Культурная идентификация как социально-синергетический процесс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Самкова, Валентина Александровна

  • Самкова, Валентина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 180
Самкова, Валентина Александровна. Культурная идентификация как социально-синергетический процесс: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Екатеринбург. 2006. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Самкова, Валентина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность и структура идентификации.

1.2. Культурная идентификация как семиотико-синергетическая система.

Глава 2. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КАК АТТРАКТОР СОЦИАЛЬНОГО НАСЛЕДОВАНИЯ

2.1. Бифуркационный характер культурной идентификации: проблема выбора объектов идентификации.

2.2. Подлинная культурная идентичность как способ упорядочивания социокультурного наследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурная идентификация как социально-синергетический процесс»

Актуальность проблемы и темы исследования, обусловлена переживанием структурного кризиса современным Российским обществом, вызванного глобальными интеграционными процессами, а так же структурными изменениями в социокультурной сфере. Сегодня происходит активное обновление предметной среды, постоянно меняются типы общения и формы коммуникации людей, радикально трансформируется система социальных связей, виды деятельности, их средства и ценностно-целевые структуры. Общество и индивид постоянно ощущают не только ситуацию множащихся реальностей, но и проблему выбора путей развития. Резкие изменения в социокультурной сфере, экономические и политические кризисы в жизни российского общества приводят в действие механизмы бифуркации.

Человеческая история, по утверждению В.А.Ядова [215, с.89], перестала быть естественноисторическим процессом и становится социально-историческим процессом. Социальное, культурное пространство, как непременное условие идентификации, обретает статус универсального, многоуровневого пространства. В процессе глобализации очевидным становится слияние многочисленных подсистем и сфер социальной жизни, национальных традиций и культур.

Произошедшая перестройка всех сфер жизни российского общества глубоко затронула духовную сферу жизни человека и общества. Затянувшийся структурный кризис российского общества сформировал дефицит традиционных объектов идентификации. Сегодня при дефиците традиционных объектов идентификации, человек ищет новые виды идентичности. Зачастую, новые виды идентичности, обретают корпоративные формы, где, из-за избытка солидирующих факторов совершаются акты вандализации и получают развитие многие культы. Характер культов не всегда религиозный, он может быть политическим, экономическим, социальным или культурным, что еще в большей степени усугубляет противоречия культуры и цивилизации и актуализирует проблему подлинной культурной идентичности.

В современном российском обществе индивид переживает затруднение в выборе объектов идентификации, определяющих подлинность культурной идентичности и подлинность социокультурного бытия. Сегодня мы наблюдаем вызовы идентично-стей, конфликты идентичностей. Кризис идентичности затрудняет процесс успешной социализации и связан с девиантно-стью. Проблема подлинной культурной идентичности является экзистенциальной проблемой. Основное экзистенциональное противоречие возникает в поле социального и индивидуального, материального и духовного бытия. Поиск подлинной культурной идентичности обусловлен практической потребностью российского общества в личности, обладающей определенными качествами мышления и степенью самосознания, степенью зрелой нравственности, степенью ответственности за будущее страны.

Эта потребность связана с общей тенденцией развития общества, в котором адаптируется индивид. Жизнь в нем есть взаимодействие: индивида и общества, индивида и культур, индивида с преобразованной природой. Взаимодействие индивида как субъекта с объективной реальностью предполагает наличие множества объектов идентификации и видов идентичности. Если индивид есть совокупность идентичностей, то идентификация, которая проходит в рамках социализации, есть условие и способ социокультурного наследования.

Сегодня социализация индивида, некогда являвшаяся основой социального, подменяется десоциализацией. Структура личности гипертрофирована, не целостна, расчленена социокультурной реальностью. В современном социокультурном пространстве, которое мы можем определить как пространство постмодерна, индивид расчленяется масс-медиа, однодневными фетишами рекламы, моды и множеством псевдо-ценностей. В массе своей каждый индивид представлен на уровне не своей личности, индивидуальности, а среднестатистической единицей. Человек массы, по утверждению Х.Ортега - и - Гассета и Э.Фромма «человек без свойств», «одномерный человек», возникший на исторической арене в силу социальной идентичности. Которая представлена статусами и социальными ролями, она в корне может отличаться от подлинной культурной идентичности, как эссенция от квинтэссенции, как субстанция и сущность и т.д.

Если до недавнего времени в истории главное место в жизни общества и человека занимали традиции, механический труд, механизмы, товар, технологии и т.д., то сегодня мы наблюдаем разрыв между задачами социального функционирования и полноценным (подлинным) развитием индивида. Подлинная культурная идентичность и социальный редукционизм - вот интересующая нас антиномия. Сегодня традиционные идеи и ценности утрачивают свой смысл для индивида, воспроизводство обществом симулякров становится все более совершенным. Традиционные идеалы и ценности социокультурного бытия невозможно идентифицировать, культура становится транскультурой, политика - трансполитикой, экономика - трансэкономикой. Все подвергнуто «радикальному извращению» и погрузилось в «ад воспроизводства», по утверждению философов постструктуралистов, таких как: Р.Барт, Ж.Бодрийяр, Ж.Деррида, Ж.Делез, Ж.Лиотар, М.Фуко и др. Приоритеты солидарности, коллективизма, братского родства в общественном сознании утрачивают былую значимость и актуальность. Внешнее объединение людей на основе экономического коллективизма не может устранить внутреннее отчуждение людей друг от друга.

Любая идентичность в системе отсчета общества постмодерна затруднена или невозможна, как затруднена или невозможна подлинная культурная идентичность - форма финальной, конечной идентификации, т.к. идеи и сущности подлинного бытия не соотнесены с реальностью (Ж.Бодрийяр). Проблема подлинной идентичности индивида, прежде всего, отражается на аутентичности (соответствии подлинности) человеческого бытия, обнаженного в «пограничных ситуациях» при ее развертывании в коммуникативных пространствах (Ю.Хабермас). Идентичность как результат собственного выбора индивида может оказаться подлинным и не подлинным, что зависит от одобрения или порицания со стороны ближайшего окружения, как «да» или «нет».

В системе отсчета общества постмодерна симулякр, по утверждению Ж.Батая и Ж.Бодрийяра, выступает не только как «копия копии». Симулякр задает «безмерную расточительность, бессмысленную, бесполезную, бесцельную растрату» энергии человека и общества в целом, формируя только одну потребность индивида - потребление. Фундаментальным свойством симуля-кра выступает его несоотнесенность и несоотносимость с какой бы то ни было реальностью.

Цивилизацию России необходимо рассматривать как концепцию дискурса «традиционного», «индустриального» и «постиндустриального» общества. Все элементы данного дискурса, несомненно, влияют на образ будущего в представлении личности и этноса на формирование новых «проектов идентичности» Российского общества. Значительна, на наш взгляд, роль «традиционного общества» в формировании всех «русских проектов». При этом, необходимо формирование и развитие новых мировоззренческих концепций, отражающих всю меру цивилизованности страны и народа.

С утратой традиционных ориентаций в обществе, мы отмечаем ситуацию потери смысла бытия субъектом. Она усугубляет изменения сознания, подталкивает субъекта к череде опытов, отчуждает его от идентичности, освобождает от поиска смыслов подлинности бытия, поиска объектов подлинной культурной идентификации. Это ситуация может быть представлена как социокультурный хаос.

Поиск объектов подлинной культурной идентификации сегодня затруднен. Современное общество вынужденно симулирует прежние ценности. Действительность скрыта лавиной симуляк-ров, лавиной «Гиперреальности» (Ж.Бодрийяр), которая характеризует фатальный и радикальный антагонизм мира. Необходимо помнить, что радикальная амбивалентность оппозиций создает не только мир симулякров, но при этом формирует мир катастроф. Вот почему проблему подлинной культурной идентичности необходимо анализировать как социально-философскую проблему, опираясь на социально-синергетическую парадигму.

Синергетическая концепция аттрактора дает нам возможность рассмотреть социокультурную систему как определенную стадию самоорганизации развивающейся структуры идентификации. Условия идентификации как системы аттрактора есть условия произрастания как подлинной, так и не подлинной идентичности. Проблема подлинной идентичности напрямую связана с проблемой развития самосознания личности и самосознания целого этноса.

Степень научной разработанности темы и проблемы Исследования идентичности и ее разновидности - культурной идентичности в отечественной и зарубежной социально-философской литературе обнаружили многослойность понятия и необходимость увязывания его не только с психологическим состоянием субъекта, но и с проблемами личностного роста, с признанием его социальных ролей и статуса, что позволило нам рассмотреть категорию «культурная идентичность» как социально -философскую.

При исследовании различных типов идентификации и идентичности был проанализирован и использован богатейший материал русской и зарубежной социально-философской, психологической, культурологической, этнографической мысли, представленный концепциями: А.Адлера, А.Бандуры, Г.Глотовой, М.Клейна, Г.Кнабе, Д.Кули, Дж.Сандлера, О.Малиновой, У.Мартина, В.Мейсснера, Г.Мид, В.Мухиной, Ю.Хабермаса, З.Фрейда, Э.Эриксона, Д.Юма, К.Юнга, и др.;

Идентификация как процесс отождествления субъекта с объективной реальностью мира и процесс развития личности рассматривается в русле концепции развития самосознания индивида в работах А.Асмолова, Т.Комисаренко, В.Мухиной, И.Мурзиной, В.Сергина, В.Хотинец и др.

Философский анализ культуры дает возможность рассмотреть ее различные аспекты в работах: Н.Бердяева, Г.Гегеля, Э.Гусерля, Н.Данилевского, Б.Емельянова, М.Кагана, Л.Когана,

И.Канта, Э.Кассирера, Ю.Аотмана, К.Маркса, В.Межуева,

A.Моргана, Ж.Ж.Руссо, Э.Тейлора, О.Шпенглера, М.Хайдеггера и др.

Социально-философский анализ культурной идентификации актуализировал роль и значимость синергетической парадигмы

B.Бранского, М.Кагана, С.Капицы, Е.Князевой, С.Курдюмова, Г.Малинецкого, И.Пригожина, Г.Хакена и др.

Общество как социальная система была рассмотрена в социально-философской парадигме в работах: А.Ахиезера, В.Бранского, М.Вебера, Э.Дюркгейма, О.Конта, Т.Парсонса, И.Пригожина, П.Сорокина, Г.Спенсера, В.Степина и представлена как взаимодействие и совокупность различных элементов.

На основе анализа литературы были выявлены следующие противоречия, определившие тему и проблему исследования:

- тенденции глобализации изменяют диалектику социального и индивидуального в процессе наследования культуры, придавая ему диссипативный характер;

-цивилизация и прогресс деформируют традиционные ценностные ориентиры, необходимые в процессе культурной идентификации, повышая степень нестабильности общества;

-массовизация и маргинализация культуры затрудняют выбор объектов подлинной культурной идентификации, направляя процессы социального наследования на ложные аттракторы, определяющие выбор путей развития общества и культуры;

-без сохранения традиционных ценностных ориентиров ► происходят сбои и деформации в процессе социокултурного наследования.

Комплексный анализ всех проблем и противоречий позволил нам в нашей работе выделить и сформулировать тему исследования: «Культурная идентификация как социально-синергетический процесс».

Цель исследования: - на основе синергетического подхода выявить роль культурной идентификации в процессе социального наследования.

Объект исследования: - процесс социального наследования в обществе переходного периода.

Предмет исследования: - культурная идентификация как механизм социального наследования.

Задачи исследования:

- выявить сущностную, содержательную и функциональные характеристики культурной идентификации;

- определить характерные черты культурной идентификации как семиотико-синергетической системы, выделить ее основные элементы;

- определить объекты культурной идентификации в современном российском обществе;

- выявить и обосновать роль традиционных ценностей как объектов культурной идентификации в процессе социального наследования;

- определить критерии подлинной культурной идентичности и ее роль в трансляции культуры.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, культурологов, этнографов:

- в области социально - философского знания о человеке и обществе работы: Б.Андерсона, Р.Барта, М.Бахтина, М.Вебера, Г.-Г.Гадамера, Г.Гегеля, И.Гердера, А.Камю, И.Канта, К.Маркса, Ф.Ницше, Х.Ортега-и-Гассета, Т.Парсонса, Ж.П.Сартра, Ю.Хабермаса и др.;

- в области социально - психологического знания о человеке и обществе работы: А.Адлера, А.Бандуры, Г.Глотовой, М.Клейна, Д.Кули, Дж.Сандлера, У.Мартина, В.Мейсснера, Г.Мид, В.Мухиной, Ю.Хабермаса, З.Фрейда, Э.Эриксона, Д.Юма, К.Юнга и др.;

- в области философии культуры, этнокультуры работы: Ю.Бромлея, В.Вернадского, Н.Виноградова, Л.Выготского, Г.Гачева, С.Гессена, Л.Гумилева, М.Кагана, Л.Когана, С.Лурье, Э.Маркаряна, В.Межуева, В.Степина, К.Ушинского, В.Хотинец, А.Швейцера и др.

- о семиотико-синергетическом принципе анализа способов и методов культурной идентификации работы: Ж.Батая, М.Бахтина, Ж.Бодрийяра, В.Бранского, Г.Глотовой, Э.Гуссерля, ЖДелеза, Ж.Дерриды, Э.Дюркгейма, М.Кагана, С.Капицы, Е.Князевой, С.Курдюмова, Г.Малинецкого, А.Назаретяна, И.Пригожина, Г.Хакена и др.;

- концепции развития диалектики национального и планетарного работы: А.Ахиезера, В.Алексеевой, Н.Бердяева, Л.Гумилева, Д.Белла, П.Сорокина, О.Тоффлера, А.Топинара, С.Франка, А.Уледова, Г.Федотова, В.Федотовой, М.Фуко, Ф.Фукиямы, А.Швейцера и др.;

- диалектические принципы и положения природного, социального, культурного, этнического, национального миров и их влияния на процесс идентификации в работах: А.Бандуры, и

B.Вернадского, Л.Гумилева, Б.Емельянова, А.Кули, Р.Лившица, К.Любутина, Д.Пивоварова, Г.Риккерта, К.Роджерса, О.Русаковой, П.Сорокина, З.Фрейда, Э.Фромма, Э.Эриксона и др.;

- социально - философские аспекты развития национального самосознания и межнационального восприятия в работах: Э.Абрамяна, А.Агаева, Н.Алексеева, С.Арутюнова, М.Бахтина, Н.Бердяева, В.Библера, Ю.Бромлея, А.Гуревича, Ю.Ермакова, И.Ильина, И.Кона, В.Хотинец и др.;

- теоретико-методологические положения об общечеловеческих традиционных ценностях как условия подлинной идентичности в работах Л.Беляевой, Н.Бердяева, М.Вебера, И.Ильина, Д.Лихачева, Н.Лосского, Ю.Лотмана, И.Мурзиной, П.Рожновой,

C.Франка, Л.Шумихиной и др.

Теоретико-методологической базой исследования выступает социально философский, психологический, культурологический, антропологический анализ процесса культурной идентификации. Теоретическими предпосылками диссертационной работы явились фундаментальные исследования в области социологии, социальной философии, социальной психологии, философии культуры, этнокультуры. Выбор методов обусловлен целью и задачами работы. Использовались исторический и теоретический анализ, концептуальный синтез философской, социологической, культурологической и антропологической литературы. Важным методологическим инструментом исследования служит диалектический метод, единство логического и исторического анализа, семиотический метод, синергетический подход, метод системного моделирования, аксиологический подход. Особое место в методологии исследования заняли концептуальные положения классиков и современных ученых в области социальной философии, социальной психологии, социологии, философии педагогики, философии культуры, этнологии, антропологии и ряда других наук в контексте социально-философской проблематики. Совокупность всех методов позволяет раскрыть тему диссертационной работы, решить поставленные задачи.

Комплекс семиотико - синергетических категорий способствовал новому качественному осмыслению процессов культурной идентификации. Рассматривая особую роль этнокультурных традиций в сохранении подлинной культурной идентичности, в свете социально-философских, психологических, антропологиче-сих и гуманитарных наук следует выдвинуть методологическое предположение, что каждый этнос обладает собственным видением своей модели. Аксиологический подход позволил рассмотреть человека как высшую ценность общества и цель общественного развития. Принципы исторического и логического анализа в социокультурном познании условий культурной идентификации позволили определить диалектическое единство этнокультурного и общечеловеческого как «особенного» и «общего». Анализ теоретико-философского наследия русских и зарубежных мыслителей дает автору возможность доказательства единства и взаимосвязи национального, межнационального и общечеловеческого начала для развития не только национальной, культурной, но и подлиннной культурной идентичности.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Культурная идентификация есть способ духовной самоорганизации человека и общества, способ рождения порядка из хаоса в процессе социального наследования.

2. Культурная идентификация как механизм социального наследования, представляет собой сложную семиотико - синер-гетическую систему, где взаимодействуют различные компоненты: культурные, этнокультурные, социальные, психические и духовные.

3. Культурная идентификация есть стохастический, нелинейный процесс социального наследования, обусловленный выбором объектов идентификации. При этом сохраняется возможность как подлинного культурного наследования, так и неподлинного, обусловленного объектами антикультуры.

4. Культурная идентификация определяется как состояние бифуркации в процессе социального наследования, обусловленное выбором культурных ценностей;

5. Культурная идентификация выполняет роль сложного, многомерного аттрактора социального наследования и является способом упорядочивания этого процесса, определяя выбор путей развития индивида и общества посредством адаптации, социализации и инкультурации индивида.

6. Обоснована особая роль этнокультурных традиции как способа сохранения подлинной культурной идентичности индивида в современном обществе.

7. Дано определение подлинной культурной идентичности и обоснованы ее критерии, которыми являются: духовность индивида; этнокультурное самосознание; творческая самореализация на основе идеалов гуманизма и нравственности.

Теоретическая значимость исследования заключается: - в том, что на основе синергетического подхода культурная идентификация рассмотрена как семиотико - синергетиче-ская система аттрактора социального наследования;

- в уточнении понятия культурной идентификации, которая определяется как состояние бифуркации в процессе социального наследования, обусловленное выбором культурных ценностей;

- в определении понятия подлинной культурной идентичности, определении ее критериев и роли в процессе социального наследования;

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов социальной философии, социологии, социальной психологии, культурологии, политологии, религиоведения. Его результаты могут быть полезны для исследователей и аналитиков, занимающихся изучением социально-философских проблем культурной идентификации, связанных с прогнозированием будущего, v^ Положения, выносимые на защити:

1. Культурная идентификация как механизм социального наследования, представляет собой сложную семиотико синергетическую систему аттрактора социального наследования, где взаимодействуют различные компоненты: культурные, этнокультурные, социальные, психические и духовные. Их взаимодействие представляет собой диссипативный процесс, в котором происходит рождение порядка из хаоса.

2. Культурная идентификация в процессе социального наследования выполняет ряд функций, являясь аттрактором социального наследования, способом его самоорганизации и упорядочивания, определяя выбор путей развития социокультурной системы.

3. Этнокультурные традиции как объекты культурной идентификации являются необходимым условием достижения подлинной культурной идентичности, критериями которой служат: духовность индивида, этнокультурное самосознание, творческая самореализация на основе идеалов гуманизма и нравственности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследовательской работы излагались автором на научных и научно-практических конференциях: «Судьба России: Исторический опыт XX столетия» (Екатеринбург, 1998); «Философская антропология и философия культуры (Екатеринбург, 1999); «Воспитание духовности: ценности и традиции» (Екатеринбург, 1999); «Екатеринбургская школа на рубеже XX-XXI веков: проблемы, приоритеты, перспективы» (Екатеринбург, 1999); «Философия ценностей» (Курган, 2004); «Философия и наука» (Екатеринбург, 2004); «Человек в мире культуры» (Екатеринбург, 2004); «Социальные процессы и социальные отношения в современной России» (Москва, 2004); «Философия и будущее цивилизации» (Москва 2005); «Ценности интеллигибельного мира» (Магнитогорск 2006).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Уральского государственного педагогического университета и была рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 180 страницах. Включает в себя: -Введение, две главы, четыре параграфа, завершает диссертацию заключение и библиография, включающая 230 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Самкова, Валентина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество как геополитическое пространство, трансформирующееся в процессе глобализации, представляет собой сложное образование. Сегодня общество - самоорганизующаяся, динамичная и неустойчивая система, нестабильность и непредсказуемость которой отражается в мироощущении народов в целом и отдельного человека в частности. Сегодня российское общество в социально-политической, экономической, культурной практике переживает духовный кризис, порожденный глобализацией, техногенными цивилизационными процессами, принося в жертву человеческую индивидуальность, которая есть результат культурной идентификации, носитель культурной идентичности.

В условиях экономического, политического развития современное российское общество стремится воспитать человека, «лишенного истинно человеческих качеств, лишенного моральных устоев, обделенного духовно». По мнению ряда социальных философов, психологов структура личности рассматривается двояким образом: с одной стороны, как фундаментальная основа деятельности человека, обусловленная состоянием и развитием социальной структуры общества в целом, а, с другой стороны, как социальная структура в узком смысле, как индивид.

Постижение индивидом подлинности социального, культурного, человеческого бытия возможно только при формировании условий подлинной культурной идентичности индивида, когда конструктивная напряженность личности будет совпадать с конструктивной напряженностью общества. Подлинная культурная идентичность определена нами как культурно - ориентированный дискурс целостности и духовности личности.

Социокультурная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом. Эта «соотнесенность» индивида с социокультурным пространством и есть критерий подлинной социальной идентичности. Сегодня, на наш взгляд, очевидна необходимость такой культурной политики, социально значимой образовательной системы, которая бы формировала идею единства ценностей целого и частного, индивидуального и общего, идею ценности свободы, жизни, культуры, традиции и т.д. Определив культурную идентификацию как способ социального наследования, рассмотрев множество типов идентичностей, исходя из анализа которых, мы пришли к следующему заключению:

- личностная идентичность является продуктом социальной идентичности; перцепция социального давления и адаптация к нему есть активный и селективный процесс;

- личностная идентичность является остаточным, ризодуальным образованием социальной идентичности; личностная идентичность рассматривается как социальная презентация;

- культурная идентичность является необходимой предпосылкой социальной идентичности;

- подлинная культурная идентичность индивида есть синтез внутренних самоопределений индивида и внешних определений индивида другими.

Модель внешне - внутренней диалектики идентификации, на наш взгляд, есть семиотико - синергетическая модель аттрактора как необходимого условия конструирования всех типов идентичностей - национальной, этнической, духовной, культурной, социальной в подлинную идентичность. По нашему мнению, этно-культура - как ризома, питательная среда человеческого духа и духовности, «наделена потенциальной энергией» развития личностной идентичности. Ризоморфные среды обладают имманентным креативным потенциалом самоорганизации, которые могут быть оценены также как синергетические. Рассматривая структуру ризоморфных сред, мы пришли к следующим выводам: - ризоморфная среда этнокультуры неоднородна, в абстрактном усилии в ней могут быть выделены «линии артикуляции и расчленения, страты, территориальности»;

-«любая ризома включает в себя линии членения, по которым она стратифицирована, территориализирована, организована».

Сегодня современную российскую цивилизацию можно характеризовать как цивилизацию, находящуюся в духовном кризисе, обусловленном потерей традиционных оснований этнокультуры, религии, и главное, утратой веры в человеческую автономию и разум. Кризис цивилизации выражается в релятивистском отношении к эстетическим ценностям и нормам, а также в возобладании ложных моральных ориентиров. Конструктивной альтернативой релятивизму можно считать этический рационализм - как опору на разум, как средство формулирования подлинных оснований человеческой нравственности.

В диссертационной работе нами были проанализированы концепции развития общества и культуры постиндустриального типа В.Алексеевой, А.Ахиезера, Д.Белла, В.Кемерова, В.Степина, В.Толстых, А.Тоффлера, В.Федотовой, Э.Фромма, В.Хотинец, Л.Шумихиной, и др. и выделены основные проблемы и условия формирования подлинной культурной идентичности. Исходя из результатов анализа, мы пришли к следующему выводу: проблемы подлинной культурной идентичности связаны с усугубляющимся противоречием социального и индивидуального бытия. Современное общество стремится любыми средствами оставить человека в обезличенном состоянии. Общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа, воли и истины. На наш взгляд, несмотря на то, что дух и духовность лежат вне родового бытия, они могут воздействовать на него, являясь источником социальной и индивидуальной энергии. Состояние аномии, которое переживает в настоящее время наше общество, не есть исключение из правил. Состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды их истории, когда уровень духовной энергии снижается. Осознание этого индивидом, личностью, обществом есть первый шаг на пути преодоления аномического состояния. Только тогда на смену ценностям изуродованным, девальвированным, антигуманным придут ценности подлинные, гуманистические, свободно и ответственно принятые индивидом, личностью и обществом в целом.

Нас в большей степени интересовала проблема развития духовной сферы российского общества, где духовное реформирование и возрождение возможны, на наш взгляд, при условии сохранения традиции солидарности, морально-этических ценностей, категорий. Сегодня актуализация норм и ценностей общего дела и общего блага, идей справедливого и солидарного общества остается главной целью реконструкции российского общества.

Главной опасностью для России сегодня представляется, прежде всего, интеллектуальный кризис национального самосознания и полная неадекватность понимания самого феномена этнокультуры и ее социальной роли в сохранении социальной стабильности. В условиях глобализации, при существенном уплотнении информационного поля, в условиях научного и технико-технологического прогресса и социальных трансформаций общества возрастает динамика порождения социокультурных инноваций, происходит изменение действующих социокультурных норм, изменение культурных мотиваций социальной активности.

При возрастающей социальной и информационной нагрузке на человеческую психику, человек в современном мире начинает утрачивать системный характер своих ценностных ориентаций, социальной адекватности и культурной компетентности, что в большей степени актуализирует проблему подлинной культурной идентичности.

В прогнозируемой ситуации «культурного апокалипсиса» XXI века необходима программа формирования контрмер, которые бы способствовали развитию и популяризации наук о культуре, способных раскрыть базовые закономерности культурного развития общества и разработать на основе этого знания технологии проектирования, планирования и управления, что должно являться основанием всей культурной политики России. Особая роль должна быть определена культуре и образованию. Необходимо формировать программы борьбы и профилактики культурной и социальной деградации, выделяя следующие приоритетные направления:

- накопление и систематизация знаний - принципов социальной консолидации, аккумулирующих исторически обретенный социальный опыт коллективного существования, выражающийся в формах социокультурной организации, регуляции и самоидентификации, принятых в этом обществе;

- изучение механизмов трансляции исторического типа солидарности и идентичности в следующих поколениях средствами социализации и инкультурации личности посредством традиций, обычаев, нравов, образцов, а также методами воспитания, образования, через социальные институты искусства, религии, идеологии, политики и пр., обеспечивающих социальное воспроизводство

152 тики и пр., обеспечивающих социальное воспроизводство данного общества, как устойчивой культурной ценности и целостности. Подводя итог проведенной исследовательской работе, можно сделать следующие выводы и обобщения:

1. Идентификация есть процесс отождествления индивида как субъекта с различными объектами является непрерывным процессом.

2. Идентификация как процесс многократного моделирования является семиотико - синергетической системой.

3. Идентификация как условие обретения подлинного смысла бытия индивидом, при этом подлинная культурная идентичность -это самоидентификация и самоосуществление личности в определенных социально-исторических, культурных условиях.

4. Идентификация как механизм и условие социализации, проявляющейся в принятии индивидом социально признанной необходимости при вхождении в социальную группу, в осознании индивидом групповой принадлежности через принятие и понимание социально значимых ценностных и культурных норм, правил и установок.

В ходе изучения процесса идентификации мы выделяем следующие значимые аспекты:

- Идентичность формируется под воздействием внутренних (психических) и внешних (социальных) условий. Она носит ценностно-ориентационный характер и может рассматриваться как одна из форм включенности индивида в социальное пространство.

- Идентичность является интегрирующим началом личности, обеспечивая его тождественность самому себе и тому образу, идеалу, на который он ориентируется.

- Подлинность культурной идентичности заключается в сохранении и востребованности истинных духовных и культурных ценностей, которые в силу исторических причин сохранились в культурах этнического типа.

При множестве этнокультурных типов, этнокультура любого этноса является одним из важнейших условий сохранения культурной идентичности, которую можно признать подлинной. Если этнос -как динамическая система, претерпевающая непрерывный внутренний трансформационный процесс, имеет высокую степень устойчивости в своей изменчивости благодаря наличию этнокультурных традиций. То культурные традиции как аттрактор подлинной культурной идентичности, есть условие формирования духовной культуры, которая соединяет людей в единое целое - этнос.

Традиция, на наш взгляд, является социальным, культурным транзитом между прошлым и будущим. Разрушение этого основания приводит к распаду, дезинтеграции социальных отношений, общества, индивида. Жизненную энергию традициям народа дает этнокультура во всем богатстве и разнообразии ее форм и структур. Этнокультура является основным критерием формирования подлинной культурной идентичности в силу концентрации, гармонизации и продуцирования духовных и материальных ценностей культуры в социально-бытовой и художественной практике и закрепления этих ценностей в сознании и самосознании этноса.

Этнокультура есть качественное, духовное состояние народа, непреложное условие его существования как целостности и духовного совершенствования, поэтому утрата этнокультурных традиций чревата не только утратой духовности, но и исчезновением самого этноса. Изучив различные этнокультурные традиции, мы пришли к следующему выводу: этнокультурные традиции выступают основным условием устойчивости индивида и всего общества в целом, условием формирования и сохранения подлинной культурной идентичности.

Вместе с тем, выполненное исследование не исчерпывает всей глубины проблематики. Перспективы дальнейших исследований видятся нам не только в формировании социально-философских, этнокультурных моделей реконструирования российского общества, но и создания этнокультурного пространства для жизнедеятельности индивида при условии распознания подлинной культурной идентичности индивидом.

Распознание индивидом подлинной культурной идентичности возможно при ряде совокупных условий: - социально исторических; - социально культурных; - социально педагогических; - социально политических; - социально экономических.

Сегодня формируется новый тип отношений между человеком и природой, между человеком и обществом, между человеком и другим человеком. В большей степени человек оказывается в центре мироздания и наделяется новой мерой ответственности за него. Наше время открывает перед человеком новые возможности -изменение соотношения воспитания и самовоспитания личности, ее образования и самообразования, ее обучения и самообучения: от доминанты внешних воздействий к доминированию внутренних движущих и формирующих развитие личности сил.

Такой уровень сомоопределения личности существенно повышает роль свободного выбора оптимальных, соответствующих ее идеалам, форм поведения, то есть меру синергетизации человеческого бытия. На наш взгляд, практическое значение социально -синергетического осмысления подлинной культурной идентичности состоит в радикальном совершенствовании всей системы социализации и инкультурации. Поэтому, процесс становления подлинной культурной идентичности индивида конструируется социально в процессе первичной и последующих социализаций и в постоянных процессах социальных и культурных интеракций.

Предлагаемая в диссертации модель идентификации как аттрактора социального наследования, предполагает разнообразие факторов, условий идентификации, максимально широкого спектра их соотношений. В системе аттрактора подлинная культурная идентичность рассматривается нами как частный случай осознанного отношения индивида к процессу идентификации. Критериями подлинной культурной идентичности на наш взгляд являются: духовность индивида, этнокультурное самосознание, творческая самореализация на основе идеалов гуманизма и нравственности.

Идентификация рассматривается нами как диссипативный процесс, где взаимодействуют различные энергии, в том числе духовные, этнокультурные и социальные. Система аттрактора обладает свойствами «втягивания и сохранения» энергий идентификации. При этом под воздействием одной силы или энергии (это могут быть этнокультурные традиции), она переходит в особые состояния стабильности, устойчивости, равновесности, которые мы можем определить как состояния подлинности.

Подлинная культурная идентичность индивида есть знание человека о своем бытии в культуре, или есть его культурное самосознание. Если индивид формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации, то процесс освоения личностью социокультурного опыта общества, в котором индивид живет, развивается, функционирует. Процесс освоения этнокультурного опыта народа, к которому индивид принадлежит генетически, есть процесс инкультурации, аккультурации и интериоризации индивида. Первый из них есть процесс освоения традиционных способов мышления и действий, характерных для культуры, к которой он принадлежит. Второй - процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате чего происходит изменение базовой культуры. Третий процесс переноса «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности.

Основным критерием подлинной культурной идентичности можно назвать нравственность индивида, утверждающую универсальные ценности и принципы жизни, в том числе: служение обществу, заботу о ближнем. Основным критерием подлинной культурной идентичности, можно также назвать утверждение духовных ценностей, стремление индивида в постижении истины, добра и красоты.

Агентами социализации могут быть целые институты и группы, отдельные лица, оказывающие влияние на развитие личности, то агентами инкультурации индивида выступают культура и этнокультура. В качестве механизмов социализации можно рассмотреть способы освоения ролей (принятие, использование и обучение).

Понятие «подлинность» характеризует системообразующий призрак полного совпадения образа, определяющий системные качества индивида. Социальная динамика личности имеет «внутренне» детерминированную сторону, которая и отражает степень подлинности и выражается в активности и направленности личности на сознательное конструирование своей жизни.

Высшей формой активности личности в современном обществе выступает ее социальная активность, социокультурная активность. Активная жизненная позиция личности - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами и совестью, может развиваться как следствие сформированной подлинной культурной идентичности. Критерии подлинности лежат в поле общественного признания и одобрения. Подлинная культурная идентичность индивида дает возможность понимания сознательных установок субъекта на ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и социокультурной деятельности. Подлинная культурная идентичность определена нами как культурно-ориентированный дискурс целостности и духовности личности.

В диссертации нами были актуализированы проблемы постижения подлинности социального, культурного, человеческого бытия. Которое возможно только при сохранении условий подлинной культурной идентичности индивида. Нами были определены условия и критерии становления подлинной культурной идентичности индивида. При этом культурная идентификация рассматривалась как семиотико - синергетическая система многократного моделирования идентичности, которая выступала в качестве многомерного аттрактора социального наследования, определяя выбор путей развития социокультурного пространства индивида.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Самкова, Валентина Александровна, 2006 год

1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизм развития этнических культур // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. - Ереван, 1978. -185 с.

2. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности // Личность как объект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. -287 с.

3. Аллахвердов В.М. Сознание и парадокс (Экспериментальная психологика). Т.1.СП6.: «Изд-во ДНК», 2000. -528 с.

4. Алексеева В.А. Православный образ Отечества: духовный смысл русского патриотизма / Науч. ред. В.И. Капалов; Ур. гос. ун-т. Екатеринбург, 1998. -152 с.

5. Алексеева В.А., С.К. Шардыко. Стратегические приоритеты отечества: методология русской модернизации. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2003. - 222 с.

6. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Сов. этнография. 1982. - № 1. - С. 8-21.

7. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. М.: Мысль, 1982. -97 с.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. = Отв. ред. Ю.В.Бромлей; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1989. -243 с.

9. Арутюнян Ю.В., Дробижева A.M. Многообразие культурной жизни народов СССР. М.: Мысль, 1987. - 281с.

10. Асмолов А. Психология личности:Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысль, 2001. - 416с.

11. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. T.I. От прошлого к будущему.-2-е изд: Социокультурная динамика России.-Новосибирск: Сибирский хроноград, 1997. - 345 с.

12. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М.:ИНИОН, 1992. - 82с.

13. Ашин Г.К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура». М.: Сов. Россия, 1985. 160 с.

14. Бауман 3. Идентичность в глобализирующемся мире // Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева; Центр исследования постиндустр. об-ва, . М.: Логос, 2002. - 324 с.

15. Бахтин М.М. К философии поступка. М.: Наука, 1985.- 86 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.- 126 с.

17. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Academia, 1999. - 956 стр.

18. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России М.: Сварог и К. 1997. - 541 с.

19. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

20. Беляева Л.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. Екатеринбург, 2003. 189 с.

21. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993. -125с.

22. Библер B.C. XX век и бытие в культуре. М.: Политиздат, 1990. 385 с.

23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1991.- 412 с.

24. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Акмеологической Академии. 2000г. - 107с.

25. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального/ Пер. с фр. Н.В.Суслова; Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. 96 с.

26. Бодрийяр Ж.Соблазн=Бе 1а Seduction/Пер. с фр. А.Гараджи; Оформ. А.Бондаренко.- M.:Ad Marginem, 2000. 318с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1983. -412 с.

28. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография / АН СССР. Ин-т этнографии. М.: Наука, 1973. -283 с.

29. Бубер М. Проблемы человека: Специализирован, информ. По общеакад. прогр./ Человек, наука, общество: комплекс исслед. -М.: ИНИОН, 1992. 146 с.

30. Вебер М. Протестантская этика. Хозяйство и общество. // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.- 352 с.

31. Вебер М. Социология религии // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. -702с.

32. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история: Пер. с нем. М.: Юрист, 1995. - 687 с.

33. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстет реакции. 5-е изд., - М.: Лабиринт, 1998. -413 с.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./ Общ.ред. и вступ.ст. Б.Н.Бессонова.- М.: Прогресс, 1988.- 704с.

35. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо- Логос.- М.: Academia, 1998. 431 с.

36. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества/ Иоганн Готфрид Гердер; Пер. и прим. А.В.Михайлова; АН СССР. -М., 1977. -703 с.

37. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию/ Пер. с нем. Т.А.Рябушкиной.- М.: Прогресс, 1972. -296 с.

38. Глотова Г.А. Человек и знак: семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1990. -195 с.

39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли/ Под ред. В.С.Жекулина. М., 1997. - 495 с.

40. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993. 544с.

41. ГУревич А.Я. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М., 1989. - 454с.

42. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии. О новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989. -284 с.

43. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии; Философия как строгая наука.- Минск: ACT, 2000. -750 с.

44. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.:Книга,1995. -574 с.

45. Делез Ж. Логика смысла/ Пер. с фр. Я.И.Свирского.- М.: Academia, 1995. -298 с.

46. Делез Ж. Различие и повторение/Науч. ред. и пер. с фр. Н.Б.Маньковской, Э.П.Юровской. СПб.: Петрополис, 1998. -384 с.

47. Деррида Ж. Вокруг вавилонских башен/ Ж.Деррида; пер. с фр. и комментарии В.Е.Лапецкого. СПб.: Академический проект, 2002. -112с.

48. Дискурс ПИ. Выпускб: Дискурс идентичности/Под редакцией О.Ф.Русаковой. Екатеринбург, 2005. -210 с.

49. Дробижева A.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сов. этнография. 1985. - № 5. - С. 3-16.

50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии/Пер. с фр. и послесловие А.Б.Гофмана. М.:Наука, 1990. - 575 е.- (Социологическое наследие)

51. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества: Автореф. дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 / Урал, гос. ун-т. Екатеринбург, 1997. - 22 с.

52. Ильин И.А. О грядущей России: Изб. ст. /Под ред. Н.П.Полтарацкого. -М.: Воениздат, 1993. 366 с.

53. Каган М.С. О синергетическом подходе к биографии человека // Человек Философия - Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений. Первый Российский философский конгресс. СПб.: Гос.ун-т., 1998, Т.8. -288 с.

54. Каган М.С. О синергетическом подходе к построению онтологии//Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. -590 с.

55. Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как субъективная и объективная реальность // Вопр. психологии. 1989. - № 4.-С. 5-15.

56. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989.-С. 222-318.

57. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем./ Примеч. Ц.Г.Арзаканяна. М.: Мысль, 1994. - 592 с.

58. Карцева Е.Н. Массовая культура в США и проблема личности. М.: Наука, 1974. - 192 с.

59. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. - 784 с.

60. Кастельс М. Информационная эпоха //Экономика, общество и культура. Пер. с англ. / Науч. ред. Пер. О.И.Шкаратан; М.: Изд- во ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

61. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М., 1977. 188 с.

62. Кемеров В.Е., соавт. Емельянов Б.В. Восток и Запад: динамика диалога/ Б.В.Емельянов, В.Е.Кемеров, Н.П.Коновалова; Уральский гос. Ун-тим А.М.Горького; Екатеринбург: Изд-во Урал.Ун-та, 2003. -225 с.

63. Кирсанов В.А. Маргинальность и типы этнической самоидентификации: Материалы науч.-практ. конф. // Обновление: межнациональные отношения и перестройка. А.: Лениздат, 1989.-С. 159-161.

64. Клементьев В.И., Пименов В.В. Язык, контакты и элементы этнической идентификации // Доклады сов. делегации на IX Междунар. конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). М., 1973. -455с.

65. Клюкина Т.В. Самоопределение человека в этнокультуре Древней Руси: Традиции и преемственность: Автореф. дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Омск гос. ун-т. Омск, 1998. - 26 с.

66. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. -245с.

67. Коган А.Н. Теория культуры: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. ун-т, 1993. -160 с.

68. Коган А.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека // Екатеринбург: УрГУ, 1994. -208 с.

69. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации; национальности СССР: Этнодемографический обзор. 2-е изд, перераб. и дополн.-М.: Финансы и статистика, 1982.- 303с.

70. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Сов. этнография. 1967.-№ 2.-С. 109-111.

71. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. этнография. 1974. - № 2. - С. 79-92.

72. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. - 367с.

73. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

74. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

75. Коняхина И.В. Проблемы теории культуры: Курс лекций/ Рос. филос. об-во и др. Екатеринбург: Банк куль-турн.инноваций, 1998. - 84 с.

76. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопр. психологии. 1995. - № 3. - С. 5-20.

77. Крылов Д.А. Софиология: поиск идентичности (от Вл. Соловьева к С.Н.Булгакову): Автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.03 / Урал, юридич. ин-т МВД РФ. Екатеринбург, 2001. -43 с.

78. Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета: Буржуазное общество: культура и идеология / А.В.Кухаркин. М.: Политиздат, 1977. - 400 с.

79. Кули Ч.Х. Общественная организация. Изучение углубленного разума// Тексты по истории социологии Х1Х-ХХвв. Хрестоматия/ Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И.Добреньков, к.ф.н.Беленкова. М.: Наука, 1994. -383с.

80. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. Пер с англ. М.: Иея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-320с.

81. Кушнер П.И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 280 с.

82. Ласло Э. Век бифуркации: постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. № 1. С. 3-129.

83. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. -1996. Т. 17. - № 4. - С. 32-42.

84. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. -173 с.

85. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997. - 152 с.

86. Личность. Культура. Общество. Вып.2 (22), - М.: Институт человека РАН. 2004. - 396 с.

87. Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2-е изд. - М.: Сов. Россия, 1984.-С. 31-37.

88. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. -1994. № 8.

89. Лихачев Д.С. Без тумана ложных обобщений // Русские утопии. СПб., 1995.

90. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир. -1994. № 6.

91. Лихачев Д.С. Воспоминания: Избранное/ Ред. Т,Шмакова; Худ.В.Корнилов. -2-е изд., перераб.- СПб.:Логос, 2000. 606с.

92. Лосский Н.О. Характер русского народа //Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. -367 с.

93. Лосский Н.О. Ценность и бытие: (Сб.).Харьков; М.:Фолис; ACT, 2000. 864с.

94. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре:Быт и традиции рус. дворянства (ХУШ-Х1Хв.в.).-СПб.:Искусство,1994. -399с.

95. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Ст. Исслед. Заметки. СПб.: Искусство, 2001.-701с.: схем.

96. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1993. - 416 с.

97. Любутин К.Н. Человек в собственном измерении. Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. С. 130.

98. Малейчук Г.И. Клинико-феноменологические методики исследования динамических свойств личности // Журнал практического психолога. 1997. - № 2. - С. 42-53.

99. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Журнал практического психолога. 1997. - № 1. - С. 3-11.

100. Малинецкий Г.Г. О «рисках культуры» в условиях системного кризиса// Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс Традиция. 2003. - 584 с.

101. Малинова О.Ю. Либеральный национализм (сер.Х1Х-ХХ).-М.: Русанова, 2000.- 254 с.

102. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. -295с.

103. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений//Методологические проблемы исследования этнических культур.-Ереван, 1978.-235с.

104. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Критические очерки. Ереван, 1962.-179 с.

105. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 1.-М.:Политиздат, 1958. -786с.

106. Маслоу А.Г. Мотивация и личность/А.Маслоу; 2-е изд. Литер, 2006.-352 с.

107. Мид Д.Г. Философия действия/ Д.Г.Мид; Пер. с англ. Киев; Питер, 2005.- 425с.

108. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Изд.-2-е. Л., 1935.-352 с.

109. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер.с фр. Т.П.Емельяновой.- М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 477 с.

110. Мурзина И .Я. Феномен региональной культуры: Поиск качественных границ и языка описания / Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. - 205 с.

111. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избр. психол. тр./ Акад. Пед. и социал. наук. Моск. психолого-социал. институт М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. -635 с.

112. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры: Уч.пособие. А., 1979. - 94 с.

113. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Синергетика социального прогресса: Курс лекций. М.: Книжник, 1995. -163с.

114. Ницше Ф. Антихристианин / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С. 17-93.

115. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей: (1884 1888): Пер. с нем./ Под ред. Г.Рачинского, Я.Бермана. -Репринт, воспроизведение изд. 1910 г. - Екатеринбург: Б. и. 1992. - 362 с.

116. Новейший философский словарь. /Мир энциклопедий. 3-е изд., исправленное. -Минск: Книжный мир, 2003. 1279с.

117. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.-191с.

118. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994.-214с.

119. Ортега -и- Гассет X. Восстание масс: Сб.: Пер. с ип./ Х.Ортега-и-Гассет. -М.ЮОО «Издательство АСТ»:ЗАО НПП «Ермак», 2003.-269с.

120. Ортега -и -Гассет X. Эстетика. Философия культуры: Сб., перевод/ Вступ.ст. Г.М.Фридлендера М.: Искусство, 1991. -586 с.

121. Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопр. психологии. 2000. - № 1. - С. 135-141.

122. Павленко В.Н., Корж Н.Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 75-88.

123. Петров М.К. Язык, знак, культура / АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1991. - 328 с.

124. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: Философия религии: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1993. -90 с.

125. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история/ АН СССР. Институт всеобщей истории. М.: Наука, 1979. - 232 с.

126. Пригожин И. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985.- 285с.

127. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой/И. Пригожин, И.Стенгерс: Общ.ред. и послесловие В,И,Аршинова, Ю.Л.Климонтовича, Ю.В.Сачкова; Пер. с английского Ю.А.Данилова. М.: Прогресс, 1986.-432 с.

128. Происхождение и этническая история русского народа / АН СССР; Отв. ред. В.В. Бунак. Т. 88. - М., 1965. -345с.

129. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрам - М», 2003 - 672с.

130. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. Пособие для вузов. М. Владос, 1998. - 607 с.

131. Репрессированные этнографы. Вып. 1/РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Сост. И отв. ред. Д.Д. Тумаркин. М.: Восточная литература РАН, 1999. - 343 с.

132. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Зон. альманах новой и старой культуры. М., 1994. - 180с.

133. Риккерт Г. Философия жизни: Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания; Философия истории; Философия жизни; О понятии философии: Пер. с немецко-го/Г.Риккерт; Предисловие А.Юдина.- Киев: Ника-Центр: Вист-с, 1998. -508с.

134. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. М.М.Исениной; Общ. ред. и предисловие Е.И.Исениной М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.

135. Рожнова П. А. Календарные традиции русского народа. М.: Мир, 1995. 180с.

136. Розанов В.В. Цель человеческой жизни //Смысл жизни: Антология./Сост., общ., ред., предисл. и прим. Н.К.Гаврюшина. -М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. 592 е., илл.

137. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени/ В.В.Розанов.-СПб.: Азбука, 2001. -406 с.

138. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.; М.; Харьков; Минск, 1998. - 688 -712 с.

139. Руссо Ж.-Ж. Опыт о происхождении языков, а также о мелодии музыкальном подражании // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. М., 1961.

140. Самкова В.А. Человек в мире культуры (тезисы) Пермь, ПГИИиК, 1997. С.27-28.

141. Самкова В.А. Человек в истории (тезисы) Челябинск, ЧИК, 1997. С.58-59.

142. Самкова В.А. Теоретические аспекты этнокультурного образования (тезисы) //Учебно-методическое обеспечение преподавания педагогических дисциплин. Научно-практическая конференция./ УрГПУ, Екатеринбург, 1997. С.44-45.

143. Самкова В.А. Демидовы и образование (тезисы)//Образование на Урале и современные проблемы подготовки учителя истории. Историко-педагогические чтения. /УрГПУ, Екатеринбург 1997. С.8-9.

144. Самкова В.А. Духовность и религия. Возрождение православия (тезисы) //Судьба России: Исторический опыт XX столетия/ Тез. Уральское отделение философского общества РФ. Изд-во Урал.ун-та, Екатеринбург, 1998 С.251-253.

145. Самкова В.А. Проблемы духовного и культурного воспитания (тезисы) //Философская антропология и философия культуры: /Тез.докл.Второй Российский философский конгресс Издательство Урал ун-та, Екатеринбург, 1999 С.25-26.

146. Самкова В.А. Проблемы духовности в современном мире (тезисы) // Воспитание духовности: ценности и традиции. Тез. Вторая всероссийская конференция./ УрГПУ, Екатеринбург, 1999. С.240-249

147. Самкова В.А. Педагогическая интеграция перспективы развития (тезисы) //Екатеринбургская школа на рубеже XX-XXI веков: проблемы, приоритеты, перспективы. Тез. V городских педагогических чтений. /Екатеринбург, 1999. С.292

148. Самкова В.А. Этнокультурные традиции как способ сохранения культурной идентичности (тезисы) // Философия ценностей. Мат-лы российской конференции./ Изд-во КГУ: Курган, 2004.С.219-222.

149. Самкова В.А. Роль этнокультуры в формировании и становлении подлинной идентичности (тезисы)//Человек в мире культуры. Мат-лы III Всероссийской научно-практической конференции / Изд-во УрГПУ: Екатеринбург, 2004.С.244-246.

150. Самкова В.А. Роль культурных традиций в механизме формирования духовных ценностей (статья)//Православие третьего тысячелетия. Мат-лы V и VI научно-практических конференций / Изд-во Екатеринбургской Епархии: Екатеринбург, 2004.С.44-45.

151. Сарингулян К.С.Культура и регуляция деятельности/ АН Арм.ССР, институт философии и права. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1986.-156 с.

152. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. - М.: Политиздат, 1989.-С. 319-344.

153. Семенов В.А. Массовая культура в современном мире. -СПб.: Знание, 1991. 16 с.

154. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2001. - 976 с.

155. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб пособие/ Ленинградск. гос. ин-т культуры им. Н.К.Крупской. А.: ЛГИК, 1989. -83 с.

156. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / ОБЩ,ред. Сост. и предисл. А.Ю.Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

157. Степин B.C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации/РАН; Институт философии. М.: ИНФРАН, 1994,275 с.

158. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации //Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. -М.: Прогресс-традиция. 2000. -536с.

159. Тейяр де Шарден П. Феномен человека/ Пер. с фр. Н.А.Садовского. М.: Наука, 1987. - 240 с.

160. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII вв. М.: Наука, 1968. - 447 с.

161. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Избр. Пер. с англ. Е.Д.Жаркова. М.: Айрис-пресс, 2002. - 638 с.

162. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей. -М.: Политиздат, 1990.-622с.

163. Токарев С.А. Аксиологический подход к культурной традиции // СЭ. М., 1981.

164. Токарев С.А. Религиозные верования восточно-славянских народов 19 начала 20 века. - М. -А.: Изд-во АНСССР, 1957. -163 с.

165. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Изд-во «Идрик», 1995. -С. 512.

166. Тоффлер А. Третья волна. М.: ACT, 1999. - 781 с.

167. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык/Вступ. ст. Н.И.Толстого, Л.Н.Гумилева. М.: Прогресс; Универс, 1995.- 800 с.

168. Тураев В.А.Глобальные вызовы человечеству: Учебное пособие.- М.: Логос, 2002. -192с.

169. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер.с фр. Е.А.Самарской. М.: Научный мир, 1998. -204 с.

170. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -286с.

171. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теор.-социол. Исследование. М.: Мысль, 1968. - 324 с.

172. Успенский Б.А. История и семиотика // Успенский Б.А. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. - М.: Гнозис, 1994. - 432 с.

173. Федотов Г.П. Трагедия древнерусской святости // Судьба и грехи России. СПб., 1991. - Т. 1.

174. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопр. философии. 1987. - № 3.

175. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. / АН СССР, Институт философии. М.: Наука, 1991. - 132 с.

176. Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. - № 6. - С. 51-58.

177. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России. М., 1999.

178. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство; Центр изучения охраны и рестоврации наследия священника П.Флоренского, 1996. - 334 с.

179. Франк С.А. Реальность и человек/ Сост. П.В.Алексеев. М.: Республика, 1997. - 479 с.

180. Франк С.А. Смысл жизни: Антология. М.: Издат. группа «Прогресс-Культура», 1994. - 592 с.

181. Франкл В. Человек в поисках смысла/Перевод с англ. и нем., общая редакция к.п.н. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева/Вст. статья к.п.н. Д.А.Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990. 365 с.

182. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С. 94-142.

183. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я"./ Пер. с нем. Я.М.Когана. М.: Соврем. Проблемы, 1925. - 98 с.

184. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1991. - 291 с.

185. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер., Вст.ст П.С.Гуревича; Примеч. Т.В.Панфиловой М.: Республика, 1994. -447 с.

186. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. Г.Ф.Швейника.-2-е изд. М.:Прогресс. Универс, 1995. - 253 с.

187. Фромм Э. Догмат о Христе / Пер. Е.Руднева, Е.Федина, Е.Балагушина; Современное положение человека / Пер Н.Кротовская. М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1998. - 414 с.

188. Фромм Э. Душа человека: Пер./Сост.П.С.Гуревич, С.Я.Левит М.:Аст, 1998. -185с.

189. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.-245 с.

190. Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1989. - С. 143-221.

191. Фуко М.-П. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. - 406с.

192. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/ Ф.Фукуяма; Пер. с англ. М.Б.Левина. М.:АСТ: Ермак, 2005.- 592 с.

193. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии/ Г.Хакен; Пер. с нем. А.Р.Логунова.- М.; Ижевск; Институт компьютерных исследований, 2003.- 320 с.

194. Хайдеггер М. Отрешенность // Разговор на проселочной дороге: Избр. статьи позднего периода творчества. М., 1991.

195. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. - 235 с.

196. Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры/ Отв. Ред. Ю.В.Бромлей.- 2-е изд., испр. и доп.- М.:«Прогресс», 1973.- 343с.

197. Человек и духовность / Под ред. В.Г. Федотовой. Рига: Знание, 1990. -205с.

198. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19вв. М.: Наука, 1967. - 342с.

199. Швейцер А. Философия культуры. Культура и этика/ Пер. с нем. Н.А.Захарченко и Г.В.Колшанского. Общ. ред. и предисловие и прим. В.А.Карпушина. М.: «Прогресс», 1973. -343с.

200. Шелер М. Формы знания и общество: Сущность и понятия социологии культуры//Социологический журнал. 1996.№1-2, с.122-160.

201. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай, 1923. -385с.

202. Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.- 455с.

203. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Т. 1: Геншельт и действительность/ Пер. с нем.

204. К.А.Свасьяна. М.: Мысль, 1993. - 667 е.; Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. - М.: Мысль, 1998. - 607 с.

205. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности / РАН. Урал. отд-ние. Екатеринбург: Б. и., 1998. - 399 с.

206. Элиаде М. Космос и история: Избр.работы: Пер. с фр. и англ./Общ. ред. И.Р.Григулевича, М.Л.Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. - 311 с.

207. Элиас Н. Социальное и индивидуальное. М.: Мысль, 2002. -245 с.

208. Элиот Т. К определению понятия культуры. Т. 1-2./Т.Элиот; Научный ред. Т.Н.Красавченко; Пер. с англ. под ред. А.Н.Дорошевича. М.:РОССПЭН, 2004. - 752с.

209. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ./Э.Эриксон; Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. -М.:Прогресс, 1996.-343с.

210. Этнические факторы в жизни общества: Сб.ст./ АН СССР, Ин-т. Этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1991. - 218 с.

211. Юнг К.Г. Архетип и символ: Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1995. -299 с.

212. Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Философские науки. 1989. - № 8.

213. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности//Мир России. 1995 №3,4. -220с

214. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89 -105.

215. Язык культура - этнос. Сб.науч. ст. - М.: Наука, 1994. -233с.

216. Язык как средство трансляции культуры. Сб. науч. ст. М.: Наука, 2000. - 311с.

217. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Сборник: Пер. с нем./Вступ. ст. П.П.Гайденко; Коммент. В.Н.Катасонова. -2-е изд. М.: Республика, 1994. -528 с.

218. Adler A. Understanding Human Nature. N.Y., 1928.

219. A Dictionary of the Social Sciences / Ed. Could J., Kolb W.L. -London, 1964.-655p.

220. Bandura A. Social-Learning Theory of Identificatory Processes // D.A. Goslin (Ed.) Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969. - 455p.

221. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973. - 355 p.

222. From E. The sane society. N.Y., 1955.- 355 p.

223. Weber M. Economy and Society. N.Y., Bedminster Press, 1968. - V.l. - 385 p.

224. Pervin L.A. Personality: theory and research. 4th ed. -J.Wiley & Sons,Inc., USA, 1992. 570 p.

225. Rogers C.R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

226. Rogers C.R. Client-centered therepy. Boston: Houghton Mifflin, 1951. -345p.

227. Rogers C.R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // J. of Consult. Psychol. 1957. -V. 21. - N 2. -185p.

228. Shils E. Centre and Periphery //Polanyi M.(ed.). The Logic of Personal Knowledge: Essays. London, 1961.- 455 p.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.