Кукольный театр в системе музыкально-эстетического воспитания младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Просандеева, Ирина Валерьевна

  • Просандеева, Ирина Валерьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 177
Просандеева, Ирина Валерьевна. Кукольный театр в системе музыкально-эстетического воспитания младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2010. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Просандеева, Ирина Валерьевна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра

1.1. Основные тенденции музыкально-эстетического воспитания на современном этапе.

1.2. Значение музыкального кукольного театра для эстетического воспитания младших школьников.

1.3. Условия и принципы организации кукольного театра в начальной школе.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Эмпирическое исследование эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра

2.1. Критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников.

2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы в условиях школьного кукольного театра.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кукольный театр в системе музыкально-эстетического воспитания младших школьников»

Актуальность исследования. Формирование музыкально-театральной культуры школьников является одним из факторов успешной социализации ребенка, так как в музыке и театре сконцентрирован духовный опыт человечества, который, попадая в сферу индивидуального сознания личности (переживания, чувства, мысли, оценки, ценностные ориентации), распредмечивается, осваивается, развивается и становится ее достоянием. Это предполагает последовательное накопление опыта эстетического восприятия музыкальных спектаклей и раскрывает подрастающему поколению огромное богатство эмоционально-смыслового содержания окружающего мира.

Министерством образования и науки РФ разработан документ «Концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2025 года, которая нацеливает на повышение общего уровня значимости культуры и искусства в воспитании и образовании. Это должно привлечь внимание на государственном уровне к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества, испытывающего потребность в духовно развитой личности. Общественно-воспитательное значение искусства в том, что оно является проводником передовых гуманных идей (Е.С.Деммени).

Музыкально-театральное искусство сегодня как интеграционное явление есть воплощение синтеза различных искусств: художественного слова (литературы), музыки и изобразительного искусства. Однако в настоящее время функции искусства как «воспитателя» не реализовываются. Одной из причин этого является формализация в преподавании дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе, что приводит к отчуждению школьников от искусства. Поэтому мы предлагаем активную форму художественного творчества детей - организацию школьного музыкального кукольного театра, включающую: использование классической музыки как одного из важнейших средств музыкально-эстетического развития ребенка; обращение к возрасту младшего школьника как наиболее благоприятному периоду для такого развития; использование кукольного театра как средства эмоционального воздействия.

Синтетическая природа кукольного театра дает ребенку представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве. Кроме законов театрального искусства образно-художественный строй кукольного спектакля вводит детей в мир литературы, живописи и музыки. Использование классической музыки и искусства кукольного театра очень важно для воспитания и развития эмоциональной сферы ребенка, так как органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства. Музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания и развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие.

Актуальность исследования обусловлена высоким познавательным и воспитательным потенциалом музыкального и театрального искусства с одной" стороны, и недостаточным вниманием к предметам эстетического цикла в общеобразовательных учреждениях, с другой стороны.

Сложность реализации музыкально-эстетического воспитания школьников в настоящее время обусловлена следующими причинами: падением интереса к классической музыке и отсутствием высокохудожественной атмосферы в повседневной жизни детей;

- музыка у современных детей не связывается с возникновением эстетической эмпатии — «вчувствования в художественный объект» (Т.П. Гаврилова) и не вызывает сопереживания к переживаниям героев кино, театра, художественных произведений, то есть воображаемых персонажей! Не происходит процесс идентификации;

- неготовностью педагога к высоким профессиональным требованиям, предъявляемым учителю начальных классов, который должен сочетать в себе качества музыканта и актера, стремление работать с детьми и иметь большой опыт данной работы. Это встречается редко.

Степень разработанности проблемы. Вопросы гармоничного духовного развития человека с помощью искусства освещены в трудах A.B. Бакушинского, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, JI.H. Толстого, В.А. Сухом линского.

Проблемой изучения и формирования эстетических качеств личности ребенка занимались М.А. Верб, Л.П. Воюева, И.И. Казимирская, Б.Т. Лихачев,

A.Ж. Овчинникова, Т.С. Прокофьева, И.Ф. Свадковский, С.А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического воспитания школьников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б.В. Асафьева, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, Б.М. Теплова,

B.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и других. Они подчеркивали необходимость такой работы для нравственного и интеллектуального развития личности детей.

Система отечественного музыкально-эстетического воспитания школьников опирается на исследования проблем развития музыкального восприятия школьников (С.М. Беляева-Экземплярская, Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, О.П. Радынова); на активизацию возможностей детей в оценке музыки (Л.Н. Комиссарова, П.А. Чичерина, А.И. Шелепенко). H.A. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкальной деятельности детей. Дальнейшее развитие ее теории музыкального воспитания и развития ребенка продолжено в работах: А.Д. Артоболевской, Ю.Б. Алиева, Т.И. Баклановой, Е.А. Бодиной, З.П. Морозовой, О.П. Радыновой, Л.В. Школяр.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности рассмотрено в работах Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, A.B. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране - A.A. Брянцева, Е.С. Деммени, С.В.

Образцова, и музыкального театра для детей - Н.И. Сац.

Таким образом, имеется комплекс исследований, на которых базируется эстетическое воспитание школьников средствами музыки и театра. Однако в теории и практике воспитания отсутствуют исследования, подробно рассматривающие процесс интеграции искусств в эстетическом воспитании младших школьников.

В процессе исследования нами выявлены противоречия между:

- социокультурными парадигмами современного общества, его потребностью в духовно развитой личности и уровнем теоретического и практического решения данной проблемы;

- потребностью педагогической практики в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью этого вопроса;

Цель исследования - определить педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального „ кукольного театра.

Объект исследования - музыкально-эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра.

Гипотеза исследования: интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, если:

- используются возможности идентификации с поющей и танцующей куклой;

- взаимодействие искусств направлено на преобладание музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизацию их творческого воображения.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи:

- осуществить анализ состояния музыкально-эстетического воспитания младших школьников, дать оценку возможностей музыкального кукольного театра;

- теоретически изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и специфику воздействия музыкального кукольного театра на их эстетическое воспитание;

- обосновать и разработать методику эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра;

- выявить комплекс педагогических условий успешного эстетического воспитания младших школьников;

- разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней эстетической воспитанности младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концептуальные идеи личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, A.A. Вербицкий, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, Ю.А. Кустов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, A.A. Хуторской, П. С. Якиманская);

- философско-социологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Бультман, Т.Г. Гадамер, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, A.A. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шеперман);

- основные положения психологии о восприятии произведений искусства (Л.С. Выготский, А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, Б.Л. Яворский, П.М. Якобсон);

- положения о специфике влияния театрального искусства на формирование духовной культуры личности (Е.Б. Вахтангов, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (A.A. Брянцев, Е.С. Деммени, С.В. Образцов, К. Орф, Н.И. Сац);

- теоретико-методологические основы музыкально-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.И.

Бакланова, JI.A. Безбородова, Е.А. Бодина, А.Л. Готсдинер, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпин);

- основные положения об особенностях психофизиологического развития детей школьного возраста (Л.С. Выготский, М.Ю. Кулагина, B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин).

Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме; педагогическое наблюдение, беседы со школьниками, учителями; опытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкально-эстетической деятельности детей младшего школьного возраста, изучение их творческих работ, выполнение диагностических заданий; внедрение методики, разработанной сообразно исследовательским задачам. В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ, применялись методы математической статистики.

Опытно-экспериментальная база исследования

Экспериментальное исследование осуществлялось в течение пяти лет на базе ГОУ СОШ № 1970,2017 г. Москвы и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, современных методических разработок; определено состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической науке; изучена практика работы учителей образовательных учреждений; накоплен эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.

На втором этапе (2006 - 2007 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась систематизация и обобщение эмпирического материала, определялись и разрабатывались критерии и конкретные методы диагностики эстетического развития младших школьников, была апробирована и внедрена методика эстетического развития детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра.

На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведено корректирование авторской методики, продолжалось внедрение результатов исследования в практику, завершено оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- определены возможности музыкального кукольного театра в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста (взаимное усиление эстетического воздействия музыки и театра, развитие эстетической эмпатии, воспитание сочувствия, формирование «базового доверия к жизни»); разработана методика организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, в которой ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что вносит определенную новизну в теорию и практику внеклассного воспитания;

- определен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного эстетического воспитания младших школьников: учет возрастных особенностей восприятия ребенка (общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле); развитие эстетических качеств личности; эмоциональная выразительность исполнения участников спектакля; создание творческо-поисковых ситуаций.

Теоретическая значимость результатов исследования:

- выделены этапы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки и кукольного театра: от восприятия музыкальных кукольных спектаклей - через сопереживание - к выработке эмоционального отношения к эстетическим нормам и углублению эстетического восприятия, к активной исполнительской деятельности в спектакле;

- дана характеристика воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе, в основе которого ряд ценностей: музыкально-творческая активность ребенка, самодеятельность, практическая художественная деятельность; выявлены критерии и показатели уровня эстетической воспитанности младших школьников; разработана и апробирована методика диагностирования воспитательной результативности взаимодействия искусств в музыкальном кукольном театре начальной школы.

Результаты работы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований, посвященных проблеме эстетического воспитания детей различных возрастных групп.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы: исследователями в области педагогики искусства, педагогами — руководителями детских театральных кружков и студий, при разработке программ эстетического воспитания детей младшего школьного возраста; учителями начальных классов.

Научные результаты работы могут быть применены при составлении новых учебно-методических пособий по теории и практике внешкольного воспитания, программ профессиональной подготовки педагогов-воспитателей в системе основного и дополнительного образования, а также учебных курсов для студентов педагогических факультетов.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логике исследования; использованием комплекса методов, адекватных целям и задачам эксперимента, репрезентативностью методик; сочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данных; применением методов математической обработки материалов; личным участием автора в экспериментальной и практической работе и позитивными результатами внедрения исследования в практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе при использовании возможностей идентификации с поющей и танцующей куклой, музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизации их творческого воображения.

2. В методике организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что приводит к взаимному усилению воздействия искусств и способствует успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников.

3. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию эстетических представлений, чувств и качеств.

4. Комплекс педагогических условий, способствующих успешному эстетическому воспитанию младших школьников: а) учет возрастных особенностей восприятия ребенка: общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле; б) предварительная настройка восприятия ребенка на последующее действие; в) эмоциональная выразительность исполнения участников спектакля; г) создание творческо-поисковых ситуаций.

5. Критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровни эстетической воспитанности детей младшего школьного возраста, управлять процессом их эстетического воспитания и оценивать его эффективность, включающий показатели и критерии музыкально-эстетического воспитания и адаптированные диагностические методики.

Апробация исследования. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МПГУ, на кафедре эстетического и трудового воспитания младших школьников, на методических семинарах и педагогических советах учителей образовательных учреждений.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в 4-х публикациях автора, в том числе в журналах по списку ВАК РФ: «Начальная школа», «Искусство в школе».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей список литературы из 215 наименований. Работа изложена на 177 страницах и содержит 13 таблиц и 4 диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Просандеева, Ирина Валерьевна

Выводы данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы поиска путей и средств музыкально-эстетического развития младших школьников. Напротив, оно показало необходимость дальнейшего научного поиска. На наш взгляд, перспективными в решении данной проблемы могут явиться следующие направления: поиск специфических методов, способов, приемов, которые смогут обеспечить более высокий уровень эстетического развития детей подростков и создание системы эстетического развития средствами музыкального кукольного театра детей различных возрастных групп.

Заключение

Решение вопроса об эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра потребовало проведения историко-педагогического анализа проблемы, который показал, что

- тесная взаимосвязь эстетического и духовно-нравственного воспитания и развития, возникнув в античности, развиваясь и обогащаясь на протяжении всей последующей истории человечества, привела в настоящее время к сращиванию, интеграции эстетического и духовно-нравственного в единое целое;

- большое значение в эстетическом воспитании, начиная с античности, придавалось музыке, что связано с особым ее свойством -возможностью воспитания души, развития общечеловеческих духовных качеств и потребностью общества в активизации этого процесса.

Анализ ключевых понятий диссертации позволил нам уточнить определение эстетического воспитания детей младшего школьного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию эстетических представлений, чувств и качеств.

Теоретический анализ проблемы показал, что музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое и катарсическое воздействие.

Проанализировав основные особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что использование музыки и искусства театра очень важно для эстетического воспитания школьников, так как именно в этом возрасте они способны оказывать наибольшее воздействие. Органичное объединение в одном спектакле музыки и искусства кукольного театра может привести к взаимному усилению эстетического воздействия каждого из этих видов искусства.

Анализ содержательного аспекта организации музыкально-эстетического воспитания в образовательных учреждениях на основе традиционной и новых методик позволил нам сделать вывод о том, что их реализация в современной социокультурной ситуации достаточно сложна и не дает требуемых результатов.

Поэтому, опираясь на теоретические и практические достижения в этой области, мы разработали методику эстетического детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра и выявили комплекс педагогических условий, способствующих успешности реализации разработанной методики.

Для проверки эффективности методики эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были выделены контрольная и экспериментальная группы, диагностировано состояние распространенной педагогической практики по музыкально-эстетическому воспитанию школьников, разработаны критерии и уровни эстетической воспитанности младших школьников.

На формирующем этапе эксперимента была апробирована и внедрена авторская методика эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального кукольного театра. На контрольном этапе была проведена проверка комплекса разнообразных критериев диагностических методик и выявление педагогических условий, произведены анализ результатов и подведены итоги.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику эстетического воспитания в обеих группах, но в экспериментальной группе, где была использована авторская эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального кукольного театра, эта динамика выражена особенно рельефно, что подтверждает эффективность разработанной программы действий.

В заключении обобщены результаты и сформулированы основные выводы исследования:

1. Теоретический анализ проблемы показал, что музыка и искусство театра являются важнейшими средствами эстетического воспитания, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое воздействие. В основе воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ряд ценностей: музыкально-творческая активность ребенка, самодеятельность, практическая художественная деятельность.

2. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию эстетических представлений, чувств и качеств.

3. Интеграция искусств (органичное объединение классической музыки и кукольного театра) становится фактором оптимизации и эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе при использовании возможностей идентификации с поющей и танцующей куклой, музыкально-творческой деятельности младших школьников и активизации их творческого воображения.

4. В методике организации эффективного взаимодействия искусств как специфического фактора реализации воспитательного потенциала музыкального кукольного театра в начальной школе ведущую роль играет метод идентификации с поющей и танцующей куклой, что приводит к взаимному усилению воздействия искусств и способствует успешности музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

5. Определены педагогические условия, способствующие более эффективному эстетическому воспитанию младших школьников: а) учет возрастных особенностей восприятия детей (общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектакле); б) предварительная настройка восприятия ребенка на последующее действие; в) эмоциональная выразительность исполнения; г) создание творческо-поисковых ситуаций, активизирующих процессы воображения школьников и снимающих психологические барьеры на пути усвоения материала.

5. Разработан критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровни эстетической воспитанности младших школьников, управлять процессом их эстетического развития и ж оценивать его эффективность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Просандеева, Ирина Валерьевна, 2010 год

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учеб: В 3-х ч. 2-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 4.1.2. - 415 с.

3. Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. С.134-143.

4. Алферов А.Д. Петрушка и его предки: Очерк из истории народной кукольной комедии. — М., 1895. — 325 с.

5. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий. 2000. - 345с.

6. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -Саратов, 2001. 199 с.

7. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. - Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

9. Ашиков В. Воспитание культурой и красотой // Дошкольное воспитание. 2002. - №5. - С.9-12.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. - 254 с.

11. Баженова Л.М., Пеня Т.Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Сов. педагогика. 1988.- №2. С.43-44.

12. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.

13. Балакирев М.А. и Стасов В.В.: Переписка / Ред. A.C. Ляпунова. М.: Музыка, 1970.-Т.1.-487 с.

14. Басина Н.Э., Суслова А.О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Изд. ЛИНИА - ПРЕСС, 1997. - 144 с.

15. Батиашвили Л.О. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дисс. канд. пед. наук. -Тбилиси, 1989.-116 с.

16. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. Н.Д. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. - 287 с.

17. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Просвещение, 1989. - 807 с.

18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192с.

19. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.- 252 с.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. A.B. Петровского- М.: Педагогика, 1979. 304 с. - Т.1.

21. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. - № 3. - С.123-128.

22. Бодалев АА. Психология личности-М.: Просвещение, 1988. 188 с.

23. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. - №5-6.-С.32-37.

24. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. ст. / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. -351 с.

25. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:1. Просвещение, 1968. 464 с.

26. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. - М.Изд-во полит, лит-ры, 1988.496 с.

27. Борисенков В.Б., Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды // Педагогика. 1999.-№5.-С. 17-19.

28. Бреслав Т.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Республика, 1990. - 198 с.

29. Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка// Обруч. 1999. - №4. - С.40-41.

30. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. -175 с.

31. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С.44-56.

32. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М., 1988.

33. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. - 287 с.

34. Ветлугина H.A. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980. - С.123-138.

35. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

36. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. М.: Просвещение, 1982.

37. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -77 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-93 с.

39. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ, 1997. -224 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского.

41. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

42. Гавриловец К.В., Казимирекая И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Нар. совета, 1988. - 128 с.

43. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. Т. 3. М.: Искусство, 1971. - 624 с.

44. Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе: Сб. Киев: Мистецтво, 1987.- 351 с.

45. Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. JL: Сов. композитор, 1989. - 352 с.

46. Головина М. Музыкальные встречи «В концертном зале детского сада» // Искусство в школе. 1999. - №2. - С.35-43.

47. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наукова думка, 1980. - 379 с.

48. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. - 128 с.

49. Горюнова JI.K. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993. - №5. - С.60-61.

50. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: Педагогика, 1993. - 190 с.

51. Готтсданкер P.C. Основы психологического эксперимента: Учеб. пос. /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 464 с.

52. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

53. Гримак Л.П. Терапевтические функции культуры // Человек. 2002. -№4. - С.75-86.

54. Гройсман А. Л. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. М.: Магистр, 1998.-436 с.

55. Гулыга А. Эстетика в свете аксиологии. М.: Гардарики, 2001. -368 с.

56. Гусейнов A.A., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. М.: Гардарики, 2000. -472 с.

57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

58. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства: (на литературе и музыкальном материале гражданской направленности): Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. -269 с.

59. Данаилов Г. Не убить Моцарта: (О нравственном воспитании в семье и школе)/Пер. с болг. /Предисл. А. Лиханова. М.: Педагогика, 1986.- 127 с.

60. Деммени Е.С. Призвание кукольник. - Л.: Искусство, 1986. -199 с.

61. Детская практическая психология: Учеб. / Под ред. проф. Т.Д.I

62. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

63. Детская психология: Учеб. пос. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др./ Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Универститетское, 1988. 399 с.

64. Дормашев Ю.В., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995.- 352 с.

65. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. -Смоленск, 1974.

66. Духанина Л.Н. Куклы и театр. М., 2002.

67. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М., 1996.

68. Елисеева A.B. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1996. - 178 с.

69. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов.-М., 1990.

70. Железовская Г.И., Елисеева A.B. Педагогика развития творческой личности. Саратов: Лицей, 1997. - 140 с.

71. Зак А.З. Психология преподавания музыки. М.: Грани, 1999. - 60 с.

72. Запорожец A.B. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды/ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. Т.1, - М.: Педагогика, 1986. - 316 с.

73. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 2-е, испр. и доп.

74. М.: Искусство, 1969. 320 с.

75. Зись А.Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. - М: Искусство, 1975. -447 с.

76. Зеленкова Т.В. Активизация творческого воображения у младших школьников.// Начальная школа. № 10, 1995.

77. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, H.A. Кудрявцева. М.: Просвещение, 1968.- 334 с.

78. Искусство театра: Вопросы теории и практики: Сб. статей / Отв. ред. O.A. Петров. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. - Вып.2. - 196 с.

79. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 томах. -Т.1. М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962. - 682 с.

80. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с. •

81. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977. - 245 с.

82. Кабалевский Д.Б. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества // Прокофьев С. Детская музыка. М.: Музыка, 1987. - 35 с.

83. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. композитор, 1978. - С.42-56.

84. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. 1987. - №1. -С.35.

85. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 36 с.

86. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. - 217 с.

87. Кардашов В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 1999. - №4. - С.22-28.

88. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. -М.: Искусство, 1983. 224 с.

89. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание. 1991. 177 с.

90. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1970.-391 с.

91. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. - 288 с.

92. Коджаспирова Т.М., Коджаспиров A.JI. Педагогический словарь. М.: Academia, 2000. - 176 с.

93. Козловский П. Культура постмодерна. М.: Владос, 1997. - 178 с.

94. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетические воспитание (аксиологический подход). Оренбург: ООИПКРО, 2001. - 240 с.

95. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.

96. Колтунова И.А. Формирование духовности средствами музыки // Начальная школа. 2002. - №4. - С.60-62.

97. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1982.-Т.1.-354 с.

98. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

99. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. 2002. - №2. - С.84-86.

100. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. - 188 с.

101. Котикова E.H. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства в УССР (на материале театров для детей, 1918 -1944 гг.): Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1989. - 212 с.

102. Крупник Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре // Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сб. статей / Отв. ред. Ю. Осокин М.: Просвещение, 1990. - С.47-57.

103. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. 1991.-Т.12, №1. - С.108-117.

104. Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н.К. Гончарова. -Т.З. -М.: Изд-во АПН СССР, 1959. 798 с.

105. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

106. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. Вып. 2. -М.:Ишюватор, 1995.-С.87-103.

107. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. для студ. М.: Сфера, 2001. -464 с.

108. Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968. - 141 с.

109. Куприна Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка // Начальная школа плюс До и После. 2003. - №10. - С.46-52.

110. Курышева Т.А. Театральность и музыка. М.: Искусство, 1984. - 144 с.

111. Кустов В. Здоровьетворящее искусство // Народное образование. -2002.-№2.-С.147-153.

112. ПО. Лаанемяэ А.Л. Формирование духовной культуры: Опыт и проблемы. -Таллин: Ээсти раамат, 1988. 223 с.

113. Лармин О. Искусство и молодежь. М: Молодая гвардия, 1980. - 191с.

114. Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знамя, 1975. - 48 с.

115. ИЗ. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1968.- 584 с.

116. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. - 223 с.

117. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

118. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

119. Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условия формирования познавательной активности дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.- 176 с.

120. Лордкипанидзе Н.Л. Режиссер ставит спектакль. М.: Искусство, 1990.288 с.

121. Лосев А.Д. История античной эстетики: Высокая классика. М.: Искусство, 1974. - 600 с.

122. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. -М.: Тривола, 1995. 525 с.

123. Луначарский A.B. В мире музыки. М.: Искусство, 1958. - 386 с.

124. Луначарский A.B. О музыке и музыкальном театре, Т.1 (1903-1920). -М.: Музыка, 1981. -431 с.

125. Люблинская A.A. Детская психология: Учеб. пос. М.: Просвещение, 1971.-415 с.

126. Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. М.: Юрайт, 1993. - 50 с.

127. Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвега, 1978.96 с.

128. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики // Евразия. -1997.-С.70-76.

129. Материалы XV научной конференции Саратовского отделения общества психологов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1975. - 20 с.

130. Медушевский В. В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни // Искусство в школе. - 2001. - №6. - С.29-38.

131. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981. 96 с.

132. Методика воспитательной работы: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов/ Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. Л.И. Кувинского. М.: Просвещение, 1989. - 335 с.

133. Методика музыкального воспитания в детском саду / H.A. Ветлугина, Л.Н. Комисарова и др.; Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. -270 с.

134. Методология и методы использования культуры / Науч. ред. С.М. Иконникова, Э.В. Соколов. М.: ЛГИК, 1984. - 168 с.

135. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1988. - 429 с.

136. Михайлова А. Апология ребенка зрителя // Искусство и образование. -2002.-№1 (19). - С.38-53.

137. Михайленко НЯ., Короткова H.A. Как играть с ребенком?—М., 1990.

138. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. - 272 с.

139. Музыка театр - дети: II. Сац и ее творческая деятельность: Сб. - М.: Сов. композитор, 1977. - 362 с.

140. Музыка и дети // Дошкольное воспитание. 1999 - 2003.

141. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, M.JI. Паландишвилн; под ред. О.П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.

142. Мухина B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

143. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254с.

144. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

145. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-253 с.

146. Непомнящая ELB. Становление личности ребенка 6-7 лет. -М., 1992.

147. Никифорова В.Н. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И .Я. Яковлева: Программа и метод, рекомендации. Чебоксары: Руссика, 1998.-78 с.

148. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. М., 1988. - 288 с.

149. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001.-1280 с.

150. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников. М.: Владос. 1997. - 105 с.

151. Осеннева М.С., Безбородова JI.A. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Академия, 2001. - 369 с.

152. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-еизд. СПб., 2000. - 284 с.

153. Очерки по истории педагогики / ред. П.А. Константинова. М.: Просвещение, 1952. - 287 с.

154. Педагогическая энциклопедия: В 4 томах. М., Сов. энциклопедия, 1968. -Т.4. - 911 с.

155. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. В 3-х т. / Под ред. В. Шабаевой. М.: АПН РСФСР, 1961. - Т.З. - 633 с.

156. Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-240 с.

157. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. - С.6-19.

158. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. М.: Владос, 2000. - Кн. 1.- 576 с.

159. Полякова ILA. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки (на материале учреждений дополнительного образования): Дисс, канд. пед. наук. Саратов, 2001. - 184 с.

160. Пономарев Я. Л. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 302 с.

161. Практикум по возрастной педагогической психологии / Под ред. проф. А.Ф. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

162. Палагина H.H. Воображение на ранних стадиях онтогенеза. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1992.

163. Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1961. - 707 с.

164. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учеб. пос. Ростов-на-Дону: РИПЛ, 1991. - 172 с.

165. Психологический словарь / Под ред. В. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 440 с.

166. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов / Сост. и отв. ред. A.A. Радугин. М.: Центр, 2000. - 256 с.

167. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - 366 с.

168. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду / сост. Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 1997. 224 с.

169. Разумный В. А. Методика формирования эстетической культуры личности. М.: Просвещение, 1985. - 194 с.

170. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Сиб., 1901.

171. Рерих Н.К. О вечном. М.: Республика, 1994. - 461 с.

172. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. гюс. М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.

173. Родь Я.И. Формирование музыкально эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (на материалах этносов ханты и манси): Дисс. канд. пед. наук. - Саратов, 2002. - 142 с.

174. Роллан Р. Бетховен: Великие творческие эпохи. М.: Искусство, 1938. -340 с.

175. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Наука, 1976. - 416с.

176. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972. -144 с.

177. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

178. Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.

179. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

180. Скотарева Е.М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. - 114 с.

181. Соломник И.Н. Куклы выходят на сцену.: Кн. Для учителя. М., 1993.

182. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс,1998.-544 с.

183. Сохор А. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1975. - 64 с.

184. Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избр. М.: ВТО, 1982. - 512 с.

185. Старчеус М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. B.C. Лейписа. М., 1996. - С. 187-193.

186. Столович Л.И. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961. - 114с.

187. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

188. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

189. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

190. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты/ Л.Г.Вяткин, Г.И. Железовская, Г.Д. Турчин и др. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. - 134 с.

191. Таиров А. Записки режиссера. М.: Изд. ГИТИС, 2000. - 160 с.

192. Тарасов Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал.- 1994. Т. 15, №6. - С.82-96.

193. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. 2001. -№11.- С.63-72; 2002. - №6. - С.80-86.

194. Тельчарова-Куренкова P.A. К новой философии музыкального воспитания: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыкального педагога: Межвуз. сб. ст. Магнитогорск, 1997. - Вып.2. - С.104-118.

195. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. - М: Педагогика, 1985.328 с.

196. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947. - 334 с.

197. Ткаченко Т. Приобщаем детей к музыкальной культуре // Дошкольное воспитание. 2003. - №5. - С.112-115.

198. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - 544 с.

199. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пос. М.: Академия, 1999.-336 с.

200. Урунтаева Г.А., Афонькйна Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. - 304 с.

201. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. М.: Педагогика,1988.-Т.2.-493 с.

202. Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. М.,Л., 1948. - Т.8. - 774 с; Т.9.- 636 с.

203. Франк С.Я. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. - № 6. - С.68-132.

204. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 285 с.

205. Фролкин В.А. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Проблемы методологии и методики.- Рига, 1985. С. 167-178.

206. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

207. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. - 432 с.

208. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских ф-тов и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981.-374с.

209. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. - 223 с.

210. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975.- 173 с.

211. Щуркова Н.Е. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Прометей, 1998. - 123 с.

212. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989. 560 с.

213. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.1. С177

214. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. - 234 с.

215. Яворский Б.Л. Избранные труды / Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1987. - Т. 1.4. 1. - 366 с.

216. Якобсон С. Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет / С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева // Дошкольное воспитание. -1999. №4. - С. 15-19; №5. - С.21-26; № 6. - С.2-7.

217. Янушкевич Ф.Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. - 238 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.