Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна

  • Хамзина, Гульнара Разиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Хамзина, Гульнара Разиевна. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2002. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна

Введение

Глава 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1. Исторические предпосылки музьпсально-эстетического воспитания в педагогических учебных заведениях

1.2. Психолого-педагогические возможности музыкально-эстетического воспитания будущих учителей в условиях вуза

1.3. Особенности музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза

Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

2.1. Методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов на аудиторных занятиях

2.2. Формы организации музыкально-эстетического воспитания студентов во внеаудиторное время

2.3. Результаты организации и проведения опытно-экспериментальной работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогического вуза

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза»

Музыкальное искусство существует столько, сколько существует человеческое общество, и представляет собой сложное многообразное явление. Функция искусства заключается не только в его познавательно-дидактическом и образовательном значении.

С древних времен музыка использовалась как одно из средств воспитания. Во все исторические эпохи в обществе существовало желание видеть человека гармонично развитым, однако в разных философских учениях роль музыки, ее воспитательное значение истолковывались неодинаково, своеобразно. Решающим моментом выступали социально-исторические условия конкретных временных периодов и стран: роль искусства, в том числе и музыки, определялась согласно господствующим взглядам на личность.

В Древнем Китае музыка использовалась как одно из лучших, действенных средств перевоспитания людей и изменения обычаев. У Конфуция, к примеру, взгляд на природу музыки - как на единство пяти добродетелей: человечности, справедливости, воспитанности, предусмотрительности и искренности.

Музыкальная эстетика и музыкальная теория Древней Греции отражена в философии Пифагора и пифагорейцев, которые научно пытались сформулировать ряд акустических законов музыки. Пифагорейцами с помощью музыки провозглашалась и утверждалась гармония человека и природы. "При помощи музыкального инструмента, в звучании которого фокусируется небесная гармония, на соответствующий гармонический лад можно настроить и души воспринимающих музыку лиц. Этим исцеляются их нравы, душа освобождается от аффектов (гнева, вожделения, страха и т.д.), человеку возвращается его изначальная гармоничность." (21.16-17.)

Этическую концепцию музыки разрабатывали античные философы. Для Платона подлинное искусство - это сама жизнь, но методически устроенная и научно организованная. Особенно интересен факт, что искусство музыки Платон относил исключительно к психике, вносящее согласие, устанавливающее, как и искусство врачебное, любовь и единодушие. Платон подчеркивал, что музыка рождает любовь к прекрасному. Ритм, гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают ее и делают благопристойною. Музыкальное переживание у Платона доводится до космологизма, оно является не более чем отражением вечного нерушимого космического движения.(125. 24.)

Идею о музыкальном образовании и воспитании гармонически развитой личности широко рассматривал воспитанник Платона - Аристотель. Он считал исходной точкой воспитания человека единство, гармонию телесного, а также духовного, что осуществимо лишь в сочетании воздействия музыки и гимнастики. Ответственность за музыкальное воспитание Аристотель возложил на общество, рассматривая человека как существо социальное. (125. 26)

В разных философских учениях последующих эпох взгляд на воспитательное воздействие музыки различен, он отражает меняющееся отношение к образу личности. Так в Древнем Риме в период упадка рабовладельческого строя социальная роль музыки была принижена, что обусловило полное отсутствие музыкального обучения во многих учебных заведениях Древнего Рима. По сравнению с Древней Грецией музыкальное искусство утратило свою демократичность.

Представляют интерес взгляды на музыку средневековых мусульманских философов. Придерживаясь идеалистической концепции - первичности души над телом, восточный мыслитель Аль Фараби утверждает воздействующую силу музыки на душу, но будучи врачом, исследуя больных, также влияние ее на тело, на весь человеческий организм. Это зарождение музыкальной терапии. Проблему эту развивает в своих трудах известный восточный мыслитель и практик Ибн-Сина. (21.20)

Музыкально-эстетическая культура, которая достигается в следствие длительного процесса музыкального воспитания и образования, представляет собой неотъемлемый компонент общей эстетической и художественной культуры человека, и поэтому ее сформированность органично влияет на богатство духовного мира личности.

Сегодня, музыкальное искусство как явление общественной жизни может быть рассмотрено с двух точек зрения. Во-первых, его можно рассматривать как самостоятельную эстетическую ценность. В этом случае целями музыкального обучения становятся: развитие музыкальных способностей, формирование исполнительских и творческих навыков, умение воспринимать музыку, исполнять ее и сочинять. Во вторых, музыкальное искусство рассматривается как выражение моральных ценностей общества. В этом случае целями музыкального обучения, говоря словами В.А.Сухомлинского, становится "не воспитание музыканта, а воспитание человека".

Многие негативные явления в духовной сфере общества связаны с серьезными недостатками в подготовке педагогических кадров, которая длительное время велась без учета потребностей общества. Большая ответственность в решении проблем музыкального воспитания подрастающего поколения лежит на общеобразовательной школе, она является важнейшим социокультурным институтом, где имеются необходимые предпосылки планомерного и целенаправленного расширения и углубления музыкального воспитания подростков. Так, народный художник СССР Б.Неменский пишет: "Быстрого хода к цивилизованному обществу вне обретения подлинной культуры нет и быть не может. По культуре не сдашь экзамен. Ее не купишь. Единственная возможность впитать. А единственная плата - время. И нигде, кроме общеобразовательной школы мы не найдем длительного времени на это для каждого человека."(119. 1.)

Д.Б.Кабалевский в своих "Педагогических размышлениях" пишет: "Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, ее мать спросила: "Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у нее для этого достаточные способности?"

Вместо ответа учительница задала свой вопрос: "А вы не спрашивали у преподавателей физики, географии, истории, есть ли у вашей дочери способности к физике, географии, истории? Вас ведь не удивляет то, что она будет изучать в школе все эти предметы, хотя, возможно, не станет ни историком, ни географом, ни физиком?! Почему же музыкой, этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни географ, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одаренные дети?!"

Музыке как профессии следует, разумеется, обучать детей, имеющих отличные музыкальные способности и особое к музыке влечение, но общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех.(65.19.)

Обычные человеческие чувства - радость, горе, восторг, негодование, гордость и т.д., преобретают в процессе музыкально-эстетического восприятия особый эстетический характер, их переживание всегда связано с переживанием эстетического наслаждения. Эстетическое отношение человека к действительности и искусству это не только процесс восприятия, это особое состояние человека - эмоционально-эстетическое переживание.

Обладать эстетическим отношением к окружающему - это значит иметь развитую способность получать наслаждение от действительно прекрасного, развитую потребность воспринимать и создавать прекрасное.

В этой связи встает чрезвычайно важная задача - качественная подготовка воспитателей подрастающего поколения. В настоящее время значительно возросла роль эстетического воспитания молодежи, студентов. Оно способствует развитию творческих способностей, активно влияет на восприятие знаний, пробуждает глубокие гражданские чувства профессиональной ответственности, уважения к людям труда, создающим материальные и духовные ценности.

Эстетика и творчество неразрывны. Чем больше труд приобретает творческий характер, тем он более способен приносить человеку эстетическое наслаждение.

Годы студенчества - период наиболее активного формирования будущего учителя, углубления его знаний, выработки профессиональных умений. Это -также годы совершенствования и утверждения эстетических принципов, которые станут основой поведения молодого специалиста, критерием его отношений в коллективе.

Использовать все богатство музыкально-эстетического воздействия на студентов - значит широко вводить в практику работы педвуза все многообразие форм и средств музыкально-эстетического воспитания.

Большой интерес вызвал опыт педагогической работы, описанный Петровой Г.А. Она пишет, что между учебной и внеучебной работой существует глубокая связь и взаимосвязь. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа является одной из важных предпосылок успешной учебы. Участвуя в художественной самодеятельности, в соревнованиях, кружках и т.д., студенты приобретают устойчивый интерес к знаниям, книгам, наукам. (126.116 )

За последние годы в практике работы педвузов наметился резкий разрыв между социальной подготовкой, более или менее удовлетворительными профессиональными знаниями, умениями, навыками и недостаточно высоким уровнем культуры, в том числе музыкально-эсттического развития выпускников, что проявляется в духовной пассивности, бессодержательности жизни некоторой части молодых педагогов, неумении организовать насыщенный культурный досуг детей.

Учитель, получивший высшее педагогическое образование, должен обладать определенными личностными качествами, такими как: а) эстетика внешнего вида и поведения; б) культура речи, ее эмоциональность, точность, образность, выразительность; в) высокий художественный и эстетический вкус; г) единство эстетических знаний, убеждений и поведения; д) потребность в эстетическом и художественном воспитании, самовоспитании и самообразовании; е) потребность в развитии своих творческих способностей и дарований.

В этом плане музыкальное искусство составляет неисчерпаемый воспитательный потенциал, способный сформировать этические и эстетические качества будущего учителя.

Таким образом, противоречие между потребностью общества в творчески деятельных, музыкально и эстетически развитых педагогах и реальным уровнем их современной подготовки обуславливает необходимость исследования форм, методов, педагогических условий успешной музыкально-эстетической подготовки будущих учителей.

Анализ литературы по вопросам музыкально-эстетической подготовки учителя в ВУЗе позволяет сделать вывод, что эта проблема в педагогической науке разрабатывается достаточно плодотворно, но музыкального воспитания студентов немузыкальных факультетов рассматривается только в аспекте ФОПа (факультета общественных профессий). Также плодотворно рассматриваются вопросы эстетической подготовки будущего учителя, однако музыкальный аспект эстетического воспитания рассматривается гораздо реже, чем эстетическое воспитание средствами литературы, театра, кино и живописи.

Если до 70-х годов к вопросу об эстетической подготовке учителя ученые обращались редко, то 80-90-е годы - это период наиболее активного внимания к этой проблеме не только педагогов, но и философов, социологов, психологов. Их волнует реальное состояние эстетического воспитания и образования студентов в педвузах. (Веселовская М.В., Волович Л.А., Куприна Н.Г., Обыскалова Л.Р., Петрова Г.А., Ростова С.И., Тихонова Л.И.)

Таким образом, выявляются противоречия между социальной значимостью, научно-практической актуальностью и недостаточной разработанностью вопросов музыкально-эстетического воспитания немузыкальных факультетов педвуза.

Данное диссертационное исследование является итогом десятилетнего опыта работы кафедры «Основы музыкального воспитания» при Казанском государственном педагогическом университете. Известно, что музыкальное воспитание является составной частью общеэстетического воспитания, поэтому в данной работе речь идет не только о музыкальном воспитании, отдельно взятом, а о музыкально-эстетическом, где музыкальное искусство занимает одно из ведущих мест во взаимосвязи всех видов искусств

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы историко-теоретические основы, методы и формы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Теоретическая и методическая неразработанность проблемы, ее практическая значимость побудили к выбору темы исследования: "Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педвуза".

Целью исследования является теоретическая разработка и опытно-экспериментальная проверка форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Объектом является процесс музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов. Предметом - содержание, формы и методы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: эффективность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза повысится, если будут:

- введены основы музыкальных дисциплин (хор, основы музыкальной грамоты, индивидуальное обучение студентов игре на музыкальном инструменте) в учебные планы всех специальностей; разработаны содержание и соответствующие ему программы по музыкальному образованию студентов немузыкальных факультетов; приведены в соответствие формы и содержание музыкально-эстетического воспитания студентов со спецификой их будущей специальности; - разработаны методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов в процессе учебной деятельности;

- разработаны формы организации музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов во внеаудиторное время.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследовения поставлены следующие задачи:

1. Выявить предпосылки музыкально-эстетического воспитания учащейся молодежи в истории отечественного педагогического образования; ^ 2. Разработать программы, содержание и методические указания музыкальноэстетического воспитания студентов - немузыкантов;

3. Разработать методы и формы организации музыкально-эстетического воспитания будущих учителей предметников;

4. Экспериментально проверить и теоретически обосновать разработанные методы и формы музыкально-эстетического воспитания студентов в педвузе.

Методологической основой являются идеи об эстетической подготовке учителя выдающихся педагогов: К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого,

В.Н.Шацкой, В.А.Сухомлинского; философские идеи об эстетически развитой личности А.И.Бурова, М.С.Кагана, М.Ф.Овсянникова; положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И.Я.Лернер, М.И.Скаткин); идеи о воспитании духовных ценностей и гуманитаризации педагогического образования (Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин); основы психологии искусства (Л.С.Выготский); учение о музыкальном восприятии (Б.М.Тегаюв, Е.В.Назайкинский); основные положения интеграции музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе (Э.Т.Ардаширова); основы методологии искусства, эстетики (А.Ф.Лосев); учение о роли искусства в духовном развитии личности (Ю.В.Борев, М.С.Каган); положения концепции эстетического воспитания учащейся молодежи (Ю.Б.Алиев, А.И.Буров, Л.А.Волович, Г.А.Петрова и др.); концепции гуманизма и гуманитаризации образования (Р.А.Валеева, В.И.Журавлев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Т.В.Шуртакова и др.); идеи музыкантов-теоретиков о роли музыкально-эстетического воспитания в гармоническом развитии личности (О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский и др.).

Для проверки исходных положений и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ педагогического опыта работы других педвузов по музыкально-эстетической подготовке студентов; анализ историко-педагогических источников и материалов по теме исследования;

- беседы со студентами и преподавателями разных факультетов КГПУ;

- обобщение результатов анкетного опроса студентов-немузыкантов с целью выявления уровня их музыкально-эстетической воспитанности;

- анализ творческой деятельности студентов - немузыкантов во внеурочное время.

Опытно-экспериментальную базу составили следующие факультеты КГПУ: факультет русской филологии; факультет иностранных языков; математический и физический факультеты; естесственно-географический факультет. Сравнительный анализ музыкально-эстетического воспитания студентов был проведен на базе Елабужского государственного педагогического института, на факультетах: физико-математическом и филологическом. Всего исследованием было охвачено шесть групп КГПУ- 210 студентов, четыре группы ЕГПИ - 116 студентов. Итого - 326 студентов.

Исследование проводилось с 1996 - 2001 г. в три этапа.

На первом этапе (1996-1998гг.) была организована опытно-педагогическая работа, в процессе которой были намечены методические подходы в музыкальном воспитании студентов немузыкальных факультетов; параллельно изучалась психолого-педагогическая литература по проблемам восприятия музыки, музыкальных потребностей молодежи и методах формирования слушательской культуры, а также шел сбор литературы по теме исследования.

На втором этапе (1999-2000гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась выработка гипотезы, было организовано изучение состояния практики музыкально-эстетического воспитания студентов-немузыкантов. Одновременно шел формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2000-2001гг.) продолжалась экспериментальная работа с целью оценки эффективности форм, методов и приемов музыкально-эстетического воспитания студентов-немузыкантов, анализировались результаты эксперимента; делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

- выявлены историко-теоретические предпосылки музыкально-эстетического воспитания в отечетвенных педагогичеких учебных заведениях Х1Х-ХХвеков;

- определены сущность и специфика содержания, форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов педвуза с учетом особенностей немузыкальных факультетов;

- раскрыты психолого-педагогические и общекультурологические возможности музыкально-эстетического воспитания студентов;

- предложен комплекс форм и методов музыкально-эстетического воспитания студентов - немузыкантов;

- разработаны уровни и критерии музыкально-эстетической воспитанности студентов педвуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработки и предлагаемые к внедрению методики позволяют повысить эффективность процесса музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза. Разработанные рекомендации, а также методические указания по музыкальному воспитанию могут быть использованы не только в педагогическом вузе, но и в других вузах (кафедра эстетики), а также в педучилищах и школах.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов обеспечены всесторонним изучением проблемы, эффективностью и многообразием использованных методов исследования, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенной программы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза.

Апробация основных положений и выводов исследования проводилась на заседаниях кафедры "Основы музыкального воспитания", кафедры педагогики гуманитарных факультетов и на различных конференциях с 1996 по2002гг.: II Республиканская научная конференция молодых ученых и специалистов, Казань, 1996; Научно-практическая конференция молодых ученых и студентов КГПУ "Актуальные проблемы гуманизации образования", Казань, 1999; VI Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство", Казань, 1999; XXI научная конференция молодых ученых и специалистов КГПУ, Казань, 2000; VIII Международная научно-практическая конференция "Формы и методы воспитательной работы в вузе", Казань, 2001.

На защиту выносятся: 1. Разработка содержания музыкально-эстетического воспитания будущих учителей-предметников;

-142. Формы и методы музыкально-эстетической подготовки студентов немузыкальных факультетов педвуза: а) формы - кружки (ансамбль скрипачей, ансамбль баянистов, оркестр народных инструментов, вокальный, хореографический), отчетные концерты, подготовка и проведение студенческих фестивалей, олимпиады по "музыкальной грамоте", коллективное посещение театров, музеев, выставочных и концертных залов с последующим обсуждением спектаклей; б) методы - практического обучения (объяснение, показ, упражнение), обеспечения эстетического восприятия музыкальных произведений, в которые входят демонстрация, анализ, повторное восприятие; органзации творческой деятельности на основе вокально-хоровой работы; стимулирования потребностей в слушании и изучении музыки; педагогической диагностики музыкально-эстетической воспитанности студентов - немузыкантов педвуза.

-3. Критерии и уровни музыкально-эстетической воспитанности: а) интеллектуально-познавательный критерий включает в себя объем музыкально-теоретических и эстетических знаний, музыкально-эстетическая информированность, накопление музыкально-эстетических понятий и терминов, изучение одного или нескольких видов искусства: его истории, направления, творчества отдельных композиторов, художников, писателей и т.д., наличие музыкальных способностей, способность дать анализ и оценку произведениям искусства; б) мотивационно-поведенческий критерий - наличие эстетического интереса к искусству, вкуса и потребностей к изучению и слушанию музыки, ценностно-эстетической ориентации, понимания красоты окружающей действительности, способность к эстетическим суждениям, наличие эстетических убеждений и взглядов; в) деятельностный - проявление творческой деятельности, участие в музыкально-эстетических мероприятиях и проявление при этом творчества, фантазии, вкуса. Общение с эстетическими ценностями: посещение театров, концертных залов, музеев, выставок и т.д.

Уровни музыкально-эстетической воспитанности:

Высокий - предполагает широкий музыкальный кругозор, правильные представления об эстетической стороне будущей педагогической деятельности и проявляющийся интерес к музыке. Также разносторонние умения, навыки и способности музыкальной деятельности (владение музыкальным инструментом, пение, умение организовать с детьми кружок музыкального направления).

Средний уровень музыкально-эстетической воспитанности - достаточный музыкальный кругозор, осознание значимости эстетики в педагогической деятельности, менее ярко выражен интерес к музыкальному искусству. Владение некоторыми умениями, навыками (поет, но не владеет музыкальным инструментом и не имеет опыта работы с детьми в этом плане).

Низкий уровень - недостаточный музыкальный кругозор, не проявляет интерес к музыкальному искусству как к эстетической стороне педагогической деятельности, не проявляет себя ни в одной области музыкально-творческой деятельности.

Структура диссертации: Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хамзина, Гульнара Разиевна

Изучение музыкальной осведомленности студенческой молодежи в первую очередь направлено на совершенствование теории и практики музыкального воспитания в вузе. Система музыкального воспрггания будущих учителей должна учитывать как общие закономерности развития музыкального воспитания, так и социально-психологические, возрастные особенности воспитуемых.Музыкальная культура личности есть мера освоения человеком музыкальных ценностей. Музыкальная культура того или иного студента имеет неповторимые черты и представляет собой сугубо индивидуальное образование, связанное с интеллектуальным и эмоциональным развитием данной личности, а также некоторыми психофизиологическими ее особенностями. Но в целом она опосредованна уровнем музыкально-эстетической культуры общества и конкретной социальной среды, а также способами и результатами приобщения к музыкальным ценностям и наличием музыкальных моментов в деятельности человека.Человечеством накоплены - и продолжают умножаться - огромные сокровища, в которых запечатлелись высочайшие взлеты человеческого духа, совершенные творения гениев, осмысливших в музыкальных образах наиболее глубокие общечеловеческие идеи, и все это оказывается недоступным и даже неизвестным миллионам людей. Инертности музыкального сознания среднего человека должна быть противопоставлена активная позиция и деятельность музыканта любой специальности.Музыковедение - в частности, в лице Б.В.Асафьева - доказало свою способность не только разъяснять, но и эмоционально заражать читателя, слушателя, привлекать его к активному, заинтересованному слушанию музыки.Подлинные творения искусства причастны вечности, они продолжают жить за пределами своей эпохи. Приобщение к ним новых слушателей непосредственная задача музыкантов, ибо оно призвано способствовать тому,

чтобы каждый человек стал подлинным наследником всех культурньгх богатств прошлого. (29.192.) В теории и практике передовой педагогической мысли накоплено достаточно опыта музыкально-эстетической подготовки будущих учителей и вместе с тем в настоящее время в этой области имеются серьезные недостатки, которые проявляются в невысоком уровне музыкально-эстетического развития студентов, в снижении творческого потенциала выпускников пединститутов в практической педагогической деятельности, в неумении организовать музыкально-воспитательную работу с детьми в школе и др.Противоречие между нарастающей потребностью современного общества в эстетически развитых, творческих, талантливых педагогах и реальным уровнем их подготовки в вузе вызвало необходимость тщательного изучения основных путей, форм, методов музыкально-эстетического воспитания будущих учителей.Об актуальности и важности данного вопроса свидетельствует и тот факт, что проблема музыкально-эстетического воспитания студентов все больше становится объектом специальных научных исследований. Однако анализ значительного количества опубликованных (1970 - 1999 гг.) работ показал, что среди них отсутствуют работы посвященные музьжальному воспитанию студентов немузыкальных факультетов педвуза. Хотя именно школьному учителю и тем более классному руководителю отводится особая роль в формировании культурного и духовного потенциалов современного общества, поскольку в школьном возрасте у человека закладывается фундамент ценностных ориентации среди которых эстетические ценности занимают одно из ведущих мест.Поэтому, исходя из научно-практической значимости, недостаточной разработанности избранной темы мы сосредоточили наши усилия на исследовании музыкально-эстетической воспитанности студентов немузыкальных факультетов педвуза.Для достижения поставленной цели потребовалось выполнить ряд

теоретических исследований:

1. В процессе поиска путей формирования музыкально-эстетической воспитанности мы прежде всего обратились к истории вопроса, что позволило выявить возможность применения форм, методов музыкально-эстетического воспитания в современной практике.Ретроспективный анализ проблемы исследования показал, что в истории отечественного педагогического образования накоплен ценный опыт, который можно творчески использовать для обогащения теории и практики музыкально эстетической подготовки студентов-немузыкантов.2. Результатом данного исследования являются разработанные нами содержание, в котором обоснованы основные требования и перечислены знания, умения, навыки необходимые студенту - будущему учителю, формы и методы музыкальной подготовки студентов немузыкальных факультетов педвуза.3. Опираясь на программу музыкальной подготовки студентов, нами исследован уровень музыкально-эстетической воспитанности студентов -

немузыкантов Казанского госпедуниверситета и Елабужского госпединститута.Результаты исследования показали, что без специально организованной системы музыкально-эстетического воспитания и образования уровень музыкально эстетической культуры студентов по существу не изменяется от первого курса к последнему.4. Обосновано, что процесс музыкально-эстетической подготовки студентов - немузыкантов должен быть включен в учебный план вуза с такими обязательными дисциплинами, как "основы музыкальной грамоты", и "хоровое пение". Индивидуальное обучение вокалу и игре на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон, скрипка, курай) должно проводиться по желанию студентов.На основе проведенных теоретических исследований выполнена опьггно экспериментальная работа по музыкально-эстетическому воспитанию студентов

немузыкальных факультетов педвуза:

1. Разработана экспериментальная программа музыкальной подготовки студентов педвуза на предметах: "основы музыкальной грамоты", "хоровое пение". Были вьщелены те знания, умения и навыки, владение которыми, на наш взгляд, обеспечивает успешное музыкально-эстетическое развитие студентов • будущих учителей.2, В процессе исследования были разработаны критерии и определены уровни музыкально-эстетической воспитанности: интеллектуально познавательный; мотивационно-поведенческий; деятельностный. Ниже раскрываем:

а) объем музыкально-теоретических знаний (нотная грамота, основные средства музыкальной выразительности, знание музыкальных стилей и жанров), наличие музыкальных способностей (слух, голос, ритм, музыкальная память), музыкально-эстетическая информированность, накопление музыкально эстетических понятий и терминов, изучение одного или нескольких видов искусства: его истории, направления, творчества отдельных композиторов, художников, писателей и т.д., способность дать критический анализ и оценку произведению искусства.б) наличие эстетического интереса к искусству, вкуса, потребности в изучении и слушании музыки, ценностно-эстетической ориентации; понимание красоты окружающей действительности, способность к эстетическим суждениям, наличие эстетических убеждений и взглядов, постоянная потребность к самообразованию;

в) проявление творческой деятельности, участие в различных музыкально эстетических мероприятиях и проявление при этом творчества, фантазии и вкуса.Общение с эстетическими ценностями: посещение концертных и выставочных залов, театров, музеев и т.д.Суть названных критериев состоит в неразрывном единстве

профессиональной культуры студента и его эстетического отношения к искусству и окружающей действительности.В зависимости от выраженности у студентов названных критериев музыкально-эстетической воспитанности, были вьщелены уровни их музыкальной подготовки: относительно высокий, средний, относительно низкий.• Относительно высокий - предполагает широкий музыкальный кругозор, правильные представления об эстетической стороне будущей педагогической деятельности и проявляющийся интерес к музыке. Также разносторонние умения, навыки и способности музыкальной деятельности (владение музыкальным инструментом, пение, умение организовать с детьми кружок музыкального направления); • Средний уровень музыкально-эстетической воспитанности - достаточный музыкальный кругозор, осознание значимости эстетики в педагогической деятельности, менее ярко выражен интерес к музыкальному искусству.Владение некоторыми умениями, навыками (поет, но не владеет музыкальным инструментом и не имеет опьгга работы с детьми в этом плане); • Относ1ггельно низкий уровень - недостаточный музыкальный кругозор, не проявляет интерес к музыкальному искусству как к эстетической стороне педагогической деятельности, не проявляет себя ни в одной области музыкально-творческой деятельности.3. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что у студентов экспериментального вуза (КГПУ) в положительную сторону изменились уровни их музыкальной подготовки. В процессе обучения по экспериментальной программе у студентов повысился интерес к музыкальному искусству, к развитию своих навыков и способностей, значительно расширился музыкальный и искусствоведческий кругозор по сравнению со студентами контрольного вуза (ЕГПИ), где музыкальное обучение не включено в учебный план и музыкально эстетическое воспитание в целом носит стихийный характер. Итак, заключительный срез выявил, что в группах экспериментального вуза достаточно высокого уровня достигло 68,4 % студентов, в то время как в группах контрольного вуза лишь 22,2 %. Эти данные убеждают в педагогической эффективности проведенного эксперимента и доказывают справедливость сформулированной нами гипотезы.С учетом своеобразия и содержательных особенностей музыкального искусства, поэтапного характера процесса формирования музыкальной воспитанности в исследовании была предложена система специальных методов и приемов, включающая в себя ряд групп:

1. Методы практического обучения (объяснение, показ, упражнение).2. Методы обеспечения эстетического восприятия музыкального произведения (прослушивание музыкального произведения, анализ, повторное восприятие).3. Методы организации творческой деятельности на основе вокально-хоровой работы.4. Методы стимулирования потребностей в слушании и изучении музыки.5. Методы педагогической диагностики музыкально-эстетической воспитанности студентов - немузыкантов педвуза.В нашей работе со студентами использовались следуюш;ие дидактические приемы по закреплению знаний полученных в прцессе аудиторных занятий: • обобщающее повторение: пропевание или прослушивание разученного материала для закрепления в конце занятий; • сжатое напоминание пройденного материала: проигрывание короткого музыкального отрывка из знакомого произведения или напоминание известного факта из жизни какого-либо композитора; • вопросы к студентам (использование стилевых и жанровых сравнений в музыке, сопоставлений); • повторные вопросы с разъяснением преподавателя; • сосредоточение внимания на главном: содержание и образ музыкального

произведения; • повторное осмысление через повторное прослушивание и исполнение наиболее сложных разделов музыкального произведения; • вьювление возможных пробелов в знаниях для их устранения.Все использованные в работе методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов стимулируют музыкальное самообразование студента, которое проходит во внеаудиторное время.В успешном формировании музыкально-эстетической воспитанности будущего учителя ведущую роль должно играть единство учебной, самостоятельной и внеаудиторной деятельности, позволяющее широко и максимально развивать музыкальные способности, вырабатывать музыкально педагогические и специальные знания, умения и навыки. Поэтому самостоятельную и внеаудиторную деятельность необходимо считать как составные части управляемого музыкально-педагогического процесса.К формам организации музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза во внеаудиторное время мы относим:

1. Кружковая работа: ансамбли скрипачей и баянистов, оркестр народных инструментов, вокальные ансамбли, танцевальные коллективы.2. Отчетные концерты и подготовка к ним.3. Студенческие фестивали и подготовка к ним.4. Проведение олимпиады по "Музыкальной грамоте".5. Посещение театров, концертных и выстасочных залов, музеевс последующим обсуждением спектаклей.Эффективность предложенных в диссертации форм и методов музыкально эстетического воспитания студентов была экспериментально проверена на базе Казанского госпедуниверситета (экспериментальный вуз) и Елабужского госпединститута (контрольный вуз).Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы показали, что

предложенная в исследовании система форм и методов музыкально эстетического воспитания студентов-немузыкантов педагогического вуза способствовала повышению уровня музыкально-эстетической воспитанности.В конце каждой главы диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает вьщвинутую в исследовании гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы по диссертации:

1. Всесторонний анализ развития теории и методики музыкального и музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи в различных педагогических учебных заведениях показал актуальность этой проблемы во все времена. Исследование позволило вьщелить исторические предпосьшки, которые явились движущей силой в разработке содержания процесса музыкально-эстетического воспитания будущих учителей на современном этапе.2. С учетом огромной значимости музыкального искусства в эстетическом воспитании студентов в особом внимании нуждается педагогическая задача формирования музыкально-эстетической воспитанности будущего учителя. В результате научного подхода к данной проблеме особое значение имела разработка критериев измерения уровней музыкально-эстетической воспитанности студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза.3. Сопоставительный анализ результатов в контрольных и экспериментальных студенческих академических группах свидетельствует, что научные изыскания возможностей введения музыкальных дисциплин в учебный план имеет четкое теоретико-методическое обоснование и является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания студентов. Именно в процессе преподавания музыкальных дисциплин на аудиторных занятиях (а не только во внеурочное время) развиваются музыкальные способности, формируются эстетический вкус, интерес и потребности в слушании и изучении музыкального искусства, что впоследствии проявляется в профессиональной деятельности учителя-предметника.4. Организация процесса музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкантов педагогического вуза состояла также в дидактической разработке содержания, форм и методов музыкально-эстетического

воспитания, при использовании которых, как показали результаты исследования, необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуально личностные особенности студентов в процессе учебных занятий и во внеаудиторное время.Результаты специально организованного педагогического эксперимента на базе Казанского педуниверситета и Елабужского пединститута позволяют сделать общий вывод о том, что предложенные в исследовании формы, методы и приемы музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных факультетов педвуза являются достаточно эффективными для формирования музыкально эстетической воспитанности будущих учителей и могут быть рекомендованы к использованию в практике работы педагогических колледжей и вузов других регионов России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хамзина, Гульнара Разиевна, 2002 год

1. Кружковая работа (оркестры, ансамбли скрипачей и баянистов, хоры и вокальные ансамбли, танцевальные коллективы и т.д.).

2. Посещение театров, выставок и концертных залов с предварительным и последующим обсуждением услышанного и увиденного.

3. Отчетные концерты и подготовка к ним.

4. Студенческие фестивали и подготовка к ним.

5. Знание бывшими школьниками основных видов и жанров музыки, ведущих композиторов это первый критерий, который мы выбрали для определения уровня музыкально-эстетической воспитанности студентов педвуза (познавательный критерий).

6. Наличие интереса к музыкальному искусству как к эстетической стороне педагогической деятельности (профессиональный критерий).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.