Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна

  • Юхнович, Наталья Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 142
Юхнович, Наталья Геннадьевна. Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Саратов. 2006. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Онтологические аспекты концепции всеединства.

1.1 Категория всеединства: сущность понятия.

1.2 Историко-философские предпосылки формирования концепции всеединства.

1.2.1 Первоистоки концепции всеединства.

1.2.2 Фундаментальные основы концепции всеединства.

1.2.3 Русская религиозная философия: пути развития.

1.2.4 Г.-Ф. Гегель и B.C. Соловьев: преемственность идей.

1.2.5 Структура и онтологическая схема концепции всеединства.

ГЛАВА 2. Гносеологические проблемы синтеза в философии

B.C. Соловьева.

2.1. Концепция рационального в истории философской мысли.

2.2. Концепция мистического в истории философской мысли.

2.3 Соотношение рационального и мистического в истории философской мысли.

2.4 Синтез рационализма и мистицизма как особый путь познания в философии B.C. Соловьева.

2.5 Особенности воплощения рационального и мистического в творчестве B.C. Соловьева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция всеединства В.С. Соловьева: синтез рационализма и мистицизма»

Актуальность исследования. На исходе XX века в философской науке усилился интерес к сфере мистического. Такое повышенное внимание к мистицизму требует детальной проработки идеи взаимодействия рациональных и иррациональных мировоззренческих начал.

В середине XIX в. B.C. Соловьевым была создана первая систематическая философская концепция в России. Это философское учение отражает неоднозначность и противоречия в осознании смысложизненных экзистенциальных вопросов. Проблематика учения B.C. Соловьева выразилась в идее универсального синтеза, который являлся единением рационального и мистического способов постижения высшей истины. Данные вопросы недостаточно освещены в современных философских исследованиях, что приводит к необходимости проанализировать соотношение рационального и мистического в творчестве русского мыслителя. Кризис западноевропейской рациональной культуры определил ориентир поиска путей построения пространства бытия и познания в русской философии. Таким образом, актуальность темы продиктована необходимостью анализа соотношения рационального и мистического начал в теоретической философии всеединства B.C. Соловьева.

Многомерная концепция всеединства как синтез рационального и мистического вновь становится значимой сегодня. Современный человек ищет целостного мировоззрения, которое связывало бы глубины бытия с повседневностью. В настоящее время мы наблюдаем рост приоритетности духовности, духовных исканий, как на уровне общественном, так и на личностном. Изменения в социальной сфере влекут за собой конструктивные изменения также и в духовной, и в нравственной сферах. Интеллектуальному, духовному познанию свойственны как интуитивный процесс, так и рациональный. B.C. Соловьев, обладая сверхрациональным опытом, стремился выразить его в рациональных формах, что делает актуальным исследование соотношения мистического и ра ционального в учении русского мыслителя. B.C. Соловьев полагал, что нет безусловной границы между верой и разумом и нет такой веры, которая бы не соединялась с разумным мышлением. Соотношение разума и веры - это главный акцент концепции всеединства.

В связи с усиливающимся влиянием мистического, иррационального в современном общественном сознании заявленная тема представляется актуальной. Разработка «механизмов» взаимосвязи рационального и мистического в рамках русской религиозной философии всеединства даст возможность понять современные процессы этой взаимосвязи.

Степень разработанности проблемы. Осмысление концепции всеединства философами нашего времени и современниками B.C. Соловьева с точки зрения взаимодействия рационализма и мистицизма можно разделить на две позиции:

1. Утверждение преимущественно мистической линии в его творчестве (E.H. Трубецкой, И.И. Евлампиев);

2. Анализ соотношения и рационального, и мистического начал (В.Н. Акулинин, В.Н. Белов, П.П. Гайденко, В.Н. Гасилин, А.Ф. Лосев, В.П. Рожков, JI.E. Шапошников, В.А. Фриауф и другие).

В глобальном труде E.H. Трубецкого «Миросозерцание В.С.Соловьева» автор акцентирует внимание на единственно мистической направленности всех периодов творчества B.C. Соловьева. E.H. Трубецкой утверждает, что западную философию неточно будет называть только рациональной и рассудочной. После смерти Гегеля в Европе, по мнению исследователя, начинается время философского отчаяния. Преодолеть это состояние пытались Шопенгауэр, Гартман, немецкие мистики и Шеллинг. Именно от учеников Беме, которые имели личный мистический опыт, а также от Баадера, Соловьев усвоил и продолжил линию углубленно религиозного сознания, ведущего к восстановлению целостности и «исцелению» человечества. Познание Безусловного начала, как проекта лучшего мира, а через него и реального бытия - ядро метафизики B.C. Соловьева. Целостность мистического восприятия творчества мыслителя согласно взглядам E.H. Трубецкого связана с тем, что он анализирует философию B.C. Соловьева как социальную утопию, в которой нет разницы между мирским и Божьим, где господствует вера в преображение Вселенной. Все это недоказуемо рациональными подтверждениями и мышление является достоверным лишь через Абсолют. E.H. Трубецкой критикует B.C. Соловьева в связи с тем, что он смешивает и неточно указывает границы естественного- положения вещей и порядка мистического, поскольку по B.C. Соловьеву, истинное познание действительности сводится к откровению Абсолютного. Значит, частные науки должны быть способами познания Божественного начала. E.H. Трубецкой размышляет: может ли Безусловное, имеющее вневременное и внепространственное значение, взаимодействовать с нашей действительностью, которая ограничена пространством и временем.

И.И. Евлампиев в работе «История русской метафизики в XIX - XX в.в. Русская философия в поисках Абсолюта» анализирует пути формирования русской религиозной философии и отмечает важную особенность. Именно религиозная наполненность явилась источником мистического прочтения бытия и Абсолюта и через мистическое отражение реализуется специфическая форма антропоцентризма. Он отмечает, что мистико-магическое представление о единстве мира заключается в особой взаимосвязи вещей и возможности их влияния друг на друга в любой момент. Эти взгляды характеризуют предфило-софский подход. Что касается философии B.C. Соловьева и соотношения рационального и мистического начал в его творчестве, Евлампиев утверждает именно одну его гностико-мистическую линию и совпадение основных целей философии мыслителя с гностическим мировоззрением. У гностиков всеобъемлющее доминирующее мистическое начало синтезирует в себе разум и откровение веры. Понимание B.C. Соловьевым мистического он облекает в термин «гнозис» и анализирует его мистицизм как «сочетание рационального философского метода развертывания исходного содержания и мистического иррационально-интуитивного акта схватывания указанного содержания, в котором человеку открывается Абсолют.» 1 Говоря о критике западного рационализма, Соловьев, по мысли автора, умалчивает о богатой мистической традиции западной философии и влиянии Шеллинга.

П.П. Гайденко в своей монографии «Владимир Соловьев и философия Серебряного века» акцентирует внимание на разнородных и противоречивых составляющих в его концепции. Данный синтез представляется автору весьма хрупкой и нечеткой конструкцией, хотя и пронизанной глубинной интуицией. П.П. Гайденко объясняет взаимосвязь рационального и мистического у Соловьева с позиции спиритуалистического реализма. Она пишет, что положительное Ничто трансцендентная основа мира, не являясь рациональной системой, постигается рациональным путем методом органической логики.

Таким образом между Высшей субстанцией и миром устраняется непреодолимая граница, которая, по мысли христианских богословов, существует между творцом и тварью. Но откровенное знание доступно только интеллектуальной интуиции и особому мистическому созерцанию, связанному с состоянием вдохновения. Интеллектуальная интуиция соединяется с вдохновением и это есть особый путь философского познания. П.П. Гайденко считает, что такое специфическое слияние; философии и художественного творчества, прорыв к трансцендентному есть вхождение в состояние транса, и оно приводит к мистическому духовидению. В результате, резкая грань, разъединяющая рациональное и мистическое осмысление становится нейтральной. Такое смешение художественной фантазии с религиозным откровением реализуется в оккультно-магическом понимании искусства. Синтез рационального и мистического автор видит в том, что содержание Божественного сущего B.C. Соловьев пытается вывести рационально.

1 Евлампиев И.И История русской метафизики в Х1Х-ХХ в.в.: Русская философия в поисках Абсолюта. СПб, 2000. С. 191.

В.Н.Акулинин в книге «Философия всеединства: от В.С.Соловьева к П.А. Флоренскому» отмечает, что тяготение к метафизическим синтезам было примечательным для русской религиозной философии. Философы стремились рационально обосновать религиозные догматы, философия не обходилась без откровенного «знания» и идеи Бога. Термином «бимодальность» у B.C. Соловьева автор определяет иррациональную интерпретацию взаимоотношений человека и мира, на рациональном уровне снимая противоречие «Я» и «не-Я». В.Н. Аку-линин акцентирует внимание на том, что о равнозначном мистическом и рациональном миропонимании не может быть и речи. Доминирующим началом в рамках цельного знания является вера. Рациональное и мистическое знание не идентично, но в единстве, становясь «свободной теософией» приближают субъекта к истине. Автор пишет, что по содержанию произведения B.C. Соловьева теологически ориентированы, по форме являются философскими произведениями. Они не вписываются ни в сугубо богословский жанр, ни в форму философского трактата.

А.Ф.Лосев видит миросозерцание B.C. Соловьева в двойственном облике. В книге «Вл. Соловьев и его время» он приходит к следующему выводу: мистическая составляющая философии мыслителя выражается в предельно ясной форме. Это есть учение о всеединстве и как часть этого учения - идея цельного знания. Говоря о сверхсущем, включающем в себя все свойства мира, философ, по мнению А.Ф.Лосева, руководствуется только здравым смыслом. Лосев утверждает, что мистичность как особое духовное состояние Соловьева уместно отнести к поэтическому творчеству. Здесь Соловьев был необычайно сенситивен и в связи с этим многое ему представлялось в конкретном, остро напряженном образе, который выходил за рамки всякой философии и рациональности.

Соловьев даже мистицизм пытается соединить с рационализмом,- пишет Л.Е. Шапошников2. Автор отмечает, что интуиции мистицизма соотносятся у Соловьева с размышлениями о природе человека, противоречивом развитии культуры, влиянии общественных идеалов на субъекта.

В.П.Рожков в курсе лекций «История русской философии» раскрывает взаимоотношение рационального и мистического в цельном знании, опираясь на интуитивную этизированную сущность — безусловную любовь. Она является моментом обретения истины. Через любовь осуществляется познание жизнедеятельности идеальных сущностей. Обращая внимание на слияние любви и разума автором подчеркивается доминирующее значение любви. Смысл понятия «разумного сознания» в свете синтетической концепции всеединства В.П. Рожковым анализируется как сознание любви, «.личностно-индивидуальная форма воспроизводства любви-единства отрицает эгоизм, но утверждает индивидуальное существо»3.

Систематизации нравственных, эстетических, историософских начал в творчестве B.C. Соловьева посвящены работы А.И. Абрамова, В.Н. Акулини-на, В.Ф. Асмуса, О.В. Ананьева, H.A. Бердяева, В.Н. Белова, В.В. Бибихина, Н.К. Бонецкой, С.Н. Булгакова, В.Г. Вишневского, Н.К. Гаврюшина, П.П. Гай-денко, В.Н. Гасилина, В.Н. Дуденкова, А.Ф. Замалеева, В.В. Зеньковского, И.И. Евлампиева, А.П. Козырева, А. Кожева, В.К. Кантора, В.А. Кувакина, В.В. Лазарева, Н.О. Лосского, Ю.И. Левина, Н.И. Лапшовой, С.М. Лукьянова, Б.В. Межуева, Ю.Б. Мелиха, В.И.Моисеева, Н.П. Мотрошиловой, А.Ф. Лосева, С.П. Поздневой, С.М. Половинкина, Е.Б. Рашковского, В.П. Рожкова, С.Б. Роцин-ского, В.В. Сербиненко, Ю.В. Синеокой, E.H. Трубецкого, Н.Ф. Уткиной, С.С. Хоружего, К. Фараджева, Н.П. Франц, В.А. Фриауфа, Л.Е. Шапошникова.

Объектом исследования является концепция всеединства B.C. Соловьева. Предметом исследования является соотношение мистического и рационального в концепции всеединства B.C. Соловьева.

3 Рожков В.П. Философия всеединства В.С.Соловьева: метафизика и идея «цельного знания»// Белов В.Н., Рожков В.П.История русской философии. Курс лекций. Саратов, 2003. С. 112.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы: проанализировать взаимодействие мистической сферы, основанной на божественном начале, и рационального мышления в концепции всеединства B.C. Соловьева.

В соответствии с целью в работе выдвигаются следующие задачи:

- исследовать первоистоки и развитие концепции всеединства;

- проанализировать структуру и онтологическую схему концепции всеединства;

- рассмотреть мнения ведущих исследователей, анализировавших идеи универсального синтеза B.C. Соловьева;

- сопоставить основные положения концепции всеединства с традициями неоплатонизма, мистицизма, немецкой классической философии, которые являются источниками религиозной философии B.C. Соловьева;

- проанализировать соотношение рационального и мистического в истории философской мысли;

- определить меру рациональных и мистических мотивов в творчестве философа;

- сформулировать критерии разграничения рационального и мистического дискурсов в концепции всеединства и выявить особенности воплощения данных категорий у B.C. Соловьева;

- наметить перспективы развития концепции всеединства в трудах современных исследователей.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем в рамках единства теоретической философии B.C. Соловьева выявлено соотношение рационализма и мистицизма.

Научная новизна диссертации заключается в следующих исследователь-ких результатах:

- универсальный синтез принципов различных философских школ и подходов в западно-европейской философии Нового времени представлен как Абсолютное начало в концепции всеединства B.C. Соловьева;

- категориальная схема «Сущее - Бытие - Сущность» в концепции всеединства B.C. Соловьева исследована как единая и неделимая духовная реальность;

- проведена сравнительная характеристика философских концепций Плотина и концепции всеединства B.C. Соловьева.

- проанализирован разработанный B.C. Соловьевым уникальный методологический стиль синтетического видения бытия и познания, воплотившийся в свободной теософии.

- концепция всеединства B.C. Соловьева исследована как «Вселенское целостное» знание, обладающее масштабами универсальной космично-сти.

Положения, выносимые на защиту:

1. Концепция всеединства B.C. Соловьева как нечто идеальное и многозначное представляет собой универсальный синтез принципов различных философских школ и подходов, рассматривавших соотношение мистического и рационального. Ее внутренней сутью является идея единения в Абсолютном всех компонентов бытия, представляющем собой лишь только поверхность и предикат безусловной реальности. Положительное Ничто, как определяет философ Абсолютное, есть неподдающееся унификации «чистого разума» и вечно творящее начало. Он рассматривает данную концепцию как всеобъемлющее явление в рамках «целостного организма» общества;

2. Концепция всеединства имеет источник в философии Платона и неоплатонизма, в частности в триаде «Единое - Ум — Душа». Триаду Плотина и концепцию всеединства объединяет устремленность к трансцендентному. Постижение Абсолютного у философов находит свое выражение в состоянии экстаза. Подходы Плотина и B.C. Соловьева связаны с различным воплощением целостности, полноты и насыщенности мироздания. У Плотина гармоничность и законченность выражена в эманации Единого и последовательном осуществлении движения от высшего к низшему, а затем в восхождении к Абсолюту. У

B.C. Соловьева мы наблюдаем отсутствие схематичного порождения действительности и четких градаций «Сущего — Бытия - Сущности». Это единая и неделимая духовная реальность, хотя каждый из этих элементов имеет прозрачные границы и есть «начало своего другого».

3. Идеи Гегеля и B.C. Соловьева находятся между собой в тесной взаимосвязи. Русский мыслитель, отвергая панлогизм Гегеля, использовал логику и последовательность его диалектической философии. Принцип развития, становления «общечеловеческого организма» ярко представлен в концепции B.C. Соловьева. Философ, принимая за основу своей концепции Сущее, не может отождествлять мышление и трансцендентное Ничто, являющееся у Гегеля саморазвитием понятий разума.

4. B.C. Соловьев творчески синтезирует достижения предшественников, которые с разных позиций исследовали проблемы множественности характеристик Бога. Эта проблема включает в себя следующие аспекты: непостижимости и первопричины Бога, его сверхсущности и сверхмудрости, творческой благодати, исходящей на человека.

5. B.C. Соловьев вырабатывает уникальный методологический стиль синтетического видения бытия. Философом создана мифологизированная реальность, отражающая рационально-мистический процесс восхождения человека и человечества к Богу. Мыслитель распространяет выработанный им стиль на сферу познания, нравственных ценностей и жизненного мира коллективного и индивидуального субъекта. В творчестве философа мистический и рациональный компоненты органично связаны, образуя синтетическую структуру, и одновременно являющиеся многогранными и многокачественными индивидуальностями.

6. Онтологическая модель Сущее - Бытие - Сущность представляет собой основу концепции всеединства. Целостность этой триады проявляется в смысловой многозначности каждого компонента и взаимосвязи этих элементов между собой. Логика взаимодействия данных философских категорий такова, что каждая категория, обладая индивидуальностью, порождает другие. В реФ зультате образуются девять составляющих, которые и определяют цельность, глубину и бесконечность всеединства.

7. Метафизика B.C. Соловьева является ярким вкладом русской философской мысли в развитие мировой культуры и общегуманитарных ценностей. Иррациональные категории бытия и творчества человека философ стремился выразить рационально, но это «рациональность» особого типа, которая объединяет логику, метафизику и этику как элементы «свободной теософии». Именно тождество субъекта с Абсолютом в познавательном акте мистической интуиции и уверенность в безусловном существовании Бога открывают личности

• г» пространство творчества и духовного совершенствования. В этих понятиях сконцентрирована основная идея философии B.C. Соловьева;

8. Концепция всеединства представляет собой «Вселенское целостное» знание, обладающее масштабами космичности, в котором сосредоточены идеи

Ь Абсолютного внутреннего самобытного существования, а также намечаются пути возможного будущего развития человеческой культуры и цивилизации.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют фундаментальные идеи онтологии, теории познания, аксиологии, социальной философии, философской антропологии, философии культуры.

Они нашли свое отражение в трудах ряда философов: Аристотеля, Платона, Плотина, Н.Кузанского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г.-Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга,

A. Бергсона, К. Поппера, П. Фейерабенда, Б. Рассела.

При анализе философских взглядов B.C. Соловьева использованы работы таких выдающихся русских философов, как E.H. Трубецкого, С.Н. Булгакова,

B.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, H.A. Бердяева, С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, Для сопоставления различных точек зрения и взглядов на проблему диссертационного исследования привлекались также исследования современных философов и культурологов.

Практическая значимость работы.

Данное исследование имеет ярко выраженный методологический и историко-философский характер. Результаты проведенного анализа могут быть применены при изучении истории русской философской мысли в целом и отдельных ее проблем в частности. Материалы работы могут использоваться при проведении лекционных и семинарских занятий по различным философским и культурологическим дисциплинам.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Юхнович, Наталья Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

B.C. Соловьев, несомненно, является ключевой фигурой в русской философии. Произведения Владимира Соловьева пронизаны особым "свечением", сверхкосмической силой воздействия. Суть и дух его творчества можно передать, лишь на личностном уровне воспринимая мысли философа. Тем самым мы приобретем состояние особой целостности.

Как универсальная идея духовного и социального развития, всеединство у B.C. Соловьева получает форму всеобщей и цельной истины, потому что пронизывает все сферы "общечеловеческого организма". Он применил это понятие и к обществу в целом, душе субъекта и к установлению господства Вселенской церкви. Единство веры и знания, духовной и материальной жизни являлось органичным для философа. Модель целостного мировоззрения B.C. Соловьева -это не концептуальное размышление, а, скорее, интуитивное прозрение.

Многие исследователи рассуждают о том, что философия B.C. Соловьева — это особый вид творчества, которое своей задачей имеет пересоздание дейст

7 ОЛ вительности . Мыслитель писал: ". Я не признаю существующего зла вечным, я не верю в черта. Сознавая необходимость преобразования, я тем самым обязываюсь посвятить всю свою жизнь и силы на то, чтобы это преобразование было действительно совершено"207. Это был поиск истинного пути познания, оснований бытия и нравственных жизненных ценностей, соотнесенных с полнотой, завершенностью и всецелым смыслом абсолютного первоначала.

Новый способ философствования с точки зрения онтологии у В.С.Соловьева выразился в преодолении несовершенства «отвлеченной» западно-европейской философской мысли. Категория бытия была им признана отвлеченным началом, Абсолют, сущее - положительным.

206См.: Асмус В.Ф. Владимир Соловьев M, 1999. С. 65 - 66.

207 Соловьев B.C. Неподвижно лишь солнце любви. Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. M. 1990. С. 173.

Своеобразие онтологической схемы, воплощающей концепцию всеединства, проявляется в отличии ее идей от классического способа философствования. B.C. Соловьев воплощал в жизнь свои фундаментальные идеи, когда неклассическая философия только зарождалась, в связи с этим им были переосмыслены основные категории бытия и познания. Поэтому у B.C. Соловьева место бытия занимает абсолютно-сущее. Абсолютно-сущее - это самое высшее начало в мире - Бог и оно недосягаемо. На самую высокую ступень B.C. Соловьев ставит сущее, поскольку целью истинной философии он считает перемещение центра человеческого бытия в абсолютный трансцендентный мир, так человеческое бытие соединяется с абсолютным началом.

В то же время следует отметить, что B.C. Соловьев воплотил свой оригинальный подход в традиционных схемах философского рационализма.

Но как полагает С.С. Хоружий, для европейского философского процесса она ( система Соловьева - Ю.Н.) не предлагала свежих возможностей. В своих устремлениях, в своем пафосе она перекликалась с теми поисками обновления европейской мысли, что отвергали господствовавший позитивистский, сциентистский, формалистический дух и воплощались всего наглядней в творчестве Ницше и Бергсона208. Большую роль появление концепции всеединства сыграло именно в истории русской философии. Философия B.C. Соловьева открыла особый период русского философского развития, вывела русскую мысль на новый этап и придала ей новый статус.

Личность у B.C. Соловьева явилась воплощением некоторой духовной реальности. Противоречивость взглядов на человека и разделение его на эмпирическое и божественное существо, как утверждают исследователи, не позволило B.C. Соловьеву выйти за пределы шеллингианских традиций. Русский философ в своей концепции всеединства стремился определить для субъекта центральное место во Вселенной, предлагая путь духовного совершенствования.

208 См.: Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя// Журнал Московской патриархии. 2000. № 11.

Вместе с тем в поздних работах философа имперсоналистские тенденции являются доминирующими. Абсолют отождествляется с личностью и личность воспринимается как элемент и срез Абсолюта.

B.C. Соловьев находился в русле философских исканий конца XIX начала XX века. Попытку пройти между Сциллой рационалистической парадигмы и Харибдой иррационализма предприняли многие русские философы Серебряного века209. Вся русская философия конца XIX начала XX века представляла собой, по мысли А.Ф. Лосева, неравновесное соотношение между западноевропейским ratio и восточно-христианским Логосом. Постижение тайных иррациональных глубин B.C. Соловьевым в концентрированном виде и выявилось в соединении разума и веры. И онтология, и теория познания B.C. Соловьева провозглашают главенствующим началом Абсолют. Воплощение в рациональных понятиях мистического единения с Вечным есть стремление овладеть высшей истиной.

Гносеология B.C. Соловьева обосновывает разные способы мышления — рационального, эмпирического и непосредственно затрагивающего пространство веры. Философ пытался определить эталон целостности бытия, им являлось Абсолютное начало. Методы свободной теософии определяли сферу познания в философии B.C. Соловьева и в результате рефлексии он пришел к осознанию глубинных характеристик всеединства — процессу непосредственного интеллектуального созерцания.

В бытии и сознании, по мысли русского философа, существует всеобъемлющая перспектива всеединства, совершенной уравновешенности и взаимной проницаемости всех моментов существования. Эта символическая реальность проявляется, как полагает B.C. Соловьев, в сокровенной утонченности и духовности.

Анализ трудов B.C. Соловьева демонстрирует, что философ разделял общие мировоззренческие тенденции XIX века, а именно веру в прогресс, в наступление новой эры справедливости и добра. Поэтому идеи эволюции, процесса утверждаются в творчестве B.C. Соловьева и его последователей. В одном из разделов свободной теософии - органической логике философ подчеркивает, что органическое мышление может быть названо развивающимся или эволюционным. Эволюционирующая реальность у B.C. Соловьева - человечество, которое представляет собой единый организм и является субъектом исторического развития. Человечество есть Личность, Сверх-Личность — душа мира, София. Человечество и есть у Соловьева второе абсолютное, которое имманентно миру и развивается вместе с ним.

Таким образом, B.C. Соловьев указывал перспективу грядущего развития человечества. Эта перспектива в преодолении индивидуализма через растворение в коллективном начале, в отказе от личностного «Я». B.C. Соловьев полагал, что это единственно возможная перспектива выживания человечества. Претендуя на истинное знание, трансцендентальную реальность, концепция всеединства и ее воплощение в свободной теософии особым образом «представляет» личностную идентификацию. Она носит универсальный характер, так как человек отождествляется с человечеством и индивидуальное «теряется» в пространстве реальности и «исчезает», достигая полноты и целостности, подобно состоянию Буддийской нирваны или погружения в Дао.

Философия всеединства B.C. Соловьева исходит из утверждения органической связи божественного и природного. Все произведения философа проникнуты идеей присутствия Бога в мире. Все исходит от Бога и возвращается к нему. По мысли С.Л. Франка, предмет философии и религии совпадают, поскольку единственный предмет философии есть Бог. Целостность и универсальность этого мировоззрения состоит не в логике, не в теории познания, а именно в Богопознании. Так представлялось пространство философской мысли в античности, начиная от Гераклита, через Платона, Аристотеля, стоицизм, неоплатонизм, средневековье. И даже в философии Нового времени, насыщенной

209 См.: Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века,- М.: Прогресс-традиция, 2001. рационализмом и «неверием», но проникнутой общечеловеческими традициями величайшие мыслители, такие как Спиноза, Лейбниц, Фихте, Гегель, Шеллинг, придерживались того же понимания.

B.C. Соловьев признавался, что он сам представляет собой живой пример единства противоречий, поэтому не только мыслил, но и жил в соответствии со своей философией, воплощая идею всеединства в собственной личности. В своих произведениях русский философ утверждал, что не «мыслью единой жив человек», а многообразием и противоречием духовной сферы. В мышлении человека существует некий механизм связи с реальным миром, несовпадающий с обыденным восприятием действительности. Эта проблема мистического озарения наряду с рациональным анализом явились основой универсального метода B.C. Соловьева. Философское творчество B.C. Соловьева - это одновременно умозрительное и «откровенное» знание и в его религиозной философии воплотилось синтетическое видение бытия, познания и Бога. Проблемы Бога и вечности, по мысли Л. Шестова, всегда неизвестны и должны открываться всякий раз заново.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Юхнович, Наталья Геннадьевна, 2006 год

1. Абрамов А.И. Философия всеединства Вл. Соловьева и традиции русского платонизма // История философии/ РАН Ин-т философии. Отв. ред. A.M. Руткевич. М, 2000. № 6. 227 с.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от В.Соловьева к П.А. Флоренскому-Новосибирск.: «Наука». Сибирское отделение, 1990. 156 с.

3. Ан С.А. Высшие ценности в учении B.C. Соловьева //Ползунов. Альманах- Барнаул. 2003. № 1/2. С. 68 72.

4. Андреева В. Гносеология целостного знания И. Киреевского и Вл. Соловьева// Славянский альманах. 2003- М. 2004. С. 400 405.

5. Аристотель. Сочинения в 4 т.- М.: Мысль.Т.1, 1976. 550 с. (АН СССР Ин-т философии. Филос. наследие).

6. Аршинов Д.М. Рациональные формы мистического // Человек. Культура. История, /философский альманах / Под ред. В.Н. Гасилина Саратов, 1999.

7. Аршинов Д.М. Трансцендентное в рациональном и мистическом познании. Автореферат канд. дисс Саратов.: Изд-во СГУ, 2001.

8. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев М.: Издат. группа «Прогресс», 1994. 208 е.— (Б- ка журн. «Путь»)

9. Белкин Д. Немецкая библиография B.C. Соловьева: 1978 2001// Исследования по истории русской мысли - М. 2004, 2003 6. С. 734 - 778.

10. Ю.Белов В.Н., Рожков В.П. История русской философии. Курс лекций. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. 288 с.

11. Беме Якоб Аврора или Утренняя заря в восхождении / Пер. с нем. А. Петровского СПб.: Азбука, 2000. 410 с - (Азбука - классика).

12. Бергсон А. Творческая эволюция / Рос. акад. естеств. наук. Пер. с фр. В.А. Флеровой М,: Канон - Пресс. Кучково поле. 1998. 384 с. ( Канон философии)

13. Бердяев H.A. Дух и реальность / Вступ ст., сост. Н.В. Калюжного М.; Харьков: ACT; ФОЛИО, 2003. 678 е.- (Philosophiy).

14. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность / Сост. и коммент. В.В. Сапова.-М.: Канон+, 1999. 464 с.

15. Бескова И.А. Эволюция и сознание (когнитивно-символический анализ) / РАН Ин-т философии М.: ИФРАН, 2001. 269 с.

16. Бесшапошникова А.П. Синтез знаний: классика и современность. Казань, 1997. 66 с.

17. Бесшапошникова А.П. Философия и синтез знания Казань, 1997. 49 с.

18. Бибихин В. Добро, истина и несуществование у Владимира Соловьева // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М., 1998.С. 71-94.

19. Бонецкая Н.К. Русская софиология // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 79-97.

20. Бонецкая Н.К. София: метафизика и мифология // Вопросы философии. 2002. № 1.С. 112-116.

21. Бонецкая Н.К. Тайна триединства // Вопросы философии. 2003. № 11. С. 112-116.

22. Боровкова О.В. Время и пространство в учении Вл. Соловьева об абсолютном// Ползунов. Альманах Барнаул. 2003. № 1/ 2. С.61- 62.

23. Бугай Д.В. Определение человека в трактате Плотина I 1 53. // Вопросы философии. 2003. № 9. С. 151 162.

24. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения М.: Республика, 1994. 415 с - («Мыслители XX века»).

25. Булгаков С.Н. Тихие думы.( Из статей 1911-1915 г.г. ). М. 1918. 202 с.

26. Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? // Труды по социологии и теологии: В 2 т. Том. 1. От марксизма к идеализму. М.: Наука, 1999- (Социологическое наследие)-С. 175-231.

27. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. 592 с.

28. Викторович В.А. Достоевский и Вл. Соловьев // Достоевский и мировая культура. Альманах /Рос. гуманит. научн. фонд- М.: Классика плюс, 1997 Вып. 9. 272 с.

29. Вл. С. Соловьев Лекции по истории философии // Вопросы философии. 1989. №6. С. 75-131.

30. Владимир Соловьев: PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество Вл. Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология/ Сев.-запад. Отд. Рос. акад. образования, Рус. христиан, гуманит. ин-т .- СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 895 е.- (Русский путь).

31. Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. Материалы философских чтений-М.: Изд-воРАГС, 2002. 261 с.

32. Высшее сознание М.: Киев: REFL-book; Ваклер, 1995. 384 е.- (Актуальная психология).

33. Гаврюшин Н.К. По следам рыцарей Софии. М.: Стар Интер, 1998. 223 с.

34. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного векаМ.: Прогресс- Традиция, 2001. 472 с.

35. Гайденко П.П. Диалектика «теокосмического всеединства»// Идеалистическая диалектика в XX столетии: (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики. Под общ. ред. Ю.Н. Давыдова, М.Б. Митина. М.: Политиздат, 1987. 333 с.

36. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С.75- 94.

37. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм C.JI. Франка // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 114 — 150.

38. Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Вопросы философии. 2002. № 7. С. 131 142.

39. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 3 14.

40. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века- М.: Республика, 1997. 495 с. (Серия «Философия на пороге третьего тысячелетия»).

41. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева// Вопросы философии. 1994. № 6. С. 47 54.

42. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс М.: Политиздат, 1991. 366 с.

43. Гасилин В.Н. B.C. Соловьев о теоретическом обосновании философии и европейская традиция // Человек. Культура. История. Философский альманах под ред. В.Н. Гасилина. Саратов. 1997. № 1. С. 141 153.

44. Гасилин В.Н. Миф и идентичность в контексте различных мировоззрений // Человек. Культура. История: Исторический и философский альманах-Саратов: ПАГС, 2002. № 1. С. 103 108.

45. Гасилин В.Н. Проблемы систематизации теоретической философии B.C. Соловьева // Человек. История. Культура. 2002. № 3. С. 5 — 11.

46. Гасилин В.Н. Формирование неклассической философии. Философия жизни. Саратов.: ПКЦ, 1995. 49 с.

47. Гасилин В.Н. Эвристические функции диалектики: прошлое и современность// Эвристические функции диалектики. Саратов.: Изд-во СИМСХ, 1991. С. 3-53.

48. Гегель Г.-Ф. Лекции по истории философии. Книга третья- СПб.: Наука, 1999. 583 е.-(Слово о сущем).

49. Гегель Г.-Ф. Сочинения. В 15-ти томах. Т. 1.4 I. Логика-М-Л, Изд. 3-е.: Госиздат, 1930. 368 с.

50. Григорий Нисский. Св. Об устроении человека / Пер. и послесл. В.М. Лурье.- СПб.: AXIOMA, 2000. 220 с.

51. Григорий Палама Беседы: в 3 т. Т. 1. / Святитель Григорий Палама, епископ Фессалоникийский ; Пер. с греч. архимандрит Амвросий (Погодин).- М.: Изд. отд. Спасо-Преображен. Валаамского монастыря, 1994. 255 с.

52. Гулыга А.Г. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо: Алгоритм, 2003. 447 с.

53. Давыдов Д. Владимир Соловьев о соотношении веры и разума // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. Н. Новгород, 2004. С. 541- 546.

54. Дмитриева Е.К. Синтез. Понятие, структура, функции Саратов.: Изд-во Саратовского университета, 2001. 20 с.

55. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках: Русская философия в поисках Абсолюта?.- СПб.: Алетейя, 2000 ч. 1.415 с.

56. Ермичев A.A. Трансцендентализм «Логоса» и его место в истории русского идеализма начала XX в.// Вестник ЛГУ. 1986. Сер. 6. Вып.З.

57. Ермишин О. Т. Историко-философская традиция в русской и западной философии // Философские науки. 2004. № 6. С. 85 91.

58. Ефимова А. Вера в русской религиозной философии XX века // Современная парадигма социально-гуманитарного знания. Саратов., 2004. С. 160-164.

59. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. / С-Петерб. унт. Спб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. 338 с.

60. Зеньковский В.В. История русской философии : В 2 т. Т.1.— Ростов н/Д: Феникс, 2004. 543 е.- (Высшее образование).

61. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа / Сост. П.В. Алексеева; подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой; вступ. ст. В.Н. Жукова и М.А. Маслина-М.: Республика, 1997. 368 е.-(Мыслители XX века).

62. Зуев К.А., Кротков Е.А. Парадигма мышления и границы рациональности // Общественные науки и современность. 2001.№ 1. С. 104 114.

63. Иванов Е.М. О сокрытом в нас Боге (введение в теологию). — Саратов: Изд-во «Научная книга», 2001. 61 с.

64. Инговатов В.Ю. Абсолютное и мир в учении Вл. Соловьева// Ползунов. Альманах Барнаул. 2003. № 1/ 2 . С. 63 - 67.

65. Исторические типы рациональности. В 2-х т. Т. 1. М.: ИФРАН; Ред. В.А. Лекторский, 1995. 350 с.

66. Кантор В. Владимир Соловьев: имперские проблемы всемирной теократии //Вопросы философии. 2004. № 4. С. 126-144.

67. Кантор В.К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX начала XX в.в. // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 5467.

68. Капилупи С.М. Вера и разум у Достоевского: наследие надежды между традицией и современностью // Достоевский и мировая культура-СПб, 2003. № 19. С. 122 134.

69. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк / Отв. ред. В.А. Лекторский; АН СССР, Ин-т философии.-М.: Наука, 1989. 191 с.

70. Кимелев Ю.А. Феномен мистицизма и современная буржуазная философия религии // Вопросы философии. 1985. № 8. С.141- 152.

71. Киселев Г.С. Новая религиозность как проблема сознания // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 173 182.

72. Климова C.B. Рациональность в контексте философского анализа развития мировоззрения. Автореф. канд. дис. / СГУ- Саратов, 1993. 17 с.

73. Книга о Владимире Соловьеве (Сборник) /Сост. Б.В. Аверин, Д.В. Ба-занова. -М.: Сов. писатель, 1991. 512 с.

74. Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 104 135.

75. Козлова Н.П. Феномен веры у Вл. С. Соловьева //Рациональное и иррациональное в русской философии и культуре: прошлое и современность: Материалы всероссийской научной заочной конференции. Барнаул, 2003. С. 97- 102.

76. Козырев А.П. Гностические влияния в философии Вл. Соловьева. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук М., 1997.

77. Козырев А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 59 78.

78. Короткая Т.П. В поисках новой рациональности: Религиозная философия в России конца XIX начала XX века- Минск.: « Навука i ТЭХН1КА, 1994. 190 с.

79. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М. СПб: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. 303 с.

80. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева: Из цикла «Страницы истории отечественной философской мысли. М.: Знание, 1988. 62 с.

81. Курганская В.Д. Категориально-логический схематизм онтологических постулатов метафизики всеединства //Современная логика: проблемы теории и истории, и применения в науке СПб, 2004. С. 69 - 72.

82. Кутякова Л.Н., Джурко Л.А. Попытка хронологии каббалы Владимира Соловьева // Ползунов. Альманах Барнаул. 2003. №1/2. С. 20-22.

83. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России: Кант — Гегель — Вл. Соловьев / РАН Ин-т философии М.: Б.и., 1996. 303 с.

84. Лапшова Н.И. Философия всеединства: В.С. Соловьев Саратов.: Поволжский кадровый центр. Цикл гуманитарных дисциплин, 1994. 34 с.

85. Левин Ю.И. Инвариантные структуры в философском тексте: Вл. Соловьев // Левин Ю.И. Избранные труды: поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 676 742.

86. Лопатин Л.М. Аксиомы философии: Избр. ст / сост., подгот. текста, вступ. ст., с. 3 18, и примеч. И.В. Борисовой. М.: РОССПЭН, 1996. 557 е.— ( Серия «Научная философия»).

87. Лосев А.Ф. <Историческое значение Ареопагитик>// Вопросы философии. 2000. № 3. С.71 82.

88. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. 2-е изд. доп. М.: Мысль, 1994. 231с. (Мыслители прошлого).

89. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. / Предисл. А.А. Тахо-Годи. М.: Молодая гвардия, 2000. 613 е.- ( Жизнь замечательных людей: Серия биографий Вып. 782)

90. Лосев А.Ф. Личность и абсолют / Общ. ред. А.А. Тахо-Годи М.: Мысль, 1999. 719 с.

91. Лосский Н.О. Избранное / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. В.П. Филатова; Журн. «Вопр. философии» и др..- М.: Правда, 1991. 622 е.— (Серия «Из истории отечественной философской мысли»).

92. Лосский Н.О. История русской философии М.: Высшая школа, 1991. 559 с. (Б-ка философа) Пер. изд.: Lossky N.O. History of Russian Philosophy. International Universities Press. New York, 1951.

93. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм— М.: Прогресс: VIA, 1992. 208 с.

94. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А. Поляков М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. 408 е.— ( Библиотека философской мысли).

95. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии в 3-х книгах Репринт, воспроизведение изд. 1916, 1918 и 1921 г.г..-М.: Книга, 1990.

96. Мазуров В.М. Иррациональное и рациональное в философии свободы H.A. Бердяева: Автореф. канд. дис. / Гос. акад. сферы быта и услуг, Ин-т гуманит. Сервиса-М.: Б. и., 1998. 21 с.

97. Ма^ардашвили М. Как я понимаю философию: Сборник. / Сост., [вступ. ст] и общ. ред. Ю.П. Сенокосова 2-е изд., изм. и доп.- М.: Прогресс. Культура, 1992. 415 с.

98. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеалы рациональности.- М.: Логос, 2004. 240 с.

99. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления-М.: Изд-воМГУ, 1991. 120 с.

100. Максим (исповедник) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1 кн. 1. Богословские и аскетические трактаты / Пер. С.Л. Епи-фановича, А.И. Сидорова М: Мартис, 1993. 353 е.- (Правосл. Свято-Тихоновский Богословский ин-т. Святоотеческое наследие).

101. Митрохин JI. Философия религии: новые перспективы // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 18-36.

102. Моисеев В.И. Логика всеединства М.: ПЕРСЭ, 2002. 415 с.

103. Моисеев В.И. Логика Добра. Нравственный логос Владимира Соловьева-М.: Едиториал УРСС, 2004.-400 с.

104. Максимов М., Щедрина Т. Соловьевские чтения: поиск новых методологических ориентиров // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 170-173.

105. Мейстер Экхарт Духовные проповеди и рассуждения. Репринт / Предисл. М.В. Сабашниковой; Послесл. А. Доброхотова М.: Политиздат, 1991. 190 с. (Философская классика).

106. Мелих Ю.Б. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева// Вопросы философии. 2002. № 2. С. 97-101.

107. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философ-ско-онтологических основ).-Казань: Грандан, 1999. 408 с.

108. Меррел-Вольф Ф. Пути в иные измерения: личная запись преображения сознания-Киев: София, 1993. 383 с.

109. Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьева: Материалы международной конференции (14-15 февраля 2003 г.) Серия «Symposium». Выпуск 32 СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2003- 395 с.

110. Моисеев В.И. Логико-философская реконструкция концептуальных оснований русской философии всеединства Воронеж: ВГУ, 2000. 106 с.

111. Мотрошилова Н.В. Вл. Соловьев и поиск новых направлений в западной философии последней четверти XIX в. Спецкурс // История философии: Учебное пособие ИФ РАН / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: 2001.

112. Мочалов E.B. Антропологические темы в философии всеединства в России XIX-XX в.в. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. 303 с.

113. Мудрагей Н.С. Очерки западноевропейского иррационализма / РАН, Ин-тфилософии-М.: Наука, 2002. 110 с.

114. Мудрагей Н.С. Рациональное иррациональное: взаимодействие и противостояние // Рациональность на перепутье. В 2-х книгах. Кн.1-М.: РОССПЭН, 1999.

115. H.A. Бердяев о русской философии: Сборник в 2 ч./ Вступ. ст. Б.В. Емельянова, А.И.Новикова.- Свердловск.: Изд-во Урал, ун-та, 1991.

116. Некрасова E.H. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX в. М.: Мартис, 1997. 160 с.

117. Немировский JI.H. Мистическая практика как способ познания: конспект лекций / Моск. инж.-физ. ин-т, 1993. 116 с.

118. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т.1 / Вступ. ст. В;В. Соколова, 3. А. Тажуризиной Пер. 3. А. Тажуризиной и др. Сост. В.В. Би-бихина. -М.: Мысль, 1979. 488 с.(Философское наследие).

119. Олдак П.Г. Теогносеология = Theognosiology: Миропостижение в рамках единения науки и веры Новосибирск: ВИСТ, 1994. 184 с.

120. Ориген О началах/ Пер. с лат СПб.: Амфора, 2000 - 382 с.

121. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.С. Уварова.-СПб.: Алетейя, 2001. 412 е.- ( Тела мысли).

122. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1994. с.

123. Плотин. Космогония М.: Ваклер; REFL-book, 1995. 298 с. (Философия сквозь века).

124. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах (серия «Античная библиотека»).- Спб.: Изд-во «Алетейя», Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина / Сост. М. Солопова, 1995. 671 с.

125. Половинкин С.М. B.C. Соловьев и русское неолейбницеанство // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 90 96.

126. Порус В.Н. В. Соловьев и Л.Шестов: единство в трагедии свободы// Человек. Наука. Цивилизация: к семидесятилетию академика B.C. Степина М, 2004. С. 679-694.

127. Пугачев О.С. Мистическое в системе Вл. Соловьева //Рациональное и иррациональное в русской философии и культуре: прошлое и современность: Материалы всероссийской научной заочной конференции. Барнаул, 2003. С. 192 199.

128. Размышления о Боге, богочеловечестве и новой жизни (новые смыслы бытия) / Сост. Г.П. Бизяев- 11-е изд., испр. и доп.- Киров: Отечество, 2004. 815 с.

129. Разум и экзистенция: анализ научных и вненаучных форм мышления / Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса СПб.: Рус.- Христ. гума-нит. ин-та, 1999. 402 с.

130. Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения: Пер. с англ. /Сост., авт. предисл. и примеч. A.A. Яковлев М.: Политиздат, 1987. 333 с.

131. Рациональность в науке и культуре / П.Ф. Иолон, С.Б. Крымский, Б.А. Парахонский. АН УССР, Ин-т философии Киев: Наук, думка, 1989. 286 с.

132. Рациональность на перепутье/ РАН Ин-т философии М.: Рос. полит. энцикл., кн. 1, 1999. 368 с.

133. Рациональность на перепутье/ РАН Ин-т философии М.: Рос. полит. энцикл., кн. 2, 1999. 464 с.

134. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания // Вопросы философии. 1982. № 6. С. 81- 92.

135. Рашковский Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х г.// Вопросы философии. 2001. № 6. С. 94 104.

136. Резвых П.В. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Г.В.Й. Шеллинга//Вопросы философии. 1996. № 1. С. 110-123.

137. Рессель Г. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской философии // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 28 -41.

138. Розов М.А. О границах рациональности // Рациональность на перепутье. В 2-х книгах. Кн.1.-М.: РОССПЭН, 1999.

139. Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл. Соловьева. М.: Изд-во РАГС, 1999. 222 с.

140. Русский космизм: Антология философской мысли. / Сост. и пре-дисл. к текстам С.Г. Семеновой; примеч. А.Г. Гачевой.- М.: Педагогика-пресс, 1993. 365 с.

141. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика СПб.: РХГИ, 1998. 480 с.

142. Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. 2002. №7. с. 52-65.

143. Селиванов В.П. Мистика и рационализм души: основы метапсихо-логии Саратов: Слово, 1999. 224 с.

144. Семенов В.В. Глобальный кризис рациональности и крах марксистского диамата / Ин-т биофизики клетки.— Пущино, 1996. 24 с.

145. Сербиненко В.В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьева (памяти А.И. Абрамова) // Вопросы философии. 2003. № 6. С. 128-135.

146. Сергеева E.B. Этический концепт «вера» в религиозно-философском дискурсе школы всеединства //Этика и социология текста. Ставрополь, 2004 Вып. 10. С. 253 - 257.

147. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 69 80.

148. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. ( Сост., общ. ред. и вступ.ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги, Примеч. С.Л. Кравца и др.- М.: Мысль, 1990. 892 с.

149. Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.» Стихотворения. Проза. Письма./ Владимир Соловьев. Воспоминания современников./ К сб. в целом: Сост., вступ. ст. и коммент. А. Носова.- М.: Моск. Рабочий, 1990. 444 с.

150. Соловьев B.C. Духовные основы жизни / Соловьев B.C.; Ред. С.П. Заикин. СПб.: Магик-Пресс, 1995. 145 е.-(София).

151. Соловьев B.C. Избранное / Сост. A.B. Гулыги, С.Л. Кравца М.: Сов. Россия, 1990. 496 с.

152. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений: в 20 т./Отв. ред. A.A. Носов; Сост. Н.В. Котрелев, A.A. Носов; РАН, Ин-т философии.— М.: Наука, 2000. Сочинения. Т. 1: 1873 1876. 392 с.

153. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений: в 20 т./Отв. ред. A.A. Носов; Сост. Н.В. Котрелев, A.A. Носов; РАН, Ин-т философии — М.: Наука, 2001. Сочинения. Т. 3: 1877- 1881. 544 с.

154. Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь.- Минск: Харвест, 1999. 1600 е.—(Классическая философская мысль).

155. Соловьев B.C. Смысл любви Киев: Лыбидь; М.: Ассоц. сов. книгоиздателей, 1991. 65 с.

156. Соловьев B.C. Собрание сочинений: В 10 т. 2-е изд., СПб. 1911.

157. Соловьев B.C. Стихотворения и шуточные пьесы. Вступит, статья с. 5 — 56., сост. и примеч. З.Г. Минц. Л.: «Сов. писатель», Ленингр. отд-ние, 1974.

158. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция-М.: Республика, 1997. 431 с.

159. Солодухо Н.М. Философия небытия. Казань.: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2002. 146 с.

160. Столярова Т.Ф., Пантин В.И. Воспламененная душа. Вольные размышления о Владимире Соловьеве М.: РОССПЭН, 2000. 320 с.

161. Тавадзе И. О рациональном и мистическом в «Науке логики» Гегеля-Тбилиси.: Изд-во «Сабчота Сакартвело», 1971. 218 с.

162. Таранов П.С. Острая философия: Выдающиеся сюжеты овладения неизвестным. Симферополь: «Реноме», 1998. 560 с.

163. Тетюев Л.И. Трансцендентальная философия: Современный проект / Под ред. В.Н. Белова Саратов: Изд-во СГУ, 2001. 292 с.

164. Тиме Г.А Метафизика половой любви как металюбовь (от А. Шопенгауэра к Вл. Соловьеву) // Вопросы философии. 2004.№ 4. С. 145153.

165. Трубецкой E.H. Избранные произведения- Ростов н/Д: Феникс, 1998. 511 е.- (Выдающиеся мыслители).

166. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т. 1. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1995. 606 с.

167. Трубецкой E.H. Смысл жизни М.: Харьков: ACT; ФОЛИО, 2000. 656с - ( Б-ка «Р.Х. 2000» Сер. «Религиозная философия»).

168. Трубецкой E.H., князь. Из прошлого / Сост., предисл., коммент. С.М. Половинкина-Томск.: Водолей, 2000. 352 с.

169. Тырбах Ю.В. Гносеологические аспекты концепции всеединства C.JT. Франка и Николая Кузанского// Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. — Н. Новгород, 2004. С.455- 461.

170. Усманов С.М. Россия между «Востоком Ксеркса» и «Востоком Христа»: вопросы и ответы Владимира Соловьева// Интеллигенция и мир.- Иваново. 2003. № 1/ 2. С. 12 17.

171. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 59 75.

172. Ушакова Е.В. Творчество B.C. Соловьева и современный философский синтез в России// Ползунов. Альманах Барнаул. 2003. № 1/2. С. 13-19.

173. Фараджев К. Вл. Соловьев: Мифология образа — М.: Аграф, 2000. 160 с.

174. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. 464 с.

175. Флоренский П.А., священник. Смысл идеализма / Сочинения. В 4 т. Т. 3 (2) / Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачевой; ред. игумена Андроник М.: Мысль, 1999. с. 68 -145.

176. Фомина З.В. Духовное бытие: Учеб. Пособие- Саратов: Изд-во СГАП, 2001. 30 с.

177. Франк C.JI Духовные основы общества: Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. П.В. Алексеев.- М.: Республика, 1992. 510 е.- (Мыслители XX века / Редкол.: Т.И. Ойзерман (пред.) и др.)

178. Франк C.JI. Предмет знания об основах и предметах отвлеченного знания: Душа человека: Опыт введ. в фил ос. психологию / Вступ. ст. И.И. Евлампиева- СПб.: Наука, 1995. 655 е.- (Слово о сущем).

179. Франк C.JI. Сочинения / Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Ю.П. Сенокосова; Журн. «Вопр. философии» и др..- М.: Правда, 1990. 607с — (Из истории отеч. филос. мысли).

180. Франц Н.П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 42 51.

181. Френч М. Трансцендентность и троичность // Вопросы философии. 2003. №11. С. 117-134.

182. Хесле В. Гении философии Нового времени. Перевод / Послесл. Н.В. Мотрошиловой.- М.: Наука 1992. 223 с.

183. Хоружий С.С. Миросозерцание Флоренского- Томск: Водолей, 1999. 159 с.

184. Хоружий С.С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя // Журнал Московской патриархии. 2000. №11.

185. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 52 68.

186. Хоружий С.С. О старом и новом СПб.: Алетейя, 2000. 476 с.

187. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции М.: Парад, 2005. 446 с.

188. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Уч. пособие. СПб.: Ал етейя, 1994.

189. Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 139 147.

190. Хоружий С.С. Творчество о. Павла Флоренского и наши дни// Вопросы философии. 2001. № 7. С. 170 177.

191. Цейзер Е.В. Владимир Соловьев: идея великого синтеза// Ползунов. Альманах Барнаул. 2003. №1/2. С. 27 - 29.

192. Чумичев K.B. Проблематизация интуиции в русской религиозно-философской парадигме «Логос»,- Саратов.: Саратовский государственный технический университет, 2002. 24 с.

193. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX — XX века-Н. Новгород.: Волго-Вятское кн. изд-во, 1992. 222 с.

194. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 200 с.

195. Швырев B.C. О понятиях «открытой» и «закрытой» рациональности (рациональность в спектре возможностей) // Рациональность на перепутье. В 2-х книгах. Кн.1.- М.: РОССПЭН, 1999.

196. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность-Прогресс-Традиция, 2003. 174 с.

197. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Сочинения в 2-х томах. Пер. с нем. Т 1. М.: Мысль, 1987. 639 с. (Философское наследие т. 102)

198. Шеллинг Ф. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827— 1828 г.г. в записи Э. Ласо (Подгот. текста и вступ. ст. 3. Петца; Пер. Е. Борисова. Томск.: Водолей , 1999. 320 с.

199. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика// Соч. в 2-х то-мах.Сост., пер. с нем., вступ. ст. Ю.Н. Попова. Примеч. A.B. Михайлова, Ю.Н. Попова. Т.1. М.: Искусство, 1983. 479 с.

200. Штеренберг М.И. «Вечные вопросы» в свете науки, философии и религии М.: Новый век, 2004. 264 е.- (Новые парадигмы знания).

201. Эпштейн М. Философия возможного / Межд. каф. ЮНЕСКО по фил ос. и этике С.- Петербургского центра РАН СПб.: Алетейя, 2001. 334 е.- (Тела мысли).

202. Эрн В.Ф. Борьба за Логос. Сочинения в 2 т. Т.2./ сост., подгот. текста Н.В. Котрелева, Е.В. Антоновой; Вступ. ст. Ю. Шеррер; Примеч.

203. В.И. Кейдана, E.B. Антоновой Журн. «Вопр. философии» и др.. М.: Правда, 1991. 575 с.

204. Эриугена Иоанн Скотт. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / Пер. с лат. В.В. Петрова. М.: Греко-лат. кабинет В.В. Петрова, 1995. 351 с.

205. М. Frensch. Weisheit in Person. Zur religionsphilosophischen Begründung der Sophiologie. Schaffhausen, 1998.ff

206. P. Koslowski. Die Prüfungen der Neuzeit. Uber Postmodernität. Philosophie der Geschichte, Metaphysik, Gnosis. Wien, 1985.

207. Pöllinger S. Wladimir S. Solowiew und der mystische-metaphysische Versuch einer religiösen Erneuerung in Rubland// Wiener Sb. für Philosophie.- Wien, Stuttgart, 2000. Bd. 32 S. 81- 97.

208. Schmid U. Russishe Religionsphilosophen des 20. Jahrhunderts: Vladimir Solov'ev, Nicolai Fedorov, Vasilij Rozanov et al- Freiburg, etc.: Herder, 2003.-310 s.: Portr.-Bibliogr.: S. 305. Personenreg.: S. 307-310.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.