Национальное самосознание в контексте современных социальных процессов: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ладыгина, Ольга Владимировна

  • Ладыгина, Ольга Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Ладыгина, Ольга Владимировна. Национальное самосознание в контексте современных социальных процессов: философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Ставрополь. 2005. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ладыгина, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.,.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

1.1. Основные подходы к анализу понятия «национальное самосознание».

1.2. Структура национального самосознания.

1.3. Особенности русского национального самосознания и их философркое осмысление.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ И НАЦИОНАЛЬНОГО СПМОСОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 2.1. Формирование новой аксиологической модели русского национального самосознания.

2.2. Отражение в национальном самосознании современных этносоциальных процессов.

2.3. Переселенческие национальные сообщества и их роль в развитии национального самосознания (региональный аспект).ИЗ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное самосознание в контексте современных социальных процессов: философский анализ»

Актуальность темы исследования. Особенностью современного развития национальных отношении в мире вообще и в России в частности является то, что объективная логика социокультурных процессов приводит к нарастанию интеграции между нациями. Одновременно усиливаются их стремление к сохранению и укреплению своего национального достояния, что является свидетельством роста национального самосознания. Осуществляя интегрирующую функцию, национальное самосознание влияет на формы и способы социализации личности, на специфику внутринациональных связей, устанавливает характер межнационального взаимодействия. Этим определяется значение самосознания в жизнедеятельности нации. Национальная специфика развития Рорсии является, по утверждению многих исследователей, доминирующей характеристикой, поэтому изучение форм проявлений национального самосознания с опорой на историю его становления востребована насущными потребностями развития социальной реальности.

Для развития российского общества XX века характерны противоположные по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапы развития, что привело общество к < отходу от социально-экономической к этносоциальной идентификации. В стремлении осознать причины данных обстоятельств необходимо обратиться к изучению национального самосознания.

Национальное самосознание, как показывает исторический опыт, может не только способствовать достижению нацией высочайших социальных свершений, но и стать причиной национальных трагедий. Вот почему изучение формирования и особенностей функционирования национального самосознания является важной задачей современной общественной мысли. Проблемы национального самосознания, форм его выражения особенно актуальны в условиях многонациональной России при переходе к подлинно федеративному, правовому, демократическому государству.

Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах. В научном обороте все чаще появляются понятия «согласие», «национальные интересы», «национальная идея». В переломные эпохи, когда происходит смена ценностных ориентиров национального самосознания, актуализируется проблема формулировки национальной идеи, которая становится потребностью в качестве цементирующей основы нации.

Недостаточное философское осмысление проблематики развития наций и межнациональных отношений привела к росту дискретности исследований, эмпирическая составляющая которых обособилась, а теоретические константы политизировались. Стало очевидным, что без дальнейшей комплексной философской разработки проблем национальной специфики трудно будет развивать частные исследования. Отечественная философия нуждается в разработках по исследованию природы, сущности, структуры, уровней, механизмов функций и закономерностей развития национального самосознания. Необходимо углубленное изучение, теоретическое осмысление и обобщение социально-философских проблем формирования национального самосознания.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы национального самосознания являются одними из важнейших в теории национальных отношений и поэтому привлекают к себе особое внимание со стороны отечественных и зарубежных ученых.

Проблема национального самосознания связана с разработкой теории нации в работах Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова, H.H. Чебоксарова, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, А.Г.Агаева.1 Основные современные теоретико

1 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М., 1983.-416 е.; Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. 1972; Лгасв Л.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории. - 1967. - №7.- С.87-104 методологически с подходы к поиимашио нации анализируют в своих работах В.Л. Авксентьев, АЛО. Коркмазов.1 Следует отметить, что в отечественной философской мысли до сих пор отсутствует общепризнанное определение нации.

Начиная с 50-х годов прошлого века, национальное самосознание как важный индикатор национальной общности стал предметом специального изучения. В работах С.А. Токарева обосновывалась роль национального самосознания как решающего нациоопределителя, способного отражать специфику социальных связей.2 В наиболее общем виде национальное самосознание предстает в теории этноса Ю.В. Бромлея, который включает в понятие «этническое самосознание» представления о своем народе, происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, в том числе традициях, нормах поведения и обычаях. Однако в советский период тема национального самосознания изучалась фрагментарно, и носила дискуссионный характер.

С 90-х годов XX в. концепция «нации и национальных отношений» становится объектом серьезного критического социально-философского анализа. Значительно расширяется эмпирическая база и аспектация исследований. Этносоцнологические процессы исследованы в работах С.М. Широкогорова, —Сорокина,- Ю.С. Семенова, М.С. Джунусова,

В.Арутюняна и других ученых. Проблемы национального сознания и самосознания рассматриваются в работах Л.М. Дробижевой, К. Касьяновой ; структурообразующие признаки национальной общности - в работе В.А. Тишкова 5; структурные элементы национального самосознания — Б.В.

1 Авксентьев В.Л. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы — Ставрополь, 2000. — С.48-51; Коркмазов Л.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа - М., 2002. - С. 12-32.

2 Токарев С.А. Проблемы типов этнических общностей // Вопросы философии. - 1964.- №11.-С.43-53;

3 Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1953.-416 с.

4 Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. - 1991. - №1.-С.З-10; Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994 — 367 с.

3 Тишков В.А. Дилеммы развития России // Этнополис. - 1992. - №1.-С.76-83.

Иорданского.1 Следует отметить, что в отечественной научной литературе наметились различные подходы к определению структурообразующих элементов национального самосознания.

В работах A.B. Авксентьева и В.А Авксеньева, А.Б. Багдасаровой, В.Х.Болотокова, М.Д.Напсо, В.Ш.Нахушева, А.Ю.Шадже, P.A. Ханаху, Ф.С. Эфендиева, Г.С. Денисовой, С.В.Лурье, М.О.Мнацаканяна, О.С. Новиковой, Г.У.Солдатовой, Л.Л. Хоперской анализируются новые подходы к исследованию всего многообразия процессов этносоциокультурного развития, формирования национального сознания и самосознания. Анализ отдельных аспектов национальной идентичности и национального самосознания, национальных предрассудков и стереотипов нашел отражение в исследованиях Б.Х. Болотокова, А.О. Бороноева, A.C. Герда, С.Б. Долгопольского, М.В. Иордана и др.

Ряд теоретических исследований социально-философского направления свидетельствует о необходимости разработки системного решения проблем межнациональных отношений в связи с влиянием, которое они оказывают на фундаментальные основы российской жизни — сохранение государственной целостности, самобытной культуры, цивилизации России. В этой связи широко известны работы A.C. Ахиезера, В.В. Ильина, М.В. Иордана, A.C. Панарина, В.М. Семенова и других ученых.

Проблему сохранения и развития национального самосознания переселенческих этнических меньшинств исследовали Л. Абрамян, С. Арутюнов, М. Дятлов, В. Штирельман, А. Милитарев, Ж. Тощенко, М. Членов, М. Аствацатурова и др.2

1 Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура // Рабочий класс и современный мир. — 1990.- №4.-С.151-161

2 Тощенко Ж. Концепция национальной политики опять не состоялась?//Тощенко Ж Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция,- М., 1997. — 178 с; Аствацатурова М.Л. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). - Ростов-на-До ну - Пятигорск, 2002.-628с.; Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях //Диаспоры,-1999.-№1. - С.14-22; Милитарев Л. О содержании тармина «диаспорал//Диаспоры.-1999.-№1.-С.27-32; Штирельман В. Мифы диаспоры//Диаспоры.-1999,- Л'<!2-3.-С.6-33; Членов М. Еврейство в системе цивилизации (постановка вопроса)// Диаспоры,-1999.-№1. - С.41.

Вопросы возникновения и развития нации, ее идеального мира в зарубежной философии разработаны в исследованиях Э Ренана, О. Бауэра, В. Вунда, К. Ясперса, М. Хайдеггера и др. Среди представителей западной социальной философии следует отметить работы по проблеме национального самосознания П. Бурдье, Э.Геллнера, Дж.Комароффа, Г. Калена Н. Смелзера и других,1 в которых рассматриваются свойства национального самосознания, его проявления, структурообразующие признаки нации, теория нации и национализма.

Несмотря на многочисленность публикаций, можно отметить наличие исследовательских лакун по данной проблематике. Наиболее слабо разработаны следующие аспекты проблемы нациоалыюго самосознания: специфика и социальная сущность национального самосознания, роль и возможность использования национального самосознания в современных социально-политических процессах, в первую очередь в локализации межнациональных конфликтов и последующей стабилизации межнациональных отношений в современном мире.

В свете этого важным представляется выработка современных подходов к анализу феномена национального самосознания, исследование специфических форм его проявления в социальной практике, а также условий формирования и функционирования.

Объект исследования — национальное самосознание как субъективная основа бытия нации.

Предметом исследования являются специфика формирования, функционирования и форм проявления национального самосознания в российской действительности.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью данного исследования является социально-философский анализ феномена

1 Бурдье П. НачалаУ пер. с фр. Шматько Н.Л7 - М., 1994.- 288 е.; Геллнср Э. Нации и национализм. - М., 1991.- 320 е.; Смелзер Н. Социология: пср.с анг -М.: Феникс, 1994.- 688 е.; Ян Э. Демократия и национализм: единство и противоречия?// Политические исследования. -1996.-№1. — С.33-49 национального самосознания, его социальной сущности и структуры, особенностей формирования и функционирования. Достижение обозначенной цели осуществляется через решение ряда задач:

- уточнить понятия «нация» и «национальное самосознание» на основе анализа современных научных подходов к определению этих понятий;

- охарактеризовать и систематизировать основные структурные элементы национального самосознания;

- показать влияние различных факторов на особенности национального самосознания на примере русского народа, обобщив результаты социально-философских исследований, которые обеспечивают понимание особенностей русского национального самосознания; а так же систематизировать эти особенности; охарактеризовать новую аксиологическую модель национального самосознания, пронсзйэдящего < под влиянием демократических преобразований в российском обществе;

- охарактеризовать современные этносоциальные процессы, оказывающие влияние на формы проявления национального самосознания; описать эти формы;

- рассмотреть особенности формирования переселенческих национальных сообществ, охарактеризовать их место в полиэтничном государстве и роль в развитии национального самосознания.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой диссертации являются исследования отечественных ученых по философии и этносоциологии, в которых содержатся принципиально важные идеи о состоянии и перспективах развития национального самосознания, национальных отношений, а также отдельные идеи и концепции, содержащиеся в работах зарубежных ученых.

Теоретико-методологической основой исследования является концепция объективности существования наций, которые рассматриваются в диссертации как социальная реальность, а формирование национального самосознания - как часть объективного процесса, связанного с развитием социальных систем.

В своей работе автор опирается на такие общефилософские и общенаучные методологии как системный анализ и цивилнзационный подход. Достижение цели исследования предполагает тесное единство социально-философского и логико-концептуального анализа. Особое значение в работе приобретают принципы объективности и историзма.

Научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования определяется ее целью и задачами и состоит в следующем:

- на основе анализа современных научных подходов уточнено понятие «национальное самосознание». Национальное самосознание — это осознание нацией своего единства и своего места среди других общностей подобного типа на основе представлений о самой себе и о представителях других наций. Нация как исторически сложившаяся форма организации человеческой жизнедеятельности обладает объективными и субъективными качествами. Объективные качества выражаются в социокультурных связях и государственном объединении, субъективные - в национальном самосознании;

- систематизированы и охарактеризованы основные элементы национального самосознания. Вся совокупность элементов национального самосознания рассматривается как система, которая образует четыре уровня: когнитивно-рациональный, аксиологический, эмоциональный, регулятивный. Основа национального самосознания - самоидентификация, которая выражена в противопоставлении «мы — они». Содержанием самоидентификации являются этносоциальные представления, которые составляют когнитивно-рациональный уровень национального самосознания. Национальные чувства, настроения, переживания устанавливают связь индивида с национальной общностью, являясь содержанием эмоционального уровня. На основе этносоциальных представлении формируется иерархия ценностей, оценочные взгляды, которые представляют собой содержание аксиологического уровня. Национальные интересы, идеи и установки составляют содержание регулятивного уровня национального самосознания;

- показано влияние природно-биологических и социально-культурных факторов на особенности национального самосознания на примере русского самосознания. Особенности природы и хозяйственного развития, этническое смешение, а также двоичная модель мироздания создали эффект крайностей в русском самосознании. Вся совокупность специфических черт национального самосознания систематизирована в соответствии с его уровнями. Для аксиологической составляющей русского самосознания характерна ориентированность на ценности н потребности коллектива. Высшими ценностями являются идеалы справедливости, равенства, служения государству, духовность. На регулятивном уровне особое место занимает идея единства, которая нашла свое наиболее полное философское осмысление в «русской идее». Особенность содержательного компонента когнитивно-рационального уровня - слабая самоидентификация; эмоционального - национальная терпимость и коммуникабельность; проанализирована новая аксиологическая модель русского национального самосознания. Она является синтезом традиционных ценностей, которые отражают социальный опыт нации, и либеральных ценностей, которые адекватны новой социальной реальности. Новая аксиологическая модель национального самосознания характеризуется мозаичностыо, что отражает переходное состояние общества. Формулировка национальной идеи позволяет отобрать ценностные установки, необходимые для успешного развития нации;

- на основе исследования современных этносоциальных процессов: интеграции, консолидации и ассимиляции, - описаны две формы проявления национального самосознания: национализм и патриотизм. Патриотизм по своей сущности является гуманным, он предполагает терпимость к проявлениям иной национальной самобытности; национализм отличает нетерпимость к проявлениям инонационального, жесткое давление на лиц другой национальности. В условиях развития демократии патриотизм и национализм имеют тенденцию к сближению, так как некоторые формы национализма могут сочетаться с демократией; рассмотрены особенности формирования переселенческих национальных сообществ, показано их место в полиэтничном государстве и роль в развитии национального самосознания. В условиях этнической миграции переселенческие национальные сообщества выступают особым общественным институтом, целью которого является сохранение и развитие самосознания национальной общности. Функционирование диаспор Российской Федерации способствует сохранению этнокультурного разнообразия российского общества и обеспечивает реализацию принципа «единство в многообразии», который является основой оптимальных решений национальных проблем сегодняшнего дня.

Теоретическая значимость. Основные положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем этничности в целом, при изучении широкого спектра национальных вопросов, современной этнополитической ситуации.

Практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для последующей разработки рекомендаций, связанных с осмыслением особенностей национально-государственного строительства России, для определения механизмов совершенствования межэтнических отношений. Некоторые выводы, содержащиеся в исследовании, могут помочь при разработке программ по национальному возрождению, при организации социологических исследований межэтнических конфликтов, при прогнозировании социально значимых реакций на те или иные инициативы в решении проблем современного российского общества.

Результаты настоящего диссертационного исследования имеют и прикладное значение: они могут быть использованы при чтении курсов по философии, социальной философии, культурологии.

Апробация диссертации. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Особенности постсоветских трансформационных процессов» (г. Пенза 2004), на конференциях в Северо-Кавказском государственном техническом университете (г. Ставрополь 2002, 2003 г.г.), в Ставропольском филиале Московской государственной академии приборостроения и информатики (г. Ставрополь 2003, 2004, 2005г.г.), а также были опубликованы в сборнике научных трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания» (г. Москва 2005г.) Основные положения диссертации изложены в 9 публикациях общим объемом 3,5 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании общеакадемической кафедры гуманитарных наук филиала Московской государственной академии приборостроения и информатики (г. Ставрополь) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ладыгина, Ольга Владимировна

Выводы по второй главе

Рациональные пути развития современного общества следует основывать не только на использовании новаторской методологии, но и на анализе ценностных оснований национального самосознания, изучении собственного опыта обустройства общества, основанного на устоявшихся архетипах. Однако национальное развитие сковывают некоторые архаичные черты национального самосознания. Поэтому происходит переоценка традиционных ценностей и обновление компонентов ценностной структуры национального самосознания. Для аксиологической модели национального самосознания современного общества характерен синтез традиционных ценностей, которые отражают социальный опыт нации, и либеральных ценностей, которые адекватны новой социальной реальности. Новая аксиологическая модель национального самосознания характеризуется мозаичностыо, что отражает переходное состояние общества. Формулировка национальной ¡щей позволяет отобрать ценностные установки, необходимые для успешного развития нации. Национальная идея полиэтннчного общества сочетает в себе идеалы и потребности всех российских наций через осознание общего и особенного.

Существенное влияние на функционирование национального самосознания оказывает уровень взаимодействия наций, направленность культурных связей, наличие инонациональных групп. Стремление сохранить национально-специфическое отражается в двух формах проявления национального самосознания: национализме и патриотизме. В условиях развития демократии эти понятия имеют тенденцию к сближению. Это происходит в частности в связи с тем, что национализм имеет различные формы, некоторые из которых в той или иной мере могут сочетаться с демократией. Однако как формы проявления национального самосознания их следует дифференцировать. Патриотизм отличает терпимость к представителям других наций, национализм — жесткое давление на них. Отличие можно выразить формулой: патриотизм означает быть лучше других, национализм — быть лучше за счет других.

Дальнейшее развитие России возможно на пути реализации принципа единства в многообразии. Этот принцип может стать основой оптимальных решений национальных проблем. Оптимизация межэтнических отношений происходит через повышение самоорганизации и самоответственности этнических групп. В контексте межэтнического взаимодействия важно использование функциональных ролей диаспор Российской Федерации как полпредов своих национальных общностей и как членов российского со гражданства. Диаспоры способствуют сохранению сложившегося мультикультурного пространства России. Современные процессы активизации национального самосознания свидетельствуют, что возрождение России — в создании условий для развития всех национальных общностей, в удовлетворении их потребностей, интересов, идеалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как парадоксальную. Парадоксальность заключается в том, что рост объективных интеграционных тенденций сопровождается устойчивым встречным процессом укрепления национальной специфики, роста национального самосознания. Поэтому для развития многонационального государства, каковым является Россия в условиях социально-экономических и политических преобразований, особую актуальность приобретает этнический фактор. Однако незавершенность научно обоснованной концепции государственной и национальной политики, учитывающей особенности национального самосознания и его базовых ценностей, препятствует стабильному развитию российского общества.

Национальное самосознание рассматривается как объект социально-философского анализа. В работе проанализированы современные теоретические и методологические подходов к определению понятий «нация», «национальное самосознание». В диссертации отмечается необходимость интеграции различных подходов с целью более объективной и всесторонней интерпретации данных категорий. Национальное самосознание по своей структуре и формам проявления — сложный феномен, который требует комплексного, междисциплинарного подхода. Структурные элементы национального самосознания охарактеризованы и систематизированы в работе по следующим уровням: когнитивно-рациональный, аксиологический, эмоциональный, регулятивный. Каждый из этих уровней отражает специфические черты национального самосознания. Степень усвоения членами данной общности специфических черт своей нации определяет характер его самосознания. Структура самосознания нации консервативна, устойчива по сравнению с политическим и общественными изменениями.

Процесс и специфика формирования национального самосознания занимает особое место в системе национального взаимодействия. В работе рассмотрены следующие этносоциальные процессы: интеграция, консолидация и ассимиляция. Особое внимание обращено на развитие этих процессов на территории Российской Федерации.

Многосторонние взаимодействия приводят к много вариантной направленности развития национального самосознания. Одним из таких направлений является этноцентризм. В работе описаны различные подходы к определению понятия «этноцентризм», а также концепции теории национализма зарубежных и отечественных исследователей; рассматриваются функциональные особенности, сущностная сторона и основные компоненты, составившие структуру этноцентризма. Одна из специфических особенностей этноцентризма заключается в его неоднозначности и многофункциональности. Поэтому этноцентризм целесообразно рассматривать во всем его многообразии н в конкретных социальных условиях.

Ученые называют рубеж столетий эпохой национализма. Националистические тенденции в латентной форме присутствуют в самосознании каждой нации и обладают способностью актуализироваться в кризисных ситуациях. Проблема проявления национализма не утратила свою актуальность, о чем свидетельствуют этиоконфликты, ставшие характерной чертой последнего десятилетия XX века.

Особое внимание в работе обращено на трактовку понятий «национализм» и «патриотизм» в современной социально-философской литературе, на соотношение этих понятий и необходимость их дифференциации. В диссертации подчеркивается, что использование понятия «национализм» только в негативном смысле представляется не совсем правильным. Автор указывает также на возрастание роли патриотизма как фактора стабилизации Российского государства. В целях предотвращения националистических проявлений целесообразно совершенствовать и развивать этнокультурный потенциал народов, населяющих Российскую Федерацию.

В истории народов имеются ключевые события этногенеза, влияющие на формирования национального самосознания, стереотипов национального поведения. В работе раскрываются особенности и условия формирования национального самосознания русского народа. Рассмотрена взаимосвязь между внутренними и внешними факторами развития народа и особенностями его самосознания. Эти особенности систематизированы по уровням национального самосознания.

Изменения во всех сферах жизни общества определяет специфику функционирования национального самосознания. В диссертации показано, что в национальном самосознании происходит процесс формирования новой аксиологической модели, для которой характерен синтез традиционных и либеральных ценностей. Этот процесс связан с переоценкой ценностей, с изменением оценочных взглядов и представлений. Отбор ценностных ориентации национального самосознания, адекватных современному развитию национальной общности происходит в национальной идее.

В работе обосновывается положение о том, что успешность модернизации зависит от того, насколько процесс изменений вписывается в систему национальных ценностей и стереотипов. Игнорирование национальных ценностей и стереотипов может нанести процессу реформирования в России вред. Исторический опыт ряда стран Востока показывает, что поверхностное и форсированное утверждение западных ценностей и стереотипов встречает неприятие, а иногда и откровенный отпор.

Современное национальное развитие возможно лишь на основе признания многоэтничности как естественного богатства России. Территория России является исторической родиной многих автохтонных народов. Многовековой опыт сосуществования, интенсивные контакты сформировали условия их адаптированного друг к другу отношения, самосохраниения и самореализации. Для гетерогенного общества важно сохранить национальное равновесие, не допустить дискриминацию по национальному признаку. От успеха межнационального взаимодействия зависят перспективы демократизации России как полиэтничной федерации.

В условиях роста национального самосознания активным субъектом общественных отношений становятся национальные меньшинства, в том числе переселенческие сообщества — диаспоры. Определяя роль диаспор в процессе сохранения и развития национального самосознания в условиях полиэтничного общества, диссертант останавливается на следующих проблемах:

- теоретическое осмысление категорий «диаспора» и «национальные меньшинства»,

- самоопределение диаспор,

- сущностные и функциональные свойства диаспор,

- диаспоры как субъекты социальных и политических отношений.

В работе выделены содержание и направления функционирования диаспор. Под основным направление понимается целенаправленная деятельность по собиранию, артикуляции и достижению групповых интересов. Специальное внимание уделено самоорганизации диаспор в Северо-Кавказском регионе, и в частности в Ставропольском крае. Особое внимание уделено миротворческим возможностям диаспор, их широкой посреднической роли в поиске межнационального компромисса.

Для России особенно важно сохранение естественно сложившейся этносистемы, основанной на равенстве всех перед законом вне зависимости от этнических, религиозных и прочих стереотипов. На наш взгляд, российской национальной идеей могла бы стать идея поликультурного гражданского общества, она с необходимостью должна взять вверх над концепциями сугубо этнического сообщества. В этой связи большое значение имеет выработка оптимальной национальной политики и ее адекватная реализация. Научно обоснованная национальная политика в сочетании с устойчивым ростом экономики, укреплением демократических институтов в каждом регионе страны позволит гармонизировать межнациональные отношения.

138

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ладыгина, Ольга Владимировна, 2005 год

1. Абалкин Л. О национально-государственном интересе России // Вопросы экономики. - 1994. - № 2. - С. 4-16.

2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.:Мысль, 1995-224 с.

3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Наука, 1991.-224 с.

4. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополис.- 1995.-№2.-С. 15-35.

5. Абдулатипов Р. Защитить прекрасное разнообразие мира // Дружба народов.-1998.-№ 10.-С. 154-166.

6. Абдулатипов Р.Г. Россия: национальное возрождение и межнациональное сотрудничество // Регнонологня. 1994. - №2-3. -С.8-48.

7. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм //Этнополис.- 1995.- №3.- С.5-17.

8. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. Ставрополь: Из,д-во СГУ.- 1996.- 154 с.

9. Авксентьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических проблем //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки 1998. - № 2. - С. 32-35.

10. Ю.Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.-268с.

11. П.Авксентьев A.B., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы современной России: социально-философский аспект аналцза.— Ставрополь: Изд-во СГПУ 1997. - 75 с.

12. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник.-Ставрополь: СГПУ, 1994.- 100 с.

13. З.Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические группы и диаспоры Ставрополья.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.-С.20-84

14. Агаев А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопросы истории.-1967.-Ж7.-С.87-104.

15. Апександренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. — 1996. №3. — С. 13-22.

16. Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Мир России — Евразия: Антология. — М.: Высшая школа, 1995. — 399 с.

17. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства//ОНС- 1996. -№ 1.-С. 165.

18. Арбатов А. Национальная идея и национальная безопасность //МЭ и МО. 1998. -№ 5. - С. 5-21, № 6. - С. 5-19.

19. Артановскнй С. Н. Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действнтелыюсть//Этиографическое обозрение. 1992. - №3. - С. 1537.

20. Артамонов В.А. Национальный характер и история.// Стили мышления и поведения в истории мировой культуры.- М.: Мысль, 1990.-С.5-9.

21. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-С. 10-24.

22. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990 - № 7. - С. 42-49.

23. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Соцнс.-2000.-№4.-С.14.

24. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов A.A. Этносоциология.-М.: Логос, 1999.-С.36.

25. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион).-Ростов — на— Дону Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2002.- 628 с.

26. Аствацатурова М.А. Ставропольский край // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах. Ежегодный доклад 2000./ Под ред. В.А. Тишкова, Е.И. Филипповой.- V/AB"F ран. 2001.-С.228-234.

27. Аствацатурова М.А. Симптомы «весенней этнополитической активности» // Сеть этнополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Под ред. В.А. Тишкова, Е.И. Филипповой. Бюллетень, 2002.-Май-июнь.-С.56-61.

28. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология.-М.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.- 468 с.

29. Ахиезер A.C., Давыдов А.П., Шуровский М.А., Яковенко И.Г., Яркова E.H. Большевизм — социокультурный феномен // Вопросы философии.-2001 .-№ 12.-С.28-38.

30. Ахиезер A.C. Наука и идеология // Общественные науки.- 1991.-№1.-С.34-47.

31. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: Институт философии РАН, 1996.-С.6-8.

32. Багдасарова A.B. Социально-философские аспекты формирования этнонационального сознания и самосознания. Автореферат диссертации канд.филос.наук. Ставрополь: СтГТУ, 1997. —23 с.

33. Багдасарова A.B. Механизм перерастания национального сознания в националистическое // Этнические проблемы современиости.-Ставрополь, 1996.-Вып.4.-С.76-79.

34. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология. (В поисках новых концептуальных подходов) // Евразия. — 1993.- №1 .-С.8-14.

35. Баграмов Э. Нация, национальная идея и национальная политика // Евразия. 1997. - № 1-2(5-6). - С.48-52

36. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С.23-38.

37. Баранов Е.Г. Нациопатия источник конфликтов //ОНС. -1996. -№6. -С. 67-75.

38. Барановский К. О феномене цивилизованного национализма //Дружба народов. 2000. - № 3. - С. 156-158.

39. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия.-Спб., 1909.-С.159

40. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии// Этнографическое обозрение. — 2000. №6. — С. 15-29.

41. Белозеров B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-С.103-128.

42. Беляева Л.Л. Социальная модернизация в России в конце XX в.-М.: ИФ РАН, 1997.-С.55-59

43. Бердяев H.A. Судьба России: опыт по психологии войны и национальности. — М.: Мысль. — 1990. — 205 с.

44. Бердяев H.A. Мировая опасность // Бердяев H.A. Судьба России. Самопознание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 544 с.

45. Бердяев H.A. Самопознание // Бердяев H.A. Судьба России, самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544 с.

46. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с.

47. Бердяев H.A. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М.: Мысль, 1991.-С.234-287

48. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990,-С. 144-146

49. Бердяев H.A. Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века// Вопросы философии.- 1990.- №1.-С.77-145.

50. Блищенко И., Абашидзе А. Право национальных меньшинств в свете мирового опыта // Общественные науки и современность. -1992. № 4. -С. 18-23

51. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян //Социс, 2004, №7.- с.46-51

52. Болоскова Т. Диаспора: фактор конфликта или сближения? И Дружба народов. 2000. -№ 3. - С. 159-167.

53. Боров А.Х., Битова Е.Г. Проблема демократизации и этнополитичеекой реконструкции в Северо-Кавказском регионе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки 1998. - № 2. -С. 52-58.

54. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. —М.- 1973. —283 с.

55. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.- М.- 1983. 416 с.

56. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальных процессов //История СССР.- 1977.-№3.-С. 19-28.

57. Булдаков В.П. Красная смута. М.,1997.- С.116-119

58. Бурдье П.Начала. М.:8ос1о-1л^оз, 1994.- 288 с.

59. В поисках парадигмы нации (нацнологнческне очерки)/ Отв. Ред. А.А. Барсуков.- Москва —Нальчик, 1997.-259с.

60. Вдовнн А.И. Российская нация // Кентавр. -1995. -№4. -С.1 14-123.

61. Вдовии А.И. К нынешним спорам вокруг национальной идеи // Кентавр. -1995.-№3. -СЗ-12.

62. Винер Б.Э. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этнографическое обозрение. — 1998. №4. — С.3-26.

63. Воробьев С.М., Ерохин А.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье в оценках и представлениях массового сознания // Этнические проблемы современности.- Ставрополь:Изд-во С ГУ, 2001.-Вып.7.-С.77-97

64. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы межвузовской научно-практической конференции 25-26 сентября 1996 г. Нальчик: Изд-во КБГУ . - 1996. - 323 с.

65. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально тематический журнал. - 1997. - № 3. - С. 232-236.

66. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук // Соч.Т.З. М.:Наука, 1977.-С.З65-370.

67. Гегель Г. Философия права.-М.: Прогресс, 1990.-С.380-383

68. Гелпнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ. /Ред. и послесл. И.И. Крупника.-М.: Прогресс.- 1991.-320с.

69. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники.-М.: Наука, 1995.-С.166-167

70. Герцен А.И. Россия // Собрание сочинений в 30т. Т.6, М.:Мысль,1995. Т.6.-С. 187-223

71. Глазерман Г.Е. Классы и нации.- М.:Политиздат, 1997.- 172 с.

72. Глейзер Н. Мультиэтническне общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия //Этнографическое обозрение. 1998. - №6. - С. 98-103.

73. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. — Киев: Вища школа. — 1984. — 152 с.

74. Грачев В.Д. Философия ума. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.-С.22-23.

75. Григорьева Т.П. Японская художественная траднция.-М.: Просвещение, 1979.-С. 19-20.

76. Губнн В.Д. Русская культура и феномен насилия //Вопросы философии.- 1995. -№ 5. С. 3-5.

77. Губогло М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России) // Этнографическое обозрение. — 1998. №6. — С. 8997.

78. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы.-М.: Соратник, 1995.-310 с.

79. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли^Сост. Н.В. Гумилева. М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.-544 с.

80. Гумилев JI.H. Ог Руси к России: очерки этнической истории./ Сост. Н.В. Гумилева. -М.:Экопрос, 1994.- 336 с.

81. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.:Мысль, 1993.- 718 с.

82. Гумилев JI.I1. О термине «этнос» // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР.-Л.Лениздат, 1967.- ВыпЗ.-С.2-7

83. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социс.- 1992.- №1 С.50-57

84. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношеннй.-Баку: Азернешр, 1984.-С.30-36.

85. Данилевский ИЛ. Россия и Европа.М.: Мысль, 1991.- 474-477

86. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема //Известия вузов Сев.-Кав. региона. Общ. науки 1998.-№2. -С. 37-42.

87. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов Н/Д: РПУ, 1996. - 224 с.

88. Денисова Г.С. Социальная субъективность этноса / концептуальный подход /. Ростов Н/Д: РПУ, 1997.-38 с.

89. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учебное пособие для вузов: Издательство ООО «ИВВР». -Ростов-н/Д, 2000.- 280 с.

90. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса.- Ростов-н/Д.:Изд-во РГПУ, 2003.-352 с.

91. Джунусов М.С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан. - 1990. - 197 с.

92. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность. // Вопросы истории, 1966,№4.-С.20

93. Джунусов М.С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций.-Ашхабад: Ылым, 1988.- С.236-238.

94. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен. М.: Российская АН. Институт социологии, - 1994. — 109 с.

95. Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур //Социс. — 2002.-№5.-С. 124-128.

96. Долова З.В. Причины обострения межнациональных конфликтов на

97. Северном Кавказе. Автореф. дисканд. филос. наук. Ставрополь,2000.-22 с.

98. Достоевский Ф.М. Дневники писателя: Избранные страницы.-М., 1989.-С.536.

99. Доронченков Л.И. Русские между прошлым и будущем // Социально-политический журнал.-1993.-№4.-С.11-20.

100. Доронченков Л.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории современная практика.-СПб.: «ВИР», 1995.-С.41-48.

101. Дробижева JI.M. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика //Советская этнография. -1991.-№ 1.- С. 3-10.

102. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России.- М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.- 376 с.

103. Дробижева JI.M. Культура и национальное самосознание // Советская культура 70 лет развитня.-М.: Наука, 1987.-С.237

104. Душков Б.Л. География и психология: Подход к проблемам.-М.: Наука, 1987.-С.25-48

105. Дятлов В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспоры.-1999.-№ 1 .-С. 14-22.

106. Ерыгин А.Н. История и диалектика в философии Гегеля.-М.: Наука, 1989.-С.30

107. Жовтун ДЛ. Межэтнические конфликты в структуре современного российского социума //Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 1. -С. 132-145.

108. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция.-М.: Дело, 2002.-568 с.108.3ахаров А.А. Федерализм и глобализация. // ОНС. — 2000. № 6. — С. 116-126.

109. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в России //ОНС. -1996.-№2.-С. 153-158.

110. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория наций и рефлексивная политика//ОНС. 1997. -№ 4. — С. 115-120.

111. Зол ото ва Н.Б. Национальное самосознание как объект философского анализа.: Автореф. дис. канд. фнлос. наук., М., 1997.-22с.

112. Зубов А. Послесловие к эпохе этнических революций: Советская практика современных теорий этнических движений // Знамя.- 1993.-№5. С.161-181.

113. Иванов В.Н. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации //Социально-политический журнал. -1996. -ЖЗ. С. 33-37.

114. Иванова СЛО. Патриотизм, национализм, глобализм: социокультурные и антропологические аспекты.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.-198 с.

115. Илларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры).-М.:Нойес лебен, 1997.-С.8

116. Ильин И. Путь к очевидности.-М.: Республика, 1993.-С.236-237

117. Ильин И. За национальную Россию. Манифест русского движения // Слово.- 1991 .-№6.-С.82-84120.^льин И.А. // Собр. соч.-М.:Медиум, 1993. Т.1.-194-198

118. Ильин И.А. Наши задачи. //Собр. соч. в 10-х т.-М.:Русская книга, 1993.Т.1.-С.37-39

119. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс. — 1995. №4. — С. 3-13.

120. Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история.- 1992.- №4.-С.63-73

121. Иорданский Б.В. Этническое самосознание изнутри: его структура //Рабочий класс и современный мир. 1990.-№4. - С.151-161.

122. Историография истории Нового времени стран Европы и Америки: Учебное пособие для студентов/ Ю.В. Адо, И.В. Григорьева и др./ Под ред. И.П. Дементьева—М.: Высшая школа, 1990.-С.79

123. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья: Философы 19-20 в.).-Мпросвещение, 1998.-С.300-308.

124. Кавелин К.Д. Наш умственный строй.-М.: Правда, 1989.-С.45-50

125. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. Программа «модель демократии для Россни».-М.: Изд-во РАГС, 1993.-С.14-16.

126. Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т.7. М.: Чоро, 1995.- С.191

127. Кантор В.К. Феномен русского европейца. Культурфилософские очерки.М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ»,1999.-384 с.

128. Карамов М.Х. О понятии "национальное самосознание"// Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. -Махачкала.- 1993.-С. 177-184.

129. Карлейль Т. История французской революции /Пер. с англ. Ю.В. Дубровина и Е.А. Мельниковой (часть 1)-М.: Мысль, 1991.-С.82

130. Карлов В.В. Евразийская идея и русский национализм //Этнографическое обозрение. — 1997. №1. — С.3-13.

131. Карлов В.В. Этнокультурные процессы новейшего времени. -М.:Академия, 1995. 219 с.

132. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994.— 367 с.

133. Каширии В.И. Очерки философии планетарного самосознания. -Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1996. 254 с.

134. Ключевский В.О.Собр. соч. в 9 т.-М.:Мысль, 1988. Т.2.-С. 124-372.

135. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России //Вопросы философии. 2000.-№6.- С.87-91.

136. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России //И.В. Киреевский Избр. Статьи. М.:Мысль, 1984.-С.206-235.

137. Ковалевский П.И. Психология русской нации.- СПб., 1915.-С.9-10.

138. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России.-Спб., 1912.-С.3,91,95.

139. Козин Н. Постижение России. Опыт историософского анализа. (Серия: Национальный интерес.) —М.: Алгоритм, 2002.- 656 с.

140. Козлов В.И. Проблематика «этничностн»// Этнографическое обозрение. 1995. - №4. - С. 39-55.

141. Козлов В.И. Этнодемография как зеркало российских трансформаций //Этнографическое обозрение. — 2000. №6. — С. 57-68.

142. Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации. // Вопросы истории. 1967, №1 .-С.88-89.

143. Козлов В.И. Нация, народы России: энциклопедия.- М.:Академия, 1994.-С.448-460

144. Козлов В.И. Национализм, националсенаратизм и русский вопрос // Отечественная история.- 1993. -№2.-С.44-45.

145. Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль.-1996. №6. — С. 105-106

146. Кокшаров Н.В. Диалог культур и этнополитика. СПб.:Петрополис, 2001.-С.52

147. Кон И.С. К проблеме национального характера// История и современность. — Москва: Наука. 1971.- С. 122-158.

148. Кон И.С. Социология личности.-М.: Политиздат, 1967.-С.54-57.

149. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (История и современность).-Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета им. Чурсина. 1994. - 188 с.

150. Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа. М. :Изд-во МОУС- 2002. - 207 с.

151. Крюков M.B. Этничность, безэтничность, этническая непрерывность // Расы и народы М.: Наука, 1989.-Вып.19.- 80 с.

152. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советский этнограф.- 1986.-№3.-С.58-69.

153. Куда дрейфует Россия? (Социально-политическая ситуация: состояние и иерспективы)//Социально-политический журнал.- 1993.-№1-2.-С.9-15

154. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-Фа. - 1996. - 171 с.

155. Кузьмин Л.Г. Истоки русского национального характера // Вестник Московского университета.- Серия 8. История.-1993. №5.-С.23-45.

156. Кузнецов В.Л., Чеченов И.М. История и национальное самосознание (проблемы современной историографии Северного Кавказа).-Владикавказ, 2000.- 327 с.

157. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР.-М.:Полнтиздат, 1981.-С.90-95

158. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм //МЭ и МО. 1998.-№9.-С.44-50.

159. Левашов В.К., Локосов В.В. Хлопьев А.Т. Как живешь, Россия?-М.:Республика, 1995.-С.45-61.

160. Ледович Т.С. Социально-философский анализ проблем разделенных народов. Автореф. дис----канд. филос. наук. Ставрополь, 1999. — 21 с.

161. Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л.А. Микешиной.- М.: МПГУ, 2002.-589 с.

162. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии.-1990 №4.- С.3-7.

163. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI-XV1I вв.- М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1945.-119 с.

164. Лихачев Д.С., Самвеляи Н.Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.-М.:Наука, 1987.-С. 27.

165. Лосский И.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра.-М.: Республика, 1991.-С.70-78.

166. Луговой A.A. Особенности русского культурного архитипа // Социология и общество. Тезисы первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи».- С.Пб, 2000.-С.270-281.

167. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика//ОНС.— 1999.-№4. —С. 101-111.

168. Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев: Наукова думка, 1993. — 141 с.

169. Мавроди»! В.В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности.- М.: Высшая школа. 1971.-С.165-171.

170. Маевская H.A., Явичновская P.A. К вопросу об этике политического и национального в сознании //Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. М.:Наука,- 1990. - С.88-100.

171. Малышева Д. Этические конфликты на юге СНГ и национальная безопасность России ШЭ и МО. 1994. - № 3. - С. 30-41.

172. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 1995. 106 с.

173. Мелконян Э. Диаспора в системе этнических меньшинств // Диаспоры.- 2000.-№ 1 -2.-С.90

174. Мельвипь А.Ю. Демократические транзиты.- М.: Мысль, 1999.-С.ЗЗ

175. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. — Мн.: Книжный Дом, 2004.- 640 с.

176. Мнацаканян М.О. Интегрализм, феноменология и национальный интерсубъективный мир повседневности.// Социс.-2000.-№3.-С.85

177. Милитарсв А.О. О содержании термина «днаспора»//Диаспоры.-1999.-№1 .-С.27-32

178. Милов J1.B. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса//Вопросы истории.-1992.-№4/5.-С.37-52.

179. Мильдон В.И. Миллениумы русский и западный: образы эсхатологии // Вопросы философии №7, 2000.-С.З-10

180. Мнацаканян М.О. Нации, «нациестроительство» и национально-этнические процессы в современном мире // Социс. — 1999. № 5. — С. 118-127.

181. Моисеев H.H. Размышления о национализме //Социально-политический журнал. 1994. -№ 7-8. - С. 31-39.

182. Моисеев H.H. Универсум. Информация. Общество. — М.: Изд-во МГУ, 2001.-С. 19-23, 123-147.

183. Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты проблемы «национальный интерес» // Полис. 2000. - №1. - С. 8-22.

184. Мухаммстбердиев С.Б. Национальное самосознание /социопсихологический анализ/. М.:Наука, 1992.-140 с.

185. Мухамметбсрдисв С.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития.: Автореф. дис. . докт.филос.наук., M., 1992.-С.32-33

186. Мыльников A.C. О феномене «постэтничности»: современный взгляд на некоторые идеи Ю.В. Бромлея //Этнографическое обозрение. — 2000. №2. - С. 3-9.

187. Напсо М.Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития,- Ставрополь:СГПУ, 1991.— 175 с.

188. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века: «Круглый стол» //Отечественная история. 1996. - № 6. - С. 110-117.

189. Нерознак В.П. Национальное самосознание: концепт и структура// Этническое и языковое самосознание: Материалы конференции (Москва 13-15 декабря), I995.-C.I07-108.

190. Никишов Г. Русская музыка как зеркало русского самосознания // Русское самосознание: Философско-исторический журнал.-Спб.: Изд-во ПГУ, 1998.-№4.-С.111.

191. Новикова Л.И., Сиземская H.H. Евразийский искус // Мир России -Евразия: Антология. М.: Высшая школа, 1995. — 399 с.

192. Новикова О.С. Национальное самосознание как «форма превращенная» социальных отношений. Дис.докт философ.наук. М., 1999.-С. 191-194196.0всянико-Кулнковский Д.Н. Психология национал ьности.-Петербург: Время.-1922.-39 с.

193. Основы национальных и федеративных отношений / Под ред. Р.Г.Абдулатипова. М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 10

194. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: Норма, 1998. - 280 с.

195. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.-М.: Искусство, 1991.-С.309-350.

196. Панарин A.C. Россия: опыт национально-государственной идеологии.- М.: Изд-во МГУ. 1994. - 229 с.

197. Перспективы философской мысли на юге России: Сб науч. тр./Отв. ред.Ю.Г. Волков.- Ростов-н/Д:Изд-во СКНЦ ВШ, 2002.-302 с.

198. Полутин С. Могут ли быть в России гармоничные национальные отношения? (Научно-практическая конференция в Саранске) // Этно-политический вестник. 1994. - №1. - С.218-226.

199. Полянский B.C. Историческая память в этническом самосознании народов // Социс. 1999. - №3.- С. 11 -20.

200. Пономарева Г.М. Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX — начала XX вв. Дис.доктора философских наук.-М., 1996.- 425с.

201. Православие // Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1985.- 396

202. Проблемы межнациональных отношений и пути их стабилизации. Материалы научно-практической конференции. — Ставрополь: Изд-во СГУ.- 1994.-111 с.

203. Пош Б. Кризис территориального государства: сепаратизм и федерализм в Европе 1990-х годов (на примере Бельгии и Италии) //ЭтничностьНациональные движения. Социальная практика.-СПб: Петрополис, 1995.-С. 118-120.

204. Разделит ли Россия участь СССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная полнтнка)/Рук. Авт. Коллектива Э.А. Баграмов. М.:Наука - 1993. - 270 с.

205. Расы и народы: Ежегодник. Вып.20: Современные этнические и расовые проблемы. /Огв.ред. С.И. Брук. -М.: Академия, 1990. 262 с.

206. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений //Социально-гуманитарные знания. 1999. - № 4. -С. 135-147;№5.-С.32-48.2И.Рогачев П.М., Свердлин М.А. О понятии «нация». // Вопросы истории.-1966.- №1.-С.38

207. Романенко С.А. Типология процессов национального самоопределения /ЮНС. № 2- С. 66-74.

208. Росенко М.Н. Патриотизм и общенациональная гордость советского народа.-Л.: Лениздат, 1977.-С.21

209. Россия: опыт национально-государственной идеологии — М.:Изд-во МГУ.- 1994.-231с.

210. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах/Сост. В.Н. Иванов, И.В. Ладодо, Г.Ю. Семипш.-М.: Академия, 1996.-294 с.

211. Рубан Л.С. Межнациональные отношения и межконфессиональные противоречия (региональный аспект)//Социс. — 1995.- №4.- С.97-102.

212. Рукавишников В.О., Халман Д., Эстер П., Рукавишникова Т.П. Россия между прошлым и будущим // Социс. — 1995. №5.- С.75-90.

213. Русская цивилизация и соборность / Сост. Статей Е.С. Троицкий — М.:Русская книга, 1994.-С.134

214. Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. - № 5 - С. 19-32

215. Рыбаков С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект //Этнографическое обозрение. — 1998. №6. -С. 3-15.

216. Рыбаков С.Е. Национализм и нация //Этнографическое обозрение. — 1999.-№4.-С. 3-17.

217. Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов //Этнографическое обозрение. — 2000. №5. — С. 3-16.

218. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике // Полис. -1999. -№4. — С. 141 -147.

219. Савицкий П.Н. Евразийство // Мир России — Евразия: Антология. — М.: Высшая школа. 1995. — 399 с.

220. Савоскул С.С. Этнический аспект постсовестской гражданской идентичности /ЮНС. 1999. - № 5. - С. 91-104.

221. Савоскул С.С. Плюсы и минусы национального сознания // Этнополис. -1992.-№1.-С. 100-102

222. Садохин А.П. Этнология: учебник. М., 2000.-С.85-88

223. Сампиев М.С. Типология самоопределения народов как инструмент его исследования //Социально-гуманитарные знания. — 2000. -№ 1. С. 282-294.

224. Самуилов С. Неизбежно ли столкновение цивилизаций? Статья первая // США: Экономика. Политика. Идеология.- 1995.-№1.-С.66.

225. Свобода. Равенство. Братство. Великая французская революция: Документы, письма, речи, воспоминания, песни, стихи /Сост. О.Кустова, С. Коротков.-JI.: Изд-во ЛГУ, 1989.-С.91.

226. Северный Кавказ: геополитика, история, культура: Материалы всероссийской научной конференции: В 2 ч./ Отв. ред. В.А. Шаповалов.-М.-Ставрополь: Изд-во С ГУ, 2001. Ч.1.- 215 с.

227. Семенов Ю.И. Этнология и гносеология. // Этнографическое обозрение. 1993 - №6.- С.3-20.

228. Семенов Ю.И., Чешко C.B. Распад Советского Союза. Этнополитнческнй анализ. //Философия и общество. — 1997. N®3. — С.256-265.

229. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации //Этнографическое обозрение. — 1996. №3. — С. 3-12.

230. Смелзер Н. Социология: пер.с анг-М.: Феникс, 1994.-688 с.

231. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А. - 1999.-203с.

232. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие.-М.: Механик, 1996.-С.8-15

233. Сипатова М.В. Особенности формирования национального самосознания // Актуальные вопросы теории и практики в социологии. -4.2.- 1989. С.39-41.

234. Сингер Б.Д. Демократическое решение проблемы этнического многообразия //Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 89-92.

235. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношен и й:Учебное пособие.-СПб.:Изд-воМихайлова В.А., 1999.-203с.

236. Ситунишин В. Самоопределение народов: традиции и действующее право. Национальные отношения /ОНС. 1994. - №2. - С. 107-113.

237. Скворцов Н.Г. Этничность в процессе социальных изменений //Социально-политический журнал. 1996. - № 1. - С. 29-34.

238. Смелзер I I. Социология: пер.с анг. —М.: Феникс, 1994.- 688 с.

239. Советский энциклопедический словарь.- М.:СЭ, 1992.-С.393

240. Современный философский словарь под ред. В.Е. Кемерова. Москва, Бешкек, Екатеринбург, 1996.-608 с.

241. Соколовский C.B. Понятие «коренной народ» в российской науке, политике и законодательстве //Этнографическое обозрение. — 1998. -№3.- С. 74-88.

242. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. //Соч. в 18 т.-М.: Мысль, 1988. Т.1. Гл.1.-С.56-73.

243. Соловьев С.М. Философская публицистика //Соч. в 2 т.-М.:Изд-во «Правда», 1989. Т.1.- 687 с.

244. Соловьев ЭЛО. Личность и право // ЭЛО. Соловьев. Прошлое толкует нас ) Очерки по истории философии и культуры).-М.: Политиздат,1991.-432 с.

245. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М.: Наука. - 1988. -С. 111-125.

246. Солоневич И. Дух народа//Наш современник. -1990.-№15.-С.165.

247. Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Этнополис.1992.-№2.-С. 121-130.

248. Сорокин П.А. Современное состояние России // Новый мир.-1992.-№4.-С. 181-203.

249. Социально-этнические проблемы России и Северного Кавказа на исходе XX века: Сб. науч. трУОтв. ред. М.Р. Радовель.-Ростов-н/Д.: Изд-во РПУ, 1998.-368 с.

250. Строганов В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи.-СПб., 1912.- С. 18.-21

251. Сусоколов A.A., Степанов B.B. Этнос и его среда // Человек. 1990.-№6.- С.51-56.

252. Тавадов Г.Т. Современная этнополнтнческая ситуация в России. Народы России: возрождение и развитие //Социально-политический журнал. 1994. - № 2. - С. 35-45.

253. Тавадов Г.Т. Содержание и структура национального самосознания // Интернациональное сознание и национальное самосознание.-М., 1985.-С.28

254. Татаренко И.В. Национальная идентификация в переходных обществах. Автореферат дне . кандидата философ, наук. М.,-2003.-25с.

255. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) //Вопросы философии. — 1998. №9.-С.З-26

256. Тишков В.А. О природе этнического конфликта //Свободная мысль.1993. №4. - С.4-15.

257. Тишков В.А. Перспектива гражданской нации // Россия на новом рубеже / Под общ. Ред. H.H. Моисеева и В.Б. Иорданского.- М.: Апрель-85, 1995.-С.78-109

258. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнопанорама. -2000. № 2. - С.3-6.

259. Тишков В.А. Что есть Россия? (перспективы нациестроительства) //Вопросы философии. 1993. - .№2. - С.3-18.

260. Тишков В.Ф. О нации и национализме // Свободная мысль.-1996. -№3.-С.31-37.

261. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии.-1990.-N» 12.-С.8

262. Тишков В.А. Дилеммы новой России как многоэтнического государства //Права человека и международные отношения.-М.:Мысль,1994.-С.80-88

263. Тншков В.Л. Дилеммы развития России // Этнополис 1992.- №1.-С.76-83.

264. Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // исследования по прикладной и неотложной этнологии.-1996.-№100.-С.10-17.

265. Ткаченко А.А. Этносоциальные проблемы в Российской Федерации //Этнографическое обозрение. — 2000. №6. — С. 69-81.

266. Тоидис В.П. Этнонациональный менталитет и его специфика // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. — Ставрополь: СГУ, 1999.-177 с.

267. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографни)//Вопросы философии. -1964.- №11.- С.25-53

268. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: Суверенизация и интеграция: Этносоциолотческие очерки. М.:Изд-во РГГУ, 1997.-С.175-178

269. Трубецкой U.C. Об истинном и ложном национализме //Вопросы экономики. 1994. - № 2. - С. 108-125.

270. Трубецкой U.C. Мы и другие // Мир России — Евразия: Антология. — М.: Высшая школа, 1995. —399 с.

271. Трубецкой U.C. Общеевразийский национализм // Мир России — Евразия: Антология. — М.: Высшая школа, 1995. —399 с.

272. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.:Мысль, 1990.- 334с.

273. Федотов Г.П. Судьба и грехи России в 2т-СПб., 1993. Т.2.-С.53-297

274. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии //Вопросы философии.- 1995. №2. - С.21-34.

275. Федотова В.Г. Социальное государство и рынок // Свободная мысль — ХХ1.-2002.-№7.-С.79-80.

276. Филиппов B.B. Из истории русского национального самосознания //Советская этнография. 199 1. - №3 — С.25-33.

277. Философия истории: Литология/ Сост.Ю.Л. Кимелев.-М.: Наука, 1995.-С.35

278. Философия любвн.-М.:Логос, 1990.-С.412-413.

279. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. -СПб.:Петрополис, 1993.-С.53-63.

280. Хоперская Л.Л. Этнический фактор становления федерализма на Северном Кавказе //Известия вузов Сев.-Кав. региона. 1998. -№2. - С. 14-20.

281. Хорос В. Русская идея на историческом перекрестке.М.:Мысль,1989.-С.234-258

282. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социс. 1999. - № 9. -С. 67-74.

283. Хоц АЛО. Место этнической ментальностн в структуре ментальности современного человека // Этнонациональная ментальность в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции. — Ставрополь: СГУ, 1999.- 177 с.

284. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. / Под ред. Дробижевой Л.М. и др.-М.:ИЭИА, 1994. -236 с.

285. Чаадаев ПЛ. Философические письма.-М.:Наука, 1989.-С.219

286. Чаадаев ПЛ. Апология сумасшедшего // Русская идея.-М.: Республика, 1992.-496 с.

287. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности (Сущность, противоречия, проблемы формирования): Дис. .канд.филос.наук.-М., 1992.-С.39-40

288. Чебоксаров H.H. Народы, расы, культуры.- М.:Наука, 1971.-С.23

289. Черноусова Е. Социальная интеграция и национальная идея (мировой опыт и проблемы) //Общество и экономика. 2000. -С.79-95.

290. Четко C.B. Современные мифологемы или национальный вопрос в СССР. //Национальные процессы в СССР. М.:Наука. - 1991. - С.83-104.

291. Членов М. Еврейство в системе цивилизаций (постановка вопроса)// Диаспоры.-1999.-№ 1 .-С.41.

292. Шелепов Г.В. Общность происхождения — признак этнической общности // Советская этнография.- 1968.-№4.-С.72

293. Шихирев П.Н. Межнациональные отношения: социально-психологический подход // Национальные процессы в СССР.-М.: Наука, 1991.-С.110

294. Штирельман В. Мифы диаспоры //Диаспоры.-1999.-№2-3.-С.6-33

295. Шувалов Б.А. Национальное и интернациональное в массовом сознании // Национальные процессы в СССР в условиях перестройки. -М.- 1990. С.77-88.

296. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967.-С.193

297. Этнонационализм. Сводный реферат// Россия и ее соседи.-М.: Наука, 1998.-С.10

298. Этнополитический вестник России. 1992. - № 2.- С.58.

299. Ян Э. Государственное и этническое понимание нации: противоречия и сходство И Полис. 2000. - №1. - С. 114-123.

300. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? //Полис. 1996.- №1.- С.33-49.

301. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России.-1995.- ЖЗ-4.-С.57

302. Anderson В. Imagined. Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.-N.Y., 1992. P.39-71, 131-146.308.1nternational Encyclopedia of Social Sciences, ed. By Still, D.L.-New

303. Work, London/-Vol. 11. 309.1deology and National Competitiveness. An Analysis of Nine Countries. Ed. By Lodge., Vogel E.- Boston, 1987.- P.34-62.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.