Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этноса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Островерх, Виктор Алексеевич

  • Островерх, Виктор Алексеевич
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2010, Комсомольск-на-АмуреКомсомольск-на-Амуре
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 132
Островерх, Виктор Алексеевич. Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этноса: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Комсомольск-на-Амуре. 2010. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Островерх, Виктор Алексеевич

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1. Онтологический статус естественной толерантности

1.2. Этническая толерантность нивхов и другие модифицированные типы толерантности

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ НИВХСКОГО ЭТНОСА

2.1. Понятие этнической ментальности

2.2. Формирование начал этнической толерантности содержаниями ментальности

ГЛАВА 3. СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЕНТАЛЬНОСТИ ЭТНОСА

3.1. Мифологическое сознание нивхов и мифологическая картина мира

3.2. Закрепление толерантной составляющей социально-культурными институтами

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этноса»

Актуальность темы исследования обусловлена обострившейся социально-культурной и национальной напряженностью в межэтнических отношениях в условиях современного состояния общественной инфраструктуры. Распад СССР вызвал политический, экономический и социально-культурный кризис. Инверсия ценностей, потеря духовных ориентиров, резкое падение материального уровня жизни, повлёкшее пауперизацию населения, вызвали межгражданскую напряжённость и эскалацию насилия. Возможностью ощутить свою принадлежность к некой общности стало обращение к собственной этнической идентичности. Это обернулось обострением противоречий на почве этнических отношений, что при определенных обстоятельствах может представлять серьезную проблему для России как многонационального государства. Помимо этого в этнической и социокультурной сфере народов России на первый план выдвинулись две противоречивые тенденции. С одной стороны, это тенденция к полимиксингу — смешиванию и нивелированию этнических различий, с другой - это тенденция к этноцентризму, который зачастую сочетается с ксенофобией. Неразрывная связь конфликтов интересов и конфликтов ценностей делает необходимым выработку общих «правил игры». Всё даёт повод говорить о необходимости поиска иных стратегий взаимодействия для элиминации или смягчения уже существующих или возможных конфликтов на этнической основе, а также повод к поиску механизмов, способствующих объединению общества.

В сложившейся ситуации при отсутствии явного «противника» и «жертвы» путь к возможной элиминации конфликтов, вызванных причинами ментальной несовместимости, лежит через диалог культур, что предполагает стратегии этнической толерантности. Готовность к диалогу, признание прав других на собственное виденье - ключ к решению многих проблем современного мира, что и делает актуальным наше обращение к проблеме толерантности в отношениях между людьми. Всё вышесказанное также актуально по отношению к народам Сахалина и Приамурья и, в частности, к нивхскому этносу.

В условиях складывающейся экономической практики и формирующихся рыночных отношений встаёт вопрос не столько о сохранении традиционной культуры народов Сахалина и Приамурья, сколько о самой возможности выживания этих этносов. Актуализация накопленного массива наличного знания может способствовать процессу гармонизации отношений с новой реальностью, обеспечив наименее безболезненное вхождение автохтонных народов в современную систему социально-экономических и культурных отношений. Актуальной является и проблема сохранения культуры, что возможно только в динамике её развития и саморефлексии. Именно поэтому поиск новых стратегий взаимодействия нивхов с окружающими их народами требует исследования не только уже сложившейся общественной инфраструктуры, но и ретроспективного анализа потенциальных сил и возможностей этнических культур. Оптимизировать процессы взаимодействия в изменившейся реальности может присущее этим народам своеобразие мироощущения, мировосприятия, мировоззрения, способы мышления, то есть всё то, что входит в понятие коллективной ментальности. Остаётся открытым вопрос о границах и качественной стороне толерантности нивхов. Всё это ставит нас перед насущной потребностью исследования причин и условий формирования своеобразного толерантного мировоззрения и мироощущения нивхского этноса, и в том числе тех социокультурных институтов, которые организовывают, направляют и, в конечном счёте, определяют их отношение к миру, ориентируя на способ действий в достижении той или иной цели.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что обозначенная тема специально не исследовалась, предопределённость постановки вопросов к решению данной проблемы задана в поле философских, социологических, культурологических, этнографических, педагогических и психологических изысканий как отечественных, так и зарубежных учёных. Выделим философские труды, относящиеся к проблемам сущности человеческой природы - это работы Аристотеля, Платона, И. Канта, А Бергсона, 3. Фрейда, Э. Фромма, П.А. Кропоткина, H.A. Бердяева, С. Кьеркегора, К. Яс-перса, М. Бубера, Э. Кассирера, C.JI. Рубинштейна, П.А. Кропоткина, И. Берлина. Работы, в которых подробно рассмотрены представления о сущности и механизмах формирования этнической толерантности в обществе, среди которых выделяются исследования Ю.В. Бромлея, М.О. Мнацаканяна, О.В. Борисовой, Д. Хонигмана, Г.Д. Гачева. Данная проблема находит отражение и в работах современных философов. Например в работах В.А. Тиш-кова, где толерантность рассматривается как общественное явление и принцип мышления. Работы М.П. Мчедлова относительно толерантного сознания связаны с глобальными проблемами современности. А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Г.У. Солдатова, Б.С. Гершунский и др. связывают толерантность с принятием другого, а именно, с проявлением сочувствия и сострадания к другому человеку, с признанием ценности многообразия культуры. Отметим исследования В.А. Лекторского (Институт Философии РАН, где практикуется этический подход), С.К. Бондыревой (Московский психолого-социальный институт) и Д.В. Колесова (Институт возрастной физиологии РАО), работы В.И. Гараджа о толерантности и религиозной нетерпимости. Социальные корни толерантности рассматривали П.А. Сорокин, Г. Зиммель, Э. Дюрк-гейм, Ж.- П. Шанже.

Накопление материалов по этнической толерантности нивхов началось со второй половины девятнадцатого века. Большое значение для изучения материальной и духовной культуры нивхов имеют труды Л.И. Шрепка и особенно Л.Я. Штенберга и Б.О. Пилсудского, собравших и систематизировавших обширный фольклор этноса. Многие аспекты внутренних взаимоотношений нивхов, особенности родовой организации этноса исследуются в работе Л.Я Штернберга «Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: статьи и материалы». В 1920-1970гг. нивхский этнос исследовался Е.А Крейновичем, который выявил предметную образностью мышления, свойственную нивхам, и отметил связь ряда элементов мифологических представлений нивхов с их социальной организацией. Значительный вклад в изучение нивхской культуры в аспекте изучения обрядов, ритуалов, материальной культуры внесли исследователи второй половины XX века: Ч.М. Таксами, А.В Смоляк, А.М Зо- . лоторёв, П.Я. Гонтмахер. Коллективным представлениям нивхов и особенностями мифотворчества нивхского этноса посвятили свои исследования А.Б. Островский, С.Н. Скоринов, C.B. Березницкий, А.Г. Филимонов. Проведённый анализ теоретических источников, которые вошли в поле зреция нашего исследования, позволяет определить теоретическую базу, круг идей и основных положений и подходов к решению обозначенной выше проблемы.

Актуальность проблемы, её научная и практическая значимость определили выбор темы диссертационного исследования «Культурные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья (на примере нивхского этноса)»

Объектом исследования выступает феномен этнической толерантности в межродовых, внутриродовых и индивидуальных отношениях.

Предметом исследования являются культурные основания толерантности нивхского этноса.

Цель исследования: выявить, какие культурные основания и социальные механизмы послужили формированию и организации толерантности нивхского этноса. Обосновать тесную корреляцию процесса формирования этнической толерантности с формированием ментальности этноса. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) Определить онтологический статус естественной толерантности.

2) Реконструировать процесс генезиза этнической толерантности нивхов

3) Выявить специфику этнической толерантности нивхов и обосновать процесс её формирования мифологическим мировоззрением и социокультурными институтами.

4) Выявить факторы, определяющие особенности мифологических представлений нивхов, их связь с повседневной деятельностью.

5) Проанализировать процесс стабилизации и закрепления толерантных содержаний социокультурными институтами этноса.

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой объекта изучения. Нижняя граница - конец XIX - время, когда этнос представлял собой сформировавшийся социальный и культурный организм, верхняя граница периода - 20-е годы XX века, что обусловлено началом социалистического строительства приведшего к коренной ломке психологических, социально-культурных структур и самого традиционного образа жизни нивхов.

Территориальные рамки. По территориальному признаку выделяются следующие группы этноса: Восточно-Сахалинская, тымовская и александровская, Западно-Сахалинская, левобережная лиманская, правобережная ли-манская, амурская. Основным ареалом проживания нивхов с конца XIX в., согласно этнографическим исследованиям считают, дельту Нижнего Амура и о. Сахалин. По правому берегу Амура от села Хьяре и по левому от села Тляльс вниз по реке вплоть до Лимана. На северном Сахалине нивхи жили на западном берегу с севера до селения Пилаво, по восточному берегу до селения Чамрво, а также по реке Тымь. На южном Сахалине нивхи расселялись в основном по реке Поронай.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена решением задач в культурологическом аспекте. В рассмотрении проблемы, связанной с исследованием толерантности, мы обращались к идеям таких философов, как Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, А. Бергсон, H.A. Бердяев, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Бубер, П.Дж. Бьюкенен, Н. Винер, Э. Кассирер, исходящим из социальной основы сущностной природы человека. Эти идеи помогли выявить онтологическую потребность человека в общении, обусловленную «социальным инстинктом», интенцию к установлению связей с реальностью. Сориентироваться в социологическом аспекте поставленной перед нами проблемы естественной толерантности помогли штудии П.А. Со? рокина, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма. Необходимость подходов к объяснению социальных явлений через психологические факторы выявляет концепция С. Московичи.

Концепция о связи понятий «позитивной» и «негативной» свободы с той или иной степенью толерантного отношения к миру, человеку и переход к осознанному нравственному выбору выстраивания отношений с Другим нашли своё отражение в трудах H.A. Бердяева, C.JL Рубинштейна, П.А. Кропоткина, М. Бубера, И. Берлина, М.К. Мамардашвили. Для раскрытия внутренних конструктивных потенций человека мы обращались к гуманистической концепции Э. Фромма. При решении поставленных задач мы опирались на гуманистические идеи о всестороннем и гармоничном, духовном развитии личности в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, культурному наследию и традициям народа, содержащиеся в трудах C.J1. Рубинштейна, H.A. Бердяева. Психологическая концепция деятельности JI.C. Выготского, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, кросс-культурные исследования М.Коула, основы психологии установки Д. Узнадзе, работы В.П. Зинченко, A.B. Брушлинского подтверждают тезис о целостности (систематичности) природы человека, о взаимосвязи его биологии, физиологии с социальностью.

Современные подходы к категории «образ мира» представлены в научных докладах А.Н. Леонтьева, В.В. Петухова, O.E. Баксанского, E.H. Кучера, С.Д. Смирнова и имеют своё продолжение в трудах Ф.Е. Василюка, Е.Я. Ре-жабека, И.М. Дьяконова. Своим выводам о специфике переработки информации различными полушариями мозга мы обязаны концепциям Ф.В. Березина, В.В. Аршавского, А.И. Ланеева, B.C. Ротенберга, Н.Р. Рашидова, В.В. Иванова, К. Прибрама, Е.Я. Режабека, И.Я. Свидерской.

Концепция диалогических принципов логики культуры, разработанная М.М Бахтиным, B.C. Библером или нашедшая отражение в трудах М. Бубера, Д. Хонигмана, В.П. Визгина, М.К. Петрова, Г.Д. Гачева, К.Ю. Токмачёва, А.Е. Чучина-Русова, М. А. Шишкина, составила культурологическую основу нашего исследования, в частности, проблему культурных оснований толерантности нивхского этноса. Предметным изучением феномена этнической ментальное™ как культурологической категории мы обязаны работам П.А. Сорокина, 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Кассирера, Ф. Фукуямы, а также советским и российским учёным А.Я. Гуревичу, М.О. Мнацаканяну, В. Феллеру, Т. В. Ивановой, К.Ю. Токмачёву, Г.Д. Гачеву, В.П. Визгину. Концептуальные подходы к пониманию сущности феномена этнической толерантности, ее структурных компонентов, видов, типов базируются на работах ' А.Г. Асмолова, М.П. Мчедлова, С. Братченко, С.К. Бондыревой, И. Дзялошинского, Н.М. Дробижевой, Р.Н. Кардозо, Д.В. Колесова, H.H. Федотовой. Пониманию особенностей мироощущения, мировоззрения нивхов, специфики их личных, внутрисемейных отношений мы обязаны работам Л.И. Шрен-ка, Л.Я. Штенберга, Б.О. Пилсудского, Е.А. Крейновича, Ч.М. Таксами, А.Б. Островского, A.B. Смоляк, П.Я. Гонтмахера, С.Н. Скоринова.

Таким образом, в рассмотрении проблемы, связанной с исследованием культурных оснований толерантности нивхского этноса, были применены приёмы и процедуры следующих основных методов: историко-генетический, позволивший выявить истоки, предпосылки формирования тех или иных культурных форм, обусловленных типом мифологического сознания человека; структурно-функциональный и семиотический, давшие возможность выявить семантику и функции культурных форм нивхов, обусловливающих этническую толерантность, системный метод, позволивший рассмотреть толерантность как способ отношения к жизни во всех её структурных проявлениях.

Научная новизна исследования. В ходе исследования были получены результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

- впервые выявлены онтологический статус и культурные основания этнической толерантности нивхов;

- осуществлено системное изучение структурных составляющих этнической толерантности;

- исследована роль мифологических представлений на формирование толерантных содержаний ментальности нивхского этноса.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается:

- в выявлении феномена этнической толерантности как результата непрерывного процесса культурно-исторической динамики;

- в обосновании роли мифологических представлений нивхов в организации и формировании их толерантного мировоззрения;

- в подготовке тезауруса основных понятий и категорий исследования.

Полученные в результате настоящего исследования материалы могут быть использованы для более успешного налаживания м е ж культур но го диалога с ныне существующими представителями нивхского этноса и прежде всего в сочетании и оптимизации его культурного опыта в новых социокультурных и экономических условиях. Выводы, полученные в итоге данной работы, могут быть применены при составлении культурных, социально-экономических проектов, направленных на сохранение и развитие нивхского этноса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование этнической толерантности неразрывно связано с формированием самого этноса и спецификой его связей с реальностью на всех уровнях.

2. Отсутствие иерархически выстроенного сонма божеств во главе с высшим демиургом, построение многополярной, плюралистической картины мира становится основной нормализующей координатой в мифологии нивхского этноса, что обеспечивало возможность формирования этнической толерантности.

3. Миф в культуре нивхского этноса - один из инструментов формирования этнического сознания и этнической толерантности.

4. Общественные институты, существовавшие в нивхском обществе, стабилизируя и закрепляя культурные основания толерантности, определяли специфику традиционной культуры.

Достоверность научных результатов обеспечена исходными методологическими позициями, их целостностью, соответствием поставленной проблеме и применением комплекса методов исследования.

Апробация результатов исследования: на основе результатов и выводов исследованияопубликовано 6 статей (2,6 п.л.) в том числе 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК. Статья в журнале «Вопросы культурологии» — 2009. № 5 (0,6 п.л.), статья в журнале «Власть и управление на Востоке России» -2009. № 4 (0,6 п.л), статья в журнале «Вестник ТОГУ» - 2010. № 1(0,6 п.л.). Выступления на международной конференции «Проблемы языка и коммуникации в традиционной и современной культуре» (26-29 сентября 2006г.), региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» (28-30 марта 2007г.). На основе материалов диссертации была выполнена научно-исследовательская работа в рамках федеральной целевой программы «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук», федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» «Ментальные основания толерантности миноритарных народов Сахалина и Приамурья (на примере нивхского этноса)» (Владивосток, 2009). Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры литературы и культурологии Хабаровского государственного гуманитарного университета.

Источники работы. Поскольку хронологические рамки исследования ограничены серединой XIX - началом XX века, большое значение при решении поставленных задач имеют данные, собранные первыми этнографами, изучавшими нивхский этнос, - Л.И. Шренком, Л .Я. Штернбергом, Б.О. Пил-судским, Е.А. Крейновичем. Источники, использованные в нашем исследовании, можно сгруппировать в два блока. Первый: - нивхский фольклор, отражающий мифологическое сознание и основные мировоззренческие черты этноса, собранный в конце XIX в. Б.О. Пилсудским и Л.Я. Штернбергом, подготовленный к публикации с комментариями А.Б. Островского. Весь массив опубликованного фольклора нивхов в жанровом отношении можно условно разделить на эпические предания и лирику. К эпическим преданиям относятся тылгунд, кершайн и настунд. Тылгунд наиболее близок по форме и содержанию к мифологическому повествованию. Кершайн - краткое повествование, главные герои которого безымянны, наличествуют лишь топонимы. Настунд — героико-эпические песни, посвященные подвигам, которые совершаются во имя любви. Лирико-бытовые произведения: ннынтыунд — пословицы, шаманские заговоры, описания охоты, рыбной ловли и т.д. К источникам отнесены сказки, песни, басни, шутки, загадки.

Основным источником исследования стал миф: и сам способ мышления, и вербально выраженный оттиск того, что занимало мысли человека. При всём многообразии мифологических преданий их связывает одна общая характеристика — «каждая версия даёт нам своеобразную картину реальности» [Леви-Строс, 2006. С. 317]. В мифах мышление в оригинальной форме закрепляло необходимые для жизнедеятельности этноса мировоззренческие установки и морально-этические ценности. В произведениях нивхского фольклора отражены этнические представления о мироздании, о добре и зле, о сложившихся в течение многих веков этических нормах и другие мировоззренческие аспекты. Этот блок источников позволил подойти к реконструкции характерных для культуры этнических констант, некоторых поведенческих установок и образа мира в целом, понять те особенности менталитета, которые непосредственно связаны с понятием толерантности.

Второй блок источников составили этнографические материалы по бытовой и обрядовой деятельности нивхов, собранные и записанные в конце XIX - начале XX века. Этот базовый материал дополняют работы современных исследователей нивхского этноса, опубликованные в середине XX - начале XXI века Ч.М. Таксами, A.B. Смоляк, А.Б. Островского, П.Я. Гонтмахе-ра, С.Н. Скоринова. Наибольший интерес в контексте нашего исследования представляют данные по социальному устройству нивхского этноса, семей-но-брачным отношениям, правилам внутренней и внешней коммуникации, обрядовым практикам, традиционной организации жилого пространства. Эти стороны этнической культуры содержат определенную информацию о поведенческих нормах и установках, и, следовательно, могут быть полезны для выводов и суждений о социокультурных факторах, влияющих на формирование этнической толерантности.

Структура и объём диссертационной работы подчинены логике изучения предмета исследования, его целям и задачам. Диссертация состоит из Введения, трёх глав (шести параграфов), Заключения и Библиографического списка использованной литературы, включающего 140 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Островерх, Виктор Алексеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертационное исследование направлено на решение одной из актуальных проблем, возникающих в сегодняшней ситуации мультикультурализма и кризиса идентичности - проблемы толерантных взаимодействий культур с различной организацией ментальных оснований. В процессе диссертационного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Онтологический статус естественной толерантности определяется его потребностью к общению. Толерантность — это, прежде всего, отсутствие негативного отклика в любом виде связи человека с действительностью. «Другой» познаётся не в дистанцированное™ от меня, но в причастности нас обоих к общим началам. В то время как само по себе толерантное отношение, поведение не несёт негативной либо позитивной нагрузки, смысл и значение толерантного отношения всегда определяются конкретной ситуацией взаимодействия. Толерантные отношения не даны человеку, а заданы, как задана возможность реализации здорового и конструктивного начала при определенных условиях и при соответствующих усилиях самого человека.

2. Модифицируясь под воздействием психологических, социальных и культурно-исторических факторов, которые организовывают и формируют ментальность этноса, естественная толерантность приобретает статус этнической толерантности. Этническая толерантность нивхов, ограниченная рамками родового закона, функционирует на промежуточных границах перехода от смыслового поля, определяющего позитивную сторону восприятия, к смысловому полю, определяющему границу негативного восприятия. Формирование этнической толерантности, рассмотренной нами на примере нивхского этноса, обуславливается законами саморегуляции и полнотой заинтересованности в новом опыте, что обуславливается спецификой социализации, психологии и культуры, в конечном счёте, особенностями ментальности той или иной общности людей.

3. Все типы толерантности, обусловленные динамикой воздействия исторически сложившихся социально-культурных институтов, можно свести к трём основным группам. Во-первых, тип толерантности как отношение ума — attitude of mind. Во-вторых, тип толерантности как терпимости. Толерантность как отношение чувства — attitude of feeling. В-третьих, тип толерантности присущий архаичным обществам, сформированный на основе родопле-менных отношений. Толерантность на основе принадлежности к данной этнической группе - consanguinity relation. Все три типа толерантности имеют общий коррелят и исток - естественную толерантность.

4. Ментальность нивхского этноса - это ментальности sui generis, генезис которой обусловлен симультанно-недискретным способом обработки информации и пространственно-образным мышлением. Этническая ментальность — содержание сознания, которое представляет собой логико-смысловой континуум (своего рода процессор). Механизм ментальности аккумулирует в себе как уровни сознания, так бессознательные структуры (архетипы), организует корреляцию этих мыслительных сфер по принципу синхронистичности, то есть в отсутствии причинно-следственной или телеологической связи при общем смысловом взаимодействии; на базе двух первых условий ментальностью формируются идеи, смысл и логика понятий и, наконец, посредством обратной связи контролируется релевантность выработанных ответов на вопросы реальности. Тип ментальности этноса обусловлен пространственно-образным способом мышления, который включает в себя интегрированное схватывание ситуации, одномоментный охват всех сопутствующих ситуативных связей, плюрализацию этих связей на непосредственно чувственном уровне, восприятие себя как неразрывной части природы, всеобщую конкретизацию и персонификацию, цикличность и обратимость временных координат.

5. Инициируемый структурными компонентами ментальности образ мира, фиксируя наиболее важные характеристики реальности, латентно содержащиеся в сознании этнические установки, константы, социальные регу-лятивы, а также связи и отношения между ними, является ядерным образованием в целостной картине мира. Процессы взаимодействия с миром, процессы интеграции общества происходят на основе психологических механизмов терпения, которые являются определяющими в критических ситуациях переживания. Потребность в механизмах терпимости для разрешения критических ситуаций, закрепляясь социокультурными институтами этноса, переходит в привычку и обычай действовать в аналогичных ситуациях опробованным и подтвердившим свою правомерность способом.

6. Определяющей и смыслообразующей осью, вокруг которой формируется культура, ментальность, весь мифологический мир нивха, было цельное мирозданье, в основе которого лежит добро. Космология этноса, выстроенная как ряд взаимопроникаемых миров, не имела иерархической дифференциации. При отсутствии верховного демиурга, роль регулятора морально-нравственных устоев выполняли законы и обычаи рода. Ощущая постоянную, живую связь со своими предками, ставшими богами-охранителями рода, нивхи руководствовались нормами поведения, заключенными в предания и мифы. Таким образом, миф, аккумулируя в себе основные законы рода, стал первым и основным социокультурным институтом стабилизации и закрепления толерантных содержаний в ментальности нивхского этноса.

7. Толерантные формы и нормы взаимодействий своим развитием обязаны традиционным социокультурным институтам этноса, обусловленным его ментальностью. Все общественные институты, являющиеся основой традиционной культуры, складывались в соответствии не только с определенной социально-экономической ситуацией, но и с духовной жизнью этноса. К таким общественным институтам относятся род, система брака в рамках трёхродового союза, семья, правовые наследственные отношения, институт адопции, кровавая месть, система выкупа, гостеприимство, медвежий праздник т.д. Традиционные общественные институты, существовавшие в нивхском обществе, стабилизируя и закрепляя метальные основания толерантности, отражали все стороны жизни общества, а через них функционировала традиционная культура.

8. К основаниям этнической толерантности нивхов относятся: а) этнические установки и константы (как адаптационные механизмы локализации источников добра, зла и схема действий по преодолению негативных явлений), закреплённыё в артефактах как формы представленности культуры этноса, выраженные в материальных объектах и идеальных образах; б) основанное на симультанно-недискретном способе переработке информации пространственно-образное мышление, которое характеризуется плюрализмом отношений с действительностью на непосредственно чувственном уровне и восприятием себя как неразрывной части природы; в) образ внешне трудного и внутренне лёгкого мира с включением психологических механизмов терпимости, как основных, базовых механизмов принципа реальности; г) мифологическое сознание и мифологическая картина мира, мифотворчество, включающие в себя доброе начало, - основной культурный центр, вокруг которого оформляется вся мировоззренческая модель нивхов.

Разрешая проблему своеобразности (специфичности) качеств этнической толерантности этноса и её пределов, автор доказал, что своеобразие данного типа толерантности объясняется её ограничением рамками родового союза. Таким образом, проблема нашла своё решение, цель исследования достигнута.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Островерх, Виктор Алексеевич, 2010 год

1. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности: (к проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР) / В.В. Аршавский. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. -136 с.

2. Аршавский В.В. Особенности межполушарных взаимоотношений у коренного и пришлого населения Северо-Востока: Вопросы адаптации и медико-педагогические аспекты). В 2 ч., ч.2 / В.В. Аршавский; Магадан:б.и. 1985.-57с.- (Препринт/ Ин-т биол. проблем Севера).

3. Асмолов А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача. Электронный ресурс. .URL: http//www.tolerance.ru (дата обращения 20.03.2006).

4. Баксанский, О.Е. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер //Вопросы философии. 2002. - №8. -52-69.

5. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов / Е.Г. Баранов // Обществ. науки и современность. — 1996. — № 6. - С. 67 — 75.

6. Баранцев, Р.В. Имманентные проблемы синергетики / Р.В. Баранцев // Вопросы философии. 2002. - № 9. - С. 91-101.

7. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон; пер. с фр., поел, и примеч. А.Б. Гофмана. — М.: Канон, 1994. 384 с. - (История философии в памятниках).

8. Бердяев, Н.А. Самопознание: сочинения / Н.А. Бердяев. М.: ЭКС-МО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001. - 624 с.

9. Бердяев, Н.А. Русская идея / Н.А.Бердяев. -М.: Эксмо; Спб.: Мид-гард, 2005. 832 с.

10. Березин, Ф.В. Результаты электрофизиологических исследований адаптации человека и некоторые психофизиологические соотношения / Ф.В. Березин и др. // Психическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток, 1980. С. 97 - 133.

11. Берлин, И. Философия свободы. Европа. / Исайя Берлин; предисл. А. Эткинда. М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 448 с.

12. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два филос. введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

13. Библия : соврем, пер. библейских текстов. -М.: б. и., 1999. — 1150 с.

14. Братченко, С. Психологические основания исследования толерантности в образовании Электронный ресурс. URL: http://www.tolerance.ru/ (дата обращения 20.03.2006).

15. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Болдырева, Д.В. Колесов // М.: Изд.-во Моск. психологосо-сиального ун-та; Воронеж: Идз-во НПО МОДЭК, 2003. - 240 с. - (Библиотека психолога).

16. Борисова, О.В. Категория этничности как эпистемологический феномен / О.В. Борисова // Обществ, науки и современность. 2003. - № 3. - С. 122- 127.

17. Борисова, О.В. Этническая группа и государство как субъекты социального взаимодействия: социопсихологический и биополитический аспекты / О.В. Борисова, A.B. Олескин // Обществ, науки и современность. 202. - № З.-С. 132- 142.

18. Бромлей, Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику / Ю.В. Бромлей // Совет, этнография. 1983. - № 3. - С. 67 - 75.

19. Брушлинский, A.B. Деятельностный подход и психологическая наука. В.Ф. -2001. № 2. - С. 89-95.

20. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. М.: ACT, 1999. - 592 с. -(Классическая философская мысль).

21. Буддизм: четыре благородных истины. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2002. - 832 с. - (Антология мысли).

22. Бутовская, M.JI. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека / M.J1. Бутовская // Обществ, науки и современность. 1998.- № 6. - С. 149 -160.

23. Бьюкенен, П. Дж. Смерть Запада / П.Дж. Бьюкенен; пер. с англ. А. Баширова. М.: ACT, 2004. - 444, [4] с. - (Philosophy).

24. Василюк, Ф.Е. Пихология переживания: (анализ преодоления кризисных ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

25. Винер Н. Творец и будущее: Пер. с англ. / Н. Винер;. М.: ACT, 2003. - 732, [4] с. - (Philosophy).

26. Вунд, В. Проблемы психологии народов / В. Вунд. СПб.: Питер, 2001. — 160 с. — (Психология-классика).

27. Выготский, JI.C. Психология развития человека / JI.C. Выгодский. — М.: Смысл: Эксмо, 2005. 1136 е.: ил. - (Библиотека всемирной психологии).

28. Гараджа, В.И. Толерантность и религиозная нетерпимость / В.И Га-раджа // Философ, науки. 2004. - № 3. - С. 18-31.

29. Гачев, Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д. Гачев. М.: Алгоритм: Эксмо, 2008. — 544 с. - (Философский бестселлер).

30. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: Центральная Азия: Казахстан, Киргизия; Космос Ислама (интеллектуальные путешествия) / Г.Д. Гачев. М.: Изд. сервис, 2002. - 784 с.

31. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций / Г.Д. Гачев. -М.: Академия, 1998.-432 с.

32. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования. / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2002. - № 7. - С. 3 - 12.

33. Гонтмахер, П.Я. Нивхи: этнографические тетради / П.Я. Гонтмахер. -Хабаровск: ХГПУ, 1999 416 с.

34. Гроф, С. Революция сознания / С. Гроф, Э. Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М. Драчинского. М.: ACT, 2004 - 248 с.

35. Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилёв. СПб.: Азбука-классика, 2002. - 608 с.

36. Дахин, A.B. Соотношение этнической и национальной идентичности. Россия, Южная Корея, Канада / A.B. Дахин // Философ, науки. 2003. - № 9. -С. 5 - 19.

37. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

38. Деглин, B.JI. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний/В.Л. Деглин, H.H. Николаенко // Физиология человека-1975. -Т.1,№3.- С. 418-426.

39. Дзялошинский, И. О некоторых причинах интолерантного поведения Электронный ресурс. URL: http://www.tolerance.ru (дата обращения 28.08. 2006).

40. Доброхотова, Т. А. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психологической деятельности / Т. А. Доброхотова, H.H. Бра-гина // Вопросы философии. 1975. - № 5. -С. 133 -145.

41. Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля: Пер. с лат. и древнегреч. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. - 829, 3. с. - (Классическая мысль).

42. Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада / И.М. Дьяконов. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 248 с.

43. Зинченко, В.П. Проблема объективного метода в психологии / В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили // Вопросы философии. 1977. -№ 7. - С. 109- 125.

44. Иванов, В.В. Чёт и нечёт / В.В. Иванов. — М.: Совет, радио, 1978. — 185 с.

45. Иванов, В.Г. История этики Древнего мира / В.Г. Иванов. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1980. - 224 с.

46. Иванова, Т.В. Ментальность, культура, искусство / Т.В. Иванова// Обществ, науки и современность. 2002. - № 6. - С. 168 - 177.

47. Ильин, И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 3. / И.А. Ильин; сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы; худож. Л.Ф. Шканов. -М.: Рус. книга, 1994. 592 е.: 1 портр.

48. Ильинская, С.Г. Терпимость и политическое насилие / С.Г. Ильинская // Полис. 2004. - № 3. - С. 122 - 126.

49. Ильинская, С.Г. Терпимость и укрепление этноцентрического сознания / С.Г. Ильинская // Полис. -2003. -№ 6. С. 163 - 170.

50. Кагиян, С.Г. «Нация» и «этнос» как объекты социально-философского исследования / С.Г. Кагиян // Философ, науки. 2003. - № 8. -С. 36 -57.

51. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем. Н. Лосского; сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном, М.И. Иткиным. М.: Эксмо, 2006. — 736 с. - (Антология мысли).

52. Кардозо, Р.Н. Толерантность и самосознание Электронный ресурс. иЛЬ: http://www.tolerance.ru (дата обращения 16.10.2006).

53. Кассирер, Эрнст. Избранное: опыт о человеке / Эрнст Кассирер. — М.: Гардарика, 1998. 784 с. - (Лики культуры).

54. Кок, Е.П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушарий мозга / Е.П. Кок // Физиология человека-1975. Т. 1, № з. с. 427 - 435.

55. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М.Коул. М.: Когнито-Центр: Издат-во Ин-та психологии РАН, 1997. - 432 е.: ил.; табл.

56. Крейнович, Е.А. Гиляцкие числительные / Е.А. Крейнович. -Л.:б.и., 1932.-24 с.

57. Крейнович, Е.А. Очерк космогонических представлений гиляков о-ва Сахалина / Е.А. Крейнович // Этнография. 1929. - № 1, кн. 7. - С. 78 - 102.

58. Крейнович, Е.А. Нивхгу: Загадочные обитатели Сахалина и Амура / Е.А. Крейнович. -М.: Наука, 1973.-496 с.

59. Кропоткин, П. Анархия, её философия, её идеал: сочинения / П. Кропоткин. М.: Эксмо, 2004. - 864 с. - (Антология мысли).

60. Кудрявцев, И.К. Синергетика как парадигма нелинейности / И.К. Кудрявцев, С.А. Лебедев // Вопросы философии. 2002. - № 12. - С. 55-63.

61. Кузьменкова, Ю.Б. От традиций культуры к нормам речевого поведения британцев, американцев и россиян / Ю.Б. Кузьменкова. — М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2005.-316 с.

62. Культурология. XX век. Т.1. — СПб.: Университ. книга, 1998. 447 с.

63. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Ростов н /Д: Феникс, 1998.-416 с.

64. Латино-русский словарь. / составитель Д.И. Фомицкий. Ростов -н/Д: изд-во Феникс, 2001. - 704 с.

65. Леви-Строс, К. Мифологики: сырое и приготовленное / К. Леви-Строс. М.: Флюид, 2006. - 399 с. - (Bibliotheca Indianica.).

66. Лейках, Л. Расизм и мы (гипотезы и предположения) // Л. Лейках // Философ, науки. 2002. - № 5. - 134 - 150.

67. Лекторский, В.А. О толерантности / В.А. Лекторский // Философ, науки. 1997. -№3/4. -С. 14-18.

68. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.

69. Леонтьев, А. Н. Психология образа / А.Н. Леонтьев // Вестн. Моск. у-та. Сер. 14. Психология. 1979. -№ 2. - 80 с.

70. Леонтьев А.Н. Образ мира. Избранные психологические произведения, М.: Педагогика, 1983. С. 251-261;

71. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. - 525 с. - (Мыслители XX века).

72. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. М.: Академия, 2003. - 384 с.

73. Мамардашвили М.К. Наука и культура. Электронный ресурс. URL: http://www/philosophy.ru (дата обращения 3.09.2005).

74. Меркушев, И.Л. Нивхские топонимы как историко-этнографический источник / И.Л. Меркушев // Арсеньевские чтения. Хабаровск, 1984. - С. 69 -71.

75. Мириманова, М. Толерантность как проблема воспитания / М. Ма-риманова // Развитие личности. 2002. - № 2. - С. 105 - 116.

76. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. — М.: Совет, энциклопедия, 1991. 736 с.

77. Мнацаканян, М.О. Культуры. Этносы. Нации: монография / М.О. Мнацаканян. М.: МГИМО - Университет, 2005. - 352 с.

78. Московичи, С. М. Машина, творящая богов: пер. с фр. / С.М. Мос-ковичи. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 560 с.

79. Мчедлов, М. Терпимость — свойство культуры, путь к гражданскомусогласию / М. Мчедлов // Свободная мысль. 1994. - № 5. - С. 59 - 69.

80. Мчедлов, М.П. Проблемы толерантности в постсоветской России / М.П. Мчедлов // Философ, науки 2002 - № 4 - С. 64 - 70.

81. Островский, А.Б. Религиозные верования нивхов /А.Б Островский. -Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2005. 176 е.: 34 ил.

82. Петрова, A.C. Феномен общения с точки зрения этнопсихологии (к постановке проблемы) / A.C. Петрова // Советская этнография. 1987. - № 3. -С. 12 -23.

83. Петров, В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности // В.Н. Петров // Социс. — 2003. №7. — 84 -91.

84. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров; вступ. ст. С.С. Неретиной. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 328 с.

85. Петухов, В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления /В.В. Петухов // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1984. - № 4. - С. 13-20.

86. Пилсудский, Б.О. Нужды и потребности Сахалинских гиляков / Б.О Пилсудский // Зап. Приамур. отд ИРГО, 1898. -Т.4, вып. 4. С. 1 - 38.

87. Пилсудский, Б.О. Фольклор сахалинских нивхов / Б.О. Пилсудский. — Южно-Сахалинск: Сахалин, кн. изд., 2003. 125 с.

88. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост.: Ю.А. Аверьянова. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 2003. 375 с.

89. Прибрам, К. Языки мозга: пер. с англ. / К. Прибрам. М.: Прогресс, 1975.-464 с.

90. Режабек, Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ) / Р.Я. Режебек. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 304 с.

91. Режабек, Е.Я. Становление мифологического сознания и его когни-тивности / Е.Я. Режабек // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 52 - 66.

92. Ротенберг, B.C. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур / В.С Ротенберг, В.В. Аршавский // Вопросы философии. -1984.-№ 4.-С. 78-86.

93. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. - 512 с. - (Мастера психологии).

94. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2002. 720 е.: ил. - (Мастера психологии).

95. Русская философия: Имена. Учения. Тексты: сборник / Сост. Н.Б.Солнцев. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. - 496с. - (Высшее образование).

96. Сенека, Л.-А. Нравственные письма к Луцилию; Трагедии / Л.-А. Сенека; пер. с латин., вступ. Статья С. Ошерова; Коммент. С. Ошерова, Е Рабинович. М.: Худож. лит., 1986. — 543 с. - (Б-ка античной лит-ры).

97. Сергеева, O.A. Роль этнокультурной и социокультурной маргинальное™ в трансформации цивилизационных систем / O.A. Сергеева // Обществ, науки и современность. 2002. - № 5. - С. 104 - 114.

98. Скоринов, С.Н. Мифология и обрядовая культура нивхов / С.Н. Ско-ринов. Инс-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ДВО РАН. - Хабаровск: Дальневост. гос. науч. б-ка, 2004. - 416 с.

99. Словарь русского языка / сост. С.И. Ожегов. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1953. - 848. с.

100. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С.Д. Смирнов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. -№ 2. - С. 15 - 29.

101. Смирнов, С. Д. Образ мира как предмет психологии познания / С.Д. Смирнов // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы: тез. науч. сообщ. совет, психологов к VI Всесоюз. съезду психологов СССР.-М., 1983.-Ч. 1.-С. 60-62.

102. Смоляк, A.B. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX начало XX в. / A.B. Смоляк. - М.: Наука, 1975. - 232 с.

103. Смоляк, A.B. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина /A.B. Смоляк. М.: Наука, 1984. - 246 с.

104. Современная этнопсихология: хрестоматия / под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2003. - 368 с. - (Библиотека практической психологии)

105. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин; пер. с англ., вступ. статья и коммент. В.В. Сапова. -М.: Астрель, 2006-1176 е.: 24 с. ил.

106. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая Книга, 2006. 624 с.

107. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983. - 256 с.

108. Таксами, Ч.М. Нивхи / Ч.М. Таксами. Л.: Наука, 1967. - 272 с.

109. Таксами, Ч.М. Представления о природе и человеке у нивхов / Ч.М. Таксами // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.). - Л., 1976. - С. 203 - 216.

110. Теоретическая культурология. — М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга: РИК, 2005. 624 с. - (Энциклопедия культурологи).

111. Теоретическая социология: антология. Ч 1. пер. с англ., фр., нем., ит.. / сост. и общ. ред. С. П. Баньковского. М.: Университет, 2002. - Ч. 1. -424 с.

112. Тишков, В.А. Реквием по этносу / В.А. Тишков. М.: Наука, 2003. -544 с.

113. Толерантность / общ. ред М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. -416 с.

114. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. И. Ушакова. -М.: 1994,- 378 с.

115. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений. В 22 т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855 1886 / Л.Н. Толстой; коммент. Л.Д. Опульской. - М.: Худож. лит., 1983.-447 е.: ил.

116. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001. - 416 с. - (Психология-классика).

117. Федотова, H.H. Кризис идентичности в условиях глобализации / H.H. Федотова // Человек.- 2003- №6.- С. 50 58.

118. Федотова, H.H. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность / H.H. Федотова //Философ, науки. 2004. — № 4. — С. 5 -27.

119. Феллер, В. Введение в историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории / В. Феллер. М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.

120. Фрейд, 3. Я и Оно: сочинения / З.Фрейд. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 1040 с. - (Антология мысли).

121. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм; пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: ACT, 2004. - 635, [5] с. - (Philosophy).

122. Фромм, Э. Душа человека: сборник / Э. Фромм; пер. с нем. В.Закса; пер.с англ. Т. Панфиловой. — М.: Издательство ACT Транзиткнига, 2004. — 574, [4] с. (Philosophy).

123. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Издательство ACT, 2004. - 571, [5] с. - (Philosophy).

124. Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь / Джеймс Джордж Фрэзер; пер. с англ. М.К. Рыклина; послесл. С. А. Токарева. -М.: Политиздат, 1983. 703 с. - (Библиотека атеистической литературы).

125. Фукидид. История / Фукидид. — М.: Научно-издательский центр «Ладомир» ACT., 1999. 730 с.

126. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. / Ф Фукуяма. [пер. с англ.].- М.: ACT: Ермак, 2004. 730, [6] с. - (Philosophy).

127. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / редкол.: И.Т. Фролов и др.; сост. П.С. Гуревич. -М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

128. Чучин-Русов, А.Е. Тендерные аспекты культуры / А.Е. Чучин-Русов // Обществ, науки и современность. — 1996. № 6. - С. 141-153.

129. Шанже, Ж.-П. Взгляд нейрофизиолога на основания этики / Ж.-П. Шанже // Человек. 1999. - № 6. - С. 45 - 51.

130. Шемякин, Я.Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс / Я.Г. Шемякин // Обшеств. науки и современность. — 1998. — № 4. — С. 49 — 60.

131. Шишкин, М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности / М.А. Шишкин // Обществ, науки и современность. — 2004. — № 1. — С. 126 — 134.

132. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер; вступ. ст. и коммент. Г.В. Драча при участии Т.В. Весёловой, В. Е. Котляровой. Ростов н / Д: Феникс, 1998.-640 с.

133. Шренк, Л.И. Об инородцах Амурского края: в 3 Т. / Л.И. Шренк. -СПб.,: б.и., 1883. 1903. Т. 1. - 1883.-324 е.: 9 л. ил. Т. 2. - 1899.-314 е.: 35 л. ил. Т.З. - 1903. - 143 е.: 17л. ил.

134. Штернберг, Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: статьи и материалы / Л.Я. Штернберг, под общ. ред. и с предисл. Я.П. Алькор (Кошкина). Хабаровск: ДАЛЬГИЗ, 1933. - 740 с.

135. Шугуров М.В. «Праздная» толеранность: постмодернистский сценарий / М.В. Шакуров // Обществ, науки и современность. 2003. - № 5. — С. 140.

136. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени: пер. с нем./ К.Г. Юнг; предисл. A.B. Брушлинского. М.: Прогресс: Универс, 1994. - 336 с. - (Б-ка зарубежной психологии).

137. Юнг, К.Г. Психология бессознательного / К.Г. Юнг; пер. с нем. В. Бакусева. М.: ACT; Канон +, 2001. - 400 с.

138. Ясперс, К. Смысл и назначение истории пер. с нем. /К. Ясперс-М.: Республика, 1994. 527 с. - (Мыслители XX в.)

139. Honigmann, John J. Culture and Personality / John J. Honigmann. New York. Harper & Brother, Publishers. Associate Professor of Anthropology University of North Carolina, 1954. - 499 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.