Международное Общество Сознания Кришны в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сединко, Анна Станиславовна

  • Сединко, Анна Станиславовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 139
Сединко, Анна Станиславовна. Международное Общество Сознания Кришны в России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2001. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сединко, Анна Станиславовна

Введение.

Глава 1. Возникновение MOCK в России.

1. Зарождение и адаптация Международного Общества Сознания Кришны в США и Западной Европе.

2. Развитие Общества Сознания Кришны на территории России.

3. Структура MOCK и ее функции.

Глава 2. Основы вероучения МОСК.

1. Истоки вероучения Общества Сознания Кришны.

2. Вероучение кришнаизма.

3. Аспекты религиозной философии кришнаизма.

Глава 3. Культовая практика и этикет Общества Сознания Кришны.

1. Основы культовой практики MOCK.

2. Этикет в Обществе Сознания Кришны.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Международное Общество Сознания Кришны в России»

Актуальность проблемы исследования. Проблема Новых Религиозных Движений (НРД) и Международного Общества Сознания Кришны (далее -MOCK), как части НРД, актуальна для современной России, так как религиозная проблематика стала сегодня частью государственной политики и массовой культуры. Юристы, политики, религиоведы и религиозные лидеры в стремлении определить и обосновать новые правовые нормы ведут острые дискуссии о религиозной свободе и свободе совести.

Понятие религии, религиозных исканий, религиозных ценностей в современном российском сознании не звучат так негативно, как десятилетие назад, когда доминирующая и нормативная коммунистическая идеология была атеистичной.

Религиозные объединения, которые имели право на существование, но были ограничены в своей миссионерской деятельности, обрели дополнительные возможности, когда в российском обществе свобода совести стала доминантой.

Движения и общины, в числе которых было и MOCK, и которые в России существовали подпольно, получили возможность выступать открыто, официально и получили права, равные с традиционными для России, что было вполне естественно для нового общества, декларирующего демократическую модель развития.

Для осознания причин, приведших к распространению движения кришнаитов, необходимо формирование представления о кришнаитах и их учении, культовой практике и бытовой культуре.

Между тем, количество исследований в данной области пока незначительно. Причем детального исследования основных аспектов деятельности и вероучения MOCK в этих существующих работах нет. Этот факт, а также то обстоятельство, что Движение Сознания Кришны представляет собой молодое, интенсивно развивающееся, недостаточно изученное в нашей стране явление, актуализирует практически всякое новое исследование Движения и кришнаитских общин.

Руководство общин кришнаитов использует всевозможные методы и средства для формирования и утверждения специфического мировоззрения в среде последователей. Культура кришнаитов отличается рядом особенностей, связанных со спецификой взаимоотношений с окружающим миром и их миропониманием, а также специфической микросредой в общинах и семьях. Глубокое и всестороннее знание всех аспектов учения кришнаизма, в том числе обыденного сознания верующих, необходимо для определения роли MOCK в российском обществе.

Степень научной разработанности темы исследования. Так как до 1988 года деятельность кришнаитов в СССР преследовалась и велась ими нелегально, в качестве объекта исследования советскими авторами использовались общины стран Запада.

В то же время работы западных исследователей, посвященные данной проблеме, более многочисленны и, в основном, датируются 70-ми годами. Информация о проблемах адаптации MOCK на Западе, точнее в США, и предпосылках возникновения и закрепления этого религиозного течения в чуждой ему культурной среде появилась именно в середине 70-х, когда движение перестало иметь нонконформистский характер.1

В ряд работ, также принадлежащих западным исследователям, входят доклады и материалы, носящие более поверхностный, справочный характер социологической направленности.2

Необходимо отдельно отметить работу Йоахима Фингера «Нате Rama, Нате Krishna - Grundlagen und Erscheinungsweise der Hare-Krishna-Bewegung in Indien», написанную в рамках докторской диссертации по философии (Universitat Zurich, 1982), и информативный анализ MOCK, также явившийся результатом научного

1 Johnson J. The Hare Krishna in San-Francisco // The New Religious Consciousness. Berkley, 1976; Judah S.J. The Hare Krishna Movement // Religions Movements in Contemporary America. Eds. Irving I. Zaretsky and Mark P. Leone. Princeton University Press, 1974, стр. 463-478; Hare Krishna and the Counterculture. New York, 1974; My Impressions of Srila Prabhupada // Back to Godhead, 14 (8), стр. 29-33, 1979; Levin F. The Strange World of Hare Krishna. Greenwich. Conn. 1974.

2 Daner F. The American Children of Krishna. New York, 1976; Eck D. Krishna Consciousness in Historical Perspective // Back to Godhead 14 (10), 1979; Ellwood Robert S. The International Society for Krishna Consciousness // Religious and Spiritual Groups in Modern America. Prentice-Hall, 1973; Johnson Gregory: An Alternative Community in Microcosm: The Evolution of Commitment to a Vedic Sect // тезисы к докладу, Harvard University, 1973; Klostermaier K. Will India's Past be America's Future? // Tradition and Modernity in Bhakti Movements (International Studies in Sociology and Social Anthropology), Leiden, 1981; Moody J.F. Ethics and Counter Culture: An Analysis of the Ethics of Hare Krishna // тезисы к докладу, Claremont Graduate School, 1978; Ries J.P. God is Not Dead, He Has Simply Changed Clothes. // A Study of the International Society for Krishna Consciousness, тезисы к докладу, University of Wisconsin, 1975 исследования докторской диссертации Барка Рочфорда «Hare Krishna in America», New Brunswick, 1985, представляющие наиболее полное исследование истории, основ вероучения и культовой практики МОСК.

Нетрадиционным религиозным организациям в странах Запада посвящены также работы Балагушкина Е.Г., Гуревича П.С., Ткачевой А.А.1

Работы Ткачевой А.А. направлены на сравнительный анализ неоиндуистских течений и степени их проявленности в западных странах и в Японии, тогда как Балагушкин Е.Г. и Гуревич П.С. анализируют общие проявления НРД и, в основном, предметом их исследования становится молодежная субкультура США 60-70-ых годов.

Работы Митрохина JI.H., Григулевича И.Р. имеют ту же направленность, что и предыдущие, но написаны в популярной форме и содержат некоторые сведения, касающиеся культовой практики Движения.2

Из работ, посвященных движению кришнаизма в странах Запада, наибольший интерес для данного исследования представляют работы Фаликова Б.З., рассматривающие проблему трансляции традиционной религиозно-философской системы Индии в чуждую для нее культурную среду.3

В этих работах Б.З. Фаликов опирался как на труды основоположников кришнаизма, так и на исследования западных авторов.

Ему же принадлежит исследование чайтанизма, средневековой ветви вайшнавизма, играющего огромную роль в формировании вероучения MOCK, в котором Фаликов Б.З. сравнивает деятельность Шри Чайтаньи Махапрабху с движением Реформации Лютера.4

Перечисленные работы, посвященные движению кришнаитов на Западе, не

1 Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада, М., 1984; Гуревич П.С. Современные внеконфессиональные организации на Западе, М., 1983; Ткачева А.А. Неоиндуистский мистицизм // Вопросы научного атеизма, вып. 38, М., 1989; Ткачева А.А. «Новые религии» Востока, М., 1991;

2 Митрохин J1.H. Религии «нового века», М., 1983; Григулевич И.Р. Пророки «новой истины», М., 1983

3 Фаликов Б.З. Трансформация индуизма в США // Взаимодействие культур Востока и Запада, М., 1987; Неоиндуизм и западная культура, М., 1994

4 Фаликов Б.З. Лютер и Чайтанья // Континент, №89, 1997 могут в должной мере соответствовать задачам данного исследования, однако дают определенный материал.

В 1988-1990 годы в периодических изданиях появился ряд материалов, касавшихся советских кришнаитов, но, в основном, это публицистика, не представляющая интереса для исследования.

Заслуживает внимания лишь одна публикация - материалы социологических исследований, проводившихся в общинах Москвы и Ленинграда в 1988-1989 годы НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ, помещенные в периодическом издании ТАСС «Ориентиры» (№1 - январь 1989). Регистрации Московского Общества Сознания Кришны предшествовал процесс изучения как самого религиозного направления, так и верующих-кришнаитов Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Материалы, собранные в процессе этого изучения, представлены, в основном, в статье Пудова B.C.1

Деятельность кришнаитов и особенности бытовой культуры представителей MOCK исследовалась в рамках кандидатской диссертации Гурко А.В. в работе о

Вайшнавизм и его особенности в Беларуси».

Гурко в своей работе сосредотачивается, в основном, на рассмотрении этнокультурных особенностей развития MOCK в Беларуси, но лишь фрагментарно затрагивает некоторые принципы вероучения Движения.

Помимо этого, необходимо упомянуть следующие работы, касающиеся, как правило, какого-то аспекта деятельности и вероучения MOCK: Исакова Е. «Религиозное общество сознания Кришны Санкт-Петербурга», Торчинов Е.А. «Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния».3

Отдельно следует отметить работу Иваненко С.И. «Кришнаиты в России. Правда и вымысел», которая носит документальный характер и посвящена

1 Пудов B.C. Кришнаигы-вайшнавы в СССР // На пути к свободе совести, М., 1989, стр. 466-477

2 Гурко А.В. Вайшнавизм и его особенности в Беларуси: Дис. Канд. История, наук: 006.07.01 / Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АНБ/220600, Минск, 1993

3 Исакова Е. Религиозное общество сознания Кришны Санкт-Петербурга // Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга, вып. 2, СПб., 1998; Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния, СПб, Центр «Петербургское востоковедение», 1997 анализу деятельности кришнаитов в России с момента их возникновения.

Но основное внимание автор уделяет стороне, связанной с защитой свободы совести в России, поэтому информация, касающаяся вероучения MOCK и специфики культовой практики, дана сжато, в форме краткой справки.

Отдельно также необходимо упомянуть работу Ватмана С.В. «Современный вайшнавизм. История, учение, практика», в которой на сегодняшний день наиболее полно раскрываются основные теософские аспекты MOCK, а также затрагиваются и анализируются некоторые проблемы становления Общества Сознания Кришны в России.1

Цель и задачи диссертационного исследования продиктованы степенью актуальности темы и призваны охарактеризовать тенденции развития Движения на территории России, а также рассмотреть особенности культовой практики. В связи с этим исследованием были поставлены следующие задачи:

- определить причины, обусловившие возникновение и распространение Общества Сознания Кришны за пределами региона, где учение является традиционным, - в странах Запада, СССР, России;

- определить роль и место духовных лидеров движения в жизни верующих, в направленности деятельности общин кришнаитов;

- рассмотреть основные этапы возникновения и становления MOCK, а также выявить основные факторы и закономерности, влияющие на процесс развития данного религиозного течения, пытающегося достичь признания и легитимности в современном обществе;

- выявить особенности формирования структуры MOCK;

- осветить вопросы религиозной философии, без рассмотрения которых затруднительно понять мотивацию как проповеднической, так и общественной деятельности Движения;

- изучить вероучение и ритуальную практику кришнаитов;

- проанализировать соотношение морально-нравственных установок учения и реальное выполнение верующими этих норм.

1 Ватман С.В. Современный вайшнавизм. История, учение, практика.// Жизнь и безопасность, научно-образовательный аналитический журнал, № 3-4, 1999

Объектом исследования является общество Сознания Кришны в России и истоки формирования кришнаизма, а также деятельность последователей российского ОСК и его культовая практика.

Источниковая база диссертации строится на литературе, издаваемой Центром Обществ Сознания Кришны в России, а также религиозной литературе, среди которой можно выделить древние религиозные тексты, традиционно индуистские, переведенные на современные языки и прокомментированные основоположниками Движения Сознания Кришны, являющиеся по сути священными книгами кришнаизма.

Ко второй группе относятся труды современных религиозных авторов. Третью группу составляют популяризаторские произведения, журналы и газеты. К четвертой можно отнести литературу, используемую только внутри Движения -рекомендации по организации быта и ритуальной практики кришнаитов.

К священным книгам кришнаиты относят «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Шри Ишопанишад», переведенные на русский язык. В книгах «Учение Шри Чайтаньи», «Вне времени и пространства», «Вне рождения и смерти», написанных основателем Движения Бхактиведантой Свами Прабхупадой, даны основные рекомендации относительно организации общин и способов проведения богослужения.

Помимо трудов Бхактиведанты использовались книги его последователей: «Научная основа сознания Кришны» Сварупа Дамодара даса, «Очерки ведической литературы» Сатсварупы даса Госвами, а также труды Харикеши Свами Вишнупада, содержащие практические рекомендации («Основы управления храмом», «Миссия»), которые известны, в основном, в кругу кришнаитов.

Кроме того, в работе над диссертацией были использованы документы из личных архивов кришнаитов, материалы исследований, проведенных на территории России в 1996-2000 годы (беседы-интервью с членами общин, материалы личных наблюдений во время посещения богослужений, записи проповедей, ритуалов).

Методологическая и теоретическая основа исследования. В диссертационной работе использован системный и цивилизационный подход, а также сравнительно-исторический анализ, использованный автором исследования для рассмотрения ОСК в России в контексте политических и социальных изменений, что дает возможность для выявления особенностей общин кришнаитов и их мировоззрения как в период становления и гонений, так и в период стабильности Общества.

Новизна диссертационного исследования. В данной работе впервые предпринимается попытка комплексного изучения кришнаизма в России, а также показываются не только исторические изменения, произошедшие в российском ОСК, но и эволюция мировоззрения российских кришнаитов, изменения в восприятии и оценке ими своего места в российском обществе. Диссертантом также впервые:

- проведено исследование истории становления кришнаизма и распространения его в современном мире;

- исследованы корни вероучения кришнаизма, а также проведен сравнительный анализ традиционно чайтанитского вероучения и культа с современным кришнаизмом;

- показаны механизмы проникновения и аспекты трансляции учения в несвойственной для него культурной среде;

- изучены основные аспекты культовой практики Движения и бытовой культуры кришнаитов;

- дана оценка тенденций в развитии учения как в России, так и за ее пределами;

- дана стратегия дальнейшего развития общин ОСК в России;

- дана сравнительная характеристика и типология групп, родственных МОСК. Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации могут найти применение при изучении современной религиозной ситуации в России, а также послужить базой для дальнейшего исследования российского ОСК.

Общетеоретические выводы диссертации могут быть использованы для исследования других НРД, распространенных в России. Материалы диссертации могут применяться при подготовке вузовского курса и семинаров по религиоведению.

Апробация работы. Идея диссертации отражена в докладах на Всероссийском философском конгрессе (Санкт-Петербург, 1997) и на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И. Герцена в 1998-2000 гг. Основные положения исследования представлены в публикациях. Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена и рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сединко, Анна Станиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении следует отметить, что исследование того, что представляет MOCK как религиозное, философское, социальное явление неразрывно связано с анализом причин, обусловивших его популярность, как на Западе, так и в нашей стране.

Многим людям, особенно молодым, присуще желание создать свой мир, собственные ценности и идеалы. Это желание обособления, связанное в первую очередь с самоутверждением, является вполне естественным в определенных возрастных периодах. Стремление к обособлению может выражаться в форме неприятия, негативизма по отношению к официально утвержденным ценностям, в том числе и социальным и идеологическим. При ярко выраженном негативизме создаются идеологии, которые получили название «контркультуры», поскольку, несмотря на провозглашение различных революций (сексуальной, мистической, психоделической), по существу они сводятся к тотальному отрицанию и чаще всего никаких позитивных ценностей предложить не могут.

Оценивая с этих позиций вероучение и культовую практику MOCK, нельзя эту организацию отнести к контркультуре, хотя существенным элементом мировоззрения Общества является отрицание всех материальных, цивилизационных проявлений. MOCK - это альтернативная культура.

Успех MOCK обуславливался тем, что, отрицая западную культуру и цивилизацию, кришнаизм предложил новые идеалы, как в мировоззренческом плане, так и в сфере социальной организации. Кришнаитами утверждается, что их религиозно-философское учение, как определенные социальные и этические ценности, может быть реализовано в современном мире, в том числе и в нашей стране.

За годы существования MOCK наглядно продемонстрировало свою самостоятельность. Однако социальная структура и вся сфера социальной деятельности этого религиозного течения осуществляется на основе принципов, не имеющих ничего общего с ценностями традиционной российской культуры.

Таким образом, MOCK, как своеобразная альтеркультура дает возможность своим последователям реализовать их потребность в обособлении, максимализме, неприятии существующей культуры и при этом предлагает образ жизни, который в действительности делает человека экономически и социально независимым от общества. Эта независимость не имеет абсолютного характера, но, тем не менее, субъективно она может переживаться как пребывание в мире, который совершенно обособлен от мира материального.

Для того чтобы цели и чувства верующего были постоянно направлены на Кришну, ему приходится принять образ жизни, имеющий в своей основе индуистские традиции. Наиболее последовательные кришнаиты отказываются не только от традиций родной культуры, но и от ценностей современной цивилизации - театра, телевидения, литературы и так далее. Движение распространяется, в значительной мере, среди интеллигенции, учащейся молодежи, студенчества.

В распространении идеологии кришнаизма серьезную роль играет религиозная литература. Все книги Движения сопровождаются приложением с описанием методов йогического самовоздействия. Как правило, самостоятельное изучение основ вероучения кришнаизма, йога принятия пищи и практика мантра-медитации, способствует приходу новых последователей в общины Движения и обретению особого типа религиозного сознания.

То, что MOCK опирается почти исключительно на молодых людей, имеет для движения свои положительные и отрицательные стороны. Несомненно, что Движение использует пыл молодежи, у которой много времени и свободы для преобразующей мир деятельности.

Минусом же для Движения оказывается то, что оно должно искать опору в людях, еще стоящих на пороге психологической зрелости и лишь готовящихся принять взрослые роли. Через несколько лет молодые члены Движения меняют свои представления о том, чего они хотят от этой жизни. Таким образом, уже сам возраст той группы, за счет которой Движение пополняется, обрекает его на постоянную текучесть.

Четко структурированная иерархия MOCK позволяет многим сложить с себя ответственность за собственное «Я», так как иметь «Я» для большинства означает необходимость делать выбор и нести ответственность. Наличие лидера решает эту проблему. Строгая регламентация жизни, наличие твердых моральных правил, неукоснительно претворяющихся в жизнь, делает MOCK привлекательной не только для той части современной российской молодежи, которая разочаровалась в абсолютной свободе, но и для людей, видящих в кришнаитах представителей той жизни, которая соответствует моральным принципам, провозглашенной ими.

Вероучение кришнаитов имеет два пласта. Первый включает традиционную индуистскую религиозную систему и культивируется в общинах. Его архаичный вид связывается кришнаитами с существованием непрерывной цепи ученической преемственности (парампары).

Второй пласт, созданный Бхактиведантой, направлен на распространение учения в странах современного мира. Он отличается доступностью культовой практики, конформизмом и использованием современной терминологии.

Необходимо также отдельно подчеркнуть аспект, связанный с эмоциональным воздействием МОСК. Для человека, вошедшего в систему символов, идей и представлений кришнаизма, повторяющего махамантру, что дает ему возможность практически пережить необычные состояния, интерпретируемые как пробуждение сознания Кришны, жизнь становится служением Кришне.

Методы культовой практики, используемые кришнаитами, способствуют уменьшению психологической зависимости верующих от окружающего мира; аскетический образ жизни позволяет довольствоваться минимумом потребностей и средств. В последние годы эти факторы способствуют расширению социальной базы Движения. Культовая практика ведет к достижению постоянного экзальтированного, полуэкстатического состояния, оцениваемого верующими, как степень постижения сознания Кришны.

В кришнаизме имеет место культ учителя, связанный с системой ритуалов, предметов культа и праздников. Культ учителя обусловлен существованием четырех ступеней духовной жизни верующих, связанных с инициациями, которые осуществляют гуру (духовные учителя): соответственно, неинициированные последователи, инициированные кришнаиты, кришнаиты, получившие вторую брахманскую инициацию и санньяси.

Иерархия духовных наставников определяет вертикальную структуру управления МОСК.

Распространение кришнаизма в нетрадиционной для него этнокультурной среде связано с кризисом традиционных духовных институтов, национальной культуры. На территории бывшего СССР и в России интерес к нетрадиционным религиозным системам вызывался первоначально отсутствием альтернативы господствующей идеологии, перегибами в выполнении провозглашенных лозунгов интернационализма, приведшими к разрушению систем национальных ценностей, традиций и обрядов. Последовавший крах господствующей идеологии, связанный с разрушением политической системы и государства, сопровождался расцветом и активным ростом общин кришнаитов.

В настоящий момент российское Общество Сознания Кришны имеет статичный характер, во многом определяющий стабильно либеральное отношение к ним со стороны властей.

Глобальная социокультурная проблема цивилизационного развития, своеобразно проявившаяся в широком распространении MOCK, не ограничивается рамками религиоведческих интересов и конфессиональных споров, хотя последние и выплеснулись сегодня на авансцену российской социально-политической жизни.

Преобладание на сегодняшний день однозначных оценок в спорах о новых религиозных движениях и о MOCK, как части НРД, свидетельствует о плохом представлении противоборствующих сторон самого существа предмета полемики. Споры о MOCK в середине 90-х возвращаются в исходное положение после нескольких перестроечных лет, отмеченных эйфорией религиозного пробуждения, позволившей богоискателям в лице советских последователей MOCK выйти из подполья и не только легализоваться, но и на протяжении пяти-семи лет активно привлекать к себе внимание общественности. На настоящий момент наблюдается возвращение прежней нетерпимости в отношении МОСК.

В целом, установку на абсолютное неприятие Общества Сознания Кришны в России можно рассмотреть как вполне определенную церковно-догматическую, националистическую (шовинистическую) и политическую (монархическую) доктрину правой и консервативной (реставрационной) направленности.

Однако поиск правильных форм взаимоотношений общества и государства с MOCK продолжается на современном этапе развития России.

Данная исследовательская работа, рассматривающая основные аспекты вероучения, культовой практики и социального устройства российского MOCK, может быть полезна для проведения полноценного диалога, целью которого должно стать конструктивное решение в ситуации обострения межконфессиональной вражды в современной России, для которой достижение общественного согласия стало неотъемлемой задачей.

Материалы и выводы данной диссертации могут быть использованы при написании научных работ по современному движению кришнаитов в России, а также при разработке лекций по религиоведению и этнографии.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ.

Аватара - «нисхождение» - образ, в котором Бог являет себя, нисходя в мир;

Айшварья - «могущество», «величие» - аспект Бога, порождающий в человеке чувство благоговения и страха. Восприятие айшварьи делает невозможным близкие отношения с Богом;

Арча-виграха (мурти) - скульптурный образ божества, которому поклоняюся в храмах MOCK;

Арчана - поклонение арча-виграхе;

Ачарья - «тот, кто учит своим примером», то есть гуру, духовный наставник. В традиционном вайшнавизме ачарьями называют наиболее выдающихся религиозных учителей, внесших важный вклад в развитие традиции;

Ачинтья-бхедабхеда - «учение о непостижимом единстве в отличии» -название религиозно-философской концепции Чайтаньи и его последователей;

Ашрам - «место уединения», «обитель», также одна из стадий жизни в системе варнашрамы - четыре последовательные ступени человеческой жизни, ведущие человека к духовному совершенству; первая ступень - брахмачарья (обет безбрачия и ученичества); вторая - грихастха (семейная жизнь), затем ванапрастха (жизнь в удалении от дел) и, наконец, высшая ступень - санньяса (полное отречение от семейной жизни и материальных обязательств);

Брахман - Абсолют. Также - один из трех аспектов Абсолюта, проникающее повсюду духовное сияние, исходящее от Бхагавана;

Брахманы - члены высшей варны, ученые, жрецы, учителя;

Бхагаван - высший аспект Абсолюта, Веховная Личность, «Тот, кто обладает богатствами» - Кришна;

Бхакти - «любовное преданное служение» - важнейшее понятие в теологии кришнаизма, а также практика служения Кришне;

Бхакт (бхакта) - преданный Кришне;

Вайшьи - члены варны торговцев и земледельцев;

Вайшнав - преданный Кришны или какой-либо другой формы верховной личности Бога;

Варны - сословия в традиционном индийском обществе;

Ведическая литература - четыре Веды, Упанишады, Веданта-сутра, Пураны, Махабхарата и другие исторические хроники и приложения;

Вишну - имя верховной личности Бога;

Вьясасана - «трон Вьясы» - специальное сидение в храме MOCK, предназначенное для того, кто читает и объясняет священные тексты;

Гопи - девушки-пастушки Вриндавана, являющиеся самыми близкими предаными Кришны;

Гуру - духовный учитель, или ачарья, чьи слова и поступки находятся в полном соответствии с писаниями;

Гурукула - школа в ведической системе образования; обучение детей начинается с пятилетнего возраста. В гурукуле под руководством духовного учителя изучают ведические тексты;

Джива - живое существо, вечный индивид, обладающий сознанием, в отличие от временного материального тела;

Дикша - духовное посвящение, инициация;

Дхарма - вечные, неизменные обязанности живого существа перед богом, религиозные принципы;

Дхоти - традиционная индийская мужская одежда;

Кали-юга - согласно традиционной ведической хронологии, нынешняя эпоха (последняя в повторяющемся цикле из четырех эпох), характеризующаяся постепенным исчезновением духовности и вырождением человеческой цивилизации;

Кама - желание наслаждаться материальным миром, вожделение;

Кантхи-мала - бусы из дерева туласи, которые кришнаиты носят на шее;

Караталы - ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две небольшие бронзовые или латунные тарелочки;

Карма - деятельность вообще, также принцип причинности, в соответствии с которым живое существо получает вознаграждение или наказание за совершенные им поступки (закон кармы);

Киртан - славословие Бога, в частности, совместное пение имен Бога;

Лила - «игра», обозначение деяний Бога, как ничем не обусловленных и не создающих кармы;

Мадхурья - «сладостный» - аспект Бога, в котором он воспринимается как нежное и любящее существо; мадхурья позволяет установить близкие отношения с Кришной;

Майя - иллюзия, также - материальная энергия;

Маха-мантра - Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе рама Рама Рама Харе Харе молитвенное обращение к имени Бога, практикуемое в кришнаизме;

Мокша - освобождение - в кришнаизме - высшее духовное совершенство в его негативном аспекте (в отличие от премы), так как предполагает избавление от материальной иллюзии;

Матх - миссия, миссионерская организация;

Нама-бхаджана - повторение и пение имен Бога - основной вид духовной практики кришнаитов;

Панчаратра» - вайшнавские тексты, посвященные, главным образом, духовной практике и культу;

Парампара - «от одного к другому» - принцип передачи духовного знания от учителя к ученику;

Праманы - источники знания;

Прасад - вегетарианская пища, предложенная на алтаре Кришне;

Према - чистая, бескорыстная любовь к Богу;

Пуджа - церемония поклонения божествам в храме, проводимая в соответствии с установленным стандартом;

Пуджари - жрец, который служит божествам и совершает обряды поклонения;

Рагануга-бхакти - преданное служение (бхакти), совершаемое из естественного побуждения;

Расы - «вкусы» - модусы бхакти, для каждого из которых характерны особые взаимоотношения живого существа и Бога;

Сампрадайя - духовная преемственность, традиция, духовная школа;

Санкиртан - всеобщее восхваление, массовое торжественное шествие с пением имен бога; в широком смысле - любая форма проповеднической деятельности;

Санньяса - последний из духовных укладов, жизнь в отречении;

Свами - «господин чувств» - титул санньяси;

Татастха-шакти - «пограничная» энергия Бога - живые существа - дживы;

Тилака - священные знаки из глины, которые наносят на тело кришнаиты;

Туласи - растение, которому поклоняются кришнаиты;

Шастры - богооткровенные писания;

Шикха - пучок волос, который мужчины-кришнаиты оставляют на затылке;

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сединко, Анна Станиславовна, 2001 год

1. На русском языке:

2. Балагушкин Е.Г. Современные внеконфессиональные организации на Западе, М., 1983;

3. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада, М., 1984;

4. Балагушкин Е.Г. Критика идеологии кришнаизма, М., 1984;

5. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, М., 1999;

6. Баркер А. Новые религиозные движения, СПб., 1997;

7. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бхагавад-гита как она есть, ББТ, 1992;

8. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар преданности, ББТ, 1991;

9. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Учение Шри Чайтаньи, ББТ, 1989;

10. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Учение Господа Копилы, ББТ, 1993;

11. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Нектар наставлений, ББТ, 1991;

12. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бесценный дар, ББТ, 1996;

13. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Шри Ишопанишад, ББТ, 1996;

14. Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Наука самоосознания, ББТ, 1991;

15. Ванина В.Ю. Идеи и общество в Индии в 16-17 вв., М., 1993;

16. Ватман С.В. Современный вайшнавизм. История, учение, практика.// Жизнь и безопасность, научно-образовательный аналитический журнал, № 3-4, 1999;

17. Гордиенко Н.С. Новые религиозные движения, СПб., 1998;

18. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины», М., 1983;

19. Гурко А.В. Вайшнавизм и его особенности в Беларуси: Дис. канд. историч. наук: 006.07.01/ Институт искусствоведения, этнографии и фольклора АНБ/ 220600, Минск, 1993;

20. Иваненко С.И. Кришнаиты в России. Правда и вымысел, М., 1998;2023

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.