Конституционные основы светского государства в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Воронкова, Марина Леонидовна

  • Воронкова, Марина Леонидовна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 179
Воронкова, Марина Леонидовна. Конституционные основы светского государства в Российской Федерации: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Саратов. 2006. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Воронкова, Марина Леонидовна

Ф ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Развитие светского государства в России и за рубежом.

1.1. Теоретико-правовой анализ понятия светского государства.

1.2. Становление светского государства в зарубежных странах.

1.3. Отделение церкви от государства в России (1917-1993 гг.).

ГЛАВА 2. Конституционно-правовое регулирование светскости современного Российского государства. ф 2.1. Светское государство в системе основ конституционного строя России.

Hfr 2.2. Роль религиозных объединений в становлении российского гражданского общества.

2.3. Международные стандарты и совершенствование законодательства в сфере отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционные основы светского государства в Российской Федерации»

Актуальность темы. В последние пятнадцать лет отношения между государством и религиозными объединениями претерпели существенные изменения. Религия сегодня не исключена из жизни общества, государство и многие религиозные объединения стремятся сотрудничать как партнеры. Следует подчеркнуть, что именно в условиях светского государства они могут сыграть позитивную роль в становлении и развитии гражданского общества.

Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является светский характер государства. В соответствии с конституционной нормой (ст. 14) Россия является светским государством, а понятие «светское государство» не является синонимом ни атеистического государства (в котором религия искореняется из жизни общества), ни теократического, ни клерикального, ни государства, имеющего государственную религию. Однако на теоретико-правовом уровне пока не отражено единообразное понимание светскости государства. Многие категории, связанные со светским характером государства, рассматриваются неполно, спорно, а иногда и противоречиво. Законодательство в этой области также нуждается в совершенствовании как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Некоторые механизмы, определяющие взаимоотношения государства и религиозных объединений или совсем не выработаны, или нуждаются в доработке.

В светском государстве религиозные объединения отделены от государства (но не изолированы от общества) и равны перед законом.

Возрождать и поддерживать духовные традиции, оберегать ценности культуры, прививать молодому поколению нравственные основы жизни — такие основные задачи ставят перед собой религиозные объединения. Действительно, социальное развитие нашей многонациональной страны возможно только через обретение ею духовности, новых нравственных ориентиров и целей. Вместе с тем, религиозные объединения в своей деятельности должны опираться на качественные законоположения.

Учитывая изменившиеся объективные условия жизни общества, его ориентиры и ценности, следует признать, что религия перестала восприниматься как негативный фактор. Равноудаленность религиозных объединений от государства не означает, что оно проводит антирелигиозную политику. Общество имеет возможность без искажения исторических фактов узнать, какую социально и исторически значимую роль в объединении русского народа и становлении российского государства сыграла церковь и ее лучшие представители. В современных процессах самоорганизации России религиозным объединениям также отводится не последняя роль.

В условиях светскости государства религия не может быть навязана в качестве принудительной основы жизни - ни одно религиозное объединение не является государственным, а человек имеет право на свободу совести. Религиозные идеи не насаждаются сверху, со стороны власти, а исходят от самого народа, выражая его единство и патриотизм.

Светский характер государства - одна из важнейших основ конституционного строя России. Она, хотя и не является универсальной основой, как, например, демократическое или правовое государство, но играет существенную роль в развитии страны. Благодаря светскости религиозные объединения не находятся в конфронтации с государственной властью и функционируют, руководствуясь принципом совместного невмешательства во внутренние дела друг друга, что предупреждает, с одной стороны, клерикализацию власти, а с другой - огосударствление церкви.

Указанные проблемы предопределили актуальность данного научного исследования, направленного, прежде всего, на анализ церковно-государственных отношений.

Степень разработанности проблемы. Для понимания роли государства во взаимодействии с религиозными организациями следует, прежде всего, изучить конституционно-правовые основы государства. Особый вклад в разработку данной проблемы внесли такие видные ученые, как М.В. Баглай, М.И. Байтин, Н.С. Бондарь, В.Т. Кабышев, О.Е. Кутафин, Е.И. Козлова, Н.И. Матузов, А.В. Малько, В.В. Невинский, О.Г. Румянцев, И.Е. Фарбер и др.

Особенности взаимоотношений между государством и конфессиями, а также специфика реализации права на свободу совести в России стали предметом изучения в трудах С.А. Авакьяна, А.Р. Бессмертного, Л.П. Буевой, П.Н. Дозорцева, Г.Н. Комковой, Т.А. Кудриной, А.В. Пчелинцева, М.А. Розенбаума, Ф.М. Рудинского, В.В. Ряховского, В.Н. Савельевой.

Проблемы светскости государства в нашей стране и за рубежом исследовались в работах А.О. Баринова, П.Н. Дозорцева, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко, В.В. Пьянкова, Р.А. Подопригоры, И.С. Яжборовской.

Докторская диссертация И.В. Понкина на тему «Современное светское государство: конституционно-правовое исследование» (М., 2005) и кандидатская диссертация К.Г. Каневского по теме «Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации» (М., 2004) представляют собой специальные фундаментальные исследования по заявленной тематике. Однако в этих серьёзных работах рассматривалась далеко не вся проблематика светского государства, государственно-церковных взаимоотношений.

Этой немаловажной проблемой занимались и представители других наук. С богословских позиций ее рассматривает профессор А.В. Кураев. Большой вклад в изучение государственно-конфессиональных отношений в России внес доктор философских наук, профессор М.О. Шахов.

Исторические аспекты отделения церкви от государства в процессе становления светского государства рассматривают представители других гуманитарных наук: В.А. Куроедов, О.А. Лиценбергер, С.Ю. Наумов, Д.В. Поспеловский, В.Н. Якунин и др.

Однако исследования проблемы в аспекте рассмотрения светскости в качестве одной из основ конституционного строя предпринято не было. Данная диссертационная работа призвана восполнить этот пробел.

Цель диссертационного исследования состоит в определении места светского характера государства в системе основ конституционного строя и характеристике современного светского государства в России.

Основные задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-правовые основы светского характера государства, позволяющие выделить светское государство из других типов государств и сформулировать определение светскости государства как его особого свойства.

2. Проанализировать влияние светского характера государства на важнейшие основы конституционного строя, выявить их взаимосвязи и взаимозависимости.

3. Изучить зарубежный и отечественный опыт формирования светского государства, дать правовую оценку роли религиозных организаций в становлении и развитии гражданского общества в Российской Федерации.

4. Проанализировать законодательство в сфере светскости государства и свободы совести, сформулировать предложения по его совершенствованию.

Объект исследования - государственно-конфессиональные, общественно-конфессиональные, межконфессиональные отношения в Российской Федерации в условиях светскости государства.

Предмет исследования - нормативно-правовые акты в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений в России, статистические данные, эмпирические материалы.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование основано на комплексном подходе к изучению и освещению материала с использованием общетеоретических и специально-юридических методов познания: диалектического, институционального, системного, исторического, анализа и синтеза, применяемых в рамках формальноюридического, формально-логического, сравнительно-сопоставительного подходов.

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации и конституции зарубежных государств, международно-правовые акты, российское федеральное и региональное законодательство; подзаконные нормативные акты, корреспондирующие теме исследования; данные статистической отчётности Министерства юстиции Российской Федерации; информационные, в том числе, новостные массивы по теме диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Автором сформулировано сущностное определение светскости государства как качественной его характеристики. Показана взаимосвязь светского характера государства с другими основами конституционного строя. Выявлены основные проблемы и показаны дальнейшие перспективы развития светскости государства в Российской Федерации.

В диссертации сформулированы предложения по усовершенствованию действующего законодательства в области свободы совести как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Светскость государства - это сущностная особенность, характеризующая его независимость от деятельности религиозных объединений. В условиях светскости государства действует принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных объединений и религиозных объединений в дела государства.

Светское государство — это государство, в котором последовательно проведено отделение религиозных объединений от политической власти на основе четкого разграничения сфер их деятельности в обществе. Автором определены характерные черты светского государства.

2. Понятие «отделение религиозных объединений от государства» по логико-философской структуре шире понятия «светское государство». Так, в клерикальном государстве возможно частичное отделение религиозных объединений от государства, а в атеистическом государстве - отделение религиозных объединений от государства с целью полного искоренения религии из жизни общества. Таким образом, светское государство представляет собой одну из форм отделения религиозных объединений от государства.

3. Для Российской Федерации наиболее приемлема кооперационная модель светского государства. Именно она позволяет эффективно контролировать появление в стране новых религиозных объединений, поскольку предполагает определенное взаимодействие между государством и религиозными объединениями в рамках действующего законодательства. В большинстве стран Западной Европы построены кооперационные модели светского государства.

4.0сознание значимости светского характера государства как одной из основ конституционного строя невозможно без учёта взаимосвязи с другими основами конституционного строя (например, с идеологическим многообразием и социальным государством).

Идеологическое многообразие и светский характер государства — две взаимодополняющие духовные основы нашего общества, которые позволяют личности формировать свое мировоззрение независимо от воздействия государства.

Светское государство тесно связано с социальным государством. Религиозные объединения, занимаясь благотворительностью, реализуя различные социальные проекты, создавая доктрины социального служения, помогая малоимущим слоям населения, развивают и укрепляют социальное государство, играют не последнюю роль в сглаживании социального неравенства. Кроме того, только в условиях развитого гражданского общества религиозные объединения наиболее полно могут реализовать свои социальные доктрины. Взаимодействие церкви с другими общественными институтами (например, с Общественной палатой) расширяет сферу её сотрудничества при решении общественно важных вопросов.

5. В связи с тем, что в настоящее время нередко действуют религиозные объединения, опасные для социального здоровья нации, предлагаем ввести в УК РФ новую статью в главу «Преступления против личности», содержащую следующий состав преступления: «Деятельность общественных организаций или отдельных его членов, приводящая к нарушению психического состояния их членов (последователей)».

6. Необходимо исключить из законодательства фразу «свобода вероисповеданий», сохранив более широкое понятие «свобода совести», под которой следует понимать право исповедовать любую религию или право не исповедовать никакой.

7. В связи с тем, что на федеральном уровне миссионерская деятельность законодательно не отрегулирована, существует опасность ввода в заблуждение граждан и совершение различных противоправных деяний, а также дискредитации религиозных организаций лицами, не являющимися их представителями, а выдающими себя за таковых под прикрытием миссионерской деятельности. Позитивный опыт по функционированию законов о миссионерской деятельности уже существует на территории шести субъектов Федерации (в Воронежской, Смоленской, Курской, Белгородской, Костромской областях, в Республике Северная Осетия-Алания). Анализ применения данных законов показал их эффективность. Исходя из этого, предлагаем принять закон «О миссионерской деятельности на территории Саратовской области» (проект приведён в приложении). В перспективе считаем необходимым принять закон «О миссионерской деятельности» на уровне Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшей разработке правовой концепции светского государства, а также в других теоретических исследованиях в области конституционного строя.

Диссертационное исследование представляет практический интерес, поскольку содержит предложения по совершенствованию законодательства в области свободы совести и реализации принципа светскости государства. Результаты исследования могут быть применены в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления.

Полученные результаты научного исследования используются автором в процессе преподавания «Конституционного права Российской Федерации», «Конституционного право зарубежных стран», в будущем при подготовке спецкурсов по правам человека, касающихся статуса религиозных организаций.

Апробация результатов исследования осуществлена при обсуждении настоящей работы на заседании кафедры конституционного права Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.

Основные положения работы были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях: Всероссийской конференции «Конституционные чтения» (11 декабря 2004 г., Балаково), Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы реформирования государственной и муниципальной службы в России» (25 января 2005 г., Саратов), Всероссийской научно-практической конференции «Реформирование государственной службы как стабилизирующий фактор становления гражданского общества в России» (26 апреля 2005 г., Саратов), Всероссийском научном семинаре «Ислам и межнациональные отношения» (3-4 апреля 2006 г., Саратов).

Результаты работы использовались также в процессе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право России» в Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Воронкова, Марина Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного исследования можно сделать ряд выводов.

1. Светское государство является самым целесообразным режимом отделения церкви от государства в современных условиях. При этом кооперационная модель светского государства в нашей стране наиболее приемлема, поскольку в условиях кооперационной модели партнерские отношения между государством и церковью развиваются довольно успешно. Государство в настоящее время во многом нуждается в помощи религиозных организаций, в социальной, культурной, духовной и нравственной сферах такое сотрудничество (но не в политической и экономической) просто необходимо. В то же время для того чтобы не допустить клерикализации власти, следует четко разграничить сферы влияния государства и церкви, при этом должен действовать принцип совместного невмешательства церкви во внутренние дела государства и государства во внутренние дела церкви. Он должен быть реализован в полном соответствии со ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Необходимо также выделить те сферы, в которых могут сотрудничать государство и религиозные организации.

2. Светскость государства тесно связана с таким личным правом человека и гражданина, как свобода совести. Свободу совести можно рассматривать только в одном смысле, как право на исповедание любой религии или неисповедания никакой. Такое понимание этого права представляется наиболее целесообразным и удобным, хотя в некоторых зарубежных странах в понятие свободы совести включают свободу мысли, убеждений и нерелигиозного мировоззрения. В российском законодательстве эти права хоть и взаимосвязаны, но разграничены.

3. На наш взгляд, отношения между государством и религиозными объединениями должны строиться по принципу совместного невмешательства во внутренние дела друг друга. Специально уполномоченные органы могут вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений только в случаях, строго предусмотренных законом. Ликвидация и запрет на деятельность религиозного объединения осуществляется лишь по решению суда.

4. Изучая опыт развития светского государства в других странах, мы выяснили, что многие из них (Франция, США, Италия) пожинают негативные последствия от деятельности социально опасных религиозных организаций (так называемых сект). Эти организации теперь запрещены в некоторых странах. Данный вопрос актуален и для нашей страны, поскольку после падения «железного занавеса» эти социально опасные организации стали активно действовать у нас, разрушая семьи, уводя человека из общества, навязывая ему человеконенавистнические взгляды и идеи.

Деятельность этих религиозных организаций и групп должна быть запрещена и в нашей стране, но подобная судебная практика пока отсутствует. Предлагаем восполнить пробел в законодательстве в данной области и внести в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» понятие «секта».

5. Исходя из того, что основы конституционного строя тесно взаимосвязаны между собой, а предметом данного исследования является светскость государства, мы рассмотрели, каким образом данная основа взаимосвязана с другими, как она на них влияет и взаимодействует с ними. Светскость государства наиболее тесно связана с такими основами конституционного строя, как идеологическое многообразие и социальное государство. Светскость государства как основу конституционного строя дополняет еще одна основа - идеологическое многообразие, вместе они составляют основополагающие духовные основы нашего общества и государства. В моноидеологическом государстве отсутствует свобода выбора, государством навязываются определенные взгляды, а потому невозможно реализовать, в частности, право человека на свободу совести. В государстве, где свобода совести не реализована, нет права выбора между религиями, светскость невозможна. Еще свежо в памяти, как в нашей стране церковь стала жертвой марксистко-ленинской идеологии, как религия, благодаря жесткой антирелигиозной пропаганде, вытеснялась из жизни общества.

Тесная взаимосвязь светского и социального государства обусловлена тем, что религиозные организации в условиях отделения их от государства наиболее полно могут проявить себя в социальном служении обществу. Многие крупные религиозные организации в настоящее время разработали свои концепции социального служения. Важно, чтобы эта деятельность не использовалась в политических и иных, не связанных с восстановлением социального благополучия населения, целях.

6. Изучив роль религиозных организаций в становлении и развитии гражданского общества в России, установлено, что исторически подтверждается особое влияние религиозных организаций (в нашей стране особенно Русской Православной Церкви) на становление и развитие гражданской позиции населения, на воспитание ответственных за свои поступки граждан. Церковь является значительной частью общества, она во многом способствовала и способствует процессам его самоорганизации, что очень важно для развития полноценного гражданского общества в России. Религиозные организации сегодня играют гораздо большую роль, нежели несколько десятилетий назад, в советский период. В условиях светскости государства церковь является неотъемлемым институтом гражданского общества.

7. На наш взгляд, конституционный принцип светскости государства в настоящее время достаточно разработан в национальном законодательстве, хотя существуют определенные пробелы и недоработки в этой сфере. Так, на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий миссионерскую деятельность, хотя потребность в ее законодательном урегулировании существует. На территории семи субъектов Федерации уже приняты законы «О миссионерской деятельности», предлагаем принять такой закон на территории Саратовской области.

Сегодня уже созданы многие предпосылки на законодательном уровне для формирования и дальнейшего развития светского государства. Каждый человек имеет право на реализацию своей мировоззренческой свободы, если его деятельность не противоречит действующему законодательству, жизни и здоровью других людей, безопасности общества и государства. Сегодня национальное законодательство в этой сфере не противоречит нормам международного права. В дальнейшем оно должно развиваться в соответствии с нормами международного права, но при этом обязательно должны учитываться особенности становления и развития Российского государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Воронкова, Марина Леонидовна, 2006 год

1. Нормативные правовые акты Российской Федерации

2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

3. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; 2001. № 51. Ст. 4824; 2004. № 24. Ст. 2334.

4. Федеральный конституционный закон от 26 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1; 2001. №51. Ст. 4825; 2003. № 27 (ч.1). Ст. 2698.

5. Федеральный конституционный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.

6. Федеральный конституционный закон от 12 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

7. Федеральный конституционный закон от 14 мая 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478.

8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.//ВВС РСФСР. 1990. №52. Ст. 1865.

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.// СЗРФ. 2002. № 1.(ч. 1). Ст. 3.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 26 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 410.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

13. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 30. Ст. 3029; 2003. № 50, Ст. 4855. 2004. № 27. Ст. 2711.

14. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1997. № 19. Ст. 4860; 1998. № 30. Ст. 3029; № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711; 2006. № 3. Ст. 282.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

16. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340. 1999. № 29. Ст. 3698; 2004. № 35. Ст. 3088.

17. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2002. № 28. Ст. 2791; № 30. Ст. 3032; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. №35. Ст. 3607.

18. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

19. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198; 2003. № 2. Ст. 1642; 2004. № 35. Ст. 3607.

20. Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 22. 14. 2004.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

21. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О музейных фондах Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2591.

22. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

23. Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» // СЗРФ. 1996. №3. Ст. 143.

24. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

25. Федеральный закон от 16 марта 2005г. «Об Общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277. 2006. № 1. Ст. 6.

26. Закон Белгородской области от 19 марта 2001 г. «О миссионерской деятельности на территории Белгородской области» // Бюллетень Белгородской областной Думы. 2001. № 3. Ст. 16.

27. Закон Курской области от 28 июня 2004 г. «О миссионерской деятельности на территории Курской области» // ПМС Консультант-плюс.

28. Закон республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2004 г. «О миссионерской деятельности на территории республики Северная Осетия-Алания» // ПМС Консультант-плюс.

29. Закон Воронежской области от 30 апреля 1999 «О порядке осуществления миссионерской деятельности на территории Воронежской области» // ПМС Консультант-плюс.

30. Закон Смоленской области от 20 июня 2003 г. «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области» // ПМС Консультант-плюс.

31. Закон Костромской области от 11 апреля 2005 г. «О порядке и условиях осуществления миссионерской деятельности на территории Костромской области» // ПМС Консультант-плюс.

32. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №51. Ст. 4934.

33. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2560.

34. Решение Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1996 г. по делу «Коккинакис против Греции» // Европейская правовая компания. Новости судебной практики. Европейский Суд по правам человека. Info@fawco.ru

35. Решение Европейского Суда по правам человека от 26 сентября 1996 г. по делу «Манусакис и другие против Греции» // Европейская правовая компания. Новости судебной практики. Европейский Суд по правам человека. Info@fawco.ru

36. Решение Европейского Суда по правам человека от 6 июля 1995 г. «Вансалис против Греции» // Европейская правовая компания. Новости судебной практики. Европейский Суд по правам человека. Info@fawco.ru

37. Недействующие нормативно-правовые акты

38. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 г.// СУ РСФСР. 1918. № 5. Ст. 582.

39. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

40. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977

41. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» от 1 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.

42. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября ф 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного

43. Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.

44. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви от ^ 20 января 1918 г. // Сборник нормативных актов по советскомугосударственному праву. М., 1984.

45. Декрет о земле от 8 ноября 1917 г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

46. Декрет о демократизации флота от 12 января 1918 г. // Первая советская Конституция. М., 1938.ф 1.50. Декрет от 11 декабря 1917 г. «О передачи дела воспитания иобразования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению».

47. Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. // СУ РСФСР. 1929. № 35. Ст. 353.

48. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «о внесении изменений и дополнений в постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях»« // СУ РСФСР. 1975. № 27. Ст. 572.

49. Инструкции Совета по делам РПЦ для уполномоченных Совета на местах от 5 февраля 1944 г. // Государственный архив Российской Федерации

50. К * (ГАРФ). Ф. 6991. On. 1 Д. 6 (а). Л. 5-7.

51. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 г. // ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 29. Л.2.

52. Международные правовые акты

53. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Программа социального и национально-культурного развития народов

54. Саратовской области на 1998-2001 гг. и нормативные акты по национальным вопросам. Саратов, 2000.

55. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

56. Международный пакт о гражданских и политических правах от 10 декабря 1966 г. //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

57. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // ВВС СССР. 1976. № 17 (1831) Ст. 291.

58. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

59. Декларация об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации в связи с религией и убеждениями от 25 ноября 1981 г. // Права человека: Сборник международных документов / Под ред. Г.М. Мельникова М., 1998.

60. Постановление Европейского парламента «О сектах в Европе» от 12 февраля 1996 г. // Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии: сборник правовых актов / Под ред. А.О. Протопопов. М., 2002.

61. Нормативные правовые акты зарубежных стран

62. Конституция Польской Республики // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

63. Конституция Албанской Республики // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

64. Конституция Словацкой Республики // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

65. Конституция Республики Болгария // Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М., 1997.

66. Конституция Испании // Конституции государств Европы: В 3 т. М, 1988. Т. 3.

67. Билль о правах 1789 г. / Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Приложение. М., 2004.

68. Декларация прав человека. Франция // Конституции государств Европы: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

69. Конкордат 1984 г. // Италия. Конституция и законодательные акты. М., 1988.

70. Монографическая, учебная и справочная литература

71. Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2001.

72. Архивы Кремля: В 2 кн. М.; Новосибирск, 2000. Кн. 1: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.

73. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999.

74. Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М., 1994.

75. Булгаков С.Н. Вопросы религии. М., 1996.

76. Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании. На пути к свободе совести / Под ред. Д.Е. Фурмана и о. Марка (Смирнова). М., 1989.

77. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 2004.

78. Вебер М. История хозяйства. Город / Комментарий Н. Саркитова, Т. Кучкова. М., 2001.

79. Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М.О. Шахов М., 2003.

80. Джараева С.В. Государственно-церковные отношения в России: опыт философско-исторического анализа. М., 1997.

81. Законодательство о религиозных культах: Сборник материалов и документов. М., 1971.

82. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998.

83. Ильин И.А. Одинокий художник: Статьи, речи, лекции. М., 1993.

84. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.: В 9 т. Т. 3.

85. Коран / Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского М., 1990.

86. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Под ред. В.А. Туманова. М., 1997.

87. Конституционное право России / Под ред. А.Н. Кокотова. Екатеринбург, 2001.

88. Конституционное право современной России / Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2001.

89. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Старшуна. М., 2000.

90. Конституция зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 2000.

91. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2003.

92. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. М., 2005.

93. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

94. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. М., 2003.

95. Крымский А.Е. История мусульманства. М., 1991.

96. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000. С. 128.

97. Кураев А.В. Православие и право: церковь в светском государстве. М., 1997.

98. Кураев А.В. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. М., 2003.

99. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.