Национальное самосознание: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Пономаренко, Владимир Иванович

  • Пономаренко, Владимир Иванович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Пономаренко, Владимир Иванович. Национальное самосознание: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 1999. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Пономаренко, Владимир Иванович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ

1.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.

1.2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.

1.3.0 СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ.

2.2. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИ.

2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное самосознание: Социально-философский анализ»

Актуальность исследования. Актуальность исследования национального самосознания обусловлена особенностями развития межнациональных отношений в конце XX века. Мы можем явно проследить сегодня две тенденции в развитии наций в современном мире. Первая тенденции связано с унификацией национальных форм бытия, становлением нового мирового порядка. Вторая тенденция прямо противоположна первой. Она заключается в стремлении народов сохранить свое национальное бытие, защитить свои национальные традиции и ценности.

Особенность сложившейся ситуации заключается в том, что рост объективных интегративных тенденций во всем мире, ведущих к ослаблению значимости этнических границ, к взаимодействию во всех сферах жизни современного общества, сопровождается не менее устойчивым процессом противодействия интернационализации экономических и духовных отношений.

Вопрос о национальном самосознании представляет собой один из центральных вопросов в ряде традиционных проблем межнациональных отношений. Современные социально-философские разработки этой темы характеризуются исследованиями в рамках бытийственных характеристик 1 национального самосознания. Особую значимость приобретает исследование оснований национального самосознания.

Переодическая утрата собственной культурной идентичности всегда порождала в России смятение умов и общественную нестабильность. Сегодняшнее наложение неспособных к взаимной адаптации укладов жизни деформировало социокультурный организм общества. В результате этого вместо плодотворного синтеза мы видим несовместимые стили поведения, способные только подавлять, в лучшем случае имитировать друг друга.

Именно такими имитациями перенасыщено экономическое, идеологическое, правовое пространство современной России. Поэтому в условиях неразвитости гражданского самосознания и общественной инициативы на фоне роста криминальных тенденций в стране только сильная государственность способна, на наш взгляд, реально гарантировать процессы конституционных сдвигов. Причем наиболее вероятной представляется та или иная форма «просвещенного» авториторизма, а не иллюзия правового государства, не имеющая никаких предпосылок в массовом поведении россиян.

К сожалению, общественные преобразования в стране пока не базируются на определенной концепции культуры, учитывающей национальный характер, сложные подтексты потребностей общегосударственного строительства. Любая реформа обретает смысл лишь при решении действительных проблем социального организма. Она должна быть сознательно ограничена по масштабам и сообразовываться по темпам с объективными возможностями, желаниями, предпочтениями и ожиданиями народного большинства, а не только столичных интеллектуалов.

В современной России существует достаточно много противоречий, угрожающей ее целостности. Россия представляет собой сегодня многонациональное государство, объединяющее более 100 народов, имеющих свой язык, тип хозяйствования, материальную и духовную культуру, социально-профессиональную структуру, особую ментальность.

Наличие в обществе деструктивных сил, противодействующих консолидации и сотрудничеству народов приводит к тому, что решение межнациональных проблем в условиях политической и социальной нестабильности в России сегодня приобретает не только острый характер, но становится эпицентром социальных, политических, культурных потрясений.

Национальное самосознание сегодня оказывается организующей идеологической формой национальных движений. Своеобразная вспышка национализма сегодня стала жесткой объективной реальностью, а не бытовым случайным и спорадическим явлением, что подтвердило предположение о том, что объективные основания для роста национализма еще не исчезли, они просто изменились.

В условиях современного этапа развития российского общества выделение оснований национального самосознания представляет одну из важных проблем конкретно-исторического исследования межэтнических отношений, что приобретает особую значимость.

Степень разработанности проблемы. Изучение бытийственных характеристик национального самосознания не имеет подробного освещения в социально-философской литературе. Проблема же исследования оснований национального самосознания совершенно не разрабатывалась. Выделение оснований национального самосознания, на наш взгляд, уже позволяет концептуально обосновать связь национального самосознания с соответствующими общественными отношениями на фоне развития общественного бытия и духовной культуры.

Процесс разработки в истории социальной философии теории нации напрямую связана с проблемой формирования национального самосознания. На разных этапах развития общественно-политической мысли разработкой теории нации занимались: Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, К. Каутский, О. Бауэр, В.И. Ленин, И.В. Сталин, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Г.Г. Шпет, С.Н. Булгаков, П.Н. Милюков, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин. Этническая проблематика достаточно подробно освещалась в работах этнографов, историков, философов Н.М. Могилянского, С.М. Широкогорова, П.А. Сорокина, Ю.В. Бромлея, Ю.В. Арутюняна, Ю.И. Семенова и других.

В отечественной научной литературе первые крупные монографические исследования национального самосознания появились к середине сороковых годов в работах Д.С. Лихачева, В.В. Мавродина, П.И. Кушнера, где обосновывалась этноконсолидирующая роль национального самосознания в исторической памяти народов. В социально-философской литературе проблема национального самосознания разработана слабо, чему способствовала и длительная изоляция отечественного обществоведения от многих достижений зарубежной и русской философско-исторической мысли. С середины семидесятых годов, появились работы С.А. Арутюнова,

A.К. Уледова, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, Ю.И. Семенова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, JI.B. Скворцова, JIM. Дробижевой, П.Г. Евдокимова, посвященные проблеме национального самосознания, которые внесли значительную вклад в разработку данного вопроса.

Первыми, кто посвятил свои работы проблеме национального возрождения были Д.С. Лихачев, Р.Г. Абдулатипов, Э.А. Баграмов, В.Н. Иванов, М.Н. Губогло. Тема национального возрождения рассматривалась в научной публицистике, а затем в академических изданиях. Наиболее значимый материал содержится в работах A.C. Ахиезера, A.C. Панарина,

B.Г. Федотовой, Г.Н. Киреева, К.С. Гаджиева, К.Х Делокарова, Г.Г. Дилигенского, H.H. Моисеева, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, И.В. Ладодо, Э.В. Тадевосяна, М.В. Иордана, В.М. Семенова, С.Я. Матвеевой, К. Касьяновой, З.В. Сикевич и других.

Большой интерес в рамках исследуемой темы представляют современные подходы к разработке проблем этнонациональной направленности, изложенные в работах A.B. и В.А. Авксентьевых. Социально-философские аспекты проблемы межэтнической интеграции на

Северном Кавказе представлены в работах А.Г. Агаева, А.Ф. Дашдамирова, Э.И. Скакунова, М.Д. Напсо, В.Ш. Нахушева, М.М. Кучукова, А.Ю. Коркмазова, Г.С. Денисовой, С.А. Абдокова, В.Х Болотокова, М.Б. Беджанова и других.

Автор в своей работе использовал труды современных зарубежных философов и социологов П. Бурдье, Э. Геллнера, Э. Кассирера, К. Манхейма, Д. Хартмана, В. Тэрнера, Дж. Армстронга, Э. Смита, Э. Хобсбаума.

Цели и задачи исследования. Цель данной работы заключается в выявлении зависимости национальнго самосознания от форм межэтнического бытия, выделении его оснований. Достижение этой цели предполагает решение ряда задач, главными из которых являются следующие: рассмотреть проблему формирования национального самосознания в истории социально-философской мысли; определить методологически эффективные подходы к анализу особенностей формирования национального самосознания; исследовать структуру национального самосознания; выделить социально-экономические, идеологические, правовые основания национального самосознания; определить роль национальных элит в процессе формирования национального самосознания; определить место символов в структуре национального самосознания. Методология исследования и источники. Многоаспектность проблемы обусловили разнообразие источников и выбор методологии. Теоретико-методологической основой исследования явились общефилософские концепции самосознания, сформулированные классиками новоевропейской философской мысли Р. Декартом, Г.В.Ф. Гегелем, Ф.

Шеллингом. Диссертант опирался на традиции анализа самосознания в работах русских и зарубежных философов, социологов, историков, психологов, современных отечественных и зарубежных исследований разных направлений. При рассмотрении национального самосознания в контексте русской философии использовались труды B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.О. Лосского, C.JI. Франка, П.Н. Милюкова, Л.П. Карсавина, И.А. Ильина.

Научная новизна исследования связана с актуальной потребностью в достоверной информации о состоянии и тенденциях динамики национального самосознания. Научная новизна исследования обосновывается сформулированными целью и задачами. В ходе их реализации были получены следующие результаты:

• понимание национального самосознания как отражения национальных отношений позволило выявить влияние на динамику межэтнической картины социально-экономических, идеологиченских, правовых доминант;

• этносы являются сложноорганизованными, многоуровневыми саморазвивающимися социальными системами. Различные уровни и структуры этнических систем в разной степени подвержены изменениям. К динамично меняющимся структурам относятся социально-экономические, социально-политические структуры, к зонам относительной статики могут быть отнесены отдельные уровни и структуры социокультурной сферы этнических систем;

• противоречивый характер ценностных оснований национального самосознания (общенациональных и этнических) обусловлен общими политическими и экономическими процессами, проходящими в России;

• изменение типа национально-государственного устройства России, развитие отношений федерализма явились закономерным отражением состояния и динамики изменений национального самосознания российского общества;

• на фоне участившихся попыток исследования национального самосознания на основе идеальной формы ее существования национального духа, национальной психологии, автор аргументированно показывает, что национальное самосознание есть отражение существующих экономических, политических, правовых межнациональных отношений в обществе.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы историками, культурологами, социологами, политологами для углубления научного анализа проблемы. Теоретическое значение работы определяется тем, что она восполняет пробел, существующий в изучении оснований национального самосознания. Результаты работы могут быть применены для последующей разработки проблем, связанных с осмыслением особенностей национально-государственного строительства России, с прояснением влияния национального самосознания на выработку социально-политических стратегий этнической элиты и различных групп и слоев современного общества.

Материалы диссертационной работы могут быть эффективно использованы при разработке и чтении курсов социальной философии, этносоциологии, этнопсихологии, этноконфликтологии, религоведения. Некоторые выводы, содержащиеся в исследовании, могут помочь при разработке программ по этническому возрождению, при организации социологических исследований межэтнических конфликтов.

Апробация работы ряд положений диссертации апробирован автором на различных краевых, региональных, всероссийских научно-практических конференциях. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в трех публикациях, общим объемом ¿¡Я, п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Пономаренко, Владимир Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования исторического развития национального самосознания, определения его отношений с другими формами самосознания, выделения его оснований, диссертант подчеркивает, что в процессе эволюции всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении свойств и отношений отражаемого объекта приобрело такую форму, как отражение в виде общественного сознания и самосознания.

Отражение в виде национального самосознания непосредственно связано с бытием людей, с их реальным существованием в обществе. Национальное самосознание выступает своебразным основанием общества и культуры, оно является важнейшим консолидирующим элементом национального бытия. Национальное самосознание существует только тогда, когда человек целенаправленно поворачивает внимание на самого себя, на свои мысли, поступки и действия. Это особое деятельностное состояние национального самосознания. Национальное самосознание и деятельность при таком подходе выступают не только как субъективность сознания, но и как способы его существования.

Национальное самосознание - это духовное образование, представляющее собой совокупность идей, интересов и ценностей, чувств и настроений, отражающих историческое место нации особенностей её языка, культуры, религии, морали. Основаниями национального самосознания выступают экономические, политические, правовые межэтнические связи.

Национальное самосознание - это исторически развивающееся явление, имеющее стадии зарождения, становления, роста, торможения, дисперсии, кризисы. Вместе с изменением социально-экономических и политических условий меняются содержание и структурные элементы, национального самосознания.

Национальное самосознание является продуктом духовного творчества национальной элиты, которая не только формулирует смысл прошедшего бытия исторической общности, но и осуществляет проектирование социального будущего нации. Однако, крайне опасно вовлечение национального самосознания в политическую игру. Любые попытки определенных политических кругов придать ей качество реальной политической силы ведут к деструктивным течениям. Всякое тенденциозное использование национальной символики может усилить сепаратизм и привести к межнациональной конфронтации.

Изменения экономического порядка, проводимые реформаторами сегодня в России, непоследовательно и не продуманно с точки зрения социальных последствий для населения. Распад прежнего хозяйственного уклада, утрата нормативно-ценностной базы, обесценивание сложившихся в культуре естественных правил жизнеспособного состояния общества; привели к очевидной деформации, разорванности межэтнических отношений и национального самосознания.

Сегодня российское общество распадается на множество определенных социальных групп, слоев, кланов, партий со своими субкультурами, критериями успеха и ценностями. Мы наблюдаем в каждой республике зарождение и оформление своей национальной идеологии, определение своих этнических символов и приоритетов, возрождение традиционной национальной культуры, при поддержке религиозных конфессий. Причем, каждая из этих социальных целостностей демонстрирует свой эгоизм, нежелание считаться с интересами целого и претендуя на лидерство, игнорирует интересы других.

Непреемственность, неоформленность, неконкретность общегосударственной российской идеологии, неясность геополитических интересов, искусственность многих новых символов являются факторами укрепляющими приоритет этничности в национальном самосознании людей. Сегодня национальная политика должны включать в себя разработку и использование таких принципов разрешения возникающих конфликтов в межэтнической сферы, которые обеспечили бы движение к стабильности и гражданскому согласию.

Современная общественно-политическая практика требует глубокого осмысления политических проблем в их зависимости от национальной жизни. Без конкретного и научно обоснованного учета проявления и функционирования политического и национального на уровне общественного сознания того или иного народа невозможно проводить анализ и оценку политической ситуации в многонациональном государстве. Одним из ведущих факторов в социальном взаимодействии народов следует выделить воспитание чувства патриотизма, национальной гордости, терпимости и милосердия, уважительности и гуманности к своеобразию интересов и потребностей других общностей, их языку, истории, традициям, культуре.

Сегодня крайне важно найти формы и способы рационального и эффективного использования преимуществ и достоинств каждой нации. Общественный компромисс и межнациональное согласие, народная дипломатия и общенациональный договор являются действенными средствами, упреждающими возможность возникновения социальной напряженности, острых конфликтных ситуаций.

В независимом государстве единственно оправданным и реальным должен быть приоритет интересов человека и закона над национальным интересом. Недопустимо представлять возможность привилегированности социально-правового статуса какой-либо нации или народности и монополизации ее ценностей, идеалов, традиций, культуры в системе межнациональных отношений.

Предвзятое межнациональное сравнение способствует проявлению искаженных национальных стереотипов. Сложность и трудность в достижении социального взаимодействия и единения народов в наибольшей степени вызывается не столько наличием национальных особенностей, сколько абсолютизацией и выпячиванием национальных отличий.

Решая межнациональные проблемы в Российской Федерации, надо исходить из того факта, что российский народ существует как единый суперэтнос. Обладая общими чертами, россияне в то же время остаются представителями той или иной нации, этнической группы. Укрепление общности россиян не ведет к потере чувства национальной принадлежности. Новый уровень национальных отношений требует дальнейшего развития демократии, углубления межнационального общения, создания условий для полного самовыражения свободных национальностей, обеспечения гарантий национального развития, введения правовых механизмов, препятствующих национализму.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пономаренко, Владимир Иванович, 1999 год

1. Абдулатипов Р.Г. Заговор против нации: Национальное и националистическое в судьбах народов. - Спб.: Лениздат, 1992. - 191с.

2. Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм // Этнополитический вестник. 1995. №3. С. 5-11.

3. Абдулатипов Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства. -М.: «Славянский диалог», 1995. 63 с.

4. Авксентьев A.B. , Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь, 1994. -87 с.

5. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. -Ставрополь: СГПУ, 1994.

6. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. -Ставрополь, 1993. -222 с.

7. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. В 2-х частях. Ставрополь, 1996.

8. Агаев А.Г. Нациология : философия национальной экзистенции.-Махачкала, 1992. 168 с.

9. Аксючиц В. Бог и Отечество формула русской идеи // Москва. №1. Ю.Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. «Национальная идеология»:иллюзия или непонятная потребность?// Октябрь, 1997. №1.

10. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., «Мысль». 1969-1971.

11. Антонов В.И. Символ, наука, культура. -М.: Луч, 1995.-138 с.

12. Аристотель. Политика .- Сочинения в 4-х томах. Т.4. М., Мысль, 1983. С. 375-644.

13. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: «Прогресс», «Политика», 1992. 606 с.

14. Артановский С.Н. Проблема этноцентризма, этнического своеобразия культур и межэтнических отношений в современной зарубежной этнографии и социологии// Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. JL, 1979. -259 с.

15. Арутюнов С.А. , Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М.: Наука, 1972. Вып. 2.

16. Арутюнов С.А. Роль и место языка в этнокультурном развитии общества // Этнические процессы в современном мире. -М., 1987.

17. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-271 с.

18. Ахвледнани A.A., Ковалев A.M. Собственность. Власть. Политика. -М.: Философский факультет МГУ, 1996. 280 с.

19. Ахиезер А. Наука и идеология // Общественные науки. 1991. №1.

20. Ахиезер A.C. Россия среди других народов и цивилизаций// Россия: критика исторического опыта. -Т. 2.- М., 1991. С. 332-362.

21. Ашин Г.К. Элитология. Становление. Основные направления. М.: МГИМО, 1995.- 108 с.

22. Бабаков В.Г. , Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: Институт философии РАН, 1996 .-70 с.

23. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. -М.: Институт философии РАН, 1993.181 с.

24. Баграмов Э. Национальная идея в евразийском контексте// Евразия. Народы. Культуры. Религии. 1996. №1(4). С. 9-16.

25. Баграмов Э. Нация, национальная идея и национальная политика// Евразия. 1997. № 1-2 (5-6) . С. 48-52.

26. Баграмов Э.А. Какая идеология нужна России? (О выработке концепции национальной политики Российской Федерации)// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1994. Вып. 2.

27. Бакиева Г.А. Социалистическое национальное самосознание как общественное явление. Автор. Дис.канд. филос. наук. Л., 1985. 16 с.

28. Барыков Ф.Ф. Обычаи наследования у государственных крестьян. -СПб., 1862.

29. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968. -468 с.

30. Батищев Г. Овеществление//Философская энциклопедия. -М.: «Советская энциклопедия», 1967. Т. 4.-С.127.

31. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. -М.: Наука, 1969.-430 с.

32. Батищев Г.С. Мировоззренческие предпосылки и смысл проблематики отчуждения // Отчуждение как социокультурный феномен. -Киев.: Знание, 1991.-87 с.

33. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. -СПб: Серп, 1909. -600 с.

34. Бахтин М.М. К философии поступка// «Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М.: Наука, 1986.

35. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М.: Художественная литература, 1990.- 543 с.

36. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографического общения адыгов. -Нальчик •.Эльбрус, 1983.- 232 с.

37. Бегинин В.И. Общественное правосознание и государство (Социальнофилософский анализ). Автор, дис.докт. филос. наук. -Саратов. 1994.-36с.

38. Белинский В.Г. Избранные философские произведения. -М., 1948. Т. 2.

39. Бердяев Н. О современном национализме // Философские науки. 1991. №3. С. 99-105.

40. Бердяев H.A. Новое средневековье. Размышление о судьбе России Европы. М.: Феникс, 1991. - 32 с.

41. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с.

42. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 122-129.

43. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). -Париж: YMCA PRESS, 1989. - 425 с.

44. Бердяев H.A. Судьба России : Опыты по психологии войны и национальности. М.: Философское общество СССР, 1990.-240 с.

45. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Философия свободного духа . М.: Республика, 1994.

46. Бердяев H.A. Философия неравенства.- М.:ИМА-ПРЕСС, 1990. 285 с.

47. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480 с.

48. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. -400с.

49. Бобров Е.А. О самосознании .- Казань, 1898. -42 с.

50. Бороноев А.О. Основы этнической психологии. Спб., 1991. - 60 с.

51. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология.- Спб.: Спб гос. Универ., 1994. 168 с.

52. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: Характер народа и судьба страны. Спб.: Лениздат, 1992. -144 с.

53. Бредихина О.Н. Русское мировоззрение: восстановимы ли традиции? (Книга -вопрос). Мурманск, 1997. - 134 с.

54. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.- 412 с.

55. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.

56. Брудье П. Начала. -М.: Социо-Логос, 1994.

57. Брянчанинов И. Слово о человеке// Богословские труды Т. 29. М., 1988. С. 285-320.

58. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - 464 с.

59. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИД997. -589 с.

60. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. Соч. В 2-х томах. -М., 1993. Т.2. С. 435-457.

61. Булгаков С.Н. Свет невечерний. -М.: Республика, 1994.- 215 с.

62. Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о «Чужом»// Логос. 1994. №6. С.77-94.

63. Вдовин А.И. «Российская нация»: Национально-политические проблемы XX века и общенациональная российская идея. -М. : Либрис, 1995.-247 с.

64. Вдовин А.И. Российская нация (К нынешним спорам вокруг национальной идеи) // Кентавр. 1995. №3.

65. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с. нем .- М.: Юрист, 1994. -704 с.

66. Вернадский Г.В. Начертание Русской истории // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. -М., 1992.

67. Вехи. Из глубины .- М.: «Правда», 1991.-607 с.

68. Вунд В. Вопросы психологии народов .- М.: «Космос», 1912.- 132 с.

69. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.

70. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики М.: Прогресс, 1988. 699 с.

71. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990.- 240 с.

72. Галкин A.A. О фашизме его сущностях, корнях, признаках и формах // Полис. 1995. №2. С. 6-16.

73. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии ( от Аристотеля до Декарта). М.: МГУ, 1987. - 215 с.

74. Гегель Г. Наука логики: Пер. с нем. В 3-х томах. М.: Мысль, 1970-1972.

75. Гегель Г. Работы разных лет. В 2-х томах. М.: Мысль, 1972.

76. Гегель Г. Феноменология духа. Соч. Т.1У.- М.: АН СССР. Ч. 1-2, 1959. -438 с.

77. Гегель Г. Философия истории // Сочинения. Т. УШ. M.-JL: Соцэкгиз, 1935.

78. Гегель Г. Философия права: Пер. с нем.- М.-Л. Ин-т филос. коммунис. академ., 1934. Т.УП -380 с.

79. Геллнер Э. Нации и национализм. -М.: Прогресс, 1991.-319 с.

80. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса// Путь. №1. 1992.

81. Глезерман Г.Е .Классы и нации. -М., 1977.

82. Гранкин И. Конституционный статус республик// Президент. Парламент. Правительство. 1997. № 1.

83. Грушин Б.А. Массовое сознание. -М.: Политиздат , 1987 .- 368 с.

84. Губогло М. Национальное право в конституциях республик России (19931995)// Этнополитический вестник. 1995. №6. С. 188-198.

85. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. -М.: Соратник, 1995.-310 с.

86. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1989.- 764 с.

87. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: ДИ-ДИК, 1995.- 552 с.

88. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации .- М.: Экопрос, 1993. -576 с.

89. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М., 1993.

90. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолствующего большинства. -М., 1990.

91. Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос. 1992.№3. С. 62-80.

92. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-185.

93. Гуссерль Э. Логические исследования. Ч.1.- Спб., «Образование», 1909. -224 с.

94. Дашдамиров А.Ф. Национальная идея и этничность. (Азербайджанская идея в этнокультурном интерьере). М.:РАН Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо- Маклая, 1996. - 55 с.

95. Дашдамиров А.Ф. Проблема личности в марксистско-ленинской теории нации и национальных отношений. Баку: Азернешр, 1984.

96. Дегоев В. Региональные угрозы глобальному порядку. Кавказ в международно-геополитической системе ХУ1-ХХ вв./ Независимая газета . 16.10. 1997.

97. Декарт Р. Избранные произведения. -М., 1950.

98. Деклорация Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества независимых Государств// Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. №52. С. 2058-2059.

99. Денисова Т.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. -Ростов н/Д, РГУ, 1996. 224с.

100. ЮЗ.Джандильдин Н. Природа национальной психологии .- Алма-Ата: Казахстан, 1978. -304 с.

101. Джарылгасинова Р.Ш. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке // Советская этнография . 1987. № 4.

102. Джунусов М.С. Суверенитет как социальный феномен.- М.: РАН Институт социологии, 1994. 109 с.

103. Юб.Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. Спб.: «ВИР», 1995.

104. Достоевский Ф. Дневники писателя: Избранные страницы. М., 1989.

105. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 тт. Л., 1978.

106. Дробижева Л.М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов// Традиции в современном обществе. -М., 1990.

107. ПО.Дробижева Л.М. Национальное самосознание русских в условиях трансформации тоталитарного общества// Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. Спб., 1992. С. 2-3.

108. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика// Советская этнография .1991. №1. С. 313.

109. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: «Мысль», 1996. - 382 с.

110. Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 1.-М.: АН СССР, 1990.-241 с.

111. И4.Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж: Евразийское книжное издательство, 1926. - 80 с.

112. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия.-Екатеринбург: Из-во Урал. Ун-та, 1995. 203 с.

113. Пб.Жукоцкая A.B. Идеология. В поисках оснований. М.: Из-во Mill У, 1997.- 104 с.117.3айдман И. Национальные идеи разъединяют народы, духовные ценности объединяют // Независимая газета. 1998. №9. С.6.

114. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. Спб.: Языковый центр, 1995.

115. Зудин А.Ю. Фашизм в России: образы и реальности новой опасности// Полис. 1995. №2. С. 34-44.

116. Иванов В.И. Родное и вселенское .- М.: Республика, 1994. 428 с.

117. Иванов В.Н. Российская федерация : национальные и региональные проблемы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.- 54 с.

118. Иванова А.А., Пухликов В.К. Становление русского философского самосознания М.: АН кафедра философии, 1993. Т.1. 174 с. Т.2. 117 с.

119. Игнатенко А. Исламизация по-чеченски. Использование религии в качестве политического инструмента может стать западней для нынешних руководителей республики/ Независимая газета. 20 ноября. 1997.

120. Ильин И. О грядущей России. -Джорданвилл, 1991.

121. Ильин И. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 431 с.

122. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-1954гг. // Собр. соч. в 10 тт. -М.: Русская книга, 1993.

123. Ильин И.А. О русском национализме: Что сулит миру расчленение России. Сб. ст.- Новосибирск: Рус.арх., 1991. 132 с.

124. Ильин И.А. Путь духовного обновления. -Мюнхен, 1962.

125. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания .- М.: Аргус, 1995. 544с.

126. Иордан М.В. Наука национального примирения// Общественные науки и современность. 1992. №4. С. 110-116.13 7.Иорданский В. Глобальный этнический кризис или сумерки разобщенности // Мировая экономика и международные отношения. 1993. №12. С. 81-93.

127. История нации и национальное самосознание// Русский вестник. 1993. №11. С. 9-14.

128. Каган М.С. Философия культуры. -СПб.: Петрополис, 1996. -415 с.

129. Каган М.С. Философская теория ценности. Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

130. Каган М.С. Эстетика как философская наука .- Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с.142 .Калинина К. Национальные отношения в СССР: история и современность. М.: АОН, 1991. - 184 с.

131. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. -М.: Политиздат, 1990.- 415 с.

132. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. -М., 1990.

133. Кандель П.Е. Национализм и проблема модернизации в пост тоталитарном мире // Полис. 1994. № 6. С. 6-15.

134. Канетти Э. Масса и власть. М.: «Философия по краям», 1997.- 527 с.

135. Кант И. Сочинения: В 6-ти томах. М.: Мысль, 1961-1966.

136. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.6. СПб., 1842.

137. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. -М.: Гос. Центр русского фольклора, 1993.- 161 с.

138. Карсавин Л.П. Философия истории . СПб., 1993.- 350 с.

139. Касьянова К. Представляем ли мы, русские, нацию // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995. С. 131- 164.

140. Касьянова К. Этапы развития национального самосознания в России // О русском национальном характере.- М.: Институт национальной модели экономики. 1994. С. 33-57.

141. Касьянова К.О. О русском национальном характере. М.: Московский институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

142. Каутский К. Борьба национальностей и государственное право в Австрии.- Киев: С.И. Иванов и К, 1906. 32 с.

143. Каутский К. Национальность и интернациональность. 1908.

144. Каутский К. О национальном вопросе в России//Медем В. Д. Социалдемократия и национальный вопрос. Саратов, 1917. С. 57-65.

145. Киреев Г.Н. К вопросу об основаниях национального //Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Выпуск 2. -М.: Прометей, 1998. С.10-17.

146. Киреев Г.Н. Сущность социального насилия //Философские науки. 1986. №1. С. 24-34.

147. Киреев Г.Н. Явление и сущность социального насилия( социально-философский анализ). Дис.доктор, филос. наук. М., 1992. -364 с.

148. Кларк С. Классовая структура России в переходный период// Рубеж (Сыктывкар). 1997 №10-11. С.66-86.

149. Ковальницкий М.Е. О значении национального элемента в историческом развитии христианства. Труды Киевской духовной академии, 1880.

150. Козлов В. Национализм и этнический нигилизм // Свободная мысль. 1996. №6. С. 98-108.

151. Козлов В.И. Национализм, националсепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. №2. С. 44-65.

152. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

153. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1993.-64 с.

154. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации // Российская газета, 4 июня 1996 г.

155. Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж. Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М.: РАН, 1994.

156. Костомаров Н.И. Собр. соч. Т.З. Кн. 1. СПб., 1904.

157. Коялович М.О. История самосознания русского народа .- Спб.:Тип. A.C. Суворина, 1884. 603 с.

158. Краткая философская энциклопедия .- М. ¡Издательская группа «Прогресс»-«Энциклопедия», 1994. -576 с.

159. Куда дрейфует Россия? ( Социально- политическая ситуация: состояние и перспективы) // Социально- политический журнал. 1993. №1-2.

160. Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1996. -512 с.

161. Кудрявцев В. Русские или россияне: Государство и нация в российской истории// Жизнь национальностей. 1993. №3-4.

162. Кудрявцев И. Латыши, русские, народный фронт и правовое государство// Община. 1989. №25.

163. Кузнецов И.М. Исследование символов в системе национального самосознания ( к постановке проблемы) // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М., РАН, 1994.

164. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992. - 230 с.

165. Кушнер (Кнышев) П.И. Национальное самосознание как этнический определитель// Краткие сообщения института этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая. Ч. УШ. М.-Л., 1949. С. 3-9.

166. Кьеркегор С. Страх и трепет .- М.: Республика, 1993.- 382 с.

167. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 312 с.

168. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества// Социологические исследования. 1997. №3. С. 14-24.

169. Лафицкая Н.В. Смысл дефиниции «больное общество» Э. Фромма. Психологические и социальные формы отчужденности. М. 1997. Депонированная рукопись № 52702. - 29 с.

170. Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о национальной психологии. Воронеж, 1865.

171. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: РАН, 1993.- 195 с.

172. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб.: Из-во Ф. Павленкова, 1896. - 329 с.

173. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен ( на материале исследования этнических групп Узбекистана)// Психологический журнал. 1995. Том. 16. №2. С. 70-81.

174. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. -5-е издание. Т. 1-55. М.: Политиздат, 1979-1983.

175. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.18 8. Леонтьев К.Н. Национальная политика как орудие всемирной революции: Письма к Ф.И. Фудель. М.: Типография литературного товарищества И.Н. Кушнеров и К, 1889. - 48 с.

176. Лихачев Д.С. Национальное самосознание древней Руси. М.-Л.: Из-во АН СССР, 1945. - 118с.

177. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя : историческое самосознание и культура России // Новый мир. 1994. № 6. С. 133.

178. Лихачев Д.С. О национальном характере русского народа // Вопросы философии, 1991. №4. С.3-6.

179. Ломова-Опоркова М.Ю. Этничность, народ и каста// Народы Азии и Африки. 1990. №6. С.116.

180. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. -625 с.

181. Лосский Н.О. Характер русского народа. -М.: Посев, (Репринт) 1990. Т.1. -62 с. Т.2. -90 с.

182. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры //Труды по знаковым системам .- Тарту: Из-во Тартуского университета, 1987. Вып. 21. С. 10-21.

183. Лукин А. История чубайсизации страны. США могли, но не хотели нам помочь//Независимая газета. 1998. №9. С. 5.

184. Лурье C.B. Культурная антропология в России и на Западе : концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. №2. С.146-159.

185. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применение к анализу исторического и этнографического материала. Спб.: Типография имени Котлякова, 1994. - 288 с.

186. Львов Н. Национальная идея и идеал нации // Российская газета. 1994. 20.09.

187. Мавродин В.В. Проблема развития национального самосознания на Руси в конце ХШ начале ХУ в. / Польша и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши ХП-Х1У вв. - М.: Наука, 1974. С. 165-171.

188. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л.: ЛГУ, 1978. - 183 с.

189. Мавродин В.В. Формирование русской нации. -Л., 1947. 36 с.

190. Маликова Н. Парадоксы межнационального общения. : М.:РАН ИСПИ, 1992.-188с.

191. Малькова В.К. Исследование формирования этнического самосознания населения российских республик через средства массовой информации// Национальное самосознание и национализм в РФ начала 1990-х годов. -М.:РАН, 1994. С. 213-228.

192. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. №6 . С. 14-25.

193. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 415 с.

194. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е издание. М.: Госполитиздат, 19551974.

195. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL- ЬооЬ>, 1994. - 368 с.

196. Махлин B.JI. Я и Другой: к истории диалогического принципа в философии XX в.- «Лабиринт», 1997. -252 с.

197. Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации ( по данным социологических исследований). Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1992. С. 5.

198. Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли //Полис. 1997. № 1. С.5- 31.

199. Межуев В.М. О национальной идее// Вопросы философии. 1997. №12. С. 3-15.

200. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М.: Прометей, 1990. -209 с.

201. Милюков П.Н. Национальный вопрос (Происхождение национальностей и национальный вопрос в России).- Прага, 1925. -192 с.

202. Мнацаканян М.О. Этносоциология :нации, национальная психология и межнациональные конфликты. -М.:АНКИЛ, 1998.-186 с.

203. Моисеев H.H. Трудный вопрос: Размышления о национализме и общесоветских ценностях// Свободная мысль. 1991. №15. С. 21-29.

204. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.

205. Мухамметбердыев О.Б. Национальное самосознание народов Средней Азии на современном этапе их развития. Автореф. докт. филос. наук. -М.,1992.-45 с.

206. Назарбаев H.A. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 19941997. М.: Фонд содействия развития социальным и политическим наукам, 1997. - 480 с.

207. Нарочницкая Е.А. Национализм : история и современность.- М.: ИНИОН РАН, 1997.

208. Национальная доктрина России ( Проблемы и приоритеты). М.: «Обозреватель», 1994. - 501 с.

209. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994.223 .Национально-культурные автономии и объединения. Историография . Политика . Практика . Антология. В 3-х т. -М., 1995.

210. Нерознак В.П. Национальное самосознание: концепт и структура// Этническое и языковое самосознание: Матер, конф. ( Москва 13-15 декабря). -М., 1995.- 172 с.

211. Никольский В.И. О русском национальном самосознании. Очерк.- Спб.: Типография В.Д. Смирнова, 1907. -53 с.

212. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. M.: REFL book, 1994. - 352 с.

213. Новгородцев П.И. Сочинения. М. : Паритет, 1995. - 448 с.228.0ртега -и- Гассет X. Восстание масс// Ортега-и-Гассет X. Эстетика.

214. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. -С.309-350.229.0сипов Г.В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. -М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-208 с.

215. Панарин А. Новое прочтение старой идеи// Этнополитический вестник. 1995. №1. С. 256-269.

216. Печенев В. «Русский нацмен» как новое историко-социальное явление: некоторые этнополитические аспекты проблемы //Новое российское зарубежье: проблемы, перспективы. Спб, 1992. - С.57-61.

217. Платон. Соч. в 3-х томах. -М., 1970.

218. Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати. -М.: Молодая гвардия, 1991.-555с.

219. Плеханов Г.В. Избраннные философские произведения: В 5-ти томах.-М.: Госполитиздат, 1956-1958.

220. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. -М., «Прогресс», 1994.

221. Поляков С.П., Бушков В.И. Социально-экономическая ситуация в Северо-Кавказском регионе. -М., УОП Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1997.-24 с.

222. Понеделков A.B. Политическая элита : генезис и проблемы ее становления в России. -Ростов Н/Д CK НЦ ВШ, 1995.- 208 с.

223. Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989.-256 с.

224. Протасенко И.Н. Превращенные формы социально-политических отношений.- Спб., 1992.

225. Разделит ли Россия участь Союза ССР? ( Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика). Коллективная монография / Руководитель авторского коллектива- Э.А. Баграмов/. -М.,1993. 270 с.

226. Реннер К. Национальная проблема / Борьба национальностей в Австрии / .-СПб .,1909.

227. Российская элита: Опыт социологического анализа. Часть 1. Концепция и методы исследования .- М.: Наука, 1995. 40 с.243 .Российская элита: опыт социологического анализа. Часть П. Лидеры бизнеса о себе и об обществе .- М.: Наука, 1996. -69 с.

228. Российская элита: Опыт социологического анализа. Часть Ш. Особенности сознания элиты .- М.: Институт социологии РАН, 1997. -103 с.

229. Россия : Опыт национально-государственной идеологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.-231 с.

230. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах.- М.: Academia, 1996. 294 с.

231. Русская идея (Сост. М.А. Маслин). М.: Республика, 1992.-496 с.

232. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. Сб. Стат. Рук. Е.С. Троицкий. М.:АКИРН, 1995. -221 с.

233. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. -655 с.

234. Рывкина Р.В. Социальные корни криминализации российского общества // Социологические исследования. 1997. №4. С. 73-83.

235. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 2.- Спб.: Петрополис, 1994. 217 с.

236. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М : Политиздат, 1991. - 365 с.

237. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М.: Политиздат, 1992. -480 с.

238. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. -М., 1990.

239. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Учебное пособие. М.: Механик, 1996. - 208 с.

240. Сикевич З.В. Русские: «образ» народа (социологический очерк). Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. - 152 с.

241. Сикорский И.А. О психологических основах национализма. Киев. 1910. Типография Товарищества И.Н. Кушнеров и К. С. 5.

242. Синютин М.В. Опыт изучения М.М. Ковалевским института кровной мести// Социология и социальная антропология.- Спб.: «Алетейя», 1997. С. 347-360.

243. Скакунов Э.И. От конфликта к стабильности. Урегулирование чеченской проблемы ключ к политической общности новой России // Независимая газета. 11.07.1997. С. 5.

244. Скакунов Э.И. Социокультурный анализ осетино-ингушского конфликта // Социологические исследования. 1997. №7. С. 124-130.

245. Скакунов Э.И. Чеченский конфликт// Международные исследования. 1996. №10.- 120 с.

246. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 317 с.

247. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. -М.: Политиздат, 1983. 264 с.

248. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина Х1Х-ХХ вв. М.: «Наука», 1983.-263 с.

249. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.

250. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания// Познание и общение. -М.: Наука, 1988. С. 111122.

251. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России// Соч. в 2 тт. Т. 1. Вып . 2.-М.: Правда, 1989.- 735 с.

252. Соловьев Вл.С. Национализм // Энциклопедический словарь. Т. 20а. СПб., 1897. С. 710.

253. Солоневич И. Дух народа //Русская идея . В 2-х томах. Т 2. М.: Искусство, 1994. - 683 с.

254. Сорокин П. О русской нации. Россия и Америка. -М.: АПКИРН, 1992.114 с.

255. Сорокин П. Основные черты русской нации в XX столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.-С.463-490.

256. Сорокин П. Проблема социального равенства // Этнополитический вестник России. 1992. № 2.

257. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред. сост. и предисл. А.Ю. Согомонов : Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992.-543 с.

258. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. -М: Политиздат, 1972. 303 с.

259. Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. Соч. Т.2. М.: Государственное издательство политической литературы, 1946. - 320 с.

260. Сталин И.В. Сочинения : В 13 -ти томах. М.: Госполитиздат, 1946-1951.

261. Степанян Э.Х. Классовое и национальное сознание. -М., 1976.

262. Страда В. Национализм русский, национализм советский, постнационализм//Человек. 1991. №6. С. 59-64.

263. Струве П.Б. Patriótica : Политика, культура, религия, социализм. М. : Республика, 1997.-527 с.

264. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. -М.: РАН, 1995. -299 с.

265. Сухонос С.И. Россия в XXI веке: Проблемы национального самосознания. М.: Агар, 1997.

266. Тишков В.А. О нации и национализме// Свободная мысль. 1996. №3. С. 30-39.

267. Тишков В.А. Об идее нации// Общественные науки. 1990. №4. С. 83-95.

268. Тишков В.А., Беляев E.JL, Марченко Г.В. Чеченский кризис. ЦКСИ и М. -М., 1995. С. 8-9.

269. Тойнби Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник. Пер с анг. . -М.: «Прогресс», «Культура». Спб. «ЮВЕНТА». 1995. 478 с.

270. Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: Суверенизация и интеграция: Этносоциологические очерки. -М.: Российский государственнй гуманитарный университет, 1997.-214 с.

271. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. №12. С. 33-42.

272. Троицкий Е.С. О Русской Идее. Очерк теории возрождения. М., 1994. С. 8-9.

273. Троицкий Е.С. Русский народ в поисках правды и организации.- М.: Б.И., 1996. 462 с.

274. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессионизм //Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 211-258.

275. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. -Париж: Евразийское издательство, 1927.- 94 с.

276. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990. С. 318.

277. Уледов А.К. Русская идея как феномен национального самосознания// Альма матер. 1992. №7-9.

278. Федеральный Закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Российская газета. 1. 09. 1995.

279. Федеральный закон «О национально-культурной автономии»// «Российская газета». 25.06. 1996.

280. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. М.: Прогресс, 1990.- 448 с.

281. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. С-Пб.: С-Пб университет, 1994. -150 с.

282. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы. -Париж: YMCA-PRESS,1974.-320 с.

283. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. СПб., 1992. Т.2.

284. Федотова В.Г. Локальные воздействия на глобальные трансформации в свете изменения научных представлений о социальном развитии // Философские науки. 1997. №1. С.16-25.

285. Федотова В.Г. Модернизация другой Европы. -М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. 255с.

286. Философское сознание : драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991. -413 с.

287. Фихте И.Г. Назначение человека.- СПб.: «Жизнь для всех», 1913.- 200с.

288. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510 с.

289. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с. анг.- М.: Прогресс, 1990.366 с.

290. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

291. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М: Юристъ,1997.-238 с.

292. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод П.С. Гуревича.- М.: Республика, 1994. -447 с.

293. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс, 1989. -272 с.

294. Ю.Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.- 430 с.

295. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с. анг. -М.: «Прогресс», 1990.- 336 с.

296. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - 415 с.

297. З.Фромм Э. Пути из больного общества // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 443-482.

298. Фромм Э. Человек для себя. -Минск, 1992. С. 47.

299. Хабибуллин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. Д., Знание. 1989. 36 С.

300. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. -СПб.: ТООТК «Петрополис», 1993. 118 с.

301. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993.-447 с.

302. Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900-1914.

303. Хотко С.Х. Черкесские мамлюки.- Майкоп: Адыгейское Республиканское книжное издательство, 1993. 180 с.

304. Хрестоматия по истории философии (русская философия): Учебное пособие для вузов. В 3-х частях. Ч.З. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.-672 с.

305. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. -М.: РАН, 1994. -236 с.

306. Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989. С. 219.22.

307. Чагай Л.П. Национальное самосознание личности: ( Сущность, противоречия, проблемы формирования). Автореф. диссерт. . канд. филос. наук. -М., 1992. 16 с.

308. Чамата П.К. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1966. С. 231- 235.

309. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977.

310. Чичерин Б.Н. О польском и еврейском вопросах. Варшава: «Правда», 1906.-16 с.

311. Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская действительность// Социальная теория и современность. 1993. №12.

312. Широкогоров С.М. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай , 1923.ХУШ. Т.1.

313. Шихирев П.Н. Межнациональные отношения: социально-психологический подход // Национальные процессы в СССР. -М., Наука, 1991.

314. Шпет Г. Введение в этническую психологию/ Сочинения.- М.: «Правда», 1989. С. 475-574.

315. П1пет Г.Г. Сознание и его собственник// Шпет Г.Г. Философские этюды. М, 1994. С. 20-117.

316. Шпрингер Р. Национальная проблема ( Борьба национальностей в Австрии). СПб.: Из-ние т-ва «Общественная польза», 1909.- 293 с.

317. Шубин A.B. Исторические предпосылки распада союзного государства // «Полис». 1997. №1.

318. Элебаева А.Б., Иордан М.В. Методологические проблемы исследования противоречий в развитии национальных процессов. Бишкек: Илим, 1992.- 105 с.

319. Этническое самосознание славян в ХУ столетии М.: Наука, 1995. 240 с.

320. Этничность и власть в полиэтничных государствах .- М.: Наука, 1994. -313 с.

321. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Спб.: Петрополис, 1995. - 329 с.

322. Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып. 2. Сборник статей. М.: Центр этносоциальных исследований, 1995. -172 с.

323. Юм Д. О национальных характерах// Юм Д. Соб. соч. в 2-хтомах. Т.2.-М.: Мысль, 1965. С. 702-721.

324. Юнг К. Архитип и символ. -М.: Республика, 1991.-376 с.

325. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 136.

326. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени : Пер. с нем. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996. - 336 с.343 .Юсупов М. Этносоциальная структура Чечни // Рубеж ( Сыктывкар). 1997. №10-11. С. 139-143.

327. Явлинский Г.А. Экономика России: наследство и возможности. М.: ЭПИцентр, 1995. - 141 с.

328. Явчуновская Р.А. Социальная экология этносов (Философский анализ) / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 1995.- 135 с.

329. Ядов В.В. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности) в условиях быстрых социальных перемен// Проблемы теоретической социологии. Спб.: Петрополис, 1994.С.163-184.

330. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.: Практика, 1997. -1056 с.

331. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат.1991.-527 с.

332. Anderson S.P., Glomm G. Alienation, indifference and choice of idiological position//Social choice a. Welfare. -N.Y.,1992.- Vol. 9, № 1. P 17-31.

333. Chatterjee P. The nation and fragments.Colonial and postcolonial histories. Princeton: Princeton U. Press. 1993.

334. Tamir Y. Liberal nationalism.- Princeyon: Princeton U. Press. 1993

335. Tescher G. Anxiety, anger and the concept of agency and action in the «Bhagavad Gita»// Asian philosophy.- Abingdon, 1992. Vol.2,№1.-P. 61-77.

336. Travers A.The conversion of self in everyday life // Human studies.-Dordrecht etc., 1992.-Vol.l5,№ 2/3 . P. 169-238.

337. Waldenberg M. Kwestie narodowe w Europie Srodkowo- Wschodniej.PWN Warszawa. 1992.-419 s.

338. Wood R.C. The alienated self and the absent community in the work of Walker Percy // Morphologies of faith.- Atlanta,1990. -P. 359-376.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.