Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Деникаева, Саида Эмирхановна

  • Деникаева, Саида Эмирхановна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2006, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 168
Деникаева, Саида Эмирхановна. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Махачкала. 2006. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Деникаева, Саида Эмирхановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА.

1.1. Светское государство: современное понимание и теоретическое обоснование.

1.2. Конституционные основы формирования светского государства в современных зарубежных странах.

1.3. Свобода совести как принцип светского государства.

ГЛАВА 2. СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.

2.1. Конституционно-правовые основы и принципы формирования России как светского государства.

2.2. Конституционно-правовые нормы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций.

2.3. Правовое положение религиозных объединений в современной России.

2.4. Конституционная практика реализации принципа светскости Российского государства.

ГЛАВА 3. СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.

3.1. История становления Дагестана как светского государства.

3.2. Светский характер законодательства Республики Дагестан: конституционно-правовой анализ.

3.3.Актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности религиозных движений в Республике Дагестан.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства»

Актуальность темы исследования. Светский характер - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства. Часть 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что «Российская Федерация -светское государство», закрепляет один из принципов построения и функционирования государства в Российской Федерации. Общепризнанно, что светские основы государственного устройства не противоречат принципам свободы совести в нашей стране. Светское государство законодательно гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии, ее распространение и пропаганду. Одновременно в условиях многонационального и многоконфессионального государства, каковым является Российская Федерация, сохранение светских принципов государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что интеграционные процессы меняют национальную, культурную, конфессиональную структуру России; в то же время в обществе в последнее время все чаще звучит озабоченность попытками клерикализации государства, необходимостью защиты его светских основ.

Отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти и закрепляется в статье 14 Конституции России. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, - один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям. В связи с этим ряд европейских государств, а также Россия, заинтересованы в поиске оптимальных решений сложных вопросов в области вероисповедной политики: государственно-религиозных, межконфессиональных и межнациональных отношений.

Для России актуальность этих проблем очевидна не только в силу ее многоконфессиональности и многонациональное™, но и в связи с необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международными нормами в области свободы совести. Курс на демократические изменения диктует потребность в построении цивилизованной системы государственно-религиозных отношений, с одной стороны, опирающейся на международные нормы в области прав человека, и с другой стороны, отвечающей национально-государственным интересам России. Новое звучание приобретает и проблема взаимоотношений государства и новых религиозных движений. Учитывая, что религиозная картина за последние годы серьезно изменилась не только в Западной Европе, но и в России, в ее субъектах, изучение и обобщение опыта в этой области может быть весьма интересным в теоретическом плане и практическом отношении.

Все эти процессы наглядно проявились и в Дагестане. Дагестанцы хорошо знакомы с качественными и количественными сторонами возрождения религии и всех религиозных институтов в стране и в республике.

Дагестан - республика многоконфессиональная, хотя большая часть дагестанцев исповедует ислам. Дагестан - составная часть России, в которой православие представляет самую многочисленную конфессию. Какое-либо предпочтение со стороны государства одной из этих двух конфессий не может не привести к ущемлению другой стороны, не говоря о правах других религиозных меньшинств. Поэтому, на наш взгляд, государству необходимо сдерживать претензии представителей той или иной конфессии занять особое, исключительное положение в стране или отдельном регионе.

Все вышеизложенное и обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Исследование основ России как светского государства и его конституционных основ невозможно без тщательного изучения специфики процессов, происходящих в последнее время в религиозной сфере. Поэтому в работе исследовались научные труды правоведов, религиоведов, политологов, социологов.

Теоретическими источниками диссертационного исследования, применявшимися для обоснования исходных и основных положений, стали труды по конституционному праву, отраслевым юридическим дисциплинам и другим областям знаний, в частности, работы С.А. Авакьяна, В.М. Артемова, М.А. Баглая, С.В. Боботова, С.Н. Братуся, Б.В. Виленского, Н.В. Витрука, В.М. Лебедева, И.Л. Петрухина, В.А. Туманова, И.А. Умновой и других.

Исторические аспекты правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в России нашли отражение в работах Г.Р. Гольст, К.Г. Каневского, В.В. Клочкова, Е.А. Муравской, Ю.А. Розенбаума и других.

Общие принципы, характеризующие светское государство, его теоретические основы исследованы С.А. Авакьяном, П.Н. Дозорцевым, Г.Г. Комковой, О.Е. Кутафиным, С.Д.Лебедевым, Г.П. Лупаревым, Л.А. Морозовой, И.В. Понкиным, С.В. Фоминой, Б.С. Эбзеевым.

Правовые основы взаимодействия государственных органов власти с религиозными организациями и объединениями рассмотрены Т.Ю. Архирейской, К.Б. Борисовым, С.А. Бурьяновым, Н.В. Володиной, Т.Л. Козловым, Г.Н. Комковой, С.А.Мозговым, А. А. Нуруллаевым, Р.А. Подопригорой.

Свобода совести как основополагающий принцип светского государства и как конституционно-правовая категория исследована в работах А.А. Красикова, А. С. Ловинюкова, М.А.Новикова, Е. В.Огневой, Ф.М. Рудинского, 3. А. Тажуризиной, Т.Ю. Тагиевой, М.А. Шапиро, Г.В. Шелудько.

Специфика становления Республики Дагестан как светского государства, закрепление данного принципа в конституционно-правовых нормах освящена в работах JI.X. Авшалумовой, Г.Д. Даниялова, М.А. Казанбиева, Б.О. Кашкаева, A.JI. Летифова, Ш.Б. Магомедова, A.M. Муртазалиева, У.Т. Сайгитова, A.M. Халилова, К.М. Ханбабаева и других.

При наличии большого числа работ, посвященных теоретической характеристике светского государства, его природе и признакам, проблема конституционно-правового обоснования светскости Российского государства остается практически неисследованной с позиций научной методологии и на основе последних достижений конституционного права. В частности, не изучены такие ее аспекты, как вопрос о конституционно-правовых границах взаимодействия государства с религиозными организациями, о реализации принципа светскости России в ее субъектах.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка конституционно-правовых основ светского государства и его характерных признаков, выявление недостатков действующего законодательства, анализ практики применения и выработка предложений по его совершенствованию.

Для решения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

- проанализировать основные теоретические подходы к исследованию понятия «светское государство»;

- провести сравнительно-правовой анализ закрепления принципа светскости государства в западных конституциях, обоснование применяемых формулировок;

- дать характеристику основных признаков, составляющих понятие «светское государство»;

- исследовать конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как светского государства;

- выявить специфику взаимодействия государства и религиозных организаций в Российской Федерации;

- проанализировать конституционно-правовые основы Республики Дагестан как субъекта Российской Федерации на предмет закрепления в нем принципа светского государства.

Объектом диссертационного исследования являются конституционные основы, закрепляющие принцип светскости Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования явился конституционно-правовой анализ содержания принципа светского характера государства, закрепленного в правовой норме части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Методологические основы исследования. Для выявления смысла и содержания анализируемой конституционной нормы были применены грамматический, логический, специально-юридический и функциональный способы (приемы) ее толкования. Анализ взаимоотношений и связей двух правовых норм части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации - о светском характере государства в Российской Федерации и о запрете на установление какой-либо религии в качестве государственной или обязательной - показывает, что вторая из указанных правовых норм является вторичной, подчиненной по отношению к первой, уточняет ее. Поэтому настоящее исследование сводится к конституционно-правовому анализу правовой нормы части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что «Российская Федерация - светское государство».

Нормативной базой диссертационного исследования выступают Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, конституции ряда зарубежных стран; федеральные и региональные нормативно-правовые акты о свободе совести и религиозных объединениях, законодательство по борьбе с терроризмом, противодействию политическому и религиозному экстремизму, международные документы по исследуемой проблеме.

Эмпирической базой исследования послужили: нормативно-правовые акты и документы, касающиеся развития светского государства в Российской Федерации и в Республике Дагестан в различные исторические периоды; практический опыт деятельности органов государственной власти и Конституционного суда РФ по делам о защите конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания; архивные источники и обобщенные автором материалы СМИ.

Научная новизна диссертационной работы заключается: в обосновании научно-теоретической концепции Российской Федерации как светского государства с позиции комплексного подхода к исследованию и современного понимания основных ее составляющих; в определении роли основных конституционно-правовых понятий и принципов, характеризующих светскость государства применительно к Российской Федерации и Республики Дагестан как ее субъекта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Светскость государства это конституционно-правовая характеристика, отражающая или закрепляющая социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

2. На основе выделения и характеристики существенных признаков светского государства в работе делается вывод о том, что отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти и закрепляется в статье 14 Конституции России. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, - один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

3. На основе проведенного сравнительного конституционного анализа статьи 14 Конституции Российской Федерации в работе делается вывод, что она содержит четыре различных аспекта: светскость государства, отсутствие поддержки религии государством, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом. Как правило, зарубежные конституции акцентируют один из этих аспектов. Более того, подобные конституционные положения других стран могут быть разделены на категории в соответствии с тем, какой аспект в них акцентирован в первую очередь.

4. Как конституционно-правовое понятие, свобода совести, закрепленная в статье 28 Конституции РФ, означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию у человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так, как он считает необходимым в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка.

5. Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно так же полноправными гражданами Российской Федерации, как и неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов, прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

6. В Российской Федерации существует разрыв между общей характеристикой государства, изложенной в статье 1 Конституции 1993 г., и определением последнего как светского государства в ее статье 14. В результате светскость выглядит второстепенным качеством Российского государства. Наиболее оптимальное соотношение между государственной светскостью, принципом отделенности религиозных организаций и свободой мировоззренческих убеждений личности, думается, может быть выражено в Конституции РФ следующей формулировкой: «Светскость Российской Федерации - неотъемлемая часть общей комплексной характеристики, создающей единую политико-правовую модель государства».

7. Представляется целесообразным одну из статей в разделе «Основы конституционного строя» и всех основных законов посвятить государственно-конфессиональным отношениям, изложив ее примерно так: «Отношения Российского государства с религиозными организациями строятся на принципах отделенности религиозных организаций от и государства; свободы создания и деятельности таких организаций; сочетания суверенитета государства и социальной автономии религиозных организаций; равного отношения государства к религиозным организациям; взаимной лояльности государства и религиозных организаций».

Детализируя данные принципы, в этой же статье следует указать, что государство не финансирует религиозные организации, а также включить в нее запрет создания политических партий на религиозной основе и разумные ограничения деятельности зарубежных миссионеров и руководящих функционеров иностранных религиозных организаций.

8. Взаимоотношения государства и религиозных организаций как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства и институционными структурами религиозных объединений представляют собой специфическую сферу внутренней и внешней политики государства. Анализ конституционно-правовых норм позволяет классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на семь принципов и форм проявления: 1) отделение религиозных объединений от государства; 2) равенство всех религиозных объединений; 3) светскость государственной службы и местного самоуправления; 4) светскость системы образования; 5) недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций; 6) запрет религиозным организациям напрямую участвовать в политической борьбе; 7) установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

9. Современная конфессиональная обстановка в Республике Дагестан отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе страны, которые способствовали утверждению в обществе принципов свободы совести, существенно затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории Российской Федерации. Конституция

Республики Дагестан предусматривает право каждого гражданина свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 30). Это и есть основные принципы свободы совести и вероисповедания.

Конституционные принципы свободы совести нашли отражение и развитие в Законе РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», принятым Народным собранием РД в декабре 1997 г. Этот Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести, свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций в Республике Дагестан.

10. Принятие специального Закона в Республике Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД», запрещающего конкретное религиозное экстремистское течение ваххабизм, явилось прямым следствием сложившейся геополитической обстановки и в связи с этим требования всего населения республики ужесточить борьбу с экстремистским течением. Несмотря на некоторую недоработанность дагестанского закона о запрете ваххабизма, он стал реальным заслоном на пути дальнейшего распространения этого экстремистского течения в нашей республике, а его необходимость и актуальность были доказаны временем.

11. Светская модель государственного устройства, по мнению автора, является предпочтительной по сравнению с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в многоконфессиональном и многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация. Это должно быть четко отражено в конституционно-правовых нормах, так же, как и то, что сотрудничество или партнерство, характер которого приобретают сегодня взаимоотношения между государственными и религиозными объединениями в Российской Федерации, не противоречат принципу светского государства, которое предполагает четкое разделение их функций.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней получили развитие, применительно к современным условиям, научно-обоснованные положения, содержащие конституционно-правовую характеристику Российской Федерации и ее субъектов как светского государства.

Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, реализации принципов светского государства, а также в дальнейшей научно-исследовательской работе, в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования, а также его выводы отражены в научных публикациях автора. Итоги разработки проблемы в целом, ее отдельных вопросов прошли апробацию на республиканских научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации обусловлены предметом и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Деникаева, Саида Эмирхановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Светскость государства - это такая конституционно-правовая характеристика, которая отражает или закрепляет социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. К существенным признакам светскости государства можно отнести:

- независимость социальной и формальной легитимности государства от религиозных или идеологических источников;

- недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка;

- отсутствие общеобязательной религии или идеологии;

- отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти и закрепляется в ст. 14 Конституции России. Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, - один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

Интересно отметить, что с точки зрения сравнительного конституционного анализа статья 14 содержит четыре различных аспекта: светскость государства, отсутствие поддержки религии государством, отделение религиозных объединений от государства и равенство религиозных объединений перед законом. Как правило, конституции акцентируют внимание на одном из этих аспектов. Более того, подобные конституционные положения других стран могут быть разделены на категории в соответствии с тем, какой аспект в них акцентирован в первую очередь.

Как было видно из сравнительно-правового анализа норм конституций различных государств, в соответствии с международными и региональными соглашениями конституции необязательно должны содержать положения об отделении церкви от государства, нейтральности или светскости государственной системы. Общая гарантия свободы религии (к примеру, ст. 28 Конституции РФ) является достаточной для того, чтобы удовлетворить те требования, которые Россия взяла на себя в связи с принятием Европейской конвенции. Основные конституционные защиты свободы религии предоставляют возможность для более широкого сотрудничества между государством и религией или государством и государственной религией. Однако даже в системах сотрудничества религии с государством, или государственной религией, существуют минимальные требования к действиям государства и религиозного большинства по отношению к религиозному меньшинству. Даже в конституционных системах, которые позволяют широкое сотрудничество между государством и религиозными организациями, государство подвергается ограничениям в отношении того, какие действия само государство и религиозное большинство могут предпринимать в отношении религиозного меньшинства.

Свобода мировоззренческих убеждений личности, которую у нас традиционно именуют словосочетанием «свобода совести», представляет собой одну из главных задач государственной светскости. Светский характер государства абсолютно исключает любое вмешательство в сугубо интимную сферу отношения человека к религии и гарантирует неприменение к нему принуждения как со своей стороны, так и со стороны членов религиозных организаций. По-настоящему светское государство постоянно и действенно охраняет мировоззренческую свободу, являющуюся его аксиологической доминантой.

Как правовое понятие свобода совести означает разрешенное и гарантированное законами государства право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка. Сущность свободы совести сводится к наличию для человека узаконенных возможностей поступать не по принуждению, а так как он считает необходимым в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения установленного правопорядка.

Свобода совести и вероисповедания закреплена в статье 28 Конституции РФ. В нашем государстве правом на свободу совести может пользоваться любой человек, независимо от его государственной принадлежности. Субъектом данного права выступает и иностранец, и лицо без гражданства (апатрид) или имеющее два гражданства и более (бипатрид) и гражданин данного государства. Законы многонационального и многоконфессионального государства, регулирующие общественные отношения в сфере свободы совести, должны быть весьма корректны по отношению к представителям любых религий.

Светский характер государства не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений, а является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как и неверующие (часть 2 статьи 6, части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации). Поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов, прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

В Российской Федерации, по нашему мнению, создан разрыв между общей характеристикой своего государства, изложенной в статье 1 Конституции 1993 г., и определением последнего как светского в ее статье 14. В результате светскость выглядит второстепенным качеством Российского государства. Думается, наиболее оптимальное соотношение между государственной светскостью, принципом отделенности религиозных организаций и свободой мировоззренческих убеждений личности может быть выражено в Конституции РФ следующей формулировкой: «Светскость Российской Федерации - неотъемлемая часть общей комплексной характеристики, создающей единую политико-правовую модель государства».

Кроме правильной расстановки акцентов в «религиозном» блоке конституционных положений, насущной проблемой остается полное закрепление основных принципов взаимоотношений светского государства с религиозными организациями. На практике вольные трактовки сущности такого государства способствуют недооценке и даже грубому нарушению его принципов. Чтобы исключить это, представляется целесообразным одну из статей в разделе «Основы конституционного строя» и всех основных законов посвятить государственно-конфессиональным отношениям, изложив ее примерно так:

Отношения Российской Федерации с религиозными организациями строятся на принципах отделенное™ религиозных организаций от государства; свободы создания и деятельности таких организаций; сочетания суверенитета государства и социальной автономии религиозных организаций; равного отношения государства к религиозным организациям; взаимной лояльности государства и религиозных организаций».

Детализируя данные принципы, в этой же статье можно указать, что государство не финансирует религиозные организации, а также включить в нее запрет создания политических партий на религиозной основе и разумные ограничения деятельности зарубежных миссионеров и руководящих функционеров иностранных религиозных организаций.

Таким образом, провозглашенный в Конституции России принцип светскости государства должен иметь логическое продолжение в текущем законодательстве, которое зачастую его искажает, предоставляя привилегии определенным религиозным конфессиям, закрывая глаза на осуществление религиозных культов в государственных и муниципальных учреждениях. Все это свидетельствует о том, что после долгих лет насильственного насаждения атеизма в нашей стране мы начинаем впадать в другую крайность — внедрение религиозного сознания и миропонимания на государственном уровне, хотя для этого есть и некоторые объективные причины.

Для обеспечения незыблемости светского идеала государства представляется важным защитить указанные конституционные принципы административно-правовыми и уголовно-правовыми мерами. Нельзя забывать, что посягательства на постулаты светского государства есть посягательства на его конституционный строй. Отсутствие соответствующих составов правонарушений и преступлений мешает правоохранительным органам пресекать посягательства на конституционные принципы, в том числе бороться с отдельными идеологическими формами религиозного экстремизма.

Резюмируя, можно отметить следующее.

1. Светский характер государства, закрепленный в части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации, не означает и не предполагает антирелигиозного или атеистического характера государства или его «равноудаленности» от всех религиозных объединений и изоляции религиозных объединений от остальных институтов гражданского общества и от государства, не налагает запрет на сотрудничество государства и традиционных религиозных организаций, к которым выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение или культурологически относят себя большинство граждан Российской Федерации, в различных сферах общественной жизни. А понятие «светский характер» не тождественно понятиям «антирелигиозный», или «атеистический», характер и не содержит указания на «равноудаленность государства от всех религиозных объединений» или вообще какую бы то ни было удаленность.

2. Взаимоотношения государства и религиозных организаций как совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязи между институтами государства и институционными структурами религиозных объединений представляют собой специфическую сферу внутренней и внешней политики государства. Анализ конституционно-правовых норм позволил классифицировать все виды взаимоотношений государства с религиозными организациями на семь принципов и форм проявления: I) отделение религиозных объединений от государства; II) равенство всех религиозных объединений; III) светскость государственной службы и местного самоуправления; IV) светскость системы образования; V) недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций; VI) запрет религиозным организациям напрямую участвовать в политической борьбе; VII) установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

3. Современная конфессиональная обстановка в Республике Дагестан отражает последствия коренных изменений в государственном и политическом строе страны, которые способствовали утверждению в обществе принципов свободы совести, существенно затронули сферу государственно-конфессиональных отношений, деятельность религиозных организаций на всей территории Российской Федерации.

Конституция Республики Дагестан предусматривает право каждого гражданина свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 30). Это и есть основные принципы свободы совести и вероисповедания.

Конституционные принципы свободы совести нашли отражение и развитие в Законе РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», принятом Народным собранием РД в декабре 1997 г. Этот Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести, свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных организаций в Республике Дагестан.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» в Главном управлении Министерства юстиции РФ по РД с апреля 1999 г. действует экспертный совет по проведению религиоведческой экспертизы.

Законодательством РД предусмотрена ликвидация религиозной организации и запрет на ее деятельность в судебном порядке в следующих случаях:

1. Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства. К таким нарушениям, например, относятся действия, связанные с производством и распространением оружия, и другие, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

2. Совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации и Республики Дагестан. Если эти действия предприняты в связи с религиозными убеждениями, которые распространяются религиозной организацией, то уже имеются основания для ликвидации религиозной организации.

3. Создание вооруженных формирований. Запрет на создание вооруженных формирований содержится в конституциях Российской Федерации и Республики Дагестан. За организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем предусмотрена уголовно-правовая ответственность.

4. Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, человеконенавистничества. Прямой запрет указанных действий под страхом уголовного наказания вытекает из соответствующих конституционных норм.

5. Принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий и т.д.

16 сентября 1999 г. Народное собрание РД приняло Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД». Принятие специального Закона, запрещающего конкретное религиозное экстремистское течение ваххабизм, явилось прямым следствием развязанной ваххабитами в Дагестане войны и в связи с этим требованием всего населения республики ужесточить борьбу с экстремистским течением, законодательно его запретить.

Несмотря на некоторую недоработанность дагестанского Закона о запрете ваххабизма, он стал реальным заслоном на пути дальнейшего распространения этого экстремистского течения в нашей республике. Его необходимость и актуальность были доказаны временем.

4. К вопросам изменения законодательства в указанной области в такой многоконфессиональной федеративной стране, как Россия, надо относиться очень осторожно. В России сегодня остро стоит вопрос об отношении государства к экстремистским религиозно-политическим течениям, об ограждении общества от их разрушительного воздействия. Как уже было сказано, Республика Дагестан, в силу объективных причин, связанных с распространением ваххабизма и военными событиями 1999 г., одна из первых среди субъектов Российской Федерации перешла к решительным действиям в области защиты от враждебной идеологической экспансии, приняв Закон "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории РД". Думаем, назрела необходимость в принятии соответствующих мер и на федеральном уровне.

5. Безусловно, светская модель государственного устройства является предпочтительной по сравнению с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в многоконфессиональном и многонациональном государстве, каковым является Российская Федерация. И, по всей вероятности, государству в его вероисповедной политике предстоит соединить реализацию конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере, приоритетным вниманием к сохранению, возрождению и развитию исторического культурного наследия народов России, их традиционных духовных ценностей, в том числе религиозных.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Деникаева, Саида Эмирхановна, 2006 год

1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.

2. Конституция Республики Дагестан // Дагестанская правда. 2003. 26 июля.

3. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. Принят Государственной думой 26 февраля 2006 года.

4. О внесении изменений в пункт 4 статьи 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях": Федеральный закон от26 марта 2000 г. № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 14. Ст. 1430.

5. Об охране и использовании памятников истории и культуры: Закон РСФСР // Законодательство Российской Федерации о культуре. М., 1999.-С.283.

6. О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы: Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565 с изменениями от 30 декабря 2005 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 23. Ст. 2560.

7. Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персонального состава: Постановление Правительства РФ от 9 июля 1994 года № 820 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 12. Ст.1402.

8. О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями: Распоряжение Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 192-рп // Собрание законодательства РФ. 1995. № 18. Ст. 1644.

9. Об утверждении положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и его состава: Распоряжение Президента РФ от 2 августа 1995 года № 357-рп // Собрание законодательства РФ. 1995. №32. Ст.3294.

10. О членах Совета Безопасности Республики Дагестан: Указ Госсовета Республики Дагестан от 27 октября 1997 г. № 273 // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1997. № 10. Ст. 1489.

11. Об образовании Совета Безопасности Республики Дагестан: Указ Государственного совета Республики Дагестан от 2 августа 1996 г. №204 //Дагестанская правда. 1996.21 августа.

12. Положение о Совете Безопасности Республики Дагестан: Указ Государственного совета Республики Дагестан от 21 августа 1996 г. №250 //Дагестанская правда. 1996.21 августа.

13. Книги, монографии, учебные пособия

14. Гирман Ю.И. В чем сущность свободы совести? М., 1966.

15. Гольст Г.Р. Религия и закон. М., 1975.

16. Дагестан в период социальных реформ. Махачкала, 2002.

17. Дагестанская организация ВКП(б) в цифрах. Махачкала, 1927.

18. Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане. -Махачкала, 1960.

19. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. СПб., 1998.

20. Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976.

21. Казанбиев М.А. Очерки истории советского строительства в Дагестанской АССР (1921-1937 гг.). М., 1965.

22. Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.

23. Кашкаев Б.О. Борьба за Советы в Дагестане. М., 1963.

24. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978.

25. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1997.

26. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Ю.М. Прусакова. Ростов-на-Дону, 2001.

27. Конституция Российской Федерации: проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

28. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального значения. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.

29. Летифов А.Л. Возникновение и развитие советской национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1968.

30. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституция Российской Федерации: Научно-практический словарь / Под науч. ред. И.СЛценко. М.: Изд-во РАГС, 2001.

31. Материалы к отчету Правительства VII Вседагестанскому съезду Советов. Махачкала, 1929.

32. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: НОРМА, 2000.

33. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. -М., 1998.

34. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв.ред. В.В. Лазарев. М., 2001.

35. Образование Дагестанской АССР (1920-1921 гг.): Сборник документов. -Махачкала, 1962.

36. Подопригора Р.А. Государство и религиозные организации (административно-правовые вопросы): Монография. Алматы: Аркаим, 2002.

37. Поздняков Э.А. Философия свободы. М., 2004.

38. Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., 1906.

39. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. -М.: Про-Пресс. 2003.

40. Понкин И.В. Светскость государства и образования во Франции: взгляд на 2002-2003 годы. М., 2004.

41. Понкин И.В. Светскость государства. М.: УНЦ ДО, 2004.

42. Понкин И.В. Секулярные религии в светском государстве / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003.

43. Рамазанов Т.Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан: Монография. Махачкала: Юпитер, 1999.

44. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М., 1985.

45. Рудинский Ф.М. Свобода совести в СССР. М., 1961.

46. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя Российской Федерации. -М., 1995.

47. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной думе России (1906-1917 гг.). Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999.

48. Халилов A.M., Гамзатов Я.Б. Государственное устройство России и правовой статус Дагестана. Махачкала, 1998.

49. Халилов A.M., Магомедов Ш.Б., Гамзатов Я.Б. Конституция Республики Дагестан: Научно-практический и историко-правовой комментарий. -Махачкала, 2001.

50. Шилов А.А. Конституционно-правовое регулирование и обеспечение личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. -М., 2000.1621. Статьи, публикации

51. Абдулагатов З.М. Современные тенденции государственно-конфессиональных отношений в оценках дагестанцев // Дагестанский социологический сборник 2002. Махачкала, 2003.

52. Авакьян С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 1.

53. Бердяев Н.А. Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. JI., 1990.

54. Борисов К.Б. Понятие и содержание права религиозных конфессий и его международно-правовые основы // Моск. журнал, междунар. права. М., 2000. №4.

55. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. В России создается концепция отношений государства с религиозными объединениями // Право и политика. М., 2002. №8.

56. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Некоторые тенденции современных государственно-религиозных отношений в Российской Федерации // Право и политика. М., 2003. №1.

57. Власть магии, или затмение умов // Российская Федерация. 1997. №13.

58. Володина Н.В. Взаимодействие государства и религиозных объединений в современном обществе: отечественный и зарубежный опыт. М., 2003.

59. Володина Н.В. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести в демократическом российском обществе // Конституционное и муниципальное право. 2002. №4.

60. Глория Моран. С испанской точки зрения // Религия и права человека. -М., 1996.

61. Дмитриев Ю. Еще один шаг в движении России к светскому государству // Право и жизнь. М., 1996. № 8.

62. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России // Российская юстиция. 1999. №2.

63. Игумен Вениамин. Христианское понимание прав человека // Личность в церкви и обществе: Материалы международной научно-богословской конференции. М., 2001.

64. Клочков В. В. Свобода совести по международному праву и национальному законодательству // Правоведение. 1985. № 5.

65. Козлов Т.Л. Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества // Политика и общество. М., 2004. №3.

66. Комкова Г.Н. Равенство прав независимо от отношения к религии // Правоведение. СПб., 2003. №1.

67. Комкова Г.Н. Реализация принципа светскости государства в постсоветской России // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004.

68. Красиков А. Свобода совести в России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. №1.

69. Куницын И.А. Правовые основы территориально-организационного устройства конфессии в России // Закон и право. М., 2000. № 8.

70. Ловинюков А. С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. №1.

71. Магомедов Ш.Б. Основа устойчивого развития общества (о Конституции РД) // Дагестанская правда. 2000.10 декабря.

72. Миронов О.О. Заключение о проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации // Российская газета. 1999.22 апреля.

73. Морозова JI.A. Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. №3.

74. Мысловский Е. Религиозно-светские начала уголовно-правовых норм // Российская юстиция. М., 1997. № 5.

75. Нерсесянц B.C. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Соц. исслед. М., 2001. № 10.

76. Нуруллаев А.А. Свобода совести: политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюллетень. -М., 1999. №4 (21).

77. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. Конфессиональный фактор в российском политическом процессе: сущность и место: (Обзор) // Религия и культура. М., 2000.

78. Подопригора Р.А. Гражданско-правовой статус религиозных организаций //Правоведение. 1992. № 3.

79. Полонская JI.P. Восток: проблема соотношения религиозного и светского // Религия и секуляризм на востоке. М.: Наука, 1993.

80. Понкин И.В. Законодательное закрепление перечней традиционных организаций в законодательстве зарубежных стран // Миссионерское обозрение. 2001. №1.

81. Прибыткова Е. А. Религиозно-нравственное оправдание права: Два этапа в эволюции идей Вл. Соловьева // Правоведение. 2005. № 4.

82. Розенбаум Ю. Наше государство советское, светское или клерикальное? // Рос. Федерация. - М., 1995. № 14.

83. Рудинский Ф.М., Шапиро М.А. Свобода совести и религии: международно-правовые акты и национальное законодательство // Государство и право. 1992. № 5.

84. Семенюта Н.Н. Право социально необходимый ограничитель свободы // Право и политика. 2003. №2.

85. Тажуризина З.А. Свобода совести для верующих и атеистов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюллетень. 1999. № 4 (21).

86. Фомина С.В.Основные правовые черты светского государства // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права Российской академии наук и Московской государственной юридической академии. М., 1995.

87. Халилов A.M. Традиционные нормы. Правовой статус горца по дагестанским адатам // Дагестанская правда. 2002.11 марта.

88. Ханбабаев К. М. Трансформация ислама в современном Дагестане // Кавказ. Балканы. Передняя Азия: Сборник научных трудов СевероКавказского регионального отделения МНАБ. Вып. 2 (9). - Махачкала, 2005.

89. Ханбабаев К.М. Религиозная ситуация в Республике Дагестан // Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. -Махачкала, 2003.

90. Чернышева О.В. Обновление религиозной жизни Швеции на рубеже XX-XXI веков// Религии мира: история и современность. М.: Наука, 2003.

91. Диссертации и авторефераты диссертаций

92. Архирейская Т.Ю. Правовые основы деятельности религиозных объединений в России: история и современность: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001.

93. Григорьева Л.И. Религии «нового века» в современной России: социально-философский анализ: Автореф. дис. . докт. филос. наук. -М., 2000.

94. Золотарев А.В. Взаимодействие религиозного и правового сознания: Автореф. дис. канд. филос. наук. Брянск, 2000.

95. Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

96. Кошева С.В. Ислам в поликультурном Северо-Кавказском регионе: социологический аспект: Автореф. дис. .канд. социол. наук. Майкоп, 2005.

97. Меняйло Д.В. Правовой менталитет: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

98. Муравская Е.А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII-XX вв.: Дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.

99. Новиков Д.В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (политико-правовой аспект): Дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002.

100. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1980.

101. Огневая Е. В. Диалектическое единство философско-этического и правового аспектов свободы совести в СССР: Автореф. дис. . канд. филос. Наук. Киев, 1970.

102. Перегудов К.В. Свобода личности и современная власть: опыт социально-философского анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Волгоград, 2002.

103. Понкин И.В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 2001.

104. Рамазанов М.Р. Секуляризация духовной культуры народов Северного Кавказа в условиях строительства социализма (1920-1930 гг.): Автореф. дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1991.

105. Синяткин И.В. Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты: Дис. . канд. истор. наук. М., 2002.

106. Степанов Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим экстремизмом: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2003.

107. Тагиева Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -Екатеринбург, 2003.

108. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2000.

109. Шелудько Г.В. Онтологический и методологический анализ свободы совести как интегративной категории бытия: Дис. канд. филос. наук. -Омск, 2001.

110. Эмирова Д.С. Ислам и этноконфессиональные проблемы в современном Дагестане: Дис. канд. филос. наук. Махачкала, 2003.1. Словари, энциклопедии

111. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

112. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. и рук. авторского коллектива докт. юрид. наук, проф. С.А. Авакьян. - М.: НОРМА, 2001.

113. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: В 4 т. Т. 4. Санкт-Петербург: Издание книгопродавца-типографа М.О.Вольфа, 1882.

114. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. О.Е. Кутафина. -М., 2002.1. Иностранная литература

115. Bradney A. Religions, Rights and laws. Leicester, London and New York, 1993.

116. Hugh McLeod. Secularization in England, France and Germany // Религии мира: история и современность. М.: Наука, 2003.

117. Maier Н. Totalitarismus» und «politische Religionen». Konzepte des Dilctalurvergleichs. Paderborn Weber A. Kulturgeschichte als Kultuisoziologie, 1950.

118. Religion and American politics: From the colonial period to the 1980s / Ed. by Noll M.A. N.Y.; Oxford: Oxford univ. press, 1990.

119. Swomley J.M. Religious liberty and the secular state : The constitutional context. Buffalo (N.Y.): Prometheus books, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.