Космическая философия спасения К. Э. Циолковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Кофанов, Сергей Викторович

  • Кофанов, Сергей Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 149
Кофанов, Сергей Викторович. Космическая философия спасения К. Э. Циолковского: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2000. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кофанов, Сергей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО КАК ВАРИАНТ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА.

§1. Русский космизм в контексте мировой культуры.

§2. Космическая философия К.Э. Циолковского и эзотеризм.

§3. Специфика философско - мировоззренческой концепции К.Э.

Циолковского.

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО.

§ 1. Атомистический панпсихизм.

§2. Космическая этика.

§3. Социальные взгляды К.Э. Циолковского.

ГЛАВА 3. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

§1. Космический путь к «вечному блаженству».

§2. Развитие космонавтики и глобальные проблемы современности.

§3. Идея нэгэнтропийной цивилизации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Космическая философия спасения К. Э. Циолковского»

19 сентября 2000 года исполнится 65 лет со дня смерти К.Э. Циолковского. Имя этого выдающегося ученого в настоящее время хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. В историю мировой научной и технической мысли он навсегда вошел как основоположник теоретической космонавтики. Его разработки в области ракето - и аэродинамики, а также глубокие прогнозы развития космонавтики не только не утратили своего значения, но и по сей день служат теоретическим базисом для дальнейших свершений в этих разделах науки.

К.Э. Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в селе Ижевском, Спасского уезда, Рязанской губернии, в небогатой семье лесничего. В детские годы он перенес тяжелую болезнь, результатом которой явилось резкое ослабление слуха. Впоследствии глухота помешала Циолковскому получить теоретическую подготовку в стенах учебных заведений, оставляя ему в науке лишь путь самообразования, и значительно затрудняла общение с окружающими.

В семье будущий ученый находил поощрение и поддержку своим первым самоделкам и рано проявившейся склонности к естественным наукам. Однако воспитывался он в религиозно-христианском духе, что было связано с настроениями его отца, впавшего на склоне лет в уныние и тяготевшего к религии1. О влиянии религиозного воспитания К.Э. Циолковский впоследствии писал: «Огромный груз внушенных нам в юности идей невольно клонит нас к мистицизму. И с помощью науки нелегко от него освободиться» .

1 См. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. // в сб. К.Э. Циолковский. М., 1939, С.16-17.

2 Циолковский К.Э. Образование солнечных систем и споры о причине космоса. Калуга, 1925, С.ЗЗ.

Жажда знаний и ощущение в себе творческих сил привели шестнадцатилетнего Циолковского в Москву, где он с головой окунулся в самостоятельное изучение физики, математики, в чтение литературы по вопросам воздухоплавания.

После трехлетнего пребывания в Москве Циолковский вернулся домой и занялся преподавательской деятельностью. Сначала это были частные уроки, а затем, после сдачи экстерном экзамена на звание учителя народного училища, он был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в уездное училище в городе Боровске. К.Э. Циолковский был очень добросовестным и талантливым педагогом, завоевавшим глубокую любовь и признание со стороны своих учеников. Преподавание физики и математики он поставил по -новому, вопреки традициям «физики мелового периода», т.е. умозрительного изложения предмета с помощью лишь мела и доски, бытовавшим в уездных училищах. Собственными руками и на собственные средства Циолковский создавал оборудование для разнообразных опытов, которые увлекали учеников, развивали их самодеятельность, побуждали заинтересовываться вопросами, выходящими за пределы школьной программы.

Все свободное от педагогической работы время К.Э. Циолковский отдавал исследованиям, прямо или косвенно связанным с вопросами осуществления межпланетных сообщений. В 1881 году он самостоятельно разработал кинетическую теорию, необходимую ему для изучения движения космического снаряда в атмосфере, рассмотрел закономерности поведения живого организма в условиях изменяющейся силы тяжести. В 1882 году он подготовил еще две работы «Механика подобно изменяющегося организма» и «Продолжительность лучеиспускания звезд». Свои работы по кинетической теории газов и по вопросам биологии Циолковский послал в Русское физико-химическое общество, основателем которого был Д.И. Менделеев. Работы Циолковского вызвали одобрение и большой интерес членов Общества. Хотя кинетическая теория газов и была уже создана помимо Циолковского, передовые русские ученые увидели в провинциальном учителе, не имевшем диплома и чинов, талантливого исследователя, сумевшего самостоятельно построить сложную физическую теорию. Работа по биологии получила благоприятный отзыв выдающегося русского физиолога И.М. Сеченова, и ее автор был избран членом Русского физико-химического общества.

В 1883 году К.Э. Циолковский пишет научную работу «Свободное от тяжести пространство», в которой выдвигает идею использования реактивного снаряда для проникновения человека в глубины Вселенной. Воздухоплавание рассматривается им как первый шаг на пути к реализации далеко идущих планов освоения космоса. В 1886 году он пишет работу «Теория аэростата» объемом 300 страниц текста.

С 1892 года творческая деятельность Циолковского разворачивалась в Калуге, где он поселился со своей семьей, заняв должность преподавателя городского училища. Ученый углубился теперь в исследование широкого круга научных проблем, связанных с воздухоплаванием, а также с осуществлением его заветной мечты - завоеванием космического пространства. В 1892 - 1893 гг. он на собственные средства издает фундаментальный труд «Аэростат металлический управляемый». Мысль о сообщении с мировым пространством практически не оставляет ученого. В 1898 году эта мечта впервые приобретает реалистическую основу. Циолковский вспоминал по этому поводу: « В 1898 году я выписал книжечку А.П. Федорова «Новый принцип воздухоплавания». Мне показалась она неясной (так как расчетов никаких не дано). А в таких случаях я принимаюсь за вычисления самостоятельно - с азов. Вот начало моих теоретических изысканий о возможности применения реактивных приборов к космическим путешествиям»3.

3 Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. 1926. // Собр. соч. т.2, М., 1954, С. 179.

В 1903 году в журнале «Научное обозрение»4 была помещена большая статья Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней русский ученый впервые в мире представил человечеству научное доказательство возможности полета в мировое пространство на ракетном снаряде и дал теорию реактивного движения. Возможность сообщения с мировыми пространствами, рассматриваемая им еще в 1895 году в «Грезах о земле и небе» как прекрасная мечта, обрела реальную почву.

Впоследствии, подводя итоги своей жизни Циолковский писал: « О возможности путешествий вне нашей планеты мечтать я начал еще с 17 лет. Ничто меня так не занимает как задача одоления земной тяжести и космические полеты. Кажется, половину своего времени, половину своих сил я отдаю разработке этого вопроса. Мне вот уже 78 лет, а я все продолжаю вычислять и изобретать касающееся реактивной машины. Сколько я передумал, какие только мысли прошли через мой мозг!» Это уже были не фантазии, а точное знание, основанное на законах природы»5.

Лейтмотивом научного творчества для К.Э. Циолковского служили благо и польза всего человечества, забота о будущем человеческого общества. В 1913 году ученый определил смысл своей деятельности следующим образом: «.Сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед»6. Он был безусловно уверен в том, что его труды станут началом великих технических преобразований и в у будущем «дадут обществу горы хлеба и бездну могущества» . В своих устремлениях К.Э. Циолковский руководствовался принципом: минимум себе и своей семье - максимум обществу. «Я интересовался более всего тем, что могло бы прекратить страдания человечества, дать ему могущество, богатство, знание

4 Данный журнал, основанный выдающимся русским ученым М.М. Филипповым в начале 90-х гг. прошлого века, сыграл большую роль в деле развития отечественной науки и просвещения России. (См. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.).

5 Циолковский К.Э. Только ли фантазия // Собр. соч. т.2, М., 1954, С.418.

6 Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. Калуга, 1913, СЛ.

7 Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. СЛ. и здоровье. А тут глухота, бедность, унижение. и вместе с тем пылкое, страстное до безумия стремление к истине, к науке, к благу человечества, стремление быть полезным. полное ради этого, пренебрежение средними человеческими обязанностями. На последний план я ставил благо семьи и о близких. Все для высокого» .

К.Э. Циолковский - человек нелегкой судьбы. Его биография переполнена разного рода невзгодами, лишениями и страданиями, которые сопутствовали ему и его семье на протяжении почти всей его жизни. Не менее тяжким был путь К.Э. Циолковского и в науке. Он долгое время оставался непризнанным официальными научными кругами. Среди крупных ученых того времени было немало скептиков, которые считали получение космических скоростей полета утопией, а межпланетные путешествия - фантазией праздного ума. Поэтому только глубокая убежденность в необходимости и полезности его творческих исканий помогала мыслителю успешно работать в очень трудных материальных и нравственных условиях9.

Признание пришло к К.Э. Циолковскому лишь в конце жизни, в первую очередь, благодаря его теоретическим разработкам в области ракетодинамики, авиации и аэродинамики. Между тем, творческий задел мыслителя не ограничивался данными сферами знания. Научный фонд ученого включает в себя многочисленные работы по дирижаблестроению, астрономии, биологии, другим различным вопросам естествознания и техники. Естественно, не все они имеют ценность для современной науки. Многое из того, что было написано К.Э. Циолковским устарело, и представляет интерес разве что для исследователей индивидуальных особенностей творчества ученого.

К.Э. Циолковский известен также научному сообществу и как философ, автор многочисленных работ по философии. Его философское наследие

8 Циолковский К.Э. Фатум, судьба, рок (1919 г.). Архив РАН, ф.555, оп.2, Л.5 об.-б.

9 Более подробно об этом см. Чижевский А.Л. На берегу вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. М., 1995. представлено, в основном, статьями. Примечательно, что сам К.Э. Циолковский проявлял особый интерес именно к своим философским исследованиям. В своей автобиографии, помеченной январем 1935 года, он писал: «Меня особенно увлекали социалистические работы и натурфилософские. Некоторые из них были напечатаны, большинство же сейчас лежит в рукописях»10. К сказанным выше словам К.Э. Циолковского следует добавить, что значительная их часть, порядка 170 статей, так никогда и не публиковалась. Среди них такие важные для понимания взглядов мыслителя ранние его произведения как «Научные основания религии» и «Этика или естественные основы нравственности». Небольшая часть работ была издана самим автором при жизни в типографии города Калуга, и лишь некоторые из них были переизданы после смерти ученого. Это, в основном, статьи более поздних этапов философского творчества мыслителя. Среди переизданных трудов можно назвать такие известные произведения К.Э. Циолковского как «Нирвана», «Горе и гений», «Животное космоса. Самозарождение», «Космическая философия», «Монизм вселенной», «Научная этика», «Причина космоса», «Воля вселенной», «Неизвестные разумные силы».

В своих работах К.Э. Циолковский пытался разрешить ряд философских проблем: о смысле Вселенной, о месте и роли человека в космосе, о бессмертии человечества. Он полагал, что для успешного решения этих вопросов их необходимо переосмыслить с «космической» точки зрения, согласно которой человека, подобно другим живым существам, надо рассматривать в единстве с космическим целым. Поиск ответов на эти вопросы привел ученого к созданию целостной мировоззренческой системы, которую он назвал «космической философией», а в последующем признал ее своим главным жизненным достижением.

10 Циолковский К.Э. Черты из моей жизни (1935). Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.14, Л.27об.

Актуальность темы исследования

Обращение к теме космической философии спасения К.Э. Циолковского во многом продиктовано логикой объективного развития исследовательского интереса к различным аспектам творческой деятельности этого выдающегося русского мыслителя. В настоящее время интерес к творчеству философа возрастает в связи с поиском путей преодоления кризисных явлений планетарного характера, возникших перед общечеловеческой цивилизацией и составляющих предметную область бурно формирующейся отрасли философского знания - философии глобальных проблем. Наш гениальный соотечественник, предвидя возникновение такого рода катаклизмов, предложил уникальный вариант спасения человечества от грядущих бедствий, связав свой проект с необходимостью глубокого освоения космического пространства. Современные исследования космической перспективы человеческой цивилизации, обозначенной К.Э. Циолковским в начале века, не просто актуальны, а жизненно значимы, поскольку они вносят свой вклад в решение общей задачи по выживанию человеческого рода. Особую актуальность эта тема приобретает еще и потому, что пока отсутствуют какие-либо устойчивые и непротиворечивые представления о взглядах мыслителя, предметно совпадающих с исследовательским полем современной глобалистики.

Степень разработанности темы

Начало исследованию различных аспектов космической философии К.Э. Циолковского было положено в конце 50-х годов в работах В.А. Брюханова и И.И. Гвая11. На 60-е годы пришелся значительный всплеск исследовательского интереса к трудам мыслителя, вызванный успешным освоением околоземного

11 См. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. М., 1959. Гвай И.И. О малоизвестной гипотезе К.Э. Циолковского. Калуга, 1959. пространства. С 1966 года в Калуге стали проводиться ежегодные Чтения, посвященные разработке научного наследия и развитию идей К.Э.

Циолковского. В докладах Н.К. Гаврюшина, И.А. Дудкиной, Т.Н. Желниной,

В.В. Казютинского, И.А. Кольченко, А.П. Огурцова, Б.А. Старостина, А.Д.

Урсула, Е.Т. Фаддеева, Ю.А. Школенко и других исследователей, выступавших в рамках Чтений, рассматривались различные аспекты философии К.Э.

Циолковского. Этими учеными исследовались атомистические воззрения мыслителя, особенности его гносеологии, этическое учение, взгляды на эволюцию Вселенной, представления о бесконечном развитии Космоса, понимание им места и роли жизни и разума в эволюции космического целого и многие другие вопросы. «Чтения К.Э. Циолковского» внесли определенный вклад в процесс исследования философских воззрений ученого.

Существенным шагом в историко-философском осмыслении трудов К.Э.

12

Циолковского стали опубликованные в 90-е годы статьи В.В. Казютинского . Столь же весомый вклад в историко-философский анализ наследия мыслителя внес Н.К. Гаврюшин. Данный автор проследил генезис понятий «космизм» и ' «космическая философия», исследовал некоторые методологические принципы и концептуальные особенности философского учения К.Э. Циолковского.

В течение последних десятилетий было написано и защищено шесть диссертаций, в которых авторами затрагивались различные стороны творчества философа13. Особый интерес вызывает работа A.A. Шароновой, где подробно рассмотрены идейно-теоретические и социально-культурные предпосылки космической философии, а также основные этапы формирования

12 См. Казютинский В.В. Человек, мир, Бог в космической философии К.Э. Циолковского // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма. М., 1996.

13 См. диссертационные йсследования: Брюханов В.А. О философской основе научно-технического творчества К.Э. Циолковского. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - Л., 1954. Дудкина И.А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э. Циолковского (отношение человек - Вселенная). Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1983. Клементьев B.C. Проблемы развития в трудах К.Э. Циолковского и современность. Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - Саратов, 1978. Кольченко И.А. К.Э. Циолковский как мыслитель. Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1968. Шамов С.А. Философские взгляды К.Э. Циолковского. - Дисс. . канд. филос. наук. представлений К.Э. Циолковского как целостной философско-мировоззренческой системы.

Тем не менее, несмотря на наличие большого объема исследовательских работ, космическая философия К.Э. Циолковского все еще продолжает оставаться недостаточно изученным феноменом. Это вызвано различными факторами: неясностью, а порой и противоречивостью изложения К.Э. Циолковским некоторых идей, непривычной интерпретацией философом распространенных в философской литературе терминов, исследовательскими стереотипами, терминологической путаницей, допускаемой исследователями.

Также в предыдущие годы практически не затрагивалась наличествующая в философской доктрине К.Э. Циолковского сотериологическая проблематика, являющаяся одной из наиболее значимых тем в творчестве мыслителя.

Цели и задачи исследования

В настоящей диссертационной работе предполагается исследовать сотериологический аспект философии К.Э. Циолковского. Для достижения этой цели необходимо решение следующих промежуточных задач:

1. Раскрыть смысл феномена русской философской мысли, обозначаемого в исследовательских работах термином «русский космизм».

2. Указать истоки философских воззрений К.Э. Циолковского.

3. Выявить специфику космической философии мыслителя.

4. Рассмотреть метафизические, этические и социальные воззрения философа. ;

5. Показать теоретическое и практическое значение космической философии К.Э. Циолковского для современной цивилизации.

Научная новизна

М., 1965. Шаронова A.A. Формирование философских взглядов К.Э. Циолковского. - Дисс. . канд. филос.

1. Впервые космическая философия К.Э. Циолковского рассматривается как сотериологическое учение, что, несомненно, расширяет существующие в настоящее время представления о воззрениях мыслителя. Автор диссертации относит космическую философию мыслителя к разновидности «сотериологии от мира» и характеризует ее как синкретическое религиозное учение.

2. В космической этике К.Э. Циолковского имеет место космодицея. По мнению автора, мыслитель осуществляет нравственное оправдание космоса, исходя из введенного им антропного принципа. Антропный принцип, являясь в концепции ученого одной из модификаций сильного антропного принципа, фиксирует имманентно присущую космосу бесконечную по содержанию цель, которая, являясь причиной эволюционного процесса, стремится реализовать себя в высших формах жизни и разума. Таким образом, данный принцип получает у мыслителя телеологическую окраску. Поэтому основанием космодицеи К.Э. Циолковского выступает имманентная телеология.

3. В данной работе впервые вводится термин «нэгэнтропийная цивилизация» для характеристики одного из возможных путей будущего развития человечества.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Данная диссертация является преимущественно историко-философским исследованием. Ее методологической основой выступает принцип историзма. Для выполнения поставленных задач предполагается использовать наряду с генетическим и сравнительно-историческим методами также общенаучные приемы познания: анализ, обобщение, аналогию, гипотезу, дедукцию, моделирование. Исходными материалами для предлагаемой работы послужили архивные данные, включающие в себя рукописные и машинописные статьи наук. М., 1989.

13

К.Э. Циолковского; научная периодика и монографии отечественных авторов по данной теме; сборники Чтений разных лет; антологии русского космизма; диссертации и монографии.

Теоретическая и практическая значимость работы.

В настоящей работе предполагается провести историко-философскую реконструкцию сотериологических воззрений К.Э. Циолковского. Материалы этой работы могут найти применение в системе высшего образования при подготовке специальных курсов и специальных семинаров по истории русской философии, космологии, философии глобальных проблем, истории и теории религий.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Кофанов, Сергей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведем итоги проведенному нами анализу космической философии К.Э. Циолковского. В ходе историко-философского исследования выяснилось, что данная доктрина представляет собой весьма своеобразный, во многом парадоксальный духовный феномен.

Характерной чертой космической философии является ее глубокая антиномичность. Это объясняется стремлением ее создателя объединить в рамках целостной мировоззренческой системы разнородные по своему смыслу, подчас взаимоисключающие друг друга идеи, разработанные как западной, так и восточной философской мыслью. Антиномичность своей концепции осознавал отчасти и сам К.Э. Циолковский, который считал себя последователем Платона и Демокрита, Декарта и Лейбница, Бюхнера и Молешотта. Однако ни в одной из своих работ мыслитель ни разу не обмолвился о влиянии на него древнейшей эзотерической традиции, хотя оно и имело место. Прежде всего речь идет о таких важнейших понятиях теософии как «космическое мышление», «космическое сознание«, «космическая точка зрения», «космическое гражданство» и т.п., хотя воздействие эзотерической традиции на мыслителя этим, разумеется, не ограничивается. Умонастроению мыслителя оказался созвучным целый комплекс идей эзотерической философии. Тем не менее К.Э. Циолковскому была совершенно чужда центральная идея теософии - идея реинкарнации. В его космической философии имеет место скорее не «переселение душ», а своего рода переход элементарных частиц - атомов из одной формы в другую. Здесь сказалось влияние на К.Э. Циолковского буддизма, в котором также отрицается какое бы

205 Шардыко С.К. Указ. соч., С.96. то ни было переселение душ, но признается вечность атомов и бесконечность их рекомбинаций.

Ключевой идеей, пронизывающей все научно - философские изыскания К.Э. Циолковского, является сотериологическая идея - идея спасения. Поэтому космическую философию К.Э. Циолковского можно охарактеризовать как «философию спасения». Спасение человечества мыслится К.Э. Циолковским исключительно как посюсторонний процесс, связанный с освоением космического пространства. Поэтому сотериологическая идея в его учении преобразуется в идею космического будущего человечества.

Именно наличие сотериологической проблематики придает его философско-мировоззренческой концепции религиозный характер, и позволяет говорить о ее создателе как о религиозном мыслителе.

Однако религиозная по своей сути доктрина К.Э. Циолковского имеет явно неортодоксальный характер. В космической философии наряду с еретическими воззрениями, во многом сходными с учением Л. Н. Толстого, можно встретить также многочисленные фрагменты теософских, оккультных, буддистских верований.

Космическая философия является оптимистическим учением. Ее оптимизм есть прямое следствие веры мыслителя: 1) в космический прогресс; 2) в могущество человеческого разума; 3) в активный характер отношений к глобальной эволюции; 4) во всесилие науки. Именно эти идеи послужили основанием уверенности К.Э. Циолковского в возможности осуществления идеала в посюстороннем мире, в физическом космосе.

Осуществление идеала - благосостояния и счастья людей - К.Э. Циолковский на раннем этапе своего творчества связывал с техническим прогрессом. В это время он разработал идею реактивного движения, которая нашла теоретическое выражение в его классической работе »Исследование мировых пространств реактивными приборами». Ракету ученый считал тем надежным техническим средством, с помощью которого человек сможет проникнуть в космос. Именно в проникновении в космическое пространство с целью овладения его неисчислимой энергией и усматривал К.Э. Циолковский тот единственный путь, который обеспечит вечность существования человечества, бесконечность его прогресса, а также принесет ему доселе невиданное и немыслимое могущество и процветание.

В дальнейшем К.Э. Циолковский связывал реализацию своего идеала не только с техническим прогрессом, но и с нравственным совершенствованием людей, полагая нравственность в качестве средства избавления человечества от многочисленных лишений и страданий.

Выход интересов ученого за пределы чисто земной проблематики, а также необходимость комплексного решения вопросов многих наук, связанных с освоением космоса, требовали от К.Э. Циолковского выработки целостного миропонимания, следствием чего явилось создание им оригинальной философской системы - в рамках которой он пытался найти решение многих волновавших его вопросов.

Философия К.Э. Циолковского состоит из метафизики, гносеологии, этики и социологии, т.е. построении схем «идеального строя жизни». Мыслитель проявлял преимущественный интерес к проблемам метафизики и этики и социологии, тогда как теории познания он отводил сравнительно незначительное место.

Важнейшими принципами метафизики К.Э. Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Согласно мыслителю, все тела Вселенной имеют одну и ту же сущность, субстанцию, одно начало, которое он называл «атомом - духом», «идеальным атомом», «первобытным духом». Этот «атом - дух» К.Э. Циолковский считал неделимой основой мира, которая везде одинакова. Вся Вселенная и населяющие ее существа есть только вместилище бесконечного числа этих атомов - духов. Название «дух» подходит к атому в том отношении, что он вечен, неразрушим и никогда не перестает ощущать, поскольку ощущение, согласно мыслителю, не может полностью отсутствовать, каким бы незначительным оно не было. «Атом - дух» является элементом метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физики, хотя сам К.Э. Циолковский иногда отождествлял эти понятия.

Принцип монизма выражает в космической философии единство субстанциальной основы мира, образуемой «атомами - духами». Он означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи;

3) единство человека и Вселенной;

4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся К.Э. Циолковским на мир как целое, на свойства пространства и времени, на строение элементарных частиц вещества, на структурную иерархию уровней космических систем, на ритмы космической эволюции, на возрастание могущества космического разума, на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной.

Принципы самоорганизации и эволюции приобретают в контексте космической философии следующие смыслы:

1) эволюция понимается как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов - духов», образующих космические структуры разных уровней.;

2) самоорганизация понимается как возникновение сложных структур из более простых.

3) Процессы эволюции и самоорганизации имеют у мыслителя вселенское значение и являются или спонтанными, или направляемыми разумом.

В рамках атомистического панпсихизма К.Э. Циолковский разработал грандиозную концепцию Вселенной, органической частью которой является человек, а сам космос выступает как мир человека. Ее основные характеристики таковы:

1) Вселенная - это единый, бесконечно сложный организм, который имеет свою причину и обладает волей. Он подобен «добрейшему и

206 разумнейшему животному» .

2) Вселенная бесконечна в пространстве и времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур, начиная с атомов и кончая эфирными островами, т.е. метагалактиками разного уровня сложности. Она также непрерывно эволюционирует.

3) Вселенная живая и вечно юная. В ней все живо и только временно находится как бы в небытии, в форме неорганизованной мертвой материи. Все процессы в космосе являются периодическими и обратимыми.

4) Во Вселенной огромную роль, в каком - то смысле даже определяющую играют космические цивилизации, одной из которых является человечество.

Такое понимание мира К.Э. Циолковский противопоставлял образу Вселенной классического естествознания, где космос оказывался оторванным от живой природы.

Главное место в своей философской системе К.Э. Циолковский отводил этике. Затрагиваемая К.Э. Циолковским, этическая проблематика преимущественно традиционна. Однако мыслитель стремился разрешить ее с «космической точки зрения».

206 Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Очерки о Вселенной. М., 1992, С.43.

Постановка проблемы космической этики, несомненно, является главным достижением мыслителя. Он справедливо отмечал, что до сих пор самые величайшие философы и гуманисты стояли на земной точке зрения и даже не заикались об интересах Космоса. Некоторые из них доходили до интересов животных, даже растений, но никто не подумал беспокоиться о жителях Вселенной вообще.

Космическая этика, по К.Э. Циолковскому, это борьба с ошибками, стремление к совершенству, к уничтожению мук. В ее компетенции находится оценка жизни высших существ, вопросы цели и смысла жизни, происхождения нравственности, добра и зла и пр.

Этика в космической философии сугубо натуралистична. Идеи добра и зла, смысла жизни, счастья, этические императивы всецело выводились мыслителем из субстанциальной основы мира.

Важнейшее значение в нравственном развитии человека К.Э. Циолковский отводил познанию. Для того, чтобы сделать людей морально более совершенными, нужны научная подготовка и, прежде всего, просвещение. Только после научной подготовки человек, по мнению Циолковского, способен усвоить нравственные истины.

Основная черта этического учения К.Э. Циолковского состоит в том, что размышляя о путях достижения »непрерывной радости», «счастья», «совершенства жизни» каждого человека, он практически отрицал личностную основу человеческого «Я». «Я для него - это ощущения «атома - духа», находящегося в живом веществе. «Атомы-духи» являются для К.Э. Циолковского подлинными «гражданами Вселенной», тогда как человек, подобно всякому другому существу, есть «союз» таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Чем более высоким является уровень организации того или иного разумного существа - тем более счастливо живут в его составе «атомы - духи». Таким образом, совершенствование живых структур обеспечивает счастье составляющих их атомов, а следовательно, и счастье Вселенной.

В качестве этического императива К.Э. Циолковский предлагал принять «истинное себялюбие», которое заключается не в заботе о собственной личности, а в таких человеческих поступках, при которых всякому атому Вселенной было бы только хорошо. Это и следует считать благом как для человека, так и для любого другого высшего существа.

Главным импульсом творческих исканий ученого была его потребность в нравственном оправдании факта существования Космоса. Поэтому специфической чертой этической концепции К.Э. Циолковского является разработанная мыслителем в рамках его космической этики космодицея.

Вывод оправдания такого рода сформулирован К.Э. Циолковским следующим образом: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была

ЛЛТ заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?»

Свою космодицею К.Э. Циолковский осуществлял, исходя из антропного принципа. Антропный принцип имеет в концепции К.Э. Циолковского телеологическую окраску. Он фиксирует имманентно присущую космосу бесконечную по содержанию цель, которая, являясь причиной эволюционного процесса, стремится реализовать себя в высших формах жизни и разума. Следствием такого стремления является возникновение совершенных существ.

В рамках космодицеи находит себе оправдание и существование страданий на Земле.

Этика дополняется К.Э. Циолковским еще одним разделом -социологическим. Социологические построения ученого, взятые вкупе с его этическими и техническими разработками имели одну цель - построение высокоразвитого справедливого общества.

207 Циолковский К.Э. Конспект космической философии. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.535, Л.З.

К.Э. Циолковский практически не занимался историческими исследованиями в современном понимании этого слова. В истории человечества его интересовали только два аспекта - это эволюция Земли с возникновением на ней живых существ, включая и человека, и прошлые опыты по созданию лучшего общественного устройства.

Социологический проект ученого предполагал достижение совершенного, по понятиям К.Э. Циолковского, социального строя, освоение человечеством Солнечной системы, как, впрочем, и других звездных систем, слияние с другими цивилизациями, вступление Земли в иерархию планет и солнц, сходную с иерархией будущего земного общества.

Социальную структуру общества, долженствующую служить умственному, физическому и нравственному прогрессу человечества и повышению его благосостояния, мыслитель представлял в виде иерархии общин, основанных на добровольном нетягостном труде, совмещаемом с самообразованием, научными исследованиями, творчеством. Особенно подчеркивалась необходимость ведения здорового образа жизни. Община должна была также служить распространению среди ее членов монистической философии и этики К.Э. Циолковского, а также отбирать лучших людей в общины высшего порядка.

Разумное устройство, нетягостный труд должны были, по мнению мыслителя, создать условия для быстрого роста материально-технического потенциала общества, в основе которого лежало бы выявление гениев всех степеней и направленностей таланта. Следовательно, творческие силы, заложенные в людях, не только бы не терялись, но, напротив, использовались бы до конца, что обеспечило бы ускорение прогресса.

Важную роль в социальном плане К.Э. Циолковского играет улучшение природы человека путем разумных браков. Речь идет об искусственном отборе человеческого материала, проходящего под контролем общества и достаточно гуманно направленный на главную цель - сделать все человечество более совершенным и талантливым.

Реализацию своего проекта ученый мыслил посредством основания общин в рамках существующих государств. В состав этих общин должны были войти энтузиасты данной идеи, выбранные в каждом селении. Затем путем убеждающего примера это устройство должно было распространиться на весь мир.

В социологической системе К.Э. Циолковского в качестве основных можно выделить следующие компоненты: идеалом социальной организации является община, объединяющая людей, достигших в своем развитии совершенства. Основанием подобного объединения является психологическая совместимость его членов. Для развития общества необходимо «воспроизводство гениев», т.е. улучшение «породы людей» онто - и филогенетическим путями. Возросшие посредством этого творческие способности людей в сочетании с комплексом мер, направленных на максимальную самореализацию каждой личности и немедленное внедрение всех открытий, сделанных гениями, приведет к резкому росту могущества человечества. Обеспечение подлинной демократии опирается на выборность и подотчетность руководителей, равное право всех и каждого избирать и быть избранным в Совет общины, а также заниматься работой, соответствующей уровню интеллекта и способностям каждого члена общества. Совершенствование социального устройства зиждется на силе убеждающего примера. Кровавые столкновения и войны, насилие и принуждение во всех их проявлениях должны быть полностью исключены из общественной жизни. Достижения науки необходимо использовать для всестороннего развития человечества, которое должно объединить свои силы для решения производственных, научных, нравственных и социальных проблем. Такое объединение требует ликвидации коммуникационных барьеров, развития транспорта и связи, упрощения и сближения языков.

В рамках космической философии К.Э. Циолковский изложил грандиозную программу спасения человеческого рода. Она состоит из последовательной реализации нескольких технократических проектов, каждый из которых связан с определенным этапом грядущих преобразований планетарной цивилизации.

Преобразование Земли К.Э. Циолковский рассматривал отнюдь не как конечную цель развития цивилизации, но лишь как одну из фаз, необходимую для подготовки человечества к широкому освоению космического пространства. Будущее человечества он связывал исключительно с завоеванием Вселенной, в необозримых просторах которой, по его мнению, со временем произойдет преобразование земной человеческой цивилизации в космическую. Именно в такого рода преобразовании и усматривал К.Э. Циолковский, на наш взгляд, залог спасения человечества. Трансформация земной планетарной цивилизации в космическую и есть, согласно мыслителю, тот единственный путь, который приведет человечество к грядущему блаженству, т.е. к бессмертию, всемогуществу, счастью, довольству и т.д.

Технократические проекты К.Э. Циолковского предполагают совершенствование биологической природы человека. Мыслитель был убежден, что человек примется за преобразование своего тела, множество недостатков которого будет устранено путем упражнения, подбора, скрещивания операций и другими способами. К.Э. Циолковский предполагал, что, посредством искусственного отбора на Земле в конце концов останется потомство одной наиболее совершенной пары, которое затем распространится на планетах, астероидах, в межзвездной среде. Искусственный отбор приведет также и к радикальному продлению жизни.

Особое место отводил мыслитель теме освобождения человека от страстей. В настоящее время, по его мнению, «многие люди не могли бы обойтись без страстей, потому что разум и воля их слабы. Но со временем, путем искусственного отбора, может быть произведено существо без страстей, но с высоким разумом». Это будет существо, « мало чувствительное к радости и страданиям. Получается философское равнодушие, равнодушие Будды, величие Нирваны. Не смертный покой, но жизнь, богатая делами, великими поступками, только философски спокойная»208.

Необходимо отметить, что особенно значительные изменения человека в отношении биологическом, как впрочем и в социальном и в нравственном должны будут произойти в процессе космической экспансии нашей цивилизации. Это потребует приспособления к непривычным условиям космоса. Однако естественный и искусственный отбор, по мнению мыслителя, выработают в течение тысячелетий очень совершенные организмы.

Обсуждая роль космического разума в эволюции Вселенной, К.Э. Циолковский высказал мысль о том, что по истечении тысячи миллионов лет на Земле уже не будет ничего несовершенного, вроде современных растений, животных и человека. По мнению мыслителя, для достижения всеобщего блаженства необходимо безболезненное уничтожение низших форм жизни, под которыми он подразумевал всех животных и некоторую часть растений.

Разум К.Э. Циолковский рассматривал как собирательное свойство всего человечества, взятого в его планетарном единстве, в котором индивид (личность, «я») полностью растворяется. Цели и интересы личности всецело подчинены этому высшему единству. Фактически человек исчезает в жизни целостного коллектива как надличностного организма. По мнению К.Э. Циолковского, общество имеет безусловный приоритет над индивидом,

208 Циолковский К.Э. Нирвана // Очерки о Вселенной. М., 1992, С. 10-11. который может быть уничтожен во имя общественного блага, состоящего в движении к вселенской гармонии.

Таким образом, космическая философия К.Э. Циолковского оказывается весьма необычным интеллектуальным феноменом. Она содержит явные черты социальной и космической утопии. Тем не менее, нельзя забывать, что именно космическая философия послужила концептуальной основой для разработки мыслителем конкретных научно - технических прогнозов освоения космоса, что блестяще подтвердили первые шаги космической эры. Более того, она уже ощутимо повлияла на современную цивилизацию, хотя и опосредовано, через космонавтику.

Современные космисты не связывают освоение космического пространства со спасением человечества в духе К.Э. Циолковского. Поэтому в настоящее время космонавтика утратила свое первичное значение и превратилась в узкотехническую отрасль знания, которая имеет вполне определенное практическое применение. Предполагается ее использование для снятия остроты глобальных проблем: экологической, демографической, сырьевой и энергетической. Трудно также переоценить и то значение, которое она может сыграть в решении проблемы человека, также выступающей одной из глобальных проблем современности.

Космонавтика уже сейчас достаточно органично включается в решение экологической проблемы. С помощью космического мониторинга окружающей среды можно оперативно получать информацию на глобальном уровне и оценивать степень воздействия человека на окружающую природную среду. Однако решение экологических проблем на Земле не ограничивается экомониторингом. С помощью средств космонавтики возможна изоляция особо опасных радиоактивных отходов; не исключено привлечение космической энергетики для решения проблемы энергетического кризиса без увеличения опасности парникового эффекта.

Возможно также восполнение убыли озонного слоя при помощи разных методов, подавление грозных атмосферных процессов на стадии зарождения и оперативная доставка в нужную точку планеты необходимых средств при помощи ракет. Становится реальным и предотвращение столкновения Земли с опасно приближающимися к ней крупными небесными телами путем организации увода последних с траектории на подступах к Земле с помощью бокового ядерного взрыва. Все эти примеры говорят о том, что космические средства оказываются эффективными средствами разрешения экологической проблемы.

В настоящее время мировое сообщество находится на переломном этапе своей истории. Перед ним стоит вопрос о выборе глобальных путей развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио - де -Жанейро в 1992 году рекомендовала ему перейти на модель «устойчивого развития». Переход на модель устойчивого развития - это, по мнению А.Д. Урсула, переход на путь глобального управляемого развития, целью которого является обеспечение непрерывного поступательного движения человечества, его безопасности во всех отношениях, реализация императивов ноосферного гуманизма и нравственного разума, сохранение биосферы планеты.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что вопрос освоения космоса, относящийся к компетенции перехода на модель устойчивого развития, не вошел в документы РИО - 92. Другими словами, разрабатываемая сейчас «Римским клубом» концепция «устойчивого развития» человечества практически не обращается к проблемам нашего космического будущего.

Возможно поводом для этого послужили продолжающиеся в настоящее время негативные воздействия космонавтики на окружающую планетарную и космическую среду. Они стали возможны, благодаря использованию устаревших технологий и подходов к освоению космического пространства, что является следствием искусственного сдерживания развития этой отрасли научно - технического знания. Поэтому для преодоления дальнейшего засорения экосистемы, необходимо в ближайшее время принять активные меры, направленные на преодоление факторов, препятствующих развитию космонавтики.

Между тем создание эколого - безопасного общества возможно лишь на пути широкого и активного использования средств космонавтики в ее наиболее совершенных, в том числе и безракетных вариантах. Исключение космонавтики из решения глобальных проблем предполагает лишь иллюзорный вариант их решения. Геоцентрическое видение выхода из антропологического кризиса и экологической катастрофы является ни чем иным, как архаизмом, не вписывающимся в новую модель поступательного движения цивилизации.

Вполне естественно предположить, что в ближайшее время произойдет смена господствующей в настоящее время экстенсивно-преобразовательной стратегии космической экспансии и дальнейшее освоение космоса в широких масштабах будет осуществляться в соответствии с принципами модели устойчивого развития.

Понятие «устойчивое развитие» выступает прежде всего синонимом выживания человечества и его непрерывного совершенствования, о чем мечтал еще К.Э. Циолковский. Однако мыслитель полагал, что без освоения космоса существование цивилизации, равно как и общественный прогресс не смогут оказаться устойчивыми и непрерывно длящимися. Поэтому он был уверен в том, что земное человечество неизбежно осуществит свой выбор в пользу грядущей космической цивилизации, вследствие чего оно неизбежно превратится в будущем в небывало мощный фактор эволюции космоса.

Именно К.Э. Циолковский заявил впервые о человечестве как о факторе эволюции космоса. В рамках своей космической философии он наметил контуры грандиозной по своему размаху концепции «совершенствования мира», которое, по его мнению, является как практической необходимостью, так и моральным долгом всякой космической цивилизации, в число которых мыслитель включил, в перспективе, и земную цивилизацию.

В рамках своей концепции К.Э. Циолковский построил модель мира, в котором эволюция природы, порождая разум, силами самого разума приводит к торжеству счастья и справедливости в мировом масштабе, т.е. развитие природы приводит к нравственному результату.

Однако человек, по мнению мыслителя, призван действовать так, чтобы не нести страдания и ущерба живому. Взаимосвязь и взаимообусловленность многообразных форм жизни в универсуме необходимо обусловливают такие отношения между ними, которые направлены на сохранение жизни вообще, иначе совершенствование ее будет невозможно. Поэтому господствующими являются отношения взаимотерпимости и взаимосотрудничества, а среди разумных существ нравственность становится не только законом жизни, но и коренным условием ее существования.

Это означает утверждение особой значимости категории «нравственности», которая отсутствует в лексиконе «Римского клуба», в трудах «РИО - 92», а все внимание сосредоточивается на ущербном понятии «устойчивое развитие». В российской же научной мысли эта категория занимает все большее место.

Так, академик Виктор Комаров полагает, что нравственность является антиподом энтропии. Другими словами, нравственность - это энтропия с другим знаком или нэгэнтропия, что согласно второму закону термодинамики означает порядок и жизнь, супротив хаоса и смерти, определяющих энтропию. Есть немало доказательств тождества нравственности и нэгэнтропии, благодаря чему абстрактная и безразмерная, на первый взгляд, категория «нравственность» приобретает четко выраженное физическое содержание.

Оказывается, что в реальном мироздании порядок и жизнь определяются только нравственностью.

Термин «нэгэнтропия» наилучшим образом характеризует высокоразвитую космическую цивилизацию. Цивилизацию такого типа вполне можно определить как нэгэнтропийную цивилизацию, т.е. цивилизацию, достигшую бессмертия. Бессмертие же достигается только через нравственное совершенствование. Становясь нравственной, поступая в соответствии с императивами космической этики, цивилизация приобретает бессмертие -высшую степень нэгэнтропии.

О цивилизации именно такого типа мечтал К.Э. Циолковский, разрабатывая проекты преобразования земного человечества. Только такая цивилизация выступает действительной носительницей высшего разума и полной выразительницей воли Вселенной. Нэгэнтропийная цивилизация и есть тот тип социокосмической организации, имея которую, разумные существа обретают спасение, т.е. счастье, покой, могущество и т.д.

Прообразом или прототипом нэгэнтропийной цивилизации в ближайшем будущем может оказаться постиндустриальная (ноосферная) цивилизация, которая, в космической перспективе, идет на смену цивилизации аналитической волны. Ее материальное и духовное производство формируется как практическое снятие противостояния общества природе. Фундаментальные технологические принципы этой цивилизации определимы как антитезис принципам преобразующей технологии: 1) принципу анализа - возможно более полный синтез производственных процессов, предметов и продуктов труда; 2) принципу извлечения - принцип единства технологических и естественных процессов; 3) принципу противопоставления - принцип сонаправленности сил природы, свойств и вещей в процессе производства.

Эти технологические принципы и формируют синтетическую модель развития постиндустриальной цивилизации, появление которой неизбежно,

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кофанов, Сергей Викторович, 2000 год

1. Циолковский К.Э. Юношеские работы // Некоторая иллюстрация к «Грезам». 1879. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр. 29.

2. Циолковский К.Э. Вычисления и формулы, относящиеся к вопросу о межпланетных сообщениях (Вопрос о вечном блаженстве). 1879. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.ЗО.

3. Циолковский К.Э. (Молитва). 1887. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.369.

4. Циолковский К.Э. Изменение относительной тяжести на земле // Фантазия и действительность о небе. 1894. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.227.

5. Циолковский К.Э. Научные основания религии. 1896. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.370.

6. Циолковский К.Э. Разъяснение молитвы господней и выражение ее живыми словами. 1898. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.371.

7. Циолковский К.Э. Этика или естественные основы нравственности. 19021903. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.372.

8. Циолковский К.Э. Христианство. Евангелие Матвея с комментариями. 19181919. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.383.

9. Циолковский К.Э. Общественный строй. 1918. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.387.

10. Циолковский К.Э. Эволюция представлений о божестве. 1918. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.389.

11. Циолковский К.Э. Первопричина. 1918. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.393.

12. Циолковский К.Э. Социология (Фантазия). Приключение атома. 1918. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.394.

13. Циолковский К.Э. Фатум, судьба, рок. 1919. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.1.

14. Циолковский К.Э. Христианство. Предание о жизни и учении Христа по Луке. 1920. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.405.

15. Циолковский К.Э. Христианство. Воскрешение галилейского плотника. 1920. Архив РАН, ф. 555, оп.1, ед. хр.406.

16. Циолковский К.Э. Гипотеза Бора и строение атома. 1923. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.328.

17. Циолковский К.Э. Прошедшее и будущее камней, вещей, растений, животных и человека. 1923. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.424.

18. Циолковский К.Э. О душе, о духе и о причине. 1923. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.429.

19. Циолковский К.Э. Благодарность. 1923. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.431.

20. Циолковский К.Э. Автобиография. 1924. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.2.

21. Циолковский К.Э. Радость и страдание. 1924. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.434.

22. Циолковский К.Э. Монизм космоса в отношении радости и горя. 1924. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.435.

23. Циолковский К.Э. Мои идеи монизма в 1924 году. 1924. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.437.

24. Циолковский К.Э. Есть ли бог? 1925. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.440.

25. Циолковский К.Э. Автобиографические черты. 1927. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.З.

26. Циолковский К.Э. Научная этика. 1927-1928. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.448.

27. Циолковский К.Э. Атомы. (К «Монизму»). 1927. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.449.

28. Циолковский К.Э. Периодичность и нисходящий порядок космоса. О соответствующих существах разной плотности. 1927. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.263.

29. Циолковский К.Э. Горе человечества. 1927. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.452.

30. Циолковский К.Э. К монизму. 1927. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.458.

31. Циолковский К.Э. Из моей жизни. 1928. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.4.

32. Циолковский К.Э. Что делать на Земле. 1928. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.461.

33. Циолковский К.Э. Совершенство жизни Вселенной. 1928. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.463.

34. Циолковский К.Э. Жизнь человечества. 1930. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.467.

35. Циолковский К.Э. Пояснения к «Монизму» и «Этике». 1930. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.469.

36. Циолковский К.Э. Есть ли бог? 1931. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.474.

37. Циолковский К.Э. Есть ли духи? 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.479.

38. Циолковский К.Э. Свойства космоса. 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.481.

39. Циолковский К.Э. Ничего нет (мысли безбожника). 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.482.

40. Циолковский К.Э. Космос есть животное. 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.483.

41. Циолковский К.Э. Беседы о Земле. 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.347.

42. Циолковский К.Э. Господство жизни и разума. 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.485.

43. Циолковский К.Э. Моя жизнь (черты из автобиографии). 1932. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.8.

44. Циолковский К.Э. Есть ли бог? 1932. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.491.

45. Циолковский К.Э. Бесконечность. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.494.

46. Циолковский К.Э. Простые мысли о вечности материи и чувства при плавном или неплавном изменении формы тела. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.495.

47. Циолковский К.Э. Существа выше человека. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.499.

48. Циолковский К.Э. Разум космоса и разум его существ. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.500.

49. Циолковский К.Э. Граждане вселенной. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.502.

50. Циолковский К.Э. Порядок космической философии и ее выводы. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.504.

51. Циолковский К.Э. Права и обязанности существ. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.506.

52. Циолковский К.Э. Непрерывность жизни. 1933. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.509.

53. Циолковский К.Э. Значение индустрии. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.513.

54. Циолковский К.Э. Земная этика. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.514.

55. Циолковский К.Э. Вместо злорадства ликвидация несовершенного и эгоистическое сострадание. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.515.

56. Циолковский К.Э. Оценка людей. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.516.

57. Циолковский К.Э. Что чувствует. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед.хр.519.

58. Циолковский К.Э. Права материи и низших существ и обязанности высших. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.523.

59. Циолковский К.Э. Блуждание материи при жизни одного существа. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.524.

60. Циолковский К.Э. Почему во вселенной царствует разум и могущество. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.525.

61. Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения. 1934. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.532.

62. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. I вариант. 1935. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.13.

63. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. II вариант. 1935. Архив РАН, ф.555, оп.2, ед. хр.14.

64. Циолковский К.Э. Космическая философия. 1935. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.534.

65. Циолковский К.Э. Конспект космической философии. 1935. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.535.

66. Циолковский К.Э. Автобиографические черты. Б/д. Архив РАН, ф.555, оп.1, ед. хр.565.

67. Циолковский К.Э. Обратимость явлений вообще. Архив РАН, ф.555, оп.1.

68. Циолковский К.Э. Основные физические гипотезы. Архив РАН, ф.555, оп.1.

69. Циолковский К.Э. Земные катастрофы. Архив РАН, оп.1, ед. хр. 247.1. Изданные труды

70. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения. М, 1895.

71. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами // Вестник воздухоплавания. 1911-1912.

72. Циолковский К.Э. Первая модель чисто металлического аэроната из волнистого железа. Калуга: издание автора, 1913.

73. Циолковский К.Э. Второе начало термодинамики. Калуга: издание автора, 1914.

74. Циолковский К.Э. Нирвана. Калуга: издание автора, 1914.

75. Циолковский К.Э. Образование Земли и солнечных систем. Калуга: издание автора, 1915.

76. Циолковский К.Э. Общий алфавит и язык. Калуга: издание автора, 1915.

77. Циолковский К.Э. Знание и его распространение. Калуга: издание автора, 1915.

78. Циолковский К.Э. Горе и гений. Калуга: издание автора, 1916.

79. Циолковский К.Э. Кинетическая теория света // Известия Калужского общества изучения природы. Кн.З. Калуга, 1919.

80. Циолковский К.Э. Богатства Вселенной. Калуга: издание автора, 1920.

81. Циолковский К.Э. Атлас дирижабля из волнистой стали. Калуга: издание автора, 1925.

82. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной (Конспект). Калуга: издание автора, 1925.

83. Циолковский К.Э. Образование солнечных систем и споры о причине космоса. Калуга: издание автора, 1925.

84. Циолковский К.Э. Причина космоса. Калуга: издание автора, 1925.

85. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами. Калуга: издание автора, 1926.

86. Циолковский К.Э. Общечеловеческая азбука, правописание и язык. Калуга: издание автора, 1927.

87. Циолковский К.Э. Дополнение к «Образованию солнечных систем». Калуга: издание автора, 1928.

88. Циолковский К.Э. Моя пишущая машинка. Двигатели прогресса. Калуга: издание автора, 1928.

89. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие. Калуга: издание автора, 1928.

90. Циолковский К.Э. Ум и страсти. Калуга: издание автора, 1928.

91. Циолковский К.Э. Будущее Земли и человечества. Калуга: издание автора,1928.

92. Циолковский К.Э. Прошедшее Земли. Калуга: издание автора, 1928.

93. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга: издание автора, 1928.

94. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества. Калуга: издание автора, 1928.

95. Циолковский К.Э. Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение. Калуга: издание автора, 1929.

96. Циолковский К.Э. Цели звездоплавания. Калуга: издание автора, 1929.

97. Циолковский К.Э. Современное состояние земли. Калуга: издание автора,1929.

98. Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга: издание автора, 1930.

99. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Калуга: издание автора, 1931.

100. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни // в сб. К.Э. Циолковский. М., 1939.

101. Циолковский К.Э. Только ли фантазия // Собр. соч. в 4-х тт., т.2, М.: Наука, 1954.

102. Циолковский К.Э. Путь к звездам // Сборник научно-фантастических произведений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960.

103. Циолковский К.Э. Исследование мировых пространств реактивными приборами // Избр. пр. М., 1962.

104. Циолковский К.Э. Животное космоса // Собр. соч. в 4-х тт., т.4, М.: Наука, 1964.

105. Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения. Историко-астрономические исследования. Вып. XV. М., 1980.

106. Циолковский К.Э. Космическая философия // Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула: Приокское книжное издательство, 1986.

107. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. Тула, 1986.

108. Циолковский К.Э. Научная этика // Грезы о земле и небе. Тула, 1986.

109. Циолковский К.Э. Космическая философия // Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.

110. Циолковский К.Э. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

111. Циолковский К.Э. Граждане Вселенной // Очерки о Вселенной. М., 1992.

112. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе или истинное себялюбие // Очерки о Вселенной. М.,1992.

113. Циолковский К.Э. Необходимость космической точки зрения // Очерки о Вселенной. М.,1992.

114. Циолковский К.Э. Нирвана// Очерки о Вселенной. М., 1992.

115. Циолковский К.Э. Радость смерти // Очерки о Вселенной. М.,1992.

116. Циолковский К.Э. Утописты // Вопросы философии. 1992, №6.

117. Циолковский К.Э. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992, № 6.

118. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм. М., 1993.

119. Циолковский К.Э. Космическая философия // Русский космизм. М., 1993.

120. Исследовательская литература

121. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М.: МГУ, 1992.

122. Алексеева В.И. К.Э. Циолковский и эпоха 60-70 годов XIX в. // Труды XIX чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1985.

123. Атманских A.C. Вульгарный материализм и русская философия второй половины XIX века // Философские науки. 1986, №5.

124. Брюханов В.А. Мировоззрение К.Э. Циолковского и его научно-техническое творчество. М.: Соцэкгиз, 1959.

125. Вишев И.В. Русский космизм и взгляды К.Э. Циолковского на проблему бессмертия человека // Труды XXVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1994.

126. Воробьев Б.Н. Циолковский. М., 1940.

127. Голубев В., Шаповалова Н. Что же такое устойчивое развитие // Свободная мысль. 1993, № 5.

128. Гаврюшин Н.К., Тихонравов М.К. 130 лет со дня рождения К. Фламмариона // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 14. М.: ИИЕТ АН СССР, 1972.

129. Гаврюшин Н.К. Космические полеты логика развития художественной и научной идеи от античности до XX в. // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 16. М.: ИИЕТ АН СССР, 1972.

130. Гаврюшин Н.К. Формирование идеи освоения космоса в XVIII-XIX вв. // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 21. М.: ИИЕТ АН СССР, 1973.

131. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и атомистика // Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. М.: ИИЕТ АН СССР, 1973.

132. Гаврюшин Н.К. Гансвиндт и Циолковский (сравнительный анализ философских идей) // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 25. М., 1975.

133. Гаврюшин Н.К. Историко-философские взгляды К.Э. Циолковского // Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М.: ИИЕТ АН СССР, 1975.

134. Гаврюшин Н.К. К.Э. Циолковский и JI.H. Толстой // Доклад на X Чтениях К.Э. Циолковского, 1975. Архив ГМИК им. К.Э. Циолковского (Калуга).

135. Гаврюшин Н.К. Критика космизма H.H. Страховым // Из истории авиации и космонавтики. Вып. 30. М.: ИИЕТ АН СССР, 1976.

136. Гаврюшин H.K. Космическая философия Джона Фиска (1842-1901) // Труды X-XI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1978.

137. Гаврюшин Н.К. Античные мотивы в творчестве Циолковского // Труды XII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. М.: ИИЕТ АН СССР, 1979.

138. Гаврюшин Н.К. Мир как целое. H.H. Страхов о развитии естествознания // Природа. 1982, №7.

139. Гаврюшин Н.К. Предвидение в творчестве К.Э. Циолковского // Труды XIII-XIV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1982.

140. Гаврюшин Н.К. Ньютон и Циолковский (к типологии творческих установок) // Труды XX Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. М.: ИИЕТ АН СССР, 1987.

141. Гаврюшин Н.К. Т.И. Райнов и русский космизм // Памятники науки и техники 1989. М.: Наука, 1990.

142. Гаврюшин Н.К. Космический путь к «вечному блаженству (К.Э. Циолковский и мифология технократии) // Вопросы философии. 1992, № 6.

143. Гаврюшин Н.К. А был ли русский космизм? // Вопросы естествознания и техники. 1993, № 3.

144. Гаврюшин Н.К. Прозрения и иллюзии русского космизма // Философия русского космизма. М., 1996.

145. Гвай И.И. О малоизвестной гипотезе К.Э. Циолковского. Калуга, 1959.

146. Гиренок Ф.И. Русский космизм: поворот к новому язычеству // Труды XXVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1994.

147. Горюн Г.В. Творческие связи К.Э. Циолковского и H.A. Морозова // Труды XII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1979.

148. Губович И.А. Этические взгляды К.Э. Циолковского // Труды VIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1974.

149. Губович И.А. К.Э. Циолковский о взаимосвязи философии и естествознания // Труды IX Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М.: ИИЕТ АН СССР, 1975.

150. Желнина Т.Н. К вопросу о формировании атеистических взглядов К.Э. Циолковского // Труды XVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М.: ИИЕТ АН СССР, 1982.

151. Идеи К.Э. Циолковского и современные научные проблемы. М., 1984.

152. Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как характерные свойства обитаемой космической системы // Изв. Астроф. Инта АН Каз.ССР, 1958, т.7.

153. Казютинский В.В. Философский анализ взглядов К.Э. Циолковского на эволюцию Вселенной // Труды X-XI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1978.

154. Казютинский В.В. Методологические и мировоззренческие аспекты антропного (антропологического) принципа в космологии // К.Э. Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986.

155. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского и современная научная картина мира // Труды ХУШ-ХХ Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1988.

156. Казютинский В.В., Балашов Ю.В. Антропный принцип: история и современность // Природа. М., 1989, № 1.

157. Казютинский В.В. Человек, мир, Бог в космической философии К.Э. Циолковского // Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М., 1992.

158. Казютинский В.В. Русский космизм и мировая культура // Труды XXVIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». (Космизм, космонавтика и перспективы цивилизации). М., 1995.

159. Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма. М., 1996.

160. Кириленко Н.Д. Взгляды К.Э. Циолковского на происхождение и развитие нравственности // Труды XI-XII Чтений К.Э. Циолковского .Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1980.

161. Клементьев B.C. К.Э. Циолковский об эволюции материи // Труды X Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1977.

162. Кольченко И.А. К.Э. Циолковский о судьбе человечества в космосе // Труды III-IV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.:ИИЕТ, 1969.

163. Кольченко И.А. Социологические идеи К.Э. Циолковского // Труды III-IV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1969.

164. Космодемьянский A.A. К.Э. Циолковский о науке и научном творчестве // Труды XIII-XIV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.:ИИЕТ АН СССР, 1982.

165. Космодемьянский A.A. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). М: Наука, 1988.

166. Кочетков В.Н. Влияние Д.И. Писарева на формирование мировоззрения К.Э. Циолковского // Труды XVII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ, 1983.

167. Ланге Ф.А. История материализма. Киев-Харьков, т.1, 1899.

168. Лурье С .Я. Демокрит. Л., 1970.

169. Лыткин В.В. Социокультурный фон возникновения идеи космизма в России // Труды XXVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1994.

170. Марков М.А. О понятии первоматерии // Вопросы философии. 1970, № 4.

171. Моисеев H.H. Экология глазами математика. М., 1988.

172. Моисеев Н.Н. Возвращение к гуманистическим традициям // Наука и жизнь. 1988, №4.

173. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., 1972.

174. Несмелов В.И. Наука о человеке // Русская религиозная антропология. М., 1997.

175. Огурцов А.П. К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский // Труды X Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского. М.: ИИЕТ АН СССР, 1977.

176. Петрицкий В.А. К.Э. Циолковский и А. Швейцер: у истоков космической этики // Труды XXVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1994.

177. Семенова С.Г. Русский космизм // Русский космизм. М., 1993.

178. Стемпурский Ю.А., Абросимов В.А. Субъектно-объектный подход к космической деятельности в творчестве К.Э. Циолковского // Труды XIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса. М., 1980.

179. Степин B.C. Экологический кризис и будущее цивилизации. Послесловие // Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

180. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 1998.

181. Урсул А.Д. К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса // Труды VII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.: ИИЕТ АН СССР, 1973.

182. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990.

183. Урсул А.Д. Загрязнение космического пространства // Земля и Вселенная. 1992, №2.

184. Урсул А.Д. Космическая философия К.Э. Циолковского и становление ноосферы // Вопросы истории естествознания и техники. 1992, № 4.

185. Урсул А.Д. Новая модель развития общества и освоение космоса // Земля и Вселенная. 1993, № 5.

186. Урсул А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития). М., 1993.

187. Урсул А.Д. Космическая деятельность и модель устойчивого развития // Труды XXVIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1995.

188. Фаддеев Е.Т. Космонавтика и общество. ч.1-2. М., 1970.

189. Фаддеев Е.Т. К.Э. Циолковский о бесконечном развитии Вселенной // Труды Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского». М.-.ИИЕТ АН СССР, 1972.

190. Фаддеев Е.Т. Идея бессмертия человечества у К.Э. Циолковского // Философские науки. 1975, № 2.

191. Фесенкова Л.В. Утопизм К.Э. Циолковского и традиции восточного мышления // Труды XXVI Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1994.

192. Фесенкова Л.В. Русский космизм сегодня // Философия русского космизма. М., 1996.

193. Хайруллин К.Х. Антропокосмизм К.Э. Циолковского и Н.Г. Холодного // Труды XIV Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М.:ИИЕТ АН СССР, 1980.

194. Хайруллин К.Х. Материалистический подход к проблеме бессмертия человечества в трудах К.Э. Циолковского // Труды XVII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М.: ИИЕТ АН СССР, 1983.

195. Хозин Г.С. Освоение космоса как глобальная проблема современности // Глобальные проблемы и будущее человечества. Вып.5. М., 1987.

196. Хорунжий A.B. К.Э. Циолковский о перспективах развития человеческого общества // Труды XXIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «Исследование научного творчества К.Э. Циолковского и история авиации и космонавтики». М.: ИИЕТ АН СССР, 1990.

197. Шардыко С.К. Прогностический потенциал антропокосмического принципа // Труды XXVIII Чтений К.Э. Циолковского. Секция «К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса». М., 1995.

198. Шкловский И.С. О возможной уникальности разумной жизни во Вселенной // Вопросы философии. 1976, № 9.

199. Школенко Ю.А. Философия, экология, космонавтика. М., 1983.

200. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

201. Диссертационные исследования

202. Брюханов В.А. О философской основе научно-технического творчества К.Э. Циолковского. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Л., 1954.

203. Васецкий A.A. Идеи социокосмизма в произведениях H.A. Морозова. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. М., 1987.

204. Дудкина И.А. Мировоззренческие проблемы в творчестве К.Э. Циолковского /отношение человек-Вселенная/. Автореф. дисс. . канд. фил. наук.-М., 1983.

205. Клементьев B.C. Проблемы развития в трудах К.Э. Циолковского и современность. Автореф. дисс. канд. фил. наук. Саратов, 1978.

206. Кольченко И.А. К.Э. Циолковский как мыслитель. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. М., 1968.

207. Шамов С.А. Философские взгляды К.Э. Циолковского. Дисс . канд. фил. наук. М., 1965.

208. Шаронова A.A. Формирование философских взглядов К.Э. Циолковского. Дисс. канд. фил. наук. М., 1989.1. Дополнительная литература

209. Бердяев H.A. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.

210. Блаватская Е.П. «Пролог» к «Тайной доктрине» // Вопросы теософии. Вып.2, Спб., 1910.

211. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Берлин, 1915.

212. Бранский В.П. Философские основания проблемы синтеза релятивистских и квантовых принципов. Л., 1973.

213. Булгаков С.Н. Религия человекобожества у Л. Фейербаха. М.: Свободная совесть, 1906.

214. Бюхнер Л. Сила и материя. СПб., 1907.

215. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1935.

216. Дюпрель К. Борьба за существование в небесном пространстве // Знание, 1875.

217. Дюпрель К. Философия мистики, или двойственность человеческого существования. Пер. С нем. М.С. Аксенова. Спб., 1895.

218. Ю.Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология: теории и наблюдения. М., 1978.

219. П.Ковалев A.M. Изменяющийся и самоорганизующийся мир. Т.2. М., 1999.

220. Кутырев В.А. Космизация Земли как угроза человечеству // Общественные науки и современность. 1994, №2.

221. З.Лавров П. А. Величина прогресса в человечестве // Лавров П. А. Исторические письма. 5-е изд. Пг., 1917.

222. Н.Ледбитер Ч. Невидимые помощники и невидимый мир. Калуга, 1909.

223. Лотце Г. Микрокосм. М., т.1,1866.

224. Морозов H.A. На границе неведомого. М., 1910.

225. Муравьев В.Н. Овладение временем. М., 1924.

226. Мартыненко Н.И. Глобальные проблемы современности, их сущность, причины и пути разрешения // Основы философии. М., 1997.

227. Ретцель Г.Ф. Краткое извещение о невидимом существе и о находящихся в неизмеримом его пространстве тварях добрых и злых, также звездных и стихийных духах, о происхождении духов, существе и действии их. М., 1784.

228. Романенко Б.И. Космический набат. Калуга: Облиздат, 1997.

229. Рубцов В.В., Урсул А.Д. Проблема внеземных цивилизаций. Кишинев, 1987.

230. Спенсер Г. Основания этики. Соч., т.5, СПб., 1899.

231. Уоллес А.Р. Место человека во Вселенной. СПб., 1904.

232. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

233. Фламмарион К. Множественность населенных миров и условия обитаемости небесных земель с точки зрения астрономии, физиологии и естественной философии. СПб., 1898.

234. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма // Путь. Париж. 1926, №4.

235. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

236. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм. М., 1993.

237. Чижевский А.Л. Теория космических эр // Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.3О.Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. М., 1995.31 .Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М, 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.