Литературные портреты в прозе М. Горького 1890-1920-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Мухонкин, Марат Шамилевич

  • Мухонкин, Марат Шамилевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 172
Мухонкин, Марат Шамилевич. Литературные портреты в прозе М. Горького 1890-1920-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2007. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мухонкин, Марат Шамилевич

Введение.

Глава I. Литературный портрет в теоретическом и историко-литературном изучении

§1. Жанр литературного портрета в исследованиях отечественных литературоведов XX века

§2. Проблематика и поэтика цикла литературных портретов в прозе

М.Горького.

§3. Особенности эволюции стилевой системы М.Горького.

Глава II. Специфика приёмов литературного портретирования в художественной прозе М.Горького.

§1. Романтические и религиозные аспекты портрета в романе М.Горького

Мать»

§2. Цикл «По Руси»: синкретизм принципов романтического и реалистического портретирования

2.1. «Зоологические» мотивы портретирования как приём помещения персонажа в романтическое/реалистическое стилевое поле.

2.2. Цветовые характеристики в структуре портрета.

§3. «Дело Артамоновых»: реалистическая доминанта портрета.

Глава III. Специфика жанра литературного портрета в прозе

М.Горького.

§1. Стилевая мимикрия как приём создания литературного портрета (на материале очерков «Н.Е.Каронин-Петропавловский», «М.М.Коцюбинский»,

Л.Н.Андреев», «А.П.Чехов», «С.Есенин»).

§2. Агиографические мотивы литературных портретов.

2.1. «Житие» писателя (на материале очерков «Н.Е.Каронин-Петропавловский», «М.Ю.Коцюбинский», «А.П.Чехов», «В.Г.Короленко», «О Стасове», «[Кнут Гамсун]»).

2.2. «Житие» революционера (на материале очерков «В.И.Ленин», «Митя Павлов», «Леонид Красин», «А.Панов», «Н.Ф.Анненский», «М.Вилонов», «И.И.Скворцов», «О Викторине Арефьеве», «Иван Вольнов», «Камо», «Савва

Морозов»).

§3. Женские образы в цикле литературных портретов

М.Горького.

§4. Литературные портреты поэтов.

§5. Литературные портреты «антиреволюционеров».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературные портреты в прозе М. Горького 1890-1920-х гг.»

В последние годы - после периода далеко не всегда обоснованного ниспровержения вершин советской литературы - вновь намечается возрастающий интерес к творчеству ряда произвольно забываемых классиков.

Среди них особое место занимает фигура М.Горького, крупнейшего советского писателя, публициста, литературного организатора, в ряду новых исследователей которого сегодня обнаруживаются известные современные литературоведы, критики, такие, как, например, П.Басинский1 (утверждающий актуальность этого писателя для нашего времени), И.Есаулов2, И.Сухих3.

Причины «ниспровержения», отодвигания на периферию литературного процесса такого писателя, как Горький, по всей видимости, лежат в одностороннем изучении его творчества в советские годы - только с точки зрения известной идеологии. Сегодня явно назрела необходимость изучать Горького, мастера русской литературы, иначе - в большей степени с опорой на анализ конкретных аспектов поэтики (при этом, конечно, не умаляя естественного наличия самых разных объективных обусловленностей)4. Этим положением и определяется актуальность предлагаемой работы.

Новизна работы определяется предложенным в ней ракурсом анализа приемов литературного портретирования: во-первых, осмыслением

1 Басинский П. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005.

2 Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М.Горького «Мать» // Вопросы литературы, 1998.

3 Сухих И. Между Марксом и Богоматерью (1906-1907. «Мать» М.Горького) // Звезда, 1998. №10.

4 Минералов Ю. И.: «Изучение идеологической стороны литературы - «мировоззрения писателя», темы «писатель и общество», «партийности литературы», ее «классовости» и т. п., разумеется, может и должно иметь место (например, в сфере социологии), но как прикладное, а не основное направление исследования литературы в теоретическом и историческом аспектах» (Минералов 10. И. Краткая история русской литературы XVIII века, //http: //mineralov.narod.ru/programl 8.htm). 4 специфики литературного портрета как в художественной, так и в документальной (очерковой) прозе М. Горького; во-вторых, именно вопрос о проблематических и стилистических доминантах цикла литературных портретов писателя и цикла набросков к литературным портретам является в науке до сих пор недостаточно исследованным.

Объектом исследования являются литературные портреты М.Горького 1890-х-1920-х гг. - при двойном понимании термина «литературный портрет» (средство характеристики персонажа и жанр художественной прозы), - а предметом - в широком смысле - приёмы горьковского портретирования.

Принцип отбора материала определяется необходимостью максимально внятно показать темпорально-динамический синтез романтического и реалистического мировидения писателя в перечне приёмов его портретирования и необходимостью более глубоко исследовать вторую составляющую вопроса о портрете в творчестве М.Горького - жанровую.

Среди произведений, детально рассматриваемых в работе, - романы «Мать», «Дело Артамоновых», цикл рассказов «По Руси», цикл литературных портретов и набросков к литературным портретам. По нашему мнению, указанные произведения и временной отрезок, взятый для исследования, наиболее полно и адекватно позволяют проанализировать специфику горьковских литературных портретов. Во-первых, удвоение объекта работы (портрет при двойном понимании) предоставляет возможность максимально охватить весь пласт приёмов портретирования писателя. Во-вторых, что касается, художественной прозы, для анализа избраны произведения, в первую очередь, чётко соответствующие условным периодам (разнящимся преобладанием романтических/реалистических стилевых тенденций) в творчестве Горького, и при этом произведения, являющиеся определённо качественными с литературной точки зрения.

Цель работы: определить специфику приемов литературного портретирования в творческой эволюции М.Горького, выявить ранее не изучавшиеся приёмы создания литературных портретов (набросков к портретам) в творческом наследии писателя.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- определить и охарактеризовать основные теоретико-литературные и историко-литературные подходы к изучению основных приемов литературного портретирования и жанра литературного портрета;

- проследить историю и проанализировать практику обращений М.Горького к жанру литературного портрета;

- охарактеризовать эволюцию макро- и микростилевых решений Горького в сфере литературного портретирования (на материале художественной прозы);

- охарактеризовать приемы совмещения романтических и религиозных аспектов портрета в романе «Мать»;

- проанализировать специфику романтико-реалистического портретирования в цикле «По Руси», в том числе сквозь призму приёмов создания портретной характеристики, оставшихся на периферии изучения поэтики этого произведения: вопросов «зоологической» атрибутики портрета и его цветовых характеристик;

- показать черты реалистического портретирования в романе «Дело Артамоновых»;

- рассмотреть основные особенности стилизации («стилевой мимикрии») в жанровой структуре литературных портретов Горького;

- выявить религиозные мотивы, актуализируемые жанром литературного портрета в творчестве Горького, определить точки соприкосновения портретов писателей и революционеров с агиографической жанровой схемой;

- охарактеризовать специфику женских портретов в цикле литературных очерков Горького;

- охарактеризовать специфику набросков к портретам поэтов и «антиреволюционеров».

Теоретическая база исследования определяется работами, Д.С.Лихачёва1, ЛЛ.Гинзбург2, В.П.Трыкова,3 А.В.Ярковой4 и др. - из области истории и теории художественно-документальной и мемуарной литературы; и работами из области изучения конкретных жанров и принципов портретирования, осуществлёнными М.И.Андрониковой5, В.С.Бараховым6, Б.Галановым7, Т.М.Колядич8, И.Шайтановым9 и др.

В основу работы легли также исследования учёных, посвящённых непосредственно творчеству М.Горького, в том числе в аспекте бытования в нём (творчестве) жанра литературного портрета. Среди них - исследования B.C. Барахова, В.Я. Гречнева10, А.А. Газизовой, В.А Лазарева, И.Г. Минераловой11, В А. Славиной, Е.Б. Тагера12,, Л А. Трубиной, и др.

Практическая ценность исследования обусловлена возможностью использования её материалов в курсе изучения истории литературы XX века.

1 Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Ленинград, 1967.

2 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

3 Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. Автореферат диссертации на соискание уч. ст. док. филологических наук. МПГУ. М., 1999.

4 Яркова А.В. Жанровое своеобразие творчества Б.К.Зайцева 1922-1972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. Монография. СПб, 2002.

5 Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975; Андроникова М. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. М., 1974.

6 Барахов В. Искусство литературного портрета. М., 1976; Барахов В. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Л., 1985.

7 Галанов Б. Искусство портрета. М., 1967.

8 Колядич Т.М. Мемуарно-биографические произведения 70-х гг. (проблематика и жанр). Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. филологических наук. МПГИ. М., 1979.

9 Шайтанов И. «Непроявленный жанр», или Литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. № 2. С.50-77.

10 Гречнев В. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького: Воспоминания о писателях. М., 1964; Гречнев B.C. О жанре литературного портрета у М.Горького // Русская литература, 1961. №3.

11 И. Г. Минералова. Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX веков). М., 1991; Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова. История русской литературы XX века (1900 — 1920-е годы). М., 2004.

Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель, 1988; Тагер Е. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького// О художественном мастерстве М.Горького. М., 1960; Тагер Е. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964.

Наблюдения и выводы, сделанные в работе, могут расширить представления о творчестве М.Горького в школьном образовании; оказать помощь при составлении или корректировке основы элективного курса для старшеклассников по изучению как известных, так и остающихся на периферии изучения произведений этого автора; предложить новые подходы к анализу некоторых известных произведений писателя.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мухонкин, Марат Шамилевич

Заключение

В осуществлённом исследовании мы рассматривали литературный портрет с двух позиций: как одно из средств характеристики персонажа и как один из жанров мемуарной литературы, соответственным образом выстраивая работу.

Обозначив особенности эволюции стилевой системы исследуемого автора, заключающиеся - условно - в выборочном синтезе романтического (представленного такими приёмами, как лирическое окрашивание текста; обращение к романтической символике; внедрение в текст активного авторского «я» и т.д.) мировидения и реалистического (представленного такими приёмами, как установка на простоту и ясность повествования, на точность слова, афористичность; превращение реплики в «жест»; «инсценировка» повествования; «удаление» автора из текста и т.д.), -синтеза, который присутствует в большинстве произведений писателя, мы проанализировали, традиционно привязав выбранные произведения к определённым этапам творчества Горького (выделенным на основании преобладания в текстах, в эти этапы попадающих, романтических или реалистических элементов), проанализировали сквозь призму приёмов создания портретной характеристики - роман «Мать», цикл рассказов «По Руси» и роман «Дело Артамоновых».

В портретах романа «Мать», по нашему мнению, оказывается актуализированным сопряжение романтического и религиозного элементов, совмещающихся в творческом сознании Горького в сфере совпадения революционно-романтических и, одновременно, христианских идей мессианского преображения мира, стремления к свободе, богочеловека/человекобога.

Романтическая стилевая стихия, постепенно разворачивающаяся в романе и вытесняющая реалистическую, оказывает непосредственное влияние на изменения сущности героев и их внешнего вида, снимая проявления невольной звериной жертвенности и «серости» существования и предлагая романтическую свободу жертвы добровольной, перемещая героев из коллективного животного бытования в соборное христоподобное.

Вытеснение реалистического из романа происходит за счёт интенсификации романтических приёмов изображения: эмоциональное «истолковывание»; задействование символики огня, света, горения; наделение героев мотивами яркости, оппозиционными безликости персонажей, связанных с властью.

В цикле «По Руси» романтическое и реалистическое относительно равноправны. Проанализировав один из основных моментов портретной характеристики - «зооатрибутику» образов персонажей, мы пришли к следующим выводам: сравнение персонажей с животными, птицами, насекомыми, растениями позволяет писателю встроить их в романтическое/реалистическое стилевое поле; близость героев цикла к миру природы констатирует снижающее реалистическое уравнивания человека и животного; «романтизм» - в виде «зоосравнений» - становится в тексте метой деградации героя. Среди проявлений названного приёма: сжатая во времени, плотно насыщенная событиями эволюция портрета персонажа «от животного к человеку»; создание портрета за счёт прямого и косвенного (через персонажей - констатация возможной неприглядности облика и короткая филиппика в адрес противника) именования персонажей зверями; наделение животных чертами людей, вытекающее из единства эмоционально-романтической материальности текста, которая фиксирует интеграцию человека в природный мир; стирание границ между разными видами животных при портретировании человека и животного; составление «механического» портрета героя при компоновке его облика из «составных частей» нескольких животных; портретирование - через семантически ориентированное на акцентуацию «зоологических» мотивов название рассказа, через обращения к традиционным для животного мира конфликтам, через «заражение» животными чертами одних персонажей другими; создание авторской символики, материализующейся в обликах героев, и т.д.

Проанализировав цветовую характеристику в структуре портрета цикла «По Руси», мы пришли к следующим выводам: создавая портреты, Горький пользуется ограниченным набором цветов (синий/голубой, серый, золотой, рыжий, светлый, прозрачный); серый цвет символизирует в тексте обыденность, мещанство, холодность, животность, страх, временность и немощь плоти и находится в оппозиции к цвету синему/голубому - цвету, символизирующему мудрость, гармонию, чистоту, возвышенность устремлений и проч., он может становиться символом гибели, материализоваться в слова; серый и синий цвета могут соперничать друг с другом через людей, в чьих портретах они присутствуют; серый цвет может выступать в роли мечты, «спасителя» для персонажа, поневоле вынужденного иметь символизирующий в тексте чувственность красный цвет в портрете; красный - находится в противостоянии мещанскому в рассказе; рыжий цвет символизирует энергию, витальность, - цвет, «борющийся» с серым цветом; золотой цвет - для создания портретов святых; в тексте может осуществляться передача золотого цвета близким к его носителю персонажам и т.д.

Кроме того, проанализировав цветовую составляющую портретов цикла «По Руси», можно сделать вывод о «соревнующихся» интенциях в мировоззрении и мироощущении самого Горького. Золотой, синий, рыжий, серый цвета, находящиеся в цикле в исключительном положении, - за почти полным отсутствием иных цветов - как бы составляют иерархию ориентиров писателя. Золотой, синий, рыжий цвета маркируют элементы романтического в персонаже: его возможную в разной степени иномирность или надмирность, внутреннюю лирическую страстность, скрытую эмоциональную силу, частичную гармоничную соприродность. Выразителем романтической «ночной стороны души» - душевной и умственной пассивности человека по Горькому - персонажа является в цикле «По Руси» серый цвет.

В романе «Дело Артамоновых» очевидно преобладание реалистической тенденции портретирования. Одной из главных особенностей портретной характеристики персонажа является наличествующая в ней установка на показ внутреннего разложения героев: гибнущие персонажи романа проходят, отражаемую в портрете, дорогу от наполненности силой, здоровьем, внутренней молодостью до уродства, которое обуславливается неправедным существованием, наказанием за косвенные и прямые убийства рода, составляется из черт, переданных от образов артамоновских жертв. Образы персонажей сопрягаются с мотивами «округлости», «жирности», «масленности», «зоологическими» мотивами в портрете и др., которые они не в состоянии избыть и т.д.

Обозначив основные историко-литературные и теоретические вопросы и проблемы (в частности, проблему отграничения этого жанра от смежных ему в рамках художественно-документальной и мемуарной прозы и др.), связанные с жанром литературного портрета и отметив специфику его бытования в творчестве Горького, ключевые моменты проблематики и поэтики литературных портретов писателя (установка на поиск и показ нового, «революционного» человека, обладающего рядом возвышающих его качеств; синтез типизации и сохранения индивидуальности героя; бессюжетность и свободная композиция; предпочтение жеста - поступку, высказывания - диалогу, крупного плана - общему; индивидуализация речи персонажей и т.д.), мы проанализировали ряд конкретных горьковских литературных портретов и набросков к портретам в аспекте моментов, которые оставались на периферии исследований.

Одним из обойдённых пристальным внимание изучавших приёмы создания литературных портретов Горького является приём стилевой мимикрии, или стилизации, приём, в какой-то степени соотносимый с реалистическим удалением авторского «я» из текста.

Рассмотрев специфику функционирования стилевой мимикрии в некоторых портретах, мы пришли к следующим выводам: в портретах осуществляется подражание не только художественному стилю героя, но и стилю его поведения, «стилю жизни» (в частности, за счёт стилевой мимикрии и последующего внедрения сымитированного стиля в дискредитирующий контекст и отрицания его критическими комментариями может опровергаться творческое и человеческое мировоззрение героя); кроме использования стилизации как способа более глубокого проникновения в мир героя очерка, создания и раскрытия образа персонажа, Горький осуществляет своеобразную компенсацию преобладающего рационального в своём художественном методе, попытку обрести гармонию между аналитическим и эмпатическим; стилевая мимикрия позволяет Горькому косвенно спародировать художественные интенции персонажа, реализовать тонкую подстройку под характер его творчества, даёт возможность ассоциативно цитировать героя портрета; стилизации подвергаются характерные художественные мотивы персонажей очерков, их специфический писательский тон, общие тематические и идейные установки, принципы организации текста, звуковые предпочтения и проч.; в портретах может имитироваться как индивидуальный стиль героев очерка, так и стиль литературного направления, к которому они принадлежат, и т.д.

Трансформация романтизма в реализм, их синтез в творчестве Горького проявляется и в литературных портретах, где при общей реалистической стилевой тенденции одним из способов косвенно наделить героя романтическими чертами (такая романтизация касается как литературных портретов, посвящённых образам ряда писателей, так и портретов, в которых воссоздаются образы революционеров) является моделирование его образа по лекалам житийного канона, встраивание персонажа в рамку качеств, которыми обладал житийный христианский герой при смене этих качеств на противоположные или существенно скорректированные.

В портретах писателей доминируют «идеализованность», «сакрализованность», в отличие от агиографического канона - на основе любви в первую очередь не к Богу, а к человеку, к творчеству, к земле, к миру, трактуемой как своеобразная новая святость; умение устанавливать непосредственный, не обусловленный поправкой на гордость и самолюбие контакт с собеседником; честность и взыскание «правды-справедливости»; любовь к труду и искусству; аскетичность существования, сопрягающаяся со следующей за ней болезненностью, смертью.

Революционеров Горький наделяет смелостью, энергичностью, волей, страхом за товарищей; ненавистью; их отличает отсутствие инстинкта частной собственности; ярость, сопрягающаяся с творческим импульсом переустройства мира; творческая потенциальность революционеров, выявляющаяся либо в ораторском, либо в литературном таланте; осознанное мученичество. Косвенное наделение персонажа романтической «аурой» происходит и за счёт вспомогательного фонового обращения в очерках к композиции житий и к присущим тем принципам житийного портретирования.

Обращение к агиографической традиции происходит также в сфере собственно портретирования главных героев. Горький создаёт что-то вроде «иконического» портрета писателя или революционера (в котором ведущую партию исполняют слова с семантикой резкости, крепости, блеска). Житийную абстрагированность портретов героев очерков дополняет психологического характера реалистичность.

Мы подвергли анализу и женские портреты, присутствующих в цикле литературных портретов М.Горького - в их двойном бытовании: как в виде самостоятельного произведения, так и в виде эпизодических, полувспомогательных - для создания образов главных героев - изображений второстепенных действующих лиц. Женский портрет, женский образ в цикле, во-первых, может выполнять в той или иной степени функцию привнесения романтической атмосферы в реалистического характера повествование, вовторых, дать возможность подчеркнуть романтическую «ауру» главного героя очерка; в частности, на контрасте с женщинами, погружёнными в «мир пошлости» или в мир тяжёлой социальной действительности -«дорисовываются» и наполняются романтическим содержанием образы главных героев литературных портретов.

Проанализировав две основных составляющих пласта набросков к портретам - наброски к портретам поэтов и наброски к портретам - условно - «антиреволюционеров», мы пришли к следующим выводам: отношение к поэтам, становившимся героями его литературных портретов, у Горького двойственное: он «опрощивает» поэтов, снимая с них налёт избранности, легендарности, часто выявляя, благодаря этому, ядро личности, и, одновременно, в некоторых случаях, поднимает их до уровня высокой человечности; симпатии Горького, по всей видимости, на стороне слабых и «разрушающихся» поэтов; Горький обращает внимание на ухудшающуюся внешность исследуемых поэтов, на контрасте с ней акцентируя изображение на их исключительных поступках или чертах характера; идеализирующее, романтическое в образах поэтов, будучи первоначально приглушённым в повествовании, постепенно проявляется, изменяя сложившееся впечатление о герое очерка, переводя его из бытового плана в какой-то степени в романтический, идеальный.

В набросках к портретам «антиреволюционеров» Горький либо ироничен (порой до сарказма) и лишает своих персонажей то ума, то правдивости, то таланта (или критически подходит к таланту всё-таки имеющемуся, порицая за те или иные ущербности в стиле, подражании, душевной, экзистенциальной незрелости), либо чрезвычайно серьёзен, и, составляя что-то вроде специфического психологического донесения (адресат, вероятно, читатель), внимательно исследует (расследует) специфику внутреннего существования своих героев.

Следуя отработанной реалистической традиции Горький может наделять героя наброска животными чертами, обнажая его сомнительную, не только политическую, но и человеческую состоятельность; герои-«антиреволюционеры» в набросках, имея индивидуальность, как правило, теряют её, превращаясь в тип: заканчивая/прерывая портрет; Горький переносит малоприемлемое для новой российской действительности свойство «антиреволюционеров» на всех эсеров, эсдеков, анархистов, масонов и просто не согласных с устанавливающейся в стране политической и духовной системой.

Говоря о перспективах дальнейшего исследования в рамках данной темы, нам кажется возможным обратить внимание на оставшийся нерассмотренным вопрос о тендерной составляющей портрета, например, в цикле «По Руси» или романе «Дело Артамоновых».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мухонкин, Марат Шамилевич, 2007 год

1. Абросимова В.Н. Л.Л.Толстой и А.М.Горький (1902г.) - по архивным документам // Вестник Моск. Ун-та. Сер.9, филология. М., 1995. №2. С.72-80.

2. Айхенвальд Ю. М. Горький // Сельская молодёжь, 1991. №11. С.3639.

3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1998. С.61.

4. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии, 1991. №8. С.54-74.

5. Алданов М. Из иконоборца он стал советской иконой // Литературная газета,1993.24 марта. №12. С.6.

6. Андреев Ю. Уроки Максима Горького // Литературная газета, 1985. 6 ноября. С.З.

7. Андроникова М. Об искусстве портрета. М., 1975.

8. Андроникова М. От прототипа к образу: К проблеме портрета в литературе и в кино. М., 1974.

9. Бабаян Э. Ранний Горький. М., 1973.

10. Базанов В.В. О жанре литературного портрета в творчестве М.Горького // Русская литература, 1976. №4. С.233-247.

11. Балухатый С. Литературная работа М. Горького. М., 1936.

12. Баранов В. Без права на трагедию: О современных спорах вокруг М.Горького // Независимая газета, 1996.18 октября. С.7.

13. Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991. №12. С. 148157.

14. Баранов В. В роли противника всех и всего // Российская газета, 1993. 29 марта.

15. Барахов В. В глубь образа. Из творческой истории очерка А.М.Горького «В.И.Ленин» // Литературная Россия, 1968. №17. С.2-3.

16. Барахов B.C. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1960.

17. Барахов В. Искусство литературного портрета. М., 1976.

18. Барахов В. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. Л., 1985.

19. Басинский П. Максим Горький как трагедия чистого искусства // Литературная газета, 1994.12 января. С.6.

20. Басинский П. Горький. М.: Молодая гвардия, 2005. 450 с.

21. Басинский П. Странный Горький: Очерк жизненной и литературной судьбы // Литературная учеба. М., 1996. №5-6. С.27-37.

22. Баскевич И. «Очень своевременная книга» // Подъём, 1968. №3. С.140-147.

23. Бурсов Б. Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма. 3 изд.. М. Л., 1962.

24. Бялик Б. Воинствующий гуманизм // Правда, 1968, 26 марта.

25. Бялик Б. Героическая поэма о рабочем классе. К 70-летию романа М.Горького «Мать» //Литературная газета, 1976. 21 июня. С.2.

26. Бялик Б. Неисчерпаемые возможности реализма // Вопросы литературы. 1968. №3. С.36-49.

27. Бялик Б. Революция есть удел сильных» // Знамя, 1969. Кн.9. С.225-240. Кн. 10. С.217-235.

28. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М.: Художественная литература, 1973.

29. Бялик Б. Школа лицемерия // Иностранная литература. 1967. 312. С. 194-202.

30. Вайман С. Под руинами соцреализма. Человек и идея в повести М.Горького «Мать» //Литературное обозрение, 1991. №12. С26-33.

31. Вайнберг И. «Гений прежде всего народен.»: Блок и Горький // Литературное обозрение, 1980. №10. С.24-30.

32. Вахрушев В. Максим Горький канонический и неканонический: О разных редакциях романа «Мать» и очерка «В.И.Ленин» // Волга. 19990. №4. С. 169-172.

33. Волков А. Художественный мир Горького (Советские годы). М.,1976.

34. Воронский А. О Горьком// Искусство видеть мир. М., 1987.

35. Галанов Б. Искусство портрета. М., 1967.

36. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С.247

37. Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения в 25-ти т. М.: Наука, 1968-1976.

38. Горький М. Собрание сочинений. В 18-ти т. М.: Гослитиздат, 19601963.

39. Горький М. Художественные произведения. Статьи. Заметки. М.: Наука, 1969. Архив А.М.Горького. Т. 12.

40. Горький и его современники. Л., 1968.

41. Горький и его эпоха: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т мировой лит. им А.М.Горького; Отв. ред. Б.А.Бялик. М.: Наука, 1989.

42. Гречнев B.C. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького: Воспоминания о писателях. М., 1964.

43. Гречнев B.C. О жанре литературного портрета у М.Горького // Русская литература, 1961. №3. С. 168-177.

44. Груздев И. Горький и его время. М., 1962.

45. Груздев И. Короленко и Горький. Горький, 1948.

46. Дарьялова Л.И. Художественный историзм и структура повести «Мать» // Вопросы горьковедения, 1974. Вып.1. С.58-83.

47. Десницкий В. А. А. М. Горький: Очерки жизни и творчества. М.,1959.

48. Егорова Л.П. М.Горький и современность// Русская литература. 1987. № 4.

49. Ермакова М.Я. Концепция человека в творчестве раннего Горького // Ранний Горький. Нижний Новгород, 1993. С.18-24.

50. Есаулов И. Жертва и жертвенность в повести М.Горького «Мать» // Вопросы литературы, 1998.

51. Жак Jl. А.М.Горький и В.С.Арефьев // Вопросы литературы, 1973. №11. С.205-216.

52. Жак Л. От замысла к воплощению. М., 1963.

53. Жак Л. Рождение образа О работе А.М.Горького над образом

54. B.И.Ленина. // Простор, 1969.№6. С.77-84.

55. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.1. C.32.

56. Заика С.В. Творчество А.М.Горького и проблемы преемственности: 90-е начало 900-х годов // Русская литература, 1982. №1. С1631.

57. История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т.4. Литература конца XIX начала XX века / Под ред. К.Д. Муратовой.

58. Калмановский Е. Горький и пароход современности // Звезда, 1993. №3. С. 184-190.

59. Касторский С. В. Горький-художник. Очерки. М.- Л., 1963

60. Касторский С.В. Очерк М.Горького «Лев Толстой» // Нева, 1961. №6. С.179-185.

61. Касторский С.В. Повесть М.Горького «Дело Артамоновых» / Вопросы советской литературы. М.-Л.: АН СССР, 1961. С.7-81.

62. Касторский С. В. «Мать» Горького. Творческая история повести. Л.,1940

63. Келдыш В. Русский реализм XX века. М., 1975.

64. Киреева М.Г. Эпитет в структуре образа Ниловны // Вопросы горьковедения,1974. Вып.1. С. 116-126.

65. Кирпотин В.Я. Горький великий художник пролетариата. М.-Л.,1932.

66. Коган П. Горький. М.-Л.: ГИЗ, 1928.

67. Козина Н. Слово «солнце» в контексте рассказов М.Горького «По Руси». Учёные зап. Лат. ун-та,1974. Т.214. С.55-65.

68. Колобаева Л.А. «Точка зрения» героини в романе М.Горького «Мать». Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Филология, 1976. №4. С.3-9.

69. Колядич Т.М. Мемуарно-биографические произведения 70-х гг. (проблематика и жанр). Автореферат диссертации на соискание уч. ст. канд. филологических наук. МПГИ. М., 1979.

70. Крюкова А. К истории отношений Горького и Блока // Вопросы литературы, 1980. 310. С. 197-222.

71. Кунарёв А. Пути к истине. Христианские мотивы в повести М.Горького «Мать» //http://maximgorkiy.narod.ru/DOKLADY/puti.htm

72. Куприяновский П. Очерк М.Горького «В.И.Ленин» / Куприяновский П. В широком потоке. Статьи о советских писателях. Иваново, 1963. С.5-28.

73. Лигута Т. отражение синтаксиса разговорной речи в художественном тексте: Речь персонажей цикла рассказов «По Руси». Учёные зап. Лат. ун-та, 1974. Т.214. С.34-41.

74. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986.

75. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Ленинград, 1967.

76. Луначарский А.В. Максим Горький. Литературно-общественная характеристика // Луначарский А.В. Статьи о литературе. В 2 театр, 19. Т.2: Советская литература. Теория и литературная критика. М.: Худож. лит-ра, 1988. -493с.

77. Луначарский А.В. О Горьком. М.: Худож. литература, 1975.

78. М.Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Вып. 1-4. М., 1989-1995.

79. М.Горький о религии. Сборник художественных и публицистических произведений. М.: ОГИЗ, 1941.

80. М.Горький сегодня: проблемы эстетики, философии, культуры. Н.Новгород, 1996.

81. Максим Горький: Pro et contra: Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910-е гг. Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1997. С.630-642.

82. Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XX века (1900 — 1920-е годы). М., 2004.

83. Минералова И. Г. Литература поисков и открытий (Жанровый синтез в русской литературе рубежа XIX-XX веков). М., 1991.

84. Михайловский Б.В. Изображение пролетариата в литературе второй половины XIX начала XX в. (К вопросу о новаторстве М.Горького в романе «Мать») / Горьковские чтения 1959-1960. М., 1962. С.125-157.

85. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. 3-е изд. М.,1969.

86. Мишин Г. Евангелие от Максима: Заметки о романе М.Горького «Мать». // Литература в школе. 1989. №4.

87. Мокиенко В.М. Каламбуры у Горького // Русская речь, 1968. №2. С.27-34.

88. Морохин В.И. Фольклор в повести А.М.Горького «Мать» // Вопросы горьковедения,1974. Вып.1. С.196-201

89. Московская Д.С. «Тело нового канона» в рассказе М.Горького «Рождение человека» // Филологические науки, 1992. №5,6. С.98-103.

90. Муратова К.Д. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. М.-Л.: Наука, 1966.

91. Муратова К.Д. Горький. Семинарий. М., 1984.

92. Муратова К.Д. Горьковедение 1960-х // Русская литература, 1968. №1. С.6-22.

93. Мясников А. М. Горький. Очерк творчества. М.: ГИХЛ, 1953.

94. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя. Л., 1979.

95. Никитин А. Судьба матери: (О прообразе Пелагеи Ниловны в повести М.Горького «Мать», А.К.Заломовой) // Правда, 1979. 14 марта.

96. Никитин Е.Н. М.Горький: диалог с историей // Русская литература. СПб., 1996, №2. С.209-211.

97. Новиков В.В. О художественном новаторстве М.Горького // Литературная Россия,1968. № 24.14 июня. С.4-5.

98. Новикова Е. Еще раз о Горьком, или В поисках истины // Учительская газета, 1990. №13. С.11.

99. Нович И. М.Горький в эпоху первой русской революции. М.: ГИХЛ, 1955. 265с.

100. Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. 2-е изд. М., 1978.

101. Овчаренко А.И.Язык и стиль повести М.Горького «Мать» // Русская речь, 1970. №2. С.96-101.

102. Павловский А.И. О литературном портрете в «Истории русской советской литературы» // Русская литература. 1973. №4.

103. Панков В. «.Хозяева, которых давно ждал мир». У истоков советской литературы: рабочий класс в творчестве М.Горького // Наш современник, 1977.311. С.186-191.

104. Парамонов Б. Горький, белое пятно (К творческой биографии А.М.Горького) // Октябрь, 1992. С. 146-167.

105. Певцова Р.Т. Молодой Горький и религия (становление атеизма) // Проблема эволюции русской литературы XX века. М., 1995, вып.2. С.157-160.

106. Пиксанов Н. К. Горький и фольклор. 2 изд. Л., 1938

107. Полонский Вяч. Максим Горький // Полонский Вяч. О литературе. М., 1988.

108. Примочкина Н. Борис Зайцев и М.Горький: история духовного противостояния // Изв. Рос. АН. Сер. лит. и яз., 1998. Т.57. №5. С.45.

109. Примочкина Н. От обожествления к осмыслению: К 125-летию со дня рождения М.Горького. // Российские вести, 1993. 27 марта. С.6.

110. Примочкина Н. Писатель и власть. М., 1996.

111. Пьецух В. Горький Горький: Эссе // Столица, 1991, 338. С.50-54.

112. Райзе Е. Мастерство афористики А.М.Горького // Звезда,1968. №3. С.166-168.

113. Редько А.Е. М. Горький о виноватых и JI. Андреев о неповинных // Русское богатство, 1905. №2, отделение 3-е. С.47-61.

114. Розанова J1.A. Некоторые вопросы развития художественно-документальной литературы и общей теории реализма // Художественно-документальная литература: История и теория. Иваново, 1984. С. 129-146.

115. Русская литература XX века // под ред. Л.П.Кременцова. В 2-х т. Т.1.М., 2005.

116. Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика / Редактор-составитель В.В. Перхин. СПб., 2000.

117. Русский литературный портрет и рецензия в XX веке / Редактор-составитель В.В. Перхин. СПб., 2002.

118. Сиротина В.А. «Море смеялось» // Русская речь, 1971. №3. С.1926.

119. Словарь литературных терминов. В 2 т. Т. 1. М., 1993.

120. Смирнова В. Искусство портрета. М., 1967.

121. Смирнова Л. Горький и Ленин: Разрушение легенды // Вопросы литературы, 1993. Вып.5. С.219-230.

122. Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. М., 1994.

123. Спиридонова Л. А. Горький: новый взгляд. М.: ИМЛИ, 2004.

124. Спиридонова Л.А. Горький сегодня // Филологические науки, 1993. №4. С.42-52.

125. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться.»: Ранние романтическиеб произведения М.Горького // Русская словесность, 1999. №3. С.50-53.

126. Стенник Ю. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. JL, 1974. С. 174.

127. Суворин А. Чехов и Горький, или Люди и черти // Новое время, 1903 №9740,18 апреля.

128. Судьбы русского реализма начала XX века. Л., 1972.

129. Сумарев П. Горький против религии // Библиотекарь, 1961. №3. С.43-46.

130. Сурганов Вс. Над бурями века // Литературная учёба, 1984. №1. C177-186.

131. Сурпин М.Л. своеобразие стиля прозы М.Горького 10-х годов («Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси») // Филологические науки. 1968. №3. С.3-12.

132. Сухих И. Между Марксом и Богоматерью (1906-1907. «Мать» М.Горького) // Звезда, 1998. №10.

133. Сухих И. Обречённая (?) книга: О романе А.М.Горького «Мать» // Нева, 1993. №3. С.233-238.

134. Тагер Е.Б. Избранные работы о литературе. М.: Сов. писатель,1988.

135. Тагер Е. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького // О художественном мастерстве М.Горького. М., 1960.

136. Тагер Е. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964.

137. Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М.,1982.

138. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

139. Троцкий Л. М.Горький // Литературное обозрение, 1991. №8. С.7071.

140. Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. Автореферат на соискание уч. ст. док. филологических наук. МПГУ. М., 1999.

141. Тюрина Г. Время читать Горького // Советская Россия, 1998. 28 марта. С.З.

142. Устинов А. О «новом человеке» и «человеке вообще» // Простор, 1969. №6. С.85-89.

143. Фарбер JI. Два типа воскресения (Нехлюдов и Ниловна) // Русская литература, 1966. №3. С.172-178.

144. Франк C.JI. Максим Горький / Публ. и пер. А.А.Ермичева и В.П.Кураниной // Русская литература, 1997.33. С.141-145.

145. Ходасевич В. Ф. Горький // Октябрь, 1989. №12. С. 179-189.

146. Ходасевич В.Ф. Таким я знал Горького // Новый мир, 1988. №3.

147. Холопова В. Заметки о поэтике портрета В.И.Ленина у М.Горького. Тр.Самарк. ун-та, 1977. Вып. 311. С.46-53.

148. Холопова В. Мастерство художественно-публицистической полемики. Очерк М.Горького «Леонид Андреев». Тр. Самарк. ун-та, 1974. Вып.254. С.133-139.

149. Хоменко Н.И. О поэтической идее материнства в творчестве А.М.Горького // Вопросы горьковедения,1974. Вып.1. С.5-23.

150. Чуковский К. И. Две души М. Горького. Л., 1924.

151. Шайтанов И. «Непроявленный жанр», или Литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. № 2. С.50-77.

152. Шевелёв Э. Своевременная книга// Аврора, 1986. №6. С.З-13.

153. Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького, М.: изд. "Заккнига", 1926.

154. Шуган О. «Мы снова и глубоко почувствовали, как много было пережито нами»: Очерк М.Горького «Леонид Андреев» // Литература в школе, 2001. №7. С.10-12.

155. Шульман Л. Бредовые картинки XX века блаженные картинки XX века: Фрагментарный роман. Горький - Мать - Власов // новое литературное обозрение, 1999. №3. С.337-349.

156. Яркова А.В. Жанровое своеобразие творчества Б.К.Зайцева 19221972 годов. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. Монография. СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. 211 с.

157. The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms. London, 1996

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.