Нарративные стратегии в трилогии У. Голдинга "На край земли" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ласточкина, Анна Сергеевна

  • Ласточкина, Анна Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 204
Ласточкина, Анна Сергеевна. Нарративные стратегии в трилогии У. Голдинга "На край земли": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2011. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ласточкина, Анна Сергеевна

Введение.

Глава 1. Опыт изучения трилогии Голдинга и его перспективы.

Глава 2. «Ритуалы плавания»: мнимое знание и неудобная правда.

Глава 3. «В непосредственной близости»: планы и непредсказуемая жизнь.

Глава 4. «Огонь внизу»: стереотипы и иные мировоззрения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нарративные стратегии в трилогии У. Голдинга "На край земли"»

Данное исследование посвящено последнему изданному при жизни автора произведению выдающегося британского романиста Уильяма Джеральда Голдинга (1911-1993) «На край земли. Морская трилогия». Всемирная слава к выпускнику Оксфорда, школьному учителю и военному моряку Голдингу пришла после публикации первого романа «Повелитель мух» (1954). И хотя ни одно из последующих произведений автора не смогло повторить ошеломляющий успех этого романа, писатель продолжал на протяжении всего творческого пути вызывать неизменный интерес читателей и исследователей.

Наследие Голдинга принято условно делить на два периода: ранний и поздний. Предпосылкой для такого деления послужил многолетний перерыв между романами «Пирамида» (1967) и «Зримая тьма» (1979), за время которого Голдинг выпустил лишь сборник новелл «Бог-скорпион» (1971).

Вторичный выход Голдинга на литературную арену был не только долгожданным, но и чрезвычайно успешным. Популярность у читателей была подтверждена присуждением автору Нобелевской премии по литературе (1983) и возросшим интересом исследователей. Из всех поздних произведений Голдинга наибольший успех в Великобритании имел роман «Ритуалы плавания» (1980), получивший литературную премию Букер (1980).

Продолжением истории, начатой в «Ритуалах плавания», стали романы «В непосредственной близости» (1987) и «Огонь внизу» (1989). В 1991 году эти три произведения были объединены под одной обложкой и изданы под названием «На край земли. Морская трилогия». В 1993 году Голдинг умер, оставив незавершенным роман «Двойной язык», который был собран из черновиков и опубликован посмертно. Трилогия, таким образом, осталась финальным произведением Голдинга, подводящим итог творческого пути писателя.

Романы Голдинга характеризуются, с одной стороны, большим разнообразием (каждый из них оригинален и на сюжетном, и на формальном уровне), с другой - множеством общих сквозных тем и мотивов, а главное -ярко выделяющейся дидактической составляющей. Во всех романах отчетливо видна попытка активного общения с читателем, направленного на то, чтобы заставить читателя что-то увидеть, понять, о чем-то задуматься. Благодаря этим чертам произведения создают некую общность, единый текст, превращаясь в продолжительный разговор. Именно поэтому финальная трилогия представляется, скорее, последними словами известного автора в диалоге с читателем, нежели просто очередным произведением.

Данное обстоятельство придает исследованию трилогии особое значение при изучении истории творчества Голдинга и особенностей его позднего периода. Для того, чтобы проследить в трилогии проявление знакомых читателю чер т в новом преломлении, необходимо изучение различных уровней организации произведения: фабульного, идейного, формального. Нам представляется, что важное место должно быть отведено формальному уровню, поскольку к позднему периоду он обретает в романах Голдинга все большую сложность и смысловую наполненность. Изучение особенностей наррации, повествовательных инстанций и композиции позволяет, не уходя в сферу отвлеченного философствования, увидеть произведение как художественное целое, а также способствует более полному видению сложной идейной составляющей.

Методология исследования. Методологическая база данного исследования неоднородна и сформирована, исходя из особенностей материала и целей работы. Главным образом, следует упомянуть исследования композиции Ю.М.Лотмана, точки зрения Б.А.Успенского, повествовательных инстанций В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, а также работы западных нарратологов Ж.Женетта, М.Бал, В.Шмида. Кроме того, четкая ориентация текста на скрытый диалог с читателем делает необходимым обращение к исследованиям, посвященным изучению категории читателя, в частности, работам В.Изера, У.Эко. В раскрытии темы учтены выводы зарубежных и отечественных литературоведов о творчестве У. Голдинга в целом и о трилогии в частности.

Основной целью данного исследования является изучение нарративных стратегий в трилогии Голдинга «На край земли» в связи с идейно-дидактической составляющей произведения.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих исследовательских задач:

1. Изучить особенности повествовательных инстанций;

2. Изучить композиционные особенности;

3. Рассмотреть и классифицировать приемы воздействия на читателя;

4. Выявить взаимосвязи и взаимную обусловленность формального и идейного уровней.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, значительным местом морской трилогии в творческом наследии Голдинга и, с другой стороны, недостаточной изученностью романов трилогии, в особенности, их формального аспекта.

Научная новизна. В зарубежной и отечественной науке есть статьи и монографии, посвященные трилогии Голдинга. Некоторые из них выявляют и описывают отдельные формальные особенности романов трилогии. Однако комплексный анализ нарративных стратегий, позволяющий описать и классифицировать приемы воздействия на читателя, предпринимается в данном исследовании впервые. Новым применительно к произведениям Голдинга оказывается и нарратологический подход, который, в сочетании с рецептивной методологией, позволяет более подробно проследить взаимосвязь сложной художественной формы с не менее сложным идейным уровнем и тем самым раскрыть романы как образцы сложной, субъективной дидактики позднего Голдинга.

Теоретическая значимость диссертации. Работа находится в русле современных нарратологических исследований, демонстрирует возможности нарратологии, усиленной методами рецептивной эстетики, в изучении идейного целого произведения, вносит вклад в исследование разнообразных модификаций повествования с диегетическим нарратором, показывает преимущества линейного анализа, позволяющего проследить аккумуляцию смыслов и эволюцию проходящих через все произведение особенностей, приемов, тем и мотивов.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для создания научных работ, посвященных как творчеству У. Голдинга в целом, так и развитию нарратологии как литературоведческой дисциплины, а также для разработки вузовских лекционных курсов по истории зарубежных литератур и специализированных курсов по истории английской литературы второй половины XX века.

Структура работы. Работа состоит из четырех глав, введения, заключения и списка литературы, насчитывающего 114 наименований, из них 39 на английском языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ласточкина, Анна Сергеевна

Выводы

1. Третий роман трилогии, в отличие от двух предыдущих, является не дневником, а цельным ретроспективным рассказом. Следовательно, необходимо учитывать сравнительно большие возможности нарратора в отборе релевантной информации и композиционном построении своего произведения. Значительная временная дистанция разделяет Эдмунда-персонажа и Эдмунда-рассказчика, что почти превращает последнего во всеведущего автора. В тексте присутствуют сознательные приемы воздействия на читателя, исходящие от нарратора.

2. Постепенно в романе на первый план выходит тема противостояния человека и природы, а также тема смерти. Ощутить близость смерти и, фактически, встретиться с ней предстоит всем персонажам.

3. Если в первом романе присутствовало противопоставление теоретического знания о жизни и окружающих людях и знания настоящего, приходящего с опытом, во втором романе подверглись испытаниям планы Эдмунда на будущее и его жизненные приоритеты, то в третьем романе ставятся под сомнение уже мировоззренческие основы личности Эдмунда.

4. В конце романа и трилогии читатель ожидает ответов на многие вопросы, но финал вместо этого еще больше дезориентирует читателя, вновь оживляя в сжатой форме различные темы трилогии и окончательно опровергая читательские ожидания. Антикульминационный и трагический финалы предлагают два противоположных ответа на вопрос о значении описанных в романе событий, в то время как третий, счастливый финал и вовсе снимает вопрос. Настоящий финал, сон, еще раз подтверждает, что окончательные ответы и Эдмунд, и читатель могут найти только внутри себя.

Заключение

В данной работе объектом рассмотрения стала трилогия Голдинга, основное внимание было направлено на соотношение формальных особенностей организации текста (повествовательных инстанций, наррации, композиции, точек зрения) и его идейной составляющей (познания жизни и самопознания человека). Исследование проводилось линейным образом, последовательно от начала до конца трилогии, что позволило проследить аккумуляцию смыслов и эволюцию проходящих через все произведение особенностей, приемов, тем и мотивов.

В центре читательского внимания в романах трилогии Голдинга оказывается тот путь познания жизни и самопознания, который проделывает центральный персонаж и главный носитель речи Эдмунд Тальбот. Одновременно подобный путь, частично пересекающийся, а частично отличный от пути Эдмунда, предлагается и даже неизбежно навязывается читателю.

Основная философская оппозиция трилогии — мнимое знание (книги, стереотипы, предрассудки) и понимание истинной сложности жизни (тайна природы, человеческой души). Этот путь проявляется в тексте многократно: и на уровне трилогии в целом, и на уровне каждого романа, и на уровне эпизода, а также относительно отдельно взятых тем (например, постепенное раскрытие какого-либо персонажа, который то исчезает с горизонта, то появляется вновь). Данный идейный принцип реализуется благодаря многочисленным формальным приемам: появление множественных точек зрения, признаки, указывающие на ненадежность нарратора, параллелизм персонажей и ситуаций, неожиданным образом заполняемые информационные лакуны.

Прошлое и настоящее, известное и новое ведут бесконечную полемику. Новое, появляясь, полемизирует со старым, а затем само становится прошлым, но продолжает жить, ведя полемику с более новым. Значение описываемых в романе событий осознается не сразу, а накапливается от эпизода к эпизоду, а также, в рамках трилогии, от романа к роману. Ничто в трилогии нельзя назвать прошлым. То, что является прошлым в строго временном плане, продолжает свое существование, обретая новые смыслы в новых контекстах. Причем это может быть связано со значением события в причинно-следственном ряду или с прошлым опытом, влияющим на мысли и поступки персонажей (например, история Колли, которую постоянно вспоминает Эдмунд). А может быть связано и со скрытой полемикой с читателем, в которой новая информация, появляясь в тексте, является скрытым возражением на нечто уже известное из романа или на предполагаемые взгляды й воззрения абстрактного читателя. Часто эти аспекты присутствуют вместе. Получается, что в романе накапливается огромное количество смыслов, дополняющих друг друга и одновременно противоречащих друг другу. И это не может не привести к тотальному сомнению.

Таким образом, в финальном произведении, с одной стороны, можно увидеть напряженный диалог с читателем, яркую дидактическую составляющую, характерную для всего творчества автора, но, с другой стороны, этот дидактизм соседствует с сомнением. Произведение учит пониманию относительности очевидного и необходимости самостоятельно мыслить, видеть и пытаться понять больше.

Возникает вопрос, не значит ли это, что из текста Голдинга уходит моральный аспект, а понятия добра и зла окончательно смешиваются, как это могло бы показаться при некритическом экстраполировании теорий о

123 постмодернизме на позднее творчество автора. Ответ на этот вопрос отрицательный, потому что из произведений трилогии следует, что сложность жизни и человеческой души не отменяет имплицитно присутствующих моральных критериев. То, что неприятный человек обладает достойными

123 Подобное было и в оценках раннего творчества У. Голдинга, произведения которого почти безоговорочно приписывали экзистенциализму. Тогда как Голдинг в действительности выступал скорее как острый критик этого модного в то время способа философствования. качествами, а положительный герой демонстрирует слабости, не отменяет оппозицию добра и зла. Однако отличить одно от другого иногда оказывается сложно. Сделать это автор предлагает читателю, заглянув внутрь себя. То, что в романах присутствуют многочисленные отсылки к читателю, который становится участником действия, а многие вопросы, не находя прямых ответов, оказываются в сфере его ответственности, указывает на древнюю мудрость: познай самого себя.

В свете вышеизложенного, нам представляется продуктивным дальнейшее изучение позднего творчества Голдинга с акцентом на проявление дидактической составляющей через формальные особенности, что позволяет выявлять позицию автора по таким актуальным для эпохи проблемам как тотальное сомнение, которое нашло яркое эксплицитное выражение в неоконченном романе «Двойной язык».

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ласточкина, Анна Сергеевна, 2011 год

1. Голдинг У. Зримая тьма ; Ритуалы плавания / У. Голдинг. — СПб. : Симпозиум, 2000. 541 с. - (Собрание сочинений).

2. Golding W. A moving target / W. Golding. London : Faber & Faber, 1982. -224 p.

3. Golding W. Close quarters / W. Golding. London : Faber & Faber, 1987. -281 p.

4. Golding W. Fire down below / W. Golding. London : Faber & Faber, 1989. -313 p.

5. Golding W. Rites of passage / W. Golding. London : Faber & Faber, 1980. -278 p.1. Исследования

6. Агеева E.H. Проблема жанров и жанровых вариантов в творчестве У. Голдинга // Жанровая теория на пороге тысячелетий : IX ежешд. междунар. конф. Рос. ассоц. преподавателей англ. лит. : сб. тез. и материалов. М., 1999. - С. 20-21.

7. Агеева Е.Н. Уильям Джеральд Голдинг (1911-1993): истоки литературной судьбы // Язык и речь: методические, лингвистические и страноведческие аспекты : межвуз. сб. науч. тр. / Примор. гос. с.-х. акад. -Уссурийск, 1998.-С. 155-160.

8. Алеева Е.З. Художественный мир Уильяма Голдинга: автореф. дис. . канд. филол. наук / Алеева Е.З. ; Нижегор. гос. пед. ин-т им. A.M. Горького. Н. Новгород, 1993. - 16 с.

9. Алеева Е.З. Библейские мотивы в творчестве У. Голдинга // Библия и национальная культура : межвуз. сб. науч. ст. / Перм. ун-т ; отв. ред.

10. Н.С. Бочкарева. Пермь, 2005. - С. 123-126. Ю.Анджапаридзе Г.А. Мудрец из Солсбери // Анджапаридзе Г.А. Не толькоо детективе : сб. ст. М. : Вагриус, 2003. - С. 361-367. 11 .Анджапаридзе Г.А. Уильям Голдинг / Г.А. Анджапаридзе,

11. B.А. Скороденко // Английская литература, 1945-1980 / отв. ред. А.П. Саруханян. -М. : Наука, 1987. С. 137-157.

12. Аникин Г.В. Философско-аллегорический роман Уильяма Голдинга // Аникин Г.В. Современный английский роман. — Свердловск: Урал, рабочий, 1971.-С. 186-215.

13. Анцыферова О.Ю. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса / О.Ю. Анцыферова. Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2004. —466 с.

14. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. — 1978. — № 4. —1. C. 6-13.

15. Байлс Дж. Беседы Уильяма Голдинга / сост., пер. с англ. и вступ. И. Левидовой // Иностр. лит. 1973. - № 10. - С. 204-219.

16. Баршг К.А. Русское литературоведение XX века : учеб. пособие : в 2 ч. / К.А. Баршт. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.Н. Герцена, 1997. - 474 с.

17. Белов С.Б. Если рушится человек: Уильям Голдинг и Энтони Берджесс // Белов С.Б. Бойня номер «X» : литература Англии и США о войне и военной идеологии. -М. : Советский писатель, 1991. С. 133-155.

18. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В.Виноградов. -М. : Высш. шк., 1971.-240 с.

19. Виноградов В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. -М. : Наука, 1980.-362 с.

20. Владимирова Н.Г. Текст, метатекст и интертекст в трилогии У. Голдинга «На край земли: морское путешествие» // Проблемы гуманитарного знания: на рубеже веков : тез. науч.-практ. конф. / отв. ред. Э.Я. Фесенко. Архангельск : ПТУ, 1999. - С. 91-93.

21. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир : поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н.Г. Владимирова. — Великий Новгород : Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 270 с.

22. Галактионова О.В. Проблема самоубийства в романе Голдинга «Ритуалы плавания» // Тезисы докладов аспирантов, соискателей и студентов / ХНауч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов Новгор. гос. ун-та. — Великий Новгород, 2003. — С. 33—34.

23. Грищенков Р.В. Мифотворец из Солсбери: предисловие // Голдинг У. Шпиль. СПб. : Кристалл, 2000. - С. 5-11.

24. Дубашинский И.А. Концепция времени в романах У. Голдинга // Пространство и время в литературе и искусстве / Даугавпил. пед. ин-т им. Я.Э. Калнберзина. Даугавпилс, 1984. - С. 84-85.

25. Женетт Ж. Фигуры : в 2 т. / Ж. Женетт. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998.-Т. 1.-472 с. ; Т. 2.-470 с.

26. Западное литературоведение XX века: энциклопедия. М. : Intrada, 2004.-560 с.

27. ЗО.Зинде М.М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа: автореф. дис. . канд. филол. наук /

28. Зинде М.М. ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М., 1979. - 26 с.

29. Ивашева В.В. В споре о человеке: Голдинг от «Повелителя мух» до «Зримой тьмы» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1980. - № 5. -С. 36-43.

30. Ивашева В.В. Литература Великобритании XX века /В.В. Ивашева. — М. : Высш. шк., 1984. 488 с.

31. Ивашева В.В. Патриарх из Солсбери: Уильям Голдинг. 1911 // Ивашева В.В. Английские диалоги : этюды о современных писателях. -М. : Советский писатель, 1971. С. 353-377.

32. Ивашева В.В. Роман с философской тенденцией. Айрис Мердок. Уильям Голдинг // Ивашева В.В. Что сохраняет время: литература Великобритании, 1945-1977. М. : Советский писатель, 1979. - С. 161— 195.

33. Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория : антология / сост., пер., примеч. И.В. Кабановой. — М. : Флинта : Наука, 2004. С. 201-225.

34. Илюкович А. Уильям Голдинг // Илюкович А. Согласно завещанию : заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. — М. : Кн. палата, 1992. С. 450-453.

35. Ищенко О.В. Язык как насилие в романе У. Голдинга «Повелитель мух» // Социальная власть языка: сб. науч. тр. Воронеж: ВГУ, 2001. -С. 151-153.

36. Клёцкина O.A. Пространственно-временной континуум в системе поэтики трилогии У. Голдинга «На край земли: морское путешествие» :дис. . канд. филол. наук / Клёцкина O.A. ; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2004. - 225 с.

37. Лихачев Д.С. Избранные работы : в 3 т. / Д.С. Лихачев. Л. : Худож. лит., 1987.-656 с.

38. Лихачев Д.С. О филологии / Д.С.Лихачев. — М. : Высш. шк., 1989. -208 с.

39. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб. : Искусство-СПб, 1998. - С. 14-285.

40. Макарова И.С. Аллюзии и реминисценции в морской трилогии У. Голдинга «На край света» // Текст: теория и методика в контексте вузовского образования : сб. науч. тр. и материалов II Междунар. конф. / Тольят. гос. ун-т. — Тольятти, 2006. — С. 161—164.

41. Макарова И.С. Библейские образы в морской трилогии Уильяма Голдинга // Филологические записки. СПб., 2007. - С. 40-44.

42. Макарова И.С. Морская трилогия Уильяма Голдинга как социально-философское иносказание: проблематика и символика : автореф. дис. . канд. филол. наук / Макарова И.С. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2009. - 23 с.

43. Макарова И.С. Образы подростков в произведениях Уильяма Голдинга // Детство как литературный дискурс : материалы Второй межвуз. науч.-метод. конф. СПб. : Дума, 2008. - Вып. 2. - С. 22-26.

44. Макарова И.С. Путешествие к антиподам: аллегорическое изображение Британской империи в морской трилогии У. Голдинга // Зап. С.-Петерб. горного ин-та им. Г.В. Плеханова. 2008. - Т. 175. - С. 141-142.

45. Минц Б.А. Роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» как образец английской философско-аллегорической прозы: автореф. дис. . канд. филол. наук / МинцБ.А. ; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. -Л., 1988.- 16 с.

46. Новиков В. Предисловие // Голдинг У. Повелитель мух. СПб. : Азбука-классика, 2004. - С. 5-10.51 .Подлипская Е. Проблема цивилизации в философских романах Уильяма Голдинга // Звезда Востока. 1973. - № 10. - С. 185-191.

47. Путешествие продолжается : о новом романе У. Голдинга «В непосредственной близости» // Иностр. лит. — 1988. — № 3. — С. 243-244.

48. Рудич Ж.Н. Социально-мировоззренческие мотивы в языке романов У. Голдинга / Ж.Н. Рудич. Новороссийск : НГМА, 2004. - 35 с.

49. Скороденко В.А. Послесловие // Голдинг У. Шпиль. — СПб. : Азбука, 2000. С. 262-269.

50. Скороденко В.А. Притчи Уильяма Голдинга // Голдинг У. Шпиль, и другие повести : пер. с англ. М. : Прогресс, 1981. - С. 5-22.

51. Стояновская Е. Уильям Голдинг, сочинитель притч : по материалам беседы с англ. романистом в ред. журн. «Иностр. лит.». // Иностр. лит. — 1968.-№2.-С. 259-261.

52. Струкова Т.Г. «Морская трилогия» У. Голдинга: традиция и новаторство / Т.Г. Струкова. — Воронеж : Воронеж, гос. ун-т, 2000. — 136 с.

53. Струкова Т.Г. Антропология У. Голдинга // Литература в диалоге культур : материалы 5-й Междунар. науч. конф. — Ростов н/Д, 2007. — С. 208-211.

54. Струкова Т.Г. Единство во множестве: «Морская трилогия» У. Голдинга ; У. Голдинг о возможности «трансляции»; Имена, цифры, тайны // Струкова Т.Г. Литературная мозаика. Воронеж : ВГУ, 2005. - С. 189— 241.

55. Структурализм: «за» и «против» : сб. ст. / пер. с англ., фр., нем., чеш., пол. и болг. яз. под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. — М. : Прогресс, 1975.-469 с.

56. Татару Л.В. Точка зрения и ритм композиции нарративного текста: (на материале произведений Дж. Джойса и В. Вулф) : автореф. дис. . д-ра филол. наук / Татару Л.В. ; Сарат. гос. ун-т им. Ы.Г. Чернышевского. — Саратов, 2009. 48 с.

57. Тимофеев В.Г. Между раем и адом // Голдинг У. Свободное падение. -СПб. : Азбука, 2000. С. 307-316.

58. Тимофеев В.Г. Уроки Джона Фаулза / В.Г. Тимофеев. СПб. : Издательство Филологического факультета, 2003. — 112 с.

59. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса: («Архиерей» А.П. Чехова) / В.И. Тюпа. Тверь : ТвГУ, 2001. - 58 с.

60. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. — Новосибирск, 2002. Вып. 5. - С. 5-31.

61. Успенский Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб. : Азбука, 2000.-352 с.

62. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма : структура и семантика / Ф.П. Федоров. М. : МИК, 2004. - 367 с.

63. Филюшкина С.Н. Зарубежная литература XX века: раздумья о человеке.

64. С.Н. Фиюшкина. Воронеж: Издательство им. Е.А.Болховитинова, 2002.- 166 с.

65. Чавлецова C.B. Прагматика имени собственного в романе У. Голдинга «Ритуалы плавания» // Прагматический аспект предложения и текста : межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. — Л. : ЛГПИ, 1990. -С. 91-101.

66. Чамеев A.A. Два мастера английской интеллектуальной прозы // Голдинг У. Повелитель мух ; Чрезвычайный посол / У. Голдинг. Черный принц / А. Мердок. М. : ACT, 2003. - С. 5-20.

67. Чамеев A.A. Мир Уильяма Голдинга // Голдинг У. Повелитель мух ; Наследники ; Чрезвычайный посол. — СПб. : Симпозиум, 2000. — С. 5—29. (Собрание сочинений).

68. Чамеев A.A. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог скорпион. СПб. : Азбука, 2001. - С. 5-30.

69. Эко У. Роль читателя : исследования по семиотике текста / У. Эко ; пер. с англ. и итал. С. Серебряного. СПб. : Симпозиум, 2007. - 502 с.

70. Allen W. Recent Trends in the English Novel // English. 1969. - N 18 (Spring).-P. 2-5.

71. Baker J.R. An Interview with William Golding : recorded at Golding's home near Salisbury, England, on June 5, 1981 // Twentieth century literature. -1982. Vol. 28, N 2 (Summer) : William Golding iss. - P. 130-170.

72. Baker J.R. Critical Essays on William Golding / J.R. Baker. Boston (Mass.) : Hall, 1988. - 197 p.

73. Baker J.R. Golding and Huxley: the Fables of Demonic Possession // Twentieth century literature. 2000. - Vol. 46, N 3 (Autumn). - P. 311-327.

74. Baker J.R. Golding's progress : review // Novel: a forum on fiction. 1973. — Vol. 7, N 1 (Autumn). - P. 62-70.

75. Bien P. Vision of a Latter-day Modernist: William Golding's Nobel Prize // World literature today. 1984. - Vol. 58, N 2 (Spring). - P. 185-188.

76. Biles J.I. Literary Sources and William Golding // South Atlantic bull. 1972. -Vol. 37, N 2 (May). - P. 29-36.

77. Boyd S.J. The novels of William Golding / S.J. Boyd. Brighton (Sussex) ; New York : Hervester press : Martin's press, 1988. — 215 p.

78. Carey J. William Golding: The Man Who Wrote Lord of the Flies / J. Carey. — London : Faber & Faber, 2009. 573 p.

79. Cleve G. Elements of Mysticism in Three of William Golding's Novels / G. Cleve. Turku : Turun yliop., 1986. - 388 p.

80. Coppinger R. Analogous Journeys: William Golding and T.S. Eliot // Modern language studies. 1981. - Vol. 11, N 2 (Spring). - P. 83-87.

81. Crane J. K. Golding and Bergson: the Free Fall of Free Will // The Bull, of the Rocky Mountain Modern Language Assoc. 1972. - Vol. 26, N 4 (Winter). -P. 136-141.

82. Davies C.W. The Novels Foreshadowed: Some Recurring Themes in Early Poems by William Golding // English. 1968. - N 17 (Autumn). - P. 86-89.

83. Dick B.F. «The Novelist is a Displaced Person» : An Interview with William Golding // College English. 1965. - Vol. 26, N 6 (March). - P. 480-482.

84. Dick B.F. William Golding / B.F. Dick. Boston (Mass.) : Twayne, 1987.168 p.

85. Dicken-Fuller N.C. William Golding's Use of Symbolism / N.C. Dicken-Fuller. Lewes (Sussex) : Book Guild, 1990. - 82 p.

86. Gindin J. William Golding / J. Gindin. Basingstoke ; London : Macmillan, 1988.- 124 p.

87. Granofsky R. «Man at an Extremity»: Elemental Trauma and Revelation in the Fiction of William Golding // Modern language studies. 1990. - Vol. 20, N 2 (Spring).-P. 50-63.

88. Gregor I. The Later Golding / I. Gregor, M. Kinkead-Weekes // Twentieth century literature. 1982. - Vol. 28, N2 (Summer) : William Golding iss. -P. 109-129.

89. Kinkead-Weekes M. William Golding : A Critical Study of the Novels / M. Kinkead-Weekes, I. Gregor. London : Faber & Faber, 2002. - 412 p.

90. Medcalf S. William Golding / S. Med calf. Edinburgh: Longman Group, 1975.-43 p.

91. Oldsey B. Salinger and Golding: Resurrection or Repose // College literature. 1979. -Vol. 6, N 2 (Spring). - P. 136-144.

92. Pemberton C. William Golding / C. Pemberton. — London : Longmans : Green & Co., 1969.-30 p.

93. Peter J. The Fables of William Golding // The Kenyon rev. — 1957. -Vol. 19, N 4 (Autumn). P. 577-592.

94. Redpath Ph. William Golding: A Structural Reading of His Fiction. -London ; Totowa (N. J.) : Vision : Barnes & Noble, 1986. 222 p.

95. Sinclair A. Wiliam Golding's The Sea, The Sea // Twentieth century literature. 1982. - Vol. 28, N 2 (Summer) : William Golding iss. - P. 171180.

96. Snaith A. Virginia Woolf's Narrative Strategies: Negotiating Between Public and Private Voices //J. of modem literature. 1996. - Vol. 20, N2 (Winter).-P. 133-148.

97. Stalhammar M.M. Imagery in Golding's The Spire / by M.M. Stalhammar. Goteborg : Acta Universitatis Gothoburgensis, 1977. -140 p.

98. Stape J.H. Fiction in the Wild, Modern Manner: Metanarrative Gesture in William Golding's To the End of the Earth Trilogy // Twentieth century literature. 1992. - Vol. 38, N 2 (Summer). - P. 226-239.

99. Stape J.H. The Artful Equivocation of William Golding's «The Double Tongue» // Twentieth century literature. 2001. - Vol. 47, N3 (Autumn). -P. 391^106.

100. Strongman L. Empire at Sea: William Golding's Rites of Passage II Strongman L. The Booker Prize and the Legacy of Empire. Amsterdam ; New York : Rodopi, 2002. - P. 36-42.

101. Subbarao V.V. William Golding: A Study / V.V. Subbarao. London : Oriental Univ. press, 1987. — 156 p.

102. Sullivan W. William Golding: The Fables and the Art: review // The Sewanee rev. 1963. - Vol. 71, N 4 (Autumn). - P. 660-664.

103. Tiger V. William Golding's «Wooden World»: Religious Rites in Rites of Passage // Twentieth century literature. 1982. - Vol. 28, N 2 (Summer) : William Golding iss. - P. 216-231.

104. William Golding: The Man and His Books : A Tribute on His 75th Birthday / ed. by John Carey. London ; Boston : Faber & Faber, 1986. -191 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.