Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе: Сравнительно-исторический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Савинова, Мария Адриановна

  • Савинова, Мария Адриановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 175
Савинова, Мария Адриановна. Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе: Сравнительно-исторический анализ: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Улан-Удэ. 1998. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Савинова, Мария Адриановна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ.

1.1 Возникновение Международного Общества Сознания

Кришны (ИСККОН) и его деятельность

1.2 Сотворение материального мира и история

ведической культуры в свете ведических писаний

1.3 Господь Чаитанйа и Его последователи

1.4 Философские аспекты религиозного Движения

Сознания Кришны

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕРЫ БАХАИ КАК МИРОВОЙ РЕЛИГИИ.

2.1 Зарождение и развитие Веры бахай

2.2 Концепция Веры бахай

2.3 Административный Порядок Веры бахай

2.4 Жизнь общины бахай

2.5 Миропорядок Бахауллы

2.6 История развития Веры бахай в России

ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ НЕТРАДИЦИОННЫХ

КОНФЕССИЙ В БУРЯТИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кришнаизм и Вера бахаи в полиэтническом регионе: Сравнительно-исторический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из особенностей культурной и духовной жизни Бурятии 90-х годов является большой всплеск интереса населения к той стороне духовной жизни, которая связана с верой, с осознанием предназначения человека на Земле. Если еще лет десять назад религия в нашем обществе выступала «внесистемным, чуждым социализму образованием, пережитком прошлых исторических эпох»1, то после так называемой «перестройки», когда в обществе начались радикальные перемены в ее социально-экономической сфере, процесс религиозного осознания значительно ускорился. Принятие нового Закона о свободе вероисповедания в 1990г. явилось своеобразной легитимацией властями этого явления, следствием изменения отношения к религии со стороны государства. Духовные поиски среди населения республики идут очень интенсивно и охватили все его социальные слои независимо от образования, возраста, пола и политических убеждений. В духовной жизни общества образовался своеобразный вакуум, та духовная жажда, утолить которую в силу ряда исторических причин действующие религиозные институты оказались не в состоянии. Но духовная жизнь не терпит пустоты. И чтобы заполнить этот вакуум, в страну хлынули иностранные миссионеры, проповедники, «учителя» разных религиозных направлений.

Ситуация в стране оказалась более чем благоприятной для деятельности как истинных, но нетрадиционных для наших мест, религий, так и тоталитарных, деструктивных сект. По сведениям печати, к началу 1997г. в стране было зарегистрировано более шести тысяч организаций сектантского типа, около полутора миллионов молодых людей в возрасте до 25 лет находятся

1 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. -2-е изд., доп. -М.: Мысль, 1985. С. 4.

в настоящее время под влиянием религиозных культов1. Очевидно, что в духовной жизни общества сейчас идет ожесточенная борьба за души людей, идет интенсивная духовная обработка молодежи. Некоторые богатые религиозные организации проявляют большую активность по распространению своего учения в высших и средних учебных заведениях. Например, в Санкт-Петербурге и в других крупных городах страны, благодаря щедрым пожертвованиям Церкви Сан Мен Муна различным чиновникам от образования, его учение преподается во многих учебных заведениях страны. Согласно последним научным исследованиям в России, мунизм противостоит построению правового государства и вступает в противодействие с самими основами культурного здания России2.

Общественность и традиционные религиозные конфессии начали выражать вполне обоснованную обеспокоенность по поводу засилья в стране иностранных религиозных объединений, групп и движений. Особенно активно эта обеспокоенность стала проявляться в средствах массовой информации после газовой атаки сектантской организации «АУМ синрике» в токийском метро, когда от нервно-паралитического газа пострадало свыше пяти тысяч человек3. Как впоследствии оказалось, в деятельность этой секты было вовлечено 48600 россиян4. Однако, следует отметить, что Закон о вероисповедании 1990г. открыл свободный доступ в Россию не только для тоталитарных культовых новообразований, но и для тех новых религиозных движений, которые не несут в себе деструктивные черты, а имеют тенденцию утверждаться как «истинные» и занять свое место среди традиционных мировых религий.

В настоящее время в обществе давно назрела острая необходимость отделить зерна от плевел, определить какие из новых религиозных организаций несут в себе угрозу личности, обществу и, в конечном счете, государству; а

1 Нисаренко Д. Почему молодежь выбирает секты//АИФ.-1997.-^МЬ1-2. С. 11.

1 Кузнецова Т.Н. «Церковь Объединения»: образ жизни, вероучение, религиозная рпактика: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М.,1997. -С.20.

3 Солнцев В. Откуда такие связи?// АИФ.-1995.-№13. -С.5.

4 Нисаренко Д. Почему молодежь выбирает секты. С.11.

какие призваны удовлетворить духовные потребности человека, указать ему нужное направление в его поисках смысла жизни и просто самосовершенствования. Поэтому, как нам представляется, перед наукой сейчас стоит актуальная задача внимательнейшим образом разобраться в этом необычном для нашей действительности явлении, глубоко и всесторонне изучить каждое из новых течений традиционных религий и, особенно, нетрадиционные для наших мест религиозные конфессии и выработать по отношению к ним соответствующие рекомендации. Актуальность данной проблемы, на наш взгляд, не вызывает сомнений. Мы поднимаем этот вопрос, потому что наша республика, являясь самым северным монголоязычным регионом Центрально-Азиатского ареала, тоже не избежала внимания зарубежных проповеднических организаций.

Сейчас, в конце XX в., история в своем развитии сделала свой очередной виток и Бурятия вновь переживает процессы, аналогичные тем, которые проходили здесь несколько столетий назад. Тогда на территорию, где традиционно господствовал шаманизм, начинают проникать две мировые религии - сначала буддизм в XVI в., а два столетия спустя православное христианство. Нечто подобное переживаем мы и сейчас.

С начала 90-х годов в Бурятию, на фоне деятельности исторически сложившихся этноконфессиональных организаций, таких как Русская Православная Церковь (РПЦ), Древлеправославная Церковь (ДПЦ), Центральное Духовное Управление буддистов, Традиционная буддийская Сангха России, а также различных буддийских и шаманистских религиозных центров, стали проникать и новые нетрадиционные для нашего региона религиозные движения. История повторяется, но только на качественно ином уровне. В настоящее время на территории Бурятии, главным образом в столице республики, развернули свою деятельность такие религиозные объединения как Новоапостольская церковная община, община Церкви Божией Матери Преображающейся, общество «Сознания Кришны» (Бурятский

проповеднический центр «Харе Кришна»), община последователей Веры бахай, Дзогчен община «Палбарлинг», буддийские общины «Ламсан», «Дхарма-центр», «Арьяа-Баала» и др. (см. Приложения № 1, 2, 3). Деятельность пресловутой «АУМ синрике», к счастью, нас не коснулась. Зато не раз давало о себе знать в нашей республике другое религиозное течение, мунитское, о котором уже говорилось выше. Так, в январе 1997г. в столице республики прошли международная конференция «Нравственное возрождение: истинные семьи и здоровое общество» и «Праздник Истинной Семьи». Их организовала и проводила Федерация семей за мир во всем мире. Как известно, эта организация основана преподобным Сан Мен Муном, и входит в мунитское движение Объединения. В этих мероприятиях приняли участие и представители нашего правительства, несмотря на то что официальную юридическую регистрацию в нашей республике эта организация не прошла. По сообщениям печати, Церковь Объединения Сан Мен Муна обладает значительными финансовыми средствами и проявляет большую активность. В последнее время участились попытки со стороны этой Церкви ввести принципы Муна в официально утвержденные школьные программы под видом преподавания «истории религии» или других связанных с религией и философией предметов1. Это не может не настораживать, если нам не безразлична духовная жизнь нашего подрастающего поколения.

Среди тех новых религиозных групп и общин, которые развернули свою деятельность в республике и которые не рассматриваются широкой общественностью как деструктивные, значительная часть представляет собой различные течения неправославного христианства и буддизма. У истоков деятельности христианских протестантских общин стояли большей частью иностранные миссионеры. Принимая во внимание то, что еще в первой половине XIX в. активную миссионерскую работу среди забайкальских бурят

1 Зачеты по научному мунизму: Покровителем Церкви Единения был Горбачев/Югонек.-1995.- ¿&19.-С.47.

проводили английские христиане1, деятельность современных иностранных миссионеров-христиан не явилась для подавляющего большинства населения чем-то необычным. Необычность в данном случае заключалась не в самой религии, а в иностранном происхождении миссионеров-представителей этой религии. Чего не скажешь о деятельности общества «Сознания Кришны» и общины последователей Веры бахай, которые проникли в Бурятию тоже не без помощи иностранцев, но сами конфессии были явлением совершенно новым для населения.

Особенностью этих двух религиозных движений является то, что вплоть до недавних времен узнать о них можно было только понаслышке. Никто прежде не распространял учения и философию этих религий на территории Байкальского региона. Объектом исследования настоящей работы является деятельность нетрадиционных конфессиональных организаций «Сознания Кришны» и «Вера бахай», осуществляемая с момента возникновения в рамках их традиционного ареала, а также их деятельность в Бурятии на протяжении последних десяти лет. Предметом исследования являются сами эти конфессии. Серьезное исследование этой интересной проблемы требует тщательного изучения философии и концептуальных основ этих вероучений, что даст возможность получить более четкое представление об их основных положениях и целях.

Небезынтересными представляются вопросы о том, что в них привлекло ту часть нашей молодежь, решившую стать адептами этих религий, каковы мотивы, побудившие их остановить свой выбор на этих чужеродных конфессиях, минуя традиционные. Исследование этих вопросов представляет интерес не только для религиоведческой науки, но и для мировой истории в целом, а также для социальной психологии, философии, культурологи и отечественной истории.

1 Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурятЯХристианство и ламаизм у коренного населения Сибири. -Л.:Наука, 1979. -С. 137; Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят (1861-1917): Дисс.к.и.н,- Улан-Удэ: БГУД997.-С.30.

Состояние и степень изученности темы

Новые религиозные течения - Вера бахай и Движение Сознания Кришны - попали в поле зрения ученых сравнительно недавно (Вера бахай - в конце XIX в., Сознание Кришны - с 60-х годов текущего столетия). И хотя к настоящему времени мы имеем обширную библиографию, посвященную индуизму и исламу - материнским религиям исследуемых религиозных течений, приходится констатировать слабую изученность интересующей нас проблемы. Косвенно эти конфессиональные новообразования затрагиваются в работах Б.З. Фаликова1, З.Миркиной и Г. Померанц2, а так же упоминаются в ряде справочных изданий3. Однако в качестве самостоятельного объекта исследования эти вероучения не выделяются. Эти конфессии представлены, большей частью, листовкам, буклетами, а также газетными и журнальными статьями и интервью В.Секерина, Л.Лайнера, Г.Тумаркиной, В.Еремина, Н.Требушевской, А.Климова, А.Кумани, Б.Бердыев, Л.-Х.Гомбоевой, Т.Бадмаева4 и др. Работы этой группы авторов носят обзорный не совсем научный характер, поскольку написаны на основании субъективных суждений без привлечения священных текстов учений.

Б.З.Фаликов в очерке, единственной найденной нами значительной работе, посвященной Движению Харе Кришна, пишет главным образом о Шриле Прабхупаде, основателе Движения, не освещая философских основ этого религиозного учения. Поскольку без глубокого и всестороннего изучения философии того или иного религиозного течения невозможно, на наш взгляд, объективно судить является ли оно истинным или нет, то этой работы

1 Фаликов Б.З. Неоиндуизм я западная кулмура. -М.,: Наука, 1994.-С. 149-189.

2 Мнркина 3, Померанц Г. Великие религии мира. -М.: Рипол, 1995.-С.313-314.

3 БСЭ.2-е изд. М.,1950.Т.5.С.129; МСЭ.2-е над. М.Д950.Т.1.С.895; Всемирное писание. М.:Республнка,1995. С.38-39.

4 Секерин В. Провозвестники новой зры//Читннское обозрение.-1996.-14 сент.;Лайнер Л. Слуги единого Госнода/Лайная власть.-199б.-№7; Гумаркина Г. Во времи молитвы не входить! // МН. Материалы Улаи-Удэнской общины бахай. ■ Б. м. и г. и.; Еремин В. Педагогика духовности // Челябинский рабочий. -1996. - 28 сент.; Требушевская Н. Вера бахай // Авангард. -1993. - 24 марта; Климов А. Хотелось бы верить Н Труд. -1992. -19 нояб.; Кумани А. Семь храмов бахай // Наука и жизнь. - М. -1996. -10 дек.; Бердыев Б. Ашхабадские бахаисты // Союз. -1990. - №37; Гомбоева Л-Х. «Пища для жизни» - для ветеранов войны и труда И Бурятия. -1996. - 15мая; Бадмаев Т. Коммунизм на Приречной // Информполнс. -1996. - 8 мая.

недостаточно для того, чтобы получить исчерпывающее представление о Движении Сознания Кришны.

В диссертации А.З.Бадмаева на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Молодежные организации Республики Бурятии на современном этапе (1985-1995гг.)»1 посвящено несколько страниц Сознанию Кришны. Следует отметить несколько негативное отношение к Движению со стороны исследователя. Деятельность общины бахай в диссертации не рассматривалась. Его критическое отношение, по видимому, сформировалось на основе публикаций середины 80-х и начала 90-х годов2, носящих крайне отрицательный характер по отношению к «псевдовосточным культам и мистическим группам» к коим причислялись и кришнаиты. Не имея данное религиозное течение в качестве объекта исследования, автор ограничился рассмотрением только внешней обрядовой стороны жизни адептов этой конфессии, не вникнув в суть вероучения и в смысл их ритуальной практики.

Что касается Веры бахай, приходиться констатировать, что мы не смогли найти сколько-нибудь значительных работ отечественных авторов, рассматривающих деятельность и концептуальные основы вероучения, за исключением журнальной статьи Д.Касаткина . Следует отметить, что хотя вероучение представлено в статье обзорно и схематично, отчетливо проявилось положительное отношение автора к этой конфессии.

Изучению философских основ индуизма и ислама посвящено значительное число работ как отечественных - Г.М.Бонгард-Левин, Н.Р.Гусева, А.Я.Сыркин, Р.Б.Рыбаков, Н.М.Корабельник, А.Д.Литман, С.М.Прозоров4 и др., так и зарубежных исследователей - У.Дж.Уилкинс, С.

1 Бадмаев А.З. дисс. кацд нет. наук.-Улан-Удэ: БГУ, 1997. -С. 80-83.

1 Калачсв Б.Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных группах мисгиковШо исписанным законам улицы. -М., 1991. -С. 201; Привалов К. Секты: досье страха. -M., 1987.-С.43.

3 Касаткин Д. Бехаизм в поисках пути к истине/Материалы Улан-Удэнской обвцины бахай. -Без м. и г.и.

4 Боигард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия.-M.'.Наука, 1980.Гусева ILP. Индуизм. История формирования. Культовая практика.-М.:Наука,1977.Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения упаншнад. ~М:Наука, 1971. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация иидуизма.-М.: Наука, 1981. Корабсльннк Н.М. Социальные и реяигиознофилософские воззрения средневекового

Джейсуал1 и др. Однако большинство этих исследований рассматривают главным образом философские основы данных религий, не анализируя особенности многочисленных ортодоксальных и сектантских течений внутри них. Причем отечественные исследования философии индуизма основываются большей частью на комментариях и переводах последователей школы великого индийского философа и религиозного деятеля Шанкары, так называемых «имперсоналистов», которые представляют пантеистическую, «непреданную» сторону индийской традиции. Тогда как религиозное Движение Сознания Кришны основывается на «преданном», теистическом индуизме, который еще недостаточно изучен в нашей стране. За рубежом «преданная» сторона индуизма и деятельность Движения Харе Кришна исследована академической наукой более основательно - Дж.С.Джудах, Д.Л. Экк, Т.Дж. Хопкинс2 и др. - в виду того, что они имели возможность непосредственно наблюдать за рождением и становлением Движения и первыми ознакомиться с переводами ведических писаний, сделанных основателем Движения, блестящим знатоком английского языка и санскрита.

Что касается философских основ ислама и Веры бахай, то, хотя последняя возникла как еретическое движение ислама, она полностью отменила или видоизменила законы и обрядовую сторону материнской религиозной традиции. Как справедливо замечают З.Миркина и Г.Померанц «глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной периферии»3. Что наглядно проявилось на примере Веры бахай. Это вероучение развило свою философскую концепцию, суть которой заключается не в отрицании Откровений традиционных мировых

индийского мыслителя Чайтаньи: Автореф. дисскацд. нет. наук. -М., 1984. Литман А^Д. Современная индийская философия. -М., 1985. Прозоров С.М. Ислам. Историографические очерки. -М.: Наука, 1991.

1 WHkins W.J. Modern Hinduism. -Delhi, 1975. Jaiswal S. The Origin and Development ofVaisnavism. -Delhi, 1967.

2 Джудах Дж. Мои воспоминания оШрнле Прабхупадс//Материалы Бурятского проповеднического центра (БПЦ)«Харе Крншна».Б. м. и г. и.; Экк ДЛ. Сознание Кришны в исторической перспективеЯМатериалы БПЦ «Харе Кришпа».-Б. м. и т.н.; Хопкинс Т.Дж. Жизненная перемена. Формирование Движения Харе Кришна в Британской Ицднн // Материалы БПЦ «Харе Кришна».-Б. м. и т.н.

3Миркина 3., Померанц Г. Указ.соч. С.324.

религий, христианства и ислама, которые оно принимает наряду со своими Писаниями, а в отмене рукотворной ритуальной стороны этих религий. Религиозные положения Веры бахай еще не подвергались глубокому и всестороннему анализу отечественных ученых-религиоведов, подтверждением чему служит практически полное отсутствие фундаментальных работ по данному вопросу.

Как и в случае с Движением Харе Кришна, историческая и концептуальная сторона Веры бахай зарубежными исследователями изучена более полно и всесторонне - М. Моумен, У. М. Миллер, Дж. Д. Мартин, В.И.Джонсон, У.Гйачери1. Более или менее доступна широкому читателю только переведенная с английского языка книга Дж.Э.Эсслемонта «Баха-Улла и Новая Эра». Наиболее значимыми трудами по этой религии являются работа У.С.Хэтчера и Дж.Д.Мартина2 и очерк Н.Аккерман и Г.Хассела3, а также теологические работы Удо Шефера4, которые являются адептами этого вероучения.

Следует отметить, что значительная часть литературы по теме представляет собой собственные издания исследуемых вероучений. Работы, посвященные этим религиозным течениям, выполнены авторами, которые являются адептами этих конфессий, в силу чего они не лишены некоторой тенденциозности и неизбежно носят по своей сути и направленности апологетический характер, что требует критического отношения со стороны исследователя. Среди изданий, подготовленных представителями исследуемых конфессий, можно выделить священные писания вероучений, катехизическую литературу, труды и отдельные статьи основателей и ведущих богословов, периодические издания, а также методические сборники, брошюры,

1 Mamen М. The ВаЫ and Baha'i ReHgians.-Oxford.1981; Miller W.M. The Baha'i Faith, Its History and Teachings. -South Pasadena:1974; Martín J.D. The Baha'is of Iran under the Islamic Republic. -MEF, Vol. 6, 1983; Johnson V.E. The Challenge of «te Baha'i Faith.-WO, Vol.10,1976; Giachery V. Shoghi Effendl. Recollections.-Oxford: 1973.

1 Хэтчер У .С., Мартин ДаьД. Новая мвровая религия. -СПб., 1995.

3 Аккерман IL, Хассел Г. Вера бахая в Росии//Хэтчер У.С., Мартин Дж.Д. Указ.соч. С.250-284.

4 Schaefer U. The Light Shineth in Darkness, Five Studies in Revelation after Christ -Oxford:1977.

молитвенники и песенники, выпускаемые центральными органами конфессий. В этой литературе содержится немало фактического материала, в особенности относительно вероучительных вопросов, истории возникновения и развития движений, и кроме того, она позволяет почувствовать умонастроения их последователей.

Анализ имеющейся в наличии литературы дает основание констатировать, что до сих пор не было проведено всестороннее, основанное на достаточном объеме первоисточников, научное исследование религиозных учений Сознания Кришны и Веры бахай. Не была достаточно подробно рассмотрена история возникновения, деятельность, суть обрядов и конечная цель этих вероучений, особенно в национальных и полиэтнических регионах.

Цель исследования - проследить развитие и дать анализ деятельности новых нетрадиционных конфессиональных организаций на территории Бурятии на протяжении десяти последних лет, то есть с момента появления. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- исследовать истоки и причины зарождения современных религиозных движений «Сознания Кришны» и Веры бахай;

- проследить развитие их деятельности в современных условиях;

- проанализировать философские основы данных конфессий;

- исследовать деятельность этих нетрадиционных религиозных движений на территории Бурятии с момента их деятельности в республике;

- рассмотреть и проанализировать причины и мотивы, побудившие определенную часть населения нашей республики принять данные вероучения.

Источниковедческой базой данного исследования являются:

- Священные Писания исследуемых вероучений: «Шримад Бхагаватам» пять томов (1,2,3 песни), «Бхагавадгита как она есть», «Источник вечного Наслаждения» (Краткое изложение Песни десятой Шримад Бхагаватам), «Шри Ишопанишад»; Откровение Бахауллы «Китаб-и-Акдас», «Послание Сыну Волка», «Сокровенные слова» на русском и английском языках; «Крупицы»;

- комментарии Шрилы Прабхупады к ведическим произведениям;

- философские трактаты древних индийских ачарьев в изложении Шрилы Прабхупады;

- философские труды, речи, письма и интервью самого Шрилы Прабхупады и его первых учеников, являющихся в настоящее время инициирующими гуру,

- Труды, речи, письма Абдул-Бахи и Шоги Эффенди, хранителей и главных толкователей Веры, на русском и английском языках;

- брошюры, методические сборники и информационные листки, издаваемые центральными издательствами вероучений для последователей вероучений;

- периодические издания вероучений;

- аудиокассеты с лекциями, документы, буклеты, информационные листки, распространяемые адептами вероучений на проводимых ими мероприятиях;

Кроме того, в работе использованы сведения, полученные в результате анкетирования и личных бесед с представителями исследуемых вероучений -Сознания Кришны и Веры бахай.

Методологической основой диссертации являются современные теории российского и зарубежного религиоведения, а также исследование конкретных религиозных традиций, как одного из приоритетных феноменов культуры в целом и индуистской, в частности, историко-культурологические аспекты исследования региональных традиций, вне рамок их традиционного ареала.

В диссертации, наряду с применением хронологического и сравнительно-исторического методов исследования, проведено этно-социологическое исследование в форме анкетированного опроса населения.

Научная новизна работы заключается в том, что автор исследует деятельность и концептуальные основы Сознания Кришны и Веры бахай как нетрадиционные для населения РБ и пытается проследить их влияние на

этническую культуру народов Бурятии. В исследовании выявлены философские концепции данных религиозных движений и причины их жизнеспособности в условиях нашей республики. Диссертантом был сделан анализ данных комплексного этно-социологического исследования. Разработка анкеты и предварительный опрос были проведены исследовательской группой под руководством профессора Н.В.Абаева. Впоследствии анкета была доработана диссертантом применительно к исследуемой им теме. Данные комплексного этно-социологического исследования вводятся в научный оборот впервые.

Научно-практическая значимость исследования Содержащиеся в диссертации теоретические положения, анализ и выводы могут иметь значение при изучении историко-культурных, общественно-политических и религиозных процессов в странах распространения данных религиозных движений; при исследовании этносоциальных особенностей народов Сибири и страны в целом, а также при изучении современных культурно-религиозных процессов в Бурятии. Результаты исследования дополняют и расширяют историю религиозной жизни в мире, в стране и в республике. Отдельные положения диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов и спецсеминаров по краеведению, включены в курсы лекций по всеобщей истории, истории отечества, истории культуры, религиоведения в высших и средних учебных заведениях.

Структура диссертации определялась задачами, стоящими перед исследователем. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов и 11 диаграмм, заключения, приложения и библиографии.

Представители общества «Сознания Кришны», кришнаиты, еще называют себя вайшнавами. Вайшнавизм, одно из направлений индуизма, основывается на поклонении Кришне (Вишну) как Верховной Личности Бога. Священными Писаниями вайшнавов являются «Бхагавадгита», «Шримад Бхагаватам» и др., история которых исчисляется тысячелетиями. Эта современная конфессия имеет древние религиозные традиции и обряды,

уходящие своими корнями в глубь тысячелетий, но которые, тем не менее, строго выполняются ее современными адептами. Примечательно, что большинство индусов воспринимают Движение Харе Кришна как вполне ортодоксальное. Чего не скажешь о бахаизме и его родительской конфессии. Возникнув на почве ислама и полностью отделившись от него, бахаизм сегодня является «европеизированной космополитической» религией1. Священные Писания этого религиозного направления были составлены из писем и откровений его основоположника Бахауллы, его предтечи Баба и толкований его ближайшего ученика и старшего сына - Абдул-Баха, написанных в период с конца XIX по начало XX века. Они включают Китаб-и-Акдас (Наисвященную Книгу), Сокровенные Слова Бахауллы, Крупицы из Писаний Бахауллы и др. Бахаизм отличают отсутствие священнослужителей и соответственно храмового богослужения и обрядности, демократизм в отношениях и организации внутренней жизни общин. Это фактически современное демократическое международное религиозное сообщество, управляемое выборным советом верующих. В этноконфессиональном отношении кришнаизм - это одна из ветвей ортодоксального индуизма, тогда как Вера бахай возникла как межконфессиональный элемент, как экуменический феномен в современном мировом религиозном движении.

Таким образом, на территории Бурятии в конце уходящего тысячелетия начали свою деятельность два нетрадиционных религиозных движения, абсолютно разных по направленности во времени - кришнаиты тяготеют к прошлому, к духовному освобождению каждого отдельного индивидуума, к широте внутреннего личностного мировоззрения. Тогда как бахай тяготеют к современности, к духовному освобождению всего человечества, к глобальному общечеловеческому мировоззрению.

1 Миркина 3., Померанц Г. Укахсоч. С. 313.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Савинова, Мария Адриановна

Результаты исследования подтвердили положительное отношение адептов исследуемых конфессий к традиционным религиям (рис.8). Характерно снижение положительной оценки со стороны всех новых конфессий (58,6 %) по сравнению с уровнем положительной оценки традиционных религий со стороны адептов конкретных исследуемых конфессий (70,6 % - бахай, 71 % -вайшнавы). Это снижение произошло за счет протестантских общин, которые более критично относятся к православию как к одной из ветвей христианства, служение в котором идет, по их мнению, с нарушением библейских принципов. Что касается адептов исследуемых общин, то они рассматривают местные религиозные традиции как традиции мировых религий и относятся к ним с соответствующих позиций своих вероучений.

Следует1 отметить, что в целом в республике сложилось негативное отношение к исследуемым конфессиям. Последователи традиционных религий, верований и атеисты колеблются в оценках своего отношения к «иноземным» конфессиям между нейтральной и отрицательной позицией (рис.9). Причем буддисты более других склоняются к негативной оценке. По-видимому, новое в духовном плане внушает населению, уже определившемуся в своем вероисповедании, некоторое недоверие и опасение. Люди инстинктивно стремятся уберечь себя и своих близких от духовных бурь и потрясений, которые неминуемо наступают, когда протекает процесс перехода от неверия к активной вере, и особенно, при переходе от одной религии к другой.

Вызывает интерес более низкий показатель отрицательного отношения со стороны представителей РПЦ (19 %) к новым конфессиям по сравнению с буддистами. Это явление, на наш взгляд объясняется тем, что у нас в регионе значительную часть новых религиозных общин составляют родственные православию христианские протестантские общины, основанные миссионерами из разных стран - Церковь «Улан-Удэ», «Свет мира», «Адвентисты седьмого дня» и пр. Эти направления возникли из одного источника, но отличаются от Православия несколько иной интерпретацией Священного Писания, которая, по мнению неискушенных в богословских вопросах рядовых прихожан, порождена лишь игрой семантики и касается главным образом внешней стороны вероучения. Поэтому эти христианские направления не вызывают у адептов Православия серьезных опасений, хотя и особо не приветствуются.

Следующий вопрос - это вопрос об отношении верующих к двоеверию (рис.10). Здесь выявилась интересная закономерность. В целом адепты традиционных и новых конфессий относятся к двоеверию большей частью нейтрально (40,4 % - традиционные религии, 41,4 % - новые конфессии). Это легко объясняется длительным историческим сосуществованием полирелигиозных традиций в республике, что не могло не отразиться и на духовно-религиозном заимствовании. Что касается конкретных исследуемых конфессий, то при сравнительно незначительном отрицательном отношении к двоеверию, верующие вайшнавы склонны рассматривать его более нейтрально (57,9 %), нежели положительно (23,6 %). Тогда как бахай относятся к нему скорее положительно (41,2 %), чем нейтрально (29,4 %). Этот факт можно объяснить тем, что являясь ортодоксальной конфессией, как представитель одного из традиционных направлений индуизма, ваипшавизм, наряду с другими традиционными религиями, не рассматривает двоеверие однозначно положительно. Но так как его представители в нашей республике выросли в условиях терпимого отношения к разным верованиям, большая часть бурятских вайшнавов относится к двоеверию нейтрально.

В отличие от последователей Сознания Кришны почти половина адептов бахай склонны рассматривать двоеверие положительно. Это объясняется не тем, что эта религия молода и более демократична, а скорее всего ее концептуальной особенностью. Как уже отмечалось в главе, посвященной философским основам данной религии, Вера бахай принимает и основывается НС ']ШьКО На CUUCIB6iihbLh. 1 izxQiikii'Uui 4 iii.i is*! iiti 'L/ВЯЩеМНЫХ

Писаниях христианства и ислама. Это находит отражение и в характерных ответах адептов Веры: «Баха-Улла принес учение о единстве религий», «религия бахай объединяет традиционные религии, я не отказался от православия, а принял как свои и буддизм, и индуизм, и мусульманство и другие религии, общепринятые в мире».

Очень интересная картина вырисовывается по отношению к неверию (рис.11). Общая тенденция традиционных и новых конфессий к атеизму -нейтральная. Более высокий процент отрицательного отношения респондентов всех новых конфессий (32,8%) и конкретно вайшнавов (31,6%) по сравнению с респондентами традиционных религий (11%) можно объяснить их более глубоким и неформальным отношением к религиозной вере в целом и к своему вероисповеданию в частности (см. рис.4, 7).

Диаметрально противоположное отношение у представителей Веры бахай. Никто из респондентов данного вероучения не рассматривает неверие как отрицательное качество. Напротив, 41,2 % опрошенных адептов относятся к нему положительно. Объяснять это явление тем, что 41,2 % представителей данной религии в прошлом большей были атеистами, значит упрощать дело. Суть этого явления, на наш взгляд, кроется более глубоко - в философских основах вероучения. Если в христианстве атеисты рассматриваются как антихристы, в ведических писаниях - как демонические натуры, что само по себе воспринимается отрицательно. То бахай рассматривают неверующих лишь как «заблудших», т.е. лишенных знания Бога, отлученных от Бога.

Согласно данному вероучению, существует два вида мук: неявные и явные. Неверие в Бога, как и невежество, лживость и жестокость - само по себе мука; но эта мука - неявная, в отличие от мук явных, таких как наказание, тюрьма, избиение, изгнание. Таким образом, атеисты уже несут расплату за свое неверие. Но неверующие могут быть, с одной стороны, добродетельными людьми, «.он из заблудших, хотя и вершит праведные дела»1; с другой, грешниками и злодеями. Отношение к ним со стороны религии равное, «ибо человек, пребывающий в отдалении от Бога, но следующий хорошим принципам и добрый по характеру, заслуживает прощение от Бога, тогда как человек греховный, проявляющий дурные качества и дурной характер, гу лишается щедрот и благ от Бога» . Кроме того, согласно этому вероучению, бессмертная душа, покинув тело, сохраняет способность к развитию и совершенствованию. Положение тех, кто умер в грехе и неверии, может измениться, то есть «им может быть даровано прощение по милости Божией, а не по справедливости Его, ибо милость есть незаслуженный дар, а справедливость - воздаяние по заслугам»3, следовательно, для атеистов еще не все потеряно. Другими словами, отношение последователей бахай к людям строится не только в зависимости от их позиции «веруешь - не веруешь», но и с учетом их общечеловеческих качеств.

Как уже отмечалось выше, религия по-своему удовлетворяет и такие нерелигиозные потребности, как потребность в общении и в социальной активности. Наиболее ярко это проявляется в отношении последователей Веры бахай. Эта религия привлекла последователей своими духовными принципами, демократизмом, стремлением ко всеобщему миру и единству человечества. Ее принимают те люди, которым более понятны и приемлемы демократические принципы отношений между адептами как по горизонтали, так и по вертикали, подчинение не какому-то конкретному авторитету, а коллективному решению совета.

Респонденты-бахаи в своих анкетах отметили, что Вера «отличается от других религий свободой и демократичностью», «объединяет верующих людей вокруг духовных законов человеческой цивилизации». Вероучение призывает

1 Абдул-Баха. Ответы па некоторые вопросы С.167.

2 Абдад-Бш. Ответы на некоторые вопросы. С.167. Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы. €.163. своих адептов, не принимая участие в мирской политике и не критикуя власти, активно проявлять себя в общественной, гуманитарной жизни общества. Это наглядно демонстрируют те вышеперечисленные проекты, в работе которых принимают участие представители общин бахай республики.

Выше уже отмечалась характерная особенность этой общины, которая проявилась в значительном количественном преобладании женского состава над мужским (см.рис.2). Такую специфическую диспропорцию можно объяснить той принципиальной особенностью, которая отличает эту религию от всех остальных религий. Вера бахай провозглашает равенство полов как один из основных постулатов религии. Мм полагаем, что именно этим можно объяснить значительное преобладание женщин среди адептов этой религии. 'Гак, в городской общине бахай мужчины составляют лишь четвертую часть всего состава общины. Общины Гусиноозерска, Бабушкина, Каменска, Танхоя -представлены исключительно женщинами. В Селенгинской общине- из 16 адептов старше ¿1 года - !:> женщин, ь 1\лхтинскои оощине оахам женщин почти в три раза больше, чем мужчин. Эта религия дает возможность женщинам полностью и гармонично реализовать свою социальную активность на духовной основе. Импонирует и то, что выбор деятельности полностью зависит и учитывает интересы, возможности и желания личности, нет давления и навязывания обязанностей со стороны.

Мы видим, таким образом, что, хотя в целом в Бурятии наблюдается негативное отношение к нетрадиционным конфессиям, новые религиозные традиции нашли отклик и вызвали симпатии у определенной части населения нашей республики, главным образом у молодежи. Задача же исследователя заключается в том, чтобы объективно, с нейтральных и научных позиций рассмотреть деятельность этих конфессий. Последователи нетрадиционных конфессий занимают активную позицию в жизни республики. Они стремятся донести информацию и знания о своих вероучениях до всех людей и перевести жизнь общества на духовные основы.

Поводя итог сказанному, следует вновь подчеркнуть, что на религиозную жизнь Бурятии на современном этапе ее исторического развития помимо ^ <•• шшзьшшот определенное влияние и новые религиозные движения, которые уже достаточно прочно укрепили свои позиции в духовной жизни населения республики. Примечательно, что для новых конфессий характерно признание и уважительное отношение к другим мировым религиям. Этот факт, а также выработанная веками религиозная терпимость коренного населения, которая в определенной мере нашла сжхг выражение и при разработке проекта Закона РБ «О свободе совести и религиозных организациях»1, будут, вне всякого сомнения, способствовать дальнейшей адаптации и культурной совместимости данных нетрадиционных конфессий с культурным бытием Бурятии.

Подобные исследования необходимо проводить и в дальнейшем. Безусловно, в такой большой стране, каковой является Россия, в каждом регионе своя особая, специфическая зтжжолфессиоБалытая ситуация. В данной работе мы не стали проводить сравнительного анализа этноконфессиональной ситуации Бурятии и других сопредельных с республикой регионов, таких как, например, Тува, Иркутская и Читинская области, с таким же сложным полиэтническим составом. Это не было целью нашего исследования. Данное шшра&шше исследования может стать следующим этапом работы. Так как, на наш взгляд, глубокий и всесторонний межрегиональный сравнительный анализ возможен после досконального изучения конкретной этноконфессиональной ситуации сначала внутри отдельно взятого региона.

Ни у кого не вызывает сомнений возрастающая роль религии в культуре, науке, образовании и политике. Религия - это важнейшая, неотъемлемая составляющая духовной культуры всякого этноса и народов мира в целом. Современное общество, претендующее называться демократическим:, должно руководствоваться принципами демократизма, который кроме всего прочего

1 Абаев П.В. Указ.соч. предполагает и право каждого человека выбирать вероисповедание согласно своим духовным потребностям. Стремление утвердить доминирукщее положение какой-нибудь одной конфессии над другими, игнорирование исторической специфики и современных реалий религиозной жизни в республике чревато опасностью межконфессиональных и даже межнациональных конфликтов, о чем свидетельствуют недавние события в Северной Ирландии, Югославии, Южной Азии. Тогда как обеспечение равноправных межконфессиональных отношений будет лишь способствовать предупреждению каких-либо трений и конфликтов на религиозной почве.

Таким образом, наличие поликонфессиональности - это позитивное явление, способствующее процессам демократизации. В принципе, в любой социально-политической или религиозной организации бывают экстремистские явления, возникающие в период ее становления, так называемые «болезни роста». Открытое демократическое общество должно быть способным вести диалог с разными конфессиями. Не следует, не разобравшись в конкретно-практической деятельности той или иной новой конфессии, огульно ее охаивать только потому, что нам не нравится либо ее культовая сторона, либо методы распространения ее вероучения. Общество должно всесторонне изучать эти новые явления и, безусловно, их контролировать, но без грубого вмешательства. В этом-то и проявляется реализация одного из главных и неотъемлемых прав человека - права на свободу совести.

Диаграммы этно-социологического исследования «Религия - межнациональные отношения»

Рис.1. Возрастные группы адептов (в%) нетрадиционные Вера бахай Сознание конфессии Кришны

Рис.2. Половой состав адептов (в%)

88 традиционные нетрадиционные Вера бахай Сознание Кришны конфессии конфессии

0с 12 до 18 пет В с 18 до 25-26 лет О с 26 до 35-38 лет ЕЭс38до50лет И старше 50 лет

ЕЗ женщины В мужчины

Рис.3. Прошлое вероисповедание адептов (в%) нетрадиционные Вера бахай Сознание Кришны конфессии

ЕЗРПЦ В Буддисты □ Староверы 0 Атеисты

Рис.4. Религиозные обряды и молитвы (в%)

97,4 Ж

793" 1 Ш т

1,81,4 о О ж ш Ш

17,6

ООО

5Л пттДЙЯ

7,91 никогда иногда

1раз в неделю ежедневно

ЕЗ традиционные конфессии И нетрадиционные конфессии □ Вера бахай

Осознание Кришны

Рис.5. Уровень образованности адептов (в%) нетрадиционные конфессии

Вера бахай

Сознание Кришны

В высшее и неполное высшее

В среднее и среднее специальное

Рис.6. Оценка адептами межнациональных отношений в Бурятии (в%) плохие оставляют желать хорошие лучшего традиционные конфессии

В нетрадиционные конфессии

О Вера бахай

Сознание Кришны В Атеисты

Рис.7. Мотивы совершения адептами религиозных обрядов и молитв (в%)

100 на всякий случай или поправить здоровье решить жизненные для духовного по привычке проблемы самосовершенствова ния и постижения истины

Ш традиционные конфессии

В нетрадиционны конфессии Вера бахай Сознание Кришны

Рис.8. Отношение адептов нетрадиционных конфессий к традиционным (в%)

80 70 60 50 40 30 20 10 0

НЭ 23,3 отрицательно нейтрально

70,6 71

58,6

В нетрадиционные конфессии

Вера бахай

Сознание Кришны положительно

Ряс. 10. Отношение адептов к двоеверию (в%) отрицательное нейтр положительное традиционные конфессии

В нетрадиционные конфессии

Вера бахай

Сознание Кришны отрицательное

Рис. 11. Отношение адептов к атеизму (в%) 47,9 47 47,3 нейтральное положительное

И традиционные конфессии В нетрадиционные конфессии

Вера бахай

Сознание Кришны

заключение

В настоящем исследовании автором была предпринята попытку. проанализировать причины проникновения и закрепления в Бурятии новых нетрадиционных для культурной и религиозной жизни республики конфессий -Веры бахай и Сознания Кришны. Поскольку все необычное вызывает у окружающих неоднозначную реакцию, эти конфессии тоже не избежала подобной участи. В средствах массовой ииф^рлшйии они зачастую представляется как: деструктивные сектантские движения. В этой связи для правильной оценки деятельности новых религиозных движений автор счел необходимым всесторонне рассмотреть не только историю возникновения к развития исследуемых конфессий, но и изучить философию и основополагающие постулаты этих вероучений.

Исследование показало, что философия, на которой основывается ЙСККОН - это древняя ведическая философия, а его адепты, вслед за основателем Движения Прабхупадой, являются представителями одной ж четырех сампрадай - «Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадая. Последователи вероучения поклоняются Кришне, который воплотился 500 лет назад в образе Чаитанйи Махапрабху, распространил Движение Сознания Кришны по всей Индии и дал наказ ученикам распространять это учение по всему миру. Работу по переводу ведических писаний м& шшшйсяшй язык начал Ехакшвиыеда Тхакур. Его сын Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, продолжил дело отца и в свою очередь дал наказ своему ученику Прабхупаде поехать на Запад и проповедовать философию Сознания Кришны на английском .языке. Прабхупала выполнил наказ, создав в США ЙСККОН. которое быстро распространилось по всему миру. В России Движение возникло в 1971 г. -о 1988 г. развивалось нелегально. С принятием нового Закона о свободе вероисповедания, Движение начало развиваться более интенсивно.

Основу ведической философии составляет наука о душе и ее взаимоотношении с Богом. Душа вынуждена воплощаться в разных материальных телах в строгом соответствии с законами кармы и самсары, потому что желание живого существа получать наслаждения независимо от Бога является главной причиной нашего пребывания в плену материальной жизни. Кришна - это изначальное имя Верховного Господа, разные имена которого отражают Его различные качества. Господь Кришна - это сач-чид-ананда-виграхах. Это значит, что Кришна вечен, исполнен знания и блаженства. И люди, будучи духовными существами и неотъемлемыми частицами Всевышнего, также бессмертны и исполнены знания и блаженства. Человек, который осознает это и занимается любовным служением Господу, является бхактой, то есть «преданным».

Кришнаиты руководствуется четырьмя основными регулирующими принципами, которые запрещают мясоедение, азартные игры, недозволенный секс, употребление одурманивающих и возбуждающих средств. Положительными предписаниями являются вкушение прасада и мантра-медитация. Один из основных видов деятельности - это проповедь философии Сознания Кришны, сутью которой является научить людей познать и полюбить Бога. Адепты ИСККОН считают, что заниматься преданным служением Богу можно не только в рамках движения «Харе Кришна». Они считают, что позитивное влияние их деятельности может быть в данном случае двух видов: люди могут заниматься преданным служением, став членами ИСККОН, или они могут осознать природу и значение чистой бхакти и начать практиковать ее в любой другой исторической традиции. Другими словами ИСККОН предлагает концепцию межрелигиозного согласия и гармонии на платформе чистой бхакти.

Что касается Веры бахай, то это самое молодое течение в структуре мировых религий. Зародившись в 1844 г. в Иране, она сегодня объединяет общину из более чем 5 млн. человек, живущих в 235 странах и зависимых провинциях. Несмотря на то, что Вера бахай зародилась в мусульманской стране, она в такой же степени отличается от ислама, в какой христианство отличается от иудаизма. За первые сто лет своего существования ее признали в 128 странах. Вера, бахай включает в себя представителей всех народов и социальных групп. Она возникла как религиозное движение бабизма, и очень скоро оформилась в самостоятельную религию. Основатель Веры - Бахаулла. его труды являются Священными Писаниями религии. Его предтеча, Баб, объявил себя носителем нового Откровения и видоизменил законы и обряды ислама, касающиеся молите, поста, брака, развода и наследования.

Миссия Бахауллы берет свое начало в августе 1852 г. в подземной тюрьме Тегерана, куда он был брошен как один из лидеров движения Баба. После Он был выслан сначала в Ирак, где в 1863г., перед очередной высылкой в Турцию, публично провозгласил о своей миссии, о том, что Он является «Обетованным» для всех религий, что Вера бахай предназначена для всего человечества. В изгнании Бахаулла. написал свои основные труды «Сокровенные слова», «Книга Достоверности» и «Пресвятая Книга», отправил послания ко всем монархам, главам правительств я религиозным щдервд, с изложением о Своей миссии и с призывом уладить раздоры между странами, сократить вооружение и заботиться о своих народах. Последние годы жизни Бахаулла провел в городе-тюрьме Акке.

После Бахауллы Общину возглавляли его сын Абдул-Баха, затем правнук Шсш Эффшди, которые стали правомочным толкователем учения. Под их руководством Община превратилась в мировое сообщество, укрепились МДС, НДС и была заложена основа для создания высшего института административной системы Веры - Всемирного Дома Справедливости, задуманного Бахауллой. В 1963г. члены НДС впервые избрали НДС, который с тех пор избирается каждые пять лет. ВДС создал новые административные органы, Континентальные Коллегии Советников, и укрепил связи Всемирной общины бахай с ООН, продолжая процесс, начатый при Шош Эффенди.

В России первые бахай появились в конце прошлого столетия и вплоть до 1926г. пользовались достаточной свободой. В Ашхабаде был построен первый в Д '! бахай. После 1938г. в результате массовых гонений община бахай практически перестала существовать. Через 25 лет, ко времени создания первого ВДС, в ряде городов Союзных республик общины были восстановлены. В начале 80-х годов появились общины и в городах России. Процесс ускорился с 1990г. после принятия Закона о свободе вероисповедания.

Основными положениями Веры являются: единство Бога, единство человечества и единая основа всех религий. Все предшествующие Посланники Бога утверждали на Земле единую в своей сущности религию одного Бога, выполняющую функцию движущей силы цивилизации. Откровение Бахауляы предлагается как исполнение всех пророчеств предшествующих Откровений. Законы и институты Веры в совокугитости образуют Административный Порядок ьахаудлы, цель которого - заложить основы будущего единения всего человечества. Главными постулатами Веры являются - независимый поиск истины, отказ от предрассудков и суеверия, единство религии и науки, всеобщее образование равенство мужчин и женщин, экономическая справедливость, духовные основы общества, вспомогательный международный язык, всеобщий мир и справедливость. Все законы Веры подчинены интересам достижения главной цели - построения единого Мирового Порядке Бахауллы.

В Бурятии первые адепты новых конфессий появились в 1990-х992гг. Глубокая фыюсофш! исследуемых религий, высокий образовательный уровень населения, стабильная межэтническая ситуация на фоне полирелигиозных культурных традиций, консерватизм и миссионерская пассивность традиционных религиозных институтов в сочетании с недобросовестностью и несоблюдением религиозных принципов со стороны отдельных служителей культа и значительной гмотн адептов традиционных конфессий стали причиной того, что исследуемые конфессии сумели прочно закрепиться и расширить деятельность по распространению своих вероучений. Среди людей, придерживающихся нетрадиционных форм веры, высок процент лиц с высшим и неполным высшим образованием, особенно в общине бахгш (70,6%). Средний возраст этой категории верующих - 25-35 лет, более половины адептов -женщины. Значительная часть представителей исследуемых конфессий в прошлом были атеистами. Исследование показан«, что одним из существенных факторов, который привлек их к религии была философия этих вероучений (73,7% - кришнаиты и 23,5% - бахай). Последователи новых конфессий являются подлинными практикующими верующими, поскольку в своей религиозной деятельности они руководствуются духовными мотивами и регулярно совершают религиозные обряды, о чем свидетельствуют' полученные данные. Они отвергают прозелитизм по отношению к любым мировым религиям в целом, и к буддизму и РПЦ, в частности, живут1 в соответствии с законами и предгн*о.аииям.и своих вероучений. Адепты этих конфессий активно участвуют в реализации собственных общественных, культурных и гуманитарных проектов, оказывая тем самым определенное влияние на этническую культуру народов республики. Свою цель новые религии видят в духовном обогащении каждой отдельной личности и общества в цело*!.

Подводя итог сказанному, отметим, что в этноконфессиональном отношении кришнаизм является модернизированным полиэтническим течением ортодоксального индуизма, тогда как Вера бахай возникла как межконфессиональный элемент и является экуменическим феноменом в современном мировом религиозном движении. Оба вероучения самобытны л самодостаточны. Их появление и развитие в нашей республике вызвано, на наш взгляд, отнюдь не недостатками традиционных религий, а достоинствами самих вероучений. Не нарушая колорита культурной и духовной жизни республики, они будут, без сомнения, лишь способствовать обогащению ее палитры. Наличие поликонфессиональноети формирует такие позитивные явления как религиозную терпимость у населения, которая, в конечном счете, является гарантом межэтнической и межконфессиональной стабильности в республике, способствует процессам демократизации и реализации неотъемлемого права человека на свободу совести.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Савинова, Мария Адриановна, 1998 год

Библиография

Использованные источники и литература на русском языке:

1. А баев Н.В. Где же истинная вера и как к ней относится закон?//Бурятия. -1997.-7апр.

2. Лбаев Н.В., Савинова М.А. Религия - межнациональные отношения ' /ипсстз. но программе этносоциологического исследования),- Улан-Удэ,

3. Абдул-Баха. Ответы на некоторые вопросы. -СПб.: изд. \ Бахаы Единение, 1995. -23 8с.

4. Абдул-Баха. Парижские беседы (Выступление Абдул-Баха в Париже в 1911году). -М.: изд. фонд Бахай Единение, 1993. - 128с.

5. (Абдул-Баха). Баб, Баха-Улла. Записки путешественника. - 2-е изд., исир. и доп. -Ашхабад, 1991. - 56 с.

6. Аккерман H.s Хяссея Г. Вера бахай в России И Хэтчер У .С., Мартин Дж.Д. Новая мировая религия. -СПб.: изд. фонд Бахам Единение, 1995.~338с.

7. Ангара Мун.и дас. Нама-хатта в Москве // Гауранга.-1997.-№4-5.-С. 10-11.

8. Бадмаев А.З. Молодежные организации Республики Бурятия на современном этапе (1985-1995 гг.): Дис. канд.ист.наук. -Улан-Удэ: БГУ, 1997.-J 48с.

9. Бадмаев Т. Коммунизм на Приречной // йнформполис. -1996. -8 мая.

!0.Бшш~У.шт. Kpyiжцы. - СПб.: изд.фоид Бахни Единение, 1994.- 214с.

11 .Баха-Улла. Сокровенные слова (с арабского; с персидского) с предисловием Шош Эффевди. India, New Delhi.: Balia'i Publishing Trust, без г. изд. - 60c.

12.Бахаулла. Семь долин. Четыре долины. -СПб.: изд.фонд Бахай Единение, 1996,- 64с.

13.Баха-Улла. -СПб., 1992. - 64 с.

14.Бердыев Б. Ашхабадские бахаисты /У Союз. -1990. -№ 37.

15.Бй6лйя. б.м.и.: Христианское издательство, 1991.

16.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. -М.: Наука, 1980. - 333с.

17.Брак и есмейиая жизнь Ваши. Выдержки из Г л, Абдул-Гаха, ГО.Эффеяди., Дома Справедли»осш.~СПб,:щд.фонд Бахай Единение,!995 95с.

18.БСЭ. -2-е изд. - М., 1950, -Т. 5,- С..129.

19.Булановский М. Бэгаиты//Экспресс бахай. НДС бахай РФ.-] 996.18.152.» 12с.; ~1996.~№1.153.-12с.; 4996.2.153.42с.

20 .Бхактиведанта Свами Прабхупада, АЛ. Бхагавад-шта как она есть. - М.-Л-Калькугт-Бомбей-Ныо-Дели.: Бхактиведанта Бук Траст, 1986. - 832 с.

21.Бхактиведанта Свами Прабхупада, АЛ. Источник вечного Наслаждения. Краткое изложение Пост десятой Шримад-Бхагаватам. - М.-Л.-Кальку тта-Бомбей-Ныо-Дели.: Бхактиведанта Бук Траст, 1989. -868 с.

22.Бхактиведанта Свами Прабхупада, АЛ. Легкое путешествие на другие планеты. - 3-изд., испр. и доп. -М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. - 95с.

23.Бхактиведанта Свами Прабхупада, A4. Наука самоосознания, -б.м.и.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. - 477с.

24.Бхактиведанта Свами Прабхупада,АЛ. Нектар наставлений.Перевод «Шрк Упадешамриггы» Ш. Рупы Госвами.-М.:БхактиведантаБукТраст, 1991 .-111с.

25.Бхактиведанта Свами Прабхупада, АЛ. Нектар преданности. Краткое изложение <<Бха.кти-раеамрита-шндху>> Шрилы Рупы Госвами. -М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. - 511 с.

Зб.Бхакшведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Совершенные вопросы совершенные ответы, -б.м.и.: Бхактиведанта Бук Траст, 1991. - 128с.

2?.Бхжшведанта Свами Прабхупада, АЛ. Совершенство йоги. -СПб.: Бхактиведанта Бук Траст, 1993. - 61 с.

28.Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Учение Шри Чаитанйи. Трактат о подлинной духовной жизни. - М.-Л.-Калькутта-Бомбей-Нью-Дали.: Бхактиведанта Бук Траст, 1989. - 383 с.

29.Ехактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шри Ишопшшшад. Знание, хсторс-е приближай!' человека к Кришне, Верховной Личности Бога. -Тверь: Бхактаведшгга Бук Траст, 1990. -181 с.

30.Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад-Бхагаватам. Первая песнь «Творение», (главы 1-9).-Тверь.: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. -Т.1. - 549с.

31 .Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад-Бхагаватам. Первая псспь «Творение», (главы 10-19).-Тверь: Бхактиведанта Бук Траст, 1990. -Т.2,-605с.

32.Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад-Бхшшштам. Вторая песнь «Космическое проявление».-М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1992. - 750 с.

33.Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад-Бхагаватам. Третья песнь «Статус кво», (гл. 1-12). -б.м.и.: Бхактиведанта Бук Траст, 1992.-Т.1. -631с.

34.Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Шримад-Бхагаватам. Третья песнь «Статус кво», (гл. 13-23).-СПб.: Бхактиведанта Бук Траст, 1993. -Т.2. -575с.

35.Воспитание в духе Бахай. Цитаты из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха. III. Эффедди, Дома Справедливости.-СПб.: изд.фонд Бахай Единение, 1994.~45с.

36.Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. ~М.: Республика, 1995. - 591с.

37.Горсон А. Заявление клинического психолога // Материалы Бурятского проповеднического центра. «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 3 с.

ЗЗ.Големан Д. Кришна бхакти // Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 2 с.

39.Гомбоева Л-Х. «(Пища для жизни» - для ветеранов войны а труда // Бурятия. -1996. -15 мая.

40.1'усева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. -М.: Наука, 1977. -327с.

41.Джудах Дж. С. Мои воспоминания о Шриле Прабхупаде // Матщуивлы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. -9 е.

42.Духовные Собрания. Выборы бахай. Выдержки из Писаний.-СПб., 1992.

43.Еремин В. Педагогика духош-юсш /УЧежбштокий рабочий. -1996. -28сеит.

44.Закол Хукукулда знак Его милосердия и нежной доброты по отвоттш-о Его елугам/УЭкспресс бахай. РДС Бахай России, Армении и Грузии. -1995.21 марта. -12 с.

45 .Законы Китаб-и-Акдас, неприменение которых в настоящее время

извинительно для бахай Запада /У Экспресс бахай. НДС Бахай РФ. ■-■ -Ко 5.152. -12с.

46.Зачеты по научному мунизму: Покровителем Церкви .Единения был

Горбачев // Oroueic.-1995.-Jfal9.-C.47. 47.Заявление Центра Общества Сознания Кришны в России//Материалы Бурятскою проповеднического центра «Харе Кришна» -без м. и г. и. -Зс.

48.Институт Рук Дела Бога//Экспресс бахай. НДС Бахай России. -1995.-JNs5.152.

~ (¿.и.

49.История ЙСККОИ в России /У Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 10 с.

5Q.KiLiu.4eB Б.Ф. Источники информации о психотехнике в молодежных

группах, мистиков // По неписанным законам улицы. -М.: 1991. • 51.Касаткин Д. Бехаизм в поисках пути к истинен/Материалы Улан-Удэнской общины бахай, -без м. и г. и. -6с.

52.Климов А. Хотелось бы верить И Труд. -1992. -19 ноября.

53.К Нему все вернутся. Изречения из Писаний Бахам о существовании а бессмертии человеческой души. -СПб.: изд.фонд Бахай Единение, 1996.-144с.

54.Количество нама-хатт//Гауранга. -1997. -М4-5. - 48 с.

55.Корабельник Н.М. Социальные и религиозно-философские воззрения средневекового индийского мыслителя Чайтанъи: Автореф.дис.к.и.н.-М.,1984.

56.Кузнецова Т.Н. «Церковь Объединения»: образ жизни, вероучение, религиозная практика: Автореф.дие.каяд.ист.ваук.»М.Д997. -23 с.

57.Кумани А. Семь храмов бахай И Наука и жизнь. -М.-1996. -10 декабря.

58.Лйй«ер Л. Слуги единого Госиода. // Тайная ьластъ. »1996. -Ж/.

59Лакшми Нарайана дас. Вечная мудрость Вед // Лекции но ведическому • '»•"ию (аудшк&ееета). Материалы Бурятского проповеднического центом ICpiuOiiia». -Улан-Удэ. - 1997.-90 мин.

60 .Дакшми Нарайана дас. Вопросы и ответы // Лекции по ведическому знанию (аудиокассета). Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Улан-Удэ. - 1997.-90 мин.

61.Лакоми Нарайана дас. Древнейшие священные писания// Лекция №1. Культура, неподвластная времени (аудиокассета). Матеркам проповедническою центра «Харе Кришна». -Улан-Удэ. -199?.- 90 мин.

62.Литмав А.Д. Современная индийская --М., 1985.

63 Личное обучение Вере. Методическая разработка для Центров по обучению. Материал №2. -СПб.: Эльм, Í997. - 48 с.

64.Любин А.Дж. «Промывание мозгов» - научный диагноз или пугало? // Материалы Бурятского проповеднического центра. -Без м. и г. и. -1 с.

63.Миркииа 3., Померащ Г. Великие религии мира. ~М.: Ришл, 1995. - 41бо.

66.Миссия «Пища жизни»//Культура, неподвластная, времени. -1997.

67.Михайлов Т.М. Влияние ламаизма и христианства на шаманизм бурят // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая поло-;ин2 XIX - начало XX в.). -Л.: Наука, 1979. с. 127-150.

68.Михайлова В.Т. Православие в духовной культуре бурят (1861-1917 гг.): Дис. канд. ист. наук. -Улан-Удэ: БГУ, 1997. - Í 53 е.

69.МСЭ. -2-е изд. -М., 1950. -Т. 1. -С. 895.

70.Национальное Духошюе Собрание/АЭкспресс бахай. НДС Бахай РФ.-1997. -№9.154.-12с.

71.Новая книга Чингиза Айтматова будет посвящена вере бахай //Экспресс бахай. НДС Бахай РФ.-1996. -№5.153. -12с.

72.Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. -Белгород, 1997.-С.133-135; С. 138-158.

73.Обзор новых религиозных двп:ксиий. ИСККОН // Датч ^ ~ Рипст.--19о4.

Материалы Бурятского центра «Харе Кришиа».-9с. 74.Об отношении к другим религиозным конфессиям. Заявление Центра Обществ Сознания Кришны в России // Материалы Бурятского центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 3 с. 75.Обращение Национального Духовного Собрания бахай Россия. //Экспресс

бахай. НДС Бахай ФР. 4995. -.№5.152. -12с. 76.Общество сознания Кришны // Материалы Бурятского центра «Харе

Кришна». «Без м. и г. и. - 5 с. 77.Община бахай: основания, цели и намерения. -Хайфа: Всемирный Центр бахай, 1990. - 29 с.

78.One Country (на русс, языке). Бюллетень МСБ. -1992. -Т.1. -Вьш.1. -16 с.

79.One Country (на русс, языке). Бюллетень МСБ. -1997. -Т.6. -Вып. 1. - 16 е. 80.One Country (на русс, языке). Бюллетень МСБ. -1997. -Т.6. -Вып.9, - 16 с. SI.Открываем Наисвященную Книгу /У Экспресс бахай. НДС Еахак РФ. -1997.-№12.153. - 12 с.

G2.0T Национального Духовного Собрания бахай РФ(Обращение)//Экспресс

бахай. НДС бахай РФ.-1995. -№5.152. -12с. &З.Г1еркине М., Хейнсворт Ф. Вера бахай. -2-изд., нспр. -М., 1992. - SU с. 84.11ересон Б. Заключение религиоведа и преподаваем

религии // Материалы Бурятского центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. -2 с. 85.П&ЯЫ ачарьев-вайшнавов. Гимны и мантры, прославляющие Р&дху и

Кришну. -Б.м.и.: Бхактиведанта Бук Траст, 1993. - 159 с. Еб.Писаренко Д. Почему молодежь выбирает секты // АИФ. -1997. -№1-2.

87.Пизца жизни // Культура, неподвластная времени. -1997. «4с.

88.Повествование Набиля в переложении Зины Сорабджи. -СПб.; изд. фонд Бахай Единение, 1994. - 160 с.

$9.Подберезский И.В. Рассуждения глухих о музыке// Мирт.-1998.-№6(10).

90.Праздник Девятнадцатого Дня. Сборник цитат из Писаний Бахауллы, /\. i.«тг-.,.■<im (.и ;.»,<<.->,н,^ Дома Справедливости. -СПб.: изд. фонд Бахай

ТН» ,« ,3 У

Vа2XXV, А

91. .Привалов К. Секты: досье страха. -М., 1987..

92.Привилегия быть пионером/УЭкспресс бахай. НДС Бахай РФ.-1995.» №13.152.42с,

93 .Принцип невмешательства в политику и повиновение властям. Из Писаний Бахауллы, Абдул-Баха, Шош Эффенди, Дома Справедливости. -СПб.: изд. фонд Бахай Единение, 1995.-31 с.

94.Проект поддержки экологического образования в Байкальском: регионе. -Материалы Улзп-Удэис^ой общины бахяя. -Без м. и г. и. - 2с.

95.Прозоров С.М. Ислам. Историографические очерки. -М.: Наука, 1991.

96. Путь к процветанию человечества. Обращение Всемирного Дома. Справедливости ко всем Национальным Духовным Собраниям мира. -СПб.: изд. фонд Бахай Единение, 1995. - 64 с.

97.Равиедра Сварупа дас, Духовная стратегия для железного века /У Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. ■■ 5 с.

98.Равиндра Сварупа дас. Религия к религии /У Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 9 с.

99.Различные законы, предписания и наставления, данные в Китаб-и-Акдас // Экспресс бахай. РДС Бахай России, Армении и Грузии. -1994. -№14/151 .-12с.

1 ОО.Решошлышй Съезд /У Экспресс бахай. РДС Бахам Росши, Армении ¿а Грузии. -1994. -№4/151.-12 с.

101.Решения последней встречи /У Экспресс бахай. НДС Бахай РФ.-1990.-№11.154.42с.

102.Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. -М.: Наука, J98I184с. ЮЗ.Саданапда дас, Нарасимха деви дас. Как начиналась яама-хатта з Москве...

/У Гауранга. -1997. -№6-7.- С.36-38.

!04.Сатсварупа дгх Гоовсл-ш. Пр:1б:гупад£. г с-ллтой,, гго жизнь, ~-гс

наследие. ~М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1993. - 510 о.

ЮЗ.Сатсваруиа даса Госвами. Очерки ведической литературы. Что говорит о себе великая традиция. -М.-Л.-К>ш*]кут-Бомбей-Ньк>-Делш: Бхаюгиведанта Бук Траст, без г. и. - 143 с.

Юб.Сехеркн В. Провозвестники новой зры/ТЧитинское обозрение.-!996.-14 сент.

107.Сирз У. Как тать ночью. Дело о так и не шшушшнем нршиест-ами. -СПб.; изд. фонд Бахай Единение, Импакс, 1993. - 352 о.

108.Совет бахай как он дал в Писаниях. Вопросы и ответы о пред^урй коллективного обсуждения и решения, проблем. Краткий учебный материал. Материал Ж, Вариант 3. -СПб,, 1994. - 37 с.

109.Содействие широкому притоку в Веру. Из Писаний Бахауллы, Абдул-Бахз, Ш.Эффенди, БДС. - СПб.: изд.фонд Бахая Единение,!995.-63с.

1 Ю.Солнцев В. Откуда такие свят? II АИФ. -1995. -К«13.

Ш.Сыркин А.Я. Некоторые проблемы изучения зшанншад.-М^Наука, 197 Ь-290с.

112.Тайна жертвенности. Материал №1. Методическая разработка для Центров по Обучению. Серия «Жизнь Бахай». -СПб.: Ильм, 1996. - 36 с.

ИЗ.Тахерзаде Адиб. Доверенные Всемилостивого. -СПб.: изд.фонд Бахай Единение, 1995.-94с.

114.Требу шевская К. Вера бахай /7 Авангард. -1993. -24 марта.

115,Тумаркика Г. Во время молитвы не входить! // МН. Мгт^р^елы Удэнской общины бахай. -Б. м. и г. и.

Пб.УзриноБйч Д.М. Введение в религиоведение. -2-е изд., доп. -М.: Мысль, 1985. -270с.

117.Угринович Д.М. Психология религии. -М.: Политиздат, 1986. - 352с.

118.'Устав Духовного Собрания Бахай России /У Экспресс бахай. РДС Бахай России., Армении н Грузми.-!994.-^14/151.-'¿2с.

119.Фаликов Б.З. Неоиндумзм и западная культура. -М.: Наука, 1994. -224 с.

120.Форды: от автобизнеса к городу будущего. // Культура, неподвластная времени. -1997. -№2.

121.Хедли Д.Знакомство с книгой «Китаб-и-Акдас»//Экспресс бахаи.РДС Бахай России, Армении,Грузии.-1994.-№34;35. -12с.

122.Хопкинс Т.Дж. Жизненная перемена. Формирование Движения Харе Кришна В Британской Индии/Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна».-Б.м.и г.и.

123.Хукукула - право Бога//Экспресс бахай. РДС Бахай России, Армении, Грузии. -1994.-№14/151. -12с.

124.Хэтчер У.С., Мартин Дж. Д. Новая мировая религия. Вера бахай. -СПб.: изд. фонд Бахай Единение, 1995. - 338 с.

125.Цёльцер Ф. Работа как богослужение. -СПб.: изд. МП Азия, 1992. -В с.

126 .Четырехлетний план общины бахай РФ (проект) // Экспресс бахай. НДС Бахай РФ. -1996. -№5.153. - 12 с.

127.Шефер У. Быть бахай. -М., 1992. - 29 с.

128.Шехтер М. Профессионалы психического здоровья // Материалы Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. - 2 с.

129.Шинн JI. Становление Движения сознания Кришны в Америке// Вайшнавизм: открытый форум. -1997. -№1. -С. 13-26.

130.Ш. Эффенди. Призыв к народам.-Изд.фонд Бахай Единение,-б.м.и г.и.-106с.

Ш.Шоуги Эфенди. Цель нового мирового порядка. -Без м. и г.и. - 37 с.

132.Шрила Харикеша Свами В. Культура, неподвластная времени. -Без м. и.: Бхактиведанта Бук Траст, 1994. - 31 с.

133.Экк Д.Л. Сознание Кришны в исторической перспективе // Материалы Бурятского центра «Харе Кришна». -Без м. и г. и. -2с.

134.Эсслемонт Дж.Э. Баха-Улла и Новая Эра. New Delhi, India.: Baha'i Publishing Trust, -без г. и. -312 с.

ОЗ-Юга-г»," - | д.д. Храм Ведического ]1^:а1:№таркя/УГаураБГЕ.*4.997.~№4»5,С.39, (Зб.Ябтжов И.Н <'!отщолг>гия гул^шгъщ,-- М,; ¡Мьншь, i979.,-lK^o,

Иснолъ?ован"ые источники и литература. на английском языке:

137.The Baha'i World 1995-96, 152 of the Baha'i Era, an Intcmationd Rscord. Haifa: Baha'i World Centre, 1997. - 346 pp.

138.BahaVllah. Epistle to the Son of the Wolf. -Wilmette, Illinois 60091, Baha'i Publishing Trust, 1988. - 197 pp.

139.Baha'uTla. The Kitab-i-Aqdas. The Most Holy Book. -Haifa: Baha'i World Centre, 1992. - 296 pp.

140.Braun is. From Strength to Strength. The First Half Century of the Formative Age of the Baha'i Era. -New DdhH 1000!: Baha'i Publishing Trust, 1979. »74pp.

141 .Giachery U. Shoghi Eifendi. Recollections. -Oxford: George Ronald, 1973. 142.Jaiswal S. The Origin and Development of Vaisnavism. -Delhi, 1967. 143 Johnson V.E. The Challenge of the Baha'i Faith. World Order,-Vol. 10.-No,3.-1976.

144. Martin ID. The Baha'is of Iran under the Islamic Republic, 19794983. -Middle East Focus. -Vol 6.- No.4.- 1983.

145.Miller W.M. The Baha'i Faith, Its History arid Teachings. «South Pasadena: William Carey Library, 1974.

146.Momen M. The Babi and Baha'i Religions. -Oxford: George Ronald, 1981. 147.Seha.efer U. The Light Shineth in Darkness, Five Studies in Revelation after

Christ. -Oxford: George Ronald. 1977. 148.Shoghi Eifendi. The Dispensation of Baha'u'llah. A Supplement to T Baha'i. Administration'. -London: Baha'i publishing Trust.. 1.98!. -71 rrp 149.3h.EHbndi. God Passes By.»WilmeiLeJliiiiois:Baha'i Publishing Trust, 1987.-436pp.

iSO.Wiikisis W. J. Modem Hinduism. - Delhi, 1975.

Религиозные организации и общины на территории Республики Бурятия

на период с 1991-1998гг.

Приложение № 1 Христианские организации и общины: (не являющиеся православными или древлеправославными)

I .Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Улан-Удэ;

2.Церковь Евангельских Христиан-Баптистов г.Закаменска;

3.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Улан-Удэ «Путь Веры» (пятидесятники);

4.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Нижнеангарска (пятидесятники);

5.Церковь Христиан Веры Евангельской г.Северобайкальска (пятидесятники);

6.Церковь Христиан Веры Евангельской п.Селенгинск (пятидесятники);

7.Новоапостольская церковная община республики Бурятия;

8.Община Церкви Божией Матери Преображающейся г.Улан-Удэ (Вселенская Богородичная вера);

9.Христианская Поместная Церковь «Слово Жизни»;

10.Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня РБ;

II .Церковь Господа Иисуса Христа с.Петропавловка; 12.Церковь Евангельских Христиан п.Усть-Баргузин.

и 1*!£ А /

Приложение № 2 Буддийские организации и общины;

1. Буддийское религиозное объединение «Арьяа-Баала»;

2. Буддийская религиозная община «Буяак» п.Сотиитссво;

3. Буддийская религиозная община с. Долга; Дзогчен община (Гаижил)

«Рандолгар»;

4. Буддийская религиозная: община «Дара-Эхэ»;

5. Буддийская религиозная община г.Улан-Удэ «Дхарма»;

6. Буддийская община «Замбала»;

7. Буддийская община «Ламсан»;

8. Буддийская дзогчен община «Купдролинг»;

9. Дабатуйская буддийская община Заиграевского района РБ;

10. Дзогчен община «Палбарлинг»;

11 .Дзогчен община (Ганжил) «Рандолгар»;

12.Объединение буддистов-мирян (ОБМ) г.Улан-Удэ;

13.Харо. Шибкреггая буддийская община Заиграевского района РБ.

Приложение № 3 Нетрадиционные для РБ религиозные организации и общины:

1. Религиозное общество «Сознание Кришны» Бурятского проповеднического центра «Харе Кришна» (вайшнавизм);

2. Община последователей «Веры бахай».

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.