Предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Цю Мубин

  • Цю Мубин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 263
Цю Мубин. Предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова». 2023. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цю Мубин

Введение

Глава 1. Погребальная древнекитайская пластика эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.)

1. 1 .История и общество Китая эпохи Хань

1.2.Погребения эпохи Хань: генезис и общий обзор

1 .З.Взгляды древних китайцев на жизнь и смерть

Глава 2. Антропоморфная пластика

2.1.Керамические погребальные статуэтки в период ханьской династии

2.2.Обычай предавать погребению вместе с покойником людей и погребальные фигурки

2.3.Виды и типы антропоморфной пластики в погребальных ансамблях династии Хань

2.4. Терракотовое войско Янцзявань

2.5. Статуи воинов и боевых коней в период ханьской династии

2.6. Погребальные фигурки музыкантов, танцоров и циркачей

Глава 3.«Минци» (ВДЖ). Миниатюрные изображения предметов обстановки, изображения архитектурных со оружений

3.1. Виды и типы погребального инвентаря в форме архитектурных сооружений. в гробницах династии Хань

3.2. «Зернохранилища» в погребальной керамике

3.3. «Юаньло, Крепости» в погребальной керамике

3.4. «Башни, Павильоны на воде» в погребальной керамике

3.5. «цзао (й) » в погребальной керамике

3.6. «колодцев » в погребальной керамике

Глава 4.«Шэнци» (^Ж). Изображения предметов обстановки, бытовых предметов: посуда, мебель, декоратив

ные предметы, денежные знаки

4.1 .Колокола бяньчжун (Ш^Ф) в эпоху Хань: ритуал и музыка

4.2. История погребальных фонарей в эпоху Хань

4.3. Лаковая утварь

4.4. Эстетика бронзы в эпоху Хань

4.5. Погребальный нефрит в эпоху Хань

4.6.Золото, серебро и монеты в эпоху Хань

Глава 5.Технологии изготовления погребальной древнекитайской пластики

5.1.Технология изготовления погребальных фигурок воинов и всадников в эпоху Хань

5.2. Технология изготовления погребальных погребальной керамике и всадников в эпоху Хань

5.3.Резьба по металлу и его обработка в эпоху Хань

5.4.Резьба по нефриту и его обработка в эпоху Хань

5.5.Резьба по лаку и его обработка в эпоху Хань

Заключение

список литературы

иллюстрации

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань»

Введение

Хань - первая династия в истории Китая, которая смогла надолго объединить народы, проживавшие в Центральной равнине, под своим правлением. Китайское государство Хань начало расширяться при императоре У-ди. Примерно в этот период жители Центральной равнины начали называть народы, проживавшие по окраинам этого сильного государства, «варварами», а те, в свою очередь, называли жителей Центральной равнины «ханьцами». С этого времени предки современных китайцев хуася1 стали считаться единым народом хань, а письменность и язык этого народа стали называться ханьскими2. Период Хань занимает особенное место в истории Древнего Китая, ведь именно в это время был произведен колоссальный вклад в развитие китайской цивилизации.

Эпоха Хань - время формирования классической китайской эстетики, складывание которой в этот период происходит под сильнейшим влиянием культурной мысли, философии и народных обычаев. Древняя китайская цивилизация за свою долгую историю подверглась влиянию трех крупных школ мысли - конфуцианства, даосизма и буддизма. Конфуцианство и даосизм, зародившиеся в Китае еще до династии Хань и достаточно распространенные уже к началу Западной Хань, оказали глубочайшее влияние на ханьские культуру, эстетику и искусство. Буддизм же пришел в Китай из Индии уже после династии Хань, а в рассматриваемый период китайская культура не подвергалась особенному влиянию извне. Именно поэтому эпоха Хань столь важна для нас с

1 Хуася - предки китайцев, отделившиеся от других носителей сино-тибетских языков в районе 2-ой половины 4-ого - 1-ой половине 3-его тысячелетия до нашей эры. Подробнее см. Деопик Д. В., Ульянов М. Ю. ХУАСЯ // Большая российская энциклопедия. Том 34. Москва, 2017, стр. 220

2 Хань или ханьцзу - один из 56 официальных народов КНР, основная этническая группа, населяющая современный Китай. То, в русском языке часто называется «китайским языком», сами китайцы называют «ханьюй», то есть «язык хань», а китайская иероглифическая письменность называется «письмом хань».

точки зрения изучения местной древнекитайской культуры и искусства.

Среди всех многочисленных произведений искусства, оставленных нам династией Хань, немаловажное место занимает многообразная погребальная пластика, физическое воплощение реальных представлений о красоте, культуры, обычаев и нравов, бытовавших в эпоху Хань. Многие предметы погребального культа отражали жизнь хозяина гробницы с разных ее сторон: это и предметы, которые усопший использовал при жизни, и специально изготовленные для гробницы погребальные предметы «минци». С покойным хоронили пищу и предметы обихода, чтобы тот был сыт и одет на том свете; в могилу клали глиняные фигурки воинов и слуг, чтобы те служили духу умершего; среди погребальных предметов встречаются модели зданий, деньги и игрушки, - они были нужны, чтобы покойный жил богато и в почете в ином мире; а для развлечения в мире теней с покойником хоронили глиняные фигурки музыкантов, танцоров и циркачей «байси». Таким образом, была создана иерархическая система погребального обряда, позволявшая покойнику взять с собой в мир теней славу и богатства, нажитые при жизни.

До настоящего времени в соответствующей исследовательской литературе погребальный инвентарь эпохи Хань рассматривался многими авторами как элемент погребальной культуры, как набор предметов, которые хозяин гробницы берет с собой в мир теней. Однако, в то же время, погребальный инвентарь - это еще и отражение и реальной жизни и быта людей эпохи Хань, и неких идеальных представлений о мире, о которых можно судить по предметам, которые изготавливались специально для погребения. Данное исследование основывается на работе со многими древними источниками, конфуцианскими и даосскими текстами, цитаты и комментарии к которым приводятся в тексте нашей работы. Говоря о конкретном воплощении культурных идей в погребальном искусстве, мы надеемся с точки зрения формальной красоты выявить общественную мысль и эстетику, скрывавшиеся за художественным языком погребального искусства.

Погребальная пластика эпохи Хань, как важный и ценный компонент

ханьского искусства, находится в истоках китайской художественной традиции. Богатая по содержанию, обладающая яркими историческими и национальными особенностями, сохраняющая в себе преемственность, она оказывала и продолжает оказывать влияние и на современный Китай. В XX веке Китай пережил два глобальных культурных потрясения - движение четвертого мая и «культурную революцию», нанесшие серьезный удар по традиционной китайской культуре, в том числе и по традиционным воззрениям и ценностным ориентирам, сформированным за тысячелетия китайской эстетической мысли, что привело к отрыву современных китайцев от основ китайской культуры и цивилизации.

Значение искусства эпохи Хань, золотого века китайского феодального общества, с его многообразием форм, отличающихся классической простотой, выразительностью, яркостью и романтизмом, невозможно переоценить. Какие достижения ханьского искусства были унаследованы современным Китаем и какое продолжение они получили в современном Китае? Исследование погребальной пластики позволит нам провести глубокий анализ художественных особенностей ханьского искусства, а проследив создание предметов погребального культа с самого начала, исходя из назначения предметов, мы можем определить их идейное содержание, технологии формовки и изготовления.

Важным этапом данного исследования является работа с текстовыми и визуальными материалами, относящимися к периоду Хань, включающая в себя сбор и организацию исторических источников, и комплексное их рассмотрение, сопоставление с археологическими данными, чтобы отбросить непроверенную информацию, слухи, легенды и частные оценки, и основываться на фактах и исторической истине, а не на соображениях личной выгоды или национального шовинизма. В данной работе, на основе анализа погребальной пластики рассматриваемого периода, автор предпринимает попытку восстановить истинный облик китайской культуры эпохи Хань, всесторонне и рационально понять ее, что способствовало бы преемственности между искусством Хань и

современным Китаем и углубило бы наше понимание древнекитайского искусства.

1. Актуальность темы диссертационного исследования.

Важной частью культурного наследия, оставленного нам китайской эпохой Хань, является погребальная пластика. Разнообразная по своей типологии, она действительно отражает культурные представления, обычаи и привычки, а также эстетику этого периода. Эпоха Хань ( ^ ) была временем, когда, под влиянием культурных представлений, философской мысли и народных обычаев, формировалась классическая китайская эстетика.

Глубокое влияние на эстетическую мысль и культурные представления Западной Хань оказали учения, зародившиеся на территории Китая - конфуцианство (Ш Ш) и даосизм (ШШ). Буддизм, родиной которого является Индия, в это время еще не проник в Китай - поэтому можно сказать, что в ханьский период искусство не было подвержено сильному влиянию извне. Таким образом, изучая эпоху Хань, мы можем исследовать искусства именно древнекитайской цивилизации в чистом виде. Погребальная пластика Хань, являющаяся квинтэссенцией художественных ценностей рассматриваемого периода, лежит в основе китайского традиционного искусства. Богатая по содержанию, глубоко историчная, обладающая ярким национальным колоритом и очевидной преемственностью, она продолжает оказывать влияние и на нынешний Китай.

В многочисленной современной исследовательской литературе, посвященной погребальному инвентарю эпохи Хань, похоронные предметы рассматриваются, как правило, как отражение погребального культа, как что-то, что владелец могилы, согласно верованию, забирал с собой в загробный мир. Однако стоит заметить, что сами предметы погребального культа отражали также и повседневную действительность жителей империи Хань, и как специально изготовленные для погребений идеализированные объекты, они содержат в себе информацию о самых разных представлениях и идеях. В данной работе автор, привлекая и интерпретируя множество древнекитайских письменных источников, конфуцианских и даосских текстов,

рассуждает о том, как культурные представления находили свое конкретное воплощение в погребальном искусстве.

Автором проводится систематическое обобщение предметов погребального культа эпохи Хань, отдельно рассматриваются предметы из разных материалов - керамика, металл, нефрит, лак. Дается интерпретация их сложной морфологии - по-классически простой, энергичной, страстной и романтичной, а также глубоко исследуются способы изготовления предметов погребального культа, что имеет особое значение для создания руководств по реставрации культурных реликтов ханьского периода, а также дает возможность для сохранения этого древнего ремесленного искусства в наши дни.

В XX веке Китай пережил два события, которые потрясли культурную жизнь страны - движение 4 мая (Ж Иёй) и «культурную революцию» . По

традиционной китайской культуре, идеям и ценностям, сформированным тысячелетней историей Китая, в том числе и эстетике, был нанесен сокрушительный удар. В результате современные китайцы находятся в разрыве с основами собственной культуры что ведет к определённой утрате основ идентичности. Многостороннее и тщательное исследование культуры эпохи Хань позволит глубже понять древнекитайское искусство и восстановить его связь с современным Китаем. 2. Степень научной разработанности темы.

Исследование предметного мира погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань затрагивает такие важные вопросы как ритуалы и общественная жизнь, связанные с предметами погребального культа. Рассмотрение похоронных вещей предполагает изучение погребальных предметов из керамики, металла, нефрита и лака, а также технологий и методов их изготовления. Исследование погребальных предметов эпохи Хань фокусируется в первую очередь на погребальных комплексах, содержащихся в них предметах погребального культа и классе захоронений, который эти предметы отражают, а также самих погребальных обычаях. При этом мало внимания существующая литература уделяет систематической классификации погребального инвентаря ханьской эпохи, а также технологиям их изготовления.

Авторитетными работами, посвященными ханьскому искусству, являются

«История китайской скульптуры. Том 1» (изд. Юэлу Шушэ , 2005 г.) Ван

Цзыюня (i^^), «Величие и вечность искусства и архитектуры Древнего Китая» (изд. Жэньминь чубаньшэ, 2009 г) У Хуна (ММ), «Искусство китайской скульптуры» (изд. Жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2013 г.) Чжао Мэна (^Ш). В этих трех работах искусство эпохи Хань рассматривается в более общем контексте истории древнекитайского искусства, подытоживаются эстетические представления, свойственные ханьскому искусству, задаются направления для дальнейшего исследования.

Если говорить о погребальной керамике, то наибольшее внимание получают погребальные керамические фигурки и модели домов. В пример можно привести работу Цун Мэна (Ж Ш) и Чжан Хуна (^ ^) 2008 г. - «Музей фигурок воинов и лошадей эпохи Хань в Сюйчжоу (^У'Н)», рассматривающую культуру эпохи Хань на примере фигурок воинов и лошадей, могил и барельефов данного периода. Еще один пример - статья Лю Сяодуна (Bj£ ^R) «Исследование статуэток воинов и лошадей в Янцзяване (Саньян) и связанные с этим проблемы» 2009 г., в которой рассказывается о расписных керамических фигурках из захоронений представителей знати, хранящихся в саньянском музее. Статуэтки рассматриваются автором статьи как важная составляющая погребального обряда знати, в фокусе внимания - стандарты и штатный состав терракотовой армии.

Погребальные предметы в форме архитектурных сооружений, как еще один весьма распространенный тип похоронных вещей, привлекли внимание уважаемого ученого и большого знатока древнекитайской архитектуры Лю Дуньчжэня (Ш Ш ). В работе «История архитектуры Древнего Китая» (изд. Цзяньчжу гунчэн чубаньшэ, 1980 г.) Лю Дуньчжэнь анализирует общее развитие ханьской архитектуры, проводит ее систематизацию и обобщение. Данная авторитетная работа может использоваться как справочник при исследовании погребальных моделей зданий. Наиболее полным и подробным на сегодня трудом, посвященным погребальным архитектурным моделям, является работа профессора Го Цинхуа (Qinghua Guo) «Погребальные архитектурные модели из керамики в Китае эпохи Хань» (Sussex Academic Press, 2010 г.).

Стоит также отметить несколько базовых работ на русском языке. Это энциклопедия «Духовная культура Китая» в 6 томах (2010 г.); монография В.Г.

Белозеровой «Традиционное искусство Китая» (2016 г.); учебное пособие М.Е. Кравцовой «История искусства Китая» (2004 г.) и научно-исследовательская работа ее же авторства «История культуры Китая» (2003 г); «Китайская цивилизация» (2001 г.) В.В. Малявина; альбом с комментариями Н.А. Виноградовой «Искусство Китая» (1988 г.).

3.Объект исследования.

Объектом исследования является предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань, отличающийся многообразием и обладающий высокой художественной ценностью, а также несущий самую разную информацию, касающуюся всех сторон жизни в ханьской империи - ее культуры и эстетики, образа мыслей ее жителей, их повседневного быта, привычек и верований. В рассматриваемый исторический период практиковался пышный похоронный обряд с большим количеством погребального инвентаря, который можно разделить на две категории. Первая категория - это так называемые «минци» ( Щ Ж), то есть предметы, которые были изготовлены специально для гробницы. Наиболее распространенный вид «минци»:

- антропоморфная керамика, специально изготовленные фигурки, заменившие человеческие жертвоприношения при погребении, изображавшие людей, как бы «сопровождавших» покойника в иной мир. В ханьских гробницах встречаются самые разные виды таких фигурок, чаще всего это бинмаюны, то есть статуэтки воинов с лошадьми, свита и прислуга, жены и наложницы, певцы и музыканты и т. д.

- модели архитектурных сооружений (зернохранилища и амбары, очаги для готовки пищи и колодцы, дома, усадьбы, башни, павильоны у воды, уборные, загоны для скота).

- миниатюрные изображения предметов быта, мебели, осветительных приборов, музыкальных инструментов.

Ко второй категории «шэнци» ( ^ Ж ) относятся все предметы, которые владелец гробницы «забирал» с собой в иной мир - то есть все, что он любил и использовал при жизни и что было похоронено вместе с ним:

- изделия из лака: посуда и предметы домашнего обихода,

- изделия из нефрита:- костюмы из нефрита, «хань» (В, т.е. похоронный предмет, который помещали в рот покойника ), «во» ( Ш , похоронный предмет, который помещали в руку покойника), нефритовые стенки и саркофаги - использовались для предотвращения тления тела покойника,

-доспехи и оружие,

- осветительные приборы,

- музыкальные инструменты.

В диссертации впервые в российском искусствознании введены термины: «минци» (Щ Ж), объединяющий предметы специально изготовленные для гробницы и «шэнци» ( ^ Ж ) - предметы, используемые в жизни, которые владелец гробницы «забирал» с собой в иной мир.

4. Предмет исследования.

Предметом данного исследования являются художественные особенности, технологии изготовления, типология и специфика образов предметного мира погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань: «минци» (ЩЖ) и «шэнци» (^Ж) в эпоху Хань, а также его социально-культурное значение в рассматриваемый период.

5. Цель исследования

- представить предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань как уникальное художественное явление и часть мирового культурного наследия;

- показать своеобразие предметного мира погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань на основе искусствоведческого, историко- культурологического и религиоведческого анализа;

- исследовать возникновение традиции включения мелкой пластики в погребальный обряд;

- рассмотреть художественные особенности и технологию создания погребальной пластики данного периода.

6 Задачи исследования:

- исследовать культурные представления, обычаи, особенности эстетики

эпохи Хань, проявленные в погребальной пластике и составить представление о погребальной культуре эпохи Хань как специфическом культурно-историческом явлении;

- проанализировать с позиций эстетики общественную мысль и эстетические нормы, стоявшие за средствами выразительности, которые использовались при создании похоронных предметов.

- исследовать древнекитайские письменные источники, известные конфуцианские и даосские тексты и их конкретное воплощение в погребальном искусстве;

- классифицировать предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань по типам и видам, уделив отдельное внимание особенно ценным реликтам;

- провести анализ художественных особенностей и технологического процесса создания «минци»;

- проанализировать эволюцию развития предметного мира погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань;

- проанализировать технологии изготовления похоронных предметов в эпоху Хань.

7. Научная новизна диссертации:

- впервые систематизирован и описан предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань с точки зрения культурных представлений, обычаев и привычек, эстетических воззрений;

- впервые описаны и исследованы художественные особенности погребальной пластики эпохи Хань;

- впервые «минци» - погребальная пластика эпохи Хань исследована как источник информации о ханьском обществе;

- впервые исследованы особенности технологий изготовления похоронных вещей разных типов и материалов эпохи Хань;

- в диссертации впервые в российском искусствознании введены термины «шэнци» ( ^ Ж ) , обозначающий вещи, которые владелец гробницы использовал при жизни, и захороняемые вместе с ним; и «минци» ( Щ Ж), объединяющий предметы

специально изготовленные для гробницы;

- создана графическая реконструкция захоронения с визуализацией расположения предметного мира. 8. Методы исследования.

Методы исследования обусловлены содержанием поставленных задач, требующих комплексного подхода. В основе методов исследования лежит искусствоведческий анализ, включающий культурно-исторические, композиционные, иконографические и стилистические исследования, а также принципы сравнительного анализа произведений различных культур, эпох.

- искусствоведческие исследовательские методы легли в основу комплексного подхода к изучению «минци» - погребальной пластики эпохи Хань;

- в рамках иконологического метода проведено изучение и даны разъяснения по тематике, персонажам, содержанию, образной и культурной характеристике конкретных произведений;

- семиотический метод был применен для исследования значений символических образов произведений погребальной пластики эпохи Хань;

- в рамках статистического метода исследования были проведены полевые исследования основных захоронений, осуществлена фотосъемка сохранившихся предметов погребальной пластики, проведена их систематизация по видам и типам, собраны архивные материалы и данные о них;

- формально-стилистический метод исследования позволил проанализировать процесс эволюции формального стиля погребальной пластики эпохи Хань, а также выделить типичный для нее изобразительный стиль и образные характеристики.

9. Источниковедческой базой исследования стали:

- Предметный мир погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань, представленный в музейных собраниях.

- Доклады о раскопках захоронений, публикуемые китайскими археологическими исследовательскими институтами и местными организациями, занимающимися культурными реликтами.

- Соответствующие публикации по искусству, истории, политике и культуре эпохи

Хань.

- Письменные и визуальные источники, материальные объекты, доступные в местных китайских музеях, посвященных захоронениям, а также в релевантных иностранных музеях.

- Визуальные материалы о предметном мире погребальной древнекитайской церемонии эпохи Хань (барельефы, гравюры).

10. Положения, выносимые на защиту:Основн ые положения, выносимые на защиту

1. Древнекитайская погребальная пластика эпохи Хань - важная часть наследия ханьской империи, имеющая ценность как объект искусства , культуры и истории для Китая и мировой культуры.

2. Произведения погребальной пластики эпохи Хань, относятся к категории религиозного искусства. Полихромные скульптурные произведения воплощает философию конфуцианства, буддизма и даосизма в Китае.

3. Термины: «шэнци» (^Ж) , обозначающий вещи, которые владелец гробницы использовал при жизни, и захороняемые вместе с ним; и «минци» ( Щ Ж ), объединяющий предметы специально изготовленные для гробницы, введенные в научный оборот в российском искусствознании структурируют большое наследие древнекитайской погребальной пластики эпохи Хань, позволяют выявить логику и концепцию погребального обряда.

4. Произведения погребальной пластики эпохи Хань - фигуративная пластика, изображения архитектуры, вооружения, музыкальных предметов, светильников, разнообразных предметов быта из разных материалов отличаются высоким художественным уровнем. Они отмечены ярким проявлением национальных особенностей и традиций, культурных и художественных достижений, которые исследованы комплексно методом искусствоведческого анализа, включающего культурно-исторические, композиционные, иконографические, стилистические и др. направления.

5. Произведения погребальной пластики эпохи Хань дают представление о

погребальной культуре эпохи Хань как специфическом культурно-историческом явлении.

11. Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты данного исследования могут использоваться для дальнейших исследований в области теории искусства, истории, принципов реставрации. Работа может предоставить базовый, справочный материал для общих исследований искусства, общества и культурных представлений в эпоху Хань. Результаты исследования также представляют практическую значимость для образования в области традиционной китайской эстетики, они могут послужить руководством для тех, кто изучает реставрацию и технологии росписи традиционной китайской керамики. Анализ погребальной пластики Хань позволяет восстановить действительную культуру эпохи Хань, всесторонне и рационально ее осмыслить, что позволит усилить преемственность между искусством эпохи Хань и современным Китаем, а также углубить наше понимание древнекитайского искусства.

Глава 1. Погребальная древнекитайская пластика эпохи Хань (206 до н. э. —220 н. э.)

1.1.История и общество Китая эпохи Хань

Рассказ о государстве Хань стоит начать с царства Чу ( Ш Ш ) , существовавшего в период Сражающихся царств. Царство Чу было могущественным государственным образованием с обширной территорией и многочисленным населением, и было сопоставимо по своей силе с царством Цинь. Ряд военных кампаний, предпринятых окрепшим после реформ Шан Яна3 ( Й М ) Цинь, ослабили царство Чу. Последняя такая военная кампания, во время которой Цинь атаковало Чу шестисоттысячной армией, продлилась больше года и завершилась пирровой победой для Цинь. После завоевания Цинь Шихуаном шести царств, чусцы не смирились с поражением. В народе распространилось предание о неизбежной гибели Цинь от Чу, гласившее, что «пусть даже если в Чу останется лишь три семьи, но с Цинь покончит именно Чу» 4 Эта полулегендарная фраза, сказанная одним из персонажей исторической хроники Сыма Цяня, очень точно описывает то, что произошло в итоге с царством Цинь - оно действительно пало благодаря стараниям выходцев из Чу. Фразу также стоит рассматривать и как намек на достаточно сильное культурное влияние, которому подверглось государство Хань со стороны Чу.

Правление бывшего циньского вана, силой объединившего шесть царств в единое государство, было жестоким и сопровождалось принятием строгих законов и суровых наказаний за проступки и преступления, что не просто не смягчило обуревавшие общество противоречия, но и накалило обстановку до предела. Ситуация резко ухудшилась после смерти императора Цинь Шихуана

3Речь идет о политических реформах по проекту Шан Яна ( Й й ) , осуществленных в 346 году до н. э. в царстве Цинь при поддержке правителя царства Сяо-гуна. Реформы позволили Цинь обогатиться и укрепить армию, став в итоге одним из семи сильнейших царств периода Чжаньго.

4Сыма Цянь. Исторические записки, Том II. - Глава седьмая, Сянь юй бэнь цзи -Основные записи [о деяниях] Сян Юя / пер. Р. В. Вяткина и В. С. Таскина - М.: Восточная литература. 1975. - Доступно онлайн:

http://vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsj an/Tom_II/text7. htm (Дата обращения: 10.05.2020)

, и народное недовольство нашло выход во вспыхнувшем «восстании в волости Дацзу» 5 под предводительством Чэнь Шэна и У Гуана

^ ) . Государство Цинь, когда-то казавшееся несокрушимым, распалось меньше, чем за четыре года. Великая империя, которая по мысли первого императора Цинь должна была существовать долгие века, в реальности просуществовала всего лишь семнадцать лет.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цю Мубин, 2023 год

Библиография

110. Доклад о раскопках захоронений эпохи Хань в Манчэне^МХЖ^ШШ "и - Управление памятников культуры провинции Хэбэй, Исследовательский институт археологии при Китайской академии общественных наук. - Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1980. С. 41-43.

111.Пятицветное сияние: результаты раскопок ханьского захоронения чжухоу Хайхуня в Няньчане. Ж^МВД: ШнШШ Исследовательский институт археологии и памятников культуры провинции Цзянси, столичный музей. - Пекин чубаньшэ гунсы (США), 2016.

112.Памятники культуры Китая: самое лучшее. Золото, серебро, драгоценные камни. ф - Государственный комитет по охране культурного наследия КНР. Commercial Press (Гонконг), Шанхай цзыдянь чубаньшэ, 1994.

113.Хань Вэй^^. О китайских изделиях из золота и серебра ФШ^ШЖШ - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2001. 121 С.

114.Ци Дунфан ^^^ . Китайские изделия из золота и серебра раннего периодаФШ^.ЭД^ШЖ^Й. // «Археология хуася», 1999 (4). С. 68-85.

115.Ци Дунфан^^^. Искусство золота и серебра на ранних китайских изделиях Ф . // «Трехмесячник о памятниках культуры», 1999 (2). С. 71.

116.Ян Бода ШЙЙ . Искусство Китая - собрание сочинений. Прикладное искусство - изделия из золота, серебра, стекла и финифти. ф

- Пекин: Вэньу чубаньше, 1987.

117.У Юнци^ЖШ. Циньские изделия из золота и серебра, обнаруженные во время раскопок в Шэньси ^ШЖЖ^^ШЖ. - Шэньси: Шэньси Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 2004.

118.«Исторические записки» (Ши цзи). Т.2. Сыма Цянь; пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина; Под общ. ред. Р.В. Вяткина. -Исправленное и дополненное под. ред. А.Р. Вяткина. - М.: Восточная

литература, 2003.

119.Ма Чэнъюань Ц Ш М . Китайские изделия из бронзы Ф Ш Ш I^ Ж . -Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2001.

120. Хуа Цзюэмин^^ Щ. Об истории литья металлов в Китае Ф Ш ^^

- Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1986.

121. Хуа Цзюэмин ^^ Щ . Технологии обработки металлов в Древнем Китае - цивилизация меди и железаФ Ш^^^МЙФ-

ЙЙ^Щ. - Чжэнчжоу: Дасян чубаньшэ, 1999.

122. Дун Явэй^МШ. Литье из бронзы^^Ш!^. - Пекин: Бэйцзин и шу юй кэсюэ дяньцзы чубаньшэ, 2006.

123. Цао Вэй Ш Щ . Бронзовая утварь периода Шан, найденная при раскопках в Ханьчжуне ЙФЖ^Й^Ш^Ж. - Чэнду: Башу шушэ, 2006.

124. Ян БодаШЙЙЙ. Изделия из нефрита в Китае. Сборник. Ф ШХЖ^ Шицзячжуан: Хэбэй мэйшу чубаньшэ, 2005.

125. Чан Суся^ЖШ. История развития нефрита в Китае Ф ШХЖЖМ - Пекин: Кэсюэ чубаньшэ, 2009.

126. Чжан Вэй. Новый взгляд на нефрит в Древнем КитаеШМ^Х ЖШ. - Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2004.

127. Коллекция культурных реликтов Национального музея Китая. Нефрит. /Национальный музей Китая. - Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 2007.

128. Кун Фуань ^. Искусство обработки нефрита в Древнем Китае ФШ^^^пХХй. - Пекин: Цзыцзинчэн чубаньшэ, 2011.

129. Лю ЮньхуэйЭД^^. Изделия из нефрита из раскопа в Шэньси^М ЖХЙ^ХЖ. - Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2009.

130. Ван Шисян 1Й1. Комментарии к «Сю ши лу» ШШ^Й^Ш. -Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1983.

131. Фу Цзюйю ^ Щ . Технологии инкрустации лака золотом и серебром в Китае Ф ШШЖ^ШШ^ХЙ. // «Цзыцзиньчэн» (ШШШ «Запретный город»), №4, 2007. С. 136.

132. ЛиЖусэн^ПЙ. О лаковых изделиях в эпоху Чжаньго^ШШХШ Ж Ш ^ . // «Шисюэ цзи кань» ( ^ ^ Ш ТУ «Альманах исторические науки»), №4, 1987. С. 72.

133. Чэн Шаоди^^Ш. Кратко о лаковых изделия в ЦиньШШЖКШ. // «Чжунго шэнци» (Ф ШХШ, «Китайский лак»), №2, 1984. С. 10.

134. Чжан Фэйлун . Технологии изготовления основ для лаковых изделий в Древнем Китае Ф Ш " ^ Ш Ж ^ !п Ш ^. // «Чжунго шэнци» (Ф ШХШ, «Китайский лак»), №1, 2008. С. 9.

136.Не Фэй Ш Ж . Похвала древнекитайскому лаку Ф . -

Сычуань дасюэ чубаньшэ, 2002.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рис. 2.1. Могила с захоронением людей усыпальницы Иньсюй в г. Аньян провинции

Хэнань. Бойцы в стоячем положении держат в руках клевцы.

Рис. 2.2 Погребальная яма с захоронением боевых лошадей и колесниц в усыпальнице Иньсюй в г. Аньян провинции Хэнань. Некоторые колесницы

захоронены вместе с управляющим колесницы.

Рис. 2.3. Эпоха Сражающихся царств - Государства Чу. Дерево. Статуя воина с мечом. Высота 52 см. Хранится в провинции Хунани.

Рис. 2.4. Музей терракотовых воинов и боевых коней Цинь Шихуана в провинции Шэньси.

Рис. 2.5. 1914 г., находится примерно в 1 км от захоронения Хо Цюйбина в Маолине.

Рис. 2.6. Экспозиция Янцзяваньских воинов и солдат эпохи Западной Хань. Музей Сяньяна.

Рис. 2.7. Экспозиция Янцзяваньских воинов и солдат эпохи Западной Хань. Музей Сяньяна.

Рис. 2.8. Статуя знаменосца. Керамика. Высота 48 см. Музей Сяньян.

Рис. 2.10. Бухгалтер. Керамика . Высота 48 см. Музей Сяньян.

Рис. 2.12. Статуи больших и малых всадников. Высота высокой статуи 68 см, маленькой 50 см.

Рис. 2.13. Улыбка на лице кавалериста. Керамика. Высота 50 см. Музей Сяньяна.

Иллюстрация 2.14. Национальный архитектурный памятник эпохи Хань мавзолей Янлин, вид сверху.

Иллюстрация 2.16. Раскопки керамических погребальных фигурок воинов и лошадей в мавзолее Янлин, экспозиционный зал музея при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.17. Во время раскопок в Янлин были обнаружены остатки красного шелка на лбах некоторых керамических статуэток и следы ткани на макушке. Музей при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.18. Керамические погребальные статуэтки с деревянными руками и в настоящей одежде. Музей при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.19. Погребальные фигуры воинов в латах. Керамика, эпоха Западной Хань, 62 см. Коллекция музея при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.20. Голые погребальные фигуры воинов. Керамика, эпоха Западной Хань, 62 см. Коллекция музея при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.21. Примеры лиц керамических фигур воинов. Музей при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.22. Реставрированная погребальная керамическая статуэтка всадника на деревянной лошади. Дерево, керамика, эпоха Западной Хань, рост всадника - 53 см. Музей при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.23. Погребальные статуэтки всадников во время раскопок. Музей при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.24. Погребальная фигурка всадника, предположительно изображающая представителя национальных меньшинств или племени сюнну. Керамика, эпоха Западной Хань, 53 см. Коллекция музея при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.24.

Погребальная фигурка

всадника, предположительно изображающая представителя национальных меньшинств или племени сюнну. Некоторые такие всадники весьма женственны . Керамика, эпоха Западной Хань, 53 см. Коллекция музея при мавзолее Янлин.

Иллюстрация 2.26. Каменный барельеф из захоронения эпохи Восточная Хань, изображающий артистов байси. Найден в захоронении Инань Бэйчжай, провинция Шаньдун. Длина 234 см., ширина - 51 см.

Иллюстрация 2.27. Погребальные фигурки артистов байси. Западная Хань. Длина композиции 67 см., ширина 47,5 см., высота - 22,7 см. Музей г. Цзинань.

Иллюстрация 2.28. Фрагмент каменного барельефа эпохи Восточная Хань, обнаружен при раскопках в Личэне, провинция Шаньдун. Изображает танец на тарелках (тарелки поставлены дном вниз).

Иллюстрация 2.29. Изображение танцора байси, фрагмент каменного барельефа, найденного в захоронении эпохи Хань, Инань Бэйчжай.

Иллюстрация 2.30. Серая расписная керамика из захоронения в Цилихэ, г. Лоян, пров. Хэнань. Музей Лояна, пров. Хэнань.

Иллюстрация 2.31. Пайю из расписной керамики, Восточная Хань. Высота статуэток - 14,6, 18,4 и 15,2 см. Коллекция музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Иллюстрация 2.32. Погребальная фигурка стоящего сказителя шо-чан с барабаном. Восточная Хань. Высота фигурки - 66,5 см. Коллекция музея провинции Сычуань.

Иллюстрация 2.33. Погребальная фигурка всадника на слоне. Восточная Хань. Длина 10,8 см.,высота 10,3 см. Коллекция Лоянского музея.

Иллюстрация 2.34.

Погребальные фигурки носорога и укротителя из позолоченной бронзы из

захоронения Даюньшань

^ Ш ) . Эпоха Западная

Хань. Высота статуэтки носорога - 9,8 см., длина 19,8 см.; высота фигурки укротителя - 4,7 см. Коллекция Нанкинского музея.

Иллюстрация 2.35. Погребальные фигурки слона и укротителя из позолоченной бронзы, посеребренные. Западная Хань. Высота фигурки слона 20 см., длина -30,5 см.; высота фигурки укротителя 7,2 см. Коллекция Нанкинского музея.

Иллюстрация 2.36. Погребальные фигурки, найденные в ханьских захоронениях чуского правителя в Толаньшань, в районе Сюйчжоу в 1989 г. 7 фигурок танцовщиц, размер - около 45 см; 8 фигурок музыкантов, размер - около 33 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 2.37. Барельефы эпохи Восточная Хань, обнаруженные при раскопках в храмовом ханьском захоронении в г. Чэнду, пров. Сычуань. Коллекция музея пров. Сычуань.

Иллюстрация 2.38. Погребальная фигурка танцора, цветная керамика, период Западная Хань. Размер - 50 см. Коллекция национального музея Китая.

Иллюстрация 2.39. Керамические погребальные фигурки танцовщиц с длинными опущенными рукавами из усыпальницы чуского правителя в Толаньшань в Сюйчжоу, период Западная Хань. Размер - 47 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 2.40. Керамическая погребальная фигурка танцовщицы с развевающимися рукавами из усыпальницы чуского правителя в Толаньшань в Сюйчжоу, период Западная Хань. Размер - 45 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 2.41. Погребальная керамическая фигурка девушки, играющей на гуслях сэ из усыпальницы чуского правителя в Толаньшань в Сюйчжоу, период Западная Хань. Размер - 33 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 2.42. Погребальная керамическая фигурка девушки, играющей на цине из усыпальницы чуского правителя в Толаньшань в Сюйчжоу, период Западная Хань. Размер - 32 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 2.43. Погребальная керамическая фигурка девушки, играющей на духовом инструменте из усыпальницы чуского правителя в Толаньшань в Сюйчжоу, период Западная Хань. Размер - 34,5 см. Коллекция музея Сюйчжоу.

Иллюстрация 3.1 Четырёхэтажное расписное гончарное здание (склад) династии Восточная Хань, Городской музей Цзяоцзо, обнаружено в гробнице Байчжуан династии Хан в 2009 году, 43/66 /112см, глинистая серая керамика.

ми

Рисунок 3.2 Расписный гончарный двор, керамика, Восточная династия Хань, 84/130/114см, обнаружено в гробнице Байчжуан династии Хан в Хуайян провинции Хэнаньв 1981 году, в настоящее время сохрано в музее Хэнань.

\ шлв л» -

Рисунок 3.3 На восточной стене гробницы династии Хань в уезде Инань есть рисунок жертвоприношения, изображение «Портрет гробницы северной границы династии Хань в уезде Инань», Издательство "Культурные реликвии", Автор: Музей Шаньдун, 2015 г. (Рисунок 3)

Иллюстрация 3.4. Снято в здании бывшего императорского склада на улице Наньсиньцан в Пекине, ныне являющегося музеем. Модель древних китайских житниц цюнь.

Иллюстрация 3.5. Керамические житницы эпохи Хань с подписями; найдены в 1953 г. при раскопках в Цзиньгуюань в Лояне. Коллекция музея провинции Хэнань.

Иллюстрация 3.6. Житница на трех ножках из зеленой глазурованной керамики с т.н.

«узором титивы» ( ЗЙХ сяньвэнь).

Восточная Хань. Высота - 24,5 см., диаметр отверстия - 5,7 см., расстояние между ножками - 7,8 см.

Иллюстрация 3.7. Керамическая житница цюнь эпохи Хань, найдена в Фэнхуаншани в уезде Цзянлин провинции Хубэй. Высота 34,5 см., диаметр в середине - 20 см.

Иллюстрация 3.8. Народность байкуяо, проживающая в

Гуанси-Чжуанском автономном округе КНР в уезде Наньдан, сохранила традицию хранения зерна в житницах цюнь до наших дней. Каждая житница оснащена специальной защитой от грызунов, располагаемой в верхней части опорных столбов: на каждый из столбов нанизывается глубокий керамический сосуд с глазурованной поверхностью. Поскольку

поверхность сосудов довольно скользкая, грызунам сложнее залезть

Иллюстрация 3.9. Житница цюнь на квадратной подставке на четырех ножках, мыльный камень. Высота - 31 см., длина 20 см., ширина 19 см. Коллекция музея Гуанси.

Иллюстрация 3.10. Каменный барельеф эпохи Хань. На барельефе изображена ханьская деревянная житница в форме дома. Коллекция музея провинции Сычуань.

Иллюстрация 3.11. Керамическая житница цан на сваях. Восточная Хань. Длина 34,58 см., ширина 31,5 см., высота 32,8 см. Коллекция музея ханьской культуры в Хэпу в Гуанси.

Иллюстрация 3.12. Многоэтажная керамическая житница цан с изображением уплаты ренты на стенах. Найдена при раскопках в Хоушиго в городе Синьми. Коллекция музея провинции Хэнань.

Иллюстрация 3.13. Семиэтажная житница-терем цан, высота 192 см., общая протяженность с «лицевой» стороны - 168 см. Музей Цзяоцзо.

Иллюстрация 3.14. Восточная Хань, резьба по камню (оттиск) - вид на вход в усадьбу. Размер 116,5 на 78,5 см. Найдена в деревне Цзюсянь уезда Цюйфу провинции Шаньдун, сейчас хранится в коллекции Комитета по управлению памятниками культуры уезда Цюйфу.

Иллюстрация 3.15. Западная Хань, модель усадьбы, найденная при раскопках полой могилы с каменными барельефами на улице Цяньюань, в городе Чжэнчжоу провинции Хэнань; серая керамика, длина 82 см, ширина - 80 см, высота 73 см. Коллекция Музея Хэнани.

Иллюстрация 3.16. Восточная Хань, модель усадьбы с дворами юаньло из расписной керамики. Высота 84 см, длина 130 см, ширина 114 см. Найдена при раскопках в уезде Хуайян провинции Хэнань. Коллекция Музея Хэнани.

Иллюстрация 3.17. Восточная Хань, усадьба со дворами юаньло из расписной керамики, фрагмент. В верхней части изображения - кухня и скотный двор, в нижней - сцена.

Иллюстрация 3.18. Восточная Хань, модель крепости, обнаруженная в захоронении Маинган в восточной части Гуанчжоу провинции Гуандун. Размер - 41,2 см в длину и 40 см в ширину, высота 29,6 см. Сейчас хранится в Национальном музее Китая.

Иллюстрация 3.19. Восточная Хань, погребальная модель крепости с башней-теремом, серая керамика с зеленой глазурью. Длина 67,7 см, ширина 54,5 см, высота - 105 см. Коллекция Музея провинции Ганьсу.

Иллюстрация 3.20. Восточная Хань, фрагмент настенной росписи, изображающей «Нинчэн», из захоронения Хэлиньгэр (Внутренняя Монголия), а также его контурная прорисовка.

Иллюстрация 3.21. Башня из керамики с зеленой глазурью и ее зарисовка, вид спереди. Восточная Хань. Высота 216 см, длина сторон основания - 82,8 см. Найдена в 1990 году при раскопках погребений эпохи Хань в Санчжуане (Фучэн, пров. Хэбэй). Коллекция Института исследования памятников материальной культуры провинции Хэбэй.

Иллюстрация 3.22. Башня желтого журавля, 11 июня 1985 года. При восстановлении башни к трем имеющимся ярусам было добавлено еще два.

Иллюстрация 3.23. Башня желтого журавля в 1868 году при династии Цин. В это время в башне было всего три этажа.

Иллюстрация 3.24. Изображение беседки на воде, найденное при раскопках в Лянчэнчжэне (у. Вэйшань, пров. Шаньдун).

Иллюстрация 3.25. Обзорная башня из керамики с зеленой глазурью, период Восточной Хань. Высота 130 см, поперечная длина водоема 42 см. Найдена во время раскопок ханьских погребений в Чжанване (у. Линбао, пров. Хэнань). Сейчас хранится в коллекции Музея Хэнани.

Иллюстрация 3.26. Двухъярусный павильон на воде из керамики с зеленой глазурью, период Восточная Хань. Высота 45 см, диаметр пруда 40 см. Найдена при раскопках в Суньваньхэ (у. Сичуань) в 1964 году. Коллекция Музея провинции Хэнань.

Иллюстрация 3.27. Эпоха Хань, серая керамика, керамическая печь с изображением дерущихся зверей, обнаружена в захоронении

Юаньлоси ( / Щ ) в городе

Гунъи (ЭДХ^) , вид сбоку и сверху.

Высота 12 см, длина 31,3 см, ширина 20,8 см. Сейчас хранится в коллекции Музея города Гунъи.

Иллюстрация 3.28. Керамическая печь с изображением дерущихся зверей, вид на резьбу с четырех сторон печи.

Иллюстрация 3.29. Эпоха Хань, печь из красной керамики с зеленой глазурью в форме подковы, вид сбоку и сверху. Высота 14,4 см, длина 31 см, ширина 28,7 см. Сейчас хранится в коллекции музея Хэнани.

Иллюстрация 3.30. Фрагмент каменного барельефа, найденного в Суншане Ш) (уезд Цзясян (Ш^) , провинция Шаньдун), изображающий кухню.

Иллюстрация 3.31. Керамическая модель колодца, Западная Хань. Высота 47,8 см. Найдена в захоронении эпохи Хань в Шаогоу (Лоян, пров. Хэнань). Сейчас хранится в коллекции Национального музея Китая.

Иллюстрация 3.32. Каменный барельеф из захоронения эпохи Хань в Цяньлинтай (Чжучэн, пров. Шаньдун), прорисовка. На барельефе изображена кухня, часть барельефа изображает колодцы и людей, черпающих из них воду.

Иллюстрация3.33. Модель колодца из керамики с зеленой глазурью, Восточная Хань. Высота 40,3 см, диаметр 18 см. Найдена в захоронении номер 2 в Чжанване (уезд Линбао, Саньмэнься, пров. Хэнань) в 1972 г. Сейчас хранится в Музее Хэнани.

Иллюстрация 4.1. Бронзовый музыкальный инструмент, период Чжаньго. Найден в захоронении князя И в Суйчжоу, Хубэй. Сверху: бяньчжун князя И целиком. Внизу: часть бяньчжуна, а также вид на подставку. Длина подставки 748 см, высота 265 см. Сейчас хранится в Музее провинции Хубэй.

Иллюстрация 4.2. Фрагмент каменного барельефа с изображением празднества из ханьского захоронения в Инане, Шаньдун.

Иллюстрация4.3. Каменный барельеф с изображением танцев и музыки из Наньяна, Хэнань.

Иллюстрация 4.4. Ранняя Западная Хань, колокола бяньчжун из Лочжуана после реставрации. Найдены в захоронении Лочжуан. Всего 14 колоколов нючжун, самый маленький из которых составляет 9,7 см в ширину, самый большой -20,5 см в ширину. 5 колоколов юнчжун, самый маленький - 26 см в ширину, самый крупный - 29,6 см.

Иллюстрация 4.5. Фотография с раскопок захоронения эпохи Хань в Лочжуане, вид на бронзовые колокола бяньчжун.

Иллюстрация 4.6. Колокол нючжун из захоронения эпохи Хань Лочжуан.

Иллюстрация4.8.Чаша «доу» с орнаментом, изображающим охоту периода Сражающихся царств

(рис. 4.9).Драконий треножник, период Сражающихся царств. Хранится в Национальном музее КНР. Высота - 103 см, диаметр отверстия 80 см.

(рис. 4.10). Жертвенный сосуд «гуй», Западная Чжоу. Высота 15,7 см. Диаметр отверстия 22,5 см. Ширина основания - 17,9 см. Хранится в Национальном музее КНР

(рис. 4.11).Бронзовый подсвечник с 15-ю соединёнными чашечками. Высота 84,5 см

(рис. 4.12).Сосуд для воды в виде безрогого китайского дракона, династия Хань

(рис. 4.13).Бронзовый светильник в форме треножной печки. Найден в 1968 г. при раскопках могилы времён династии Хань в уезде Маньчэн, Западная Хань

(рис.4.14). Бронзовый подсвечник в виде гусиной лапки, Восточная Хань

Иллюстрация 4.15. Западная Хань, лаковый поднос с тарелками, чашами с ушками, винными чарами чжи и палочками для еды. Сейчас хранится в Музее провинции Хунань.

Иллюстрация 4.16. Западная Хань, поднос с облачным орнаментом, длина 78, ширина 48, толщина 5 см. Найден в Мавандуй, Чанша. Сейчас хранится в Музее провинции Хунань.

Иллюстрация 4.17. Западная Хань, небольшая лаковая тарелка с подписью «господин изволит угоститься», 3 см в высоту, диаметр 18,2 см. Найдена в Мавандуй, Чанша. Коллекция Музея провинции Хунань.

Иллюстрация 4.18. Западная Хань, небольшая лаковая чара с облачным орнаментом и подписью «господин изволит пить», диаметр 13,4, высота 13,5 см. Найдена в Мавандуй, Чанша. Коллекция Музея провинции Хунань.

Иллюстрация 4.19.

Западная Хань, овальная лаковая чаша с ушками с облачным орнаментом и подписью «четыре

шэня». Ширина 22,3, длина 27,5 см. Найдена в Мавандуй, Чанша.

Коллекция музея

Хунани.

Иллюстрация 4.20. Западная Хань, двухэтажная лаковая шкатулка с девятью отсеками. Высота 20,8 см, диаметр 35,2 см. Найдена в ханьском захоронении один в Мавандуй, Чанша. Коллекция Музея провинции Хунань.

Иллюстрация 4.21. Западная Хань, двухэтажная лаковая шкатулка с девятью отсеками -нижний «этаж» и отсеки. Найдена в ханьском захоронении один в Мавандуй, Чанша. Коллекция Музея провинции Хунань.

Иллюстрация 4.22. Западная Хань, прямоугольная двухэтажная лаковая шкатулка с разноцветным облачным узором, длина 48,5, ширина 25,5 высота 21 см. Найдена в захоронении три в Мавандуй, Чанша. Коллекция Музея провинции Хунань.

Иллюстрация 4.23. Западная Хань (138 г. до н.э.), позолоченная курильница бошань-лу на бамбуковой ножке. 58 см. в высоту, диаметр чаши сверху 9 см., диаметр основы - 13,3 см. Найдена в захоронении Маолин, сейчас хранится в Историческом музее Шэньси.

Иллюстрация 4.24. Позолоченная бошань-лу на бамбуковой ножке, вид на чашу курильницы.

Иллюстрация 4.25. Западная Хань.

Бронзовый светильник в виде барана. Высота 18,6 см., длина 23 см. Найден в 1968 г. в ханьском захоронении в Манчэне, сейчас

хранится в Музее провинции Хэбэй.

Иллюстрация 4.26.

Западная Хань. Бронзовый светильник в виде барана.

Иллюстрация 4.27. Восточная Хань, бронза, статуэтка Летящая лошадь. Рост 34,5 см., длина тела 45 см, ширина 13 см., вес 7,15 кг. Найдена в ханьском захоронении в Лэйтай (Увэй, пров. Ганьсу). Коллекция музея провинции Ганьсу.

Иллюстрация 4.28. Бронзовая статуэтка Летящая лошадь, вид на ногу, наступающую на ласточку.

Иллюстрация 4.29. Восточная Хань, каменный барельеф из усыпальницы аристократической семьи У (западная стена, четвертый ряд), обряд похорон с лошадьми и повозками, оттиск.

Иллюстрация 4.30. Западная Хань, нефритовые пластины, золотые нити, нефритовое погребальное одеяние принца Лю Шэна. Рост костюма - 188 см. Найден в 1968 году, сейчас хранится в Музее провинции Хэбэй.

Иллюстрация 4.31. Схематическое изображение погребального нефритового костюма принца Лю Шэна по частям, фото из Музея провинции Хэбэй.

Иллюстрация 4.32. Нефритовый костюм принца Лю Шэна с золотыми нитями, вид на брюшную часть.

Иллюстрация 4.33. Хань, нефритовая цикада, длина 2,9 см, ширина 2,1 см, толщина 0,8 см. Коллекция императорского двора Цин, сейчас хранится в музее Гугун.

Иллюстрация 4.34. Хань, нефритовые свиньи. Одна нефритовая свинья 11,2 см в длину и 2,9 см в высоту; вторая - 11,7 и 2,6 см соответственно. Коллекция императорского двора Цин, сейчас хранятся в музее Гугун.

Иллюстрация 4.35. Период Чжаньго. Золото, бирюза. Позолоченные серьги с бирюзой. Вид на серьги и вид фрагмента. Найдены в 1992 году в могиле Шан-вана в Линьцзы. Длина 7,3 см, ширина 2,6 см. Коллекция Музея города Цзыбо.

Иллюстрация 4.36. Западная Хань, золото. 4 цзиньхуапао из гробницы вана Наньюэ. Вид с двух сторон. Диаметр 1,1, высота 0,5 см. Хранятся в Музее при погребении ханьского вана Наньюэ в Гуанчжоу.

Иллюстрация 4.37.

Восточная Хань, золото, агат, бирюза. Золотой бисе с филигранью. Высота 3,4 см. Найден в 1969 году в могиле Му-вана Лю Чана эпохи Восточная Хань в Чжуншане, г. Динчжоу, Бэйлинтоу.

Иллюстрация 4.38. Западная Хань. Золото, агат, стекло. Золотые слитки в форме стоп цилиня (в центре) и слитки в форме лошадиных копыт, расположенные по размеру (разложены по периметру). Найдены в могиле чжухоу Хайхуня, сейчас хранятся в Музее при раскопе погребения хайхуньского чжухоу эпохи Хань в Наньчане (провинция Цзянси).

Иллюстрация 4.39.

Западная Хань, золото, агат, стекло. Золотые слитки в форме ног цилиня из погребения чжухоу Хайхунь. Хранятся в Музее при раскопе погребения хайхуньского чжухоу эпохи Хань в Наньчане (провинция Цзянси).

Иллюстрация 4.40. Западная Хань, золотые диски со следами чернил. Диаметр 5,6-6,5 см, вес от 250 до 300 грамм, чистота золота 95%. Коллекция Музея при раскопе погребения хайхуньского чжухоу эпохи Хань в Наньчане.

Иллюстрация 4.41. Западная Хань. Серебряный таз цзянь. Высота 11,4, диаметр 74,4 см. Обнаружен при раскопках погребения чуского вана в Шицзышань, Сюйчжоу. Сейчас хранится в коллекции Музея Сюйчжоу.

Иллюстрация Небольшая

5.1.

кустарная по

мастерская изготовлению погребальных фигурок, Сиань, провинция

Шэньси. У мастера в руках глина, из которой он делает фигурки.

Иллюстрация 5.2. Формы для изготовления погребальных фигурок в «настоящей» одежде, найдены при раскопках руин гончарных мастерских в Чанъане. Слева - форма для изготовления туловища (заполнена глиной).

Иллюстрация 5.3. В настоящее время в мастерских по

производству изделий из фарфора и керамики используются гипсовые формы.

Иллюстрация 5.4. Изготовление скульптуры: мастер заполняет глиной форму. Современная гончарная мастерская.

Иллюстрация 5.5. Печь маньтоу-яо, распространенная на севере с древности до наших дней. Внизу: вид печи в разрезе. (Надписи на схеме, слева направо: дымоходная труба, камера печи, очаг, топка).

Иллюстрация 5.6. Голова воина. Расписная керамика,

погребальные фигурки воинов и коней из Янцзяваня.

Иллюстрация 5.7. Керамическая модель двора юаньло, а также изображение отдельных его частей. Серая керамика, Восточная Хань. Длина 82 см, ширина 80 см, высота 73 см. Найдена в Бэйцзе в захоронении номер 7

(Цяньюань, г. Чжэнчжоу, Хэнань), сейчас хранится в Музее провинции Хэнань.

Иллюстрация 5.8.

Керамическая модель

житницы-терема цан с семью ярусами. Восточная Хань. длина 162,6 см, глубина постройки 81,3 см, высота 175 см. Коллекция Музея города Цзяоцзо.

Иллюстрация 5.9. Модель пятиярусной

житницы-терема из керамики с росписью.

Восточная Хань. Высота

154 см, ширина 53 см,

глубина строения 54 см.

Коллекция Музея провинции Хэнань.

Иллюстрация 5.10. Форма для изготовления погребальной модели печи с надписью «5-ый год Цзяньчу». Восточная Хань. Длина 31 см, ширина 22 см. Коллекция Музея Синьсяна.

Иллюстрация 5.11. Керамическая модель житницы с

изображением сбора ренты, Восточная Хань. Найдена в Хоушиго (г. Синьми, Хэнань). Сейчас хранится в

коллекции Музея Хэнани.

Иллюстрация 5.12. Керамическая модель театра с зеленой глазурью. Восточная Хань. Найдена в 1976 г. в Давандяне (у. Воян, пров. Аньхой).

Высота 99 см. Коллекция Национального музея Китая.

Иллюстрация 5.13. «Тянь гун кай у» (энциклопедия «Раскрытие вещей, явленных небом» С Ж X Ж Ш )) ), изображение людей, добывающих медь из медной руды.

Иллюстрация 5.14. Западная Хань. Красный песчаник, форма для литья монет баньлян, найдена в Шуйхуньцунь (поселок

Вэньцзян, уезд Гао). Длина формы 25 см, ширина 8,5 см, толщина - 5 см. На поверхности 4 ряда по 7 монет в каждой, всего 28 гнезд для литья монет, из них три - разрушены. Диаметр каждого гнезда 2,7 см. На каждом гнезде надпись в каллиграфическом стиле сяочжуань: «баньлян».

Иллюстрация 5.15. Керамическая форма для литья. Ранняя эпоха Шан. Коллекция Национального музея Китая, найдена недалеко от Наньгуань в Чжэнчжоу (провинция Хэнань). Длина 23 см, ширина 24 см.

Иллюстрация 5.16. Шанхайский музей, Зал бронзы. Экспозиция литейных форм для изделий из бронзы, керамическая форма для литья в разобранном виде.

Иллюстрация 5.17. Западная Хань. Медная форма с надписью «учжу». Длина 285 мм, ширина 80 мм.

Иллюстрация 5.18. Из «Тянь гун кай у» (энциклопедии «Раскрытие вещей, явленных небом» (ЖХЖ^)) ). Изготовление колокола чжун по выплавляемой восковой модели. Коровье и овечье масло добавляются в воск, материалу дают застыть при низкой температуре, на воске вырезаются разнообразные декоративные узоры. Затем восковая модель плотно покрывалась жидкой мелкодисперсной глиной, подсушивалась, обмазывалась глиной смешанной с травой, снова подсушивалась. Затем форма нагревалась при низкой температуре, и воск с маслом вытекали из заранее оставленного отверстия, оставляя только глиняную оболочку. На изображении справа глиняная оболочка обжигается при температуре 850 градусов, после чего форма помещается в землю, в нее заливается оплавленная медь.

Иллюстрация 5.19. Шанхайский музей - экспозиция литых изделий из бронзы. Метод литья по выплавляемым моделям. Слева - восковая модель внутри формы (изделие вверх ногами). Справа - само изделие после охлаждения меди (изделие вверх ногами).

Иллюстрация 5.20. Труд цинского художника Ли Чэнъюаня «Работа с нефритом. Пояснения с иллюстрациями», «Получение шлифовальной крошки». На рисунке изображены два человека - стоящий дробильшик со ступой, и сидящий растирщик жидкого состава с крошкой. Пояснения внизу изображения, слева направо: раствор с крошкой, крошка черного камня очень крепкая; крошка красного камня более мелкая и мягкая; крошка желтого камня еще мягче, чем крошка красного камня; драгоценный материал; используется для придания гладкости и блеска, по структуре похож на песок.

Иллюстрация 5.21. Труд цинского художника Ли Чэнъюаня «Работа с нефритом. Пояснения с иллюстрациями», «Нарезка нефрита». На рисунке два человека нарезают нефрит при помощи специальной пилы.

Иллюстрация 5.22. Труд цинского художника Ли Чэнъюаня «Работа с нефритом. Пояснения с иллюстрациями», «Обтачивание». Слева показано, как при помощи буров подтачивается форма - изделие готовится к последующему нанесению ажурной резьбы. Справа - процесс создания отверстий в нефритовом изделий. В обоих случаях используется алмазные буры, то есть трубчатый бур и полый трубчатый бур.

Иллюстрация 5.23. Произведение цинского художника Ли Чэнъюаня «Работа с нефритом. Пояснения с иллюстрациями». На рисунке показана работа с шлифовальным диском на шлифовальном станке.

Иллюстрация 5.24. Эпоха Хань. Нефритовые «во» в форме свиньи. Длина одного изделия 11,2, высота - 2,9 см. Длина второго 11,7, высота - 2,6 см. Оба выполнены в технике «восьми ножей» («хань ба дао»). Из старой коллекции цинского императорского дворца, сейчас хранится дворце-музее в Запретном городе.

Иллюстрация 5.25.дракона, найдена в ханьском захоронении в гор. округе Чанша, провинции Хунань. Узор на хвосте дракона, с тонкими линиями -пример стиля «ю сы мао дяо» («спираль шелковых нитей»). Длина изделия 8,8 см, ширина - 4,3 см, толщина - 0,3 см. Сейчас хранится в Музее города Чанша.

Иллюстрация 5.26. Сруб лакового дерева. На дереве делается небольшой косой разрез в форме полумесяца, из которого потом начинает течь сок. Сок сначала молочно-белого цвета, затем окисляется и чернеет. Сырой лак собирается в воронкообразную чашу из твердой коры или ракушки.

- "Лг-П/Л, ,'.,1 Лчч'-пЧ» г. г,' п.Ч/ЧФ '1—, /Л; '.¡»Л.* 1..'.. . ^«ЛрМ/'/.^Л,.

• |>л —^^чЛьЛ ' ■ >(!5. 4 л.

> „¿¿Ал 'А. ¿А - '

Иллюстрация 5.27. «Естественная история Китая. Производство лака», Франция, автор неизвестен, Х"УШ-Х1Х вв. На изображении можно увидеть посадку лаковых деревьев, разрыхление земли, процесс ухода за деревьями. Коллекция Французского национального музея в замке Фонтенбло.

Иллюстрация 5.28. Деревянная основа под лаковое изделие. Современная обработка деревянной чаши на станке.

Иллюстрация 5.29. Изготовление некого предмета, похожего на блюдо, по технологии «цзячжу». На изображении показаны как мастера вынимают основу, полируют и покрывают лаком изделие.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.