Мифопоэтическая модель мира в романе Ф. Бадалова "Миф": к проблеме евразийского контекста современной лезгинской литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Абдурахманова Тамела Имамединовна

  • Абдурахманова  Тамела Имамединовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 148
Абдурахманова  Тамела Имамединовна. Мифопоэтическая модель мира в романе Ф. Бадалова "Миф": к проблеме евразийского контекста современной лезгинской литературы: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2015. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Абдурахманова Тамела Имамединовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА ЛЕЗГИНСКОГО НАРОДА И ЕВРАЗИЙСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

1.1. Евразийская культурная концепция: проблема «Восток -Запад»

1.2. Отображение евразийских, общемировых и национальных мифологических представлений о мироздании в лезгинской литературе .... 30 ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛЕЗГИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80 - 90 ГГ. XX ВЕКА (ЕВРАЗИЙСКИЙ И МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТЫ)

2.1. Диалог культур в лезгинской литературе конца ХХ - начала XXI

века: «свое - чужое»

2.2. Актуализация мифа в лезгинской литературе конца ХХ века: выход

в общеевразийское художественное пространство

ГЛАВА III. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА И ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПАРАДИГМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. БАДАЛОВА

3.1. Своеобразие мифопоэтического миромоделирования Ф. Бадалова в сопоставительном аспекте с произведениями лезгинской литературы конца ХХ - начала XXI вв

3.2. Евразийские факторы формирования концепции человеческой

личности и жанровые особенности романа Ф. Бадалова «Миф»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифопоэтическая модель мира в романе Ф. Бадалова "Миф": к проблеме евразийского контекста современной лезгинской литературы»

ВВЕДЕНИЕ

В современном сообществе возрождается интерес к духовным, национально - культурным и ментальным ценностям, что является закономерным следствием преобразований, экономических, социально-политических и культурных перемен в стране. И то, что в переломных условиях рубежа веков, глобализации культур, часто негативных преобразований и нивелировании культур, малочисленные народы все явственнее стремятся осознать свои изначальные национальные истоки и корни, правомерно в свете желания избежать окончательной ассимиляции и унификации, которые неуклонно ведут к реэтнизации культурного наследия.

Взаимодействие национальных культур, процесс их взаимного духовного обогащения являются одной из важнейших проблем современного литературоведения. Национальное сознание не развивается имманентно, вне диалога с «чужой» культурой. Сравнительное изучение литератур - одно из актуальных научных направлений, продиктованное стремлением узнавать «свое» через «чужое», а в «чужом» находить черты «своего». Сравнительный подход, ориентированный на углубленное осмысление отдельных литературных произведений и общих эволюционных тенденций единого мирового литературного процесса, открывает широкие возможности для изучения национальных литератур и литературных традиций в отношении их историко-генетических связей и в плане более общих типологических сопоставлений.

Литературные процессы национальных литератур объединяются в систему регионального литературного процесса, а сравнительно приближенные по территориальному признаку региональные системы входят в системы зонального литературного процесса, являющегося компонентом мирового литературного процесса. Усиливающееся в периоды социальных и национальных катаклизмов обращение к своим генетическим корням связано в том числе и с европоцентрической концепцией генезиса культур.

Основной мыслью, от которой мы отталкиваемся, является идея всечеловеческого единения, составляющая один из ключевых принципов евразийства и нашедшая выразительное художественное воплощение в национальной литературе. По замечанию Р. Бикмухамедова, «евразийский субконтинент всегда тяготел к государственно-политическому моноцентризму, то есть одно из государств или отдельные народы стремились к обладанию властью над другими, но тем не менее в культурном отношении был полицентричен, а в этическом - многоязычен и многонационален» [45: 21].

Идея культурного родства многих народов России, разработанная в евразийстве, продолжает оказывать влияние на современные научные концепции возникновения и развития российской ментальности. Изучение и обобщение разнообразных многоаспектных связей, от историко-культурных, генетических до типологических литературно-художественных, и взаимодействий лезгинского народа с поликультурным пространством народов России, как нам представляется, открывает широкую перспективу для поиска решения геополитической и общечеловеческой проблемы единения народов.

В представлении о культуре и цивилизации важное значение имеет мифопоэтика, являющаяся и литературоведческой, и культурологической категорией. В исследовании мифопоэтики лезгинской литературы целесообразно исходить из того, что в основе евразийской традиции изображения коллизий жизни лежит единый, общий для всех природный принцип. Исследование мифологического контекста евразийского «следа» в лезгинской прозе также связано и с тем, что сквозные темы русской литературы неразрывно связаны с доминантными мотивами литератур Кавказа - мифологическими представлениями, душой человека, проблемой свободы и справедливости, национального самоопределения и т.д. Иными словами, осмысление мифологизма в данном диссертационном исследовании

направлено на раскодирование этого художественного приема и его смысловой функции в евразийском контексте.

Как и многие традиционные культуры, лезгинская культура разработала и практически освоила художественные приемы воссоздания этнической персоносферы, творческие способы сохранения и воспроизведения важнейшей культурной информации, позитивно воздействующей на сообщество и позволяющей своему отдельно взятому представителю окунуться в воссоздаваемые обстоятельства этнической истории. Уважительное восприятие своих и чужих древних традиций создает пространство для диалога конфессий и традиций.

«Этническая» литература - особое явление в искусстве XX века. Этнокультурный фактор, проявившийся в этот период развития мировой литературы особенно выразительно и ярко, повлиял на то, что литературоведческое и читательское восприятие обогатили новые жанры и понятия: новый латиноамериканский роман, проза современной Африки, этнические литературы США, Канады и других стран. Явления такого же порядка возникают в литературах Индонезии, Океании и других государств и регионов. Этот процесс не миновал и Россию, в которой на протяжении 60-х гг. формируется «многонациональная проза», представленная рядом ярких произведений писателей - представителей коренных народов Сибири, Средней Азии, Кавказа и других регионов [47: 73]. Включение лезгинской литературы в евразийский контекст обосновано и общностью особой модели литературного мифологизма, основанной на древней традиции сохранившегося вплоть до конца XX века уникального, «живого» мифологического сознания лезгинского народа.

Художественно - эстетические поиски литературы второй половины

ХХ - начала ХК века связаны с формированием новой культурной модели

мира, которая сконструирована на мифологических представлениях.

Создание этой модели вызвано стремлением представителей искусства

воссоздать гармонию в хаотичном мироздании, не ограничиваясь рамками

социально-исторического, пространственно-временного, национально-традиционного характера. Изучение национальной литературы в широком мифологическом контексте - одна из актуальных задач современного литературоведения. Возродившийся интерес к архаическим культурным слоям, мифопоэтическим универсалиям и архетипам сближает лезгинскую художественную словесность с тенденциями евразийского пространства, возрождая национальную культурную традицию. Открытия, совершаемые современной наукой о литературе, оказываются созвучны религиозно-мистическим концепциям Запада и Востока, но сегодня нашли творческое выражение в иной категориальной системе.

На сегодняшний день существует обширный пласт художественной литературы на лезгинском языке, отразивший особенности мифологического миросозерцания и философско-эстетические поиски лезгинского народа. Эта литература, в том числе и переведенная на русский язык, является формой выражения инонационального и типологически иного вида культуры, входя в систему российской литературы в целом.

Актуальность диссертационной работы заключается в необходимости

исследования взаимодействия мифопоэтического наследия и современной

литературы в теоретическом и историко-литературном аспектах

взаимодействия и влияния различных культур, рассмотрения поэтики

современной лезгинской литературы через призму возрождения и

трансформации в художественном тексте древних мифологических

представлений. Наиболее результативным нам видится анализ

мифопоэтических конструкций в лезгинской литературе с середины XX -

начала XXI века, с обращением по мере необходимости и к более раннему

периоду развития литературы. Особенность мифопоэтического подхода

состоит в том, что его основной задачей является анализирование

особенностей мифоритуального подтекста, признаков архетипического

сюжета и т.д. Применение данного подхода для изучения преемственности

и евразийского «единства в многообразии» многовековых культурных

6

традиций оправдан и тем, что в исследовательскую область мифопоэтики входит и изучение способов художественного освоения и трансформации мифологических образов и мотивов, рассмотрение художественных принципов введения в текст архаико-мифологических элементов и особенности их функционирования в творчестве разных художников.

Мифопоэтический вектор изучения литературного процесса в евразийском контексте исходит из исследовательской направленности от частного к общему, что конкретизирует объект изучения без обращения к общим принципам художественно-поэтического мира анализируемых произведений. На основе обзора тенденций художественных направлений и течений, преобладающих в лезгинской прозе конца XX — начала XXI века, и отдельных ее произведений, мы попытаемся исследовать выход коллективного культурного наследия за пределы национальных и индивидуальных рамок, обозначить развитие и особенности генезиса мифопоэтических моделей национального и всеобщего характера, трансформирование и функционирование традиционных мифологических и архетипических образов в современной национальной литературе, являющихся выразителями идей мирного сосуществования и органичного вживания в окружающий многообразный и противоречивый мир. Исследование интертекстуальных связей и национальных особенностей литературы в мифологической трактовке поможет раскрыть особенности включения художественно-эстетических и нравственно-философских поисков писателей в евразийское цивилизационное единство.

Миф нами понимается как вербальный, сюжетно оформленный факт этнического мировоззрения. Он дает уникальную возможность вхождения во внутренний мир человека, проследить за его извечным поиском собственной ниши в социуме и во Вселенной. Изучение мифологического наследия традиционных культур, элементы которого находят в художественной литературе самое неожиданное выражение, предполагает акцентирование

исследовательского внимания на факте равенства, самоценности и самодостаточности различных культур.

Пересоздание литературной модели в евразийско-мифопоэтическом ключе, слияние форм мифологизации с тенденциями литературы вызвано тем, что обращение художников к явлениям социального порядка, актуальным проблемам современности переводит социальные конфликты в метафизический план. Переосмысление посредством мифологических моделей и схем современного человеческого бытия ставит задачу исследования роли коллективной духовной памяти, культурного наследия; связывает направление, генезис и видоизменение мифопоэтических моделей и традиционных образов в сегодняшней духовной культуре. В современной литературе основное движение художественно-эстетических, жанровых, нравственно-философских поисков и открытий художников слова направлено на восстановление и выявление связи времен общечеловеческих культурных основ и приобщение к ним читателей.

Исследование функционирования мифа в национальных литературах евразийского региона видится творчески результативным и оправданным для раскрытия специфических процессов, характерных для словесной культуры входящих в данный регион народов. Дальнейшие перспективы в исследовании намеченной нами темы могут иметь продолжение в таких видах, как, например, изучение авторского индивидуального мифотворчества; научное осмысление литературного мифологизма как процесса создания неомифа в истории лезгинской литературы XX века; рассмотрение особенностей мифологизации в поэтических и драматургических жанрах и т.д.

Многие исследователи предполагают, что народы Кавказа могли унаследовать некоторые мотивы мифопоэтики евразийского региона в ходе военно-дипломатических, торгово-экономических, культурно-бытовых контактов, которые наложились на их мифологические основы этнического

мировоззрения. Даже на сегодняшний день сакральное ядро культур бывшей этнической общности сохранилось, на наш взгляд, достаточно целостным.

Сопоставление словесно-культурного наследия архаических цивилизаций евразийского региона и лезгинской мифологии, мифопоэтической составляющей художественного текста показывает принципиальное сходство в видении мира, понимании его законов. Наша основная задача - выявить и проанализировать воплощение этого знания в художественных текстах как факт самоценности и самодостаточности любой культуры на художественном материале мифологического романа Ф. Бадалова «Миф», с обращением и к другим произведениям лезгинской литературы.

Если русская и лезгинская литература каждая по отдельности рассматривается как национальная литература двух народов, то в синкретическом соединении будет целесообразно подойти к ним как к системе зонального литературного процесса. Согласно культурной концепции евразийства, совокупность российской и лезгинской литературы является основной частью евразийской литературы и может быть рассмотрена как система зонального литературного процесса, который в свою очередь также является компонентом всемирного литературного процесса.

Развитие в культурном синтезе словесных культур разных народов

евразийского пространства предполагает схожесть и взаимовлияния таких

литературных аспектов, как литературные методы и стили, типы

литературных персонажей, собственной ценностной ориентации, исходящей

из общности гуманистических, антропологических идей, повышенного

интереса к образу реального человека и его отражения в литературе и другие

принципы евразийской культурной парадигмы. Единство лезгинских

прозаиков с основными положениями евразийской идеи проявляется и в идее

о построении гармоничной совместной жизни с народами, населяющими

евразийское пространство, с учетом их национальных и этнических

9

особенностей. Эта проблема, как нам видится, получила весьма интересное преломление в романе «Миф» Ф. Бадалова.

Логическое обоснование построения содержания работы представлено следующим образом: кавказские народы как исток своей традиционной этнической культуры имеют общую прародину и соответственно общие основы формирования культурного феномена, непосредственно связанного с российским и соответственно с евразийским влиянием. Они характеризуются сходными способами выражения и творческого воплощения сакральной сути мировоззрения, что происходит, в частности, на вербальном уровне как обращение к мифам, представляющим варианты предположений о сотворении мироздания, его гибели и возрождения.

В течение столетий повествовательные своды, крупные нарративы, существовавшие в устной народной традиции, разрабатывали круг неизменно актуальных для этноса явлений, в силу своей сакральной принадлежности не подвергавшихся сомнению. К таким явлениям можно отнести представления и верования, касающиеся строения мира, его динамического развития, персонифицированная система богов, духов-покровителей, повелителей природных сил и стихий и другие. Современная мифопоэтика, трансформируясь в художественном авторском тексте, становится информационным коридором в межкультурном евразийском диалоге.

В рамках системного анализа логика рассуждения в данной работе исходит из следующего представления об уровнях системы: дагестанская литература в контексте евразийского влияния видится как метасистема; традиционная лезгинская культура и литература - макросистема; микросистема - мифопоэтика, транслирующая культурную тему этноса в лезгинской художественной литературе, составляющая его сакральное ядро и выполняющая миромоделирующую, этнокультуроформирующую и этнокультуростабилизирующую функции. Под мифопоэтической моделью мира в дальнейшем будет подразумеваться символическое отражение

мироздания, свойственное народной культуре.

10

Объектом исследования стал роман Ф. Бадалова «Миф» и лезгинская национальная литература в целом как составная часть дагестанской и российской литературы (произведения лезгинских писателей и поэтов: К. Меджидова, А. Агаева, Н. Шихнабиева, А. Кардаша, Р. Хаджи, Ф. Нагиева, А. Курбана и др.).

Предмет исследования - мифопоэтическая картина мира в лезгинской мифологии и творческом мировосприятии лезгинских писателей на примере романа Ф. Бадалова «Миф».

Цель работы состоит в следующем: с учетом художественных направлений и течений, преобладающих в современной лезгинской литературе, сопоставить мифопоэтические особенности произведений художественной литературы и мифологических представлений народов евразийского территориального единства. Основное исследовательское внимание уделить первому в истории лезгинской литературы мифологическому роману Ф. Бадалова «Миф», в котором, на наш взгляд, творчески синтезирована древнелезгинская мифологическая картина мира и евразийская идея.

Поставленные в работе задачи можно обозначить следующим образом:

- исследовать и выявить параллели между культурно-историософской концепцией евразийства и идейно-художественным наполнением современной национальной (лезгинской) художественной литературы;

- сравнить мифологические мотивы и мифообразы в лезгинской литературе с традиционными образами евразийской мифологии и фольклора; обозначить ряд параллелей;

- охарактеризовать роль мифологических и фольклорных мотивов в моделировании образа пространства и картины мира в романе Ф. Бадалова «Миф» в контексте евразийской идеи сохранения самобытности культуры в полиэтническом пространстве;

- проанализировать сущность концепции человеческой личности,

функционирование и трансформацию мифологических единиц,

11

использованных в формировании художественной картины мира в творчестве Ф. Бадалова, А. Агаева, Ф. Нагиева, К. Меджидова и др.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка многоаспектного мифопоэтического подхода, на котором основано осмысление проблемы взаимодействия мифопоэтических и литературных традиций в их связи с национально-художественным опытом и выявление мифологических миромоделирующих основ лезгинской литературы на примере романа Ф. Бадалова «Миф». При этом осмысливаются проблемы евразийско-литературного контекста художественно-эстетических принципов лезгинской прозы при рассмотрении и осмыслении происхождения ее духовно-культурных корней. Особое внимание уделено общеевразийским и лезгинским мифологическим образам и мотивам, которые трансформировались в национальной прозе. Лезгинский роман и проза в целом впервые изучаются с позиции выявления в них общих с евразийской культурой мифопоэтических мотивов и их идейной функции.

Степень изученности. Евразийская идея о братском единении народов, общности их культур и судеб отражена и в размышлениях о России и Кавказе Э. Капиева, в творчестве которого исторический диалог русской и кавказской культур и литератур получает новые импульсы. Благодаря исследованиям З.Н. Акавова, А.М. Аджиева, установлена историко-культурная, содержательная перекличка образов русских былинных песен с мотивами эпических песен тюркских народов, в частности, кумыков.

Обращение к проблеме взаимодействия русской и национальных

литератур встречается во многих исследованиях по северокавказской

литературе. Проблемы сравнительно-исторического и теоретического

осмысления исторического пути дагестанской литературы в целом и в

масштабе мировой культуры поднимаются в трудах Г.Г. Гамзатова, У.Б.

Далгат и др. Взаимодействие фольклора и литературы многократно

становились предметом исследования дагестанских и русских

литературоведов и критиков. Ученый, литературовед и писатель К.Х. Акимов

12

в своем исследовании о становлении и генезисе лезгинской прозы указывает на то, что фольклор стал почвой для формирования национальной литературы.

Г.Г. Гашаров пишет, что творческая база лезгинской прозы сформировалась уже в советский период, поскольку «ей предшествовали многовековое богатейшее устно-поэтическое творчество и прогрессивная дореволюционная литература, сыгравшие огромную роль в формировании и развитии лезгинской национальной художественной словесности» [60: 5].

Б. Гаджикулиев (1977) Т.Н. Пашаева (1985), К.Х. Акимов (1999), З.Т. Гарунова (2012), Л.Д. Джавадова (2014) и др. освещают проблемы и этапы зарождения, становления и жанрового и идейно-художественного развития лезгинской прозы. В работах названных литературоведов отражены отдельные аспекты проблемы данной темы в контексте других исследовательских задач. Однако до сих пор нет специального монографического исследования, посвященного осмыслению лезгинской прозы в евразийском дискурсе и проблеме мифологизма.

Представляется, что при дальнейших исследованиях необходимо исходить из осмысления характера диахронических и типологических связей национальной литературы с классическими и «новыми» литературами Древности и Средневековья, связав их с современными тенденциями развития литературы. Актуальным является и включение в круг современных научных приоритетов синхронических аспектов функционирования лезгинской литературы во взаимосвязи с направлениями мирового словесного искусства и сегодняшней информационной культуры.

Основными методами научного исследования, которые использовались при решении задач работы, были выбраны историко-типологический, историко-сравнительный и системный. Ключевым подходом исследования явился системный подход, в рамках которого используются указанные методы. При анализе художественных текстов

использовались художественный и подстрочный переводы и оригинальные тексты произведений.

Теоретико-методологической основой диссертации явились теоретические работы М.М. Бахтина, В.Н. Топорова, В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, Е.М. Мелетинского, Н. Трубецкого, С. Ключникова и др. Также были использованы основополагающие труды по теории, истории и культуроведческому аспекту литературы, письменное наследие идеологов евразийства: П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Г.В. Флоровского, В.В. Кожинова и др. Мы обращались также к трудам Р. Вахитова и К.Акимова.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке проблем взаимодействия мифопоэтического наследия различных культур в современной лезгинской литературе, систематизации ряда важных теоретических положений о мифопоэтической природе лезгинской литературы и особенностей ее этнокультурного кодирования в евразийском дискурсе. Анализ фактического материала позволил выделить наиболее активно участвующие в репрезентации культурно-специфичных концептов творческие приемы.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования ее материалов при подготовке учебников и методических пособий для среднеобразовательных и высших учебных заведений Республики Дагестан, для разработки материала к лекционным курсам, семинарским занятиям по истории литературы кавказских народов, в спецкурсах, посвященных проблемам мифа и мифопоэтики, при изучении истории лезгинской литературы, а также при работе над обобщающими трудами по проблемам новописьменных национальных литератур народов Северного Кавказа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рассмотрение взаимодействия и внутренних связей лезгинской и российской литературы как частей единой евразийской метасистемы и обращение к мифопоэтической составляющей современной лезгинской литературы показало, что миф становится органичной частью семантического и структурного поля современных художественных произведений, трансформируясь сообразно жанру произведения, особенностям образной системы, мотивно-сюжетных структур и т.д. Таким образом общие и уникальные мифологические традиции становятся частью евразийского целостного литературного организма.

2. В лезгинской литературе ХХ века происходит воссоздание классических архетипов, которое вписывается в рамки евразийской культурной парадигмы сохранения национальной культуры как изначально значимой и самоценной. Лезгинские писатели пытаются обратить читателя к национальному укладу жизни через жесткое противопоставление родной и западной культуры, сформировать привлекательный образ малой родины.

3. Выход писателей за рамки фольклорных измерений стал следствием первоначального заимствования и подражания русским и европейским писателям и поэтам; появляется такая черта, как социализированность и творческий союз с мифо-фольклорным наследием прошлого и опытом современников.

4. Мифотворчество (создание нового мифа) наиболее характерно проявляется в лезгинской литературе в произведениях А. Агаева и Ф. Бадалова, где в основе сюжета произведения - древний архаический мир, цивилизация. Мифоцентризм как следование мифологическим моделям и универсальным схемам, запечатленным в мифах, в индивидуально-авторском восприятии наделяются содержанием, отражающим взаимодействие мифологием и архетипов (например, роман «Миф» основан на мифологическом цикле гибели-воскресения героя, консолидирующемся в ритуале инициации, архетипический мотив представлен как мотив переселения Душ).

5. Мифологизм лезгинской литературы, представленный таким пока относительно узким кругом авторов, как Ф. Бадалов, Г. Агаев, Ф. Нагиев, А. Кардаш и др., отличается от мифологизма в западноевропейской литературе тем, что последний в целом не опирается на фольклорные традиции, он более близок по духу латиноамериканскому и азиатскому роману, в которых фольклорно-мифологическое сознание, порой и в пережиточной форме, может сосуществовать с модернистским интеллектуализмом чисто европейского типа. Эта многослойность сближает указанные литературы, являясь результатом «ускоренного» культурного развития. Взаимопроникновение и органический синтез социального реализма и фольклоризма, элементов историзма и мифологизма колеблется между по сути своей романтическим воспеванием национальной самобытности и модернистскими поисками повторяющихся архетипов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Абдурахманова Тамела Имамединовна, 2015 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абакарова Ф.З. Отражение мифологических воззрений в детском фольклоре народов Дагестана//Мифология народов Дагестана. - Махачкала, 1984. - С. 119-129.

2. Абдурахманов A.M. Традиции устного народного творчества в сатирико-юмористических рассказах народов Дагестана и Северного Кавказа//Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. - Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР, 1968. - С. 53-63.

3. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. - Махачкала, 1993. -103 с.

4. Агаев А. Лезгинская литература за 40 лет // Дружба. -1957. -№ 3. - С. 125-140.

5. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX - начало XX в. - М.: Наука, 1978. - 302 с.

6. Аджиев А. Устное народное творчество кумыков. -Махачкала, 2005.

7. Акавов З.Н. Проблемы литературного евразийства: теория и практика. - Махачкала, 2011. - 155 с.

8. Акавов З.Н. История кумыкской литературы Нового времени в культурно-историческом освещении. - Махачкала: ДГПУ, 2009. - 360 с.

9. Акавов Р. З. История кумыкской литературы Нового времени в историософском историческом освещении: дисс. д. филол. наук. - Махачкала, 2009.

10. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 136 с.

11. Акимов К^. Заметки о лезгинской прозе //Дружба. -1964. - № 4. - С. 142-147.

12. Акимов К^. Лезгинская детская литература //Дружба. - 1980. - № 3. - С. 80-83.

13. Акимов К^. Пейзаж в лезгинской литературе // Литературный Дагестан. - 1987. - № 1. - С. 82-84.

14. Акимов К^. О творчестве писателя Мурадхана Шихвердиева// Самур. - 1996. - № 2. - С. 74-75.

15. Акимов К^., Алиева С.К. Лезгинский роман. -Махачкала: Мавел, 2008. - 86 с.

16. Актуальные проблемы изучения фольклора и литератур народов Дагестана: Тезисы докладов региональной научной конференции. -Махачкала, 1987. - 140 с.

17. Алафаева В.А. Xудожественные истоки и формирование новой поэтики в литературах Северного Кавказа: дисс. канд. филол. наук. - Нальчик, 2007. - 190 с.

18. Алиева С.К. Поэтика романа-трилогии «Гнездо солнца» Xакима Курбана : дис. канд. филол. наук. - Махачкала, 2006. - 177 с.

19. Алиева Ф.А. Взаимосвязи жанров устной прозы в фольклоре народов Дагестана. - Махачкала, 2008. - 360 с.

20. Анекдоты о Xодже Насреддине / Сост. М.Г. Тахмасиб. - М., 1997. - 368 с.

21. Амрахов А. Лезгинский «холокост» и две модели развития народа. - Режим доступа: http://lezgi-yar.ru/news/ /201204-30-750.

22. Ахмедов С. X. Xудожественная проза народов Дагестана: История и современность. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 104 с.

23. Ахмедов С.Х. Формирование и развитие дагестанской советской прозы: дисс. д-ра филол. наук. - Махачкала, 1990. - 419 с.

24. Алиева Э.Р. Характер и конфликт в лезгинском историческом романе: автореф. дисс. канд. фил. наук. - Махачкала,

2009.

25. Аминева В. Р. Суфийский код поэтики повести Г. Рахима «Идель»: к постановке проблемы / Суфизм как социокультурное явление в российской умме: материалы Всероссийской научно-критической конференции (Казань, 21 ноября 2006). - Нижний Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. - С. 142-159.

26. Анохин А.В. Легенды и мифы седого Алтая. - Горно-Алтайск: Министерство культуры Республики Алтай, 1997. - 40 с.

27. Античные источники о Северном Кавказе. - Нальчик, 1990.-308 с.

28. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие. - СПб.,

2005.

29. Архетипические структуры художественного сознания: сборник статей/Под ред. В.Б. Короны, Е.К. Созиной. -Екатеринбург: Аэрокосмоэкология, 1999.- 146 с.

30. Архетипы в фольклоре и литературе. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - 96 с.

31. Ахундов М. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. - М., 1982. - 135 с.

32. Багирова Д.Н. Дербент в контексте евразийского диалога литератур: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Махачкала,

2010.

33. Бадалов Ф. Астральная религия лезгин: культ святых мест, культурные герои, образы низшей мифологии. - М., 2008.

34. Бадалов Ф. Астральная религия лезгин: космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств.- М., 2006.

35. Бадалов Ф. Язычество лезгин. - Дербент, 2000.

36. Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Русская лирика XIX - XX веков в диахронии и синхронии. - М., 2003. - С. 14

37. Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Русская лирика XIX - XX веков в диахронии и синхронии. - М., 2003. - С. 14

38. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. -СПб., 1993.

39. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Литературно-критические статьи. - М., 1986. - С. 121-191.

40. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 423 с.

41. Базиева Г.Д. Миф - фольклор - литература: современные взаимосвязи // Вестник КБИГИ КБНЦ РАН. - 2003. -Вып. 10. - С. 100-110.

42. Бердяев Н.А. Евразийцы // Россия между Европой Азией: Евразийский соблазн. - М.: Наука,1993.- С.292-293.

43. Березкин Ю.Е. Южносибирско-североамериканские связи в области мифологии // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2003. - № 2 (14). - С. 94-105.

44. Березкин Ю.Е. О путях заселения Нового Света: некоторые результаты сравнительного изучения американских и сибирских мифологий // Археологические вести. - 2003. - Вып. 10. - С. 228-285.

45. Бикмухамедов 3.Р. Представления и реальности // Вопросы литературы. -1989. -№8. - С.18-27.

46. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. - Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1970. - 252 с.

47. Вахитов Р.Евразийская концепция литературы: цивилизационный подход и формальный метод в работах Н.С.Трубецкого о литературе // Вестник ОГУ. - 2013.- №7 (156) -С.90-95.

48. Взаимосвязь фольклора и литератур народов Дагестана: сборник статей. - Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1986. - 143 с.

49. Гаджиев Г.А., Ризаханова М.Ш. Лезгины // Народы Дагестана. -М., 2002. - С. 376-397.

50. Гаджимурадов И.Ф. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов/Этножурнал. - Режим доступа: http://www. ethnonet.ru/.

51. Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) // Общественные науки и современность.- 1998. - №6. - С. 161 - 170.

52. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М., 1996. - 651 с.

53. Гамзатов. Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода. - М., 1982. - 368 с.

54. Гамзатов Г.Г., Шихсаидов А.Р. Восток Запад в исторических судьбах дагестанской культуры//Вестник ДНЦРАН. -2005, №12. - С.153.

55. Ганиева A.M. Фольклор лезгин // Возрождение. -2000. № 6. - С. 120-124.

56. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. - М: Наука, 2004.

57. Гарунова З.Т. Xарактер и конфликт в лезгинской повести 50-70-х годов XX столетия: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Махачкала, 2012.

58. Гачев Г. Национальные образы мира. - М.: Советский писатель, 1988. - 448с.

59. Гашаров Г. В творческом порыве// Литературный Дагестан. - 1994. - № 6. - С. 54. /На лезг. яз./.

60. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: История и современность. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 472 с.

61. Гусенбекова Д.Г. Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие: дисс. канд. филол. наук: 10.01.02. -Махачкала, 2006. - 158 с.

62. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. - М.: Танаис, 1994. - 544 с.

63. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - М.: Айрис-Пресс -Рольф, 2002. - 380с.

64. Гулыга А. Миф и современность (О некоторых аспектах литературного процесса) //Иностранная литература. -1984. - № 2. - С. 167 - 174.

65. Дамениа О. Кавказская культура в контексте евразийской интеграции // Развитие и экономика. - 2014. - №10. -С. 158.

66. Далгат У.Б. Литература и фольклор. - М., 1981. - 303с.

67. Джавадова Л.Д. Роль фольклорных традиций в формировании художественно-стилевых особенностей лезгинской прозы второй половины XX века: автореф. дисс. кан. фил. наук. -Махачкала, 2014.

68. Дудова Л.В. Модернизм в зарубежной литературе: учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы 20 века». - М.: Флинта, Наука, 1998. - 240 с.

134

69. Загидуллина Д.Ф. Смена картин мира: философские произведения в татарской литературе начала XX века. - Казань: Магариф, 2006. - 191 с.

70. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологическом и фольклорном текстах // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - С. 44-76.

71. Ибрагимов М.И. Миф в татарской литературе XX века: проблемы поэтики. - Казань: Gumaшtarya, 2003. - 64 с.

72. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.2. Исследования в области мифопоэтического. - М., 2004.

73. История дагестанской советской литературы. - Т. 2. -

С. 11.

74. Ильдарова Э. Ш.. Мифологические персонажи в прозаическом фольклоре рутульцев: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.09.- Махачкала, 2007.- 162 с.:

75. Казимагомедова Ф. И. «Свадьба в тюрьме» -художественная драма или реальность // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы VI международной научной конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 176 с.

76. Карагаева И.Д. Эстетические взгляды евразийцев. дисс. канд. филол. наук: 09.00.04. М.,, 2010.- 189 с.

77.Ким, В.Н. Философия культуры евразийства и наследие художественной культуры Центральной Азии: дис. . д-ра филос. Наук. М., 2004. - 297 с.

78. Киреевский, И.В. Критика и эстетика. / И.В. Киреевский. Москва: «Искусство», 1998. - 463 с.103 Коломиец, Г.Г. Евразийство в художественной культуре России. -М., 2007. - 615 с.

79. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). -М.: Изд-во МГУ, 1999. - 308 с.

80. Ключников C. Евразийство, востоковедение и диалог культур: судьба историософской школы. - Режим доступа: http: //www. naukaru. ru/j ournal/view/Sovremennaya-kommunikativistika.

81. Козубовская Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца 19 - начала 20 веков: монография. - Самара-Барнаул, 1995. - 135 с.

82. Кожинов В.В. Историософия евразийцев. История Руси и Русского слова // Наш современник. -1992. - №6. - С.141-158.

83. Кожинов В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 252с.

84. Костерина А.В. Мифопоэтическая семантика произведений Ф.М. Достоевского: автореф. дис. канд. фил. наук. -Иваново, 1999. - 22 с.

85. Койчуев Б.Т. Центральноазиатская литература как многонациональный контекст: История русского дискурса (от древности к XXI веку): монография. - 2010.

86. Косарев А. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. - М., 2000.

87. Коновалова Ж.Ф. Миф в советской истории и культуре. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,1998. - С. 123.

88. Курбанов М.М. Табасаран в мифах, преданиях, легендах и притчах. - Махачкала, 2007.

89. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литературы. - Казань: Фэн, 1997. - 190 с.

90. Лавров С. Б. Евразийство: современность концепции // Москва Соборная. №10, 1999 г.

91. Лейдерман Н.А. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1980-1990-е годы): учебное пособие. -М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 160 с.

92. Лившиц М. Мифология древняя и современная. - М., 1980. - 582 с.

93. Липовецкий М.Н. Русский модернизм (очерки истории поэтики). - Екатеринбург, 1997. - 317 с.

94. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Отв. ред. А.Н. Николюкин. - М., 2003. - 1596 с.

95. Литературы народов России. XX век. - М., 2005. - 365

с.

96. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

97. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки: (На материале русской литературы 192-1980-х гг.). - Свердловск, 1992. - 183 с.

98. Литература: миф и реальность. - Казань: Изд-во КГУ, 2004. - 298 с.

99. Литературные архетипы и универсалии / Под ред. Е.М. Мелетинского. - М., 2001. - 433 с.

100. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М., 1994. - 919

с.

101. Лосев. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957. - 620 с.

137

102. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. -М., 1970. - 384 с.

103. Лотман Ю.М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVШ века) // Ученые записки ТГУ. Труды по русской и славянской филологии XXVIII. Литературоведение. Выпуск 414. - Тарту, 1977. - 160 с.

104. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 3-6.

105. Ляшева А.Р. Евразийские мотивы степняков // Нива. -2009.-№9.-С.162.

106. Майкова А.Н. Интерпретация литературных произведений в свете теории архетипов К. Юнга. - М., 2000. - 168 с.

107. Мелетинский Е.М. О происхождении литературно-мифологических сюжетных архетипов // Мировое древо. - М.,

1993.- № 2. - С. 9-63.

108. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М., 1986. - 318 с.

109. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах - М.,

1994. - 133 с.

110. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М., 1976. - 408с.

111. Мирзоев А. Г. Символика солнца в романе Ахеда Агаева «Расколотое солнце» /Научные исследования: от теории к практике: материалы III Международной науч.-практ. конференции. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 139-141.

112. Мусукаева А^. Северокавказский роман. - Нальчик, 1993. - 192 с.

113. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1596 с.

114. Мифологический словарь. - М., 1991. - 736 с.

138

115. Мифы народов мира. - М., 1988. - Т. 2. - 719 с.

116. Мифология народов Дагестана: Сб. ст. / Отв. ред. Ч. С. Юсупова; Сост. М. Р. Халидова. - Махачкала, 1984. - 188 с.

117. Нефляшева Н. Несравненная сила полета. Образ орла на Северном Кавказе. - Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.ru/.

118. Низамиддинов Д.Н. Мифологическая культура.- М., 1993.- 48 с.

119. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. -М., 1972. - 375с.

120. Османова. З.Г. Прогресс в литературе: иллюзия или реальность? // Нация. Личность. Литература. - М., 1996. - С. 45-56.

121. Панченко, И. Г. О фольклорно-мифологических традициях в современной многонациональной советской прозе // Взаимодействие и взаимообогащение. Русская литература и литературы народов СССР. - С.-П., 1988. - С. 185-207.

122. Пивнева Н.С. Архетипические образы в русской культуре. - Ростов н/Д, 2003.- 117 с.

123. Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. -М., 2002. - 450 с.

124. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. - М., 2002. - 463 с.

125. Попов В.А. Современное истолкование некоторых литературоведческих терминов: учебное пособие. - Рязань, 2000. -48 с.

126. Почепцов Г.Г. Информационные войны. Новый инструментарий политики. — М.: Алгоритм, 2015.

127. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана: Сб. ст. / Сост. М. Р. Халидова; Отв. ред. Ч. С. Юсупова. - Махачкала, 1988. - 168 с.

128. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: сборник трудов евразийцев. - М.: Беловодье, 1997. - 525 с.

129. Рамалданов А. Лезгинская газета, 2 августа 1994

130. Савицкий, П. Н. Континент Евразия. — М.: Аграф,

1997

131. Савицкий П.Н. Евразийство/Юсновы евразийства -М., 2002.

132. Семенов А. И. Мифопоэтическое пространство в литературе ХХ века. - Режим доступа: http: //esgaroth. narod.ru/articles/mifop.htm.

133. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Пер. с англ. Под ред. и с предисл. А.Е. Кибрика. -М.: Прогресс, 1993. - 653 с.

134. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада. - ИНИОН, 1999. -320с.

135. Степанов Ю. Семиотика концептов // Семиотика. Антология. - М., 2001. - С. 603-613.

136. Стеблин-Каменский М.И. Миф. - Л., 1976. - 104 с.

137. Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. 1971. — М.: Наука, 1972. - 292 с.

138. Смирнов В.А. Литература и фольклорная традиция: вопросы поэтики (архетипы «женского начала» в русской литературе XIX - начала XX века). Пушкин. Лермонтов. Достоевский. Бунин: автореф.дис. д-ра фил. наук. - Иваново, 2002. - 42 с.

139. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. - 416с.

140

140. Словарь литературоведческих терминов. - Ростов н/Д, 2002. - 319 с.

141. Султанов К.К. Переправиться через Терек» или два берега одной реки жизни // Вопросы литературы. - 2011.- Вып III.-С.9-46.

142. Султанов К.К. Национальная идея и национальная литература // Нация. Личность. Литература. - М., 1996. - С. 24-33.

143. Султанов К. К. Проблемы развития советского многонационального романа в 70-80-е годы (динамика жанра в контексте взаимодействия литератур): автореф. дисс.доктора филологических наук: 10.01.02 М., 1989. - 56 с.

144. Текст. Интертекст. Культура: сборник докладов Международной научной конференции (Москва, 4-7 апреля 2001 года) / Российская Академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / Ред.-сост. В.П. Григорьев, Н.А. Фатеева.- М.: Азбуковник, 2001. - 608 с.

145. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Ф.М. Достоевского и Н.С Лескова: автореф. дис. д-ра фил. наук. -М., 1996. -46 с.

146. Теория литературы. Литературный процесс / Под ред. Ю.Б. Борева. Т.4. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - 624с.

147. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. - 384 с.

148. Толгуров Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. - Нальчик, 2000. - 560 с.

149. Томашевский Б.В. Поэтика. - М., 1996.

150. Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М., 1988. - С. 7-44.

141

151. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. - М., 1995.- 621 с.

152. Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Т.1. Теория и некоторые частные ее приложения - М., 2004.

153. Тхагазитов Ю.М. Традиции и новаторство.- Нальчик, 1991.- 164 с.

154. Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. -М., 2001.- 158 с.

155. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. -М., 1995. - 798 с.

156. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. - М.: Наука, 1993.- С.59-76.

157. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эестетика и теория литературы XIX—XX вв. - М.: МГУ. 1987. - С.232-263.

158. Федь Н.М. Современная литература. Симптомы кризиса // Нация. Личность. Литература. - М., 1996. - С. 56-67.

159. Фидарова Р.Я. Современный осетинский роман - миф. Генезис. Структура. Жанровые особенности: автореф. дисс. д-ра фил. наук. -Махачкала, 1997.

160. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 837 с.

161. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М., 1978. - 605 с.

162. Халипаева И.А. Мифологическая проза кумыков. Махачкала, 1994.

163. Ходжаев, Ф. А. Проблемы несказочной фольклорной прозы: сравнительно- типологическое изучение / Ф. А. Ходжаев // Филологические науки, 1983. - № 2. - С. 69-73.

164. Халидова М. Р. Мифологический и исторический эпос народов Дагестана - Махачкала, 1993.

165. Хачатурян В. Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука, 2007.

166. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость / Мирча Элиаде. - СПб.: Алетейя, 1998. - 256 с.

167. Элиаде М. Избранные произведения: Миф о вечном возвращении; образы и символы. - М., 2000. - 414 с.

168. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 2000.

169. Энциклопедия символов (В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин). - М., 2000. - 502 с.

170. Эсалнек А.Я. Типология романа. - М., 1991. - 156с.

171. Эсалнек А.Я. Архетип //Русская словесность. - 1997. - №5.- С. 3137.

172. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. - Киев; Москва, 1997. -383 с.

173. Юнг К. Архетипы коллективного бессознательного // Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. - С. 139-154.

174. Юнг К. Психологический аспект архетипа матери // Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996. - С. 30-50.

175. Юнг К. Архетип и символ // Хрестоматия по психологии. - М., 2000. - С. 124 - 167.

176. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальная культура. - М., 1970. - 424 с.

177. Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987. - 461 с

178. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1985. - 288 с.

179. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - 527 с.

180. Якименко, В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе) / В. Якименко // Вопросы литературы. -1978. - № 1. - С. 82- 104.

Источники на русском языке:

1. Агаев А. Надежда: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1953. - 94 с.

2. Агаев А. Лезгины: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1961. - 275 с.

3. Агаев А. Расколотое солнце: Роман. - Махачкала, Дагкнигоиздат, 1993.

- 264 с.

4. Арбен Кардаш. Танец поневоле: Проза и поэзия. - Махачкала: Эпоха,2011. - 248 с.

5. Асланов И. Заботливые люди: Очерки. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - 90 с.

6. Асланов И. Скажите, горы! Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965.

- 62 с.

7. Асланов И. Именные часы: Повести и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. - 83 с.

8. Асланов И. Серебряный браслет: Повесть и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. - 168 с.

9. Ахмедов Н. Думы двух сердец: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат,1965. - 86 с.

10.Вагабов И. Знакомые: Фельетоны и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. - 135 с.

11.Гаджиев М. Молодая жизнь: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955. - 104 с.

12.Гаджиев М. Испившие из одного родника: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - 152 с.

13.Гаджиев М. Конец Гезенти: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат,1966.

- 216 с.

14.Гаджиев М. Вот камень, вот весы: Роман в новеллах. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. - 216 с.

15.Гаджиев М. Семь драгоценных камней: Повесть. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 72 с.

16.Гаджиев Р. Мать и горы: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967.118 с.

17.Гаджиев Р. Песня далеких лет: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. - 284 с.

18.Гаджикулиев Б. Синие глаза: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат,

1963. - 136 с.

19. Гаджикулиев Б. Дочь старухи: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966. - 83 с.

20.Гаджикулиев Б. Сердце друга: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969. - 92 с.

21.Искендеров А. Самур: Роман. Ч.1-11. - Махачкала: Дагкнигоиздат,

1964. - 213 с.

22.Искендеров А. Самур: Роман. Ч. 111. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. - 140 с.

23.Искендеров А. Самур: Роман. 3-я книга. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 188 с.

24.Казиев И. На смоленской земле: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1962. - 335 с.

25.Казиев И. Мои знакомые: Повести и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. - 212 с.

26.Казимов К. Камень века: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. -96 с.

27.Литературный сборник лезгинских писателей. - Махачкала: Даггиз, 1940. - 224 с.

28. Махмудов А. Дерево рубят: Повесть, рассказы, притчи и пьесы. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. - 296 с.

29.Махмудов А. Землетрясение: Повесть, рассказы, притчи и пьеса. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. - 160 с.

30.Мирзоев Н. Золотые бусы: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 152 с.

31.Мирзоев Н. Цветок с шипами: Повесть. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 102 с.

32.Мирзоев Н. Вернись на родину: Повести. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 224 с.

33.Меджидов К. В горах: рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1951. - 62 с.

34.Меджид. Вот камень, вот весы: Повесть. - М., Современник, 1974. -135 с.

35.Меджидов К. Доктор с белой прядью: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. - 371 с.

36.Меджидов К. Правнучка: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1965. -166 с.

37.Меджидов К. Незабываемые люди: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1967. - 123 с.

38.Меджидов К. Глубинные родники гор: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1973. - 368 с.

39.Минхаджев. Пламенная жизнь: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 144 с.

40.Раджабов А. Семь Магомедов. - Махачкала: Дагкнигиздат,1998. -288с.

41.Расим Х.Узоры на куропатке: Повесть. - Махачкала, 1981.

42.Ризванов 3. Ветер любит простор: Повесть. - Баку, 1966. - 91 с.

43.Ризванов 3. На южной стороне реки Самур: Роман и повести. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 378 с.

44.Силибирские мотивы: Рассказы. - Баку, 1965. - 96 с.

45.Самурские волны: Сборник стихотворений и рассказов. - Баку, 1966. -102 с.

46.Самуров Н. Дарваш и Самсам. Повести и рассказы. - Махачкала, 2002.

47.Сфи Буба. Пароль «Седой Каспий». - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.

48.Шайдаев Я. Солнце освещает горы: Повесть. - Баку, 1980. - 153 с.

146

49.Шихвердиев М. В наши дни: Очерки и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. -137 с.

50.Шихвердиев М. Солнце встречают: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974. - 122 с.

51.Шихвердиев М. Свет виден с далека: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 120 с.

52.Шихвердиев М. Встреча: Повести и рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - 320 с.

53.Фатахов А. Избранные произведения. - Махачкала: Даггиз, 1955. - 185 с.

54.Шихнабиев Н. Свадьба: Рассказы. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. -128 с.

55.Эфендиев 3. Огни социализма: Очерк. - Махачкала: Даггиз, 1933. - 30 с.

56.Эфендиев 3. Знамя победы: Очерки и рассказы. - Махачкала: Даггиз, 1943. - 46 с.

57.Эфендиев 3. В горах: Рассказы. - Махачкала: Даггиз. 1944. - 67 с.

58.Эфендиев 3. По новому пути: Очерки и рассказы. - Махачкала: Даггиз, 1947. - 113 с.

59.Эфендиев 3. Дочь яркинца: Рассказы. - Махачкала: Даггиз, 1956. - 176 с.

60.Эфендиев 3. Следы на мосту: Роман. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. - 211 с.

61.Эфендиев 3. Морские волны: Повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968. - 167 с.

62.Эфендиев 3. Вчера и сегодня: Новеллы и повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 163 с.

63.Юсуфов Ш. Сын родины: Документальная повесть. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1985. - 70 с.

64.Яралиев Я. Горная макушка в тумане: Повесть и рассказ. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. - 132 с.

147

65.Яралиев Я. На ветру: Рассказы и повесть. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986. - 159 с.

Источники на лезгинском языке:

66.Агаев А. Лезгины: Роман.- Махачкала, 1961.

67.Акимов К. Гнездо солнца: Роман.- Махачкала, 1984.

68.Бадалов Беделахтул. Миф: Роман. - Баку, 1993.

69.Гаджикулиев Б. Орлиный утес: Повесть.- Махачкала, 1979.

70.Гаджиев М. Вот камень, вот весы: Роман.- Махачкала, 1966.

71.Гаджиев М. Повести и рассказы. - Махачкала, 1980.

72.Гаджиев М. Обратная сила: Повесть.- Махачкала, 1980.

73.Гаджиев М. Испившие из одного родника: Повесть.- Махачкала, 1980.

74.Гаджиев М. Семь драгоценных камней: Повесть,- Махачкала, 1972.

75.Гаджиев Р. Мать и горы: Повесть.- Махачкала, 1965.

76.Гаджиев Р. Избранное.- Махачкала, 2000.

77.Гаджиев Р. Мои семеро братьев: Повесть.- Махачкала, 1977.

78.Гаджиев Р. Ночное свидание братьев: Повесть,- Махачкала, 1981.

79.Искендеров А. Самур: Роман.- Махачкала, 1964.

80.Казиев К. На смоленской земле: Роман.- Махачкала, 1962.

81.Казиев К. Дикая жена: Повесть. - Махачкала, 1959.

82.Меджидов К. Доктор с белой прядью: Роман.- Махачкала, 1963.

83.Меджидов К. Глубинные родники гор: Роман. - Махачкала, 1973.

84.Меджидов К. Горы движутся: Повесть // Дружба.- 1964. - №3.

85.Фатахов А. Избранное.- Махачкала, 1955. 86.Эфендиев 3. Следы на мосту: Роман, - Махачкала, 1964. 87.Эфендиев 3. В горах: Сборник рассказов. - Махачкала, 1944. 88.Эфендиев 3. Очаги социализма. - Махачкала, 1933. 89.Эфендиев 3. Дочь яркинца: Сборник рассказов. - Махачкала, 1956.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.