008. - 34 с.

188. Старикова, А.С. Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия / А.С. Старикова // Молодой ученый. - 2018. - №18 (204). - С. 454-458.

189. Степин, В.С. Цивилизация и культура / В.С. Степин. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 407 с.

190. Тимофеев, Н.П. О5ону олонхоо уерэтии: [обучение детей искусству сказителя] уьуйааччыга аналлаах босуобуйа / Н.П. Тимофеев. -Дьокуускай: Компания «Дани Алмас», 2009. - 94 с.

191. Тишина, Т.П. Народное искусство Якутии: традиции и современность / Т.П. Тишина // Наука и техника в Якутии. - 2004. - №2(7). -С. 98-105.

192. Тойон Ньургун: олонхо / [И.М. Давыдов тылыттан Р.А. Кулаковскай суруйуута: бэчээккэ бэлэмнээтэ: Н.А. Дьяконова; редкол.:

В.Н. Иванов уо.д.а.; эппиэттиир ред. П.Н. Дмитирев] - Дьокуускай: Бичик, 2003. - 240 с.

193. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2003. - 558

с.

194. Тоц Саар бухатыыр: олонхо / [С.Н. Каратаев тылыттан А.А. Саввин суруйуута; бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Г.С. Васильев, Т.В. Илларионова: редкол.: В.Н. Иванов уо.д.а.; эппиэттиир ред. И.Е. Алексеев] - Дьокуускай: Бичик, 2004. - 240 с.

195. Указ Президента РС (Я) от 29.12.2005 г. №2491 «Десятилетие олонхо на 2006-2015 годы»

196. Указ Президента РС (Я) от 26.12.2009 г. № 1776 «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо»;

197. Указ Президента РС (Я) от 19. 06.2014 г. № 2719 «Об объявлении второго десятилетия олонхо в Республике Саха (Якутия)».

198. Уол Дуолан бухатыыр: олонхо / [М.З. Мартынов тылыттан А.А. Саввин суруйда: бэчээккэ бэлэмнээтилэр: В.В. Илларионов, Т.В. Илларионова: редкол.: Н.А. Алексеев уо.д.а.; эппиэттиир ред. Н.А. Алексеев] - Дьокуускай: Бичик, 2010. - 248 с.

199. Уткин, К.Д. Сборник трудов = Талыллыбыт айымньылар: в 16 книгах / Ксенофонт Уткин; Якут. гос. с.-х. акад., Каф. яз. и культуры, Музей меценатства и центр духовности "Тула^Ьа". - Кн. 5: Предфилософия Олонхо: антитеза натурализма супранатурализму. - 2010. - 277, [2] с.

200. Уткин, К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии / К.Д. Уткин. - Якутск: Бичик, 2000. - 224 с.

201. Философия личности и проблема формирования идентичности [Электронный ресурс]. - Режим доступ: https://www.scienceforum.ru (дата обращения: 29.07.2018).

202. Флиер А.Я. Культура как смысл истории // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 153-154.

203. Хакен, Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизирующихся системах и устройствах / Г. Хакен. - М.: Мир 1985. -424 с.

204. Харрис, Р Ключевые факторы обеспечения устойчивого будущего эпических традиций // Северо-Восточный гуманитарный вестник №1. 2016. - С.88.

205. Хаттон, П.Х. История как искусство памяти / П.Х. Хаттон. -СПб.: Владимир Даль: Фонд университет, 2003. - 422 с.

206. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности= Who are we? Challenges to America's national identity / С. Хантингтон ; пер. с английского А. Башкирова. - М.: АСТ, 2004. - 635, [5] с. - (Philosophy).

207. Хомерики, О.Г. Роль электронных библиотек в процессе распространения результатов инновационной деятельности в образовании [Электронный ресурс] // URL: http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_774te.pdf (Дата обращения: 24.03.2020)

208. Хоффман Б.Т. Культурное наследие: право, политика и практика / Б.Т. Хоффман. - Изд-во Кембриджского университета, 2016. - 275 с.

209. Худяков, И. А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков ; под ред. чл.-кор. АН СССР В.Г. Базанова; [подгот. текста О.Б. Алексеевой; ред. якут. текстов и примеч.: Г.У. Эргиса, Н.В. Емельянова, П.Е. Ефремова ; вступ. ст. В.Г. Базанова и Н.В. Емельянова]; Акад. наук СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом), Ин-т истории, яз. и лит. Якут. фил. Сиб. отд-ния. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1969. - 437, [2] с.

210. Ценностные ориентации и социально-культурная идентичность Россиян [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru (дата обращения: 01.08.2018).

211. Чехордуна, Е.П. Основы педагогики олонхо / Е.П. Чехордуна [и др.]. - Якутск: Дани-Алмас, 2010. - 248 с.

212. Чехордуна, Е.П. Интегративный подход к формированию системы педагогики олонхо / Е.П. Чехордуна // Влияние педагогических традиций на становление и развитие личности будущего учителя: сборник материалов научной конференции / Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова - Киров, 2013. - 237 с.

213. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. - Л.: Наука, 1986. - Ч.1. - 206 с.

214. Шерхунаев Р.А. Певцов благородное племя / Р.А. Шерхунаев. -Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1977. - 264 с.

215. Эшворт Г. От истории к наследию - от наследия к идентичности: в поисках понятий и моделей/ Пер.с англ. А.Степанова [Текст]// Неприкосновенный запас. №4. - 2017. С.154-171; Эшворт Г. Планирование наследия. Оеореге 1992; Эшворт Г. Планирование и управление европейским наследием. Интеллект 2001; Эшворт Г. География наследия. Арнольд, 2001; Эшворт Г. Маркетинг туристических мест. Кои11её§е 1990; Строительство застроенного наследия: североевропейская перспектива. ЛвИ§а1е 2001. и др.

216. Эко, У. Открытое произведение: форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко; пер. с итал. А. Шурбелева. - СПб.: Акад. Проект, 2004. - 381 с.

217. Эко, У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / У. Эко ; пер. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, 2007. -502 с.

218. Эргис, Г.У. Нюргун Боотур Стремительный / Г.У. Эргис. -Якутск: ГОСИЗДАТ ЯАССР, 1947. - 407 с.

219. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору / Г.У. Эргис. - М.: Наука, 1974. - 402 с.

220. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

221. Якутский героический эпос олонхо: кандидатура на рассмотрение Междунар. комитета ЮНЕСКО «Третье провозглашение шедевров устного и

нематериального культурного наследия человечества»: Досье-свод документов Заявки Якутский героический эпос олонхо / Российская Федерация; Республика Саха (Якутия); [науч. рук. проекта А.Е. Захарова; науч. ред.: А.Е. Захарова, О.И. Чарина, В.М. Никифоров]. - Якутск: [Сахаполиграфиздат], 2004. - 700 с.

222. Ястремский, С.В. Образцы народной литературы якутов / С. В. Ястремский. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - 226 с. - (Труды комиссии по изучению Якутской АССР; Т.7).

223. Avgerinou, M. A review of the concept of visual Literacy / M. Avgerinou, J Ericson // British Journal of Educational Technology. - 1997. -№ 28 (4). - P.280-291.

224. Blake, J. The development of international cultural heritage law.P.61-

80.

225. Howard P. Heritage: management, interpretation, identity. Continuum. London: Routledge, 2003. 418 p.

226. Mirzoeff, N. An Introduction to Visual Culture / N. Mirzoeff. -London : Routledge 1999. - 151 p.

227. Robin P Harris. Storytelling in Siberia. The olonkho epic in a Changing world. Published by: University Illinois Press/ of 256 p.

228. Shanks Michael and Christopher Tilley. Ideology, Symbolic Power, and Ritual Communication: A Reinterpretation of Neolithic Mortuary Practices // I. Hodder (ed.) Symbolic and Structural Archaeology. - Cambridge: Cambridge University Press, 1982. - Р. 129-154; Shanks Michael and Ian Hodder. Processual, postprocessual and interpretive archaeologies // I. Hodder, M. Shanks, A. Alexandri, V. Buchli, J. Carman, J. Last and, G. Lucas (eds). Interpreting Archaeology. Finding meaning in the past. - London: Routledge, 1995. - Р. 3-29.

Приложение 1

Уважаемый респондент!

Вам предлагается анкета по выявлению уровня субъективного понимания олонхо в

современных условиях. Для ответа на вопросы анкеты поставьте знак «V» («галочку») напротив того варианта ответа, который Вам больше всего подходит (перечень возможных вариантов дается в

столбцах рядом с каждым вопросом). Процедура анкетирования предусматривает, что на каждый из заданных вопросов Вы

обязательно должны дать ответ. Анкетирование проводится анонимно. Благодарим Вас за участие!

1. Ваш возраст:

□ 18-22

□ 23-28.

□ 29-35

2. Где Вы проживаете?

□ В сельской местности

□ В городе

□ За пределами Республики Саха (Якутия)

3. Какое значение для вас имеет эпос олонхо?

□ Олонхо - фундамент национальной культуры саха

□ С годами олонхо теряет для меня свою ценность и притягательность

□ Я никогда не интересовался и не знаю олонхо

□ Другое

4. В каком возрасте Вы узнали об олонхо?

□ В дошкольном возрасте

□ В школьном возрасте

□ После окончания школы

5. Из каких источников получаете информацию об олонхо?

□ Из разговоров с родителями, родственниками

□ Радио

□ Телевидение

□ Театр

□ Газеты

□ Интернет

□ Национальный праздник Ысыах

□ Урок национальной культуры

□ Фестиваль сказителей эпоса

□ Ни разу слышали(а) что такое олонхо

6. Слышали ли Вы олонхо в живом исполнении, если да, то где?

□ Слышал(а) фрагмент исполнения олонхо на массовых мероприятиях

□ Слышал(а) в театре в исполнении артистов

□ Специально ходил(а) слушать подлинных олонхосутов

□ Слушал(а) олонхо в других ситуациях

□ Никогда не слышал(а) живого исполнения олонхо

7. Если Вы слышали живое исполнение олонхо, то у вас возникает желание услышать его повторно:

□ Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

8. Видели ли Вы этнический сувенир, сделанный по мотивам олонхо?

□ Да

□ Нет

□ Затрудняюсь ответить

Благодарю Вас за участие!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.