Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна

  • Никольская, Елена Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 244
Никольская, Елена Васильевна. Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна

ВведениеЗ

Глава I. Теоретические основы обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих специалистов дошкольного образования

I. 1. холого-педагогичие овы формирования готовни учащи педагогичих колледжей к музыкально-фольклорной работедетьми 13 I. 2. Методологичие овы обучения музыкально-фольклорному творчву будущих витателей дошкольных образовательных учреждений

I. 3. Педагогичие овия и методы обучения музыкально-фольклорному творчву учащи педагогичих колледжей какево формирования готовни к работедетьми

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по обучению учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству

II. 1. Цель, задачи и организация опытно-эериментальной работы66 II. 2. Выявление первоначального уровня готовни учащи к музыкальнофольклорной деятельнидетьми (коатирующий этап)

И. 3. Методика обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству формирующий этап эеримента)

II. 4. Выявление результатов опытно-экспериментальной работы контрольный этап эеримента)

Выводы.с Л

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность исследования. В культурно-образовательных процессах современной • жизни всё явственнее проявляется осознание обществом места и роли народных музыкальных традиций в духовном развитии человека.

Значимость формирования творческой личности через народную культуру, использования её воспитательного потенциала подчёркивается в философских и психолого-педагогических трудах (Б.В. Асафьев, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, A.C. Макаренко, С.И. Миропольский, К.Д. Ушинский, В.Н. Шацкая и др.).

Музыкально-фольклорное искусство, как часть культуры народа, представляет собой - особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности.

Творческая основа фольклорного искусства: его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение), позволяет раскрыть художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности учащихся, что является одним из показателей развитой" музыкально-эстетической культуры личности (Г.Н.Волков, H.H. Земцовский, Т.С. Комарова, М.Ю. Новицкая, М.А. Некрасова, Л.В.Шамина, E.H. Шиянов, Т.Я. Шпикалова и др.).

Вместе с тем, использование опыта фольклорного творчества в дошкольном воспитании всё ещё носит бессистемный характер. Произведения фольклора нередко предлагаются в обработанном виде, чаете не соответствуют ладово-интонационным особенностям народного мелоса и потому не могут способствовать формированию у детей представлений < родной музыкально-интонационной речи. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, как правило, не знают основ народного творчества, жанровых особенностей, не владеют фольклорным исполнительством и методами работы с народной песней. Не достаточно разработана и научно обоснованная методика работы с дошкольниками на фольклорной основе.

В современной педагогике имеются исследования, посвященные профессиографическому изучению деятельности учителя и педагога дошкольного образования, в которых подчёркивается важность воспитания личностной культуры будущего специалиста (Л.Г. Арчажникова, Н.В. Кузьмина, Т.С. Комарова, JI.B. Поздняк, О.П. Радынова, JI.A. Рапацкая, Л.Г. Семушина, В.А. Сластёнин, Г.М. Цыпин, А.И. Щербаков, А.И. Ядэшко и др.)

Анализ научных работ отечественных авторов показал, что проблема профессиональной подготовки студентов средних и высших учебных заведений к музыкально-фольклорной деятельности с детьми исследовалась в различных аспектах: выявлялась роль народного творчества в нравственно-эстетическом и личностном воспитании будущих учителей (A.B. Антонова, Т.В. Антонова, О.И.Давыдова, Г.Н. Комарова и др.); изучались возможности использования регионального компонента в этно-педагогической подготовке студентов через формирование их этно-педагогической культуры (М.Б. Кожанова, Е.Г. Трудкова, С.Н. Чекарева); рассматривались пути становления коммуникативности студентов средствами народной педагогики, как профессионально-значимого качества личности (Л.М. Дороганова); разрабатывалась методика формирования коммуникативных умений в музыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогических колледжах (H.H. Ярцева); выявлялись возможности подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников (М.А. Михайлова).

Вместе с тем проблема разработки методики обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средства формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста не являлась предметом исследования, что определяет её актуальность.

Анализ процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений показал, что в настоящее время формирование их готовности к осуществлению музыкально-фольклорной деятельности с детьми не обеспечивается на должном уровне.

Следовательно, возникает противоречие между потребностью общества в подготовке специалистов, обладающих готовностью к музыкально-фольклорной деятельности с детьми и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ, обеспечивающих её формирование у будущих специалистов дошкольного образования.

На основании выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия и методика обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих специалистов дошкольного образования, обеспечивающие формирование готовности к работе с детьми дошкольного возраста?

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий и методики обучения музыкально-фольклорному творчеству, способствующих формированию готовности к работе с детьми дошкольного возраста у учащихся педагогических колледжей.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, ориентированный на обучение учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству.

Предмет исследования: педагогические условия и методика обучения музыкально-фольклорному творчеству как средство формирования готовности учащихся дошкольных отделений педагогических колледжей к работе с детьми.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: мы рассматриваем понятие «музыкально-фольклорное творчество воспитателей дошкольных учреждений» как один » из важнейших аспектов профессионально-личностного развития, предполагающего определённый уровень сформированности музыкально-фольклорной культуры (положительное оценочное отношение к фольклору как источнику духовных ценностей, обладающему высоким воспитательно-образовательным потенциалом; исполнительская, теоретическая и методическая готовность; проявление творческой активности). Мы полагаем, что эффективность формирования музыкально-фольклорной готовности учащихся педагогических колледжей к работе с детьми дошкольного возраста зависит от следующих педагогических условий и методов:

• поэтапного формирования у учащихся музыкально-фольклорного творчества в различных формах организации учебной деятельности с применением разработанной системы заданий;

• накопления учащимися опыта музыкально-фольклорной деятельности;

• овладения учащимися музыкально-фольклорными знаниями, творческими умениями и навыками;

• осуществления межпредметных связей между комплексом музыкально-фольклорных дисциплин (в соответствии с разработанной моделью готовности);

• применения специальных методов обучения: моделирования фольклорных напевов и образно-эмоциональных установок.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) определить содержание и структуру понятия «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных учреждений»;

2) выявить педагогические условия и разработать методику обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству;

3) создать модель музыкально-фольклорной готовности учащихся дошкольных отделений педагогических колледжей к работе с детьми;

4) определить критерии готовности к музыкально-фольклорной деятельности у будущих педагогов дошкольного образования;

5) экспериментально проверить эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики. Методологической основой исследования явились: ведущиетеоретические положения философских, психолого-педагогических исследований, раскрывающих сущность единства деятельности и сознания в формировании личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.); философская теория культуры (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, В.А. Разумный, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, В.Н. Скатерщиков, JI.B. Тодоров и др.); диалектические принципы теории познания о сущности искусства как духовной ценности и его гуманистической направленности, о роли музыкального искусства в духовном и интеллектуальном развитии личности (Б.В. Асафьев, H.A.-Ветлугина, JI.C. Выготский, М.С. Каган, Т.С. Комарова, В.В. Медушевский, В.И. Петрушин, А.Н. Сохор, В.Н. Шацкая и др.); научные исследования проблем профессиональной готовности специалистов (Л.Г. Арчажникова, A.B. Антонова, Н.В. Кузьмина, Л.В. Поздняк, О.П. Рады нова, Л.А. Рапацкая, В.А. Мищенко, Л.И. Сластёнин, Л.Ф. Спирин, А.Г. Спиркин, Л.Г. Семушина, Г.М. Цыпин, E.H. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); учение об интонационной природе музыки (Б.В. Асафьев, Э.Е. Алексеев, В. Всеволодский-Гернгросс, И.И. Земцовский, Л.А.Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Е.М. Орлова, Б.Л. Яворский и др.); теоретические положения о роли народного искусства в развитии художественно-творческих способностей личности (A.B. Антонова, Т.В. Антонова, JI.JI. Куприянова, Т.С. Комарова, Н.К. Мешко, М.В. Медведева, JI.B. Шамина, Т.Я. Шпикалова).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы; изучение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование, беседы, индивидуальный и групповой опрос, анализ творческих работ учащихся, метод рейтинга, педагогический эксперимент.

Организация и база исследования:

Экспериментальное исследование проводилось на базе педагогических колледжей № 13 и №15 г. Москвы с 1998 по2002 гг. В эксперименте участвовало 75 учащихся (25 учащихся в пробно эксперименте и 50 - в. опытно-экспериментальной работе). Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 4-х лет, с 1-го по выпускной курсы, что позволило проследить процесс обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей и формирование их готовности к работе с детьми дошкольного возраста. Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (1997-1998) - поисково-теоретический. Он включал изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение практического педагогического опыта . в области воспитания и образования дошкольников средствами фольклора; были определены цель, предмет, гипотеза, задачи исследования; разработана методика обучения учащихся педагогических колледжей музыкально-фольклорному творчеству, выявлены педагогические условия, необходимые для успешного его формирования у учащихся.

Второй этап (1998-2002) - опытно-экспериментальный. Подготовлен и проведён констатирующий эксперимент, в процессе которого определены уровни готовности к работе с детьми испытуемых в обеих группах, проведён формирующий эксперимент, апробирована разработанная методика. Проведён контрольный эксперимент.

Третий этап (2003-2004) - заключительно-обобщающий. Обработаны результаты опытно-экспериментальной работы. Обобщены и систематизированы данные исследования, сформулированы основные выводы, результаты внедрены в практику. Завершено оформление диссертации в целом.

Научная новизна исследования заключается в том, что: экспериментально подтверждена эффективность выявленных педагогических условий и разработанной методики обучения музыкально-фольклорному творчеству будущих воспитателей дошкольного образования, обеспечивающих формирование готовности к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; раскрыты содержание и структура музыкально-фольклорного творчества как средства формирования готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста; разработана модель готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; выявлены возможности для исследования проблемы формирования музыкально-фольклорной культуры будущих специалистов дошкольного образования средствами различных дисциплин фольклорного цикла.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений»; разработаны критерии готовности учащихся педагогических колледжей к музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что рекомендации и выводы нашли применение в эксперименте и содействовали формированию готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми; разработана система заданий, позволяющая обучать учащихся музыкально-фольклорному творчеству, формировать готовность будущих специалистов к музыкально-фольклорной деятельности с дошкольниками, стимулировать творческую активность учащихся; разработаны программы фольклорных дисциплин - «Народное музыкальное творчество», «Постановка народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Ладовое сольфеджио», «Музыка русских композиторов», «Методика работы с народной песней», где нашли применение теоретические положения диссертации, которые могут быть использованы в практике подготовки специалистов дошкольного образования в педагогических колледжах и вузах.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям философии, педагогики, психологии, эстетики, музыкознания, фольклористики; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; положительными результатами опытно-экспериментальной работы и их воспроизводимостью в других учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования Материалы исследования прошли проверку и получили одобрение на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета, в МИПКРО г. Москвы, в

ДОУ г. Москвы.

Основные положения и результаты исследования были представлены на всесоюзных научно-практических конференциях в Российской Академии музыки им. Гнесиных, г. Москва (Всесоюзная научно-практическая, конференция «Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды» Москва, 1988 г.; Второе всероссийское совещание-семинар по проблемам, детского музыкально-фольклорного творчества, Москва, 1989г; Научно-практическая конференция «Культура народного пения: традиции и искусство», Москва, 2000 г.); в Mill У г. Москва (Международная научно-практическая конференция, г. Москва, 1995 г. «Игра и развитие в дошкольном возрасте»; Научно-практическая конференция, г. Москва, 2000 г. «Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке», г. Москва, 2003 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мы рассматриваем понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольного образования» как один из важнейших, аспектов профессионально-личностного развития, предполагающего определённый уровень сформированности музыкально-фольклорной культуры (положительное оценочное отношение к фольклору как источнику духовных ценностей, обладающему высоким воспитательно-образовательным потенциалом; исполнительская, теоретическая и методическая готовность; проявление творческой активности).

2. Методика обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству включает в себя определённые этапы (адаптационно-информационный, аналитическо-моделирующий, концертно-исполнительский и. исследовательский) при использовании разработанной системы творческих заданий (8 серий), применяемых в комплексе взаимосвязанных музыкально-фольклорных дисциплин («Постановка народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Ладовое сольфеджио», «Музыка русских композиторов»,

Народное музыкально творчество», «Методика работы с народной песней»). Эта система обучения музыкально-фольклорному творчеству способствует формированию музыкально-фольклорной готовности будущего специалиста к музыкально-фольклорной деятельности с детьми. Разработана модель готовности, которая включает в себя мотивационно-ценностный, исполнительский, теоретический и методический компоненты.

3. Педагогическими условиями эффективного формирования готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми является: поэтапное обучение учащихся музыкально-фольклорному творчеству в • различных формах организации учебной деятельности с применением разработанной системы заданий, накопление учащимися опыта музыкально-фольклорной деятельности, овладение музыкально-фольклорными знаниями, творческими умениями и навыками, осуществление межпредметных связей между различными музыкально-фольклорными дисциплинами.

4. Эффективность обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству зависит от применения в учебном процессе специальных методов: моделирования фольклорных напевов и образно-эмоциональных установок. Метод моделирования фольклорных напевов основан на графической фиксации ■ речевой мелодики и побуждении учащихся к творческим импровизациям и сочинению напевов в определённых ритмо-ладо-интонационных комплексах.

Суть метода образно-эмоциональных установок заключается в обучении г учащихся созданию синкретичного музыкально-фольклорного образа посредством эмоционально-окрашенного интонирования, мимики, жеста, выразительных движений. Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), выводов, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Никольская, Елена Васильевна

Выводы

1. Понятие «музыкально-фольклорное творчество будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений» мы рассматриваем как один из важнейших аспектов профессионально-личностного развития, который предполагает определённый уровень сформированности музыкально-фольклорной культуры - положительное оценочное отношение к фольклору как источнику духовных ценностей, обладающему высоким воспитательно-образовательным потенциалом; исполнительскую, теоретическую и методическую готовность; проявление творческой активности.

2. Выявленные педагогические условия (поэтапного формирования у учащихся музыкально-фольклорного творчества в различных формах организации учебной деятельности с применением разработанной системы заданий; накопление учащимися опыта музыкально-фольклорной деятельности; овладение музыкально-фольклорными знаниями, творческими умениями и навыками; осуществление межпредметных связей между различными музыкально-фольклорными дисциплинами применения специальных методов обучения: моделирования фольклорных напевов и образно-эмоциональных установок) и разработанная методика обучения музыкально-фольклорному творчеству как средство формирования готовности учащихся педагогических колледжей к работе с детьми, показали свою эффективность.

3. Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей включала систему усложняющихся творческих заданий на каждом этапе (адаптационно-информационном, аналитически-моделирующем, концертно-исполнительском, исследовательском) и была направлена на развитие музыкально-фольклорной творческой активности в различных видах деятельности: учебной, исполнительской, исследовательской и квазипрофессиональной. Для успешного формирования музыкально-фольклорной • готовности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений оказалось эффективно применение метода моделирования фольклорных напевов и метода образно-эмоциональных установок, способствующих развитию музыкально-фольклорной культуры учащихся и их профессиональной компетентности. Указанные методы применялись в комплексе с имитационным, вариативным и игровым методами.

4. Исследование показало, что процесс обучения музыкально-фольклорному творчеству как средству формирования готовности учащихся к работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется через исполнительское творчество. Было выявлено, что эффективность обучения учащихся музыкально-фольклорному творчеству зависит от поэтапного применения методики с использованием системы заданий (8 серий, включающих 41 задание), по всем компонентам готовности учащихся к музыкально-фольклорной деятельности с детьми (мотивационно-ценностный, исполнительский теоретический методический исследовательский), стимулирующей проявление у учащихся музыкально-творческой активности. Эти творческие задания способствовали формированию индивидуальных исполнительских возможностей испытуемых, синкретизма способов художественно-коммуникативного общения в сольном и коллективном творчестве, развитию музыкально-фольклорного мышления, этно-слуха, творческой самостоятельности в анализе фольклорного материала и в выборе форм и методов работы с детьми. Разработанная методика применялась в комплексе музыкально-фольклорных дисциплин, обеспечивая формирование у учащихся профессионально-педагогической музыкально-фольклорной культуры.

5. Разработанная модель музыкально-фольклорной готовности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к работе с детьми включает мотивационно-ценностный, исполнительский, теоретический и методический структурные компоненты. Формирование музыкально-фольклорной готовности осуществляется на адаптационно-информационном, аналитическо-моделирующем, концертно-исполнительском и исследовательском этапах, средствами различных дисциплин: «Постановка народного голоса», «Фольклорный ансамбль», «Ладовое сольфеджио», «Музыка русских композиторов», «Методика работы с народной песней», формирующих ценностное отношение к фольклорному творчеству, профессиональную компетентность и творческую активность будущих специалистов.

6. Отобраны критерии оценки уровня готовности будущих воспитателей к музыкально-фольклорной деятельности с детьми, выявляющие мотивационно-ценностное отношение' к фольклору (эмоциональное восприятие фольклорного искусства, мотивация к использованию фольклора в педагогической деятельности); исполнительскую готовность студентов (владение певческо-речевым интонированием, народной хореографией и сценическим поведением, игрой на народных инструментах, синкретизмом фольклорного творчества); теоретическую готовность (знание жанров фольклора, их специфики, композиционных структур, средств художественной выразительности музыкально-поэтического языка народных песен, методов работы с детьми на фольклорной основе, методов исследовательской деятельности); методическую готовность будущих воспитателей дошкольных учреждений (умение анализировать фольклорный материал; подбирать, адаптировать образцы народного творчества для работы с детьми дошкольного возраста, компоновать и воплощать их в сценические формы; подбирать и использовать произведения русской классической музыки в работе с детьми; владеть навыками фольклорной импровизации и сочинения напевов, текстов, хореографических движений; уметь организовать музыкально-фольклорную деятельность детей в детском дошкольном учреждении).

7. Опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность выявленных педагогических условий и методики обучения учащихся. Полученные данные констатирующего этапа эксперимента свидетельствовали о низком уровне музыкально-фольклорной готовности учащихся. В обеих группах низкий уровень составил 100%. Целостная система заданий, опирающихся на развитие музыкально-фольклорного творчества испытуемых, позволила сформировать музыкально-фольклорную культуру будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Применяемые методы развивали у учащихся эмоциональное ценностное отношение к фольклору, профессиональную компетентность, творческую активность и готовность к самообразованию. На заключительном этапе исследования в контрольной группе высокий уровень музыкально-фольклорной готовности выявлен не был, средний уровень показали 40% и низкий уровень был выявлен у 60-ти% испытуемых. В экспериментальной группе высокий уровень проявили 56% учащихся, средний уровень - 44%, низкого уровня выявлено не было.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Никольская Е.В. Музыкально-эстетическое воспитание школьников и дошкольников средствами песенного фольклора. // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. Всесоюзная научно-практическая, конференция. 25-28 апреля. Москва, 1988.-е. 261-263.

2. Никольская Е.В. Опыт народной педагогики и современное музыкально-эстетическое воспитание дошкольников. Материалы второго всероссийского совещания-семинара по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества, 16 марта. Москва, 1989. - с. 34

3. Никольская Е.В. Проблема раннего воспитания детей средствами песенного фольклора! // Работа хормейстера в детском хоре. - М., Прометей, 1992. - с. 90-107.

4. Никольская Е.В. От образного мышления к выразительному интонированию //Музыкальный фольклор и дети. - М.: РЦРФ, 1992. — с.35-44.

5. Никольская Е.В. Интонационная выразительность речи и пения //Теория и практика народно-певческого искусства. - Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 1993.-е. 101-121.

6. Никольская Е.В. Фольклорная игра как способ развития коммуникативных кодов человека. //Игра и развитие в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля. Москва, 1995. - с.29-31.

7. Никольская Е.В. Фольклорная подготовка студентов на кафедре эстетического воспитания детей дошкольного возраста, факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ. //Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. Научно-практическая конференция. Москва, 2000 . - с. 365-367.

8. Никольская Е.В. Системно-комплексный подход в фольклорной подготовке студентов педагогических вузов. //Культура народного пения: традиции и искусство. Материалы научно-практической конференции, 13-16 мая. Москва, 2000. - с. 91-96.

9. Никольская Е.В. Модель формирования готовности к музыкально-фольклорной деятельности с детьми дошкольного возраста у студентов педагогических вузов. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. /Сб. статей. - М.: Прометей, 2003. - с. 664-669.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна, 2004 год

1. Асафьев Б.В. Речевая интонация. - М. - J1.: Музыка, 1965. - 136 с.

2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. / Ред. и вступ. статья Е.М. Орловой. - М.- Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1979. - 154 с.

4. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. М.: Сов. комп., 1986. - 240 с.

5. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М.: Музыка, 1976. - 288 с.

6. Алексеева Л.А. О подготовке специалистов по фольклорной работе с детьми // Теория и практика народно-певческого искусства. -Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 1993, с. 52-58.

7. Алисира Легаспи де Арисменди Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 1989.- 175 с.

8. Анисимов О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). М.: Новгород, 1995. - 272 с.

9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984.-111 с.

10. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования / В сб. научных трудов: Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. -М.: Моск. заочн. пед. ин-т, 1980. с. 5-12.

11. П.Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Изд.-во HAK и ОЦ, 1993.-352 с.

12. Асадуллин P.M. .Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности: Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 2000.-35 с.

13. Абдувахидов С.Н. О формировании готовности студентов университетов к педагогической деятельности. // Теория и практика педагогического образования. М., 1987. - с. 131-134.

14. М.Акулова О.В. Устное народное творчество как средство развития выразительной речи старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук /Рос.гос.пед. ун-т А.И. Герцена. 1999. - 18 с.

15. Арановский М.Г. Интонация, отношение, процесс //Советская музыка, 1984, №12.-с. 80-87.

16. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. - 304 с.

17. Беланова Э.И. О некоторых аспектах проблемы управления формированием профессионализма современного педагога // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке.- М.: МПГУ, 2000, с. 168-170.

18. Барышева H.A. Педагогические условия формирования умений педагогической режиссуры у будущих учителей. Диссертация. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 144 с.

19. Н.Большакова М.Д. Народный календарь и малые формы фольклора в экологическом воспитании детей // Акмеологические проблемы подготовки преподавателя / Сб. научи, трудов, вып 2. М.- Шуя., 1998. -с. 140-179.

20. Белозёрцев Е.П. Совершенствование профессионального воспитания будущих учителей актуальная педагогическая проблема // Профессиональная ' подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1982. - с. 3-14.

21. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-544 с.

22. Бонфельд М.Ш. Музыка как мышление и речь: Автореф. дисс. доктора искусствоведения. — М., 1993. 46 с.

23. Бодалёв A.A. Личность и общение: Избр. психолог, тр. 2-е изд., перераб. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 324 с.

24. Буева Л.П. Человек: деятельность и общёние. — М.: Мысль, 1978. 216 с.

25. Буре P.C., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 1985.- 144 с.

26. Баксанский O.E. Нейролингвистическое программирование как направление когнитивных исследований / Сб. научн. трудов МГТГУ. — М.: Прометей, 2003. с. 265- 273.

27. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во АПНРСФСР, 1953.-95 с.

28. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Теория русской речевой интонации. П-г: Госиздат, 1922. -128с.

29. Виленский М.Я, Зайцева С.Н. Педагогические условия становления целостной личности учителя в вузе. // Теория и практика педагогического образования. / Под ред. Сластёнина В.А. М., 1991.-е. 86-96.

30. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребёнка М.: Просвещение, 1967.-415с.

31. Волков Г.Н, Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1966. - 343 с.

32. Вавилов Ю.П. О педагогических способностях учителя младших классов // Диагностика познавательных способностей. Ярославль, ЛГПИ, 1986.-е. 18-25.

33. Виленский М.Я., Внуков А.П. Физическая культура личности учителя: вопросы теории // Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1987. - с. 84-92.

34. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

35. Выготский JI.C. Психология искусства. — 3-е изд. М.: Искусство, 1986. - 572 с.

36. Горчаков Н. Режиссёрские уроки К.С. Станиславского. М.: Искусство, 1952.-575 с.

37. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1998. -268с.

38. Гектина Г. А. Формирование профессиональной направленности студентов младших курсов в учебно-воспитательной деятельности, (социально-педагогический аспект). СПб., 1994.

39. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. JL: Наука, 1967. - 319 с.

40. Гольдшмидт Г. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - с. 134-147.

41. Дурай-Новакова K.M. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореферат дисс. докт. пед. наук. М, 1983. - 44 с.

42. Дмитриенко Т.В. Формирование педагогической направленности у студентов пединститута в процессе коллективной творческой, деятельности: Автореф. дисс. канд пед. наук. Тюмень,1983. 17 с.

43. Додонов Б.И. О сущности интересов и подходов к их исследованию. М.: Сов. Педагогика, 1971.-е. 72-81.

44. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.-368 с.

45. Данилов H.A. Мировоззрение как фактор профессиональной культурыпреподавателя. // Акмеологические проблемы подготовки преподавателя / СБ. научи трудов, вып 1. М.- Шуя, 1998. - с. 23-54.

46. Давыдова О.И. Этнопедагогичеекая подготовка студентов — будущих специалистов дошкольного образования. Дисс. канд. пед. наук. -Барнаул, 2000. 183 с.

47. Дмитриев А.Е., Львов М.Р. Концепция подготовки учителя начальных классов // Начальная школа, 1990. №7. - с. 64-69.

48. Дерябина М.Ю. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук. — Чебоксары, 2000.-191 с.

49. Дмитриева Т.А. Импровизация как творческий вид деятельности учащегося-музыканта /Сб. научн. трудов МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей. - с. 335-337.

50. Дороганова Л.М. Становление коммуникативности как профессионально-значимого качества личности учителя (в условиях учебно-воспитателыдого комплекса «Народное пение»). Диссертация. канд. пед. наук. Таганрог, 1999.

51. Данзанов П.Г. Ценностный аспект изучения личности учителя //Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. — М., МПГУ, 2000. с. 170-171.

52. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Минск, Изд. Университетское, 1985. - 206 с.

53. Ершова С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов на Дону, 1992. — 26 с.

54. Ерофеева И.Ю. Формирование исследовательских умений у студентовфакультетов дошкольного воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986.- 16 с.

55. Езопова С.А. Формирование личностно-профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1999. - 198 е.

56. Иванов С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни. Диссертация. канд. пед. наук. Чебоксары, 1996. - 197 с.

57. Исламова З.Ф. Народное искусство как средство формирования этно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов (на материале декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана): Автореферат дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1999. - 18 с.

58. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте / Материалы междунар. научно-практической конференции. М.: МПГУ, 1995.- 96 с.

59. Ильина Л.А. Формирование художественных навыков педагогического мастерства будущего учителя средствами театрального искусства. Диссертация. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000 -с. 158.

60. Игнатович Н.Л. Подготовка студентов педагогического колледжа к общению с детьми, дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук /Корел гос. пед. ун.т. 1998. - 20 с.

61. Искусство общения. Л.:ЛГИТМК, 1984. - 168 с.

62. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.- 207 с.

63. Коряжкина Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.-29 с.

64. Крошилина Т.Д. Некоторые особенности формирования народно-певческих навыков у детей (из опыта работы) // Культура народного пения: традиция и культура. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2001. - с. 100106.

65. Кибисова А. Фольклоризм как явление современной музыкальной культуры // Теория и практика народно-певческого искусства. -Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 1993. с.6.12.

66. Кременцова О.В. Из опыта эстетического образования и воспитания будущих учителей // Сов. Педагогика. 1976. - №10. - с. 57-65.

67. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. - №1. - с.20-26.

68. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

69. Каган М.С. Мир общения: Пробл. межсубъективных отношений . — М.: Политиздат, 1988. 315 с.

70. Кирилов В.К., Алексеев Б.Л., Кирилова Т.В., Алексеев А.Б. Воспитательный процесс: сущность, содержание, технология. Учебн. пособ., ч.1. Чебоксары, 1994. - 275 с.

71. Комарова Т.С., Ибрагимов У.Ш. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. -1985.-№10.-с. 73-77.

72. Кожанова М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педагогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей. Диссертация канд. пед. наук. Чебоксары, 1999.-245 с.

73. Костина Н.И., Суслова Т.В. Сущность и содержание умений осуществления эстетического воспитания учителей начальных классов // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. - с. 54-64.

74. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии образования // Акмеологические проблемы подготовки преподавателя / Сб. научн. трудов, вып 1.- М.Шуя, 1998.-с. 5-22.

75. Комарова Г.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к нравственно-эстетическому воспитанию учащихся средствами народного музыкального творчества: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -1997.-17 с.

76. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Шадринск, 1999. - 18 с.

77. Кремлёв Ю.А. Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. — М.: Музыка, 1965. — с. 35-52.

78. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991.- 112 с.

79. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990.-149 с.

80. Квасков В.Д. Общение и деятельность: Монография. М., 1997. — 218 с.

81. Кон Ю. К вопросу о вариантности ладов. // Современные вопросы музыкознания. М., 1976, с. 238-262.

82. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознания. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

83. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание /Л.Н. Коган. М.: Знание, 1979. - 63 с.

84. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

85. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебн. пособ. по спецкурсу для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1986.-176 с.

86. Лихачёв Г.Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания и художественной культуры (методологическое исследование) //Под ред. А.Х. Сухотина. Новосибирск, 1095. - 198 с.

87. Леванова Е.А. Готовность работать с подростком. М., МИГУ, 1993. -152с.

88. Леонтьев A.A. Психология общения: Учебн. пособ. для доп. образования. — 2-е изд;, испр. и доп. М.: Смысл, 1997. - 365 с.

89. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность /А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

90. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии //Вопросы философии, 1979, №8. с. 37-45.

91. Леви В. Вопросы психобиологии музыки. — Сов. Музыка, 1966, №8.

92. Муравьёва Г.Е. Дидактическое проектирование как вид профессиональной деятельности учителя // Теория и практика высшего педагогического образования / Под ред. Сластёнина В.А. М., 1991.-е. 41-45.

93. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М., МГУ, 1982-С. 108-117.

94. Морозов В.П. Занимательная биоакустика. М.: Знание, 1983. - с. 184.

95. Морозов В.П. Теория эмоционального слуха и певческий голос / В сб.: Научная сессия, поев. 90-летию Д. Ансуладзе. Тбилиси, 1986. - с. 12-16.

96. Морозов В.П., Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского:. -М.: Центр «Искусство и наука. -2002. — 496 с.

97. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. Л.: Наука, 1977.-231 с.

98. Мищенко Л.И. Моделирование и реализация содержания педагогического образования. М.-Курск, 1996.

99. Майкл Гриндер. Исправление школьного конвейера или НЛП в педагогике. М.: Катарсис, 1995. - 77с.

100. Материалы Второго всероссийского совещания-семинара по проблемам детского музыкально-фольклорного творчества М.: ВМО, 1991.-63 с.

101. Михайлова М.А. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников. Диссертация. канд. пед. наук. Ярославль, 1999. -21 с.

102. Масликова С.Н. Игра как средство формирования профессиональных умений у студентов педколледжа: (На занятиях математического цикла): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1001. — 24 с.

103. Мелик-Пашаева Н.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.

104. Моисеева Т.В. Обучение студентов педагогических колледжей анализу поэтического текста. Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 248 с.

105. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Ч. 1-я. — М.: Луч, 1996.-\4lc.

106. Медведева М.В. Импровизация как творческий метод русского музыкально-поэтического фольклора //Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. М., 2001, с.45-59.

107. Народное искусство и воспитание детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий /Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Российскоепедагогическое агентство, 1997. 208 с.

108. Науменко Г.М. Фольклорная азбука / учебн. пособ для нач. школы. М.: Академия, 1996. - 134 с.

109. Неменский Б.М. «.И начиная с детского сада, с самого нежного возраста». //Дошкольное воспитание. 1989. - №12. - с. 47-51.

110. Неменский Б.М. Культура искусство - образование: Цикл бесед /Моск. центр худож. культуры. — М.: Центр ХКО, 1993. - 79 с.

111. Назайкинский Е.В. Настройка на настроение в музыке // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2: Сб. ст. Моск. психолого-соц. ин-т /Под ред. A.A. Бодалева. — М.: Изд.-во ин.т практ. психологии: Воронеж, НПОМОДЭК, 1998. 363 с.

112. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.

113. Николаев В. А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1998.-28 с.

114. Никольская Е.В. От образного мышления к выразительному интонированию // Музыкальный фольклор и дети. / Сост. и общ. ред. Л.В. Шаминой. М.: Респ. центр русского фольклора. - с. 35-43.

115. Никольская Е.В. Интонационная выразительность речи и пения //Теория и практика народно-певческого искусства. Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 1993.- с. 101-121.

116. Никольская Е.В. Проблема раннего воспитания детей средствами песенного фольклора. // Работа хормейстера в детском хоре. М.: Прометей, 1992. - с. 158-168.

117. Науказ Д.А. Игровые технологии как средство формирования педагогической импровизации у студентов-музыкантов /Сб. научн. трудов Ml 11 У. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей. - с. 322

118. Общая психология /Под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1970.-463с.

119. Озаровский Э.Ю. Вопросы выразительного чтения. Кн. 1-2. С.-Пб.: Типография гл. упр. Урелов, 1896-1901. - 116 с.

120. Оголевец A.C. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М.: Музгиз, 1960. - 522 с.

121. Основы вузовской педагогики /Под ред. Н.В. Кузьминой и И.А. Урклина/. Л.: ЛГУ, 1972, 311 с.

122. Пашкина Л.Я. Освоение народно-песенных традиций при подготовке учителей музыки в педагогических вузах // Теория и практика народно-певческого искусства. Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры, 1993. - с. 43-52.

123. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов: М.: Школа-Пресс, 1998. - 512с.

124. Педагогика /Под ред. В.А. Сластёнина. М.: «Школа-пресс», 1998.-541 с.

125. Порошина H.A. Формирование готовности студентов педвуза к эстетическому воспитанию младших школьников средствами музыки. Диссертация. канд. пед. наук.- Шадринск, 2000. 167с.

126. Платонов К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.

127. Платонов К.К., Адаскин Б.Л. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: Высшая школа, 1966. - с. 88-90.

128. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 184 с.

129. Поздняк JI.B. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1984. 16 с.

130. Палавандишвили М.Л. Психолого-педагогическая подготовка воспитателя детского сада в педучилище: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1992. -32 с.

131. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.-430 с.

132. Постнова Н.В. О нейролингвистическом программировании /Сб. научн. трудов МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. М.: Прометей, 2003. -с.121-126.

133. Платонова И.А. Развитие музыкального мышления старших дошкольников в процессе певческой деятельности /Сб. научн. трудов МПГУ. М.: Прометей, 2003. - с. 702-707.

134. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования /Под ред. Ю.Н. Parca. М.: Музыка, 1966. - 224 с.

135. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 1998. - 236 с.

136. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов. Диссертация. кандидата пед. наук.1. М., 1984.-218. с.

137. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М: Изд. ГНОМ и Д, 2000 - 80 с.

138. Реформаторский A.A. Речь и музыка в пении //Вопросы культуры речи. Вып. 1. -М.: Наука, 1955.

139. Робустова Л. Взаимодействие музыки и речи в детском фольклоре: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1987. - 23 с.

140. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии /Сост, авт. комент. и послесл. A.B. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — СПб. и др.: Питер. 2000.-712 с.

141. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору / Предисл. Н. Котиковой. M.; JL: Сов. комп., Ленинградское отделение, 1973. - 221 с.

142. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. -Д.: Музыка, 1964.-96 с.

143. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. - 160 с.

144. Родина Т.Б. Музыкальный слух: сущность и структура /Сб. научн. трудов МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. — М.: Прометей, 2003. — с.301-304.

145. Русский фольклор в современных образовательных структурах /Сост. И общ. Ред. JI.JI. Куприянова. Кемерово, 1996. - с. 101.

146. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. /Монография, М, 1991. — 199 с.

147. Соловьёва JI.H. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников. Диссертация. канд. пед. наук. М., 1988.- 242 с.

148. Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя. Диссертация кандидата психологических наук. СПб., СПБГУ, 1997.-161 с.

149. Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 158с.

150. Сластёнин В. А., Тамарин В.Э., Яковлева Д.С. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования социально активной личности учителя // Формирование социально активной личности учителя /Сб-к научи, трудов. М.: МГПИ, 1983.с.3-17.

151. Сластёнин В.А., Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: теоретическая концепция исследования. // Теория и практика высшего педагогического образования /Под ред. Сластёнина В.А.-М., 1991.-с. 3-18.

152. Сластёнин В.А. Профессиональная подготовка учителя высшего педагогического образования. М., 1992.

153. Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений у студентов педвузов. Кострома: Луг, 1977. - 158 с.

154. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997. -33с.

155. Спирин Л.Ф. • Качественная характеристика уровней сформированности . общепедагогических усилий в процессе профессионального обучения студентов // Формирование социально активной личности учителя. М., 1982 - с. 119-124.

156. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

157. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореферат дисс. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1979. - 16 с.

158. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

159. Семашко А. Система и принципы эстетического воспитания студенчества // Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980.-е.75-97.

160. Семёнов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция). СПб.: Изд-во Сенкт-Петербург. ун-та, 1995. - 199 с.

161. Станиславский К.С. Работа актёра над собой /Примеч. Г.В. Кристи.

162. И.: Искусство, 1995. 479 с.

163. Силаева Е.Г. Синергетика и методология исследования процесса профессионального становления личности /Сб. науч. трудов МПГУ. -М.: Прометей. 2003. -с. 46-53.

164. Теория и методика музыкального образования детей: Научи, метод, пособ. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта Наука, 1998. - 336 с.

165. Трудкова Е.Г. • Эстетическое воспитание студентов педагогических вузов средствами поморских народных музыкальных традиций: Автореф. дис. канд. пед. наук. Мурманск, 1998.-22 с.

166. Тропина Р.К. Формирование у студентов умения планировать работу дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1996.- 15 с.

167. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детских садов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1972.-78с.

168. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды /Всесоюзн. научно-практ. конф. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1988. - 400 с.

169. Формирование у студентов готовности к учительской деятельности (Метод, рекомендации преподавателям пед. институтов). -Херсон, 1989.-е. 35.

170. Фольклор, музыка, театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками под ред. Мерзляковой С.И. М.: Владос, 1999. - 213с.

171. Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни. -М.: Сов. Композитор, 1976. 389 с.

172. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., Российскоепедагогическое агентство, 1998. 267с.

173. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. //Ранние формы искусства. М., 1972.

174. Царёва Н.Д. Информативные умения в структуре педагогической деятельности учителя. // Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1987. - с. 71-76.

175. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособ. для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

176. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Русский язык, 1982. - 207 с.

177. Чекарева С.Н. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М, 1999. -21 с.

178. Шамина JT.B., Браз C.JT., Медведева М.В., Куприянова Л.Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах / Метод, пособ. М., 1984. -103 с.

179. Шамина Л.В. Теоретико-методические основы обучения русскому народно-певческому' искусству: Автореф. дисс. д-ра пед.наук. М.,1996.-44 с.

180. Шабалина Е.Ю. Роль художественных коммуникаций в процессе духовного развития личности: Автореф. дисс. кандидата пед. наук. М.,1997.-16 с.

181. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика. 1991. - №7. - с.55.

182. Шевченко Г.И. Подготовка студентов к постановке творческих задач в процессе обучения // Теория и практика педагогического образования. М., 1987.-е. 108-112.

183. Шебалин О.Д., Санданова В.Б., Подымова J1.C., Бурдин П.М. Взаимосвязь между учебными дисциплинами в средней и высшей школе //Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. - с. 36-54.

184. Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Диссертация. доктора пед. наук. М., 1991.-400 с.

185. Шеллинг Ф-В. Философия искусства /Под общ. Ред. М.Ф. Овсянникова; пер. с немецкого И.С. Попова. М.: Изд-во «Мысль», 1999.-608 с.

186. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., 19'67. - 266 с.

187. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М., 1989.

188. Эстетическое воспитание школьников / Сб. научи, трудов под ред.

189. A.И. Бурова, Б.Т. Лихачёва. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

190. Ярустовский Б.М. Интонация и музыкальный образ /Под ред. Б. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. с. 95-133.

191. Ядэшко В.И. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля //Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания / Сб-к ст. под ред.

192. B.И. Ядэшко. М.: МГПИ, 1986. - с. 3-14.

193. Ярцева H.H. Формирование коммуникативных умений вмузыкально-фольклорной деятельности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогических колледжах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003 - 20 с.

194. Якобсон П.М. Психология чувств //Под ред. К.Н. Корнилова. М.: Изд.-во Академия пед. наук РСФСР, 1956. - 238 с.

195. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-46 с.'

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.