"Мужъ благоверенъ" в произведениях русских публицистов XVI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Михайлова, Мария Владимировна

  • Михайлова, Мария Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Михайлова, Мария Владимировна. "Мужъ благоверенъ" в произведениях русских публицистов XVI века: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2014. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Михайлова, Мария Владимировна

Введение.

Глава 1. «Мужъ благоверенъ» в поэтике средневекового хронотопа.

1.1 Сотворение человека. Существование человека в тварном мире.

1.2 Божья воля (Промысел) и человек. Отношения человека и Бога.

1.3 Вера и ее роль в жизни человека.

1.4 Спасение человека - счастье человека.

Глава 2.«Мужъ благоверенъ» как художественный образ идеального человека.

2.1 Представления об идеальном человеке в Московской Руси.

2.2 Ум, слово и душа во «единемъ телеснемъ сосуде». Тричисленность Божией твари - человека.

2.3 Добродетели человека - как их воспитывать?

2.4 Грехи и пороки человека - как их побеждать?

2.5 Смирение и любовь - основополагающие качества и условия бытия идеального человека.

Глава 3. «Мужъ благоверенъ» в контексте бытия.

3.1 «Мужъ благоверенъ» и царская власть.

3.2 Основные принципы воспитания человека-«мужа благоверна».

3.3 Внешний вид человека-«мужа благоверна».

3.4 Взаимоотношения мужа и жены. Образ жены в произведениях русских публицистовХУ1 века: типология и своеобразие.

3.5 Возможности существования человека-«мужа благоверна» в этом мире: брак и монашество.

Заключение. Библиография.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Мужъ благоверенъ" в произведениях русских публицистов XVI века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Диссертационное исследование посвящено не просто рассмотрению образа средневекового человека в древнерусской литературе, на эту тему написано уже немало, но изучению собирательного образа «мужа благоверна» 1 в произведениях русских публицистов XVI века, который воспринимался как образ идеального человека в период построения Московского царства. Для характеристики этого понятия древнерусскими писателями создаются различные категории: «муж праведный», «муж благочестивый», «муж кающийся», «муж молящийся». «Мужъ благоверенъ» же является тем обобщенным образом, который создает сама эпоха Средневековья в лице Ермолая-Еразма. Такое определение человека, как показывает наше исследование, можно применить ко всему XVI столетию.

Изображение идеального человека, встречающееся в литературных произведениях исследуемого времени, в целом соответствует литературным критериям по созданию художественного образа, поскольку образ «мужа благоверна» специально рассматривается авторами XVI столетия как рекомендуемая модель поведения, к которой человек должен стремиться максимально приблизиться. По мнению древнерусских книжников, именно образ Спасителя как Абсолюта и есть та Первооснова, тот ценностный ориентир, который является главным в жизни средневекового человека.

Данная тема представляется весьма актуальной, поскольку в современном мире назревшего духовного кризиса особую значимость приобретает пример добродетельного поведения. Свойственный своей эпохе пример благочестия, свой образ идеального человека, к которому следует стремиться, и представлен в текстах русской публицистики XVI века. Древняя русская литература, основываясь на феномене христианского

1 См.: Ермолай-Ертм. Сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1880,4. С. 26.

миропонимания, обладает «непреходящими ценностями» 2 , отсюда и возникает в ней столь яркий образ «мужа благоверна».

Интерес к человеку был заметен в разные периоды развития литературы: в период античности, Средневековья, Нового времени. Академик Д.С. Лихачев пишет, что «человек всегда составляет объект литературного творчества» . Изображение людей всегда принципиально важно для литературы: «образ человека, толкование человека <...> всегда находится в центре литературы, и человек есть то начало, благодаря которому и ради которого запускается в ход весь механизм морально-риторического словесного творчества» 4 . Именно поэтому в каждую конкретную эпоху складывается свой уникальный образ человека, обладающий неповторимыми типологическими чертами и характеристиками. Для выбранного диссертантом периода русского Средневековья это религиозно-философский идеал «мужа благоверна», запечатленный в художественном слове.

Данное диссертационное исследование направлено на выявление и анализ основных составляющих художественного образа человека - «мужа благоверна» и качеств характера, присущих такому человеку, в указанный период времени. Под художественным образом человека в данном случае понимается совокупность религиозно-этических, антропологических и социальных воззрений древнерусских книжников, отраженных в литературно-публицистических произведениях русского Средневековья. Образ представлен в контексте культуры своего времени, в обобщенной «картине мира», в которой пребывает «мужъ благоверенъ». Любая эпоха, так или иначе, создает свое понимание человека, тот идеальный образ, к воплощению которого она стремится. В данный период публицисты изображают образ идеального деятельного человека в государственном

2 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С.131.

3 Там же. С. 1

4 Михайлов A.B. Методы и стили литературы. - М.: ИМЛИ РАН им. A.M. Горького. 2008. С.38.

строительстве, домостроительстве, стоящего в вере и т.д. Изучение образа деятельного человека - «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века имеет большое значение для правильного понимания особенностей и способов существования человека в мире, его взаимоотношений с окружающими его людьми, его отношения к мирским благам, различным сферам человеческой деятельности не только в выбранную эпоху, но и для лучшего понимания образов деятельных людей Нового и Новейшего времени.

Степень научной разработанности темы. Многих исследователей-медиевистов XIX-XXI вв. интересовала проблема создания литературного образа идеального человека: Ф.И. Буслаева, В.И. Жмакина, В.П. Адрианову-Перетц, Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Я.С. Лурье, A.A. Зимина, B.C. Горского, В.М. Ничик, М.Н. Громова, Э. Кинана, А.Н. Ужанкова, A.B. Каравашкина, М.А. Корзо, Л.А. Черную, Л.Г. Дорофееву и др. Интерес к изучению данной проблемы нашел свое отражение в многочисленных трудах указанных исследователей.

Одним из первых обратился к этой теме академик Ф.И. Буслаев в статье «Идеальные женские характеры Древней Руси», вышедшей в «Русском Вестнике» в 1858 году, в которой исследователь рассмотрел образ женщины как выражение качеств и черт, наблюдаемых в народном характере. В выявленном образе исследователь увидел образец нравственной чистоты и благочестивого поведения, не нечто бесплотное и недосягаемое, а реальное изображение идеального человека, являющееся читателю в образе, праведной женщины.

Теме проникновения во «внутреннего человека», то есть в самого себя, в его различные душевные состояния, посвящена статья В.Г1. Адриановой-Перетц «К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV вв.», опубликованная в журнале «Вопросы изучения русской литературы» в 1958 году. Крайне важен тот факт, что впервые в истории русской литературы был рассмотрен духовно-нравственный

компонент человеческой личности. Исследовательница перечисляет основные понятия, относящиеся к образу «внутреннего» человека («нрав», «страсти», «добродетели», «помыслы», «естество», «ум», «воля»), помещая их в кавычки, учитывая особенности советской эпохи, В.П. Адрианова-Перетц была вынуждена относиться к используемым ею терминам с определенной осмотрительностью. Тем не менее, В.П. Адрианова-Перетц приходит к выводу, что учительная литература изучаемого ею периода была призвана направить энергию человека в правильное («праведное») русло: взглянуть внутрь себя, чтобы понять, каким образом можно приблизиться к нравственному идеалу, представленному в русской литературе XI - XIV вв.

«Внутренний человек», по замечанию В.П. Адриановой-Перетц - это человек с его душой, естеством, помыслами, нравом, умом, добродетелями и пороками, а «ценность человека определяют его "нрав" и "деяния"»5. Вот почему учительная литература требовала, чтобы человек, прежде всего, познал себя, т.е., «внимательно испытал свои душевные побуждения»6. Для В.П. Адриановой-Перетц важно исследование человека именно изнутри, только так можно составить целостное представление об образе «внутреннего» человека. Глубокое проникновение в «душевного» человека могло дать понять, «каков должен быть "нрав" человека, чтобы "житие" его

п

было достойным истинного христианина» .

По замечанию исследовательницы, в русской литературе XI - XIV вв. «разбросано множество метких наблюдений над психологией человека, в его душе вскрывается иногда то, что он тщательно прячет от постороннего глаза, а порой и сам не видит». Поэтому весьма ценны жизненные наблюдения за человеком в различных бытовых ситуациях, а его поступки в таких

5 Адрианова-Перетц В.П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV веков /У Вопросы изучения русской литературы Х1-ХХ вв. М.-Л. Издательство Академии Наук СССР. 1958. С. 17.

6 Там же. С. 17.

7 Там же. С. 17.

ситуациях «оцениваются не сами по себе, а вместе с теми душевными побуждениями, которыми эти поступки вызваны»8.

В.П. Адрианова-Перетц отмечает, что традиция изображения «внутреннего человека» имела прямое продолжение в русской публицистике XVI века, имея в виду митрополита Даниила с его «наказаниями». Хотелось бы к этому добавить, что «душевный» человек также присутствует и в произведениях других публицистов XVI в.: Ермолая-Еразма, Максима Грека, Ивана Грозного, Андрея Курбского. Образ «внутреннего человека», раскрытый В.П. Адриановой-Перетц, на наш взгляд, весьма близок к образу идеального человека - «мужа благоверна», он создается писателями для привлечения внимания людей к эталону благочестивого поведения и праведной жизни. Стоит все же заметить, что важной составляющей образа идеального человека мы видим также «внешнюю» сторону - жизнь «мужа благоверна» в сотворенном Богом мире, в Московском царстве, его существование во взаимоотношениях с другими людьми.

В.П. Адрианова-Перетц одной из первых обращает внимание на ценность внутреннего мира человека, значение его душевного состояния для понимания образа благочестивого человека в целом, но ее подход не был развит советскими литературоведами.

Образ человека рассматривается также Д.С. Лихачевым в работе «Человек в литературе Древней Руси» (1958 г.). Можно сказать, что это первый фундаментальный труд по данной теме, однако, Д.С. Лихачев не уделяет специального внимания внутренней, «душевной» составляющей человека. Во вступлении Д.С. Лихачев замечает, что «в книге сделана попытка рассмотреть художественное видение человека в древнерусской литературе и художественные методы его изображения»9. В его монографии рассматривается литературоведческий аспект образа человека в целом, а сам

л

Адрианова-Перетц В.П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV веков // Вопросы изучения русской литературы XI-XX вв. М.-Л. Издательство Академии Наук СССР, 1958. С. 17-18. ^Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С.1.

человек предстает перед читателем сквозь призму сменяющих друг друга

литературных стилей XI - XVII вв. Исследователь останавливает свое

внимание на том, каким видели человека авторы рассматриваемых им эпох,

насколько экспрессивно они его изображали и какие художественные

средства применялись ими в попытке создать образ человека (сравнение,

контраст, гипербола и т.д.). Д.С. Лихачев обращает наше внимание на

«литературную форму», «стиль эпохи» в изображении человека.

«Каждая эпоха, а иногда и каждый жанр в отдельности, развивают свои

стили в изображении человека»10. В Х1-ХШ вв. человек находится в центре

внимания писателей, но не сам по себе человек, а «в качестве представителя

определенной среды, определенной ступени в лестнице феодальных

отношений»11. (Здесь и далее в цитатах курсив мой, за исключением

специально оговоренных случаев. - М.М.). Для каждой ступени, пишет Д.С.

Лихачев, есть свои нормы поведения. На основе этого формируются

идеальные образы, которые очень четко обозначены социально: образ князя,

образ представителя церкви, образ боярина, образ святого (вне сословий),

образ трудового народа. В XIV-XV вв. «новое понимание человека стоит в

12

непосредственной связи с влиянием церковной идеологии» . Это период житийной литературы. В это время формируется образ святого, а герой

13

уподобляется «тому или иному лицу в священном писании» . XV в. назван

14

Д.С. Лихачевым периодом «эмоциональной созерцательности» . Человек углубляется в собственные внутренние переживания, не склонен к аффектации, эмоциональной экспрессивности, он изображен всматривающимся в самого себя. XVI в. - это эпоха человека «идеализированного», период образов государственных деятелей, время создания нормативного идеала. И, наконец, в XVII в. происходит «открытие

10 Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. С. 17.

11 Там же. С. 19.

12 Там же. С. 59.

13 Там же. С. 64.

14 Гам же. С. 77.

ценности человеческой личности»15, литература этого периода названа Д.С.Лихачевым демократической. Изображение человека, пишет академик, идет в особом стиле: будничном, утверждавшем право всякого человека на

общественное сочувствие. В данный период изображен «человек

\ - 16 страдающии» .

По замечанию Д.С. Лихачева, литература XI-XVI вв. не знала вымышленного героя, и все действующие лица, представленные в произведениях древнерусских книжников, действительно жили в реальности. На наш взгляд, в литературе XVI века особенно ярко проявляется именно образ идеального человека, складывающийся, скорее, не на основе образов тех людей, которые жили и действовали перед глазами публицистов XVI века, хотя они, безусловно, оказали существенное влияние на формирование концепции «мужъ благоверенъ», а на основе тех представлений, которые давала древнерусскому книжнику его вера и пристальное изучение Священного Писания. Поэтому, как нам кажется, необходимо рассматривать идеальный образ средневековой словесности, принимая во внимание феномен христианского миропонимания древнерусского человека.

В 1999 году появляется работа М.А. Корзо «Образ человека в проповеди XVII века», в которой исследовательница сравнивает представления о человеке в католической и православной проповеди Речи Посполитой XVII века, по ее убеждению, комплексы проповедей звучат «одновременно в рамках единого государственного пространства» 17 . Рассматривая проповедь XVII века, М.А. Корзо останавливается на таких аспектах образа человека, как природа человека и последствия грехопадения для нее, смерть и посмертное воздаяние, способы достижения спасения и социальные идеалы человека, отношение человека к главным ценностям его жизни, анализируя указанные категории в контексте догматических систем

ь Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Паука. 1970. С. 114.

16 Там же. С. 115.

17 Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII в. М.: ЦОП Института философии РАН. 1999. С. 7.

Католицизма и Православия. Под образом в данном случае автор понимает «систему антропологических, этических и социальных воззрений, представленных в проповедях польских католических и украинско-белорусских православных авторов»18.

М.А. Корзо подчеркивает, что именно в церковно-учительной литературе создается идеал «универсальный, не знающий ни социальных, ни сословных границ», автор называет этот идеал образом совершенного христианина19. Образ человека в проповеди XVII в. строится на том, «в какой мере он выстраивает свою жизнь в соответствии с предписываемыми ему нормами»" . Образ, представленный в ее работе, также тесно связан с концепцией человека идеального, поскольку изучение проповеди гак или иначе накладывает определенный отпечаток на раскрытие портрета человека, представляя читателю изображение совершенного верующего человека.

Исследованию категории «человек» посвящена также работа JI.A. Черной «Антропологический код древнерусской культуры», вышедшая в 2008 году. Автор доказывает важность антропологического подхода к культуре, называя культуру «чисто человеческим феноменом», J1.A. Черная полагает, что «в человеке кроется ключ к пониманию культуры»21. Данное исследование носит философско-культурологический характер, автор рассматривает человека сквозь многогранность понятия «культура» и анализирует возникновение и развитие образа человека в динамике смены различных типов культуры (душеполезный, личностный и др.), используя при этом памятники древнерусской литературы.

Работа Л.Б. Сукиной «Человек верующий в русской культуре XVI-XVII веков», вышедшая в свет в 2011 году, рассматривает верующего человека с позиций православной антропологии. Человек верующий предстает перед

18 Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII в. М.: ЦОП Института философии РАН, 1999. С. 6.

19 Там же. С. 3.

20 Там же. С. 158.

21Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 79.

читателем в храмостроительстве, почитании икон и святых, соблюдении норм повседневного благочестия, предписанных церковной догматикой. Л.Б. Сукина обращается как к письменным (синодикам, вкладным книгам, повестям), так и к невербальным источникам, привлекая памятники архитектуры и изобразительного искусства, их анализ «позволяет раскрыть не проявленные в последних (письменных источниках. - М.М.) аспекты веры и благочестия представителей высшей власти и рядового православного

лл

населения» . Исследовательница полагает, что душевная жизнь человека

23

«частично объективируется в продуктах культуры» , поэтому церковная архитектура и изобразительное искусство представляют собой «фиксированные результаты его вероисповедной практики и благочестия,

24

осуществляемых в наиболее доступной для него форме» . Мы же попытаемся раскрыть образ благочестивого человека, используя публицистические тексты.

Очень важно отметить недавние монографии Л.Г. Дорофеевой «Человек смиренный в агиографии Древней Руси XI - первой трети XVII века» и «Образ человека в переводной агиографии XI - XV вв.: опыт герменевтического прочтения». Обе монографии вышли в 2013 году. Исследовательница рассматривает изображение человека, учитывая уподобление его Господу, что является, по мнению Л.Г. Дорофеевой, целью и смыслом жизни и творчества смиренных людей. Образ смиренного человека, представленный в древнерусской агиографии XI - первой трети XVII века тоже представляет собой концепцию человека идеального - этот образ носит аксиологический характер и представляет собой тот набор установок, которых идеальный человек придерживается. Л.Г. Дорофеева выявляет основные ценностно-смысловые категории (самоотреченность, беззлобие, свобода, любовь, терпение, кротость, тишина, покаяние, плач

22 Сукина Л.Б. Человек верующий в русской культуре ХУ1-ХУП веков. М.: РГГУ, 2011. С. 364.

23 Там же. С. 24-25.

24 Там же. С. 193.

(слезы), умиление, радость), определяющие содержание образа смиренного человека, выявляет его генезис и типологические черты, используя в процессе исследования метод герменевтического прочтения.

Итак, каждый исследователь, занимающийся проблематикой образа человека, стремится найти своего человека в выбранную им эпоху. Для В.П. Адриановой-Перетц свой человек - это человек душевный, «внутренний»; Д.С. Лихачев создает целостный литературоведческий образ человека (как представителя эпохи; человека «идеализированного»; размышляющего; «страдающего») в динамике смены исторических эпох и литературных стилей; М.А. Корзо находит идеального человека в процессе сравнения католической и православной проповеди XVII века; Л.Г. Дорофеевой исследован человек смиренный в древнерусской агиографии. Автор данного диссертационного исследования также рассматривает своего человека -«мужа благоверна» как образ человека идеального, благочестивого, праведного в контексте русской публицистики XVI века.

В вышеупомянутых работах рассматриваются более широкие или более поздние промежутки времени. В настоящее время продолжают появляться все новые труды, посвященные анализу образа человека, которые затрагивают литературоведческий, философский или культурологический аспект. Это, безусловно, говорит о многогранности данной темы, о многочисленных сферах ее исследования, а также о дальнейших возможностях изучения концепции «человек» в зависимости от выбранной эпохи. Необходимо все же признать, что тема образа идеального благочестивого человека пока не разработана окончательно. В данном диссертационном исследовании предлагается системное рассмотрение с позиции литературоведческого анализа образа идеального человека - «мужа благоверна» в «Домострое» и русской публицистике XVI века, на который, по мнению авторов указанной эпохи, следует ориентироваться.

Диссертационное исследование было проведено с опорой на труды и идеи вышеупомянутых российских и зарубежных авторов, но при этом

вырабатывается и свой подход, свои критерии и категории оценки «идеального образа» в русской публицистике XVI века. Поэтому в исследовании не обошлось без дискуссии с теми авторами, которые занимались и занимаются данной проблемой. Несмотря на большое количество литературы, изучение проблемы образа идеального человека -«мужа благоверна» в произведениях русских публицистов XVI века не получило до нашего времени подробного освещения ни в российских, ни в зарубежных работах.

Хронологические и территориальные рамки исследования. По мнению И.У. Будовница, именно на XVI в. приходится расцвет русской публицистики, при этом русская публицистика этого периода «представлена преимущественно лицами духовными» 25 (впрочем, исследователь не отрицает наличия в это время среди публицистов немалого количества светских лиц). Выбор таких хронологических рамок обуславливается особой важностью для истории Русского государства периода построения и развития Московского царства. К тому же, указанный отрезок времени характеризуется эсхатологическим напряжением, предчувствием Страшного Суда, именно поэтому в произведениях публицистов превалирует тема спасения и праведной жизни, а авторы много рассуждают об образе идеального человека - «мужа благоверна», помещая в свои произведения многочисленный наставления, обращенные к человеку того времени. Рассматривая светские вопросы в большом количестве, русская публицистика XVI в. носила, в связи с этим, религиозный отпечаток. И.У.

Будовниц называет эпоху русского Средневековья «верховным господством

26

богословия» . А А.И. Клибанов данную эпоху называет «временем средневековой святости "русского евангелизма"» " . В диссертации рассматривается эпоха Московского царства, в которую вырабатывается

25Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. JL: 1-я Типография Издательства Академии Наук СССР, 1946. С. 4.

26 Там же. С. 42.

27'Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 104.

13

наглядный пример симфонического взаимодействия царской власти и человека в общем деле спасения, о чем в исследовании имеется соответствующий раздел.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования диссертации является древнерусская словесность XVI в. и отраженные в ней представления публицистов эпохи русского Средневековья: Максима Грека, Ермолая-Еразма, митрополита Даниила, царя Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, а также центральный памятник литературы данной эпохи - «Домострой». Взгляды вышеупомянутых публицистов относительно человека - «мужа благоверна» представляют собой проблемное поле, а потому подлежат детальному изучению.

Предметом исследования является образ идеального человека в творениях русских публицистов XVI века - «мужа благоверна», принципы художественной организации этого образа, его основные составляющие, особенности и характерные черты, т.е., поэтика образа «мужа благоверна» в произведениях древнерусских книжников.

Основной целью данной работы является открытие и исследование образа «мужа благоверна» как феномена авторского сознания публицистов эпохи русского Средневековья XVI века - эпохи антропоцентризма, анализ возникновения и развития этого образа, его содержания и поэтики, а также выявление основных факторов, которые влияют на формирование художественного образа идеального человека в русской литературе и славистике в исследуемый промежуток времени.

Целью определяются следующие задачи исследования:

выявить и описать образ «мужа благоверна» в текстах русской публицистики XVI века;

раскрыть смысловое наполнение образа идеального человека -«мужа благоверна» в контексте произведений русской публицистики XVI века;

проанализировать изображение отношений человека и Бога в произведениях древнерусской словесности, а также места человека в сотворенном Богом мире;

представить характеристику основных добродетелей и пороков человека на основе мировоззрения древнерусских книжников;

изучить представления древнерусского автора о роли воспитания и внешнего вида человека в его взаимодействии с окружающим миром;

проанализировать принципы взаимоотношения «мужа благоверна» и царской власти, исследовать роль царя в личном спасении человека.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные идеи и положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных исследователей, касающиеся русской публицистики XVI века в целом и образа человека в частности - Ф.И. Буслаева, В.И. Жмакина, В.П. Адриановой-Перетц, Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Я.С. Лурье, A.A. Зимина, B.C. Горского, В.М. Ничик, М.Н. Громова, Э. Кинана, А.Н. Ужанкова, A.B. Каравашкина, М.А. Корзо, Р. Пиккио, Л.Г. Дорофеевой, Дж. Шепарда, С. Франклина.

Методологическая основа диссертации определяется спецификой объекта исследования и широтой поставленных задач. Базовым методом, применяемым в диссертационном исследовании, является метод герменевтического прочтения трудов древнерусских публицистов и их последовательное сравнение. Данный метод представляется весьма актуальным при изучении произведений древнерусских книжников, поскольку анализ литературы Древней Руси неотделим от детального разъяснения содержания текстов произведений русского Средневековья,

9 Я

толкования текстов Священного Писания («библейская герменевтика» ) и изучения исторических реалий.

Автор также использует аксиологический метод исследования произведений древнерусской литературы, что позволяет судить о мировоззрении и миропонимании древнерусских книжников и выявить систему ценностей публицистов XVI века. На основе выполненного интертекстуального анализа произведений публицистов и сопоставления их взглядов, касающихся человека, автором выводятся основные ценностно-смысловые концепты образа человека - «мужа благоверна» в русской публицистике XVI века.

Дескриптивный метол, используемый диссертантом, позволяет осуществить оценочно-описательное исследование исторических реалий, представленных в выбранную эпоху, а также мировоззрения древнерусского человека. Данный метод основывается на изучении основных категорий образа идеального человека с целью выявления целостного представления о концепции «человек идеальный» в эпоху Средневековья.

Историко-филологический метод, примененный в процессе исследования, предполагает текстуальный и историко-культурный анализ текстов произведений русских публицистов XVI века, а также изучение этих текстов в их непосредственной связи с исторической эпохой.

Научная новизна предпринятого автором диссертационного исследования заключается в открытии в русской публицистике XVI века идеального образа «мужа благоверна» (Ермолай-Еразм) и его литературоведческое описание на основе анализа произведений древнерусских книжников эпохи Средневековья. В ходе исследования выявлен главный принцип организации художественно-богословского образа идеального человека (человек, созданный по образу и подобию Божиему, стремящийся к благочестивой жизни), описаны его основные духовные

28 Зиичепко В.Г. Методы изучения литературы. Системный подход. М.: Флинта: Наука. 2002. С. 132.

составляющие («тричисленность» души, добродетель и греховность, смирение и любовь как основные условия существования «мужа благоверна»), определено значение концепции идеального человека для жизни людей (как в данную эпоху, так и в дальнейшем) на основе размышлений о воспитании человека, способов его существования в мире. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Древнерусская литература Х1-ХУ вв. выработала идеальный образ человека - святого. Русские книжники XVI века открывают в жизни и создают в публицистике новый идеальный образ своего времени -«мужа благоверна», как религиозно-нравственный ориентир для всех людей, желающих достичь спасения в «конце времен».

2. Изображение идеального человека - «мужа благоверна» восходит к евангельскому Первообразу и складывается в русской публицистике XVI в. на основе принципа уподобления.

3. Мировоззрение русских публицистов XVI века имеет ярко выраженный сотериологический характер, на основе которого формируются представления об идеальном человеке в миру: человек и «мир» дольний, «зримый образ» человека, его воспитание и поведение; человек и царь (царская власть) представляют собой симфонию, их синергия является важным моментом спасения верующего человека. Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть полезны при создании новой академической истории русской литературы и ее исторической поэтики, а также послужить основой при составлении методических указаний, учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах, кроме того, они могут быть использованы в учебном процессе при преподавании и обучении по курсу «Древнерусской литературы» и «Литературы периода Средневековья». Теоретические аспекты диссертационного исследования могут быть применены в литературоведении, антропологии, культурологии, антропологической и

религиозной философии, а также послужить основой для аналогичных исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты были представлены в виде докладов на научно-практической конференции в МГЛУ им. Мориса Тореза, на кафедре лингвистики и профессиональной коммуникации в области теологии МГЛУ им. Мориса Тореза и на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. A.M. Горького. По теме исследования автором подготовлены и опубликованы 5 научных статей, из них 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационного исследования обусловлена его целями и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 253 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Михайлова, Мария Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ «мужа благоверна» создается древнерусскими книжниками -публицистами XVI в. как образ идеального человека - творения Божиего в его уподоблении Господу. Рассматривать образ «мужа благоверна» необходимо в свете христианской картины мира и с позиций христианской антропологии, в этом контексте образ идеального человека имеет свое особое смысловое содержание, раскрываемое авторами XVI в.

Русская публицистика XVI в. обращается как к вопросам частной жизни человека, так и к проблемам его существования в тварном мире, в обществе. Невозможность существования человека вне мира и вне социума ставит перед публицистами задачи сформулировать принципы взаимоотношений людей, а также нормы их восприятия мирских, временных благ, их отношения к различным сферам человеческой деятельности.

На основе изучения отношений человека и Бога, а также места человека в тварном мире, можно заключить, что публицисты придерживаются мнения о человеке как венце творения, они восхищаются совершенством Божественного творения, не забывая, однако, про греховную сущность человека. Человек, рассуждают авторы, сотворен по образу и подобию Божиему, но перед Богом он - существо ограниченное. Помимо этого, в публицистике также присутствует понятие страха' Божиего, как одного из условий взаимоотношений человека и Бога.

Сотворенный по образу и подобию Божиему человек, по мнению древнерусских книжников, тричисленен, русские публицисты пишут об уме, слове и душе во «единемъ телеснемъ сосуде»502 . Нравственная чистота человека непосредственно связана с чистотой ума, души и тела, человек подвержен страстям, поэтому стремится бороться с ними, чтобы достичь состояния чистоты. Душа человека бессмертна, подчеркивают авторы, но она особенно подвержена порокам, потому что, подобно воску, зеркалу (образы, встречающиеся в русской публицистике), легко подвергается изменениям. А

4,2 Ермо.шй-Еразм. Сочинения. С. 68.

слово человека авторы называют гибнущим и несамовольным, потому что по Божией воле сотворен человек, а не по своей.

Практически все публицисты упоминают о Божием Промысле, рассуждая об отношениях Бога и человека. Авторы сходятся в едином мнении, что на все Божья воля. Человек же вовсе не теряет своей свободы в отношениях с Богом, у него всегда есть возможность выбора. Свобода выбора, подчеркивают публицисты, - главный антропологический закон, на основе которого строится вся жизнь «мужа благоверна».

Вера видится древнерусскими книжниками XVI в. основой жизни человека, определяющей его поступки и стремления. Это важнейшая составляющая образа средневекового человека, суть его миропонимания.

Основной целью и идеей произведений публицистики XVI в. является наставление на спасение души «мужа благоверна». Эта идея универсальна для всех произведений указанной эпохи. Возможность спастись дается Богом каждому человеку. В этом и заключается счастье человека - получение этой возможности и последующая ее реализация. Все публицисты так или иначе рассуждают о спасении человека и о том, какие меры для этого нужно предпринять. К этим мерам можно отнести молитву, пост, праведная жизнь, соблюдение заповедей, преданное служение Господу, покаяние.

В литературе Московской Руси можно встретить различные представления об идеальном человеке: человек благочестивый, праведный у Ермолая-Еразма, человек-пастырь (наставник людей) у митрополита Даниила, идеал и антиидеал человека присутствует у Ивана Грозного и Андрея Курбского (человек верующий, мужественный, последователь Священного Писания и творений Святых отцов Церкви). Человек идеальный в представлениях публицистов XVI в. стремится очиститься от пороков, воспитывает в себе добродетели и помогает сделать это другим людям.

В процессе работы над диссертационным исследованием, была дана характеристика основных добродетелей и пороков человека, описанных книжниками-публицистами. В произведениях древнерусской словесности

всегда можно увидеть пример добродетельного поведения, в публицистике XVI в., с учетом эсхатологического напряжения и желания людей спастись, призыв к такому поведению становится особенно актуальным. Среди добродетелей, о которых рассуждают публицисты в своих работах, можно отметить смиренномудрие, кротость, нестяжание, благоумие, любовь, воздержание. Авторы эпохи русского Средневековья также помещают в своих сочинениях наказы человеку, как обрести эти добродетели. Сюда они относят постничество, постоянный самоконтроль, признание своих грехов и покаяние, размышления о своих поступках.

Размышлений о пороках человека и том, как с ними бороться, в сочинениях публицистов можно найти гораздо больше. Этим авторы обращают внимание человека на то, что он должен постоянно находиться в духовном напряжении, что человеку, желающему спастись, недостаточно обрести добродетели, важно искоренить пороки. Публицисты перечисляют пороки человека: стяжание, излишество (несоблюдение меры), веселье, праздность, гордость, зависть, блуд. Одним из важнейших способов борьбы с пороками практически все публицисты считают труд. Человеку трудящемуся, не знающему, что такое праздность, некогда пребывать в пороках, таким образом, труд также играет крайне важную роль в деле спасения человека. Помимо труда, авторы считают молитву и соблюдение заповедей неотъемлемым оружием человека в борьбе со своими пороками.

Проведенный герменевтический анализ вербальных памятников публицистики XVI в. позволяет сделать вывод о том, что смирение и любовь являются основными условиями существования «мужа благоверна» в этом мире. Все без исключения публицисты демонстрируют образец смирения, называя себя в сочинениях убогими, грешными, окаянными, червями и т.д. Человек, способный проявлять истинное смирение и искреннюю любовь в мире, полном страстей, является нравственным идеалом для публицистов, на который они обращают внимание всех людей.

Говоря о положении человека в окружающем его мире, публицисты уделяют основополагающую роль воспитанию человека, на основе правильного воспитания и строятся отношения между людьми. В произведениях древнерусских книжников отдельно говорится о воспитании сыновей (будущий муж, отец, служитель государства) и дочерей (жена, мать, хозяйка, соработница своего мужа в деле спасения, кроме того, родители должны с детства собирать ей приданое). Взращивая своих детей, родители должны сами являть пример благодетельного поведения, следить, чтобы дети не пребывали в праздности, а также прививать им кротость, заботу о ближних, смирение, учить соблюдению заповедей. В процессе воспитания человека важно помнить о духовной и душевной чистоте и о целомудрии. Воспитывая «мужа благоверна», рассуждают публицисты, необходимо

привить ему понятие и о надлежащем внешнем виде: не украшаться сверх

>

меры, выглядеть скромно, благопристойно вести себя.

Говоря об образе жены, авторы выделяют два типа образа женщины: образ женщины-мудрой девы, выступающей в роли помощницы своему мужу в деле достижения главной цели жизни человека - спасения и образ женщины, являющейся для окружающих источником соблазнов и греховных помыслов. Муж несет ответственность за нравственное состояние своей жены, поэтому наставления публицистов обращены в основном именно к мужу.

Митрополит Даниил рассматривает две возможности существования «мужа благоверна» в дольнем мире: брак и монашество. Оба пути одинаково освящены Богом и открыты человеку. Но мирская жизнь несет в себе множество соблазнов и препятствий к спасению души, поэтому видится древнерусскими книжниками менее подходящей для достижения спасения и ставится ими ниже монашества. Но и в мирской жизни возможно воспитать в себе правильное отношение к его порокам. Монашество - это добровольный, обдуманный выбор человека, жизнь в неукоснительном подчинении и смирении себя.

Взаимоотношения человека и царской власти основываются на крайне важной роли царя в деле спасения человека. Фигура царя в исследуемую эпоху приобретает мессианистический характер, царь является мучеником во имя всего царства, но помочь «мужу благоверному» спастись царь может только при условии безоговорочного подчинения ему человека. Царь должен являть своим подданным образец благочестивого поведения, праведный царь - это символ справедливости, кормчий, который ведет своих подданных к спасению. Самодержец - это тот, кто обуздывает и держит себя, тот, кто преодолел свои пороки. У И.С. Пересветова царь - это образ Бога на земле, правитель на земле обязан быть справедливым, как справедлив небесный владыка. При этом публицисты ни в коем случае не отождествляют царя и Бога, упоминая тот факт, что и царь по своей природе - грешник.

Таков образ «мужа благоверна» в его становлении в русской публицистике XVI в.: созданный по образу и подобию Господа, кроткий, смиренный, стремящийся к идеалу благочестивой жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Михайлова, Мария Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ ТЕКСТЫ

1. Библиотека литературы Древней Руси. В 12 томах. СПБ.: Наука.

2. Домострой. По рукописямъ императорской публичной библиотеки. Подъ редакциею В. Яковлева. СПб.: Въ типографии императорской академии наук, 1867. - 200 с.

3. Ермолай-Еразм. Сочинения. Опубликовано: Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1880. - 124 с.

4. Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. - М., 1881. - 762 с. + 96 с.

5. Красноречие Древней Руси (XI - XVII) / Сост., вступ. статья, коммент. Т.В. Черторицкой. - М.: Советская Россия, 1987.-448 с.

6. Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского. 4.1. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 472 с.

7. Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского. 4.2. - М.: Языки русской культуры, 2002. - 512 с.

8. Лённгрен Т.П. Соборник Нила Сорского. Ч.З. - М.: Языки русской культуры, 2004. - 584 с.

9. Мудрое слово Древней Руси (XI - XVII) / Сост., подготовка текста, перевод, вступ. статья и коммент. В.В. Колесова. - IS/Г.: Советская Россия, 1989.-464 с.

10.Нила Сорскаго Предание и уставь. - Типография М.А. Александрова, 1912.-164 с.

11.Памятники древне-русской церковно-учительной литературы. Под ред. проф. Пономарева А.И. Вып. 1-4. СПб.

12.Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. - М.: Художественная литература, 1984. - 768 с.

13.Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. - М.: Художественная литература, 1985. - 638 с.

14.Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. -М.: Художественная литература, 1986. - 640 с.

15.Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - М.: Художественная литература, 1987. - 616 с.

16.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Текст подготовили Я.С. Лурье и ГОД. Рыков. - М.: Наука, 1993. - 431 с.

17.Повесть о Петре и Февронии. Подготовка текста и исследование Р.П. Дмитриевой. - JL: Наука, 1979. - 339 с.

18.Послания Ивана Грозного. Подготовка текста Д.С. Лихачева и Я.С. Лурье. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. M.-JI.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. - 715 с.

19.Послания Иосифа Волоцкого (Древняя Российская библиотека, часть XIV). М.: Въ типографии компании типографической, 1790. - 226 с.

20.Послания Иосифа Волоцкого. Подготовка текста A.A. Зимина и Я.С. Лурье. М. - JT.: Издательство Академии наук СССР, 1959. - 395 с.

21.Преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго предание ученикомъ своимъ о жительстве скитскомъ. М.: Въ университетской типографии, 1849. -159 с.

22.Просветитель, или Обличение ереси жидовствующихъ. Творение преподобнаго отца нашего Иосифа, Игумена Волоцкаго. Казань: Типолитография Императорского университета, 1896. - 552 с.

23.Русское историческое повествование XVI - XVII веков / Сост., предисл., подгот. текстов и примеч. Ю.А. Лабынцева. - М.: Советская Россия, 1984.-352 с.

24.Русские повести XV - XVI веков / Сост. М.О. Скрипиль. - M.-JL: Художественная литература, 1958. -488 с.

25.Сказания князя Курбского. Санктпетербургъ, Типография Императорской Академии Наук, 1868. - 460 с.

26.Сочинения И. Пересветова. Подготовил текст A.A. Зимин. - M.-JL: Изд-во АН СССР, 1956. - 388 с.

27.Сочинения князя Курбского. Томъ первый. Сочинения оригинальныя. С.-Петербургъ, 1914. - 622 с.

28. Сочинения преподобнаго Максима Грека изданныя при Казанской Духовной Академии. Часть первая. Казань. Типо-литография Императорского Университета, 1894. -439 с.

29. Сочинения преподобнаго Максима Грека изданныя при Казанской Духовной Академии. Часть вторая. Нравоучительныя сочинения. Казань. Въ типографии губенскаго правления, 1860. - 460 с.

30.Сочинения преподобнаго Максима Грека изданныя при Казанской Духовной Академии. Часть третия. Разныя сочинения. Казань. Типолитография Императорского Университета, 1897. - 239 с.

ИССЛЕДОВАНИЯ

31 .Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. - 319 с.

32.Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - СЛ 04-116.

33. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П. А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М.: Наследие, 1999. - С.3-38.

34.Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. -М.-Л.: Издательство АН СССР, 1947. - 185 с.

35.Адрианова - Перетц В.П. К вопросу об изображении «внутреннего человека» в русской литературе XI - XIV веков. Вопросы изучения русской литературы, М.-Л. Издательство Академии Наук СССР, 1958. -347 с.

36 .Адрыаиова-Перетц В.П. Об основах художественного метода древнерусской литературы // Русская литература. - 1958. - № 4. -С.61-70.

37.Адрианова - Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси // ТОДРЛ. - Т. XXVII. - Д.: Издательство «Наука» Ленинградское отделеление, 1972. — 466 с.

38.Азбелев С.Н. О художественном методе древнерусской литературы // Русская литература. - 1959. - № 4. - С.9-22.

39.Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XIV - начала XVI вв. СПб.: Алетейя, 2002. -352 с.

40.Алексеев А.И. О «Просветителе» и посланиях преп. Иосифа Волоцкого // Вестник церковной истории. - 2008. - № 2. - С. 121-220.

41 .Архангельская A.B., Пауткии A.A. Русская литература XI - XVII вв. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 216 с.

42.Архангельский A.C. Из лекций по истории русской литературы. Литература Московского государства (Кон. XV - XVII вв.). - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1913. - 526 с. + LXXXVII с.

43.Архимандрит Макарий. Митрополит Макарий и преподобный Максим Грек // Богословский вестник. - 2008. - № 7. - С. 200-210.

44.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -423 с.

АЬ.Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культуры. - М.: Изд. РГГУ, 1998. - 241 с.

Ав.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб.: МИФРИЛ, 1995. - 243 с.

47.Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. Л.: 1-я Типография Издательства Академии Наук СССР, 1946. - 311 с.

48 .Булгаков H.A. Преподобный Иосиф Волоколамский. Церковно-историческое исследование придворного священника Н. А. Булгакова. С.-Петербургъ. Въ типографии В. Безобразова и Комп., 1865. - 215 с.

49.Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 1-2.- СПб., 1861. Т. 1 -643 с.;Т.2. -430 с.

50.Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи / Сост., вступ. статья, примеч. Э. Афанасьева. -М.: Худож. лит., 1990. - 512 с.

51 .Бычков В.В. Литература как выразитель эстетического сознания Древней Руси. // Литература и искусство в системе культуры. - М.: Наука, 1988. - С.129-135.

52.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI — XVII века. — М.: Мысль, 1992. - 638 с.

53.Веселовский А.И. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. — 405 с.

54.Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. - М.: Наука, 1996. - 208 с.

55.Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. - М.: Индрик, 2001. - 608 с.

56.Виппер РАО. Иван Грозный. Издательство «Дельфин», 1922. - 115 с.

51.Волков И.Ф. Теория литературы. - М.: Просвещение, Владос, 1995. -256 с.

58.Вопросы изучения русской литературы XI - XX веков. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1958. - 346 с.

59.Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. -367 с.

60.Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. - 700 с.

6Х.Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. - М., 1981. - 246 с.

Ы.Гей И.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Изд-во «Наука», 1975.-471 с.

63.Гей И.К. Историческая поэтика и история литературы // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С. 117127.

64.Гладкова О. В. Тема ума и разума в «Повести от жития Петра и Февронии» // Герменевтика древнерусской литературы. Сборник 9. Москва, 1998.-С. 223-235.

65 .Горский И.К. Историческая поэтика в ее соотношении с другими литературоведческими дисциплинами // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986. - С.128-152.

66.Гринцер П.А. Литературы древности и средневековья в системе исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения.-М.: Паука, 1986. - С.72-103.

67.Грихин В.А. История древнерусской литературы XIV - XVII вв. Методические указания. М.: Изд. МГУ, 1988. - 56 с.

68.Громов М.Н. Максим Грек. М.: Мысль, 1983.- 198 с.

69. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. - М.: ИФРАН, 1997. - 288 с.

70 .Гпомов М.Н. Время и его восприятие в Древней Руси // Древлеправославный вестник. - 1998. - № 1. - С.36-51.

71.Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X - XVII веков. - М.: Изд. МГУ, 1990. - 286 с.

72.Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. - 959 с.

13.Громов М.Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010. -190 с.

74.Гудзий Н.К. История древней русской литературы. Изд.7. - М.: Просвещение, 1966. - 544 с.

15.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. -319с.

16 Дёмин A.C. Художественные миры древнерусской литературы. - М.: Наследие, 1993. - 221 с.

11 .Дёмин A.C. О художественности древнерусской литературы. М.: «Языки русской культуры», 1998. - 848 е., 1 ил.

Дёмин A.C. Поэтика древнерусской литературы (XI-XIII вв.). М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. - 408 с.

19Демкова Н.С. Средневековая русская литература. Поэтика, интерпретации, источники. Сб. статей. - СПб.: СПГУ, 1997. - 220 с.

80Дергачееа И.В. Посмертная судьба и "иной мир" в древнерусской книжности / Отв. ред. A.A. Дубровин. - М.: Кругъ, 2004. - 352 с. -(Памятники русской письменности XI - XVII вв.: Исследования и публикации).

81 Дмитриева Р.П. Древнерусская повесть о Петре и Февронии и современные записи фольклорных рассказов // Русская литература. -1974.-№ 4, С. 90-99.

82 Дмитриева Р.П. Сведения об авторе книги о святой Троице. Троицкие чтения 2000 г. // Сб. материалов научной конференции. Большие Вязьмы, 2001, с. 126-132.

83 Дорофеева Л.Г. Образ человека в переводной агиографии XI-XV вв.: опыт герменевтического прочтения. Калининград: ООО «Аксиос», 2013.- 194 с.

84Дорофеева Л.Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси XI-первой трети XVII века. Монография. Калининград: ООО «Аксиос», 2013.-436 с.

85.Древнерусская литература: Изображение природы и человека. - М.: Наследие, 1995. - 355 с.

86.Древнерусская литература. Источниковедение. - J1.: Наука, 1984. - 272 с.

87.Древняя Русь: пересечение традиций. - М.: Скрипторий, 1997.

- 456 с.

88.Дробленкоеа Н.Ф. В.П. Адрианова-Перетц - преподаватель и редактор //ТОДРЛ. Т. XXIX. - Л.: Наука, 1974. - С.26-32.

№ .Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.-Л.: Издательство «Наука», 1966.-262 с.

90.Еремин И.П. О художественной специфике древнерусской литературы.

// Литература Древней Руси. - М.-Л.: Наука, 1966. - С. 245-254. 91 .Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. - Л.: ЛГУ, 1968.

- 206 с.

92. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск.: Издательство Петрозаводского университета. - 1995. -288 с.

93.Есаулов H.A. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004.

- 560 с.

94 .Журова Л.И. Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции. 4.1. - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2008. -456 с.

95.Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI - XVI

вв.). - Л.: Наука, 1987. - 247 с. 96 .Замалеев А.Ф., Зоц В. А. Отечественные мыслители позднего средневековья (конец XIV - первая треть XVII в.). - К.: Лыбидь, 1990.

- 176 с.

97.Зенъковский В.В. Основы христианской философии. - М.: Изд-во

Свято-Владимирского Братства, 1992. - 267 с. 98.Зимин A.A. Ермолай-Еразм и повесть о Петре и Февронии // ТОДРЛ. -

Т. XIV. - М.-Л., 1958. - С. 229-233. 99.Зимин A.A. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958. - 499 с.

100. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход. М.: Флинта: Наука, 2002. -200 с.

101. Иконников B.C. Максим Грек и его время. Историческое исследование. Киев, 1915. - 639 с.

102. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986.-335 с.

103. История русской литературы в 3-х томах. Т.1. (Литература X -XVII веков). - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958. - 730 с.

104. История русской литературы X - XVII вв.: Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье и др.; Под ред. Д.С. Лихачева. - М.: Просвещение, 1979.-462 с., ил.

105. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 416 с.

106. Казакова H.A. Очерки по истории общественной мысли. Первая треть XVI в. - Л.: Наука, 1970. - 300 с.

107. Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный. Теоретические взгляды и литературная техника. М.: «Языки русской культуры», 1998. -415 с., 34 ил.

108. Каравашкин A.B. Философия прекрасного в Древней Руси // Человек. - 1995. - № 5, С. 61-88.

109. Каравашкин Андрей. Жизнь и борьба идей в XVI веке // Россия XXI. - М.,1998. - № 11-12. - С.88-127; 1999. - №1. - С.134-167.

110. Каравашкин Андрей. "Ромейское царство" и Московская Русь // Россия XXI. - М.,1999. №3. - С.86-125.

111. Каравашкин A.B. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М.: Прометей, 2000. -418 с.

112. Каравашкин A.B. Власть мучителя. Конвенциональные модели тирании в русской истории: XI - XVII вв. // Россия XXI. 2006. - № 4. -С. 62-109.

113. Каравашкин A.B. Литературный обычай Древней Руси (XI-XVII вв). М.: РОССПЭН, 2011. - 552 с.

114. Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Часть I. История древней русской литературы. Кн. 2-я. История русской литературы от половины XIII в. до конца XVII в. - СПб.: Б. м., 1911. -938 с.

115. Киселева М.С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. - М.: Индрик, 2000. - 255 с.

116. Клибаяов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996. - 368 с.

117. Клибанов А.И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма. ТОДРЛ XVI. М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1960. - 665 с.

118. Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII веков. - М.: Наука, 1980. - 312 с.

119. Кобрин В.Б. Иван Грозный. - М.: Московский рабочий, 1989. -192 с.

120. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в Средневековой Руси (К постановке проблемы) // История СССР. - 1991. - № 4. - 223 с.

121. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: Современник, 1991. - 526 с.

122. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 312 с.

123. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. В 5-ти кн. Кн.2. Добро и зло. - СПб.: СПГУ, 2001. - 304 с.

124. Колесов В.В. Слово и дело. Из истории русских слов. - СПб.: СПГУ, 2001.-702 с.

125. Корзо М.А. Образ человека в проповеди XVII в. М.: ЦОГ1 Института философии РАН, 1999. - 187 с.

126. Корецкий В.И. История русского летописания второй половины XVI - начала XVII в. - М.: Наука,1986. - 271 с.

127. Купреянова Е.Н. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. - Л.: Наука, 1974. - С. 5-41.

128. Кусков В.В. История древнерусской литературы. Изд. 5-е. - М.: Высшая школа, 1989. - 304 с.

129. Кусков В.В. Эстетика идеальной жизни. Избранные труды. — М.: МГУ, 2000. - 320 с.

130. Лап сои Г. Метод в истории литературы. - М.: Мир, 1911. - 76 с.

131. Литература и искусство в системе культуры. - М.: Наука, 1988. -501 с.

132. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник / Под редакцией В.В. Кускова. - М.: Высшая школа, 1994. - 336 с.

133. Литературные направления и стили. - М.: Изд-во МГУ, 1976. -390 с.

134. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

135. Лихачев Д.С. Движение русской литературы XI - XVII веков к реалистическому изображению действительности. - М.: ИМЛИ РАН, 1956. - 19 с.

136. Лихачев Д. С. Средневековый символизм в стилистических системах древней Руси и пути его преодоления // Академику Виктору Владимировичу Виноградову к его шестидесятилетию. - М.: Изд. АН СССР, 1956. - С. 165-171.

137. Лихачев Д.С. У предыстоков реализма русской литературы //Вопросы литературы. - 1957. - № 1. - С. 73-86.

138. Лихачев Д.С. К вопросу о зарождении литературных направлений в русской литературе // Русская литература. - 1958. - № 2. - С. 3-13.

139. Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. - M.-JL, 1958; Изд. 2-е. - М.: Наука, 1970. - 179 с.

140. Лихачев Д.С. К изучению художественных методов русской литературы XI - XVII вв. // ТОДРЛ. - Т. XX. - М.-Л.: Наука, 1964. - С. 5-28.

141. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X - XVII веков. Эпохи и стили. - М.: Наука, 1973. - 254 с.

142. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.-357 с.

143. Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. - Л.: Советский писатель, 1984. - 270 с.

144. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. - Л.: Наука, 1986. -406 с.

145. Лурье Я.С. К вопросу об идеологии Нила Сорского // ТОДРЛ. - Т. XIII.-М.-Л.: Наука, 1957.-735 с.

146. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. - М.-Л.: Наука, 1960. - 530 с.

147. Лурье Я.С. О художественном значении древнерусской прозы // Русская литература. - 1964. - №2.-С.3-28.

148. Международные идейно-философские связи Руси (XI - XVII вв.). - М.: ИФАН СССР, 1991. - 195 с.

149. Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. - М.: ИФРАН, 1997. - 196 с.

150. Митрополит Питирим (Нечаев). Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Опублик.: Тысячелетие крещения Руси // Сб. материалов. М.: 1989. - С. 75-85.

151. Михайлов A.B. Методы и стили литературы. - М.: ИМЛИ РАН им. A.M. Горького, 2008. - 176 с.

152. Муравьев A.B., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Изд. 2-е. - М.: Просвещение, 1984. - 336 с.

153. Никольский H.K. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. - СПб.: Б.м., 1902. - 32 с.

154. Орлов A.C. Курс лекций по древнерусской литературе. Древняя русская литература XI - XVI вв. Изд. 2-е. - M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1939.-288 с.

155. Орлов МА. Курс истории русской литературы. Вып. 1.- Изд.9-е. -СПб., 1902.-407 с.

156. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Пер. с исп. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

157. Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. (Историко-философские очерки). - К.: Наукова думка, 1988. - 324 с.

158. Отечественная философская мысль XI - XVII вв. и греческая культура. - К.: Наукова думка, 1991. - 340 с.

159. Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура. -М.: Изд. МГУ, 1977. - 445 с.

160. Паиченко A.M. Русская история и культура. — СПб.: Юна, 1999. — 520 с.

161. Паиченко Александр. О русской истории и культуре. - СПб.: Азбука, 2000. - 464 с.

162. Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. - Киев, 1914. - 496 с.

163. Перетц В.Н. Краткий очерк методологии истории русской литературы. - Птрг.: Academia, 1922. - 162 с.

164. Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. - М.: Кругъ, 2002.-350 с.

165. Пиккио PuKKapdo.SlaviaOrthodoxa: Литература и язык. — М.: Знак, 2003.-720 с.

166. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб.: Акрополь. 1995. - 336 с.

167. Полевой H.A., Полевой Кс.А. Литературная критика. Статьи, рецензии. - Л.: Художественная литература, 1990. - 592 с.

168. Порфиръев И. История русской словесности. 4.1. Древний период. - Казань: Типо-литография Императорского университета, 1909.-728 с.

169. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905. -649 с.

170. Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: «Искусство», 1976. - 614 с.

171. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. -344 с.

172. Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980 -285 с.

173. ПурыскииаП.Г. О художественном методе древнерусской литературы. Воронеж: ВГПИ, 1988. - 52 с.

174. Пыпин А.Н. История русской литературы. T.I. Древняя письменность. Изд. 2-е. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича. -1902.-537 с.

175. Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.П. Древняя письменность. Времена Московского царства. Изд. 2-е. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича. - 1902. - 552 с.

176. Пыпин А.Н. История русской литературы. T.III. Эпоха преобразований Петра Великого. Изд. 2-е. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича. - 1902. - 543 с.

177. Реизов Б.Г. История и теория литературы. Сборник статей. - Л.: Наука, 1986.-319 с.

178. Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // Приложение ЛЗАК, вып. 33. - Л., 1926. - С. 103-200.

179. Ржига В.Ф. Пересветов - публицист XVI века. М.: Синодальная типография, 1908. - 84 с.

180. Робинсон А.H. Задачи литературно-исторической типологии при изучении древнейшей русской литературы (факторы литературной однотипности и разнотипности) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. -Л.: Наука, 1970. - С. 19-30.

181. Робинсон А.Н. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI - XIII вв. Очерки литературно-исторической типологии. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

182. Розов H.H. Русская рукописная книга. - Л.: Наука, 1971.- 122 с.

183. Саккетти А.Л., Сальников Ю.Ф. О взглядах И. Пересветова // Вопросы истории. - 1957. -№ 1. - С. 117-124.

184. Сакулин П.М. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей. 4.1. Литературная старина. - М., 1928. -206 с.

185. Сакулин П.М. Русская литература. Социолого-синтетический обзор литературных стилей. 4.2. Новая литература. - М., 1929. - 639 с.

186. Сакулин П.М. Филология и культурология / Вступ. ст., сост. и коммент. Ю.И. Минералова. - М.: Высшая школа, 1990. - 240 с.

187. Сапожникова О.С. Работа митрополита Даниила над богословием Иоанна Дамаскина // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2007. - № 3 (29). - С. 94-96.

188. Синицына Н.В. Новые данные о российском периоде жизни преподобного Максима Грека (материалы для научной биографии) // Вестник церковной истории. - 2006. - № 4. - С. 221-236.

189. Синицына Н.В. Сказания о преподобном Максиме Греке (XVI-XVII вв.). - М.: Изд. ПСТГУ, 2006. - 136 с.

190. Синицына Н.В. Максим Грек. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2008. -256 с.

191. Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии муромских» в ее отношении к русской сказке. ТОДРЛ. - T. VII. - Л.: Издательство «Наука» Ленинградское отделение, 1949. - 487 с.

192. Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный. В 2-х томах. Т. 1 (Тирания). Смоленск: Русич, 1996. - 448 с.

193. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. - Т. 1. - Изд.2-е. - СПб., 1827. - 343 с.

194. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. (XI -первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1987. -493 с.

195. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (вторая половина XIV - XVI в.) Часть 1-я. А-К / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1988.- 516 с.

196. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV - XVI в. Часть 2-я. Л-Я / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1989.-528 с.

197. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Часть 1. А-3 / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1992. -410с.

198. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Часть 2. И-0 / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. -439 с.

199. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Часть 3. П-С / Отв. ред. Д.С. Лихачев. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. -519с.

200. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Часть 4. Т-Я. Дополнения / Ред. Д.М. Буланин. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 889 с.

201. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение. -1974.-509 с.

202. Слово и образ. Сборник статей. - М.: Просвещение, 1964. - 287 с.

203. Солодкин Я.Г. Первое послание Ивана Грозного А. М. Курбскому в русской книжности и дипломатическом обиходе конца XVI - начала

XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2003. - № 2 (12). - С. 81-82.

204. Смирнов И.П. О древнерусской культуре, русской национальной специфике и логике истории. - Wien, 1991. - 196с.

205. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. Пособие к лекциям. Изд. 2-е. - М.: Б. м., 1914. - 636 с.

206. Сперанский М.Н. История древней русской литературы. Пособие к лекциям в университете. Изд. 3-е. - М.: Издание М. и С. Сабашниковых. - 1920. - 382 с.

207. Становление философской мысли в Киевской Руси. - М.: ИФАН СССР, 1984.-95 с.

208. Сукина Л.Б. Человек верующий в русской культуре XVI-XVII веков. М.: Издательство РГГУ, 2011. - 432 с.

209. Сухов А.Д. Русская философия: пути развития. (Очерки теоретической истории). - М.: Наука , 1989. - 205 с.

210. Сухомлинов М.И. Исследования по древней русской литературе. -СПб.: Типография Императорской АН, 1908. - 687 с.

211. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык / Сост. В.М. Живов; Общ. ред В.М. Живова; Вступ. ст. H.H. Толстого и Л.Н. Гумилева. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1995. - 800 с. - (Филологи мира).

212. Ужанков А.Н.Будущее в представлении писателей Древней Руси // Русская речь.-1988. - № 6. -С.78-84.

213. Ужанков А.Н. Древнерусская литература: семь веков (вступительная статья) // Хрестоматия по древнерусской литературе XI-XVII веков. - М.: Русский язык, 1991.-С.6-24.

214. Ужанков А.Н.По каким книгам судимы будете? // Наука и религия. - 1996. - № 1. - С.40-41; № 2. - С.28-30.

215. Уэ/санков А.Н.В тени будущего // Знание - сила. - 1996. - № 12. - С.88-96.

216. Улсанков А.Н. "Совестные книги" Древней Руси (Русское летописание и Страшный суд) // Россия XXI. Общественно-политический и научный журнал. -№ 4. - 1999. - С. 138-177.

217. Ужатое А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI -первой трети XVIII в. "Слово о Законе и Благодати" Илариона Киевского. - М.: НИЦ Инженер, 1999. - 154 с.

218. УжанковА.Н. Древнерусская литература: мировоззрение и восприятие // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск I. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С.97-175.

219. Ужанков А.Н. Русская литература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект // История культур славянских народов. T.I. -М., 2003.

220. Ужанков А.Н. Стадиальное развитие русской литературы XI -первой трети XVIII в. теория литературных формаций. Монография. М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2008. -528 с.

221. Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. Монография. М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2011. - 512 с.

222. Ужанков А.И. Категории «ума» и «разума» в древнерусской письменности // Язык как материал словесности. Сборник научных статей к 90-летию профессора А.И. Горшкова. М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2013. С. 240-246.

223. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: 1996. - 608 с.

224. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русского переосмысление). М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 680 с.

225. Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 2. Язык и культура. - М.: Гнозис, 1994. - 686 с.

226. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIX вв.). - М.: Гнозис, 1994. - 239 с.

227. Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - 357 с.

228. Уэллек Р. и Уоррен О. Теория литературы. - М.: Прогресс, 1978. - 324 с.

229. Филарет митрополит. История Русской церкви. — М.: Университетская типография, 1848. - Т.1. - 280 с.

230. Филарет архиепископ. История Русской церкви. В пяти периодах. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2001. - 841 с.

231. Философская мысль на Руси в позднее средневековье. - М.: ИФАН СССР, 1985. 110 с.

232. Филюшкин А.И. Андрей Курбский. М.: Молодая гвардия, 2008. -288[5]с.: ил. ( ЖЗЛ: сер. биогр.; вып. 1137).

233. Филюшкин А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопросы истории. - 1997. - № 8. - С. 144-148.

234. Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси: (около 950 - 1300 гг.). СПб.: ДМИТРИЙ БУДАНИИ, 2010. - 552 с.

235. Хрущев И.П. Исследование о сочинениях Иосифа Санина Преподобного Игумена Волоцкого. 1868. - 266 с.

236. Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 283 с.

237. Черная Jl.А. История культуры Древней Руси. М.: Логос, 2007. -288 е.: ил.

238. Черная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянских культур, 2008. - 464 с.

239. Черноиваненко Е.М. Литературный процесс в историко-культурном контексте: Развитие и смена типов литературы и художественно-литературного сознания в русской словесности XI - XX веков. - Одесса: Маяк, 1997. - 712 с.

240. Шамбаров В.Е. Царь грозной Руси. - М.: Алгоритм, 2009. - 608 с.

241. Шевырев С.П. Об отечественной словесности. - М.: Высшая школа, 2004. - 304 с.

242. Шляпкин И. Ермолай Погрешный, новый писатель эпохи Грозного // С.Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. -С. 545-568.

243. Юрганов А.Л. Идеал Ивашки Пересветова // Знание - сила. -1996. -№ 6 (828). -С. 80-89.

244. Юрганов А.Л. Идеи И.С. Пересветова в контексте мировой истории и культуры // Вопросы истории. — 1996. - № 2. - С. 15-27.

245. Юрганов A.JI. Категории русской средневековой культуры. М.: МИРОС, 1998.-448 с.

246. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. - 1997. - № 3. - С. 52-75.

247. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. - 1997. - № 8. - С. 118-132.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

248. Библия. Священное Писание Нового Завета, i.mr ,./" .

249. Гимнографическое творчество Ивана Грозного// Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома)

РАН.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

¡iijj.4 _Iib.pu vhk 1 iькijdon!.ru I )"liaih,;bp4?ta!nd 9!

250. Послания Ивана Грозного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hnp: 1 i Ь, р и ч h k ifblJjdom гм i )cfauH a^px?utbid

251. Предисловия к переводам Андрея Курбского // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hitji J П'.р'.ьИк j: -¡sk ijtt.jin л <; I) las dLa^ox?iahk! 1

252. Сочинения Ермолая-Еразма // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kup: _ ii|5j)ib!?K и, Лijdom,ru_i X 1аиЧ.ачр> Ла'ж! '"j 16

253. Ужаиков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских (Герменевтический опыт медленного прочтения). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: \Ш\г v. v. у,.ргачo-tbjv >e,ru pi»t XY^Lkhlrp

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.