Лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Бернат, Оксана Станиславовна

  • Бернат, Оксана Станиславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 208
Бернат, Оксана Станиславовна. Лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой: дис. кандидат филологических наук: 10.02.19 - Теория языка. Челябинск. 2009. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бернат, Оксана Станиславовна

Введение.4

Глава 1. Эстетика символизма как проявление языкового познания мира.15

1.1 Символизм как философско-эстетическое мировоззрение.14

1.2 Исследование поэтического творчества М.И. Цветаевой в работах ученых.20

1.3 Лингвистическая эстетика символизма.23

1.3.1 Символ - центральная категория лингвистической эстетики символизма.32

1.3.1.1 Понятие символа. Знаковая и образная природа символа.32

1.3.1.2 Символ и речевые средства художественной выразительности.3 8

1.3.1.3 Формирование символического значения.44

1.4 Функционирование словесного символа в поэтическом тексте .51

1.5 Принципы лингвистического анализа поэтического текста, в котором функционируют словесные символы .59

Выводы по первой главе.65

Глава 2. Особенности лингво-поэтического символизма М.И. Цветаевой.67

2.1 Лингво-поэтическое воплощение символического мира М.И. Цветаевой.67

2.2 Анализ поэтических текстов М.И. Цветаевой, в которых функционируют слова-символы.73

2.2.1 Тематическая группа символов, выражающих чувства, эмоции.73

2.2.2 Тематическая группа символов, выражающих интеллектуальные действия и состояния.103

2.1.3 Тематическая группа символов, называющих действия, деятельность.130

2.1.4 Тематическая группа «Периоды жизни человека».148

2.1.5 Тематическая группа «Внешний мир».152

Выводы по второй главе.159

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой»

Двадцатый век ознаменовался активным изучением процесса символизации как одного из способов категоризации мира, мотивируемого как языковыми факторами, так и экстралингвистическими - идейно-художественными и культурно-историческими. Существуют фундаментальные разработки художественных категорий символистского мировосприятия: символа и музыкальности. Приобрели широкую известность работы И. Анненского, К. Бальмонта, М.М. Бахтина, А. Белого, С.Р. Вартазаряна, М.А. Воскресенской, Г.Д. Гачева, Р. Гурмона, Т.Б. Кирюниной, В.А. Лукина, Д.С. Мережковского, Д.Д. Обломиевского, О.Г. Пестовой, К.А. Свасьяна, Ц. Тодорова, JI. Шестова, Ст. Яроциньского, посвященные изучению характерных принципов символизма как направления европейской художественной культуры. С середины XX столетия ведутся исследования художественного текста, в котором функционируют словесные символы, как вербализованного результата символистского мировосприятия. Важные открытия в этой области принадлежат И.В. Абрамец, Л.Г. Барласу, А.Г. Баранову, К.Б. Жогиной, Р.А. Киселевой, М.Ю. Стояновскому, В.М. Толмачеву.

В отечественном языкознании категория символа была объектом внимания ученых, начиная с трудов С.С. Аверинцева, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, Ц. Тодорова до исследований современных ученых -А.В. Леднева, К.А. Свасьян, Е.В. Шелестюк и многих других.

Однако, вопреки тому, что природа символистского мировоззрения и миропонимания к концу XX века изучена достаточно глубоко, до сих пор не существует ни одной теории (культурологической, психолингвистической, когнитивной и под.), которая была бы способна всесторонне отразить все аспекты кодирования и декодирования символической информации. Многочисленные исследования в области философии и литературоведения доказали объективность восприятия символов, однако ни механизмы, ни принципы их отражения в сознании носителей языка до конца не описаны.

Актуальность данного исследования определяется, во-первых, недостаточной изученностью проблематики собственно эстетического аспекта символизма, направленного на использование языковой единицы в качестве средоточия мыслей, чувств, переживаний; на рассмотрение слова t как информационного центра, соединяющего переживание художника с данными, взятыми из природы. Во-вторых, не менее актуально изучать лингвокреативные возможности художника-творца, способного моделировать познаваемую действительность посредством языка, закрепляя созданные им модели в лингвистических символах.

В-третьих, важность изучение языковых элементов, обладающих символическим потенциалом, становится очевидной, если принять во внимание широко распространившуюся точку зрения на человека как на существо, постоянно находящееся в процессе символизации.

Становится актуальным также изучение словесного символа как центральной единицы поэтического произведения, поскольку только в тексте символ реализует все свои смысловые перспективы, являясь, с одной стороны, средством передачи той или иной информации, с другой — фактом словесного искусства.

В качестве важнейшей единицы поэтического произведения слово-символ используется такими поэтами, как И. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб, Вл. Ходасевич, М.И. Цветаева.

Для творчества М.И. Цветаевой, связанного «с эпохой символизма», характерно постижение окружающей действительности через языковые связи и отношения и стремление посредством поэзии познать реальность, найти истину, на что обращают внимание многие лингвисты (Н.С. Болотнова, Г.Б. Ванечкова, JI.A. Викулина, JI.B. Зубова, К. Лепилова,

В.А. Маслова, И.А. Мещерякова, В.П. Раков, О.Г. Ревзина, М.В. Серова, Е. Фарыно, М.В. Цветкова, Н.В. Черных и др.)

Несмотря на множество работ, посвященных творчеству М.И. Цветаевой, мы полагаем, что существует необходимость рассмотрения ее поэтики как проявления лингвистической эстетики символизма, поскольку во многих исследованиях рассматриваются лишь некоторые принципы поэтического творчества, при этом они не всегда характеризуются как лингво-эстетические принципы символизма.

В настоящем исследовании предпринимается попытка совместить лингвокультурологический, семасиологический и текстологический подходы в рассмотрении вопросов, связанных с отражением лингвистической эстетики символизма в поэтическом творчестве М.И. Цветаевой. Мы отталкиваемся от идеи, что языковые элементы в текстах поэта становятся средоточием чувственного восприятия, инструментом поиска сути вещей и явлений, с помощью которых М.И. Цветаева раскрывает неограниченные возможности языка и создает свой субъективный мир, трансформируя языковые знаки, оформляя их по-новому и включая в процесс символизации.

Обобщение результатов работы даст возможность получить более полные сведения о процессе символизации, отражающемся в поэтическом творчестве.

Основным объектом исследования в настоящей диссертации является лингвистическая эстетика символизма в поэтических текстах М.И. Цветаевой.

Предметом настоящего исследования являются лингвистические средства, используемые М.И. Цветаевой с целью активизации механизмов порождения символических смыслов в ее произведениях.

Основная цель настоящего исследования - выявление и описание лингвистической эстетики символизма в поэзии М.И. Цветаевой.

Цель исследования потребовала постановки конкретных задач:

1) описать лингвистическую эстетику символизма, ее категории и единицы;

2) изучить основные признаки словесного символа как центральной категории лингвистической эстетики символизма;

3) рассмотреть поэтический текст, в котором функционируют словесные символы, и определить его характерные признаки;

4) выявить принципы лингвистического анализа поэтического текста, в котором содержатся словесные символы;

5) определить особенности лингво-поэтического символизма М.И. Цветаевой на уровне ее поэтических текстов;

6) выявить основу поэтического мировоззрения М.И. Цветаевой;

7) выявить основные символы, используемые поэтом.

Основные источники материала — 90 поэтических произведений, написанных в разные периоды творчества и вошедших в сборники М.И. Цветаевой «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Юношеские стихи», «Версты - I», «Версты — II», «Ремесло», «Психея», «После России», а также не собранных в книги (в которых раскрываются следующие темы: «любовь», «одиночество», «предназначение поэта», «поэт и общество», «разлука»). Эти тексты рассматривались нами с точки зрения характеристики слов-символов как идейно-художественных компонентов, определяющих смысловую перспективу всего произведения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) впервые описана лингвистическая эстетика символизма, основным принципом которой является переосмысление слова как знака языка в художественном произведении и преобразование его в единицу иного качества — словесный символ;

2) уточнено понятие «слово-символ»; названы отличительные признаки словесного символа;

3) выделены и описаны символы, формирующие суть поэтического миропонимания и мировосприятия М.И. Цветаевой;

4) предложена методика выявления и описания слов-символов, которая впоследствии может быть применена для исследования поэтического творчества других авторов.

Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в разработку концепции художественного текста. Обращение к поэтическому произведению, текстообразующей единицей которого является словесный символ, открывает новые возможности для описания его информативного богатства и индивидуальных свойств, заложенных словом-символом. Данная работа продолжает исследование категорий и признаков поэтического произведения и может способствовать раскрытию новых граней в исследованиях по лингвистике текста, поэтике, теории языка в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при чтении различных вузовских курсов лингвистического цикла: «Семантика», «Стилистика, «Лингвистический анализ художественного текста», а также при изучении творчества М.И. Цветаевой в курсе «История русской литературы двадцатого века», различных специальных и факультативных курсов. Материалы данной работы могут найти применение в качестве иллюстраций в школьном курсе русского языка и истории русской литературы двадцатого века, особенно в образовательных учреждениях гуманитарного профиля: лицеях, гимназиях и т. д.

Методологической основой работы, с одной стороны, явились труды лингвистов, которые заложили основы лингвистического анализа текста как особой филологической дисциплины (Л.Г. Бабенко, Г.О. Винокур, Ю.В. Казарин, Ю.М. Лотман, Г.Я. Солганик, Л.В. Щерба, В.Б. Шкловский, З.Г. Тарланов, М.В. Тростникова, З.Я. Тураева,

Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, JI.H. Ягупова, P.O. Якобсон, Л.П. Якубннский и др.), с другой - исследования лингвистов и философов, разработавших принципы системного изучения словесного символа (С.С. Аверенцев, А. Белый, В.В. Виноградов, В.Г. Гак, В.А. Звегинцев, Вяч. Иванов, А.Ф. Лосев, Ф. Сологуб, Ю.М. Степанов, А.А. Тахо-Годи, Т.А. Шкуратова, С.Г. Шмидт и др.).

В своем исследовании мы опирались на мысль P.O. Якобсона о том, что каждый факт поэтического языка современности воспринимается в неизбежном сопоставлении с наличной поэтической традицией, практическим языком настоящего и проявлением поэтической задачи. Также учитывали, что значение словесных символов не дается, а задается текстом, что этот смысл нельзя разъяснить, а можно лишь пояснить, соотнося его с дальнейшими символическими сцеплениями.

Методология исследования предопределена поставленными задачами, для решения которых использовался метод лингвистического анализа текста, а также применялись специальные научные методы и приемы:

- описательный метод, предполагающий описание языковых явлений в текстах;

- метод семантической идентификации, с помощью которого определяется значение словесных символов;

- структурно-компонентный;

- метод статистического анализа

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основным принципом лингвистической эстетики символизма является построение поэтического произведения вокруг смыслообразуещего слова-символа, в силу чего текст обретает многомерную структуру, способную кодировать информацию о некой символической реальности, основными свойствами которой являются: условность, многомерность, ирреальность.

2. Центральной категорией эстетики символизма является словесный символ, обладающий следующими функциональными характеристиками: 1) отражением чувственного способа познания мира; 2) открытием бесконечных смысловых возможностей; 3) репрезентацией в частном явлении целостного образа мира. Словесный символ рождается в конфликте между сужающейся перспективой образа и расширяющейся перспективой смысловой глубины.

3. Поэтические произведения, в которых имеются словесные символы, обладают универсальными категориями текста художественного: связностью, антропоцентричностью, диалогичностью, интерпретируемостью. Особенность проявления этих категорий и признаков в поэтическом тексте (в котором функционируют слова-символы) заключается в том, что главным средством эксплицитного выражения текстовых категорий являются лингвистические символы, которые, обладая глубоким потенциалом текстовой значимости, становятся смысловым, идейным и композиционным центром всего поэтического произведения.

4. М.И. Цветаева как яркий представитель русской культуры, вобрав в свое творчество и трансформировав в нем многое из наследия мировой культуры, создала при этом свой собственный символический мир, который отразился в ее поэтических текстах. Каждый из этих текстов представляет собой системно-структурное образование, внутренне организованное словом-символом, созданным творческой энергией поэта и выполняющим функцию ключа к коду смысловой перспективы текста.

5. Основа поэтического мировоззрения М.И. Цветаевой -создание собственной реальности, обладающей безграничностью и беспредельностью, нарушающей существующие устои, не всегда прозрачной и понятной, но являющейся альтернативой миру реальному.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации апробированы на международных конференциях в ЮжноУральском государственном университете, Университете Российской академии образования и Челябинском государственном университете.

Материалы диссертации отражены в следующих публикациях автора: Статья, опубликованная в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном ВАК РФ:

1. Бернат О.С. Эстетический идеал символизма и его отражение в языке / О.С. Бернат // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Лингвистика. - Выпуск 1. - Челябинск, 2004. -С. 71-75.-0,3 п.л.

Другие публикации:

2. Бернат О.С. Отражение языковой системы в поэтическом тексте / О.С. Бернат // Теория и методика преподавания языков в вузе: Тезисы докладов. Международная научно-практическая конференция. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - С. 6-7.

3. Бернат О.С. Отражение языковой картины мира в художественном тексте / О.С. Бернат // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Материалы II Международной научной конференции. - Челябинск, 2003.- С. 133135.

4. Бернат О.С. Поэтический текст как знаковая единица / О.С. Бернат // Язык. Система. Личность: Сборник научных трудов - Екатеринбург, 2003.-С. 60-64.

5. Бернат О.С. Преобразование языкового знака в символ / О.С. Бернат // Сопоставительная лингвистика: Бюллетень Института иностранных языков. - Екатеринбург, 2004. - С. 12-14.

6. Бернат О.С., Турбина О.А. Лингвистическая эстетика символизма и лингвистический символизм в поэзии Марины Цветаевой. / О.С. Бернат, О. А. Турбина // Язык. Система. Личность: Материалы международной конференции. - Екатеринбург, 2004. - С. 129-141.

7. Бернат О.С. Основополагающие приемы поэтического языка М.И. Цветаевой / О.С. Бернат // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы международной научной конференции. Челябинск, 2004. -С. 26-31.

8. Бернат О.С. Эстетика символизма как проявление языкового познания мира / О.С. Бернат // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы международной научной конференции. Челябинск, 2005. С. 40-44.

9. Бернат О.С. Принципы лингвистического анализа художественного текста / О.С. Бернат // Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск восьмой. Нижний Новгород, 2005. - С. 61-66.

Ю.Бернат О. С. Особенности поэтического символистского текста / О.С. Бернат // Культура и коммуникация: Сборник материалов II международной научно-практической конференции. Челябинск,

2006.-С. 38-41.

11. Бернат О.С. «Любовь» в символах поэтических текстов М.И. Цветаевой / О.С. Бернат // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики. Материалы международной научной конференции. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ,

2007. -Ч. 1.-С. 159-164.

Структура диссертации отражает логику и основные этапы исследования.

Во введении, в соответствии со сложившейся традицией, отражены основные параметры исследования: определены предмет и объект; обоснованы используемые методы работы; охарактеризован используемый материал; определены актуальность исследования, его научная и практическая значимость, основная цель и вытекающие из нее задачи; указаны формы апробации исследования и названы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации характеризуется такое направление в культуре конца XIX - начала XX веков, как символизм; рассматриваются его философские, эстетические и лингвистические аспекты; формулируется лингво-эстетический принцип символизма, связанный с таким способом познания окружающего мира, где слово становится первичным материалом для творчества и в процессе создания произведения искусства превращается в символ. Также в первой главе описываются отличительные признаки слова-символа — центральной категории символизма - как некого полисемантического феномена, посредствующего между материальным, чувственно-воспринимаемым миром и миром духовным, поэтическим; исследуются вопросы, связанные со знаковой и образной природой символа; раскрывается проблема формирования символического значения слов; изучается поэтический текст, в котором функционируют слова-символы, его универсальные категории и свойства; раскрывается сущность процесса восприятия таких текстов, их интерпретации и лингвистического анализа.

Во второй главе рассматривается лингво-поэтическое воплощение символического мира М.И. Цветаевой: характеризуются слова-символы, найденные в процессе работы над девяноста различными текстами поэта, определяется их значение, в соответствии с которым символы распределяются по тематическим группам. В этой же главе представлена схема выявления словесного символа в поэтическом тексте

В заключительном разделе обобщаются итоги проведенного анализа и рассматриваются перспективы изучения поэтических текстов М.И. Цветаевой.

В приложениях к диссертации содержится библиографический раздел, включающий 209 наименований на русском, немецком и английском языках; список использованных словарей; насчитывающий 18 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория языка», Бернат, Оксана Станиславовна

Выводы по второй главе

1. М.И. Цветаева как яркий представитель русской культуры вбирает в себя и трансформирует многое из мировой культуры, создавая при этом свой собственный символический мир, отражающийся в ее поэтических текстах, которые представляют собой системно-структурное образование, внутренне организованное посредством слов-символов.

2. Словесные символы репрезентируются поэтом большим количеством единиц, отбор которых является результатом культурной интерпретации мира, проявляющейся в том, что М.И. Цветаева как творческая личность наряду с общепринятыми знаниями привносит в представление о мире свои частные индивидуальные знания и смыслы, создавая словесные символы. Посредством слов-символов поэт раскрывает тайны мира, постигает несказанное, углубляя и усложняя смысл слова, называет отдельные признаки, лежащие за пределами языка и языкового сознания.

3. В результате анализа 90 поэтических текстов М.И. Цветаевой нами было выявлено 88 слов-символов, которые мы условно распределили в соответствии с их значением по пяти тематическим группам: «чувства и эмоции»; «интеллектуальные действия и состояния»; «действия, деятельность»; «периоды жизни человека»; «внешний мир».

4. Внутри каждой тематической группы выделяются подгруппы с более конкретным значением. Так в тематической группе «Чувства и эмоции», в которую входят 40 словесных символов, нами было выделено семь подгрупп («любовь», «беда», «радость», «сердце», «досада», «ожидание», «внутреннее Я»). Тематическая группа «Интеллектуальные действия и состояния» (30 символов) включает в свой состав шесть подгрупп («поэтический дар / поэт»; «свобода»; «познание»; «воображение»; «поэтическое слово»; «несвобода»). Четыре подгруппы перемещение из одного мира в другой»; «расставание, прощание»; «сила»; «победное торжество») входят в тематическую группу «Деятельность, действия» (14 символов). Тематическая группа «Периоды жизни человека» (2 символа) состоит из двух подгрупп («жизнь», «зрелость»). Тематическая группа «Внешний мир» (2 символа) состоит из одной подгруппы «окружающая действительность».

5. Исследование показало, что посредством слов-символов М.И. Цветаева создает собственный мир, обладающий безграничностью и беспредельностью, нарушающий существующие устои, не всегда прозрачный и понятный, но являющийся альтернативой миру реальному.

6. Словесные символы, созданные и использованные поэтом, - это такой вид знаний, который рождается в результате субъективного видения объективно существующих в мире закономерностей. Примечательно, что в поэтическом творчестве М.И. Цветаевой символами становятся не только слова со значением предметности («волна», «факел», «яблоко»), но и единицы, выражающие действие, состояние («взять»); содержащие указание на предмет («она»).

Заключение

В настоящем исследовании были проанализирована лингвистическая эстетика символизма в поэзии М.И. Цветаевой. Лингвистическая эстетика символизма связана с переосмыслением слова как знака языка в художественном произведении и с преобразованием его [языкового знака] в единицу иного качества — словесный символ, посредством которого поэт создает воображаемый мир.

Проведенное исследование показывает, что поэтические тексты М.И. Цветаевой, выбранные для анализа, относятся к лингвистической эстетике символизма, поскольку в них создание воображаемого мира осуществляется посредством словесных символов.

Слова-символы в качестве центральной категории лингвистической эстетики символизма имеют характерные, только им присущие признаки. Во-первых, они выражают субъективное отношение к миру; во-вторых, реализуют бесконечные смысловые возможности; в-третьих, направлены на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира, передать представление об отношениях и свойствах предметов к действительности (как обобщение множества отдельных впечатлений в форме материально-идеальных образований).

Обладая потенциалом текстовой значимости, слова-символы становятся идейным и композиционным центром художественного произведения, в силу чего текст обретает многомерную структуру.

Исследование показало, что поэтический текст (в котором функционируют слова-символы), представляет собой сложное системно-структурное единство, в котором заложена информация о путях постижения действительности, и обладает универсальными категориями и свойствами: связностью, антропоцентричностью, диалогичностью, социологичностью, интерпретируемостью. Особенностью же текста, в котором содержатся словесные символы, является недоговоренность, рациональная непроясненность высказывания для передачи неявного, тайного, поэтому в нем используется язык намеков и недосказов, формирующий поэтику предельности, направленную на создание условного субъективного мира. Условный символический мир характеризуется следующими свойствами: во-первых, условностью; во-вторых, многомерностью; в-третьих, ирреальностью. Обобщение полученных результатов дало возможность получить более полные сведения о механизме истолкования, с одной стороны, поэтических текстов, в которых имеются слова-символы, с другой - идейно-композиционных компонентов таких произведений.

При создании словесных символов М.И. Цветаева экспериментирует в области поэтической семантики, расширяя экспрессивные и номинативно-изобразительные возможности слова, расширяя ассоциативные ряды, способные вызвать дополнительные значения, неназванные представления.

Рассмотрение и описание слов-символов, использованных автором, позволяет утверждать, что значение слова у М.И. Цветаевой углубляется и усложняется, создавая непередаваемые настроения, основанные на особом состоянии поэтической души. Ее поэтическое слово, наполнившись особым смыслом, становится идейно-композиционным центром произведения, которое представляет собой сложную структуру, внутренне организованную им [словесным символом].

Слова-символы в произведениях М.И. Цветаевой практически не повторяются, а если повторяются, то их значение в следующем тексте расширяется или изменяется, поэтому для выражения одного и того же значения поэт использует разные единицы.

Словесные символы репрезентируются автором большим количеством единиц, отбор которых есть результат культурной интерпретации мира, проявляющейся в том, что М.И. Цветаева наряду с общепринятыми знаниями привносит в представление о мире свои частные индивидуальные знания и смыслы. Как яркий представитель русской культуры, с ее мистикой и суевериями, М.И. Цветаева, вбирает и трансформирует многое из мировой культуры. Обращаясь к символам мировой культуры, поэт создает собственный символический мир. Этот мир отличается драматической напряженностью, открытостью и запредельностью и является альтернативой миру реальному. В нем [условном мире] есть многое: и события внутренней и внешней жизни, и настроения, которые побудили ее [М.И. Цветаеву] творить.

Логика научного познания требует продолжения исследования поэтического наследия М.И. Цветаевой в аспекте лингвистической эстетики символизма. Новыми перспективными целями работы могло бы также стать сопоставление символического мира М.И. Цветаевой с символическим миром других поэтов XX века (И. Анненского, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, В. Брюсова, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба, Вл. Ходасевича). На основе полученных данных можно было бы составить словарь символов поэтов XX века.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бернат, Оксана Станиславовна, 2009 год

1. Абдуллин, А.Р. Культура и символ / А.Р. Абдуллин. - Уфа, 1997. - 216с.

2. Абрамец, И.В. Символ «круг» в лирике А. Блока / И.В. Абрамец // «Филологические науки». 1984. - №6.- С.47-51.

3. Абрамов, С.Р. Герменевтика, интерпретация, текст / С.Р. Абрамов // Лингвистика текста и лингвостилистика. СПб., 1996.

4. Аверинцев, С.С. Символ художественный / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1971. — 350-365

5. Адмони, В.Г. Система форм речевого высказывания / В.Г. Адмони. -СПб.,1994.

6. Азнаурова, Э.С. Прагматика художественного слова / Э.С. Азнаурова. -Ташкент, 1988.

7. Акишина, А.А. структура целого текста / А.А. Акишина. М., 1979. - С. 10-15

8. Амирова, Т.А., Ольховиков, Б.А., Рождественский, Ю.В. Очерки по истории лингвистики / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский. -М., 1975. С. 20-60

9. Анненский, И.Ф. Бальмонт лирик / И.Ф. Анненский // Книги отражений. - М., 1994. - С. 150-159

10. Ю.Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель М., 1657. - С. 640-660

11. П.Арутюнова, Н.Д. Номинация и текст / Н.Д. Арутюнова // Языковая номинация. Виды наименований. -М., 1987. С. 10

12. Арутюнова, Н.Д. Теория метафоры / Н.Д. Арутюнова. М., 1990. - С. 145.

13. Архангельская, Ю.В. О формировании слога в стихах А. Блока /Ю.В. Архангельская // «Русская речь» М.,1990. - № 6. - С. 108 - 112.

14. И.Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма / В.Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики М., 1968. - С. 131-609.

15. Бабенко, Л.Г., Васильев, И.Е., Казарин, Ю.В., Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. -Екатеринбург, 2000. 532с.

16. Бальмонт, К. Элементарные слова о символической поэзии / К. Бальмонт. // Стозвучные песни. Ярославль, 1990. - С. 250-280

17. Баранов, А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста / А.Г. Баранов. Р.-на-Дону, 1987.

18. Барлас, Л.Г. Источники текстовой выразительности / Л.Г. Барлас // Проблема экспрессивной стилистики. М., 1987.

19. Баталова, Т.М. Типология семантических связей в художественном произведении / Т.М. Баталова // Основные понятия лингвостилистики: Межвузовский сборник. Пермь, 1982.-С. 108-113

20. Бахтин, М.М. К эстетике слова. «Контекст 1973» / М.М. Бахтин. - М.,1974.-С. 15-25

21. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. М.,1975.-С. 5-10

22. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. // Работы 20-х годов. -М., 1976. С. 10-40

23. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистики, филологии и других гуманитарных науках / М.М. Бахтин. // Эстетика словесного творчества. -М., 1979.-С. 20-90

24. Бердяев, Н.А. Русская идея: основные проблему русской мысли в XIX веке и начале XX века / Н.А. Бердяев // О России и русской философской культуре. -М.: Наука, 1990. С. 12-260

25. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М., 1998. С. 28-35

26. Брандес, М.П. Стилистический анализ / М.П. Брандес. М., 1990. - С. 45-50

27. Белый, А. Проблема культуры. Символизм как миропонимание / А. Белый. М., 1994. - С. 10-30

28. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста /

29. B.П. Белянин. М., 1988. - С. 12-30

30. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев. М., 1994.1. C.10-60

31. Брудный, А.А. Текст и его смысл / А.А. Брудный // Изв. АН Кирг. ССР. 1973. №6.

32. Булгаков, С.Н. Философия имени / С.Н. Булгаков. М., 1997. - С. 8-14

33. Бурвикова, Н.Д. Текст как объект лингвистического исследования в аспекте описания и преподавания русского языка как неродного / Н.Д. Бурвикова // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. М., 1991. - С. 47-51

34. Ванечкова, Г.Б. Поэзия. Символ. Перевод / Г.Б. Ванечкова. — Прага, 1990.-С. 213-215

35. Вартазарян, С.Р. От знака к образу / С.Р. Вартазарян. Ереван, 1973. -213с.

36. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. -М., 1990. 176с.

37. Вендина, Т.И. Введение в языкознание / Т.И. Вендина. М., 2001. -288с.

38. Веселовский, А.Н. Язык поэзии и прозы / А.Н. Веселовский. -М., 1997. -С. 7-10

39. Викулина, JI.A., Мещерякова, И.А. Творчество М. Цветаевой: проблемы поэтики / Л.А. Викулина, И.А. Мещерякова. М., 1998. - С. 70-75

40. Виноградов, В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. -М., 1979.-С. 1-10

41. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов // Избранные труды М., 1980. - С. 70-90

42. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования / В.В. Виноградов // Исследования по русской грамматике. М., 1975. -559с.

43. Винокур, Т.Г. О. Об изучении языка художественного произведения / Т.Г. Винокур // Избранные работы по русскому языку. М., 1959. -492с.45 .Винокур, Т.Г. Закономерности стилистического использования Языковых единиц / Т.Г. Винокур. М., 1980. - С. 10-40

44. Воскресенская, М.А. Символизм как мировидение серебряного века / М.А. Воскресенская // Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков. М.: Логос, 2005. - 235с.

45. Гак, В.Г. К проблеме семантической синтагматики / В.Г. Гак // Проблемы структурной лингвистики. М., 1972. - С. 143-154

46. Гадамер, Х.Г. Актуальность прекрасного / Х.Г. Гадамер. М,, 1991.

47. Танеев, Б. Язык / Б. Танеев. Уфа, 2001.- 272с.

48. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. М., 1981.51 .Гачев, Г.Д. литература и философия на рубеже XIX-XX в. / Г.Д. Гачев // На рубеже веков. М.: ИСБ, 1989. - С. 24-50

49. Гегель, Г. Философия духа / Г. Гегель // Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977. - С. 10-80

50. Гете, И.-В. Избранное / И.-В. Гете. М., 1985. -Т.1. - 223с.

51. Гиндин, С.И. Что такое текст и лингвистика текста / С.И. Гиндин // Аспекты изучения текста: сб. научных трудов. — М., 1981. С. 10-45

52. Гируцкий, А.А. Общее языкознание / А.А. Гируцкий. Минск, 2001. -303 с.

53. Гончарова, Е.А. Интерпретация художественного текста / Е.А. Гончарова-М., 1985.-С. 2-10

54. Горнфельд, А.Г. О толковании художественного произведения / А.Г. Горнфельд // Пути творчества. — Пг., 1922. — С. 95-153

55. Григорьев, В.П. Поэтика слова / В.П. Григорьев. М., 1979. - 167с.

56. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. М., 1995.-С. 30-89

57. Гумбольдт, В. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. М., 1985.-С. 5-80

58. Гурмон, Р. де. Книга масок / Р. де Гурмон. Томск: Водолей, 1996. - С. 3-45

59. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. М., 1994.

60. Дейк ван Т.А. Язык. Коммуникация. Познание / Т.А. ван Дейк. М., 1989.-С. 7-65

61. Дорошевский, В. Элементы лексикологии и семиотики / В. Дорошевский. -М.: «Прогресс», 1973. -285с.

62. Зубова, JI.B. Поэзия М. Цветаевой. Лингвистический аспект / Л.В. Зубова. -М., 1989. С. 5-6069.3убова, Л.В. Лингвистический аспект поэзии М. Цветаевой: Автореферат диссертации доктора филолог, наук / Л.В. Зубова. — М., 1990. С.10-15

63. Иванов, Вяч. Собрание сочинений / Вяч. Иванов. Брюссель, 1974, Т.1. - С. 500-600

64. Иванов, Вяч. Две стихии / Вяч. Иванов // Родное и вселенское. М., 1994.-С. 140-156

65. Казарин, Ю.В. Филологический анализ поэтического текста / Ю.В. Казарин. М., 2004. - 431с.

66. Кассирер, Э. Philosophie der symbolischen Formen / Э. Кассирер. М., 1923.

67. Киселева, Р.А. Идентификация подтекста с помощью слов-символов / Р.А. Киселева // Системный анализ художественного текста. Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1989. - С. 46-57

68. Кирюнина, Т.Б. Сюжет, деталь и способы символизации в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Лебединый стан». Автореферат диссертации кандидата филолог, наук / Т.Б. Кирюнина. М., 2000. - 22с.

69. Ковалевская, Е.Г. Семантическая структура и стилистическая функция слова / Е.Г. Ковалевская // Языковое значение. Л., 1976. - С. 10-47

70. Ковтунова, И.И. Поэтический синтаксис / И.И. Ковтунова. М., 1986. -С. 4-74

71. Кожевникова, К. Об аспектах связности в тексте как в целом / К. Кожевникова // Синтаксис текста. М., 1979. - С. 10-70

72. Колобаев, В.К. Факторы, влияющие на восприятие и понимание иноязычного текста / В.К. Колобаев // Понимание и интерпретация текста: сб. научных трудов. Тверь, 1994. - 168с.

73. Коркина, Е.Б. Примечания / Е.Б. Коркина // Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л, 1990. - С. 3-7

74. Лагутина, И.Н. Образ-символ в поэтике Гете. / И.Н. Лагутина // Вестник Моск. ун-та: Серия 9: Филология. 1991. - №1. - С. 5-15.

75. Ларин, Б.А. Учение о символе в индийской поэтике / Б.А. Ларин // Поэтика: Сб. статей Л., 1927. с. 14-40

76. Ларин, Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б.А. Ларин. — Л., 1974. -С. 10-50

77. Левицкий, Ю.А. Проблема типологии текстов / Ю.А. Левицкий. -Пермь, 1998.-С. 14-56

78. Леднев, А.В. Русский символизм / А.В. Леднев // Русская литература серебряного века. М., 1997. - С. 27-37

79. Лепилова, К. Моравские переводчики на чешский язык и юная Марина Цветаева / К. Лепилова. Острава, 2004. - С. 109-120

80. Лифшиц, М. От романтиков до сюрреалистов / М. Лифшиц. — Л., 1934. -С. 10-100

81. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. -М., 1982. С. 3-154

82. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. М. 1976. - С. 20-45

83. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике / А.Ф. Лосев. М.: СПб., 1990. - С. 38-39

84. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М., 1993.-С. 10-30

85. Лосев, А.Ф. Проблема художественного стиля / А.Ф. Лосев. Киев, 1994.-С. 24-85

86. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. Л., 1972.

87. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Внутри мыслящих миров: Человек Текст - Семиосфера - История. - М., 1996. -С. 139-149.

88. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб., 1998. - С. 10-78

89. Лукин, В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа / В.А. Лукин. М, 1999. - С.21-64

90. Лыков, А .Г. Современная русская лексикология / А.Г. Лыков. М., 1975.-С. 14-87

91. Маковский, М.М. Символы жизни и жизнь символов /М.М. Маковский // Язык миф - культура. - М., 1996. - С.5-87.

92. Малявин, Д.В., Завгородная, М.Б. Модальность слова и окказиональная актуальность слова / Д.В. Малявин, М.Б. Завгородная // Исследования целого текста: тезисы докладов и сообщений совещания. — М., 1986. -С. 45-49

93. Мандельштам, О.Э. Слово и культура. О поэзии. Разговор о Данте / О.Э. Мандельштам // Статьи. Рецензии. М., 1987. - с. 12-87.

94. Маслова, В.А. Поэт и культура / В.А. Маслова // Концептосфера Марины Цветаевой. М., 2004. - 256с.

95. Мережковский, Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. // Русская литературная критика конца XIX начала XX века: Хрестоматия. - М., 1982. - С. 266-270

96. Минц, З.Г. Поэтика символизма / З.Г. Минц. СПб, 2000. - С. 100130

97. Мукаржовский, Я. Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты / Я. Мукаржовский // Труды по знаковым системам / отв. Ред. З.Г. Минц. Тарту, 1975. Вып. 7.

98. Мурзин, JI.H. О степенях свободы языка / Л.Н. Мурзин // Русское слово в языке к культурной среде. Памяти Э.В. Кузнецовой. -Екатеринбург, 1977.

99. Невзглядова, Е.В. Проблема стиха / Е.В. Невзглядова // Русская литература, 1994. №4. с. 15-25

100. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения: Уч. Пособие / М.В. Никитин. М., 1988. - 168с.

101. Новиков, Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста /Л.А. Новиков.-М., 1979.-С. 16-17

102. Новиков, А.И. Семантика текста и ее формализация / А.И. Новиков. -М., 1983.-С. 25-27

103. Николаева, Т.Н. Лингвистика текста / Т.Н. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. -М., 1978. Вып. 8. С.7-50

104. Обломиевский, Д.Д. Французский символизм / Д.Д. Обломиевский. -М.: Наука, 1973. С. 271-280

105. Образ // Словарь литературоведческих терминов. М., 2000. - 1462с.

106. Осипов, Б.И. Метафора и символ (терминологический аспект) / Б.И. Осипов // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. Омск, 1994. - С. 45-70

107. Осипов, Б.И. Метафора и символ (терминологический аспект) / Б.И. Осипов // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. Омск, 1994. - С. 45-70

108. Откупщикова, М.И. Синтаксис связного текста / М.И. Откупщикова. -М, 1982. С.14-64

109. Григорьева, В.П Очерки истории язык русской поэзии XX века / В.П. Григорьева // Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1994. - С. 40-47

110. Пайман, А. История русского символизма / А. Пайман. М., 1998. -С. 3-50

111. Палиевский, П.В. Художественное произведение / П.В. Палиевский. -М., 1979.-С. 57-60

112. Пастернак Б.Л. Люди и положения / Б.Л. Пастернак // Новый мир. -М., 1967, №1. С. 20-30

113. Пестова, О.Г. Символическое значение слова как особый объект лингвистической семантики. Дисс. канд. филол. наук / О.Г. Пестова -Воронеж, 1988. 162с.

114. Пищальникова, В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста / В.А. Пищальникова. Барнаул, 1984. - С.45-67

115. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: учебное пособие. Барнаул, 1992. - С. 14-58

116. Попова, З.Д. Фразеология и символика вещей / З.Д. Попова // Проблемы русской фразеологии. Тула, 1979. - С.5-9.

117. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения). Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1984.- 148с.

118. Потебня, А.А. Из лекций по истории словесности / А.А. Потебня // Эстетика и поэтика. М.,1976.

119. Потебня, А.А. Полное собрание трудов: Мысль и язык / А.А. Потебня. -М., 1999. 300с.

120. Раков, В.П. Меон и стиль М. Цветаевой / В.П. Раков // К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания Серебряного века. Иваново, 1998.-С. 100-125

121. Ревзина, О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и описание поэтического идиолекта / О.Г. Ревзина // Дис. д-ра филологич. наук в форме научного доклада М., 1998. - С. 10-90

122. Реформатский, А.А. Введение в языковедение А.А. Реформатский. -М., 2001. 536с.

123. Рубцов, Н.Н. Символ в искусстве и жизни / Н.Н. Рубцов. М., 1991. - С.10-50.

124. Сахарный, Л.В. Человек и текст: две грамматики текста / Л.В. Сахарный // Человек. Текст. Культура. — Екатеринбург, 1992. С. 15-90

125. Свасьян, К.А. Проблема символа в современной философии / К.А. Свасьян. Ереван, 1980. - 143с.

126. Сергеева, Е.В. Метафора и метафора-символ в поэтических циклах А.А. Блока / Е.В. Сергеева // Диссертация канд. филолог, наук. Л., 1990.-С.5-75

127. Серова, М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве М. Цветаевой / М.В. Серова // Научно-методическое пособие. Ижевск, 1997. - С. 100-135

128. Сидоров, Е.В. Проблемы речевой системности / Е.В. Сидоров. М., 1987.-140 с.

129. Символ // Словарь литературоведческих терминов. М., 2000.-1462с.

130. Символ // Словарь западной философии. М., 1991. - С. 270-280

131. Символизм // Словарь литературоведческих терминов. М, 2000. -1462с.

132. Слезкина, М.Г. Семантика и символика прилагательного желтый в русском языке (в семасиологическом и ономасиологических аспектах):

133. Дисс. кандидата филолог, наук / М.Г. Слезкина. Екатеринбург, 2005. -22с.

134. Смирницкий, А.И. Объективность существования языка / А.И. Смирницкий. М., 1954. - С. 14-78

135. Солганик, Т.Я. От слова к тексту / Т.Я. Солганик. М., 1993. - С. 445

136. Сологуб, Ф. Творимая легенда / Ф. Сологуб. М., 1991, кн.2. - С. 183-185

137. Сорокин, Ю.А. Текст, цельность, связность, эмотивность / Ю.А. Сорокин // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. -М., 1982.-С. 4-56

138. Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М., 1977. -С. 10-120

139. Стояновский, М.Ю. Символ у Вяч. Иванова: Традиции и специфика. Автореферат дис. кандидата филолог, наук / М.Ю. Стояновский. М., 1996.-22с.

140. Тарланов, З.Г. Методы и принципы лингвистического анализа / З.Г. Тарланов. Петрозаводск, 1979. - С. 12-16

141. Тахо-Годи, А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе / А.А. Тахо-Годи // Вопросы классической филологии. Вып. 1- М., 1980. -С. 16-57

142. Тодоров, Ц. Теория символа / Ц. Тодоров. М., 1998. - 427с.

143. Толмачев, В.М. К вопросу о типологии символа / В.М. Толмачев. // Лосевские чтения: образ мира структура и целое. - М., 1999. - с. 1090

144. Томашевский, Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии / Б.В. Томашевский. — М., 1959.

145. Тростников, М.В. Поэтология / М.В. Тростников. М., 1997. - С. 4585

146. Тураева, З.Я. Лингвистика текста / З.Я. Тураева. М., 1986. - С. 1723

147. Турбина, О.А. Принципы изучения лингвистической имплицитности / О.А. Турбина // Вопросы лингвистики и методики преподавания языков в вузе. Челябинск, 2002.

148. Турбина, О.А., Савельева, О.А. Принцип классификации текстовых связей / О.А. Турбина, О.А. Савельева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика», выпуск 3. -Челябинск, 2006. С. 53-58

149. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного языка / Ю.Н. Тынянов. -М., 1965.-С. 287

150. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы / Ю.Н. Тынянов. Кино. -М., 1977.-574с.

151. Уваров, Л.В. Образ. Символ. Знак / Л.В. Уваров. Минск, 1967. - С. 100-106

152. Ужаревич, Й. Проблема поэтической функции / Й. Ужаревич // Роман Якобсон. Тексты, документы, исследования. -М., 1999. 918с.

153. Фарыно, Е. Из заметок по поэтике Цветаевой / Е. Фарыно // Wiener Slawistischer Almanach, 1981. Bd. 3. S.40-50

154. Флоренский, П.А. Мысль и язык: Имясловие как философская предпосылка / П.А. Флоренский. М., 1990. - С. 12-41

155. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. М., 1990.-С. 5-10

156. Фридрих, С.А. О символизации значения языковых единиц / С.А. Фридрих // Слово в парадигматике и синтагматике. Саранск, 1984. -156с.

157. Хмелева, А.П. Интерпретация художественного символа / А.П. Хмелева // Проблема интерпретации в истории науки и философии: Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1985. - С. 134 - 145.

158. Ходасевич, В. Конец Ренаты. / В. Ходасевич // Колеблемый треножник. М; СПб, 1991. - С.260-269

159. Хованская, З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения / З.И. Хованская. Саратов, 1975. - 370с.

160. Цветаева, А.С. Воспоминания / А.С. Цветаева. М., 1995. - 245с.

161. Цветаева, М.И. Автобиографическая проза / М.И. Цветаева // Собрание сочинений. -М., 1997. Т. 5, кн. 1. 10-100

162. Цветаева, М.И. Сочинения: В 2-х т. / М.И. Цветаева М., 1988. -978с.

163. Цветаева, М.И. Поэзия / М.И. Цветаева. Кишинев, 1983. - 351с.

164. Zwetajewa, Marina. Gedichte Prosa / Marina Zwetajewa. - 1987. - 366s.

165. Цветаева, М.И. Об искусстве / М.И. Цветаева. М., 1991. - С. 10-90

166. Цветаева, М.И. Письма к Наталье Гайдукевич / М.И. Цветаева. М., 2002.- С. 50-81

167. Цветкова, М.В. Стихотворение М. И Цветаевой «Рас-стояние: версты, мили.» и его перевод на английский язык / М.В. Цветкова // Вестник Воронежского государственного университета. Воронеж, 2002. - С.40-45

168. Черемисин, П.Г. О соотношении курсов «Стилистика» и «Лингвистически анализ текста» / П.Г. Черемисин // РяШ, 1974, №2. -С. 21-25

169. Чернухина, И.Я. Лингвистический анализ русской поэтической речи / И.Я. Чернухина. Воронеж, 1982. - С. 10-15

170. Чернухина, И.Я. Общие особенности поэтического текста (лирика) / И.Я. Чернухина. Воронеж, 1987. - С. 45-75

171. Чернухина, И.Я. Основы контрастивной поэтики / И.Я. Чернухина. -Воронеж, 1990.-С. 15-25

172. Черных, Н.В. Семантическая емкость слова в рамках теории семантического поля (на материале поэзии М. И. Цветаевой) / Н.В. Черных // Дисс. канд. филол. наук. Р.-на-Дону, 2003. - 211с.

173. Шабанова, Н.А. Традиционное и индивидуальное в семантической структуре символа (на материале символа «роза» в русской поэзии) / Н.А. Шабанова // Дисс. канд. филол. наук. Саратов, 2000. - 231 с.

174. Шанский, Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста / Н.М. Шанский. М., 2002. - 222с.

175. Шапир, М.И. «Граматика поэзии» и ее создатели: (Теория «поэтического языка» у Г.О. Винокура и P.O. Якобсона) / М.И. Шапир // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1987. Т. 46, №3. С. 221-226

176. Шапир, М.И. Проблема границы стиха и прозы в свете лингвистического учения P.O. Якобсона / М.И. Шапир // Роман Якобсон. Тексты, документы, исследования. — М., 1999. 918с.

177. Шелестюк, Е.В. О лингвистическом использовании символа / Е.В. Шелестюк // В.Я. 1997.-№4. С.120-131

178. Шелестюк, Е.В. О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа / Е.В. Шелестюк // Язык. Культура. Коммуникация. Материалы международной научной конференции. Челябинск, 2004. -С. 178-186

179. Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления / Л. Шестов. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1991. - С. 50-75

180. Щедровицкий, ГП. Смысл и значение / Г.П. Щедровицкий // Проблемы семантики. М., 1974.

181. Щерба, JI.B. Избранные работы по русскому языку / JI.B. Щерба. -М., 1967.

182. Шкловский, В.Б. Искусство как прием / В.Б. Шкловский // Сборники по теории поэтического языка. Вып. 2. Петербург, 1917. - С.4

183. Шкуратова, Т.А. Семантические особенности поэтических символов Т.А. Шкуратова // Дисс. канд. филол. наук. Р.-на-Дону, 2000. - 221с.

184. Шмидт, С.Г. Структура символа и номинативные ряды / С.Г. Шмидт // Функционирование языкового знака в тексте: Сб. науч. трудов. -Ташкент, 1992. С. 56 - 62.

185. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. Л., 1969. - С. 4-44

186. Эйхенбаум, Б.М. О прозе и поэзии: сборник статей / Б.М. Эйхенбаум. -Л., 1986.-С. 12-54

187. Ягупова, Л.Н. Роль бивербальных структур в поэтическом тексте / Л.Н. Ягупова // Грамматика и текст: сб. научных трудов. — М., 1991. -С. 10-41

188. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм «за» и «против». М., 1975. - С. 200-225

189. Якобсон, P.O. Работы по поэтике / P.O. Якобсон. М., 1987.

190. Якобсон, P.O. Речевая коммуникация / P.O. Якобсон // Избранные работы.-М., 1985.-с. 300-315

191. Якобсон, P.O. Тексты, документы, исследования / P.O. Якобсон. -М., 1999.-918с.

192. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. -М., 1986.

193. Яроциньский, Ст. Дебюсси, импрессионизм и символизм / Ст. Яроциньский. М.: Прогресс, 1978. - С. 50-55

194. Behrmann, A. Einfuhrug in die Analyse von Prosatexten / A . Behrmann -Stuttgart, 1968.-S.10-50.

195. Hansen-Love, A. Der russische Formalismus / A Hansen-Love. W., 1978.-S. 47-54

196. Jakobson, R. Two Aspects of Language and Two Types of Aphasic Disturbances 1954. / R Jakobson // Halle M. Fundamentals of Language. -'s-Gravenhage? 1956. -R, 53-82

197. Peacock, R. Proleme des Musikalischen in der Sprache / R Peacock // Weltliteratur. Festgabe fur F. Strich zum 70. Geburstag. Bern, 1952. - S. 50-57

198. Ricoeur, P. The Problem of Double-sense as Hermeneutic problem and as semantic problem / P Ricoeur // Myths and Symbols. Chicago, 1969. - 1741. P

199. Semenjuk, N.N. Sprachnormung im Aspekt der kulturell-historischen Enwicklung. / N.N. Semenjuk // Das Wort. Germanistisches Jahrbuch. Deutschland — Sowjetunion, 1992. S. 14-25

200. Whorf, B.L. Language, Thought and Reality // B.L. Whorf. Boston: M.I.T. Press, 1958 - S. 16-54.

201. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ

202. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М., 1966. - 564 с.

203. Бидерман Г. Энциклопедия символов / Г. Бидерман. М.: Республика, 1996. - 333 с.

204. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2000. - 1535с.

205. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. / Главный редактор Ярцева В.Н. М, 1998. - 684с.

206. Комплексный учебный словарь: Лексическая основа русского языка / Под ред. д.ф.н., профессора Морковкина В.В. М., 2004. - 873с.

207. КопалинскиЙ В. Словарь символов / В. Копалинский — Калининград, 2002. 263 с.

208. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1994.-796с.

209. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова М., 1999, 2001. - 944с.

210. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В.В. Похлебкин. М.: «Международные отношения», 2-е изд-е, 1994. -560 с.

211. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под общ. ред. Толстого Н.И. Т. 2. М.: «Международные отношения», 1999. - 704 с.

212. Словарь литературоведческих терминов. М., 1978. - 509с.

213. Словарь современного русского литературного языка: в 17т./ под ред. Бабкина A.M., Сорокина Ю.С. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948 - 1965.

214. Современная Западная философия. Словарь. М., 1991.

215. Современный словарь иностранных слов. -М., 2003. 959с.

216. Тематический словарь русского языка. М., 2000. - 557с.

217. Тресиддер Д. Словарь символов. М, 2001

218. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т / Фасмер М. М.: Прогресс, 1987.

219. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 1 / П.Я. Черных. -М.: «Русский язык», 1993. 832 с.

220. СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

221. БЭС Большой энциклопедический словарь. Языкознание.

222. БАС Словарь современного русского литературного языка: в 17 т.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.