Культура и обучение: Аксиологический и пропедевтический аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Пименов, Юрий Михайлович

  • Пименов, Юрий Михайлович
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Саратов
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 175
Пименов, Юрий Михайлович. Культура и обучение: Аксиологический и пропедевтический аспекты: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саратов. 1999. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Пименов, Юрий Михайлович

П ГЗ Г TT 17 И TI Р ооьдс.плс

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ: АКСЙО

1.1. Понятие гармонии и прекрасного в античной культуре.

1.2. Категории возвышенного и божественного в средневековой культуре и культуре Возрождения.

1.3. Культура Нового времени и Просвещения. Музыка и математика: исторические параллели в развитии культуры.

1.4. Классическая немецкая культура о прекрасном. Трагический миф в музыке. Ф.Ницше.

1.5. О.Шпенглер и идея заката культуры Запада. Особенности менталитета и музыкальной культуры России. H.A.Бердяев, Н.О.Лосокий.

ГЛАВА 2. СИММЕТРИЯ В МУЗЫКЕ: ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

2.1. О новациях в музыкально-эстетическом воспитании.

2.2. Симметрия в искусстве: психологическое обоснование проблемы.

2.3. Принцип симметрии как организующий принцип в музыкальном оиучении и оиразовании.

3 А К' Л Ю Ч Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ

1. АКТУЭЛЬ НОСТЬ Т9МЫ ИСОЛёДОВаНКЯ . ^вЛОВбЧвСТБО Охийх КЗ, ПОрО~ ге нового тысячелетия. Этот факт может послужить поводом для осмысления итогов человеческой деятельности. Наиболее интенсивно это осмысление совершается сейчас в области культуры. В лавинообразном потоке исследований по философии и социологии культуры как в отечественной1., так и в западной2 культуре затрагиваются многие аспекты человеческой деятельности - от актуальности изучения современной шкалы ценностей, роли категорий возвышенного и прекрасного в человеческой деятельности до трагедии и кризиса современной культуры, ее безысходности и заката.

1 История мировой культуры; Наследие Запада: Античность. оисг-рилдуиле. ш. , 1азо; г\у л х> х у ри л их • л и. т. , хззо; 1 ру бецкой Н. С, История. Культура. Язык. М., 1998.; Гуревич П.С. Человек и культура: Основы культуроведения. М., 1998; Левяш И. Я. Культуролигуш. шинил, 1 »-зо; ги«ши о. т. гчу ло Ту рОли.1 • пн. т., гчшсш ш.Ь.

Философия культуры. СПб., 1996; Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997; Антология исследований культуры. СПб, 1997; Ершов Б.С. Социальная культурология. М., 1997; Смирнова Е.Р., Шап-кина Н.В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов, 1997; Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 19У7; Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

2 Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

П «-1-»» Т1 "П ■ГТ'-Л гмт мтл^птчп^лччм 4 ПП4 - Г-*»»». Т1 ТЛ г-, Л «-1 гч.

1 сздсйй^р 1 л , нлту шишиитх> идегцдеипиги. м. , ¿эта а; опытыш х , ух&иуст шсд ш. 5 и за Др.

Несмотря на то, что культурология относительно новая, становящаяся3 наука, она прочно завоевала статус междисциплинарного поля исследования, в которое вносят вклад равные дисциплины - философия, антропология, социология, психология, история, педагогика, языкознание, искусствоведение и переживает сейчас настоящий бум.

Это обусловлено рядом причин, и в частности тем, что и по объему изучаемых явлений и по широте горизонта культурология обеспечивает целостное видение мира подобно философии, хотя и отличается от последней принципиально неидеологическим характером4.

Признано, что культура - многослойное, интегративное явление, что дополнительно усложняет задачу ее определения. Культура становится чрезвычайно абстрактным, трудно определяемым понятием. Каталоги дефиниций культуры продолжают интенсивно пополняться, исчисляясь уже сотнями. Первыми провели обзор интеллектуальных традиций, связанных с развитием понятия "культура", американские культурологи А.Кребер и К.Клакхон, которые классифицировали определения культуры:

3 Культурология / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. М., 1998. С.17; Левяш И.Я. Культурология. Минск, 1S98. С.З.

4 Межуев В.М. Классическая модель культуры // Культура: теория и проблемы. М., 1995. С.38,43. Л.Н.Коган, например, утверждает, что философия занимает особое место в культуре, это ее "душа", а теория культуры неотделима от философии культуры: Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. С.5. Другие авторы, напротив подчеркивают, что "Культура включает в себя философию как одну из автономных сфер": Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М.,

1. дескриптивные (культура как сокровищница всего созданного людьми., включая знания., язык, обычаи),

2. исторические (культура - результат исторического развития, включает все, что создано людьми и передается от поколения к поколению)

3. нормативные (культура - образ жизни индивида, определяемый социумом),

4. аксиологические (культура - материальные и социальные ценности группы людей),

5» психологические (культура - приспособление к природному и социальному окружению),

6. определения на базе теорий обучения (культура - поведение, которому человек научился, а не получил как биологическое наследство)

7. структурные (культура - система признаков, организованных вокруг основных потребностей),

8. идеологические (культура - поток идей, передающихся посредством языка или подражания),

9. символические (культура - организация феноменов, состоящая в употреблении символов),

Для нас- предпочтительны некоторые из них. И если бы, по примеру других исследователей5 мы хотели бы создать интегративную модель культуры, то остановились на исторических, аксиологических и обучающих компонентах.

Показательно, что хотя многие характеристики культуры зафикси

5 Силкина Л.В. Социально-философские основания анализа культурного пространства. Саратов, 1989. С.14. рованы в приведенной классификации, список дефиниций непрерывно увеличивается. Культуру определяют как своеобразную "кентавр-систер. ^ му" как "науку о смыслах"' и т.д. и т.п.

Продолжают интенсивно развиваться различные парадигмы., концепции и индивидуальные версии, в рамках которых разрабатываются дефиниции культуры! эволюционная (З.В.Тайлор, Г.Спенсер, Дж,Дж.Фрэзер), незволюционная (Дж.Стюарт, Дж.П.Мердок), диффузионная (Ф.Грабнер, Л.Фробениус), функциональная (Б.Малиновски, А.Рэдклифф-Браун), структуралистская (К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Деррида), психолого-антропологическая (3.Фрейд, Э.Фромм, К.Г.Юнг), игровая концепция (Й.Хеизинга, X.Ортега-и-Г асет, Г.Гессе), семиотическая (Э.Кассирер, Ю.Лотман), методологическая (А.Кребер, К.Клакхон), диалогическая (В.Библер, М.Бахтин), антропологическая (М.Мид), куль турно-реляти-вистская (М.Херсковиц), религиозно-культурологическая (Ж.Маритен,

1-1 те.»,.,- 11/ о. 1&Ш1£>иии, га. хзуиеу;.

И хотя список внушительный, современные авторы предлагают дополнить его, например, с одной стороны, парадигмой понимающей социологии8, а с другой - биосферной концепцией культуры (К.Лоренц, Б.Скиннер)9.

5 Розин В.М. Культурология. М., 1998. С.209; Кондаков I.В.

Введение в историю русской культуры. М., 1997. С.48.

7 Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998. С.8.

8 Розин В.М. Культурология. М., 1998. С.69.

9 Поликарпов B.C. Лекции по культурологии. М., 1997. С.15. См. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.

Мы также могли бы предложить дополнить перечень новой концепцией, назвав ее условно синергетической. Культура рассматривается как открытая динамическая система о множеством подсистем и ставится задача понять культуру как возникновение порядка из хаоса на основе принципа самоорганизации структуры. В этой парадигме ключевыми окажутся полярные категории хаоса и логоса и задача заключается в том, чтобы исследовать "творение Логоса и преодоление хаоса в бытии культуры"10. Эта точка зрения есть логическое следствие позиции М.Мамардашвили, согласно которому "хаос окружает каждую точку культурного существования внутри самой культуры"11.

Ряд из перечисленных выше парадигм довольно основательно описаны в литературе и мы будем адресоваться к ним в ходе диссертационного исследования. Важно подчеркнуть, что четких демаркационных линий между версиями культуры не обозначено, да это видимо, и невозможно, ибо как метко заметил М.М.Бахтин, у культуры нет своей территории, она располагается на границах.

Мы полагаем, что множить версии не рационально, важнее, на наш взгляд, отыскать концепцию или принцип, выполняющую интегрирующую функцию, способную найти точки соприкосновения в, казалось бы, не совместимых версиях культуры. Для нас таким принципом является бинарный архетип (принцип антиномичности, апорийности, дихотомичноо-ти, диалогичности, билатеральности, зеркальности). Не случайно, он заслужил титул "узловой линии" истории и теории культуры12, титул

10 Культурология / Под ред. Еагдасарьян Н.Г. М., 1998. С.25.

11 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1991. С Л 45. Уваров М.С. Бинаркыи архетип. СП6.5 1996* С.о* универсального "кода" описания мира13.

Бинарный архетип позволяет найти общие черты у структурной антропологии К. Леви-Строса, феноменологической версии музыкальной культуры А.Ф.Лосева, диалогической концепции М.М.Бахтина и В.С.Биб-лера, семиотической парадигмы Ю.М.Лотмана и др. В целом метод бинарных оппозиций адресует нас к феномену зеркальности (симметричности)

Современная культура активно использует метафору зеркала подчеркивая, что бытие человека в мире подобно отражению в зеркале. Мир, в котором мы существуем и в который смотримся, состоит из бесконечно раздваивающихся зеркал и неисчислимого количества отражений. Эта метафора разделяет мир человека (Я) и мир Иного (Другого). Принцип зеркальности играет важную роль в исследованиях Мерло-Пон-ти14, П.А.Флоренского15, Х.Ортега-и-Гаоета16, К.Лоренца17, Для нас важен тот факт, что бинарный архетип исследователи напрямую связывают с функциональной асимметрией мозга человека, а принцип симметрии мы намерены использовать в качестве регулятивного, обучающего

13 Пелипенко А.А., Яковенко й.Г. Культура как система. М., 1998. С.34.

14 Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992. С.22-23.

Флоренский П. А. Воспоминания прошлых лет. М., 1УУ2. С.174-175.

16 Ортега-и-Гаоет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1УУ1. С.258.

17 Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С.260. принципа в музыкальной культуре1'3.

К наконец, следует оговорить не только принимаемую парадигму культуры., но и рабочее определение культуры. Одно из определений, которое соответствует избранной нами проблеме, принадлежит Дж.П.Мердоку; "Культура передается посредством научения. Она состоит из привычек, которые приобретаются каждым индивидуумом от рождения на протяжении всей жизни"19.

О этим определением мы возвращаемся к исходному, первоначальному смыслу (этимологии слова) культуры как степени образованности и воспитанности человека, как "возделывания души"20.

Современное слово "культура" употребляется в близких по смыслу значениях - образование, умение, почитание. Удачным дополнением к / нему служит мысль немецкого культуролога Г.Зиммеля о том, что в ос" п нове идеи культуры 'лежит путь души к сеие самой

Предлагаемая работа посвящена проблеме соотношения и взаимодействия культуры и обучения, роли этих факторов в социальном становлении и развитии российского менталитета. Ломка сложившихся стереотипов, смена парадигм на пути движения научной и художественной

18 Уваров М.С.Бинарный архетип. СПб., 1938. С.4; Маслов Р.В. О зеркальной сущности человека // Наука и феномен культуры. Саратов,

-1 ПАЛ п А -1 Г\

1эа». и.ии.

19 Мердок Дж. П. Функциональные характеристики культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997. С.49.

20 т т/Гг^«»-. ^■^•.■г а -1пггс п «-»его цущерик г«. 1. деир.иич. ш. , ха/и, и. лил.

21 Зиммель Г. Избр.: В 2 Т. Т.1. Философия культуры. М., 1996. С.446, мысли создают немалые трудности в осмыслении факторов, обусловливающих мозаику культурной картины.

Культура постоянно влияла на развитие социума и сама испытывала, в свою очередь, воздействие с его стороны. Поэтому взаимосвязь культуры и общества остается в центре внимания современных исследований по культуре. Попытка осознать место культуры в системе общественного бытия предполагает одновременно исследование культуры и отдельных ее видов, в частности музыкальной культуры, и обучения, воспитания и образования и выбора эффективных методов, принципов обучения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура и обучение: Аксиологический и пропедевтический аспекты»

- необходимостью всестороннего исследования феномена "культура" в историческом аспекте,

- потребностью изучения культуры и обучения в общественном бытии и попытки корректировки их взаимодействия,

- потребностью анализа механизма функционирования отдельных видов культуры, в частности, музыкальной культуры,

- необходимостью детальной разработки важнейших регулятивных принципов обучения, в частности принципа симметрии.

2. Степень разработанности проблемы.

Современные исследования по проблеме "Культура и обучение: аксиологический и пропедевтический аспекты" связаны, естественно, с общей интерпретацией понятий "культура", "обучение", "симметрия". Поэтому исследования по названной проблеме могут быть условно подразделены на три блока.

Первый блок составляют работы общего культурологического характера, посвященные бытию куль-туры соответственно бытию социума. разработке феномена культуры в широком историческом контексте, о подробным анализом различных культур, их диалогом, и анализом различных культурологических концепций.

Как мы отмечали, культура стала не только объектом исследования как своеобразная "наука о культуре", внутри шторой сложились новые направления: культурная антропология2*, социология культуры23, философия культуры24, история и теория культуры25, но и специальной учебной дисциплиной в школе и в вузе. Появились рабочие программы по культурологии и многочисленные учебные пособия, учебники и словари26.

Внутри первого блока исследования культуры, в свою очередь, выделяются два пласта проблем: исторический и семиотический. Исторический связан прежде всего с анализом отдельных культурных эпох

22 Смирнова Е.Р., Шапкина Н.В. Человек в контексте культуры. Введение в социокультурную антропологию. Саратов, 1997.

23 Коник Л.Т. Социология культуры. М., 1996; Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 199?; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

24 Каган М.С. Философия культуры. СПб., "1996; Культурология XX в. Дайджест: Философия культуры. М., 1998.

25 Культурология. История и теория культуры. .¥., 1996.

26 Культурология. М., 1998; Культурология XX в. Словарь. СПб, 1997; Гуревич П.С. Человек и культура: Основы культуроведения. М., 1998; Полищук Е.И. Культурология. М., 1998; Левяш И.Я. Культурология. Минск, 1998; Розин В.М. Культурология. М., 1998. античности, Средневековья, Нового времени, Возрождения2!.

Очень широко разработан исторический аспект применительно к истории культуры России28.

Исторический аспект позволяет исследовать ряд проблем теории культуры - проблемы преемственности или дискретности культурного процесса, провести анализ генезиса культуры и культурных традиций, наличие в ней кризиса и упадка. Последний момент неоднократно обсуждался западными культурологами Дж. Фрезером, К.Леви-Стросом, М.Фуко, М.Хайдеггером, Г.Г.Гадамером, О.Шпенглером, Г.Зиммелем,

История Древней Греции. М., 1996; Мыслители Греции: от мифа к логике. М., Харьков, 1998; История Средних веков: В 2 Т. М., 1998; Средневековый город. Саратов, 1998; Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997; Памятники культуры. Новые открытия: Письменность. Искусство. Археология. М., 1998; История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. М., 1998.

28 История России с древности до наших дней. М., 1998; История государства Российского: Жизнеописание XIX в. М., 1998; Средневековая Русь. М., 1996; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России втор.пол.XIX в. М., 1998; Лурье Л.С. Россия древняя и Россия новая. СПб., 1997; Петухов Ю.Д. Колыбель Зевса: История русов от античное

Г»»»» Т»**ínwr *4f -г» Т Т Л Т í % i «i Г"1 í"*i C~¿

Til ди нешшл дней. т. , i»so.

X,Ортега-и-Гасетом, К.Ясперсом*-,

Исторический аспект позволяет исследовать и центральную проблему культурологии - человека в мире культуры30., а также исследовать одну из актуальных проблем - диалога культур Запада и России. К ней обращались видные деятели русской культуры - П.Н.Милюков, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Н.Я.Данилевский, П.И.Сорокин31 . Русская культура образует мощный пласт мировой культуры, связанный с рядом теоретических проблем: место христианской традиции в культуре, роль символов и символики в культуре. Они были характерны как для западных исследователей (П.Тиллих, Р.Нибур, Ж.Де

29 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986; Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994; Фуко М. Археология знания. Киев, 1996; Хай-деггер М. Бытие и время. М., 1997; Гадамер Г.Г. Прометей и трагедия культуры .// Актуальность прекрасного. М., 1991; Зиммель Г. Кризис культуры // Избранное. М., 1996; Ортега-и-Гасет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; Шпенглер 0. Закат Европы: В 2 Т. М., 1993-1998; Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

30 Человек. Культура. История /Под ред. В.Н.Гасилина. Саратов, 1993; Человек и общество. Культурология. Словарь. М., 1996; Человек и общество в античном мире. М., 1998; Рубинштейн Л. Человек и мир. М., 1997.

31 Милюков П.Н. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1993; Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX -начала XX в. Судьба России. М., 1997; Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991; Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; Сорокин п.п. челиаеп. цшэшх-ииаЦмл. ииЩеих^и. га. , хаз?. moho), так и для П.Флоренского. Актуальными теоретическими проблемами оказались проблемы семиотики культуры32, категорий культуры -детерминизма, времени и пространства (В.Н.Гасилин, й.М.Гуткина, В.Б.Устьянцев, В.Н.Ярокая33).

Второй блок составляют работы по проблеме обучения и воспитания. Последняя фундаментальная работа В.Г.Кинелева и В.Б.Миронова "Образование. Воспитание. Культура в истории цивилизаций"34 рассматривает проблему воспитания в историческом ракурсе, определяя ее как синтез пяти форм человеческого опыта (искусство, наука, религия, философия, история).Педагогические исследования характерны для многих мыслителей и деятелей культуры прошлого. Известны педагогические идеи Платона и Аристотеля, Ж.Ж.Руссо35 и Ш.Монтескье, классические работы по педагогике К.Канта и пропедевтические курсы Гегеля в гимназии. Не менее известны отечественные педагоги-музыкан

32 Флоренский П.А. Имена. М., Харьков, 1998; Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995; Провинциальная мен-тальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1993; Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Культурология.- Дайджест. Диалог культур и духовное развитие человека. М., 1998.

33 Философия. Наука. Культура. Творчество. Саратов, 1999; Пространство цивилизаций и культур. Саратов, 1999.

34 Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование. Воспитание. Культура в истории цивилизаций. М., 1998.

35 Платоновы разговоры о законах. У., 1825; Руссо Ж.Ж, Педагогические сочинения. Эмиль, или о воспитании. М., 1981; Касоирер Э.

ЯШЙЯ.О И уЧКШи* ГШНХа. Ш. , 153:31 .

ТЫ; JI.Баренбойм и А.Гольденвейзер, Г.Нейгауз'- разрабатывавшие вопросы художественной дидактики и исполнительского мастерства с учетом асимметрии рук человека и зарубежные исполнители: Матти-Раутио,

Я7

1 Т nt nTffft Л-i Т Т V» -ГТ V-i* г Т-1 * at• шситйиий и друх ле

Современные концепции образования основаны на инновационных технологиях (New Educational Values) и представлены в ряде выпусков'^® , а также в работах Л * Г. Вяткина, Г.К.Селевко, В.И.Андреева, и других39. Принципы философии образования на рубеже XXI века изложены в монографий Б.С.Гершунского40.

Т/Т Д I» " Л i3 заруиежных исследовании следует отметить фундзментальHyiu работу немецкого ученого В.Йегера "Пайдейя: Воспитание античного

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.-Л., 1969; Гольденвейзер А. О музыкальном исполнительстве. М., 1958; Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. М., 1988.

Матти-Раутио. Симметрия - ключ к синтезу фортепианной техники и теории. М., 1970; Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

38 Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов, оып.1, i¥i., isauj иираэование и сооищество. е>ьш.у, М., 1996.

39 Вяткин Л.Г., Рашкин В.Ф. Сущность новой парадигмы образова лиицепхуcuiDiitae uuiiujtsta. t/dpci'iu±5, 1»зи; яидреев b. л. ивдси-иилл творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996; Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998; Железовокая д. .п. , п-лi*iиt;t?J3d и.о., асшкнниКиг.й u.xj. jwhhuuijj д ииихвме лудилдаиТ венной культуры. Саратов, 1998.

40 Гершунекий Б.С. Философия образования для XXI века. М., грека"4'1, в которой дана характеристика великих культурных эпох и принципов обучения и воспитания. Этой же теме был посвящен XX Всемирный философский конгресс ("Философия в воспитании человечества" Бостон, США, август, 1998 г.)» объединивший усилия всех деятелей культуры.

Наконец, третий блок связан с методическими приемами обучения. Выделяя принцип симметрии в качестве организующего, регулятивного принципа, мы имели ввиду его поистине универсальное значение в культуре, ибо симметрия есть "часть грамматики художественного языка" (Д.Хэмбидж), имеющего значительную аксиологическую нагружен-ность, следы которого хранит история культуры. Однако анализ литературы свидетельствует о том, что применение принципа симметрии в качестве обучающего практически не исследовано. К феномену симметрии обращались Пифагор и Платон, И.Кант и Р.Декарт, Л.Пастер и П.Кюри, Ю.Вульф и А.Шубников, В.Вернадский и П.Флоренский и др.

Нам известны работы И.В.Герасимова ''Право-левополушарные формы

ДО сознания в истории культуры"^, А.В.Волошинова "Математика и искусство"43, А.В.Малышева "Принцип симметрии как объединяющая кон

41 Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем. М., 1997.

42 Герасимов И.В. Право-левополушарные формы сознания в истории культуры. Опыт исторического эксперимента /'/ Общественные науки и современность. 1996, N 6.

43 Волошинов A.B. Математика и искусство. М., 1992; Он же: Пифагор: Союз истины, добра и красоты» М., 1993; Он же: Троица Андрея Рублева: геометрия и философия. Саратов, 1997. цепция культурологического анализа"44, а также монография А.А.Пели-пенко и И.Г.Яковенко "Культура как система"45, в которой выделен раздел "Значение симметрии в полагании бинарных структур" и заруб 0ЖН СсН монография "Красота и мозг"46, посвященная биологическим основам эстетики и, в частности, фундаментальной роли функциональной асимметрии мозга человека в его творческой деятельности, монография С.С.Гончаренко "Принцип симметрии в русской музыке"4'' и Л.В.Александровой "Порядок и симметрия в музыкальном искусстве"48. Практическое отсутствие работ по использованию принципа симметрии как регулятивного принципа в художественном обучении и обусловило окончательный выбор цели диссертационного исследования.

3. Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование соотношения культуры и обучения на примере музыкальной культуры с обоснованием регулятивной функции принципа симметрии.

Эта цель предполагает решение следующих задач: - определить сущность категории прекрасного как феномена культуры,

44 Малышев A.B. Принцип симметрии как объединяющая концепция культурологического анализа. Саратов, 1998.

45 Пелипенко A.A., Яковенко И.Г.Культура как система. М., 1998.

46 Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М., 1995.

7 Гончаренко С.С.Принцип симметрии в русской музыке. М., 1998.

48 Александрова Л.В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: Логико-исторический аспект. Новосибирск, 1995.

- изучить соотношение культуры и обучения в истории культуры,

- выяснить функцию принципа симметрии в музыкальном обучении,

- провести сравнительный ретроспективный анализ музыкальных культур Запада и России,

4. Теоретические и методологические основания исследования.

Методологической и теоретической основой диссертации являются концептуальные принципы отечественной и мировой мысли в исследовании взаимосвязи культуры и обучения в аксиологическом и пропедевтическом аспектах.

Работа опирается на ряд кардинальных теоретических положений, принятых в литературе:

- понимание музыки как числовой гармонии (Пифагор, Г.В.Лейбниц, А.Ф.Лосев),

- дихотомию аполлонического и дионисийского начал в культуре (Платон, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Н.А.Бердяев),

- уникальность и своеобразие различных типов культур (О.Шпенглер, К.Леонтьев, Н.Данилевокии, В.Розанов, В.Соловьев),

- принцип гармонии в обучении и воспитании (Аристотель, Ж.Ж.Руссо, Ш.Фурье, Л.Толстой),

- универсальность принципа симметрии в научном и художественном творчестве (Пифагор, Л.Пастер, П.Кюри, В.Вернадский, И.Шафрановский, А.Шубников),

- учет функциональной асимметрии рук в обучении (Платон, И.Кант, П.Флоренский, Матти-Раутио).

В работе над диссертацией широко использовался также материал ич ~ философии культуры, педагогики, психологии и материал истории и теории музыки.

5. Научная новизна работы. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты, имеющие научную новизну и выносимые на защиту:

1. Дана новая интерпретация понятия гармонии и родственного ему понятия симметрии в динамике развития культуры, заключающаяся в единстве двух аспектов: во-первых, как меры тождества в различном, предельного в беспредельном, согласного в разноглаоном, созвучного в разнозвучном, единства в многообразии и, во-вторых, как единства Истины, Добра и Красоты.

2. Деталь.но проанализировано соотношение культуры и обучения в историческом аспекте, выявившая в различных парадигмах культуры органическую связь обучения и воспитания с музыкой. Музыка рассматривается как один из специфических обобщенных языков культуры наряду с математикой и литературным текстом.

3. Прослежены исторические параллели в диалоге музыки и математики, обнаруживших их единство через идеал Прекрасного, сливших воедино математику прекрасного и красоту математического.

4. Впервые предлагается оригинальная теоретическая модель обучения музыке с использованием принципа симметрии и параллелизма в психомоторике исполнительского творчества.

5. Проведено сравнение особенностей и специфики музыкальных культур Запада и России с выяснением динамики их культурного диалога и тенденцией дальнейшего развития, которое подтвердило специфику стратегии развития этих культур через механизмы бинарного архетипа (Запада) и тернарного архетипа (России). по

- ли ~

6. Теоретическая и практическая значимость работы,

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут способствовать углубленному представлению об инновационных стратегиях обучения и потенциальных ■способностях учащихся к творческой деятельности. Музыкально-практический опыт, накопленный автором в течении ряда лет наглядно свидетельствует о практической значимости обучающего принципа симметрии и разработке на основе его результатов педагогических и методических рекомендаций.

7. Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр философии и культурологии и философских наук Саратовского государственного университета. Материалы диссертации докладывались на региональной конференции "Акмеология: психологическая культура развивающегося общества" (Саратов, сентябрь 1998 года), Всероссийских Аскинских чтениях (Саратов, октябрь 1998 года) , региональной научной конференции молодых ученых "Человек в творчестве познания" (Саратов, март 1999 года, региональной конференции "Гуманитаризация высшей школы на рубеже XXI века (Саратов, июнь 1999 года).

На основании диссертационных материалов разработан курс "История и теория мировой и отечественной культуры", который читался в рамках обязательной программы студентам физического факультета в 1 семестре 1994/95 учебного года.

По материалам диссертации опубликовано 9 научных работ:

1. Об одной разработке активных методов обучения по музыкальному ЕООПйхЗНЖ) ОхуДЭКхиВ фзКуДЪ х£х£ НВыЗЛЬНЫХ КД80С0В // СиВвршенотвование методической подготовки студентов в педагогическом вузе, Саратов, 1994. 0,1 п.л.

2. Задания по педагогической практике для студентов факультета начальных классов. Саратов, 1995. 1,5 п.л. (В соавт.).

3. О психологическом обосновании проблемы симметрии в эстетическом воспитании студентов педфака // Роль межпредмет-кых связей в профессиональной подготовке учителя. Саратов, 1995. 0,2 п.л.

4. Особенности самостоятельной работы по музыкальному инструменту на факультете начальных классов // Вопросы теории и практики начального обучения. Саратов, 1996. 0,3 п.л.

5. О разработке инновационной технологии по музыкально-эстетическому воспитанию студентов факультета начальной классов // пауч-но-теоретическое обеспечение профессиональной подготовку студентов педвуза / Под ред. В.И.Страхова. Саратов, 1996. 0,1 п.л.

8. К вопросу использования принципа симметрии в новациях по музыкально-эстетическому воспитанию студентов факультета начальных классов // Философия. Наука. Культура. Творчество. Саратов, 1999.

П С я , и , и . Л.

7. Трагический миф в музыке .// Философский альманах / Под ред. В.Н.Гасилина. Саратов. 1999. Вып.2. 0,7 п.л. (В соавт.).

8. Музыка и математика: исторические параллели в развитии культуры // Наука и феномен культуры / Под ред. В.П.Каратеева. Саратов, 1999. 0,5 п.л. (В соавт.).

9. Человек в художественно-творческом познании // Бытие и познание. Саратов, 1999. 0,5 п.л. (В соавт.5.

ГЛАВА КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ:

А 1/ПМП ТГГ>,-ПТ/ГТТГ?ГП.ГТ,ГЙ- А гггггч,' т

Цель настоящей главы - проследить становление эстетической ценности красоты и гармонии в бытии культуры.

Это необходимо для обоснования принципа симметрии как регулятивного обучающего принципа во второй главе диссертации.

1 тт

Мир это есть бытие и ценности, по мнению Г.Риккерта . Лишь совокупность бытия и ценностей составляет вместе то, что заслуживает имени мира. Проблема ценности есть проблема значимости ценности. Сами ценности не относятся ни к области объектов, ни к области субъектов. Задача философии - в отграничении различных видов ценностей друг от друга, проникновение в существенные особенности каждой из них, к определению взаимного отношения между собой и, наконец, построения системы ценностей. Как теория ценностей, философия должна охватить все многообразие культурных благ и понять систему ценностей, лежащую в основе культуры2. Мы далеки от того, чтобы объявлять ценность основой и фундаментом всякой культуры3, но признаем ее ведущую роль в культуре4.

Первым иерархию ценностей установил И.Кант, включив в нее логические , эстетические, этические и религиозные. Г.Риккерт полага

1 — л. П»»»л» л.—V ш т | 1 Т т т »V» « »»»М'гтп««г* »» г* («V* /-1 т пя г ут-с т» г«ч л Ъ ^ И О» * €5 гйкплфТ х . лаули и ирирцце а паута и луЛхггуре. М» , хзао. п с? Там же.

О»38« иирилин 11.м. пелиВегь. щшшшсзсщш, ииЩеипзи. т. , хэзй,

4 См.: Варюхина Т.О. Культура как ценность: социально-фило

-гг^Хи-пч я-гж-?* Ппп^тпг-. -1Г*«ГЧО Г\ £2 *"$ ии^игигШ еШсЦ/Шс*. ис^рсЬТиШ, ЛВЯО» и. и~" ( , ет, что нужно поставить вопрос о построении системы ценностей как открытой системы, система ценностей позволит, в свою очередь, построить систематическую науку о культуре5. В системе Риккерта Г. особо выделены этические ценности, в частности, любовь как высшая цен б йиихв ,

Исследователи называют различные иерархии ценностей - духовные, научные, нравственные, локально-групповые7, витальные, соци8 адьные, политические, моральные, религиозные, эстетические , витальные, духовные, моральные и др.9, ценности как вид норм, традиций, ценности-идеалы, ценности-знаки10. Но все они едины в одном -взаимосвязь научных, нравственных и художественных ценностей - триада Истины, Добра и Красоты - составляет одну из центральных проблем культуры. М.С.Каган, исследуя этические ценности, подчеркнул, что "вое этические ценности - Добро, Благородство, Справедливость и т.п. проявляются в поступках человека, совершенных по отношению к другому человеку, но характеризует не внешний облик, не "тело" этого поступка, а его внутренний импульс, его духовную мотивацию. .Ортега-и-Гасет отметил: "Наука - первая ступень на пути

5 Риккерт Г, Науки о природе и науки о культуре. М., 1998, С. 189.

I сШ flit? . , оои- оои.

7 Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1996. С,89-95.

8 Ерасов B.C. Социальная культурология, М., 1997'. С. 115-116.

9 TTV, г,„ О ТS 7/,Sí Л ПЛО Л ¡2-1 СП ххилухщуt\ о.ух. г\.уjusхум!-ашл'i'ííi. ш, , isao, u-.ujl-u

10 Белогрудов O.A. Культурология. M., 1997. С.20,

11 т/\S Г! »-Г ГГГТЙ -1 ППИ П -1 ПГ? пшш ivi, и. wmiuuui¿juneui хеирйн ЦепйиихеУ!. uiu. , хазг . и-.±и/, разрешения проблемы человека, мораль - вторая ступень, искусство -зто попытка добраться до самого сокровенного, тайного"12, Эти мысли дают нам нить рассуждений для анализа эстетической ценности красоты, гармонии и симметрии в бытии культуры.

12 Ортега-и-Гаоет X, Эстетика, Философия культуры. М., 1991.

0,66.

-1 .1 ТТУ ТСТТ-Т.-ГТу Т1 А Т/Г ТТОТГТ/Г)« пиппл О А Т ТТМТТТ тгтга 7/т.ГТТТ ТТ7ПГГ лиллтс. хнгтишш. у1 игх^а.гмьлих и ь апш'ший ышигй,

Гармонии как одному из фундаментальных понятий в культуре отводится, пожалуй, одно из центральных мест. Глобальное значение проблемы связи, слаженности, стройности и соразмерности Мироздания приобретает аксиологическое звучание. Феномен Прекрасного, который человек пытался постичь, используя понятия гармонии, симметрии, порядка и совершенства, наиболее ярко представлен в культурном наследии греческих мыслителей. Наиболее удачно идея гармонии нашла свое воплощение в математических доктринах пифагорейцев. Число у Пифагора Оамосского и его школы (Архит, Филолай, Экфант, Диотоген, Гиппас и др.) стало методологическим инструментом познания Всего Сущего. Математизация соотношения частей, их пропорциональность явилась краеугольным камнем учения о Гармонии как модели реальности. Экстраполируя числовые операции на макрокосмос, Пифагор выстроил логически-обоснованную систему ценностной ориентации в социальном, этическом, эстетическом аспектах. Гармония предстала в символике Абсолюта через интерпретацию категорий Добра, Красоты и Совершенства. Прекрасное есть неотъемлемое, атрибутивное свойство Гармонии как высшей нравственной цели, достигаемой для тела - через вегетарианство, для души - через познание музыкально-числовой структуры Космоса.

Термин гармония интерпретировался греками в различных значениях - утилитарно-бытовом, прикладном, и др. смыслах в зависимости от характера художественной действительности. Но наиболее привлекательной для греков оказалась область музыки, как искусства, фокусирующего как общепрактические интересы, так и мировоззренческие иде

СкДЫ д

Наиболее концентрированное выражение музыкальные законы получили в гармонии "Небеоных сфер". Логической предпосылкой явилось убеждение древних в том, что динамическая структура объекта, например, движение или перемещение тел в пространстве и времени создает звучание. Звучание наполнявшего все сферы повседневной действительности послужило основой умозаключения, согласно которому аналогом земных звучаний выступают подобные явления в Космосе.

Согласно взглядам древних - в основе как микро-, так и макрокосма лежит совершенная музыкальная система, содержащая общие, универсальные принципы действия. Звуки, издаваемые при движении планет, создают особую "Гармонию", то есть связную последовательность и пропорциональность в ж соотношениях, которую греки рассматривали как совершенную "небесную симфонию". По мнению Боэция взгляды античных авторов приведены у Цицерона и Никомаха, которые могут расцениваться как две концепции исторического подхода к изучению небесной музыки (у Цицерона октахорд - восьмизвучие, у Никомаха -гептахорд - семизвучие)13.

Вершиной античной мысли о гармонии как одной из дефиниций Красоты и Возвышенного явилась музыкальная теория Пифагора Самосского и его последователей. Credo пифагорейцев, покоящееся на числовых взаимосвязях и соотношениях, приобрело эзотерический смысловой оттенок в их изысканиях. Мистическое мироощущение числа стало отправной точкой развития арифметики, геометрии, астрономии, физики и акустики. Ход развития пифагорейской мысли привел к математической дефиниции числовых отношений как пропорции. Составление пропорций

13 Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995. пгг

С / были излюбленным способом операций в мышлении. Согласно А.Ф.Лосеву14 особой популярностью пользовались арифметическая, геометрическая и гармоническая пропорции. Нас интересует главным образом последняя во взаимосвязи о другими, используемыми в теории музыки. Так, Архит один из главных учеников и последователей Пифагора, одним из первых еычислил пропорции музыкальных интервалов: октавы -1:2, квинты - 3:4, целого тона - 9:8, полутона 256:243. Таким образом, музыкально-числовая структура Космоса заключала мистическую сумму в последовательности чисел: 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву /2:1/, квинту /3:2/ и кварту /4:3/. Уже Пифагор предугадывал в музыке средство эстетического и нравственного воздействия. А созданная им на основе пропорций диатоническая гамма заложила основы музыкального языка мировой культуры.

Апофеозом музыкальной теории Вселенной стала гармония сфер, изложенная в одном из лучших диалогов Платона "Тимее"15. Идея космического Демиурга, экстраполируемая на числа, мыслимые в системе трех координат, то есть как объемное пространственное тело, обладавшее анималистической сущностью, дополнялось новыми числовыми пропорциями, заполнявшими и упорядочивающими всю систему Мироздания .

Гармония и 7 небесных сфер в теории "небесного гептахорда" у Платона выглядит по следующей схеме /Рис.1/:

14 Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С.21-32.

15 тт».ч-> -г,,-.-,-.»,, г г гх^-, . Г5 л т %г -ч ппг\и ппс лхдсггип. Дйсушл'и // иин. ; х. га., 13йЬ"1ээи, ri n^mtnn i U'd-xypiî

6 Юпитер

5 Марс

Л Urt^Tiwm»»»* шврпууии

3 Венера 2 Солнце

Меркурии - Венера - кварта Венера-Солнце - квинта Солнце- Луна - октава

•1 тт,

1 лупа,

В схеме Платона планеты настроены на определенный музыкальный интервал, соотнесенный с космическими интересами. Чем дальше отстоят планеты, тем меньше музыкальный интервал, например, Сатурн-Юпитер - 9:27 - тон. Пропорция, с одной стороны, 3:9:27 и с другой -2:4:8 по отношению к единице является, по мысли Платона, идеальной моделью правильности, на которой должно покоиться всякое музыкальное творчество. Идея Прекрасного, появившаяся в результате диалога музыки и математики, подхваченная Платоном, а впоследствии и Аристотелем, интерпретировалась то в виде Божественной идеи су Платона) , то Высшего Порядка (у Аристотеля). По справедливому замечанию Е.Ф.Казакова, "Красота есть выражение Вечной гармонии, в своем бессмертии, и в философии Платона Земное предстает как отражение Небесного. Небесная гармония отсюда выступает как достижимая на Земле, хотя и не в чистом и не полном виде"16. Необходимо указать также на то, что мысль о преемственности платоновской идеи прекрасного у пифагорейцев дискутируется в современной литературе17. Так, особенности трактовки Идеи Прекрасного у Платона анализировалась, в

16 Казаков Е.Ф. Искусство как путь к философии. Кемерово,

1994. С.110

П* * - % ¿Г »>-.* \ Т% чгт*•*»,-. \4 -1 ППС Л А А ыад. ; туivmtp. хэьггш?. m, 3 хйзи. ьл с чЗихмиихи 1 .1 аДсшюрим в гзинелхе Гермеиевхили

То., что мы именуем прекрасным, по гречески называется Г а 71 ой Прекрасны такие вещи, ценность которых сама по себе очевидна. Прекл V расно то, что позволяет сеия увидеть, о одной стороны, и значительное, внушительное, заметное - о другой. Понятие прекрасного оказывается теснейшим образом связанным с понятием блага Ш ^оСХ^вШ, В диалоге "Пир" прекрасное "в себе" открывается любящей душе как единое, единообразное, безмерное. Порядок сущего, ориентированный на единое благо, совпадает, следовательно, о порядком прекрасного. Путь любви ведет от прекрасных тел к прекрасным душам, от них - к прекрасным нравам и обычаям и, наконец, наукам. Платон имеет в виду, что телеологический порядок бытия есть также порядок красоты. Основой этого тесного сплетения прекрасного о порядком бытия является пифагорейско-платоническое понятие меры. Платон определяет прекрасное с помощью таких понятий как мера, соразмерность, пропорция. Аристотель в качестве моментов порядка прекрасного называет правильную пропорциональность симметрию и находит ж образцовое выражение также в математике. Космос, прообраз всякой

V и видимыи упорядоченности, вместе с тем является вьюочаишим примером красоты в сфере видимого. Соразмерность, симметрия оказывается решающим условием всего Прекрасного, По Платону становится видимым некий онтологический структурный момент прекрасного, а тем самым и некая универсальная структура самого бытия. "Присутствие" принадлежит самому бытию прекрасного. Точность соотношений меры принадлежит к существенным моментам прекрасного. Вспомним хотя бы хрупкость

18 П*,-™,-«.»^», Г! ГЛ.г* V, 11 г -1 ПОП П АГЧЛ ссп х. л.ихш!е4 п мех-ид, т., х^зоо, и.^чг-иио. звуковых гармоний., из которых отроится музыка. "Вы-свечивание", "выявление" есть т.о. не только одно из свойств прекрасного, но то, что составляет его собственную сущность. Отличительное свойство прекрасного непосредственно притягивать к себе влечение человеческой души - основано на способе его бытия. Соразмерность сущего не просто позволяет ему быть тем, что оно есть, но и позволяет ему явить себя как в-себе измеренное, гармоническое целое. Красота это не просто симметрия, но само по-явление на свет. Красота имеет способ бытия света. Понятие оче-видности (вспыхивание, освещение себя самого и т.д.) связано с понятием бытия и понятием истины. Таким образом, Платон первый показал, что существенным моментом Прекрасного является истина

Категория Прекрасного в античной культуре, как и идея Гармонии Мироздания, была заложена затем в космическую модель Птолемея, и далее через учения неоплатоников Макробия и Боэция становится основанием средневековой культуры. Августин Блаженный, а затем Фома Ак-винский пронесли идею Гармонии путем ее трансформации в идею эманации Вещественного Логоса (нуоа) как низшего, так и высшего порядка. У Фомы Аквинского идея Гармонии мыслится в структуре пропорции Единого, близкого к понятию симметрии. Развитие этой идеи является коррелятом понятия Абсолюта в различных проявлениях.

Широкая увлеченность греков прекрасным, гармонией во многом объясняется той огромной ролью, которую играла музыка в системе греческого образования и культуры в целом. Когда Платон писал, что "необученный музыке - невежда", он явно выражал общее мнение эпохи. Музыкальное образование наряду с обучением грамоте становится тра

19 Гадамер Г. Истина и метод. М., 1988. С.558. диционным с XV в,

Один ив аспектов греческой культуры культуры, связанной с Пай-дейей, М.Хаидеггер рассматривает в работе "Учение Платона об истине". Государство, по мысли Платона, есть результат воспитания граждан и пайдейя есть функция его власти. Высокую оценку "Государству" Платона дал Ж.Ж.Руссо, назвавший его "самым прекрасным трактатом о воспитании"20.

Пайдейя означает по платоновскому определению ее существа. руководство к изменению всего человека в его существе. Вообще ближе всего к имени пайдейя подходит слово "образование". Образование "есть вместе и формирование и руководствование определенным образом. . Платон хочет одновременно показать, что существо пайдейи не в том, чтобы загрузить неподготовленную душу голыми знаниями, словно первый попавшийся пустой сосуд. Подлинное образование, наоборот, захватывает и изменяет саму душу и в целом, перемещая сперва человека в место его существа и приучая к нему. Пайдейя означает обращение всего человека в смысле приучающего перенесения его из круга ближайших вещей, о которыми он сталкивается в другую область, где является сущее само по себе. То, что является человеку так или иначе непотаенным и род этой непотаенности должны перемениться. Не-потаенность называется по гречески адетейя, это слово переводят как. истина. Образование и истина сольются в сущностное единство"21.

Другой немецкий культуролог В.Йегер в свою очередь дает подробный разбор позиции Платона в вопросе музыкального образования.

20 Ом.: Руссо 1.Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. С.199.

21 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С.350-351.

Воспитание души должно начинаться о музыки, которое включает не только воспитание звуком и ритмом, но и там, где играет роль произнесенное слово. Музыка, проявляясь в ладе pi гармонии, а также примыкающего к ним неязыкового элемента мелодической поэзии и танцевальной музыки - ритму должна подчиняться принципам ipso facto, где олово гармония и ритм мыслятся в единстве. Основа Пайдейи, покоящаяся на "гимнастике" и "музыке", подразумевает исключение смешанного-лидийского и гиперлидийского ладов, как свойственных причитаниям и жалобам. Также следует поступать с равсслабляющим ионическим и лидийским ладами, так как застольные песни, ими сопровождаемые приводят к чувствам опьянения и изнеженности, не подобающим стражам государства22.

В "Государстве" Платона нет места флейтам, арфам, и цимбалам. Остаются только лиры и кифары. Из всего ритмического богатства, Платон, как в гармонии и ладе, выбирает те из них, которые выражают этос храбрых и разумных. Учение об этосе становится у Платона принципом музыкальной и ритмической Пайдейи. Платон заимствует свои мысли у величайшего музыкального теоретика Дамона, который обосновал господствующее положение музыки в греческой культуре23.

Что касается пифагорейцев, то они считали музыку одним из важнейших средств этического воспитания. По словам Аристоксена, "они использовали медицину для очищения тела, а музыку - для очищения души". Пифагорейцы действительно применяли музыку для лечения различных болезней прежде всего душевных. По мнению Аристоксена, "пи

Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. 0.217

23 Tj-., . П i-J-i П icrn. де. L.-. <с 1 а, фагорейцы приписывали музыке способность смягчать необузданность души". Поскольку они рассматривали звук как движение воздуха, исходящее от звучащего инструмента, этот импульс, в свою очередь, должен был приводить к движению души, проявляющемуся в разных эмоциональных состояниях. Именно на этом фоне сложилось учение об этосе музыки, то есть о ее психологическом и воспитательном воздействии, ставшее постоянным элементом греческого понимания музыки, более популярным, чем ее математическая трактовка, О воспитательном значении музыки говорит Платон в диалоге "Протагор": "Кифаристы заботятся о том, чтобы молодежь не бесчинствовала,.учат творениям хороших поэтов-пеонотворцев, согласуй слова со звуками кифары, и заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более краткими и, проникшись ритмами и гармонией, стали пригодны для речей и для деятельности, - ведь и вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии"24. Гармония рассматривается как свойство мира. Мир называется красивым, и его Творец понимается как Добро. Наименьшая степень добра предполагает подобным же образом наименьшую степень гармонии и красоты. Зло есть диссонанс элементов сам по себе гармоничных, Гармония есть проявление Воли вечного Добра25,

Платон, описывая искусства египтян, говорит о их возвышенной и одухотворенной природе. Лира у них считается секретным символом человеческой конституции, корпус инструмента представлял тело, струны - нервы, а музыкант - дух. Играя на нервах, дух сотворил гармонию

24 Платон. Избранные диалоги. М., 1965. С.68.

25 Холл М,П, Энциклопедическое изложение масонской, герметической. , , философии. Новосибирск, 1992. С,285, нормальной музыки, которая разрушается, если природа человека развращена. Если древние египтяне использовали вокальную и инструментальную музыку как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял музыку до уровня высокого искусства, продемонстрировав его математические основания. Для Пифагора музыка была производной от божественной науки - математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровоком тетрактисе, или пирамиде из точек. Тетрактио образован из чисел 1,2,3,4, которые в пропорциях открывают музыкальные интервалы октаву, квинту и терцию. Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил наеденные им законы гармонических отношении ко всем феноменам Природы - планетам, созвездиям и элементам. Так, если упорядочить перечень элементов по восходящей в зависимости от атомных весов, то каждый восьмой элемент повторяет свойства. Это - закон октавы в современной химии.

Осознавая глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор признавал Елияние музыки на ум и тело, называя это музы

V и ^ ^ калькой медицинои. ин утверждал, что душа должна иыть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на лире. В своем исследовании терапевтического значе * т»1 п «шп тг е-% т» гхттятп« »■» ттгя« «"** . \ гт V * г-п тт * г .—г -сч т-. г »«■тп пни мусшпсшхшиш г-с^рмишау! ищуш ир ихгцлзш, чти иекш мидуиив, шш г^шичей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Однажды Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную, что привело в душевное равновесие разъяренного молодого человека. Есть также история о том, что Змпедокл, изменив модус музыкальной композиции, спас жизнь человеку, которому угрожали мечом. Известно также, что Эскулап, греческий врач, лечил нервные болезни громкой игрои на трубе перед пациентом. Платон признавал огромную роль музыки в воспитании греческой молодежи и предлагал запретить изнеженную музыку, оставив только чистую и благородную. Для Пифагора важнейшей была небесная музыка сфер, Он рассматривал Вселенную как громаднейший монохорд с одной струной, прикрепленной верхним концом к абсолютному духу, а нижним - к абсолютной материи. Теория, что планеты при своем вращении вокруг земли производят определенные звуки, отличающиеся друг от друга в зависимости от величины, быстроты, была общепринятой у греков. Таким образом, Сатурн, и и "П у. & 11 т д-и, наииолее далекая планета, давал самый низкий звук, а ¿¡.уна, илижаи-шая планета, самый высокий звук. Звуки семи планет и сферы неподвижных звезд, являются девятью Музами, а их совместная симфония -мнемозиной. Греки признавали соотношение между семью планеталн и семью связанными гласными. Многие древние инструменты имели также семь струн. Греки верили, что все, что существует, имеет голос, и каждый элемент в природе имеет свой нотный ключ. Установление пифагорейцами связи между музыкой и математикой повлекло за собой включение гармонии в число математических наук и предопределило все дальнейшее развитие античной науки о музыке, самой характерной чертой было стремление к математическому описанию акустических особенностей музыкальной практики. Не случайно среди авторов музыкальных трактатов были выдающиеся математики: Архит, Евклид, Птолемей, Итак, гармония, в понимании пифагорейцев, характеризуется такими качествами, как истина, красота , симметрия. Новое понимание гармонии содержится у Гераклита "Гармония как единство в многообразии, как единство противоположностей"26. Лучше всего гармонию космоса иллюстрирует у Гераклита образ лиры, в которой различно натянуты т Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. С.349. струны создают великолепное созвучие. Сократ же добавляет к этому, что Гармония прекрасна не сама по себе, в относительно к чему либо27.

Для Платона же гармония бессмертна и божественна и связана с понятиями меры,симметрии и соразмерности. Именно Платон впервые отмечает необходимость учета симметрии правой и левой рук человека в практической деятельности. В своих знаменитых "Законах" он пишет: "Что левая и правая рука имеют столь различные свойства ко всякой ручной работе, между тем, как мы не примечаем сего различия в действиях ног и других членов. Только руки наши по невежеству кормилиц и матерей остаются неравными.Обо всем этом должны иметь попечения начальники и начальницы, одни надзирают за играми, воспитанием, другие за самыми телесными упражнениями их, чтобы они сохраняли равную силу в обеих руках и ногах, и худыми привычками не вредили своей природе"28.

Таким образом, у Платона понимание гармонии шире и богаче, не только количественное, но и качественное. Аристотель ,в свою очередь, сближает понятие гармонии с понятием порядка ("Физика") и различает два типа гармонии: гармония как простая арифметическая пропорция и гармония как внутренняя мера предмета, отдавая, в отличие от пифагорейцев, предпочтение второму типу гармонии как совершенства и красоты. Главным у Аристотеля становится понятие середины или центра29.

27 См. Коенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1996.

28 Платоновы разговоры о законах. М., 1827. С.556.

29 Т г 1-^»-. / / Г!^,»» Г? А ^Г. -1ПП4 п 1тимс1л и & а сггилса // -нунитихсг^ш. иич, ; о х. гл., .

И наконец, необходимо указать еще на одно понимание Гармонии у известного математика Клавдия Птолемея. В трактате " О гармонии", характеризуя определенный тип музыкальных созвучий, Птолемей склоняется к тому, что гармония не относится ни к природе, ни к божественному началу, а скорее является синонимом логического, разумного начала. Итак, античная культура разработала два подхода к гармонии: как меры, симметрии, числовой закономерности и как принципа Истины, Добра и Красоты. Понимание гармонии, близкое к современному, в словаре В.Даля звучит так: "Гармония - соответствие, созвучие, соразмерность , равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благоотрой-ность, соразмерное отношение частей целого, правильное отношение одновременных и современных звуков, аккорд, самая наука о созвучи

30 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. М., 1995. Т.1. С.344.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.