Когнитивные теории религиозного сознания: модели транскультурной репрезентации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Сергиенко, Роман Александрович

  • Сергиенко, Роман Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 164
Сергиенко, Роман Александрович. Когнитивные теории религиозного сознания: модели транскультурной репрезентации: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Красноярск. 2013. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сергиенко, Роман Александрович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Когнитивные теории религиозного сознания

1.1. Концепции когнитивных теорий религиозного сознания

1.2. Проблемы «стандартной модели» и дальнейшие перспективы развития когнитивных теорий религиозного сознания

Глава 2. Модели транскультурной репрезентации (на примере Международного Общества Сознания Кришны)

2.1. Модели транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных представлений

2.2. Ментальная репрезентация нетрадиционных религиозных представлений

Заключение

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивные теории религиозного сознания: модели транскультурной репрезентации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. Начиная с последних десятилетий XX в., достигнут небывалый в истории науки прогресс в изучении человеческого познания. Одной из составляющих данного прогресса является возникновение когнитивной науки, нового подхода к изучению познания человека. С конца 50-х гг. прошлого века, выступая против доминирующей методологии бихевиоризма, ученые снова сконцентрировались на когнитивных темах, таких как репрезентация, внимание, память, распознавание образов, язык и мышление. Впоследствии этот процесс получил название «когнитивной рев0ЛЕ0ции», «когнитивного поворота», приведшего к возникновению когнитивной науки. Междисциплинарная когнитивная наука предложила более современное видение проблемы человеческого сознания. Это видение подчеркивает роль знаний в регуляции поведения. При этом под «знаниями» понимаются внутренние репрезентации среды и самого организма, которые могут быть как осознанными, так и неосознанными.

В течение последних двух десятилетий когнитивные науки были активными поставщиками теоретических моделей для исследования областей, которые традиционно считались прерогативой гуманитарных и социальных наук. В настоящее время развиваются когнитивные отрасли в рамках нескольких дисциплин, таких как когнитивная антропология, когнитивная археология, когнитивная экономика и т. д. Достижения в изучении когнитивных способностей человека в рамках когнитивных наук в конечном итоге были применены к религиозной сфере человеческого мышления и поведения. Начиная с 90-х гг. XX в., развивается когнитивный подход к исследованию религии или когнитивные теории религиозного сознания (cognitive science of religion) - междисциплинарное направление, ориентированное главным образом на конкретно-научные и опытно-экспериментальные исследования, которое раскрывает гносеологические проблемы формирования религиозного сознания. Когнитивные теории

религиозного сознания используют подходы, заимствованные из других научных областей (когнитивной науки, эволюционной и когнитивной психологии), в первую очередь, для того, чтобы дать объяснение (в отличие от интерпретативного и феноменологического подхода) религии и религиозным явлениям. Актуальность проблематики когнитивных исследований религии определяется и проблемой бессознательного и подсознательного в отражении в соотношении с осознанным мышлением.

Один из таких сложных и комплексных религиозных явлений - это феномен нетрадиционных религий. На фоне глобализационных процессов рубежа XX-XXI вв. произошло беспрецедентное распространение нетрадиционных религий как в западных странах, так и в России. Особенность данного процесса заключается в том, что нетрадиционные религии, обладающие принципиально новыми моделями мироощущения и миропонимания, далекими для культурной традиции как Запада, так и России, все же достаточно успешно осваиваются в новой культурной среде. Ярким примером является Международное Общество Сознания Кришны, сокращенно MOCK (International Society for Krishna Consciousness, ISCKON), самое многочисленное восточное нетрадиционное религиозное течение в мире.

Широкий успех таких нетрадиционных религий, как MOCK, ставит серьезный вопрос: каким образом новые религиозные понятия и представления могут восприниматься, осмысляться и осваиваться в новой культурной среде. Возможно ли мыслительное усвоение нетрадиционных религиозных понятий и представлений в их исходном смысле коренной культуры. С другой стороны, предполагает ли вступление нетрадиционных религиозных представлений в новые культурные контексты, их трансформацию или замену под воздействием существующих культурных моделей. Каковы результаты трансформации религиозного сознания в ситуации усвоения и освоения нетрадиционных понятий и представлений. Эти вопросы напрямую связаны с познавательными способностями субъекта, со спецификой индивидуального, коллективного и

социального познания в современную эпоху, изменением субъекта познания во взаимоотношении со все усложняющимися объектами и процессами. На эти сложные и комплексные вопросы, связанные с трапскультурной репрезентацией нетрадиционных религиозных понятий и представлений, могут ответить когнитивные теории религиозного сознания.

Поскольку когнитивные теории религиозного сознания недостаточно полно освещены в рамках отечественной науки, данная работа позволяет восполнить этот пробел. При этом многообразие методов и подходов, которым отличаются когнитивные теории религиозного сознания, предполагает, что понимание их как целостного явления возможно на основе метатеоретического, философско-методологического анализа. Исследование когнитивных теорий религиозного сознания представляет интерес с философской точки зрения также и вследствие того, что предмет этой междисциплинарной области - познавательная деятельность человека - является, по сути, философской проблемой. Представленная работа предполагает апробирование концепций и методов когнитивных теорий религиозного сознания в условиях определенного религиозного движения (Международного Общества Сознания Кришны).

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о религиозном сознании как одном из способов постижения мира так или иначе затрагивался в философском, социологическом, антропологическом, культурологическом и психологическом дискурсе. К проблеме религиозного сознания в той или иной мере обращаются философские труды Т. Гоббса, Д. Юма, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, П. Гольбаха, Ф. Шеллинга, Ф. Шлейермахера, Л. Фейербаха.

Рассмотрение оснований религиозного сознания сквозь призму социальных взаимодействий и процессов представлено в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Р. Мертона, Д. Мида, Т. Парсонса.

Вопросы, связанные с проблемой эволюции религиозного сознания, рассмотрены в работах Э. Тайлора, Д. Фрезера, Э. Лэнга, Р. Маретта, а также в

рамках отечественного религиоведения: А. И. Токарев, Е. А. Торчинов, И. А. Яблоков, В. Н. Найдыш и др.

Изучению психологических основ и детерминант религиозного сознания были посвящены труды У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Э. Фромма, С. Грофа и

др.

Проблема нетрадиционных религиозных движений в России отражена в исследованиях отечественных ученых: М. Н. Митрохина, Е. Г. Балагушкина, Л. И. Григорьевой, Д. Ю. Копысова, Д. Н. Манченко, II. В. Кривельской, С. М. Дударенок, Т. А. Бажан. В свою очередь, исследования Е. Г. Балагушкина, И. Р. Григулевича, П. С. Гуревича, И. Я. Кантерова, J1. Н. Митрохина, Б. 3. Фаликова посвящены проблеме возникновения и распространения нетрадиционных религиозных движений на Западе.

Религиозное движение «Международное Общество Сознания Кришны» (далее - MOCK) достаточно глубоко изучено как зарубежными, так и отечественными исследователями. Среди ранних зарубежных исследований (70-80 гг. XX в.) стоит отметить работы Дж. С. Джуды, Ф. Данер, Э. Б. Рочфорда, JI. Д. Шинна. К поздним зарубежным исследованиям MOCK (90 гг. XX в. - нач. XXI в.) относятся работы Э. Б. Рочфорда. Помимо этого, в разное время выходили научные сборники, в которых обсуждались ключевые проблемы возникновения и развития MOCK (под редакцией Д. Бромли и JI. Д. Шинна; Э. Ф. Брайанта и М. JI. Экстранд; Р. Коула и Г. Дуайра). Исследование MOCK в рамках когнитивных теорий религиозного сознания было выполнено финским религиоведом К. Кетолой.

Среди других работ стоит отметить исследования М. Юннонахо, Р. Шеблома, которые рассматривают MOCK в финском и шведском контексте соответственно. Различным аспектам данного религиозного движения обращены работы Ч. Р. Брукса (антропологическое исследование MOCK в Индии), М. Ротштейна, Б. Зеллера (восприятие и отношение MOCK к науке), а также М. Бро (доктрина гуру).

Исследования Е. Г. Балагушкина, Е. Э. Дерягиной, С. И. Иваненко,

B. С. Пудова, А. С. Сединко, А. А. Ткачевой, Б. 3. Фаликова посвящены истории возникновения, адаптации и развития MOCK па Западе и в России. Из других работ, посвященных деятельности MOCK, можно выделить феноменологическое исследование А. М. Улановского и А. Б. Матюхиной, а также работы

C. М. Дударенок, М. А. Савиновой, которые были выполнены в рамках отдельных регионов России. Изучению психологических особенностей последователей движения посвящен труд Д. Г. Курачева.

Автор диссертации в своем исследовании опирался на когнитивные теории религиозного сознания, представленные в основном в работах зарубежных авторов, среди которых С. Артан, П. Бойер, Т. Лоусон, Р. Макколи, X. Уайтхауз, И. Пиисиайнен, Д. Барретт, Э. Коэн, С. Е. Гатри, Д. Слон. В отечественной науке вопросы когнитивных теорий религиозного сознания обсуждаются в работах И. С. Анофриева, П. Н. Костылева, А. В. Маркова, В. И. Тибичи-Демитрова, М. М. Шахнович.

Когнитивные теории религиозного сознания в первую очередь восходят к когнитивной науке. Основными составляющими когнитивной науки (середина XX в.), по X. Гарднеру, являются философия сознания (гносеология) и методология науки, когнитивная психология, когнитивная антропология, нейронаука, компьютерная наука (исследования в области искусственного интеллекта) и лингвистика. У истоков когнитивной науки стояли Д. Брунер, X. Гарднер, Дж. А. Миллер, Н. Хомский, Д. Остин, Г. Саймон и А. Ньюэлл, а также Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский.

В равной степени на становление когнитивных теорий религиозного сознания повлияли: теоретические принципы и концепции эволюционной психологии, основными деятелями которой являются Д. Туби, Л. Космидес, С. Линкер, Р. Шепард и др.; теория модулярности человеческого познания, развитая в рамках когнитивной психологии, эволюционной психологии и психологии развития (Дж. Фодор, Д. Туби, Л. Космидес, С. Пинкер, С. Гельман,

Jl. Хиршфельд, С. Барон-Коген, А. Лешли, Ф. Ксйл, Б. Шолль); а также различные модели культурной эволюции (Р. Докинз, Д. Спербер, Р. Бонд и П. Ричардсон).

По мнению диссертанта, имеет место определенная недостаточность комплексных исследований (в первую очередь, отечественной науке), посвященных философскому рассмотрению когнитивных теорий религиозного сознания, а также применения их теоретических и методологических разработок для исследования разнообразных религиозных явлений (в частности, моделей транскультурной репрезентации).

Объектом исследования в настоящей работе являются когнитивные теории религиозного сознания. Предметом исследования является когнитивный анализ моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Цель исследования заключается в изучении моделей транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK) с позиции когнитивных теорий религиозного сознания. Цель работы определила необходимость решения следующих задач:

1. Исследовать современные когнитивные теории религиозного сознания.

2. Изучить «стандартную модель» когнитивных теорий религиозного сознания.

3. Выявить современные проблемы и тенденции развития когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотреть модели транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений с точки зрения когнитивных теорий религиозного сознания.

5. Выявить когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

6. Проанализировать процессы транскультурной репрезентации и трансформации религиозных понятий и представлений в новых культурных средах (на примере MOCK).

7. Выявить динамику когнитивных и культурных паттернов, лежащих в основе транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений.

Методологическая основа диссертации. Методологической базой исследования является комплексный подход к изучению сознания вообще и религиозного сознания в частности, опирающийся на принципы взаимосвязи общего и единичного, необходимого и случайного, конкретно-исторического и логического, генетический принцип и принцип объективности. Методологической основой исследования явились также системно-структурный и функциональный подходы, что позволило рассмотреть структуру и особенности религиозного сознания, применяя междисциплинарный подход когнитивных теорий религиозного сознания и опираясь на опыт философии, религиоведения, социологии, психологии и других специальных дисциплин.

Диссертационная работа опирается на методологические принципы когнитивных теорий религиозного сознания: фрагментарный подход к религии (процедура постепенного выявления определенных человеческих мыслей или действий, которые считаются религиозными, а затем, объяснение их периодического повторения в различных культурных контекстах), натуралистический подход (религия как часть человеческой природы является естественным феноменом, который может быть изучен методами, используемыми для исследования нерелигиозных феноменов), методологический плюрализм (применение всех доступных методов при объяснении периодического повторения религиозных феноменов), синтетический подход (принятие во внимание различных уровней анализа при исследовании такого сложного многоуровневого феномена, как религия).

Так же в работе используются теоретико-методологические концептуальные разработки зарубежных авторов в области когнитивных теорий религиозного сознания. В частности, эффект «теологической корректности» - существование двух параллельных уровней репрезентации религиозных идей, которые могут даже противоречить друг другу, - «теологического» (формального) и «интуитивного» (фактического) знания.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Впервые комплексно представлены когнитивные теории религиозного сознания, являющие собой новое междисциплинарное направление исследования религий и религиозных явлений.

2. Впервые введены в научный оборот российской философской науки труды следующих авторов: Д. Барретта, Дж. Беринга, П. Бойера, А. В. Гирца, А. Декстергюйса, С. Й. Дженсена, К. Кетолы, И. Пиисиайнена, Й. Ссренсена, X. Уайтхауза.

3. Выявлены сущностные черты базовых когнитивных теорий религиозного сознания.

4. Рассмотрены методы когнитивного анализа в отношении религиозного сознания.

5. Изучены когнитивные системы или механизмы, которые участвуют в ментальной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере последователей MOCK).

6. Проанализированы специфические формы транскультурной репрезентации и трансформации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере MOCK).

Положения, выносимые на защиту:

1. Когнитивные теории религиозного сознания - новейшее междисциплинарное исследовательское направление, в рамках которого основания религиозного сознания, мировосприятия и мироотношения рассматриваются как укорененные гносеологические функции человеческого

сознания, связанные со специфическими эволюционно сложившимися механизмами обработки внешней по отношению к человеку информации.

2. Доказывается, что основные проблемы «стандартной модели» когнитивных теорий религиозного сознания связаны с оригинальными трактовками в рамках когнитивной науки особенностей развития, адаптации и трансформации функционирования человеческого сознания, в связи с выработками определенных паттернов познавательного дискурса, непосредственно влияющего на формирование культурного, в том числе религиозного сознания.

3. На основе когнитивных теорий религиозного сознания в диссертации выдвигаются две модели транскультурной репрезентации, учитывающие, с одной стороны, фактор универсальных когнитивных механизмов, которые лежат в основе восприятия и репрезентации нетрадиционных религиозных понятий, с другой стороны, ограничивающие факторы культуры (культурные модели, социо-когнитивные системы), влияющие на осмысление, распространение и трансформацию нетрадиционных религиозных представлений в новой культурной среде.

4. Модели транскультурной репрезентации определенных нетрадиционных религиозных понятий и представлений (на примере Международного Общества Сознания Кришны) возможны к актуализации посредством использования в гносеологическом анализе ментальных репрезентаций «интенционального агента» и «внешнего агента», представленных в когнитивных теориях религиозного сознания и обосновывающих механизмы специального религиозного ментального моделирования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретическая значимость заключается в том, что положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего методологического анализа различных аспектов религиозного сознания, его гносеологических возможностей,

функций и роли в познании. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в рамках преподавания дисциплин «Психология религии» и «Философия религии», а также могут стать основой для разработки спецкурса «Когнитивные теории религиозного сознания».

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения Красноярского государственного педагогического университета, одобрена и рекомендована к защите. Автор принимал непосредственное участие в обсуждении полученных данных на трех научных конференциях: теоретическая конференция «Религиоведение как междисциплинарная наука» (Санкт-Петербургский государственный университет, 27-30 марта 2006 г.), Четвертая международная конференция по когнитивной науке (Томский государственный университет, 22-26 июня 2010 г.), Третья межвузовская научно-практическая конференция «Современное знание: гуманитарный дискурс» (Сибирский федеральный университет, 5 марта 2013г.). Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражения в шести статьях (две из которых размещены в журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертации, - «Вестник Красноярского государственного педагогического университета» и «Вестник Кемеровского государственного университета»).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (четыре параграфа), заключения, списка литературы (состоящего из 270 источников) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Сергиенко, Роман Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термин «когнитивные теории религиозного сознания» обозначает междисциплинарное исследовательское направление, которое предлагает новое видение гносеологической проблемы происхождения религиозного сознания. Несмотря на свое сравнительно недавнее возникновение (начало 1990-х гг.), данная междисциплинарная область смогла объединить специалистов из различных научных дисциплин, которые разделяют общие допущения, принципы и методы. На сегодняшний день в области когнитивных теорий религиозного сознания существует ряд исследовательских программ или моделей.

Ряд метатеоретических принципов когнитивных теорий религиозного сознания обладают очевидными преимуществами. Когнитивные исследователи используют фрагментарный подход к «религии» (сам термин «религия» признается синтетической категорией) путем выявления человеческих мыслей или действий, которые обычно считаются религиозными и затем применяют теории и методологии когнитивной науки, когнитивной психологии и эволюционной психологии для их последующего объяснения. Конечный итог исследований предполагает установление каузальных механизмов или процессов, лежащих в основе религиозных феноменов. Кроме того, религиозные явления обусловлены теми же когнитивными механизмами, что и другие типы явлений человеческой культуры. Это принцип позволяет дать натуралистическое объяснение религии. Таким образом, любой научный прогресс в исследовании человеческого сознания/мозга в целом также имеет потенциальные последствия для исследования религиозного сознания.

Считается, что когнитивные теории религиозного сознания сформировались в результате «когнитивной революции» в психологии и лингвистике, появления теории модулярности человеческого познания, разработки различных моделей культурной эволюции (в первую очередь, эпидемиологический подход Д. Спербера), образования эволюционной психологии. Основываясь на конкретной исследовательской традиции (вычислительная теория разума, «эпидемиология представлений» Д. Спербера, теории модулярности психики, домено-специфичность, нативизм), исследователи-когнитивисты принимают натуралистический подход при объяснении религии: религия рассматривается как часть человеческой природы, т. е. естественный феномен (а не категория sui generis). Предметом исследования когнитивных теорий религиозного сознания являются когнитивные процессы и механизмы, без которых не было бы самого феномена религии.

Когнитивные теории религиозного сознания достигли существенного прогресса в объяснении кросс-культурных повторяющихся паттернов в религиозном мышлении, переживании и поведении, рассматривая эти закономерности с точки зрения архитектуры человеческого сознания. Так, важнейшим результатом когнитивных теорий религиозного сознания является демонстрация того, как неявные принципы человеческого мышления наполняют и ограничивают религиозное выражение.

Данное исследовательское направление имеет некоторые ограничения, которые обычно связывают со «стандартной моделью» когнитивных теорий религиозного сознания. Эти ограничения необходимо преодолеть для того, чтобы объяснить не только очевидные универсальные закономерности религиозных традиций, но и существующие различия в религиозных культурах мира (включая примеры трансформации или мутации новых религиозных понятий). В стандартной модели преобладает позиция «культурного элиминативизма»: культура эпифеноменальна по отношению к базовым когнитивным и психическим процессам. Кроме того, в стандартной модели человеческое сознание рассматривается как изолированное от культурного и социального окружения.

Основываясь на анализе литературы когнитивных теорий религиозного сознания можно обозначить две возможные модели транскультурной репрезентации. Согласно первой из них, нетрадиционные религиозные представления могут распространяться в новых культурных условиях благодаря общечеловеческим психическим свойствам людей. Вторая модель исследования является в большей степени культурно-ориентированной. В соответствии с ней, распространение нетрадиционных религиозных представлений или целых религиозных систем находится под влиянием уже существующих общественных и ментальных представлений, организованных в системы взаимного обращения. С этой точки зрения необходимо рассматривать то, как сдерживающие культурные факторы (культурные схемы или модели, общественные представления, социо-когнитивные системы) влияют на репрезентацию и распространение нетрадиционных религиозных понятий и представлений. В этих моделях учитываются уровни специфической организации индивидуального, коллективного и социального познания. Было продемонстрировано, что эти модели не являются взаимоисключающими и могут быть объединены для комплексного объяснения транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений в новых культурных средах.

Когнитивный анализ продуктивен для объяснения конкретных примеров транскультурной репрезентации нетрадиционных понятий и представлений (в данном случае на примере MOCK).

Во-первых, когнитивные теории религиозного сознания позволяют выявить соответствующие психические системы или механизмы, которые вовлечены в репрезентацию нетрадиционных религиозных понятий и представлений, в рамках данного исследования понятия Кришны для последователей МОСК. Ментальные репрезентации нетрадиционных религиозных понятий и представлений (таких как понятие Кришны) основаны на психических системах или механизмах, которые разделяют все люди независимо от культуры.

Проанализированный материал подтверждает существование «теологической корректности» (Д. Барретт) в представлениях о Кришне, т. е. наличие двух параллельных уровней представлений о сверхъестественных агентах, которые могут противоречить друг другу: «теологический» формальный) и «интуитивный» (фактический) уровень. Необходимо проводить различия между общими теологическими представлениями о Кришне, его положении и воздействии, которые приняты в MOCK (теологический уровень представления) и фактическими ментальными репрезентациями Кришны и его воздействия в конкретных случаях (фактический уровень).

Существуют различные индивидуальные способы ментальной репрезентации Кришны в ходе практики распространения книг, которые можно свести к двум основным способам. В первом способе Кришна мысленно представлен как интенциональный агент, который устраивает события. Во втором Кришна мысленно представлен как внешний агент, который направляет или даже непосредственно управляет действиями самих последователей МОСК.

Во-вторых, если учитывать, что религиозные понятия организованы в культурные модели и повествовательные структуры (что предлагает И. Серенсен в проекте иммунологии культурных систем), можно объяснить очевидные случаи мутации и трансформации нетрадиционных религиозных представлений в новых культурных средах. На примере MOCK было продемонстрировано, что нетрадиционные религиозные понятия могут мутировать или трансформироваться, чтобы успешно «встроиться» в новую культурную среду. Одним из ярких примеров, подтверждающих влияние существующих культурных моделей на транскультурную репрезентацию нетрадиционных религиозных понятий (на примере MOCK), является обращение к науке и научной терминологии при репрезентации религиозных представлений гаудия-вайшнавизма на Западе. С другой стороны, MOCK сформировал относительно устойчивую религиозную культуру (концептуальную экосистему), оппозиционную к внешнему миру, которая сохраняет и поддерживает нетрадиционные религиозные представления. MOCK можно рассмотреть как религиозную культуру, которая обладает характерными чертами иммунологической системы (иммунологическая система, с одной стороны обеспечивает воспроизведение и распространение определенных понятий путем заключения их в самоотносимые системы и, с другой стороны, эффективно затрудняет или препятствует доступ альтернативных и в равной степени оптимальных понятий к соответствующим системам). Такая иммунологическая система тесно связана с организационной и социальной структурой MOCK и, таким образом, различные трансформационные процессы MOCK (как например, процесс приспосабливания к доминирующей западной культуре) отражаются на его относительно стабильной религиозной культуре (и, соответственно, иммунологической системе).

Комплексный когнитивный анализ моделей транскультурной репрезентации показывает, что когнитивные исследования должны учитывать многофакторность гносеологических аспектов религиозного сознания, включающих в себя фактор универсальных когнитивных механизмов и ограничивающие факторы культуры (культурные модели, социо-когнитивные системы), которые формируют социальное, нормативное и распределенное познание.

В результате проведенного исследования можно утверждать, что когнитивные теории религиозного сознания являются весьма плодотворным подходом в исследовании гносеологических проблем формирования религиозного сознания, в частности, транскультурной репрезентации нетрадиционных религиозных представлений.

Представленные в диссертации когнитивные теории религиозного сознания, безусловно, являются динамически развивающимся направлением, которое еще находится в стадии своего становления. Данное исследование, с одной стороны, проясняет сущность когнитивных теорий религиозного сознания как междисциплинарной области исследования, а с другой - раскрывает перспективность применения их теоретических и методологических разработок для исследования разнообразных религиозных явлений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сергиенко, Роман Александрович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Нектар преданности. М. : Бхактиведанта Бук Траст, 1991.-511 с.

2. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М. : Бхактиведанта Бук Траст, 2007. - 1008 с.

3. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Наука самоосознания. М. : Бхактиведанта Бук Траст, 2008. - 504 с.

4. Нектар Санкиртаны. - М. : Бхактиведанта Бук Траст, 1996. - 705 с.

5. Санкиртанам. - 2011. - № 11.- 150 с.

6. Сатсварупа дас Госвами. Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие : пер. с англ. / Сатсварупа дас Госвами. - 2-е. изд. - М. : Бхактиведанта Бук Траст, 2007. - 608 с.

7. Satsvarupa Dasa Gosvami. Distribute Books, Distribute Books, Distribute Books!: A History of Book Distribution in ISKCON, 1970-1975 / Satsvarupa Dasa Gosvami. - Port Royal, PA : Gita-nagari Press, 1982. - 109 p.

8. Tamal Krishna Goswami. Servant of the Servant / Tamal Krishna Goswami. - Hong Kong. BBT, 1984.-615 p.

Литература:

1. Александров, Ю. И. Субъективный опыт и культура. Структура и динамика / Ю. И. Александров, Н. Л. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4, № 1. - С. 3 - 46.

2. Александров, Ю. И. Субъективный опыт, культура и социальные представления / Ю. И. Александров, Н. Л. Александрова. - М. : Изд-во Институт психологии РАН, 2009. - 320 с.

3. Анофриев, И. С. Понятие "религия" в когнитивном религиоведении / И. С. Анофриев // Дні науки філософського факультету - 2010 : Міжнародна

наукова конференція (21 - 22 квітня 2010 року) : Матеріали доповідей та виступів. - Київ, 2010. - Ч. VII. - С. 104 - 105.

4. Анофриев, И. С. Ритуал с точки зрения когнитивного подхода: теория Т. Лоусона и Р. Макколи / И. С. Анофриев // Дні науки філософського факультету-2011 : Міжнародна наукова конференція (20 - 21 квітня 2011 року) : Матеріали доповідей та виступів. - Київ, 2011. - Ч. VI. - С. 101-103.

5. Анофриев, И. С. Понятие "антропоморфизм" как основа "когнитивной теории религии" Стюарта Гатри / И. С. Анофриев // Дні науки філософського факультету-2012 : Міжнародна наукова конференція (18-19 квітня 2012 року) : Матеріали доповідей та виступів. - Київ, 2012. - Ч. IV. - С. З - 4.

6. Бажан, Т. А. Оппозиционная религиозность / Т. А. Бажан. - Красноярск : Сиб. юрид. ин-т МВД России, 2000. - 371 с.

7. Балагушкин, Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ / Е. Г. Балагушкин. - М. : ИФРАН, 1999. - Ч. 1. -244 с.

8. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации : пер. с англ. / Дж. Брунер. - М. : Прогресс, 1977. - 413 с.

9. Вебер, М. Избранное. Образ общества : пер. с нем. / М. Вебер. - М. : Юрист, 1994.-704 с.

10. Выготский, JT. С. Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды / JT. С. Выготский. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО Модэк, 1996. - 510 с.

11. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта : пер. с англ. / Г. Гарднер. - М. : Вильяме, 2007. - 512 с.

12. Гоббс, Т. Сочинения : в 2 т. / Т. Гоббс ; пер. с лат. и англ. Н. Федорова, А. Гутермана. - М. : Мысль, 1989. - Т. I. - 622 с.

13. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии : в 2 т. / Г. В. Ф. Гегель ; общ. ред. А. В. Гулыги. пер. с нем. П. П. Гайденко. - М. : Мысль, 1977. - Т. II. - 573 с.

14. Голованов, А. Э. Неонндуизм и его влияние на молодежь Запада и России / А. Э. Голованов//Восток. - 1996.-№5.-С. 130- 143.

15. Гольбах, П. А. Избранные произведения : в 2 т. / П. А. Гольбах ; пер. с фр., под общ. ред. и со вступ. ст. X. Н. Момджяна ; АН СССР, Ин-т философии. - М. : Соцэкгиз, 1963. - Т. II. - 563 с.

16. Гофман, И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: пер. с англ. / И. Гофман. - М. : Институт социологии РАН, 2003. — 752 с.

17. Григорьева, Л. И. Религии «Нового века» и современное государство: социально-философский очерк / Л. И. Григорьева. - Красноярск : СибГТУ, 2002. - 400 с.

18. Григулевич, И. Р. Пророки «новой истины»: Очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира / И. Р. Григулевич. - М. : Политиздат, 1983.-303 с.

19. Гроф, С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания : пер. с англ. / С. Гроф. - М. : Изд-во Института трансперсональной психологии, 1997.-256 с.

20. Гуревич, П. С. Современные внеконфессиональные организации на Западе / П. С. Гуревич. - М. : Знание, 1983. - 64 с.

21.Дерягина, Е. Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 / Е. Э. Дерягина. - Красноярск, 2009. - 144 с.

22. Дерягина, Е. Э. К вопросу о «традиционности» российского кришнаизма / Е. Э. Дерягина // Журнал Сибирского Федерального Университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 3, № 1. - С. 69 - 79.

23. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта : пер. с англ. / У. Джеймс. -СПб.: Андреев и сыновья, 1993. -418 с.

24. Докинз, Р. Эгоистичный ген : пер. с англ. / Р. Докинз. - М. : Мир, 1993. - 318 с.

25. Дударенок, С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность / С. М. Дударенок. - Владивосток : Изд-во ДВГУ, 2004. - 531 с.

26. Дударенок, С. М. Нетрадиционные религии на российском Дальнем Востоке: История и современность : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.02 / С. М. Дударенок. - Владивосток, 2005. - 543 с.

27. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни : пер. с фр. / Э. Дюркгейм // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология ; сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М. : Канон+, 1998. - С. 175 — 231.

28. Знаков, В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии / В. В. Знаков // Вопросы психологии. -1986. - № 3. - С. 163 - 171.

29. Иваненко, С. И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние / С. И. Иваненко. - М. : Философская книга, 2008. - 320 с.

30. Кант, И. Трактаты и письма : пер. с нем. / И. Кант. - М. : Наука, 1980. - 712 с.

31.Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ / И. Я. Каптеров // Религиоведение. - 2001. - № 1. - С. 61-72.

32. Копысов, Д. Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.06 / Д. Ю. Копысов. - М., 1994. -153 с.

33. Костылев, П. Н. Религиоведческое исследование в эпоху информационных технологий: на примере когнитивной теории религии / П. II. Костылев // Религиозность в изменяющемся мире : сб. материалов I Международной зимней религиовед, школы (г. Волгоград, 28 янв. - 3 февр. 2008 г.). -Волгоград, 2008. - С. 71 - 78.

34. Костылев, П. Н. Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований / П. Н. Костылев // Дні науки філософьского факультету - 2008 : Міжнародна наукова конференція (16 - 17 квітня 2008 року): Матеріали доповідей та виступів. - Київ, 2008. - Ч. V. - С. 16-17.

35. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего : пер. с англ. / М. Коул. - М. : Когито-Центр, Изд-во Ин-та психол. РАН, 1997. - 432 с.

36. Кривельская, Н. В. Религиозная экспансия против России / Н. В. Кривельская. - М. : Регионы России, 1998. - 152 с.

37. Крывелев, И. А. Карл Маркс о религии / И. А. Крывелев // Религии мира: история и современность. Ежегодник. - М. : Наука, 1983. - С. 7 - 23.

38. Курачев, Д. Г. Психологические особенности самообразования юношей и девушек из религиозного движения Международное общество сознания Кришны : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Д. Г. Курачев. - М., 1997. -200 с.

39. Лурия, А. Р. Исторический анализ познавательных процессов / А. Р. Лурия. -М. : Наука, 1974.-170 с.

40. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. -336 с.

41. Лэнг, Э. Становление религии : пер. с англ. / Э. Лэнг // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология ; сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М. : Канон+, 1998. - С.46 -81.

42. Манченко, Д. Н. Религии «нового века» в контексте постмодерна : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Д. Н. Манченко. - М., 2002. - 163 с.

43. Маретт, Р. Формула Табу-Мана как минимум определения религии : пер. с нем. / Р. Маретт // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология ; сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М. : Канон+, 1998.-С. 99- 108.

44. Марков, А. В. Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или "вирус мозга"? / А. В. Марков // Историческая психология и социология истории. - 2009. - №1. - С. 45 - 56.

45. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура : пер. с англ. / Р. Мертон. - М. : ACT, Хранитель, 2006. - 880 с.

46. Мид, Дж. Избранное: сборник переводов / Дж. Мид ; РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии ; отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.

47. Миллер, Дж. Магическое число семь, плюс или минус два: О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию : пер. с англ. / Дж. Миллер // Инженерная психология: сб. ст. / под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. - М. : Прогресс, 1964. - С. 191 - 225.

48. Миллер, Дж. Когнитивная революция с исторической точки зрения / Дж. Миллер // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 104 - 109.

49. Митрохин, JI. Н. Религиозные «культы» в США / Л. Н. Митрохин. - М. : Знание, 1984.-64 с.

50. Митрохин, Л. Н. Религии «Нового века» / Л. Н. Митрохин. - М. : Советская Россия, 1985.- 160 с.

51. Найдыш, В. М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма / В. М. Найдыш. - М. : Гардарики, 2002. - 554 с.

52. Найдыш, В. М. Философия мифологии: XIX - начало XXI в. / В. М. Найдыш. -М. : Альфа-М, 2004. - 544 с.

53. Нисбетт, Р. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян // Психологический журнал. - 2011. - Т. 32., № 1. - С. 55 - 86.

54. Ньюэлл, А. Эмпирические исследования машины «Логик-теоретик: пример изучения эвристики» : пер. с англ. / А. Ныоэлл, Дж. Шоу, Г. А. Саймон // Вычислительные машины и мышление : сб. ст. / под ред. Э. Фейнбаумана, Дж. Фельдмана. - М. : Мир, 1967. - С. 113- 145.

55. Остин, Дж. Л. Чужое сознание : пер. с англ. / Дж. Л. Остин // Философия, логика, язык : сб. ст. / под ред. Д. П. Горского, В. В. Петрова. - М. : Прогресс, 1987.-С. 48-95.

56. Палмер, Д. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Д. Палмер, Л. Палмер. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.

57. Парсонс, Т. Система современных обществ : пер. с англ. / Т. Парсонс. - М. : Аспект-пресс, 1998. - 270 с.

58. Пендюрина, JI. П. Идеи индийской философской традиции в западной духовной культуре (XIX-XX вв.) : автореф. дис. ... докт. философских наук : 24.00.01 / Л. П. Пендюрина. - Ростов-на-Дону 2009. - 48 с.

59. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : пер. с фр. / Ж. Пиаже. - М. : Просвещение, 1969. - 612 с.

60. Пинкер, С. Язык как инстинкт : пер. с англ. / С. Пинкер. - М. : Едиториал УРСС, 2004. - 456 с.

61. Пудов, В. С. Кришнаиты-вайшнавы в СССР / В. С. Пудов // На пути к свободе совести. - М. : Прогресс 1989. - С. 466 - 477.

62. Росс, JT. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии : пер. с англ. / JI. Росс, Р. Нисбетт. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 429 с.

63. Рыжов, Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве / Ю. В. Рыжов. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.

64. Савинова, М. А. Кришнаизм и Вера бахай в полиэтническом регионе: сравнительно-исторический анализ : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 / М. А. Савинова. - Улан-Удэ, 1998. - 175 с.

65. Сединко, А. С. Международное общество сознания Кришны в России : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / А. С. Сединко. - Спб., 2001.- 137 с.

66. Сидоренко, В. А. Отличительные свойства когнитивной схемы и скрипта относительно культурной модели, домена и других объектов когнитивной антропологии / В. А. Сидоренко // Інтелект. Особистість. Цивілізація. Збірник наукових праць. -2011.- Вип. 9. - С. 398 - 405.

67. Сергиенко, Е. А. Развитие понимания ментальных состояний и новый взгляд на теорию Пиаже / Е. А. Сергиенко // Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. - С. 125 - 152.

68. Сергиенко, Е. А., Лебедева Е. И., Пруеакова О. А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека / Е. А. Сергиенко, Е. И. Лебедева, О. А. Пруеакова. - М. : Изд-во Институт психологии РАН, 2009.-415 с.

69. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура : пер. с. англ. / Э. Б. Тайлор. - М. : Политиздат, 1989. - 573 с.

70. Тибичи-Демитров, В. И. Религиозные представления в свете когнитивных исследований религии / В. И. Тибичи-Демитров // XV Международная научная конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов» : Материалы конференции (10 апреля 2008 г.). - М., 2008. - С. 412 - 414.

71. Ткачева, А. А. «Новые религии» Востока / А. А. Ткачева. - М. : Наука, 1991. -214 с.

72. Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. - М. : Политиздат, 1990. - 622 с.

73. Торчинов, Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е. А. Торчинов. - 4-ое изд. - СПб. : Азбука-классика, Петербургское Востоковедение, 2005. - 544 с.

74. Уайт, Л. А. Понятие культуры : пер. с англ. / Л. А. Уайт // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры ; гл. ред. и сост. С. Я. Левит, Л. А. Мостова. - СПб. : Университетская книга, 1997. - Т. I. - С. 17 -48.

75. Улановский, А. М. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов) / А. М. Улановский, А. Б. Матюхина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т. 7, № 1. — С. 55 — 73.

76. Фаликов, Б. 3. Трансформация индуизма в США / Б. 3. Фаликов // Взаимодействие культур Востока и Запада. - М. : Политиздат, 1987. - С. 127 — 145.

77. Фаликов, Б. 3. Неоиндуизм и западная культура / Б. 3. Фаликов. - М. : Наука, 1994.-219 с.

78. Фейербах, J1. А. Сущность христианства : пер. с нем / JI. А. Фейербах // Фейербах JT. А. Сочинения : в 2 т. - М. : Наука, 1995. - Т. II. - 425 с.

79. Филатова, И. И. Основные тенденции развития теории схем в американской антропологии конца XX - начала XXI века / И. И. Филатова, В. А. Сидоренко // Інтелект. Особистість. Цивілізація. Збірник наукових праць. - 2008. - Вип. 6. - С. 242 - 248.

80. Фрит, К. Мозг и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир: пер. с англ. / К. Фрит. -М. : Астрель, 2011. - 335 с.

81. Фрезер, Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии : пер. с англ. / Дж. Дж. Фрезер. - М. : Политиздат, 1986. - 704 с.

82. Фрейд, 3. Тотем и табу : пер. с нем. / 3. Фрейд. - М. : Азбука-классика, 2005. -256 с.

83. Фромм, Э. Психоанализ и религия : пер. с англ. / Э. Фромм // Сумерки богов. -М. : Политиздат, 1989,-С. 143-221.

84. Хомский, Н. Язык и мышление : пер. с англ. / Н. Хомский. - М. : Изд-во Московского университета, 1972. - 126 с.

85. Шахнович, М. М. Очерки по истории религиоведения / М. М. Шахнович. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 290 с.

86. Шахнович, М. М. Что такое когнитивное религиоведение (cognitive religious studies)? / М. М. Шахнович // Материалы II Международной конференции по когнитивной науке 9-13 июня 2006 года. - СПб., 2006. - С. 478 - 479.

87. Шеллинг, Ф. В. Й. Введение в философию мифологии : пер. с нем. / Шеллинг Ф. В. Й. // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. - М. : Мысль, 1989. - Т. II. - С. 159-374.

88. Шкурко, А. В. От распределенного познания к распределенному решению задач: социологическая перспектива в развитии когнитивной науки / А. В.

Шкурко // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010, - Т. 7, № 3.-С. 3-22.

89. Шлейермахер, Ф. Речи о религии. Монологи, пер. с нем. / Ф. Шлейермахер. -СПб. : Алетейя, 1994.-432 с.

90. Шпербер, Д. Релевантность / Д. Шпербер, Д. Уилсон // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII : Когнитивные аспекты языка. - М., 1988. С. 212 -233.

91. Юм, Д. Естественная история религии : пер. с англ. / Д. Юм // Юм Д. Сочинения : в 2 т. - М. : Мысль, 1996. - С. 315 - 378.

92. Юнг, К. Г. Архетип и символ : пер. с англ., нем. / К. Г. Юнг. - М. : Ренессанс, 1991.-304 с.

93. Яблоков, И. Н. Религиоведение : учебное пособие / И. Н. Яблоков. - М. : Гардарики, 2004. - 536 с.

94. Astuti, R. Understanding mortality and the life of the ancestors in rural Madagascar / R. Astuti, P. L. Harris // Cognitive Science. - 2008. - Vol. 32, № 4. - P. 713 -740.

95. Atran, S. A. Cognitive foundations of natural history / S. A. Atran. - New York: Cambridge University Press, 1990. - 376 p.

96. Atran, S. A. Folk biology and the anthropology of science: Cognitive universale and cultural particulars / S. A. Atran // Behavioral & Brain Sciences. - 1998. - Vol. 21, № 4. - P. 547 - 609.

97. Atran, S. A. In Gods we trust. The evolutionary landscape of religion / S. A. Atran. - Oxford: Oxford University Press, 2002. - 400 p.

98. Baillargeon, R. Physical reasoning in infancy / R. Baillargeon // The Cognitive Neurosciences / Ed. by M.S. Gazzaniga. - Cambridge, MA: The MIT Press, 1995. -P. 181 -204.

99. Baron-Cohen, S. Does the autistic child have a «theory of mind»? / S. Baron-Cohen, A. M. Leslie, U. Frith // Cognition. - 1985. - Vol. 21, № 1. - P. 37 - 46.

100. Barrett, J. L. Cognitive constraints on Hindu concepts of the Divine / J. L. Barrett // Journal for the Scientific Study of Religion. - 1998. - Vol. 37, № 4. - P. 608 -619.

101. Barrett, J. L. Theological correctness: cognitive constraint and the study of religion / J. L. Barrett // Method and Theory in the Study of Religion. - 1999. - Vol. 11, №4.-P. 325-339.

102. Barrett, J. L. Exploring the natural foundations of religion / J. L. Barrett // Trends in Cognitive Sciences. - 2000. - Vol. 4, № 1. - P. 29 - 34.

103. Barrett J. L. How ordinary cognition informs petitionary prayer / J. L. Barrett // Journal of Cognition and Culture. - 2001. - Vol. 1, № 3. - P. 259 - 269.

104. Barrett, J. L. Dumb Gods, petitionary prayer, and the cognitive science of religion / J. L. Barrett // Current approaches in the cognitive science of religion / Eds. by I. Pyysiainen, V. Anttonen. - London: Continuum, 2002. - P. 93 - 109.

105. Barrett, J. L. Why would anyone believe in God? / J. L. Barrett. - California: AltaMira Press, 2004. - 152 p.

106. Barrett, J. L. The naturalness of religious concepts: An emerging cognitive science of religion / J. L. Barrett // New approaches to the study of religion. Vol. 2: Textual, comparative, sociological, and cognitive approaches / Eds. by P. Antes, A. W. Geertz, R. R. Warne. - Berlin ; New York: Walter de Gruyter, 2004. - P. 401 -418.

107. Barrett, J. L. Cognitive science of religion: What is it and why is it? / J. L. Barrett // Religion Compass. - 2007. - Vol. 1. № 6. - P. 768 - 767.

108. Barrett, J. L. Why Santa Claus is not a god / J. L. Barrett // Journal of Cognition and Culture. - 2008. - Vol. 8, № 1-2.-P. 149-161.

109. Barrett, J. L. Coding and quantifying counterintuitiveness: Theoretical and methodological reflections / J. L. Barrett // Method and Theory in the Study of Religion. - 2008. - Vol. 20, № 4. - P. 308 - 338.

110. Barrett, J. L. Cognitive science, religion, and theology / J. L. Barrett // The believing primate: scientific, philosophical, and theological reflections on the origin

of religion / Eds. by J. Schloss, M. Murray. - Oxford: Oxford University Press, 2009.-P. 76-99.

111. Barrett, J. L. Cognitive science of religion: Looking back, looking forward / J. L. Barrett // Journal for the Scientific Study of Religion. - 2011. - Vol. 50, № 2. - P. 229-239.

112. Barrett, J. L. Conceptualizing a non-natural entity: anthropomorphism in God concepts / J. L. Barrett, F. C. Keil // Cognitive Psychology. - 1996. - Vol. 31, № 3. -P. 219-247.

113. Barrett, J. L. Spreading non-natural concepts: The role of intuitive conceptual structures in memory and transmission of cultural materials / J. L. Barrett, M. A. Nyhof // Journal of Cognition and Culture. - 2001. - Vol. 1, № 1. - P. 69 - 100.

114. Barrett, J. L. The cognitive science of religion / J. L. Barrett, E. R. Burdett // The Psychologist. - 2011. - Vol. 24, № 4. - P. 252 - 255.

115. Barrett, N. F. Toward an alternative evolutionary theory of religion: looking past computational evolutionary psychology to a wider field of possibilities / N. F. Barrett // Journal of the American Academy of Religion. - 2010. - Vol. 78, № 3. P. 583-621.

116. Bering, J. M. Intuitive conceptions of dead agents' minds: The natural foundations of afterlife beliefs as phenomenological boundary / J. M. Bering // Journal of Cognition and Culture. - 2004. - Vol. 2, № 4. - P. 263 - 308.

117. Bering, J. M. The folkpsychology of souls / J. M. Bering // Behavioral and Brain Sciences. - 2006. - Vol. 29, № 5. - P. 453 - 498.

118. Bering, J. M. The natural emergence of „afterlife" reasoning as a developmental regularity / J. M. Bering, D. F. Bjorklund // Developmental Psychology. - 2004. -Vol. 40, №2.-P. 217-233.

119. Bering, J. M. "O Lord . . . you perceive my thoughts from afar": Recursiveness and the evolution of supernatural agency / J. M. Bering, D. D. P. Johnson // Journal of Cognition and Culture. -2005. -Vol. 5, № 1 - 2.-P. 118 - 142.

120. Bering, J. M. Children's attributions of intentions to an invisible agent / J. M. Bering, B. D. Parker // Developmental Psychology. - 2006. - Vol. 42, № 2. - P.253 -262.

121. Bloom, P. Descartes' baby: How the science of child development explains what makes us human / P. Bloom. - New York: Basic Books, 2004. - 288 p.

122. Boyer, P. The naturalness of religious ideas / P. Boyer. - Berkeley: University of California Press, 1994. - 344 p.

123. Boyer, P. Religion explained: the evolutionary origins of religious thought / P. Boyer. - New York: Basic Books, 2001.-384 p.

124. Boyer, P. Religious thought and behaviour as by-products of brain function / P. Boyer // Trends in Cognitive Sciences. - 2003. - Vol. 7, № 3. - P. 119 - 124.

125. Boyer, P. A reductionistic model of distinct modes of religious transmission / P. Boyer // Mind and religion: Psychological and cognitive foundations of religiosity / Eds. by H. Whitehouse, R.N. McCauley. - Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2005. P. 3-29.

126. Boyer, P. Cognitive templates for religious concepts: Cross-cultural evidence for recall of counter-intuitive representations / P. Boyer, C. Ramble // Cognitive Science. - 2001. - Vol. 25, № 4. - P. 535 - 564.

127. Boyer, P. Why ritualized behavior? Precaution systems and action-parsing in developmental, pathological, and cultural rituals / P. Boyer, P. Lienard // Behavioral and Brain Sciences. - 2006. - Vol. 29. № 6. - P. 595 - 650.

128. Boyd, R. Culture and the evolutionary process / R. Boyd, P. J. Richerson. -Chicago: University of Chicago Press, 1985. - 340 p.

129. Bransford, J. D. A sketch of cognitive approach to comprehension: some thoughts about understanding what it means to comprehend / J. D. Bransford, N. S. McCarroll // Cognition and symbolic processes / Eds. by W. B. Weimer, D. S. Palermo. - New York : Lawrence Erlbaum, 1974. - P. 189 - 229.

130. Bromley, D. Constructing apocalypticism: social and cultural elements of radical organization / D. Bromley // Millennium, messiah, and mayhem: Contemporary

apocalyptic movements / Eds. by T. Robbins, S. Palmer. - New York : Routledge, 1997.-P. 31 -46.

131. Bromley, D. Whither New Religious studies: defining and shaping a new area of study / D. Bromley // Nova Religio. - 2004. - Vol. 8, № 2. - P. 83 - 97.

132. Broo, M. As good as God: The guru in Gaudiya Vaishnavism / M. Broo. - Abo: Abo Akademi University Press, 2003. URL: https://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/4128/TMP.obires.76.pdf

133. Brooks, C. R. The Hare Krishnas in India / C. R. Brooks. - Princeton NJ : Princeton University Press, 1989. - 265 p.

134. Bulbulia, J. The cognitive and evolutionary psychology of religion / J. Bulbulia // Biology and Philosophy. - 2004. - Vol. 19. № 5. - P. 655 - 686.

135. Buss, D. M. Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science / D. Buss // Psychological Inquiry. - 1995. - Vol. 6, № 1. - P. 1 - 30.

136. Chiu, L.-H. A cross-cultural comparison of cognitive styles in Chinese and American children / L.-H. Chiu // International Journal of Psychology. - 1972. -Vol. 7, №4.-P. 235-242.

137. Choi, I. Causal attribution across cultures: Variation and universality /1. Choi, R. E. Nisbett, A. Norenzayan // Psychological Bulletin. - 1999. - Vol. 125, №. 1. - P. 47-63.

138. Choi, I. Information search in causal attribution: Analytic vs. holistic /1. Choi, R. Dalai, C. Kim-Pricto. - Unpublished manuscript. - Urbana-Champagne: University of Ilinois. 2000.

139. Cohen, E. The mind possessed: The cognition of spirit possession in an Afro-Brazilian religious tradition / E. Cohen. - Oxford : Oxford University Press, 2007. -256 p.

140. Cohen, E. Common criticisms of the cognitive science of religion-answered / E. Cohen, J. A. Lanman, H. Whitehouse, R. N. McCauley // Bulletin of the Council of Societies for the Study of Religion. - 2008. - Vol. 37, № 4. - P. 112 - 115.

141. Colzato, L. S. Losing the big picture: How religion may control visual attention / L. S. Colzato, W. P. M. Van den Wildenberg, B. Hommel // PLoS ONE. - 2008. -Vol. 3, №. 11.-P. 1 -3.

142. Cosmides, L. Cognitive adaptations for social exchange / L. Cosmides, J. Tooby // The Adapted Mind / Eds. by J. H. Barkow, L. Cosmides, J. Tooby. - New York : Oxford University Press, 1992. - P. 137 - 159.

143. Cosmides, L. Beyond intuition and instinct blindness: The case for an evolutionarily rigorous cognitive science / L. Cosmides, J. Tooby // Cognition. -1994. - Vol. 50, № 1 - 3. - P. 41 - 77.

144. D'Andrade, R. G. Cultural meaning systems / R. G. D'Andrade // Culture theory: Essays on mind, self, and emotion / Eds. by R. A. Shweder, R. LeVine. -Cambridge : Cambridge University Press, 1984. - P. 88 - 119.

145. D'Andrade, R. G. The development of cognitive anthropology / R. G. D'Andrade. - New York : Cambridge University Press, 1995. - 288 p.

146. Daner, F. J. The american children of Krishna: A study of the Hare Krishna movement / F. J. Daner. - New York : Holt Rinehart & Winston, 1976. - 126 p.

147. Day, M. Rethinking naturalness: The modes of religiosity and religion in the round / M. Day // Mind and religion: Psychological and cognitive foundations of religion / Eds. by H. Whitehouse, R.N. McCauley. - Walnut Creek, CA : Alta Mira Press, 2005.-P. 207-232.

148. Dennett, D. C. The intentional stance / D. C. Dennett. - Cambridge, MA. : MIT Press, 1989.-400 p.

149. Dershowitz, Z. Jewish subcultural patterns and psychological differentiation / Z. Dershowitz // International Journal of Psychology. - 1971. - Vol. 6, № 3. - P. 223 -231.

150. Dijksterhuis, A. Effects of subliminal priming of self and God on self-attribution of authorship for events / A. Dijksterhuis, J. Preston, D. M. Wegner, H. Aarts // Journal of Experimental Social Psychology. - 2008. - Vol. 44, № 1. - P. 2 - 9.

151. Donald, M. A mind so rare: The evolution of human consciousness / M. Donald. - New York : W. W. Norton, 2001. - 385 p.

152. Donald, M. The central role of culture in cognitive evolution: A reflection on the myth of the "isolated mind" / M. Donald // Culture, thought, and development / Eds. by L. P. Nucci, G. Saxe, E. Turiel. - Mahwah, NJ. : Lawrence Erlbaum Associates, 2000.-P. 19-38.

153. Evans, M. E. Cognitive and contextual factors in the emergence of diverse belief systems: Creation versus evolution / M. E. Evans // Cognitive Psychology. - 2001. -Vol. 42, №3.- P. 217 -266.

154. Explaining Christian origins and early Judaism: Contributions from cognitive and social science / Ed. by P. Luomanen, I. Pyysiainen, R. Uro. - Leiden : Brill, 2007. -327 p.

155. Flavell, J. H. A comparison between the development of the appearance-reality distinction in the People's Republic of China and the United States / J. H. Flavell, X.-D. Zhang, H. Zou, Q. Dong, S. Qui // Cognitive Psychology. - 1983. - Vol. 15, № 4. - P. 459 - 466.

156. Flavell, J. H. Theory-of-Mind development: Retrospect and prospect / J. H. Flavell // Merrill-Palmer Quarterly. - 2004. - Vol. 50, № 3. - P. 274 - 290.

157. Fodor, J. The modularity of mind: An essay on faculty psychology / J. Fodor. -Cambridge : MIT Press, 1983.- 144 p.

158. Gardner, H. The mind's new science. A history of the cognitive revolution / II. Gardner. - New York : Basic Books, 1987. - 430 p.

159. Geertz, A. W. Cognitive approaches to the study of religion / A. W. Geertz // New approaches to the study of religion. Vol. 2: Textual, comparative, sociological, and cognitive approaches / Eds. by P. Antes, A. W. Geertz, R. R. Warne. - Berlin ; New York: Walter de Gruyter, 2004. - P. 347 - 399.

160. Geertz, A. W. From apes to devils and angels: Comparing scenarios on the evolution ofreligion / A. W. Geertz // The Evolution of religion. Studies, Theories,

Critiques. / Eds. by J. Bulbulia, R. Sosis, E. Harris et al. Santa Margarita, 2008. - P. 43-49.

161. Geertz, A. W. When cognitive scientists become religious, science is in trouble: On neurotheology from a philosophy of science perspective / A. W. Geertz // Religion. - 2009. - Vol. 39, № 4. - P. 319 - 324.

162. Geertz, A. W. Brain, body and culture: A biocultural theory of religion / A. W. Geertz // Method and Theory in the Study of Religion. - 2010. - Vol. 22. № 4. - P. 304-321.

163. Geertz, A. W. Religion is natural, atheism is not: On why everybody is both right and wrong / A. W. Geertz, G. I. Markusson // Religion. - 2010. - Vol. 40, № 3. - P. 152- 165.

164. Gehnan, S. A. How biological is essentialism? / S. A. Gelman, L. A. Hirschfeld // Folkbiology / Eds. by D. L. Medin, S. Atran. - Cambridge, MA : MIT Press, 1998.

- P. 403 - 446.

165. Gervais, W. M. The Zeus problem: Why representational content biases cannot explain faith in Gods / W. M. Gervais, J. Henrich // Journal of Cognition and Culture.-2010.-Vol. 10, №3.-4.-P. 383 -389.

166. Gervais, W. M. The cultural transmission of faith: Why natural intuitions and memory biases are necessary, but insufficient, to explain religious belief / W. M. Gervais, A. Willard, A. Norenzayan, J. Henrich // Religion. - 2011. - Vol. 41, № 3.

- P. 389 -410.

167. Gonce, L. O. Role of context in the recall of counterintuitive concepts / L. O. Gonce, M. A. Upal, D. J. Slone, D. R. Tweney // Journal of Cognition and Culture.

- 2006. - Vol. 6, № 3 - 4. - P. 521 - 547.

168. Gregory, J. Epistemology and counterintuitiveness: Role and relationship in epidemiology of cultural representations / J. Gregory, J. L. Barrett // Journal of Cognition and Culture. - 2009. - Vol. 9, № 3. - P. 289 - 314.

169. Guthrie, S. E. A Cognitive theory of religion / S. E. Guthrie // Current Anthropology. - 1980.-Vol. 21, №2.-P. 181 -203.

170. Guthrie, S. E. Faces in the clouds: A new theory of religion / S. E. Guthrie. -Oxford : Oxford University Press, 1993. - 336 p.

171. Heider, F. An experimental study of apparent behavior / F. Ileider, M. Simmel // . American Journal of Psychology. - 1944. - Vol. 57, № 2. - P. 243 - 259.

172. Henrich, J. The evolution of costly displays, cooperation, and religion: Credibility enhancing displays and their implications for cultural evolution / J. Henrich // Evolution and Human Behaviour. - 2009. - Vol. 30, № 4. _ p. 244 - 260.

173. Hutchins, E. Cognition in the wild / E. Hutchins. - Cambridge, MA : MIT Press, 1995.-401 p.

174. Jensen, J. S. The complex worlds of religion: Connecting cultural and cognitive analysis / J. S. Jensen // Current approaches in the cognitive science of religion / Eds. by I. Pyysiainen, V. Anttonen. - London ; New York: Continuum, 2002. - P. 203 -228.

175. Jensen, J. S. The study of religion in a new key: Theoretical and philosophical soundings in the comparative and general study of religion / J. S. Jensen. - Aarhus : Aarhus University Press. 2003. - 509 p.

176. Jensen, J. S. Religion as the unintended product of brain functions in the "standard cognitive science of religion model": on Pascal Boyer, Religion Explained (2001) and Ilkka Pyysiainen, How Religion Works (2003) / J. S. Jensen // Contemporary theories of religion: a critical companion / Ed. by M. Stausberg. -London ; New York : Routledge, 2009. - P. 129 - 155.

177. Jensen, J. S. Doing it the other way round: Religion as a basic case of'normative cognition' / J. S. Jensen // Method & Theory in the Study of Religion. - 2010. - Vol. 22, №4.-P. 322-329.

178. Ji, L. Culture, language and relationships vs. categories in cognition / L. Ji. -Unpublished Ph. D. dissertation. - University of Michigan, Ann Arbor, 2000.

179. Ji, L. Culture, language and relationships vs. categories as a basis of perceived association / L. Ji, R. E. Nisbett. - Unpublished manuscript. - University of Michigan, 2001.

180. Johnson, D. Hand of god, mind of man: Punishment and cognition in the evolution of cooperation / D. Johnson, J. M. Bering // The believing primate: scientific, philosophical, and theological reflections on the origin of religion / Eds. by J. Schloss, M. Murray. - Oxford: University Press, 2009. - P. 26 - 43.

181. Judah, J. S. Hare Krishna and the counterculture / J. S. Judah. - New York : John Wiley & Sons, 1974.-301 p.

182. Junnonaho, M. Uudet uskonnot - vastakulttuuria ja vaihtoehtoja, tutkimus TM-, DLM- ja Hare Krishna -liikkeista suomalaisessa uskonmaisemassa / M. Junnonaho. - Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 1996. -212 s.

183. Keil, F. C. Concepts, kinds, and cognitive development / F. C. Keil. - Cambridge, MA : MIT Press, 1989. - 328 p.

184. Kelemen, D. The scope of teleological thinking in preschool children / D. Kelemen // Cognition. - 1999. - Vol. 70, № 3. - P. 241 - 272.

185. Kelemen, D. Are children „intuitive theists"?: Reasoning about purpose and design in nature / D. Kelemen // Psychological Science. - 2004. - Vol. 15, № 5. - P. 295-301.

186. Ketola, K. An indian guru and his western disciples: Representation and communication of charisma in the Hare Krishna movement / K. Ketola : doctoral dissertation. - Helsinki : University of Helsinki, 2002. - 236 p. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ethesis.helsinki.fi/iulkaisut/hum/uskon/vk/ketola/anindian.pdf

187. Ketola, К. The founder of the Hare Krishnas as seen by devotees: A cognitive study of religious charisma / K. Ketola. - Leiden ; Boston : Brill, 2007. - 234 p.

188. Ketola, K. Cultural evolution of intense religiosity: The case of sankirtan fever in the Hare Krishna Movement / K. Ketola // The Evolution of religion. Studies, Theories, Critiques / Eds. by J. Bulbulia, R. Sosis, E. Harris et al. - Santa Margarita, CA : Collins Foundation Press, 2008. - P. 87 - 92.

189. Krishna Consciousness in the West / Ed. by Bromley D.G., Shinn L.D. - London ; Toronto : Associated University Press, 1989. - 295 p.

190. Lave, J. Situated learning: Legitimate peripheral participation / J. Lave, E. Wenger. - New York : Cambridge University Press, 1991. - 138 p.

191. Lawson, E. T. Rethinking religion: Connecting cognition and culture / E. T. Lawson, R. N. McCauley. - Cambridge : Cambridge University Press, 1990. - 208 P-

192. Mapping the mind: Domain specificity in cognition and culture / Ed. by L. Hirschfeld, S. Gelman. - New York : Cambridge University Press, 1994. - 532 p.

193. Markus, H. R. Sociocultural psychology: The dynamic interdependence among self systems and social systems / H. R. Markus, M. G. Hamedani // Handbook of cultural psychology / Eds. by S. Kitayama, D. Cohen. - New York : Guilford Press, 2007.-P. 3-39.

194. Masuda, T. Culture and attention to object vs. field / T. Masuda, R. E. Nisbett. -Unpublished manuscript. - University of Michigan, Ann Arbor, 2000.

195. Masuda, T. Attending holistically versus analytically: Comparing the context sensitivity of Japanese and Americans / T. Masuda, R. E. Nisbett // J Journal of Personality and Social Psychology. -2001. - Vol. 81, № 5. - P. 922-934.

196. Masuda, T. Culture and change blindness / T. Masuda, R. E. Nisbett // Cognitive Science - 2006. - Vol. 30, № 2. - P. 381 - 399.

197. McCauley, R. N. Bringing ritual to mind: Psychological foundations of cultural forms / R. N. McCauley, E. T. Lawson. - Cambridge : Cambridge University Press, 2002.-252 p.

198. Melton, J. G. Perspective: toward a definition of "New Religion" / J. G. Melton // Nova Religio. - 2004. - Vol. 8, № 1. - P. 73 - 87.

199. Meltzoff, A. N. Newborn infants imitate adult facial gestures / A. N. Meltzoff, N. K. Moore // Child Development. - 1983. - Vol. 54, № 3. - P. 702 - 709.

200. Mithen, S. The Prehistory of The mind: A search for the origins of art, religion and science / S. Mithen. - London : Phoenix, 1998. - 480 p.

201. Murray, M. J. Evolutionary accounts of religion: Explaining and explaining away / M. J. Murray, A. Goldberg // The believing primate: scientific, philosophical, and

theological reflections on the origin of religion / Eds. by J. Schloss, M. J. Murray. -New York : Oxford University Press, 2009. - P. 179 - 199.

202. Navon, D. Forest before trees. The precedence of global features in visual perception / D. Navon // Cognitive Psychology. - 1977. - Vol. 9, № 3. - P. 353 -383.

203. Norenzayan, A. Eastern and western perceptions of causality for social behavior: Lay theories about personalities and social situations / A. Norenzayan, I. Choi, R. E. Nisbett // Cultural divides: Understanding and overcoming group conflict / Eds. by D. Prentice, D. Miller. - New York : Sage, 1999. - P. 239 - 272.

204. Norenzayan, A. Rules vs. similarity as a basis for reasoning and judgment in East and West / A. Norenzayan, R. E. Nisbett, E. E. Smith, B. J. Kim. - Unpublished manuscript. - Ann Arbor: University of Michigan, 2000.

205. Norenzayan, A. Memory and mystery: The cultural selection of minimally counterintuitive narratives / A. Norenzayan, S. Atran, J. Faulkner, M. Schaller // Cognitive Science. - 2006. - Vol. 30, № 3. - P. 531 - 553.

206. Pearson, J. L. Shamanism and the ancient mind: A cognitive approach to archaeology / J. L. Pearson. - Walnut Creek : AltaMira Press, 2002. - 195 p.

207. Pinker, S. How the mind works / S. Pinker. - New York : W.W. Norton & Company, 1997.-660 p.

208. Pinker, S. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature / S. Pinker. -New York : Viking, 2002. - 509 p.

209. Pyysiainen, I. How religion works: Towards a new cognitive science of religion / I. Pyysiainen. - Leiden ; Boston : Brill, 2001. -272 p.

210. Pyysiainen, I. Religion and the counter-intuitive / 1. Pyysiainen // Current approaches in the cognitive science of religion / Eds. by I. Pyysiainen, V. Anttonen. - London : Continuum, 2002. - P. 110 - 132.

211. Pyysiainen, I. Counterintuitiveness as the hallmark of religiosity / I. Pyysiainen, M. Lindeman, T. Honkela // Religion. - 2003. - Vol. 33, № 4. - P. 341 - 355.

212. Pyysiainen, I. After Religion: Cognitive Science and the Study of Human Behaviour. 2008. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/antoniochave2ss/after-religion-cognitive-science-and-the-study-of-human-behavior-pyvsiinen-2008

213. Pyysiainen, I. Supernatural agents: why we believe in souls, gods, and buddhas / I. Pyysiainen. - Oxford : Oxford University Press, 2009. - 304 p.

214. Quinn, N. Culture and cognition / N. Quinn, D. Holland // Cultural models in language and thought / Eds. by D. Holland, N. Quinn. - Cambridge : Cambridge University Press, 1987. - P. 3-40.

215. Quinn, N. Convergent evidence for a cultural model of American marriage / N. Quinn // Cultural models in language and thought / Eds. by D. Holland, N. Quinn. -Cambridge : Cambridge University Press, 1987. - P. 173 - 192.

216. Rochford, E. B. Jr. Hare Krishna in America / E. B. Jr. Rochford. - New Brunswick, NJ : Rutgers University Press, 1985. - 324 p.

217. Rochford, E. B. Jr. Demons, Karmies, and Non-devotees: Culture, group boundaries, and the development of Hare Krishna in North America and Europe / E. B. Jr. Rochford // Social Compass. - 2000. - Vol. 47, № 2. - P. 169 - 186.

218. Rochford, E. B. Jr. The changing face of ISKCON: Family, Congregationalism, and privatization / E. B. Jr. Rochford // ISKCON Communications Journal. - 2001. -Vol. 9, № 1,-P. 1-11.

219. Rochford, E. B. Jr. Hare Krishna transformed / E. B. Jr. Rochford. - New York : New York University Press, 2007. - 285 p.

220. Rothstein, M. Belief transformations: Some aspects of the relation between science and religion in Transcendental Meditation (TM) and the International Society for Krishna Consciousness (ISKCON) / M. Rothstein. - Aarhus : Aarhus University Press, 1996. - 227 p.

221. Rumelhart, D. Schemata: The building blocks of cognition / D. Rumelhart // Theoretical issues in reading comprehension / Eds. by R. J. Spiro, В. C. Bruce, W. F. Brewer. - Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum, 1980. - P. 33 - 58.

222. Schloss, J. Looking past vs. overlooking cognitive-evolutionary accounts of religion: A response to Nathaniel Barrett / J. Schloss, J. L. Barrett, M. Murray // Journal of the American Academy of Religion. - 2010. - Vol. 78, № 3. - P. 622 -628.

223. Scholl, B. J. Modularity, development, and "theory of mind" / B. J. Scholl, A. M. Leslie//Mind and Language. - 1999.-Vol. 14, № 1. -P. 131 - 153.

224. Shepard, R. N. Evolution of a mesh between principles of the mind and regularities of the world / R. N. Shepard // The latest on the best: Essays on evolution and optimality / Ed. by J. Dupre. - Cambridge, MA : MIT Press, 1987. -P. 251 -275.

225. Shinn, L. D. The Dark Lord. Cult images and the Hare Krishnas in America / L. D. Shinn. - Philadelphia, PA : The Westminster Press, 1987. - 204 p.

226. Shore, B. Culture in mind: Cognition, culture and the problem of meaning / B. Shore. - New York: Oxford University Press, 1996. - 428 p.

227. Sjoblom, R. When the Master dies: Conflict and development within the Swedish ISKCON / R. Sjoblom // Encounter with India: studies in neohinduism / Ed. by N. Holm. - Abo : Abo Akademi. 1990. - P. 61 - 78.

228. Slone, D. J. Theological incorrectness: Why religious people believe what they shouldn't / D. J. Slone. - Oxford : Oxford University Press, 2004 - 168 p.

229. Sorensen, J. Religion, evolution, and an immunology of cultural systems / J. Sorensen // Evolution and Cognition. - 2004. - Vol. 10, № 1. - P. 61 - 73.

230. Sorensen, J. Religion in mind: A review article of the cognitive science of religion / J. Sorensen // Numen. - 2005. - Vol. 52, № 4. - P. 465 - 494.

231. Sorensen, J. A cognitive theory of magic / J. Sorensen. - Lanham, MD : AltaMira Press 2007. - 226 p.

232. Sosis, R. The Adaptive Value of Religious Ritual / R. Sosis // American Scientist. - 2004. - Vol. 92, № 2. - P. 166 - 172.

233. Spelke, E. S. Infants' knowledge of object motion and human action / E. S. Spelke, A. Phillips, A. L. Woodward // Causal cognition: A multidisciplinary debate

/ Eds. by D. Sperber, D. Premaek, A. Premack. - Oxford : Clarendon Press, 1995. -P. 44-78.

234. Spelke, E. S. Core knowledge / E. S. Spelke, K. D. Kinzler // Developmental Science. - 2007. - Vol. 10, № 1. - P. 89 - 96.

235. Sperber, D. Rethinking symbolism / D. Sperber. - Cambridge : Cambridge University Press, 1975. - 166 p.

236. Sperber, D. Explaining Culture: A Naturalistic Approach / D. Sperber. - Oxford : Blackwell, 1996.- 192 p.

237. Sperber, D. Relevance: Communication and Cognition / D. Sperber, D. Wilson. -Oxford : Blackwell, 1995. - 336 p.

238. Squarcini, F. Hare Krishna / F. Squarcini, E. Fizzotti. - Salt Lake City, UT : Signature Books, 2004. - 99 p.

239. The Hare Krishna movement: The postcharismatic fate of a religious transplant / Ed. by E. F. Bryant, M. L. Ekstrand. - New York : Columbia University Press, 2004.-496 p.

240. The Hare Krishna movement: forty years of chant and change / Ed. by R. J. Cole, G. Dwyer. - London : I. B. Tauris, 2007. - 296 p.

241. Tomasello, M. The cultural origins of human cognition / M. Tomasello. -Cambridge, MA : Harvard University Press, 1999. - 248 p.

242. Tooby, J. The psychological foundations of culture / J. Tooby, L. Cosmides // The Adapted mind / Eds. by J. H. Barkow, L. Cosmides, J. Tooby. - New York : Oxford University Press, 1992. - P. 19 - 136.

243. Tremlim, T. Thought and emotion in the scientific study of religion: A critical review of Ilkka Pyysiäinen's How religion works / T. Tremlim // Journal of Cognition and Culture. - 2003. - Vol. 3, № 3. - P. 255 - 263.

244. Tremlin, T. Minds and Gods: The cognitive foundations of religion / T. Tremlim. - Oxford ; New York: Oxford University Press, 2006. - 256 p.

245. Tulving, E. Episodic and semantic memory / E. Tulving // Organization of memory / Eds. by E. Tulving, W. Donaldson. - New York : Academic Press, 1972. -P. 382-403.

246. Upal, M. A. Towards a cognitive science of new religious movements / M. A. Upal // Journal of Cognition and Culture. - 2005. - Vol. 5, № 1 - 2. - P. 214 - 239.

247. Upal, M. A. Contextualizing counterintuitiveness: How context affects comprehension and memorability of counterintuitive concepts / M. A. Upal, L. O. Gonce, R. D. Tweney, D. J. Slone // Cognitive Science: A Multidisciplinary Journal. -2007.-Vol. 31, №3.-P. 415-439.

248. Visala, A. Naturalism theism and the cognitive study of religion: Religion explained? / A. Visala. - Farnham : Ashgate, 2011. - 228 p.

249. Wegner, D. M. The Illusion of conscious will / D. M. Wegner. - Cambridge, MA : Bradford Books, 2002. - 419 p.

250. Wegner, D. M. Who is the controller of controlled processes? / D. M. Wegner // The new unconscious / Eds. by R. Hassin, J. S. Uleman, J. A. Bargh. - New York : Oxford University Press, 2005. P. 19 - 36.

251. Wellman, H. M. The child's theory of mind / H. M. Wellman. - Cambridge : MIT Press, 1990.-358 p.

252. Wellman, H. A. Cognitive development: Foundational theories of core domains / H. A. Wellman, S. A. Gelman // Annual Review of Psychology. - 1992. - Vol. 43, № l.-P. 337-375.

253. Whitehouse, H. Inside the cult: Religious innovation and transmission in Papua New Guinea / H. Whitehouse. - Oxford : Clarendon Press, 1995. - 234 p.

254. Whitehouse, H. Arguments and icons: Divergent modes of religiosity / H. Whitehouse. - Oxford : Oxford University Press, 2000. - 216 p.

255. Whitehouse, H. Modes of religiosity: A cognitive theory of religious transmission / H. Whitehouse. - Walnut Creek, CA : AltaMira Press, 2004. - 208 p.

256. Whitehouse, H. Modes of religiosity and the cognitive science of religion / H. Whitehouse // Method and Theory in the Study of Religion. - 2004. - Vol. 16, № 4. -P. 321 -335.

257. Whitehouse, H. The Cognitive foundations of religiosity / H. Whitehouse // Mind and religion: Psychological and cognitive foundations of religion / Eds. by H. Whitehouse, R. N. McCauley. - Walnut Creek, С A : AltaMira Press, 2005. - P. 207 -232.

258. Whitehouse, Ii. Cognitive evolution and religion: explaining recurrent features of religion / H. Whitehouse // The Evolution of religion. Studies, Theories, Critiques / Eds. by J. Bulbulia, R. Sosis, E. Harris et al. - Santa Margarita, CA : Collins Foundation Press, 2008. - P. 31 - 41.

259. Xu, F. Number sense in human infants / F. Xu, E. S. Spelke, S. Goddard // Developmental Science. - 2005. - Vol. 8, № 1. - P. 88 - 101.

260. Xygalatas, D. Can the Study of Religion be Scientific? / D. Xygalatas // Chasing down religion: In the sights of history and the cognitive sciences. Essays in Honour of Luther H. Martin / Eds. by D. Wiebe, P. Pachis. - Thessaloniki : Barbounakis, 2010. - P. 531 - 549. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xygalatas.com/resourccs/Can-the-Studv-of-Rcligion-be-Scientific.pdf

261. Zeller, В. Е. Storming the gates of the temple of science: Religion and science in three new religious movements / В. E. Zeller : Ph.D. dissertation. - Chapel Hill : University of North Carolina, 2007. - 418 p. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdr.lib.unc.cdu/indexablecontent?id=uuid:698083cf-4d85-4e05-80fe-1 e8303387e7a&ds-DATA FILE&dMrue

262. Zeller, В. E. Prophets and protons: New religious movements and science in late twentieth-century America / В. E. Zeller. - New York : NYU Press, 2010. - 227 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.