Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Здорова, Светлана Викторовна

  • Здорова, Светлана Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 250
Здорова, Светлана Викторовна. Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2009. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Здорова, Светлана Викторовна

Введение

Глава 1 . Историко-педагогический анализ становления и развития музыкально-эстетического воспитания в России

1.1. Становление музыкально-эстетического воспитания сквозь призму развития вокального искусства в России

1.2. Теоретико-методические основы современного процесса музыкально-эстетического воспитания

Выводы по Главе

Глава 2. Методика и практика организации музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов

2.1. Экспериментальная работа по определению видов, методов, средств музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов педагогических вузов

2.2. Авторская методика музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов

Выводы по Главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов»

Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями в основных положениях концепции развития высшего профессионального образования, требованием универсализации процесса профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, ориентации на выполнение максимально широкого спектра видов научной, теоретико-методической и практической деятельности с целью повышения конкурентоспособности на рынке труда, социализации, инкультурации, реализации личностного потенциала.

Современный специалист гуманитарной сферы не только обязан, но и социально вынужден максимально расширять свои профессиональные компетенции, владеть несколькими узкими специализациями, синтез которых раскрывает возможности новых приложений полученных в процессе вузовской подготовки знаний и умений, обеспечивает широкий ареал для творческого поиска, научно-практических экспериментов, личностной самореализации и совершенствования, новых профессиональных достижений и открытий, достойного вклада в духовное и интеллектуальное развитие общества, повышение культурного уровня населения, особенно подрастающего поколения.

Выпускник гуманитарного вуза, готовый к разносторонней профессиональной и социокультурной деятельности, должен отличаться высоким уровнем духовно-нравственной и художественной культуры, что в свою очередь, обеспечивается в процессе целенаправленного эстетического воспитания.

Наибольшим личностно-формирующим воздействием обладает музыкальное искусство, которое содержит огромный гуманитарный потенциал и неограниченные возможности практического приложения этого потенциала в процессе организации музыкально-эстетического воспитания.

Традиционным универсальным содержанием музыкально-эстетического воспитания являются: изучение теоретических основ музыкального искусства, истории музыкального искусства (различных видов, жанров, стилей), знакомство с лучшими образцами классической музыки, вокальное, хоровое и инструментальное исполнительство. Основными институциональными формами реализации музыкально-эстетического * воспитания становятся учреждения общего, дополнительного и профессионального музыкального образования всех уровней, от начального (дошкольного) до высшего профессионального.

Музыка принимает участие во всех сферах человеческой жизни, совершенствует все грани функционирования общества. В рамках музыкально-эстетического воспитания студенческой молодежи можно добиться преобразования человеческого общества, его эстетических потребностей и устремлений, сформировать всесторонне развитую целостную личность.

Прогрессивное созидательное влияние музыкального искусства наблюдается повсеместно, во всех гуманитарных сферах. Союз искусства и гуманитарной науки на теоретическом уровне всегда дает высокие практические результаты для преобразования деятельности социальных институтов, государства, развития личности.

Обогащение профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля музыкально-эстетическим компонентом становится распространенным явлением в современной российской высшей школе. На научно-методологическом и теоретико-методическом уровнях разрабатываются концепции, методические системы, технологии, программное обеспечение процесса музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов с учетом специфики специальности.

В основе музыкально-эстетического воспитания всегда лежит синтез искусств. Подобный подход к формированию содержания процесса музыкально-эстетического воспитания исторически очевиден и научно обоснован, его эффективность эмпирически подтверждена многочисленными традиционными и экспериментальными методиками и технологиями.

Одним из вариантов синтеза искусств является взаимодействие музыки и литературы. Различные формы их сочетания составляют мощные источники художественно-эстетического, духовно-нравственного, интеллектуального развития и совершенствования личности, их постигающей. На общеобразовательном учебно-методическом и практическом педагогическом уровнях существуют методические разработки и конспекты интегрированных уроков искусства для начальных, средних и выпускных классов общеобразовательной школы, разработанных на основе синтеза музыки и литературы. Интеграция этих двух видов искусства наблюдается также на теоретико-методическом, практическом педагогическом и исполнительском уровнях в образовательных учреждениях дополнительного художественного образования детей, досуговых центрах, учреждениях культуры и искусства.

Анализ развития российской музыкальной культуры и музыкального образования, основных концепций и методик выявил, что теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание процесса музыкально-эстетического воспитания всегда зависит от конкретных образовательных целей, задач, возрастных и профессиональных характеристик обучающихся музыкальному искусству. Следовательно, организация музыкально-эстетического воспитания современных студентов гуманитарных вузов, определение его основных компонентов и ведущего направления должно осуществляться на основе иного подхода, нежели традиционный процесс музыкально-эстетического воспитания детей и юношества в специальных учебных заведениях.

Многолетнее изучение взаимосвязей различных видов искусства и гуманитарных отраслей выявило актуальное направление, интересующее многих современных исследователей - установление взаимосвязей и взаимовлияния музыкального искусства и филологии. На научнотеоретическом уровне существует большое количество диссертационных исследований по данной проблеме, проведенных специалистами гуманитарной сферы. Повышенный профессиональный интерес к теме взаимосвязи и взаимовлияния вокального искусства и поэзии, музыки и филологии на уровне постдипломного образования раскрывает очевидную необходимость организации целенаправленного музыкально-эстетического воспитания будущих специалистов гуманитарной сферы, в частности студентов филологических факультетов гуманитарных вузов в целях формирования высокой музыкально-эстетической, духовно-нравственной культуры, расширения их профессиональных компетенций.

Подобные учебно-методические преобразования в структуре высшего профессионального образования обусловят также качественное совершенствование содержания гуманитарного цикла в системе начального и среднего общего образования, обеспечат учебно-воспитательных процесс в общеобразовательных школах высококвалифицированными педагогическими кадрами, которых будет характеризовать высокая музыкально-эстетическая культура, владение технологиями интегрированного преподавания искусств и гуманитарных наук, широкая многогранная деятельность по повышению музыкально-эстетической и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения.

Анализ содержания различных видов, жанров, форм музыкального искусства и профессиональной подготовки студентов филологических факультетов гуманитарных вузов выявил тесные взаимосвязи между вокальным искусством и литературой (поэзией). Методика обучения академическому вокальному искусству традиционно предполагает анализ художественной поэтической части музыкального произведения с целью раскрытия сущности художественного образа и подбора оптимальных интонационных приемов и художественно-выразительных средств исполнения. В свою очередь, изучение творчества великих поэтов прошлых эпох и современности, как отечественных, так и зарубежных, всегда сопровождается проведением параллелей с музыкальным искусством, так как во все времена развития классической культуры композиторы создавали прекрасное музыкальное сопровождение лучшим поэтическим произведениям.

Нами было установлено, что тема взаимосвязи и взаимовлияния вокального искусства и литературы (поэзии), музыки и филологии уже несколько столетий развивается на практическом исполнительском, теоретическом (музыковедческом и филологическом) и учебно-методическом уровнях. Однако, очевидна неразработанность данной темы на теоретико-методическом и практическом уровнях профессионального образования, которое является одной из наиболее актуальных областей методического и практического педагогического приложения музыкально-эстетического и профессионального филологического литературоведческого, лингвистического, педагогического) потенциала подобного синтеза искусств и наук, требующей, однако, разработки целенаправленной методики музыкально-эстетического воспитания, а также учебной программы с учетом специфики профилирующей специальности.

Решая общегосударственную задачу повышения музыкально-эстетической культуры студентов гуманитарных вузов, в частности на филологических факультетах педагогических вузов, посредством обучения различным видам музыкального искусства, мы обнаружили наибольшую заинтересованность, потребность и, соответственно, высокие практические результаты реализации личностного потенциала студентов в области вокального исполнительского искусства. Действительно, синтез музыкального искусства и литературы находит отражение в массовой увлеченности пением на бытовом, любительском и профессиональном уровнях. Певческая культура генетически родственна духовной культуре русского человека. Некоторые исследователи заявляют о первичности вокальной речи по отношению к словесной речи человека.

Процесс обучения вокальному исполнительству студентов филологических факультетов педагогических вузов имеет свои особенности в теоретико-методическом и организационно-практическом аспектах. Обязательная профессиональная постановка певческого голоса на основе методов, способов и приемов, выработанных многовековой практикой российской и зарубежной вокальных школ, необходима для создания универсального физиологического и интеллектуально-психологического фундамента, который позволит исполнителю неограниченно реализовывать свой творческий художественно-эстетический потенциал, разрабатывать интегрированные музыкально-литературные (вокально-поэтические) проекты в процессе обучения в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности в гуманитарных отраслях (педагогике, филологии, искусствоведении и др.). В то же время некоторые традиционные компоненты классической академической вокальной педагогики требуют методической корректировки в целях достижения их технической и интеллектуальной доступности для немузыкантов - начинающих исполнителей, в частности, начальный этап постановки голоса (артикуляционный и репертуарный аспекты), который должен учитывать уровень музыкально-эстетического развития начинающих исполнителей, особенности профилирующей специализации, а также ведущие цели и задачи музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов.

Данные теоретико-методические и организационно-практические компоненты являются до настоящего времени неразработанными, несмотря на актуальность целенаправленного музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов и необходимость создания специальных адаптированных методик вокального обучения, учитывающих уровень музыкальной культуры, наличие исполнительской подготовки и связи с другими видами искусства, которые составляют ядро профессиональных интересов будущих специалистов гуманитарной сферы.

Таким образом, выявленные противоречия заключаются:

- с одной стороны, в существующей потребности универсализации профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, повышения их духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры, а с другой стороны, в отсутствии целенаправленной методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов с учетом профилирующей специальности;

- с одной стороны, в выявленной мотивированной потребности современных студентов филологических факультетов гуманитарных вузов в теоретическом и практическом освоении музыкального искусства для расширения профессиональных и социокультурных компетенций, а с другой стороны, в отсутствии дидактического, теоретико-методического, тематического и репертуарного обеспечения реализации структурно-содержательных взаимосвязей музыки и филологии, обладающих большой профессиональной актуальностью для специалистов филологического профиля.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Музыкально-эстетическое воспитание молодежи в высших учебных заведениях России рассматривалось многими учеными и творческими работниками-практиками, но их разработки касаются, в основном, профессиональной подготовки специалистов музыкальной сферы и не раскрывают особенностей музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов. В работах Л.Г. Арчажниковой, Т.И. Баклановой, B.C. Кузина, Л.А. Рапацкой и др. рассматривается проблема взаимосвязи различных видов искусств, их воздействие на формирование личности. Становление и развитие вокально-хорового искусства отображено в работах О.А. Апраксиной, Ю.А. Барсова, В.Д. Ильина, И.К. Назаренко. Вопросы развития детского голоса рассматриваются в научных трудах Ю.Б. Алиева,

Е.И.- Алмазова, В.П. Морозова. В отдельных работах ученых излагаются методики обучения и воспитания детей и юношества музыкальному искусству, рассматриваются конкретные требования к поющим, формированию вокально-хоровых и дирижерских навыков - Н.Н. Добровольский, B.JL Живов, B.C. Попов, Г.П. Стулова.

Сегодня все чаще в качестве экспериментов встречается интегрированное преподавание музыки и литературы в дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждениях (О.М. Шац, Е.А. Финченко, A.M. Рахманкулова, Т.Н. Лежнева и др.) и в высших учебных заведениях (Э.Т. Ардаширова, С.Н. Чекарева).

Родство музыкального искусства и филологических наук, интонационные взаимосвязи вокальной и разговорной речи обоснованы во многих диссертационных исследованиях (О.В. Федичева, Е.Н. Палий, Е.Н. Азначеева, Н.А. Трубицина, Е.В. Петроченко, Н.Н. Брагина, В.Н. Мещеряков, О.Н. Вотинцева, Т.Б. Васильева-Шальнева, И.В. Ясюкович, О.А. Барсукова, Р.Г. Крауклис, Р.Т. Шаймарданова, А.Г. Сидорова, Е.Г. Красновская, О.В. Епишева, А.В. Давыдова, А.Н. Панамарёва, А.Е. Махов). Таким образом, очевидно, что многие выпускники филологических факультетов, продолжившие свое обучение в аспирантуре и докторантуре, выбирают в качестве темы для своих кандидатских и докторских диссертаций проблему синтеза музыки и литературы, вокального искусства и поэзии.

Однако приходится констатировать, что стандартными учебными планами и программами не предусмотрено глубокое изучение музыкального искусства, необходимое для формирования фундаментальных научно-теоретических и практических исполнительских музыкально-эстетических основ у студентов — будущих специалистов гуманитарной сферы, исследователей, ученых и педагогов.

Анализ научно-исследовательской и учебно-методической литературы выявил крайне ограниченное число источников, раскрывающих некоторые аспекты целенаправленного музыкально-эстетического воспитания и вокального обучения студентов гуманитарных вузов, не имеющих опыта академического вокального исполнения (JI.P. Фаттахова, Г.Р. Хамзина, Т.В. Чередниченко, Ю.Л. Булышева, Н.Г. Куприна, О.В. Далецкий, Е.Ю. Медведева). Эти работы, в основном, содержат рекомендации по организации различных видов обучения музыкальному искусству в рамках профессиональной подготовки специалистов гуманитарной сферы, определяют временной объем, формы обучения и воспитания, предлагают примерный перечень учебных материалов и рекомендуют методики, по которым следует осуществлять музыкальное обучение и воспитание, однако не обосновывают выбор тех или иных теоретических и практических видов музыкальной деятельности, предлагаемых для освоения студентам гуманитарных вузов, не выявляют особенности теоретико-методического и практического художественно-исполнительского содержания музыкально-эстетического воспитания и обучения студентов гуманитарных вузов с учетом специфики профилирующей специальности, видов и направлений будущей профессиональной деятельности.

Установление актуальности научно-практического исследования, осмысление сущности выявленных противоречий и возможностей их разрешения позволили сформулировать тему исследования: «Проблема музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов»

Объект исследования - процесс музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов.

Предмет исследования — теоретико-методические, дидактические и практические основы музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов.

Цель исследования — создание целенаправленной методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов с учетом профилирующей специальности, разработка программного и учебно-методического обеспечения интеграции вокального искусства в образовательный процесс на филологических факультетах гуманитарных вузов.

Задачи исследования:

1) выявить и проанализировать исторически сложившиеся в процессе развития российской музыкальной культуры и музыкального образования подходы, методы, виды, средства музыкально-эстетического воспитания детей и юношества различных возрастных и профессиональных категорий;

2) определить дидактические принципы, на основании которых должно формироваться теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание основных компонентов и ведущего направления музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов;

3) разработать, обосновать и экспериментально проверить авторскую методику музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов;

4) сформировать программное и учебно-методическое обеспечение интеграции вокального искусства в образовательный процесс на филологических факультетах гуманитарных вузов.

Гипотеза исследования. Процесс музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов приведет к высоким профессиональным, социокультурным и личностным результатам, если:

1) будет разработан новый подход к формированию теоретико-методического, дидактического, тематического и репертуарного содержания музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, способствующий достижению профессиональных, социокультурных, художественно-эстетических целей высшего гуманитарного образования;

2) теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание музыкально-эстетического воспитания будет разрабатываться на основе принципов профессиональной актуальности, теоретико-методической фундаментальности, технической и интеллектуальной доступности, жанрово-тематической вариативности, способствующих всестороннему музыкальноэстетическому, художественно-творческому развитию, профессиональному совершенствованию личности будущего специалиста гуманитарного профиля;

3) основные компоненты и ведущее направление музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов будут определены в процессе изучения профессиональных, социокультурных и художественных личностных потребностей, интересов, мотиваций студентов с учетом их профилирующей специальности.

Методологическую основу нашего исследования составляют: -системный подход, который позволил представить процесс музыкально-эстетического воспитания как неотъемлемую часть системы высшего гуманитарного образования (Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый);

-концепции музыкально-эстетического воспитания, раскрывающие ключевую роль искусства в организации процессов всестороннего развития личности, формировании универсального профессионального мастерства специалистов гуманитарной сферы (А.Я. Зись, У.Ю. Фохт-Бабушкин);

-междисциплинарный подход к организации процесса музыкально-эстетического воспитания, позволяющий выявить и раскрыть взаимосвязи музыкального искусства и основных профилирующих предметов профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля (Д.С. Лихачев, М.С. Каган).

Теоретическую основу исследования составляют: -философские, научно-методологические, акмеологические концепции развития высшего профессионального образования, теоретические педагогические положения, разработанные А.А. Ароновым, Б.В. Асафьевым, Ю.К. Бабанским, В.П. Беспалько, С.Г. Вершловским, Б.С. Гершунским, В.И. Загвязинским, В.В. Краевским, Е.В. Назайкинским, П.И. Пидкасистым, Ю.С. Тюнниковым, Г.И. Хозяиновым, Н.К. Чапаевым;

-теоретические и научно-методические положения, раскрывающие содержание профессиональной музыкальной подготовки, содержащиеся в трудах Э.Б. Абдуллина, В.И. Адищева, Г.В. Арзямовой, Л.Г. Арчажниковой, Н.К. Баклановой, А.Л. Готсдинера, В.И. Петрушина, JI.A. Рапацкой, Н.Р. Туравец, Г.М. Цыпина, П.А. Черватюка;

- исследования по проблемам организации процесса музыкально-эстетического воспитания, раскрытия интеллектуально-творческих и музыкально-исполнительских способностей обучающихся с учетом возрастных и профессиональных характеристик на основе вариативности содержания Б.Г. Ананьева, JI.A. Баренбойма, П.Н. Бережанского, Н.Я. Брюсовой, И.П. Гейнрихса, JI.B. Голицыной, Н.А. Долматова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Б.Л. Яворского; методики, составляющие вокально-педагогическую основу музыкально-эстетического воспитания различных возрастных и профессиональных категорий обучающихся (классические - А.Е. Варламова, М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, и современные - Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Д.Л. Аспелунда, В.А. Багадурова, Л.А. Безбородовой, О.В. Далецкого, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, Ф.Ф. Заседателева, Е.М. Малининой, М.А. Медведевой, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, Д.Е. Огороднова, Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, В.Н. Шацкой).

Проверка эффективности поставленных задач и сформулированной гипотезы осуществлялась при помощи широкого комплекса теоретических и практических методов научного исследования и профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Методы исследования:

- анализ научно-исторической, учебно-методической литературы и экспериментально-исследовательских материалов по проблемам музыкального образования, музыкально-эстетического воспитания, вокального обучения и развития;

- изучение философских, научно-методологических, теоретических трудов, формирующих логику исследовательской мысли, раскрывающих закономерности, факторы, условия создания педагогических систем, организации инновационных интегрированных педагогических процессов на различных уровнях образования, разработки комплексных учебных курсов и программ;

- наблюдение за процессом и результатами профессиональной подготовки специалистов гуманитарных вузов в аспекте сформированности их общей музыкально-эстетической культуры, определения возможностей расширения профессиональных компетенций посредством целенаправленного музыкально-эстетического воспитания;

- изучение учебных планов, программ, содержания основных дисциплин и факультативных курсов, традиционных и альтернативных систем и методик организации учебно-воспитательного процесса на филологических факультетах гуманитарных вузов, выявление условий интеграции вокального искусства в профессиональную филологическую подготовку с учетом профилирующей специальности;

- социологические методы сбора информации о потребностях, желаниях, мотивациях студентов филологических факультетов (беседы, опросы, анкетирование);

- включенное наблюдение, контроль и анализ результатов собственной экспериментальной деятельности по организации музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов;

- систематизация накопленного теоретико-методического и организационно-практического опыта, методическое обобщение наблюдений, анализа экспериментальной деятельности и результатов контрольных проверок.

Организация и этапы исследования.

На первом этапе — 2003 — 2005 гг. - осуществлялся отбор и анализ психолого-педагогических, музыковедческих, культурологических, научно-методических и художественно-практических материалов по теме исследования, была сформирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их реализации, разрабатывалось содержание первой главы данного диссертационного исследования, раскрывающей историко-педагогический аспект развития музыкальной культуры и музыкального образования в России, формирования научно-методических и художественно-эстетических основ теоретического и практического обучения музыке, вокальному и инструментальному исполнительству.

На втором этапе — 2005 — 2008 гг. - осуществлялась экспериментальная работа по музыкально-эстетическому воспитанию студентов филологических факультетов педагогических вузов, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных результатов, формировалась авторская методика музыкально-эстетического воспитания студентов, разрабатывалось программное и учебно-методическое обеспечение интеграции вокального искусства в образовательный процесс на филологических факультетах гуманитарных вузов.

На третьем этапе — заключительном, 2008 — первый квартал 2009 гг. - была продолжена научно-исследовательская и практическая педагогическая работа в области повышения музыкально-эстетической культуры студенчества гуманитарных вузов с учетом профилирующей специальности, формировалась авторская экспериментальная методика, систематизировался накопленный педагогический опыт, анализировались и обобщались результаты экспериментального музыкально-эстетического воспитания на филологических факультетах педагогических вузов, формировалось содержание основных компонентов музыкально-эстетического воспитания, программное и учебно-методическое обеспечение интеграции вокального искусства в образовательный процесс на филологических факультетах гуманитарных вузов, которые в совокупности составили содержание второй главы и приложение данного диссертационного труда.

Научная новизна исследования:

1) осуществлен анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов сквозь призму исторического развития музыкальной культуры и музыкального образования в России, совершенствования содержания процессов обучения вокальному и инструментальному исполнительству с учетом основных образовательных целей, задач, а также ключевых характеристик обучающихся музыкальному искусству;

2) разработан профессионально-ориентированный подход к формированию теоретико-методического, дидактического, тематического и репертуарного содержания музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, на основании которого возможно их целенаправленное эффективное духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие, универсализация профессиональной подготовки с учетом специфики профилирующей специальности;

3) определены, всесторонне раскрыты и обоснованы основные компоненты музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание которых способствует совершенствованию вузовского компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в гуманитарной сфере (в области педагогики, культуры и искусства).

Теоретическая значимость исследования заключается:

1)в обобщении и трансляции исторического и современного передового теоретико-методического опыта музыкально-эстетического воспитания в процесс профессиональной подготовки специалистов в гуманитарных вузах;

2) в обосновании педагогической целесообразности и социокультурной актуальности интеграции вокального искусства в процесс профессиональной подготовки на филологических факультетах гуманитарных вузов;

3)в разработке авторской методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов на основе комплекса классических и современных дидактических принципов с учетом специфики профилирующей специальности;

4) в создании авторской учебной программы по музыкально-эстетическому воспитанию и интегрированных музыкально-литературных (вокально-поэтических) проектов, реализация которых в учебном процессе филологических факультетов способствует повышению музыкально-эстетической культуры, универсализации подготовки и расширению профессиональных компетенций специалистов гуманитарной сферы.

Практическая значимость исследования:

1) внедрение методики музыкально-эстетического воспитания в образовательный процесс гуманитарных вузов позволяет качественно дополнить традиционное содержание профессиограммы специалиста, совершенствовать процесс вузовской подготовки, расширить спектр практической профессиональной деятельности выпускников;

2) реализация методики музыкально-эстетического воспитания с ведущим вокально-педагогическим компонентом на филологических факультетах гуманитарных вузов способствует совершенствованию лингвистической и искусствоведческой подготовки студентов, овладению актуальными интегрированными художественно-педагогическими технологиями, расширяющими содержание и направления профессиональной деятельности;

3)на основе разработанной методики, а также программного и учебно-методического обеспечения процесса музыкально-эстетического воспитания возможно совершенствование профессиональной подготовки в средних специальных учебных заведениях гуманитарного профиля (педагогических, музыкально-педагогических, лингвистических колледжах, колледжах культуры и искусств), а также организация музыкально-эстетического воспитания в начальных специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного художественного образования детей, центрах досуга детей и подростков;

4) результаты исследования представляют базу для проведения дальнейших научно-практических экспериментальных исследований по проблемам совершенствования высшего гуманитарного образования, реализации междисциплинарных связей искусства и наук, универсализации профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля, повышения их духовной, эстетической, нравственной, профессиональной культуры, инкультурации и социализации личности в процессе вузовской подготовки и дальнейшей профессиональной и социокультурной деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретико-методологическими концепциями, отражающими логику исторического развития музыкального искусства, музыкально-педагогической науки и гуманитарного образования, основополагающими методическими и дидактическими позициями, проверенными в процессе многолетней практики ведущих высших профессиональных учебных заведений.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные теоретические и практические положения исследования отражены в публикациях автора, в том числе в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для размещения результатов научных исследований по кандидатским диссертациям в сфере общей и музыкальной педагогики, психологии и искусствоведения, обсуждались на заседаниях кафедры, выступлениях на научно-практических конференциях различных уровней, проверялись на практике при обучении студентов филологических факультетов Московского государственного областного педагогического института (МГОПИ) и ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Расширение профессиональных компетенций, повышение духовно нравственной и художественно-эстетической культуры студентов гуманитарных вузов возможно в процессе целенаправленного музыкально-эстетического воспитания на основе профессионально-ориентированного подхода, в результате реализации которого обогащается традиционное содержание вузовской подготовки, расширяется профессиограмма специалиста, спектр практической профессиональной и социокультурной деятельности выпускников.

2. Основными компонентами методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов должны являться: «Слушание музыки», «Музыкальная грамота и сольфеджио», «Вокальное искусство», «Инструментальное исполнительство», содержание которых разрабатывается с учетом специфики профилирующей специальности. Ведущим направлением музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов должно являться вокальное искусство - наиболее доступный в исполнительском плане, массовый популярный вид музыкально-художественной деятельности, обогащающий основное теоретико-методическое и художественно-эстетическое содержание образовательного процесса на филологических факультетах гуманитарных вузов.

3. Теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание основных компонентов музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов должны формироваться на основе принципов профессиональной актуальности, теоретико-методической фундаментальности, технической и интеллектуальной доступности, жанровой вариативности, художественной эстетизации, междисциплинарной интеграции, синтеза практического, теоретического, интеллектуального, технического и художественного исполнительских аспектов музыкально-эстетического воспитания.

4. Разработанное программное и учебно-методическое обеспечение процесса музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов раскрывает образовательный, художественно-эстетический, духовно-нравственный потенциал синтеза музыки и филологии (вокального искусства и поэзии): тематическое и репертуарное содержание формируется с учетом принципов технической доступности и поступенности интеллектуального и интонационного усложнения учебного материала в процессе обучения взрослых немузыкантов, а также с учетом специфики профилирующей специальности, позволяющей целенаправленно использовать музыкально-исполнительские и словесные художественно-выразительные способы, приемы, средства, обогащающие художественно-эстетическую, лингвистическую, искусствоведческую подготовку студентов на филологических факультетах гуманитарных вузов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Здорова, Светлана Викторовна

Выводы по Главе 2

В данной главе излагаются результаты обобщения и экспериментально-практического приложения нашего теоретико-методического аналитического опыта в области организации музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов с учетом специфики профилирующей специальности.

Анализ теоретико-методических источников в области музыкального образования, методик обучения музыке и музыкально-эстетического воспитания в аспекте эффективности их практического приложения в образовательном процессе гуманитарных вузов, а также наблюдение за процессом и анализ результатов музыкально-эстетического воспитания студентов филологического факультета педагогического вуза по традиционным методикам привел нас к выводу о недостаточной эффективности существующих методик обучения музыке и традиционного построения теоретических дисциплин и практических курсов в аспекте музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов. Стало очевидно, что в данном случае требуется выбор иного подхода к формированию методического, тематического и репертуарного содержания музыкально-эстетического воспитания. Осмысление данного условия привело нас к решению разработки содержания теоретических дисциплин и практических курсов, входящих в качестве составных компонентов в систему музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов на основе профессионально-ориентированного подхода.

Именно профессионально-ориентированный подход к формированию методического, тематического и репертуарного содержания музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов способствует:

- повышению мотивации студентов к изучению дисциплин и курсов в рамках музыкально-эстетического воспитания; органичной интеграции дисциплин и курсов музыкально-эстетического профиля в образовательный процесс гуманитарных вузов;

- актуализации приобретаемых студентами знаний, умений, навыков, формируемых способностей, качеств в аспекте будущей профессиональной деятельности; обеспечению условий для расширения профессиональных компетенций специалистов гуманитарного профиля.

В результате педагогического эксперимента были определены наиболее эффективные методы, формы, средства музыкально-эстетического воспитания студентов на филологических факультетах педагогических вузов, сформировано теоретико-методическое, дидактическое, тематическое и репертуарное содержание основных компонентов методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов и выявлено ведущее учебно-методическое направление с учетом специфики профилирующей специальности.

Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод, что для наиболее успешного осуществления музыкально-эстетического воспитания студентов филологических факультетов гуманитарных вузов больше всего приемлемо вокальное искусство: оно наиболее доступно технически, максимально близко эмоциональной природе человека, способствует психофизиологическому оздоровлению, имеет широкий спектр практического применения в социокультурной жизни, профессиональной и досуговой деятельности.

Также было установлено, что целостное музыкально-эстетическое воспитание должно включать и другие виды учебной и музыкально-художественной деятельности: освоение музыкального инструмента по методикам, адаптированным для любителей музыки, изучение истории музыкального искусства, основ музыкальной грамоты, сольфеджио, слушание музыки, содержание которых должно быть сформировано на основе профессионально-ориентированного подхода, с учетом специфики профилирующей специальности. Все перечисленные виды теоретической учебно-исследовательской и практической исполнительской деятельности составляют основные компоненты методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов.

Содержание основных компонентов методики музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов разрабатывалось в процессе многолетней педагогической практики на основе профессионально-ориентированного подхода, с учетом комплекса дидактических принципов: профессиональной актуальности, теоретико-методической фундаментальности, технической и интеллектуальной доступности, жанрово-тематической вариативности, художественной эстетизации, междисциплинарной интеграции, синтеза практического, теоретического, интеллектуального, технического и художественного исполнительских аспектов музыкально-эстетического воспитания. Основными целями реализации данной методики являются: повышение духовно-нравственной и музыкально-эстетической культуры личности, универсализация профессиональной подготовки специалиста гуманитарного профиля, расширение профессиональных и социокультурных компетенций.

На основании профессионально-ориентированного подхода и комплекса дидактических принципов нами разработано программное и учебно-методическое обеспечение интеграции вокального искусства в образовательный процесс на филологических факультетах гуманитарных вузов. Работа по разработанной учебной программе позволяет быстро и эффективно сформировать у студентов базовые музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, вокальные и инструментальные исполнительские умения на основе методов, способов, приемов, форм, адаптированных к обучению любителей музыки с учетом специфики профилирующей специальности. Практические исполнительские умения формируются на доступном песенном материале, позволяющем сохранить мотивированный интерес к обучению музыкальному искусству и в то же время сформировать фундаментальные исполнительские навыки, на основе которых возможно дальнейшее музыкально-эстетическое развитие студентов, формирование дополнительных компетенций в области музыкально-эстетического воспитания и развития подрастающего поколения в процессе выполнения специалистами гуманитарного профиля основной профессиональной деятельности.

Заключение

Современные требования, предъявляемые к специалисту гуманитарного профиля, обусловливают необходимость организации разносторонней профессиональной подготовки, формирования высокого уровня духовно-нравственной и художественной культуры выпускников гуманитарных вузов, что успешно достигается в процессе целенаправленного музыкально-эстетического воспитания, содержание которого разработано с учетом специфики профилирующих специальностей вуза.

В результате проделанной многолетней теоретической и эмпирической работы в области совершенствования образовательного процесса в гуманитарных вузах были достигнуты следующие результаты:

- осуществлен анализ проблемы музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов сквозь призму исторического развития музыкальной культуры и музыкального образования в России, совершенствования содержания процессов обучения вокальному и инструментальному исполнительству с учетом основных образовательных целей, задач, а также ключевых характеристик обучающихся музыкальному искусству;

- обобщен и транслирован исторический и современный передовой теоретико-методический опыт музыкально-эстетического воспитания в процесс профессиональной подготовки специалистов в гуманитарных вузах; разработан профессионально-ориентированный подход к формированию теоретико-методического, дидактического, тематического и репертуарного содержания музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, на основании которого возможно целенаправленное эффективное духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие студентов гуманитарных вузов, универсализация профессиональной подготовки с учетом специфики профилирующей специальности; определены, всесторонне раскрыты и обоснованы основные компоненты музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, теоретико-методическое, тематическое и репертуарное содержание которых способствует совершенствованию вузовского компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в гуманитарной сфере (в области педагогики, культуры и искусства);

- обоснована педагогическая целесообразность и социокультурная актуальность интеграции вокального искусства в процесс профессиональной подготовки на филологических факультетах гуманитарных вузов: реализация методики музыкально-эстетического воспитания с ведущим вокально-педагогическим компонентом на филологических факультетах гуманитарных вузов способствует совершенствованию лингвистической и искусствоведческой подготовки студентов, овладению актуальными интегрированными художественно-педагогическими технологиями, расширяющими содержание и направления профессиональной деятельности;

- разработана авторская методика музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов на основе комплекса классических и современных дидактических принципов с учетом специфики профилирующей специальности;

- созданы авторская учебная программа по музыкально-эстетическому воспитанию и интегрированные музыкально-литературные (вокально-поэтические) проекты, реализация которых в учебном процессе филологических факультетов способствует повышению музыкально-эстетической культуры, универсализации подготовки и расширению профессиональных компетенций специалистов гуманитарной сферы;

- предложено совершенствовать процесс профессиональной подготовки в средних специальных учебных заведениях гуманитарного профиля (педагогических, музыкально-педагогических, лингвистических колледжах, колледжах культуры и искусств), а также музыкально-эстетического воспитания в начальных специальных учебных заведениях, учреждениях дополнительного художественного образования детей, центрах досуга детей и подростков, что приведет к расширению спектра практической профессиональной, социокультурной, художественно-эстетической деятельности выпускников.

В результате двухлетней экспериментальной музыкально-эстетической работы на филологических факультетах МГОПИ и МГПУ был разработан комплекс интегрированных музыкально-литературных проектов, представляющий цикл вокальных лирических произведений известных русских и европейских композиторов на стихи классиков отечественной и зарубежной поэзии, а также на основе народного поэтического творчества, являющиеся объектом профессионального искусствоведческого и лингвистического изучения на филологических факультетах.

Результаты участия студентов филологических факультетов в музыкально-литературных проектах :

- общее культурологическое развитие студентов;

- полноценное видение взаимосвязей объектов и явлений искусства, изучаемых в рамках филологических наук;

- углубление лингвистической подготовки;

- стимулирование художественно-творческих способностей и проявлений студентов;

- создание студентами на профессиональном уровне музыкально-литературных композиций для участия в факультативных культурологических проектах, фестивалях искусств, концертных выступлениях.

Таким образом, разработанная на основе профессионально-ориентированного подхода и комплекса классических и современных дидактических принципов методика музыкально-эстетического воспитания студентов гуманитарных вузов, основными компонентами которой являются традиционные дисциплины и курсы с теоретико-методическим, тематическим и репертуарным содержанием, специально сформированным с учетом специфики профильной специализации, позволяет в процессе интеграции в образовательный процесс гуманитарных вузов России целенаправленно расширять профессиональные компетенции, достигать высокой конкурентоспособности и личностного самосовершенствования, духовно-нравственной и художественно-эстетической культуры, расширять спектр практической профессиональной и социокультурной деятельности выпускников гуманитарных вузов, обогащать традиционное содержание вузовской подготовки художественно-эстетическим содержанием.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Здорова, Светлана Викторовна, 2009 год

1. Абдуллин Э.Б. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. - 103 с.

2. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1985.-208 с.

3. Агин М.С. Репертуарная вокальная энциклопедия. М.-Чебоксары: ЧГИКИ, 2002.

4. Адищев В.И. Концепции музыкального образования, опыт их реализации: (на материале дореволюционных школ закрытого типа): Монография. Пермь: ПГПУ, 2006. - 167 с.

5. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. -М.: Высшая школа, 1986. 128 с.

6. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1984. - 63 с.

7. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961. -288 с.

8. Алиев И.Ю. Теоретико-методологические основы профессиональной деятельности педагога-вокалиста: Дис. . д-ра пед. наук. М., 2003. -354 с.

9. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986.- 238 с.

10. Амирова А.Ф. Музыкальная фонетика: формирование певческой артикуляции: Учебно-методическое пособие. Самара: Офорт, 2005. — 58 с.

11. Анализ вокальных произведений: Уч. пособ. / Сост. Ручьевская Е.А. и др.- Л.: Музыка, 1988. 349 с.

12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-487 с.

13. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Алма-Ата, 1969.- 16 с.

14. Антошина М.Н. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. - 48 с.

15. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания. М., 1984. -111 с.

16. Ардаширова Э.Т. Интеграция музыкального искусства с естественно-математическими и гуманитарными науками в педвузе: (Краткий историко-теоретический очерк: классика и современность), М,: ВЛАДОС, 2001.-66 с.

17. Арзямова Г.В. Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке: (К 70-летию института художественного образования РАО) : Тез. и докл. конф. М., 1999. -РАО ИХО. - 414 с.

18. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец 19-20 век. -М.: Аз, 1998.-358 с.

19. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания: Уч. пособие для студентов. М.: МГЗПИ, 1989. - 76 с.

20. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, Ленингр. отд-е, 1973.- 142 с.

21. Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. - 247 с.

22. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие. -М: Просвещение, 1988.- 238 с.

23. Бабюк В.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России ХУ111-ХХ веков: Фортепьянно-вокальный аспект: Дис. . канд. иск-ния. Магнитогорск, 2003. - 183 с.

24. Баженова Е.А. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей музыки на основе дисциплины «Сольное пение»: Дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2003. - 201 с.

25. Базиков А.С. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 1999. - 42 с.

26. Байкова Т.Д. Роль вокализов в процессе становления певческого голоса: Учебно-методическое пособие. М.: Пробел-2000, 2007. - 68 с.

27. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств и пединститутов. М.: МГУК, 1994.- 118 с.

28. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М.: МГИК, 1992. - 116 с.

29. Баксанский О.Е. Когнитивные науки: междисциплинарный подход. М.: Альтекс, 2003. - 19 с.

30. Банникова И.И. Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII первой половины XIX века: Дис. . канд. иск-ния. -М., 2001.-203 с.

31. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.

32. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.

33. Баткина И.Б. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы как социокультурное явление. Воронеж: ВГПИ, 1996.- 102 с.

34. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. Пособие. — М.: Академия, 2002.-413 с.

35. Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух: Сущность, природа, генезис, способ формирования и развития. -М., 2000. — 101 с.

36. Бержинская С.И. Основные аспекты формирования исполнительского мастерства начинающего певца: Дис. . канд. иск-ния. Н. Новгород, 2005.- 182 с.

37. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.- 141 с.

38. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916. - 13 с.

39. Богданова Н.В. Вокалическая структура слова в русском языке: Дис. . канд. фил. наук. JL, 1985. - 183 с.

40. Бочкарев JLJL Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997. - 350 с.

41. Брюсова Н.Я. Задачи народного музыкального образования. — М., 1919. -15 с.

42. Булатова О.А. Арт-педагогический подход в образовании: Монография. — Тюмень: ТГУ, 2004. 230 с.

43. Булышева Ю.Л. Личностно-ориентированный подход к развитию музыкальной культуры студентов немузыкальных вузов: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 1996. - 187 с.

44. Буров А. и др. Эстетическое воспитание в школе. М.: Педагогика, 1980. -136 с.

45. Варламов А.Е. Полная школа пения: В 3 ч./Ред. и коммент. проф. В.А. Багадурова. М.: Музгиз, 1953. — 107 с.

46. Варшавская Н.П. Некоторые принципы вокальной методики: Из опыта работы с начинающими певицами. Казань: КГУ, 2007. — 25 с.

47. Величко Ю.В. Формирование аудиовизуальной музыкальной культуры старших подростков в гуманитарной гимназии: На материале факультативных и внеклассных занятий: Дис. . канд. пед. наук. -Саранск, 2004.

48. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.

49. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: Учеб. пособие. СПб.: «Экспресс», 2005. -101 с.

50. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение; 1968.-414 с.

51. Вокальная школа Российской академии музыки имени Гнесиных 19442004 / Авт.-сост. М.С. Агин. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. - 590 с.

52. Вокальное образование начала XXI века: материалы научно-практической конференции: Сб. науч. ст.: Вып. 2 / Науч. ред. JI.C. Зорилова. М.: МГУКИ, 2005. - 297 с.

53. Вопросы вокальной педагогики: Сборник статей. — М.: Гос.муз.изд., 1962.-148 с.

54. Вопросы истории, теории и методики вокально-хорового исполнительства: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.Р. Горлин. Вологда: Русь, 2004.-91 с.

55. Вопросы методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин: Сборник статей. М.: Музыка, 1967. — 196 с.

56. Воспитание детей и взрослых синтезом искусств по стержневой системе: Из опыта работы студии воспитания искусством «Вулкан» Государственного Русского музея Ленинграда. — М.: МК РСФСР, 1990. — 116 с.

57. Воспитание музыкой. Из опыта работы / Сост. Т.Вендрова, П.Пигарева. -М.: Просвещение, 1991.-203 с.

58. Вульфиус П.А. Ф. Шуберт. Очерки жизни и творчества. М.: Музыка, 1983.-446 с.

59. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 572 с.

60. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. М.: Парсифаль, 1998.-158 с.

61. Вязьмин Ю.Н. Вокально-певческое воспитание в учебных заведениях Оренбурга второй половины XIX начала XX веков: Учебное пособие. -Оренбург: ОГУ, 2006. - 170 с.

62. Гейнрихс И.П. Сольфеджио. Ч. 1. М., 1974. - 73 с.

63. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Пед. о-во России, 2002. - 508 с.

64. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио: (Для среднего голоса) / Общ. Ред. И.К. Назаренко. M.-JL: Музгиз, 1951. - 58 с.

65. Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре. М.: Гос. муз. изд., 1955.-481 с.

66. Гнесин М. Начальный курс практической композиции. М.: Музгиз, 1962.-216 с.

67. Голицына JI.B. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся детских хоровых студий: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1995. 162 с.

68. Голос в культуре: артикуляция и тембр: Сб. / Ред.-сост. И.А. Чудинова, А.А. Тимошенко. СПб.: Институт истории искусств, 2007. - 139 с.

69. Гольденберг Н.М. Б.Яворский и музыкальное воспитание детей // Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма. М., 1964.- Т.1. — С.283 -290.

70. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 156 с.

71. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. — М.: Педагогика, 1974. 270 с

72. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: Международная академия пед. наук, 1993. - 190 с.

73. Григорьев А.А. Осознанное пение: Постановка голоса по системе А. Мишуги и М. Микиши. М.: ГИТТИС, 2003. - 116 с.

74. Гурьянова Н.А. Самоучитель красивого пения: практические учебные постановки певческого голоса. СПб.: Инфо-да, 2005. - 132 с.

75. Давыдова А.В. Музыкальные образы в русской лирике начала XX века: Дис. . канд. фил. наук. — Архангельск, 2006. — 200 с.

76. Далецкий О.В. Обучение пению: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2003. -253 с.

77. Денисова Г.М. Очерки по истории вокальной педагогики в России: Учеб. пособие. Челябинск: ЧИМ им. П.И. Чайковского, 2003. - 205 с.

78. Джола Д.Н. Эстетическое отношение и приобщение личности к эстетической культуре // Приобщение Личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. Трудов. М.: АПН СССР, 1991. — 19-24 с.

79. Дивненко О.В. Методическое пособие по эстетике. — М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1995. — 192 с.

80. Диневич Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: Учебное пособие. Тула: Изд-во ТГПУ, 2005.-60 с.

81. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 1996. 368 с.

82. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

83. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. — М.: Искусство, 1956.-208 с.

84. Долматов Н.А. Гармония: Практический курс: Учеб. пособие для студентов муз.-пед. отделений и факультетов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1999. — 286 с.

85. Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: историко-педагогическое исследование: Монография. — Владимир: ВГПУ, 1999. — 212 с.

86. Дрындин В.А. Основы методики обучения сольному пению: Учебное пособие. Самара: СГАКИ, 2007. - 83 с.

87. Дубогрызова Г.Н. Педагогические основы художественной творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора. Автореф. . канд. пед. наук. - М., 1996. — 18 с.

88. Дурандина Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты: исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - 240 с.

89. Емельянов В.В. Методика координационно-тренировочного этапа вокальной подготовки будущих учителей музыки в педагогическом вузе: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. - 175 с.

90. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. СПб.: Лань, 2000. - 192 с.

91. Епишева О.В. Музыка в лирике К.Д. Бальмонта: Автореф. дис. . канд. фил. наук. — Иваново, 2006. — 18 с.

92. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. —М.: Педагогика, 1984. -176 с.

93. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие. М.: Академия, 2008. - 188 с.

94. Заседателев Ф.Ф. Болезни голоса певцов и их лечение, со включением музыкальной акустики, физиологии и гигиены голоса. — М.: Скл. изд. у автора, 1908. 136 с.

95. Здорова С.В. Актуальность музыкально-эстетического воспитания студентов немузыкальных гуманитарных вузов // Культурная жизнь Юга

96. России: Региональный научный журнал. Краснодар, 2009. - №1. — 0,7 п.л.

97. Здорова С.В. Вокальное искусство: Учебная программа. — М.: МГПУ, 2007.-64 с. (4,18 п.л.).

98. Иванов А.П. Искусство пения: Практические советы вокалистам и оперным певцам / Авт.-сост. З.Н. Шляхова. М.: Голос-Пресс, 2006. — 431 с.

99. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М.: Музыка, 1986.-152 с.

100. Из истории форм и жанров вокальной музыки: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.Э. Цытович. М.: МГК, 1982. -114 ч.

101. Юб.Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ: Дис. .канд. пед. наук. — М., 1998.-207 с.

102. Ильинов Ю.М. Фонетические характеристики вокальной речи: Автореф. дис. . канд. фил. наук. — Волгоград, 2007. 21 с.

103. Использование музыкально-вокальных занятий в системе практического курса русского языка на национальных отделениях педагогических вузов: (Из опыта работы кафедры преподавания русского языка.) / Сост. Л.М. Кузнецова и др. М.: КГПИ, 1988. - 36 с.

104. История вокального исполнительства для студентов ССУЗОВ специальности «Вокальное искусство» (Академическое пение):

105. Программа дисциплины / Сост. Бараш А.Б. М.: Полиграф-сервис, 2007. -43 с.

106. ПО.История музыки: Уч. пособие: (для студентов немузыкальных специальностей культуры и искусств) / Сост. И.А. Никеева, JI.P. Фаттахова. Омск: ОмГУ, 2004. - 83 с.

107. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. трудов. Л.: ЛГПИ, 1989. - 3-12 с.

108. Казанцева Л.П. Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры. — Астрахань: Волга, 2005. — 110 с.

109. Каргапольцев С.М. Восприятие музыки как фактор воспитания: Теория, история, практика. Оренбург, 1997. - 313 с.

110. Карулина З.В. Основы вокальной безопасности. М.: Спутник+, 2007. — 63 с.

111. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства // Сов. педагогика. 1989. - № 2.- С.59-63.

112. Келдыш Ю.В. История русской музыки. — М.: Музгиз, 1954. — 531 с.

113. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности: Учебное пособие. — М.: Таланты-ХХ1,2004. 493 с.

114. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и образование важнейшие средства гуманизации и гуманитаризации образования. / Гуманизация образования - Москва-Сочи, 1998.- № 1. - 53-59 с.

115. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. — М.: Знание, 1983.-63 с.

116. Козьменко О.П. Музыкальное образование как структурообразующий компонент современной культурной политики: Дис. . д-ра культурологии. М., 2004. — 357 с.

117. Кокорев Ю.Г. История музыкального творчества: Уч. Пособие. — Орел: «Труд», 2003. 358 с.

118. Комарова И.А. Просодия текста в пении: Автореф. дис. . канд. фил. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - 26 с.

119. Костарев В.П. Вокальное произведение как синтез искусств: Учебное пособие по анализу вокальных произведений для музыкальных вузов. -Екатеринбург: УГК, 2005. 309 с.

120. Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие / Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971, - Т. 1. - 334-347 с.

121. Краевский В.В. Основы обучения: дидактика и методика: Учебное пособие. М.: Академия, 2007. — 346 с.

122. Красовская Е.П. Чувство формы и его развитие в процессе музыкальных занятий. М., 1996.

123. Крауклис Р.Г. Музыка в философско-поэтической драме О. Мандельштама: Дис. . канд. фил. наук. СПб, 2005. - 184 с.

124. Кривошей И.М. Внемузыкальные компоненты вокального произведения: На примере романсов С. Рахманинова: Дис. . канд. иск-ния. Уфа, 2003.-266 с.

125. Кривцун О.А. Искусство и мир человека. М.: Знание, 1986. 112 с.

126. Крылова А.В. Вокальный цикл: Вопросы теории и истории жанра: Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». М.: ГМПИ, 1988.-48 с.

127. Куприна Н.Г. Педагогические аспекты освоения музыкального стиля будущим учителем: Студентами педагогического вуза факультетов немузыкального профиля: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1996. -23 с.

128. Ламперти Фр. Искусство пения. М.: Пг., 1923. 67 с.

129. Ланщикова О.Г. Дидактические особенности актерской подготовки вокалистов в вузах культуры и искусств: Дис. . кад. пед. наук. — М., 2008. 203 с.

130. Лапин В.А. О специфике вокального искусства и его духовном воздействии: Уч.-метод. пособие. — Кострома: Б.и., 1991. — 39 с.

131. Лежнева Т.М. Хоровое искусство как фактор инкультурации личности: Автореф. дис. . канд. культурологии. Чита, 2006. — 23 с.

132. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

133. Литяйкина О.Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях России к. XIX — первой трети XX веков. Дисс. . канд. пед. наук. - Саранск, 1997. - 243 с.

134. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.

135. Лихачев Д.С. Русская культура. СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 436 с.

136. Ломакин Г.Я. Автобиографические записки: Г.Я. Ломакин и его воспоминания / Под ред.- Е.М. Гордеевой. — Джорданвилл: НИ Свято-Троицкий монастырь, 2006. — 127 с.

137. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1976.-291 с.

138. Лушников В.В. Школа игры на аккордеоне. М.: Сов. композитор, 1985. - 193 с.

139. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900. — 232 с.

140. Малинина Е.М. Романсы и песни: Сборник для юношества: Для пения с ф.-п. Л.-М.: Гос. муз. изд., 1949. - 64 с.

141. Малышева Н.М. О пении: Из опыта работы с певцами: Методическое пособие. М.: Композитор, 1992. - 135 с.

142. Маркоут Л. Самоучитель по пению. -М.: ACT: Астрель, 2008. 158 с.

143. Махов А.Е. Система понятий и терминов музыковедения в истории европейской поэтики: Автореф. дис. . д-ра фил. наук. — М., 2007. 49 с.

144. Медведева Е.Ю. Вокальные сочинения Глинки как учебный репертуар (на разных этапах постановки голоса): Учебное пособие. Великий Новгород: НГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 44 с.

145. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 256 с.

146. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход. Опыт, поиски, перспективы. — М.: Искусство, 1985.-318 с.

147. Мешкова А.С., Коробова А.Г. Массовая музыкальная культура XX века: (краткое изложение курса): Учебное пособие для гуманитарных вузов. — Екатеринбург: УГК имю М.П. Мусоргского, 2004. 99 с.

148. Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. — М.: Флинта: Наука, 2002. 270 с.

149. Мингазова Л.П. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива: Дис. . канд. пед. наук. Казань, 2006. - 188 с.

150. Михалевская И.А. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых и вокальных профессий: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2005. 193 с.

151. Миценко Г.И. Основы методики сольного пения: курс лекций. — М.: МГУКИ, 2006. 29 с.

152. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-382 с.

153. Нежданова А.В. Материалы и исследования / Ред. Васина-Гроссман. -М.: Искусство, 1967.

154. Нестеров М.Н., Карапетян Е.А. Речевая структура русской лирической песни и её лексические средства: Монография. Армавир: АГПУ, 2004. — 310 с.

155. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. М.: Музыка, 1987. - 63 с.

156. Никольская-Береговская К.Ф. История становления и развития вокально-хорового искусства в России: Учебное пособие. М.: Прометей, 2005. -407 с.

157. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип преподавания музыки: На материале учебной работы музыкальных училищ и колледжей: Дис. . канд. пед. наук. — М., 1997. 213 с.

158. Обухова. Н. Певец любви и правды // Советская музыка. 1954. - № 6.

159. Павлова М.А. Лекции по методике обучения сольному пению: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ, 2004. - 84 с.

160. Палий Е.Н. Литературно-музыкальные салоны Москвы первой трети XIX века: Дис. . канд. фил. наук. М., 1996. - 206 с.

161. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки / Ред.сост. С.Х. Раппопорт. — М.: Музыка, 1967. -Вып.2.-192-211 с.

162. Песни наших дней. М.: Музыка, 1982. -239 с.

163. Петроченко Е.В. Характеристика интонационных единиц языка по их соотнесенности с музыкально-ладовой структурой: На материале русского и немецкого языков: Дис. . канд. фил. наук. — Воронеж, 2001. -231 с.

164. Петрушин В.И. Музыкально-эстетическое воспитание старших школьников в условиях свободного времени: Дис. . .д-ра пед. наук. — М., 1991.-374 с.

165. Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб.науч.тр. / Под ред Л.П.Печко. -М.: АПН СССР, 1991. 6-19 с.

166. Пидкасистый П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: Учебно-метод. пособие. — М.: Пед. о-во России. — 191 с.

167. Плеханова О.Е. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Дис. . канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. - 230 с.

168. Профессиональное мастерство и успешность специалиста педагогического профиля: Сб. ст. / Науч. ред. Н.К. Бакланова. М.: МГПИ, 2007.-115 с.

169. Путь к интонации. Театральность романса: Методическое пособие по работе над драматургией камерного вокального жанра. — 2005. — 56 с.

170. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. — М.: Гном- Пресс, 1999. 80 с.

171. Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке: Тез и докл. конф. 1-6 февраля 1999г. М.: РАО ИХО, 1999. -414 с.

172. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы. -М.: Мысль, 1969.- 188 с.

173. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века»: Учебное пособие. М.: Владос, 1001.-383 с.

174. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991. -137 с.

175. Рахманкулова A.M. Музыкально-логоритмические занятия с дошкольниками: Учебно-методическое пособие. — Уфа: Восточный университет, 2004. — 63 с.

176. Ренне С.В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры: Автореф. дис. . канд. иск-ния. СПб., 2005. — 24 с.

177. Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. — Л.: Музыка, 1988. 130 с.

178. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества / Под ред. А.Л. Готсдинера. Л.: Музыка, 1981. - 104 с.

179. Рубинштейн Н.Н. Пояснительные записки к теории музыки: Доступно для немузыкантов. — СПб.: лит. Ш. Ивансон, 1885. 141 с.

180. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 1998. — 705 с.

181. Садовников В.И. Орфоэпия в пении. М.: ГИТИС, 2001. - 87 с.

182. Сахнова И.В. Вокальное обучение будущих специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры и искусств: Дис. . канд. пед. наук. М., 2008. -238 с.

183. Сборник вокализов XVIII XX вв.: Для высокого голоса. - М.: Гос. муз. изд., 1934.- 113 с.

184. Серебрякова Е.А. Индивидуально-групповая форма вокальной подготовки студентов музыкальных факультетов: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2005.-205 с.

185. Сетдикова Ю.Б. Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции: Дис. . канд. филос. наук. -М., 2006.-180 с.

186. Сидорова М.Б. Формирование профессиональной культуры вокалистов в процессе подготовки в вузе культуры и искусств: Дис. . канд. пед. наук. -М., 2005.-203 с.

187. Сизоненко Н.Н. Музыкально-певческое развитие детей среднего школьного возраста в процессе вокального обучения: Дис. . канд. пед. наук. — Краснодар, 2006. — 189 с.

188. Силантьева И.И. Проблемы перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: Автореф. дис. . д-ра иск-ния. — М., 2007. — 47 с.

189. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. - 186 с.

190. Симукова В.Е. Развитие музыкальных интересов детей в процессе слушания музыки на занятиях // Формы организации художественной деятельности дошкольников. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: ЦСПО РСФСР, 1977.-25-27 с.

191. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Д.: Музыка, 1970.-159 с.

192. Сольфеджио: Учебное пособие для студентов института культуры. Ч. 1. -М., 1974.-73 с.

193. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. JL: Музыка, Ленингр. отд-е, 1975.-64 с.

194. Столович JI.H. Жизнь, творчество, человек: Функции художественной деятельности. -М.: Политиздат, 1985. — 415 с.

195. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-367 с.

196. Стражникова Т.И. Основы развития музыкальной памяти. М.: МГУК, 1998.-27 с.

197. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 1999. -200 с.

198. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности: Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1997. - 64 с.

199. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие. -М.: МГПИ, 1988.-68 с.

200. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.

201. Ю.Сысоева Л.С. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. — Новосибирск, 1990. — 31 с.

202. Тарасов Г.С. О природе музыкальной потребности человека (слушателя): Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 1971. 20 с.

203. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.-176 с.

204. Теория и практика педагогического эксперимента. М.: Педагогика, 1979.-207 с.

205. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.-535 с.

206. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий М.: Изд. Акад.пед. наук РСФСР, 1961. -536с.

207. Трубицина Н.А. Музыкальные мотивы в творчестве И.А. Бунина: Функционально-поэтический аспект: Дис. . канд. фил. наук. — Елец, 2000.-178 с.

208. Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования: Методология, теория, практика: Дис. . д-ра пед. наук. — М., 1999.-319 с.

209. Тюнников Ю.С., Юрченко Ю.А. Культурологическая подготовка будущего учителя: Системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений. Сочи: РИО СГУТиКД, 2001. -139 с.

210. Федичева О.В. Механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов: Дис. . канд. фил. наук. — М., 1995. — 241 с.

211. Филиппов А.В. Педагогическая система формирования готовности студентов к вокально-педагогической деятельности: Дис. . канд. пед. наук.-М., 2005.-237 с.

212. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982.

213. Фролов И.Т. Перспективы человека: опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 296 с.

214. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза: Дис. . канд. пед. наук. — Казань, 2002. 184 с.

215. Ховард Э. Вокал для всех. -М.: Смолин К.О., 2007. 64 с.

216. Хозяинов Г.И. Педагогическая структура обучающей деятельности и формирование мастерства педагога в учебном процессе: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1991. - 31 с.

217. Хоффман А.Е. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика: Дис. . канд. иск-ния. -М., 2008. -225 с.

218. Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта: Черты стиля. М.: Музыка, 1987ю. - 300 с.

219. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. М.: Музыка, 1972. - 208 с.

220. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 374с.

221. Чапаев Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: Дис. . д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1998.-462 с.

222. Чекарева С.Н. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1999.-21 с.

223. Черватюк А.П. Пение под гитарный аккомпанемент: Учебник для преподавателей и студентов вузов по специальности «Музыкальное образование» очной и заочной форм обучения. — Орехово-Зуево: Издательский центр МГОПИ, 2005. — 336 с.

224. Черватюк П. А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания: Учебно-методическое пособие. Краснодар: Кн. изд-во, 1983.-62 с.

225. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Курс лекций для студентов-немузыкантов. Долгопрудный: Аллегро-пресс. — 173 с.

226. Чухман Е.К. Ципенюк А.Д. Роль театрального искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения. М.: МК СССР, 1984. — Вып. 2. -28 с.

227. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. — М.: изд-во СГУ, 2004.- 188 с.

228. Шастина Т.В. Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006. -309 с.

229. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М.: Педагогика, 1975.-200 с.

230. Шишикина Л.В. Процесс музыкального обучения в Древней Руси ХУ-ХУ11 столетий (по древнерусским певческим учебным пособиям): Монография. -М.: Прометей, 2004. 181 с.

231. Школяр В.А. Методология музыкального образования: реальность и перспективы развития // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции. — М.: Флинта, 1999. С. 84-88.

232. Школяр Л.В. Школа Кабалевского в педагогике искусства // Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Международной конференции. М.: Флинта, 1999. - С. 10-15.

233. Шуман Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам / Пер. П.И.Чайковского. М.: Музсектор, 1930. -19 с.243 .Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования интересов учащегося. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

234. Юшманов В.И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: Дис. . д-ра иск-ния. СПб, 2004. — 262 с.

235. Яворский Б.Л. Первоначальные упражнения в голосоведении в мажорном ладу. -М.: Гос. изд-во. Муз. сектор, 1928. — 29 с.

236. Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки. — Л.: Музыка, 1971.

237. Яковлева А.С. Искусство пения: исследовательские очерки. Материалы. Статьи. М.: ИформБюро, 2007. - 476 с.

238. Якубовская T.J1. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н. Шацкой.: Автореф. . канд. псих. наук. — М., 1988.

239. Ярешко В.А. Основы вокального музицирования: опыт осмысления и педагогической адаптации методики Д.Е. Огородного: Учебно-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 35 с.

240. Ярославцева JI.K. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII-XX веков. М.: «Золотое Руно», 2004. - 200 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.