Масштаб изображения в ранних формах экранных искусств: 1894-1916 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.03, кандидат наук Филиппов, Сергей Александрович

  • Филиппов, Сергей Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.03
  • Количество страниц 262
Филиппов, Сергей Александрович. Масштаб изображения в ранних формах экранных искусств: 1894-1916 гг.: дис. кандидат наук: 17.00.03 - Кино-, теле- и другие экранные искусства. Москва. 2016. 262 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Филиппов, Сергей Александрович

Оглавление

Введение

Глава 1. Рецепция и перспектива в плоских визуальных искусствах

1.1. Рецепция как искусствоведческая проблема

1.2. Перспектива и натуральная величина

Глава 2. Ранняя кинорецепция и её самоописание

2.1. Первоначальная рецепция кино

2.2. Семантика термина «натуральная величина»

2.3. Рецепция размера экранного изображения

Глава 3. Эмпирические данные

3.1. Метод и размеры экранов

3.2. Статистика крупности в ранних фильмах

Глава 4. Рецепция распавшаяся и оставшаяся

4.1. Распад рецепции натуральной величины

4.2. Следы линейной рецепции в экранных искусствах

4.3. Следы линейной рецепции вне экранных искусств

Заключение

Словарь терминов

Библиография

Иллюстрации

Приложение А. Кинотеатры

Приложение В. Крупность в отдельных фильмах

Приложение С. Фильмы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Масштаб изображения в ранних формах экранных искусств: 1894-1916 гг.»

Введение

Актуальность темы исследования

Первые десятилетия существования кинематографа занимают особое место в его истории, поскольку именно тогда формировались первоначальные структуры языка экрана - основы принципиально новой системы коммуникации, значительно отличающейся ото всех существовавших к тому времени.

Как и в любой другой эволюции, раннее развитие экранного языка было связано с появлением самых разнообразных его элементов, лишь немногие из которых, выдержав конкурентное давление, сохранились в киноязыке в дальнейшем. А остальные, не включённые в его систему, не отложились в последующей истории и теперь могут нам быть неизвестны или/и непонятны. Это относится не только к отдельным средствам передачи информации в кино, но также и к комплексам таких средств и даже к целым областям киноязыка, способы функционирования которых в ранние его годы могут совершенно не соответствовать нашим нынешним представлениям о кинематографе.

Одним из самых ярких (и притом практически неизученных) примеров этого было отношение раннего кинематографа к пространству - в том числе и в особенности, к масштабу. Юрий Цивьян в английском издании своей «Исторической рецепции кино» (в русском оригинале этой фразы не было), обратил внимание, что «упоминание "натуральной величины" (life-size) почти неизменно фигурирует в относящихся к масштабу утверждениях в кинолитературе ранних лет»1. Такое необычное для нас в кинематографическом контексте словосочетание «натураль-

1 Ts ivian, Yuri. Early Russian Cinema and Its Cultural Reception. L., N.Y., 1994. P. 105

ная величина» использовалось при описании кино с самого его рождения: как отметили Бен Брюстер и Ли Джейкобе, уже «первые публичные показы проецируемых изображений в 1895 и 1896 обычно описывались как имеющие натуральную величину (или "grandeur naturelle" во Франции)»2.

Разумеется, навязчивое использование такой терминологии могло быть особенностью словоупотребления, не соответствующей никаким кинематографическим реалиям, и тогда проблема натуральной величины оказалась бы не столько киноведческой, сколько филологической. Но даже и в этом случае возникал бы естественный вопрос о том, почему в самоописании раннего кинематографа имела место именно такая концептуализация экранного изображения, а не какая-либо иная? Почему плоское изображение объекта сравнивалось, пусть даже метафорически, с его естественной величиной, что ни в те времена, ни до, ни после систематически не делалось по отношении к фотографии и к живописи (а впоследствии и к самому кинематографу)?

За любой концептуализацией всегда стоит определённый способ осмысления объекта, некая система его восприятия. В искусствоведении это называется рег^пцией, а в данном конкретном случае - пространственной рецепцией раннего кино. Соответственно, напрашивается гипотеза, что в раннем экранном медиуме могла существовать особая форма пространственной рецепции: рецепция нату-рсыьной величины (система пространственного восприятия изображения, основанная на его соответствии физическим размерам изображаемого), которая была ответственна и за такое необычное словоупотребление. Данное диссертационное исследование посвящено обоснованию этой гипотезы и, как следствие, уточнению и расширению сложившихся в современном киноведении представлений о пространственности в раннем кинематографе и о его рецепции.

Таким образом, тема исследования актуальна не только для раздела киноведения, изучающего историю раннего кино, но и для развивающейся в последние десятилетия исторической рецепции экранных искусств. А поскольку гипотеза о рецепции натуральной величины противоречит всем существующим представле-

2 Brewster, Ben and Jacobs, Lea. Theatre to Cinema. Oxford etc., 1997. P. 164

ниям о пространственности в экранных искусствах, а также в фотографии и живописи, то её полноценный анализ требует переосмысления воззрений о пространственности в плоских визуальных искусствах и медиа и, в частности, уточнения теории перспективы. Это делает данную работу актуальной не только для истории экранных искусств, но и для их теории и теории искусства в целом.

Поскольку натуральная величина есть частный случай линейной величины, то при её изучении неизбежно придётся исследовать роль линейных размеров изображения, обычно или не рассматриваемую в искусствоведении или рассматриваемую вскользь. Такая постановка вопроса также актуальна для теории искусства. А поскольку линейная рецепция гораздо шире и потенциально разнообразнее своего частного натурального случая, вполне может оказаться, что её элементы встречаются и в современных искусствах и медиа, что может сделать работу аюуальной и для науки о современном искусстве.

Весь комплекс названных пространственных проблем связан не просто с геометрией пространства на экранной (картинной) плоскости, но и с нашим восприятием этой геометрии. Последнее сближает тематику работы с психологией восприятия и вводит её в круг проблем когнитивной науки (таких её разделов, как кююкогнитивизм, когнитивная медиатеория, когнитивная эстетика) - одной из самых актуальных в современном гуманитарном знании.

Помимо теории и истории искусства, данная работа актуальна и для классификации экранных медиа в рамках современной медиатеории. Классические принципы дифференциации кинематографа и телевидения были основаны на технологии: кино понималось как плёночный медиум, а телевидение - как эфирный. Но за последние десятилетия эти различия существенно ослабли и более за основу приниматься не могут. Поэтому в современной теории сильна тенденция к противопоставлению, с одной стороны, кинотеатрального и домашнего просмотром и, с другой стороны, просмотров на большом и малом экранах. Важность второй оппозиции, однако, на данном этапе фундирована довольно слабо, что придаёт дополнительную актуальность настоящему исследованию, рассматривающему проблематику размера экранного изображения.

Эта проблематика в условиях нынешнего технологического развития, наряду с теоретической, обладает и непосредственной прикладной актуальностью. В современных медиа после распространения цветных жидкокристаллических и плазменных дисплеев и видеопроекторов практически отпали ограничения на размеры экранов, с которыми имеет дело конечный потребитель, и от былой стабильности, когда пользователь мог видеть либо достаточно стандартизированный экран в кинотеатре, либо ещё более стандартизированный экран телевизора (как правило, с диагональю 21 дюйм), не осталось и следа.

Современный зритель смотрит фильмы на экранах огромного диапазона диагоналей: от примерно четырёх-пяти дюймов на смартфоне, через семь-двенад-цать дюймов на планшете и нетбуке, 11-16 дюймов на ноутбуке, 17-30 дюймов на стандартном дисплее (и до 40 и более дюймов на дисплеях сверхвысокого разрешения), многие десятки дюймов (вплоть до сотни - а это два с половиной метра) на больших современных телевизорах и в видеоинформационных системах, несколько метров на экранах учебных, офисных и проч. проекторов, до десятков метров в стационарных кинотеатрах. А поскольку разрешение при этом не отличается сопоставимым разнообразием - порядка НО (2К) в большинстве планшетов, ноутбуков и дисплеев, не говоря уже о телевизорах, или же ЦНБ (4К) в хороших кинотеатрах и на дисплеях сверхвысокого разрешения, - то именно физический размер экрана становится наиболее существенной его характеристикой.

И (как будет видно из обзора в четвёртой главе) в настоящее время проводятся исследования отличий восприятия изображения на экранах разного линейного размера при фиксированном разрешении и угловой величине. Разумеется, эти исследования должны быть фундированы не только психологически, но также и искусствоведчески, что и призвана обеспечить данная работа.

Степень разработанности темы исследования

Тематика исследования находится на пересечении нескольких научных направлений, разработанных с разной степенью подробности. Центральным из них является история раннего кинематографа, которым обычно называют в собст-

венном, узком смысле этого термина догриффитовское кино (1895-1908), и иногда, в несколько более широком смысле, - период с 1895 по 1916 годы.

Собственно раннее кино на протяжении значительной части истории киноведения пренебрежительно именовалось «эпохой примитивов» и рассматривалось лишь в качестве подготовительной стадии будущего киноискусства, не подвергаясь сколько-нибудь углублённым исследованиям. Но после оформления в 1960-70-х годах киноведческой науки в полноценную академическую дисциплину ситуация стала меняться, и в 1974 выходит монография Джона Фелла «Кино и повествовательная традиция»3, вводившая раннее кино в художественный контекст старших искусств.

Тот же Фелл был редактором-составителем важнейшего сборника «Кино до Гриффита», в котором подводились первые итоги исследований раннего экранного медиума. В дальнейшем вышло ещё несколько такого рода сборников: «Раннее кино: пространство, время, повествование» под редакцией Томаса Эльзассера, «Энциклопедия раннего кино» под редакцией Ричарда Абеля и «Спутник раннего кино»4 под редакцией Андре Годро и других.

В последние десятилетия появились и несколько значительных монографий по раннему кинематографу - Чарльза Массера, Стивена Херберта, Паоло Керки Узая, Андре Годро и Ноэля Бёрча. Помимо монографических работ заметный вклад в исследование проблематики внесли статьи Тома Ганнинга и посвящённые раннему кино разделы более общих работ по истории кинематографа - Дэвида Бордуэлла с соавторами и без них и Берри Солта5.

Отечественное киноведение традиционно было сосредоточено на истории отечественного кино, а поскольку собственный кинематограф в России появился

3 Fell, John L. Film and the Narrative Tradition. Norman (Okla.), 1974

4 Соответственно: Film Before Griffith, ed. by John L. Fell. Berkeley (CA), 1983; Early cinema: space, frame, narrative ed. by Thomas Elsaesser. L., 1990; Encyclopedia of Early Cinema, ed. by R. Abel. NY, Oxon, 2005; A Companion to Early Cinema, ed. by A. Gaudreault, Nicolas Dulac, Santiago Hidalgo. Chichester, 2012.

5 Соответственно: Musser, Charles. The Emergence of Cinema (History of the American Cinema, Vol. 1). Berkeley (CA), 1994; Herbert, Stephen. A History of Early Film. N.Y., 2000; Cherchi Usai, Paolo. Silent Cinema, an Introduction, 2nd ed. L., 2000; Gaudreault, Andre. Film and Attraction. Urbana, Chi., Springfield, 2011; Burch, Noel. Life to Those Shadows. Berkeley (CA), 1990; например, Gunning, Tom. An Aesthetic of Astonishment: Early Film and the (In)Credulous Spectator f1 Viewing Positions: Ways of Seeing Film. New Brunswick (NJ), 1994, pp. 114-134; Bordwell D., Staiger J., Thompson K. The Classical Hollywood Cinema. N.Y., 1985; Bordwell, David. On the History of Film Style. Harvard (MA), 1997; Salt, Валу. Film Style and Technology: History and Analysis, 3rd ed. L., 2009.

лишь в 1908 году, то более ранний период практически не изучался. Пионерами его исследования стали Михаил Ямпольский и прежде всего Юрий Цивьян со своей фундаментальной «Исторической рецепцией кино», основная часть которой посвящена именно раннему кинематографу. В дальнейшем этой тематикой эпизодически занимались Николай Изволов (в некоторых разделах своего «Феномена кино») и Наталья Самутина6.

Несмотря на уже ровно вековое развитие психологического направления в кинотеории - считая от Хуго Мюнстерберга, - и несмотря на полувековое развитие рецептивной эстетики в искусствоведении, эти направления мало представлены в исследованиях раннего периода развития экранного медиума. Собственно психологический подход вообще обычно не свойственен штудиям раннего кинематографа, а рецептивный представлен, главным образом, в новаторской работе Цивьяна.

Тем более не пересекаются исследования раннего кино (и вообще экранных медиа) с достижениями XX века в области теории перспективы, отменившими пятисотлетние представления о «правильности» центральной перспективы7. И хотя каждый операторский учебник (и добрая половина режиссёрских) содержит в себе раздел о теории перспективы, никакие другие перспективные системы, помимо центральной, в исследованиях экранных искусств не рассматриваются.

Поэтому неудивительно, что хотя концепт натуральной величины, напомним, «почти неизменно фигурирует в относящихся к масштабу утверждениях в кинолитературе ранних лет»8, систематическому изучению это понятие практически не подвергалась, да и вообще в современных исследованиях кинематографа ранних лет оно фигурирует исключительно редко. Не исключением здесь будет и «Историческая рецепция кино», где довольно много внимания уделялось рецеп-

6 С<-ответственно: например, Ямпольский, Михаил. Кино «тотальное» и «монтажное» // Ямпольский М. Язык-телсг-случай. М., 2004, стр. 26-49; Цивьян, Юрий. Историческая рецепция кино. Рига, 1991; Изволов, Николай. Феномен кино. М., 2005; Самутина Н.В. Теория, история, аттракцион: раннее кино и новые медиа. М., 2009.

7 Флоренский, Павел. Обратная перспектива // Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырёх томах. Т. 3(1) М., 2000, стр. 46-101; Панофский, Эрвин. Перспектива как "символическая форма", с нем. // Э. Панофский. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика. СПб, 2004, стр. 29-211; Раушенбах, Б.В, Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М., 1980.

8 Ts-vian, Yuri. Early Russian Cinema and Its Cultural Reception. P. 105.

ции пространства, но проблеме натуральной величины была посвящена лишь одна процитированная фраза в английском издании.

Самое первое упоминание натуральной величины в раннем кино в современной литературе, которое удалось обнаружить, принадлежит Томасу Эльзассе-ру, констатировавшему, что в профессиональной кинопрессе, «во-первых, с 1908 гоьорится, что экран и объективы должны быть такими, чтобы обеспечить то, чтобы персонажи были в натуральную величину на экране; во-вторых, с 1915 говорится, что размер экрана должен быть пропорционален размеру аудитории»9. Во второй и четвёртой главах мы убедимся, что так оно и есть, но, однако, данное высказывание сосредоточено на проблематике размера экрана, а не на феномене натуральной величины.

В фундаментальной монографии Бена Брюстера и Ли Джейкобса «От театра к кино» натуральной величине были посвящены первые четыре страницы раздела «Кинематографическая сцена»10, который начинается с замечания, что «свобода кино от принуждения к шкале, основанной на "натуральной величине человеческого тела" ... долго оставалась лишь относительной» и что «преемственность между театром девятнадцатого века и ранним кино ... обеспечивается постоянным требованием, чтобы кинематографическое изображение было в "натуральную величину"». После этого авторы переходят к некоторым особенностям употребления термина: использованию его для различения кинопроекции и кинетоскопа и в качестве журналистской гиперболы.

Затем авторы приводят несколько цитат, свидетельствующих о применении словосочетания «натуральная величина» в буквальном значении слова, и исследуют историю использования термина в других искусствах: в репродукциях (в основном, ботанических и зоологических), в скульптуре, в театральной декорации. Последнее позволяет им ещё более органично связать натуральную величину в кино с театром. Далее они рассматривают вопрос технической осуществимости воспроизведения натуральной величины в кино и в итоге допускают возможность

9 Ebaesser, Thomas. Early Film Form: Articulations of Space and Time // Early Cinéma: Space, Frame, Narrative. L.: BFI, 1990, P. 28.

10 Brewster, Ben and Jacobs, Lea. Theatre to Cinéma. Pp. 164-167

для зрителя воспринимать изображение на экране по обычным жизненным меркам «и интерпретировать размеры объектов соответственно»11.

Однако Брюстер и Джейкобе не пытаются реконструировать натуральную величину как системную рецепцию и не пытаются связать её ни с теорией перспективы, ни с особенностями зрительного восприятия. Их доказательная база представляется не очень сильной, и, как будет показано в настоящем исследовании, в их хронологии есть существенные неточности. Тем самым, эти четыре страницы в целом можно охарактеризовать как серьёзную постановку интересной проблемы, нуждающейся в подробном дальнейшем изучении.

Наконец, последнее обнаруженное упоминание рассматриваемой темы встречается в «Энциклопедии раннего кино». В написанной Уильямом Полом статье «Экраны» упоминается, что «технические описания устройства кинотеатров в эру никельодеонов рекомендуют, чтобы ширина экрана находилась между двенадцатью и пятнадцатью футов, с целью сохранить иллюзию того, на что обычно ссылаются как на "изображения в натуральную величину"»12. Это, однако, ничего не добавляет к разработкам Брюстера и Джейкобса (разумеется, упоминаемым Полом в пристатейной библиографии), и, тем самым, не является развитием исследуемой тематики.

Таким образом, основная тема исследования разработана крайне слабо, а монографически - не разработана вовсе.

Цели и задачи исследования

Объектом исследования является рецепция раннего кино (1894-1916), а предметом исследования - восприятие масштаба в рамках его пространственной рецепции. Проблема рецепции масштаба в раннем кино не решена в современном киноведении, и возможным её решением представляется гипотеза о существований там специфической рецепции натуральной величины. Проверка данной гипотезы и является целью исследования. Для этого предстоит решить следующие задачи, определяющие структуру работы.

11 Ibid. Р. 167

12 Encyclopedia of Early Cinema, ed. by R. Abel. NY, Oxon, 2005. P. 831.

и

Прежде всего, предстоит уточнить используемое значение термина «рецепция», который настолько сложен и многопланов, что в разных науках его понимают подчас диаметрально противоположно, и даже внутри искусствоведения нет вполне общепринятой его трактовки. Далее, центральной проблемой пространственной рецепции в любом плоском визуальном искусстве и медиуме является способ репрезентации трёхмерного пространства на экранной (картинной) плоскости - то есть система перспективы. Соответственно, следующей задачей является определение того места, которое может занимать предполагаемая рецепция натуральной величины среди существующих систем перспективы. Этим общетеоретическим вопросам посвящена первая глава.

Как будет показано в первой главе, художественная и медийная рецепция практически никогда не поддаётся прямому синхронному исследованию, а в диахронии они не поддаются прямому изучению в принципе. Поэтому в данном случае возможны лишь косвенные методы исследования - прежде всего, анализ са-моэписания рецепции в текстах современников, рассматриваемых в контексте функционирования данного искусства/медиа в изучаемый период. Решению этой задачи посвящена вторая глава работы.

Однако даже очень внимательный и разносторонний анализ самоописания рецепции не является вполне доказательным. Но в данном случае мы имеем дело с перспективой - то есть с геометрическим явлением, поддающимся достаточно точному и даже численному измерению. Поэтому с помощью принципов, сформулированных в конце первой главы, и методов, разработанных в начале третьей, существование рецепции натуральной величины (равно как и традиционной рецепции ренессансной перспективы) в кинематографе того или иного периода можно доказать (или опровергнуть) статистически. Эта задача - центральная для целей исследования - решается в третьей главе.

Решение основной задачи - довольно неожиданное с точки зрения классического искусствознания - ставит перед нами дополнительные задачи, задаёт новые вопросы. А именно: когда рецепция натуральной величины в кинематографе сменилась ренессансной рецепцией? Был ли этот процесс скачкообразным или

постепенным? Сохранились ли следы такой рецепции в более позднем кино? Существуют ли они в современных экранных медиа? Присутствовали ли элементы такой рецепции в предшествующих кинематографу искусствах и медиа? Наконец, каков генезис рецепции натуральной величины? Ответам на эти дополнительные вопросы посвящена последняя, четвёртая глава данного исследования.

Методология и методы исследования

Многогранность имеющихся задач, разнообразие и интердисциплинарность их тематики определяют и разнообразие применяемых методов исследования. Методологическую основу данного исследования составляют историко-генети-ческий, культурно-исторический, текстологический, психологический и искусст-вометрический подходы.

В первой главе применяются, в основном, методы классического искусствознания (прежде всего, теории перспективы), фундированные данными психологии, и лишь под их углом рассматриваются собственно киноведческие проблемы. Во второй главе применяются традиционные методы истории кино и исторической рецепции кино - прежде всего, анализ исторических источников.

В третьей главе используются методы синеметрики - раздела киноведения, изучающего поддающиеся численному измерению свойства кинематографа. Эта глава является первым в отечественной науке о кино собственно синеметриче-ским исследованием. Во втором разделе главы используется уже привычный для западной синеметрики (но полностью оригинальный для отечественной) статистический анализ крупности планов, доработанный таким образом, что его точность существенно повысилась.

А в первом разделе главы для анализа рецепции кино задействованы статистические данные из параллельной отрасли знаний: это сведения о конфигурации кинозалов, которые традиционно рассматриваются в рамках смежных с киноведением областей - кинотехники и архитектуры общественных зданий. Этот метод полностью оригинален - как, следовательно, оригинально и его сочетание с анализом крупности для подтверждения основной гипотезы исследования.

Наконец, в четвёртой главе используются практически все перечисленные методы в зависимости от задач конкретного раздела и наиболее подходящих способов их решения. А в её завершающих положениях для интерпретации полученных результатов используются методы и результаты когнитивного подхода к кинематографу - кинокогнитивизма.

Научная новизна

Научная новизна данной работы связана с оригинальностью поставленных проблем и с новизной для киноведения некоторых из применённых методов исследования. В диссертационном исследовании:

• впервые всесторонне изучается рецепция натуральной величины в раннем кино и доказывается её существование;

• впервые в отечественном киноведении используется статистический анализ крупности планов;

• впервые для решения киноведческих задач применяются статистические данные о конфигурации кинотеатров;

• обнаруживаются следы рецепции натуральной величины вне основного объекта исследования;

• пересматриваются некоторые положения общей теории перспективы;

• исследуется генезис рецепции натуральной величины.

Теоретическая и практическая значимость работы

Перечисленные факты научной новизны обусловливают теоретическую значимость работы, основные результаты которой требуют пересмотра сложившихся представлений как о пространственной рецепции экранной плоскости, так и теории перспективы в целом.

Практическая значимость работы связана с её актуальностью: как было показано выше, доказываемые положения могут теоретически фундировать современные прикладные исследования размеров экранов различных медиа и, тем самым, способствовать дальнейшими разработкам в этой области. Основные ре-

зультаты работы могут быть также использованы при преподавании курсов истории кино и теории перспективы.

Положения, выносимые на защиту

• в плоских визуальных искусствах помимо привычной нам по ренессансной перспективе рецепции угловых величин возможна и рецепция линейных размеров;

• именно такая рецепция - рецепция натуральной величины доминировала на определённом этапе развития раннего кинематографа (около 1903-1907 гг.);

• ренессансная рецепция после небольшого переходного периода утвердилась в кинематографе к середине 1910-х годов;

• в более поздних периодах существования кино присутствуют следы рецепции линейных размеров изображения;

• следы линейной рецепции можно обнаружить и в других плоских визуальных искусствах и медиа (как в позднейшие времена, так и до изобретения кино);

• линейная рецепция вообще и рецепция натуральной величины в частности обязаны своим существованием особенностям психологии восприятия.

Степень достоверности и апробация результатов

Высокая степень достоверности полученных результатов обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, разнообразием методов, применённых для их предварительного получения. И во-вторых, широким использованием для их обоснования точных статистических методов, пока ещё достаточно редко употребляемых в искусствоведении вообще и в киноведении в частности.

Основные результаты данного исследования прошли апробацию на девятой и одиннадцатой ежегодных международных конференциях Общества когнитивных исследований движущегося изображения (SCSMI), где автор выступил с докладами: «Life-Size on the Screen: Alternatives of Space Perception in the Flat Visual Ans and the Perception in the Early Cinema» («Натуральная величина на экране: способы пространственного восприятия в плоских визуальных искусствах и пространственное восприятие в раннем кино», Будапешт, июнь 2011) и «Life-Size:

The New Data on the Alternative System of Space Perception in the Flat Visual Arts and the Perception in the Early Cinema» («Натуральная величина: новые данные об альтернативной системе пространственного восприятия в плоских визуальных искусствах и в раннем кино», Берлин, июнь 2013). Тезисы обоих докладов опубликованы в сборниках обеих конференций и доступны на странице автора в базе данных МГУ «ИСТИНА»13.

Похожие диссертационные работы по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства», 17.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Филиппов, Сергей Александрович, 2016 год

Библиография

1. Ананьев, Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-

ятия [Текст] / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, H.A. Кудрявцева. - М.: Просвещение, 1968. - 335 с.

2. Арнхейм, Р. Кино как искусство [Текст] / Р. Арнхейм. - пер. с английского

издания 1957 (с сокр.). - М.: Издательство иностранной литературы, 1960.-206 с.

3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм - пер.

с англ. (с сокр.) - М.: Прогресс, 1974. - 393 с.

4. Артюшин, Л.Ф. Справочник кинооператора [Текст] / Л.Ф. Артюшин, И.Д.

Барский, А.И. Винокур. -М.: Галактика-Л, 1999

5. Базен, А. Онтология фотографического образа [Текст] / А. Базен - пер. с фр.

// Андре Базен. Что такое кино? М.: Искусство, 1972. - С. 40-47

6. Базен, А. Эволюция киноязыка [Текст] / А. Базен - пер. с фр. // Андре Базен.

Что такое кино? М.: Искусство, 1972. - С. 80-97

7. Бакушинский, A.B. Линейная перспектива в искусстве и зрительном вос-

приятии реального пространства [Текст] / A.B. Бакушинский // Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. -С. 17-46

8. Балаш, Б. Дух фильмы [Текст] / Б. Балаш - пер. с нем. - М.: Художествен-

ная литература, 1935.

9. Балаш, Б. Кино. Становление и сущность нового искусства [Текст] /

Б. Балаш - пер. с нем. - М.: Прогресс, 1968. - 328 с.

10. Бегунов, Б.Н. Теория оптических систем [Текст] / Б.Н. Бегунов, Н.П. Заказ-

нов - М.: Машиностроение, 1973. - 489 с.

11. Бергъ, А. Волшебный фонарь. (Устройство проэкцюнныхъ аппаратовъ, спо-

собы освЪщешя и получешя туманныхъ картинъ). Практическое руководство [Текст] / А. Бергъ - СПб.: Н. Сойкин, [1907]. - 56 с.

12. Буяковичъ, I.H. Волшебный фонарь и его примкнете при публичныхъ лек-

цияхъ, при преподавании и для препровождешя времени [Текст] / I.H. Буяковичъ. - СПб.: Ф.В. Щепанский, 1898. - 139 с.

13. Быков, Р. Почему «Айболит-66»? [Текст] / // Три кинокомедии. М.: Искуст-

во, 1969.-С. 51-90

14. Быков, В.Е. Кинотеатры с широким экраном [Текст] / В.Е. Быков, Ю.П.

Гнедовский, Н.Я. Матвеева; под общей ред. В.Е. Быкова -М.: Гос-стройиздат, 1959. - 192 с.

15. Вальтеръ, К.Х. Волшебный фонарь. Полное практическое руководство къ

устройству волшебнаго фонаря и подробное наставлеше, какъ при помощи его производить туманныя картины [Текст] / К.Х. Вальтер. -М.: Типограф1я H.H. Булгакова, 1898. - 180+iv с.

16. Волков, H.H. Композиция в живописи [Текст] / H.H. Волков - М.: Искусст-

во, 1977. - 264 с. + отд. том иллюстраций

17. Волков-Ланнит, Л. Фата на фото. (К рукографии или к фотографии?)

[Текст] / Л. Волков-Ланнит // Новый ЛЕФ, №11 (23), 1928. - С. 28-36

18. Волшебный фонарь. Его устройство; уходъ за нимъ; различные виды ис-

точниковъ CBtTa, прим-Ьнимыхъ къ нему; производство при его помощи физическихъ опытовъ [Текст] / под ред. Н.Р. Дубницкого. - М.: Типо-Литограф1я «Русскаго Т-ва печатнаго и издательскаго д-Ьла", 1901.-92 с.

19. Вольфсон, А. Малоэкранное кино [Текст] / А.Вольфсон // Искусство кино,

1961,№5.-С. 84-91

20. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию [Текст] /

Дж. Гибсон - пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

21. Голдовский, Е.М. Формы и размеры кинозала [Текст] / Е.М. Голдовский. -

М.: Госкиноиздат, 1947. - 212 с.

22. Голдовский, Е.М. Очерк истории кинопроекционной техники [Текст] / Е.М.

Голдовский. - М.: Искусство, 1969. - 224 с.

23. Голдовский, Е.М. Кинопроекция в вопросах и ответах [Текст] / Е.М. Гол-

довский. -М.: Искусство, 1971. - 223 с.

24. Голдовский, Е.М. Введение в кинотехнику [Текст] / Е.М. Голдовский. - М.:

Искусство, 1974. - 576 с.

25. Гончаров, O.A. Восприятие пространства и перспективные построения

[Текст] / О.А.Гончаров. - СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2007. - 252 с.

26. Горький, М. [Синематограф Люмьера] [Текст] / М. Горький // История оте-

чественного кино. Хрестоматия. М.: Канон+, 2011. - С. 17-20

27. Грегори, Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия [Текст] /

Р. Грегори - пер. с англ. - М., 1970. - 272 с.

28. Гусевъ, Н. Объ устройств!; народныхъ чтенш съ туманными картинами и

безъ нихъ. (Краткое руководство) [Текст] / Н. Гусев - 3-е изд. (1-е: 1901) - Вятка: Типо-литог. H.A. Огородникова и К., 1903. - 36+IVc.

29. Даниловъ, Ф.А. Волшебный фонарь. Устройство его и способъ

употреблешя [Текст] / Ф.А. Даниловъ - М.: Типограф1я Т-ва И.Д. Сытина, 1897. - 160 с.

30. Добротворский, С. Кино: история пространства [Текст] / С. Добротворский

// Close-up. Историко-теоретический семинар во ВГИКе. М.: Эйзенштейн-центр, ВГИК, 1999. - С. 38-58.

31. Ержемскш, A.K. Практическое руководство къ употребленио волшебнаго

фонаря и принадлежностей къ нему [Текст] / А.К. Ержемскш - СПб.: С.-Петербургская мастерская учебныхъ пособш и игръ, М.: Типограф1я А.И. Мамонтова и К0, 1882. - 48 с.

32. Животовскш, Н. Волшебный фонарь. Его описаше и употреблеше [Текст] /

Н. Животовскш - СПб., Н. Фену и К°, 1874. - 57 с.

33. Изволов, Н. Феномен кино. История и теория [Текст] / Н. Изволов -

М.: Материк, 2005. - 160 с.

34. Ковалова, А. Кинематограф в Петербурге 1896-1917 [Текст] / А. Ковалова,

Ю. Цивьян - СПб.: Мастерская СЕАНС, Скрипториум, 2001. - 238 с.

35. Козлов, JI. Заметки об искусстве кинематографа и эстетике телевидения

[Текст] / JI. Козлов // Леонид Козлов. Произведение во времени. М.: Эйзенштейн-центр, 2005. - С. 116-148

36. Козлов, Л. Поздний возраст кинематографа [Текст] / Л. Козлов // Леонид

Козлов. "Произведение во времени". М.: Эйзенштейн-центр, 2005. -С. 235-249

37. Коул М. Культура и мышление [Текст] / М. Коул, С. Скрибнер. - пер.

с англ. - М.: Прогресс, 1977. - 262 с.

38. Кравченко, H.A. Какъ устроить, оборудовать и открыть театръ-

кинематографъ? [Текст] / H.A. Кравченко - Екатеринодаръ: Электро-типограф1я "Энерпя", 1914. - 29 с.

39. Кракауэр, 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности [Текст]

/ 3. Кракауэр - пер. с англ. (с сокр.) - М.: ???, 1974. - 424 с.

40. Крестенъ, Ф. Описаше и руководство къ употреблению волшебныхъ фона-

рей при керосиновомъ и друммондовомъ св-ЬтЬ [Текст] / Ф. Крестенъ - СПб.: Н. ФенуиК0, 1888.-51 с.

41. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории челове-

ческого познания [Текст] / К. Лоренц // Конрад Лоренц. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. - С. 309-586

42. Мауринъ, Е. Кинематографъ въ практической жизни. Популярный курсъ

кинематографш для кино-влад'Ьльцевъ, кино-механиковъ, кино-операторовъ и любителей прикладной механики [Текст] / Е. Маурин -Пг.: Техническое издательство Инж. Н. Кузнецова, 1916. - 294 с.

43. Минъ, А.Д. Проекционный фонарь. Справочная книжка и практическое ру-

ководство къ устройству и ведешю чтенш со световыми картинами [Текст] / А.Д. Минъ - СПб.: Паровая типо-Литограф1я М. Розеноеръ, 1905.-208 с.

44. Миславский, В. Кино в Украине. 1896-1921. Факты. Фильмы. Имена [Текст]

/ В. Миславский - Харьков: Торсинг, 2005. - 576 с.

45. Михайлов, В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы [Текст] / В.П.

Михайлов - 2-е изд. - М.: Материк, 2003. - 280 с.

46. Михалкович, В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации

[Текст] / В.И. Михалкович - М.: Наука, 1986. - 223 с.

47. Муратов, С. Искусство в мерцающих колбах [Текст] / С. Муратов // Сергей

Муратов. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.: Изд. мое. университета, 2009. - С. 9-27

48. Муратов, С. Кино как разновидность телевидения [Текст] / С. Муратов //

Сергей Муратов. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.: Изд. мое. университета, 2009. - С. 62-80

49. Мюнстерберг, Г. Фотопьеса: Психологическое исследование [Текст] /

Г. Мюнстерберг - пер. с англ. (главы из книги) // Киноведческие записки, №48, 2001. - С. 242-277

50. Панофский, Э. Перспектива как "символическая форма" [Текст] / Э. Паноф-

ский - пер. с нем. // Э. Панофский. "Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика". СПб: Азбука-классика, 2004. - С. 29-211

51. Перельман, Я.И. Занимательная физика. Парадоксы, головоломки, задачи,

опыты, замысловатые вопросы и разсказы изъ области физики. Книга вторая [Текст] / Я.И. Перельман - Пг.: 1916. - 228 с.

52. Перельман, Я.И. Занимательная физика. Парадоксы, головоломки, задачи,

опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики. Книга вторая [Текст] / Я.И. Перельман - 3-е изд. - Пг.: 1920. - 176 с.

53. Практическое руководство по кинематографш [Текст] / под общей ред.

М.Н. Алейникова и I.H. Ермольева - М.: Московское издательство, 1916.-406 с.

54. Разлогов, К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета [Текст] /

К. Разлогов - М.: РОССПЭН, 2010. - 288 с.

55. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи

[Текст] / Б.В. Раушенбах - М.: Наука, 1975. - 184 с.

56. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основ-

ных методов [Текст] / Б.В. Раушенбах - М.: Наука, 1980. - 288 с.

57. Ромм, М. Беседы о кинорежиссуре [Текст] / М. Ромм - М.: Союз кинемато-

графистов СССР, Бюро пропаганды советского киноискусства, 1975. -264 с.

58. Садуль, Ж. Всеобщая история кино [Текст] / Ж. Садуль - пер. с фр. - М.:

Искусство, 1958-82. - 6 т.

59. Сакс, О. Глаз разума [Текст] / О.Сакс - пер. с англ. - М.: ACT, 2014. - 288 с.

60. Самутина, Н.В. Теория, история, аттракцион: раннее кино и новые медиа

[Текст] / Н.В. Самутина - М.: ВШЭ, 2009. - 43 с.

61. Семичастная, В. Уроки мультиформата [Текст] / В. Семичастная // Киноме-

ханик, 04.2008. - С. 26-28

62. Соколов, И.В. История изобретения кинематографа [Текст] / И.В. Соколов -

М.: Искусство, 1960. - 198 с.

63. Трауберг, JI. Дэвид Уорк Гриффит [Текст] / Л. Трауберг - М.: Искусство,

1981.-210с.

64. Тюринъ, Вл. Живая фотография [Текст] / Вл. Тюринъ - СПб.: изд. ред. жур-

нала «Техническое образоваше», 1898. - 19 с.

65. Феллини, Ф. Интервью о кино. (Беседа Федерико Феллини с Джованни

Граццини) [Текст] / Ф. Феллини // Феллини о Феллини. М.: Радуга, 1988.-С. 5-112

66. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и кино-

искусства [Текст] / С. Филиппов - М.: Альма Анима, 2006. - 208 с.

67. Филиппов, С. 11 важнейших событий в истории кинотехники с точки зре-

ния их влияния на киноэстетику [Текст] / С. Филиппов // Киноведческие записки. №78, 2006. С. 21-48, №80, 2006. С. 252-299, №82,2007. С. 271-335, №83,2007. С. 103-126

68. Филиппов, С. Что мы видим в глубине картины? Природа и функции про-

странственности в плоских визуальных искусствах [Текст] / С. Филиппов // Артикульт. №1, 2011. С. 188-243. Режим доступа: http://articult.rsuh.ru/articult-01-1-2011 /s-a-filippov-what-we-see-in-the-depths-of-the-picture-the-nature-and-function-of-spatiality-f[at-in-.php

69. Филиппов, С. Прошлое и будущее стереокино [Текст] / С. Филиппов // Тео-

рия художественной культуры. Вып. 14, М., 2012. - С. 321-339

70. Флоренский, П. Обратная перспектива [Текст] / П. Флоренский // Павел

Флоренский. Сочинения в четырёх томах. Т. 3(1). М.: Мысль, 2000. -С. 46-101

71. Фуртье, Г. Волшебный фонарь. (Проекцюнный аппарать). Туманныя карти-

ны и научная проекщя. Практическое руководство Г. Фуртье [Текст] / Г.Фуртье - пер. с фр. - СПб.: Типограф1я Е. Евдокимова, 1897. -135+ш с.

72. Цивьян, Ю. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-

1930 [Текст] / Ю. Цивьян - Рига: Зинатне, 1991. - 492 с.

73. Шиффман, X. Р. Ощущение и восприятие [Текст] / Х.Ф. Шиффман - пер.

с англ., 5-е изд. -СПб.: Питер, 2003. - 928 с.

74. Эйзеншитц, Б. Утопия всеобщей истории кино [Текст] / Б. Эйзеншитц - пер.

с фр. // Киноведческие записки. №40, 1998. - С. 121-131

75. Эйзенштейн, С. О стереокино [Текст] / С. Эйзенштейн И С.М. Эйзенштейн.

Неравнодушная природа. - Сост. Н.И. Клейман. - М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, т. 1, 2004. - С. 336-385

76. Ямпольский, М. Кино «тотальное» и «монтажное» [Текст] / М. Ямпольский

// М. Ямпольский. Язык-тело-случай. Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004. - С. 26-49

77. Ямпольский, М. О глубине кадра [Текст] / М. Ямпольский // М. Ямполь-

ский. Язык-тело-случай. Кинематограф и поиски смысла. М.: НЛО, 2004.-С. 81-94

78. Bakdash, J.Z. Large Displays Enhance Spatial Knowledge of a Virtual Environ-

ment [Text] / J.Z. Bakdash, J.S. Augustyn, D.R. Proffitt // Proceedings of the 3rd symposium on Applied perception in graphics and visualization. N.Y.: ACM, 2006. - Pp. 59-62

79. Balâzs, B. The Spirit of Film, from German [Text] / B. Balâzs // Béla Balâzs.

Early Film Theory: Visible Man and The Spirit of Film. N.Y., Oxford: Berghahn Books, 2010. - Pp. 91-230

80. Baranowski, A.M. The big picture: Effects of surround on immersion and size

perception [Text] / A.M. Baranowski, H. Hecht // Perception. Vol. 43 (10), 2014.-Pp. 1061-1070

81. Bordwell, D. On the History of Film Style [Text] / D. Bordwell - Harvard (MA):

Harvard University Press, 1997. - 322 pp.

82. Bordwell, D. The Classical Hollywood Cinema. Film Style and Mode of Produc-

tion to 1960 [Text] / D. Bordwell, J. Staiger, K. Thompson - N.Y.: Columbia University Press, 1985. - 506 pp.

83. Brewster, B. Theatre to Cinema: Stage Pictorialism and the Early Feature Film

[Text] / B. Brewster, L. Jacobs - Oxford etc.: Oxford University Press, 1997. -244+xii pp.

84. Burch, N. Life to Those Shadows [Text] / N. Burch - transi, from Fr. - Berkeley

(CA): University of California Press, 1990. - 317 pp.

85. Cherchi Usai, P. Silent Cinema, an Introduction [Text] / P. Cherchi Usai - 2nd ed.

- L.: British Film Institute, 2000. - 212 pp.

86. Cinematograph Book. A Complete Practical Guide to the Taking and Projecting

of Cinematograph Pictures [Text] - ed. by Bernard E. Jones - L., N.Y., Toronto, Melbourne: Cassell and Co., Ltd, 1915. - 216 pp.

87. Coloring Song Slides [Text] / anonymous // The Moving Picture World. Vol. 5.

No. 12 (Sept. 18, 1909). -Pp. 375-376

88. A Companion to Early Cinema [Text] / ed. by André Gaudreault, Nicolas Dulac,

Santiago Hidalgo - Chichester: John Wiley & Sons, 2012. - 631 pp.

89. Cook, D.A. A History of Narrative Film [Text] / D.A. Cook - 4th ed. - N.Y., L.:

W.W. Norton & Company, 2004. - 1120 pp.

90. Czitrom, D. Early Motion Pictures [Text] / D. Czitrom // Communication in His-

iL

tory: Technology, Culture, and Society, 4 edition. Boston: Allyn and Bacon, 2003.-Pp. 186-194

91. Early cinema: space, frame, narrative [Text] / ed. by Thomas Elsaesser - L.: BFI

Publishing, 1990. - 424 pp.

92. Elsaesser, Th. Early Film Form: Articulations of Space and Time [Text] / Th. El-

saesser // Early Cinema: Space, Frame, Narrative. - Ed. by Thomas Elsaesser. L.: BFI, 1990.-Pp. 11-30

93. Encyclopedia of Early Cinema [Text] / ed. by R. Abel - NY, Oxon: Routledge,

2005.-1212 pp.

94. An Expert. The Art of Projection and Complete Magic Lantern Manual [Text] /

An Expert - L.: E.A. Beckett, 1893. - 195 pp.

95. The Eye and the Picture. Where to Sit in the Theater [Text] / anonymous // The

Moving Picture World. Vol. 6. No. 12 (March 26, 1910). - Pp. 457-458

96. The Factor of Uniformity [Text] / anonymous // The Moving Picture World. Vol.

5. No. 4 (July 24, 1909).-Pp. 115-116

97. Fell, J.L. Film and the Narrative Tradition [Text] / J.L. Fell - Norman (Okla.):

University of Oklahoma Press, 1974. - 304 pp.

98. Film Year Book 1927 [Text] / - N.Y., L.A.: John W. Alicoate, [1928]. - 976 pp.

99. Film Before Griffith [Text] / ed. by John L. Fell - Berkeley (CA): University of

California Press, 1983. - 395 pp.

100. Forsdale, J.R. Film Literacy [Text] / J.R. Forsdale, L. Forsdale // Journal of the

Univ. Film Producers Association. Vol. 18, No. 3, 1966. - Pp. 9-15, 26-27

101. Gage, S.H. Optic Projection. Principles, Installation and use of the Magic Lan-

tern, Projection Microscope, Reflecting Lantern, Moving Picture Machine [Text] / S.H. Gage, H.Ph. Gage - Ithaca, N.Y.: Comstock Publishing Company, 1914. - 731 pp.

102. Gaudreault, A. Film and Attraction: From Kinematography to Cinema [Text] /

A. Gaudreault. - transl. from Fr. - Urbana, Chi., Springfield: University of Illinois Press, 2011. - 224 pp.

103. Goldstein, E.B. Pictorial Perception and Art [Text] / E.B. Goldstein // Blackwell

Handbook of Perception. Oxford: Blackwell Publishers, 2001. - Pp. 344378

104. Gomery, D. Shared Pleasures: A History of Movie Presentation in the United

States [Text] / D. Gomery. - Madison (WI): The University of Wisconsin Press, 1992.-381 pp.

105. Grau, R. The Theater of Science: A Volume of Progress and Achievement in the

Motion Picture Art [Text] / R. Grau. - N.Y., 1914. - 378+xxxiv pp.

106. Gunning, T. An Aesthetic of Astonishment: Early Film and the (In)Credulous

Spectator [Text] / T. Gunning // Viewing Positions: Ways of Seeing Film. New Brunswick (NJ): Rutgers University Press, 1994. - Pp. 114-134

107. Hancock, P.A. The effects of display size on performance [Text] / P.A. Hancock,

B.D. Sawyer, S.Stafford//Ergonomics. Vol. 58, iss.3,2015. - Pp. 337-354

108. Hardy, A.C. Perspective Considerations in Taking and Projecting Motion Pic-

tures [Text] / A.C. Hardy, R.W. Conant // Transactions of the S.M.P.E. Vol. XII, No. 33 (April, 1928). - Pp. 117-125

109. Hatada, T. Psychophysical Analysis of the "Sensation of Reality" Induced by a

Visual Wide-Field Display [Text] / T. Hatada, H. Sakata, H. Kusaka // SMPTE Journal. Vol. 89, No. 8 (August 1980). - Pp. 560-569

110. Hathaway, M.L. Trends in Heights and Weights [Text] / M.L. Hathaway // Food:

The Yearbook of Agriculture 1959. Washington (D.C.): The U.S. Government Printing Office, 1959.-Pp. 181-185.

111. Headley, R.K. Motion Picture Exhibition in Baltimore: An Illustrated History and

Directory of Theaters, 1895-2004 [Text] / R.K. Headley. - Jefferson (NC), L.: McFarland & Company Inc. Publishers, 2006. - 524+x pp.

112. Hepworth, T.C. The Book of Lantern; Being a Practical Guide to the working of

the Optical (or Magic) Lantern [Text] / T.C. Hepworth - L.: Wyman & Sons, 1888. - 278 pp. + ads.

113. Hepworth, C.M. Animated Photography. The ABC of Cinematograph [Text] /

C.M. Hepworth - 2nd edition revised by Hector Maclean -L.: Hazell, Watson & Viney, ltd, 1900. - 128 pp.

114. Herbert, S. A History of Early Film [Text] / S. Herbert - N.Y.: Routledge, 2000,

1328 pp.

115. Hodges, J.F. Opening and Operating a Motion Picture Theatre: How It is Done

Successfully [Text] / J.F. Hodges -N.Y.: Scenario Publishing Company, 1912.-46 pp.

116. Hoffman, H.F. Cutting Off the Feet [Text] / H.F. Hoffman // The Moving Picture

World. Vol. 12. No. 1 (April, 6, 1912). - P. 53

117. Hulfish, D.S. Some Questions Answered [Text] / D.S. Hulfish // The Nickelo-

deon. Vol. II. No. 2 (Aug. 1909). - Pp. 47-50

118. Ibbetson, W.S. The Kinema Operator's Handbook. Theory and Practice [Text] /

W.S. Ibbetson- L.: E.&F.N. Spon, Ltd, 1921. - 151+vii pp.

119. J.M.B. The Size of the Picture [Text] / J.M.B. // The Moving Picture World. Vol.

8. No. 10 (March 11,1911). - P. 527

120. J.M.B. Motion Picture Theatre Construction Department [Text] / J.M.B. // Ex-

hibitors' Times. Vol. 1, No. 1 (May 17, 1913). - P. 10

121. J.M.B. Motion Picture Theatre Construction Department [Text] / J.M.B. // Ex-

hibitors' Times. Vol. 1, No. 8 (July 12, 1913). -Pp. 10-11, 31

122. J.M.B. Motion Picture Theatre Construction Department [Text] / J.M.B. // Ex-

hibitors'Times. Vol. 1, No. 10 (July 26, 1913). - Pp. 10, 12, 14, 16

123. Kinsila, E.B. Modern Theatre Construction [Text] / E.B. Kinsila. - N.Y.:

Chalmers Publishing Company, 1917. -269 pp.

124. Komlos, J. Shrinking in a Growing Economy? The Mystery of Physical Stature

during the Industrial Revolution [Text] / J. Komlos // The Journal of Economic History. Vol. 58, No. 3 (Sep., 1998). - Pp. 779-802

125. Koszarski, R. An Evening's Entertainment: The Age of the Silent Feature Picture,

1915-1928 [Text] /R. Koszarski- Berkeley (CA): University of California Press, 1994.-395 pp.

126. Lea, M.C. A Manual of Photography. Intended as a Text Book for Beginners and

a Book of Reference for Advanced Photographers [Text] / M.C. Lea. -Phil.: Benerman & Wilson, 1868. - 336+viii pp.

127. Lombard, M. The Role of Screen Size in Viewer Responses to Television Fare

[Text] / M. Lombard, T.B. Ditton, M.E. Grabe, R.D. Reich // Communication Reports. Vol. 10, No. 1 (Winter 1997). - Pp. 95-106

128. Manton, J.A. The Magic Lantern [Text] / J.A. Malton. - L.: Iliffe, Sons & Stur-

meyLtd. [1898].- 100 pp.

129. Marcy, L.J. The Sciopticon Manual, Explaining Lantern Projections in General

and the Sciopticon Apparatus in Particular [Text] / L.J. Marcy. - 6th edition - Phil.: James A. Moore, 1877. - 200 pp.

130. Martindale, С. The Clockwork Muse: The Predictability of Artistic Change

[Text] / C. Martindale. - N.Y.: Basic Book, 1990. - 411 pp.

131. Mast, G. Kracauer's Two Tendencies and the Early History of Film Narrative

[Text] / G. Mast// The Language of Images. Chi., L.: University of Chicago Press, 1980. - Pp. 129-150

132. The Moving Picture Drama and the Acted Drama. Some Points of Comparison as

to Technique [Text] / anonymous // The Moving Picture World. Vol. 3. No. 8 (Sep. 19, 1908). - Pp. 211-213

133. Musser, Ch. The Emergence of Cinema: The American Screen to 1907 [Text] /

Ch. Musser. - Berkeley (CA): Univ. of California Press, 1994. - 613 pp.

134. Patterson, J.M. The Nickelodeons [Text] / J.M. Patterson // The Moving Picture

World. Vol. 2, No. 2 (Jan. 11, 1908). - Pp. 21-22 (с сокр.; ориг.: Patterson, J.M. The Nickelodeons: The Poor Man's Elementary Course in the Drama // The Saturday Evening Post. Nov. 23, 1907. - Pp. 10-11, 38)

135. Powrie, J.H. Reducing the Appearance of Graininess of the Motion Picture

Screen Image [Text] / J.H. Powrie // Transactions of the S.M.P.E. No. 19 (September-October, 1924). - Pp. 49-57

136. Ramsaye, T. A Million and One Nights: A History of the Motion Picture [Text] /

T. Ramsaye - L.: Frank Cass & Co. Ltd., 1954. - 868+xlix pp.

137. Rhode, E. A History of the Cinema from Its Origins to 1970 [Text] / E. Rhode. -

L.: Hill and Wang, 1976. - 674 pp.

138. Richardson, F.H. Plain Talks to Theatre Managers and Operators. Chapter XXII

[Text] / F.H. Richardson // The Moving Picture World. Vol. 5. No. 18 (Oct. 30, 1909). - Pp. 599-600

139. Richardson, F.H. Motion Picture Handbook: A Guide for Managers and Opera-

tors of Motion Picture Theatres [Text] / F.H. Richardson. -N.Y.: The Moving Picture World, 1910. - 176+vii pp.

140. Richardson, F.H. Motion Picture Handbook: A Guide for Managers and Opera-

tors of Motion Picture Theatres [Text] / F.H. Richardson. - 3rd edition -N.Y.: The Moving Picture World, 1916. - 686+xv pp.

141. Richardson, F.H. Richardson's Handbook of Projection: For Theatre Managers

and Motion Picture Projectionists [Text] / F.H. Richardson. - 4th edition -N.Y. Chalmers Publishing Company, 1922. - 942+xxv pp.

142. Richardson, F.H. A Discussion of Screen-Image Dimensions [Text] / F.H.

Richardson// Journal of the S.M.P.E. Vol. XXX, No. 3 (March 1938). -Pp. 334-338

143. Riecke, B.E. Display Size does not Affect Egocentric Distance Perception of

Naturalistic Stimuli [Text] / B.E. Riecke, P.A. Behbahani, C.D. Shaw //

tVi

Proceedings of the 6 Symposium on Applied Perception in Graphics and Visualization. N.Y., ACM, 2009. - Pp. 15-18

144. Salt, B. Film Style and Technology: History and Analysis [Text] / B. Salt. - 3rd

edition - L.: Starword, 2009. - 453 pp.

145. Sargent, E.W. The Technique of the Photoplay, Chapter III [Text] / E.W. Sargent

// The Moving Picture World. Vol. 9. No. 4 (Aug. 5,1911).- Pp. 282-283

146. Sargent, E.W. Advertising for Exhibitors [Text] / E.W. Sargent // The Moving

Picture World. Vol. 9. No. 11 (Sept. 23, 1911). - Pp. 876-877

147. Sargent, E.W. The Technique of the Photoplay [Text] / E.W. Sargent. - N.Y.:

The Moving Picture World, 1913. - 182 pp.

148. Sargent, E.W. Picture Theatre Advertising [Text] / E.W. Sargent. - N.Y.: The

Moving Picture World, Chalmers Publishing Co., 1915. - 302+vii pp.

149. Schwan, S. Watching Film for the First Time: How Adult Viewers Interpret Per-

ceptual Discontinuities in Film [Text] / S. Schwan, S. Ildirar // Psychological Science. Vol. 21(7), 2010. - Pp. 970-976

150. The Size of the Picture [Text] / anonymous // The Nickelodeon. Vol. V. No. 6

(Feb. 11, 1911).-P. 154

151. Smith, W.C. The Longest Throw. Distance from Lamp to Sheet at Madison

Square Garden Longest in the World [Text] / W.S. Smith // The Moving Picture World. Vol. 25. No. 2 (Jul. 10, 1915). -Pp. 313-314

152. Stanovich, K.E. What Intelligence Tests Miss: The Psychology of Rational

Thought [Text] / K.E. Stanovich. - New Haven (CT): Yale University Press, 2009. - 328 pp.

153. Storey, G.A. The Theory and Practice of Perspective [Text] / G.A. Storey. - Ox-

ford: Clarendon Press, 1910. - 272 pp.

154. Tan, D.S. Exploiting the Cognitive and Social Benefits of Physically Large Dis-

plays, Doctoral Dissertation, Carnegie Mellon University, Pittsburgh (PA), 2004 [Text] / D.S. Tan. Режим доступа: http://research.microsoft.com/en-us/um/people/desney/publications/dissertation/desneytan-dissertation.pdf

155. Too Near the Camera [Text] / anonymous // The Moving Picture World. Vol. 8.

No. 12 (March 25, 1911).-pp. 633-634

156. Troscianko, T. Perception while watching movies: Effects of physical screen size

and scene type [Text] / T. Troscianko, T.S. Meese, S. Hinde // i-Perception. Vol. 3 (7), 2012. - Pp. 414-425

157. Tsivian, Y. Early Russian Cinema and Its Cultural Reception [Text] / Y. Tsivian.

- transl. from Russian - L., N.Y.: Routledge, 1994. - 219 pp.

158. Tudor, A. Theories of Film [Text] / A. Tudor. - L.: ???, 1974. - 168 pp.

159. Wright, L. Optical Projection: A Treatise on the Use of The Lantern in Exhibition

and Scientific Demonstration [Text] / L. Wright. - L., N.Y.: Longmans, Green, and Co, 1891. - 426 pp.

Иллюстрации

Илл. 1.1. Известная версия люмьеровского «Прибытия поезда на вокзал Ля Сьо-та». Практически всю нижнюю часть кадра занимает перрон.

b)

Илл. 1.2. Принцип центральной перспективы: картина является плоским «сечением зрительной пирамиды».

a) Джакомо да Виньола, иллюстрация из трактата «Два правила практической перспективы», опубл. 1583, рисунок.

b) Альбрехт Дюрер, иллюстрация из трактата «Руководство к измерению циркулем и линейкой», опубл. 1525, ксилография.

а)

Илл. 1.3. Принцип центральной перспективы в угловых терминах. Слева - процесс формирования (исходного) изображения, справа - процесс восприятия (конечного) изображения. Углы, под которыми видно изображение в каждой паре, должны совпадать:

a) случай живописи (исходное и конечное изображения тождественны, так что практически тождественны и обе иллюстрации);

b) случай фотографии (примечание: «отпечаток» изображён на расстоянии манипуляции, а не на расстоянии оптимального рассматривания, которое примерно вдвое меньше манипулятивного);

c) случай кино.

Илл. 1.4. Угловая и линейная системы:

a) система центральной перспективы является угловой: находящийся в центре перспективы зритель увидит изображения объектов под теми же углами, под которыми они были видны с исходной точки;

b) система рецепции натуральной величины является линейной: зритель увидит изображения объектов таких же размеров, какие они имеют в действительности.

Илл. 2.1. Реклама вайтаскопа Эдисона, 1896.

Илл. 2.2. Натуральная величина на экране в экране (в левых и правых кадрах):

a) с приемлемыми отклонениями у Роберта Уильяма Пола в «Сельском жителе и кинематографе» («Первый взгляд сельского жителя на живую фотографию», 1901);

b) и почти точная у Эдвина Портера в «Дяде Джоше на кинематографическом показе» (1902)

Илл. 2.3. Финальный план из «Автомобильных гонок Гордона Беннетта» (1904).

Просвечивает логотип Huntley Film Archive, копия из которого и была обнаружена на youtube.com.

35 30 25 20 15 10 5 О

-г—ГП

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 16 19 20 21 22 23 24 25

а) Ь)

60 50 40 30 20 10 0

И

I I ___

=1—! 1...........

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

.—„ I

18 16

! ,4 : 12 10 8 6 4 2 О

Г-Н

XX

хз _гтл

С)

7 8 9 10 II 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

с!)

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Илл. 3.1. Распределение размеров экранов по ширине в 458 кинотеатрах в 1910-17 годах. По горизонтальной оси - ширина (в футах), по вертикальной - количество экранов:

a) 104 кинотеатра в 1910-11 годах;

b) 194 кинотеатра в 1912-13 годах;

c) 82 кинотеатра в 1914-15 годах; с!) 76 кинотеатров в 1916-17 годах.

Илл. 3.2. Типичная крупность в «Путешествии на луну» Жоржа Мельеса (1902).

основное действие

Илл. 3.3. Типичная крупность в «Большом ограблении поезда» Эдвина Портера (1903).

максимум

Илл. 3.4. Два путешествия луну: мельесовское (слева) и «Экскурсия на луну» Се-гундо де Шомона (1908).

160 140 120 100 80 60 40 20 0

-♦- ♦ ж .... _____ ж ♦

1 1 ♦ ♦ ♦ ( ♦ ♦ 1 ♦ 1 1 ♦ ♦

♦ г » . ; 1 ' 1 :

♦ ♦

-1-Г-1-1-1-1-1-1---I-1-

1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909

Илл. 3.5. Средняя крупность в фильмах 1900-09 годов. Каждый из 149 фильмов (ещё пять лент не поместились на графике) представлен в виде точки, ордината которой соответствует его средней крупности.

а)

Ь)

1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909

С)

1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909

Илл. 3.6. Динамика изменения средней крупности общих планов в фильмах 1900-09 годов:

a) вся выборка без средних планов (858 кадров);

b) выборка без средних планов и без кадров из фильмов со стандартным отклонением свыше двадцати или неопределённым (532 кадра);

c) вся выборка без средних планов и отдельно кадры снятые в павильоне (верхний график, 359 кадров) и на натуре (нижний график, 386 кадров).

а)

60

50

40

30

20

10 -

-I---1

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.