Конфликт как предмет философско-антропологического анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Киян, Ирина Владимировна

  • Киян, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 127
Киян, Ирина Владимировна. Конфликт как предмет философско-антропологического анализа: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1998. 127 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Киян, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.СТР

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО - АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

§ 1. Историко-философский анализ противоречия человеческого бытия.стр

§ 2. Философско-аитропологический метод и его значение для исследования конфликта.стр

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ В СВЕТЕ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА: СУЩНОСТЬ, ГЕНЕЗИС,

РАЗРЕШЕНИЕ.

§ 1. Социально-антропологические основания общественных конфликтов.стр

§ 2. Предупреждение конфликта: общение, понимание. Функции конфликта.стр

§ 3. Человек как мера и субъект разрешения социального конфликта: социально-нравственный выбор.стр

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликт как предмет философско-антропологического анализа»

Актуальность темы исследования. Процесс обновления общественных отношений в нашей стране происходит весьма болезненно, что обусловлено деформацией основных параметров человеческого бытия: экономического, политического, духовного. Массовые масштабы деформаций, усилившие отчуждение существования человека от его деятельной сущности, способствовали углублению социального и духовно-нравственного кризиса. Распространение в умонастроении народа острого ощущения кризисности современной ситуации, нарастание социальной напряженности, конфликтность бытия человека в быстро меняющейся, противоречивой социальной реальности, небывалая острота конфликтов, охватывающих все новые сферы социального и духовного бытия, их особый характер в нашем обществе, выражающийся в быстрой эскалации и перерастании в трудноразрешимые ситуации, диктуют необходимость философского осмысления проблемы конфликта.

Философская мысль на протяжении многих веков обращается к проблеме конфликта, которая касается самых сложных, противоречивых сторон человеческого бытия. Интерес к проблеме конфликта особенно усиливается в кризисные, переломные периоды истории, когда возникает потребность осмыслить эти противоречия, найти пути дальнейшего движения вперед. Поэтому не случайно в последние годы в отечественной философии эта тема привлекла к себе внимание. Интерес к категории "конфликт" тем более объясним, что долгое время в советской философии проблема конфликта разрабатывалась преимущественно в историко-философском аспекте, а также в связи с вопросами идеологической борьбы и критики зарубежных концепций конфликта. Конфликт как социальное явление признавался исключительно атрибутом капиталистического общества; утверждалось, что в социалистическом обществе нет и не может быть конфликтов. Лишь с модернизацией общественных отношений в стране в теоретическом и массовом сознании утвердилось понимание того, что конфликты не только не исчезли, но, выступая в новых, не виданных ранее формах, приобрели едва ли не всеобщий характер.

Конфликт, как феномен в структуре социума, многогранное явление, в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи как материальные, так и духовные: экономические, политические, нравственные, правовые, которые поддаются логическому анализу, рациональному осмыслению, выражению в логико-понятийной форме. Но здесь же присутствуют и такие связи и отношения, которые в рациональных формах, т.е. в привычной для нас логике понятий, непостижимы. Поэтому познание конфликтов требует новых подходов, которые, в отличие от рационалистических методов, ориентированных на поиск сущности и смысла познаваемых феноменов, направлены на внедрение, внесение смысла в конфликтную ситуацию, прояснение для участников конфликта их действительного положения в создавшемся конфликтном социокультурном пространстве. Остановить конфликтное столкновение можно только путем приобретения участвующими в нем субъектами смысла, понимаемого в данном случае как со-мысль, сопряжение мыслей, единомыслие, что, несомненно, достижимо в силу того, что между людьми всегда больше общего, нежели того, что их разъединяет. В этом случае отношение к другому человеку перестает быть отношением к внешнему объекту, другой становится компонентом меня самого, утверждается диалог, который меняет каждого его участника.

Для решения этой задачи важно исследовать человека не только как субъект, направленный на внешний мир, но и как уникальное экзистенциальное существо, обладающее внутренним миром, который наиболее адекватно отражает сущностные человеческие качества. Под этим углом зрения актуально исследование нового способа бытия экзистенциальных характеристик человека и основных форм его деятельности, что привлекает внимание к философской антропологии.

В поисках новых подходов к решению проблемы выхода из сложившейся кризисной ситуации понятна актуальность разработки таких фундаментальных вопросов теории конфликта, как проблема природы (сущности), оснований и генезиса конфликтов в обществе, а также их смягчение, предотвращение и разрешение. Осознание и осмысление конфликта как социального феномена выступает не только общетеоретической, но и практическо-политической задачей современности, а также является условием движения по пути цивилизованной жизни, общемирового прогресса.

Степень научной разработанности проблемы. Разработка методологических проблем конфликтологии в отечественной науке в настоящее время проходит начальную фазу1. Понятие "конфликт" (его синонимы) имеет давнюю историю своего употребления и изучения, но первоначально оно употреблялось в политике, военном деле и т.д. Сейчас его изучением занимаются политология, психология, социология, математика и другие, связанные с ними науки. "Возвышаясь", оно входит в тезаурус понятий и категорий философии.

Известно, что проблеме конфликта в западной философии и социологии уделяется много внимания. Начиная со второй половины 50-х годов "парадигма конфликта" становится здесь одной из доминирующих парадигм социального теоретизирования2. Работами Э.Дюркгейма, К.Маркса, Г.Зиммеля, М.Вебера, Т.Парсонса, Р.Мертона, Р.Дарендорфа, Л.Козера, Л.Крайсберга, Э.Гоулднера, С.Липсета, Н.Лумана, Ж.Падколо, Ю. Хабермаса, Ч.Миллса, Э.Фромма и др. формируется специальная область социально-философского знания - конфликтология. В западной конфликтологии имеется целый ряд серьезных исследований по проблеме разрешения конфликтов, их типологии. Основное внимание уделяется субъективным причинам возникновения конфликтов, психологическому

1 Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.1. "Методологические, общетеоретические и технологические подходы". - М.: Ин-т социологии РАН,1991.

2 Тернер Дж. Структура социологической теории,- М.: Прогресс, 1985. - с.25; фактору, межличностным отношениям и методике конкретно-социологических исследований.

В последние годы в западной литературе по теории конфликта проблема его разрешения все чаще рассматривается как проблема адекватного удовлетворения основных человеческих потребностей. Фундаментальная причина человеческих конфликтов любого уровня, с этой точки зрения, состоит во фрустрации или посягательстве на какую-либо из основных человеческих потребностей, либо (что то же самое) в отрицании той или иной неотъемлемой ценности1. Для их разрешения и урегулирования, по общему признанию теоретиков данного направления, стандартные методы конфликтологии не всегда пригодны.

В отечественной научной литературе 30-80-х годов было принято считать, что поскольку в нашем обществе априори нет классового антагонизма, значит не может быть серьезных социальных конфликтов.

Это не значит, что проблематика конфликта в позитивном плане не разрабатывалась. Определенный научный вклад был сделан в области исследования внутриличностных конфликтов и конфликтов в общении2, моральных конфликтов3, межличностных конфликтов в коллективах и трудовых споров в организациях4, межгрупповых конфликтов5. Имеются оригинальные исследования различных конфликтных ситуаций на основе математической теории игр и теории рефлексивных игр6.

1 Природа конфликта и теория человеческих потребностей // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. Сб. - М.: ИНИОН,1991. - С. 52-69;

2 Абдульханова - Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологичесвкий принцип психологии личности //Теоретические проблемы психологии личности. - М.:Наука, 1974. - С.122 - 144; Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев: Политиздат, 1989. - 175 е.; и др.;

3 Анисимов С.Ф. Личность в ситуации морального конфликта // Личность: этические проблемы. - М.: МГУ, 1979. - С.65-78.; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. -М.:Политиздат, 1983,- 224 е.; Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. - М.: Знание, 1974. - 64 е.; Кичанова И.М. Конфликт: за и против. - М: Молодая гвардия, 1978. - 224 с. и др.

4 Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука,1989. - 190 с.

5 Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 239 е.; Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М.: МГУ, 1977. - С. 126-143. и др.

6 Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Сов. Радио, 1973. - 159 е.; Лефевр В.А. Смолян Г.Л. Алгебра конфликта. - М.: Знание, 1968. - 63 с. и др.

В последние годы конфликтология в нашей стране получила признание как относительно самостоятельное направление научных исследований современного российского общества. Расширился круг исследований: социально-трудовые конфликты (забастовки), правовые, политические, межнациональные конфликты1. Идет интенсивный поиск и разработка новых социальных технологий регулирования и разрешения конфликтных ситуаций2. На основе междисциплинарного взаимодействия успешно осуществляется изучение идеологических, политических, социально-психологических, личностных факторов и причин социальных конфликтов. Но, несмотря на достигнутые результаты, проблема конфликта остается остродискуссионной, по поводу ее понимания имеют место противоположные точки зрения. Существует междисциплинарное смешение понятий конфликта, которые обозначают существенно различные явления и процессы. Следует также различать понятия социального конфликта, которым оперируют социальные науки и конфликта как социально-философской категории.

Не отрицая важности и правомерности специально-научных подходов, автор считает необходимым социально-философский анализ проблемы конфликта, поскольку конфликт в его целостности как особый род бытия человека и социальной действительности ни одним из специально-научных подходов не охватывается. Необходимо социально-философское обоснование междисциплинарного подхода к проблеме конфликта. Лишь с этих позиций, по мнению диссертанта, можно говорить о создании в нашей стране конфликтологии как новой дисциплины.

Вопросам философского осмысления конфликта, его места и роли в человеческом бытии уделено внимание в работах С.С.Батенина,

1 Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. - М.: Изд-во РАГС, 1996. - 22 е.; Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулированияя. Автореф. дис.канд. политич. наук-М., 1996.- 23 с.

2 Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. -М.: Луч, 1992. - 184с.; Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Тез. Докл. Науч.-практич. конф. -Белгород, 1991. - Ч.4.; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. -Вып. 2: Межнациональные конфликты в посттоталитарном обществе. - М.: Ин-т социологии РАН, 1992. -181с.; Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления // Социологические исследования - 1993. -№11. -С.153-156.;

В.И.Григорьева, П.С.Гуревича, Д.Т.Жовтуна, А.А.Милтса, О.А.Митрошенкова, О.Б.Шулеповой и др1. Отдельные аспекты социального отчуждения человека как всеобщего основания социальных противоречий и конфликтов рассматриваются в работах Б.Т.Григорьяна, С.М.Ковалева, Н.И.Лапина, М.Марковича, И.С.Нарского, Т.И.Ойзермана, и др2. Существуют и другие философские подходы к осмыслению конфликта. Проблема человеческого конфликта ("бунта") нашла свое место в работах русских религиозных философов Н.А.Бердяева, JI. Шестова и др3. Тема противоречивости, конфликтности человеческого бытия и ее преодоления очень характерна для русской экзистенциальной философии.

В современной западной философии наибольший интерес с точки зрения концептуальной разработанности темы человеческого конфликта, на наш взгляд, представляют философы антропологического направления: А.Гелен, Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Шелер, Э.Фромм и др. Приверженцы антропологического стиля философствования пытаются выделить особую сферу "собственно человеческой реальности" и через нее раскрыть сущность и смысл человеческого конфликта и его социальных проявлений.

Все это помогло определить проблематику исследования. Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор темы данного диссертационного исследования.

1 Батенин С.С. Человек в его истории. - Л.: ЛГУ, 1976. - 295 е.; Григорьев В.И. Человек-культура-творчество-природа: гармония или конфликт? // Человек как философская проблема: Восток - Запад. - М.: Изд-во УДН, 1991. - С.180-197.; Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991.- С.261-281.; Жовтун Д.Т. Межэтнические конфликты: по ту сторону логики // Новый Вавилон - 1995, №1. - С.29-33.; Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности (Философско-этический очерк). - М.: Политиздат, 1990. - 222 е.; Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. -М.: «Союз», 1993. -240с.; Шулепова О.Б. Философское исследование бытия человека и феномен несогласия // Вечные философские проблемы. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1991. - С.144-154.

2 Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии// О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991,- 384 е.; Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии.- 1992. - № 12. - С.29-41.; Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии.- 1989. - № 9. - С.36-64.; Нарский И.С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К.Маркса. - М.: Мысль, 1983. -144с.; Ойзерман Т.Н. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. - М.: Наука, 1965. - 63 с.

3 Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - С.251-542.; Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. - Л.: ЛГУ, 1991. - 213 с. и др.

Цель исследования - раскрытие антропологических оснований социальных конфликтов, обобщение и систематизация философско-антропологических подходов к пониманию конфликтов, базирующихся на теоретическом осмыслении отчуждения существования человека от его деятельной сущности, так как именно этот аспект отчуждения, по мнению автора, выступает атрибутивным (и вместе с тем конкретно-историческим) источником и предпосылкой возникновения и движения социальных противоречий и конфликтов в современном обществе.

Объектом исследования является социальное бытие человеческих индивидов, реализующееся через их потребности и способности, интересы и сознание, через условия, средства и результаты их деятельности, через формируемые людьми институты.

Предметом исследования выступает конфликт как специфически человеческий феномен, сущностная характеристика социального бытия человека.

Цель и предмет работы предопределили задачи исследования:

- выявление историко-философского инварианта понятия конфликта;

- анализ ключевых для данного исследования понятий "конфликт", "отчуждение", "сущность", "существование", "противоречие", "социальный конфликт";

- рассмотрение механизма возникновения конфликта, выявление его места и роли в структуре человеческой деятельности;

- изучение и обоснование социально - антропологических корней (оснований) общественных конфликтов;

- раскрытие значения духовно-нравственных ценностей как меры "человеческого" в субъекте разрешения социального конфликта и оснований общественного согласия.

Философско - методологическую основу диссертационного исследования составляет учение о человеке как субъекте материальной и духовной деятельности, познания и общения, о природе человека, его сущности и существовании. В данном исследовании автором применяется философско-антропологический подход к проблеме конфликта в человеческом обществе.

Центральным методологическим моментом выдвигаемого философско-антропологического подхода к проблеме конфликта в человеческом обществе, его генезиса и оснований выступает разработанная в истории философии и углубленная современными исследованиями теория отчуждения, а также "деятельностный" и "потребностный" подходы, успешно применяемые в отечественных социально-гуманитарных науках для теоретического объяснения широкого круга человеческих феноменов.

Теоретической базой диссертационной работы стали отечественные и зарубежные исследования по теории конфликта, в особенности концепция конфликта в контексте теории человеческих потребностей (К.Ледерер и др.).

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их новизна заключена:

- в философско-антропологическом подходе к проблеме, который позволил вскрыть фундаментальные онтологические основания человеческих конфликтов любого уровня. Конфликт в универсальном понимании предстает как следствие невозможности для человека наиболее полной реализации своих сущностных сил, подавления либо фрустрации основополагающих потребностей человеческого бытия: в труде, познании, общении, смысле жизни, понимаемых как потребности в самой человеческой деятельности, в различных ее видах;

- в разработке на основе предложенного методологического подхода общей модели генезиса конфликта;

- в представлении конфликта наряду с согласием атрибутивным элементом бытия человека и социума;

- в рассмотрении парадигмы общения в качестве универсальной модели урегулирования и позитивного решения человеческих конфликтов любого уровня и в обосновании принципа диалога как способа преодоления конфликтной ситуации;

- в утверждении идеи допустимости, правомерности и правового регулирования различных видов конфликта в обществе как естественного (наряду с другими) способа выражения противоречивой человеческой природы, многообразия и несовпадения частных интересов, целей и оценок социальных субъектов на основе их согласия по базовым социокультурным ценностям данного социума.

Научно-практическая значимость. Диссертационная работа содержит ряд положений и выводов, способствующих дальнейшему развитию философско-методологического уровня конфликтологии и создани^ социально-философской концепции теории конфликтологии в нашей стране. Результаты диссертации имеют методологическое значение для гуманитарных наук при исследовании ими процессов движения и разрешения противоречий и конфликтов.

Основные положения диссертации могут найти применение в процессе преподавания философии и философской антропологии, конфликтологии, политологии и других гуманитарных наук.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседаниях проблемной группы и кафедры философии РАГС при Президенте РФ. Отдельные положения работы были изложены автором на "круглых столах" и различных семинарах, нашли отражение в публикациях по теме диссертации.

Структура работы определена кругом задач, решаемых для достижения цели исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по два и три параграфа соответственно), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Киян, Ирина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, обращаясь к острым проблемам действительности, философия воспроизводит противоречивый, конфликтный характер социальной и духовной жизни современного человека.

В нашем исследовании противоречивых и конфликтных сторон человека и социальной действительности мы попытались обосновать идею особого подхода к конфликту как специфическому отношению человека к миру ( точнее, общественного человека к творимому им социальному миру, а, значит и к самому себе), не сводимого полностью к методам междисциплинарного подхода. Поскольку феномен конфликта, на наш взгляд, является неотъемлемым элементом, атрибутом человеческого существования, постольку его невозможно исследовать без обращения к учению о человеке, противоречивости его природы, смысла бытия.

В отличие от традиционного подхода социальных наук, когда анализ конфликта начинается с изучения социальных институтов и структур, взаимоотношений классов и иных социальных групп, философско-антропологический подход выдвигает на первый план исследование противоречивости человеческого существования, акцентирует внимание на всеобщих противоречиях человеческого бытия, которые вечны и неустранимы пока существует человек.

Человек, как часть сущего мира, подчинен его законам, обречен двигаться в одном и том же круге: рождение - жизнь - смерть и все же, как универсальное "избыточное" существо способен преодолевать свои пределы. С одной стороны, он осознает безграничность своего сознания, способного охватить все сущее, с другой - ясно видит свое бессилие, несоразмерность с окружающим его миром, ограниченность своего существования. Как общественное существо человек стремится к единству с другими людьми, слиянию с социумом, и в то же время - к обособлению, самоутверждению неповторимого "я". Сама сущность человека выражена в этом вечном экзистенциальном поиске своего места в мире. Эти основные положения философской антропологии нашли свое отражение в нашем анализе человеческого конфликта, что позволило сделать ряд теоретических и практических выводов.

Философско-антропологический подход позволяет существенно углубить и по-новому осмыслить природу, источники и эмпирические формы проявления социальных противоречий и конфликтов.

Во-первых, в отличие от общепринятого представления о конфликте как споре или столкновении по поводу ограниченных ресурсов (материальных и духовных благ, территории, власти, престижа и т.п.) антропологический подход вскрывает фундаментальные онтологические основания человеческих конфликтов любого уровня. Конфликт в универсальном понимании предстает как следствие невозможности для человека (личности) наиболее полной реализации своих сущностных сил, подавления (либо неадекватного удовлетворения - фрустрации) основополагающих потребностей человеческого бытия: в труде, познании, общении, смысле жизни. Таким образом, данный подход рассматривает конфликтующего человека не как "экономического" или "политического", а как "страдающего" и "нуждающегося" существа в его отношении к стихийному и отчужденному общественному бытию.

Во-вторых, данный подход вскрывает деятельную природу человеческого конфликта. Деятельность, в силу своего внутреннего строения, каждый раз заново сталкивает человека с проблемой соотнесения родового и индивидуального, личностного и общественного, природного и социального. Но поскольку и сам человек, и окружающий его мир изменчивы, то изменчивы и те "исходные параметры", на основе которых эта проблема была решена. Основное экзистенциальное противоречие, присущее человеку, так или иначе разрешается в конкретных исторических условиях, но не может быть разрешено раз и навсегда, выступая постоянным источником человеческого конфликта. Деятельность человека есть не что иное, как движение и разрешение противоречия между реальным и необходимым, желаемым и действительным, сущим и должным. Конфликт актуализируется, проявляясь в форме социального противодействия при переходе субъекта деятельности от адаптивной к контрадаптивной ее форме.

В-третьих, как показывает анализ, конфликт по самой своей природе призван создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей его субъектов. Однако, стихийно конфликт приобретает неадекватные формы и пути достижения цели. Следование "логике конфликта" превращает борьбу в самоцель. Важно соблюдение меры разрушительного и созидательного, свободы и ответственности, неприятия и согласия. Речь идет о ясном знании пределов конфликта, переходя которые последний превращается в свое отрицание. Лишь в контексте творчества конфликт обретает свой подлинный смысл. Творческий акт, утверждая индивидуальность и самобытность личности каждого человека, его автономию, одновременно соединяет его с социумом и природой.

Главный вывод диссертационного исследования состоит в том, что конфликт - не случайное, преходящее явление, он присущ человеческому бытию. Однако не следует отождествлять конфликт с крайними, а именно деструктивными, насильственными формами его выражения. Именно человек, как субъект конфликта, способен придавать объективному противоречию самые разрушительные формы осуществления и разрешения, доводить последнее до стадии антагонизма. Но он же может и должен этого не допускать.

Историко-философский анализ показывает, что в кризисные, переломные эпохи наиболее ясно обнажаются антропологические корни конфликтов. Любое широкое недовольство масс, соответствующим образом организованное и идеологически оформленное на этой основе, может привести к разрушительным социальным конфликтам. Отсюда практический вывод: чрезвычайно опасна идеологизация конфликта, введение его во все более широкий и фундаментальный ценностный контекст, когда конфликт переходит в основание. Необходимо ограничивать область конфликта кругом проблем, реально решаемых в данной исторической ситуации. Новое российское мировоззрение и идеология должны ориентироваться не на разрушительное, а созидательное, гуманистическое начало в конфликте, ограничивая произвол "прометеевой воли", направленной на переделку природы, культуры, истории.

Диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение поставленных задач. Проблема сущности конфликта, его роли в человеческом бытии принадлежит к разделу "вечных" философских проблем. В работе рассматриваются лишь некоторые важные аспекты философского понимания конфликта и его оснований. Вместе с тем мы считаем крайне важным обратить внимание нашей философской общественности на дальнейшую разработку антропологического подхода к проблеме конфликта. Предметом философского анализа при этом должны стать не только отношения человека с объективными сферами его бытия, но и внутренний механизм его сознательной деятельности: духовно-волевая организация и социально-деятельностная природа.

105

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Киян, Ирина Владимировна, 1998 год

1. Абдульханова Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологичесвкий принцип психологии личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М.:Наука, 1974. - С. 122 - 144.

2. Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1992. - 335с.

3. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976. - С. 17-64.

4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. - 239 с.

5. Агг А. Мир человека как субъекта производства. М.: Прогресс, 1984.199с.

6. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158 с.

7. Александров Р.И. Этология и мораль. М.: Знание, 1978. - 64 с.

8. Алиев Ю.И. Социальный конфликт в советской философской литературе // Общество, культура, человек. Баку: Маариф, 1990. - С.63 70.

9. Анисимов С.Ф. Личность в ситуации морального конфликта // Личность: этические проблемы. М.: МГУ, 1979. - С.65-78.

10. Аристотель. Никомахова Этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1984.-С. 53-295.

11. Арнольд В. Теория катастроф. М., 1990.

12. Аскоченский Д.М. Проблема национального характера и политика (научно-аналит.обзор) // Социально-психологические проблемы идеологии и политики. М.: ИНИОН, 1991. - С.8-23.

13. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.:Политиздат, 1983.- 224 с.

14. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю. Конфликт инновации и троадиции: диллемы, ценностные суждения, выбор. Тюмень, 1990. - 48 с.

15. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: ЛГУ, 1976. - 295 с.

16. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. -С.73-144.

17. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. - С.80-160.

18. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990. С.43-271.

19. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990.336с.

20. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - С.251-542.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.- 224с.

22. Богомолов А.С. Античная философия. М.: МГУ, 1985. - 368 с.

23. Бондарев Г.И. О специфике и структуре социальных противоречий // Структурный анализ диалектического противоречия. Свердловск: УрГУ, 1975. -С.40-48.

24. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989. - 190 с.

25. Бородкин Ф.М. Ценностный фундамент организационных конфликтов в социалистическом обществе // Экономическая социология и перестройка. М.: Прогресс, 1989. - С. 165-188.

26. Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.: Наука, 1990.413с.

27. Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты: Социально-исторический анализ социалистического общества. М.: Прогресс, 1990. - 256 с.

28. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах. 1991. М.: Политиздат, 1992. - С. 294-371.

29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978. - 216с.

30. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи: Интеллигенция в России: Сб.статей 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991. - С.43-84.

31. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. - 294с.

32. Бутенко А.П., Шкреба А.А. Диалектика общественного развития. -Киев: Политиздат, 1990. 317 с.

33. Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону: Ростовский ун-т, 1984. - 197 с.

34. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

35. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. -212 с.

36. Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека / Ин-т социологии АН СССР. М., 1990. - (Информ. материалы; Вып.7).

37. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974.-64 с.

38. Воронович Б.А. Витальное и ментальное в структуре человека // Социальная теория и современность. Вып. 24: Философская антропология. - М.: РАГС, 1996. - С.37-57.

39. Востоков Б.И. Закон единства и борьбы противоположностей. -М.:МГУ, 1975. 51 с.

40. Вяккерев Ф.Ф. Предметное противоречие и его теоретический "образ" // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. - С.59-77.

41. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

42. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. Т.З Энциклопедия философских наук. - М.: Госполиздат, 1956. - 371 с.

43. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. Т.4 Система наук. 4.1. Феноменология духа. - М., Д.: Соцэкгиз, 1959. - 440 с.

44. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. T.I. Наука логики. -М.:Мысль, 1974.-452 с.

45. Гегель Г.В.Ф.Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968. - T.I. - 312 с.

46. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество: проблемы социализации индивида: Уч. Записки. JL: ЛГУ, 1971. - Вып. IX. - С.44-45.

47. Гоббс Т. Избр. Произв.: В 2 т. Т.Н. - М.: Мысль, 1964. - 748 с.

48. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Культ власти: Структура тоталитарного сознания // Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. - С. 337-371.

49. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев: Политиздат, 1989. - 187 с.

50. Григорьев В.И. Человек-культура-творчество-природа: гармония или конфликт? // Человек как философская проблема: Восток Запад. - М.: Изд-во УДН, 1991. - С.180-197.

51. Григорьян Б.Т. На путях философского познания человека // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. - С.5 - 72.

52. Григорьян Б.Т. Понятие о человеке в современной философии// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.- 384 с.

53. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. М.: Мысль,1982.- 188 с.

54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

55. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1993. 115 с.

56. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? М.: Знание,1991.- 48 с.

57. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.- С.261-281.

58. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии (Философско-гноселогический анализ). М.: Политиздат, 1985.- 192 с.

59. Давыдов В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.- С.143-156.

60. Декарт Р. Избр. Произведения. М.: Мысль, 1950.

61. Делокаров К.Х. Человек в поисках новой парадигмы // Социальная теория и современность. Вып. 24: Философская антропология. - М.: РАГС, 1996. - С.96-114.

62. Демидов Ф.Д. Философская антропология: к вопросу об эволюции базисных постулатов парадигмы // Социальная теория и современность. Вып. 24: Философская антропология. - М.: РАГС, 1996. - С.91- 96.

63. Демин М.В. Природа деятельности. М.: МГУ, 1984, - 168 с.

64. Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.366с.

65. Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. М.: Политиздат, 1986.255с.

66. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев: Политиздат, 1989. - 175 с.

67. Достоевский Ф. М. Записки из подполья // Достоевский Ф. М. Собр. соч.в 12 т. Т.2. - М.: Правда, 1982. - С. 400 - 504.

68. Достоевский Ф. М. Полн.собр. соч.: В 30 т. Т.24. - Д.: Наука, 1982. - 518с.

69. Драгунский Д. Тоталитарная личность: символ судьбы // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М.: МГУ, 1990. - С. 14-24.

70. Дружинин В., Конторов Д., Конторов М. Введение в теорию конфликтов. М., 1989.

71. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-575 с.

72. Желев Ж. Фашизм: тоталитарное государство. М.: Новости, 1991.335с.

73. Жовтун Д.Т. Онтологическое различие между бытием и сущим как первопринцип философии Хайдеггера // Социальные теории и современность. -Вып.20. М.: РАГС, 1995. - С.42-46.

74. Жовтун Д.Т. По ту сторону логики: онтология абсурда // Социальная теории и современность. Вып. 14. "Человек и его мир в философской мысли А.Камю и Ж.-П. Сартра". - М.: РАГС, 1995. - С.42-46.

75. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга: Ин-т социологии, 1993. - 187 с.

76. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

77. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995. - 317 с.

78. Закон единства противоположностей. Киев: Наукова думка, 1991. - 456с.

79. ЗигертВ., Ланге Л. Руководить без конфликтов. М.,1990.

80. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Петербург, - 1923, - с.39;

81. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. -Киев: Наукова думка, 1980. 187 с.

82. Ильин М.В. Конфликтное сознание// Современные реальности процессов общения. М.: Внешторгиздат, 1989. - С.22-27.

83. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 134-287.

84. Йолов Г., Градев Д. Общение: сотрудничество, дистанция, конфликтность. М.: ИНИОН, 1990. - 25 с.

85. Каган М.С. Какой может и должна стать философия марксизма? // Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л.: Лениздат, 1990. - С. 19 - 33.

86. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

87. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

88. Камю А. Бунтующий человек: Философия, Политика, Искусство. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

89. Камю А. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990. - 602 с.

90. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.2. - М.: Мысль, 1964. - 510 с.

91. Кант И. Антропология с практической точки зрения // Кант И. Сочинения: В 6 т. Т.6. - М.: Мысль, 1966. - С. 349-588 с.

92. Кант И. Трактаты и письма. М: Наука, 1980. - 709 с.

93. Карсеци А. Конфликты между народами и пути их преодоления: К проблеме Нагорного Карабаха. Ереван: Айастан, 1990. - 54с.

94. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 3-30.

95. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы. -Саратов: СГУ, 1974. 198 с.

96. Кессиди Ф.Х. Сократ. М: Наука, 1976. - 198 с.

97. Кессиди Ф.Х. Доватур А.И. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.4. - М: Мысль, 1983. - С.5-52.

98. Киян И.В. Плюралистическая этика Гелена и проблема социальных конфликтов. // Социальная теория и современность. Вып. 24: Философская антропология. - М.: РАГС, 1996. - С.182-186.

99. Коган JI.H. Человек и его судьба М: Мысль, 1988. - 285 с.

100. Козловский В.В. О смысле и абсурде человеческой жизни // Человек и духовность. Рига: Зинатне, 1990. - С.52-56.

101. Козловский В.В., Федотова В.Г. В поисках социальной гармонии (Социальная справедливость и социальная ответственность). Свердловск: УрГУ, 1990. - 207 с.

102. Конфликт в Нагорном Карабахе. Баку: Азернешр, 1990,- 270 с.

103. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления // Социологические исследования 1993. - №11. - С.153-156.;

104. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: как разрешить конфликт. М.,1992.

105. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.

106. Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. -М.: Луч, 1992. 184с.;109. "Критика чистого разума" Канта и современность. Рига: Зинатне, 1984.-216 с.

107. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды. М.: Политиздат, 1991. - 496с.

108. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма.- М.: Наука, 1990. 141с.

109. Кудрявцев В.Н. Конфликт и насильственное преступление. М.: Наука,1991.- 172 с.

110. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. Свердловск: УрГУ, 1988. - 182 с.

111. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М: МГУ, 1991.- 192 с.

112. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: УрГУ,1992. 145 с.

113. Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. -С.172-189.

114. Кутырев В. Человек и мир: парадигмы взаимодействия // Человек и духовность.- Рига: Зинатне, 1990. С.57-64.

115. Кьеркегор С.А. Болезнь к смерти // Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.-С.361-471 с.

116. Лаутеншлагер Ф. Грубые приемы в свободном предпринимательстве: антиконфликтная стратегия для предпринимателей и людей свободной профессии. М., 1992.

117. Лейбин В.М. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия.- М.: Политиздат, 1990. 397 с.

118. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

119. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Политиздат, 1972.304с.

120. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. . М.: Наука, 1979. - С.9-57.

121. Лосский Н.О. История русской философии. . М.: Высшая школа, 1991. - 559 с.

122. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс.- Минск: Высшая школа, 1988. 222 с.

123. Лурье М., СтуденикинП. Запах гари и горя: Фергана, тревожный июнь 1989 г. . М.: Книга, 1990. - 110 с.

124. Любутин К.Н. Человек в философском измерении. Свердловск: УрГУ, 1991.- 132 с.

125. Любутин К.Н. Фейербах: философская антропология. Свердловск: УрГУ, 1988.- 125 с.

126. Майоров Г.Г. В поисках нравственного абсолюта: античность и Боэций. М.: Знание, 1990. - 64 с.

127. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.8 - 21.

128. Маркарян Э.С. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М.: Наука, 1972. - С. 190-211.

129. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - T.I. - С.414-429.

130. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.З.-С.1-4.

131. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - T.I3. - С.3-167.

132. Маркс К. Теория прибавочной стоимости ( IV том "Капитала". Часть третья) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.26. - Ч.Ш.

133. Маркс К. Конспект книги Джемса Милля "Основы политической экономии" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.42. - С.5-40.

134. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.42. - С.41-174.

135. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.46. - Ч I.

136. Межнациональные противоречия и конфликты в СССР: Опыт социально-философского анализа / Ин-т философии АН СССР. М.,1991. - 235с.

137. Межуев В.М. Историческая теория Маркса и современность // Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. - С.279 -306.

138. Миголатьев А.А. Отчуждение человека как философская проблема.// Социальная теория и современность. Вып.24. -М.: РАГС, 1996. с. 127.

139. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности (Философско-этический очерк). М.: Политиздат, 1990. - 222 с.

140. Митрошенков О.А. Онтология гуманизма и тоталитаризма. -М.:1. Союз», 1993. -240с.

141. Мораль: противоречия и конфликты / АН СССР. Ин-т философии . -М.,1987. 132 с.

142. Мотрошилова Н.В. Познание и общество (Из истории философии XVII-XVIII веков). М.: Мысль, 1969. - 297 с.

143. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

144. Нарский И.С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К.Маркса. М.: Мысль, 1983. -144 с.

145. Наумова Н.Ф. Принцип деятельности в социологии // Методологические проблемы исследования деятельности: Эргономика. (Труды ВНИИТЕ; Вып. 10 ) - М., 1976.

146. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Мысль, 1984. - 191 с.

147. Нечипоренко JI.A. Буржуазная "социология конфликта". М.: Политиздат, 1982. - 142 с.

148. Николов JI. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984.- 176 с.

149. Ницше Ф. Собрание сочинений: В 10 т. Т.З. - М., 1901. - 352 с.

150. Ницше Ф. Воля к власти // Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 9 т.-Т.9.-М., 1910.

151. Опыт словаря нового мышления: 50/50. М.: Прогресс; Париж: Пайо, 1989. - 557 с.

152. Отчуждение труда: история и современность. М.: Экономика, 1989.287с.

153. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1977. - С. 126-143.

154. Платон. Сочинения: В 3 т. T.I. - М.: Мысль, 1968. - 623 с.

155. Платон. Сочинения: В 3 т. Т.2. - М.: Мысль, 1970. - 611 с.

156. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. - 607 с.

157. Природа конфликта и теория человеческих потребностей // Социальный конфликт: современные исследования. Реф. Сб. М.: ИНИОН,1991. -С. 52-69;

158. Проблема гуманизма в домарксистской философии. Свердловск: УрГУ, 1987.- 160 с.

159. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск: УрГУ, 1990. - 134 с.

160. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С.298-326.

161. Рапопорт А. Истоки насилия: подходы к изучению конфликта. М., 1991.-214 с.

162. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. М.:МИФ, 1993. - T.I.509с.

163. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретичесакие проблемы психологии. М.: Наука, 1969. - С.348-374 с.

164. Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М.: Мысль, 1980. - 356с.

165. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.207-228.

166. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С.319-344.

167. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.- Д.: ЛГУ, 1990.359с.

168. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона Соч.: В 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т.2. - С.582-625.

169. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение. Тез. Докл. Науч.-практич. конф. Белгород, 1991. - Ч.4.;

170. Сорокин П. Социология революции // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. - С.266-294.

171. Социальный конфликт: современные исследования: Реф. Сб. М.: ИНИОН, 1991.- 114 с.

172. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып.1: "Методологические, общетеоретические и технологические подходы". М.: Ин-т социологии РАН, 1991.- 116 е.;

173. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.2: Межнациональные конфликты в посттоталитарном обществе. - М.: Ин-т социологии РАН, 1992. - 181с.;

174. Социальные отклонения. М.: Юрид. Лит., 1989. - 368с.;

175. Степанов И.Г. Основы взаимосвязи категорий исторического материализма. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. - 254 с.

176. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. - 396 с.

177. Сущность и явления. Киев: Наук.думка, 1987. - 295 с.

178. Тернер Дж. Структура социологической теории.- М.: Прогресс, 1985.471с;

179. Тимофеева Л.Н. Политическая конфликтология. М.: Изд-во РАГС, 1996.-22 с.

180. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992. - 428 с.

181. Токвиль А. де. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

182. Тульчинский Г.Л. Проблема осмысления действительности: логико-философский анализ. Л.: ЛГУ, 1986. - 177 с.

183. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. Л.: ЛГУ, 1990. -216 с.

184. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. - T.I. - 676 с.

185. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. - Т.2. - 943 с.

186. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. Критический очерк. М.: Наука, 1977. - 287 с.

187. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983.583с.

188. Философский словарь. М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

189. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

190. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. -М.: Наука, 1990. 158с.;

191. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. -415 с.

192. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

193. Франк С.Л. Русское мировоззрение // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - С.471-500.

194. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - 448с.

195. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. - 272 с.

196. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

197. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

198. Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.443-482.

199. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981.-256 с.

200. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991,- 192 с.

201. Холличер В. Человек и агрессия. М.: Прогресс, 1975. - 132 с.

202. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. - М.: Политиздат, 1991. - 462с.

203. Человек и его бытие как проблема современной философии. М.: Наука, 1978. - 279 с.

204. Человек в контексте глобальных проблем: Реф. Сборник. М.: ИНИОН, 1989.- 138 с.

205. Человек и мир профессий / М.Н. Сулейманов и др. Свердловск: УрГУ,1990.- 11,2 п.л.

206. Черняк Е. Вековые конфликты. М.,1988.

207. Шашков Н.И. и др. Проблема человека в классической немецкой философии // Историко-философские исследования. Вып.5: Проблема человека в домарксистской философии. - Свердловск: УрГУ, 1978. - С. 106-124.

208. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности. J1.: ЛГУ, 1991. - 213 с.

209. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С.31-95 с.

210. Штракс Г.М. Социальное противоречие. М.: Мысль, 1977. - 158 с.

211. Шулепова О.Б. Философское исследование бытия человека и феномен несогласия // Вечные философские проблемы. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд.,1991. С.144-154.

212. Эйнгорд Н.К. Моральное отчуждение: специфика и истоки // Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике, эстетике. Свердловск: УрГУ, 1990. -С.64-74.

213. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - T2I. - С.269-317.

214. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.- 391 с.

215. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. - 331с.

216. Ярошевский Т.М. Размышления о практике. М.: Прогресс, 1976. - 310с.

217. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке. М.: Политиздат, 1984.198с.1. Статьи журнальные

218. Абалкина М.А., Агеев B.C. Мак-Фарланд С. Авторитарная личность в США и СССР// Человек. 1990.-№6.-С. 110-118.

219. Абросимов В.В. Соотношение сущего и должного в философии Канта // Вестник ЛГУ. Сер. "Экономика. Философия. Право". - 1984. - №5, вып. I. -С.45-49.

220. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии.-1989.-№2.-С.34-34.

221. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из "Авторитарной личности") // Социологические исследования. 1993, №3. -С.75-85.

222. Алтухов Б. Материалистическая диалектика стоит перед вызовом времени // Общественные науки и современность. 1990. - №5.

223. Бакрадзе А.Т. Идеал человечности и ценность человеческой жизни // Философская и социальная мысль. 1989. - №2. - С. 13-23.

224. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Вопросы философии.- 1989. №2. - С. 147-162.

225. Берелович А. Новые ценности в постсоветском обществе // Куда идет Россия. Альтернативы общественного развития. М.,1994.

226. Бубер М. Проблема человека // Философские науки. 1992. - №3. -С.65-82.

227. Вдовиченко Л. Конфликтологические факторы в Российской Федерации // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. М.,1995. -№3.

228. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. - №3. - С.183-190.

229. Галкин А.А. Фашистский идейный синдром: генезис германского варианта // Вопросы философии.- 1988. -№11.- С. 124-134.

230. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990 .- № 2. - С.41-49.

231. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Рубеж. 1992.- № 2. - С.51-68.

232. Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Метафоры или реальность? (Психологический анализ современной истории) // Вопросы философии.- 1991. -№3,-С. 164-173.

233. Голобоков В. Нужна ли философия истории? // Коммунист. 1990. - № 8. - С.120-125.

234. Гуревич П.С. Вселенная по имени человек // Свободная мысль. 1991. -№ 14. - С.56-66.

235. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии.- 1990. № 9. - С.69-75.

236. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. -1994 №5.

237. Дементьев И.В. О психологии национальных конфликтов // Коммунист. 1990. - № 1. - С.43-50.

238. Демократия есть конфликт: Круглый стол // Век XX и мир. 1988. - № 12.-С.8-17.

239. Дмитриев А.С. "Число зверя": к происхождению социологического проекта "авторитарная личность" // Социологические исследования. 1993, №3. -С.66-74.

240. Дмитриев А.В. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социологические исследования. 1992. - № 10. -С. 15-29.

241. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии,- 1976. № 9. - С.30-43; 1977. - № 2. - С.112-123.

242. Дробот Г.А., Райт К. О конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально политические науки. - 1991. - №7. - С.84-97.

243. Дюркгейм Э. Норма и патология // Рубеж. 1992.- №2. - С.82-88.

244. Желев Ж. Авторитарный образ мышления и культ национального вождя // Диалог. 1991. - № 6. - С.56-66.

245. Желтухин А. Социологическая концепция конфликта // Социологические исследования. 1994. - № 4. -С. 13-19.

246. Жовтун Д.Т. Межэтнические конфликты: по ту сторону логики // Новый Вавилон 1995, №1. - С.29-33.

247. Жовтун Д.Т. Противоречия и социальные конфликты в условиях социализма // Научный коммунизм. 1989. - № 7. - С. 14-22.

248. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. -1993.-№ 8.-С. 12-21.

249. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта // Конфликты и консенсус. -1992.-№3-4.-С. 16-21.

250. Иванов В.Н. Межнациональные конфликты: социо-психологический аспект // Социологические исследования. 1993. - № 8. - С. 12-21.

251. Иванов В.Н. Конфликтный потенциал межнациональных отношений в регионах России // Конфликты и консенсус. 1992. - № 3-4. - С. 16-21.

252. Иванов В.Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1994. - № 7-8.

253. Кабалина В., Назимова А. Мнения о конфликте или конфликт мнений // Политические исследования. 1991. - № 3. -С.3-7.

254. Кальной И.И. и др. Отчуждение как социокультурный феномен // Философские науки. 1991. -№ 10. - С. 179-181.

255. Кандель П.Е. Социальный конфликт в монистической системе // Рабочий класс и современный мир. 1990. - № 6. - С.77-87.

256. Каримова 3.3. Конфликты "Made in Башкирия" // Конфликты и консенсус. 1992. - № 3-4. - С.52-56.

257. Конфликты в обществе: "круглый стол" ученых // Общественные науки и современность. 1991. №1. - С.3-17.

258. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления // Социологические исследования. 1993. - № 11. - С.153-156.

259. Краснов В. Конфликты в обществе // Социально-политические науки. -1992. №6-7.

260. Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение конфликтов // Социологические исследования. 1990. - № 11. - С.28-32.

261. Лапин Н.И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии.- 1992. № 12. - С.29-41.

262. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования. 1993. - № 9. - С. 17-28.

263. Лезов С.В. Теология Рудольфа Бультмана // Вопросы философии.-1992.-№2.-С.41-92.

264. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии.- 1992. № 3. - С.39-53.

265. Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопросы философии.- 1992.- № 3. С.5-38.

266. Макаревич Э. Германия: программирование человека // Диалог. 1993.- № 4. С.58-76.

267. Маркович М. Маркс об отчуждении // Вопросы философии.- 1989. № 9. - С.36-64.

268. Маргулис А.В., Степанов Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования // Вопросы философии.-1986.-№4.-С.54-67.

269. Маркарян Э.С. Культура как способ деятельности // Вопросы философии.- 1977. № 11. - С.69-75.

270. Медведев Н., Казимирчук В. Проблема консенсуса и межнациональные отношения // Конфликты и консенсус. 1992. - № 3-4. - С.22-28.

271. Михайлов В.А. Принцип "воронки" или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социологические исследования. 1993. - № 5. - С.57-63.

272. Митрохин В.И. О природе социального конфликта // Научный коммунизм.- 1988. № 10. - С.26-27.

273. Моисеев Н.Н. Можно ли говорить сегодня о контурах будущего? // Политические исследования. 1991. - № 3. - С.27-38.

274. Найденова JI. Социологические теории конфликтов и их разрешение // Социально-политический журнал. -1994. № 1-2.

275. Наумова Н.Ф. Переходный период: мировой опыт и наши проблемы // Коммунист. 1990. - № 8. - С.4-14.

276. Наумова Н.Ф. Человек и кризисное время: преодоление // Свободная мысль. 1991,- № 17.-С.8-20.

277. Наумова Н.Ф. Проблема человека в социологии // Вопросы философии.- 1971. № 7.

278. Нечипоренко Л.А. Социальный конфликт как социологическая категория // Философские науки. 1977. - № 4. - С.32-38.

279. Нечипоренко Л.А. Принципы понимания социального конфликта в марксистско-ленинской философии // Вестник МГУ. Сер."Философия". - 1987.-№6. - С. 10-20.

280. Овчинников В. Политические конфликты и кризисные ситуации // Социально-политические науки. 1990, №10. - С.56-67.

281. Ойзерман Т.И. К.Маркс: эволюция социологической концепции насилия // Социологические исследования. 1994. - № 5. -С.35-44.

282. Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и "позитивизме" // Вопросы философии.- 1989. № 10. - С.60-72.

283. Ольшанский Д.В. Трансформация человеческого сознания // Политические исследования. 1991. - № 3. - С.53-66.

284. Ольшанский Д.В. Социальная психология "винтиков" // Вопросы философии.- 1989. № 8. - С.91-103.

285. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии.- 1989. №3;4.

286. Осипов Г.В. Мифы уходящего времени // Социологические исследования. 1992. - № 6. - С.3-14.

287. Пигалев А.И. Проблема оснований общественного бытия в философии М.Хайдегера // Вопросы философии.- 1987. № 1. - С.141-149.

288. Платонов Ю.В. Социальные конфликты на производстве // Социологические исследования. 1991. -№11.- С.20-25.

289. Потребность в фашизме возникает в кризисной ситуации // Диалог. -1992.-№ 8-10.-С.21-24.

290. Преториус Р. Теория конфликта (Словарь политических понятий) // Политические исследования. 1991. - № 5. - С.139-141.

291. Проблемы конфликтологии // Социологические исследования. 1993. -№ 9. - С.52-57.

292. Рашковский Е. Человеческое достоинство и смысл истории // Коммунист. 1990. - № 8. - С. 15-26.

293. Розанов А. Роберт Даль: полиархия и конфликты // Конфликты и консенсус. №3-4.

294. Российский социум в 1994 году: конфликтологическая экспертиза // Социологические исследования. 1995. - № 2. - С. 11-18.

295. Румянцева Т.Г. Современный этап исследования на Западе человеческой агрессивности // Философские науки. 1989. - № 7. - С. 127-131.

296. Руткевич A.M. "Анатомия деструктивности" Э.Фромма // Вопросы философии,- 1991. №9-С. 161-170.

297. Сагатовский В.Н. Причины негативных тенденций в развитии советской философии и пути их преодоления // Вопросы философии,- 1987. №8. -С.70.

298. Садыков Ф.Б. Критерии разумных потребностей личности // Вопросы философии.- 1985. № 1. - С.42-54.

299. Сверчков В.Б. Мир социальных конфликтов: в поисках выхода // Рабочий класс и современный мир. 1990. - № 5. - С.116-121.

300. Семенов В. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // Социологические исследования. 1993. - № 7.

301. Сидоров В. О нациях без эмоций // Дружба народов.- 1991. - № 8. -С.244-250.

302. Смолян Г.Л. Принципы исследования конфликта // Вопросы философии.- 1968. № 8. - С.35-41.

303. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества // Социологические исследования. 1993. - № 9. - С.42-51.

304. Социальные конфликты в условиях переходного периода: "Круглый стол" // Социологические исследования. 1993. - № 4. - С.15-25.

305. Сперанский В. Конфликт: сущность и особенности его проявления // Социально-политический журнал. 1995. - №3.

306. Степаненкова В. Понятие социального конфликта в теории Р.Дарендорфа // Социологические исследования. 1994. - № 5.

307. Степин В. и др. Общечеловеческое и классовое // Диалог. 1990. - №12. -С.18-28.

308. Трубецкой С.Н. Протагор Платона // Вопросы философии и психологии.- 1901. Кн. 111(58).

309. Тульчинский Г.Л. Меланома понимания // Звезда.- 1991. № 10. - С.176179.

310. Тьерри Мюдри. Фетиш рынка // Советская Россия.- 1993, 13 июля.

311. Философия и жизнь (Обзор материалов Совещания философской общественности) // Вопросы философии.- 1987. № 7-12; - 1988.- №1; 2.

312. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "я" // Диалог. 1990. - № 12.-С. 104-112.

313. Фромм Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. 1990. - № 8. - С.85-95; № 9. - С.97-111.

314. Фромм Э. Социализм // Коммунист. 1991. - № 11. - С.27-38.

315. Хабермас Юрген. Познание и интерес // Философские науки. 1990. - № 1. - С.88-92.

316. Хагба Б. Факторы этнополитической конфликтности на Кавказе // Социально-политический журнал. 1995. - №3.

317. Хохряков Г.Ф. Русский бунт // Социологические исследования. 1989. -№6. -С.96-105.

318. Человек в мире экономической реформы // Общественные науки и современность. 1993. - №1. - С.22-23.

319. Человек и агрессия: "Круглый стол" ученых // Общественные науки и современность. 1993. - №2. - С.92-105.

320. Шерковин Ю. Быстрая модернизация и социальный конфликт // Коммунист. 1991. - № 2.

321. Диссертации и авторефераты

322. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа: Науч.доклад. докт. филос.наук. М., 1991. - 32 с.

323. Дружинин Е.С. Марксистско-ленинская концепция социального конфликта и ее современные идейные противники: Дис. . канд. филос.наук. М., 1987.- 192 с.

324. Кемерова Т.А. Отчужденное сознание: социальная и гносеологическая сущность: Дис. канд. филос.наук. М., 1988. - 138 с.

325. Кленов И.Н. Этнополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования: Автореферат дис.канд. политич. наук. М.,1996. - 23 с.

326. Кондырев А.И. Деятельность и ее превращенные формы: Автореф. дис. . канд. филос.наук. М., 1991. - 16 с.

327. Лапицкий В.Ф. Политический риск в управлении социальными конфликтами: Автореф. Дис.канд.филос.наук. М.,1992. - 17 с.

328. Лях А.Н. Социальный конфликт в России: исторические особенности и современное состояние. Дис.канд. филос. наук. - М.: РАГС,1995;

329. Негодаева М.И. Социальный конфликт и его разрешение: Дис. .канд. филос.наук. М.: МГУ, 1992. - 158 с.

330. Нечипоренко Л.А. Марксизм-ленинизм о социальных конфликтах и критика их буржуазных интерпретаций (историко-философский анализ): Дис. . докт. филос.наук. М., 1986. - 352 с.

331. Паньковский С.И. Концепция абсурда в философии Альбера Камю: Автореф. дис. канд. филос.наук. Минск, 1991. - 19 с.

332. Руденко В.Н. Человек как субъект в марксистской концепции практики: Дис. . канд. филос.наук. Свердловск., 1988. - 192 с.

333. Рыбалко Т.С. Нравственно-рациональный выбор и человеческий фактор: Дис. канд. филос.наук. Одесса., 1987. - 179 с.

334. Сычев Ю.В. Социальное бытие человека: проблемы детерминации и самодетерминации: Автореф. Дис. доктора филос.наук . М.,1992. - 61 с.

335. Шумихина JI.A. Коллизия в структуре социального познания: Дис. . канд. филос.наук. Свердловск., 1986. - 164 с.

336. Ятченко А.Д. Социально-практическая природа понимания: Дис. . канд. филос.наук. Киев, 1990. - 153 с.1. Иностранная литература

337. Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford Univ. Press. - 1965. - XVI, 336 p.

338. Giddens A. The constitution of society. Cambridge: Polity press, 1989.

339. Plessner H. Die Frage nach der Conditio humana. Baden - Baden, 1976.

340. Mack R.R., Snyder R.S. The Analysis of Social Conflict Toward an Overview and Syntesis // The Journal of Conflict Resolution. - 1957. - V. 1, N.2.

341. The Journal of Conflict Resolution. 1957. - v.l, №1.

342. Депонированные рукописи и отчеты о научно-исследовательской работе

343. Нечаев А.В. Конфликт в структуре взаимодействий целостного человека. Самара: Самарский гос.ун-т, 1991. - 12 е.- Деп.в ИНИОН 26.07.91, № 45094.

344. Социальный мониторинг и прогнозирование социальной направленности на предприятиях Башкирии: Отчет о НИР (промежут.) / Экономическое об-во РСФСР. Башкирское отд-е БашГУ; Музаметлатыпов Ф.У., СулеймановМ.Н. Уфа, 1990. - 90 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.