Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Нагой, Анжела Аслановна

  • Нагой, Анжела Аслановна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, КраснодарКраснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 136
Нагой, Анжела Аслановна. Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Краснодар. 1999. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Нагой, Анжела Аслановна

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ щ РЕГИОНА.

Раздел И. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ

ПОЛИТИКА 90-Х ГОДОВ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЛЕМЫ.

Раздел III. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура региона и культурная политика в России в 90-е годы XX века»

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств, в числе которых выделим следующие.

Начиная с конца 80-х годов российское общество стало осознавать сложившиеся противоречия в различных сферах общественной жизни, в том • числе в сфере духовной, в межнациональных отношениях. С одной стороны, очевидным стал процесс национального и культурного пробуждения, возрождения народов страны, стремление преодолеть негативные ситуации, образовавшиеся в результате не всегда оптимальной национальной политики. С другой стороны, столь же очевидны националистические настроения и тенденции, «подогретые» экономическим, политическим кризисами, а также экспансией многочисленных зарубежных культурных, религиозных организаций с их нетрадиционными нормами и ценностями.

События в Дагестане, Чечне, Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Карачаево-Черкессии, другие противоречия и конфликты на постсоветском пространстве многими осознаются сегодня как следствие радикальных перемен, наступивших в России в 80-е годы в результате политических и социально-экономических преобразований. Цена развития и последствий межнациональных конфликтов, по оценкам американского аналитика Ч.Мейнза, сопоставима с распространением ядерного оружия1.

Известно, что основные конфликтообразующие причины негативных г процессов находятся, безусловно, в социально-политической и экономической сферах. Но несомненно, что такие факторы, как культурный, национальный, религиозный своеобразно транслируют нерешенность экономических и политических проблем в духовную и социальную сферы. При этом объективно действуют известные принципы диалектики: с одной стороны, состояние

1 Цит. по: Уткин А. Национализм и будущее мирового сообщества // Свободная мысль.-1995.- № 3.

С.82 культуры, межнациональных отношений зависит от результатов реформирования экономических, политических структур, с другой, последние прямо зависят от того, насколько учитываются культурная и национальная специфики страны, региона, ценностные установки и стереотипы поведения людей в планах и программах преобразований. Все это актуализирует потребность теоретически осмыслить роль культуры в предупреждении и снятии напряженности, в обеспечении поступательного развития каждого народа и сообщества народов.

Второе обстоятельство связано с особенностями исторического этапа, на котором находится Россия и ее регионы на протяжении 90-х годов XX в., с попытками выявить специфику их культурного развития в условиях социально-политического реформирования, понять эвристические возможности культуры в преодолении кризиса.

В числе факторов оздоровления социально-культурной жизни заметно влияние духовного наследия народов, которое помогает им, по мысли известного русского историка XIX в. В.Ключевского, не чувствовать себя «случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, а ломаются по чьему-то детскому капризу»1.

В такой плоскости вопрос применительно к региону, в частности к Адыгее, пока еще не ставился, теоретически не рассматривался, хотя потребность решать современные проблемы с опорой на мудрость предков, на созданное и переданное потомкам культурное наследие осознается всеми, в том числе и властями республики. Последние годы в жизни Российской Федерации ознаменованы процессами, получившими в политике и в управленческой практике название «децентрализация», что обострило вопрос о восстановлении реального многообразия культур, реконструкции их Ключевский B.O. Сочинения: В 9-ти тт.-Т. 9,- М„ 1990.-С. 375. национальных моделей. Не случайно ООН, объявив в 1988-1997 гг. десятилетие культуры», в качестве одной из основных задач обозначила сохранение культурной самобытности людей, этнических общностей, местностей, регионов.

Актуальность исследованию придает и то, что оно ориентировано на изучение реальных процессов в провинции, которая в 90-е годы активно участвует в поисках оптимальной модели отечественной культуры, развивающейся в условиях всесторонней трансформации российского общества. Сегодня чрезвычайно важно осознать, что именно провинция с ее мощными культурными, национальными и иными традициями, ее историко-культурным опытом разрешения социальных противоречий способна подсказать перспективные пути и формы развития страны и ее народов.

Состояние научной разработанности проблемы. Избранная для исследования тема носит комплексный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин - культурологии, истории, философии, социологии, этнографии, социальной психологии, конфликтологии и др. С учетом такого подхода правомерно утверждать, что в России создан огромный пласт информации о сущности культуры, культурном развитии страны и ее регионов в разные исторические периоды, о проблемах управления социально-культурными процессами. Однако не все издания могут быть конструктивно использованы в современных условиях: часть из них выполнена в других социально-экономических, идеологических, политических условиях, другая посвящена отдельным регионам или видам культуры, третья имеет весьма отдаленное отношение к группе рассматриваемых в диссертации вопросов.

Среди многочисленных работ, так или иначе затрагивающих проблемы культуры и культурной политики, большая часть ориентирована на общефилософское, культурологическое, историческое ее видение. Именно она составила теоретическую, методологическую базу исследования. Диссертант имеет в виду публикации о сущности культуры, культурной среды, об ее воздействии на образ жизни людей. Культуру как общественное явление, оказавшее огромное влияние на прогрессивное развитие России, рассматривали философы, историки начала XX в. (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, С.Франк) и современные философы и культурологи (Л.Буева, М.Зеленецкий, Л.Коган, Э.Орлова, Э.Соколов, А.Арнольдов, Н.Злобин, В.Межуев и др.)1.

Многие вопросы, касающиеся темы диссертации, более или менее полно отражены в многочисленных учебниках и учебных пособиях по культурологии, истории и теории культуры, вышедших в последние годы. Они использованы диссертанткой в целях сопоставления основных подходов исследователей к трактовке культуры, культурной политики2.

В процессе разработки темы изучен опыт деятельности аппарата управления в сфере культуры, накопленный в разные исторические периоды. Для современного этапа крайне важно осознать, в частности, негативный опыт первых лет культурной революции, особенно большевистские методы, доставшиеся в наследство от времен построения «новой пролетарской культуры». Один из ее теоретиков - Н.Бухарин, как известно, в качестве основных принципов новой культурной политики выделял принцип плановости («Рабочий класс имеет тенденцию преодолеть анархию капиталистического производства, он имеет тенденцию преодолеть и анархию

1 1 См.: Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.-М., 1990; Он же. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х тт.-М., 1994; Булгаков С.Н. Мир философии. Часть II; Он же. Человек. Общество. Культура.-М., 1991; Он же. Свет невечерний.-М., 1994; Франк С.Л. Духовные основы общества.-М., 1992; Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования.-М., 1996; Она же. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии,-1996.-№ 2; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс.-М., 1980; Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии.-1982.-№10; Соколов Э.В. Культура и личность.-Л., 1972; Чурбанов В.Б. Методологические проблемы управления процессами развития культуры в социалистическом обществе. Автореф. дисс. д-ра филос. наук.-М., 1982 и др.

2 Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М., 1993; Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1994; Ерасов Б.С. Социальная культурология.-М., 1996; Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы.-СПб., 1996; Каган М.С. Философия культуры.-СПб., 1996; Культура: теория и проблемы. Учебное пособие для вузов.-М., 1995; Культурология. Учебное пособие.-М., 1993; Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов высших учебных заведений.-Ростов-на-Дону., 1995; Культурология XX века. Антология.-М., 1995; Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие для вузов.-М., 1995; Культурология.

Учебное пособие.-М., 1997; Кондаков И. Введение в историю русской культуры. М., 1994 и др. щ культурно-интеллектуального производства»1) и принцип подчинения культурных ценностей общественно-технической целесообразности. «Духоподъемность . нашей новой культуры . заключается ., - писал он, - в осознании роста наших сил, когда мы, держась за культурные ценности, поворачиваем их так, как хороший шофер, который едет по трудной дороге. Мы стоим и правим и идем вперед, направляем, распоряжаемся культурными ценностями так, что не они нас, а мы их влечем. В этом заключается то, что называется высшим по сравнению с тем, что знало когда-нибудь человечество»2. Эта новая, высшая культура, по мысли Бухарина, может позволить «штамповать интеллигентов, вырабатывать их, как на фабрике»3. Политика в сфере духовной жизни целиком и полностью, по замыслам ее тогдашних авторов, зависела лишь от желания управленцев: «.если мы желаем победоносного конца рабочей революции, то мы будем ясно иметь перед собой проблему обработки людей . превращение их в такие живые машины, которые бы во всех своих действиях . руководствовались сообразно

4 т г новым принципам идеологии» . К счастью, страна преодолела последствия таких методов, выработала новые.

Исследуемые проблемы получили серьезное освещение в диссертационных исследованиях разного уровня. По данным И.Янина5, за период с 1991 по 1998 гг. в стране по вопросам культуры защищены 114 докторских и 533 кандидатских диссертации, большая часть которых посвящена проблемам искусства, образования, истории культуры. К нашей теме имеют отношение лишь единицы6. Эти работы оказались полезными в Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура.-Петроград, 1923.-С.231.

2 Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура.- С. 30

3 Бухарин Н.И. Судьбы русской интеллигенции (1925) // Путь к социализму.-Новосибирск., 1990,

С. 108

4 Бухарин Н.И. Пролетарская революция.-С.Зб

5 См.: Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX - начала XX вв. и в 90-е годы XX в. (Историко-сравнительный анализ).-Автореф. дисс. д-ра ист. наук,- М., 1999.-С.10-13.

6 Лукин Л.Н. Кризис культуры: опыт культурологического анализа.-Челябинск, 1998 (канд.дисс.); Красильникова Т.А. Культура личности в условиях реформирования общественных отношений в России.-М., 1994 (канд.дисс.); Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи.-СПб.-1996 (докт.дисс.); Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества.-М., 1997 (докт.дисс.); Серебрянникова Ю.Л. Национальное самосознание и щ связи с тем, что в них предложены различные теоретико-методологические подходы к исследованию феноменов «культура», «культура личности», «национальная культура», «сотворчество культуры и государства» (об этом пишет, в частности, Т.Красильникова); предложены социологические данные о степени распространения культурных ценностей в современном обществе, культурных навыках и творческой деятельности людей. Определенный интерес представила и кандидатская диссертация С.Зотова, в которой раскрыты опыт и проблемы деятельности органов и учреждений культуры в условиях перехода страны к рыночным отношениям в сфере досуга \

К сожалению, пока еще мало работ, созданных гуманитариями, работающими на многонациональном Юге России, в том числе на Северном Кавказе, в Адыгее. Широко известные здесь авторы (И.Горлова, Н.Денисов, В.Лях, А.Манаенков, Н.Недвига, Б.Виноградов и другие) опубликовали немало содержательных работ, но большинство из них касается либо общих вопросов * культуры, либо истории культуры региона, однако в них практически не ставились вопросы национальных культур. Большинство ученых национальных республик сосредоточивают внимание преимущественно на менталитете, традициях и обычаях, народном искусстве этносов. Об этом справедливо пишет в кандидатской диссертации Г.Мирзоев2.

Вместе с тем в процессе исследования полезными оказались работы Р.Абдулатипова, Б.Бгажнокова, М.Беджанова, Ш.Шу, Р.А.Ханаху, А.Ячикова и других ученых Кавказа, изучавших этнокультурные процессы в среде < черкесов3. национальная культура: сущность, специфика и взаимодействие.-Иркутск., 1997 (докт.дисс.); Сущий С.Я. Пространство российской культуры ( Центры и ареалы) .- Ростов-н/Д., 1997 (докт.дисс.); Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики.-СПб., 1999 (докт.дисс.) и др.

1 Зотов С.В. Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры.-Автореф. .канд. филос.наук.-М., 1998

2 Мирзоев Г.М. Особенности развития культуры в многонациональном регионе.-Автореф. .канд. культурологии.-Краснодар, 1999.

3 См.: Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научные мысли Кавказа.-1995.-№1; Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов.-Нальчик, 1983; Беджанов М.Б. К консолидации и добрососедству.-Майкоп, 1991; Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени: (социально-филос.анализ).-Майкоп: Зихи, 1997.-194 е.; Шу Ш.С. О народном музыкальном

Таким образом, при огромном множестве изданий, посвященных проблемам культуры, взаимодействие национального и культурного факторов в жизни современного региона в условиях переходного периода не стало пока еще предметом специального исследования, что и предопределило выбор темы диссертации.

Основными источниками исследования явились труды культурологов, философов, историков, этнологов, занимающихся проблемами культуры, особенно национальных культур и их взаимодействия (А.Арнольдов, Л.Баткин, Г.Бирженюк, И.Горлова, А.Гуревич, Б.Ерасов, С.Иконникова, П.Кушнер, Д.Лихачев, Л.Гумилев, Р.Абдулатипов, С.Арутюнян, Ю.Бромлей, А.Манаенков, В.Лях, А.Осипов и др.); данные социологических исследований; статистические и другие материалы, выявленные в текущем делопроизводстве администрации Президента и Министерства культуры Республики Адыгея, в том числе раскрывающие основные показатели развития культуры в регионах России, характеристики деятельности массовых учреждений культуры, их финансирование в 1990-1998 (включительно) годах; материалы периодической массовой и специальной печати (журналы «Вопросы философии», «Жизнь национальностей», «Социологические исследования», «Кубанский краевед», «Наше наследие» и другие за 1990-1999 гг.).

Хронологические и территориальные рамки исследования. Диссертационная работа осуществлена преимущественно на материалах развития культуры конца 80-х - второй половины 90-х годов, т.е. периода, характеризующегося сменой моделей не только культурной политики, но и в целом государственного устройства. Однако в целях реализации поставленных задач автор в отдельных случаях выходила за пределы указанного времени, в частности, когда представлялась возможность показать особенности культурно-исторического процесса в регионе. творчестве адыгов.-Майкоп, 1992; Ячиков А.К. Культурное развитие малых народов в условиях социализма. -Майкоп, 1976 и др.

Территориальные рамки исследования ограничены Республикой Адыгея, представляющей собой часть специфической зоны, периферии христианской и исламской цивилизаций. «Здесь сложились две большие группы народов: автохтонные, не отличающиеся этническим единством, но имеющие схожие общекавказские культурные традиции, и славянские, в основном сформировавшиеся к концу XIX в., центром притяжения которых были казачьи войска»1. Естественно предположить известное противоречие между этими цивилизациями и этими культурами, отличающимися и системой базовых ценностей, и структурой поведения людей. Данное конструктивное противоречие и привлекло диссертанта, ибо в нем есть источник роста, взаимодействия и взаимообогащения культур. Именно об этом убедительно свидетельствует история добрососедского сосуществования народов Северного Кавказа.

Целью исследования является оценка состояния, тенденций развития и условий гармонизации в переходный период культуры и культурной политики в многонациональном регионе, составляющем неотъемлемую часть Российской Федерации.

Достижение цели обусловило поэтапное решение следующих задач:

- обобщить имеющиеся в научной литературе идеи и концепции культуры и культурной политики в условиях переходного периода и на этой основе выработать методологическую базу диссертационного исследования;

- изучить особенности социокультурной ситуации на Северном Кавказе, в Республике Адыгея, направления и причины ее изменения, выявить тенденции развития; проанализировать содержание, механизмы реализации политики федеральных и региональных органов управления в сфере культуры, общее и особенное в их деятельности;

1 Морозова Е.В. Современная политическая культура Юга России // Политические исследования ♦ (Полис).-1998.-№ 6.-С.114. обосновать пути оптимизации культурной политики в регионе в условиях становления рыночных отношений, сформулировать рекомендации региональным властным структурам.

Объект исследования - духовная жизнь Республики Адыгея - одного из современных российских регионов, ее национальная и культурная составляющие.

Предмет исследования - содержание, механизмы реализации культурной политики, направленной на гармонизацию культурной среды республики.

Методология и методика исследования. Диссертация выполнена в рамках исторической культурологии и базируется на совокупности идей и принципов исторического познания.

В переломные периоды жизни общества историческое мышление с большой силой обнаруживает свои эвристические способности, и в этом проявляется его практическое значение: именно оно позволяет не только реконструировать прошлое, но и понять настоящее, перевести исследовательскую мысль от прошлого к настоящему, предвидеть тенденции развития в будущем. Обращаясь к конкретным наукам о культуре, история и на ее основе - культурология позволяют реализовать потребность в осмыслении многообразия явлений и процессов общественной жизни на том или ином отрезке времени.

В основе диссертационного исследования лежат принципы познания общественных явлений: историзма, системности, комплексности, единства исторического и логического, целостности, противоречивости развития; социальной детерминированности, восхождения от абстрактного к конкретному.

В диссертации использован сравнительный метод, смысл которого состоит в возможности сопоставить специфику духовной жизни людей разных исторических периодов и на этой основе оценить их своеобразие.

Основные научные результаты, полученные соискателем, и научная новизна диссертации заключаются в том, что диссертантка учитывала динамизм этнокультурных процессов в России 90-х годов, порождаемые ими проблемы и ограниченные способы их разрешения с помощью выработанных ранее теоретических концепций.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

- изложены результаты первого системного исследования культурной жизни одного из национальных регионов Российской Федерации - Республики Адыгея, получившей в 90-е годы статус субъекта федерации, собственную государственность; выявлены факторы, определяющие характер и направления развития культуры в республике в условиях переходного периода;

- проанализирована специфика содержания, механизмы разработки и осуществления культурной политики в регионе. Под культурной политикой понимается деятельность органов власти, обеспечивающая: право каждого человека участвовать в культуре в качестве ее творца и потребителя, сохранение и обогащение культурной самобытности народов, оптимальное соотношение социальных, экономических и духовных факторов развития социума и общества в целом;

- осуществлен теоретический анализ концепций культуры, национальной культуры, диалога культур, выступающего в качестве важнейшей закономерности культурно-исторического процесса; показаны формы проявления актуальной культуры республики, складывающейся из культур адыгского, русского, других народов;

- предложены принципиальные подходы к исследованию реальных процессов в культуре в современных условиях, практические рекомендации по обоснованию приоритетов, оптимизации культурной политики и практики ее осуществления в национальной республике.

Научно-практическое значение результатов исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал, теоретический анализ, выводы и рекомендации углубляют существующие представления о характере изменений социокультурной ситуации в национальной Республике Адыгея, раскрывают возможности органов управления процессами в духовной сфере в условиях переходного периода.

Материалы диссертации используются в практике преподавания курса «Культурология» студентам Адыгейского государственного университета и находят понимание; могут быть полезны при подготовке специалистов культуры, повышении их квалификации.

В целом результаты исследования открывают возможности для углубления научного направления, связанного с развитием многонационального региона в условиях активизации процессов регионализации, суверинизации территорий России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Нация - историческая социально-культурная общность, в которой конкретизируется материальное и духовное своеобразие, складывающееся в процессе развития жизни на земле.

Отсутствие однозначных научных представлений о природе наций и их судьбах актуализирует обращение к проблемам национальных культур, к взаимовлиянию культур как одной из важнейших закономерностей поступательного развития человечества.

2. Культура - пространство наиболее устойчивого взаимодействия народов, обеспечения их консолидации, взаимопонимания, один из немногих способов снятия межнациональной напряженности без применения военной силы.

Анализ истории межнациональных отношений и современной их практики свидетельствует, что единственным оптимальным средством сохранения, прогрессивного развития каждой из культур является диалог.

Только диалог содействует восхождению каждой национальной культуры к общечеловеческой, что доказывает, в частности, многовековой и многозначный опыт Адыгеи.

3. Развитие культуры, сохранение культурного наследия, обеспечение условий для приобщения всех граждан к духовным ценностям - одна из важнейших составляющих ответственности государства перед народом, сопоставимая с его обязанностью обеспечить достойные условия жизни, национальную безопасность, сохранение природы. Культура имеет право на поддержку со стороны государства, которое исторически (в правовом и моральном планах) в ответе перед настоящим и будущим за расширение социальной базы культуры, развитие ее инфраструктуры, поддержание культурных инициатив.

В условиях децентрализации управления возрастает роль региональных и местных органов культуры за сохранение культурной самобытности народов, углубление их самосознания. Основными направлениями политики государственных и общественных органов власти являются сохранение и развитие культурного наследия, поддержание профессионального искусства, раннее выявление и воспитание талантливой молодежи, обогащение культурно-досуговой деятельности массовых учреждений культуры позитивными национальными традициями и обычаями.

4. В обстановке существенного снижения финансирования сферы культуры оптимальной следует признать практику строгого отбора приоритетов культурной политики. В 90-е годы в Адыгее такими приоритетами были сохранение культурного наследия; создание новых и поддержание получивших известность национальных коллективов музыкального, театрального, хореографического искусства, прикладного творчества и некоторые другие.

За этот же период накоплен определенный опыт внебюджетного финансирования учреждений культуры. Источниками поступлений финансовых средств в изучаемый период стали ассигнования из государственного и местного бюджетов и от учредителей; доходы от платных форм культурной деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещанию; кредиты банков; другие доходы учреждений культуры, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Адыгеи как субъекта Федерации.

Апробация результатов исследования осуществлена на ряде научных и научно-практических конференций («Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы», 1998; «Наследие А.С.Пушкина и информационная культура России», 1999 и др.), в преподавательской работе, в 5 публикациях автора.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и • искусств и рекомендована к защите. 4

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Нагой, Анжела Аслановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование актуальных проблем культуры и культурной политики в условиях национального региона подтвердило теоретическую и практическую целесообразность обращения к ним.

Специфику исследуемому этапу придали коренные качественные изменения в развитии России и ее регионов, обусловленные сменой парадигмы движения государства и общества. В результате значительными стали ограничения в использовании многих широко известных теоретических и прикладных публикаций о культуре и культурной политике: в них не рассматривались вопросы рыночных отношений в изучаемой сфере, не учитывались особенности многосубъектной культурной политики и некоторые другие новые обстоятельства. Представляется, что все эти вопросы еще ждут своих исследователей.

В условиях обострения межнациональных отношений большие и малые народы России и Европы, всего мира все больше убеждаются в бесперспективности разрешения межнациональных конфликтов силовыми приемами и средствами. С другой стороны, растет понимание конструктивности культурных контактов, взаимообменов, многомерного сотрудничества не только в политической, экономической, но прежде всего в духовной сфере. Этот процесс все больше осознается как условие преодоления националистических тенденций, обусловливающих замкнутость, i искусственную ограниченность пространства развития этноса.

Подтверждена актуальность, своевременность исследования культуры и культурной политики применительно к условиям новой России, переживающей усиление регионализации, суверенизации ее субъектов. Сохранение культурной самобытности народов, этнических общностей при одновременном стимулировании диалога народов и культур, их взаимодействия, взаимопроникновения - этот двуединый процесс следует рассматривать в качестве одной из центральных задач культурной политики как в России в целом, так и в ее регионах.

Децентрализация управления в области культуры обусловила возрастание роли региональных властных структур и органов местного самоуправления. Как показало время, эффективным инструментом реализации культурной политики в регионе является программирование: оно позволяет определять не только содержание деятельности, но и консолидировать организационные, финансовые, кадровые ресурсы, получать более высокие результаты при минимальных затратах.

Программирование как инструмент культурной политики позволяет учитывать разнообразие национальных культур, содействовать сохранению их своеобразия, помогать преодолевать жесткие требования рынка. При этом учитываются не столько проблемы отдельных учреждений культуры и искусства, сколько специфика среды обитания людей, отдельных национальных групп. Оптимальными содержательными направлениями культурной политики в регионе следует считать «Сохранение и развитие культуры и искусства Республики», «Изучение, сохранение, реставрация культурного наследия Республики Адыгея», «Межнациональное сотрудничество культур Республики», «Поддержание молодых дарований в сфере культуры и искусства» и др.

В соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), Федеральным законом «О национально-культурной автономии» (1996 г.) региональным органам культуры, органам местного самоуправления важно содействовать сохранению и восстановлению культурно-национальной самобытности народов, проживающих на территории республики, мобилизуя в этих целях социально-экономические, экологические и иные ресурсы.

Однако сохранение самобытности культуры региона невозможно без решения этой задачи в России в целом. «Единство в многообразии» - таков методологический принцип культурной политики страны, заботящейся о мире и сотрудничестве, взаимодействии населяющих ее наций и народов. Устойчивость системы культурных обменов гарантирует как автономию существования различных культур, так и их реальное единство.

Новые исторические условия развития и функционирования культуры требуют постановки ряда новых научных исследований. Цель последних -показать, как без принудительной внешней регламентации возможно естественное развитие всех национальных культур народностей и этнических групп, проживающих долгие годы и столетия на единой территории, как разрешаются возникающие противоречия.

В числе значимых направлений таких исследований наиболее актуальными представляются связанные с образованием, понимаемым как фундамент культуры, с языком как средством культурного общения, особенностями профессиональной деятельности специалистов культуры и искусства, управленцев в области культуры, выполняющих свои функции в новых социально-экономических условиях.

Эффективность культурной политики в регионе будет тем выше, чем содержательнее будет ее информационная база. В этих целях органам управления целесообразно практиковать исследования, организованные по типу мониторинга. Они позволят иметь данные о содержании запросов и интересов людей, направлениях, динамике и условиях их изменения, о предложениях населения в области социокультурной деятельности. Одновременно именно мониторинг может стать действенным инструментом распределения скромных финансовых средств, материальных и других возможностей и ресурсов, какими располагает регион.

Определенные положительные результаты в плане управления может дать паспортизация культуры районов и городов республики. Культурная карта региона и его составляющих, созданная с учетом не только административных, но и исторических культурных границ, будет содействовать сохранению единого культурного пространства, укреплению межрайонных связей, согласованию программ развития.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Нагой, Анжела Аслановна, 1999 год

1. Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм.-М., 1980.-79 с.

2. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научные мысли Кавказа.-1995.-№ 1.- С.55-58.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. / Сост.- ред. В.Гарданова.-Нальчик., 1974.

4. Адыгея: историко-культурный очерк.-Майкоп, 1989.

5. Авксентьев А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения.-Ставрополь, 1993.

6. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры.-М., 1988.- 301 с.

7. Аланы: история и культура: Сб. Сев.-Осет. ун-т гум. иссл. / Ред.

8. Тменов В.Х.- Владикавказ, 1995.- 439 с.

9. Алексейчик К.В. Динамика культуры и общечеловеческие ценности // Социальная философия в конце XX века.-М., 1991.-С.143-150.

10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.-М., 1988.-254 с.

11. Антология исследований культуры.-Т. 1.-СПб., 1997.-727 с.

12. Анфимов Н.В. Культура древних адыгов // Материалы региональной конференции «Культурно-историческое наследие народов Северного

13. Кавказа».-Краснодар, 1990.

14. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет.-М., 1997.-31 с.

15. Арнольдов А.И. Введение в культурологию.-М., 1993.-165 с.

16. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М., 1981.-432 с.

17. Бардадым В.П. Радетели земли кубанской: Краеведческие очерки.-Краснодар., 1986.-160 с.

18. Барсук В.JI. Культурная политика и принципы управления в сфере культурно-досуговой деятельности региона // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. Сб. трудов.-Свердловск, 1991.-С.21-40

19. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов.-Нальчик, 1983.

20. Беджанов М.Б. К консолидации и добрососедству.-Майкоп, 1991.

21. Белевич Т.В. Обзор основных законодательных актов Российской Федерации по вопросам культурной политики // Ориентиры культурной политики.-М., 1993.-№ 2; № 4; № 5; № 11-12.

22. Белова Т.В. Культура и власть.-М., 1991.-211 с.

23. Бердяев Н.А. Судьбы России.-М., 1990.-346 с.

24. Бердяев Н.А. Философия свободного духа.-М., 1994.-480 с.

25. Библиотечное обслуживание: теория и методика / Под ред. А.Я.Айзенберга.-М, 1996.-200 с.

26. Библер B.C. На грани логики культуры. Книга избр.очерков.-М., 1997.440 с.

27. Библер B.C. Он наукоучения к логике культуры.-М., 1990.-413 с.

28. Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики.-1996.-№ 10.-С.64-77.

29. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории.-М., 1978.-232 с.

30. Борчевский М.И. К вопросу об улучшении быта горных станиц Кубанской области.-Екатеринодар, 1906.

31. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории.-М., 1981.-388 с.

32. Брун-Цеховой В.А., Захарин А.А. Консервативные тенденции и демократические альтернативы в культурной политике ФРГ.-М., 1988.-75 с.

33. Буева JI.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии.-1996.-№ 2.-С.З-9.

34. Буева Л.П. Методологические проблемы общественной детерминации развития личности // Проблемы психологии личности (советско-финский симпозиум).-М., 1982.-С.31-37.

35. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования.-М., 1996.-С.76-91.

36. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода).-Киев, 1992.-173 с.

37. Введение в культурологию. Конспект лекций.-Ростов-н/Д., 1993.129с.

38. Введение в культурологию: Учебное пособие. 2-е изд.-М., 1995.-335с.

39. Веденин Ю., Мазуров Ю. Основы государственной политики в сфере экологической безопасности, культурного и природного наследия // Ориентиры культурной политики.-М., 1995.-№ 3.-С.56-59.

40. Великие мыслители Запада / Под ред. Я.Мак-Грила.-М., 1998.-800 с.

41. Волегов Ю.Б. Состояние правового обеспечения в сфере культуры и в системе Министерства культуры Российской Федерации // Ориентиры культурной политики.-М., 1993.-№ 1.-С.7-24.

42. Вопросы управления и экономики учреждений культуры.-М., 1989.93 с.

43. Вопросы северокавказской истории. Вып. Н.-Армавир, 1997.-109 с.

44. Востряков Л.Е. Региональные управленческие отношения в сфере культуры: поиск новой управленческой парадигмы.-М., 1996.-97с.

45. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности.-М., 1996.-224 с.

46. Гарданов В.К. Гостеприимство, куначество и патронат у адыгов (черкесов) в первой половине XIX в.// Советская этнография.-1964.-№ 1.

47. Горбунов Ю. Родиноведение основа становления гражданина // Народное образование.-1988.-№ 9.-С.62-63.

48. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект.-Краснодар, 1998.-320 с.

49. Горлова И.И., Манаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц. 1794-1917: Исторический очерк.-Краснодар, 1993.-130 с.

50. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории.-М., 1992.-336 с.

51. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.-М., 1996.-288 с.

52. Гуревич П.С. Философия культуры.-М., 1995.-288 с.

53. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры / Ответ, ред. Е.Я.Рожабек.- Ростов-н/Д, 1979.

54. Диагностика социокультурных процессов и концепция культурной политики (региональный аспект) / Отв.ред.А.Ф.Суховей.-Свердловск, 1991.-55с.

55. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития.-М., 1990.-109 с.

56. Дряхлов Н.И. Традиции и модернизация в современной России // Социологические исследования.-1992.-№ 10.-С.33-37.

57. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги).-Краснодар, 1927.

58. Духовная культура и формирование личности. Материалы науч. конф.-Краснодар, 1989.-140 с.

59. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии.-1996.-№ 2.-С.З-40.

60. Духовные ценности как предмет философского анализа.-М., 1985.140 с.

61. Духовная и светская культура как фактор социального развития региона.-Кемерово, 1996.-346 с.

62. Духовно-культурные процессы в современной России / Ред.П.Тимофеев м др.-М., 1998.-141 с.

63. Жане К.Х. Мои аульчане.-Майкоп, 1980.

64. Егоров В.К. История в нашей жизни.-М., 1990.-192 с.

65. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших уч. завед.-М., 1996.

66. Ефремов С.К. Анализ, тенденций развития системы управления в отрасли культуры // Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы.-М., 1990.-С.8-21.

67. Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности. Дисс. д-ра пед. наук.-JI., 1990.

68. Жидков B.C. Перестройка системы управления в сфере культуры.-М., 1988.-153 с.

69. Закон Российской Федерации «О библиотечном деле». Принят Гос. Думой РФ 23 ноября 1994 г. // Российская газета.-1995.-17 янв.

70. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». Принят Гос. Думой 25 января 1995 г. // Российская газета.-1995.-22 февр.

71. Закон Российской Федерации «Об образовании». Утв. Верховным Советом РФ 10 июня 1992 г. // Бюллетень Комитета по высшей школе, Мин-ва науки, высшей школы и технической политики РФ.-1993.-№1.- С. 1-43.

72. Злобин Н.С. Культура и технический прогресс.-М., 1980.-303 с.

73. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: Состояние и перспективы // Социально-политический журнал.-1993.-№ 4.-С.З-11.

74. Иванова Е.П., Горлина Л.Б., Шишкин С.Б. О механизмах финансирования государством сферы культуры.-М., 1991.-120 с.

75. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре.-JI., 1987.-205 с.

76. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы.-СПб., 1996.-264 с.

77. Ильин И.А. О грядущем России // Ильин И.А. Избр. статьи.-М., 1990.-С.222-229.

78. Инал-Ипа Ш.Д. Очерки об абхазском этикете.-Сухуми, 1984.

79. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVII века.-М., 1988.

80. Историко-культурное наследие и современность.-Краснодар, 1995.215 с.

81. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М., 1974.-328 с.

82. Каган М.С. Философия культуры.-СПб., 1996.-415 с.

83. Кадры культуры и проблемы их подготовки.-М., 1990.-204 с

84. Каменец А.В. Методические основы системы управления на федеральном и региональном уровнях в сфере культуры // Ориентиры культурной политики.-М.-1994.-№ 5.-С. 16-27.

85. Кейзеров Н.М., Шамба Т.М. Интеллектуальная собственность и культурные ценности (Проблемы социально-правовой защиты).-М., 1994.-170с.

86. Керашев Т.М. Избранные произведения в 3-х томах.-Майкоп, 19811983.

87. Керашев А.Т., Чирг А.Ю. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX века).-Майкоп, 1991.

88. Кертман Н.Е. К методологии изучения культуры и кризис ее идеалистических концепций // Новая и новейшая истори.-1973.-№ 3.-С.32-47.

89. Ким М.П. Проблемы развития социалистической культуры // Культура развитого социализма: некоторые вопросы теории и истории.-М., 1978.

90. Кинелев В.Г. Региональная политика в области высшего образования: какой ей быть? // Высшее образование в России.-1993.-№ 4.-С.14-24.

91. Киржинов С.К. Об этикете адыгов в семейном и общественном быту И Археолого-этнографический сборник. Вып. 1.-Нальчик, 1974.

92. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Стрельцов Ю.А. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития на современном этапе.-М., 1995.-130 с.

93. Ключевский В.О. О русской истории.-М., 1993.-576 с.

94. Комплексные и региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия.-М., 1994.-173 с.

95. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности.-М., 1991.-302 с.

96. Конституция Российской Федерации. Принята всенародн. голосованием 12 декабря 1993 г.-М., 1993.-63 с.

97. Концепция библиотечного дела на рубеже 2000 года.-М., 1992.-32 с.

98. Концепция развития культуры и искусства РФ // Ориентиры культурной политики.-М., 1995.- № 6.-С.56-75.

99. Кочетков А.В. Теория и практика развития механизмов социально-экономического управления // Системные исследования.-М., 1982.-С.131-158.

100. Кудрина Т.А. Политика и культура.-М., 1993.-70 с.

101. Кудрина Т.А., Шендрик А.И., Комиссаров С.Н. Культура села: проблемы возрождения.-М., 1992.-235 с.

102. Кузьмин Е. Приоритеты государственной политики России в сфере библиотечного дела // Библиотекарь.-1996.-№ 8.-С.4-15.

103. Культура адыгского народа: Метод.рек.для учителей и студ. АГУ.-Майкоп, 1997.-79 с.

104. Культура мощный фактор развития / Материалы ЮжноРоссийской научно-практ.конф.-Ростов-н/Д., 1997.-371 с.

105. Культура и процессы демократизации. Вып.-М., 1990.-128 с.

106. Культура и быт адыгов (этнографическое исследование).-Майкоп, 1991.-442 с.

107. Культура: теория и проблемы.-М., 1995.-279 с.

108. Культура. Традиции. Образование. Ежегодник Рос. ин-та культурологии.-М., 1991.-270 с.

109. Культурная политика в современном обществе.-М., 1992.-210 с.

110. Культурная политика России: История и современность // Ориентиры культурной политики.-1996.-№ 2-3.

111. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему.-М., 1998.-170 с.

112. Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа. Материалы регион, конф.- Краснодар, 1990.

113. Культурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1994, 1995 годы.-М., 1996.-166 с.

114. Культурно-просветительные учреждения Российской Федерации в цифрах за 1996, 1997 годы.-М., 1998.-174 с.

115. ИЗ. Культурология. Учеб. пособие / Под науч. ред. Г.В.Драча.- Ростов-н/Д., 1995.-576 с.

116. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2-х тт.-СПб., 1998.-640 е.,446 с.

117. Культурология. XX век: Антология.-М., 1995.-703 с.

118. Культурология. XX век. Словарь.-СПб., 1997.-630 с.

119. Курсом ускорения: Комплексная социально-культурная программа на 1986-1990 гг.-Краснодар, 1986.-168 с.

120. Куценко В.А. Культура: испытание рынком // Социально-политические науки.-1991.-№ 12.-С. 12-17.

121. Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (Проект) // Российский обозреватель.-М., 1996.-С.13-14.

122. Лихачев Д.С. Историческая поэтика древнерусской литературы.-СПб., 1997.-502 с.

123. Люлье Л.Я. Черкесия. Исторические статьи.-Краснодар, 1927.

124. Майкопский феномен в древней истории Кавказа и Восточной Европы. Межд. симпозиум.-Jl., 1991.

125. Мамбетов Г.Х. О гостеприимстве и застольном этикете адыгов. Ученые записки АНИИ. Т.VIII.-Майкоп, 1968.

126. Межнациональная напряженность в региональном аспекте // Соц. исследования.-1993.-№ 7.-С.8-66.

127. Межнациональные отношения и высшая школа (Круглый стол) // Вестник высшей школы.-1989.-№ 7.-С. 14-26.

128. Межуев В.М. Культура и история.-М., 1977.-199 с.

129. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник.-М., 1997.618 с.

130. Моль А. Социодинамика культуры.-М., 1973.- 406 с.

131. Морозов В.А. Регулятивные основы управления в сфере культуры: Теоретико-методологический аспект. Дисс. .канд. фил ос. наук.-М., 1993.

132. Налоев З.М. Этюды из истории адыгов.-Нальчик, 1985.

133. Национально-культурная политика в Российской Федерации: принципы и механизмы // Ориентиры культурной политики.-М., 1994.-№4.-С.3-24

134. Несбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы.-М., 1992.-295 с.

135. Новая Конституция основа современной региональной политики Российской Федерации // Регионология.-1993.-№ 4.-С.З-11.

136. О государственной политике по защите и поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель.-1994. Спец. выпуск.

137. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики.-М., 1993.

138. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию.-М., 1994.-214 с.

139. Осетия и осетины. Сост. К. Челехсаты Владикавказ.-СПб., 1994.576 с.

140. Основы законодательства Российской Федерации о культуре.-М.-1992.-37 с.

141. Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 19931997 годы.-М., 1998.-70 с.

142. Очерки русской культуры XIX в.-T.l. Общественно-культурная среда.-М., 1998.-384 с.

143. Показатели деятельности культурно-просветительских учреждений за 1991-1992 годы.-М., 1993.-85 с.

144. Правовые основы культурной политики России: Сб.документов и материалов (1992-1998). Авт.-сост. И.Т.Янин.-Калининград, 1999.-296 с.

145. Савв Р.Х. Мудрость адыгского этикета.-Майкоп, 1995.

146. Сгибнева О.И. Живая память России. Культурное наследие в системе взаимоотношений государства и Русской православной церкви.-М., 1999.-204 с.

147. Северный Кавказ: Выбор пути национального развития: Сб.ст. / [Редкол.: Бугай Н.Ф. (отв.ред.) и др.].-Майкоп: Меоты, 1994.-269 с.

148. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение.-М., 1998.320с.

149. Статистический ежегодник России.-М., 1996.-370 с.

150. Соколов Э.В. Культурология.-М., 1994.

151. Социальное проектирование в сфере культуры: Методологические проблемы.-М., 1986.-183 с.

152. Становление новой России: Власть и общественные ценности.-М., 1992.-120 с.

153. Стенограмма заседания Федерального Совета по культуре и искусству 19 февраля 1996 г. / Ориентиры культурной политики.-М., 1996.-№4.-С.41-63.

154. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры.-Ростов-н/Д., 1994.-432 с.

155. Тенденции и перспективы социокультурной динамики.-М., 1999.270 с.

156. Теоретические основания культурной политики.-М., 1993.-170 с.

157. Тихонов А.Н. Региональная политика научной деятельности высшей школы России// Регионология.-1993.-№ 4.-С.12-17.

158. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов / Отв.ред. Л.М.Дробижева и др.-М., 1990.-248 с.

159. Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения.-М., 1988.-286 с.

160. Учреждения культуры клубного типа, парки культуры и отдыха Российской Федерации в цифрах за 1998 год.-М., 1999.-68 с.

161. Федеральная программа развития образования в России (Проект).-М., 1993.

162. Федеральная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ ( 1997-1999 гг.)» // Ориентиры культурной политики.-М.-1996.-№5.-210 с.

163. Философия и социология в Республике Адыгея: Науч.-информ.сб.№1 / Под общей ред. Ханаху Р.А..-Майкоп, 1994.-64 с.

164. Философия, культура и образование: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии.-1999.-№3.-C.3-54.

165. Флиер А .Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность.-1994.-№ 5.-С. 14-25.

166. Формирование и реализация культурной политики на территории сельского региона / Отв. ред. В.И.Волков.-Свердловск , 1991.-39 с.

167. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М., 1992.-511 с.

168. Хагуров А., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда.-М., 1995.-101 с.

169. Хакурате Ш.У. Сборник статей. / Отв. ред. Джимов Б.М., Манаенков А.И.-Краснодар, 1990.

170. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).-Майкоп: Зихи, 1997.-194 с.

171. Хан-Гирей. Избранные произведения.-Нальчик, 1974.

172. Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Лапин Н.И.-М., 1991.-152 с.

173. Хашхохова Р. Адыгские просветители второй половины XIX нач. XX вв.-Нальчик, 1983.-434 с.

174. Человек в мире искусства: информационные аспекты: Междунар. науч.конф.- Краснодар-Новороссийск, 1994.- 404 с.

175. Челышев Е.П. Судьба культуры и путь России// Российской обозреватель.-1996.-№ 4.-С. 169-178.

176. Чурбанов В.Б. Культура и государство. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о культуре.-Самара, 1992.-70 с.

177. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М., 1992.-576 с.

178. Швейцер А. Жизнь и мысли.-М., 1996.-528 с.

179. Шевченко М.Д. Духовная культура Западной Европы и России.-М., 1999.-159 с.

180. Шендрик А.И. Культура и рынок // Общественное сознание в условиях перехода к рынку.-М., 1991.-С.58-69.

181. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика.-Майкоп, 1989.

182. Шу Ш.С. О народном музыкальном творчестве адыгов.-Майкоп,1992.

183. Экономические отношения в социально-культурной сфере.-СПб., 1992.-148 с.

184. Энциклопедия обрядов и обычаев/ Сост. Брудная Л.И.-СПб., 1996.552 с.

185. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе.-М., 1978.280 с.

186. Этническая культура: динамика основных элементов.-М., 1984.

187. Язык. Культура. Этнос / РАН. Научный совет по истории мировой культуры.-М., 1994.-233 с.

188. Янин И.Т. Культура России: прошлое и настоящее. Ист.-сравнит. анализ XIX-XX вв.-Калининград, 1999.-213 с.

189. Янин И.Т. Культура против кризиса, или искусство жить в России.-Калининград, 1999.-192 с.

190. Ячиков А.К. Культурное развитие малых народов в условиях социализма. Сб. статей.-Майкоп, 1976.1. АВТОРЕФЕРАТЫ4| 1. Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной политики.

191. Автореф. .д-ракультуролог.наук.-СПб., 1999.

192. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты. Автореф. .д-ра филос. наук.-М., 1997.

193. Денисов Н.Г. Региональные субъекты социокультурного развития: структура и функции. Автореф. д-ра филос. наук .-М., 1999.

194. Зотов С.В. Коммерциализация как фактор совершенствования деятельности учреждений культуры. Автореф. канд. филос. наук.-М., 1998.

195. Мирзоев Г.М. Особенности развития культуры в многонациональномрегионе. Автореф. .канд. культурологии.-Краснодар, 1999.

196. Лаво Р.С. Культурные архетипы этнического самосознания ассирийцев. Автореф. . канд. культурологии.- Краснодар, 1999.

197. Лях В.И. Культурогенез как проблема теории культуры. Автореф. . д-ра филос. наук.-М., 1999.

198. Недвига Н.Г. Православие и кубанское казачество: опыт сотрудничества в духовной сфере (конец XVIII начало XX вв.). Автореф. .t д-ра ист. наук.-М., 1997.

199. Ромах О.В. Провинциальная культурная среда как фактор формирования досуга молодежи. Автореф. . д-ра филос. наук.-М., 1997.

200. Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX XX вв. и в 90-е годы ХХв. Автореф. . д-ра ист. наук.-М., 1999.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

201. Вопросы философии», «Этнографическое обозрение», «Наука и религия», «Жизнь национальностей», «Социально-политический журнал», «Социологические исследования», «Регионология», «Федерация», «Кубанский краевед», «Кубань» за 1990 1999 гг.4

202. АРХИВЫ и текущее делопроизводство администрации Президента и Министерства культуры Республики Адыгея за 1991-1999 гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.