Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шмырина, Фаина Андреевна

  • Шмырина, Фаина Андреевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 202
Шмырина, Фаина Андреевна. Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2001. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шмырина, Фаина Андреевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЕ США.

§ 1. Общеобразовательная школа США как педагогическая система.

§ 2. Становление музыкального образования в общеобразовательной школе США.

ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОПЫТА

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ США

В ПРАКТИКУ ШКОЛ РОССИИ.

§ 1. Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США на современном этапе.

§ 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию позитивного опыта музыкального образования в общеобразовательной школе США в практику отечественной школы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США»

Современная эпоха отличается интенсивностью интеграционных процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни различных государств. Проявляются они и в области образования, что обусловлено стремлением прогрессивной педагогической общественности к переводу содержания образования на общечеловеческие ценности и к созданию на * этой основе единого образовательного пространства.

В России, активно интегрирующей в мировое сообщество, особо актуальным становится анализ зарубежного опыта в сфере образования, поскольку современная жизнь предъявляет сходные требования к системам образования разных стран. Положение в мировом сообществе России и США обусловливает необходимость сравнительного анализа как систем образования этих государств, в целом, так и подсистем, а именно, I музыкального обучения и воспитания. Влияние искусства па воспитание личности состоит в том, что при восприятии произведений искусства общечеловеческие ценности, заключенные в них, становятся достоянием личности. Музыкальное искусство способствует взаимопониманию и сближению наций и международному общению, поэтому так актуально выявление опыта музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США и обогащение им теории и практики f> школьного музыкального образования нашей страны.

Со второй половины XIX в. до 30-х гг. XX в. российских ученых интересовали, в основном, вопросы становления образования в США (П.П. Блонский, Е.П. Ковалевский, 11.Г. Мижуев, А.Н. Михайлов, И.М. Соловьев, К.Д. Ушинский, Е.Н. Япжул л др.). Исследования в этом направлении 4 3 активизировались в 70-е годы (11.Г. Белянин, Л.Н. Гончаров, З.А. Малькова и др.). Педагогами нашей страны изучалось содержание школьного образования в США, проблемы индивидуализации обучения (Н.М. Воскресенская, Н.Д. Никандров, В.Н. Чорный и др.).

В 80-е годы ученые нашей страны продолжали исследовать вопросы реформирования образования в США (Б.Л. Вульфсон, В.И. Малинин, З.А. Малькова и др.), индивидуализации и дифференциации процесса обучения (Г.Д. Дмитриев, М.В. Кларин, Е.П. Ковязина и др.). Педагоги изучали особенности неопрагматической педагогики США, рассматривали проблемы нравственного и эстетического воспитания учащихся (А.Н. Гуреева, Л.М. Данилова, Т.В. Цырлипа и др.).

В 90-е годы активизируется интерес ученых нашей страны к проблемам реорганизации системы образования в США (Э.Э. Бабашев, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова и др.). Исследователи обращаются к инновационным моделям обучения и воспитания (Т.Н. Жарковская, Т.Н. Кислинская, М.В. Кларин, Н.Б. Ковалева, Е.Г. Тищенко). Сравнительная педагогика как наука этот период вступает в пик своего развития (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин).

В целом, анализ педагогической литературы дает возможность констатировать, что отечественными учеными накоплен значительный опыт в области американской педагогики.

Вместе с тем, проблемы художественно-эстетического воспитания в США изучены нашими учеными недостаточно. Предметом исследования в отечественной педагогике они стали лишь в 60-70-е годы. Из работ, посвященных этой проблематике, можно назвать статью О.А. Апраксиной о музыкальном воспитании в США, диссертационное исследование Н.Н. Соковниной, в котором мушка рассматривается лишь как средство художественно-эстетического воспитания, работы В.П. Шестакова об эстетическом воспитании детей. В это же врея появляются работы по музыкальному искусству и культуре США (В.Д. Конен, Дж.К. Михайлов, Э.Ф. Новикова, Г.М. Шнеерсон и др.).

Анализ оригинальных источников, переведенных диссертантом, показывает, что в этот период американских ученых интересуют следующие проблемы: музыкальная культура п искусство в США (X. Бендер, Д. Джэпп, С. Элленвуд и др.), музыкальное образование (Э. Бёрдж, А.Р. Бриттон, А.Т. Теллструм, Х.Хитчкок и др.), содержание музыкального образования в общеобразоательной школе США (М. Каплан, Б. Коувэлл, Ч. Леонард, Р. Хаус и др.), формы и методы музыкального обучения и воспитания детей в элементарной школе (А. Джонес, Карабо-Коун, Л.К. Майерс, А. Марлин, Р.Е. Най, Е. Раймонд и др.), в средней школе (М. Палмер, У. Уебер, П. Фармер и др-)

В 80-е годы российские педагоги-исследователи обобщили и систематизировали сведения о культуре США (Л.Е. Кертман), об основных направлениях в музыкальном образовании США (Л.В. Горюнова, И.С. Кряжева и др.), об эстетическом воспитании средствами искусства (Р.Н. Даял, Е.Б. Евладова, В. Матоиис, 11.3. Шахнина и др.).

Для американских музыкантов-исследователей П. Кардера, Дж. Кендалла, Б. Ландиса, Т. Трайера, Ч. Хоффера, Дж. Чокси эти годы можно считать самыми плодотворными в плане изучения зарубежных методик музыкального воспитания: Э.-Ж. Далькроза, Д. Кабалевского, 3. Кодая, К. Орфа, III. Судзуки, П. Хауве, М. Шафера и др.

В 90-е годы внимание российских ученых-музыкантов обращено к проблемам музыкальной педагогики США, а именно, профессиональной подготовке учителя музыки в США (П.Н. Евтихиев, Г.А. Карцева, З.А. Портянкина и др.).

В это время американские ученые решают проблемы музыкально-эстетического воспитания в школе, в семье и обществе (Е Джоргенсен, Д. Коэн, А. Миллер, М. Спаичигер и др.); исследуют влияние различных видов # искусств на воспитание учащихся (М. Мув, К. Томсон, М. Стэвард и др.), анализируют содержание и методы музыкального обучения школьников (Дж. Глоувер, Р. Колвэлл, Р. Михон, С.А. Уикс и др.).

Таким образом, недостаточная информированность отечественных педагогов-музыкантов о зарубежном опыте, накопленном развитыми странами мира, и необходимость обогащения опытом музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США российской школы обозначили проблему и определили тему нашего исследования: "Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США".

Цель исследовании: проанализировать содержание, формы, методы и средства музыкального обучения и воспитания школьников в США и наметить пути использования позитивного опыта в практике школ России.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ^ в общеобразовательной школе США.

Предмет исследования: содержание, формы, методы, средства музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США.

Задачи исследовании:

1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования и выявить позитивный опыт музыкального образования в общеобразовательной школе С11J А, актуальный для школ России;

2. раскрыть содержание, формы, методы, средства музыкального обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ США;

3. разработать систему профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США;

4. наметить пути по внедрению позитивного опыта музыкального образования США в школы России.

Гипотеза исследования: наиболее характерные тенденции развития музыкального образования в общеобразовательной школе США, а именно: ориентация на развитие креативной и самоактуализирующейся личности, вариативность, элективность, максимальная индивидуализация учебного процесса, профессиональное музыкальное образование в условиях общеобразовательной школы могут быть эффективными для обогащения российской музыкальной педагогики, если:

• теория музыкального образования будет обогащена новым переводным материалом, отражающим историю, теорию и практику музыкального образования в общеобразовательной школе США, разработана система профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США и намечены пути по внедрению позитивного опыта музыкальною образования США в школы России;

• учителя музыки общеобразовательных школ России будут обучены формам и методам музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США;

• в профессиональную подготовку учителей музыки нашей страны будет введен спецкурс «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США».

Методологической основой исследования явились: американская философия образования (Д. Брунер, С. Джоуди, Дж. Дьюи, Л. Кремин, Т. Хилвэй, И. Шаплесс, Р. Эммит); американская философия искусства (X. Бендер, Д. Джэпп, Р. Фельман, М. Фостер, А. Хаузер, С. Элленвуд); зарубежная философия музыкального воспитания (А. Бриттон, Ч. Леонард, М. Марк, Д. Марселл, В. Реймер, Ч. Хоффер); концепции сравнительной педагогики (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, М.А. Якобсон); концепции американской музыкальной педагогики (X. Барбер, А. Джонес, М. Карабо-Коун, Л. Майерс, А. Марлин, Р. Най, М. I кымер, 0. Раймонд, У. Уебер, П. Фармер); концепции отечественного музыкального образования (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский); основные положения музыкальной психологии (М. Биэдсли, Дж. Брунер, Э. Гордон, В.В. Медушевский, К.В. I [азайкинский, Б.М. Теплов).

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, в том числе переведенной автором исследования; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, самооценка); прогностические (моделирование, жспертная оценка).

Экспериментальная база исследования: Череповецкий государственный университет, педагогическое училище г. Белозерска Вологодской области, средние школы: №№ 10, 21, 26, 42 г. Череповца.

Этапы исследования.

На первом этапе (1991-1995 гг.) была поставлена проблема исследования, анализировалась отечественная и зарубежная литература по данному вопросу, переводились монографии и статьи американских авторов, разрабатывалась методика эксперимента.

На втором этапе (1995-1997 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты со студентами факультета раннего обучения иностранным языкам в Череповецком университете, а также в школах г. Череповца.

На третьм этапе (1997-2000 гг.) проводился эксперимент на базе педагогического училища г. Белозерска Вологодской области с учащимися по специальности «педагогика и методика начального образования», где апробировался спецкурс «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США». На этом этапе были обобщены результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

• введены в научный оборот новые источники, концепции, идеи американских музыкантов-педагогов;

• представлена система музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США и выявлены его основные тенденции;

• выявлен опыт музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах США, актуальный для российской музыкальной педагогики;

• разработана система профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США;

• намечены пути по внедрению позитивного опыта музыкального образования в школы России, а именно, разработан спецкурс «Музыкальное обучения и воспитания в общеобразовательной школе США».

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в курсе «Методики музыкального воспитания» в средних и высших педагогических заведениях, при чтении спецкурса «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США», а также учителями музыки общеобразовательных школ и гимназий с углубленным изучением английского языка.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; проведением экспериментальной проверки.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования диссертант выступал па заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО (1997-2000 гг.), на научно-практических конференциях и методологических семинарах # преподавателей Череповецкого государственного университета (1991-2000 гг.), на заседаниях кафедры методики музыкального воспитания ЧГУ (19911998 гг.), на курсах повышения квалификации учителей музыки школ г. Череповца и г. Вологды (1999-2000 гг.).

Результаты исследования используются в практике школ, в профессиональной подготовке учителей музыки и учителей начальных классов, в системе повышения квалификации учителей.

По теме исследования имеется четыре публикации автора, в которых отражены основные положения диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное образование в США рассматривается в исследовании как важнейший элемент целостной педагогической системы. Путь развития образования в США не имеет параллелей и аналогий и отличается своей уникальностью и неповторимостью. На развитие музыкального образования в общеобразовательной школе США оказали влияние: процессы демократизации и гуманизации, национальные традиции в обучении и воспитании детей в США, участие общества в в управлении системой образования. Основные тенденции музыкального образования в общеобразовательной школе США в различные исторические периоды отражают социальный заказ американского общества на формирование личности школьника.

2. Актуальным для российской школы является опыт музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США, который включает: ориентацию на развитие креативной и самоактуализирующейся личности средствами музыкального искусства, вариативность, электизм, максимальную индивидуализацию учебного процесса, музыкальное профессиональное образование в условиях общеобразовательной школы.

3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению позитивного опыта музыкального образования США в российскую школу показала, что для профессиональной подготовки учителей музыки необходимо ознакомление их с содержанием, формами и методами обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США через введение спецкурса «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США».

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шмырина, Фаина Андреевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное образование в данном исследовании рассматривалось нами как подсистема общего образования в США.

Развитие музыкального образования как и общего образования, связано с историческими периодами (доколониальный, колониальный, период демократизации, период технократизации, период гуманизации).

На развитие музыкального образования в США оказали влияние: процессы гуманизации и демократизации общественной жизни в различные периоды становления государства, национальные традиции обучения и воспитания детей, участие общества в управлении образованием.

Цели музыкально-эстетического воспитания всегда определялись тем, какой социально-исторический тип личности выдвигался в качестве идеала.

Исторический подход к исследуемой проблеме позволил выделить прогрессивные тенденции музыкального образования в США: стремление к всеобщности и доступности музыкального образования; приобщение к общечеловеческим ценностям через восприятие музыкальных произведений; воспитание через музыкальное искусство (народная и классическая музыка); гибкое использование в школьной программе популярной музыки; установка на развитие креативных способностей и способности учащихся к самоактуализации средствами музыки; индивидуально-дифференцированный подход в музыкальном обучении и воспитании; элективная система музыкального образования в старших классах; профессиональное обучение музыке в условиях общеобразовательной школы; культурно-просветительная работа с родителями; участие общественности в музыкальном воспитании школьников; применение аудио и видеоаппаратуры, компьютерной техники и различных музыкальных инструментов; открытость мировому музыкально-педагогическому опыту.

В американской школе все большее внимание уделяется развитию креативных способностей личности через творчество в области искусства.

Сравнивая музыкальное обучение и воспитание в школах США и России, мы пришли к выводу, что для музыкального образования этих стран общими тенденциями являются: стремление к всеобщности и доступности музыкального образования, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание личности через музыкальное искусство (народная и классическая музыка).

К особенностям музыкального образования в общеобразовательной школе США относятся: эклектизм, ориентация на развитие креативной и самоактуализирующейся личности, вариативность и элективность учебных программ, максимальная индивидуализация учебного процесса, профессиональное музыкальное образование в условиях общеобразовательной школы, культурно-просветительная работа с родителями, участие общественности в воспитании школьников. Общеобразовательные школы оснащены аудио и видеоаппаратурой, компьютерной техникой и различными музыкальными инструментами.

Исследование позволило нам выявить позитивный опыт музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США, приоритетный для школ России.

На современном этапе урок музыки в общеобразовательной школе США занимает достойное место среди предметов художественного цикла и рассматривается как урок общения с искусством и жизнью. Преподавание уроков музыки осуществляется на основе тех же общедидактических принципов, что и в российской школе (системность, последовательность, доступность и др.) и тех же задач (образовательные, развивающие и воспитательные).

Образовательные задачи: накопление опыта, впечатлений от общения с музыкальным искусством, систематическое и последовательное овладение знаниями о музыке. Развивающие задачи: совершенствование музыкального слуха, развитие чувства ритма, памяти, мышления, воображения, креативных способностей. Воспитательные задачи: формирование духовного мира школьников и приобщение к общечеловеческим ценностям средствами музыкального искусства.

Уровень преподавания музыки в школах США зависит от того, в каком звене оно преподается: в элементарном, младшем среднем, старшем среднем; на каком учебном потоке - академическом, общем, профессиональном; какой программой руководствуются учителя данного штата, округа, школы. На уровень музыкального образования влияет индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения.

Значительным достижением в школьном образовании США является элективная система в средних и старших классах, которая предполагает широкий выбор учащимися музыкальных дисциплин.

Квалифицированную помощь учителю музыки в обучении и воспитании учащихся оказывает помощник-консультант.

Для музыкального обучения и воспитания в США характерно бережное отношение к демографическим и культурным традициям.

Музыкальное образование в США тесно переплетается с американской музыкальной культурой. Для американской культуры характерно такое явление, как эклектизм, которое берет свое начало в сочетании национальных особенностей музыки разных стран. Эклектизм имеет место и в сфере музыкального образования. Эт проявляется в использовании систем музыкального обучения и воспитания музыкантов-педагогов разных стран: Э.Жака-Далькроза, Д.Кабалевского, З.Кодая, К.Орфа, Ш.Судзуки, Пьера ван Хауве, М.Шафера.

В области школьного музыкального образования, наряду с трансформацией зарубежного позитивного опыта, широко применяются учебные программы американских педагогов-музыкантов: М Адлера, X. Барбера, А. Джонеса, Карабо-Коун, А. Марлина, Э. Сайклера, К. Томсона, Ч. Чокси и др.

Выявленный нами опыт музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США, актуальный для российской школы, внедрялся в практику школ № № 10, 21, 26, 42 г. Череповца, а также в профессиональную подготовку будущих учителей начальных классов в Череповецком государственном университете и Белозерском педагогическом училище, в Научно-методическом центре г. Череповца.

В диссертации представлено описание опытно-экспериментальной работы. Общее количество респондентов - 453 человек, из них: школьников -248; учащихся педагогического училища - 97; студентов университета - 94; учителей - 14 человек.

Заключительный эксперимент проводился в педагогическом училище г. Белозерска, где был апробирован спецкурс «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США», разработанный нами на основе диссертационного исследования.

Критериями готовности учителя музыки к проведению уроков в российской школе с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США явились: интерес к музыкальной культуре и образованию в США, знания о содержании, формах, методах и средствах музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США, умение разработать и провести урок музыки в общеобразовательной школе с использованием музыкального материала, характерного для американской музыкальной культуры.

На основании этих критериев нами были определены уровни готовности учителя к проведению уроков музыки с использованием позитивного опыта музыкального образования в общеобразовательной школе США. В результате экспериментальной работы большинство респондентов достигли достаточно высокого и среднего уровня.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило решить поставленные задачи.

На основе анализа научной и методической литературы по проблеме исследования выявлен позитивный опыт музыкального образования в общеобразовательной школе США, актуальный для школ России; раскрыты содержание, формы, методы, средства музыкального обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ США; разработана система профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания в общеобразовательной школе США; намечены пути по внедрению позитивного опыта музыкального образования США в школы России, а именно, разработан спецкурс для студентов средних и высших учебных заведений «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шмырина, Фаина Андреевна, 2001 год

1. Агапова Г.Г. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в США: - Дисс.канд. пед. наук. М., 1975.

2. Аитов В.Ф. Использование песенного материала в обучении английскому языку в 5-6-х классах общеобразовательной школы. Госпединститут им. Герцена: Дисс.канд. пед. наук. Спб., 1993.

3. Акопян К.З. Учитель музыки /Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. Сб. ст. /Ред.- сост. канд. фил. наук. Самохвалова В.И. - Москва, 1988.

4. Алферов Ю.С. Роль общественности в управлении образованием в зарубежных странах. Педагогика, 1994. - № 3. - с. 100-107.

5. Альтбах Ф.Дж. Нация в опасности: к вопросу о реформе образования в США. //Перспективы. 1987. - № 3. - с. 13-15.

6. Американские просветители. Избранные произведения в 2-х томах. Пер. с англ. Сост. Н.М. Гольдберг. М., 1968. Т. 1. - 69 с.

7. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в Англии и США. // Музыкальное воспитание в школе. -М.: Музыка, 1971. Вып. 7. с. 60-75.

8. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкального воспитания в советской общеобразовательной школе: Дисс.д-ра пед. наук. -М., 1971.

9. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: Дисс.д-ра пед. наук. М., 1986.-442 с.

10. Ю.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. - 144 с.

11. П.Бабашев Э.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе: Дисс.канд. пед. наук. Волгоград, 1997.

12. Бавина JI.B. Физическое воспитание в элементарной школе США: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1987.

13. Белянин П.Г. Система образования в США. -М., 1976.

14. Н.Бернстайн JI. Музыка всем! Пер. с англ. В.Н. Чемберджи. Вст. ст. о общ. ред. Е.Ф. Бронфин. - М.: Советский композитор. 1978. - 261 с.

15. Блонский П.П. Как организована школа в Западной Европе и США. М., Внешкольное просвещение. 1917.

16. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX в. М.: Мысль, 1974. -343 с.

17. Боднар Я. О современной философии США, М., 1959.

18. Брынцева И.А. Прроблемы профессиональной ориентации в теории и практике школ США: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1978.

19. Будыко B.C. Система подготовки учителя в США: Дисс.канд. пед. наук. -Минск, 1967.

20. Быкасова JI.B. Современное художественное образование в Германии: -Дисс.канд. пед. наук. Таганрог, 1997. - 209 с.

21. Бычков А.В. Становление и развитие общеобразовательной средней школы США в XX в.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1970. - 295 с.

22. Венгерская музыкальная система воспитания. Концепция 3. Кодая. -Будапешт, 1974.

23. Вернер Р. (США). Современный музыкальный проект в Соединенных Штатах Америки его программы и значение для музыкального воспитания. //Из истории музыкального воспитания. /Сост. О.А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1990, с. 196-198.

24. Ветлугина Н.А., Петрушин В.И. Современные концепции музыкального воспитания подрастающего поколения. //Сов. педагогика, 1976. № 1. -с. 66-75.

25. Воскресенская Н.М. Лапчинская В.П. Буржуазные концепции учебных программ. //Советская педагогика, 1989. № 6. - с. 118-123.

26. Воскресенская Н.М. Основные направления перестройки содержания начального образования в США: Афтореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1976, 24 с.

27. Воэн Уильяме. Становление музыки. М., 1961.

28. Вульфсон Б.Л. Дж. Дьюи и советская педагогика. //Педагогика. М., 1992. - № 9. - с. 92-99.

29. Вульфсон Б.Л. Образование в капиталистических странах. //Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. Под ред. М.И. Кондакова. М., 1986.

30. Вульфсон Б.Л. Становление сравнительной педагогики как науки. //Педагогика, 1995. № 2. - с. 100-107.31 .Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI в. -М.: Изд-во УРАО, 1999.

31. Голобоков Ю.В. Художественное образование в Англии: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1997.

32. Гольцова Н.В. Содержание педагогической подготовки будущего учителя в высшей школе США: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1996. - 181 с.

33. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. М.: Педагогика, 1972. - 320 с.

34. Гончаров JI.H. Школа и педагогика США от периода установления независимости до Второй мировой войны: Дисс.д-ра пед. наук. - М., 1979.

35. Горюнова Л.В. Основные направления в теории и практике музыкального воспитания в США за последние 15 лет. //Музыкальное воспитание в школе. /Сост. О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1985. - Вып. 16. с. 75-80.

36. Гриншпун С.С. Мукашева А.Н. Профессиональный консультант в средней школе США. //Советская педагогика. 1990. - № 9. - с. 145-149.

37. Гуреева А.Н. Критический анализ прагматической эстетики Д. Дьюи. М., 1983.

38. Данилова Л.М. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся в США: Дисс.канд. пед. наук. М., 1989. - 138 с.

39. Даял Р.Н. Эстетическое воспитание в США средствами музыкального искусства:некоторые проблемы и тенденции.//Экспресс-информация НИИ ОП АПН СССР. М., 1987.-Вып. 1.

40. Даял Р.Н. Эстетическое воспитание в США средствами музыкального искусства. //Проблемы эстетического воспитания в современном обществе. /Ред. и сост. В.И Самохвалова М.: АН СССР ЦФ, 1988.

41. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. /Учебное пособие. М.: Издание Российского открытого университета, 1992. - 177 с.

42. Дмитриев Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М.: Педагогика. - 1987. - 102 с.

43. Дмитриев Г.Д. Неопрагматическая педагогика США: опыт критического исследования. //Советская педагогика. 1984. - № 6. - с. 117-122.

44. Дмитриев Г.Д. Основные концепции содержания среднего образования в современной буржуазной педагогике США: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978.-22 с.

45. Доил Д. Местное управление школами. //Америка 1988. № 377. - с. 1416, 48.

46. Дреер.А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей. /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. - 287 с.

47. Дьюи Дж. Дьюи Э. Школы будущего: пер. с англ. РСФСР: издательство Горбунова - Посадова, 1922. - 180 с.

48. Дьюи Дж. Школа и ребенок. 2-е изд. - М.; Петроград: Госиздат, 1923. -60 с.

49. Евладова Е.Б. Критика современной буржуазной теории и практики воспитания творческой активности учащихся средствами искусства в школах США: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. - 149 с.

50. Евладова Е.Б. Пути интеграции некоторых видов искусств в художественном воспитании США. /Проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников. Сост. М.Д. Таборадзе Тбилиси, 1980. ч. 1.

51. Евтихиев П.Н. Карцева Г.А. Музыкальная педагогика США. Тамбов, 1994.

52. Ермолаева В.Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США (60-70-е гг. XX в.) М.: Наука, 1979, - 278 с.

53. Иванова Т.П. Американская школа: рекомендательная школа, психологическая и профессиональная ориентация. //Народное образование. 1989. - № 9. С. 168-170.

54. Из истории советского музыкального образования. Сборник материалов и документов. 1917-1927. Сост. Л.А. Баренбойм -М.: Музыка, 1969.

55. Информатика в жизни США. Информационное агенство США. 1988.

56. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом /Ред.-сост. В.П. Шестаков. М.: «Искусство», 1968. - 272 с.

57. История США: в 4-х томах. М.: Наука, 1983. Т. 1. - 687 с.

58. Керимкулова С.И. Вопросы школы в рабочем движении США /от зарождения рабочего движения до создания компартии США/: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1987. 18 с.

59. Кертман Л.Е. История культуры стран Западной Европы и Америки. М., 1987.

60. Кислинская Т.И. Воспитательная система американского педагога Б. Беттельгейма (1903-1990): Дисс.канд. пед. наук. Владимир, 1996. - 114 с.

61. Кларин М.В. Индивидуализация процесса обучения: поиски и тенденции /анализ зарубежного опыта XX столетия/. Экспресс-информация НИИ ОП АПН СССР. Серия: Педагогика и народное образование за рубежом. -М., 1989,-Вып. 5.

62. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Арена, 1994. - 222 с.

63. Кларин М.В. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. Российско-американский центр непрерывного образования. М., 1994. - 74 с.

64. Ковалева Н.Б. Игровые и психотехнические методы в практике образовательных услуг //Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США. /Под ред. М.В. Кларина. М., 1994. - с. 64.

65. Ковалевский Е.П. Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки. Спб. 1895.

66. Ковязина Е.П. Дифференциация содержания образования в старшей средней школе США: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1989. - 161 с.

67. Козлов Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике. Научно-методическое пособие к спецкурсу. Чита, 1998. — 51 с.

68. Конен В.Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. 3-е изд. М.: Сов. композитор. - 1977. - 445 с.

69. Концепции общего среднего образования. //Учительская газета. 1988. № 100. 23 августа.

70. Корыхалова Н.П. Кризисные тенденции в буржуазном массовом музыкальном воспитании. М.: Музыка, 1989.

71. Корыхалова Н.П. Система организации музыкального образования в Советском Союзе. М., 1970. - 6 с.

72. Крылова Н.Б. Эстетическое воспитание в современном мире. /Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. М., 1991.

73. Кряжева И.А. Новые тенденции в музыкально-педагогическом образовании США //Культура и искусство за рубежом. /Серия. Музыка. Экпресс-информация. Г.Б.Л. М., 1986. - Вып. 3.

74. Кузменок М.А. Основные тенденции развития экологического образования в школах ФРГ /средняя ступень обучения/: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1998.

75. Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире: системный анализ. -М.: Прогресс, 1970. 261 с.

76. Кэйлор Ф. Критический анализ современных течений в области музыкального воспитания в начальных общеобразовательных школах. -М.: Б.и., 1970, 18 с.

77. Лайтфйт К. Права человека по-американски, от колониальных времен до «нового курса» включительно. /Пер. с англ./ М.: Прогресс, 1983. - 287.

78. Леднев B.C. Содержание образования. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1989.-360 с.

79. Лещенко М.П. Эстетическое воспитание учащихся начальной школы Канады: Дисс. канд. пед. наук. - Киев, 1990.

80. Лизунова Н.М. Теория и практика отбора содержания обучения в высшей школе США: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1990.

81. Литвиненко О.С. Педагогические основы индивидуализации музыкального обучения в условиях общеобразовательной школы: Дисс.канд. пед. наук. М., 1995.

82. Локридж А. Музыка путь к взаимообогащению между народами. - М.: Б. и., 1973 -8 с.

83. Малинин В.И. Школа и педагогика США в оценке русской демократической мысли, конец XIX в.- нач. XX в.: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1987.-197 с.

84. Малькова З.А. Буржуазная педагогика на современном этапе. Критический анализ. М.: Педагогика. - 1984. - 256 с.

85. Малькова З.А. В американских школах. //США: экономика, политика, идеология. М., 1987. - № 1. - с. 49-59.

86. Малькова З.А. Гончаров JI.H. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. М.: Педагогика, 1972. - 319 с.

87. Малькова З.А. Научно-техническая революция и школа США. //Советская педагогика. М., 1987, №2.-с. 116-123.

88. Малькова З.А. Педагогическая система будущего: школьные реформы в высокоразвитых странах //Советская педагогика. М., 1990. - № 12. -с. 116-126.

89. Малькова З.А. Проекты реорганизации педагогического образования в США. //Прогностические модели системы образования в зарубежных странах М., 1994. - с. 62-82.

90. Масленников JI. Ф. Вопросы дифференциации обучения в буржуазной педагогике и практике средней школы США: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1975,-23 с.

91. Матонис В. К критике методических основ современных теорий музыкального воспитания в США. //Кризис буржуазной культуры и музыка. /Сост. А. Фарбштейн. Л., 1983. - Вып. 5. С. 35-52.

92. Матюхин В.А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США. (1980-1990): методология и результаты. /Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор информации. /НИИВО М., 1995. Вып. 1. - 40 с.

93. Мижуев П.Г. Народное образование в главнейших государствах и его финансовая постановка. Спб., - 1896.

94. Мижуев П.Г. Школа и общество в Америке. Спб., 1902.

95. Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990 - 176 с.

96. ЮО.Миронов В.Б. Образование в США: Некоторые тенденции развития.

97. Сов. педагогика, 1985. № 9. - с. 120-125.

98. Миронов В.Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР //Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. /Под ред. М.И. Кондакова. М., 1986.

99. Митина A.M. Цели обучения в теории и практике высшей школы США: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1986, - 24 с.

100. Митина B.C. Концепции эффективности школьного образования в современной буржуазной педагогике США: Дисс.канд. пед. наук М., 1974,-237 с.

101. Михайлов А.Н. Основы образования в Европе и Америке. Спб., 1874. -383 с.

102. Михайлов Дж. К. Музыка США. //Музыкальная энциклопедия: в 6 томах. -Т. 5. Изд.: Советская энциклопедия. - Спб., 1981. с. 145-173.

103. Юб.Михайлов Дж. К. Размышления об американской музыке. //Советская музыка. -М., 1978. № 12, с. 28-39

104. Михайлов Дж. К. Размышления об универсальности терминологии в музыке. //Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азии, Африки и Америки. /Сб. н. тр. Московская Государственная консерватория. -М., 1990. с. 2-21.

105. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструктирования учебного процесса Волгоград: Перемена, 1995. - 153 с.

106. Музыкальная энциклопедия в 5-и томах. Гл. ред. Ю.В. Келдыш М.: Сов. композитор, 1973.

107. Ю.Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции ИСМЕ. М: Сов. композитор, 1973.111 .Музыкальное воспитание и обучение в школе /Под ред. М.А. Румер. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - 104 с.

108. Мукашева А.К. Современная концепция трудового воспитания в средней школе США: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1989.

109. ПЗ.Навокина З.К. Проблема индивидуализации обучения в современной американской педагогике и пути ее решения в элементарной школе США: Дисс. канд. пед. наук. М., 1974.

110. Н.Найнис К. О системе детского музыкального воспитания Пьера ван Хауве //Музыкальное воспитание в школе. /Сост. О.А. Апраксина. М., 1976. -Вып. 11. с. 124-135.

111. Никандров Н.Д. Современное воспитание в школах капиталистических стран; основные черты дидактики. М.: Высшая школа, 1978 - 279 с.

112. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды. //Советская педагогика, М., 1989 - № 10. - с. 129-134.

113. Никандров Н.Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 //Советская педагогика. М., 1991. -№1.-с. 111-114.

114. Никитин А.Н. Методы и средства обучения студентов использованию музыкальных систем: Дисс.канд. пед. наук. -Спб., 1992.

115. И9.Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность: Дисс.д-ра пед. наук. Спб., 1992. - 362 с.120.0бразование в современном мире. /Под ред. М.И. Кондакова. -М.: Педагогика, 1986.

116. Обухова Н.В. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США: Дисс. канд. пед. наук, Казань, 1990. - 192 с.

117. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов /Под ред. А.В. Петровского. 3-изд. -М.: Просвещение, 1986.

118. Одаренные дети: перев. с англ. /Общ. ред. Г.В. Бурманской и В.М. Слуцкого. -М: Прогресс, 1991. -376 с.

119. Основания, концепции и доктрины Российского образования в XXI в.: Материалы. 3 сессия научного Совета Петровской Академии наук и искусств по проблемам образования /Сост. А. И. Суббетто, Самара, 1996.

120. Остроумова Н.В. Университетское образование в США /Гуманитарные факультеты/: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1980.126,Очерки новой и новейшей истории США. Т. I-II. М., 1960

121. Пауэрс М. Роль музыки в воспитании молодежного поколения. М.: Б.и., 1970.-8 с.

122. Педагогика /Под ред. Г. Нойнера. Ю.К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.

123. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

124. Перспективы гуманизации образования в средней школе. Доклады российско-американской конференции. /Под ред. М.С. Мацковского (Россия) и Р. Штейермана (США) М., 1993. - 193 с.

125. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема: Научн.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». М.: МИРОС, 1992.-40 с.

126. Пинкевич А.П. Структура и сосояние системы народного образования в Северо-Американских Соединенных Штатов. //Пед. образ. 1934. - № 5. -с. 84-88.

127. Пискунов А.И. Теория и практика воспитания в США на службе империалистической реакции: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1952.

128. Полупанова Б.Г. Педагогический анализ школьных реформ 80-х годов высокоразвитых стран Запада: Дисс. канд. пед. наук. Минск, 1991.

129. Портянкина З.А. Организация и содержание профессиональной подготовки учителей музыки в США: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.

130. Присяжная А.Ф. Какой быть школе информационного века или 22 вопроса после научной работы в США. Челябинск, 1996.

131. Равкин З.И. Образование: идеалы и ценности. М., 1995.

132. Рейнольдс К. Музыка как средство воспитания человеческих ценностей. Международное общество по музыкальному воспитанию детей. IX конференция. - М.: Б. и. 1970. - 10 с.

133. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. /Сост. Б.Л. Вульфсон и др. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.

134. НО.Салимова К.И. История педагогики как учебный предмет. М.: Роспедагенство, 1996.-230 с.

135. Семенов И.Н. Взаимодействие гуманистической и технократической культуры парадигм в сфере образовательных услуг. //Сфераобразовательных услуг в системе напрерывного образования. /Под ред. М.В. Кларина. -М., 1994, 74 с.

136. Сергеева Н.И. Обучение одаренных детей в школах Англии: Дисс.канд. пед. наук. М., 1991.

137. Словарь иностранной музыкальной терминологии. Сост. Т.С. Крунтяева. Издание 5-е. Л.: Музыка, 1985. - 142 с.

138. Современная эстетика США. Критические очерки. Сб. н. тр. /Ред-сост. В.П. Шестаков- М.: Искусство, 1978. -215 с.

139. Современные частные школы США. Экспресс- информация М., 1987. -Вып. 5. - 11 с.

140. Сойфер В.Н. Муждународная Соровская программа образования. «Соровский образовательный журнал». М., 1995. - № 1.-е. 7-20.

141. Соковнина Н.Н. Проблемы художественно-эстетического воспитания в современной педагогике и школе США: Дисс.канд. пед. наук. М., 1975. 160 с.

142. Соловьев И.М. Элементарная школа СЩА. М., 1966.

143. Сорокова М.Г. «Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония». М., 1998. - 128 с.

144. Сорокоумова Г. Д. Гуманистические принципы разработки общеобразовательных программ в США //Инновационная деятельность в образовании. Красноярск, 1994. - № 4. - с. 107-110.

145. Сорокоумова Г.Д. Развитие системы непрерывного образования в США: Дисс.канд. пед. наук. М., 1993.

146. Спайзер В.М. Спайзер Ф. «Обучение искусством» //Первое сентября. -М.: 1996, -№98, 8 окт.

147. Щ 153.Спиро Джоди. Философия образовательных услуг на пороге XXI в.

148. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования США /Сост. М.В. Кларин. М., 1994. - с. 32.

149. Степин B.C. Россия и Запад: Взаимодействие культур; Материалы круглого стола.//Вопросы философии М., 1992. - № 6.

150. Стоковский Л. Музыка для всех нас. М., 1959. 1963.

151. Суд над системой образования:стратегия на будущее. /Под ред. У.Д.

152. Джонтсона. М.; Педагогика, 1991. - 264 с.

153. Сущенко М.В. Некоторые проблемы социологического изучения поп. музыки в США: /Современная эстетика США: основные направления и проблемы». Критические очерки. Сост. Шестаков В.П. М., 1978.

154. Сущенко М.В. Некоторые проблемы социологического изучения поп. музыки в США. /Критика современной буржуазной социологии искусства.-М., 1978.

155. Тищенко Е.Г. Развитие системы обучения одаренных учащихся вобщеобразовательной школе США: Дисс.канд. пед. наук. - М., 1993.199 с.

156. Торшилова Е.М. Внесоциальная концепция в англо-американских теориях эстетического развития. //Критика основных направлений современной буржуазной политики в области образования. М., 1976. - с. 73-74

157. Уильям Хейнай. «Новая» музыка в американских начальных школах. Доклад на IX конференции ИСМЕ. М., 1970.

158. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192 с.т139

159. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Под редакцией Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

160. Ушинский К.Д. Школьные реформы в Северной Америке. Пед. соч.: в 6 т.-Т. 1.-М.: Педагогика, 1989.-416 с.

161. Уэллс Д. Современная джазовая среда и американская общеобразовательная школа. М.: Б. и., 1970. - 15 с.

162. Фокс С. Истоки музыки, популярной среди молодежи. //Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). - М., 1973.

163. Фролкин В. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания //Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Отв. ред. М.М. Берлянчик. Новосибирск, 1989. - с.59-75.

164. Хансен A.JI. Проблема развития начальной школы в США. //Начальная школа. М., 1991. - № 11, - с. 74-76.

165. Хантер М. Построение эффективной системы начального образования. //Суд над системой образования: стратегия на будущее. М.: Педагогика, 1991. - с.53-65.

166. Ховард Дональд. Школа завтрашнего дня. М.: Московский центр межнационального и сравнительного образования, 1992. - 19 с.

167. Хоффер Ч. Музыка, популярная среди молодежи и преподавателей музыки. -М: Б. и., 1970. 10 с.

168. Хренников Т. и Шостакович Д. О современной музыкальной культуре США и перспективах дальнейшего укрепления и развития творческих связей советских и американских композиторов. Правда. 11 дек. 1959.

169. Церцек Н.Ф. Палочка дождя //Начальная школа, 1998, № 5.

170. Циклер Эдмунд. Творческое музицирование основная тенденция музыкального воспитания XX века. - М., ИСМЕ. 1970. - 9 с.

171. Цуккерман В. Мазель JI. А. Анализ музыкальных произведений, М., 1967.

172. Цырлина Т.В. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагогике США: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1984.- 174 с.

173. Чекина J1.M. Фиаско «открытого обучения» в школах США //Сов. педагогика. 1985, - № 6. С. 123-126.

174. Чернова Э.В. Организация и основные направления педагогических исследований в США: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1988. -214 с.

175. Чорная Н.М. Дидактические имитационно-моделирующие игры в современной школе и педагогике США: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1989.-209 с.

176. Чорный В.Н. Современные концепции методов обучения в буржуазной педагогике США: Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1978.

177. Шафран А.А. Руководство учебной работой в американской средней школе: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1969.

178. Шахнина И.З. Критика буржуазных теорий подготовки учителя школы в США: Дисс.канд. пед. наук. Казань, 1981.

179. Шахнина И.З. Состояние и тенденции эстетического воспитания в США (критический анализ). //Совершенствование содержания, форм и методов эстетического воспитания учащейся молодежи. М., 1987. /Под ред. B.C. Кузина.

180. Шестаков В.П. Американская эстетика сегодня. /Вопросы философии. -ML, 1968.-№7.-с. 158-166.

181. Шестаков В.П. Искусство и дети. М., 1969.

182. Шиян О.А. Современные концепции гуманизации педагогического сознания в США: Дисс.канд. пед. наук. -М., 1996.

183. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Школяр В.А. и др. Теория и методика музыкального воспитания детей: Научно -методическое пособие. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука , 1999 - 336 с.

184. Шнеерсон Г.М. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977. 232 с.

185. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М., 1978. с. 57-58.

186. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США: Дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, - 1997.

187. Янжул Е.Н. Американская школа. 7-е изд. - Петроград, 1919.

188. Guide to Curriculum. Planning in Arts. Madison D.E. 1986. 179 p.

189. A Guide to Curriculum. Planning in music. Madison D.E. 1986.

190. A Historical Introduction. N.Y., 1969.

191. A new liberal Learning. //Art Education 1995. vol. 48. № 6, - p. 6-12.

192. Abeles H, Hoffer С, Klotman R, Foundations of Music Education. N.Y., 1984.-548 p.

193. Aesthetic Concepts and Education, ed. by R.A. Smith, 1970.

194. America 2000: An strategy. Wash. U. S. government printing Office. 1991. -34 p.

195. American Education. Ed. by Robert Emmet. N.Y. 1984 - 23 p.

196. Anastasi A. Psychological Testing. -N.Y., Macmillan, 1961. 682 p.

197. Archie Jones. Music Education in Action. Boston, 1960.

198. Arnstain D. Art Education and Economic Transformation of the Future. The Jounal of Aesthetic Education, vol. 13, № 2, 1979.

199. Art Education in the Elementary School. /Education by M.PacKwood, -Washington: Natural Art Education Association, 1967. 111 p.

200. Art Education, Vol. 36, No. 1, 1983.-p. 10-12.

201. Arts or Course. Education and Arts Conference. Sydney, 1980.

202. Bailin B. Education in the forming of American Society. N.Y.: W.W. Norton and Co., Inc., 1972.- 147 p.

203. Barbour X.B. How to teach Children to know Music. N.Y., 1944.

204. Basic concepts in Music Education. /Ed. by Nelson, B. Chicago, 1958.

205. Beardsley M.C. Aesthetic Theory Educational Theory. Aesthetic Concepts and Education, 1982.211 .Bender H, Japp D, Ellenwood C. Circular Applications. N.Y., 1975.

206. Bennet CH. Histori of Manual and Industrial Education 1870. Peoria, 1924. -500 p.

207. Bennet D.W. American Education. Making it Work. Wash., 1989. - 52 p.• 214.Bessom M. Tatarunis A., Forcucci S. Teaching music in Today's Secondary

208. School A Creative Approach to Contemporary Music Education. 2-nd ed. -N.Y., 1980,386 р.

209. Birde E. A History of Public School Music in the United States. Copy of 1966.-Repr. of 1988.

210. Birge Edward Bailey. A History of Public School Music in the United States. Oliver Ditson Company. Philadelphia, 1928.

211. Bourdieu P. and Passeron G.S. Peproduction. Calif: Bevery Hills, 1977.

212. Bowles S. and Gintis H. Schooling in Capitalist America. N.Y., 1976.

213. Boyer E. High School. A Report on Secondary Education in America. -Wash., 1982.-317 p.

214. Boyle J. The effect of prescribed Rhythmical movements on the ability to read music at sight. JRME, 1970, 1. p. 307-318.

215. Britton A.P. Music Education: An American Specialty. //One Hundred Years i* of Music America. Education by P. Lang. N. Y., 1961. - p. 211 -229.

216. Britton A.P. Music in Early American Public Education. A Historical Critique.- In: Basic Concepts in Music Education. Part 1. Chicago, Illinois, 1958.

217. Broudy H.S. Enlightened Cherishing. Urbana, 1972.

218. By the Year 2000, First in the World. //Report of the FCCSET Commitee on Education and Human Resources, FY, 1992. Budget Summery, Wash., D.C. Feb. 1991.

219. Carabo-Cone, Madeleine. A Learning theory and Music Methods for teachers of elementary and Pre-School children. N.Y., 1971.

220. Choksy Hois. The Koda'ly context. N.Y., 1981.

221. Choksy J. The Codaly Context. Creating on Environment for Music Learning.- Englewood Cliff, 1981.m144

222. Colloquy to evaluate the lessons to be drawn from TV programs aimed at stimulating creativity. Strasbourg, 1978.

223. Colwell Richard Basic concepts of Music Education. Illinois, 1994.

224. Colwell Richard Basic concepts of Music Education. Illinois, 1994.

225. Colwell Richard Music. In Education and Everyday Life. CIRME, Series № 12, 1997.

226. Colwell Richard Music. In Education and Everyday Life. CIRME, Series № 12, 1997.

227. Cremin Lawrence, Arthur. Traditions of American Education (XVII-XX c.). -N.Y., 1976.

228. Curwen J.S. Companion for teachers of the tonic Sol-Fa method in Elementary Schools. London. 1972.

229. Development of Listening Skills Music Framework for California Public Schools Kindergarten Through Grade Twelve. California. State Development of Education, 1971.

230. Dewey J. Democracy and Education. Macmillan Company, N.Y., 1916. - p. 5-6.

231. Dodson T. The effects of a creative-comprehensive approach and a performance approach on acquisition of music fundamentals by college students, JRME, 1980, 2, p. 103-109.

232. Dyer H.S. College Testing and the Arts. In: Arts in Higher Education. /Ed. by Dennis L.E. and Jacob R.M. - San Francisco: Josses - Bass. Inc, 1968, - p. 82-105.

233. Educating Americans for the 21-st century: A plan of Action for improving mathematics, science and technology Education. Wash.: The Natural Science

234. Board. Commission on precollege Education in mathematics, science and technology, 1983. IX, 251 p.

235. Education in the United States: Statistical Highlights through 1979-1980, -Wash., 1981.-51 p.

236. Education on Trials Strategies for the Future. San Francisco, 1985. - p. 120121.

237. Education, Politicy and Society. Theoretical perspectives. London, 1983 -277 p.

238. Educator's Enciclopedia, ed. by E. Smith, S. Crouse, M. Atkinson. N.Y. 1961.

239. Effland A.D. Excellence in Education. The Role of Arts. Theory into Practice, t. XXIII, № 4, 1984.

240. Elliot Raymond. Methods and materials for the elementary School. -Columbus, 1960.

241. Elliot, Raymond. Learning Music Basic Concepts for Elementary teaches. Columbus. 1961. p.12-14.

242. Emmet Robert. American Education. N.Y., 1984.

243. Eysenk J. The I. Q. Argument Introduction. N.Y., 1971.

244. Farmer Paul. Music in Comprehensive School. London, 1979.

245. Felman P.V. Constructing a Philosophical Paradigm for Music Education. -In: The Journal of Aesthetic Education, t. 14, № 3, 1980.

246. Fleming Gladys Andrews. Creative Rhythmic movement. Boys and girls dancing. -N.Y., 1976.

247. Fletcher Peter. Education and Music. N.Y., 1987.

248. Foster Mc Murrey "Pragmatism in Music" In: Richard Col well, ed. for Basic

249. Concepts in Music Education Education II, Niwot, University Press of Colorado, 1992,-p.38-39.

250. Gabella M.S. The Arts of historical sense. //Journal of curriculum studies -N.Y., 1995. Vol. 27, № 2, p. 139-163.

251. Gaitskell Ch. Children and their art: methods for the Elementary School. -N.Y.: INC, 1982.-527 p.

252. Gifted and talanted children's Education Act. Wash.: U.S.A. Government

253. Printing Office, 1987. 44 p.

254. Ginsberg R. Berry B. Experiencing School Reform the view from South Carolina //Phi Delta Kappan. 1990. - vol. 71. N 1, p. 549-552.

255. Glover J.S. Ward. Teaching music in the Primary School. N.Y., 1993.

256. Good X.G. A History of American Education. N. Y., 1968.

257. Goodlad John and Mc Mannon Timothy. The Public Purpose of Education and Schooling. San Francisco, Jossey - Bass Publishers, 1997.

258. Goodland. J.A. A place Called School Prospects for the Future. N.Y., 1984. -102 p.

259. Goodman F. University Adult Education in the Arts. A descriptive View of Programs, Chicago: Center for the study of Liberal Education for Adults, 1961.

260. Grawford M. Social life in Old New England. N.Y. 1914.

261. Handbook of NASM, 1989-1990. Reston, 1989.

262. Hass G. Curriculum of Planning. A new Approach. Boston, 1987. - 598 p.

263. Hitchcock H. Music in the United States. A Historical Introduction. N.Y., 1969.

264. Hoffer CH. Youth Music Education and New Sound Environment In: New Patterns of Musical Behavior of the Young Generation in Industrial Societies. Wine. 1974,-p. 172-173.

265. Hoffer Charles R. Teaching music in the Elementary classroom (creative Method of S. Kodaly, K. Off). N.Y., 1982. p. 117-138.

266. Hoffman B. The Tyranny of Testing. N.Y., 1964.

267. Hoffs J.A. Popular Art Versus Fine Art. In: Art Education, t. 37, № 3, May 1984.

268. Hold D. Thomson K., Development competencies to teach music in the Elementary school classroom. Ohio, 1980.

269. Hoover K. Learning and Teaching in the Secondary School. Boston, 1964.

270. Houser Arnold. The Philosophy of Art History. Cleveland. -N.Y., 1963.

271. Improving Our Schools: Thirty three studies that inform local action.

272. Newton, 1985. 121p. 275.1nman D. The Fiscal Impact of Educational Reform: Implications for Policy. //Center for Education Finance. - N.Y., University, 1987.

273. Jefferson Th. The life and selected writing of the Jefferson. N.Y., 1944.

274. Jensen A. Now Much can We Boost I. Q. and Schoolastic Acievement? Harvart Educational Review, vol. 39, № 1, 1969.278Jensen A.R. Varieties of Individual Learning and in Learning and Individual Differences. Columbus, Ohio: Charles E Merrile Book, 1967.

275. Jordensen E.R. Music Education as community. //The Journal of Aesthetic Education.-N.Y., 1995. Vol. 29. №3. p. 71-84.

276. Kamin Leon. The Science and Politics of I.Q. Potomac, MaryLand, 1972.

277. Kaplan Max. Foundations and frontiers of Music Education. -N.Y., 1966.

278. Keen, James, A. Music and Education in Vermont. /1700-1900 years./ -Cambridge, 1987.

279. Keen, James. A History of Music Education in the United States. Hanover, 1982.

280. Kelly A.V. The Curriculum Theory and Practice. 2-nd Edution. Camb.: Harper and Row. 1982. - 269 p.

281. Kendall J. The Suzuki Violin Method in American Music Education. N.Y.,1986.

282. Knowles M.S. Toward a model lifelong Education. /Reflections on lifelong Education and School. Humburg, 1975.

283. Kowall Bonnie C. Perspectives in Music Education. Wash., 1966.

284. Kunisava N. A nation in crisis: the dropout dilemma. //NEA today. N.Y., 1988.-vol. 6, No 6,-p. 61-65.

285. Landis Beth, Carder Polly. Application Creative Method of G. Dalcrose, S. Kodaly, K. Orff. -N.Y.,1987.

286. Lanier V. Objectives of teaching Art. Art Education. 1972, № 3. p. 15-19.

287. Lanier V. The Trojan hours of glass: a cabalistic theory of recent developments in Art Education. Art Education, N.Y., 1978, № 6, p. 12-15.

288. Lee Gutek Gelald. Education in the United States. (XVI-XX c.) N.Y., 1986.

289. Lee M. Elementary Education Today and Tomorrow. Boston, 1972.

290. Lehman P. Music in Today's School: Rationale and Commentary. Reston,1987.

291. Leonhard Charles and House Robert W. Foundations and Principles of Music Education. 2d ed. N.Y., etc. 1972, p. 5-8. /223 с./

292. Macdonald J. The Role of Artists and Arts Organization in Education, t. 15, № 13, 1981.

293. Madsen Clifford, К. Competency-based music in American Schools. -Englewood, 1980.

294. Malcolm Jonn. Music drama in Schools. Cambridge University. 1971.

295. Mark Michaell Contemporary Music Education. London, 1978. - 2-nd ed. N.Y., 1986.

296. Markuse H. Art as a form of Reality. In: One of the Future of Art. - N.Y., 1970, p. 123-133.

297. Marlin Adler. Elementary teachers music almanac. N.Y., 1978.

298. Mc Fee J. Preparation for Art. San Francisco, 1961.

299. Mc Murrey F. Pragmatism in Music Education. Basic Concepts in Music Education. - Chicago, Illinois, 1958, - p. 37-39.

300. Michon R. Music fundamentals, methods and materials for the Elementary School.-N.Y., 1990.

301. Miller A. Coen D. The case for music in the Schools. //Phi Delta Kappan -1994.-Vol 75, N. 6, p. 459-461.

302. Mitchell E. Do all Students Need a College bound Curriculum? The Education Digest. - March. - 1986. vol. 51, No 7.

303. Montessori M. The Montessorf s Method. N.Y., 1969.

304. Moorhesd G.E., Pond D. "Music of Young Children. Santa Barbara. 1941.

305. Morrison Perry. Kindergarten Primary Education. - N.Y. 1961. ЗЮ.Мипго Th. Art Education. Its Philosophy and Psychology; Selected Essay,

306. N.Y.: Liberal Arts Press, 1956 387 p. 311 .Munro Th. The Instruction of the Arts in Secondary Education. - The Creative

307. Arts in American Education. Cambridge, Mossachusets, 1960. 312.Murriel J. Effects of Traditional and Simplified Methods of Rhythm-Reading Instruction, JRME, 1982,3, - p. 107-119.

308. Mursell J.L. Music Education. Principles and programs. N.Y., 1956.

309. Mursell J.L. Music in American Schools. N.Y. 1943.

310. Music Brings Us Together. The 1986 Meeting of the MENC. Anaheim, California. 1986.

311. Music Course of study first grade. Seattle public Schools administrative and Service Center 815, Wash., 1970.

312. Music Education. In: International Encyclopedia of Education. Oxford. 1987.

313. Music Educators Journal Febr. 1988.

314. Music Educators Journal, January, 1970.

315. Music K-6 Program. Manitoba Education Department, 1978. 132 p.

316. Myers L.K. Teaching children music in the elementary School. N.Y., 1961.

317. Nation at Risk. Wash., 1983. - 64 p.

318. National Association of Education. Washington, 1937.

319. Nye R.E. Music for Elementary School children. Washington, 1963.

320. Nye R.E., Nye V.T. Music in the Elementary School. Englewood, Cliffs, 1970.

321. Palmer Mary. Music in Comprehensive School. London, 1979.

322. Pemberton C.A. Critical Days for Music in American Schools //Journal of Research in Music Education. Number 3, Summer, 1983.

323. Peters G. Miller R. Music teaching and Leaning. N.Y., 1982.

324. Phenix Ph. Realms of Meaning. N.Y., 1964.

325. Progress of Education in the United States of America, 1984 through 1989. -Wash., 1990.-vol. 1.- Ill p.

326. Proposed Curriculum for 1967-68. Ohio.

327. Quarter Journal Learning of Music. April, 1996. p. 6-8. /204 p./

328. Read H. Education through Art., Lond.: Faber, 1961. - 328p.

329. Reimer B.A. Philosophy of Music Education. New Jersey, 1970. 337.Russell J. The American Educational System. - Boston., 1940. - 568 p.

330. Salmons S. Learning by Role: A New Appraisal //New Times, 1984,12 April. 339.Schafer M. Creative Music Education. N.Y., 1976.

331. Schooles P. The truth about New England Puritans and Music. "Musical

332. Quarterly", 1933, Jan. 341.Shapless Issac. English Education in the Elementary and Secondary School.1. N.Y., 1902.

333. Shehan P. Major Approaches to Music Education: An Account of Method

334. Music Educators Journal 1989. - v. 72. - № 6, p. 26-31. 343.Shueller H. The Aesthetic Implications of Avant-Gard Music. - The Journal of

335. Aesthetic and Art Criticism. Philadelphia, 1977, Vol. 35. No 4, - p 397-410. 344.Sidnell, Robert. Building instructional program in Music Education. - N.Y., 1973.

336. Skott Russell Sanders. Staying Put: Making a Home in Restless World.

337. Boston: Beacon Press, 1993. 346.Smith R. The Changing Image of Art Education //The Journal of Aesthetic Education. 1987, Vol. 21, No.2.Ф152

338. Sobel Bart, A Reconstruction has to be Made. In: American Secondary School Today. - N.Y. 1979. - 720 p.

339. Soder Roger "Democracy: Do we really want it?" In: J. Goodlad and T. Mc Mannan, The Public Purpose of Education and Schooling. San Francisco, Jossey Bass Publishers, 1997.

340. Spychiger M.B. Pationales for Music Education: a view from the psychology of emotion. //The Journal of Aesthetic Education. 1995. Vol. 29. N. 4, p. 5364.

341. Stewart M.G. Aesthetic and the Art Curriculum. Journal of Aesthetic Education. Vol. 28, № 3, p. 77-88.

342. Strategic Plan for Education Reform. //NAEA new. 1995. Vol. 37, № 5, - p. 1-2.

343. Suzuki Sh. Nurtured by Love. The Classic Approach to Talent Education. 2nd, ed.- 1983.

344. Syllabus A History and Philosophy of Music Education. - The Catholic University of America. - Wash., D.C. - 1990.

345. Symes C. Creativity: A Divergent Point of View. In: The Journal of Aesthetic Education, t. 19, № 3, 1985.

346. TABC (Team approach to better School) Wash., 1988.

347. Tang P.C. and Leonard A.R. Creativity in Art and Science. The Journal of Aesthetic Education, t. 19, № 3, 1985.

348. Taylor F. USA: A critical Analysis of Contemporary School of Thought in Public Schools Elementary Music Education. International Society for Music Education. Moscow, 1970.

349. Tellstroom A. Theodore. Music in American Education: Past and Present. -N.Y., 1971,

350. The Art of every Student: a district Action plan for implementation of the Arts Curriculum, 1987 -90 p. Vancouver: Education Services Group, 1987. - 20 p.

351. The Arts for every Student: a district action plan for implementation of the Arts Curriculum, 1987 90 p. - Vancouver: Education Services Group, 1987. -20 p.

352. The Encyclopedia of Education. -N.Y., 1971.

353. The Journal of Aesthetic Education (Urbane); Theory into Practice (Journ. of College Education, Ohio State University); Art Education; Council for Research in Music Education Bulletin.

354. The National Commission on the Reform of Secondary Education. The Reform of Secondary Education: A Report to the public and the profession. -N.Y., 1973.-XVIII, 188 p

355. The New Grow Dictionary of American Music. L., 1986.365 .The University of Western Australia School of Music. Music in Education and Everyday Life by Professor Richard Colwell. CIRME. Series, No. 12. 1997. -p.10-12.

356. This School. Amberst, 1986. p. 25-26.

357. Thompson K.M. Maintaining artistic integrity in an interdisciplinary setting. //Art Education 1995. Vol. 48, № 6 - p. 38-45.

358. Tryer Tack. Give your child the right start: The Suzuki way to creative talent. -London. 1985.

359. Tumar Th., Kirp D. Education Reform in the 1980-s: lesson from the States //Phi Delta Kappan. 1989. - Vol. 70, No 7. - p. 509-510

360. Turbin D., Dalcrose, Kodaly S, Orff К , Suzuki Sh: Application in the Secondary Schools //Music Educators J. 1986. - v. 72, - № 6, p. 56 59.

361. Weber W. Music and the Middle Class. N.Y., 1975.

362. Weidensee Victor, J. Instrumental music in the public Schools. Boston, 1969.

363. Wicks S.A. Integrating American popular regional music in curriculum.//Phi Delta Kappan 1997, Vol. 78, № 6, - p. 460-463.

364. Wiggins C. Ten Radical suggestings for Scool Reform //The Educational Digest. 1989. - vol. 54, № 3. p. 3-6.m

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.