Начало профессиональной театральной критики в России. С.Т. Аксаков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат искусствоведения Харитиди, Янина Юрьевна

  • Харитиди, Янина Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 205
Харитиди, Янина Юрьевна. Начало профессиональной театральной критики в России. С.Т. Аксаков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2007. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Харитиди, Янина Юрьевна

Введение.стр.

Глава I: Вопросы сценического искусства в русской периодике начала XIX века.стр.

Глава II: Становление профессиональной театральной критики (сер. 1820-х-нач. 1830-хгг.).стр.

Глава III: С.Т. Аксаков: от "просвещенных театралов" к профессиональной театральной критике.стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Начало профессиональной театральной критики в России. С.Т. Аксаков»

Б. Алперс назвал театральную критику «театральной памятью эпохи». Ни одна работа, посвященная истории культуры, не может игнорировать критические статьи, - неисчерпаемый источник сведений о театре. Театральное искусство сиюминутно и остается только в памяти очевидцев, письменные свидетельства которых дают возможность реконструкции основных слагаемых спектакля. Сегодня ясно, что театральная критика является и документом общественной жизни, который отражает климат эпохи, настроение, проблематику, так как лучшие образцы театрально-критических статей соединяют в себе вопросы исторические, эстетические, психологические. Более того, художественная критика в России часто занята вопросами самой жизни, глобальными проблемами существования человека и решает «проклятые» вопросы действительности. Именно поэтому в России так часто возникают статьи «по поводу.». Вместе с тем, в научной литературе уже неоднократно отмечалось, что, начиная с середины 20-х годов XIX века, теория отечественного театра развивается не в специальных научных трактатах, а, прежде всего, в критических статьях. Важнейшие эстетические проблемы времени, «не выходившие ранее за пределы салонных и кружковых споров, частных писем, стали теперь достоянием публичных лекций и журнальных дискуссий»'. «Овладение историческим опытом, осмысление своих корней и традиций дает возможность нашей науке и критике смело двигаться вперед»2.

Но, состояние предмета «история театральной критики» не дает нам полной картины. До сегодняшнего дня большая часть театрально-критического наследия первой четверти девятнадцатого века не изучена и не издана, часто является библиографической редкостью. Поле изучения

1 Кантор В.К., Осповат A.JI. Русская эстетика середины XIX века: теория в контексте художественной культуры//Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. М., 1982. С.9.

2 Пивоварова Н.С. Теория актерского искусства в эстетике A.A. Григорьева//Театральная критика: история и теория. Сб. М., 1989. С.24. театральной критики остается неправомерно суженным и ограниченным. К тому же если с центральными фигурами все-таки дело обстоит иначе, (они изучаются и постепенно издаются), то критика как процесс, как каждодневная журналистика все еще не стала предметом пристального внимания исследователей. В истории театра давно признана важность изучения не только центральных фигур театральной критики, но и тех критиков, без которых мы сегодня не можем составить целостную панораму театрального процесса. Поэтому так важно заполнять «белые» пятна на карте истории театральной критики, что и предопределило актуальность работы.

Степень разработанности темы. Среди первых исследований, посвященных начальному этапу развития театральной критики, следует выделить книгу Б. Алперса «Театр Мочалова и Щепкина», в которой дано описание деятельности театралов-любителей в контексте театральной жизни того времени. Здесь впервые прозвучит определение «эпоха просвещенных театралов». Однако, при всей значимости этого труда, критик анализирует и оценивает деятельность театралов с позиции советской театроведческой науки середины XX века.

Перечень литературы по данной теме представляет собой недлинный список статей и биографических очерков. Наиболее известные из них -работы о князе Шаховском А. Гозенпуда и С. Ильченко, И. Медведевой и П. Тиханова о Н. Гнедиче, Л. Фризмана и Г. Ермаковой-Битнер о Катенине и статьи Б. Эйхенбаума и М. Гордина о Жихареве. Первые исследования в этой области были сделаны театроведами петербургской школы Г.А. Лапкиной и Н.В. Королевой, совместно издавших пособие по истории русской театральной критики. Лапкина также посвятила диссертацию эпохе становления профессиональной критики в России. В учебно-методической литературе находим краткие очерки, которые выстраиваются в галерею портретов-справок и охватывают период с конца XVIII века до дебюта В.Г. Белинского в театральной критике. Важно выделить известный и серьезный труд Т.М. Родиной «Русское театральное искусство в начале XIX века», в котором прослеживается движение театрально-эстетической мысли, органично вписанной в театральную жизнь эпохи.

Деятельность С.Т. Аксакова - одного из первых профессиональных театральных критиков также изучена недостаточно. Эта область его творчества в течение долгих лет не привлекала к себе внимания исследователей, несмотря на то, что Аксаков боролся за становление подлинно художественного искусства. Хорошо понимая природу театрального искусства, Сергей Тимофеевич был тем критиком, в статьях которого «слагалась» история русского театра. Ни одно учебное пособие, ни одна театроведческая статья, относящаяся к истории русского театра первой трети девятнадцатого века, ни одна монография, посвященная актерам и драматургам этого периода, не обходится без использования материалов, содержащихся в воспоминаниях, статьях и рецензиях Аксакова. Аксаков, как один из первых профессиональных критиков, во многом определил проблематику и метод русской театральной критики будущего и внес значительный вклад в историю театрального искусства.

В истории существует целый ряд ошибочных представлений о критическом наследии Аксакова и его эстетических взглядах. В тех редких случаях, когда историки русской литературы вспоминали Аксакова -критика, о нем было принято говорить с оттенком иронии. До конца девятнадцатого века бытовало мнение о незначительности его критического наследия. Подобные суждения приобрели характер устойчивой традиции. H.A. Добролюбов иронизировал по поводу «мозаики» аксаковских воспоминаний «о том, как какой-то актер или актриса держали себя во время представления или на репетициях»1. С.А. Венгеров ошибочно утверждал, что «театромания» «сыграла весьма отрицательную роль в литературной карьере» Аксакова и «страсть к театру задержала естественный рост таланта Аксакова и направила его в такую сторону, где

1 Добролюбов H.A. Поли. собр. соч. Т.2. М., 1935. С.455. особенности его оригинального дарования не могли найти ни почвы, ни соков для своего развития»1. Биограф Аксакова В.П. Острогорский охарактеризовал литературные и театральные воспоминания «отрывочными», «мелочными» и «случайными». В.Д. Смирнов считал, что увлечение Аксакова сценой «прошло бесследно. и. все его общение с театральными сферами сводится к тому, что он вертелся за кулисами» . А.Г. Горнфельд назвал Аксакова «ничтожным автором ничтожных театральных рецензий», который из «третьестепенного» вырос в большого писателя. И только А.Р. Кугель - сам театральный критик - назовет его «блестящим критиком, несравненным по точности, вкусу и обширности театральных о знаний» . Он отметит богатство возможностей, которые заложены в театральной критике Аксакова.

Среди дореволюционных изданий об Аксакове - сборник «Сергей Тимофеевич Аксаков: его жизнь и сочинения», монографии и очерки В. Острогорского, В. Смирнова, К. Покровского. До середины двадцатого века литературное наследие Аксакова не было собрано, многие произведения, опубликованные в современных ему журналах и газетах, не были выявлены, не учитывались и те, которые не печатались при жизни писателя и оставались достоянием архивов. Этот пробел частично восполнили изданные два собрания сочинений Аксакова в четырех томах (1955-1956 гг.), в пяти томах (1966 г.) и появившийся в 1986 году трехтомник.

В советские годы, до появления исследования С. Машинского, об Аксакове не вышло ни одной книги. Первый важный шаг в исследовании критического наследия Аксакова был сделан И. Крути в статье «С.Т. Аксаков в истории русской театральной критики». Автор рассматривал критическую деятельность Аксакова в контексте времени, подчеркивая его роль в формировании русской театральной критики. Несмотря на то, что в рамках одной статьи И. Крути не мог осветить всех проблем, связанных с

1 Венгеров СЛ. Передовой боец славянофильства - Константин Аксаков. Саб., 1912. С. 12.

2 Смирнов В.Д. Аксаковы, их жизнь и литературная деятельность. Спб,, 1895. С.29.

3 Кугель А.Р. Профили театра. М., 1929. С. 105 данной темой, эта работа стала первым серьезным шагом на пути исследования критической деятельности Аксакова.

Следует упомянуть серию статей, появившихся в 50-е - 60-е годы двадцатого века. Это статьи С. Осовцова: «С.Т. Аксаков или Надеждин?», «С.Т. Аксаков и Н.И. Надеждин в театрально-критическом отделе «Молвы», «Разгадка «П.Щ.» По следам неизвестного инкогнито», «К спорам о псевдониме П.Щ.», и В. Нечаевой «Кому принадлежат статьи, подписанные П.Щ.?». В этих статьях не стояла задача исследования творчества Аксакова. Его имя возникало в связи со спорами вокруг авторства статей, опубликованных в «Молве» в 1833 и 1835 годах, подписанных таинственными инициалами П.Щ.

Первая исследовательская работа, которая дает всесторонний анализ творчества Аксакова была написана литературоведом С.И. Машинским («С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество». М., 1961). Он опубликовал ранее неизвестные статьи Аксакова, многие из которых анонимно печатались в различных журналах конца двадцатых - тридцатых годов девятнадцатого века, а также архивные материалы, которые дают возможность гораздо отчетливее представить себе значение критического наследия Аксакова. Уже в семидесятые годы Аксаков как театральный критик стал фигурировать в ряде научных работ, посвященных истории русской театральной критики первой трети девятнадцатого века. На рубеже восьмидесятых-девяностых годов возродился интерес к литературному наследию Аксакова: вышли критико-биографические очерки Ю. Манна, М. Лобанова, Е. Анненковой, М. Чванова и др.

Цель данного исследования - определить место С.Т. Аксакова в контексте развития русской профессиональной театральной критики. Двадцатые-тридцатые годы XIX века - период переходный, переломный для театральной критики в России. Время рождения истинно художественной критики, формирования профессиональной русской журналистики выдвинуло на авансцену такие фигуры как Н. Полевой, Н. Надеждин, В.

Белинский. Однако среди первых, указавших путь будущим поколениям театральных критиков, был, безусловно, С.Т. Аксаков.

Объектом исследования является этап формирования профессиональной театрально-критической мысли, круг наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых на страницах периодической печати того времени. В работе рассмотрен период с возникновения первого театрального журнала в 1808 году до начала 1830-х годов, когда критическая деятельность С.Т. Аксакова подходит к концу. И хотя формально она завершилась с закрытием «Телескопа» - в 1836 году, фактическая смена лидерства в театральной критике обозначилась в первой половине 1830-х годов (как и смена интересов самого Аксакова: в 1833 году он был назначен инспектором Константиновского землемерного училища, а в 1834 печатается его очерк «Буран»). Некоторые аспекты исследуемой темы требуют подробного изучения и не развернуты в данной работе, как например, полемика в театральной критике 1810-1820-х годов или творческие взаимоотношения Щепкина, Гоголя и Аксакова. Также интересно было бы проследить развитие театрально-критических жанров этого периода, или, к примеру, аксаковские воспоминания в контексте театральных мемуаров девятнадцатого века. Однако пространство данного исследования не «вмещает» всех интересных тем, связанных с процессом профессионализации русской театральной критики и, конечно, с фигурой Аксакова.

Материалом исследования стали статьи «просвещенных театралов» в театральной периодике начала века и первые профессиональные рецензии, появляющиеся в 1820-е годы. В работе автор стремится представить пласт наиболее типичных театрально-критических статей в русской периодике того времени: подробно рассматриваются театральные материалы «Драматического вестника», «Журнала Драматического», «Цветника», «Северного вестника», «Благонамеренного», театральные отделы журналов «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Московский вестник», «Телескоп»,

Црс^овский телеграф», «Галатея», «Атеней», газет «Молва», «Северная пчела» и др.

Научная новизна состоит в том, что автор пытается выявить основные тенденции театрально-критической мысли эпохи «просвещенных театралов» и рассмотреть фигуру С.Т. Аксакова в контексте формирования русской театральной критики в 1820-е годы. В задачу исследования входит поэтапный обзор становления и профессионализации театральной критики в России: от эпохи «просвещенных театралов» до первых критиков-профессионалов. Исследовательский метод заключается в отборе, анализе и комментарии первоисточников - театральных материалов журналов и газет в означенный период, в попытке организовать материал по определенному принципу, который позволил бы сложить из разрозненных статей и рецензий общую картину состояния театральной критики. Автор сосредоточил внимание на наиболее известных и типичных для того времени критических отзывах о театре. Очевидно, что выбранная тема тесно связана с развитием профессиональной литературной критики и эстетической мысли эпохи. Но, в силу широты этой темы, требующей отдельного исследования, автор ограничился локальными вопросами театральной критики.

Теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, что диссертант пытается дать общий очерк развития театрально-критической мысли в России, выявить определенные этапы ее формирования, а также дополнить исследования о театрально-критической деятельности С.Т. Аксакова. Материалы, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы в лекционном курсе по истории русского театра, отечественной театральной критики и стать подспорьем в дальнейших исследованиях в этой области.

Методологическая основа работы. При подготовке диссертации автор опирался на культурологические работы Ю.М. Лотмана, известные театроведческие труды П.А. Маркова, Т.М. Родиной, И.Н. Медведевой.

Также в исследовании использовались материалы новейшего учебника «История русского драматического театра от его истоков до конца XIX века» (М., 2005), подготовленного кафедрой Истории театра России (РАТИ-ГИТИС, ответственный редактор - Н.С. Пивоварова). Важную роль в ходе изучения темы сыграли работы по методологии театроведения Б.Н. Любимова, лекции по истории русской театральной критики Н.С. Пивоваровой и курс «Введение в театроведение». Перечисленные работы не только позволили изучить исторический контекст, но подсказали принцип построения работы. Одним из основных источников были книги по истории русской литературной критики и эстетики Ю.В. Манна, Б.Ф. Егорова, В.И. Кулешова, О.М. Фельдмана, Н.И. Мордовченко. Следует особо выделить статьи «классиков» театральной критики - А. Григорьева, В. Белинского, Н. Надеждина, Н. и Кс. Полевых, материалы диссертаций, посвященных творчеству театральных критиков и, конечно, учебную и методическую литературу по истории русской театральной критики и журналистики: «История русской театральной критики» Г.А. Лапкиной и Н.В. Королевой, «Очерки истории русской театральной критики» под редакцией А.Я. Альтшуллера, «Стиль русской театральной критики» Н.С. Гараниной, «О мастерстве литературной критики: Жанры композиция. Стиль» Б.Ф. Егорова, «История русской журналистики XVIII-XIX веков» и др. В изучении творческой биографии С.Т. Аксакова автор основывался на книгах С.И. Машинского, И. Крути, Е.И. Анненковой, М.П. Лобанова, В.П. Острогорского, В.И. Покровского, В.Л. Смирнова, С.М. Осовцова и др., а творческие портреты наиболее ярких представителей эпохи «просвещенных театралов» помогли представить работы A.A. Гозенпуда, С.Н. Ильченко, И.Н. Медведевой, Б.М. Эйхенбаума, Л. Г. Фризмана и др. В исследовании автор также опирался на рецензии, статьи, документы, опубликованные письма и мемуары современников - непосредственных участников процесса.

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографии и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Театральное искусство», Харитиди, Янина Юрьевна

Заключение

На протяжении первой четверти XIX века шел интенсивный процесс развития театрально-критической мысли. Вырабатывались основные критерии, кристаллизовались жанры.

Критические отзывы «просвещенных театралов» являются одним из главных источников изучения истории русского театра начала девятнадцатого века. Зафиксированный ими сценический процесс позволяет живо представить театральную жизнь минувшей эпохи. В статьях детально воссозданы различные элементы спектакля, актерской игры, реакции зрительного зала. Рецензии формировали эстетические вкусы современников: кратко познакомив с содержанием новой пьесы, они акцентировали зрительское внимание на нюансах актерской игры, элементах оформления спектакля, помогая более осознанно воспринимать сценическое действие. В рецензиях того времени разбор драматического произведения сочетался с анализом актерской игры, подчеркивалась взаимосвязь драматургии и ее сценического воплощения.

В первое десятилетие XIX века знатоки театра обозначили целый ряд «театроведческих» проблем. Они выявили специфику театрального искусства, обозначили типологию актерского творчества, поставили вопрос о создании целостного характера и т.д. «Просвещенные театралы» обратили внимание на все составляющие компоненты сценического искусства и заговорили о его национальных особенностях и общественной функции. Все это позволило уже к середине двадцатых годов девятнадцатого века оперировать основными категориями театральной критики.

В оценке актерского творчества утвердились новые критерии. Критики стали видеть в актере художника, воплощающего драматургический замысел и дополняющего творчество драматурга. Рецензенты пытались разгадать природу и метод актерского искусства, индивидуальный творческий тип. От требования слаженности актерской игры они приходят к понятию ансамбля, единого стиля исполнения, и далее к восприятию спектакля как художественного целого. Эстетически разноликая театральная эпоха давала богатый материал для осмысления особенностей русской сценической школы, стилистической манеры исполнения. Появление отечественных драматургов-классиков позволило начать разговор о собственных сценических традициях, выстраивать свой исторический «сюжет».

Профессиональная театральная критика формировалась в сложной социокультурной ситуации, начавшейся после декабристского восстания. Рождение нового времени во многом определяется отходом культурной части общества от открытой социальной сферы деятельности. Наступает конец «героической эпохи» (Л.Я. Гинзбург). Интеллигент эпохи второй четверти XIX века превращается в рефлексирующего, часто в «лишнего» человека. Появляются новые герои своего времени: одни - пессимисты с разбитыми надеждами, с разрушенными иллюзиями; другие - люди сосредоточенной деятельности души. По словам Герцена, мысль ушла «извне вовнутрь». В эпоху «перелома» рождается великая русская литература и театр, философия и эстетика. Это время характеризуется мощным ростом отечественных журналов, которые часто брали на себя функцию просветителя, воспитателя поколений. Журнал складывался как универсальное, многофункциональное издание, в котором поднимались и философско-эстетические, и злободневные вопросы действительности. С одной стороны, цензурный контроль государства, с другой - публикации лучших современных западных и отечественных произведений и критических статей. «В пространстве драматического напряжения русское искусство пытается примирить или разрешить философские, религиозные, политические, юридические, эстетические вопросы»1. В условиях жесткого контроля государства и мощного влияния официальной идеологии власти деятели искусства расширяли сферу влияния, выходя за рамки эстетических Пивоварова Н.С. Театр и драматургия второй четверти XIX века//История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. С.118. проблем, задаваясь острыми вопросами современности. Журнал был кафедрой, влиявшей на массовое сознание. Здесь помимо борьбы за читателя велась пропаганда национальной культуры. Темы, которые раньше не выходили за пределы кружков и салонов, оказались в центре журнальных дискуссий.

Русская театральная критика формировалась в разгар эстетических споров. В общекультурном процессе возникло множество предпосылок для ее самоидентификации. Восприняв традиции французской и немецкой критики, изучая западноевропейские теории, она осваивала современную эстетическую мысль, пыталась определить свою национальную особенность. Профессионализация литературной критики и расцвет журналистики приводят к выделению театральной критики в отдельную область. Театральная критика становится профессией (введение авторского гонорара, расцвет журналистики и проч.). Динамика развития русской театральной критики в двадцатые годы достигла определенного рубежа: анализировался театральный процесс и формулировались собственные теории.

Если в начале девятнадцатого века были заложены специфические жанровые элементы театрально-критических статей, то к середине 1820-х годов уже сложились самостоятельные жанры: рецензия, актерский портрет, обзорная статья, теоретическая статья, анализ драмы и др. Рецензия начала века содержала краткую характеристику пьесы и общую оценку спектакля и носила, в большей мере, описательный характер. В статьях 1820-х годов живая практика русского театра уже рассматривалась под углом определенных эстетических взглядов, отзыв о спектакле перерастал в постановку той или иной проблемы. Критика развивалась не только в соответствии с практической жизнью театра: она теоретически предопределяла ее будущее направление. Стремление влиять на художественный процесс повысило общественный статус критики.

Период «просвещенных театралов» подходил к своему завершению. Здесь были заложены основы развития и расцвета русской театральной критики, который произойдет в 1830-е годы.

Двадцатые годы девятнадцатого века являются как бы «переходным» периодом, в котором пора любительства уступает место профессионализму. Если в статьях 1810-х годов интересные наблюдения и выводы как зерна рассыпаны в массе критических отзывов, то в двадцатые сформировался общий принцип подхода к театральному искусству. Был сделан важный шаг: от частного отзыва на спектакль к общим вопросам театрального искусства. На примере статей мы видим, как расширилось поле зрения критики: она рассматривала явление в исторической перспективе, исследовала его истоки, искала связь классических произведений с современностью. «Историзм» мышления выразился в стремление зафиксировать в рецензии «ускользающую» материю спектакля. В этом смысле С. Аксакова синтезирует опыт предшествующих десятилетий и вырабатывает определенный метод анализа сценического искусства.

Аксаков стоит у истоков русской профессиональной театральной критики. Он последний представитель критической школы минувшего десятилетия, связывающий эпоху просвещенных театралов с профессиональной критикой. Театрально-критический метод Аксакова -важное звено в истории русской театральной критики. Его статьи -бесценный материал для историка театра - слагаются в последовательную эстетическую концепцию.

Аксаков затронул ряд существенных вопросов развития современного ему театра; утверждал новые критерии в оценке актерского искусства. В рецензиях он обращал внимание на роль средств художественной выразительности актера в создании образа: голос, лицо, мимику, жест, пластику, интонацию. По мысли критика, актер должен подчинить все сценические средства воплощению характера. Аксаков в своих рецензиях касался проблемы внешней и внутренней сторон актерской техники: рассматривал актерскую игру под углом «истинности» и «верности» характеров, при этом не игнорировал проблему внешнего рисунка роли. Критик неоднократно в своих статьях ставил проблему сценического перевоплощения. Он считал, что актеру, в первую очередь, необходимо выявить авторскую идею, что каждое действие актера на сцене должно быть оправданным и обращал внимание актеров на логику сценического поведения. Хорошо зная драматургию, репертуар театра давал совет актеру, как следует сыграть ту или иную роль, исходя из идеи всей пьесы в целом.

Для Аксакова каждый элемент спектакля несет в себе смысловую нагрузку: костюм, обстановка, музыка, массовые сцены, - все должно быть подчинено общей идее. Он считал, что для достижения целостности спектакля необходим единый стиль исполнения. Критик заговорил всерьез о мизансцене, о театральных приемах, об оформлении, костюме и т.д. Его рецензии подсказывали способ анализа спектакля. Он показал, что театр -искусство не только слова, что смысл, идея спектакля складываются из синтеза всех составляющих театра. Аксаков применил понятие стиля не только к драматургии, но к спектаклю в целом. Статьи Аксакова выделялись тем, что спектакль анализировался с точки зрения определенных эстетических идей.

Аксаков ввел в обиход русской театральной критики принцип изучения актерского искусства, поднял вопрос о соотношении вдохновения и рацио, таланта и ремесла. Уже в середине 1820-х годов Аксаков увидел преодоление крайностей в их синтезе, в гармонии. Рассуждая о типе дарования Мочалова и Каратыгина, он называет Щепкина идеальным актером, сумевшим соединить в своем творчестве завоевания оппозиционных направлений.

Рецензии Аксакова - это первый опыт восприятия спектакля как художественного целого, первый важный шаг к становлению аналитической критики. Одним из первых, он выдвинул критический метод, который станет традиционным для многих поколений театроведов. Аксакова критика отличает всестороннее знание законов сцены, способность анализировать спектакль в целом. Его статьи о театре дают достаточно яркое представление о процессе формирования критической мысли, о ее общем направлении и развитии, и, кроме того, - содержат в себе ценный материал о различных явлениях русского театра первой трети XIX века. О видной роли Аксакова в театральной жизни Москвы 1820-Х-1830-х годов свидетельствуют и отзывы современников.

Аксаков в театральной критике - фигура «негромкая», «нецентральная». Он не был «воспитателем целого поколения». В его статьях нет ярких открытий, оригинальных концепций. Все это так. Или почти так. Если вдуматься, то именно Аксаков - первый поднял вопросы., первый решал проблемы., первый угадал., первый понял.

Творчество Аксакова - утверждение светлого гармоничного миросозерцания. Он человек крепких ориентиров, подлинных нравственных ценностей. Он принимает жизнь, ценит каждый факт, каждый прожитый день. И это подлинная мудрость. Исследователь М. Чванов заметил, что обращение к наследию Аксакова характерно в рубежное, переломное время и говорит о необходимости не только поступательного движения, но и «возврата» к цельному, гармоничному миросозерцанию. Сегодня кажется, что это факт символический, так как изучение наследия Аксакова заставляет думать не только об истории, но и о современности. Прошлое прорастает в настоящем и требует глубокого осмысления.

Аксаков - критик-интеллигент, человек подлинной культуры. Он умел с достоинством отстаивать собственную позицию, но был готов и к диалогу. Он обладал не только вкусом и талантом, но и чувством меры, тактом. Он любил искусство по-настоящему и не заботился о своем «месте в культуре». И, несмотря на это, голос его не потерялся, не исчез, ибо «субъективное самовыражение» Аксакова - в широте интересов, целостности взглядов, объективности суждений.

Эстетические взгляды, выраженные в критических статьях и мемуарах Аксакова, основывались на том понимании театра, которое получило дальнейшее развитие в эстетике Щепкина, Гоголя, Белинского, Ап. Григорьева. Как уже отмечалось, первоначально мысль об актерской классификации, о внутренней технике и внешней форме, о смысловом стержне спектакля мы находим именно у Аксакова. Многие его идеи постепенно становились всеобщим достоянием. В театральных статьях последующих десятилетий слышны отзвуки аксаковских формулировок. Критическое творчество Н. Надеждина и В. Белинского, воспринявших опыт своих предшественников, свидетельствует о том, что период становления русской профессиональной театральной критики остался позади.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Харитиди, Янина Юрьевна, 2007 год

1. Айхенвальд Ю.М. Сергей Аксаков//Айхенвальд Ю.М. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.201-207.

2. Алперс Б.В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979. 630 с.

3. Альтов В. "Шумят аксаковские ветлы."//Урал, 1978, №9. С.100-104.

4. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1981. 383 с.

5. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960. 293 с.

6. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1955-56.

7. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 5-ти т. М., 1966.

8. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3-х т. М., 1986.

9. Аксакова B.C. Дневник Веры Аксаковой. 1854-1855. Спб., 1913. 174 с.

10. Аксаковские чтения, посвященные 200-летию со дня рождения писателя: Материалы и тезисы докладов. Оренбург, 1991. 44 с.

11. Аксаков И.С. Письма к родным. 1844-1849. М., 1988. 704 с.

12. Анненков П.В. С.Т. Аксаков и его «Семейная хроника»//Воспоминания и критические очерки. Отдел второй. Спб., 1879. С.109-131.

13. Анненкова Е.И. Аксаковы. Спб., 1998. 365 с.

14. Анненкова Е.И. Гоголь и Аксаковы JI.,1983. 48 с.

15. Анненкова Е.И. Миросозерцание Аксаковых (вера нравственность -идеология)//Журнал Института богословия и философии, 1996, №3-4. С.105-121.

16. Арапов П.Н. Летопись русского театра. Спб., 1861. 387 с.

17. Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М., 1986. 168 с.

18. Белинский В.Г. О драме и театре: В 2-х т. М., 1983.

19. Белокопытова О.Н. У истоков русского мемуарного автобиографического романа//Воронежский гос. пед. институт. Известия. Т. 104. Воронеж, 1970. С.35-48.

20. Березина В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (18261839). Л, 1965. 102 с.

21. Березина В.Г. Русская журналистика первой четверти XIX века. Л., 1965. 90 с.

22. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М.-Л., 1952. 572 с.

23. Веневитинов Д.В. Полн. собр. соч. М.-Л., 1934.

24. Вигель Ф.Ф. Записки. T.l. М., 1928. 377 с.

25. Возникновение русской науки о литературе. М., 1975. 464 с.

26. Войтоловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л., 1982. 220 с.

27. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века.1. М.,1960. 375с.

28. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. 463 с.

29. Гаранина Н.С. Стиль русской театральной критики (XIX-XX веков). М., 1970. 80 с.

30. Геллер Т.А. С.Т. Аксаков переводчик Мольера//Казанский пед. институт. Ученые записки. Вып. 138. Казань, 1974. С.118-138.

31. Глинка С.Н. Записки С.Н. Глинки. Спб., 1895. 384 с.

32. Горнфельд А.Г. С.Т. Аксаков//Горнфельд А.Г. О русских писателях. Спб., 1912. Т.1. с.27-47.

33. Григорьев A.A. Воспоминания. М.-Л., 1930. 696 с.

34. Григорьев A.A. Эстетика и критика. М., 1980. 496 с.

35. Грицанова М.В. Жанровое своеобразие повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»//Проблемы метода и жанра. Вып. 18. Сб. ст. Томск, 1994. С.171-182.

36. Гудовичев В.Н. С.Т. Аксаков театральный педагог//Московский институт культуры. Ученые записки. Вып. 17. М., 1969. С.270-290.

37. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни: (Мемуары). М., 1998. 758 с.

38. Досталь М.Ю. Аксаковские чтения в Абрамцево//Советское славяноведение, 1985, №2. С.118-120.

39. Дризен Н. Драматическая цензура двух эпох. Пг., 1917. 345 с.

40. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века. Л., 1982. 269 с.

41. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980.318 с.

42. Жемчужный И.С. У истоков реалистических традиций русского театра (С.Т. Аксаков и М.С. Щепкин)//Проблемы традиций в литературе. Сб. ст. Курск, 1995, с.13-22.

43. Жуковский В.А. Эстетика и критика. Сб. ст. М., 1985. 431 с.

44. Жихарев С.П. Записки современника. М.-Л., 1955. 834 с.

45. Заманская В.В. Родовая концепция и нравственная программа С.Т. Аксакова: (На материале «Семейной хроники»)//Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. Сб. ст. Магнитогорск, 1994. С.129-136.

46. Зотов Р. Театральные воспоминания. Автобиографические записки. Спб., 1859. 125 с.

47. Игнатов И.Н. Театр и зрители. М., 1916. 340 с.

48. Ильченко С.Н. Театральная деятельность A.A. Шаховского. Автореферат диссертации. М., 1989. 25 с.

49. Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. трудов. М., 1988. 340 с.

50. История русского драматического театра: В 7-ми т. Т.2-4. М., 1977.

51. История русского драматического театра от его истоков до конца XX века. М., 2005. 736 с.

52. История русской журналистики. М., 1991. 320 с.

53. История русской журналистики XVIII-XIX вв. М., 1963. 516 с.

54. Калмановский Е. Перед третьим веком: (К 200-летию со дня рождения писателя С.Т. Аксакова)//Нева, 1991, №10, с. 167-171.

55. Каратыгин П.А. Записки: В 2-х т. Л., 1929-1930.

56. Катенин П.А. Избранное. М., 1989. 239 с.

57. Катенин П.А. Размышления и разборы. М., 1981. 374 с.

58. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. 439 с.

59. Книга. Исследования и материалы. М., 1959. Сб.1. 321 с.

60. Королева Н.В., Лапкина Г.А. История русской театральной критики. Вып.2. Л., 1976. 112 с.

61. Кошелев В.А. Время Аксаковых//Литература в школе, 1993, №4, с.9-16.

62. Кошелев В.А. Сергей Тимофеевич Аксаков//Вестник истории, литературы, искусства. Т.1. М., 2005. С.386-399.

63. Крути И. С.Т. Аксаков в истории русской театральной критики//Театр. Сб. ст. и материалов. М., 1945, с.183-199.

64. Кряжева В.П. К вопросу об эстетических взглядах С.Т. Аксакова//Ленинградский пед. институт им. Герцена. Ученые записки. Т.273. Л., 1965, с.32-49.

65. Кряжимская И. Из истории русской театральной критики конца XVIII -начала XIX века// XVIII век. Сб. АН СССР, 1959. сб.4. С.206-230.

66. Кугель А.Р. Профили театра. М., 1929. 276 с.

67. Кулешов В.И. История русской критики XVIII-XIX веков. М., 1978. 526 с.

68. Лапкина Г.А. История русской театральной критики. Вып.1. Л., 1975. 87 с.

69. Литературная критика 1800-1820-х годов. Сб. ст. М., 1980. 343 с.

70. Литературное семейство Аксаковых. Сб. ст. Самара, 1993. 480 с.

71. Лобанов М.П. Сила любви к России: К 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова//Молодая гвардия, 1991, №9. С.247-255.

72. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. М., 2005. 354 с.

73. Ломунова М. Неужели так трудно понять простоту нашей жизни//Россия молодая, 1996, №11. С.22-30.

74. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). Спб., 1997. 399 с.

75. Лотман Ю.М. Избранные работы: В 3-х т. Таллин, 1992.

76. Любимов Б.Н. Введение в театроведение. Программа для театральных вузов. М., 1999. 13 с.

77. Любимов Б.Н. Действо и действие. Том 1. М., 1997. 520 с.

78. Любович Н. Забытые и неизвестные страницы (К 100-летию со дня смерти С.Т. Аксакова)//Вопросы литературы, 1959, №5, с.145-158.

79. Майков В.Н. Н.В. Гоголь и С.Т. Аксаков. К истории литературных влияний. Спб., 1892. 24 с.

80. Манн Ю.В. Поэзия критической мысли//Новый мир, 1961, №5, с.230-245.

81. Манн Ю.В. Русская философская эстетика (1820-1830-е гг.) М., 304 с.

82. Манн Ю.В. Семья Аксаковых. М., 1992. 399 с.

83. Марков П.А. О театре: В 4-х т. Т.1. М., 1974-77.

84. Марков П.А. Фиксация актерской игры (К вопросу построения науки театра)//Театральная критика: история и теория М., 1989. С.247-275.

85. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Т. 1-3. М., 1941-1949.

86. Машинский С.И. Из истории цензорской деятельности С.Т. Аксакова (По новым материалам)//Известия Академии Наук СССР. Отдел лит-ры и языка. Т. 18. Вып.З. 1959, с.239-252.

87. Машинский С.И. Новые материалы о С.Т. Аксакове//Известия Академии Наук СССР. Отдел лит-ры и языка. Т. 14. Вып.З. 1955, с.239-254.

88. Машинский С.И. С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество. М., 1961. 543 с.

89. Машинский С.И. С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество. М., 1973. 575 с.

90. Машинский С.И. С.Т. Аксаков (К столетию со дня смерти). М., 1959. 31 с.

91. Машинский С.И. С.Т. Аксаков и русский театр/Юктябрь, 1959, №5 с. 174184.

92. Медведева ИН. Екатерина Семенова. Жизнь и творчество трагической актрисы. М., 1964. 318 с.

93. Миллер О. С.Т. Аксаков//Миллер О. Русские писатели после Гоголя. Т.З. Спб., 1888, с. 1-62.

94. Михайловский В.А. Хроника императорских московских театров. Сезоны 1806-1829//Ежегодник императорских театров. П., 1914. с.1-56.

95. Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX века. М.-Л., 1959. 430 с.

96. Нагибин Ю.М. Сергей Тимофеевич Аксаков/УНагибин Ю.М. Время жить. М, 1987, с.282-308.

97. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М. 1972. 575 с.

98. Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII-XIX веков. Курс лекций. М., 1994. 182 с.

99. Нечаева B.C. Кому принадлежат статьи, подписанные П.Щ.?//Известия Академии Наук СССР. Отдел лит-ры и языка. Вып.1. Т.15. 1956, с.38-51.

100. Осовцов С. С.Т. Аксаков или Н.И. Надеждин?//Русская литература, 1963, с.93-104.

101. Осовцов С. С.Т. Аксаков и Н.И. Надеждин в театрально-критическом отделе «Молвы»//Русская литература, 1965, №2, с. 134-148.

102. Острогорский В.П. Сергей Тимофеевич Аксаков: Критико-биографический очерк. Спб., 1901. 131 с.

103. Очерки истории русской театральной критики. Кн.1-3. Л., 1975-79.

104. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2-х т. М.-Л., 1950. Т.1.

105. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. 442 с.

106. Пахомов H. М.С. Щепкин и С.Т. Аксаков//Театр, 1963, №8, с. 186-188.

107. Переписка Аксаковых с Н.В. Гоголем//Переписка Н.В. Гоголя: В 2-х т. М., 1988. Т.2

108. Переписка С.Т. и И.С. Аксаковых с И.С. Тургеневым/УПереписка И.С. Тургенева: В 2-х т. М., 1986. Т.1.

109. Периодическое издание Вольного общества любителей словесности, науки художеств. Спб., 1804. кн.1.

110. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. Л., 1971. 199 с.

111. Пивоварова Н.С. Театр и драматургия второй четверти Х1Х//Историярусского драматического театра от его истоков до конца XX века. М., 2005.

112. Пивоварова Н.С. Теория актерского искусства в эстетике A.A.1. Григорьева//

113. Театральная критика: история и теория. Сб. М., 1989. С.24-75.

114. Пивоварова Н.С. Эстетический гуманизм русской сентиментальной драмы//Друг несчастных, или Пробуждение сердца: Драматургиярусскогосентиментализма. М., 2005. С.3-32.

115. Погожев В.П. Столетие организации императорских московских театров.

116. Вып. 1, кн. 1-3. Спб., 1906.

117. Покровский К. Историко-бытовой и этнографический материал в произведениях Аксакова. М., 1911. 19 с.

118. Полевой H.A., Полевой К.А. Литературная критика: Ст. и рецензии. 1825-1842. Л., 1990. 588с.

119. Прокшин В. Сергей Тимофеевич Аксаков//Литературная Башкирия, Альманах, №13 СЛ11-117.

120. Пушкин A.C. О литературе. М.-Л, 1934. 679 с.

121. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10-ти т. Т. 7. М.-Л., 1949.

122. Пырков В. "Слово, влажное от слез.". К 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова//Волга, 1991, №9, с. 187-191.

123. Родина Т.М. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961. 319 с.

124. Русская журналистика XVIII-XIX веков (Из истории жанров). Л., 1969. 168 с.

125. Русская журналистика XVIII-XIX вв.: Тексты. М., 1986. 316 с.

126. Русская критика XVIII-XIX веков. Сб. ст. М., 1978. 447 с.

127. Русская периодическая печать (1702-1894). М., 1959. 835 с.

128. Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. Сб. ст. М., 1982. 544 с.

129. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века в 2-х т. М., 1974.

130. Русский театр и общественное движение (конец XVIII начало XIX вв.). Сб. Л., 1984. 139 с.

131. Сергей Тимофеевич Аксаков: Его жизнь и сочинения: Сб. ст. М., 1912.258 с.

132. Смирнов В.Л. Аксаковы, их жизнь и литературная деятельность. Спб., 1895. 87 с.

133. Соболев П.В. Очерки русские эстетики первой половины XIX века. Л., 1975. 164 с.

134. Солоухин В. Аксаковские места//Москва, 1976, №8. С. 180-201.

135. Сочинения В.А. Озерова. Спб., 1817. 145 с.

136. Тальников Д.Л. Театральная эстетика Белинского. М., 1962. 414 с.

137. Тамаев П.М. "Записки." С.Т. Аксакова как художественное целое//Жизнь и судьба малых литературных жанров. Иваново, 1996. с.73-82.

138. Театральная критика: история и теория. Сб. М., 1989. 276 с.

139. Тиханов П.Н. Н.И. Гнедич. Несколько данных для его биографии. Спб., 1884. 84 с.

140. Ухожу я в мир природы. (К 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова). Сб. ст. М., 1993. 27 с.

141. Фатеев С.П. Об эволюции мировоззрения С.Т. Аксакова: Письма к сыну Ивану Сергеевичу//Русская литература, 1985, №1, с.187-189.

142. Фельдман О.М. Судьба драматургии Пушкина: "Борис Годунов", "Маленькие трагедии". М., 1975. 310 с.

143. Философов Д.В. Старое и новое: Сб. ст. по вопросам искусства и литературы. М., 1912. 306 с.

144. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. 461 с.

145. Чванов М.А. "Если не будете как дети.". М., 1990. 431 с.

146. Чванов М.А. Корни и крона: Я был в Аксакове. Уфа, 1991. 525 с.

147. Шаховской A.A. Комедии и стихотворения. JL, 1961. 827 с.

148. Шуберт А. Моя жизнь. Л., 1929. 309 с.

149. Щепкин М.С. Жизнь и творчество: В 2-х т. М., 1984.

150. Яновский-Максимов Н.М. Последние годы Багрова-внука. С.Т. Аксаков в Абрамцеве. М., 1966. 215 с.1. Периодические издания:

151. Аглая, 1810, ч.12, кн.2; 1812, ч.13, кн.З.168. Антракт, 1868, №25.

152. Атеней, 1828, ч.1-6, №1-24; 1829, ч.1-4, №1-24, 1830, ч.1-4, №1-24.

153. Библиотека для чтения, 1834, т. 1-7.

154. Благонамеренный, 1820, №1; 1822, №16; 1825, №1-38; 1826, №1-12.

155. Вестник Европы, 1806, №23-24; 1809, №21-23, 1811, №18; 1817, №5; 1824, №1; 1825, №№1,2,4,6,10,23,24.172. Время, 1861, №3.

156. Галатея, 1829, ч. 1-10, №№1-23, 43-51; 1830, ч.11-18, №№1-26, 35-42.

157. Драматический альбом для любителей театра и музыки на 1826 год, М., 1826.

158. Драматический вестник, 1808, ч.1-4, №№1-6, 8-14, 16, 17, 20-24, 39, 54, 59, 60, ч.5-6 Прибавления.

159. Драматическое прибавление к Московскому вестнику, 1828, №1-5.

160. Журнал Драматический, 1811, №№1-11.178. Лицей, 1806, ч.2, кн. I.

161. Молва, 1831, №17, 21, 25, 33, 38; 1832, №31, 35, 48-49; 1833, №44-47; 1835, №17,№19; 1857, №1.

162. Московский вестник, 1827, №№8,16,17,23,24; 1828, №№1,2,5,9,12,16,18-22; 1830, №№1-3,5,8,10.

163. Московский наблюдатель, 1835, ч. 1. кн. 1.

164. Московский телеграф, 1825, ч.1-6, №1-24; 1826, 4.7-12, №1-24; 1827, 4.13-18, №1-24; 1828, 4.19-24, №1-24; 1829, 4.25-30, №1-24; 1830, 4.31-36, №1-24; 1831, 4.37-42, №1-24, 1832, 4.43-48, №1-24; 1833, 4.49-54, №1-24; 1834, 4.55-56.

165. Невский зритель, 1820, № 1.184. Патриот, 1804, ч.П, май.

166. Полярная звезда на 1825 год, Спб., 1825.

167. Репертуар и Пантеон, 1842, №5; 1847, № 1.

168. Репертуар русского театра, 1840, кн.2,3, 11.

169. Русский вестник, 1817, №1; 1861, №3.

170. Русский художественный архив, 1892, вып. И.

171. Русское обозрение, 1894, №9.

172. Северная пчела, 1825, №№1-5, 12-28,48-54; 1826, №№ 28-49, 103,106-132; 1828, №№ 52-84; 1830 №№37, 56-81.

173. Северный вестник, 1804, №2,3,12; 1805, ч.УП, июль.

174. Северный наблюдатель, 1817, №№5,19.

175. Современник, 1851, №6; 1854, №8.

176. Старые годы. 1911, кн.УП-1Х.

177. Телескоп, 1831, ч.1-6, №1-24; 1832, 4.7-12, №1-24; 1833, 4.13-18, №124; 1834, №№1-18, 24-48; 1835, №1-16; 1836, №1-16.

178. Труды Вольного общества любителей российской словесности, 1822. ч.ХУП.

179. Цветник, 1809, №№1,2,5,6,8,10; 1810, №№2,5,7-9.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.