Монументально-декоративная скульптура мемориальных ансамблей в Китае периода эпохи династии Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.) до эпохи династии Тан (618-907 гг.н.э.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Сян У

  • Сян У
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 304
Сян У. Монументально-декоративная скульптура мемориальных ансамблей в Китае периода эпохи династии Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.) до эпохи династии Тан (618-907 гг.н.э.): дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова». 2023. 304 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сян У

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПОГРЕБАЛЬНОЙ КАМЕННОЙ РЕЗНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Раздел 1.1. Развитие каменной резной скульптуры в китайских мавзолеях периода Хань-Тан

1.1.1. Погребальная культура в Древнем Китае

1.1.2. Становление и развитие погребальных комплексов в Древнем Китае

Раздел 1.2. Типология и функциональное значение каменной резной скульптуры в мавзолеях

1.2.1. Сюжетная система каменных резных скульптур периода Хань -Тан (императорские мавзолеи, гробницы чиновников и аристократии)

1.2.2. Традиция и функциональное значение каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан

1.2.3. Типология и функциональное значение каменной резной скульптуры в мавзолеях

ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ КАМЕННОЙ РЕЗНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В МАВЗОЛЕЯХ

Раздел 2.1. Структура и пространственная компоновка архитектурных объектов и каменных скульптур в китайских мавзолеях периода Хань-Тан

Раздел 2.2. Особенности образной системы каменных резных

скульптур в мавзолеях периода Хань-Тан

Раздел 2.3. Стили и развитие погребальной пластики в гробницах периода Хань—Тан

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ КАМЕННЫХ РЕЗНЫХ

СКУЛЬПТУР В МАВЗОЛЕЯХ ПЕРИОДА ХАНЬ-ТАН

Раздел 3.1. Выбор материала (камня), источники, добыча,

транспортировка

Раздел 3.2. Гравировальный инструмент, этапы и способы гравировки

Раздел 3.3. Скульпторы (резчики по камню, каменотесы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Монументально-декоративная скульптура мемориальных ансамблей в Китае периода эпохи династии Хань (202 г. до н.э. -220 г. н.э.) до эпохи династии Тан (618-907 гг.н.э.)»

ВВЕДЕНИЕ

История каменной резной скульптуры в контексте мемориальных ансамблей древнекитайских мавзолеев насчитывает уже более 2000 лет. Данный вид искусства играет одну из важнейших ролей в китайской цивилизации, является одним из основных направлений традиционной китайской скульптуры. Скульптуры в мавзолеях обязаны своим появлением концепции и эстетике похоронных ритуалов. Располагаемые перед гробницами каменные изваяния объединяли в себе декоративную, мемориальную, защитную, молитвенную и прочие функции, являлись символом императорской власти, впитали в себя богатые культурные традиции, уникальные национальные особенности, высокую эстетическую ценность.

Скульптуры в гробницах, пронизывающие всю многовековую историю Древнего Китая, зарождаются при династии Хань (Х) (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.), достигают своего рассвета при династии Тан (618 - 907 гг. н.э.), после чего традиция их возведения идет на спад. На каждом из этапов своего развития скульптура в мавзолее впитывала особенности эпохи и являлась отражением культурных, политических, экономических реалий, воплощением древнекитайских представлений о мироустройстве и эстетических идеалах, физическим воплощением исторического процесса.

Актуальность диссертации. Исследование посвящено каменной скульптуре в китайских мавзолеях исторического периода Хань-Тан (Х—^ ), т.е. II в. до н. э. - Х в. н. э. Данный выбор обосновывается тем, что каменная скульптура данного периода является уникальным явлением китайской

культовой скульптуры периода Хань-Тан, обладающая специфическими особенностями художественных образов, отразившая культуру, философские, религиозные, духовно-нравственные идеи и традиции Китая этой эпохи.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе в искусствоведческих и междисциплинарных исследованиях период Хань-Тан привлекает особое внимание исследователей китайской культуры. И это справедливо, так как это время формирования китайского этноса, стабилизации государственного устройства, возвышения имперской власти, расцвета культуры и искусства. Но, несмотря на множество научных трудов, посвященных искусству Китая этого периода, обозначенная тема -монументально-декоративная пластика мемориальных ансаблей, представлена не полностью, так как не выделена в самостоятельное комплексное исследование. Хотя есть труды, освещающие отдельные группы памятников или сюжетов, например памятники с выразительными образами мифологических животных.

Особенно ощутим дефицит научной информации на русском языке.

Учитывая вышеизложенное, тема исследования «Монументально -декоративная скульптура мемориальных ансамблей в Китае с династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) до династии Тан (618 - 907 гг. до н. э.)», актуальна и представляет несомненный научный интерес.

Каменная скульптура мемориальных ансамблей прошла путь от

зарождения до зрелости, стала фундаментом и образцом для последующих поколений. Настоящая работа основана на изучении архивных материалов, литературных работ, полевых и исследованиях и имеет своей целью изучение эволюции художественного образа, стилистики, иконологии, истоков, процессов развития каменной резной скульптуры периода Хань-Тан, а также философских, религиозных, социальных и эстетических предпосылок ее развития. Результаты исследования призваны расширить знания о культурных и художественных особенностях каменной скульптуры в древнекитайских мавзолеях, привлечь внимание к ее изучению, вопросам охраны и сохранения наследия, активизировать культурный обмен в эпоху глобализации, определить ее место и значение в мировом культурном

наследии и истории развития пластики.

Степень научной разработанности темы. На сегодняшний день основные печатные произведения, посвященные каменной скульптуре периода Хань - Тан включают в себя сборники иллюстраций, работы, посвященные истории китайской скульптуры, материалы археологических исследований, монографии и статьи из периодических изданий.

Среди каталогов и альбомов выделяются следующие:

Составленный редакционной коллегией под руководством Чэнь Минда каталог иллюстраций «Полное собрание китайского изобразительного искусства - скульптура» под редакцией, состоящий из 13 томов

Составленный Линь Тунянем сборник из 4-х томов «Полное собрание скульптуры из китайских мавзолеев»2, содержит богатый иллюстративный и

1 Полное собрание китайского изобразительного искусства - скульптура. /гл. ред. Чэнь Миньда. - Пекин: Народное издательство изобразительного искусство, 1989.

2 Линь Туннянь. Полное собрание скульптуры из китайских мавзолеев в 4-х томах. /Линь

справочный материал, из которого мы почерпнули изображения и основную информацию о каменной скульптуре мемориальных ансамблей, в том числе описания местоположений мавзолеев, скульптуры и их размеров.

Французский синолог Эмманюэль Эдуар Шаванн во время своего визита в Китай отснял большое количество фотоматериалов, и в 1909 г. во Франции был опубликован 2-х томный «Каталог археологических находок Севера Китая» («Mission archéologique dans la Chine septentrionale»). Также мы использовали альбом немецкого фотографа Хедды Моррисон -«Фотографический сборник Хедды Моррисон» включивший в себя 2174 фотографии. Данные сборники включили в себя множество фотографий, посвященных китайскому искусству и народным традициям. Значительное место отведено здесь и каменной резной скульптуре в мавзолее. Данные сборники явились первыми работами, познакомившими западный мир с драгоценными образцами китайского искусства. Кроме того, часть из представленных здесь образцов ввиду естественных либо антропогенных факторов оказались утраченными, и данные сборники являются единственными источниками знаний о них.

Монографии

История китайской скульптуры насчитывает тысячи лет и обладает высокой исследовательской ценностью. Уже в Древнем Китае существовало большое количество теоретических трактатов, посвященных изобразительному искусству, однако ввиду ряда причин скульптура зачастую оставалась нерассмотренной. Первые исследования скульптуры появляются только в начале прошлого столетия, и несмотря на то, что на сегодняшний день уже достигнуты определенные результаты, этим исследованиям по-прежнему недостает глубины содержания.

Среди произведений на китайском языке наиболее выдающейся

Туннянь. - Сиань: Народное издательство провинции Шэньси, 2009.

работой, посвященной китайской скульптуре, является «История китайской скульптуры» Ван Цзыюня3, рассматривающая эволюцию и художественные особенности древнекитайского скульптурного искусства. Книга богата по содержанию и отличается строгим научным подходом. Данное произведение обладает большим влиянием в академических кругах.

Среди прочих работ, посвященных истории развития скульптуры, выделяются также «История китайской скульптуры» 4 Лян Сычэна, «История китайской скульптуры» 5 Ван Цзябиня и Ван Хэ, «Искусство китайской скульптуры» 6 Чжао Мэна и «Летопись китайской скульптуры» 7 Ван Луюя.

Системных исследований, рассматривающих скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан с точки зрения характерных особенностей скульптуры, крайне мало. Большая часть работ посвящена изучению определенной династии либо виду скульптуры. К таким работам относятся «Исследование каменных зверей в гробницах династии Хань» 8 Цинь Чжэня, «Резьба по камню в Нанкине в период шести династий» 9 Лян Байцюаня, «Исследование истоков и распространения каменных скульптур в гробницах эпохи Южных династий» 10 Чжан Кунчана и «Исследование

3 Ван Цзыюнь. История китайской скульптуры. / Ван Цзыюнь. - Пекин: изд-во Жэньминь Мэйшу Чубаньшэ, 2012.

4 Лян Сычэн. История китайской скульптуры. / Лян Сычэн. - Шанхай: Шэнхо, душу, синьчжи Саньлянь шудянь, 2011.

5 Ван Цзябинь, Ван Хэ. История китайской скульптуры. / Ван Цзябинь, Ван Хэ. -Тяньцзинь: Тяньцзиньское народное издательство, 2005.

6 Чжао Мэн. Искусство скульптуры Китая. / Чжао Мэн. - Пекин: Народное художественное издательство, 2013.

7 Ван Луюй. Летопись китайской скульптуры. Ван Луюй. - Пекин: изд-во Сюэюань, 1989.

8 Цинь Чжэнь. Исследование каменных зверей в гробницах династии Хань. / Цинь Чжэнь.

- Пекин: изд-во Вэньу, 2016.

9 Лян Байцюань. Резьба по камню в Нанкине в период шести династий. / Лян Байцюань.

- Нанкин: Нанкин Чубаньшэ, 1998.

10 Чжан Кунчан. Исследование истоков и распространения каменных скульптур в гробницах эпохи Южных династий. / Чжан Кунчан. - Шанхай: Издательство Юго-Восточного университета, 2011.

императорских мавзолеев династии Тан» 11 Ван Шуанхуая.

Упоминания о скульптурах в мавзолеях встречаются также и в работах, посвященных археологическим раскопкам. Такие работы дают систематизированное представление о периодизации, особенностях компоновки, культурных предпосылках скульптур в мавзолеях. Они основываются на археологических свидетельствах, характеризуются строгим научным подходом и позволяют рассмотреть историю развития скульптуры с точки зрения археологии. Наиболее представительными работами являются «Древнекитайские гробницы» 12 и «История материальной культуры Китая - гробницы» 13 Лю И, «Археологические исследования древнекитайских гробниц» 14 Дун Синьлиня, «История китайских захоронений» 15 Чжан Сюэфэна, «История развития системы древнекитайских гробниц» 16 Ян Куаня.

Зарубежные исследования традиционной китайской скульптуры крайне малочисленны. Внимания заслуживают такие работы, как «История китайской скульптуры» японского исследователя Омура Сэгаи17, совместная работа японских исследователей Токива Даидзё и Сэкино Тадаси «Исторические памятники китайской культуры»18, «Китайская скульптура

11 Ван Шуанхуай. Исследование императорских мавзолеев династии Тан. / Ван Шуанхуай. - Сиань: Издательство народного образования пров. Шэньси, 2000.

12 Лю И. Древнекитайские гробницы. / Лю И. - Тяньцзинь: Издательство Нанкайского университета, 2010.

13 Лю И. История материальной культуры Китая - гробницы. / Лю И. - Шанхай: Издательство Каймин, 2016.

14 Дун Синьлинь. Археологические исследования в древнекитайских мавзолеях. / Дун Синьлинь. - Сямэнь: Народное издательство пров. Фуцзянь, 2005.

15 Чжан Сюэфэн. История китайских захоронений в 2-х томах. / Чжан Сюэфэн. - Нанкин: Книгоиздательство Гуанлин, 2000.

16 Ян Куань. История развития системы древнекитайских гробниц. / Ян Куань. - Шанхай: Народное издательство Шанхая, 2003.

17 Омура Сэигаи. История китайской скульптуры в 3-х томах. / Омура Сэигаи, перевод Фань Цзяньмин. - Пекин: изд-во Китайская иллюстрация», 1915.

18Токива Даидзё, Сэкино Тадаси. Исторические памятники китайской культуры. / Токива Даидзё, Сэкино Тадаси. - Ханчжоу: Чжэцзянское народное издательство искусств, 2017.

V-XIV вв.» шведского историка искусств Освадьда Сирена19.

Среди исследований из Великобритании упоминания заслуживают в том числе и следующие произведения: опубликованная в США совместная работа Ли Суна, Анджелы Фалко Говард, Яна Хуна и У Хуна «Древнекитайская скульптура» 20 выпущенная совместно китайским Издательством иностранной литературы и Издательством Йельского университета на китайском и английском языках и получившая распространение по всему миру.

Среди трудов на русском языке выделяются такие работы общего характера, посвященные культуре и искусству Китая, как «Духовная культура Китая» М.Л. Титаренко 21 ; «Традиционное искусство Китая» Белозёровой В.Г22; «История искусства Китая»23 и «История культуры Китая» Кравцовой М.Е.24; «Китайская цивилизация»25 и «Китайский этос, или Дар покоя» Малявина В. В. 26 ; «Искусство Древнего Китая» Виноградовой Н.А. 27 Отдельного упоминания достойна монография Н.А. Виноградовой «Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени»28, в которой рассматривается история скульптуры традиционного Китая в целом.

19 Сирен О. Китайская скульптура V-XГV вв. / Освальд Сирен, перевод Луань Сяоминь, Цю Лиюань. - Гуанчжоу: Гуандунское народное издательство, 2019.

20 Ли Сун, Говард А.Ф. и др. Древняя китайская скульптура. / Ли Сун, Анжела Фалко Говард, Ян Хун, У Хун - Пекин: Издательство иностранной литературы, издательство Йельского университета, 2003.

21Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва: Восточная литература, 2006-2010.

22 3. Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая. / Белозерова В.Г. - Москва: Унт Дмитрия Пожарского, 2016.

23Кравцова М.Е. История искусства Китая. Учебное пособие. / М.Е. Кравцова. -СПб.: Лань; ТРИАDА, 2004.

24 Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003.

25 Малявин В. В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: АСТ, Астрель, Дизайн. Информация. Картография, 2001.

26 Малявин В. В. Китайский этос, или Дар покоя / В.В. Малявин. - Иваново: Роща, 2016.

27 Виноградова Н.А. Искусство Китая. /Н.А. Виноградова - М.: Изобразительное искусство, 1988.

28 Виноградова Н.А. Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени. /Н.А. Виноградова - М.: Театралис, 2010.

Наконец, о китайской скульптуре, в том числе погребальной, на русском языке писали научные работы китайские исследователи - например, диссертация Бай Юя «Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань: на материале каменных погребальных рельефов»29.

Русскоязычные исследования, посвященные культуре и искусству Китая, уже достигли достаточных высот, накоплено множество выдающихся работ, предлагающих систематизированное изложение истории каменной скульптуры в Китае, в том числе и частичное описание скульптуры в мемориальных ансамблях. Это оказало значительное влияние и внесло вклад в распространение знаний о китайской скульптуре мемориальных ансамблей.

Цель исследования.

1. Сформировать представление о монументально-декоративной скульптуре мемориальных ансамблей в Китае периода с династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г.н.э.) до династии Тан (618 - 907 гг. н. э.) как об уникальном явлении китайской культовой скульптуры;

2. Выявить истоки возникновения, процессы эволюции стиля, особенности формирования художественных образов и функциональные особенности каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан;

3. Раскрыть влияние на развитие монументально-декоративной скульптуры мемориальных ансамблей в Китае философских, религиозных, духовно-нравственных концепций и традиций, среди которых

конфуцианские идеи «сыновьего послушания» (^) и «этикета» (^Ь) и даосского стремления к бессмертию.

Задачи исследования.

29 Бай Юй. Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно -историческом контексте эпохи Хань: на материале каменных погребальных рельефов: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Бай Юй; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2011.

1. Описать памятники монументально-декоративной скульптуры этого периода, определить их типологические, композиционные, стилистические, художественные особенности;

2. Составить периодизацию и классификации каменной резной скульптуры при мавзолеях, систематизировать ее по функциональным особенностям, композиции, образным характеристикам, стилевым особенностям и художественным методам, использованным при создании каменных резных скульптур;

3. Проанализировать социальные, исторические, культурные и религиозные предпосылки появления каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан, сделать анализ эволюционных процессов, формирования художественных особенностей и закономерностей развития скульптуры на каждом из исторических этапов.

4. Рассмотреть монументально-декоративную скульптуру мемориальных ансамблей в контексте религии и философии Китая периода Хань-Тан.

5. Исследовать и описать с точки зрения скульптора-практика материал и технологии создания каменной резной скульптуры, включая особенности инструментария и материалы.

Предмет исследования.

Особенности художественного образа монументально-декоративной скульптуры мемориальных ансамблей Китая периода Хань-Тан как специфического типа культовой пластики, процессы формирования и эволюции монументально-декоративной скульптуры через призму культурных и исторических предпосылок, оказавших ключевое влияние на ее развитие.

Объект исследования. Объектом настоящего исследования являются каменные изваяния при императорских мавзолеях периода династий Хань

(202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) - Тан (618 - 907 г. н.э.) (Х—, включая хуабяо ( ФШ ) (каменные столбы), фигуры животных (реальных и мифических), фигуры людей, цюэ (|Щ) (пилоны ) , каменные стелы. В то же время, ввиду сходства сюжетов скульптур при императорских мавзолеях и скульптур из гробниц чиновников и аристократов, в целях повышения системности и глубины исследования, последние будут рассмотрены в качестве вспомогательных объектов.

Границы исследования. Рассматриваемый период времени имеет протяженность в 1109 лет и включает в себя 4 эпохи, а именно, эпоху Хань, эпоху Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (220 - 589 г.

н.э.), эпохи Суй (ШШ) (581-618 гг.) и Тан. Ввиду того, что мавзолеи императоров возводились как правило в столичных регионах, гробницы периода Хань-Тан располагались на территориях провинций Шэньси, Хэнань и Цзянсу (рис.1) . В качестве дополнительного материала будут рассмотрены также выдающиеся скульптуры из гробниц чиновников в провинциях

Шаньдун и Сычуань, г. Пекин и Чунцин (рис.2).

Особый период истории Китая, продлившийся в общей сложности всего лишь 38 лет, представляет собой династия Суй, на оставившая после себя каменной резной скульптуры. Поэтому описание династии Суй в настоящей работе ограничивается упоминанием о зарождении системы государственных экзаменов кэцзюй ( Щ ^ ^ ^ ) 30 , которые внесли значительный вклад в государственное развитие в эпоху династии Тан.

30 Система экзаменов императорского Китая для получения ученой степени, позволявшей претендовать на должность чиновника.

Самый ранний на данный момент пример китайской наземной погребальной скульптуры - это резьба по камню над ханьской гробницей генерала Хо Цюйбина. Пик каменной наземной скульптуры - это династия Тан, когда она достигает больших высот. С точки зрения культурного содержания, темы, функции, компоновки, производства и т. д., сама основа искусства наземной каменной погребальной скульптуры складывается именно при Тан, ведь в последующие периоды серьезных изменений не происходит. Поэтому хронологически данное исследование ограничивается периодом с Хань по Тан, так как именно эта эпоха является ключевой для наземной каменной погребальной скульптуры.

В зависимости от времени создания и стилевых особенностей рассматриваемый период будет поделен на три этапа: эпоха Хань (ранний период), эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий (период развития) и эпоха Тан (зрелый период).

Методы исследования.

Методы исследования.

В основу исследования положены следующие методы:

1. В рамках статистического метода исследования были проведены полевые исследования останков гробниц на территориях провинций Шэньси, Хэнань, Цзянсу, произведено ознакомление с музейными экспонатами, сбор фотографического материала, позволяющий получить наиболее объективное представление об изучаемом объекте, изучены хранящихся в управляющих инстанциях архивные материалы, являющиеся источником наиболее

достоверной информации. Изучение материалов археологических раскопок с целью получения подлинных обоснований исторических предпосылок к зарождению и развитию каменной резной скульптуры в мавзолее, формирования достоверных представлений о повлиявшем на нее социальном строе, укрепление знаний о месте, занимаемом каменной резной скульптурой в мавзолее в истории китайского искусства.

2. Типологический метод был применен для выделения типологии предметов монументально-декоративной скульптуры мемориальных ансамблей на основании общих признаков;

3. Контекстуальный анализ применялся для исследования исторического фона и историко-культурного контекста исследования.

4. Междисциплинарный подход обусловлен необходимостью рассмотрения памятников в широком аспекте искусствоведческих, философских, религиоведческих, социологических, технологических исследований, включая изучение соответствующих древних и современных литературных материалов.

5. Методы искусствоведческого анализа, для исследования образно-стилистических и композиционно-художественных особенностей монументально-декоративной скульптуры мемориальных ансамблей и изучения техники их создания.

6. Иконологический метод привлекался для изучения персонажей, их образной и культурной характеристике.

Источниковедческой базой исследования стали сохранившиеся образцы каменной скульптуры при мавзолеях периода Хань-Тан, архивные материалы, китайскоязычные, русскоязычные, англоязычные, японоязычные исторические, культурологические, философские, религиозные, художественные исследования, альбомы, посвященные каменной резной скульптуре при мавзолеях.

Хотя темой настоящего исследования являются скульптуры,

возводимые перед императорскими гробницами, в целях расширения охвата и глубины исследования в качестве дополнительных материалов приводятся сведения о захоронениях чиновников и аристократов, позволяющие провести сравнительное изучение особенностей погребальной архитектуры и скульптуры разных социальных классов.

Научная новизна диссертации:

1. Данная диссертация является первым исследованием на русском языке, представляющим систематизированный глубокий анализ истории становления каменной резной скульптуры при мавзолеях периода Хань-Тан;

2. Всестороннее описание культурных предпосылок и функциональных особенностей каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан;

3. Всесторонний анализ истоков и эволюции композиции и стилевых особенностей, а также предпосылок к формированию художественного языка каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан;

4. Описание основных особенностей технологий создания каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан;

5. Представление литературных произведений, статей, посвященных традиционной китайской культуре и искусству;

6. Создан и введен в научный оборот «Глоссарий специализированных терминов», способствующий прояснению множества вопросов, связанных с терминологией, применяемой в исследованиях по искусству Китая;

7. Дана оценка изобразительным особенностям каменной резной скульптуры в мавзолеях периода Хань-Тан.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Каменная резная скульптура мемориальных ансамблей эпохи Хань-Тан есть уникальное явление китайской культовой скульптуры, она обладает специфическими особенностями художественных образов, отражает культуру, философию, религиозные, духовно-нравственные идеи и традиции Китая этой эпохи;

2. Продолжительное развитие и взаимовлияние буддизма, даосизма и конфуцианства привело к рождению представлений о бессмертии души, согласно которому после смерти душа находит свое пристанище в гробнице, а также может оберегать последующие поколения. Такие представления заложили основы традиции возведения мавзолеев и каменных резных скульптур;

3. Согласно конфуцианскому понятию сыновней почтительности, захоронение в земле способствует сохранению останков. Земледельцы полагали, что земля способна помочь усопшему обрести покой. Под влиянием этих представлений захоронение в земле стало основным способом погребения, что в свою очередь заложило основы для развития каменной резной скульптуры в мавзолее. Кроме того, понятие сыновней почтительности предполагало под собой особое отношение к похоронному ритуалу, сложилась богатая похоронная культура. Учение об этикете способствовало формированию иерархии, соблюдаемой при погребениях, что в свою очередь обусловило продолжительное и упорядоченное развитие каменной резной скульптуры в мавзолее.

4. В монументально-декоративной скульптуре мемориальных ансамблей периода династий Хань-Тан нашло отражение одно из ключевых представлений китайского искусства - идея о «единстве человека и неба» ( АА^^). С одной стороны, существовало представление о взаимоподобии и взаимодействии между человеком и природой. В искусстве объединялись субъективные представления человека и объективно существующие объекты, эмоциональное восприятие и красота реальности. Подобная вера во взаимоподобие и взаимодействие в совокупности с незнанием и поклонением перед природой привели к формированию особой образной системы, богатой мифологии и, как следствие, привнесли в искусство каменной резной скульптуры в мавзолее особый стиль и мифологические сюжеты.

5. Расцвет и упадок, эволюция образов и художественного стиля

каменной резной скульптуры в мавзолее периода Хань-Тан находятся в тесной связи с политическими, экономическими, культурными реалиями различных эпох. Они отражают уровень социального развития, народный дух на каждом из этапов развития общества. В работе представлен подробный анализ каждого из аспектов.

6. Развитие при династии Хань технологий выплавки железа привело к распространению железных орудий, позволяющих изготовлять крупные скульптуры. Происходит и становление технологических процессов создания каменных скульптур. В работе приведено общее описание технологий создания скульптур, а также проанализированы причины того, почему скульпторы занимали относительно низкое положение в древнекитайском обществе, а также не сохранилось теоретических работ о каменной скульптуре.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сян У, 2023 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

На русском языке

1. Бай Юй. Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань: на материале каменных погребальных рельефов: дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.09 / Бай Юй; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2011.

2. Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая / В.Г. Белозёрова. В 2-х т. Том 1. Неолит - IX век. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2016. -648 с., ил. C.326.327.328.340.341.

3. Белозёрова В.Г. Художественная традиция / В.Г. Белозёрова [Электронный ресурс].

http ://www. synologia.ru/a/%D0%A5%D1 %83%D0%B4%D0%BE%D

0%B

6%D0%B5%D1 %81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D 0%B0%D1%8F%20%D1%82%D 1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1 %86%D0%B8%D1 %8F (дата обращения 23.02.2020).

4. Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая. - Москва : Ун-и Дмитрия Пожарского, 2016. - С. 202.

5. Виноградова Н.А. Искусство Китая. /Н.А. Виноградова. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - 250 с.

6. Виноградова Н.А. Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени. /Н.А. Виноградова - М.: Театралис, 2010.

7. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. Гл. ред. М.Л. Титаренко. - Москва: Восточная литература, 2006-2010. -5504 с.

8. Китайское искусство. Принципы. Школы. Мастера. Сост., пер., вступит. ст. и коммент. В.В. Малявина. - Москва: Астрель-АСТ, 2004. - 432 с.

9. Кравцова М.Е. История искусства Китая. Учебное пособие / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань; ТРИАDА, 2004. - 960 с.: + вклейка (32 с.).

10. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. -СПб.: Лань, 2003. - 415 с.

11. Кобзев А.И. Неоконфуцианство / А.И. Кобзев [Электронный ресурс].https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/documen ШЛБ H01beef84c672acb5a62e9dbe(дата обращения 26.06.2019)

12. Муриан Инна. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М.: КомКнига, 2005. - 200 с.

13. Анчуков С.В. Китайская скульптура [Текст] : история и современность / С. В. Анчуков, В. А. Кузмичев, Чжо Госэнь ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во

РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С.12 .

14. Вэй Сяо. Анализ преимуществ и недостатков китайского традиционного художественного воспитательного метода «передача знаний от учителя к ученику» / Сяо Вэй // Дом Бурганова. Пространство культуры. - 2017. - № 3. - С.148-156.

15. Синь Чэнь, Степанская Т.М.Влияние русской эмиграции начала ХХ в. на китайскую художественную культуру: историографический аспект // Культурное наследие сибири. - 2017. -№6. С.76-90.

16. Малявин В.В. Евразия и всемирность. Новый взгляд на природу Евразии / В.В. Малявин. - М.: Рипол-Классик, 2015. - 352 с.

17. Малявин В.В. О Китае. Путешествия / В.В. Малявин // Снова лёсс. Часть пятая. Скульптура Шаньси [Электронный ресурс].

http ://www. sredotochie.ru/snova-lyoss-chast-pyataya/ (дата обращения 22.08.2020).

18. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: АСТ, Астрель, Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 632 с.

19. Малявин В. В. Китайский этос, или Дар покоя / В.В. Малявин. - Иваново: Роща, 2016. - 522 с.

20. Малявин В. В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин / В.В. Малявин. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 496 с.

21. Сунь Лунбэнь. Китайская средовая скульптура: культурное

наследие и религиозно-философская традиция / Лунбэнь Сунь [Электронный ресурс]. Ь11рв://еуЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/у/к11аувкауа-

sredovaya-sku1ptura-ku1turnoe-nas1edie-i-re1igiozno-fi1osofskaya-й^^уа(дата обращения 23.08.2019).

22. Целань-шэнь // Мифы народов мира. Цит. по: Энциклопедия мифологии. Целань-шэнь [Электронный ресурс].

https:/Мю.academic.ru/dic.ш^пс шурИр^у/4373/%Э0%А6%Э0% 95%Б0%9В%В0%90%В0%9В%Б0%АС-

%Б0%А8%В0%АВ%В0%9В%Б0%АС.(дата обращения 20.05.2019).

23. Чебунин А.В. Философия и религия китайского буддизма. -Улан- Удэ, 2011 [Электронный ресурс].

http://docp1ayer.ru/39958577-Fi1osofiya-i-re1igiya-kitayskogobuddizma.htm1 (дата обращения 20.08.2019).

24. Сысоева А.В. Влияние философских учений Конфуция на формирование традиций в Китае / ред. Гуляев Г.Ю. // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. стат. науч. конф. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018.

25. Цао Сюн.Происхождение и развитие китайской скульптуры // Дом Бурганова. Пространство культуры . -2018. - №1. С.94-100.

26. Гудимова С.А.Основы древней китайской эстетики // Культурология. - 2017. - № 2. С.57-73.

27. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая: Живопись.

Графика. Скульптура. Прикладное искусство. -Москва : Искусство, 1958. С. 227.

28. Голосова Е.В.Философская основа китайской садовой эстетики // Вестник московского государственного университета леса -лесной вестник. - 2007. - №1. С.137-140.

29. Хабдаева А.К. История развития взаимоотношений буддизма и даосизма [Электронныйресурс].https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-razvitiya-vzaimootnosheniy-buddizma-i-daosizma.(дата обращения 20.05.2019).

30. Васильев Л. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Восточная литература, 2001.

31. Виноградова Е. Современное прикладное искусство Китая. -М.: Восточная литература, 1959.

32. Виноградова Е. Эстетические прблемы живописи старого Китая: Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. - М., 1982.

33. Виноградова Н.А. Искусство Китая. Альбом. - М.: Наука, 1988.

34. Чжо Госэнь. Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения / Госэнь Чжо. - Спб, 2009 [Электронный ресурс].https://dlib.rsl.ru/viewer/01003489703#?page=1 (дата обращения

20.07.2019)

На английском языке

35. Howard Angela Falco, Li Song, Wu Hung, Yang Hong. Chinese Sculpture. - New Haven, London, and Beijing: Yale University Press, 2003. - Pp. 536.

36. Jr Benjamin Rowland. Notes on the Dated Statues of the Northern Wei Dynasty and the Beginnings of Buddhist Sculpture in China // The Art Bulletin. 1937. - Mar. - Vol. 19. -No. 1. - Pp. 92-107 [Электронный ресурс].https://www.jstor.org/stable/3045664D0I: 10.2307/3045664.(дата обращения 20.03.2018).

37. Judy Chungwa Ho. Early Chinese Buddhist Sculpture. - New York: Throckmorton Fine Art, 2007. - 68 pp. +25 ill.

38. WuHung,Monumentality in Early Chinese Art and Architecture, S tanford University Press,1995

39. Wu Hung,The Double Screen:Medium and Representation in Chinese Painting,University of Chicago Press,1996

40. WuHung,The Art of the Yellow Spring:Rethinking East Asian To mbs,Harvard University Press,2010

41. WuHung,A Story of Ruins:Presence and Absence in Chinese Art a nd Visual Culture, Princeton University Press,2012

42. WuHung,The Wu Liang Shrine:The Ideology of Early Chinese Pic

torial Art,Stanford University Press,1989

На китайском языке

43. Ж:« Шм^й».±^ШЖШ±.2012.12. Лю Синь.«Записки Западной столицы»—Шанхай: Шанхайское издательство древней литературы .2012. г.

44. М ^ Ш : « » . % П Ш ^ ^ М .1951.Цзя Ланьпо.«Шаньдиндунский пещерный человек»—Пекин : Объединенное книжное издательство Лунмэнь .1951 г.

45. .^ЙЛЙШШ±.2005. Дун Синьлинь. «Археологические исследования в древнекитайских мавзолеях»-Сямэнь: Народное издательство пров. Фуцзянь. 2005 г.

46. .Ф^МЖШ.2016.01. ученики Конфуция.«Лунь Юй» .перевод и комментарии: Чэнь Сяофэнь— Пекин: Китайское книгоиздательство .2016.1.

47. CMC» .Ф^М.2014.02. Перевод и примечания: Сюй Чжэнъин, Чан Пэйюй.«Чжоуские ритуалы»—Пекин: Китайское книгоиздательство .2014.2.

48. , «ФШ . Ф^М .2015.02 .перевод и комментарии: Чэнь Сяофэнь.«Чжун Юн» —Пекин:Китайское книгоиздательство. 2006.10.

49. . Ф^^М .2017.12. автор: перевод и

примечания: Фан Юн.«Мэн-цзы»—Пекин : Китайское книгоиздательство .2017.12

50. А!ФА:« А»ПА:ШР^МПФа^».ШШШ±.2001.01. Ван Цзишэ.«При смерти как при жизни: похоронная этика и культура Китая», — Шанхай: Издательство «Байцзя». 2001.01

51. ШАА,(ММ» . ФФАМ.2011.03. перевод и примечания: Ян Тяньцай,Чжан Шаньвэнь.«Чжоу и»—Пекин : Китайское книгоиздательство.2011.3.

52. Ц , ^ Ш : ( Ш & » . Ф Ф А М .2012.6.1. Цуй Ши. «Размышления о политике»—Пекин :Китайское книгоиздательство. 2012 г.

53. шм^^-здшш!: Шшш^А^-ЗДШШШ.

1981АМ1Ш. Гусихоу Гудуй №2 1 Рабочая группа по раскопкам гробницы.«Отчет о раскопках могилы №1 в уезде Гуши пров. Хэнань»// «Культурные реликвии»—1981. - № 1. - С. 12-21.

54. № А А : (^Й» . & Ш # й . Ф Ф А М .2017.11. Ху Пиншэн.«Записки о благопристойности»—Пекин : Китайское книгоиздательство.2017.11.

55. «/К^й» . ФФАМ .2020.11. Ли Даоюань.«Канон водных путей»—Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа. 11.2020.

56. ^Ш>.ФФАМ.2003.01. Хун Ши: (Ли Ши»—Пекин: Книжная компания Чжунхуа. 2003.01.

57. ШЙЛШ — ШЙШЙ» .Ф^^М.2000.01. Сунь Синянь: «Шесть видов ханьских чиновников» - «Интерпретация ханьских чиновников»—Пекин: Книжная компания Чжунхуа. 2000.01.

58. ЙШ :« « X Ш » 1987 ^ Ш 7 ^ .Хуан Минлан.«Утверждение местоположения гробницы императора Сюанцзюнь и предположения относительно местоположения мавзолея Цзинлин в г. Лоян Северной Вэй»//«Памятники культуры»— 1987—№ 7- С. 34-40.

59. « МШ» .Ф^Ш010.05. Ин Шао: <( Таможенный учет» —Пекин: Книжная компания Чжунхуа. 2010.05.

60. « ШШ» .¿Ш^ЖШ±.2009.08. Ли Юньфэн: «Мэй Гэ»—Куньмин: Издательство Юньнаньского университета. 2009.08.

61. Ж^: ..2011.10. Дао Юань: «Запись света». —Хайнань: Хайнаньское издательство. 2011.10.

62. ММ: .М4ЬАйШШ±.2012.04.ЧжаоИ: (Гай Ю исследовать» —Шицзячжуан: Народное издательство Хэбэя. 2012.04.

63. ШШ :« ШЬ».Ф^^Ш012.06. Пэн Линь: (Ритуалы »—Пекин: Книжная компания Чжунхуа. 2012.06.

64. ( ФЩМ^М^» . .1988.5.Е Сяоцзюнь «История развития столичных регионов Китая»—Сиань: Народное издательство пров. Шэньси.1988.5.

65. ^ Ц Ж : ( £ й » . .2016.8; Сы

Мацянь."Исторические записки" ("Ши Цзи")—Пекин : Пекинское объединенное издательство .8.2016;

66. Ш1: «АЩ^» .ФФАМ.2000.1 .Дун Юэ."Исследованиесеми сильнейших царств" —Пекин :Китайское издательство.1.2000;

67. «ААШ . ФФАМ .2019.4. Ян Цзилинь."Канон Великого Благоденствия"—Пекин: Китайское издательство. 4.2019;

68. № # Ж : <Ш А » . Е^А^ЙШ .1994.12. Ху Цзиндао.«Цанвай Даошу»—Чэнду : издательство:Книгоиздательство Башу. 12.1994;

69. Щ Щ : (РА» . К Щ Й Ш .2018.06. Го Пу."Книга захоронений"—Пекин: Пекинское издательство Цзючжоу.06.2018;

70. «МС» .ФФАМ.2014.02. Сюй Чжэнъин, Чан Пэйюй:«Чжоуские ритуалы»—Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа.02.2014;

71. ®А» .ФФАМ.2012.04. Бань Гу.«Ханьшу»—Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа. 04.2012

72. ^[Ш :« АШХЙ». ФФАМ .2016.04. Лю Чжэнь. «Дунгуань Хань цзи» («Записи о династии Хань, составленные во дворце Дунгуань»)— Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа.04.2016;

73. «ШХА» . ФФАМ .2012.04. Фань Е.«Хоу Ханьшу» («История династии Поздняя Хань»)—Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа. 04.2012;

74. MM .« #К||ЖЙ».ФФАШ000.01. Фэн Янь. "Записи о роде Фэн" —Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа.2000.01;

75. ^^ «НЩ,А» .ФФАМ.2011.01. Чен Шоу.«Записи о Трёх царствах.» —Пекин: Пекинское издательство Чжунхуа. 2011.01;

76. М: «ФЩА^М'МА^» .±&ЛЙШШ^.2003. Ян Куань. «Исследование истории канонов усыпальниц в Древнем Китае», — Шанхай: Народное издательство Шанхая, 2003 г.

77. AfeS « «ФЩА ^^А» 1981 А» 42—46.Ли Сун: «Говоря об идеях дизайна и скульптурных особенностях мавзолея Цяньлин в династии Тан»//«Ancient Chinese Art» .1987—№ 7- С. 42-46.

78. Л Ж¥Ш;».Ш#^ШШШ.1935. Ли Фан, Ли Му, Сюй Сюань.«Тайпин юйлань»—Пекин :Шанъу иньшугуань чубань. 1935 год.

79. Ш ^ $ : <Ш ^ № й » . Ш tt .2010.1.Лян Уцзюнь.«Продолжение «Записок Ци Се»—Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ.2010 г;

80. «ШШШЗДШФЙЗДА^» .^А «^А» .2019 93-101 ^ .Чэнь Сюань.«Предварительный анализ колонн в

виде снопов бамбука и гофрированных колонн династии Восточная Хань»// «Каогу»—2019—2019.-№5.-С. 93 -101.

81. :« Ф^».А#^АЙШЙ.2009.12. Цзинь Шичэн,

Ван Чжунцян.«Хуабяо» —Чанчунь: Цзилинь вэньши чубаньшэ. 2009;

82. л « хда

2014 ^Ш2 ^ .Ху Чуньбо.«Анализ гробниц династии Тан, а также образцов каменных колонн на дорогах к захоронениям»//«Вэньбо»— 2014. -№2.-С.53-60.

83. Щ « Ш ^ ^ ^ » .2020.8.Ван Шуанхуай.«Императорские гробницы династии Тан»—Сиань: Шэньси Жэньминь чубаньшэ. 2020г.

84. : « X ^ ■ Ш Ш # » . Ф Ф ^ М .1981.02 .Цэнь Чжунмянь.«Ханьшу: повествование о Западном крае»—Пекин: Чжунхуа Шуцзю. 1981.02 г.

85. « . ФФ^МШШ±> 2020.10. «Поучение Вималакирти». Автор: отсутствует. — Пекин: Чжунхуа Шуцзю. 2020.10 г.

86. ЙЕЙ : « ± Щ Щ & » . .2019.10. Цзя Тинчу.«Суждения о великом знании переправы» —Шанхай: Издательство «Восток».2019 ;

87. й^Й : « Ш А ^ # » . ФФ^ М .2019.05. Гао Юнван. «Жизнеописание сына Неба Му»—Пекин: Чжунхуа Шуцзю.2019 г.

88. Ш1: « ШЛ1ХШ» 2012^Ш5Ш.52 ^ . Цзя Пу.«Первоначальное обсуждение форм каменных львов

династии Восточная Хань»//«Памятники культуры провинции Сычуань»—2012 г—№5—С.52-58.

89. ^Щ^: «ФЩр^МШ^» .±Ш^Ш®Ш996.12. Чжу Гожун.«Искусство создания скульптур китайских львов»—Шанхай: «Шанхай Шудянь».1996 г.

90. :«

ЖМ^^Х .2016.5. Лю Цзя.«Души умерших вернутся - изучение скульптур мифических животных гробниц периода династий Хань и Тан» Докторская диссертация факультета масляной живописи Центральной академии изящных искусств. май 2016 г.

91. Ш^ШВ ■ Ш^МЮ» .

^ .2000.2. Ван Шуанхуай. «Мавзолей в лучах заходящего солнца: Изучение гробниц императоров династии Тан» —Сиань: «Народное образование провинции Шэньст», февраль 2000 г.

92. ШВШ: « ШТО .ФФ^М.1975.02, ^36 « . Оуян Сю.«Синь Тан шу» —Пекин: Чжунхуа Шуцзю.февраль 1975 г. Том 36 «Пять стихий: несчастья с лошадьми»

93. В £ Ш : « Ш + Л ^ » . Ф .2001. Чэнь Аньли.«Восемнадцать гробниц династии Тан»—Шанхай: Чжунго Циннянь. 2001 г.

94. «ФЩ##йМ» . .2010.1.1.Сюй Хуадан: «Скульптура китайских животных»—Пекин: Издательство

China Forestry Publishing House. 2010.1.1.

95. Ш1: « «M

2017.9.^9^109—114.Цзя Пу: «Эволюция и культурная коннотация пластического искусства китайского каменного льва в прошлые династии» // «Общественные науки провинции Хэнань»4— 2017. -№9.-С.109-114.

96. АЛ^: (ФЩШт^А^А» .^Й^АЖШ tt.2002.4.1.y Вэйшань, Ван Юэцин: "Китайская буддийская культура и искусство"—Пекин: Издательство религиозной культуры. 2002.4.1.

97. МЛ! : « Ш М » . Ш tt .1979 . Хэ Цзиуин.«Происхождение слов»—Шанхай: Шанъу иньшугуань чубаньшэ .1979.

98. ^ЗД: «ШХА ■ НЙАИ» . ФЩЙАЖШ*± .1965. Сыма Бяо.«Продолжении истории династии Хань. Байгуань чжи сы»— Пекин :Китайское книгоиздательство, 1965 год.

99. MM :« МКИЖЙ». ФФАШЖШЙ .2005.11. Фэн Инь. «Запись знаний мастера Фэна»«Фэн Инь»—Пекин: Чжунхуа шуцзюй. Ноябрь 2005 г.

100. ^ЭД: « Айй ЖШФ^» ..2016.8. Сыма Цянь.«Ши цзи. Основные записи о деяниях императора Гао-цзу»— Пекин: Ляньхэ Чубань гунсы. август 2016 г.

101. ВДАА: « Сй» .ЗШ#Й.ФФАШ017.11. Ху Пиншэн.

«Записки о благопристойности»—Пекин: Бэйцзин Чжунхуа шуцзюй. ноябрь 2017г.

102. «Ш^иипГ ■ ЙШ . ФФ^М .2015.1. Гэ Цзиньчунь. «Виды поэзии династии Тан. Общее изложение».—Пекин: Бэйцзин, Чжунхуа шуцзюй. январь 2015г.

103. « Ш«Г№й» «ХМ» 1999^ШШ, Ш 47^.Гун Цимин.«Записям осмотра гробницы Сяньлин династии Тан»//

« Венбо» —1999г—№1—С.47-53.

104. « « Ж^Ш 1990.Жэнь Шиин.«Изучение причин процветания и упадка императорских гробниц и захоронений людей из близкого окружения»//«Вестник педагогического института Яньтай» (Чжэсюэ шэхуй кэсюэ бань).1990г—№4—С.12-23.

105. ХМ: . ФФ^М .2017.3. Ван Пу.«Сводное обозрение династии Тан»—Пекин: Чжунхуа шуцзюй. март 2017г.

106. ШШЛЛин Тун. «Краткий обзор каменных реликвий гробницы Чжаолин династии Тан»—Пекин: Чжунхуа шуцзюй. 1985г.

107. ВЩЙ: « «ХШ* ТО » 1980 ^ Ш 2 ^ . Чэнь Гоцан.«Исследования каменных фигур гробницы Цяньлин династии Тан и их должностей и фамилий » //«Коллекция культурных реликвий», 1980г—№2—С.68-76.

108. ЦШ-. ШШ^ФйКШ^ШАЖАИй»^» Ш

Ма Сяофэн: (Исследование по моделированию министров с каменными письменами в гробницах династии Тан в районе Гуаньчжун, Шэньси» . Сианьская академия изящных искусств, 2011 г..Ь11р://11Ьгагу.12иГе.еёи.сп:8686/авве1/ёе1а11.аврх?1ё=20427332319; (дата обращения 20.12.2020).

109. *Ш: «ФЩА^АА^МЖШ)

.2012 АМ 5 Ш.Лю И.«Анализ возведения памятников у гробниц древних правителей Китая»//«Нанькайский научный вестник» (философское и общественно-научное издание).2012г—№5—С.52-57.

110. ША «АА» . ФФАМ .2018.5.1 .Шэнь Юэ. «История Сун»—Пекин: Китайское книгоиздательство, 1974 год.

111. Жй.АШ^: ШШ^ШМША» ^А «

ТО » М 5 Ш ; ^М^^ЙШЙ» 1987 А . Лю Цинчжу, Ли Юйфан.«Отчет об исследовании гробниц династии Тан в провинции Шэньси»//«Археологического альманаха» 1987г—№5—С. 33-39.

112. : . ФФАМЙШ .2012.6.1. Ван

Чжибинь.«Резной дракон литературной мысли»—Пекин: Китайское книгоиздательство, 1.6.2012.

113. « ЖАШ .АШАИЙШЙ.2020.5.1. Оу Янсю, Оу Янфэй.«Сборник древних записей»—Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 1.5.2020.

114. ^ Щ & : « Щ ^ » . № & * ^ Ш ® .2018.11.1. Е Чанчи«Говорящие камни», —Ханчжоу:Издательство Чжэцзянского университета, 1.11.2018.

115. МЙ: (ШШ^Ш .*±##^Х^Ш®*±.2011.8.1."Чжао Чао.«Повествование об истории резьбы по камню»—Пекин : Издательство общественно-научной литературы, 1 .8.2011.

116. МЙ: «ФЩ^^ШШ» ФФ^М.2019.7. Чжао Чао: Знакомство с древними китайскими каменными надписями» —Пекин:

Книжная компания Чжунхуа. 2019.7

117. ХХГ:

Ван Вэнгуан: «Дизайн древних китайских каменных табличек» — Пекин: Пекинское издательство Жунбаочжай, 2013.07

118. # ' : (ШХ!^» ■ ФФ^М .2013.7.Сюй Шэнь.«Происхождение китайских иероглифов»—Пекин : Чжунхуа шуцзюй. Дата публикации: Июль 2013.

119. . ФФ^М . 2016.4.1. Лю Си. «Шимин» (Этимологический словарь - прим. переводчика).—Пекин: Чжунхуа шуцзюй .1 апреля 2016г.

120. йХ: «ФЩШШ^Ш .ФЩШ£ХМ®

.2017.7.Чжан Цзыцзян, Гао Вэнь.«Полное собрание сочинений о ханьцюэ в Китае»—Пекин: Чжунго цзяньшэ гунъе чубаньше.Июль 2017г.

121. Ш#: «МШМАХМШШ^ШадПЙШ

(( ^А» 2003АМ7Ш.«Руины врат запретного города Северной Фэй в Лояне в провинции Хэнань»//«Каогу» («Археологические исследования» в 2003 году.

122. « ВД^АШМШ^» «^А» 1996А

М 1 ШМ 10-21 Ж «Исследование восстановленных ворот чжумин в Нанчэн Е». Автор: Го Ифу. Опубликовано в 10 -м номере «Каогу» в 1996г—№1—С10-21.

123.

А « 1988АМ3Ш. рабочая бригада археологов города Лояна.

«Краткая сводка о раскопках на развалинах ворот Интянь на востоке эпохи династий Суй и Тан»//«Чжунюань вэньву» .1988г—№3—С22-28.

124. <( НШЙ» .ФААМ.2005.6.неизвестен. Редактор перевода Хэ Цингу.«План трех военных округов столицы»— Пекин: Чжунхуа шуцюй. июнь 2005 г.

125. ЖАШ :« ШШШША^л^Ш^: 112010007.2013.3. Гао Цзыци.«Обзор цюэ династий Цинь и Хань». Докторская диссертация, номер статьи 112010007.март 2013

126. ЭД £ <( Ш Ш А » . Ф А А М .2012.1Лю

Ань.«Хуайнань-цзы»перевод Чэнь Гуанчжун,—Пекин : Китайское книгоиздательство.январь 2012;

127. :« #&Ш.1^Ш».ФДОАШШ&.2010.01.Дун

Чжуншу,«Обильная роса летописи Чуньцю, взаимодействие подобного с подобным»—Пекин : издательство древней литературы Чжунчжоу.январь 2010

128. «Ш^ЭД^ЛШ^ДЙЭДЙХ» ЖЖ^ «±

««^ЭДЭДШ 2006.11.Ш6Ш.37-44Ж.Лю

Чэнцзи.«Теория изоморфизма Неба и человека в философии эпохи Хань и ее эстетическое значение»// вестник Шанхайского педагогического университета » (издание факультета философии и общественных наук).2016г—№6—С37-44.

129. ^^Ж: « ^ШШХШ^ШШ^ШШФШХ^^^^^ШХ^ ОД £ Ш » Ж Ж ^ « Й Ш » Ш & 2005 ^ Ш 4 Ш .32—35 Ж .Ли Хуэйдун. «Взаимодействие культуры центральной равнины и степной культуры народов севера на примере скульптур гробницы Хо Цюйбина периода Западная Хань»// «Мэйюань», 2005г—№4—С32-35.

130. Ш^ШЛ.Тань Цисян.«Переселение народов после смуты Юнцзя при династии Цзинь». —Пекин: Фэньминь чубаньшэ, 1987 года.

131. Ш^М: « ..2010.12.Тан Чанжу.«Сборник исторических трактатов по истории эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий»—Шанхай: Шанъу иньшугуань. Декабрь 2010 г.

132. « ^МШ^ШШ .ШЖ*ЭДШ®Ш989 .Чжэн

Синь.«Историческое исследование эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий»—Цзинань: Шаньдун дасюэ чубаньшэ.1989.

133. «А^^Ш . .1964. Чжан Яньюань.«Антология каллиграфии»—Пекин : Жэньминь Мэйшу чубаньшэ. 1964 .

134. <( Айт^» К^АШШ±.2000.1.Се Хэ.«Заметки о категориях старинной живописи»—Цзянсу : Цзянсу Мэйшу чубаньшэ.январь 2000;

135. Шй: «ШШЖШШМММ^» А^^.2005.4. Шэнь Ли.«Исследование стилей гравировки статуй гробниц эпохи Южных династий». Докторская диссертация института искусств Нанкина, Китай. Апрель 2008.

136. « Ш^ШТОА^Ш» .МА^Т.2008.3.М 1Ш 57—63 Ж Го Лицзюнь. «Открытость и многовекторное развитие культуры династии Тан»// Научный журнал провинции Хэбэй» .2018г—№1—С57-63.

137. Л Шт^АШ£Ш.АШАИШШ±.1982.1. Чэнь Инькэ. «Очерк политической истории династии Тан».—Шанхай: «Шанхай гуцзи чубаньшэ».январь 1982 г.

138. «Ш^ШЙ» . Ф^АШЖШ± .2016.05. Чжан Яньюань. «О живописи и знаменитых художниках прошлых эпох»— Пекин: «Чжунчжоу гуцзи чубаньшэ. май 2016 г.

139. « ^ШХ» — « йШ» .199.11. Дун Хао.«Полный сборник произведений эпохи династии Тан» -«Вспоминая картины». —Шанхай:«Шанхай гуцзи чубаньшэ».ноябрь 1995 г.

140. «^Хй» .±Ш. — .2010.09.Вэнь Жэньцзюнь.«Као гун цзи»—Шанхай:Шанхай Гуцзи Чубаньше. сентябрь 2010 г.

141. /Ш, «ХЖШ^^» — «.±Ш. —||Ш®^±.2014.5;Ш2293Ш.Юн Жун, Цзи Юнь. «Вэньюаньгэ Сыку цюаньшу» - «Новые заметки о великом Цзиньлине»—Шанхай:Шанхай Гуцзи Чубаньшэ. Май 2014.

142. ^ЙЖ: ШмОДЛШ^Ш .ШЖШ®^.1998. Лян Байцюань.«Резьба по камню в Нанкине в период шести династий»— Нанкин: Нанкин Чубаньшэ. 1998 г.

143. Шй: « ШШЖШШММ^ШШШ ЖЖ^ « ^ЭДЭДШ» .2007.2.Ш28Ш.Ш1Ш.Шэнь Ли, «Происхождение техник резьбы стиля эпохи Южных династий»// Вестник Даляньского университета» .2007г—№1—С28-33.

144. ЙФЙ: «— «.Н ШШ®^ .2011.12. Гао Сяочао. «Исследование культуры Цяньлин» -«Исследование источников сырья для статуй гробницы Цяньлин династии Тан»—Сиань: Сань Цинь Чубаньшэ. Декабрь 2011г.

145. АШ. А^Ф. ««А ЙШШЙА» .2013.1. Ши Цзиньбяо, Ши Синъя, Ши Синтао.«Лекция о технике традиционной резьбы по камню»//«Традиционные технологии древнего строительства». 2013г—№1—С56-61.

146. АЙА.^УЙ :«ИЗДАЙШ

ШМАААААШ^Ю^АШйМШШМШ^» «А^

ЙШ 2018 АМ^ШМ 4-12 Ж Ян Чжифа, Ляо Сяохуэй, Цюй Цзиньчжун, Фан Цзяньпин, Бао Хань.«Обнаружение и исследование пригодности инженерно-геологических условий древних технологических методик добычи породы под открытым небом в Чан Юй Дунтянь Хуан И шань». //«Инженерные изыскания».2018г—№1— С4-12.

147. ^Ш:« НА» .ФААМ.2019.02. Вэй Чжэн.«Суй шу»— Пекин: Чжунхуа шуцюй. февраль 2019г.

148. ЙАШ: «^ШМХ^МААЗД^» Ж^ЙМ±.2005. Бай Юньсян. Археологические исследования железных изделий доциньской эпохи и эпохи обеих династий Хань».—Пекин: Кэсюэ Чубаньшэ. 2005 г.

149. «Ш^ЙАШЙААШНА» «ШТО^ ^Ш» М2Ш.20011.3.Лю Ци.«Технологии выплавки чугуна и каменные барельефы ханьской эпохи»// Научный вестник педагогического института города Саньян» .2011 г—№2—С8-14.

150. « .Л&Ш®*±.2011.10.1.Ли Цзе. «Инцзао Фаши»—Пекин: Жэньминь чубаньшэ. 1.10.2011г.

151. тш$: (Фиш^» .£^.ш ^.ш&нж^

^.2011.01. Лян Сычэн. «История китайской скульптуры»—Шанхай: Шэнхо, душу, синьчжи Саньлянь шудянь. январь 2011г.

152. « .±Ш—ШШ®*±.2015.08. Фан Сюаньлин. «Гуань-цзы». —Шанхай: Шанхай Гуцзи Чубаньшэ.август 2015г.

153. ШШЖ^й» .МШШ®*±.2011.05.Го Жосюй. «Записки о живописи, что видел и слышал»— Шанхай : Фэнхуан Чубаньшэ.май 2011г.

154. <( т^» .ФФ^М.2020 . Яо Сылянь.«Книга Лян»— Пекин: Чжунхуа шуцзюй. 2020г.

155. «ФЩ—Ш^» .ФЩЙ^Х^Ш®^.2009.12. Фу Синянь.«История древней китайской архитектуры». —Пекин: Чжунго цзяньчжу гунъе Чубаньшэ.декабрь 2009г.

156. Х^ (ФЩШШ& (£Н» » .АЙЙ*Ш®^.2012.01. Ван Цзыюнь. «История китайской скульптуры»—Пекин: Жэньминь Мэйшу Чубаньшэ. январь 2012г.

157. Х^Ш: « Ш^ШШЖ^^» ЖЖ^ «.ЛЙЙ* Ш®^ 1982^ Ван Цзинсянь.«Краткая история скульпторов династии Тан»//«Сборнике изящных искусств»—Пекин, : Жэньминь Мэйшу Чубаньшэ. 1982 г.

158. М: «ФЩ—^^Й^ЖМ^»

2014.5.1. Ян Куань: «История развития древней китайской технологии выплавки чугуна»—Шанхай : Шанхайское народное издательство, 2014.5.1

159. «ФЩЖРХ^ШШЛйШ®Ш998. Ло Кайпин: « Китайская культура гробниц» —Хайнань: Народное издательство

Хайнаня. 1998.

160. : « ^ЖШ®^.2005. Ж Ш : 481.Тан Чжаоцзи. Полная коллекция китайских художественных промыслов. Скульптура. - Чжэнчжоу: Издательство Дасян, 2005. - 481 с.

161. «ФЩ^ЭДЩ^». 4Ь^^ЭДШ®Й.2013.Фэн Юлань. Краткая история китайской философии.-Пекин:

Издательство Пекинского университета, 2013.

162. «ФЩ2«|#» ГШ^^Ш®^.2007. Сюй Фугуань: "Дух китайского искусства"—Гуйлинь: издательство Гуанси-педагогического университета.2007.

163. Шйй: АЙЙ^Ш 1988.Ян Бода (ред.). Художественные произведения китайского

искусства. Сводный каталог скульптуры династий Юань, Мин и Цин. -Пекин: Народное художественное издательство, 1988. - 190 с.

164. МШ: «ФЩШШ2^». Ай^Ш®^±.2013.Чжао Мэн.

Искусство скульптуры Китая. - Пекин: Народное художественное издательство, 2013.

165. «ФЩШЙА» . .2013.Хуан Чаньхуа. История китайского буддизма. - Чанчунь: Цзилинское народное издательство, 2013.

166. Йж^:« ФЩМАА^» .ШШМА^ШШ

.1995.Хуан Цзунсянь. Основные положения китайской истории искусств. - Чунцин: Издательство Сианьского педагогического университета, 1995.

167. « ААФЙШШ2А». ШЖШМШ±.2009. Лю Фэнцзюнь. Искусство скульптуры и археология. - Цзинань: Шаньдунское журнальное издательство, 2009.

168. »Ж: « МЗД® .АЖ

Ли Цзэхоу. Красота как процесс. - Тяньцзинь: издательство Тяньцзиньской академии общественных наук, 2001.

169. ^fé, (AngelaFalcoHoward) , ША

, »А« ФЩА^ШШ» . .

.2003.Ли Сун, Анджела Фалко Ховард ( Angela Falco Howard, США), Ян Хун, У Хун. Древняя китайская скульптура. - Пекин: Издательство иностранной литературы, издательство Йельского университета, 2003.

170. «ФЩШША». АЖАЙЙШ±.2005. Ван Цзябинь , Ван Хэ. История китайской скульптуры. - Тяньцзинь:

Тяньцзиньское народное издательство, 2005.

171. Х^: «ФЩ—«шш». ЛЙЙ*Ш®Ш981.Ван Цзыюнь. Древнекитайская скульптура. Сто изображений. - Пекин: Народное художественное издательство, 1981.

172. ^/Ш: Ш^.ГШЙ^Ш®^. 2002. Ли Юнлинь. Программа китайского художественного образования. -Наньнин: Гуансиское художественное издательство, 2002.

173. ХЙЛ1: [М].

2005.Ван Юэчуань. Онтология искусства. - Пекин: издательство «Китайская социология», 2005.

174. .

% » .1989. Ш 2 ш . Ш 116-131 Ж .Ван Кэпин. Эстетические характеристики китайской традиционной скульптуры // (Литературные и художественные исследования» . - 1989. - № 2. -С. 116-131.

175. :

—МШШ .4м..1989.Составленный редакционной коллегией «Полного собрания китайского изобразительного искусства» каталог иллюстраций. главный редактор Чэнь Минда..«Полное собрание китайского изобразительного искусства - скульптура» — Пекин,: Народное издательство изобразительного искусство. 1989 г.

176. «ФЩШМШ^ ШШ » Ш£.ШЛЙШ®

Й .2009.Линь Туннянь: сборник из 4-ех томов «Полное собрание скульптуры из китайских мавзолеев»—Сиань: Народное издательство провинции Шэньси.2009 г

177. « Мша^МШАЖАЙ» .ж^, и

А А ^ Ш Ш Й .2017.Ян Сянминем: «Исторические достопримечательности Южных династий: полный сборник резьбы по камню в гробницах Южных династий» —Чунцин : Издательство Сычуаньского университета. 2017 г.

178. : «ФЩШША» .АМ, ^^ШШЙ.1989. Ван Луюй: «Летопись китайской скульптуры» —Пекин : Издательство Сюэюань. 1989 г.

179. А№Ж(0) «ФЩМША(НШ »Ам, ФШШШЖШЙ .1915. Омура Сэигаи. История китайской скульптуры в 3-х томах. / Омура Сэигаи, перевод Фань Цзяньмин. - Пекин: изд-во Китайская иллюстрация», 1915.

180. ^ЙАА, А^А (0) «ФЩ^АА» .ША ЖА

Й^АШШЙ. 2017. Токива Даидзё, Сэкино Тадаси. Исторические памятники китайской культуры. / Токива Даидзё, Сэкино Тадаси. -Ханчжоу: Чжэцзянское народное издательство искусств, 2017.

181. ОвуаМ 8иёп(^&): «АМАИШй^ФЩШШ» .^ВШ .

ГА ГААйШШ^.2019. Освадьд Сирен (ОБУаМ Б1гёп)( шведского): «Китайская скульптура 5 - 14 вв.»перевод Луань

Сяоминь, Цю Лиюань. —Гуанчжоу : Гуандонское народное издательство.2019 г.

182. .2016. Цинь Чжэнь: «Исследование каменных зверей в гробницах династии Хань»— Пекин: Издательство Вэнъу.2016 г.

183.

®^.2011. Чжан Суньчана: «Исследования истоков и распространения каменных скульптур в гробницах эпохи Южных династий»—Шанхай: Издательство Юго-Восточного университета. 2011 г.

184. ХЖ#: СШ^Ш%» Ш£.ШЛШШШ®^.2000. Ван Шуанхуая: «Исследование императорских мавзолеев династии Тан» —Сиань : Издательство народного образования пров. Щэньси.2000 г.

185. *Ш: «ФЩ—.Ш^^^Ш®^.2010. Лю И: «Древнекитайские гробницы» —Тяньцзинь : Издательство Нанкайского университета.2010 г.

186. *Ш:< ФЩ—^МХ^—Ш».±Ш.^ВДШ®*±.2016.

Лю И:«История материальной культуры Китая - гробницы»—Шанхай: Издательство Каймин. 2016 г.

187. <ФЩЖ#£(М» » .ШЖГ1£ШШ®&.2000. Чжан Сюэфэн: «История китайских захоронений» (2 тома)—Нанкин: Книгоиздательство Гуанлин,2000 г.,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.