Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Жуков, Николай Николаевич

  • Жуков, Николай Николаевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Магадан
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 176
Жуков, Николай Николаевич. Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Магадан. 2002. 176 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфессиональная деятельность Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России в XIX в.»

Актуальность темы исследования. В настоящее время становится заметной возрастающая роль Русской православной церкви (РПЦ) в общественной жизни России. Православная Церковь, после более чем 70-летнего политического и экономического бесправия, не смотря на закрепляемое Конституцией РФ отделение церкви от государства,мится интегрироваться во все сферы жизнины. Одновременно серьезное влияние на политическую ситуацию в России и в мире в целом оказывают межконфессиональные противоречия. Особенно высоко их значение внах, которым свойственны нестабильная политическая система, серьезные внутриполитические и экономические проблемы. В значительной степени эти проблемы характеризуют и современное состояние Российской Федерации.

Различные политические движения и партии в борьбе за голоса избирателей пытаются привлечь на свою сторону как аппарат РПЦ в целом, так и отдельных, наиболее авторитетных, представителей духовенства. Пытается играть активную роль на политической арене и сама церковь, претендуя на участие в решении важнейших вопросов современной российской действительности.

Отмеченное является сложной теоретической и практической проблемой. В настоящее время различные российские конфессии лишь ищут свое место в новой структуре общества, что предопределяет целый ряд серьезных вопросов, особенно актуальных для России. В том числе о соотношении государственной идеологии и религии, взаимоотношении государства и церкви, правовом регулировании религиозной деятельности.

Одновременно, необходимо подчеркнуть, что сохранение и развитие отечественной государственности вряд ли будет возможным без наличия единого, целостного культурного поля. Однако его создание и сохранение возможно различными способами. Опыт истории показывает, что далеко не всегда требование бережного отношения к национальным культурам, заботы об их охране и наличии условий для их развития являлось общепринятым. В этом контексте, немалый интерес представляет практическая миссионерская деятельность Русской православной церкви в ее исторической ретроспективе. Собственно РПЦ, и, прежде всего, именно в XIX в., активно использовалась правительством для русификации окраин Российской империи и их интеграции в политическую и экономическую системы страны.1 Следовательно, православие мыслилось государственным руководством в качестве фактора обеспечивающего внутреннюю прочность и стабильность империи.

Более того, следует учитывать и ту роль, которую сыграло православие и православная церковь в формировании российского менталитета, в целом в историческом развитии России.

В этом контексте имеет немалое значение изучение миссионерской работы Русской православной церкви на территории Северо - Востока Азии и Русской Америки в XIX в. как самостоятельной теоретической проблемы. Оно позволяет осмыслить закономерности эволюции форм и методов деятельности священнослужителей в среде аборигенного (иноверующего) населения, оценить эффективность их усилий, а также значение последних в контексте усиления влияния России на указанной территории. Кроме того, оно дает возможность выявить общие тенденции в развитии православия, охарактеризовать основные элементы политики государства по использованию указанной деятельности в своих

1 См. напр.: Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). Критические очерки. М.: Наука, 1967. С. 281. интересах, приблизиться к пониманию вопроса о роли и месте в жизни общества такого специфического института как церковь.

Серьезность стоящих перед Российской Федерацией проблем и задач делает изучение опыта работы русских православных священников, в том числе и на очерченной территории, особенно необходимым. В современных условиях реальна опасность, как огульного отрицания какого-либо положительного значения православия, так и некритического восприятия его опыта. Одновременно, это позволит более объективно подойти к анализу динамики процессов в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений в современном российском обществе.

Сегодня мы наблюдаем процесс формирования новой системы межнациональных отношений, новых принципов взаимодействия центральных органов государственной власти и регионов. Это является весьма сложной задачей, в условия непростой конфессионально - этнической ситуации, серьезных экономических, демографических и внешнеполитических проблем. Их эффективное преодоление возможно лишь на основе использования широкого спектра научных разработок. В этом отношении, самую серьёзную роль могут сыграть исторические исследования, анализирующие и обобщающие опыт решения таких вопросов. При этом, как представляется, немалое значение приобретают работы регионального характера, что связанно с чрезвычайным многообразием входящих в современную Россию территорий.

С другой стороны, думается, что в настоящее время ещё не прёодолён тот кризис, который поразил отечественное обществоведение на рубеже 80-90-х годов XX в., в связи с крахом советского государства и, как следствие, обслуживающей его идеологии. Для преодоления его последствий необходимым становится дальнейший поиск новых концептуальных и методологических оснований, для чего требуется расширение источниковой базы, введение в научный оборот новых документов. Это будет способствовать созданию более объективной и взвешенной картины исторического пути нашей страны. Именно здесь региональные исследования вполне могли бы сыграть весьма заметную роль.

Степень изученности проблемы. Вместе с тем долгое время история деятельности РПЦ, особенно на протяжении XIX в., оставалась одной из наименее изученных проблем. Как отметил в своём обращении Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ".эти периоды (XVIII-XX вв. - Н.Ж.) нашей истории наименее исследованы. за прошедшие десятилетия история Церкви последних веков искажалась, предавалась забвению"1. С руководителем Русской Православной Церкви вполне согласны и многие отечественные исследователи. "История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей советской историографии" - писал в 1989 г. А. И. Кпибанов2.

В дореволюционной историографии специфика взаимодействия государства и церкви не позволяла в полной мере объективно подойти к освещению деятельности последней3. Этому, думается, было несколько оснований.

Во-первых, роль и место императора в той структуре управления РПЦ, которая складывается в период после реформ Петра I; во-вторых, превращение духовенства в часть чиновничьего аппарата империи;

1 История Русской Церкви. М.: Изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1994. Кн. 1. С. 7.

2 Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. С. 5.

3 Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. 4.1. М.: Изд. СпасоПреображенского Валаамского монастыря, 1996. История русской церкви. Кн.8. С. 56. в третьих, стремление светской власти затушевать реальное положение вещей.

Комплекс названных причин приводил к тому, что научные работы, посвященные истории РПЦ, оказывались под суровым цензурным контролем.

В советское время жесткая антирелигиозная политика коммунистической партии и правительства, идеологическое давление, испытываемое отечественной наукой, еще сильнее ограничили поле творческого поиска в этом вопросе. Появляющиеся работы носили, запрограммировано резкий, критический характер в отношении теории и практики православия. Это во многом определяло характер научных работ и специфику интерпретации материала.

Тем не менее, в истории изучения деятельности православных священнослужителей на территории Северо - Востока Азии и Аляски можно выделить следующие этапы.

Российской историографии дореволюционного периода было присуще, в большей степени, накопление нарративной информации по этой проблеме. Особая роль в этом принадлежала изданиям РПЦ, в том числе, периодического характера.

Ряд центральных и региональных изданий, например таких как газеты "Церковные ведомости" и "Якутские епархиальные ведомости", журналы "Православный вестник" и "Воскресный день", помещали на своих страницах материалы по истории православных миссий на рубежах российской империи, в том числе и на севере Тихого океана. Однако хронологическая и территориальная фрагментарность, отсутствие комплексного анализа и осмысления задач, истоков, значения, целей работы русских миссионеров являлись серьёзными недостатками таких работ. Следует отметить и их фактическую малодоступность для современного исследователя.

Среди трудов по истории РПЦ в целом можно отметить "Историю Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова), коллективный труд "История Христианской Церкви в XIX веке", второй том которого, непосредственно рассматривающий православие, был переиздан в 1998 г. под названием "История Православной Церкви в XIX веке" или "Историю Русской Церкви" Н. Тальберга1. Имеющие разную значимость, научный уровень они обладали одной общей чертой. В силу установившегося в тот период своеобразного разделения труда, в результате которого история церкви стала предметом изучения церковных же историков, их содержание было во многом апологетичным2. Являясь носителями религиозного, православного сознания, имея непосредственное отношение к церковной иерархии, эти авторы не могли не руководствоваться в своих работах установками церкви., в первую очередь, основополагающей христианской идей провиденциализма3 В результате её история получала самодостаточный характер, зачастую рассматривалась вне связи с социальными, экономическими, политическими процессами. Это в определённой степени обедняло церковную историю, препятствовало её полному и объективному анализу. С другой стороны, отмеченная выше специфика церковно-государственных отношений вообще не позволяла дать такой анализ. Все это отразилось и на освещении деятельности РПЦ на севере Тихоокеанского региона России.

Общими моментами в рассматриваемых работах была позитивная оценка

1 Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Изд. Спасо-Преображеиского Валаамского монастыря, 1994 - 1996. История Русской Церкви. Кн. 17; История Православной Церкви в XIX веке. В 2 т. М.: Издво Московского подворья СвятоТроицкой Сергиевой Лавры, 1998. Т. I. 340с., Т. II. 758с.; Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. В 2 т. Печоры: СвятоУспенский ПсковоПечерский монастырь; М.: товарищество "Светлячок", 1994. Т. 1. 528с., Т. 2. 530с.

2 Русское православие: вехи истории . С.56.

3 Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. (Исторический аспект). М.: Знание, 1989. С. 6. миссионерской деятельности на северо-восточных окраинах страны. Она находила свое выражение в положительном отношении к усилиям РПЦ по христианизации коренного населения, его просвещению. Вполне осознавалось и государственное значение православия, как инструмента закрепляющего положение Российской империи на новоприобретаемых территориях. Кроме того, авторами признавалась значимость деятельности священнослужителей по их изучению. Имела свое значение и вообще высокая оценка роли Православия в истории России, характерная для отечественной науки Нового времени.

Но все же сочинения обобщающего, аналитического характера непосредственно по истории Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона практически отсутствовали, что привело к тому, что целый ряд важных слагаемых её деятельности был освещен явно недостаточно: формы и методы работы миссионеров с местным населением, итоги и значение этой работы, роль церкви в проведении государственной политики в крае. А о том, что она была немалой говорит хотя бы тот факт, что распространению православия уделяли свое внимание Г. И. Шелихов, А. А. Баранов, А. К. Этолин, Унтербергер1.

Из работ светских авторов следует, главным образом, отметить обобщающие монографии по истории России, таких выдающихся ученых как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, П. Н. Милюков2. Несмотря на то, что в их трудах изучение процесса становления и эволюции отечественного православия не ставилось как непосредственная цель, учитывая его роль и место в судьбе российского общества,

1 РГИА, ф.796, оп.80, д.596; Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. Магадан: Кн. изд-во, 1975. С. 138; Командор. Красноярск: ПИК Офсет, 1995. С. 23; Гринёв А.В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867). Новосибирск: Наука, 1991. С. 229.

2 См. напр.: Ключевский В.О. История сословий в России // Сочинения: В 9 т. Т. VI. Специальные курсы. М.: Мысль, 1989. С. 225 - 391.; Соловьев С.М. Об истории Древней России. М.: Просвещение, 1993. 544с.; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. T.l. М.: Прогресс, 1993. 528с. многие проблемы истории РПЦ нашли в них свое отражение. При этом следует учитывать, что анализируемые нами вопросы в исследованиях указанных историков не рассматривались. Однако с точки зрения концептуальных подходов их произведения, безусловно, представляют большой интерес и не утратили своего значения и сегодня.

Описанию состояния зауральских территорий Российской империи на рубеже XIX - XX вв. была посвящена работа П. Головачева "Сибирь. Природа, люди, жизнь"1. Её специфическими чертами являются комплексность (она вобрала широкий круг материалов по географии, этнографии, экономике, истории) и большой объем использованного фактического материала.

Особо необходимо выделить монографии В. И. Иохельсона "Коряки. Материальная культура и социальная организация"2 и В. Г. Богораза "Материальная культура чукчей"3. Созданные на основе материалов собранных несколькими экспедициями, в которых они принимали самое деятельное участие и длительных, плодотворных исследований эти труды являются важной вехой в отечественной науке. Во многом авторы разделяют концепцию о колониальном положении Сибири в составе Российской империи и в целом негативно оценивают политику последней в крае, что нашло свое отражение при характеристике деятельности РПЦ.

В силу специфики рассматриваемой проблемы, резкого роста числа публикаций в XX в. думается необходимо особо выделить литературу, посвященную с одной стороны истории Северо-Востока Азии и Русской Америки, с другой истории РПЦ в целом.

1.В советское время, несмотря на значительный интерес к развитию

1 Головачев П. Сибирь. Природа, люди, жизнь. М.: Изд-во Ю.И. Базановой, 1902. 300с.

2 Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. СПб.: Наука, 1997. 238с.

3 Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М.: Наука, 1991. 224с. названных территорий и их серьезное, всестороннее изучение, работы историков ограничивались достаточно узким кругом тем: "освоенческая", некоторые аспекты социально-экономической, политической, этнографической истории региона.

Значительный вклад в изучение истории открытия и освоения новых земель русскими землепроходцами внесли такие ученые как В. А. Дивин, А. И. Алексеев, Б. П. Полевой, С. Р. Варшавский, Л. А. Гольденберг и многие другие. Так, гидрографическим исследованиям дальневосточных морей и северной части Тихого океана, а также морей восточного сектора Арктики посвящена книга А. И. Алексеева "Береговая черта"1, ход и итоги экспедиции Креницына - Левашова, завершившей открытие Алеутской гряды, изучены в работе И. В. Глушанкова "Секретная экспедиция"2, в монографиях Л. А. Гольденберга "Между двумя экспедициями Беринга" и "Изограф земли Сибирской"3 рассмотрены малоизвестные страницы освоения Восточной Сибири и тихоокеанских берегов, связанные с деятельностью С. У. Ремезова, А. Ф. Шестакова, Д. И. Павлуцкого, И. П. Козаревского и других первопроходцев XVII - XVIII вв., раскрыто значение плаваний М. С. Гвоздева, первым из европейцев открывшего Аляску со стороны Тихого океана, в труде В. А. Дивина "К берегам Америки"4. Это, безусловно, далеко не полный список, но представляется важным, что во всех указанных сочинениях делается вывод о весьма пристальном внимании правительства к вопросам изучения дальневосточных рубежей страны и серьезном соперничестве между Россией и другими европейскими странами, оказавшем влияние на всю последующую историю региона.

1 Алексеев А.И. Береговая черта. Магадан: Кн. изд-во, 1987. 240с.

2 Глушанков И.В. Секретная экспедиция. Магадан: Кн. изд-во, 1972. 184с.

3 Гольденберг J1.A. Между двумя экспедициями Беринга. Магадан: Кн. изд-во, 1984. 239с.; Он же. Изограф земли Сибирской. [О С. У. Ремезове]. Магадан: Кн. изд-во, 1990. 391с.

4 Дивин В.А. К берегам Америки. Плавания и исследования М.С. Гвоздева, первооткрывателя Северо Западной Америки. М.: Географгиз, 1956. 48с.

Хозяйственное освоение новооткрываемых территорий, специфика социально - экономических отношений в регионе были рассмотрены в трудах А. И. Алексеева "Судьба Русской Америки"1 о её истории от Петра I до продажи США, В. А. Александрова "Россия на дальневосточных рубежах"2, осветившего также сложный период в истории внешней политики российского государства во второй половине XVII в., Б. П. Полевого "Григорий Шелихов - "Колумб Росский"3 о жизни и деятельности одного из создателей Российско-Американской компании Г. И. Шелихова, С. Г. Федоровой "Русское население Аляски и Калифорнии" и "К вопросу о ранних русских поселениях на Аляске"4 о раннем этапе формирования Русской Америки и многие другие. Значительный вклад в изучение характера социально-экономических отношений и специфики внутри и внешнеполитической обстановки в крае внесли работы С. Б. Окуня, Ф. Г. Сафронова5. Особо следует выделить монографии Н. Н. Болховитинова "Россия открывает Америку" и "Русско-Американские отношения и продажа Аляски"6 отличающиеся богатством фактического материала, комплексным характером освещения всего круга проблем связанных с освоением севера Тихоокеанского региона.

Из работ существенно обогативших этнографическую науку, в первую

1 Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. Магадан: Кн. изд-во, 1975. 327 с.

2 Александров В.А. Россия на дальневосточных рубежах: (вторая половина XVII в.). Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. 272 с.

3 Полевой Б.П. Григорий Шелехов "Колумб Росский." Магадан: Кн. изд-во, 1960. 48с.

4 Федорова С.Г. Русское население Аляски и Калифорнии (конец XVIII века - 1861 г.). М.: Наука, 1971. 276с.; Она же. К вопросу о ранних русских поселениях на Аляске // Летопись Севера. М.: Мысль, 1964. Вып. VI. С. 97-113.

5 Окунь С.Б. Российско-американская компания. M.-JL: Соцэкгиз, 1939. 260с.; Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России. Из истории освоения русскими людьми побережий Охотского и Берингова морей, Сахалина и Курил. Хабаровск: Кн. изд-во, 1988. 192с.

6 Болховитинов Н.Н. Россия открывает Америку. 1732-1799. М.: Междунар. отношения, 1991. 304с.; Он же. Русско-Американские отношения и продажа Аляски, 1834-1867. М.: Наука, 1990. 368с. очередь, необходимо отметить такие как "Очерки истории и этнографии чукчей" И. С. Вдовина1, "Индейцы тлинкиты в период Русской Америки" А. В. Гринева2, "Этническая история Северо - Востока Сибири" И. С. Гурвича3, "По земле древних кереков" В. В. Леонтьева4, "Эвены Магаданской области" У. Т. Поповой5, "История и культура эвенов" А. А. Бурыкина6 и др.7. В трудах этих авторов дается частичная характеристика процесса христианизации автохтонных народов Северо - Востока Азии и Русской Америки, его последствий. Однако данные проблемы интересовали исследователей с точки зрения: во первых, влияния православия на традиционную культуру и, во вторых, роли и места деятельности церкви в проведении государственной политики. Ими был накоплен значительный массив фактических данных, глубоко и всесторонне изучены негативные стороны политики, в том числе религиозной, царского правительства, вопросы взаимодействия церкви и государства в регионе, развития культуры коренного населения. Эти материалы нашли свое применение и в предложенном диссертационном сочинении. Однако, непосредственно конфессиональная деятельность РПЦ, её мотивы, методы и приемы, значение для историко-культурного развития автохтонных народов оставались слабо изучены. Во многом это связанно с тем, что идеологическое

1 Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; JL: Наука, 1965. 403с.

2 Гринев А.В. Индейцы тлинкиты в период Русской Америки (1741-1867 гг.). Новосибирск: Наука, 1991.320с.

3 Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири. М.: Наука, 1966. 248с.

4 Леонтьев В. В. По земле древних кереков. Записки этнографа. Магадан: Кн. изд-во, 1976. 231с.

5 Попова У.Т. Эвены Магаданской области. Очерки истории, хозяйства и культуры эвенов Охотского побережья. 1917-1977 гг. М.: Наука, 1981. 302с.

6 Бурыкин А.А. История и культура эвенов // История и культура эвенов: Сб. статей / Магадан, обл. и-т повышения квалификации пед. кадров. Магадан: Кн. изд-во, 1992. С. 3-13.

7 См. например: Гурвич И.С., Казаков К.Г. Корякский национальный округ. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 304с.; Орехов А.А., Разборщикова М.Г. Взаимовлияние русского коренного населения Колымы и Чукотки в давление, испытываемое исторической наукой, не способствовало объективному исследованию сущности и значения работы Русской Православной Церкви, в том числе и на территории региона.

В рамках навязываемого науке подхода, трактовавшего религию как орудие, служащее "интересам эксплуататорских классов"1 и обеспечивающее сохранение "эксплуататорских порядков"2, роль церкви сводилась к "активной помощи царизму в закабалении коренных народов Сибири" и "эксплуататорской сущности церковной администрации"3.

Работа священнослужителей по изучению окраин Российской империи, их роль в культурно - историческом развитии местных народов, не говоря уже о роли церкви в освоении новых территорий и усилении на них влияния России, практически не освещались. Хотя, в то же время, ряд отечественных историков (В. Г. Карцов, А. Н. Копылов) отмечали и положительное влияние церкви, в первую очередь на развитие здесь образования и культуры.4 Но, в целом, советская историография обращала мало внимания на те проблемы истории края, которые, так или иначе, были связанны с деятельности православного духовенства.

В российской историографии конца 80-х - 90-х годов проходит переосмысление роли и значения труда православных миссий на дальневосточных границах Российского государства. Новые исследования во многом расширяют и дополняют наши знания о научном, культурном, просветительском, политическом хозяйстве и быту // Краеведческие записки. (Магаданский обл. краеведческий музей); Ред. кол.: С.Г. Бекаревич (гл. ред.) и др. Магадан: Кн. изд-во, 1991. Вып. 17. С. 146-154. и другие.

1 Ярославский Е.М. Как родятся, живут и умирают боги и богини // О религии. М.: Госполитиздат, 1958. С. 515.

2 См. Настольная книга атеиста. М.: Политиздат, 1987. С. 383-385.

3 История Сибири. В 5 т. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России. JL: Наука, 1968. С. 168, 288.

4 См. напр.: История Сибири. Т. 2. С. 323-324,484. значении работы РПЦ на севере Тихоокеанского региона России. Так, христианизации автохтонного населения Русской Америки, участию священнослужителей Аляски в народном образовании, их научной деятельности были посвящены статьи Р. Г. Лякуновой, Г. И. Дзенискевича, В. В. Аржанухина.1 Эти же аспекты работы православного духовенства, но на территории Северо - Востока Азии рассматривались в статьях Л. Н. Хаховской, В. Ф. Леснякова и Н. И. Герасимовой2.

В 2000 г. увидела свет книга А. И. Поспеловой "Традиционные культура и религия автохтонных арктических народов"3. Написанная исходя из цивилизационной модели исторического процесса, близкая по основополагающим идеям концепции о колониальном положении зауральских территорий в Российской империи, она отличается глубоким, всесторонним анализом, как самой традиционной культуры аборигенов севера, так и путей её трансформации под влиянием пришлого населения, российского государства. Автор, в значительной степени, негативно оценивает воздействие, оказываемое последними, говоря о разрушении многих элементов духовной и материальной жизни коренных народов. Необходимо отметить и коллективный труд "История Русской Америки", в третьем

1 Аржанухин В.В. Русские духовные школы на Аляске // Миссионерское обозрение. 2000. №1(51). С. 19-23; Ляпунова Р.Г. О Русской Америке // Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев / Отв. ред. Дридзо, Р.В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. С. 7-26; Дзенискевич Г.И. Православные миссионеры на Аляске // Там же. С. 191-254.

2 Хаховская JI.H. Деятельность русской православной церкви на Охотском побережье.(Х1Х-начало XX в.) // Магадан: годы, события, люди: Тез. докл. науч. практ. конф., посвящ. бОлетию г. Магадана, Магадан, 15-16 июля 1999 г. / гл. ред. Н.Б. Карпенко. Магадан: Кордис, 1999. С. 9.; Лесняков В.Ф., Герасимова Н.И. Проблемный взгляд на состояние народного образования на Охотском побережье: до и после Октябрьского переворота // Исторические аспекты Северо Востока России: экономика, образование, колымский ГУЛаг Магадан: СВКНИИ ДВО РАН, 1996. С. 7-29.

3 Поспелова А.И. Традиционные культура и религия автохтонных арктических народов. СПб.: НИИ ИХ СПбГУ, 2000. 185с. томе которого получили освещение и различные аспекты деятельности Русской православной церкви в Северной Америке1. Однако, основное внимание в нем было уделено вопросам истории открытия, изучения, хозяйственного освоения Аляски и внешней политики России в регионе. Созданные на основе новых методологических подходов, с использованием впервые вводимых в научный оборот документов указанные работы отличаются объективным и всесторонним анализом, взвешенной оценкой различных аспектов истории РПЦ в крае, но рассматриваемые нами вопросы были в них раскрыты фрагментарно.

Определенный вклад в изучение поставленных в данной работе проблем внесли и магаданские краеведы. Работы Н. А. Зыбина2, Д. И. Райзмана3, В. М. Резиновского4, Т. Фазиловой5 пополнили корпус публикаций, посвященных различным аспектам истории отечественного православия на севере Тихоокеанского региона России.

2.0дновременно, следует отметить наличие целого спектра исследований, посвященных истории Русской Православной церкви в целом. В историографии новейшего времени происходит расширение круга исследователей занимающихся изучением её деятельности. Эта проблема стала достоянием и светской науки.

Уже в 1930 г. вышла в свет книга Н. М. Никольского "История русской церкви",

1 История Русской Америки (1732-1867): В Зх тт.: Т. III. Русская Америка: от зенита к закату (18251867). М.: Международные отношения, 1999. 560с.

2 Зыбин Н.А. История возникновения и возрождения эвенской письменности // История и культура эвенов: Сб. статей / Магадан. Обл. и-т повышения квалификации пед. кадров. Магадан: Кн. изд-во, 1992. С. 1421.; Он же. Эвены и христианство // Маяк Севера. 1992.2 июля.

3 Райзман Д.И. а молодые почти все восприняли христианскую веру // Территория. 1993. 16 сентября; Он же. Переняли образ жизни российских людей // Территория. 1994. 25 января.

4 Резиновский В.М. Ола: Ист.-краевед. очерк. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 96с.

5 Фазилова Т. Православие и эвены // Рассвет Севера. 1996. 1 июня. позднее неоднократно переиздававшаяся1. Она является фактически первым обобщающим трудом по истории отечественного православия созданным на основе марксистской методологии и отличается богатством конкретного исторического материала. Но одновременно, написанная с точки зрения "научно-атеистического" подхода, имеющая преимущественно научно-популярный характер, выполняющая важный, с точки зрения советского государства, политический заказ она вряд ли может в полной мере претендовать на объективность. Более того, она вызывала и вызывает целый ряд вполне обоснованных замечаний во фрагментарности, методологических ошибках, погрешностях терминологического и содержательного характера.

Значительно увеличивается количество посвященных истории православия изданий во второй половине XX столетия. Среди них сборники "Церковь в истории России (IX в. - 1917г.)", "Религия и церковь в истории России", "Христианство и Русь", "Русское православие: вехи истории", "Церковь, общество и государство в феодальной России" и другие:2 Следует указать и такие работы как "Церковь и феодализм на Руси" Н. Гантаева, "Русское православие, государство и культура" Н. П. Красникова.3 Их общими отличительными чертами стали:

1. формационный подход к анализу и интерпретации истории РПЦ, что проявилось в объяснении генезиса и развития православия как продукта исключительно социально-экономической динамики, отрицании самостоятельного

1 См. напр.: Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. М.: Политиздат, 1985.448с.

2 Церковь в истории России (IX в.-1917г.). Критические очерки. М.: Наука, 1967. 335с.; Религия и церковь в истории России. Сб. М.: Мысль, 1975. 255с.; Христианство и Русь. Сб. статей. М.: Наука, 1988. 136с.; Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов М.: Политиздат, 1989. 719с.; Церковь, общество и государство в феодальной России. М.: Наука, 1990. 352с.

3 Гантаев Н. Церковь и феодализм на Руси. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 168с.; Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. (Исторический аспект). М.: Знание, 1989. 64с. значения христианства в истории и культуре России и т.п.;

2. заданно критический характер оценки её деятельности, что объясняется характеристикой любой религии как идеологии призванной защищать интересы правящего класса тем самым, облегчая эксплуатацию остальной части населения;

3. богатство фактического материала, что проявилось в использовании широкого круга источников, значительная часть которых была не только не опубликована, но и неизвестна, а зачастую и не доступна ранее.

В этом отношении, следует отметить, что вплоть до конца 80-х гг. актуальным для отечественного религиоведения и исторической науки продолжал оставаться совет В. И. Ленина И. И. Скворцову-Степанову написать "томик по истории религии и против всякой религии., с обзором материалов по истории атеизма и по связи церкви с буржуазией"1. В результате всякая религия характеризовалась как "опиум народа, как реакционная идеология, направленная против интересов человека и человечества"2. Однако, в целом, ни один из указанных трудов не потерял в полной мере своего научного значения и сегодня. Последнее особенно актуально для таких книг как "Современное русское православие" Н. С. Гордиенко3 и "Христианизация Киевской Руси" М. П. Новикова4, с их глубоким и всесторонним изучением всего спектра проблем связанных с эволюцией российского православия, разработкой концептуальных оснований деятельности РПЦ.

Как уже отмечалось выше, в отечественной науке последнего десятилетия происходит переосмысление роли и места религии в жизни общества, что нашло

1 Ленин В.И. И. И. Скворцову-Степанову, 19 марта 1922 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 209210.

2 Крывелев И.А. История религий. Очерки в двух томах. T.l. М.: Мысль, 1975. С.9.

3 Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л.: Лениздат, 1987. 304с.

4 Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М.: Изд-во Моск. унта, 1991. 176с. свое отражение в исследованиях этого периода. В этом ряду, безусловно, необходимо отметить работу "Философия религии" Л. Н. Митрохина1, в которой автор предпринял попытку переосмысления наследия К. Маркса. Необходимо выделить и книгу "Православие в России" А. А. Алова и Н. Г. Владимирова2. Её отличает взвешенность оценок, освещение широкого круга проблем, связанных с историей православной церкви и религии в целом, местом и ролью РПЦ в культурно-историческом процессе, а также значительное внимание, уделяемое вопросам взаимодействия церкви и государства. Однако проблемы поставленные в данном исследовании в указанных выше сочинениях, по большей части, или не находили освещения, или затрагивались фрагментарно.

Среди зарубежных трудов, посвящённых истории РПЦ, безусловно, необходимо указать "Историю Русской Церкви (1700-1917)" И.К. Смолича3, к сожалению незаконченную автором. Особое внимание им было уделено вопросам церковно-государственных отношений, организации церковного управления, развитию приходской жизни, участию духовенства в народном образовании, миссионерской деятельности РПЦ. Кроме того, отметим такую работу как "Пути русского богословия" Г. Флоровского.4 Имеющая много общего с трудом Смолича, она интересна с точки зрения анализа духовной жизни российского общества, основных тенденций развития православия в XIX в. Однако обобщающий характер этих произведений, недоступность архивных источников не позволили ученым дать подробный анализ работы церкви на севере Тихоокеанского региона России в XIX в.

1 Митрохин J1.H. Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия). М.: "Республика", 1993.

416с.

2 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Православие в России. М.: Институт Наследия, 1995. 193с.

3 Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917. В 2 ч. М.: Изд. Спасо-Преображенского валаамского монастыря, 1996. Ч. 1. 796с.; Ч. 2. 796с. История русской церкви. Кн. 8.

4 Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris: YMCAPRESS, 1983. 600с.

Заметный вклад в её изучение внесли и церковные историки Автокефальной Православной Церкви в Америке. Исследования протоиерея Д. Григорьева, архимандрита Августина (Никитина) пополнили корпус публикаций рассматривающих отдельные вопросы деятельности РПЦ в крае.1 Особое внимание ими было уделено жизни и трудам святителя Иннокентия (Вениаминова), миссионерской и просветительской работе священнослужителей.

Таким образом, можно говорить о том, что многие актуальные проблемы истории деятельности РПЦ, в том числе на Северо-Востоке Азии и Аляске в XIX в. действительно нуждаются в более серьезном исследовании с применением современных методологических и концептуальных оснований. Среди нерешенных вопросов можно отметить такие как: цели, методы и значение работы русских миссионеров; роль церкви в проведении государственной политики в регионе, мотивы указанной деятельности и др. Интерес в современном российском обществе к истории отечественного православия, в том числе и к указанным нами вопросам, свидетельствует о необходимости ее всестороннего исследования, о важности осмысления духовного опыта прошедших столетий. Одновременно, до настоящего времени остается невостребованным значительный пласт документов и материалов, что приводит к фрагментарности, отрывочности освещения истории деятельности Русской Православной Церкви на территории севера Тихоокеанского региона России. Накопившийся же к настоящему времени материал, по нашему мнению, нуждается в серьезном обобщении и анализе.

Цель и задачи исследования. Целью предлагаемого диссертационного

1 Григорьев Д. Митрополит Иннокентий - миссионер-пророк // Тысячелетие крещения Руси. Материалы международной церковно-исторической конференции. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988. С. 248-258; Августин (Никитин), архимандрит. Деятельность Русской православной церкви в Северной Америке // сочинения является комплексное изучение конфессиональной деятельности Русской Православной Церкви на севере Тихоокеанского региона России в XIX в., её положительных и отрицательных последствий, на основе обобщения и анализа накопленного материала. Приоритетное значение, уделяемое именно конфессиональной составляющей работы православного духовенства (то есть труда связанного с миссионерством, оправлением религиозных обрядов, удовлетворением духовных потребностей местного населения в целом), связанно: во-первых, со слабой изученностью именно этой стороны истории РПЦ в крае; во-вторых, с тесной взаимосвязью этой деятельности с целым комплексом процессов протекающих в крае на всем протяжении XIX столетия, начиная от инноваций в культуре автохтонов севера и заканчивая борьбой с проникновением иностранных держав на Дальний Восток. Следовательно, достижение поставленной цели, дополняя значительный массив уже проведенных исследований по разным аспектам истории северотихоокеанских владений России, может способствовать объективному и взвешенному анализу новой истории региона. Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

-изучение влияния особенностей региона и специфики церковно-государственных отношений на деятельность духовенства на севере Тихоокеанского региона России;

-исследование формирования и развития инфраструктурных, финансовых и правовых основ работы РПЦ на территории края;

-анализ миссионерской работы священнослужителей, её форм и этапов; -изучение характера работы духовенства по интериоризации христианства в культуру местного населения;

История Русской Америки (1732-1867): В Зх тт.: Т. III. Русская Америка: от зенита к закату (1825-1867). М.:

-определение степени участия РПЦ в историко-культурном развитии коренных народов региона.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общие закономерности деятельности Русской православной церкви на окраинах Российской империи в XIX в. Предметом - сущность и характерные черты деятельности РПЦ на севере Тихоокеанского региона России в указанный период.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX век. Их выбор объясняется спецификой процесса культурного взаимодействия пришлого и коренного населения, интенсивность которого нарастала на протяжении XVII - XVIII вв. и наивысшей стала в XIX столетии1, особой активизацией в этот период деятельности РПЦ.

Одновременно важным для решения задач данной работы является обращение к изучению работы, развернувшейся в XVIII в. на территории региона, первых миссий, во многом определивших специфику и основные начала процесса христианизации коренного населения.

Территориальные рамки исследования охватывают север Дальнего Востока и Аляску. Ограничение рамок работы указанными территориями объясняется: во-первых, их общими особенностями социально-экономического и военно-стратегического положения в Российской империи; во-вторых, их особой значимостью, так как они являлись форпостом России на Дальнем Востоке и в Северной Америке; в-третьих, наличием с 1840 г. по 1870 г. единой епархии, объединившей приходы на этой территории; в-четвертых, обилием фактического

Международные отношения, 1999. С. 116-156.

1 Орехов А.А., Разборщикова М.Г. Взаимовлияние русского коренного населения Колымы и Чукотки в хозяйстве и быту // Краеведческие записки. Магадан, 1991. Вып. 2. С. 149. материала по исследуемой проблеме и необходимостью его детального изучения и обобщения на региональном уровне; в-пятых, возможностью точнее и детальнее осветить деятельность РПЦ в XIX в. на основе использования региональных исторических источников.

Источниковая база предлагаемой работы состоит из документальных материалов архивных хранилищ г. Санкт-Петербурга и Магаданской области, опубликованных документов и нормативных актов, а также широкого круга мемуарной литературы. При её написании использовались документы фондов 796 и 797 Российского государственного исторического архива (РГИА), в которых аккумулированы документы Священного Синода; фонды Д-1, Д-2, Д-3, Д-73 Государственного архива Магаданской области (ГАМО), вобравшие в себя документы ряда церквей Северо - Востока Азии. В ГАМО же нами исследовался фонд Д-24 "Гижигинское уездное управление". Помимо указанного, автором настоящей диссертации был изучен фонд 2300 Архива Магаданского областного краеведческого музея (МОКМ) и фонд Р-15 Тенькинского муниципального архива (ТМА). Особый акцент делался на вовлечение в научный оборот, пока ещё мало используемых, источников из местных архивных хранилищ.

Чрезвычайно большое значение для настоящего сочинения имели фонды РГИА, позволяющие не только оценить усилия православного духовенства в области интериоризации христианства в культуру автохтонного населения региона, но и охарактеризовать важнейшие особенности взаимоотношений церкви и государства в крае. Среди них отчеты о состоянии Камчатской, Якутской епархий, североамериканских приходов1, о миссионерской деятельности

1 РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 29,442, 665; ф. 797, оп. 41, д. 59 и др. священнослужителей1, предложения по её интенсификации, повышении эффективности2.

Особый интерес представляют фонды ГАМО, содержащие не только материалы по деятельности ряда церквей Северо - Востока, но и копии многих важнейших документов, относящихся как к работе местных епархий, так и РПЦ в целом. Например, "Инструкции священнослужителям, занимающимся обучением приходских детей в домашних учебных заведениях" 1840 г.3, Указа Святейшего Синода от 1845 г. о введении катехизических поучений по воскресным и праздничным дням4, предписания военного губернатора Приморской области о введении нового порядка финансирования отдаленных церквей от 1876 г.1 и др.

Обращение к фондам МОКМ и ТМА продиктовано тем, что они содержат ряд документов, дополняющих материалы ГАМО и РГИА, и позволяют дать более объективную оценку эффективности усилий РПЦ, помогают определить специфику взаимоотношений местной администрации и настоятелей храмов, оценить взаимовлияние коренного и пришлого населения.

Значительное внимание в исследовании уделено материалам, хранящимся в архивах именно Магаданской области, так как они составляют значительный массив источников, необходимых для решения поставленных автором задач. Кроме того, активное использование документов местных архивов позволяет более четко оценить специфические проблемы развития окраин Российской империи в контексте общего развития страны в XIX веке.

Указанные материалы подразделяются на несколько групп документов, среди

1 РГИА, ф. 796, оп. 99, д. 57, д. 1118, оп. 152, д. 1527; ф. 797, оп. 2, д. 4699 и др.

2 РГИА, ф. 796, оп. 193, д. 596 и др.

3 ГАМО, ф. Д 2, on. 1, д. 2, л. 93-99.

4 ГАМО, ф. Д2, on. 1, д. 9, л. 1. которых можно выделить:

1. указы и предписания центральных органов власти Российской империи (императора, Священного Синода), касавшиеся как общих основ деятельности Русской православной церкви, так и работы епархий региона: их территориальной организации, развития инфраструктуры, финансирования, взаимоотношения принтов и прихожан, участия духовенства в народном образовании и его регламентация и др. (например, Императорский Указ от 1844 г. о допуске к духовному образованию детей коренного населения Камчатской епархии2, Указ Святейшего Синода от 1865 г. о постройке и починке церквей на сумму не превышающую 5000 руб. без учреждения особых строительных комиссий, в случае не использования казенных денег3 и др.);

2. распоряжения местного светского и церковного аппарата управления (губернаторов, епархиальных архиереев, духовных правлений, консисторий, благочинных) регламентировавшие работу священнослужителей, некоторые вопросы материального обеспечения и храмового строительства (например, предписание Камчатского архиерея от 1880 г. о принятии мер к продлению срока службы церквей4, предписание Николаевского духовного правления Камчатской епархии от 1871 г. об обучении детей в училищах церковнославянскому языку5, и др-);

3. отчетные материалы: и венчиковые книги6;

1 ГАМО, ф. Д. 2, on. 1, д. 9, л. 41-41 оборот.

2 ГАМО, ф. Д. 2, on. 1, д. 9, л. 55 оборот.

3 ГАМО, ф. Д 2, on. 1, д. 15, л. 84.

4 ГАМО, ф. Д. 2, on. 1, д. 16, л. 61-61 оборот.

5 ГАМО, ф. Д 2, on. 1, д. 6, л. 42.

6 Следует отметить, что использование этой группы источников требует определенной осторожности, что связанно с возможностью завышения оценок численности крещеного населения, а также субъективным

4. иные документы официального епархиальные отчеты, клировые и исповедальные ведомости, метрические, приходно-расходные делопроизводства: отношения, донесения, рапорты, доклады, приговоры сельских сходов, различные запросы и разъяснения (например, приговор Ямского Корякского общества от 1869 г. об открытии в Ямске церковно -приходской школы1, доклад советника Приморского областного правления Ф. Ф. Сомова военному губернатору Приморской области по ревизии Гижигинского уезда в 1907 г.2 и др.).

Использованные автором опубликованные документы освещают различные аспекты деятельности православной церкви на северо-восточной окраине Российской империи. Среди них - её мотивы, основные направления, специфические черты.

В этом отношении, важным источником для анализа мотивации деятельности РПЦ, в том числе в рассматриваемом регионе, представляется Библия. В силу специфики исследуемой проблемы именно она позволяет ответить на вопрос о мотивах, целях и задачах, преследуемых собственно священнослужителями.

Документами, позволяющим определить государственно-правовые основы работы православной церкви на окраинах России, являются "Устав об управлении инородцев" 1822 г. и "Положение об инородцах" 1892 г.3, а также "Устав духовных консисторий" 1841 г., переизданный в 1883 г. с незначительными изменениями и характером оценок степени влияния православия и интериоризированности христианства в культуру коренного населения.

1 ГАМО, ф. Д 3, on. 1, д. 1, л. 108-109.

2 ГАМО, ф. Д 24, on. 1, д. 2, л. 168-177.

3 Высочайше утвержденный 22 июля 1822 года Устав. Об управлении инородцев // Национальная политика в императорской России. Поздние первобытные и предклассовые общества Севера Европейской России, Сибири и Русской Америки. М.: Старый сад, 1998. С. 141-176.; СЗ РИ. СПб., 1892. Т. II. "Положение об инородцах". дополнениями1 и "Уставы духовных дел иностранных исповеданий".2 Эти акты создали законодательную основу взаимоотношений церкви и аборигенного населения, определили содержание прав и обязанностей последних, основные направления и характер деятельности РПЦ.

При оценке специфики церковно-государственных отношений, изучении различных направлений деятельности РПЦ в целом необходимо обращение к "Духовному регламенту"3. Именно он стал основополагающим документом церковной реформы Петра I4, той базой, которая определила положение церкви в системе государственных органов на весь синодальный период. Также, известное значение имеют и иные нормативно-правовые акты, среди которых, кроме упомянутых уставов, можно отметить Указ Сенатский от 1719 г. о некрещении татар и других иноверцев против их воли5, Указ Святейшего Синода от 1746 г. о запрете принудительного крещения иноземцев6 и др.

Развитие миссионерства, значительное увеличение количество миссий в крае, позволяет использовать журналы миссионеров. Этот источник дает ценные сведения о практике христианизации, используемых методах и отношениях священников с представителями автохтонных народов региона, позволяя решать

1 Устав Духовных консисторий с разъяснениями Св. Синода. / Сост. Н.Е. Серебряков. М.: Издние юрид. книж. магазина «Правоведение» И.К. Голубева, 1912. 348с.

2 Уставы духовных дел иностранных исповеданий. СЗРИ. T.XI. 4.1. СПб.: Тип. Второго отделения Собст. Е.И.В. Канцелярии, 1857. 264с.

3 Духовный регламент // Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997. С. 540-603.

4 Законодательство Петра I. М.: Юрид. лит., 1997. С. 518.

5 Указ Сенатский 31 июля 1719 года. О не крещении татар и других иноверцев против их воли // Национальная политика в императорской России. Поздние первобытные и предклассовые общества Севера Европейской России, Сибири и Русской Америки. М.: Старый сад, 1998. С. 79-80.

6 Декабря 12. Указ Синодский 12 декабря 1746 года. О неупотреблении никаких понудительных средств против иноземцев к восприятию веры Грекороссийского исповедания // Национальная политика в поставленные автором задачи1.

Известное значение имеют и материалы русско-американской компании, которая была создана в рассматриваемый период. Они позволяют определить роль и место РПЦ в политике российского правительства по колонизации севера Дальнего Востока и Аляски2.

Важным источником, для анализа деятельности РПЦ, является мемуарная и обзорная литература3. Ее роль определяется тем, что большинство авторов таких произведений не имели отношения к церковному аппарату и более объективно подходили к освещению различных аспектов деятельности РПЦ. Это создавало условия для полного и всестороннего анализа работы духовенства. С другой императорской России. Поздние первобытные и предклассовые общества Севера Европейской России, Сибири и Русской Америки. М.: Старый сад, 1998. С. 101-102.

1 Из журнала кенайского миссионера игумена Николая. Николаевский редут. 1862 год // Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев/Отв. ред. Дридзо, Р.В. Кинжалов. М.: Мысль, 1994. С. 229-234.; Из журнала иеромонаха Илариона, миссионера на реке Кукоквим (1861-1862 гг.) // Там же. С. 203-211; Из журнала иеромонаха Илариона, миссионера на реке Кукоквим за 1863 год // Там же. С. 211-221 и другие.

2 См. напр.: Записка капитана 2 ранга Головнина о состоянии Российско-Американской компании в 1818 г. // Материалы для истории русских заселений по берегам восточного океана. Приложение к Морскому сборнику. СПб.: Тип. Морского министерства, 1861. №1. С. 48-115; Договор между Россией и США от 18/30 марта 1867 г. // Болховитинов Н.Н. Русско-Американские отношения и продажа Аляски, 1834-1867. М.: Наука, 1990. С. 331-335; Министр коммерции Н.П. Румянцев посланнику в Японии Н.П. Резанову // Командор. Красноярск: ПИК Офсет, 1995. С. 21-28; Исторический календарь Росийско-Американской кампании (1817 год) // К истории РосийскоАмериканской кампании: Сб. док. материалов. Красноярск: Б.И., 1957. С. 7-40; Высочайше утвержденный 10 октября 1844 года Устав Российско-Американской компании (извлечение) // Национальная политика в императорской России. Поздние первобытные и предклассовые общества Севера Европейской России, Сибири и Русской Америки. М.: Старый сад, 1998. С. 231-222.

3 Дьячков А.Е. Анадырский край // Жихарев Н. А. Повесть об Афанасии Дьячкове. Анадырский край / Дьячков А. Е. Магадан: Кн. изд-во, 1992. С. 163-267; Загоскин J1.A. Заметки жителя того света // Путешествия и исследования лейтенанта Лаврентия Загоскина в Русской Америке в 1842-1844 гг. М.: Гос. изд-во географической литры, 1956. С. 325-373; Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. В 2 т. Т. 2. СПб.: Наука; ПетропавловскКамчатский: "Каммат", 1994. 319с.; Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Т.1.: Естественноисторическое описание. СПб.: М-во финансов, 1900. 689с. и другие. стороны, такие работы, не ставя перед собой узких задач по изучению деятельности церкви, зачастую уделяли ей весьма ограниченное внимание.

Работы же мемуаристов - священнослужителей, хотя и отличаются богатством фактического материала, требуют при использовании определенной осторожности, так как не всегда, в достаточной мере, объективны1.

Особо следует отметить составленный И. П. Барсуковым сборник "Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников"2, так как он содержит значительное количество документальных материалов (отчеты и документы о деятельности камчатской епархии, официальную и личную переписку Иннокентия (Вениаминова), воспоминания о нем), что, безусловно, сильно повышает его ценность.

Методологическими основаниями, которыми руководствовался автор, являются принципы историзма и объективности. Решение поставленных задач достигается на основе всестороннего анализа широкого круга источников, учета особенностей исторической эпохи, феноменов человеческого сознания и общения. Представляется важным для данной работы указать на то, что новый взгляд, даже на те проблемы, которые нашли отражение в существующей литературе, вполне может быть обеспечен, если подойти к их освещению с точки зрения новейших достижений отечественной методологии, которая сегодня существенно пересматривает свои структурные элементы. Думается, вполне обосновано замечание, что только одно декларирование приверженности тем или иным принципам не может однозначно определить методологическую позицию автора.

1 См. напр.: Митрополит Нестор (Анисимов). Мои воспоминания. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1995. 92с.

2 Барсуков И.П. Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М.: "ФИРМА АЛЕСЯ",1997. 769с.

Более того, в рамках одного течения могут существовать различные направления, имеющие оригинальную концепцию объяснения исторической действительности. Как отмечает в своей работе С.М. Панарин, с которым мы в полной мере согласны, их дифференциация происходит в настоящее время не только, и даже не столько по приверженности к различным социальным метатеориям, а коренится в конкуренции различных знаковых систем, различных типов и уровней мышления1. Следует согласится с выделением в современной социальной истории двух ведущих подходов. Во-первых, "аналитического" или макроисторического, занимающегося исследованиями глобальных процессов -экономических, политических, социальных. Во-вторых, "нарративного" или микроисторического, изучающего, в первую очередь, быт, поведение, сознание людей. В этом отношении, известное значение приобретает синтез этих направлений.2 Не претендуя на решение проблемы в целом, которое может' состояться лишь как плод длительных усилий многих ученых, в рамках конкретных локальных работ вполне возможно использование достижений обоих течений. Это особо актуально для предлагаемого диссертационного сочинения. Однозначно определить характер, глубину воздействия религии на человеческое сознание не представляется возможным. "Подобное влияние всегда конкретно, неоднозначно; оно зависит от эпохи, от данной религии и - не в последнюю очередь - от самого человека"3. Как следствие вне субъективных факторов процесса христианизации (целей и задач, которые ставили перед собой миссионеры; отношения к новой религии представителей автохтонного населения, специфики ее восприятия и т.п.)

1 Панарин С.М. Создание минеральной базы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (19611975). Автореф. дис. канд. истор. наук. Екатеринбург: Изд-во ТюмГНГУ, 1995. С. 10.

2 Там же. С. 10-11.

3 Митрохин J1.H. Философия религии . С. 329-330. становятся невозможными любые оценки роли и места деятельности православной церкви в регионе. А таким образом, необходимо, закрепляется приоритет общечеловеческих ценностей, признание значимости каждой культуры, каждого человека в истории. В тоже время, объективная оценка работы РПЦ невозможна и без учета особенностей социально-экономической и политической обстановки как в регионе, так и в стране в целом в рассматриваемый период.

Частные методы исследования определяются основами применяемого принципа историзма. При обработке архивного материала нами использовались источниковедческий, структурно-типологический и аналитико-тематический методы. Помимо этого, при работе над диссертационным сочинением нашли применение сравнительно-исторический метод, методы системного и функционального анализа.

Научная новизна. Диссертационное исследование посвящено важной и актуальной проблеме истории РПЦ XIX в., которая ранее отечественными исследователями подробно не освещалась. В частности сегодня нет специальных трудов посвященных конфессиональной деятельности православной церкви на территории севера Тихоокеанского региона в этот период. По существу диссертация является первым комплексным исследованием по этой проблеме.

Новизна данного сочинения заключается: во-первых, в детальном и всестороннем изучении процесса создания и развития основ (финансовых, правовых, инфраструктурных и т.д.) работы священнослужителей в крае; во-вторых, в анализе именно конфессиональной стороны их труда, его мотивов, методов и итогов. Кроме того, она состоит во введении в научный оборот архивных документальных материалов, до сих пор не известных подавляющему числу отечественных и зарубежных специалистов.

Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, введением в широкий научный оборот корпуса новых документальных материалов, что, думается, необходимо для создания такой источниковой базы, которая бы позволила более объективно и взвешенно оценить роль и место православной церкви в истории России. Кроме того, содержащиеся в настоящем диссертационном сочинении выводы углубляют и расширяют существующие в настоящее время представления о работе РПЦ на территории севера Тихоокеанского региона России. Материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории церкви, севера Тихоокеанского региона, научно-исследовательской деятельности.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации отражены в тезисах докладов на аспирантских конференциях Северного Международного Университета (г. Магадан 1997, 1998, 1999, 2001 гг.), региональных и российских конференциях (Магадан 1998, 2000 гг., Санкт-Петербург, 1998 г.). Часть материалов вошла в учебное пособие "История родного края"1.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК