Традиции красоты в истории европейской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Муратова, Ольга Владимировна

  • Муратова, Ольга Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 173
Муратова, Ольга Владимировна. Традиции красоты в истории европейской культуры: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2009. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Муратова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Аполлоническая традиция красоты.

1.1. Становление структурно-математической концепции: Античность и Средние века.

1.2. Новое содержание старой парадигмы: Возрождение и Новое время.

Глава 2. Дионисийская традиции красоты.

2.1. Платон: красота как продукт творческого неистовства.

2.2. Дионисийская концепция красоты как сияния.

Глава 3. Гестианская традиция красоты и генезис синтетической концепции.

3.1. Развитие гестианской традиции в античной и христианской культурах.

3.2. Тринитарное мышление и триадная концепция красоты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции красоты в истории европейской культуры»

Актуальность темы исследования. «Красота спасет мир». Уже одной этой формулы, вложенной Ф. М. Достоевским в уста князя Мыш-кина, достаточно для осознания того, что феномен красоты выходит за рамки эстетики и принадлежит всей культуре. Сегодня мало кто знает о том, какой истинный смысл вложил Ф. М. Достоевский в свою знаменитую формулу. Транснациональный и трансэпохальный потенциал этой формулы, который выводит красоту в разряд кросскультурных и вневременных тем, очевиден, как верно и то, что тема красоты актуальна всегда. Переживание чувства прекрасного, пробуждающее в человеке и стремление к творческой деятельности, и познавательные возможности, заставляет исследователей обращаться к этому феномену. На протяжении многих веков философы, ученые, поэты стремились понять, отчего те или иные предметы, явления видятся нам прекрасными, более того, какое содержание вкладывается в это понятие.

Но тот же Ф.М. Достоевский устами Мити Карамазова говорит и о том, что «Красота - это страшная и ужасная вещь!». В самом деле, можно сказать, что история европейской культуры начинается с мировой войны — а это действительно была война, вовлекшая народы всей Ойкумены, - войны за Красоту в облике Елены Прекрасной. В этой войне, как известно, погибла Троя, но не погибла Красота: ворвавшись в Трою, Менелай жаждет покарать смертью неверную супругу, но меч его замирает в воздухе при виде прекрасной обнаженной груди Елены. Так что красота и спасает, и толкает к гибели, но красота остается всегда и навсегда вечной волнующей темой.

Тема красоты занимала умы многих философов, писателей на протяжении тысячелетий, начиная с Гомера. Одно перечисление имен великих мыслителей, писавших за трехтысячелетнюю историю мировой культуры о красоте, может занять многие и многие страницы.

Однако в XIX веке намечается опасная тенденция воинствующего разрушения красоты, отказа от самой идеи прекрасного1. В.В. Бычков полагает, что именно романтики и последователи Гегеля девальвировали понятие прекрасного не только в теории, но в художественной практике. Со второй половины XIX в. слова эстетика, эстетический, эстетизм в среде революционно ориентированных художников и критиков получают негативную окраску. Что уж говорить о Ницше, этом ниспровергателе основ, который подбрасывает растерянному европейскому сознанию идею эстетического релятивизма и глобальной переоценю! всех традиционных ценностей культуры. И так далее на протяжении всего XX века.

В конце XX в. оксфордский профессор Мария Мозерсил в работе «Красота возвращенная» [195] предпринимает попытку возвращения к теме красоты в ее исконном положительно заряженном аспекте. Большую роль в восстановлении ценностного отношения к красоте сыграла на наш взгляд вышедшая под редакцией Умберто Эко двумя изданиями в 2004, 2005 гг. монография «Красота. История одной идеи западной культуры» (русский перевод под заголовком «История красоты» вышел в 2006 г. [63]).

Возвращение к теме красоты в наше тревожное время рубежа веков и даже тысячелетий представляется вполне закономерным. Вся история мировой культуры убеждает нас в том, что тема красоты становится актуальной в кризисные этапы развития истории человечества. Так было в

1 Мы не будем следовать в диссертации сложившейся (хотя и не разделяемой всеми) традиции относить слово «красота» к внешним проявлениям прекрасного и слово «прекрасное» к высшим внутренним свойствам красоты, а будем понимать красоту и прекрасное как синонимы. первые века нашей эры, когда на развалинах античной культуры отцы церкви рассуждали о красоте мироздания.

Именно в кризисные моменты истории тема красоты максимально обнажает дисгармонию современного мироустройства и звучит наиболее остро. Так что сегодня, когда мир захлестывают волны терроризма и насилия, обращение к теме красоты представляется чрезвычайно актуальным.

Степень разработанности проблемы. О красоте пишут без малого три тысячи лет - не будет преувеличением сказать, что о красоте пишут столько, сколько существует письменность. Аврелий Августин, Л.-Б. Альберти, Аристотель, Д. Ф. Бонавентура, Боэций, Г. В. Ф. Гегель, Дионисий Ареопагит, А. Дюрер, И. Кант, Леонардо да Винчи, Пифагор, Платон, Плотин, Фома Аквинский, М. Хайдеггер, В. Соловьев, П. Флоренский, — вот далеко не все величайшие из великих, писавшие в разные времена о красоте.

И тем не менее, как уже отмечено нами, к XX веку наметилась опасная тенденция отказа от самой идеи красоты. Отказ этот вызван не только трагическими событиями XX века, принесшего миру две мировых войны, когда человечеству стало «не до красоты». Во многом отказ этот продиктован и растерянностью мыслителей перед неуловимой темой красоты. И как две с половиной тысячи лет назад Сократ говорил, что «прекрасное трудно», так и сегодня патриарх российской эстетики В.В. Бычков отмечает, что, возможно, разумнее вообще отказаться от попыток рационального объяснения красоты, «как в свое время богословие благоразумно отказалось от вербального выражения сущности Бога» [20, с. 195].

Однако Бычков справедливо замечает, что само сознание протестует против такой постановки вопроса, что проблема прекрасного — реальная проблема бытия человека, а значит, ее надо решать.

Но если осмысление проблемы прекрасного в философии и ее отдельной ветви эстетике, предметом которой является «обширное царство прекрасного» (Гегель), наталкивается на непреодолимые трудности, то, быть может; имеет смысл сегодня изучать красоту с позиций культурологии как феномен культуры. Существование красоты как феномена или как концепта культуры ни у кого не вызывает сомнений.

Согласно Ю.С. Степанову «Концепт культуры понимается как явление, родственное понятию, но отличающееся от него содержанием, формой и сферой существования: его сфера — ментальный мир, не логика, а культура в любой из ее областей; его форма — не научный термин, а слово или словосочетание общего языка; его внутреннее содержание — достояние всего общества.» [136, с. 9]. Красота, безусловно, удовлетворяет этому определению и, безусловно, является концептом культуры. Однако нам более импонирует называть красоту константой культуры - это в большей мере подчеркивает константно выдающееся значение красоты в истории мировой культуры. Заметим, что «константы культуры» также были введены в культурологический оборот Ю.С. Степановым [135].

Литература о красоте как константе культуры необозрима. К философской и культурологической литературе о красоте может быть добавлен весь корпус художественной литературы, который просто немыслим без темы красоты в бытии человека и культуре. Однако отличительной чертой суждений о красоте в художественной литературе является их несистемность. Не создана пока единая теория или хотя бы традиция в понимании красоты.

Если же мы попытаемся очертить некую традицию красоты в истории европейской культуры, то таких работ становится исчезающее мало. Хотя Ницше более ста лет назад прозорливо заметил, что «поступательное движение искусства связано с двойственностью аполлонического и дгюнисийского начал, подобным же образом, как рождение стоит в зависимости от двойственности полов» [106, с. 59], мы не знаем работ, содержащих системный обзор аполлонической или дионисийской традиции красоты в истории мировой культуры. (Забегая вперед заметим, что восполнение этой лакуны и стало одной из основных задач нашей работы.)

Сказанное в еще большей степени относится и к третьей традиции красоты, понимающей красоту как благо или добро. В контексте ницшеанской терминологии диссертантом было предложено назвать эту традицию гестианской. Приходится с сожалением отметить, что след гес-тианской традиции красоты в Новое время вообще теряется.

Однако тот факт, что та или иная традиция красоты не получила в философско-культурологической литературе должного «эксплицитного» (В.В. Бычков) освещения, разумеется, не означает, что в этой традиции никто и никогда не работал. Напротив, все три традиции с древнейших времен имеют своих ярких представителей и существуют, как и вся эстетика того времени, имплицитно.

Аполлоническая традиция красоты, понимающая красоту как гармонию, а значит как закономерное согласие частей и целого, т.е. в конечном счете как математический закон имеет своим основоположником Пифагора (см. [32, 56]). Эта традиция не прерывается уже третье тысячелетие, и все это время развивается трудами таких корифеев философии и науки как Аврелий Августин [105], JI.-Б. Альберти [4], Аристотель [10], Г. Вейль [22], Ю. Вигнер [24-26], Г. В. Ф. Гегель [36], В. Гейзен-берг [37], Григорий Нисский [42], П. Дирак [47], А. Дюрер [52], И. Кант [67], И. Кеплер [69], Г. В. Лейбниц [84], Леонардо да Винчи [85], Лё Корбюзье [86], Лука Пачоли [100], Ш. Монтескье [104], Платон [116], Плотин [117], И. Пригожин [120-122], А. Пуанкаре [124], Г. Хакен [151, 152], Ф. Хатчесон [155], У. Хогарт [156], Цицерон [158], А. Цейзинг

208], А. Эйнштейн [172], В.И. Вернадский [23], С. Курдюмов [72], П. А. Флоренский [149]. Самый широкий спектр учений о красоте как гармонии рассмотрен в многотомных монографиях [8, 50, 173].

Тема красоты как гармонии и гармонии как числа развивается в ставших классикой монографиях Р. Арнхейма [179, 180], Г. Биркгофа [183], А.В. Шубникова и В.А. Копцика [167], Э.М. Сороко [133], в трудах Международных конференций [123, 201]. Философские и мировоззренческие вопросы красоты как гармонии рассматриваются в статьях В.Г. Буданова [17, 18], А.И. Колкова [73], Ю.В. Линника [87], М.А. Ма-рутаева [103] и др. Проблема красоты как гармонии ставится также в набирающем силу учении об эволюционной эпистемологии [150, 186].

К аполлонической традиции, разумеется, принадлежат и работы по симметрии, пропорции, золотому сечению, фрактальности в мироздании и искусстве [16, 18, 21, 24, 28, 44, 45, 74, 100, 110, 114, 115, 139, 140, 144, 153, 156, 157, 164, 165, 169, 171, 181, 185, 187, 192, 198, 201, 205, 206, 208]. Особого внимания в этом списке заслуживают монографии М. Лейтона [190] и М. Ливио [191], В. Хана [188].

Необходимо отметить отдельно синергетический подход к красоте как гармонии, развиваемый И.А. Евиным [53], симметрологический и синергетический подход, развиваемый В.А. Копциком [75, 76], информационный подход, развиваемый в работах Г.А. Голицына [39], В.М. Петрова и В.П. Рыжова [76, 112], и фрактальный подход к морфологии искусства, развиваемый А.В. Волошиновым в работах [28, 205]. Нам представляется, что системный, синергетический, информационный, симметрологический и фрактальный подходы составят методологическую основу аполлонической традиции красоты в XXI веке.

Дионисийская и гестианская традиции красоты имеют не менее древнюю историю, хотя литература по этим двум традициям намного скромнее. Это вполне объяснимо самой природой этих двух традиций.

Дионисийская традиция, понимающая красоту как продукт творческого неистовства или нераздельное сияние (и то и другое объединяет свойство целостности красоты в дионисийской традиции), по определению не предполагает никакого научного анализа, разделения на части, поиска закономерности, чем в основном занята аполлоническая традиция. Также и гестианская традиция, трактующая красоту как благо или добро, апеллирует к понятиям, которые можно постичь только на интуитивном уровне.

Дионисийская и гестианская традиции развивались в трудах Августина Аврелия [105], Аристотеля [10], Боэция [105], Платона [116], Плотина [117], Псевдо-Дионисия Ареопагита [8, 50], Ульриха Страсбургско-го [8, 50], Фома Аквината [8, 50]. Если говорить о современном научном и философском осмыслении дионисийской и гестианской традиций в имплицитном или эксплицитном виде, то здесь следует прежде всего назвать работы В. Гейзенберга [37], Ф. Ницше [106], В. Паули [111], В. Та-таркевича [142], К.Г. Юнга [176], а также Н.О. Дмитриевой [48], Н.И. Киященко [70], В.П. Крутоуса [79, 80], П.В. Симонова [128], B.C. Соловьева [131], Л.Н. Столовича [138], Е.Л. Фейнберга [145, 146], П. Флоренского [149], С.М. Эйзенштейна [171], Е.Г. Яковлева [177, 178].

Дионисийская традиция красоты как сияния света (значительный вклад в эту традицию сделал Дионисий Ареопагит) была популярной в Византии и в Древней Руси. Она оказала сильное влияние на всю художественную практику Средневековья. Что касается гестианской традиции, то она получила развитие в христианской литературе, включая и такого великого христианского писателя и философа, каким был Ф.М. Достоевский.

Наконец, огромное значение для диссертанта имели работы, развивающие логику тринитарного мышления. Это работы К. Лоренца [89], Р.Г. Баранцева [11-13], А.В. Волошинова [33], Ю.В. Линника [87],

В.М. Петрова [113], Г.С. Померанца [119], Б.В. Раушенбаха [126], К.А. Свасьяна [127], А.С. Харитонова [154]. Эти работы оказали решающее воздействие на выработку триадной концепции красоты.

Научная гипотеза исследования: природа красоты триедина и ее три компонента восходят к трем видам духовной активности человека — рациональному, эмоциональному и интуитивному.

Объектом исследования является феномен красоты в историко-культурном контексте, а предметом исследования — традиции красоты в истории европейской культуры.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключалась в рассмотрении комплексно-хронологически традиций красоты в истории европейской культуры на основании триадной концепции.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Выделить и рассмотреть в историко-культурном контексте устойчивые многовековые традиции красоты в европейской культуре.

2. Рассмотреть генезис и развитие традиции красоты как гармонию, как рациональное закономерное единство составляющих частей.

3. Исследовать в историко-культурной ретроспективе традицию красоты как целостную эмоцию, нераздельное целое, подобное сиянию света.

4. Изучить традицию красоты как благо, доступное только интуитивному пониманию.

5. Показать специфику трансформации античного идеала калока-гатии в христианском мировоззрении.

6. Объяснить феномен существования трех устойчивых традиций красоты в их неразрывном единстве на основе гипотезы о триединой природе красоты.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составили как традиционные методы диахронного историко-культурологического анализа, так и нетрадиционные методы, складывающиеся в рамках синергетической парадигмы. Это методология синергетики, рассматривающая культуру как сложную самоорганизующуюся систему, а естественнонаучное и гуманитарное знания как единую открытую систему. Это нелинейное мышление, составляющее основу современного мировидения.

В рамках синергетической парадигмы красота мироздания и красота искусства рассматривалась нами как единый универсальный закон бытия человека и бытия культуры.

Важнейшую роль в анализе трех традиций красоты сыграли работы классиков философии и естествознания Аврелия Августина, JT.-Б. Аль-берти, Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля, А. Дюрера, И. Канта, Леонардо да Винчи, Платона, Плотина, И. Пригожина, А. Пуанкаре, Фомы Аквината,

A. Эйнштейна и др.

Важное значение для формулировки триадной концепции красоты имела междисциплинарная унитарная парадигма интеграции «двух культур», развиваемая в работах Г.А. Голицына, В.А. Копцика,

B.М. Петрова, В.П. Рыжова и др. j

Наконец, формирование нашей триадной концепции красоты было бы невозможным без работ Р.Г. Баранцева, В.М. Петрова, Г.С. Померанца, Б.В. Раушенбаха, К.А. Свасьяна, А.С. Харитонова, развивающих методологию тринитарного мышления.

В качестве методов исследования в работе использовались синхронные (системный, системно-синергетический, структурный, сравнительный) и диахронные (историко-культурологический и онто-герменевтический) методы.

Эмпирическую базу исследования составили труды классиков европейской философии Аристотеля, Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, а также работы видных представителей неклассической и постнеклассической науки В. Гейзенберга, И. Пригожина, А. Пуанкаре, А.Эйнштейна.

Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна:

1. Проведена классификация учений о красоте и выделены три фундаментальные традиции красоты — аполлоническая, дионисийская и гестианская, которые рассмотрены в историко-культурном контексте, начиная от античности и заканчивая постнеклассической наукой. Термин гестианская традиция красоты предложен автором впервые.

2. Впервые предложена триадная концепция красоты, утверждающая, что природа красоты триедина и восходит к трем видам духовной активности человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту:

1. В европейской культуре выделяются три устойчивые многовековые традиции красоты, которые в парафраз (и в развитие) известной терминологии Ницше названы аполлонической (красота как гармония), дионисийской (красота как сияние/целостность) и гестианской (красота как добро/благо). Но если Ницше писал о развитии искусства, в частности о взаимодействии музыки и трагедии, то автором предложено рассмотреть особенности аполлонического и дионисического начал применительно к красоте.

2. Аполлоническая традиция красоты понимает красоту как гармонию, как закономерное единство составляющих ее частей, имеющее математическое выражение и носящее рациональный характер. Аполлоническая традиция восходит к Пифагору и может быть кратно выражена формулой красота-космос-гармония-число, т.е. красота присуща космосу, космос управляется гармонией, гармония выражается числом. Пифагорейцы придавали числу огромное гносеологическое и эстетическое значение, связано это было с открытием Пифагора закона консонансов в музыке. В разные эпохи в общественном сознании доминировали разные количественные характеристики гармонии: симметрия (Античность), пропорция (Средневековье), золотое сечение (Возрождение), ритм (Новое время). В новое время, провозгласившее «Эстетику дисгармоничного», Аполлоническая традиция красоты нашла сторонников среди классиков современного естествознания от И. Кеплера и Г. В. Лейбница до И. Пригожина и А. Эйнштейна.

3. Дионисийская традиция красоты трактует красоту как нераздельное целое, подобное сиянию света и доступное только эмоциональному созерцанию. Дионисийская традиция красоты восходит к Платону, понимавшему красоту как сияние божественной идеи и как продукт творческого неистовства, т.е. как целостное озарение недоступное рациональному знанию. Даже в научном творчестве отнюдь не рациональное сознание оказывается решающим фактором в достижении успеха. Об этом неоднократно писал К. Г. Юнг, отводивший основную роль в творческом процессе архетипам. Свое развитие дионисийская традиция получила в трудах Плотина, патристике и схоластике. Аполлоническая и дионисийская традиции красоты находятся в отношении дополнительности, соответственно дополнительности левополушарной рациональной и правополушарной образной функций головного мозга человека.

4. Гестианская традиция красоты (термин диссертанта от имени целомудренной олимпийской богини Гестии) представляет красоту как благо, добро, доступное только интуитивному пониманию. Гестианская традиция восходит к гомеровскому эпосу, с возрастающей силой тема красоты как внутреннего благородства звучит в античной драме и получает развитие в античном учении о калокагатии.

5. В христианской культуре гестианская mpaduifim получила дальнейшее развитие. Поскольку христианство привнесло в культуру новое монотеистическое миропонимание, то и античный идеал калокагатии наполняется новым содержанием. Если античность, исходила из тезиса, что всякое благо есть красота, шла от блага к красоте, то христианство шло от земной красоты к красоте божественного света, который и есть благо. Прекрасное и благое соединяются в сиянии божественной красоты. Абсолютная божественная красота становится целью духовных поисков верующего человека. Таким образом, происходит примирение дионисийской и гестианской традиций красоты.

6. В истории европейской культуры основным недостатком всех известных синтетических теорий является их иерархичность, т.е. вольное или невольное выделение одного качества красоты над другим. На основной системной триаде рацио-эмоцио—интуицио основана предлагаемая триадная концепция красоты. Триединая красота обладает фундаментальными свойствами всякой системной триады — ее компоненты неслиянны и нераздельны. Красоту следует воспринимать и как рационально составленную из пригнанных друг к другу частей гармонию, и как целостную эмоцию, подобную восторгу от сияния света, и как интуитивно воспринимаемое благо, дарованное нам свыше.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в выработке единой концепции красоты как важнейшей константы культуры. Работа объединяет взгляды на природу красоты не только философов, культурологов, эстетиков, но и ученых-естественников, что в значительной мере способствует преодолению давней разобщенности «двух культур», служит делу гармонизации самой культуры. Положения и выводы, предлагаемые в работе, способствуют развитию синергетического взгляда на культуру в целом, служат делу интеграции науки и искусства в лоне культуры. Материалы диссертации могут служить методологической базой для культурологических и искусствоведческих работ, а также могут быть использованы в курсах теории культуры, философии культуры, эстетики, истории искусств и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на Республиканской научной конференции «Человек в социокультурной системе» (Саратов, 1996), Всероссийской научной конференции «Человек в социокультурном мире» (Саратов, 1997), Всероссийской научной конференции «Интеграционные процессы в современном обществе» (Саратов, 2002), Международной конференции «Проблемы гармонии, симметрии и золотого сечения в природе, науке и искусстве» (Винница, 2003), Региональной научной конференции «Актуальные проблемы социального и производственного менеджмента» (Саратов, 2005), Международном конгрессе по креативности и психологии искусства (Пермь, 2005), Всероссийской научной конференции «Цивилизаци-онный кризис и национальная безопасность России» (Саратов, 2007), Всероссийской научной конференции «Стратегии и идеалы современного общественного развития» (Саратов, 2007), Региональном научном семинаре «Проблемы визуализации в контексте современной культуры» (Саратов, 2008).

Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографии общим объемом 173 страницы. Главы работы разделены на 6 параграфов. Список использованной литературы содержит 208 работ отечественных и зарубежных авторов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Муратова, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринятый в диссертации историко-культурологический анализ красоты как константы культуры доказывает существование в истории европейской культуры трех доминантных традиций красоты, которые в развитие известной диады Ницше мы назвали аполлонической, дионисийской и гестианской. Аполлоническая традиция понимает красоту как гармонию, как закономерное единство составляющих частей, имеющее математическое выражение. Красота в аполлонической традиции носит ярко выраженный рациональный характер. Дионисийская традиция понимает красоту как нераздельное целое, подобное сиянию света и доступное лишь эмоциональному созерцанию. Гестианская традиция трактует красоту как благо, как добро, доступное только интуитивному пониманию.

Все три традиции красоты в истории европейской культуры носят устойчивый характер и имеют без малого трехтысячелетнюю историю. Более тщательный анализ выделенных традиций показывает, что часто эти традиции существуют и сосуществуют в некотором наборе и трудно отделить одну традицию от другой. Прежде всего, это относится к аполлонической и дионисийской традиции, которые олицетворяют собой не только диаметрально противоположные взгляды на красоту как совокупность частей и целостное единство, но и единство двух противоположных способов мировосприятия — рационального и образного. Это неразрывное единство двух противоположных взглядов на мир — логического, рационального или образного, эмоционального — было замечено давно и нашло отражение в учении Парменида о двух способах постижения мира: пути истины (разум) и пути мнения (чувства). Открытие Р. Сперри феномена функциональной асимметрии головного мозга человека, позволило понять, что дихотомия «двух путей» предопределена дихотомией функций «рационального» левого и «эмоционального» правого полушарий мозга человека.

В истории культуры известны и попытки создания триадных моделей красоты, наиболее знаменитой из которых является эросо-анагогическая иерархическая модель Платона, изложенная в диалоге «Пир». По Платону любовь к красоте есть необходимое условие всякого творческого процесса и именно эта любовь возводит творца от чувственной красоты (низшая ступень - «от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем») через духовную или нравственную красоту (средняя ступень — «от прекрасных тел к прекрасным нравам») к интеллигибельной красоте чистого знания (высшая ступень — «от прекрасных нравов к прекрасным учениям»). Эта высшая красота чистого знания уже не подвержена никаким изменениям, она существует вечно и бесконечно, она есть, предел становления идеи красоты.

В основу предложенной в диссертации триадной концепции красоты положено единство трех компонентов сознания/бессознательного — рациональной, эмоциональной и интуитивной, причем каждая из трех исторически сложившихся традиций красоты соотнесена с соответствующим типом духовной активности человека. В аполлонической традиции доминирует рациональное осмысление красоты, в дионисийской - эмоциональное созерцание прекрасного, в гестианской - интуитивное прозрение красоты как дарованного свыше блага. Триединая красота обладает фундаментальными свойствами всякой системной триады - ее компоненты единосущностны, неслиянны и нераздельны. Красоту следует воспринимать и как рационально составленную из пригнанных друг к другу частей гармонию, и как целостную эмоцию, подобную восторгу от сияния света, и как интуитивно воспринимаемое благо, дарованное нам свыше. Таким образом, не прекращавшиеся на протяжении веков попытки построения единой модели красоты, объединяющей все три традиции, имеет вполне адекватное объяснение, основанное на триединой природе сознания/бессознательного.

Триадная концепция красоты имеет глубокие проекции на культуру в целом. Именно, каждый элемент триединой красоты находит свое доминантное выражение в соответствующей сфере культуры — науке (рацио), искусстве (эмоцио) и религии (интуицио), которые также составляют единосущностное, нераздельное и неслиянное древо культуры.

Триадная модель красоты подводит нас к возможному разрешению многих споров вокруг феномена красоты. Извечный вопрос ученых «прекрасна ли истина?» в триадной модели получает следующее разрешение: истина прекрасна, ибо истина есть красота рациональная. Также и известный афоризм Поля Дирака «некрасивая физическая теория не может быть истинной» в рамках триадной концепции становится почти тривиальным следствием. Нам представляется, что триадная модель красоты может оказаться перспективной не только в решении проблемы соотношения истины и красоты в науке, но и в решении многих проблем теории культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Муратова, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья / С. С. Аверинцев // Античность и Византия : сб. ст. / отв. ред. Л. А. Фрейберг. М. : Наука, 1975. - С. 266-285.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар ; пер. с фр. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова ; под ред. И. Б. Погребыского. М. : Сов. Радио, 1970. -152 с.

3. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве : в 2 т. Т. 1/ Л.-Б. Альберти ; пер. В. Н. Зубова, Ф. А. Петровского ; отв. ред. И. Маца. М. : Изд-во Всес. акад. архитектуры, 1935. — 392 с. - (Классики теории архитектуры).

4. Античная драма : сб. произв. / вступ. ст., сост. и примеч. С. Апта. — М. : Худож. лит., 1970. 766 с. - (Б-ка всемирной литературы. Сер. 1. Литература древнего Востока, античного мира, Средних веков, Возрождения XVII и XVIII в.в.; т. 5).

5. Античная музыкальная эстетика / ред. и сост. текстов А. Ф. Лосев ; предисл. В. П. Шестакова. М. : Музгиз, 1960. - 304 с. - (Памятники музыкально-эстетической мысли).

6. Античность. Средние века. Возрождение // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. Т. 1. / ред. : М. Ф. Овсянников, 3. И. Гершкович, М. А. Лившиц и др. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1962. 681с.

7. Аристотель. Сочинения : в 4 т. : пер. с древнегреч. / Аристотель ; ред. и авт. предисл. В. Ф. Асмус. М. : Мысль, 1976 - 1983. - (Философское наследие).

8. Баранцев Р. Г. Системная триада — структурная ячейка синтеза / Р. Г. Баранцев // Системные исследования : методол. проблемы : ежегодник (1988) / ред. : Д. М. Гвишиани и др. М. : Наука, 1989. - С. 187204.

9. Баранцев Р. Г. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии / Р. Г. Баранцев // Языки науки — языки искусства : сб. науч. тр. конф. Суздаль, 1999 / общ. ред. 3. И. Журавлёвой и др. М., 2000. - С. 61-65. - ISBN 5-89826-065-Х.

10. Баранцев Р. Г. Становление тринитарного мышления / Р. Г. Баранцев. — М. ; Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2005. 124 с. - ISBN 5-93972-478-7.

11. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев ; вступ. ст., сост. и примеч. JI.B. Полякова. — М. : Правда, 1989. — 607с. — (Из истории отечественной философской мысли).

12. Браже Р. А. Синергетика и творчество : учеб. пособие для студ. вузов / Р. А. Браже. 2-ое изд., испр. и доп. - Ульяновск : УлГТУ, 2002. - 204 с. - ISBN 5-89146-323-7.

13. Буданов В. Г. Принципы гармонии как эволюционные синхронизмы начала демистификации / В. Г. Буданов // Математика и искусство : тр. междунар. конф. Суздаль, 23-27 сент. 1996. — М., 1997. — С. 116-121.

14. Буданов В. Г. Ритм форм музыка сфер (синергетическая апология) / В. Г. Буданов // Дельфис. - 1998. - № 1(13). - С. 56-62.

15. Бутусов К. П. Золотое сечение в Солнечной системе / К. П. Бутусов // Астрометрия и небесная механика : док. конф. М. ; JL, 1978. — С. 475-500. - (Проблемы исследования Вселенной ; вып. 7).

16. Бычков В. В. Эстетика: учеб. для гуманит. направ. и спец. вузов России / В. В. Бычков. М. : Гардарики, 2004. - 556 с. - ISBN 58297-0116-2:3000.

17. Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем : Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. В. Василькова. СПб. : Лань, 1999. - 480 с. - (Мир культуры, истории и философии). - ISBN 5-81140056-Х.

18. Вейль Г. Симметрия / Г. Вейль ; пер. с англ. Б. В. Бирюкова и Ю. А. Данилова; под ред. Б. А. Розенфельда. М. : Наука, 1968. — 191 с.

19. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста : сб. : к 125-летию со дня рождения / Вернадский В. И. М. : Наука, 1988. - 520 с. — ISBN 5-02-003325-1.

20. Вигнер Ю. Этюды о симметрии : сб. ст. / Ю. Вигнер ; пер с англ. Ю. А. Данилова; под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1971. - 318 с.

21. Вигнер Ю. События, законы природы и принципы инвариантности : Нобелевская лекция / Ю. Вигнер // Успехи физических наук. 1965.- Т. 85, вып. 4. С. 727-736.

22. Вигнер Ю. Непостижимая эффективность математики в естественных науках / Ю. Вигнер // Успехи физических наук. 1968. - Т. 94, вып. З.-С. 535-546.

23. Волошинов А. В. Венок мудрости Эллады : (14 жизнеописаний античных философов) / А. В. Волошинов. — М. : Дрофа, 2003. — 256 с. — ISBN 5-7107-5040-9.

24. Волошинов А. В. Математические начала формообразования в искусстве / А. В. Волошинов // International Conference Mathematics and Art. Proceedings. -M. : Прогресс-Традиция, 1997. С. 36-43.

25. Волошинов А. В. Онтология красоты и математические начала искусства : дис. . д-ра филос. наук : 09.00.04 / Волошинов Александр Викторович. — Саратов, 1992. — 374 с.

26. Волошинов А. В. О союзе эстетики и математики в истории культуры / А. В. Волошинов // Обсерватория культуры. 2006. - № 6. — С. 100-109.

27. Волошинов А. В. Пифагор : союз истины, добра и красоты : учеб. пособие / А. В. Волошинов. 2-е изд. — М. : Эдиториал УРСС, 2007.- 224 с. ISBN 978-5-382-00320-7.

28. Волошинов А. В. Троица Андрея Рублева: геометрия и философия / А. В. Волошинов // Человек. 1997. - № 6. - С. 52-74.

29. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой : учеб. пособие для вузов / П. П. Гайденко. М.; СПб. : ПЕР СЭ : Унив. кн., 2000. - 319 с. - ISBN 5-204-00155-7;5-9292-0008-4.

30. Галеев Б. М. Искусство космического века : избранные ст. / Б. М. Галеев. Казань : Фэн, 2002. - 571 с. - ISBN 5-7544-0168-Х.

31. Гегель Г. В. Ф. Сочинения : в 14 т. : пер. с нем. / Г. В. Ф. Гегель ; под ред. А. Деборина и Д. Рязанова. -М.; JI. : Соцэкгиз, 1929-1959.

32. Гейзенберг В. Смысл и значение красоты в точных науках / В. Гей-зенберг // Вопросы философии. — 1979. — № 12. С. 49-60.

33. Герцман Е. В. Музыкальная боэциана / Е. В. Герцман. СПб. : Глаголь, 1995. - 480 с. - (Основания христианской культуры). -ISBN 585381-032-4.

34. Голицын Г. А. Информация и творчество : на пути к интегральной культуре / Г. А. Голицын. — М. : Русский мир, 1997. 304 с. - ISBN 5-85810-039-2.

35. Гомер. Илиада / Гомер ; пер. с древнегреч. Н. Гнедича ; пред. А. Нейхардт ; примеч. и словарь С. Ошерова ; ил. Д. Бисти. — М. : Правда, 1984. 432 с.

36. Гомер. Одиссея / Гомер ; пер. с древнегреч. В. Жуковского ; ил. и оформление Д. Бисти. М. : Дюна, 1983. — 320 с.

37. Григорий Нисский. Толкования к надписаниям псалмов / Григорий Нисский // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. -М. : Музыка, 1966.-С. 107-108.

38. Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века / С. М. Даниэль. — JI. : Искусство, 1986. 199 с.

39. Данков Е. Симметрия, отражение, развитие. Пифагорейская модель динамической гармонии мира / Е. Данков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 1976. - № 2. - С. 42-50.

40. Дегтярева Т. Ю. Об S-образной линии в искусстве — на языке математике / Т. Ю. Дегтярева // Языки науки — языки искусства : сб. науч. тр. конф. Суздаль, 1999 / общ. ред. и сост. 3. И. Журавлёвой и др.- М., 2000. С. 198-202. - ISBN 5-89826-065-Х.

41. Дельсон В. Ю. Закономерности универсальной гармонии / В. Ю. Дельсон // Сов. музыка. 1969. - № 12. - С. 70-78.

42. Дирак П. Эволюция взглядов физиков на картину природы / П. Дирак // Вопросы философии. 1963. - № 12. - С. 81-94.

43. Дмитриева Н. А. О Прекрасном / Н. Дмитриева. — М. : Искусство, 1960.-90 с.

44. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 15 т. Т. 9 / ред. : Г. М. Фридлендер, Н. Ф. Буданова, В. А. Туниманов и др. Л. : Наука, 1991. - 699 с. -ISBN 5-02-028078-Х, ISBN 5-02-027898-Х.

45. Древний мир. Средние века // История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки : в 6 т. Т. 1. / ред. : М. Ф. Овсянников, В. В. Ванслов, К. М. Долгов и др. М. : Искусство, 1985.- 463 с.

46. Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений : Православие и русская литература в XVII-XX веках / М. М. Дунаев. М. : Издат. Совет Рус. Православной Церкви, 2002. - 1056 с. - ISBN 5-94625-023-Х.

47. Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты : в 2 т. / А. Дюрер ; пер. с ранневерхненем., вступ. ст. и коммент. Ц. Г. Несселыитраус. М. ; Л.: Искусство, 1957.

48. Евин И. А. Синергетика мозга и синергетика искусства / И. А. Евин.- М. : Геос, 2001. 164 с. - ISBN 5-89118-224-6.

49. Евклид. Начала Евклида. Книги I—VI / Евклид ; пер. с греч. и ком-мент. Д. Д. Мордухай-Болтовского ; при ред. участии М. Я. Выгодского и И. Н. Веселовского. — М. ; Л. : Гостехиздат, 1948. — 446 с.

50. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа / Л. Я. Жмудь. Л. : Наука, 1990. - 191 с. - (Из истории мировой культуры). - ISBN 5-02-027292-2:60

51. Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. Т. 1, ч. 1/ В. В. Зеньковский. Л. : ЭГО, 1991. - 221 с. - ISBN 5-70420-432-5.

52. Зоммерфельд А. Пути познания в физике : сб. ст. : пер. с нем. / А. Зоммерфельд. М. : Наука, 1973. - 318 с. - (Популярные произведения классиков естествознания).

53. Иванов В. В. Наука о человеке. Введение в современную антропологию : курс лекций / В. В. Иванов. М. : Издат. центр РГГУ, 2004. — 195 с. - ISBN 5-7281-0788-5.

54. Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем / В. В. Иванов. -М. : Сов. Радио, 1978. 185 с.

55. Иванченко Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве / Г. В. Иванченко. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1999. — 207 с. ISBN 5-8327-0004-Х.

56. Ильин И. А. Собр. соч. : в 10 т. / И. А. Ильин ; под ред. 3. П. Антипенко. -М. : Русская книга, 1993-1999.

57. История красоты / пер. А. А. Сабашникова ; под ред. У. Эко ; проект и подбор ил. Россана Ди Фацио. М. : Слово, 2006. - 440 с. - ISBN 5-85050-850-3,978-5-85050-915-6.

58. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли : в 5 т. / ред. : М. Ф. Овсянников, 3. И. Гершкович, М. А. Лившиц и др. М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1962.

59. История эстетической мысли : Становление и развитие эстетики как науки : в 6 т. / ред. : М. Ф. Овсянников, В. В. Ванслов, К. М. Долгов и др. М. : Искусство, 1985.

60. Каган М. С. Эстетика как философская наука : унив. курс лекций / М. С. Каган. СПб : Петрополис, 1997. - 544 с. - ISBN 5-86708-096-X.

61. Кант И. Сочинения : в 6 т. : пер. с нем. / И. Кант ; под общ. ред. В. Ф. Асмуса. -М. : Мысль, 1965.

62. Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока / Ф. Капра ; пер. с англ. П. Л. Гро-ховский. СПб. : Орис : Яна-Принт, 1994. - 304 с. - ISBN 5-88436021-5.

63. Кеплер И. Гармония мира / И. Кеплер // Музыкальная эстетика западной Европы XVTI-XVIII веков : сб. переводов / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. — М. : Музыка, 1971. С. 174—186. — (Памятники музыкально-эстетической мысли).

64. Киященко Н. И. Сущность прекрасного / Н. И. Киященко. М. : Мол. гвардия, 1977. - 191 с.

65. Князева Е. Н. Основания синергетики : Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. СПб : Алетейя, 2002. - 414 с. - ISBN 5-89329-517-Х.

66. Колков А. И. Гармония и творчество / А. И. Колков // Вопросы психологии. 1989. -№ 1. - С. 83-90.

67. Компанеец А. С. Симметрия в микро- и макромире / А. С. Компане-ец. М. : Наука, 1978. - 208 с.

68. Копцик В. А. Синергетика искусства : системно-симметрологический подход / В. А. Копцик // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов : сб. / отв. ред. В. И. Аршинов и др. М., 2000. — С. 156-185.-ISBN 5-89826-026-9.

69. Копцик В. А. Этюды по теории искусства : Диалог естественных и гуманитарных наук / В. А. Копцик, В. П. Рыжов, В. М. Петров. М. : ОГИ, 2004.-368 с.

70. Корниенко В. С. О законах красоты. К вопросу о сущности эстетических явлений в действительности и в искусстве / В. С. Корниенко. — Харьков : Изд-во Харьковск. ун-та, 1970. — 224 с.

71. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / пер. с англ. М. А. Снеткова, Ю. JI. Амченкова, В. Ф. Куликова, Н. О. Фоминой ; под ред. И. Ренчлера и др. М. : Мир, 1995. - 335 с. - ISBN 5-03-0024034.

72. Крутоус В. П. Категория прекрасного и эстетический идеал / В. П. Крутоус. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 168 с.

73. Крутоус В. П. Родословная красоты : Прекрасное и целесообразность / В. П. Крутоус. М. : Искусство, 1988. - 222 с.

74. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / Ксенофонт ; пер., ст. и ком-мент. С. И. Соболевский ; ред. : В. В. Бычков и др. М. : Наука, 1993. - 379 с. - (Памятники философской мысли). - ISBN 5-02008058-6.

75. Кучиньская А. Прекрасное. Миф и действительность : пер. с польск. / А. Кучиньская ; предисл. В. П. Шестаков. — М. : Прогресс, 1977. — 164 с.

76. Леви-Стросс К. Структурная антропология : пер. с фр. / К. Леви-Стросс ; ред. : Ю. В. Бромлей и др. — М. : Наука, 1983. 536 с.

77. Лейбниц Г. В. Монадология / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Соч. : в 4 т. Т. 1 : пер. с итал. / ред. Б. Э. Быховский ; авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М. : Мысль, 1982. - С. 413-429. - (Философское наследие ; т. 84).

78. Леонардо да Винчи. Избранные произведения : в 2 т. / Леонардо да Винчи ; пер. ст., коммент. А. А. Губера, А. К. Дживелегова, В. П. Зубова и др. ; под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса. М. ; Л. : Academia, 1935.

79. Лё Корбюзье. Архитектура XX века : сб. / Лё Корбюзье ; пер. с фр. под ред. и с пред. К. Т. Топуридзе. М. : Прогресс, 1970. — 304 с.

80. Линник Ю. В. Философские проблемы гармонии / Ю. В. Линник // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. Каф. эстетики. Вып. 6.-М., 1976.-С. 66-81.

81. Линник Ю. В. О взаимодействии гуманитарной культуры и естественных наук на понятийном уровне (космос, целостность, стиль) / Ю. В. Линник // Художественное творчество : вопросы комплекс, изуч. / ред. : Б. С. Мейлах и др. Л. : Наука, 1982. - С. 83-97.

82. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц ; пер. с нем. А. Н. Федорова, Г. Ф. Швейника. М. : Республика, 1998. - 493 с. - ISBN 5-250-02644-3.

83. Лосев А. Ф. Завершающее античное определение красоты в контексте других философско-эстетических категорий / А. Ф. Лосев // Творческий процесс и художественное восприятие : сб./ ред. : Б. Ф. Егоров и др. Л. : Наука, 1978. - С. 31-44.

84. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1975. - 776 с.

85. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития : в 2 кн. / А. Ф. Лосев. М. : Аст : Фолио, 2000. - (Вершины человеческой мысли).

86. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика : учеб. пособие для студ. философ, и филолог, фак. ун-тов и вузов искусств / А. Ф. Лосев ; вступ. ст. Ю. М. Бородая. М. : Высшая школа, 1963. - 584 с.

87. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. М. : Искусство, 1969. - 715 с.

88. Лосев А. Ф. История эстетических категорий / А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков ; ред. А. В. Михайлов. М.: Искусство, 1965. - 374 с.

89. Лосев А. Ф. Классическая калокагатия и ее типы / А. Ф. Лосев // Вопросы эстетики : сб. ст. / отв. ред. Г. А. Недошивин. М. : Искусство, 1960.-Вып. 3.-С. 411-473.

90. Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля / А. Ф. Лосев // Вопросы эстетики : сб. ст. / ред. С. Г. Петров, Н. А. Сверчков. М. : Искусство, 1964. - Вып. 6. - С. 351-399.

91. Лосев А. Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы / А. Ф. Лосев // Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. — М. : МГПИ, 1954. Т. LXXXIII, вып. 4.- С. 47-183.

92. Лоскутов А. Ю. Введение в синергетику / А. Ю. Лоскутов, А. С. Михайлов. М. : Наука, 1990. - 269 с. - ISBN 5-02-014475-4.

93. Лука Пачоли. О божественной пропорции / Лука Пачоли // Эстетика Ренессанса : антология : в 2 т. Т. 2 : пер. / сост. В. П. Шестаков. М. : Наука, 1981. - С. 373-388.

94. Малинецкий Г. Г. Современные проблемы нелинейной динамики / Г. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов. М. : Эдиториал УРСС, 2000. -335 с.-ISBN 5-8360-0110-3.

95. ЮЗ.Марутаев М. А. Гармония как закономерность природы / М. А. Ма-рутаев // Шевелев И. ILL, Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение : Три взгляда на природу гармонии. — М. : Стройиздат, 1990. -С. 130-233.-ISBN 5- 274-00197-1.

96. Монтескье Ш. Избранные произведения : пер. с фр. / Ш. Монтескье ; общ. ред. и вступ. ст. М. П. Баскина ; примеч. Р. С. Миндлиной. — М. : Госполитиздат, 1955. 800 с.

97. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. — М. : Музыка, 1966. 574 с.

98. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. Т. 1: пер. с нем. / сост., ред. и авт. примеч. К. А. Свасьян. М. : Мысль, 1990. - С. 47-157. - ISBN 5-244-00138-8.

99. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли : учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств / М. Ф. Овсянников. — 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высш. шк., 1984. — 336 с.

100. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 : пер. / изд. подгот. А. В.

101. Лебедев ; отв. ред. и авт. вступ. ст. И. Д. Рожанский. — М. : Наука, 1989. 576 с. - (Серия «Памятники философской мысли»). - ISBN 502-008030-6.

102. ПО.Пайтген Х.-О. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем / Х.-О. Пайтген, П. X. Рихтер ; пер. с англ. П. В. Малышева, А. Г. Сивака ; под ред. А. Н. Шарковского. М. : Мир, 1993. — 176 с. - ISBN 5030012966:25000.00

103. З.Петров В. М. Тернарность в мышлении, культуре, искусстве: системно-информационные корни бессознательного / В. М. Петров, // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. 2008. - Т. 5, № 4. - С. 318.

104. Петухов С. В. Симметрии в биологии / С. В. Петухов // Шубников А. В., Копцик В. А., Талис А. Л. Симметрия в науке и искусстве. 3-е изд. доп. - М. ; Ижевск : Ин-т компьютер, исслед., 2004. — С. 489546. - ISBN - 5-93972-243-1.

105. Платон. Собр. соч. : в 4 т. : пер. с древнегреч. / Платон ; общ. ред. : А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, А. А. Тахо-Годи ; авт. вступ. ст. и ст. впримеч. А. Ф. Лосев ; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1990 -1994. - (Философское наследие).

106. Плотин. Эннеады : пер. с древнегреч. и англ. / Плотин ; сост. и ответ. ред. С. И. Еремеев ; худож. оформление Г. А. Сергеев. — Киев : УЦИИМ-ПРЕСС, 1995. 392 с. - (Вершины мистической философии). - 5-7707-7744-3.

107. Пойзнер Б. Н. Хаос, порядок, время в древних картинах мира / Б. Н. Пойзнер // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. — 1993. — Т. 1, № 3-4. С. 97-109.

108. Померанц Г. С. Сердцевина мира. Заметки философа о троичном мышлении / Г. С. Померанц // Наука и религия. 1993. — № 6. - С. 12-13.

109. Пригожин И. Возвращенное очарование мира / И. Пригожин, И. Стенгерс // Природа. 1984. - № 2. - С. 86-95.

110. Пригожин И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. с англ. Ю. А. Данилова ; общ. ред. В. И. Аршинова и др. М. : Прогресс, 1986. — 432 с.

111. Проблемы гармонии, симметрии и золотого сечения в природе, науке и искусстве. Сб. науч. тр. Международ, конф. Винница, 22.10.2003-25.10.2003. Винница: Изд-во ВГАУ, 2003. - 392 с.

112. Пуанкаре А. О науке : сб. : пер. с фр. / А. Пуанкаре ; под ред. Л. С. Понтрягина. 2-е изд., стер. - М. : Наука, 1990. - 736 с. - ISBN 5-02014328-6.

113. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. Ростов-на-Дону : изд-во «Феникс», 1998. - 992 с. — (Выдающиеся мыслители). - ISBN 5-222-00697-2.

114. Раушенбах Б. В. О логике триединости / Б. В. Раушенбах // Вопросы философии.-1990.-№ 11.-С. 166-169.

115. Свасьян К. А. Становление Европейской науки / К. А. Свасьян. — М. : Evidentis, 2002. 440 с. - ISBN 5-94610-009-2.

116. Симонов П. В. Мозг и творчество / П. В. Симонов // Вопросы философии. 1992. - № 11. - С. 3-24.

117. Сноу Ч. П. Две культуры : сб. публицист, работ / Ч. П. Сноу; сокр. пер. с англ. Ю. С. Родман ; ред. и пред. А. И. Арнольдова. М.: Прогресс, 1973. -141 с.

118. Собуцкий М. А. Несколько заметок о бинарном мышлении в гуманитарном знании и повседневной жизни / М. А. Собуцкий // Философская и социологическая мысль. — 1993. — № 9-10. — С. 30-47.

119. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. / В. С. Соловьев ; под ред. А. В. Гулыга. М. : Мысль, 1990. - (Философское наследие). - ISBN 5244-00192-2.

120. Сороко Э. М. Структурная гармония систем / Э. М. Сороко ; под ред. Е. М. Бабосова. Минск : Наука и техника, 1984. — 264 с.

121. Софокл. Антигона // Эсхил. Софокл. Трагедии : сб. произв. / пер. с древнегреч. С. Шервинского, Н. Познякова ; ред. : И. Б. Бачкало, Е.

122. B. Витковский, М. Л. Гаспаров и др. М. : «Рипол классик», 2001.

123. C. 463-518. (Литературные памятники). - ISBN 5-02-012688-8.

124. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры : справоч. изд. / Ю. С. Степанов — 3-е изд., испр. и доп. М. : Акад. проект, 2004. - 992 с. - ISBN 5-8291-0388-5.

125. Степанов Ю. С. Протей : Очерки хаотической эволюции / Ю. С. Степанов. М. : Яз. слав, культуры, 2004. - 264 с. — (Язык. Семиотика. Культура). - ISBN 5-94457-193-4.

126. Столович JI. Н. Красота. Добро. Истина : Очерк истории эстетической аксиологии / JI. Н. Столович. — М.: Республика, 1994. 464 с. -ISBN 5-250-02291-Х.

127. Столович JI. Н. Философия красоты / JI. Н. Столович. — М. : Политиздат, 1978,- 118 с.

128. Тарасенко В. В. Фрактальная логика / В. В. Тарасенко ; пред. С. П. Капица. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - 115 с. - ISBN 5-89826119-2.

129. Татаркевич В. Античная эстетика / В. Татаркевич. — М. : Искусство,1977.-327 с.

130. Татаркевич В. Относительно двух понятий прекрасного / В. Татаркевич // Научные доклады высшей школы. Философские науки.1978.-№3.-С. 135-140.

131. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического : избранное / В. Н. Топоров. — М. : Прогресс-Культура, 1995. 621 с. - ISBN 5-01-003942-7.

132. Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии / Ю. А. Урманцев. М. : Мысль, 1974. - 229 с.

133. Фейнберг Е. JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке / Е. Л. Фейнберг. М. : Наука, 1992. - 251 с. - ISBN 5-02-0172979.

134. Фейнберг Е. Л. Наука, искусство и религия / Е. Л. Фейнберг // Вопросы философии. 1997. - № 7. - С. 54-62.

135. Философия древности и средневековья // Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1, ч. 2. / ред. : В. В. Соколов, В. Ф. Асмус, В. В. Богатев, М. А. Дынник и др. М. : Мысль, 1969. - С. 577-936 - (Философское наследие).

136. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения. Т. 1, ч. 1 / вступ. ст. С. С. Хоружего ; прил. к журн. «Вопросы философии» и др. — М. : Правда, 1990. -490 с. — (Из истории отеч. филос. мысли).

137. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: Врожденные структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки / Г. Фоллмер ; пер. с нем. А. Кезина. — М. : Русский двор, 1998. 254 с. - ISBN 5-88752-016-7.

138. Хакен Г. Синергетика : Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах / Г. Хакен ; пер. с англ. Ю. А. Данилова ; под ред. и с пред. Ю. Л. Климонтовича. М. : Мир, 1985. -419 с.

139. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности : сб. ст. / сост. и отв. ред. О. Н.

140. Астафьева. М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 106-122. - 5-89826138-9.

141. Харгиттаи И. Симметрия глазами химика / И. Харгиттаи, М. Хар-гиттаи ; пер. с англ. В. С. Мастрюкова ; ред. : О. А. Реутов, 3. Ф. Хо-децкая, С. К. Оганесян, Н. Н. Устякова. М. : Мир. 1989. - 494 с. -ISBN 5-03-000276-6.

142. Харитонов А. С. Триединство и законы управления обществом / А. С. Харитонов // Отечество. 2003. -№6.- С. 7-12.

143. Хогарт У. Анализ красоты : теория искусства : пер. с англ. / У. Хо-гарт ; вступ. ст., примеч. и ред. пер. М. П. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Искусство, 1987. 254 с.

144. Цветков В. Д. Сердце, золотое сечение и симметрия / В. Д. Цветков. М. : Ин-т теоретич. и эксперимент, биофизики, 1999. - 152 с.

145. Цицерон. Философские трактаты : науч. изд. / Цицерон ; пер. с ла-тин. М. И. Рижского; отв. ред., сост. и авт. вступ. ст. Г. Г. Майоров. — М.: Наука, 1985. 382 с. - (Памятники философской мысли).

146. Человек : филос.-энцикл. словарь / ред. : Р. Г. Апресян, Э. А. Араб-Оглы, О. В. Артемьева. М. : Наука, 2000. - 516 с. - ISBN 5-02013680-8.

147. Чучин-Русов А. Е. Единое поле мировой культуры : Кижли-концепция : в 2 кн. / А. Е. Чучин-Русов. М. : Прогресс-Традиция, 2002. - ISBN 5-89826-110-9 ; 5-89826-111-7.

148. Шевалье Л. История учений о гармонии / Л. Шевалье ; пер. с фр. 3. Потаповой и В. Таранущенко ; под ред. проф. М. В. Иванова-Борецкого. М. : Музгиз, 1932. - 183 с.

149. Шевелев И. Ш. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелёв. — М. : Стройиздат, 1990.-343 с.-ISBN5-274-00197-1.

150. Шевелев И. Ш. Метаязык живой природы / И. Ш. Шевелев. М. : Воскресенье, 2000. - 352 с. - ISBN 5-88528-254-4.

151. Шевелев И. Ш. Принцип пропорции / И. Ш. Шевелев. М. : Стройиздат, 1986.-200 с.

152. Шевелев И. Ш. Числовой образ реального мира : фрагменты исслед. / И. Ш. Шевелев. Кострома : «Промдизайн-М», 2005. — 98 с. — ISBN 5-93374-065-9

153. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория / В. П. Шеста-ков. М. : Наука, 1973. - 256 с.

154. Шубников А. В. Симметрия в науке и искусстве / А. В. Шубников, В. А. Копцик. 3-е изд., доп. — М. ; Ижевск : Ин-т компьютер, исслед, 2004. - 560 с. - ISBN 5-93972-243-1 ; 978-5-93972-243-8.

155. Шубников А. В. Симметрия и антисимметрия конечных фигур / А. В. Шубников. М. : Изд-во АН СССР, 1951. - 172 с.

156. Шубников А. В. Симметрия подобия / А. В. Шубников // Кристаллография. 1960. - № 5. - С. 489-496.

157. Эйзенштейн С. М. Избранные сочинения : в 6 т. / С. М. Эйзенштейн ; глав. ред. С. И. Юткевич ; сост. П. М. Аташева, Н. И. Клейман, Л. К. Козлов. М. : Искусство, 1964.

158. Эйзенштейн С. М. Чет и нечет / С. М. Эйзенштейн // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации : сб. / ред. : JI. Б. Алаев и др. М. : Наука, 1988. - С. 234-258.

159. Эйнштейн А. Статьи, рецензии, письма. Эволюция физики / А. Эйнштейн // Эйнштейн А. Собрание научных трудов : в 4 т. Т. 4: пер. с англ., нем., фр. яз. / А. Эйнштейн ; под ред. И. Е. Тамма, Я. А.

160. Смородинского, Б. Г. Кузнецова. — М. : Наука, 1967. 599 с. — (Классики науки).

161. Эстетика Ренессанса : антология : в 2 т. / сост. и авт. пред. В. П. Шестаков. -М. : Искусство, 1981.

162. Эткинд Е. Г. Материя стиха / Е. Г. Эткинд. 2-е изд., испр. — Париж : Institut d'Etude Slaves, 1985. - 506 с.

163. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / К. Г. Юнг // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе / ред.: В. Л. Янин и др. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 214-231.

164. Яковлев Е. Г. Художник в технотронном мире / Е. Г. Яковлев // Философские науки. 1991. - № 5. - С. 71 -83.

165. Яковлев Е. Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение : избранное / Е. Г. Яковлев. М. : Кн. дом «Университет», 2003. - 640 с. — ISBN 5-8013-0176-3.

166. Arnheim R. Entropy and Art. An Essay on Disorder and Order / R. Arn-heim. Berkeley : University California Press, 1974. - 64 p.

167. Arnheim R. The Power of the Center : A Study of Composition in the Visual Arts. The New Vertion / R. Arnheim. Berkeley : University California Press, 1988. - 256 p.

168. Barnsley M. Fractals Everywhere / M. Barnsley. New York : Academic Press. Inc., 1988.-51 p.

169. Bibliotheca Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature / ed. by E. Schadel. Munchen e.a., 1984, vol. 1, 624 p.; 1988, vol. 2, 594 p.

170. Birkhoff G. D. Aesthetics Measure / G. D. Birkhoff. Cambridge, Mass. : Harvard Univ. Press, 1932.

171. Blanche R. Les categories esthetiques / R. Blanche. Paris : Vrin, 1979. - 153 p.

172. Bornstein M. C. Review of Symmetry in Science and Art / M. C. Bornstein // Leonardo. 1977. -Vol. 10, №. 4. - 334 p.

173. Evolutionary Epistemology : A Multiparadigm Programme / ed. by W. Callebaut, R. Pinxten. Dordrecht: D. Reidel, 1987.

174. H6ge H. The Golden Section Hypothesis — its Last Funeral / H. Hoge // Empirical Studies of the Arts 1997. - Vol. 15, №. 2. - Pp. 233-255.

175. Hahn W. Symmetry as a Developmental Principle in Nature and Art / W. Hahn. Singapore-New Jersey-London-Hong Kong : World Scietiflc, 1998.-532 p.

176. Haken H. Principles of Brain Functioning / H. Haken. Berlin : Springer, 1996.-351 p.

177. Leyton M. Symmetry. Causality. Mind / M. Leyton. Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 1992. - 630 p.

178. Livio M. The Golden Ratio : the story of phi, the world's most astonishing number / M. Livio. New York : Broadway Books, 2002. - 294 p.

179. Loeb A. L. Structure and Patterns in Science and Art / A. L. Loeb // Leonardo. 1971. - Vol. 4, No. 4. - Pp. 325-339.

180. Mandelbrot B. Les objets fractals / B. Mandelbrot. Paris : Flammarion, 1975.-412 p.

181. Mandelbrot В. B. The Fractal Geometry of Nature / В. B. Mandelbrot. -San Francisco : Freeman, 1982. 456 p.

182. Mothersill M. Beauty restored / M. Mothersill. Oxford : Clarendon Press, 1984.-438 p.

183. Newton E. The Meaning of Beauty / E. Newton. Harmondsworth ; Middlesex : Penguin Books, 1962. - 212 p.

184. Pacioli L. Divina Proportione / L. Pacioli. Venezia, 1509 ; Milano, 1956.

185. Peitgen H. O. The Beauty of Fractals / H. O. Peitgen, P. Richter. New York : Springer-Verlag, 1986. - p. 174.

186. Savile A. The Test of Time : An Essay in Philosophical Aesthetics / A. Savile. Oxford : Clarendon Press, 1982. - 319 p.

187. Stolnitz J. "Beauty": Some Stages in the History of an Idea / J. Stolnitz // Journal of the History of Ideas. New York, 1961. - Vol. 22, №. 2. - Pp.• 185-204.

188. Symmetry 2000. Proceedings from a symposium at the Wenner-Gren Center, Stockholm, in September 2000 / ed. by I. Hargittai, Т. C. Laurent. London : Portland Press, 2002. - 628 p.

189. Tatarkiewicz W. A History of Six Ideas. An Eaasy in Aesthetics / W. Ta-tarkiewicz. Warszawa : PWN, 1980. - 383 p.

190. Tatarkiewicz W. The Great Theiry of Beauty and its Decline / W. Tatar-kiewicz // The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1972. - Vol. 31, №. 2.-Pp. 165-191.

191. The Adapted Mind. Evolutionary Psychology and the Generation of Culture / ed. by J. Barkow, et all. Oxford : Oxford University Press, 1992.

192. Voloshinov A. Beauty of Fractals and Fractality of Beauty / A. VoloshiiLnov // The Great Book of Aesthetics : The 15 International Congress of Aesthetics. Proceedings. Japan 2001. Tokyo : University of Tokyo, 2003.

193. Walser H. The Golden Section / H. Walser. Washington : The Mathematical Association of America, 2001. - 142 p.

194. Wuketits F. M. Evolutionary Epistemology and its Implications for Humankind / F. M. Wuketits. N.Y., 1990. - p. 262.

195. Zeising A. Aesthetische Forschungen / A. Zeising. Frankfurt am Main : Medinger, 1855. - p. 568.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.