Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Клочкова, Тамара Ивановна

  • Клочкова, Тамара Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Клочкова, Тамара Ивановна. Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2003. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Клочкова, Тамара Ивановна

Введение.

Глава I. Теоретические основы освоения музыкальных стилей.

1.1. Музыкальный стиль как категория музыкознания.

1.2. Музыкально-теоретическая подготовка учителя музыки. в связи с изучением музыкальных стилей (история и ее созремегшое состояние).

1.3. Формирование стилевого мышления студентов на занятиях по. музыкально-теоретическим дисциплинам с позиций системного. подхода.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование процессов освоения музыкальных стилей студентами музыкально-педагогического факультета на музыкально-теоретических дисциплинах. 11.1. Теоретические предпосылки опытно-экспериментального исследования. изучение стилей и принципы дидактики).

11.2. Методы освоения музыкальных стилей на занятиях по музыкальнотеоретическим дисциплинам.

II.3.Задачи,этапы и результаты экспериментальных исследований.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки»

Актуальность исследования. Профессия учителя музыки современной общеобразовательной школы отличается своей многогранностью. Она включает различные виды музыкально-педагогической деятельности, что требует от учителя широкого кругозора, развитых творческих способностей, новаторского стиля мышления, общей и речевой культуры. Эффективность этих видов музыкально-педагогической деятельности во многом зависит прежде всего от знаний, умений и навыков, приобретенных на занятиях специальной историко-теоретической подготовки. С помощью этих знаний, умений и навыков на уровне речевой деятельности учитель демонстрирует свою эрудицию, методическое мастерство, личностные особенности, характер общения с учениками и т.д. ф Одним из компонентов речевой деятельности учителя музыки является вербальная (словесная) интерпретации музыкального произведения. Так, В.А. Сухомлинский указывал на то, что словом невозможно объяснить всю глубину музыки, но без него «нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». Значимость «Слова о музыке» в воспитательном процессе школьников отмечают Э.Б. Абдулин, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, J1.B. Горюнова, ПЛ. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др. Многие из них считают, что произведение будет более понятным, если знакомить учащихся с фактами из жизни композитора, его воззрениями, характеризовать его эпоху и творчество в целом, проводить параллели с другими произведениями т.е. знакомить со стилистическими особенностями данных сочинений. При этом важно создать «эмоциональное настроение» для восприятия музыки учащимися. Для этого следует включать элементы анализа сочинений, выражающиеся в различных музыковедческих суждениях, преимущественно обобщенного характера, служащие усилению эмоционального и интеллектуального восприятия произведения.

В тоже время практика показывает, что многие из студентов испытывают значительные трудности при вербальной интерпретации того или иного музыкального произведения: не умеют самостоятельно подобрать необходимую информацию, изложить материал в соответствии с задачами интерпретации, нередко неграмотно используют музыкальную терминологию, недостаточно внимания уделяют форме суждения, ее выразительности. В результате высказывания студентов о музыке не всегда способны увлечь, заинтересовать школьников, пробудить у них желание услышать музыкальное сочинение, вызвать потребность расширить свой кругозор.

Преодолению этих трудностей наиболее эффективно способствуют занятия музыкально-аналитической деятельностью, которая является основой в изучении музыкально-теоретических дисциплин. Она определяет уровень знаний обучаемых, становится важным фактором будущей педагогической работы, так как стержнем большинства действующих программ по музыке является развитие активно творческого аналитического слушания, способного ввести детей в мир высокой музыки. В высшей школе музыкально-аналитическая деятельность имеет свою специфику: в соответствии с характером получаемых знаний анализ музыкальных произведений должен осуществляться прежде всего с позиций стилевой типологии в процессуально историческом аспекте.

Говоря о совершенствовании профессиональной подготовки в педагогическом вузе Л.Г. Арчажникова подчеркивает, что «.курсы истории и теории музыки, а также исполнительские дисциплины должны быть сосредоточены в определенный момент учебного процесса на изучении одной сущностно важной для музыкального искусства проблеме. Основой для такого подхода может служить категория музыкального стиля »(11).

Основы стилевого анализа заложены в отечественном музыкознании Б.В. Асафьевым, В.А. Цуккерманом, М.К. Михайловым, В.В. Медушевским, Ю.Н. Холоповым. Однако в методике обучения музыкально-теоретическим дисциплинам стилевой анализ пока не нашел достаточно широкого применения и разработки. Этим обусловлен выбор темы настоящего исследования -«Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки».

Цель настоящей работы заключается в научном обосновании, разработке и опытной проверке теории и методики применения стилевого анализа в качестве ведущей деятельности обучаемых при изучении музыкально-теоретических дисциплин в сочетании с творческими формами обучения (импровизацией, сочинением и т.д.), которые служат главным методом активизации процесса учения.

Объектом исследования является система профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин (сольфеджио, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений).

Предмет исследования - методы и приемы освоения музыкальных стилей в процессе подготовки учителя музыки.

Это позволило выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой успешное формирование навыков стилевого анализа и развития музыкально-творческих способностей может осуществляться при следующих условиях:

- наличии у обучаемых достаточного объема слухового опыта;

- целенаправленного формирования у обучаемых знаний о стиле как структурно-организованном явлении, об основных элементах этой структуры -стилевых признаках;

- использовании в учебном процессе и при организации самостоятельной работы студентов активных методов обучения, системы специально разработанных практических заданий творческого содержания;

- создание оптимальных условий для развития творческого потенциала студентов, активизации творческой деятельности через привлечение их к участию во внеаудиторных занятиях творческого характера (концерты, конкурсы).

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

-определить степень разработанности особенностей изучения музыкальных стилей в процессе освоения музыкально-теоретических дисциплин;

-установить оптимальное сочетание различных методов и форм работы на музыкально-теоретических дисциплинах, способствующих достижению целей изучения предмета;

-определить значение и возможности использования стилевого анализа при полготовке учителей музыки;

-разработать и экспериментально проверить методику овладения стилевыми знаниями, и умение с их помощью осуществлять стилевой анализ;

-выработать методические рекомендации по овладению стилевым анализом.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные принципы дидактики и теории обучения в высшей школе (В.П.Беспалько, A.A. Вербицкий ,И.И. Ильясов, И.Я. Лернер ,А.В. Петровский, М.Н. Скаткин ); фундаментальные положения педагогической психологии о структуре учебного процесса, соотношении знаний и деятельности в процессе обучения, о методах обучения, теории проблемного обучения ( Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, A.M. Матюшин Я.А. Пономарев, Н.Ф. Талызина). При исследовании музыковедческих аспектов проблемы, автор опирался на положения отечественного исторического и теоретического музыкознания, сформулированные в трудах Б.В. Асафьева, В.А. Цуккермана, JI.A. Мазеля, С.С. Скребкова, М.К. Михайлова, В.В. Медушевского, Б.Н. Холоповой. Значительную роль в формировании взглядов автора на сущность понятий «музыкальный стиль» и «стилевой анализ» сыграли концепции М.К. Михайлова и В.В. Медушевского, а также модель специалиста-учителя музыки, разработанная Л.Г. Арчажниковой. Использование названных теоретико-методических трудов обусловило научную достоверность работы.

Методы проведенного исследования: теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, музыковедческой литературы; анализ и обобщение действующих программ, обобщение педагогического опыта; эмпирические методы - педагогическое наблюдение, беседы и анкетирование; анализ студенческих курсовых работ; педагогический эксперимент, метод диагностирующих контрольных работ, статистическая обработка результатов эксперимента.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с сентября 1999 года по январь 2003 года на базе Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.

Первый этап (1999 - 2001) - изучение и анализ специальной литературы, учебных программ и методических пособий; уточнение и совершенствование программы и методики эксперимента; разработка параметров и критериев наблюдаемых явлений; подбор экспериментальных творческий заданий; составление документации для фиксирования результатов; выделение контрольных и экспериментальных групп; подбор информационного и музыкального материала.

Второй этап (2001 - 2002) - организация формирующего эксперимента, проверка гипотезы исследования. На этом этапе разработана модель системы формирования музыкально-аналитических умений и творческих способностей студентов, которые ориентированы на различные уровни соотношения активности и самостоятельности и, как следствие, оптимизация учебного процесса в целом. Решению этих задач способствовали специально разработанные серии творческих заданий, целенаправленно подобранные формы и методы активизации творческих навыков.

Третий этап (2002 - 2003) - обработка, систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов; внедрение методических рекомендаций в практику музыкального образования; оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна полученных результатов: -осуществлен анализ процесса обучения при изучении музыкально-теоретических дисциплин как педагогической системы, с точки зрения современных научных подходов к организации обучения, эффективного соотношения методов и форм обучения;

-разработаны и теоретически обоснованы подходы к обучению стилевому анализу, формированию фундаментальных знаний в единстве с музыкально-слуховыми представлениями и способами оперирования ими;

-выделен комплекс навыков, необходимых учителю при анализе музыкальных произведений;

-обоснована ведущая роль теоретических знаний о феномене стиля и его структуре для успешного выполнения стилевого анализа;

-разработана и экспериментально проверена методика развития навыков стилевого анализа.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- обоснована теоретическая база целостного педагогического процесса подготовки студентов в процессе обучения музыкально теоретическим дисциплинам;

- проведено системное рассмотрение развития творческой активности будущих учителей музыки во взаимосвязи развития аналитических умений и творческого потенциала;

- показана возможность использования результатов проведенной работы в качестве основы для новых исследований, в частности, изучения проблем стилевого анализа в специальных исполнительских классах и педагогической практике.

Практическая значимость работы состоит в том, что исследование направленно на совершенствование подготовки учителей музыки и позволяет связать учебный процесс в вузе с практической деятельностью учителя. Разработка, апробация и внедрение конкретных методических рекомендаций направлены на развитие мышления студентов их педагогических способностей. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе вузов и средних специальных учебных заведений, а также повышении квалификации учительских кадров.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, комплексным использованием методов научного исследования, широким охватом студентов и педагогов экспериментальной работой.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Изучение музыкальных произведений при обучении музыкально-теоретическим дисциплинам должно быть связано с изучением стилевой эволюции, заключающей в себе характерные признаки стиля автора, творческого направления и эпохи. В связи с этим именно стилевой анализ может стать ведущей учебной деятельностью студентов в процессе обучения, теоретическим предметам.

2. Определяющими факторами овладения стилевыми знаниями являются: а) организация информационного материала по стилевому принципу, развитие музыкально-аналитических умений б) комплексное использование творческих форм работы (сочинение, импровизация, стилизация, стилевое варьирование) на всех предметах музыкально-теоретического цикла.

3. Использование стилевого анализа в качестве метода обучения позволяет добиться единства информационной и операционной сторон в обучении; организует мыслительную деятельность студентов, активизирует учебно-познавательную работу, создает возможность для взаимодействия преподавателя и обучаемых, является эффективной формой обратной связи и контроля результатов обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-педагогического факультета Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. Шолохова, в публикациях материалов диссертации, выступлениях с докладами на конференциях МГОПУ и других вузов. Методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики и теории музыки МГОПУ в сентябре 2001 года и июне 2002 года.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Клочкова, Тамара Ивановна

Выводы по II главе. Во второй главе в соответствии с изложенными нами в I главе теоретическим и положениями и сформированной ранее гипотезой, было предпринято экспериментальное исследование.

Целью экспериментального исследования являлось - доказать, что внедрение стилевого изучения музыки на музыкально-теоретических дисциплинах является одной из важнейших тенденций развития теоретического образования в музыкальных вузах. Для достижения поставленной цели была использована система творческих заданий, разработанная в соответствии с обоснованными нами принципами, а также выработка аналитических умений и навыков.

В ходе экспериментального обучения (с применением музыкантами -педагогами системы знаний о музыкальных стилях и специфических музыкально-аналитических умений) было доказано, что использование комплексного подхода в преподавании сольфеджио, гармонии, полифонии и анализа музыкальных произведений создает оптимальные условия для наиболее эффективного развития творческой активности студентов и, как следствие этого, выход на более высокий уровень профессионального мастерства.

Согласно интеллецентрической концепции обучения в высшей школе, учебная деятельность студентов должна осуществляться на высоком уровне познавательной активности, с ведущей ролью продуктивных процессов мышления как логического, аналитического, так и эвристического характера. В соответствии с этим, среди методов обучения наиболее эффектными являются алгоритмизация и проблемизация учебного процесса, а также использование методов логической организации мышления.

Для формирования требуемого уровня интеллектуальной активности студентов необходимо, чтобы занятия организовывались на основе диалоговых методов обучения, имели практическую направленность и служили формированию музыкально-аналитических умений, опыту продуктивной мыслительной деятельности и коммуникативной деятельности.

В ходе формирующего эксперимента удалось повысить уровень потенциальной творческой активности студентов экспериментальной группы, выявленный у них на констатирующим этапе благодаря сочетанию у них вышеназванных методов и форм работы.

Заключение.

Настоящее исследование обобщает философские, психолого-педагогические, искусствоведческие и музыковедческие основы формирования стилевых знаний студентов педагогического ВУЗа, рассматривает методы и средства их развития в учебно- воспитательном процессе, цель которого совершенствование подготовки студентов музыкально-педагогического факультета.

Результаты проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о целесообразности и обоснованности авторских положений в условиях современного музыкально-педагогического образования, дают основание убедиться в эффективности предложенной автором методики организации профессиональной подготовки студентов.

Актуальность проблемы изучения музыкального произведения как репрезентанта определенного стиля дала возможность рассмотреть его в процессуально-историческом ракурсе, как своеобразную цепь стилевой эволюции. Самыми крупными, наиболее обобщенными звеньями в этой цепи эволюции будут стили эпох, объединяющие в себе десятилетия, и даже столетия, минимальными и самыми конкретными - индивидуальные стилевые системы.

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для стимулирования процесса самоактуализации личности будущего учителя музыки, базируется на широких возможностях изучения музыкальных стилей.

Доказано что, определяющими условиями для овладения студентами стилевого анализа является наличие у обучаемых достаточного объема слухового опыта, формирования знаний о стиле как структурно организованном явлении, об основных элементах этой структуры - стилевых признаках, о сущности стилевого анализа, а также построение предварительной модели данной деятельности. На разных этапах обучения стиперому анализу происходит последовательное усложнение деятельности обучающихся, увеличение доли продуктивных мыслительных процессов. Поэтому метод импровизации, сочинения, опыт аналитической деятельности, используемые в процессе изучения стиля становятся необходимыми в системе подготовки будущего учителя музыки.

Активизация познавательной деятельности, приобретение опыта продуктивного мышления, расширение коммуникативного опыта студентов в процессе обучения стилевому анализу связаны с реализацией основных современных методов обучения в высшей школе: алгоритмизации, проблемизации, методов логической организации мышления, диалоговых методов.

Установлено что, при использовании методов изучения стилей, изложенных в диссертации происходит развитие творческой свободы и самостоятельности личности студента, подбираются адекватные формы учебно-воспитательной работы, способствующие в процессе обучения успешности профессионально-личностного развития каждого студента.

Современные педагогические технологии провозглашают своей целью раскрытие творческого потенциала личности. Проведенное теоретико-методическое исследование доказало эффективность включения творческого метода импровизации и сочинения в учебно-воспитательный процесс.

В ходе формирующего этапа эксперимента удалось повысить уровень потенциальной творческой активности студентов экспериментальной группы и вывести их на следующие уровни:

-в содержательном плане - к овладению приемами и способами действий в такой области, как импровизация и сочинение музыки, приобретению способности самостоятельно ставить в ней проблемы и продуктивно их разрешать, а также к выработке собственных форм и средств выражения в творчестве;

-в психологическом плане - к развитию способности к всестороннему анализу проблемно-тупиковых ситуаций (предметно-содержательного и личностно-психологического планов), возникающих в творческой деятельности, а также к самоорганизации и самомобилизации по их конструктивному решению;

-в педагогическом плане - к развитию составляющих творческой активности.

При этом у студентов экспериментальной группы отмечены следующие признаки творческой активности:

-повышение уровня сложности оперирования музыкальным материалом; -расширение диапазона творческих интересов студентов, их устойчивость и профессиональная направленность;

-приобретение способности действовать в избранной профессиональной области самостоятельно, инициативно, на уровне индивидуального творчества.

Результаты экспериментального обучения показали эффективность разработанной методики обучения студентов при использовании комплексного подхода овладения стилевым анализом и творческих форм работы. В целом проведенное теоретическое и экспериментальное исследование дает основание считать применение данной методики фактором оптимизации обучения на музыкально-теоретических дисциплинах по критериям развития мышления, формирования специальных знаний и соответствующих им умений.

В рамках настоящего исследования, где затрагиваются вопросы формирования личности будущего учителя предпринята попытка повлиять на течение названного процесса, чтобы добиться его наибольшей активизации. Определенные положительные результаты, достигнутые в проведении опытно-экспериментальной работы, а также ряд других тесно связанных с ней проблем и задач, решить которые в рамках данной диссертации не представляется возможным, открывают перспективы для дальнейших исследований.

Настоящее исследование не исчерпывает всех вопросов сложной и многогранной проблемы изучения стилей. Напротив, оно показало необходимость дальнейшего научного поиска. Мы рассматриваем перспективность и важность следующих направлений: поиск специфических методов, способов, приемов изучения стилевых особенностей музыкальных произведений, которые могут обеспечить более высокий уровень познания музыки в целом и наиболее перспективных направлений и форм ее изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Клочкова, Тамара Ивановна, 2003 год

1. Алексеев Б.К. Этюды по сольфеджио.М.,1996

2. Алфеевская Г.С. Анализ музыкальных произведений.// Руководство к написанию курсовой работы. М.1994

3. Арановский М.Г. Романтизм и русская музыка. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Л. 1966 вып.4

4. Арановский М.Г. Мелодика С.Прокофьева.Л., 1969.

5. Арановский М.Г. Концепция музыкального стиля s работах Михайлова // В кн.М.Михайлов.Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. Л.Музыка. 1990

6. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст/ Сост. М. Арановский М.: Музыка, 1974.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980

8. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. Докт.Диссерт.,1985

9. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования. Методические рекомендации. М.: МГЗПИ, 1985.

10. Арчажникова Л.Г . Подготовка учителя к профессиональной деятельности.// Сов.педагогика, 1986,№ 4

11. Арчажникова Л.Г. На новом рубеже // Музыка в школе. 1986 № 4

12. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение. 1984.

13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М.,1971

14. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. Выпуск 1. Словарь наиболее необходимых музыкально-технических обозначений. Пг,1919; 2-е изд. М., 1978

15. Асафьев Б.В. Народные основы стиля русской оперы.-Советская музыка: Сб.статей.1943

16. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.

17. Берков В.О. Хроматическая фантазия Я.Свелинка.М.,1972

18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М.: Педагогика, 1989.

19. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы -М.: Высшая школа, 1970.

20. Биркенгоф А.Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М.,1979.

21. Бирюков С. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. Автореф.дисс.канд.искусствоведения / МГДОЛК им.П.И.Чайковского. М., 1981

22. Бобровский В.П. Камерные инструментальные ансамбли Д.Шостаковича: Исследование.М., 1961

23. Бочкарев Л.Л. Проблемы психологии музыкальных способностей.В кн.: Художественное творчество. Л.: Наука 1983

24. Бриль И.М. Практический курс джазовый импровизации. 3-е изд. М., 1985

25. Бычков Ю. Н. Трехголосные диктанты М., 1985.

26. Бычков Ю.Н Одноголосные диктанты. М., 1996.

27. Бычков Ю.Н. О системном характере ладовой организации // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика. Сб.трудов. Вып.90.М.,1987

28. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход М.: Высшая школа, 1991

29. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве М., Л., 1930.

30. Винкельман В. Избранные произведения и письма. М.Л., 1935.

31. Виноградова Г.П. Интонационные трудности. Киев, 1977.

32. Виппер Б. Искусство XVIIIb. и проблемы стиля барокко// Проблемастилей в западноевропейском искусстве ХУ1-ХУП веков. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966

33. Воспитание музыкального слуха. Вып.З. М.,1993

34. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. Материалы лекций, прочитанных на факультете программированного обучения при Политихническом музее в 1966г. М.: Знание, 1967.

35. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследования мышления в советской психологии:Сб.ст./Отв.ред.Е.В.Шорохова. М.:Наука,1966.

36. Гете В. Сочинения в Ют. М., 1980, т. 10

37. Глядешкина З.И. К вопросу об изучении некоторых аспектов современной музыки.// Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 39. Технические средства в музыкальном образовании М., 1978.

38. Глядешкина З.И. О стилевом воспитании слуха// Советская музыка, 1977 №1.

39. Глядешкина З.И. Проблемы стилевого воспитания слуха.// Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 110. Методика преподавании сольфеджио. М., 1991

40. Глядешкина З.И. Типовой календарный план занятий по сольфеджио на факультете дирижеров академического хора. М., 1981

41. Глядешкина З.И. Хрестоматия по гармоническому анализу на материале музыки советских композиторов. М., 1984.

42. Глядешкина З.И., Енько Т.А. Программа курса сольфеджио для факультета народных инструментов высших музыкальных учебных заведений.М., 1987.

43. Давыдов В.В. Соотношение понятий «формирование» и «развитие» психики// Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму М.: Просвещение, 1966.

44. Демченко А.А. Изучать целостно// Советская музыка 1988 Лг2?

45. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов/ Под ред. Данилова М.А.,

46. Скаткина М.Н. М.: Просвещения, 1975

47. Должанский А.Н. 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича. Л., 1963

48. Евпак Е.В. Хоровые распевки. Киев, 1975.

49. Енько Т.А. Обучающие программы по анализу на слух: теоретические основы их разработки. Деп. В НИО, Информкультура.М., 1983,№476

50. Задачи, методы и приложения общей теории систем. Вступительная статья в сб. «Исследование по общей теории систем».М., «Прогресс», 1969

51. Ивановская О.С. Освоение ритмических особенностей современной музыке в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов (на основе явлений ритмической нерегулярности): Дисс. канд. пед. наук М.,1987.

52. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. 1917-1927. Л.,с.261

53. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200с.

54. История полифонии.,М.,1983.вып. 1 :Многоголосие средневековья. XXI Vbb./Ю.К.Евдокимова.

55. История полифонии.М.,1989. Вып.2: Музыка эпохи Возрождения^V век/Ю.К.Евдокимова.

56. История полифонии.М., 1985. Вып.З: Западноевропейская музыка XIX -начало XX в./В.В.Протопопов.

57. История полифонии.М.,1986.вып.4: Западноевропейская музыка XIX -начала XX в./В.В.Протопопов.

58. История полифонии.М., 1987 вып.5: Полифония в русской музыке XVII начала XX веков/ В.В.Протопопов.

59. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 2х т. М. 1962-1964. T.I Античность. Средние века. Возрождение 1962.T.II Эстетические учения XVII-XVIII веков 1964.

60. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программ по музыке для общеобразовательной школы // В кн. Кабалевкий Д.Б. Педагогические размышления. М.,1986.

61. Каган М.Е. Морфология искусства, Л., 1972

62. Каган М.Е. Эстстика как философская наука СПб, 1997

63. Карасева М. В.Сольфеджио-психотехника развития современного профессионального слуха // Воспитание слуха. Вып.4. М., 1999.

64. Карасева М.В. Современное сольфеджио. Учебник для средних и высшихмузыкальных заведений в 3-х ч. М., 1996.

65. Карасева М.В. Теоретические проблемы перестройки курса сольфеджио в вузе.// Актуальные проблемы развития искусства и культуры в свете решений ХХУИсъезда КПСС. М.Ю., 1988.

66. Карасева М.В. К проблеме слухового освоения музыки XX века. Систематизация методик сольфеджио. Дипл. работа. М., 1982.

67. Качалина Н.С. Многоголосные диктанты. М.,1988.

68. Качалина Н.С. Сольфеджио в 3-х вып. Вып.1: одноголосие. М., 1981.

69. Качалина Н.С. Сольфеджио в 3-х вып. Вып.2: Двухголосие и трехголосие. М., 1982.т

70. Качалина Н.С. Сольфеджио в 3-х Вып.З:четырехголосие. М., 1983.

71. Кириллина JI. Классический стиль в музыке XVIII XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика.-М: Моск.гос.консерватория ,1996

72. Кириллова В.А., Попов B.C. Сольфеджио. М., 1971

73. Комарова Е. В. Активизация творческих способностей студентов вузов культуры в контексте развивающего музицирования. Дис. канд. искусствоведения. М., 1997.

74. Конен В.Д. Этюды о зарубежной музыке.М.,1968

75. Костяева И.Г. Ритмическое воспитание вклассе на уроках сольфеджио.// Отражение современности в музыке. Рига, 1980.

76. Кремлев В.А. Стиль и стильность. В кн.: вопросы теории и эстетики музыки.Л.,1966,вып.4

77. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии XX века. М.,1994ф 79. Курт Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония1. Баха. М., 1931.

78. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1975.

79. Кучеров В.В. Музыкальный диктант повышенной сложности. Киев, 1977

80. Кушкарез К.Ш. К проблеме анализа музыкального произведения.-Советская музыка, 1934, №6.,

81. Лармин О. Художественный метод и стиль.М., 1964

82. Ларош Г.А. Собрание музыкально-критических статей в 2-х т. М., 1913, т. 1.

83. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.

84. Лернер И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система /У Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1985. - № 1

85. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств. М.,1977

86. Лицвенко И.Г. Курс многоголосного сольфеджио: Вып. 3 М., 1958.

87. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. -М.:Советский композитор, 1990

88. Логинова Л.П. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы.М.,1998.

89. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений М., 1960

90. Мазель Л.А. Заметки о музыкальном языке Шостаковича. В кн.: Ш Дмитрий Шостакович.М.,1952

91. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.,Советский композитор, 1979

92. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. М.,Советский композитор, 1978.

93. Мазель JI.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., Музыка, 1967

94. Малиборский М. Ладов! основи сольфеджю.// Музыка, 1977

95. Масленкова Л.М. Некоторые вопросы современного ладового слуха.// Сб. Трудов ГМПИ им. Гнесеных Вып. 51. Современная музыка в теоретических курсах вуза. М., 1981.

96. Масленкова Л.М. Стилистические основы мелодического диктанта. Дис.канд.искусствоведения Л., 1980

97. Масленкова Л.М. О стилистических принципах воспитания слуха.// Советская музыка, 1981№1

98. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Педагогика, 1972.

99. МахмудовМ.И. Проблемное обучение М.: Педагогика, 1975.

100. Медушевский В.В. Музыкальный стиль как семиотический объект// Советская музыка 1979 - №3

101. Медушевский В.В. К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей/7 Музыкальный современник: Сб.ст./ Сост. С.С. Зив. -вып.5 М.: Советский композитор, 1984

102. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976

103. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты /сост.с.ред. и прим. А.Вульфсона. Л. : Музыка 1990

104. Михайлов М.К. О понятии стиля в музыке// Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. /Ред. Раабен Л.Н. Вып.4 - М.-Л.: Музыка, 1965.

105. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л., 1981.

106. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.М., 1966.

107. Мясоедов А.Н. О гармонии русской музыки. М.,1998

108. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.М.,1972.

109. Назайкинский Е.В. Настройка и настроение в музыке.// Воспитаниемузыкального слуха. Вып.2.,1985

110. Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин.// Советская музыка, 1982,№2.ф 113. Незванов Б.А. Сольфеджио: Программа для музыкальных вузов поспециальности «Хоровое дирижирование». М., 1987.

111. Незванов Б.А. К воспитанию внутреннго слуха// Советская музыка, 1980, №6.

112. Нестеров В.В.Эксперимент продолжается /У Советская музыка -ivSv №5

113. Огарков Г. К проблемам систематического курса сольфеджио.// Научно-педагогические вопросы преподавания музыкальных дисциплин. Ростов н/Д, 1985.

114. Оконь В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск М : Высшая школа, 1990.

115. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о спецификемузыкального мышления. М.,1984

116. Островский A.J1. Восприятие музыки и задачи воспитания слуха: Дис. канд. искусствоведения. Л., 1946.

117. Островский A.J1.0 преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки// Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967.

118. Островский АЛ. Учебник сольфеджио в 4-х вып. Вып.З. Л., 1974.

119. Островский A.J1. Учебник сольфеджио в 4-х вып. Вып.4. Л., 1978.

120. Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П., Сольфеджио. Вып. 2.М., 1973.

121. Павлючскко С. Этюды для пения. Киев, 1974.

122. Плутарх О музыке. Пг., 1922.• 126. Проблемы музыкального мышления: Сб. статей. М.,1974

123. Протопопов В.В. Очерки из истории инструментальных форм XVI-начала XIX века.М., 1979

124. Рабинович В.И. Проблемы стиля. Тр.Гос. муз-пед. инст.им.Гнесиных1. М., 1967, вып.6

125. Рапацкая Л.А. Проблемы подготовки учителя музыки в педагогическом институте// Вопросы преподавания музыкально-исторических дисциплин: Сб. научн. тр. / МГПИ им. Гнесиных Вып. 81 - М., 1985.

126. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования. Докт. Диссерт., М. 1991.

127. Рубинштейн С.Л. Мышление// Основы общей психологии, т.1 М.: Педагогика,1989.

128. Ручьевская Е.А. Структура и функции музыкальной темы: Автореферат дисс.докт.иекусстововед.наук.М.,1979

129. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы.Л.,1977

130. Сабинина М.Д. Д.Шостакович симфонии. Драматургия, эстетика, стиль. М., 1976

131. Савенко С.И. Заметки о поэтике современной музыки.// Современное искусство музыкальной композиции. Труды ГМПИ им. Гнесеных, Вып. 79. М., 1985.

132. Савицкая Л. Использование произведений советских композиторов на уроках сольфеджио и подбор примеров для диктантов на материале советской музыки. М., 1976.

133. Сапонов М. Искусство импровизации М.: Музыка, 1982.

134. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.:Педагогика, 1986.

135. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.,1973

136. Скребков С.С. Гармония в современной музыке. М.,1965

137. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968

138. Сохор А.Н. Стиль,метод,направление (к определению понятий ). В кн.:Вопросы теории и эстетики музыки.Л.,1966, вып.4

139. Способин И.В. Музыкальная форма М.: Музыка, 1980.

140. Столова Е. Музыкальный диктант. Кпв, 1970.

141. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975

142. Танеев С.И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.,1959.

143. Тихонова И.С. Хоровое сольфеджио. К проблеме воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров. Дис. канд. искусствоведения. Л., 1980.

144. Трембовельский Е.Б. В поисках новой концепции // Советская музыка. 1989. №11

145. Франтова Т.И. Вновь о подготовке музыковедов // Музыкальная академия 1991 №1

146. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога М.: Просвещение, 1987.

147. Хвостенко В.В. Сольфеджио (одноголосное). На материале мелодий народов СССР. Вып. I. М.-Л., 1956; Вып.2М., 1964; Вып.З.М., 1965

148. Холопов Ю.Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М., 1967.

149. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии: Исследование. М.,1974

150. Холопов Ю.Н. Как петь новую музыку XX века.// Воспитание музыкального слуха. Вып.2 М., 1985.

151. Холопов Ю.Н. Гармонический анализ. В 3-х частях Часть I., М., 1996.

152. Холопов Ю.Н. Об общих логических принципах современной гармонии // Музыка и современность.Вып.8 М.,1974

153. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988 (глава XI)

154. Холопов Ю.Н. Задания по гармонии. М., 1983 (Глава XI)

155. Холопова В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М., 1971

156. Холопова В.Н. Фактура.М.,1979

157. Холопова В Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. Санкт Петербург, 1999.

158. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Научно-творческийцентр «Консерватория»,!994.

159. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его историческом развитии. М., Музыка, 1982.

160. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкального произведения и его методики. В кн.: Интонация и музыкальный образ. М., Музыка, 1965.

161. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений (Вариационная форма). М.,Музыка,1974

162. Чайковский П.И. Поли. собр. соч. Том III А. М., 1957.

163. Черты стиля Д.Шостаковича: Сб.теоретических статей. М.,1962

164. Черты стиля С.Прокофьева: Сб.теоретических статей. М.,1962

165. Чугунов Ю.Н. Гармония в джазе. 2-е изд. М., 1980

166. ШаймухометоваЛ., Танкелевич Е. Воспитывать творческое мышление // Советская музыка 1988. №9

167. Шсгп<овский Г.И На пути к импровизации В сб. Проблема развития музыкального образования, №87.М.1986.

168. Юсфин А.Г. Сольфеджио на материале советской музыки.Л., 1975.

169. Ястребцев В.В.Николай Андреевич Римский-Корсаков// Воспоминания В.В. Ястребцева т.2. Л.,1960.

170. Adler G/ Der Stil in der Musik/ Leipzig, 1929

171. Adler G/ Handbuch der Musikgeschichte. /Leipzig, 1930.

172. Adler G/ Methode der Musikgeschichte./ Leipzig,1919.

173. Bücken E.,Mies P. Grundlagen, Metholden und Aufgaben der musikalischen Stilkunde ZfM 1922-1923.

174. Kurt E. Bruckner. Berlin, 1925., Bd 1,2.

175. Mersmann H. Zur Stilgeschichte der Musik JP für 1921. 1922

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.