Мораль и нравы ранневизантийского общества: конец IV - V вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Агаркова, Юлия Николаевна

  • Агаркова, Юлия Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Белгород
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 234
Агаркова, Юлия Николаевна. Мораль и нравы ранневизантийского общества: конец IV - V вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Белгород. 2013. 234 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Агаркова, Юлия Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. ЭТАПЫ И ХОД ПРОЦЕССА ХРИСТИАНИЗАЦИИ ПОЗДНЕАНТИЧНОГО ОБЩЕСТВА

1.1. Формальная победа христианизации к концу IV века

1.2. Христианство и пережитки язычества с V в. «Двоеверие». Проблема реальной христианизации позднеантичного общества

Глава И. КОНСТАНТИНОПОЛЬ РУБЕЖА IV-V ВВ. И БОРЬБА ЗА РЕАЛЬНУЮ ХРИСТИАНИЗАЦИЮ

2.1. Иоанн Златоуст и его борьба за реальную христианизацию морали и нравов в повседневной жизни

2.2. Христианское и языческое в общественной жизни

2.3. Христианское и языческое в частной жизни

2.4. Тендерный аспект морали и нравов в ходе реальной христианизации

2.5. Влияние варваризации на мораль и нравы византийцев

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ МОРАЛИ И

НРАВОВ В ПРОВИНЦИЯХ

3.1. Александрия Египетская

3.2. Антиохия Сирийская

3.3. Газа Палестинская

3.4. Кесария Палестинская

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мораль и нравы ранневизантийского общества: конец IV - V вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования заключается в том, что переходные исторические эпохи имеют непреходящую важность, прежде всего, в современных условиях поисков путей модернизации нашего общества. В последнее время значительно изменилось понимание эпохи поздней античности (IV-VI вв.)1 как одной из наиболее сложных и противоречивых. По ряду параметров можно выделить это переходное время в самостоятельную историческую эпоху в комплексе взаимодействия всех составляющих ее разнонаправленных факторов. Его основным содержанием является идея континуитета - качественной преемственности между античной и византийской цивилизациями. Феномен континуитета - один из самых сложных, но и самых интересных в истории. Он предполагает построение динамической модели эпохи из различных взаимодействующих элементов в системе «преемственность - дискретность». Поздняя античность - это общество в движении, изменении, переформатировании2, транзитивное общество. Однако, на сегодняшний день феномен культурной преемственности двух эпох применительно к теме нашего исследования нуждается в актуализации и доработке.

Тема также обладает непосредственной привлекательностью для нас, так как в современной исторической науке на первый план выходит изучение человека переходной эпохи в контексте всей цивилизации3. На наш взгляд, для рассматриваемого круга проблем и эпохи ключевой фигурой является св.

1 Болгов H.H. Поздняя античность: очерки истории и культуры. - Белгород, 2009. Поздняя античность на Востоке понимается нами как время, тождественное ранневизантийской эпохе.

2 Ляпустина Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002. - С. 31-46.

3 Госконтракт П322 «Человек переходной эпохи: Поздняя античность - Ранняя Византия» (рук. д.и.н., проф. H.H. Болгов), реализуемый в НИУ «БелГУ» в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры современной России. 2009-2013» мероприятия 1.2.1. «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук». Данная диссертация включена в этот проект.

Иоанн Златоуст, проповедник и патриарх, который в своих многочисленных сочинениях особое внимание обращал на укрепление христианской морали, выраженной в поведении, как общественном, так и бытовом. В целом ряде сочинений и проповедей Иоанн Златоуст неистово боролся с пережитками античной свободы частной жизни и нравов. Но языческая культура на протяжении долгого времени оставалась живой силой как на Западе, так и на Востоке. Став государственной религией, само христианство еще долго не могло прийти к внутреннему единству. Поэтому идеал христианской семьи и повседневного поведения был недостижим без ментального переворота, реальной христианизации, искреннего обращения в христианство и усвоения всей системы поведения, в том числе тендерного. Для этого надо было искоренить остатки античных традиций как в общественной, так и в частной жизни.

Происходящий сегодня (начавшийся в Европе в эпоху Просвещения, а в России в советский период) процесс дехристианизации, несмотря на некоторое оживление христианской традиции в современной России, зачастую дает многочисленные образцы сложного переплетения христианских, нехристианских, светских и прочих ценностей в картине мира, морали, нравах и бытовом поведении одного и того же человека. Поэтому живая картина изменений системы ценностей, морали и нравов, выраженных в бытовом поведении, важна нам на обоих полюсах - как в начале христианизации (ранняя Византия), так и на современном этапе изживания христианской традиции (в плане актуальности исследования).

Целью данного диссертационного исследования является изучение состояния и эволюции реальной морали и нравов в ранневизантийском обществе, причин, характера и хода глубоких ментальных изменений, происходивших в этом обществе вследствие не формальной (IV в.), а реальной (V в.) христианизации.

В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

• рассмотреть общее состояние процесса христианизации позднеан-тичного общества;

• выявить основные причины формальной победы христианства к концу IV в.;

• определить соотношение христианства и остатков язычества в V в.;

• проанализировать жизненный путь и деятельность Иоанна Златоуста как борца за реальную христианизацию морали и нравов;

• выявить и классифицировать формы борьбы Иоанна Златоуста за реальную христианизацию;

• рассмотреть христианские нравы и пережитки языческих нравов в общественной морали и поведении в конце IV - V вв.;

• изучить частные нравы и бытовое поведение ранневизантийского общества;

• проанализировать процесс ментального переворота, связанного с христианизацией, применительно к женщине, ее аксиологическим установкам и тендерному поведению;

• изучить особенности морали и бытового поведения в провинциях на примере их наиболее важных городов (Александрия Египетская, Антиохия, Газа, Кесария).

Объектом исследования является процесс эволюции морали и нравов под воздействием успехов реальной христианизации.

Предметом настоящего исследования являются мораль, нравы и бытовое поведение ранних византийцев в процессе реальной христианизации.

При этом мы специально не рассматриваем христианскую нормативную мораль и нравы, монашеский образ жизни. Основное внимание сосредоточено на переходности, на жизни и поведении как последних язычников, так и, главным образом, «поверхностных христиан», сохранивших в быту много языческих, или, точнее, дохристианских пережитков. .»

Методологической базой исследования является циеилизационный подход (О. Шпенглер4, А. Тойнби5 и др.) в истории, позволяющий увидеть различные феномены и стороны исторического процесса в их движении и изменении.

Теория локальных цивилизаций, наиболее глубоко и последовательно сформулированная А. Тойнби, дает специалисту возможность изучения сложных социальных систем, в качестве которых рассматриваются локальные цивилизации, в совокупности их элементов и циклов, где основным критерием смены циклов в историческом движении здесь считается культура.

Обновление теоретико-методологического арсенала, возросшее в западной исторической науке в середине и второй половине XX в., привело к пересмотру традиционных представлений об историческом процессе и возможностях его познания. Нововведения были связаны, в первую очередь, с деятельностью французской школы «Анналов» (М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.)6. В поле зрения должен находиться конкретный познаваемый субъект в единстве его характеристик. Центральным понятием методологии школы «Анналов» становится менталъностъ или менталитет (более детально это понятие будет рассматриваться ниже). Традицию школы «Анналов» в отечественной науке поддержали Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, А .Я. Гуревич, Л.М. Баткин и др. В нашей стране эти наработки стали применяться с 80-х гг. XX в., однако, классическое антиковедение в России нечасто применяет данные категории (Ю.В. Андреев7).

Интерес к «субъективной стороне истории» выразился и в появлении микроистории. Долгое время специалисты занимались изучением макросистем: обществ и государств. Понять их эволюцию невозможно без изучения

4 Философское обоснование: Шпенглер О. Закат Европы. - В 2 тг. - М., 1998.

5 Применение к историческому процессу: Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991; М., 2006. В 3 тт. и др. изд.

6 Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М.: Индрик, 1993; Рохас К. Критический подход к истории французских «Анналов». - М.: Кругъ, 2006.

1 Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. - СПб.: Алетейя, 1998.

микросистемы - социально-психологической природы человека древности и средневековья. В своем наиболее известном варианте микроистория сложилась в конце 70-х годов в Италии (К. Гинзбург8, Дж. Леви9) и Франции (Н. Земон Дэвис10, Э. Ле Руа Ладюри и др.). В Германии это направление развивается в рамках «истории быта и повседневности» (И. Кокка, Г.-У. Велер, В. Ульрих). Микроисторики стремятся сосредоточиться на конкретных, обозримых аспектах прошлого, раскрыть поведенческие альтернативы, выявить личный выбор, мотивы этого выбора, его последствия. Именно полнота подобных микроданных позволяет конкретно проследить и изменение индивида, и связь таких изменений с окружающей социальной средой11.

Аспект исследований, связанный с изучением человека, отражен также и в «истории повседневности». Главный предмет внимания здесь - повседневная жизнь простых людей, изменения в их жизни и в них самих вместе со временем и внутри временных отрезков. Ее сторонники стремятся проанализировать изменчивые восприятия, переживания, поведение людей, влияние на них общественных структур и процессов, их понимание этих структур и процессов12. В рамках этого направления ведутся исследования условий жизни, труда и отдыха (быта, условий проживания, рациона питания, способов лечения, социальной адаптации), а также факторов, влияющих на формирование сознания и норм поведения, культурные предпочтения т.д. подавляющего большинства населения в тот или иной исторический период.

8 Ginzburg С. Mikro-Historie: Zwei oder drei Dinge, die ich von ihr weiss // Historische Antropologie. KulturGesellschaft-Alltag. 1993. H.2, по. 1; Гинзбург К. Сыр и черви. - М., 2000 и др.

9 Levi G. On Microhistory // New Perspectives on Historical Writing. - Oxford, 1991. - P. 93-113.

10 Земон Дэвис H. Обряды насилия // История и антропология. Междисциплинарные исследования на рубеже XX-XXI веков. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 111-162 и др.

11 Бессмертный Ю.Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории // Одиссей. Человек в истории. 1995. - М., 1995. - С. 11-12; Олейников А. Микроистория и генеалогия исторического опыта // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2006 / Под ред. М.А. Бойцова, И.Н. Данилевского. - Вып. 8. - М., 2008. - С. 379-393.

12 Kocka J. Sozialgeschichte. - Goettingen, 1986. - S. 167.

«Интеллектуальная история», активно разрабатываемая в последние десятилетия в ИВИ РАН (альманах «Диалог со временем» и др.) и ряде других центров13 ставит в центр внимания деятельность и труды представителей интеллектуальной элиты различных обществ14, в т.ч. поздней античности. В нашем случае, идеи св. Иоанна Златоуста как раз и представляют собой пример такого рода.

В определенной степени нами используется также гендерный аспект, сквозь призму которого рассматривалось изменение морали и нравов женщин Ранней Византии15. В мировой науке есть достаточно большое количество разработок с применением данной методологии16.

Работа также опирается на теорию континуитета между античной и византийской эпохами17, концепцию Постклассического мира Поздней античности. Единственное пока отечественное исследование такого рода на материале Северного Причерноморья предпринял H.H. Болгов18.

В ходе работы мы также опирались как на методологически необходимые - на принцип историзма и на комплексный подход к источникам.

13 В том числе в БелГУ: Литовченко Е.В. «Последние интеллектуалы» позднеантичной эпохи: традиция и транзитивность. - Белгород, 2011.

14 Gilbert F. Intellectual History: Its Aims and Methods // Daedalus. № 100. 1971. - P. 85-97.

15 В России имеется пока лишь одно исследование такого рода применительно к эпохе Ранней Византии: Смирницких Т. В. Характер и специфика частной жизни женщины в Ранней Византии / Автореф. канд. дисс. - Ставрополь, 2009 (работа выполнена в БелГУ).

16 Arjava A. Women and Law in Late Antiquity. - Oxford, 1996; Beaucamp J. Le statut de la femme à Byzance (4e-7e siècle). - Paris, 1992 и др.

17 В отечественной византинистике ее сторонником был М.Я. Сюзюмов. В целом в советский период эта теория официально отвергалась, но не признать ее хотя бы частично фактически было невозможно. См.: «Мне кажутся несостоятельными попытки возрождать в новейшей литературе теорию континуитета античной и ранневизантийской культуры в целом... и отрицать глубокие различия между поздней античностью и ранней Византией... Речь должна идти не о континуитете, а об одной из важных типологических особенностей византийской культуры, которой было свойственно сохранение в больших, чем на Западе, масштабах античных традиций» (Удальцова З.В. Историко-философские воззрения светских авторов ранней Византии // Византийские очерки. - М., 1981. - С. 9-10).

18 Болгов H.H. Проблемы континуитета в контексте развития античной цивилизации в Северном Причерноморье (кон. III - VI вв.) / Автореф. докт. дисс. - Н. Новгород, 2003.

При подготовке данного диссертационного исследования нами использовались следующие методы19:

• сравнительно-исторический метод;

• метод системного анализа;

• структурно-диахронный метод;

• герменевтический метод;

• приём исторического описания;

• историко-генетический метод;

• типологический метод;

• метод интерпретации.

Сравнительно-исторический метод был использован нами при разработке процесса культурного континуитета между античностью и Ранней Византией в наиболее важных формах их взаимодействия и позволил выявить основные черты этого сложного процесса, который затронул не одно десятилетие в культуре поздней античности (Ранней Византии).

Метод системного анализа выявил особенности эволюции системы взглядов Иоанна Златоуста на поставленную проблему.

Структурно-диахронный метод использовался для изучения сущност-но-временных изменений исторической реальности, так как он отличается от синхронного (то есть одновременного) анализа, который имеет целью раскрыть неизменные в определённом хронологическом отрезке свойства исторической действительности.

Герменевтический метод применялся для осуществления анализа трудов Иоанна Златоуста с целью выявления его отношения к античному наследию и античным пережиткам в морали и нравах жителей империи.

Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени мы использовали приём исторического описания.

19 См.: Ковалъченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 1987.

Нами был также использован историко-генетический метод, показывающий генезис и эволюцию основных рассматриваемых в диссертации явлений.

Типологический (классификационный) метод основан на классификации исторических явлений, событий, объектов; выявлении общего в единичном, поиске характерных признаков для определенных типов исторических событий. Классификация — это основа всех типов теоретических конструкций, со сложной процедурой установления причинно-следственных связей, которые связывают классифицируемые объекты. Данный метод дает возможность сопоставлять исторические явления по сходным параметрам.

Метод интерпретации. Интерпретация - одна из фундаментальных процедур мышления, процесс придания смысла и значения любым проявлениям социальной и природной действительности, включенных в мир культуры, объективированных в предметно-знаковой форме20. В процессе интерпретации исторических фактов, событий, явлений и процессов субъект познания восстанавливает, реконструирует прошедшую социально-историческую действительность.

Хронологические рамки работы охватывают ранневизантийский период, традиционно понимаемый как IV—VI вв., однако, для более объективного освещения процесса исторической эволюции рассматриваемых тенденций материал концентрируется вокруг более узких рамок - конца IV — V вв., времени от преодоления последствий юлиановских реформ и начала деятельности Иоанна Златоуста в Антиохии - до времени Анастасия, завершившего процесс оформления Ранней Византии накануне юстиниановской эпохи. Этот период, ранее считавшийся просто переходным (оформление «византинизма» относят обычно к VI - нач. VII вв.21), ныне обретает самостоя-

20 Агапов О.Д. Метод интерпретации в историческом познании / Автореф. канд. дисс. - М., 2000. - С. 15.

21 Haldon J.F. Byzantium in the Seventh Century. The Transformation of a Culture. - Cambr., 1990; Cameron, Averil. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. - L., 1981.

тельное научное бытие22. Именно это незавершенное состояние и наиболее интересно для современного исследования.

Территориально-географические рамки исследования охватывают собственно Византию, т.е. ее столицу - Константинополь, так как именно там нашли наиболее характерное выражение все основные рассматриваемые нами феномены и тенденции, а также материалы из Египта, Сиро-Палестинского региона и других областей ранневизантийского мира, преимущественно относительно их крупнейших городов, для показа полифонии рассматриваемых процессов.

Среди источников по теме основное значение имеют сочинения св. Иоанна Златоуста23 как наиболее показательные в отношении христианизации номинальной и реальной, борьбы за искоренение языческих традиций в морали, нравах и повседневной жизни.

Наиболее важны сочинения: «О девстве» (Соч., т. 1, ч. 1, с. 475-574)24, «К молодой вдове (слово 1 и 2)» (Соч., т. 1, ч. 1, с. 575-604), «Слово к жившим вместе с девственницами» (Соч., т. 1, ч. 1, с. 415-445) и «Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами» (Соч., т. 1, ч. 1, с. 446-474), «Слово на Новый год» (Соч., т. 1, ч. 2, с. 447-459), «О Лазаре» (Соч., т. 1, ч. 2, с. 546-568; 569-581), «Беседы к антиохийскому народу О статуях» (Соч., т. 2, ч. 1, с. 3-482), «Против упивающихся и о Воскресении» (Соч., т. 2, ч. 1, с. 569-580), «Беседа о том, что должно избегать притворного и неистинного ви-

22 Собственно, вслед за А.Х.М. Джоунзом и авторами «Просопографии Поздней Римской империи», мы можем разделить Позднеантичную эпоху на три фазы: 1) IV век - век формальной христианизации; 2) конец IV

- V вв. - время реальной христианизации и изживания остатков язычества; 3) VI в. (иногда пролонгируют этот период до времени императора Ираклия в 1-й пол. VII в.) - окончательное оформление «византинизма»

- нового культурно-политического сплава, включавшего имперскую идею, сложившуюся систему взаимоотношений между императорской властью и церковью, ранневизантийский культурный синтез на основе победы реальной христианизации общества и глубоким усвоением достижений античной культуры в рамках первой рецепции античности (см. также: Лемерль П. Первый византийский гуманизм. - СПб., 2012).

23 Ioannes Chiysostomus. Opera omnia I IPG. - T. 47-64; Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. - Т. 1-12. - СПб., 1898; М., 2006.

24 Ссылки даются по последнему русскому изданию: Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. -М„ 2006.

да» (Соч., т. 2, ч. 2, с. 536-540), 17 «Бесед о браке» (Соч., т. 3, ч. 1, с. 259-516), «Письма разным лицам» (Соч., т. 3, ч. 2, с. 192-511), «Беседы на Книгу Бытия» (Соч., т. 4, ч. 1, с. 50-71), «Пять слов об Анне» (Соч., т. 4, ч. 2, с. 402414), «Три беседы о Давиде и Сауле» (Соч., т. 4, ч. 2, с. 453-473), «Беседы на слова пророка Давида «Не бойся, когда разбогатеет человек» (Пс. 48:17)» (Соч., т. 5, ч. 2, с. 97-124), «Толкования на пророка Исайю» (Соч., т. 6, ч. 1, с. 47-68), «На слова пророка Исайи» (Соч., т. 6, ч. 1, с. 469-481), «Беседа против оставивших Церковь и ушедших на конские ристания и зрелища» (Соч., т. 6, ч. 2, с. 94-101), «Толкования на св. Матфея евангелиста», «Беседы на Евангелие св. ап. Иоанна Богослова», «О цирке» (Соч., т. 8, ч. 2, с. 322-326), «Беседы на Деяния Апостольские», «Беседы на Послание к римлянам», «Порицание растлевающим дев Христовых» (Соч., т. 9, ч. 2, с. 586-591), «Беседы на I Послание к коринфянам», «Толкование на II послание к коринфянам».

Помимо сочинений Иоанна Златоуста важен блок произведений христианской богословской традиции, ориентированный именно на повседневное поведение, мораль и нравы, преимущественно частные, частно-семейные.

Учение Златоуста о морали и нравах опиралось на достаточно древнюю общехристианскую нормативную концепцию семьи, восходящую к Посланиям ап. Павла и Писаниям мужей апостольских25. У одного из мужей апостольских, св. Игнатия Богоносца, мы находим указание на основу брачного союза - живую и искреннюю любовь между супругами.

Принципиальный взгляд древней Церкви на существо и цель брачного союза мы видим в «Пастыре Ермы», сочинении апологета II в., относительно второго брака.

В слишком общих замечаниях о браке у св. Иустина Философа в «Диалоге с иудеем Трифоном» мы находим указание на то, что он прямо называет

25 Писания мужей апостольских. В русск. переводе, с введ. и примеч. проф. П. Преображенского. Изд. 2. СПб., 1895.-С.26.

прелюбодеянием новое супружество26. В этом положении, очевидно, утверждается больше, чем дается прямым смыслом слов св. Иустина.

Афинагор Афинский - один из апологетов II в., автор послания, написанного в 177 г. императору Марку Аврелию в защиту христианства («Прошение о христианах»). По его мнению, «цель брачного союза - деторождение»; также он неблагосклонно смотрит на второй брак27.

Более подробно мы встречаем понятия о существе и цели брачного союза у Феофила Антиохийского в «Послании к Автолику»28: Бог, чтобы показать таинство единства Божия, вместе сотворил жену и Адама для того, чтобы между ними была большая любовь.

Учение Минуция Феликса о браке очень кратко. Апология «Октавий» представляет собой диалог двух друзей Минуция - язычника Цецилия и христианина Октавия (в честь последнего она получила свое название). Каждый из них в своей речи старается утвердить превосходство своей религии и ложность религии противника, в доказательство чего приводится масса всевозможных доводов, но победа, как и следует ожидать, остается на стороне христианина, так как его сильные доводы язычник должен был признать убедительными для себя и потому сам обращается в христианство29.

Учение о браке и проистекающем отсюда бытовом поведении подвергается специальному рассмотрению в творениях Ранних Отцов Церкви -александрийских учителей - Климента и Оригена. Это было вызвано назревшими потребностями времени. Основа брачного союза, по Клименту, лежит в высшей, нравственной стороне человеческой природы, а именно в том возвышенном чувстве любви и глубокой привязанности, которое зарождается между супругами30. Ориген также полагает, что соединенные Богом должны

26 Писания мужей апостольских. В русск. переводе, с введ. и примеч. проф. П. Преображенского. Изд. 2. СПб., 1895.-С. 26.

27 Там же. - С. 92.

28 Там же. - С. 102.

29 Там же.-С. 102.

30 Климент Александрийский. Строматы. - В 3-х тт. - Т. 1. - СПб., 2004. - С. 46.

чувствовать и поступать так: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь31.

Важнейшим для нашего исследования является сочинение св. Мефодия Патарского (Олимпийского) «Пир десяти дев или о девстве», написанное в форме подражания диалогу Платона «Пир». Содержание составляют произносимые несколькими девами похвалы девству (целомудрию). Текст завершается гимном Иисусу Христу. Сочинение представляет собой свод дони-кейской теологии и христианской доктрины.

Воззрения св. Отцов так называемого классического, золотого века христианской письменности (IV в.) заслуживают с нашей стороны большего внимания, так как в это время среди восточных христиан появилось достаточно широко распространившееся убеждение, что брак сам по себе или нечестив, или нежелателен, вследствие чего некоторые брачные пары разлучались между собой и удалялись от мира32.

Св. Василий Великий в сочинении «Беседа на некоторые псалмы» высказывает свой взгляд на брак и девство в следующих выражениях: «Человеколюбец Бог, пекущийся о нашем спасении, дал жизни человеческой двоякого рода направление, то есть супружество и девство, чтобы тот, кто не в состоянии вынести подвига девства, вступал в сожитие с женою, зная то, что потребуется от него отчет в целомудрии, святости и уподоблении тем, которые в супружестве и при воспитании детей жили свято»33.

Воззрения св. Григория Богослова на брак представляют немало интереса и важности, напоминая идеи Иоанна Златоуста. У них почти одни и те же мысли, сходный способ изложения; только у Богослова доминируют

31 Писания мужей апостольских. - С. 106.

32 См. Arjava, Antti. Women in the Christian Empire: Ideological Change and Social Reality // Studia Patrística. Vol. XXIV / ed. E.A. Livingstone. - Leuven, 1993. - P. 6-9.

33 Творения св. Василия Великого в 3 т. Исправл. пер. Московской духовной академии. - СПб., 1911. - С. 26.

краткость и сжатость, а у Златоуста - более широкое раскрытие, более подробный и глубокий анализ предмета1.

В высшей степени важное свидетельство о том, что церковная практика дозволяла супругу после расторжения брака по вине прелюбодеяния другого супруга вступать во второй брак, находится у Епифания Кипрского в его сочинении «Панарион» 2.

Весьма важна церковно-историческая традиция3, представленная сочинениями Евсевия Кесарийского (263-340 гг.), поставившего задачу в своей «Церковной истории»4 (10 книг) описать историю христианской Церкви, начиная от преемства апостолов до эпохи Константина I Великого. Для нашего исследования наиболее интересны заключительные книги 8 и 9, рассказывающие о начале IV в., так как сформированные тогда нормы и идеалы общественной и частной морали будут служить ориентиром и для времени конца IV - V вв.

Сократ Схоластик (380-439 гг.), будучи константинопольским адвокатом, написал «Церковную историю» 5 в 7 книгах о событиях с 305 г. по 439 г. г.

Эрмий Созомен (400-450 гг.), тоже адвокат, в «Церковной истории»6 в 9 книгах охватывает период с 324 г. по 423 г. и находится в сильной зависимости от Сократа. У него полезными оказались описания некоторых тради-

1 Gregorii Nasianseni Opera // PG. Т. 39-43; Gorgonia - oration by Gregory of Nazianzos // BHG 704; Mc Cauley, L.P. et al. Funeral Orations by Saint Gregory Nazianzen and Saint Ambrose. - Washington, D.C., 1953. - P. 101118; Григорий Богослов. Слово 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. - СПб., 1892. - С. 176188.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Агаркова, Юлия Николаевна, 2013 год

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Antiochi Stratigi: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима. - СПб., 1909.-32 с.

2. Athenagori Apologia: Афинагор. Предстательство за христиан / Пер. A.B. Муравьева // ВДИ. 1993. № 3-4.

3. Aurelius Augustinus. De Civitate Dei. - Lipsiae; Teubner Ferlag, 1909. - 902 p.; Августин Блаженный. О Граде Божием. - СПб.-К.: Алетейя, 2000. -В 2-х тт.

4. Cipriani Opera: Киприан Карфагенский. Об одежде девственниц // Творения Киприана. - К., 1888. - Т. 5. - С. 45-66.

5. Climenti Alexandrini Opera: Климент Александрийский. Педагог / Пер. Н. Корсунского. - Ярославль, 1890. - 348 е.; Климент Александрийский. Строматы: В 3 т. Книги I-III (с приложением греческих текстов). Издание подготовил Е.В. Афонасин. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 544 е.; Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасётся / Пер. с древнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А.Ю. Братухи-на. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 288 с.

6. Constitutions apostolicae: Постановления Апостольские. - Казань,

1864.

7. Epiphanii Cypris Opera: Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. М., 1863 - 1888. - Т. 2. - С. 54-56; Панари-он. Ересь XVII // Творения св. Епифания Кипрского, в русск. перев. - М., 1880.

8. Eusebii Historia Ecclesiastica: PG. Тт. 19-24. Рус. пер.: Евсевий. Церковная история. - М., 1993. - 560 с.

9. Eusebiou tou Pamphilou, episkopou tes en Palaistine Kaisareias ta euris-komena panta I I Patrologia Graeca / ed. J.P. Migne. - T. 19-24. - Paris, 1857; Ев-севий Кесарийский. Церковная история. - М.: Амфора, 2007. - 491 с.

10. Evagrius: The Ecclesiastical History. - L., 1898; Евагрий Схоластик. Церковная история в 6 кн. / пер. В.И. Кривушина. - СПб.: Алетейя, 19992003. - 3 т.

11. Gregorii Nasianseni Opera // PG. Т. 39-43; Gorgonia - oration by Gregory of Nazianzos // BHG 704; Mc Cauley, L.P. et al. Funeral Orations by Saint Gregory Nazianzen and Saint Ambrose. - Washington, D.C., 1953. - P. 101-118; Григорий Богослов. Слово 8, надгробное Горгонии, сестре св. Григория Назианзина // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 1. - СПб., 1892. - С. 176 - 188.

12. Hieronimi Opera: Иероним. О сохранении девственности. - М., 2002. - 56 е.; Иероним Стридонский. Житие св. Иллариона // Палестинский патерик.-СПб., 1894.

13. Ieronimi Opera: Творения блж. Иеронима Стридонского, ч. I. Киев, 1879. Жизнь блаж. Иеронима; Иероним. О сохранении девственности / Пер. B.C. Дурова. - СПб, РХГИ. 1997.

14. Ioannes Chrysostomus. Opera omnia // PG. - Тт. 47-64; Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. - Тт. 110. - СПб.: Изд. СПбДА, 1898; М., 2006.

15. Libanius' Selected Works. - L., 1977. V. I-III; Либаний. Творения. -Казань, 1916.-2 т.

16. Marcellini Comitis Chronicon / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. XI. - P. 37-108; Марцеллин Комит. Хроника / Пер. Н.Н. Болгова, Д.В. Суровенкова. -Белгород, 2010.-230 с.

17. Marcus Diaconis. Vita Porphirii. - Paris, 1930. - 234 p.; Марк Диакон. Житие Порфирия Газского. - М., 2002. - 126 с.

18. Methodii Patarensis: Мефодий Патарский. Пир десяти дев, или О девстве // Святый Мефодий епископ и мученик, отец церкви III века. Полное

собрание его творений / Пер. под ред. Е. Ловягина. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1905. - 290 с. (репринт: Св. Григорий Чудотворец. Св. Мефодий Патарский. Творения. -М.: Паломник, 1996 (отд. пагинация).

19. Palladii Dialogus de vita S. Johannis Chrysostomi. - P.-Cambr., 1928; Диалог Палладия, en. Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаж. Иоанна, еп. Константинопольского, Златоуста / Пер., вступ. ст., комм. A.C. Балаховской. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 247 с.

20. Palladii Helenopolitani Historia Lausiaca: Палладий. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. - М.: Изд. Донского монастыря, 1992.-212 с.

21. Philostorgius. Historia Ecclesiastica. - Berlin, 1972; Филосторгий. Сокращение «Церковной истории» // Церковные историки IV-V веков. - М., 2007. - С. 189-264, 520-585.

22. Procopius Caesariensis. Werke. - В., 1970; Прокопий Кесарийский. История войн Юстиниана. - СПб., 2000 и др. изд.; Прокопий. Тайная история. -М., 1996.

23. Recherches sur la chronique de Jean Malalas. Vol. I. - Paris, 2004. - 206 p.; vol. II. - Paris, 2006. - 288 p.

24. Socrates. Historia Ecclesiastica. - Leipzig-Berlin, 1960; Сократ Схоластик. Церковная история. - M.: РОССПЭН, 1996. - 368 с.

25. Sozomen. Historia Ecclesiastica. - Leipzig, 1960; Эрмий Созомен. Церковная история. - СПб.: типография Фишера, 1851. - 636 с.

26. Synesii Cirenis Opera: Синезий Киренский. Полное собрание творений. Т. 1. - СПб.: Свое издательство, 2012. - 568 с.

27. Tertulliani Opera: Тертуллиан, Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Ша-бурова, Э. Юнца. Сост. и общ. ред. A.A. Столярова. - М.: Прогресс-Культура,

1994.-444 с.

28. The Chronicle of John Malalas. - Melbourn, 1986. - 248 p.

29. Theodoret. Historia Ecclesiastica. - Leipzig, 1954; Феодорит Киррский. Церковная история / с прим. М.А. Тимофеева. - М.: Росспэн, 1993. - 240 с.

30. Theodosiani libri XVI / Ed. Th. Mommsen. - В., 1962. - 886 p.; Законодательные памятники административной и финансовой политики Ранней Византии. Ч. 1: период 364-491 гг. [из Кодекса Феодосия и Юстиниана] / Пер. и комм. В.В. Серова. - Барнаул: АзБука, 2004. - 544 с.

31. Vasilii Magni Opera: Творения св. Василия Великого в 3 тт. / Ис-правл. пер. Московской духовной академии. - СПб.: Сойкин. 1911. - 320 с.

32. Viris apostolicorum Opera: Писания мужей апостольских / В русск. переводе, с введ. и примеч. проф. Петра Преображенского. Изд. 2. - СПб., 1895.-480 с.

33. Vita Sancti Ioannis Chrysostomis: Древние жития святителя Иоанна Златоуста. - М.: ПСТГУ, 2007. - 528 с.

34. Vitae sanctorum: Византийские легенды. - М., 1996 и др. изд.

35. Zosimus. Historia nova. - San Antonio, 1967; Зосим. Новая история. -Белгород, 2010.-340 с.

36. Эклога. - М., 1965. - 322 с.

Исследования

1. Аверинцее, С. С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1985. - С. 5-20.

2. Аверинцее, С. С. От античности к Средневековью (V-VI вв.). - М.: Наука, 1984.-Т. 2.-449 с.

3. Агапит, иеромонах. Жизнь Иоанна Златоуста. -М., 1874.-212с.

4. Агапов, ОД. Метод интерпретации в историческом познании / Ав-тореф. канд. дисс. -М., 2000. - 16 с.

5. Азарееич, Д.И. Античный мир и христианство. - Ярославль: Тип. Г. В. Фальк, 1880.-85 с.

6. Азарееич, Д.И. История византийского права. - Ч. 1-2. - Ярославль, 1876-1877.

7. Алфионов, Я.И. Император Юлиан и его отношение к христианству. - M.: URSS, КД ЛИБРОКОМ, 2011. - 472 с.

8. Аман, А.Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95-197 гг. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 322 с.

9. Бажанов, М. Св. Иоанн Златоуст и его пастырская деятельность в Антиохии. - Казань, 1907. - 212 с.

10. Барабанов, Н.Д. Благочестивые заклания. Традиции публичных жертвоприношений в византийском приходском православии // ВВ. 63 (88). 2004.-С. 89-113.

11. Барабанов, Н.Д. Византийские филактерии. Специфика арсенала // АДСВ. 33. 2002. - С. 214-227.

12. Барабанов, H Д. Византийские филактерии и проблема «народной религиозности»: историографический аспект // Власть, общество и церковь в Византии. - Армавир, 2007. - С. 231-238.

13. Безобразов, П.В. Очерки византийской культуры. - Пг.: Огни, 1919. -179 с.

14. Беляев, Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Seminarium Kondakovianum. 4. - Praha, 1926. - С. 201-226.

15. Бибиков, M.B. К проблеме историзма византийской агиографии // Византийские очерки. - М., 1996. - С. 50-55.

16. Боброва, Е.Ю. Основы исторической психологии. - СПб., 1997. -

265 с.

17. Болгов H.H. Зосим - последний античный историк // Вопросы истории. 8. 2006.-С. 157-166.

18.Болгов, H.H. Античные письменные источники. Греция. - Ч. 1-2. -Белгород: БелГУ, 1999-2000. - 130, 80 с.

19.Болгов, H.H. Античные письменные источники. Рим. - Белгород: БелГУ, 1999.-96 с.

20. Болгов, H.H. Аскетический идеал частной жизни женщины в Ранней Византии // Кондаковские чтения - И. Проблемы культурно-исторических эпох. - Белгород: БелГУ, 2008. - С. 200-204 и др.

21. Болгов, H.H. Власть и общество в эпоху поздней античности (к постановке проблемы) // Власть, человек, общество в античном мире. - М.: ИВИ РАН, 1997.-С. 161-167.

22. Болгов, H.H. Культурный континуитет в Северном Причерноморье IV-VI вв. - Н. Новгород: ННГУ, 2002. - 150 с.

23. Болгов, H.H. Поздняя античность: история и культура. - Белгород: БелГУ, 2009. - 88 с.

24. Болгов, H.H. Проблемы континуитета в контексте развития античной цивилизации в Северном Причерноморье (конец III - VI вв.) / Автореф. докт. дисс. - Н. Новгород, 2003. - 32 с.

25. Болгов, H.H. Эволюция позднеантичного костюма в Северном Причерноморье как проявление культурного континуитета И Болгов, H.H. Северное Причерноморье позднеантичного времени: проблемы истории и археологии. - Белгород: БелГУ, 2002. - С. 173-179.

26. Болгов, H.H., Литовченко, Е.В., Смирницких, Т.В. Поздняя античность: специфика эпохи и новые подходы к изучению // Гуманитарная наука в современной России: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы IX регион, науч.-практ. конф. РГНФ: в 2 тт. - Белгород, 2007. - Т.1. - С. 47.

27. Болгов, H.H., Смирницких, Т.В., Сбитнева, Ю.Н Частная жизнь женщины в Ранней Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 170 с.

28. Болгов, H.H., Сбитнева, Ю.Н., Будаева, Н.С. История одежды и костюма в Византии. - Белгород: БелГУ, 2009. - 96 с.

29. Болотов, В.В. Лекции по истории древней церкви. - В 4 т. - М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. - 288, 432, 534, 266 с.

30. Брендле, Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик. - М.: ББИ св. ап. Андрея, 2008. - 210 с.

31. Буассье, Г. Падение язычества. - М., 1892. - 652 е., (репринт СПб: Петрополис, 1998).

32. Буданова, В.П. Варварский мир на рубеже античности и средневековья. - Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - М., 1994. - 28 с.

33. Бычков, В.В. Византийская эстетика. -М.: Мысль, 1977. - 432 с.

34. Бычков, В.В. Эстетика поздней античности. - М.: Наука, 1981. - 325

с.

35. Валъденберг, В.Е. Государственное устройство Византии до конца VII века. - СПб., 2008. - 224 с.

36. Васильев, A.A. История Византии. - Тт. 1-2. - СПб.: Алетейя, 1998. -564, 458 с.

37. Васильев, H.A. Проблема падения Западной Римской империи и античная цивилизация. - Казань, 1921. - 246 с.

38. Ващева, И.Ю. Концепция поздней античности в современной исторической науке // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия История. 2009. №6(1). -С. 220-231.

39. Ващева И.Ю. Феномен «Церковных историй» в эпоху поздней античности / Автореф. докт. дисс. - Белгород, 2013. - 47 с.

40. Ващева, И.Ю. Кесария Палестинская в III - первой половине VII вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). - Н. Новгород, 2005. - С. 13-25.

41. Ващева, И.Ю. Образование в Кесарии Палестинской в III - первой половине VII вв. // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. - Н. Новгород, 2005. - С. 72-80.

42. Ведешкин, М.А. Языческая оппозиция христианизации восточно-римского города (на примере Газы Палестинской) // Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - № 1(144). Вып. 25. - Белгород, 2013. - С. 11-18.

43. Византийский словарь. - В 2 т. - СПб.: РХГА, Амфора, изд. Олега Абышко, 2011. - 574, 592 с.

44. Вольфрам, X. Готы. - СПб.: Наука, Ювента, 2003. - 654 с.

45. Герцберг, Г.Ф. История Византии. - М.: Солдатенков, 1897. - 674 с.

46. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М.: Терра, 1997.-Т. 4.-654 с.

47. Гийу, А. Византийская цивилизация. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 622 с.

48. Говядовский И. Учение Св. Иоанна Златоуста о собственности // Душеполезное чтение. 1906. Ч. III, ноябрь, с. 412-428; декабрь, с. 523-543; 1907. Ч. I. С. 101-113, 196-208, 372-388, 605-613.

49. Гольцева, O.E. Светские и духовные образовательные центры в Ранней Византии (IV-VII вв.) // Наш Анабасис. - Вып. 2. - Н.Новгород: ННГУ, 2005.-С. 22-27.

50. Горайко, A.B. О духовенстве Константинополя на примере деятельности архиепископа Иоанна Златоуста (397/8-404 гг.) // Мир Византии. - Белгород: БелГУ, 2007. - С. 57-63.

51 .Горайко, A.B. О значении проповеди Церкви в жизни ранневизан-тийского полиса на примере деятельности Иоанна Златоуста // Древности. 2006-2008. - Харьков: ХИАО, 2008. - С. 95-107.

52.Грабар, А. Император в византийском искусстве. - М.: Ладомир, 2000. - 400 с.

53. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.-352 с.

54. Грегоровиус, Ф. История города Афин в средние века. - М.: Альфа-книга, 2009. - 1062 с.

55. Григоревский, М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. - М.: Локид-пресс, Патмос, 2007. - 288 с.

56. Гроссу, Н., свящ. Основной характер проповеди св. Иоанна Златоуста.-К., 1907.- 155 с.

57. Грыжанкова, М.Ю. Иоанн Златоуст в социуме Ранней Византии и России. - Саранск, 2002. - 188 с.

58. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». - М.: Индрик, 1993.-328 с.

59. Дагрон, Ж. Император и священник. - СПб.: ФФ СПбГУ, Нестор-История, 2010.-480 с.

60. Джоунз, А.Х.М. Падение античного мира. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.

61 .Дилъ, Ш. Византийские портреты. - М.: Мысль, 1996. - 466 с.

62. Диль, Ш. Основные проблемы византийской истории. - М.: Гос. изд. иностр. лит., 1947. - 184 с.

63. Доброклонский, А. Александрийская образованность как сфера благоприятствующая происхождению христианской Александрийской школы // Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 4.1. - М., 1880. - С. 220-258.

64. Доддс, Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. -СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003. - 320 с.

65.Дюпуи, Е. Проституция в древности. - Кишинев: Логос, 1991. - 214

с.

вб.Дюшен, Л. История древней Церкви. Т.2. - М., 1912. - 346 с.

67. Ельницкий, Л.А. Византийский праздник Брумалий и римские сатурналии // Античность и Византия. - М., 1975. - С. 340-350.

68. Епифанович, С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. -М.: Вокресение, 1996. - 178 с.

69. Зарин, С. Аскетизм по православно-христианскому учению. - М., 1996.-648 с.

70. Зелинский, Ф.Ф. Древнегреческая религия. - К.: Синто, 1993. - 110

с.

71. Иеаницкая, Я.Ю. Христианизация позднеантичното общества в контексте внешних репрезентаций / Автореф. канд. дисс. - Белгород, 2011. 28 с.

72. Иеаницкая, Я.Ю., Болгов, Н.Н. Античные памятники Константинополя. - Белгород: БелГУ, 2011. - 84 с.

73. Иванов, С.А. Византийское миссионерство. -М., 2003. - 375 с.

74. История Византии. - Т. 1. - М.: Наука, 1967. - 455 с.

75. История женщин на Западе: в 5 тт. Т. I: От древних богинь до христианских святых / Под ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб.: Алетейя, 2005. -600 с.

76. Каждан, А.П. Византийская культура. - СПб.: Алетейя, 1997. - 334

с.

77. Казаков, М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. - М., 2003.- 180 с.

78. Казенина, Е.Т. В поисках «исторического» Златоуста (к вопросу об источниках) // Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ. - М.: ГАСК, 1999.-С. 78-84.

79. Казанина-Пристанскова, Е.Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. - Ровно: Живое слово, 2003. - 224 с.

80. Казанский, П. С. История православного монашества на Востоке. -М.: Паломникъ, Воскресеше, 2000. - В. 2-х тт. - 464, 608 с.

81. Каплан, М. Золото Византии. - М., 2002. - 176 с.

82. Карсавин, Л.П. История европейской культуры. Т. I: Римская империя, христианство и варвары / Пер. с лит. Т. Алекнене; науч. ред., библиография А. Клементьева. - СПб.: Алетейя, 2003. - 336 с.

83. Карсавин, Л.П. Римская империя. Христианство и варвары. - СПб., 2003.-335 с.

84. Карсавин, Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М., 1994. - 176 с.

85. Козаржевский, А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. - М.: МГУ, 1985. - 146 с.

86. Колпакова, Г.С. Искусство Византии. Т. 1. - СПб.: Амфора, 2004. -

524 с.

87. Кондаков, Н.П. Византийские церкви и памятники Константинополя.-М„ 2006.-424 с.

88. Корелин, М.С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. - СПб.: Изд. дом. «Коло», 2005. - 192 с.

89. Костогрызова, Л.Ю. Правовое положение женщины в Византии // Российский юридический журнал. 2001. - № 3 (31). - С. 93-98.

90. Краутхаймер, Р. Три христианские столицы. - М.-СПб., 2000. - 192

с.

91 .Кривушин, И.В. Ранневизантийская церковная историография. -СПб., 1998.-200 с.

92. Кулаковскш, Ю.А. История Византии. - В 3 тт. - СПб., 1996.

93. Культура Византии. IV - первая половина VII вв. - М.: АН СССР, 1984.-723 с.

94. Курбатов, Г.Л. История Византии (историография). - Л.: ЛГУ, 1975.-346 с.

95. Курбатов, Г.Л. История Византии. - М.: Высшая школа, 1984. - 207

с.

96. Курбатов, Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв. (Конец античного города в Византии). - Л., 1970.-212 с.

97. Курбатов, Г.Л. Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли). - Л.: ЛГУ, 1991. - 272 с.

98. Курбатов, Г.Л. Ранневизантийский город (Антиохия в IV в.). - Л.: ЛГУ, 1962.-286 с.

99. Курбатов, Г.Л. Ранняя Византия IV-VII вв. - позднеантичное общество? // Вестник СПбГУ. Сер. 2. Вып. 2. 2001. - С. 3-20.

100.Лазарев, В.Н. История византийской живописи. - М.: Искусство, 1986.-326 с.

101 .Лебедев, А.П. Церковно-исторические повествования из давних времен христианской Церкви. - СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004. - 288 с.

102.Лебедева, Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). - Л.: ЛГУ, 1980. - 122 с.

103. Лемерль, П. Первый византийский гуманизм. — СПб.: Свое издательство, 2012. - 490 с.

104. Липшиц, Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры VII -1 пол. IX вв. - М.-Л.: Наука, 1961. - 455 с.

105. Липшиц, Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. - Л.: Наука, 1976.-231 с.

106.Литаврин, Г.Г. Как жили византийцы. - СПб.: Алетейя, 1997. -

192 с.

107. Лопухин, А. Жизнь и труды святого Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского // Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 1. Кн. 1. - М.: Русская миссия, 2006. - С. 3-104.

108. Лопухин, А.П. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни // Христианское чтение, янв.-февр. 1897. - С. 24-48; 242-260.

109. Любарский, Я.Н. Византийские историки и писатели. - СПб.: Алетейя, 1999.-382 с.

110.Ляпустина, Е.В. Поздняя античность - общество в изменении // Переходные эпохи в социальном измерении. История и современность. - М., 2002.-С. 31-46.

111. Ляховская, О. В. Готская инфильтрация как неудачный пролог ранневизантийского мультикультурализма // Каразшсью читання (юторичш науки). - Харгав, 2011. - С. 61-62.

112. Ляховская, О.В. Готские монахи-миссионеры из Константинополя на рубеже IV-V вв. // 1сторичш етюди. - Вип. 3. - Дншропетровськ, 2011. - С. 46-48.

113. Ляховская, О.В. Готы в Византии на рубеже IV-V вв.: пролог мультикультурной империи // Белгородский диалог - 2011. - Белгород, 2011. -С. 52-53.

114. Ляховская, О.В. Мятеж Гайны 399-400 гг. и роль Иоанна Златоуста в его подавлении // Белгородский диалог - 2011. Проблемы российской и всеобщей истории. - Белгород, 2011. - С. 44-47.

115. Ляховская, О.В. Мятеж Гайны 399-400 гг. Роль Иоанна Златоуста в его ликвидации // 1сторична наука на початку XXI столггтя: проблеми, ми-нуле, сучасшсть, перспективи. - Херсон, 2011. - С. 14-19.

116. Ляховская, О.В., Болгов, H.H. Готская миссионерская школа начала V в. из монастыря Промота в Константинополе // Ученые записки исторического факультета БелГУ. - Вып. 2. - Белгород, 2010. - С. 55-58.

117. Муравьева, М.Г. Тендерная история в российском ВУЗе: нужна ли она? // Тендерная история: pro et contra: Межвузовский сборник дискуссионных материалов и программ. - СПб.: Нестор, 2000. - С. 3-20.

118. Нок, АД. Обращение. Старое и новое в религии от Александра Великого до Блаженного Августина. - СПб., 2011. - 352 с.

119. Огнев, А., диакон. Система образования в Византийской империи. - Белгород: БелГУ, 2007. - С. 116-121.

120. Олейников, А. Микроистория и генеалогия исторического опыта // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2006 / Под ред. М.А. Бойцо-ва, И.Н. Данилевского. - Вып. 8. - М., 2008. - С. 379-393.

121. Острогорский, Г. История византийского государства. - М.: ДАРЪ, 2011.-896 с.

122. Пантелеев, А.Д. Античная религия в сочинениях христианских апологетов // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 6. - СПб., 2007. - 280 с.

123. Панченко, Б. О «Тайной истории» Прокопия // Византийский временник (ВВ). 1895. Т. 2. - С. 24-57, 340-371; 1895. Т.З. - С. 96-117, 300-316, 460-527; 1897. Т. 4. - С. 402-521.

124. Поляковская, М.А., Чекалова, A.A. Быт и нравы в Византии. -Свердловск: УрГУ, 1989. - 222 с.

125. Попов, И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги. - Сергиев Посад, 2004. - С. 330-367.

126. Попова, Т.В. Античная биография и византийская агиография // Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - С. 218-266.

127. Прозоров, Г. Св. Иоанн Златоуст. Значение его в истории церкви. -Киев, 1902.- 165 с.

128. Пушкарева, H.JI. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук. - М., 1999. - 128 с.

129. Пюш, Э. Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени. - СПб., 1897. -

228 с.

130. Райе, Д. Византийцы: наследники Рима. - М.: Центрполиграф, 2003.-206 с.

131 .Райе, Т. Византия: быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006. - 256 с.

132. Ранн, А. Св. Иоанн Златоуст и семейная жизнь его времени // Христианское чтение. 1895. № 3-4. - С. 227-236.

133. Репина, Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. -М: РОССПЭН, 2002. - 352 с.

134. Розенталъ, H.H. Религиозно-политическая идеология Зосима // Древний мир: сборник статей в честь академика В.В. Струве. - М., 1962. - С. 611-617.

135. Романютенко, Е.В. Некоторые аспекты изучения византийской житийной литературы в отечественной и зарубежной историографии // Наш Анабасис. Вып. 1. - Н. Новгород, 2003. - С. 44-52.

136. Рохас, К. Критический подход к истории французских «Анналов». -М.: Кругъ, 2006.-336 с.

137. Рудаков, А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. - СПб.: Алетейя, 1997. - 304 с.

138. Рудоквас, A.C. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого. - СПб., 2001 [Электронный ресурс] http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rudO 10.htm

139. Самуткина, JI.A. Концепция истории в «Хронографии» Иоанна Малалы. - Иваново, 2001. - 143 с.

140. Селунская H.A. «Late Antiquity»: историческая концепция, историографическая традиция и семинар «Empires unlimited» // ВДИ. 2005. № 1. -С. 189-201.

141. Селунская, H.A. Осень Средневековья и Поздняя античность: как антиковеды с медиевистами историю делили // Диалог со временем. 13. 2004. -С. 212-228.

142. Семичева, Е.А. Образ Другого в культуре Поздней античности: к постановке проблемы // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: кросс-культурные коммуникации в историческом пространстве и времени. XIII чтения памяти профессора Н.П. Соколова. - Н. Новгород, 2012. - С. 70-73,

143. Сидоров, А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. - М.: Наука, 1998. - 234 с.

144. Силъвестрова, E.B. Lex Generalis. Императорская конституция в системе источников Греко-римского права V-X вв. н.э. - М., 2007. - 312 с.

145. Скворцев, К.И. Философия отцов и учителей Церкви. - Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2007. - 472 с.

146. Сорочан, С.Б. Византия IV-IX вв.: этюды рынка. Структуры механизмов обмена. - Харьков: Майдан, 2000. - 400 с.

147. Сорочан, С.Б. Византия: парадигмы быта, сознания и культуры. -Харьков: Майдан, 2011. - 952 с.

148. Сорочан, С.Б. Порни. О профессиональной проституции в Византии IV-IX вв. как сфере рынка торговли и услуг // Древности. 2012. - Харьков, 2012.-С. 69-75.

149. Сорочан, С.Б. Ремесло медиевиста. Основы научно-исследовательской работы. - Харьков, 2013. - 172 с.

150. Спасский, A.A. Эллинизм и христианство: История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. -359 с.

151. Сюзюмов, М.Я. Византийские этюды. - Екатеринбург: УрГУ, 2002. -216с.

152. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. - СПб.: Изд-во Олега Абышко. - В 3 тт. - СПб., 2006. - 566, 586, 432 с.

153. Тьерри, А. Святой Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. - М., 1884.-234 с.

154. Удалъцова, З.В. Византийская культура. - М.: Наука, 1988. - 322 с.

155. Удалъцова, З.В. Идейно-политическая борьба в Ранней Византии (по данным историков IV-VII вв.). - М.: Наука, 1974. - 352 с.

156. Успенский, Ф.И. История Византийской империи. - В 3 тт. - М.,

1998.

157. Фаррар, Ф.В. Жизнь и труды Св. Отцов и учителей Церкви. Очерки церковной истории в биографиях / Перев. с англ. А.П. Лопухина. - СПб., 1891.-654 с.

158. Федоренкова, Е.В. Бедность и богатство в позднеантичном социуме (по сочинениям Иоанна Златоуста) // Кондаковские чтения - III. - Белгород: БелГУ, 2010.-С. 182-188.

159. Харченко, Ю.В. Социально-политическая эволюция римского общества во 2-й пол. IV в. (по данным Аммиана Марцеллина). Автореф. канд. дисс. - Белгород, 2012. - 28 с.

160. Чекалова, A.A. Образ византийской аристократки конца V - начала VI в. (Юлиана Аниция и ее эвергетическая деятельность) // Мир Александра Каждана. СПб., 2003. - С. 138-149.

161. Чекалова, A.A. Прокопий Кесарийский: личность и творчество // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. - СПб.: Алетейя, 1998. - С. 345-373.

162. Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. - М., 2000. - 422 с.

163. Черетаев, A.A. Византия эпохи Юстиниана. - М.: Вече, 2005. - 456

с.

164. Чехановец, Я.М. «Marnas victus est a Christo». К вопросу о христианизации древней Газы // Мнемон. 5. - СПб., 2006. - С. 421-456.

165. Читти, Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. - СПб.: Библиополис, 2007. - 320 с.

166. Шафф, Ф. История христианской церкви. - Т.2. Доникейское христианство. 100-325 гг. - СПб., 2007. - 590 с.

167. Шафф, Ф. История христианской церкви. III. Никейское и после-никейское христианство. 311-590 г. по Р.Х. - СПб.: Библия для всех, 2007. -688 с.

168. Шпенглер, О. Закат Европы. - В 2 тт. - М.: Мысль, 1998. - 654, 589

с.

169. Эюпова, Д.Г. Гетеризм в Ранней Византии // Классическая и византийская традиция 2010. - Белгород, 2010. - С. 67-70.

170. Эюпова, Д.Г. Джиллиан Кларк и ее книга «Женщины в Поздней античности: языческий и христианский образы жизни» // Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 164-169.

171. Эюпова, Д.Г. Питер Браун и его концепция тела, пола и секса в поздней античности («тело и общество: мужчины, женщины и сексуальное воздержание в раннем христианстве») // Научные ведомости БелГУ. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - № 7(102). Вып. 18. -Белгород, 2011. - С. 72-80.

172. Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. —

456 с.

173. Abrahamse, D. Hagiographie Sourses for Byzantine Cities. - Ann Arbor, 1967.-390 p.

174. Albert, Gerhard. Goten in Konstantinopel. Untersuchungen zur oströmischen Geschichte um das Jahr 400. - Paderborn, 1984. - 246 p.

175. Archer, Léonie J. The Role of Jewish Women in the Religion, Ritual and Cult of Graeco-Roman Palestine // Images of Women in Antiquity / ed. Averil Cameron and Amélie Kuhrt. - L., 1983. - P. 73-287.

176. Arjava, Antti. Paternal Power in Late Antiquity // J. of Roman Studies. 88. 1998. - P. 147-165.

177. Arjava, Antti. Women and Law in Late Antiquity. - Oxford, 1996. -

328 p.

178. Arjava, Antti. Women in the Christian Empire: Ideological Change and Social Reality // Studia Patristica. Vol. XXIV / ed. E.A. Livingstone. - Leuven, 1993.-P. 6-9.

179. Athanassiadi, P.; Frede, M. Pagan Monotheism in Late Antiquity. -Oxford: University Press, 1999. - 412 p.

180. Bagnall, R. Egypt in Late Antiquity. - Princeton, 1993. - 544 p.

181. Bagnall, R. Women, Law and Social Realities in Late Antiquity: A Review Article (Beaucamp) // Bull, of the Amer. Society of Papyrologists. 32. 1995. -P. 65-86.

182. Bagnall, R. Women's Letters from Ancient Egypt, 300 ВС - 800 AD. -Ann Arbor, 2006. - 246 p.

183.Beaucamp, Joëlle. Femmes, patrimoines, norms a Byzance. - Paris, 2010. - XLIX, 558 p.

184. Beaucamp, Joëlle. La situation juridique de la femme à Byzance // Cahiers de civilisation médiévale. 20. 1977. - P. 145-176.

185. Beaucamp, Joëlle. Le statut de la femme à Byzance (4e-7e siècle): II: Les pratiques sociales (Trav. et mém. du Centre de recherche d'histoire et civilisation de Byzance, monogr. 6). - Paris, 1992. - 328 p.

186. Belayche, N. Pagan Festivals in Fourth-Century Gaza // Christian Gaza in Late Antiquity. - Leiden; Boston: Brill, 2004. - P. 5-22.

187. Bibliography on Women in Byzantium / ed. Thalia G. Petersen. -Wooster, 1994.-422 p.

188. Bitton-Ashkelony, B. Christian Gaza in Late Antiquity. - Boston, 2004. -286 p.

189. Bowersock, G. Hellenism in Late Antiquity. - Ann Arbor, 1990. - 320

P-

190. Bowersock, G. Empires in Collision in Late Antiquity. - Waltham, Mass.: Brandeis University Press; Historical Society of Israel, 2012. - 138 p.

191. Brehier, L. Le monde byzantine. - Vol. 1. Vie et mort de Byzance. - P.: A. Michel, 1947.-602 p.

192. Broek, R. van den. Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity. - Leiden: Brill, 1996. - 348 p.

193. Brown, P. Late Antiquity // A History of Private Life. Vol. I: From Pagan Rome to Byzantium / ed. P. Veyne. - Cambridge, Mass. 1987. - 236 p.

194. Brown, P. Power and Persuasion in Late Antiquity. Towards a Christian Empire. - Madison, 1992. - 182 p.

195. Brown, P. The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. - New York, 1988. - 478 p.

196. Brown, P. The Making of Late Antiquity. - L., 1978. - 256 p.

197. Brown, P. The World of Late Antiquity. AD 150-750. - L., 1971. - 354

P.

198. Bullough, Vern L. Byzantium and Eastern Orthodox Christianity // Sexual Variance in Society and History. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1976. -P. 317-346.

199.Burkert, W. Greek Religion. - Cambridge: Harvard University Press, 1985.-480 p.

200. Bury, John Bagnall. History of the Later Roman Empire. - Macmillan & Co., Ltd., 1923.-400 p.

201. Cameron, A. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. - Berkeley, 1993.-364 p.

202. Cameron, A. Continuity and Change in sixth-century Byzantium. - L., 1981.-378 p.

203. Cameron, A. Early Christianity and the Discourse of Desire // Women in Ancient Societies: An Illusion of the Night / ed. L.J. Archer, S. Fischler & M. Wyke.-L., 1994.-P. 16-32.

204. Cameron, A. The Byzantines. - L.-Oxf.: Blackwell Publishing, 2006. -

346 p.

205. Cameron, A. The Last Pagans of Rome. - Oxford: University Press, 2011.-896 p.

206. Cameron, Averil. Procopius and the Sixth century. - Routledge, 1996. - XIII, 297 p.

207. Campenhausen, Hans von. Johannes Chrysostomos // Griechische Kirchenväter. - Stuttgart, 1955. - S. 137-152.

208. Castelli, Elizabeth. Virginity and its Meaning for Women's Sexuality in Early Christianity // J. of Feminist St. in Religion. 2. 1986. - P. 61-88.

209. Chadwick, H. Early Christian Thought and the Classical Tradition (Justin, Clement, Origen). - Oxford, 1966. - 512 p.

210. Chitty, D.J. The Desert A City. An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. - N.Y., 1966. - 542

P-

211. Chuvin, P. A Chronicle of the Last Pagans. - Cambridge, 1990. - 400 p.

212. Chuvin, P. Christianisation et resistance des cultes traditionnels // Hellenisme et christianisme. - Villeneuve d'Ascq, 2004. - P. 15-34.

213. Clark, E. Sexual Politics in the Writings of John Chrysostom // Anglican Theological Review. 59. 1977. - P. 3-20.

214. Clark, Elizabeth A. Ideology, History, and the Construction of Woman in Late Ancient Christianity (Ideological Representation of the Self According to the Church Fathers) // J. of Early Christian Studies. 2. 1994. - P. 155-184.

215. Clark, Elizabeth A. Theory and Practice in Late Ancient Asceticism: Jerome, Chrysostom, and Augustine // J. of Feminist Studies in Religion. 5. 1989. -P. 25-46.

216. Clark, Elizabeth A. Women, Gender, and the Study of Christian History // Church History. 70. 2000. - P. 395-426.

217. Cloke, Gillian. «This Female Man of God»: Women and Spiritual Power in the Patristic Age, 350-450 AD. - Oxf., 1995. - 356 p.

218. Cloke, Gillian. Women in Late Antiquity. Pagan and Christian Lifestyles. - Oxford, 1993. - 478 p.

219. Constantelos, D.J. Byzantine Philantropy and Social Walfare. - New Brunswick: Rutger Univ. Press, 1968. - XXVIII, 356 p.

220. Constantelos, D.J. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review. 50. 1964. - P. 372-380.

221. Cooper, Kate. Contesting the Nativity: Wives, Virgins, and Pulcheria's imitatio Mariae // Scottish J. of Religious Studies. 19. 1998. - P. 31-43.

222. Cooper, Kate. Insinuations of Womanly Influence: An Aspect of the Christianization of the Roman Aristocracy // J. of Roman Studies. 82. 1992. - P. 150-164.

223. Cooper, Kate. The Virgin and the Bride: Idealized Womanhood in Late Antiquity. - Cambridge, MA, 1996. - 212 p.

224. Cormack, R. The Classical Tradition in the Byzantine Provincial City // Byzantium and the Classical Tradition. - Birmingham, 1981. - P. 103-118.

225. Dagron, G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 a 451. - Paris, 1974. - 578 p.

226. Dawson, D. Allegorical Readers and Cultural Revision of Ancient Alexandria. - Berkeley: University of California Press, 1992. - 316 p.

227. Delehaye, H. L'ancienne hagiographie byzantine. - Bruxelles, 1991. -

246 p.

228. Delehaye, H. Les legendes hagiographiques. - Bruxelles, 1955. - 320 p.

229. Delehaye, H. Synaxaires byzantins, menologes, typica. - L., 1977. -

260 p.

230. Downey, G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. - Princeton University Press, 1961. - 752 p.

231. Downey, G. Caesarea and the Christian Church // Studies in History of Caesarea Maritima. - Missoula: Scholar Press, 1975. - P. 23-42.

232. Elm, Susanna, «Virgins of God»: The Making of Asceticism in Late Antiquity. - Oxford: Clarendon Press, 1994. - 366 p.

233.Evans Grubbs, Judith. Abduction Marriage in Antiquity: A Law of Constantine (CTh IX.24.1) and Its Social Context // J. of Roman Studies. 79. 1989. - P. 59-83.

234. Evans Grubbs, Judith. Constantine and Imperial Legislation on the Family. The Theodosian Code / ed. J. Harries and I. Wood. - London, 1993. - 220 P-

235. Fowden, Garth. The Pagan Holy Man in Late Antique Society // The Journal of Hellenic Studies. Vol. 102. 1982. - P. 33-59.

236. Frauen in Spätantike und Frühmittelalter. Lebensbedingungen - Lebensnormen - Lebensformen. Beiträge einer internat / hg. W. Affeldt. - B.: Tagung an der Freien Universität Berlin, 1989. - 346 p.

237. Galatariotou, Catia. Holy Women and Witches: Aspects of Byzantine Conceptions of Gender // Byzantine and Modern Greek Studies. 9. 1984/85. - P. 55-94.

238. Garland, L. Byzantine Empresses: Women and Power in Byzantium, AD 527-1204. - London - New York, 1999. - 564 p.

239. Geffcken, J. The last days of Greco-Roman paganism. - Amsterdam; New York; Oxford, 1978. - 420 p.

240. Gibbon, E., Buru, S.B. The Decline and Fall of Roman Empire. - GB, 2004. - 596 p.

241. Gilbert, F. Intellectual History: Its Aims and Methods // Daedalus. № 100. 1971.-P. 85-97.

242. Ginzburg, C. Mikro-Historie: Zwei oder drei Dinge, die ich von ihr weiss II Historische Antropologie. Kultur-Gesellschaft-Alltag. 1993. H.2, no.l.

243. Goehring, J.E., Timbie, J. The World of Early Egyptian Christianity: Language, Literature, and Social Context, CUA Studies in Early Christianity. -Washington, DC: Catholic University of America Press, 2007. - 432 p.

244. Grant, R.M. Greek Apologists of the Second Century. - Philadelphia: Westminster Press, 1988. - 266 p.

245. Greek and Roman Historiography in Late Antiquity. Fourth to Sixth Century A.D. - Leiden; Boston, 2003. - 386 p.

246. Grégoire, H. Le peuple de Constantinople ou les Bleus et les Verts II Comptes-rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. -1946.-T. 4.-P. 568-578.

247. Haas, Ch. Alexandria in Late Antiquity. Topography and Social Conflict. - Baltimore - L: The Johns Hopkins University Press, 2006. - XVIII. - 500

P-

248. Hanson, R.P.C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Ari-an Controversy, 318-381 AD. - New York: Continuum International Publishing Group, 2005. - 960 p.

249. Harnack, A. Alexandria School // The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. - Michigan: Baker Book House. Grand Rapids, 1960. -Vol. l.-S. 124-126.

250. Hartney, Aideen. Manly women and womanly men: the subintroductae and John Chrysostom // Desire and Denial in Byzantium: Papers from the Thirty-

First Spring Symposium of Byzantine Studies / ed. L. James (Society for the Promotion of Byzantine Studies Publications 6). - Aldershot, 1999. - P. 45-76.

251. Hatzaki, Myrto, Beauty and the Male Body in Byzantium. Perceptions and Representations in Art and Text. - L., 2009. - 192 p.

252. Herrin, J. In search of Byzantine women: three avenues of approach // Images of Women in Antiquity / ed. Averil Cameron and Amélie Kuhrt. - L., 1983.-P. 167-189.

253. Herrin, J. Public and Private Forms of Religious Commitment among Byzantine Women // Women in Ancient Societies / Ed. L. Archer, S. Fischler. - L., 1994.-P. 191-203.

254. Hillgarth, J.N. Christianity and Paganism, 350-750: The Conversion of Western Europe. - University of Pennsylvania Press, 1985. - 320 p.

255. Holum, K. Identity and the Late Antique City: The Case of Caesarea // Religious and Ethnic Communities in Later Roman Palestine. - Bethesda, 1998. -P. 157-177.

256. Holum, K.G. Andreas Philoktistes, A Proconsul of Byzantine Palestine // Israel Exploration Journal. 36. 1986. - P. 61-64.

251. Holum, K.G. The End of Classical Urbanism at Caesarea Maritima // Studia Pompeiana and Classica in Honour of W.F. Jashemsky. - New Rochell: Karatzas, 1989. - P. 92-100.

258. Hopfe, Lewis M. Caesarea Palaestinae as Religious Center // Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt. II. 18.4. 1990. - P. 2380-2411.

259. Janin, Raymond. Constantinople Byzantine. 2 ed. - Paris, 1964. - 360

P-

260. Jenkins, R.J.H. Social Life in Byzantium // Cambridge Medieval History. Vol. IV: The Byzantine Empire. Part II: Government, Church and Civilisation. -Cambridge: Cambridge UP, 1966. - P. 255-278.

261. Jews in Byzantium: Dialectics of Minority and Majority Cultures / Ed. R. Bonfil, O. Irshai, G.G. Stroumsa, R. Talgam. - Brill, 2011. - 1060 p.

262. Jones, A.H.M. The Late Roman Empire. - L., 1964. - 1052 p.

263. Jones, A.H.M., Martindale, J.R., Morris, J. The Prosopography of the Later Roman Empire. Part I: AD 260-365. - Cambr., 1971; The Prosopography of the Later Roman Empire. Part II: AD 365-526 / Ed. by J.R. Martindale. - Cambr., 1980; The Prosopography of the Later Roman Empire. Part III: AD 527-641 / Ed. by J.R. Martindale. - Cambr., 1992.

264. Kalavrezou, Ioli et al. Byzantine Women and Their World. - Cambridge - New Haven, 2003. - 378 p.

265. Kazhdan, A.P. Women at Home // DOP. 52. 1998. - P. 1-17.

266. Kelly, J.N.D. Golden Mouth: The Story of John Chrysostom-Ascetic, Preacher, Bishop. - New York, 1998. - 380 p.

267. Koukales, P. Byzantinon bios kai politismos. In 8 vols. - Athens: Institut Français, 1947-1957.

268. Laiou, A.E. Sex, Consent and Coertion in Byzantium // Consent and Coertion to Sex and Marriage in Ancient and Medieval Societies. - Washington, 1993.-400 p.

269. Laniado, A. Recherches sur les notables municipaux dans l'empire protobyzantin. - Paris, 2002. - 296 p.

270. Late Antiquity: A Guide to the Postclassical World. - Cambr. Mass.-L., 1999.-780 p.

271. Le Monde Byzantin / Dir. C. Morrisson. - Vol. 1. 330-641. - P.: PUF,

2004.

272. Leontsini, S. Die Prostitution im fruhen Byxanz. - Wien, 1989. - 420 p.

273. Levi, G. On Microhistory // New Perspectives on Historical Writing. -Oxford, 1991.-P. 93-113.

274. Levine, I.L. Caesarea under Roman Rule. - Leiden, 1975. - 345 p.

275. Leyerle, B. Theatrical Shows and Ascetic Lives: John Chrysostom's Attack on Spiritual Marriage. - Berkeley - Los Angeles - London, 2001. - 235 p.

276. Leyerle, B. John Chrysostom on Aimsgiving and the Use of Money // Harvard Theological Review. - Cambridge, 1994. Vol.87. № 1. - P. 44-50.

277. Liebeschuetz, W. The Fall of John Chrysostom // Nottingham Medieval Studies. 29. 1985.-P. 1-31.

278. Liebeschuetz, W. Antioch: City and Imperial Administration in the Later Roman Empire. - Oxford, 1972. - 354 p.

279. Liebeschuetz, W. Friends and Enemies of John Chrysostom // Maistor: Classical, Byzantine and Renaissance Studies for Robert Browning / Edited by Ann Moffat. - Canberra, 1984. - P. 85-111.

280. Mango, C. Byzantium. The Empire of New Rome. - L.: Weidenfeld & Nickolson, 1980. - XIII, 334 p.

281. Mango, C. Daily Life in Byzantium // JOB. 1981. - P. 327-354.

282. Manojlovic, G. Le peuple du Constantinople de 400 à 800 après J.C. // Byzantion. 1936. - B. 2. - T. XI. - P. 617-716.

283. Mayer, Wendy. Constantinopolitan Women in Chrysostom's Circle // Vigiliae Christianae. 53. 1999. - P. 265-288.

284. Mitchell, S. A history of the later Roman Empire, AD 284-641. - L.: Blackwell Publishing, 2007. - 469 p.

285. Moulard, A. Saint Jean Chrysostome: Sa vie, son oeuvre. - Paris, 1949. -368 p.

286. Nathan, Geoffrey. The Family in Late Antiquity: The Rise of Christianity and the Endurance of Tradition. - London; New York, 2000. - 458 p.

287. O'Roark, Douglas. Close-Kin Marriage in Late Antiquity: The Evidence of Chrysostom // Greek, Roman and Byzantine Studies. 37. 1996. - P. 399411.

288. O'Roark, Douglas. Parenthood in Late Antiquity: The Evidence of Chrysostom // Greek, Roman and Byzantine Studies. 40. 1999. - P. 53-81.

289. Patrich, J. A Government Compound in Roman-Byzantine Caesarea // Proceedings of the Twelfth World Congress of Jewish Studies. Division B, History of the Jewish People. - Jerusalem, 2000. - P. 35-44.

290. Patrich, J. Urban Space in Caesarea Maritima, Israel // Urban Centers and Rural Contexts / Ed. J.W. Eadie, T. Burns. - Chicago: Michigan State University

Press,2001.-P. 77-110.

291. . Patrick, J. Herod s Hippodrome/Stadium at Caesarea and the Games Conducted Therein I I What has Athens to Do with Jerusalem. Essays in Honor of Gideon Foerster, P. Peeters. - Leuven, 2002. - P. 29-68.

292. Ringel, J. Césarée de Palestine. Etude historique et archéologique. - P.: Editions Ophrys, 1999. - 205 p.

293. Robert, Browning. The Byzantine Empire. - CUA Press, 1992. - 310 p.

294. Rubin, Z. Christianity in Byzantine Palestine. Missionary Activity and Religious Coercio // Jerusalem Cathedra. Vol. 3. 1983. - P. 97-113.

295. Schade, Kathrin. Frauen in der Spätantike - Status und Repräsentation: Eine Untersuchung zur römischen und frühbyzantinischen Bildniskunst. - Mainz a. R., 2003.-346 S.

296. Schemmel, Fritz. Die Schule von Caesarea in Palästina // Philologische Wochenschrift. 45. 1925. - S. 1277-1280.

297. Sivan, H. Palestine in Late Antiquity. - Oxford - New York, 2008. -

450 p.

298. Stockmeier, Peter. Johannes Chrysostomus II Gestalten der Kirchengeschichte. Bd. 2. - Stuttgart 1984. - S. 125-144.

299. Stolte, Bernhard. Desires Denied: marriage, adultery and divorce in early Byzantine law // Desire and Denial in Byzantium: Papers from the Thirty-First Spring Symposium of Byzantine Studies / ed. L. James (Society for the Promotion of Byzantine Studies Publications). - Aldershot, 1999. - P. 45-67.

300. Studies in John Malalas. - Sydney, 1990. - 346 p.

301. Talbot, Alice-Mary. Women and religious life in Byzantium. - Aider-shot, 2002. - 432 p.

302. The Cambridge Ancient History. Late Antiquity: Empire and Successors, AD 425-600 / Ed. A. Cameron. - Cambr., 2000. - 678 p.

303. The Prosopography of the Later Roman Empire. Part II: AD 365-526 / Ed. by J.R. Martindale. - Cambr., 1980. - 622 p.

304. Treadgold, W. The Early Byzantine Historians. - L., 2010. - 432 p.

305. Trombley, F.R. Hellenic religion and Christianization, c. 370-529. II, 2 tt. - Boston; Leiden, 2001. - 678 p.

306. Urbainczyk, T.E. Theodoret of Cyrrhus: The Bishop and the Holy Man. - Ann Arbor, 2002. - 368 p.

307. Van Dam, R. From Paganism to Christianity at Late Antique Gaza // Viator. 16. 1982.-P. 1-20.

308. Vikan, G. Art and Marriage in Early Byzantium // Dumbarton Oaks Papers. 44. 1990.-P. 145-163.

309. Vuolanto, Ville. Male and Female Euergetism in Late Antiquity: A Study on Italian and Adriatic Church Floor Mosaics // Women, Wealth and Power in the Roman Empire (Acta Inst. Rom. Finlandiae 25). - Rome, 2002. - P. 245-302.

310. Ward-Perkins B. Constantinople, Imperial Capital of the Fifth and Sixth Centuries // Sedes regiae (ann. 400-800) / Ed. by G. Ripoll, J. Gurt. - Barcelona, 2000.-P. 63-79.

311. Webb, Ruth. Female Performers in Late Antiquity // Greek and Roman Actors: Aspects of an Ancient Profession / ed. P. Easterling and E. Hall. - Cambridge, 2002. - P. 282-303.

312. Wilken, R.L. Alexandria: A School for Training in Virtue // Schools of Thought in the Christian Tradition. - Philadelphia: Fortress Press, 1985. - P. 234245.

313. Wilken, Robert L. John Chrysostom and the Jews. Rhetoric and Reality in the Late 4th Century, - Berkeley, 1983. - 480 p.

314. Women, Man and Eunuchs. Gender in Byzantium / Ed. L. James. - L.N.Y., 1997.-464 p.

315. Wortley, John. Some Light on Magic and Magicians in Late Antiquity // Greek, Roman and Byzantine Studies. 42. 2001. - P. 289-307.

316. Yarbrough, Anne. Christianization in the Fourth Century: The Example of Roman Women // Church History. 45. 1976. - P. 149-165.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.