Меценатство в культуре России: История становления и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Кочнов, Алексей Анатольевич

  • Кочнов, Алексей Анатольевич
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 142
Кочнов, Алексей Анатольевич. Меценатство в культуре России: История становления и современность: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1999. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Кочнов, Алексей Анатольевич

Содержание

Введение

Глава 1. Истоки и отличительные особенности становления

российского меценатства

1.1. Меценатство и благотворительность

1.2. Два этапа меценатства в России

1.3. Сферы меценатской деятельности

Глава 2. Возрождение меценатства в России

2.1. Предпосылки возрождения отечественного меценатства

2.2. Меценатство и спонсорство Ф

Заключение

Литература

132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Меценатство в культуре России: История становления и современность»

Введение

Актуальность исследования. В последние годы в научной литературе и публицистике все чаще стали появляться работы, посвященные русским коллекционерам и меценатам, их вкладу в создание национального культурного фонда, в обогащение и развитие культурных традиций России1. И это не случайно. Сегодня, когда в нашем обществе ощущается интерес к прошлому, когда возникла потребность нового осмысления отечественной истории вообще и отечественной истории культуры в частности, необходимо по-новому подойти и к истинной оценке деятельности меценатов, вписавших одну из ярчайших страниц в историю российской благотворительности. На фоне многих и непростых проблем современной российской культуры эта работа представляется весьма актуальной.

Меценатская деятельность связана преимущественно с частной инициативой, принимающей форму денежных пожертвований, даров музеям и библиотекам, предпринимательства в области культуры. Во многом благодаря ей, в России значительное развитие получили общественные учреждения или общества (товарищества), существовавшие на принципах самоуправления и игравшие огромную роль в культурной жизни государства. Это нашло

1 См.: Аронов A.A. Золотой век русского Меценатства. - М.: Изд-во МГУК, 1995; Балибина JI. Меценатство в России. // Просвещенная коммерция. - 1993. -v № 3; Б§ханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. - М.: Наука, 1989; ГавлинМ. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. - М.: ТЕРРА. 1996; Думова Н. Московские меценаты. -М.: Молодая гвардия, 1992; Жданова И. С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России. Дис. на соиск. учен, степ.канд. истор. Наук. -М., 1996; Новикова С. Из истории отечественного меценатства. // Посев. - 1992. - №2; Фролов А.И., Полунина Н.К. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. - М., 1997; и др.

отражение в сфере образования, просвещения, милосердия, а также в деятельности различного рода конфессиональных учреждений1.

При существенном сокращении государственной помощи и поддержки российская культура оказалась как бы предоставленной самой себе, а потому она стала функционировать и развиваться по своим внутренним законам и более независимо от политики государства, чем это было в советское время.

Свидетельством тому может служить стихийное возникновение, функционирование и быстрый распад множества самодеятельных коллективов и неформальных объединений в сфере культуры, наблюдаемое в последнее десятилетие.

С началом демократических преобразований многие политики, экономисты, специалисты и деятели культуры все чаще говорят о необходимости разгосударствления культуры, которое само по себе должно создавать благоприятные условия для ее развития. При этом подразумевается, что суть государственной культурной политики должна заключаться в полном отсутствии таковой.

Сама сфера культуры вынужденно начинает коммерциализироваться, а потому все больше рассматривается как источник наживы, приобретения «быстрых и легких» денег. При этом мало кого из таких деятелей интересуют жизненные культурные потребности и запросы общества, отдельного человека.

Кроме того, на наш взгляд, следует отметить, что все официальные культурные и культурно-просветительские учреждения продолжают в меру своих сил работу по организации и координации деятельности формальных и неформальных организаций культуры. Следствием этой работы становится

1 См.: Культура на перепутье. / Под ред. Б.Ю.Сорочкина. -С.5.

М.: РКХРИЦ, 1994.-

переструктурирование сферы культуры, появление наряду с государственными множества общественных и частных организаций. Вместе с тем, с появлением в стране значительных частных и акционерных капиталов перед культурой открывается возможность стать объектом благотворительной и коммерческой деятельности, меценатства и спонсорства. То есть намечается тенденция возрождения тех связей и отношений, которые успешно, ко взаимной пользе, существовали между культурой и капиталом в дореволюционной России, а также утверждения новых, соответствующих современным условиям цивилизованных контактов между ними.

Конечно, возрождающееся меценатство вряд ли сможет в ближайшие годы заменять собой государственную деятельность по поддержанию культуры. Отечественный промышленно-предпринимательский сектор, как государственный, так и частный, признающий значение культуры, еще не достаточно осознал свою глобальную ответственность, значение той услуги, которую он может и должен оказать обществу, проявляя интерес к явлениям культуры, к культурной среде, уровню культурной жизни. Далеко не всем ныне преуспевающим предпринимателям ясно, что их благополучие основывается на определенном уровне развития культуры общества, и именно соответствующая культура способна обеспечить их благополучное предпринимательское будущее. Но это, скорее всего, временное явление. Мировая история дает множество свидетельств тому, что, как правило, на смену дикой капитализации и бесконтрольному накопительству приходят цивилизованные формы ведения хозяйства, не мыслимые без поступательного развития культуры, а потому активно

включающиеся в процесс ее достаточного финансирования и стимулирования.

Степень изученности проблемы. Меценатство как явление культурной и социальной жизни было широко распространено в дореволюционной России и постепенно возрождается в наши дни. Его описанию и анализу посвящено большое число книг и статей1. Однако изучение этого явления до сих пор шло и по-прежнему продолжается преимущественно в историческом ключе: главное внимание исследователей концентрировалось на биографиях выдающихся меценатов и благотворителей, предпринимались оценки масштабов и направлений их вложений в сферу культуры, вскрывались последствия этих решений. В результате этих исследований утвердилось справедливое мнение, что российские коллекционеры и меценаты - это довольно большая и в социальном, а также культурном отношении весьма неоднородная группа. В ее составе - сложные, часто противоречивые личности, о многих из которых известно пока сравнительно немного. Еще менее известно о меценатстве как социальном и культурном феномене, а также о мотивах меценатской деятельности. «В частности, лишь очень немногие исследователи рассматривали религиозные корни русского

1 См., например: Агеева 3. Бескорыстные люди. //Былое, 1993. - № 3; Аксенова Г. Собиратели древностей. // Былое, 1992. - № 4; Амфитеатров A.B. Недавние люди. - СПб., 1901; Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. - М., 1995; Боханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989; Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. - М., 1996; Думова Н. Московские меценаты. -М., 1992; Казовская Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга (конец XIX - нач. XX вв.). Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб., 1994; Калинин В.Д. Из истории предпринимательства в России. Династии Прохоровых и Рябушинских. - М., 1993; Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры. // Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. -М., 1964; Новикова С. Из истории отечественного меценатства. // Посев, 1992, № 2; Щербаков С.А. Московские меценаты.// Совр. записки, 1938, № 3; Яковлев В.Н. Коллекционеры и антиквары. - Л., 1966; и др.

меценатства, большинство же ученых, особенно в советский период, «забывали», что большинство русских меценатов рубежа XIX - XX вв. были христианами - православными или старообрядцами»1.

До сих пор практически не исследовано меценатство как самостоятельное социальное и культурное явление. Весьма интересные диссертационные исследования последних лет2 представляют лишь первые шаги по выявлению сущности меценатства и его влияния на развитие культуры. А между тем в истории России это явление приобрело уникальный и массовый характер, достигло небывалого размаха с середины XIX в. до Октябрьской революции 1917 г. Оно стало одной из ярчайших страниц в развитии русской национальной традиции, а в наши дни серьезных социально-экономических, политических и духовных перемен представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что деятельность российского дворянства и, особенно, торгово-промышленной буржуазии XIX - нач. XX веков, направленная на поддержание культуры, образования и искусства, является, в известном смысле, исторической предтечей благотворительной деятельности в сфере культуры современного предпринимательства.

Цель исследования заключается как в продолжении сложившегося в российской культурологии исследования личных заслуг российских меценатов перед отечественной культурой, так и, главное, в анализе их благотворительной деятельность в единстве с

1 Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - начала XX вв. // Вопр. экономики, 1994, № 7. - С. 109.

2 См.: Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство реализации личности предпринимателя. Дис. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. - СПб., 1995; Жданова И.С. Меценатство как социальный феномен и проблема его развития в современной России. Дис. на соиск. учен, степ. канд. истор. наук. -М., 1996.

социокультурной средой, с теми конкретными условиями, в которых она протекала. Диссертант стремится выявить особенности возникновения и формирования меценатства в мировой и отечественной культуре в качестве относительно самостоятельного явления общественной жизни, от которого во многом зависит развитие культуры вообще.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

- рассматривать и изучать не только деятельность отдельных, путь даже выдающихся, меценатов, но и меценатство как специфическое и целостное явление западноевропейской и российской жизни;

- проанализировать факт наличия в истории русского меценатства широкого использования различных источников финансовых средств: от бюджетных ассигнований до всероссийского сбора пожертвований на те или иные культурные нужды, а также обращение к кредитной системе1. Данное обстоятельство представляется особенно важным, так как после бурных событий перестройки, последовавших за ней глобальных преобразований проблемы культуры в глазах политиков и финансистов отодвинулись на второй план, стали несущественными в свете социально-политических и иных общегосударственных и общенациональных проблем;

- показать, что роль и значение культуры в обществе не только не сходят на нет, но и актуализируются. С одной стороны, деградация культуры не может не сказаться на эффективности социальных преобразований. А с другой стороны, культура как относительно самостоятельная область российской жизни, ее

деятели и институты в целях самосохранения и продолжения культурной традиции ищут новые средства и пути выживания и развития, включая сюда благотворительность, меценатство и спонсорство. При существенном сокращении государственной помощи и поддержки российская культура оказалась как бы предоставленной самой себе, а потому она стала функционировать и развиваться по своим внутренним законам и более независимо от политики государства, чем это было в советское время.

Предмет исследования - возникновение, функционирование, упадок и возрождение меценатства в российской культурной действительности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации -работы историков культуры и искусства, социологов, экономистов и культурологов по проблемам благотворительности, спонсорства и меценатства.

Научная новизна работы. Новым в работе является сам концептуальный подход к проблеме меценатства, попытка обобщения частных проявлений меценатской деятельности и определение меценатства как относительно самостоятельного феномена культуры. Конкретно элементы новизны заключаются в следующем:

- в работе показывается, что российское меценатство генетически тесно связано с традицией отечественной благотворительности, а потому имеет сильные духовные основания;

1 На актуальность изучения данного явления обращается внимание в частности в работе «Культура на перепутье» (Под ред. Б. Ю.Сорочкина. - М.: РКХ РИЦ, 1994.-С.5).

- будучи порождением российской государственной системы, меценатство, по мере своего становления, эволюционирует в сторону частного и общественного;

- в современном западном меценатстве наблюдается устойчивая тенденция к развитию меценатства и спонсорства, которые не заменяют и не вытесняют государственных форм поддержки культуры;

- возрождение российского меценатства определяется не только финансово-экономическими, но и духовными мотивами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы для работы над теорией возрождения и развития отечественной культуры. Полученные данные и теоретические выводы могут найти применение при подготовке учебных пособий для вузов и средних специальных учебных заведений, факультетов и специальностей гуманитарного профиля. Результаты исследования можно использовать при разработке региональных программ социокультурного развития и методик для учреждений культуры.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях, докладах на отраслевых научно-практических конференция и аспирантских семинарах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кочнов, Алексей Анатольевич

Заключение

Итак, в данной диссертационной работе были рассмотрены процессы становления, развития, упадка и возрождения меценатства в России. Нами дано определение меценатства и по ходу исследования было установлено, что данное явление отличается значительным своеобразием. В частности, это своеобразие проявляется в том, что меценатство, как и многие другие социальные, политические и культурные начинания в России, инициировалось сверху, по инициативе государственной власти.

Вместе с тем в работе установлено, что у меценатства в России была весьма богатая и примечательная предыстория, корни которой уходят в явление православной благотворительности. Более того, благодаря этому само меценатство у нас на начальных этапах его развития приняло вид благотворительности. Это позволило диссертанту определить меценатство как форму благотворительности в области искусства.

Экскурс в историю благотворительности и меценатства позволил установить, что меценатство в России делится на два относительно самостоятельных этапа - дворянский, вершина которого приходится на время правления Екатерины II и Александра I, и, условно говоря, купеческий, который приходится на вторую половину XIX - начало XX в. Последний в трудах историков, искусствоведов и культурологов получил за размах и широту название «медичевского» периода в истории отечественной культуры. Если по сути своей меценатство в России первоначально было привилегией дворянства, то во второй оно становится привилегией купцов - промышленников и предпринимателей.

В диссертации показывается, что в явлении меценатства можно выделить некоторые ключевые сферы приложения меценатстких сил и средств. Речь идет о сфере просвещения, собирательства и коллекционирования, а также об инициативах в области организации музеев, библиотек, театров и других общественно значимых учреждениях культуры. Все это требует не только наличия у меценатов материальных средств, но и достаточно высокой образованности, а главное - патриотизма и чувства гражданской ответственности. Последними качествами в полной мере обладали русские купцы и промышленники, полагавшие вполне естественным служить своими капиталами развитию отечественного просвещения и культуры.

Диссертант не идеализирует и не абсолютизирует эти свойства русских меценатов в качестве единственных побудительных причин меценатской деятельности. Для многих из них коллекционирование и собирательство были достаточно выгодным вложением капиталов, а развитие сети учебных заведений позволяло обеспечить свои предприятия более или менее образованными кадрами. Однако, независимо от того, осознавали или нет российские меценаты общественные последствия своих благотворительных деяний, > ! эффект от них был достаточно впечатляющим. В значительной ^ / степени он усиливался благодаря религиозной аргументации благотворительных деяний, преследовавших в качестве важнейшей цели сохранение и процветание православной Руси.

При любых побудительных мотивах участия купцов и промышленников в меценатской деятельности русская культура от этого только выигрывала.

Революционное изменение общественно-политического строя России в 1917 г. лишило благотворительную и меценатскую деятельность финансово-экономической базы и сделало ее ненужной. Никто их официально не отменял, но в советских условиях упразднения частной собственности, при плановом ведении хозяйства и плановой организации культуры частная благотворительность и меценатство в России самоликвидировались. ;

Перестройка и радикальные реформы по капитализации страны, развитию системы рыночных отношений лишили российскую культуру устойчивого государственного финансирования и заставили работников культуры самостоятельно искать средства для ее сохранения и поддержания. С другой стороны, с стране появились значительные частные капиталы и частные лица, небезразличные к вопросам отечественного просвещения, искусства и культуры. Более того, сама культура - по крайней мере, некоторые ее области, - стали достаточно привлекательными для вложения частных капиталов и получения на них весьма весомой прибыли. Шоу-бизнес, видеопрокат, дискотеки и иные формы массовой культуры в настоящее время процветают, а их теневые доходы явно преобладают над официальными.

В стране происходит стихийная капитализация массовой культуры, обеспечивающая ее процветание, и вместе с тем | наблюдается кризис высокой культуры, бьющейся над проблемой добычи средств на свое выживание. Однако ни одно общество не может обеспечить себе прогресс и развитие только на основе массовой культуры при игнорировании интересов культуры высокой. Современные же предприниматели не спешат финансировать высокую культуры, не видя в ней источника получения прибылей или иных - маркетинговых, рекламных, представительских и пр. - выгод.

Поэтому для решения данной задачи современному российскому обществу необходима грамотная культурная политика, закрепленная законодательно, которая бы способствовала возрождению традиций российской благотворительности и меценатства, а вместе с тем учитывала бы позитивный опыт развития промышленного меценатства и спонсорства развитых стран Запада.

В диссертации показывается, что первые шаги в данном направлении у нас уже делаются, но они еще слишком робкие и не обеспечивают «законного брака» между российской культурой и предпринимательством. Для успешного решения данной задачи требуются научное осмысление данной проблемы и добрая воля политиков и законодателей, способные раскрыть путь к обоюдовыгодному сотрудничеству культуры и экономики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кочнов, Алексей Анатольевич, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонова B.B. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство реализации личности предпринимателя. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - СПб., 1995. - 182 с.

2. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.: Наука, 1991. - С. 108 с.

3. Агеева 3. Бескорыстные люди. // Былое, 1993. - № 3.

4. Аксенова Г. Собиратели древностей. //Былое. 1992. -№4

5. Алемасов В.А. Организационно-педагогические условия совершенствования общественного самоуправления в современном клубе. Автореф. Дис.на соис.уч.ст.канд.пед.наук. СПб институт культуры. 1991. - 15 с.

6. Аленичева Л. Стратегия успеха. //Третий сектор, 1995.

7. Амфитеатров A.B. Недавние люди. - СПб., 1901.

8. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России, 1860-1914 гг.: Очерки истории частного предпринимательства. - Л.: Наука,

1991.-197 с.

9. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. - М. -1997.

Ю.Аронов А.Ф. Золотой век русского меценатства. - М. - 1995. -115 с.

П.Балибина Л. Меценатство в России. // Просвещенная

коммерция. - 1993. - №3. 12.Батенина Н. Давайте играть вместе.// Музыкальная жизнь,

1992, № 3.

13.Баханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. - М.: Наука, 1989. - 192 с.

14.Бахревский В. Савва Мамонтов. Документальное повествование. //Наш современник, 1996. - № 6. - С.68-123.

15.Бахрушин А.П. Из записной книжки. - М., 1916. - 168 с.

16.Белов C.B. Книгоиздатели Собашниковы. — М.: Моск. рабочий, 1974. -175 с.

17.Беляева Н. Отношения бизнеса и благотворительности в России: верить или не верить.// Деньги и благотворительность, 1994, № 3.

^.Благотворительные организации, ассоциации, общества. Справочник. Всесоюзный гуманитарный фонд им.А.С.Пушкина. / Сост. Э.Богатых, С.Касьянов, М., 1992. 85 с.

^.Благотворительные организации России. Спр-к. Сост. Ю.Чижов - М., 1992. - 187 с.

20.Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. -М., 1960. - Гл. 13. -С.258-277.

21.Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989. -128 с.

22.Бурышкин П.А. Москва купеческая: Мемуары. - М.: Столица, 1990. - 349 с.

23.Васнецов В.М. Воспоминания о Савве Ивановиче Мамонтове.// Мамонтов B.C. Воспоминания о русских художниках. -М., 1991. -С.99-109.

24.Верховская Л.А. Доброхотно дающего любит бог. // Московский журнал, 1998. - № 8. - С.38-45.

25.Вовк Г.С. Организация зрелищ во Франции. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - Вып. 1. -М.: Изд. РГБ, 1998. 124 с.

26.Врангель H.H. Искусство и государь Николай Павлович. -Пг., 1915.

27.Гавлин М. Российские Медичи. Портреты предпринимателей. -М.: ТЕРРА, 1996. - 319 с.

28.Гарсиа-Касалес К.К. Рынок и культура в России сегодня. -М.: ЭКОН, 1998.-30 с.

29.Гиляровский В.А. Друзья и встречи. / Соч. в 4-х тт. - Т.3. -М.: Правда, 1989. -С.383-384.

30. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX - нач. XX в. // Вопр. экономики. -1994. -Ж7.-С.109-121.

31.Год 2000. На пути к культуре мира и ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование» (Москва, 8-9 декабря 1997 г.). - М.: ЭлитКлуб, 1998.-271 с.

32.Горлова И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. - Краснодар, 1998. - 320 с.

33.Гоос А. Меценатствующие спонсоры. // Гутен Таг, 1992. - № 6. -С.30-32.

34.Городецкая И. Возрождение благотворительности в России.// Мировая экономика и международные отношения, 1996. - № 12. - С.127-134; 1997. -№ 2,- С.131-138.

35.Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования и капиталы, пожертвованные московскому

городскому общественному управлению в течение 1863-1904 гг.-М., 1906.

36.Государственная Третьяковская галерея. Очерки истории. 1856-1917.-Л., 1981.

37.Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество 1865-1911. -М.: Иск-во, 1965. -492 с.

38.Гришина 3. Российский Лютер. // Былое, 1993. - № 2.

39.Динерштейн Е.А. И.Д.Сытин. -М.: Книга, 1983. - 271 с.

40.Думова Н. Московские меценаты. - М.: Молодая гвардия, 1992.-333 с.

41.Жданова И.С. Меценатство как социальный феномен и проблемы его развития в современной России. Дис. на соиск. учен, степ канд. истор. наук. - М., 1996. - 185 с.

42.Журавлева Л. Княгиня Тенишева. // Огонек, 1991, №18. -С. 24-25

43. Журавлева Л. С. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев. //Вопр. истории. - 1991. - №12. -С.207-211.

44.3адорожная Е.И. Спонсорство в культуре: европейский опыт.// Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 6. -М., 1994.

45.Зайцев М.С. Гаврила Солодовников и его театр. // Московский журнал, 1998. -№ И, -С.55-58.

46. Зайцева Л. Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства. // Вопр. экономики. - 1993. - №4.

47,Законодательство в области культуры. Правовые основы культуры во Франции. // Культура в современном .мире: опыт, проблемы, решения, - Вып. 5. - М.: Изд. РГБ, 1995. -С.59-80.

48.Зарубина Н. Российское предпринимательство: идеи и люди. //Вопр. экономики, 1995, № 7. - С.82-90.

49.Знаменитые россияне ХУШ-Х1Х вв. Биографии и портреты. - СПб.: Лениздат, 1995. - 958 с.

50.Исаев С.А. Бизнес, культура и национальный интерес России. // Год 2000. На пути к культуре мира и ненасилия, Материалы международной научно-практической конференции «От стереотипов войны к идеалам мира через культуру и образование» (Москва, 8=9 декабря 1997 г.). - М.: Элит=Клуб, 1998. - С.173-174.

51.Исторический очерк к 25-летию городского женского профессионального училища им. Варвары Лепешкиной. -М., 1912.

52.Каган Ю.М. ИВ.Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность. -М., 1987.

53.Казарова Т.В. Культурно-исторические типологии (методологический анализ). // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - Вып. 6. - М.: Изд. РГБ, 1996. -С.37-63.

54.Казовская Т.М. Просветительские общества и меценаты в формировании культурной среды Петербурга, (конец XIX -нач. XX вв.) Дис на соиск. учен. степ. канд. пед наук. - СПб., 1994. -192 с,

55.Калинин В.Д. Из истории предпринимательства в России: Династии Прохоровых и Рябушинских. - М., 1993.

56.Картинные галереи Европы, / Под ред. А.К.Андреева. - ТД-З.-СПб., 1862.

57.Климова С.Г., Дунаевский Л.В. Новые предприниматели и старая культура. // Соц. исследования, 1993. - № 5.

58.Ключевский В.О. Добрые люди древней Руси. /Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990. - С. 7794.

59.Ковалев В, Солодовиковы - Простяковы, // Былое, 1992, № 9.

60.Коржихина Т.П. Общественные организации в СССР: материалы к источниковедению и историографии. - М., 1992. 180 с.

61.Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVIII-нач. XIX в.-М., 1983.

62.Кузмин Н.В. Давно и недавно. - М.: Советский художник, 1982.-483 с.

63.Кузмичева А., Петрова Р. Русские миллионщики: Семейные хроники. -М.: ВЛАДОС-МПГУ, 1993.

64.Культура в современном мире, - М,: Информкульт}фа, 1994, 1995,

65.Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -Вып. 4.-М.: Изд. РГБ, 1995.

66.Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 5. - М.: Изд. РГБ, 1995. - 80 с.

67.Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -Вып.6. -М.: Изд. РГБ, 1996. - 92 с.

68.Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып 1.-М.: Изд. РГБ, 1998. - 124 с.

69.Культура и будущее. - Париж: ЮНЕСКО. 1986. - 67 с

70.Культура на перепутье. - М,: РКХ РИЦ, 1994, - 248 с.

71. Культурология. Культура, история, ценности Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1998. - 176 с.

72. Лазаревский И. Среди коллекционеров. - Пг., 1917. - 222 с.

73.Лютикова Г.В. Финансирование культуры в Германии. // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -Вып. 4.-М.: Изд. РГБ, 1995. -с.53-85.

74.Мартынов С.Д. Мануфактуры и фабриканты: Прохоровы, Гарднер, Креетовниковы, Брокар, Кноп. - СПб.: Пире, 1993.

75.Меценатетво в России. -М.: ИНИОН, 1994.

76.Министерство Финансов. 1802-1902. -Ч.Н. - СПб., 1902.

77.Минченков Я.Д. Меценаты искусства и коллекционеры// Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. - Л.: 1964. -С.292-317.

78.Молчанов В.Ф. Вклад Николая Петровича Румянцева в развитие славянской цивилизации // Н.П.Румянцев на белорусской земле. Материалы Международного круглого стола. (Гомель, 26-27 декабря 1996 г.). - Минск, 1997. - С.29-

34,

79.Морозов С. Дед умер молодым. - М.; Советский писатель, 1988.-208 с.

80. Новикова С. Из истории отечественного меценатства.// Посев, 1992. № 2. См.: Культура на перепутье. / Под ред Б.Ю.Сорочкина. -М.: РКХ РИЦ, 1994. - С.26-30.

81. Овсянникова С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917 гг.) / Очерки истории музейного дела в России. Вып. 2. -М., 1960. - С.66-144.

82.Ориентиры культурной политики. 1995. N 5.

83. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 года // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - N 46.

84.Павленко Н. Екатерина Великая. // Родина, 1998. - № 4. -С.53-56.

85.Панарин А. Парадоксы предпринимательства, парадоксы истории//Вопр, экономики. - 1995. N7. - С.62-74.

86.Панорама культурной жизни зарубежных стран. — М.: Информкультура,1994, N10-11.

87.Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.4. - М., Изд. РГБ, 1997.-64 с.

88.Петрова М.М. Российские меценаты XVIII века. Иван Иванович Шувалов.// Культурология. Культура, история, ценности Санкт-Петербурга. - СПб., Изд-во СПБ ГТУ. 1998. -С,51-65.

89.Полевой П.Н. Памяти Третьякова. // Исторический вестник, 1899, т. 75. - №3. - С.945-950.

90. Права человека в сфере культуры. Сборник международных документов и материалов. - М,, 1995,

91.Пылаев М.И. Старый Петербург. -М., 1990.

92.Разлогов К.Э. Гуманитарные науки и культурная политика. .// Культура в современном мире. Информкультура. 1994, вып. 10.-С.445.

93.Региональное сообщество. Многостороннее развитие и управление. Под об.ред.Р.Е.Тихонова. - М.: РАУ, 1993. - 177 с.

94.Ролова А.Д. Возникновение сеньории Медичи и культура Возрождения. / Культура и общество Италии накануне Нового времени, -М.: Наука, 1993, - С,39-51,

95.Романычева И. Талант и характер Василия Кокорева. // Мир музея, 1998. - № 6-7 (164-165). - С.62-68.

96.Российская благотворительность в 1987-1992 гг. (История в материалах прессы). Благотворительный фонд «Сопричастность». - М., 1994. - 187 с.

97.Росеийекие и зарубежные общественные и религиозные объединения. Справочник./ Сост. Д.М.Соловьев и др. - М., Бизнес-карта, 1993. - 424 с.

98.Россихина В.П, Оперный театр С.Мамонтова. - М.: Музыка. 1985.-238 с.

99.Россия на рубеже веков. Исторические портреты. -М,, 1991.

100. Рыбаков Ф.Ф. Культура и рыночные отношения. // Российский экономический журнал. - 1992, № 12. - С.68-74.

101. Сабашников М.В. Воспоминания. - М: Книга, 1988. -512 с.

102. Серова B.C. Серовы Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания. - СПб.: Шиповник, 1914.

103. Сидоров Е. Концепция культуры и искусства // Ориентиры культурной политики, 1995, - N 6. - С, 5-75.

104. Сидоров Е. Российская культура девяностых и ответственность государства.// Независимая газета, 1997, 21 марта. - С. 1-5.

105. СССР и ЮНЕСКО. Документы и материалы 1954-1987 гг. Сост. И.Д.Никулин. М., Международные отношения, 1989. - 613 с.

106. Суник Б. Некоммерческие организации культуры и налоги. //Встреча, 1998. -№ 10-11. - С. 17-18.

107. Тенишева М.К. Воспоминания моей жизни. - Л.: Искусство, 1987.-287 с.

108. Теоретические основания культурной политики, - М, РИК. 1993.

109. Терентьев П.Н. Прохоровская Трехгорная мануфактура в Москве 1799-1899. Историко-статистический очерк. - М., 1900.

110. Терминология российского некоммерческого сектора. Словарь-справочник./ Автор-составитель М.А.Слободская. -М., 1996.

111. Товарищество передвижных художественных выставок: Письма, документы, 1869-1899 гг. Т. 1-2. - М.: Искусство, 1987.

112. Тульчинский Г.Л. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. - СПб., 1994.

113. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов (Сост. О.Платонов). - М.: Современник,

1995.

114. Федеральная целевая программа «Развития и сохранения культуры и искусства РФ (1997-1999 годы)» // Рос. Газ..

1996. 17 июля. С. 5-6.

115. Федеральная культурная политика в России // Сб. документов и материалов. 1991-1996. Под ред. Воробьева А.К. -М.: РИПРИКТ, 1996.

116. Финансовые отчеты благотворительного фонда «Душа человека» за 1992-1994 гг. -М., 1995.

117. Флиер А.Ф. О новой культурной политике России// Общественные науки и современность. 1994. N5, С. 14-25.

118. Фролов А.И. Основатели Российских музеев. - М., 1991.

119. Фролов А.И. Полунина Н.К. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь. -М.. 1997.

120. Ховстеде Г, Культура и управление.// Курьер Юнеско. 1994. Июнь С.8-12.

121. Цветаева М.И. Отец и его музей. // Соч. в 2-х тт. - Т.2. -М.: Художественная литература, 1980. - С.7-17.

122. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов. - М.: Изд. М. и С.Сабашниковых, 1929. - 294 с.

123. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: Мои сорок лет на театрах. -М., 1989.

124. Шевырев С.П. История Московского университета. - М., 1852.

125. Шишкин C.B. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. - М.: НИИК. - 1992.

126. Шмелев И. Душа Москвы. // Предпринимательство. -1994.-№3.-С.6-9.

127. Щербаков С.А. Московские меценаты. // Совр. записки. -1938.-№67.

128. Эфрос А. Петербургское и московское собирательство (Параллели) // Среди коллекционеров, 1921. - №4. - С. 13-20.

129. Якобсон Л.И. Культура и рынок. // Коммунист, 1991, № 8.

130. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., 1991.

131. Яковлев В.Н, Коллекционеры и антиквары. - Л., 1966,

132. Яницкий О.Н. Гражданские инициативы и самодеятельность масс. М., 1988. 62 с.

133. Яницкий О.Н. Социальные движения. 100 интервью с лидерами. М., 1991, 270 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.