Мусульманский мир в представлениях западноевропейских интеллектуалов эпохи Просвещения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Мигаль Анастасия Сергеевна

  • Мигаль Анастасия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 229
Мигаль Анастасия Сергеевна. Мусульманский мир в представлениях западноевропейских интеллектуалов эпохи Просвещения: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2019. 229 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мигаль Анастасия Сергеевна

Введение

Глава 1. Формирование представлений о мире ислама в эпоху Просвещения

§ 1. Идеология Просвещения в формировании образа «Другого» в Западной

Европе

§ 2. Контакты европейцев с мусульманскими странами и их влияние на формирование образа мира ислама в Западной Европе

§ 3. Становление западноевропейского исламоведения

Глава 2. Политические и социально-экономические отношения в мире ислама в

представлениях западноевропейских интеллектуалов

§ 1. Западноевропейские интеллектуалы о политическом устройстве мира ислама

§ 2. Социально-экономическое развитие мусульманского общества по представлениям западноевропейских интеллектуалов

Глава 3. Представления западноевропейских интеллектуалов о культурных особенностях мусульманского мира

§ 1. Образ Мухаммеда и мусульманские культурные каноны в трудах западноевропейских интеллектуалов

§ 2. Интеллектуалы Западной Европы о повседневности и нравах мусульман

§ 3. Восточный гарем и положение мусульманских женщин в представлениях западноевропейских интеллектуалов

Заключение

Список литературы и источников

Приложения

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманский мир в представлениях западноевропейских интеллектуалов эпохи Просвещения»

Актуальность темы исследования

Обращение западноевропейских мыслителей к образу мусульманского мира на разных этапах их взаимодействия не только является примером попытки понять их «самость» через его «инаковость», но и характеризует состояние как общества в целом, так и отдельно взятых церковных и светских интеллектуалов. Формирование европейских представлений об исламе и его последователях заняло длительный период времени. Каждое столетие привносило в этот образ новые элементы и характеристики, а вместе с тем менялась и сама Европа. Эпоха Просвещения не стала исключением. Интенсификация западноевропейских связей с мусульманским Востоком в этот период, мода на публикации дневников путешественников и переводы текстов с восточных языков, давали интеллектуалам благодатную почву для саморефлексии и размышлений. Многие представления о мире ислама, которые получили развитие в это время, продолжают существовать и сегодня.

Западноевропейский образ мусульманского мира оказывает значительное влияние как на современный политический процесс и международные отношения, так и на межкультурную коммуникацию представителей различных этноконфес-сиональных групп в самой Европе. Сегодня в условиях обострения ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии в результате внешнеполитического вмешательства и внутренних кризисов, постоянного увеличения миграционных потоков из этих стран в Западную Европу и нежелания иммигрантов адаптироваться в новых условиях вновь изменяются представления европейцев и мусульман друг о друге. Выявление путей и закономерностей формирования образов «Своих» и «Чужих», а также процессов их репрезентации и трансформации представляется особенно актуальным в условиях конфликтного взаимодействия. Именно поэтому для современной науки важно знать причины и механизмы возникновения пред-

ставлений различных народов друг о друге, так именно они во многом способствуют или наоборот препятствуют налаживанию равноправного и эффективного межкультурного диалога.

Несмотря на всю важность данной проблемы, она остается недостаточно изученной в научных исследованиях. Имагология, как направление исследований в гуманитарных дисциплинах, занимающаяся изучением образов «Другого» (чужих регионов, культур, народов и исповедуемых ими религий и т. д.) в представлениях жителей различных регионов, сравнительно новая сфера, которая начала складываться в зарубежной науке еще в 50-60-е гг. XX в. Чаще всего ее методы использовались для того, чтобы понять природу конфликтов и выявить культурные истоки вражды.

Степень научной разработанности проблемы

В отечественной историографии изучение представлений о «Других» получило развитие во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. во многом под влиянием таких направлений зарубежной историографии как историческая антропология, история ментальностей и интеллектуальная история. Большая часть статей и монографий российских историков, появившихся в это время, а затем и в XXI в., была посвящена либо образу России в других странах1, либо представлениям об иностранцах в России . Непосредственно к проблеме представлений о мусульманском Востоке в Западной Европе впервые обратились Н. А. Белолипец-кая и С. И. Лучицкая . В своих работах исследователи выявили общие литератур-

1 Байер Н., Магаков Г. Ю. «Край благородных дикарей»? Представления британской общественности XVIII в. о юге России и его казачьем населении // Британские исследования. Сборник статей. Вып. 3. Ростов н/Д, 2010. С. 250-274; Лимонов Ю. А. Россия ХУ-ХУП вв. глазами иностранцев. Л., 1986. 543 с.

2 Бобровников В. О., Конев А. Ю. Свои «чужие»: инородцы и туземцы в Российской империи // Ориентализм vs. ориенталистика: сб. статей. М., 2016. 440 с.; Таки В. Царь и султан. Османская империя глазами россиян. М., 2017. 320 с.

Белолипецкая Н. А. Формирование Британских стереотипов восприятия Египта в конце XIX-начале XX в. // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2009. № 4. С. 221-228; Лучицкая С. И. Араб глазами франка (конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) // Одиссей. Человек в истории: Образ «другого» в культуре. М., 1993. С. 19-38; Ее же. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001. С. 398; Ее же. Образ Мухаммеда в зеркале латинской хронистики ХП-ХШ вв. //

ные и исторические традиции, а также нарративные и визуальные приемы репрезентации мусульман как «Других», которые были характерны для представлений европейцев эпохи средневековья и конца XVIII - начала XIX вв. Представляет интерес монография Е. А. Прусской «Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: взаимное восприятие двух цивилизаций»4. В своей работе историк исследует сочинения путешественников Клода-Этьена Савари и Константина-Франсуа Вольнея о Египте, а так же материалы французской периодики времен Египетской экспедиции и доказывает, что мемуары и дневники стали своеобразным руководством к действию для Наполеона Бонапарта, в то время как в статьях газет подчеркивалась цивилизаторская миссия самого похода.

Несмотря на то, что монографии о восприятии мусульманского Востока в Западной Европе XVIII в. в отечественной историографии отсутствуют, некоторые важные сведения по этой теме можно найти в статье И. В. Гайдук, представляющей краткий экскурс в историю торговых и дипломатических связей двух регионов в Средние века и Новое время5. Небольшой пятистраничный параграф своей монографии образу ислама в европейском сознании в Новое время посвятил А. В. Журавский6. В нем исследователь в основном перечислил несколько работ просветителей и ориенталистов, посвященных Мухаммеду и его учению и привел несколько цитат из них, оставив их без должного анализа. Представляют интерес обзорные очерки и статьи В. В. Бартольда, Н. И. Конрада и Н. И. Кирей, поскольку данные работы позволяют проследить историю становления востоковедения в России и Европе . Работы российских историков по внешней политике западноев-

Одиссей. Человек в истории: Картина мира в народном и ученом сознании. Вып. 5. М., 1994. С. 182-195.

4 Прусская Е. А. «Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: взаимное восприятие двух цивилизаций». М., 2016. 183 с.

5 Гайдук И. В. Европа и ислам в истории: сосуществование, сотрудничество, взаимодействие // Взаимодействие культур и социумов в контексте всемирной истории. М., 2007. С. 192-207.

6 Журавский А. В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М., 1990. С. 3743.

7 Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России // Собрание соч.: в 9 т. Работы по истории востоковедения. М., 1977. Т. 9. С. 199-485; Кирей Н. И. Важнейшие достижения западноевропейской и российской коранистики к началу XXI в. // Историческая и социально-

ропейских стран изучаемой эпохи также содержат много интересной информации, позволяющей понять влияние международных отношений на взаимовосприятие народов. Однако внимание историков было в основном сосредоточено на изучении роли Российской империи на Балканах и на Кавказе8, развитии дипломатических отношений между европейскими странами , а также истории европейского колониализма10. Взаимоотношения непосредственно между странами Западной Европы и миром ислама в эпоху Просвещения остаются малоизученными. При этом интерес отечественных историков к изучению проблематики восприятия «Других» возрастает. Об этом свидетельствует не только издаваемая литература, но и регулярные конференции. Одна из них - международная научная конференция «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросс-культурные отношения, взаимовосприятия и историческая память», которая ежегодно проводится в Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского.

Зарубежная историография образов европейских «Других» намного разнообразнее. В ее развитии можно выделить несколько этапов. Первым из них являются 50-60-е гг. ХХ в., когда зарождается отдельная сфера работ, направленных на исследование «чужого». В этот период появляется множество исследований о представлениях различных народов и культур друг о друге11. Особенностью дан-

образовательная мысль. 2012. № 1 (11). С. 43-48; Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи // Запад и Восток. М., 1966. С. 7-33.

8Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). М., 1955. 368 с.; Добров Л. Южное славянство, Турция и соперничество европейских правительств на Балканском полуострове. СПб.,1879. 652 с.; Сотавов Н. А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-кавказских отношениях в XVIII в. М., 1991. 221 с.

9 Бахрушин С. В., Сказкин С. Д. Дипломатия европейских государств в XVIII в. // История дипломатии. В 6 т. Т. 1. М., 1959. С. 319-373.

10 Ерофеев Н. А. Империя создавалась так. Английский колониализм в XVIII веке. М., 1964. 166 с.; Киселев А. А. Рождения империи. Британское государство и колониализм в XVII-XVIII вв. Волгоград, 2012. 322 с.; Нарочницкий А. Л. Дипломатия в Индии, на Среднем Востоке и в Китае в конце XVIII и в первой половине XIX в. // История дипломатии: в 5 т. М., 1959. Т. 1. С. 594-642.

11 America Through Foreign Eyes // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1954, Vol. 295. P. i-viii+1-221; Beyer B. K., Hicks E. P. Images of Africa // The Journal of Negro Education. 1970, Vol. 39, № 2. P. 158-166; Hurvitz N. Blacks and Jews in American Folklore // Western Folklore. 1974, Vol. 3, № 4. P. 301-325; Marias J. Spanish and American Images // Foreign Affairs. 1960, Vol. 39, № 1. P. 92-99.

ного этапа было обращение в первую очередь к художественным и литературным текстам как источникам. Причем исследования непосредственно о восприятии

мусульманского мира были немногочисленными. Первыми такими работами

12

можно считать монографии Д. Нормана . Его книга «Ислам и Запад: создание образа», впервые опубликованная в 1960 г., является исследованием о европейских представлениях об исламе от периода Средневековья до современности. В небольшом по объему параграфе, посвященном Новому времени, автор, использовал не только художественную, преимущественно французскую литературу, но и работы европейских теологов. Статья Э. Салем об образе ислама в эпоху Елизаветы интересна тем, что ее основной источниковой базой стали дневники английских путешественников13.

В 70-80-е гг. ХХ в. благодаря развернувшейся дискуссии об ориентализме количество работ, посвященных изучению представлений о Востоке в Западной Европе увеличивается. Началом этой дискуссии стал XXIX Конгресс востоковедов, состоявшийся в Париже 16-21 июля 1973 г. Его участники признали, что «востоковедение в той форме, в которой оно было распространено в тот период состояло из методологии, взглядов, теорий и предпочтений, свойственных запад-

14 гл

ному колониализму и потому подлежащих изменению» . С этого периода в зарубежной историографии стали появляться работы, посвященные выявлению и осуждению практик, которые были использованы Западом для подчинения «Других» под маской востоковедения. Важно и то, что с этого времени этой тематикой начали заниматься исследователи арабского происхождения, которые воспринимали проблему восприятия Востока Западом особенно остро. Яркими примерами монографий данного историографического этапа являются работы «Изучение и образ ислама на Западе» М. Родинсона и «Ориентализм. Западные концепции Во-

12 Norman D. Islam and the West: the making of an image. Edinburgh, 2009; Norman D. Islam, Europe and Empire. Edinburgh, 1966. 472 p.

13 Salem E. The Elizabethan Image of Islam // Studia Islamica. 1965, № 22. P. 43-54.

14 Ал-Вири М. Изучение ислама на Западе. М., 2016. С. 41-42.

стока» Э. Саида15. Если М. Родинсон утверждал, что «восемнадцатый век смотрел на мусульманский Восток братским и понимающим взглядом»16, и ситуация изменилась лишь в XIX в. с началом колониализма, то Э. Саид считал, что ориентализм стал «западным стилем доминирования, реструктурирования и осуществле-

17

ния власти над Востоком» примерно с конца XVIII в. Именно в этот период, по мысли исследователя, возникли ориентальные концепции, ставшие интеллектуальным обоснованием для вторжения французов в Египет. Объединяет обоих исследователей то, что их внимание было направлено преимущественно на изучение европейских представлений о «Других» в XIX в.

Если в центре внимания исследований 1970-80-х гг. были представления о Востоке в целом и мусульманском мире в частности в контексте истории европейского колониализма в конце XVIII - начале XIX в., то с 1990-х гг. по настоящее время и хронологические рамки, и сами аспекты изучения образа расширились. В рамках данного историографического этапа можно выделить несколько тем. Во-первых, это образ Османской империи или Арабского халифата с акцентом на их внешнеполитические контактов со странами Европы. Данной тематикой занимались С. Р. Арджана, Р. Армур, М. С. Бергер, Д. Вейнштейн, Ф. Кардини, Ф.

Квинн, Г. Лоренс, Б. Льюс, Дж. Маклейн, Н. Матар, У. Монтгомери, Дж. В. Толан,

18

А. Хурани . Эти исследователи не занимались каким-либо конкретным периодом,

15 Rodinson M. The Western image and Western studies of Islam // The legacy of Islam. Oxford, 1974. P. 9-64; Rodinson M. Western views of the Muslim world // Europe and the mystique of Islam. London, 1987. P. 3-83. Саид Э. Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб., 2006. 638 с.

16 Rodinson M. The Western image and Western studies of Islam. P. 40.

17 Саид Э. Указ.соч. С. 10.

18 Hourani A., Islam and the European Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 199 p.; Arjana S. R. Muslims in the Western Imagination. New York, 2015. 280 p.; Berger M. S. A brief history of Islam in Europe. Leiden, 2014. 236 p.; Fassl J. Punchinello meets the Turk: Giambatista Tiepolo's chorus of Oriental spectators and transformation of cultural Otherness // The Turk and Islam in the Western Eye, 1450-1750: Visual Imagery before Orientalism. Burlington, 2011. P. 95-128; MacLean G., Matar N. Britain and the Islamic world, 1558-1713. New York, 2011. 267 p.; Montgomery W. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions. London, 1991. 164 p.; Tolan J. V., Veinstein G., Laurens H. Europe and the Islamic World: A History. Princeton, 2013. P. 226-251; Quinn F. The sum of all heresies: The image of Islam in Western Thought. Oxford, 2008. 221 p.; Армур Р. Христианство и ислам: непростая история. М., 2004. С. 25-65; Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания. СПб., 2016. 336 с.; Луис Б. Ислам и Запад. М., 2003. 320 с.; Норман Д. Ислам в христианской мысли на Западе: от начала до 1914 г. // Христиане и мусульмане: Проблема диалога. Хрестоматия. М., 2000. С. 269-283.

но больше места с своих работах отдавали Средним векам (и особенно Крестовым походам) и XIX в., практически не затрагивая XVIII в.

Во-вторых, это тема влияния конструирования образов мусульман, как «Других», на процесс самоидентификации европейцев. Она получила развитие в монографиях С. Аравамудан, Л. Вульфа, Р. Жубин, Р. Ирвина, А. Спенсер Вики19. И. Нойманн в одной из глав своей работы, используя примеры из общественно-политической мысли XVI-XIX вв., показал то, как общеевропейские культурные

и социальные ценности оказывали влияние на отношения с Османской империей

20

и поддержание международного порядка . Целью монографии У. Гарсия было

изучение влияния ислама на формирование английской национальной идентично-

21

сти . Базой двух первых глав его исследования по XVII-XVШ вв. послужили два источника: работа о Мухаммеде Г. Стабба и дневник английской путешественницы М. Монтегю. В остальных четырех главах историк уделил внимание XIX в. Таким образом, работы о представлениях о мире ислама в XVIII в. были немногочисленными и затрагивали отдельные источники и точки зрения, при этом по-прежнему больше внимание уделялось XIX в.

В-третьих, это тема европейских представлений об отдельных явлениях и

аспектах мусульманского мира: личности исламского пророка, политике, культу-

22

ре и повседневной жизни. Особенностью исследований о пророке Мухаммеде является то, что историки, культурологи и литературоведы писали преимущественно о его образе в представлениях европейцев в период Средневековья и Но-

19 Aravamudan S. Enlightenment Orientalism: Resisting the Rise of the Novel. Chicago, 2012. 342 p.; Irvin R. For Lust of Knowing: The Orientalists and their Enemies. London, 2006. 416 p.; Joubin R. Islam and Arabs through the Eyes of the Encyclopédie: The "Other" as a Case of French Cultural Self-Criticism // International Journal of Middle East Studies. 2000, Vol. 32, № 2. P. 197-217; Spencer Vicki A. Viewing Islam through Enlightenment Eyes // Western Political thought in Dialogue with Asia. Lanham, 2008. P. 109-134; Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта Цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003. 560 с.

20 Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских иден-тичностей. М., 2004. 336 с.

21 Garcia H. Islam and the English Enlightenment 1670-1840. Baltimore, 2012. 368 p.

22 Bennet C. In search of Muhammad. London ; New York, 1999. 276 p.; Gunny A. Prophet Muhammad in French and English Literature: 1650 to the Present. Markfield, 2011. 320 p.; Saviello A. Muhammad's Multiple Faces: Printed Images of the Prophet in Western Europe // Constructing the image of Muhammad in Europe. Berlin, 2013. P. 87-143; Армстронг К. Мухаммад — враг // Мухаммад: История Пророка. М., 2008. С. 25-65.

вейшего времени (и особенно о скандале, вызванном публикациями карикатур в европейских газетах). Среди обобщающих исследований о европейских представлениях об основателе ислама необходимо выделить монографию М. Ривза «Мухаммед в Европе: тысяча лет мифотворчества на Западе» (2000), который в отдельной главе по эпохе Просвещения проанализировал взгляды Вольтера и Монтескье о пророке, однако уделил значительно меньше внимания точкам зрения их

23

английских и немецких современников . А. Гунни, Б. Льюис также ограничили

24

географические рамки своего исследования либо Францией, либо Англией . Интересно отметить, что, несмотря на заявленные заголовки, в статьях и в моногра-

25

фии А. Гунни главным объектом изучения являлись представления о Мухаммеде, а не об исламе. Тем не менее, его работы важны, поскольку этот данный автор анализировал французские источники, которые раннее не использовались при освещении темы.

Монография А. Гросричарда «Двор султана: европейские фантазии о Востоке»26 просвещена XVII-XVIII вв. Историк проанализировал работы Руссо, Монтескье, Вольтера и их представления о природе власти османского султана и его визиря, а также о влиянии, которое оказывал, по их мнению, на мусульманских правителей гарем. В результате он пришел к небезосновательному выводу о том, что западноевропейские интеллектуалы, создавая образ турецких султанов как «Других» и приписывая им такие негативные черты, как жестокость, невоздержанность и похотливость, противопоставляли их своему идеалу просвещенного правителя. Существует довольно большое количество статей о восточном дес-

27

потизме в общественно-политической мысли эпохи Просвещения . Однако ис-

23 Reeves M. Humanist or fanatic? The Enlightenment divided // Muhammad in Europe: A Thousand Years of Western Myth-Making. Reading, 2000. P. 139-175.

24 Gunny A. Assessment of Material Relating to Prophet Muhammad by Some French-Speaking Writers: From The Eighteenth Century Onwards // Islamic Studies. 2011, Vol. 50, № 2. Р. 171-192.

25 См. напр: Gunny A. Images of Islam some French writings of the first half of the eighteenth century // British Journal for Eighteenth-Century Studies. 1991, Vol. 14, № 2. Р. 191-203; Gunny A. Perceptions of Islam in European Writings. Leicester, 2004. 344 p.

26 Grosrichard A. The Sultan's Court: European Fantasies of the East. London, 1998. 222 p.

27 Beales D. Philosophical kingship and enlightened despotism // The Cambridge History of Eighteenth-Century Political Thought. Cambridge, 2006. P. 497-524; £irakman A. From Tyranny to Despotism: The Enlightenment's Unenlightened Image of the Turks // International Journal of Middle East

следователи обращались преимущественно к сочинениям философов XVIII в., обходя вниманием мемуары и дневники их современников-путешественников. Однако представляется, что и эти источники не менее важны при освещении этого вопроса, поскольку, с одной стороны, они подтверждали интеллектуальные теории, а, с другой стороны, были частью механизма репрезентации и распространения идей о «Других». Противоположная ситуация сложилась с темой восточного гарема и положения мусульманок. Т. Хеффернан, Б. Ходжсон, М. Келсолл, Дж. Стилл28 в своих статьях выбирали предметом изучения дневники путешественников XVIII в., но не анализировали репрезентацию гарема в работах философов эпохи Просвещения.

В-четвертых, это и тема становления развития европейского востоковедения. Она представлена немногочисленными статьями, посвященными либо пере-

29

водам Корана на европейские языки29, либо развитию определенных европейских

30 31

центров востоковедения , либо биографиям ориенталистов в XVI-XIX вв. . Эти статьи, а также монография З. Эльмарсафи32, представляют собой интерес для исследования, так как дают информацию об историческом контексте, в котором

Studies. 2001, Vol. 33, № 1. P. 49-68; Curtis M. Orientalism and Islam. European Thinkers on Oriental Despotism in the Middle East and India. New York, 2009. 392 p.; Richter M. The Concept of Despotism and l'abus des mots // Contributions to the History of Concepts. 2007, Vol. 3, № 1. P. 5-22.

28 Heffernan T. Feminism against the East/West Divide: Lady Mary's "Turkish Embassy Letters" // Eighteenth-Century Studies. 2000. Vol. 33, № 2. P. 201-215; Hodgson B. Dreaming of East: Western Women and the Exotic Allure of the Orient. Vancouver, 2005. 184 p.; Kelsall M. The Slave-Woman in the Harem // Studies in Romanticism. 1992. Vol. 31, № 3. Р. 315-331; Still J. Hospitable Harems? A European Woman and Oriental Spaces in the Enlightenment // Paragraph. 2009. Vol. 32, № 1. P. 87104; Бернстайн Р. Восток, Запад и секс. История опасных связей. М., 2015. 448 с.

29 Bobzin H. Translations of the Qur'an // Encyclopaedia of the Qur'an. In 5 vol. Vol. 5: Si-Z. Leiden, 2006. P. 340-358; Burman T. E. European Qur'an translations, 1500-1700 // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Volume 6. Western Europe (1500-1600). Leiden, Boston, 2014. P. 25-38; Larzul S. Les premières traductions françaises du Coran (XVIIe - XIXe siècles) // Archives de sciences sociales des religions, 54e Année. 2009, № 147. P. 147-165.

30 Faith and Fable: Islamic Manuscripts from Cambridge University Library. Cambridge university library, 2011. 36 p.; Schimmel A. Islamic Studies in Germany: A Historical Overview // Islamic Studies. 2010. Vol. 49, № 3. P. 401-410.

31 Hamilton A. From a "closet at Utrecht". Adriaan Reland and Islam // Nederlands archief voor kerk-geschiedenis / Dutch Review of Church History. 1998. Vol. 78, № 2. P. 243-250.

32 Elmarsafy Z. The Enlightenment Qur'an: The Politics of Translation and the Construction of Islam. Oxford, 2009. 269 p.

происходило формирование образа мира ислама у западноевропейских ориенталистов.

Кроме того, при написании диссертации использовались статьи и монографии, напрямую не связанные с образом мусульманского мира в представлениях западноевропейских интеллектуалов XVIII в., но важные для понимания самой эпохи Просвещения и ее идейного контекста. Это работы Г. Э. Бедекера, Дж. Ма-

33

ка, Х. Мейсона, П. Мейсона, Д. Рикуперати, П. Шоню . Исследования Б. Тейлор, С. Стейвс, М. Уоллер, Л. Уорсли позволили рассмотреть представления об исламе исходя из реалий западноевропейской повседневности34. Ценную информацию по состоянию Османской империи и истории внешнеполитических связей с европей-

35

скими странами дали монографии В. Х. Аксан, Ф. М. Годжек и К. Финкель35. Большой интерес вызывает монография по истории Левантийской компании шотландской исследовательницы К. Лейдлоу, которая посвящена не только структуре этой организации и ее взаимодействию с Портой, но и повседневной жизни ее

36

представителей .

Исходя из изучения историографии по выбранной тематике, можно сделать вывод о том, что тема формирования образа ислама в европейской интеллектуальной традиции хотя и неоднократно изучалась в западной историографии, ис-

33 Bodeker H. E. Prologue: Towards a Reconstruction of the Discourse on Tolerance and Intolerance in the Age of Enlightenment // Discourses of Tolerance & Intolerance in the European Enlightenment. Toronto, 2009. P. 17-26; Mack J. 'Ethnography' in the Enlightenment // Enlightening the British: knowledge, discovery, and the museum in the eighteenth century. London, 2003. P. 114-119; Mason H. The European Enlightenment: Was It Enlightened? // The Modern Language Review. 1999, Vol. 94, № 4. P. xxvii-xxxviii; Mason P. Exoticism in the Enlightenment Peter Mason // Anthropos. 1991. Bd. 86, H. 1-3. P. 167-174; Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003; Шоню П. Цивилизация Просвещения. Екатеринбург, М., 2008. С. 1529.

34 Taylor B. Feminists Versus Gallants: Manners and Morals in Enlightenment Britain // Representations. 2004. Vol. 87, № 1. P. 125-148; Staves S. Eighteenth Century Feminism // The Eighteenth Century. 1985. Vol. 26, № 2. P. 170-176; Дарнтон Р. Поэзия и полиция. Сеть коммуникаций в Париже XVIII века. М., 2016. 192 с.; Уоллер М. Лондон. 1700 год. Смоленск, 2003. 384 с.; Уорсли Л. Английский дом. Интимная история. М., 2016. 384 с.

35Aksan V. H. Ottoman Wars, 1700-1870: An Empire Besieged. New York, 2007. 620 p.; Gocek F. M. East Encounters West: France and the Ottoman Empire in the Eighteenth Century. New York, 1987. 208 p.; Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. М., 2012. 829 с.

36 Laidlaw C. The British in the Levant: Trade and Perceptions of the Ottoman Empire in the Eighteenth Century. London, 2010. 288 p.

следователи в своих работах изучали лишь отдельные ее аспекты в определенных хронологических рамках, не затрагивая при этом саму эпоху Просвещения или рассматривали эволюцию образа мира ислама в целом и касались каких-либо конкретных эпизодов во взаимоотношениях Запада и Востока в XVIII в. Восприятие ислама на Западе во всем его многообразии в период эпохи Просвещения так и не было в полной мере исследовано ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Даже сами взаимоотношения европейских стран с мусульманскими государствами Востока, то есть пути, благодаря которым знания о мире ислама попадали в европейское общество в изучаемый период, недостаточно подробно изучены историками. Без должного научного анализа остаются формы репрезентации и механизм формирования представлений о мире ислама, будучи частью общественно-культурного дискурса западноевропейских интеллектуалов о Востоке.

Объектом исследования является система представлений западноевропейских интеллектуалов о мусульманском мире в эпоху Просвещения.

Предметом исследования - практики и механизмы репрезентации мусульманского мира в Западной Европе, а также факторы трансформации образа ислама.

Хронологические рамки исследования включают период с 1699 г. по 1798 г. Нижняя граница обусловлена заключением Карловицкого мирного договора, который не только продемонстрировал изменение соотношения сил в пользу европейских государств и стал отправной точной изменения представлений об Османской империи, но и о мире ислама в целом. Верхняя граница обусловлена началом Египетского похода Наполеона Бонапарта, знаменовавшего начало нового этапа в отношениях между Западом и Востоком.

Географические рамки исследования охватывают страны Западной Европы. Западноевропейские интеллектуалы являются субъектом, познающим и представляющим мусульманский Восток, который, в свою очередь, выступает воображаемым объектом и частью европейской ментальной географии. Под «мусульманским Востоком» здесь поминается мир ислама или регион Магриба, Ближнего

Востока и Центральной Азии, который описывали западноевропейские мыслители и путешественники.

Цель диссертации - комплексное изучение процесса формирования, эволюции и распространения представлений западноевропейских интеллектуалов XVIII в. о мире ислама.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мигаль Анастасия Сергеевна, 2019 год

II. Литература

1. Ал-Вири, М. Изучение ислама на Западе / М. Ал-Вири; пер. Б. Норика. - М. : Сандра, 2016. - 324 с.

2. Антипов, В. С. Типология политики просвещенного абсолютизма / В. С. Анти-пов // Метаморфозы истории. - 2013. - № 4. - С. 217-241.

3. Армстронг, К. Мухаммад - враг / К. Армстронг // Мухаммад: История Пророка / пер. с англ. Я. Янгузаровой. - М. : София, 2008. - С. 25-65.

4. Армур, Р. Христианство и ислам: непростая история / Р. Армур; пер. с англ. -М. : ББИ, 2004. - 336 с.

5. Байер, Н., Магаков, Г. Ю. «Край благородных дикарей»? Представления британской общественности XVIII в. о юге России и его казачьем населении / Н. Байер, Г. Ю. Магаков // Британские исследования: сб. статей. - Ростов н/Д : Foundation, 2010. - Вып. 3. - С. 250-274.

6. Бартольд, В. В. История изучения Востока в Европе и России // Собрание сочинений: в 9 т. Работы по истории востоковедения / В. В. Бартольд. - Т. 9. - М. : Наука, 1977. - С. 199-485.

7. Бахрушин, С. В., Сказкин С. Д. Дипломатия европейских государств в XVIII в. / С. В. Бахрушин, С. Д. Сказкин // История дипломатии: в 5 т. / под ред. В.А. Зорина, В.С. Семенова и др. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1959. -Том 1. - С. 319-373.

8. Белолипецкая, Н. А. Формирование Британских стереотипов восприятия Египта в конце XIX - начале XX в. / Н. А. Белолипецкая // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2009. - № 4. - С. 221228.

9. Бернстайн, Р. Восток, Запад и секс. История опасных связей / Р. Бернстайн; пер. с англ. Т. Азаркович. - М. : АСТ : CORPUS, 2015. - 448 с.

10. Бух, А. Япония: национальная идентичность и внешняя политика: Россия как Другое Японии / А. Бух; пер. с англ. П. Серебряного. - М. : Новое литературное обозрение, 2012. - 280 с.

11. Вигарелло, Ж. Чистое и грязное: телесная гигиена со времен Средневековья (главы из книги) / Ж. Вигарелло; пер. с фр. М. Неклюдовой. // Ароматы и запахи в культуре. В 2 т. / сост. О. Б. Вайнштейн. - М. : Новое литературное обозрение, 2010. - Т. 1. - С. 525-563.

12. Вульф, Л. Изобретая Восточную Европу: Карта Цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф; пер. с англ. И. Федюкина. - М. : Новое литературное обозрение, 2003. - 560 с.

13. Гаврилов, Ю. А., Шевченко А. Г. Коран в России: переводы и переводчики / Ю. А. Гаврилов, А. Г. Шевченко // Вестник Института социологии. - 2012. - №5. - С. 81-97.

14. Гайдук, И. В. Европа и ислам в истории: сосуществование, сотрудничество, взаимодействие / И. В. Гайдук // Взаимодействие культур и социумов в контексте всемирной истории / под ред. Е. В. Иерусалимской, Т. Л. Лабутиной, Е. М. Мака-ренковой и др. - М. : Из-во Ин-та всеобщ. истории РАН, 2007. - С. 192-207.

15. Григорьева, Т. П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком / Т. П. Григорьева // Культура, человек и картина мира. - М. : Наука, 1987. - С. 262-299.

16. Дарнтон, Р. Поэзия и полиция. Сеть коммуникаций в Париже XVIII века / Р. Дарнтон; пер. с англ. М. Солнцевой. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. -192 с.

17. Добров, Л. Южное славянство, Турция и соперничество европейских правительств на Балканском полуострове / Л. Добров. - СПб. : Тип. Н. А. Лебедева, 1879. - 652 с.

18. Дружинина, Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение) / Е. И. Дружинина. - М. : Изд-во АН СССР, 1955. - 368 с.

19. Ерофеев, Н. А. Империя создавалась так. Английский колониализм в XVIII веке / Н. А. Ерофеев. - М. : Наука, 1964. - 166 с.

20. Журавский, А. В. Образ ислама в европейском сознании (Новое время) / А. В. Журавский // Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. - М. : Наука, 1990. - С. 37-43.

21. Зарин, В. А. Запад и Восток в мировой истории XIV-XIX вв. / В. А. Зарин. -М. : Наука, 1991. - 183 с.

22. Кардини, Ф. Европа и ислам. История непонимания / Кардини Ф.; пер.с итал. А. Карловой, А. Митрофанова. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб. : Alexandria, 2016. - 336 с.

23. Кирей, Н. И. Важнейшие достижения западноевропейской и российской кора-нистики к началу XXI в. / Н. И. Кирей // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 1 (11). - С. 43-48.

24. Киселев, А. А. Рождения империи. Британское государство и колониализм в XVII-XVIII вв.: монография / А. А. Киселев. - Волгоград, 2012. - 332 с.

25. Конрад, Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи // Запад и Восток: статьи / Н. И. Конрад. - М. : Наука, 1966. - С. 7-33.

26. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. -М. : Гнозис, 2003. - 375 с.

27. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в Средние века / Ж. Ле Гофф; пер. с франц. А. М. Руткевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 160 с.

28. Лимонов Ю. А. Россия ХУ-ХУП вв. глазами иностранцев / Ю. А. Лимонов. -Л. : Лениздат, 1986. - 543 с.

29. Лоранс, А. Вступление / А. Лоранс // Центральная Азия глазами одного французского эрудита XVII века (отрывки). - Ташкент : ШЕАС, 2003. - С. 11-30.

30. Луис, Б. Ислам и Запад / Б. Луис; пер. с англ. С. Кулланда. - М. : ББИ, 2003. -320 с.

31. Лучицкая, С. И. Араб глазами франка (конфессиональный аспект восприятия мусульманской культуры) / С. И. Лучицкая // Одиссей. Человек в истории: Образ «другого» в культуре. - М. : Наука, 1993. - Вып. 5. - С. 19-38.

32. Лучицкая, С. И. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. / С. И. Лучицкая. - СПб. : Алетейя, 2001. - 398 с.

33. Лучицкая, С. И. Образ Мухаммеда в зеркале латинской хронистики ХП-ХШ вв. / С. И. Лучицкая // Одиссей. Человек в истории: Картина мира в народном и учёном сознании.- М. : Наука, 1994. - Вып. 5. - С. 182-195.

34. Льюис, Р. Османская Турция. Быт, религия, культура / Р. Льюис; пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М. : Центр-полиграф, 2004. - 239 с.

35. Мейер, М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса / М. С. Мейер. - М. : Наука, 1991. - 261 с.

36. Мчедлов, М. П. Религиозная идентичность / М. П. Мчедлов // Социс. - 2006. -№ 10. - С. 33-40.

37. Мяло, К. Г. Космогонические образы мира: между Востоком и Западом / К. Г. Мяло // Культура человек и картина мира. - М. : Наука, 1987. - С. 227-261.

38. Нарочницкий, А. Л. Дипломатия в Индии, на Среднем Востоке и в Китае в конце XVIII и в первой половине XIX в. / А. Л. Нарочницкий // История дипломатии: в 5 т. / под ред. В. А. Зорина, В. С. Семенова и др. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - Т. 1. - С. 594-642.

39. Нойманн, И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / И. Нойманн; пер. с англ. В. Ливинова и И. Пильщико-ва. - М. : Новое издательство, 2004. - 336 с.

40. Норман, Д. Ислам в христианской мысли на Западе: от начала до 1914 г. / Д. Норман // Христиане и мусульмане: Проблема диалога. Хрестоматия / сост. А. Журавский. - М. : ББИ, 2000. - С. 269-283.

41. Ориентализм уб. ориенталистика : сб. статей / отв. ред. и сост. В. О. Бобровни-ков, С. Дж. Мири. - М. : Сандра, 2016. - 440 с.

42. Пензер, Н. Гарем. История, традиции, тайны / Н. Пензер; пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2007. -303 с.

43. Поварова, А. Е., Смирнов, Е. Р. Институт брака и правовое положение женщины в Англии XIX века / А. Е. Поварова, Е. Р. Смирнов // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2013. - № 3. - С. 332-335.

44. Прусская, Е. А. «Французская экспедиция в Египет 1798-1801 гг.: взаимное восприятие двух цивилизаций» / Е. А. Прусская. - М. : Политическая энциклопедия, 2016. - 183 с.

45. Рикуперати, Д. Человек Просвещения / Д. Рикуперати; пер. с итал. // Мир Просвещения. Исторический словарь. - М. : Памятники исторической мысли, 2003. - С. 15-29.

46. Сабитова, Л. Р. Дипломатия и дипломаты Англии в Османской империи (начальный этап сотрудничества) / Л. Р. Сабитова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. - 2015. -Вып. 2. - Т.15. - С. 64-69.

47. Саид, Э. Ориентализм: Западные концепции Востока / Э. Саид; пер. с англ. А. В. Говорунова. - СПб. : Русский мир, 2006. - 638 с.

48. Сотавов, Н. А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-кавказских отношениях в ХУШ в. / Н. А. Сотавов. - М. : Наука, 1991. - 221 с.

49. Сурдель, Д., Сурдель, Ж. Цивилизация классического ислама / Д. Сурдель, Ж. Сурдель; пер. с фр. В. Бабинцева. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 514 с.

50. Таки, В. Царь и султан. Османская империя глазами россиян / В. Таки. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 320 с.

51. Уоллер, М. Лондон. 1700 год / М. Уоллер; пер. с англ. М. В. Пановой, Т. П. Церр. - Смоленск : Русич, 2003. - 384 с.

52. Уорсли, Л. Английский дом. Интимная история / Л. Уорсли; пер. с англ. И. Новоселецкой. - М. : Синдбад, 2016. - 440 с.

53. Уотт, У. М. Влияние ислама на средневековую Европу / У. М. Уотт; пер. с англ. - СПб. : ДИЛЯ, 2008. - С. 121-142.

54. Финкель, К. История Османской империи: Видение Османа / К. Финкель; пер. с англ. К. Алексеева, Ю. Яблокова. - М. : АСТ : Астрель, 2012. - 829 с.

55. Хеншелл, Н. Миф абсолютизма: перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени / Н. Хеншелл; пер. с англ. А. А. Паламарчук, Л. Л. Царук, Ю. А. Махалова. - СПб. : Алетейя, 2003. - 272 с.

56. Чеканцева, З. А. Образ Европы. География, климат / З. А. Чеканцева // Всемирная история: В 6 т. / гл. ред. Чубарьян А. О. - М. : Наука, 2013. - Т. 4: Мир в XVIII веке / отв. ред. Карп С. Я. - С. 12-19.

57. Шапинская, Е. Н. Образ Другого в текстах культуры: политика репрезентации / Е. Н. Шапинская // Гуманитарное знание: теория и методология. - 2009. - № 3. -С. 51-57.

58. Шипилов, А. В. «Свои», «чужие» и другие / А. В. Шипилов. - М. : «Прогресс-Традиция», 2008. - 568 с.

59. Шоню, П. Цивилизация Просвещения / П. Шоню; пер. с фр. В. Бабинцева. -Екатеринбург : У-Фактория; М. : АСТ, 2008. - 688 с.

60. Шумпетер, Й. А. История экономического анализа : в 3 т. / Й. А. Шумпетер; пер. с англ. под ред. В. С. Автономова.- СПб. : Экономическая школа, 2004. - Т. 1. - 496 с.

61. Элиаде М. Миф о благородном дикаре или престиж начала. Unaisolamuyhermosa // Мифы, сновидения и мистерии / М. Элиаде; пер. с анг. - М. : КЕБЬ-Ьоок, К. Ваклер, 1996. - С. 40-45.

62. Ященко, Р. В. Цивилизация Запада эпохи Просвещения / Р. В. Ященко // Образ человека в культуре эпохи Просвещения : Сб. науч. тр. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. - С. 22-30.

63. Aksan, V. H. Ottoman Wars, 1700-1870: An Empire Besieged / V. H. Aksan. -New York : Routledge, 2007. - 620 p.

64. Al-Olaqi, F. M. S. English literary portrait of the Arabs / F. M. S. Al-Olaqi // Theory and practice in language studies. - 2012. - Vol. 2, № 9. - P. 1767-1775.

65. Aravamudan, S. Enlightenment Orientalism: Resisting the Rise of the Novel / S. Aravamudan. - Chicago: University of Chicago Press, 2012. - 342 p.

66. Aravamudan, S. Lady Mary Wortley Montagu in the Hammam: Masquerade, Womanliness, and Levantinization / S. Aravamudan // ELH. - 1995. - Vol. 62, № 1. - Р. 69104.

67. Arjana, S. R. Muslims in the Western Imagination / S. R. Arjana. - New York : Oxford university press, 2015. - 280 p.

68. Arjomand, S. A. Coffeehouses, Guilds and Oriental Despotism Government and Civil Society in Late 17th to the Early 18th Century Istanbul and Isfahan, and as seen from Paris and London / S. A. Arjomand // European Journal of Sociology. - 2004. -Vol. 45, № 1. - P. 23-42.

69. Arkush, A. Voltaire on Judaism and Christianity / A. Arkush // AJS Review. - 1993. - Vol. 18, № 2. - P. 223-243.

70. Ballaster, R. Performing Roxane: the Oriental Woman as the Sign of Luxury in Eighteenth-Century Fictions / R. Ballaster // Luxury in the Eighteenth Century: debates, desires and delectable goods / ed. by M. Berg, E. Eger. - New York : Palgrave Macmil-lan, 2003. - P. 165-177.

71. Beales, D. Philosophical kingship and enlightened despotism / D. Beales // The Cambridge History of Eighteenth-Century Political Thought / ed. by Goldie M., Wokler R. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006. - P. 497-524.

72. Bennet, C. In search of Muhammad / C. Bennet - London ; New York : Cassell, 1999. - 276 p.

73. Berger, M.S. A brief history of Islam in Europe / M. S. Berger. - Leiden : Leiden University Press, 2014. - 236 p.

74. Bobzin, H. Translations of the Qur'an / H. Bobzin // Encyclopaedia of the Qur'an / ed. by J. D. McAuliffe. In 5 vol. - Leiden ; Boston : Brill, 2006. - Vol. 5: Si-Z. - P. 340-358.

75. Bodeker, H. E. Prologue: Towards a Reconstruction of the Discourse on Tolerance and Intolerance in the Age of Enlightenment / H. E. Bodeker // Discourses of Tolerance & Intolerance in the European Enlightenment / ed. by H. E. Bodeker [et al.]. - Toronto: University of Toronto Press, 2009. - P. 17-26.

76. Buranelli, V. The Historical and Political Thought of Boulainvilliers / V. Buranelli // Journal of the History of Ideas. - 1957. - Vol. 18, № 4. - P. 475-494.

77. Burman, T. E. European Qur'an translations, 1500-1700 / T. E. Burman // Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History.: Vol. 6. Western Europe (15001600) / Ed. by David Thomas, John A. Chesworth. - Leiden ; Boston : Brill, 2014. - P. 25-38.

78. Campos Pérez, L. Representing the Enemy: The Iconography of the "Other" in History Schoolbooks During the First Years of Franco's Regime / L. Campos Pérez // Contributions to the History of Concepts. - 2009. - Vol. 5, № 2. - P. 140-161.

79. Castell Edmund // The Encyclopaedia Britannica a dictionary of arts, sciences, literature and general information. - 11th ed. - Vol. 5. - New York : Cambridge University Press, 1910. - P. 471.

80. Castle, T. Eros and Liberty at the English Masquerade, 1710-90 / T. Castle // Eighteenth-Century Studies. - Winter, 1983-1984. - Vol. 17, № 2. - P. 156-176.

81. Cavaliero, R. Ottomania. The Romantics and the Myth of the Islamic Orient / R. Cavaliero. - London : I. B. Tauris, 2010. - 272 p.

82. Qirakman, A. From Tyranny to Despotism: The Enlightenment's Unenlightened Image of the Turks / A. Qirakman // International Journal of Middle East Studies. - 2001. - Vol. 33, № 1. - P. 49-68

83. Clinton, B. Victorian Images of Islam / B. Clinton. - London : Grey Seal, 1992. -204 p.

84. Curtis, M. Orientalism and Islam European Thinkers on Oriental Despotism in the Middle East and India / M. Curtis. - New York : Cambridge University Press, 2009. -392 p.

85. De Dijn, A. Political thought in eighteenth-century France: the invention of aristocratic liberalism // French Political Thought from Montesquieu to Tocqueville: Liberty in a Levelled Society? - New York : Cambridge University Press, 2008. - P.11-40.

86. Dobie, M. Translation in the Contact Zone: Antoine Galland's Mille et une nuits: contes arabes // The Arabian Nights in Historical Context: Between East and West / Edited by Makdisi S. and Nussbaum F. - New York : Oxford University Press, 2008. - P. 25-49.

87. Elmarsafy, Z. The Enlightenment Qur'an: The Politics of Translation and the Construction of Islam / Z. Elmarsafy. - Oxford : One World Publications, 2009. - 269 p.

88. Encyclopedia of Islam and the Muslim World. In 2 volumes. - New York : MacMil-lan, 2003. - Vol. 2. - 874 p.

89. Encyclopedia of The Enlightenment / ed. in Chief: Kors A. C. - New York : Oxford University Press, Facts on File Inc., 2002. - 1920 p.

90. Erpenius Thomas // The Encyclopaedia Britannica a dictionary of arts, sciences, literature and general information. - 11th ed. - Vol. 9. - New York : Cambridge University Press, 1910. - P. 753-754.

91. Faith and Fable: Islamic Manuscripts from Cambridge University Library. - Cambridge : Cambridge University Library, 2011. - 36 p.

92. Fassl, J. Punchinello meets the Turk: Giambatista Tiepolo's chorus of Oriental spectators and transformation of cultural Otherness / J. Fassl // The Turk and Islam in the Western Eye 1450-1750: Visual Imagery before Orientalism / ed. by J. Harper. - Burlington : Ashgate, 2011. - P. 95-128.

93. Foster, S. Colonialism and Gender in the East: Representations of the Harem in the Writings of Women Travelers / S. Foster // The Yearbook of English Studies. - 2004. -Vol. 34, Nineteenth-Century Travel Writing. - P. 6-17

94. Frazee, C. A. Catholics and sultans. The church and the Ottoman Empire 1453-1923 / C. A. Frazee. - New York : Cambridge University Press, 2006. - 400 p.

95. Garcia, H. Blake, Swedenborg, and Muhammad: The prophetic tradition, revisited / H. Garcia // Religion & Literature. - 2012. -Vol. 44, № 2. - P. 35-65.

96. Garcia, H. Islam and the English Enlightenment 1670-1840 / H. Garcia. - Baltimore : The Johns Hopkins University Press, 2012. - 368 p.

97. Gay, P. The Enlightenment in the History of Political Theory / P. Gay // Political Science Quarterly. - 1954. - Vol. 69. - P. 374-389.

98. Gocek, F. M. East Encounters West: France and the Ottoman Empire in the Eighteenth Century / F. M. Gocek. - New York : Oxford University Press, 1987. - 208 p.

99. Goffman, D. The Ottoman Empire and Early Modern Europe / D. Goffman. - Cambridge : Cambridge University Press, 2002. - 265 p.

100. Golius Jacobus P. // The Encyclopaedia Britannica a dictionary of arts, sciences, literature and general information. - 11th ed. - New York : Cambridge University Press, 1910. - Vol. 12. - P. 226.

101. Grosrichard, A. The Sultan's Court: European Fantasies of the East / A. Grosrichard; transl. by L. Heron. - London : Verso, 1998. - 222 p.

102. Gunny, A. Assessment of Material Relating to Prophet Muhammad by Some French-Speaking Writers: From The Eighteenth Century Onwards / A. Gunny // Islamic Studies. - 2011. - Vol. 50, № 2. - P. 171-192.

103. Gunny, A. Images of Islam some French writings of the first half of the eighteenth century / A. Gunny // British Journal for Eighteenth-Century Studies. - 1991. -Vol. 14, № 2. - P. 191-203.

104. Gunny, A. Perceptions of Islam in European Writings / A. Gunny. - Leicester : The Islamic Foundation, 2004. - 344 p.

105. Gunny, A. Prophet Muhammad in French and English Literature: 1650 to the Present / A. Gunny. - Markfield : Islamic Foundation, 2011. - 320 p.

106. Halliday, F. "Orientalism" and Its Critics. Journal of Middle Eastern Studies. -1993. - Vol. 20, № 2. - P. 145-163.

107. Hamilton, A. From a "closet at Utrecht". Adriaan Reland and Islam / A. Hamilton // Nederlands archief voor kerkgeschiedenis / Dutch Review of Church History. -1998. - Vol. 78, № 2. - P. 243-250.

108. Hayes, K. J. How Thomas Jefferson read the Qur'an / K. J. Hayes // Early American literature. - 2004. -Vol. 39, № 2. - P. 248-261.

109. Heffernan, T. Feminism against the East/West Divide: Lady Mary's "Turkish Embassy Letters" / T. Heffernan // Eighteenth-Century Studies. - 2000. - Vol. 33, № 2.

- P. 201-215.

110. Henry, M. A. The Making of Elite Culture / M. A. Henry // A companion to eighteenth-century Britain / ed. by H. T. Dickinson. - Oxford : Wiley-Blackwell, 2002.

- P. 311-329.

111. Hodgson, B. Dreaming of East: Western Women and the Exotic Allure of the Orient / B. Hodgson. - Vancouver : Greystone Books, 2005. - 184 p.

112. Holt, P. M. The treatment of Arab history by Prideaux, Okley and Sale / P. M. Holt // Historians of the Middle East. - London ; New York ; Toronto : Oxford University Press, 1962. - P. 290-302.

113. Hourani, A., Islam and the European Thought / A. Hourani. - Cambridge : Cambridge University Press, 1991. - 199 p.

114. Huda, Q. Orientalism // Encyclopedia of Islam and the Muslim world. In 2 vol. -New York : Macmillan, 2003. - Vol. 2. - P. 515-516.

115. Imagology and cross-cultural encounters in history / ed. by K. Alenius, Falt K. Ovali, Mertaniemi M. Pohjois-Suomen. - Rovaniemi : Historiallinen Yhdistys, 2008. -Vol. 56. - 323 p.

116. Imagology: The cultural construction and literary representation of national characters. A critical survey / M. Beller, J. Leersen. - Amsterdam : Rodopi, 2007. - 476 p.

117. Irvin, R. For Lust of Knowing: The Orientalists and their Enemies / R. Irvin. -London : Allen Lane, 2006. - 416 p.

118. Isom-Verhaaren, C. Royal French Women in the Ottoman Sultans' Harem: The Political Uses of Fabricated Accounts from the Sixteenth to the Twenty-First Century / C. Isom-Verhaaren // Journal of World History. - 2006. - Vol. 17, № 2. - P. 159-196.

119. Jordan, N. Eastern Pastoral: "Female Fears" and "Savage Foes" in Montagu's "Constantinople" / N. Jordan // Modern Philology. - 2010. - Vol. 107, № 3. P. 400420.

120. Joubin, R. Islam and Arabs through the Eyes of the Encyclopédie: The "Other" as a Case of French Cultural Self-Criticism / R. Joubin // International Journal of Middle East Studies. - 2000. - Vol. 32, № 2. - P. 197-217.

121. Jullian, P. The Orientalists: European painters of Eastern scenes / P. Jullian; transl. by H. Harrison, D. Harrison. - Oxford : Phaidon, 1977. - 210 p.

122. Kaiser, T.E. Money, Despotism, and Public Opinion in Early Eighteenth-Century France: John Law and the Debate on Royal Credit / T. E. Kaiser // The Journal of Modern History. - 1991. - Vol. 63, № 1. - P. 1-28.

123. Kelsall, M. The Slave-Woman in the Harem / M. Kelsall // Studies in Romanticism. - 1992. - Vol. 31, № 3. - P. 315-331.

124. Kelsay, J. Dar Al-Islam / J. Kelsay // Encyclopedia of Islam and the Muslim World. In 2 vol. / ed. by R. C. Martin. - New York : Macmillan, 2004. -Vol. 1 (A-L). -P. 169-170.

125. Khodarkovsky, M. Review. Voyages and Travels through the Russian Empire, Tartary, and Part of the Kingdom of Persia by John Cook, A. L. Fullerton / M. Khodarkovsky // Slavic Review. - 1999. - Vol. 58, № 2. - P. 479-480.

126. Koebner, R. Despot and Despotism: Vicissitudes of a Political Term / R. Koeber // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1951. - Vol. 14, № 3-4. - P. 275302.

127. Kruk, R. An 18th-Century Descendant of Hayy ibn yaqzân and Robinson Crusoe: Don Antonio de Trezzanio / R. Kruk // Arabica. - 1987. - T. 34, Fasc. 3. - P. 357365.

128. Kuczynski, I. The image of the other in eighteenth-century English European travel literature / I. Kuczynski // English Studies in Transition: Papers from the ESSE Inaugural Conference. - London : Routledge, 1993. - P. 185-196.

129. Laidlaw, C. The British in the Levant: Trade and Perceptions of the Ottoman Empire in the Eighteenth Century / C. Laidlaw. - London : I. B.Tauris & Co Ltd, 2010. - 288 p.

130. Larzul, S. Les premières traductions françaises du Coran (XVIIe - XIXe siècles) / S. Larzul // Archives de sciences sociales des religions, 54e Année. 2009. - № 147. -P. 147-165.

131. LeGates, M. The Cult of Womanhood in Eighteenth-Century Thought / M. LeGates // Eighteenth-Century Studies. - 1976. - Vol. 10, № 1. - P. 21-39.

132. Lemos Horta, P. Beautiful Men and Deceitful Women: The One Hundred and One Nights and World Literature / P. Lemos Horta // Narrative Culture. - 2015. -Vol. 2, № 2. - P. 190-207.

133. Lew, J. W. Lady Mary's Portable Seraglio // Eighteenth-Century Studies. - 1991. - Vol. 24, № 4. - P. 432-450.

134. Loop, J. Divine Poetry? Early Modern European Orientalists on the Beauty of the Koran / J. Loop // Church History and Religious Culture. - 2009. - Vol. 89, № 4. - P. 455-488.

135. Mack, J. Ethnography in the Enlightenment / J. Mack // Enlightening the British: knowledge, discovery, and the museum in the eighteenth century / ed. by R. G. W. Anderson. - London : British Museum Press, 2003. - P. 114-119.

136. MacKenzie, J. Orientalism: History, Theory and the Arts / J. MacKenzie. -Manchester: Manchester University Press, 1995. - 232 p.

137. MacLean, G. M. The Rise of Oriental Travel. English visitors to the Ottoman Empire, 1580-1720 / G. M. MacLean. - London : Palgrave, 2004. - 267 p.

138. MacLean, G., Matar N. Britain and the Islamic world, 1558-1713 / G. MacLean, N. Matar. - New York : Oxford University Press, 2011. - 335 p.

139. Madar, H. Before the Odalisque: Renaissance Representations of Elite Ottoman Women Early / H. Madar // Modern Women. - 2011. - Vol. 6. - P. 1-41.

140. Mason P. Exoticism in the Enlightenment Peter Mason // Anthropos. - 1991. -Bd. 86, H. 1-3. - P. 167-174.

141. Mason, H. The European Enlightenment: Was It Enlightened? / H. Mason // The Modern Language Review. - 1999. - Vol. 94, № 4. - P. xxvii-xxxviii.

142. Masood, A. H. Islam in Medieval and Early Modern English Literature: A Select Bibliography A. H. Masood // Islamic Studies. - 2005. - Vol. 44, № 4. - P. 553-629.

143. Matar, N. Islam in Britain, 1689-1750 / N. Matar // Journal of British Studies. -2008. -Vol. 47, № 2. - P. 284-300.

144. Matar, N. The Qur'an in English writings, 1543-1697 / N. Matar // ChristianMuslim Relations. A Bibliographical History. Vol. 6. Western Europe (1500-1600) / Edited by David Thomas, John A. Chesworth. - Leiden ; Boston : Brill, 2014. - P. 1125.

145. McAdam, J. I. Rousseau and the Friends of Despotism / J. I. McAdam // Ethics.

- 1963. - Vol. 74, № 1. - P. 34-43.

146. McJannet, L. "History written by the enemy": Eastern Sources about the Ottomans on the Continent and in England / L. McJannet // English Literary Renaissance. -2006. - Vol. 36, № 3. - P. 396-429.

147. Montgomery, W. Muslim-Christian Encounters: Perceptions and Misperceptions / W. Montgomery. - London : Routledge, 1991. - 164 p.

148. Neumann, I. B. Making Europe: The Turkish Other / Iver B. Neumann // Uses of the other: «The East» in European identity formation / Iver B. Neumann. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1998. - P. 39-63.

149. Norman, D. Islam and the West: the making of an image / D. Norman. - Edinburgh : Oneworld Publications; reprint edition, 2009. - 472 p.

150. Norman, D. Islam, Europe and Empire / D. Norman. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 1966. - 640 p.

151. Otterbeck, J. The depiction of Islam in Sweden: an historical overview / J. Otterbeck // The Muslim World. - 2002. - Vol. 92. - P. 144-156.

152. Pailin, D. A. Attitudes to other religions: Comparative Religion in Seventeenth-and Eighteenth-Century Britain / D. A. Pailin. - Manchester : Manchester University Press, 1984. - 352 p.

153. Pailin, D. A. British views on religion and religions in the age of William and Mary / D. A. Pailin // Method & Theory in the Study of Religion. - 1994. - Vol. 6, № 4.

- P.349-375.

154. Paston, G. Lady Mary Wortley Montagu and her times / G. Paston. - London : Methuen, 1907. - 559 p.

155. Pringle, H. Women in Political Thought / H. Pringle // Hypatia. - Vol. 8, № 3. -1993. - P. 136-159.

156. Professorships: Arabic // The Cambridge University Calendar for the year 1835. - Cambridge : Pitt Press, 1835. - P. 28-29.

157. Quinn, F. The sum of all heresies: The image of Islam in Western Thought / F. Quinn. - Oxford : Oxford University Press, 2008. - 221 p.

158. Reeves, M. Humanist or fanatic? The Enlightenment divided // Muhammad in Europe: A Thousand Years of Western Myth-Making / M. Reeves. - Reading : Garnet Publishing Ltd, 2000. - P. 139-175.

159. Reiske, Johann Jacob // Britannica. - New York : Cambridge University Press, 1911. - Vol. 23. - P. 57-58.

160. Richter, M. The Concept of Despotism and l'abus des mots / M. Richter // Contributions to the History of Concepts. - 2007. - Vol. 3, № 1. - P. 5-22.

161. Rippin, A. Western scholarship and the Qur'an / A. Rippin // The Cambridge companion to the Qur'an / ed. by McAuliffe J.D. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006. - P. 226-251.

162. Rodinson, M. The Western image and Western studies of Islam / M. Rodinson // The legacy of Islam / ed. by J. Chacht, C. E. Bosworth. - Oxford : Claderon Press, 1974. - P. 9-64.

163. Rodinson, M. Western views of the Muslim world // Europe and the mystique of Islam / Maxime Rodinson; translated by Roger Veinus. - London : I. B. TAURIS and Co LTD, 1987. - P. 3-83.

164. Ross, E. D. Introduction / E. D. Ross // The Koran translated into English from original Arabic by George Sale. - London : Frederick Warne Publishers, 1909. - P. v-x.

165. Sale, George // Dictionary of National Biography / ed. by Sidney Lee. - London : Smith, Elder and Co. 1897. Vol. 50. - P. 179-181.

166. Salem, E. The Elizabethan Image of Islam / E. Salem // Studia Islamica. - 1965. -№ 22. - P. 43-54.

167. Saviello, A. Muhammad's Multiple Faces: Printed Images of the Prophet in Western Europe / A. Saviello // Constructing the image of Muhammad in Europe / edit-

ed by A. Shalem; co-authored by M. Di Cesare, H. Coffey, A. Saviello. - Berlin : Walter de Gruyter, 2013. - P. 87-143.

168. Schimmel, A. Islamic Studies in Germany: A Historical Overview / A. Schimmel // Islamic Studies. - 2010. - Vol. 49, № 3. - P. 401-410.

169. Spellberg, D. A. Could a Muslim be President? An Eighteenth-Century Constitutional Debate / D. A. Spellberg // Eighteenth-Century Studies. - 2006. - Vol. 39, № 4. -P. 485-506.

170. Spellberg, D. A. Thomas Jefferson's Qur'an: Islam and the founders / D. A. Spellberg. - New York : A. Knopf, 2013. - 416 p.

171. Spencer Vicki, A. Viewing Islam through Enlightenment Eyes / A. Spencer Vicki // Western Political thought in Dialogue with Asia. - Lanham : Lexington Books, 2008. - P. 109-134.

172. Staves, S. Eighteenth Century Feminism / S. Staves // The Eighteenth Century. -1985. -Vol. 26, № 2. - P. 170-176.

173. Stevens, R. John Bell of Antermony, and His Travels in Iran / R. Staves // Iran. -1978. -Vol. 16. - P. 177-182.

174. Still, J. Hospitable Harems? A European Woman and Oriental Spaces in the Enlightenment / J. Still // Paragraph. - 2009. -Vol. 32, № 1. - P. 87-104.

175. Tabakoglu, H. S. The impact of the French Revolution on the Ottoman-Spanish relations / H. S. Tabakoglu // Turkish Studies: International Periodical For the Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. - 2008. - Volume 3/1. - P. 335354.

176. Taylor, B. Feminists versus gallants: manners and morals in Enlightenment Britain // Representations. - 2004. -Vol. 87, № 1. - P. 125-148.

177. The "Arabic" Interest of the Natural Philosophers / ed. by G. A. Russell. - Leiden : Brill, 1993. - 332 p.

178. Tobin, W. L. The Sources of Voltaire's "Mahomet" / W. L. Tobin // The French Review. - 1961. - Vol. 34, № 4. - P. 372-378.

179. Todorov, T. La conquista de América: el problema del otro / T. Todorov. -México : Siglo XXI, 1998. - 277 p.

180. Tolan, J. European accounts of Muhammad's life / J. Tolan // The Cambridge Companion to Muhammad / ed. by Brockopp J.E. - New York : Cambridge University Press, 2010. - P. 226-251.

181. Tolan, J. V., Veinstein, G., Laurens, H. Europe and the Islamic World: A History / J. V. Tolan, G. Veinstein, H. Laurens. - Princeton : Princeton University Press, 2013. - 478 p.

182. Turquerie // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series. - 1968. -Vol. 26, № 5. - P. 225-239.

183. Vrolijk, A., Leeuwen, R. From the Enlightenment to Romanticism / A. Vrolijk, R. Leeuwen // Arabic Studies in the Netherlands: A Short History in Portraits, 1580-1950 / Transl. from the Dutch by A. Hamilton. - Leiden ; Boston : Brill, 2014. - P. 61-93.

184. Warnock Fernea, E. An Early Ethnographer of Middle Eastern Women: Lady Mary Wortley Montagu (1689-1762) / E. Warnock Fernea // Journal of Near Eastern Studies. - 1981. - Vol. 40, № 4. - P. 329-338.

185. Young, D. Montesquieu's View of Despotism and His Use of Travel Literature / D. Young // The Review of Politics. - 1978. - Vol. 40, № 3. - P. 392-405.

Электронные ресурсы:

1. Al-Alwan, M. The Orient "made Oriental" a study of William Beckford's Vathek. September, 22 [Electronic resource] / M. Al-Alwan // The Free Library. - Official website: http://www.thefreelibrary.com/The Orient "made Oriental": a study of William Beckford's Vathek.-a0197801515.

2. Middle Eastern Manuscripts & Rare Books [Electronic resource] // Weston Library. Bodleian Libraries, University of Oxford. - Official website: http://www.bodleian.ox.ac.uk/weston/findingresources/guides/middleeast.

3. Gagliardo, J. G. Enlightened Despotism [Electronic resource] / J. G. Gagliardo // Europe, 1450 to 1789: Encyclopedia of the Early Modern World. - 2004. - Official website: http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3404900347.html.

Приложение А

Таблица 1 - Переводы Корана

Перевод Александра Росса работы Андрэ дю Рие1 Перевод Джорджа Сейла2 Перевод Валерии Пороховой3

Пример 1

"In the name of God, gracious and merciful. I am the most wise God. There is no error in this Book; it guideth in the right way." (P. 2) "In the name of the most merciful God. A.L.M. There is no doubt in this book. It is a direction to the most pious." (P. 2) "Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного! Алеф-Лям-Мим. Книга эта, несомненно, для тех, Кто (гнева) Господа страшась, Смирен и праведен в своих деянь-ях..." (С.30)

Пример 2

"To Infidels are prepared dolorous torments God; the Jews and Christians desired not that with his mercy whom he pleaseth: he will not alter his Commandments, neither forget them; he will moreover teach others more profitable, or of the like nature" (P. 10) "Surely, those who believe, and those who Judaize, and Christians, and Sabians whoever beliveth in God, and the last Day, and doth that which is right, they shall have their reward with their Lord, there shall come no fear on them, neither shall they be grieved". (P. 8) "Поистине, те, кто уверовал (в Коран), И те, кто следует иудаизму, И назареи, и сабеи, Кто верует в Аллаха и последний День и (на земле) творит добро, Найдут у Господа награду. На них не ляжет страх, Печаль не отягчит"(С. 39)

Пример 3

"Many that have knowledge in the Scripture, endeavoured to mislead through impiety and envies, notwithstanding they are not ignorant of the Truth; forgive them and beware of them until God hath (otherwise) disposed, he is Omnipotent" (P.10) "Many of those unto whom the scriptures have been given, desire to render you agaon unbelievers, after ye have believed; out of envy from their souls, even after the truth is become manifest unto them; but forgive them and avoid them, till God shall send his command; for God is omnipotent" (P.13) "Но из людей Писания есть много и таких, Кому б хотелось вас - уже принявших веру - Из зависти в неверие повергнуть вновь, Хотя им истина уже предстала. Простите им, забудьте (их уловки), Пока Аллах наказ Свой не предъявит, - Ведь всемогущ Аллах над всем" (С. 46)

1 Du Ryer A.The Alcoran of Mahomet translated out of Arabique into French by Sieur du Ryer, Lord of Malezir, and resident for the king of France, at Alexandria; and newly Englished, for the satisfaction of all that desire to look into the Turkish vanities. London, 1649.

2 Sale G.The Koran...

3 Порохова В.М. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М., 2013.

Приложение Б

Рисунок 1 - Гравюра на титульной странице книги «Жизнь Магомета: истинная природа самозванца» Хамфри Придо (Амстердам: Джордж Галле, 1698)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.