Натюрморт в искусстве Китая XX – начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Линь Юнчао

  • Линь Юнчао
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 278
Линь Юнчао. Натюрморт в искусстве Китая XX – начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2022. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Линь Юнчао

Введение

Глава 1. Мироощущение и миросозерцание как познание и отражение природы в искусстве натюрморта

1.1 Преамбула. Понятие «натура» в китайской

и европейской культурах (в художественной,

философской и естественнонаучной традициях)

1.2 Объективное и субъективное в натюрморте

и академическая традиция

1.3 Метафоры и символы в натюрморте

1.3.1 Философские метафоры в натюрморте

1.3.2 Натюрморт о хронониме

Глава 2. История формирования новых идей, художественных методов и жанров в китайской живописи в 1900-х — 1970-х годах

2.1 Идеи и реальность в изображении неодушевлённых

предметов: китайская и европейская концепции

2.2 Предыстория появления западноевропейского жанра натюрморт в Китае

2.3 История становления жанра натюрморт в Китае

2.3.1 Первый этап. Перенос живописных приёмов

2.3.2 Второй этап. Реалистический метод как ведущая тенденция

Глава 3. Художественные направления и тенденции в жанре натюрморт в китайской живописи в последней трети XX - в начале XXI века

3.1 Декоративный натюрморт как территория синтеза и формирования жанра натюрморт в русле

китайской национальной художественной школы

3.2. Третий и четвёртый этапы. Идеи и формы

в китайской натюрмортной живописи в последней

трети XX века и на рубеже ХХ-ХХ1 веков

3.3 Итоги влияния советского социалистического реализма

и европейских и американских художественных концепций

на китайский натюрморт в масляной живописи

во второй половине XX века

3.4 Пятый этап. Традиции сё-и в современном китайском натюрморте в технике масляной живописи

Заключение

Библиографический список

Том II

Альбом иллюстраций

Список иллюстраций

Введение

Исследование посвящено истории становления и развития жанра натюрморт и современному состоянию этого жанра в китайском изобразительном искусстве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Натюрморт в искусстве Китая XX – начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства»

Актуальность исследования

В XXI веке китайская живопись достигла такого уровня, когда стала представлять вполне самостоятельную систему образов. В восьмидесятые годы ХХ века новые идеи и формы китайской масляной живописи дали толчок исследовательской и практической деятельности, среди художественных форм натюрмортной живописи появилось необычайное разнообразие. Таким образом Китай стремился достигнуть того состояния развития масляной живописи, которое было достигнуто ещё в двадцатые-тридцатые годы.

В условиях современной «глобальной этики» китайские художники смогли предъявить публике картины в жанре натюрморт, выполненные, как в технике масляной живописи и в традиционной технике, где взаимосвязь содержания и формы, родившаяся под сильным влиянием западноевропейской и русской живописи, обеспечивается как мировосприятием, характерным для китайской культуры, так и композиционными закономерностями, характерными для китайского традиционного искусства. Исследование путей становления современной национальной живописи не только актуально, но и имеет прогностическое значение.

Актуальность исследования связана и с потребностью в широком и одновременно детальном анализе истории становления жанра натюрморт в связи с развитием различных художественно-педагогических подходов в художественных вузах Китая.

Степень научной разработанности проблемы

История изучения жанра натюрморт в искусстве Китая представлена рядом работ, в которых рассматриваются различные аспекты существования данного художественного явления. В них анализируется искусство «живописи идей», в произведения которой представлен мир неодушевлённой природы в контексте китайской эстетической, этической, философской культурной и художественной традиций и сравниваются системы китайского и европейского изобразительного искусства.

Можно назвать следующих авторов, разрабатывавших различные проблемы и вопросы искусства, связанные с жанром натюрморт.

Сравнение художественных систем:

Ли Джин (2016), Ли Шэннан ^ШЩ (2012), Тон Цзиджун (2011), Чжан Синфэн З^Ш (2015), Чжой Иянфан (2009), Чжэн Пин

ШЖ (2011), Шэн Лихуа Ф®^ (2008), Новикова Е.В. (2004).

Китайская классическая эстетика: Ли Чжэнмин (2013), Лиян

Иянфан (2016), Лю Дэпин МШШ (2012), Сюй Кэчжиан ШЙШ (1985),

Сюй Фугуан ШЖШ (2007), Фан Пин ЯШ (2004), Ху Пэнлинь, Хан Вэнгэ ЭД (2013), Чжэн Ли ^^ (2009).

Китайская классическая философия: Джан Пэн ЗЗШ (2009), Ду Джэсен (1988), Ли Лэй (1996), У Иянхуа ^ШФ (2010), Хуо Юйгуан, Гу Лимин (1996), Цао Ицзян WM® (1990), Чжао Зайгуан ШШ

% (2006), Чжэн Сяочжтн (2012), Юй Чжан (2011).

История китайского искусства: Лю Чжун ^^ (2005), Люй Сяоцян й Ф® (2013), Сюэ Юнниан, Ло Шипин (2008), Фань Вэньнань

ШХШ (2010), Шуй Чжунтянь ЖФ^ (1987).

Европейский философская семиотика и герменевтика: Лю Юэмин, Чжэн Юн ШШ (2010), Лотман Ю.М. (2002), Baudrillard J. (1968),

Foucault M. (1977), Schopenhauer A. (1859).

Эстетика: Джу Лиюань ^ÄXi (2014), Чжу Гуанчжэн (2012),

Чжу Гуанчжэн (1979), Ван Шуюань Л^Л (2006), Цзон Байхуа ^Ù

^ (2014), Чернышевский Н. Г. (1855).

Психология искусства: Чжон Жу ft^ (2011), Фан Фушин ^аМФ

(2015), У Лиди (2015), Чжан Юнмы ШШ (2004), Santayana G. (2014). Социология искусства: A. Hauser (1974), Л. С.Выготский (1965). Внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие жанра

натюрморт: Ан И ^fê (2013), Ван Сяоиян ïfë^ (2015), Ван Хонюн ïê! S (2010), Джон Линь ffW (2009), Ду Юэжу {2014), Лю Кай, Ван Мэн,

Ван Джэнкай МШ> ïM> (2016), Лю Ниан (2016), Лю

Чжонджон ^iJÄ^ (2007), Лю Чжунжон (2013), Сие Гуанюэ ШШЛ

(2012), Сюй Нин (2006), У Пин (2011), Цао Дан (2013), Чжан Лян Шй (2012), Чжан Сюэтин ШШШ (2014), Чжой Тин (2009), Чжоу Джонджуй (2015), Чжэн Юй ШШ (2017), Цуй Мин (2013), Юань

Юнфу Мш~Й (1987), M. Sullivan (1996)

Исследование истории национализации натюрморта в масляной живописи: Ван Лимин ï^^ (2008), Ван Мэн ïM (2013), Ван Хайо, Джан Цзанди ïÂI, ШМЙ (2015), Дин Силинь ТШШ (2015), Лю Ян *lj#)

(2016), Сюн Ян ШШ (2012), Сюй Бэн (2005), Сюй Цзякан, Сун Чжуанбин (1994), Чжэн Дихой ШЯЯЖ (1980), Чэн Япэн ШШ Ш (2011), Ху Джунмы Юй)(2011).

История и практика изучения жанра натюрморт: Ван Лиджуан ÏHH ЩЩ (2011), Юань Чжунмин (2012), Н.Пластов (1973), Н.А. Яковлева

(1986), Ю М. Лотман (1986). Особое методологическое значение имеет работа Б. Р. Виппера «Проблема и развитие натюрморта» (1922).

Влияние и исследование западной мысли на китайскую масляную живопись: Е Чжонфэн ^ФШ) (2006), Кон Лиджуан ?[®Щ| «(2010), Сюй

Мэн (2017), Ци Чианчиан ^ШШ (2013), Чжэн Сяосяо ШШШ (2012), Чуй Линюн Й^^ (2016).

Исследование взаимосвязи китайских и европейских мысли: Ли Цуй ^ Щ (2012), Сюй Чжан Ш® (2013), Чжан Чжонбо, У Дан ЗШ^,^ (2013).

Влияние советского искусства на китайскую масляную живопись: Вэн Сухон (2012), Си Цзинджи (2009), Су Шаншан ^ШШ (2017),

Тан Чаобай ШШШ (2012), Чу Ша ^ (2008).

Смежные темы в изучении натюрморта: Тие Хондан Ш êX ^ «Изучение русского языка на примере натюрморта» (2016), Чжан Зицияо ЗЗ ^Щ «Методы коллажа в использовании живописи» (2013).

Методологической базой исследования стали положения, представленные в работах известный российских китаистов, а также труды российских теоретиков и историков искусства.

Следует знать корпус работ на русском языке, посвящённых китайскому менталитету и китайскому искусству и помогающих постичь систему художественных образов в искусстве Китая, и издания, в которых представлена методика жанрового анализа и исследования самого жанра натюрморт, а также исследования других иноязычных авторов, освещавших данные вопросы.

При определении методов исследования необходимо учитывать, что теория, этика и эстетика традиционной китайской живописи принципиально отличается от теории и «истории истории искусства» западноевропейской живописи1. Исследователи жанровой системы и различных аспектов жанра натюрморт как области ментальных образов - Н.Н. Калитина, Ю.М. Лотман, Б.Р. Виппер, Ю.А. Тарасов, Л.В. Мочалов, В.В. Малявин, М.А. Кузмичёва, С.В. Усачева, К.А. Светляков, Тие Хондан, Н. Шнейдер (N.Schneider), Ж. Бодрийяр, Н.А.Яковлева, А.Г.Юркевич, М.А.Неглинская стремятся

1 Наумова Ю. В. Влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа // Наука и школа. 2019. № 1. С. 155.

представить как можно более широкий набор приёмов интерпретации произведений натюрмортной живописи. Развитие жанра натюрморт в искусстве Китая невозможно понять без трактовок ряда философских и художественных понятий китайской философии, представленных в трудах А.И. Кобзева, В.В.Малявина, Е.А. Торчинова, Ю.В. Наумовой, А. Пасынкова и во многотомной энциклопедии «Духовная культура Китая».

В исследованиях Си Гуанюэ, У Гуаньюя, Чжи Луана, Дзя Сяолу представлены взгляды на декоративную систему живописи, проблему реальности и раскрыто своеобразие развитие жанра «хуаняо».

Однако до сих пор изучение становления и развития натюрморта в искусстве Китая не было подвергнуто комплексному исследованию с целью установления логики развития жанра и анализа его современного состояния как отражения актуальных проблем изобразительного искусства и национального искусства.

Важна мысль о том, что семантическая, психологическая, эстетическая функции натюрморта ни в картине, ни в самостоятельном значении «не могут быть представлены как отдельные функции в связи с невозможностью их вычленения из функций мировоззрения и этнокультуры»2.

Следует учесть, что в работах китайских исследователей акцент сделан на проблеме визуального различия и проблемы преодоления зависимости живописного языка масляной живописи от методов западного искусства, а не как процесс продолжительной интеграции трёх живописных систем -западной, русской, китайской. Именно представление этого процесса и стало стержнем исследования.

Цель исследования

Установить закономерности развития произведений искусства Китая с изображением неодушевлённых предметов и самого жанра натюрморт в

2 Кузмичёва М. В. Функции натюрморта в структуре картины: на материале русской живописи ХУШ-ХХ веков: автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.04 / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2006. 23 с.

искусстве Китая в контексте проблемы взаимодействия национальной живописи Китая и мировой живописи в ХХ-ХХ1 веках.

Объект исследования: история становления и развития жанра натюрморт в искусстве Китая ХХ - ХХ1 веков; натюрморт в искусстве Китая в дилемме живописи идей и предметной живописи.

Предмет исследования: творческие живописные методы.

Методология исследования

В ходе исследования применялись историко-художественный метод, формально-содержательный, семантический анализ, системно-исторический жанровый анализ, анализ творческих методов как основы и живописных систем, и индивидуальных манер.

Задачи исследования.

Условием решения ряда задач диссертации является необходимость установить, какое содержание заключено в понятие «натура» в китайской и западноевропейской культуре (в художественной, философской и естественнонаучной традициях).

В процессе работы необходимо:

— проанализировать категории «идея», «миросозерцание» китайской и западноевропейской в отражении «природы» и «натуры» как ключевые для понимания содержания жанра натюрморт и картин с изображением неодушевлённой натуры (в процессе описания, анализа и интерпретации)

— проанализировать понятие «натура» в китайской и европейской культуре (в художественной, философской и естественнонаучной традициях)

— определить явление «жанр натюрморт в искусстве Китая» в изобразительном, выразительном, предметном и композиционном аспектах;

— показать различие субъективного и объективного в натюрморте;

— установить роль академической традиции в формировании жанра натюрморт в Китае;

— установить философские метафоры в натюрморте;

— установить, как соотносятся понятия «идея» и «реальность» в изображении неодушевлённых предметов в китайской, европейской и русской художественной концепциях;

— установить роль академической художественной школы в развитии;

— рассмотреть декоративные качества натюрмортов и установить их значение в формировании жанра натюрморт в Китае;

— установить внутривидовое разнообразие жанра натюрморт;

— установить художественные направления и живописные тенденции последней трети ХХ - начала ХХ1 века;

— описать целостно формирование жанра натюрморт в китайской живописи и дать оценку его современного состояния.

Материал исследования

Натюрморты, картины с изображением неодушевлённых предметов, выполненные маслом, и произведения китайской традиционной живописи, выполненные тушью, и акварелью.

Источниковая база исследования

Коллекции музеев Китая и частных собраний, художественных галерей и домашних коллекций.

Границы исследования: хронологические рамки исследования охватывают период появления, становления и развитие искусство натюрморта с конца XIX века - по современное время.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

— история жанра натюрморт в искусстве Китая рассмотрена при условии различной трактовки понятия «натура» в китайской и европейской культурах;

— искусство изображения предметов в китайской живописи рассмотрено в контексте овладения китайскими художниками живописных методов, отличающих китайскую, русскую и западноевропейскую живопись;

— разработаны приёмы анализа пространственного построения натюрмортов с учётом различного пространствопонимания в китайской, русской и западноевропейской культуре;

— описана предыстория развития жанра натюрморт в китайском искусстве;

— описаны и проанализированы трансформации композиции и пластических качеств натюрмортов в китайском искусстве в зависимости от изменения содержательной сути и семантических смыслов, которые закладывались китайскими художниками на разных этапах взаимодействия Китая и мира;

— описан и проанализирован поджанр натюрморта, названный «натюрморт о хронониме»;

— установлено:

✓ в эпоху Западная Хань (206 г. до н.э. - 24 г. н.э.) в качестве объектов изображения появляются бытовые предметы;

✓ в эпоху династии Цзинь (1115-1264 гг.) средства и язык выражения внешне парадоксально схожи с пластическими качествами западной живописи Нового времени;

✓ в китайской живописи неодушевленных предметов оригинальные эстетические интересы эпохи Сун (960-1280 гг.), развитые впоследствии при монгольской династии Юань, сформировали уникальный жанр (в европейских терминах холистический), связанные с целостным изображением жизни и её энергии, поэтому данный период стал чрезвычайно важным в истории китайской живописи;

✓ в эпоху Юань (1279-1368 гг.) начался зрелый период становления жанров, связанных с изображением мира первой и второй природы;

✓ показано, как, исходя из концепции «непосредственного реализма», сунский стиль и западная натюрмортная живопись в равной степени

предъявляют высокие требования к детальному изображению внешних особенностей объекта;

— раскрыто понятие «натура» в контексте сравнения этого понятия в китайской, западноевропейской и русской культурах;

— представлен обновленный ряд философских метафор в натюрморте;

— установлена история происхождения и развития китайской в контексте с историей русской живописи;

— проанализированы причины сходства и различия между натюрмортами в русской и китайской живописи;

— определена характеристика развития китайской живописи натюрморта на разных этапах;

— показано, что мотивации художников и возможности развития современного натюрморта в Китае и России схожи из-за изменения социокультурной ситуации в 1990-е годы;

— показа самостоятельность содержания и формы в современных натюрмортах, выполненных китайскими художниками.

Положения, выносимые на защиту

1. В ходе изучения жанра натюрморт в искусстве Китая установлено Закономерности концепций соотношения идеи и реальности в изображении неодушевлённых предметов в китайской и европейской традициях.

2. Композиция картины, относящаяся к натюрмортной живописи Китая, зависит от представленной в ней на разных этапах пространственной структуры (отражения реального пространства и пространства энергий).

3. Декоративные качества живописи представлены как сущностные качества и как территория синтеза, в которой формируется жанр натюрморт в русле китайской национальной художественной школы.

4. В XXI веке в китайской живописи формируется самостоятельный вид натюрморта - натюрморт в традициях сё-и в современном китайском

натюрморте в технике масляной живописи понимается не только как возвращенная традиция высвобождения и раскрепощения формы, но и как воссозданное смысловое поле китайской живописи идей - намерения и энергии.

5. В рамках диссертации предложена периодизация формирование жанра натюрморт в китайской живописи, периодизация предстает в

самостоятельной предыстории и проходит в пять этапов.

Предыстория

1 этап. С 1910-х годов идёт распространение масляной живописи, а с 1929 по 1937 происходит её полное освоение. Перенос живописных приёмов, освоение жанра натюрморт в западноевропейских традициях.

2 этап. Начиная с 1940-х годов по начало 1960-х (1942 г. Доклад Мао Дзэдуна). Реалистический метод как ведущая тенденция.

3 этап. Вторая половина 1960-х годов по 1976 год. Период художественного кризиса и отступления жанра натюрморт.

4 этап. Последняя треть XX века и рубеж ХХ-ХХ1 веков. Новая интеграция живописных приёмов мирового искусства, овладение новыми техниками.

5 этап. XXI век. Появление новых тем в натюрморте. Развитие традиции сё-и «живописи идей» в современном китайском натюрморте.

В настоящее время китайская натюрмортная живопись охватила, освоила практически все западные стили (исключая технологически сложные стили «старых мастеров»), а идейное содержание натюрмортов вышло за все возможные границы. В современном китайском натюрморте в отражении природы и имманентно человека как её части сынтегрированы и китайские, и русские, и западные подходы, объединены Восток и Запад.

Теоретическая значимость исследования

Впервые натюрморт в искусстве Китая рассмотрен в историческом развитии на нескольких формально-содержательных уровнях: жанровом, тематическом, сюжетном, метафорическом, композиционном, стилевом, технико-технологическом, интерпретационном, на уровне анализа взаимодействии различных национальных школ и академических традиций.

Установленный порядок художественных явлений, системы выразительных средств живописной композиции в натюрморте можно рассматривать как алгоритм, как историко-художественную канву истории масляной живописи в Китае.

Практическая значимость исследования: установленные закономерности процесса становления жанра натюрморт в китайском искусстве позволяют экстраполировать / перенести, безусловно, корректно, эти закономерности на сам ход развития китайской живописи, позволяют ввести материал исследования в курсы истории искусства мировой живописи гуманитарных факультетов и в практику преподавания живописи и композиции на художественных факультетах, а также могут является методическими рекомендациями в практике экспозиционной работы галерей и экскурсионной деятельности просветительских центров.

Апробация исследования

Итоги следования представлены в виде докладов на I Международная научная конференция «Искусство и повседневность в культуре России и Китая ХХ века» (2018) История становления жанра натюрморт в Китае, на Х1 и Х11 Международных межвузовских научно-практ. конференциях (2017, 2018, 2021) «Искусство и диалог культур». Итоги исследования обсуждались на кафедре художественного образования и декоративного искусства РГПУ им. А. И. Герцена, на практических занятиях на курсе «Введение в искусствознание» (2017) для студентов бакалавриата факультета изобразительного искусства.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, общим объёмом 179 страниц; библиографического списка, состоящего из 147 наименований, включающего труды на русском и китайских языках; Альбома со 143 иллюстрациями.

Основные положения диссертации отражены в 7 работах, общим объемом 4,34 п.л.; из них 5 статей в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий (из них 1 статья в соавторстве).

Глава 1. Мироощущение и миросозерцание как познание и отражение природы в искусстве натюрморта

1.1 Преамбула. Понятие «натура» в китайской и западноевропейской культурах (в художественной, философской и естественнонаучной традициях

Этот раздел посвящен анализу различия взгляда на природу в России и в Китае и его влияния этого различия на искусство.

Наиболее раннее познание человечеством природы происходило, собственно, с точки зрения человека, на основании которой он понимал естественный мир и относился к нему. Таким образом, люди могли познать лишь внешние законы, например, круговорот времен года, вследствие чего без глубокого понимания естественных истин универсальные и философские категории стали восприниматься в качестве природных законов. Понимание мира природы повсеместно описывалось как взаимоотношения между небом и человеком, что воплотило этические ценности как основу миропонимания.

Значительная разница культурных форм Китая и Запада в значительной степени коренится в различиях взглядов на природу в Древнем Китае и Европе. Отношения между человеком и природой в китайском традиционном мышлении отличаются от западных концепций. В Европе подчеркивается противоположность природы и человека, делается акцент на преобразовании и завоевании людьми мира природы. В Китае, наоборот, утверждается единство человека и природы, делается упор на преклонение перед лицом естественного мира и гармонию с ним.

В целом, древнекитайские мыслители всегда ощущали таинственность природы, редко упоминали о необходимости её познания и преобразования. Большинство ученых исходили из изучения внутреннего мира субъекта, ощущения его развития, достижения единения человека и неба, а также

гармонии с природой. Однако на Западе эволюция указывала субъекту, каким образом познавать объекты, как решать проблему преобразования природы, отличающейся от человека. С развитием науки и техники появился взгляд о безграничной силе преобразования естественного мира со стороны человечества. На Западе же после древних времен, накопления опыта кровью и огнем в средние века, а также общего подъема в эпоху Возрождения в ХУШ веке свершилась промышленная революция, которая ознаменовала собой прорыв в понимании законов природы.

Таким образом, понимание причин значительных различий китайской и западной культур призвано пролить свет и на разницу во взгляде на природу Востока и Запада. Именно поэтому необходимо изучить истоки культуры и развитие взгляда на природу Востока и Запада.

Развитие взгляда на природу на Западе с древних времен до современности, конечно, меняется, но и было нечто единое.

Западные взгляды на природу прошли три этапа: древнюю Грецию, средние века и эпоху Возрождения, что вызвало естественнонаучную революцию. Человечество стало покорителем природы - это сформировало основные пути и направления развития западной цивилизации.

Западный взгляд на природу берет свое начало в древней Греции. Размышления древних греков над естественным миром, с одной стороны, включали осмысление истоков природы и попытки на основании ощущения природы обнаружить основные материалы построения естественного мира. Например, древнегреческий философ Фалес высказывал мнение, что вода является основой всего сущего - это в некоторой степени сходно с концепцией древнекитайского мыслителя Лао Цзы «высшая добродетель подобна воде». Очевидна схожесть этих натурфилософских метафор.

Другим направлением стала концепция, выдвинутая древнегреческим философом Сократом и заключавшаяся в пересмотре природы в соответствии со сферой человеческого духа. Эта концепция была пересмотрена Платоном, выдвинувшим теории идей, в результате которой сущность природы стала

пониматься в качестве идеи, Бога, что обусловило мировосприятие людей Средневековья. (Применение теории идей в ее эстетической идеологии в свою очередь повлияло на развитие устойчивой западной эстетики и выражение эстетики живописного искусства).

В средние века христианское богословие вытеснило греческую философию, захватив духовное господство на Европейском Западе и В Восточной Европе. В результате все познание и исследование природы небезосновательно оказалось под запретом до экспериментальной науки Нового времени. Следует отметить, что зарождение христианства привело к отрицанию древнегреческих взглядов на природу.

С наступлением эпохи Возрождения дух гуманизма греческой философии добился нового подъема. Изучение естественных вещей и явление в чувственном познании в это время стало важным занятием. Кроме того, возник лозунг «философия должна быть естественной наукой».

Христианская философия через тысячелетие преобразований греческой философии вернулась к отправной точке «познания природы», но это привело к созданию современного механического взгляда на природу. В то же время было утверждено господствующее место человека в мире природы. После того, как западный взгляд на природу испытал такие этапы развития, как греческая философия, религия и эпоха Возрождения, под руководящими принципами Рене Декарта о субъектно-объектных отношениях человека и природы, то есть «духа и материи». Человек и природа принципиально имеют принципиальные различия, что породило вопросы, как субъекту следует познавать объект, как человечеству подчинить природу, столь отличную от себя. В философии Иммануила Канта отношения человека и природы рассматриваются как «законодательные отношения», то еть человек утверждает над природой закон, при этом высшие законы природы должны существовать в человеческом разуме. Нет необходимости на основании опыта искать законы в природе, следовать использовать опыт наших ощущений и разума для поиска природы.

Кроме того, распространение естественнонаучной теории и теории человеческого интеллекта. Человечество имеет неограниченные возможности в покорении природы, которая выступает объектом завоевания и преобразования, при этом человек всегда находится в процессе преобразования. Фрэнсис Бэкон говорил: «Знание - сила» — концентрированное воплощение современного западного взгляда на природу.

Во всей современной западной культуре особое внимание уделяется роли человека как биосоциального существа, чем и занимается антропология человека, но не утрачивает значения и мнение о человеке как носителе тайных/скрытых духовых сил, о чем свидетельствует такое направление изучения жизни человека как антропософия человека. Но ни в каких других культурах человечества нет подобного акцента на человека, лишь в западной культуре, в том числе и в современной её версии, человек получил наивысший статус, что стало центральной концепцией на Западе. Таким образом, чтобы уловить современный характер западной культуры, следует понять концепцию «человека». Чтобы сравнить сферы культуры Запада и Востока, необходимо ухватиться за это важное ядро.

Древнекитайский взгляд на природу всегда пронизывала концепция «единства неба и человека», характерная восточной культуре, - около трех тысяч лет назад во времена династии Инь (1401-1122 гг. до н.э.) у китайцев появилось понятие «небесного царя». В те времена люди полагали, что «небесный царь» породил все сущее, а также явился властителем всего в мире. Именно поэтому жители государства Инь в высшей степени почитали «небесного царя» и повиновались ему. В период династии Чжоу (1122 до н.э. по 249 до н.э.) концепция «неба» заменила концепцию «царя», а небо было наделено разумом и способностью нравственно-эстетического суждения. В Чжоу И сказано: «небо, земля, человек»: сначала была земля, затем - все сущее, а человек жил среди всего сущего. Отношения между небом, землей и человеком - это равноправие и паритет. Это можно рассматривать как самое

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Линь Юнчао, 2022 год

Список источников

1. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней / пер. с фр. К. А. Чекалова ; общ. ред. и послесл. Ц. Г. Арзаканяна. - М. : Прогресс : Культура, 1994. - 524 с.

2. Белозёрова В. Г. Сё-и // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. - 2017. - URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/3545330 (дата обращения: 05.02.2021).

3. Блинова Е. К. Пространственные образы ордерных интерьеров Петербурга // Научные труды. Вып. 43: Вопросы теории культуры / Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. - СПб., 2017. - С. 30-42.

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция = Simulacres et simulation/ пер. с фр. О. А. Печенкина. - Тула : Тульский полиграфист, 2013. - 203 с.

5. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция = Simulacres et simulation/ пер. с фр. А. Качалова. — М.: Постум, 2016. - 240 с.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр ; пер. С. Н. Зенкина. - М. : Рудомино, 1995. - 173 с.

7. Ван Бо. Краткое представление сущности китайской живописи =ït§.

l^i^B^ii // China Guzheng Music Network. - URL: http://www.51zheng.com/Article_Print.asp?ArticleID=12964 (дата обращения: 24.02.2021).

8. Ван Лиджуан. Размышления о текущей ситуации китайской преподавательским масляной живописи натюрморт // Красота и время. -2011. - № 2. - С. 99-100. + 2011

(2): 99-100,ﮣ!) .

9. Ван Лимин. Живопись маслом культурного - Необходимость национализации китайской масляной живописи // Художественные исследования. - 2008. - № 2. - С. 105-108. (^А^И-ФШЙИ^МШ^М

Ш^Я» 2008 (2): 105-108, ïi^) .

10. Ван Мэн. Исследование на пути национализации китайской масляной живописи // Манчжон. - 2013. - № 11. - С. 209-210.

^ЯШЭД» 2013 (11): 209-210, .

11. Ван Сяоиян. Изображения выражения в натюрморте / Хэбэйский педагогический университет. - 2015. - С. 1-8.

^А^» 2015, 1-8, .

12. Ван Хайо, Джан Цзанди. Мысли и предложения о национализации китайской масляной живописи //Большая сцена. - 2015. - № 323-4. - С. 4243. + «А^» 2015 (323) (4): 42-43,1

13. Ван Хонюн. История «Натюрморта» в традиционной китайской живописи // Обучение новым учебным программам. - 2010. - №. 7. - С. 119-120.(да£ + ШШ7КМ + ЙГ#Ш« «шмад ( + ) » 2010 (7)

: 119-120, 1^).

14. Ван Ц. Экспрессионизм в европейской и китайской живописи (конец 19 - начало 21 в.) // Культура и искусство. - 2020. - № 5. - С. 27-46. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32729 (Дата обращения: 06.12.2021).

15. Ван Шуюань. Художественная эстетика // Общественные науки Цзянсу. - 2006. - № 4. - С. 15-19. 2006 (4)

: 15-19,Л^).

16. Введение в искусствознание. Курс лекций Е.К. Блиновой по дисциплине «История искусств» для студентов 1 курса бакалавриата факультета изобразительного искусства РГПУ им А.И. Герцена / Центр дистанционной поддержки обучения РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2020. -URL: https://moodle.herzen.spb.ru/course/index.php?categoryid=254, вход с логином и паролем (дата обращения: 05.02.2021).

17. Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (16401670). - М. : Искусство, 1962. - 516 с.

18. Вэн Сухон. Исследования влияния русской живописи на китайскую масляную живопись / Университет Сучжоу. - 2012. - С. 3-22,

+ 2012: 3-22, МЖЮ .

19. Дао // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 24.02.2021).

20. Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэ-сюэ фаньчжоу ши (История категорий китайской философии). - Харбин, 1987. - С. 163-183.

Btt 1987: 163-183).

21. Джан Пэн. Влияние даосизма на искусство китайской живописи // Писатель. - 2009. - № 18. - С. 198-199.

ШШ» 2009 (18): 198-199,Ш) .

22. Джон Линь. Ищите культурную ценность картины маслом китайской натюрморта // Искусство жизни. - Сямэнь : университет Фучжоу, колледж искусств. - 2009. - № 3. - С. 29-30.

2009 (3): 29-30, .

23. Джу Лиюань. Словарь по эстетике. - Шанхай, 2014. - С. 650, 652. (

2014 650, 652).

24. Дзя Сяолу. Произведения «цветы и птицы» («хуаняохуа») в экспозиционно-выставочной практике советских художественных музеев : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2018. - 22 с.

25. Дин Силинь. Вечная страсть. История развития искусства художника Чэнь Цзюньдэ. - 2015. - С. 150-280. (

» , 2015-08-01: 150-280, Т!#).

26. Долгий натюрморт на ночь [никнейм]. Восемь видов голландского натюрморта // Яндекс Дзен. - 2018. - иКЬ: https://zen.yandex.ru/media/id/5b65caffc3288d00a833c73f/8-vidov-gollandskogo-natiurmorta-5bab624573b94800aa7f8bd7 (дата обращения: 22.10.2020).

27. Древнекитайская философия: собрание текстов в 2 т. Т. 1. - М. : Мысль, 1972. - С. 18-25.

28. Ду Джэсен. Даосское сознание в традиционной китайской живописи // Сад искусств Цилу. - 1988. - № 2. - С. 6-12. (ФШШ^ИФЙШЖмШ «

1988 (02): 6-12, МШ .

29. Ду Юэжу. Эмоциональное выражение современной китайской живописи маслом натюрморт // Мысли. - 2014. - № 16. - С. 200. (^^ФШЙ ИМШШЙ 2014 (16): 200,±ЯШ .

30. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1. Философия / Ин-т Дальнего Востока ; ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М. : Вост. лит., 2006. - 727 с.

31. Е Чжонфэн. О влиянии современных западных художественных мыслей на китайскую живопись // Художественное образование. - 2006. -

№ 11. - с. 104-105.(«г^т»

2006 (11): 104-105,^ФШ).

32. Каба Д. Акоп Акопян и его великолепные работы // Ярмарка Мастеров. 2017. https://www.livemaster.ru/topic/2315769-hudozhnik-akop-akopyan-i-ego-velikolepnye-raboty (Дата обращения: 06.12.2021).

33. Калитина Н. Н. Французский натюрморт от Шардена до Пикассо. -СПб. : Рубин, 1997. - 79 с.

34. Китайская живопись Гохуа // Две империи: клуб восточной культуры. -М., 2016. - иКЬ: https://dveimperii.ru/articles/kitaiskaya-zhivopis-gohua (Дата обращения: 06.12.2021).

35. Кобзев А. И. У вей // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. - 2017. - ЦКЬ: https://bigenc.ru/religious_studies/text/4214536 (дата обращения 05.02.2021).

36. Кон Лиджуан. О трансформации языка западной живописи и ее влиянии на плоскость китайской современной масляной живописи // Университет Шаньдун. - 2010. - С. 31-42.

2010: 31-42, ?[®£1) .

37. Кузмичёва М. В. Выражение русских этнокультурных традиций через натюрморт в картине // Актуальные вопросы современного университетского образования. Материалы IX Российско-Американской научно-практической конференции / отв. ред. : Г. А. Бордовский. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 486-490.

38. Ли Джин. Различия между Китаем и Западом, натюрморты и «цветы и птицы» от творческой концепции // Журнал Циндаоского профессионально-технического колледжа. - 2016. - № 29. - С.

2016 (29) : 54-57,^#).

39. Ли Лэй. Эпистемологические особенности древних китайских естественных концепций // Журнал Университета Ханчжоу: выпуск философии и социальных наук. - 1996. - № 3. - С.

1996 (3): 1-7,^) .

40. Ли Цуй. Говоря о слиянии и развитии языка масляной живописи с точки зрения натюрморта / Юго-западный университет Цзяотун. - 2012. -С. 9-16.

2012: 9-16, .

41. Ли Чжэнмин. Анализ эстетического духа Чжуанцзи // Новое искусство. - 2013. - № 5. - С. 87-89. (Ш^^ШФШЯ ШЙЖ» 2013 (5 ): 87-89, ^ШЮ .

42. Ли Шэннан. Сравнительное исследование голландского натюрморта в семнадцатом веке и цветы и птицы в династии Сун / Шэньсиский педагогический университет. - 2012. - С. 20-25

2012: 20-25, ^Е^) .

43. Линь Юнчао. Академический натюрморт как метод исследования реальности // Учебный натюрморт - художественное произведение: учебно-методическое пособие. Вып. 1. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена., 2020. - С. 11-20.

44. Линь Юнчао. Значение и содержание академического учебного натюрморта // Искусство и диалог культур: XII Международная межвузовская научно-практ. конференция: сб. научных трудов. Вып. 12. -СПб. : Книжный дом, 2018 - С. 345-353.

45. Линь Юнчао. Значение и формы выражения национальных тем в русском натюрморте ХХ-ХХ1 столетия // Университетский научный журнал. - 2019. - № 44. - С. 68-75.

46. Линь Юнчао. Идеи и реальность в изображении неодушевлённых предметов: китайская и европейская концепции // Университетский научный журнал. 2017. - № 29. - С. 129-141.

47. Линь Юнчао. Натюрморт о хронониме / Линь Юнчао, Е. К. Блинова // Университетский научный журнал. - 2018. - № 38. - С. 15-25.

48. Линь Юнчао. Развитие масляной живописи и история становления жанра натюрморт в Китае // Университетский научный журнал. - 2016. № 25. - С. 122-132.

49. Линь Юнчао. Традиции сё-и в современном китайском натюрморте в технике масляной живописи // Университетский научный журнал. - 2021. -№ 61. - С. 150-167.

50. Линь Юнчао. Эссе о декоративном натюрморте. К вопросу о художественных методах в искусстве Китая и России / Линь Юнчао, Е. К. Блинова // Искусство и диалог культур: XIV Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. - СПб. : Астерион, 2021. - С. 194-202.

51. Лиян Иянфан. Анализ эстетических мыслей и эстетического духа Чжуанцзи // Мир. - 2016. - С. 122. (ШЯШХЙМ^М^^ШШШ

2016: 122, Ш^) .

52. Лотман Ю. М. Натюрморт в перспективе семиотики // Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб. : Академический проект, 2002.-С. 340-348. («Мир искусств»).

53. Лю Дэпин. Конфуцианство и эстетика традиционной китайской живописи // МанЧжон. - 2012. - № 20. - С. 229-230. (Ш^М^ШФМ

2012 (20) :229-230, .

54. Лю Кай, Ван Мэн, Ван Джэнкай. Влияние «85 Новой волны» китайской живописи в начале 21-го века // Мир искусства. - 2016. - № 8. - С. 92. (ШЯ "85 21 «ЙЛ + ШМИ^Й®^» 2016 (8): 92,ш

, ХШ, ХШ ) .

55. Лю Ниан. Исследования Се-и в китайской современном масляной живописи / Технологический университет. - Хэфэй, 2016. - С. 19-41. (ФШ^

ШЕХ^*^» 2016: 19-41,т) .

56. Лю Чжонджон. Анализ объективного цвета и субъективного цвета живописи // Журнал Технологического института Хэйлунцзян. - 2007. -№7(6). - С. 91-92. (ШЯ^И^ШМ^ХШМ^ «М^Х^^Ш (

» 2007-7 (6): 91-92, ).

57. Лю Чжун. История китайской масляной живописи. - Пекин, 2005. -С. 2-468. 2010: 2-468, Ж) .

58. Лю Чжунжон. На полотне натюрморт в виде языка - деконструкции и реконструкции // Литературная жизнь - .2013. - № 8. - С. 16-17. (Ш^^М^ : ttS^^TÜ» 2013 (8): 16-17,^##) .

59. Лю Юэмин, Чжэн Юн. Метафора в философском мышлении // Восточно-Китайский университет науки и техники (издание социальных наук). - 2010. - № 29-3. - С. 253-256.

» 2010 (29-3): 253-256, ШВД,^!) .

60. Лю Ян. Мысли о важности национализации китайской масляной живописи // Завтрашняя мода. - 2016. - № 11. - С. 131. (ФШИ^М^М^

2016 (11) : 131,£|J#) .

61. Люй Сяоцян. Краткий обзор развития китайского натюрморта в масляной технике // Литературно-художественная жизнь. Литературно-художественная теория. - 2013. - № 4. - С. 203-203. (

i¥» - 2013 (4): 203-203 ЙФЗМ).

62. Люй Цзечжан. Композиционные особенности живописи на фарфоре Китая : автореф. дисс. ... канд. иск. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 2008. - 23 с.

63. Малявин В. В. Китайское искусство: принципы, школы, мастера. - М. : Астрель : АСТ : Люкс, 2004. - 429 с.

64. Марианн Норт. Галерея. // Королевские ботанические сады Кью. URL: http://www.kew.org/kew-gardens/attractions/marianne-north-gallery (дата обращения 06.12.2021).

65. Мочалов Л. В. Три века русского натюрморта. - М. : Белый город, 2012. - 511 с.

66. Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности: [каталог выставки] / Гос. Третьяковская галерея ; авт.-сост. : А. Г. Абайдулова и др. ; авт. ст. : К. А. Светляков, С. В. Усачева. - М. : Сканрус, 2012. - 288 с.

67. Наумова Ю. В. Влияние китайских философских учений саньцзяо на процесс обучения китайской живописи гохуа // Наука и школа. - 2019. -№ 1. - С. 155-160.

68. Ни Идэ. О связях литературы и искусства. - Ни Идэ, 2013. - C. 5, 179185, 234-290. 2013-04, ЖШ.

69. Новикова Е. В. Китайский сад — модель взаимоотношений Человека и Природы // Человек и Природа в духовной культуре Востока. — М. : ИВ РАН, 2004. - С. 397-417.

70. Пан Сюньцинь. Мой путь [рукописный дневник]. ( «^ЙЙ^^» , ШШ

71. Пасынков А. Даосизм. Конфуцианство, концепция Ши // Проза.ру. -2017. - URL: https://proza.ru/2017/01/26/158#:~:text (дата обращения: 04.03.2021).

72. Си Гуанюэ. Краткий анализ декоративных цветов в китайской живописи // Исследования в области художественного образования. - 2012. № 11. - С. 24-25. ( —

, 2012 (11): 24-25

73. Си Цзинджи. Говоря о влиянии русских изобразительных искусств на Китай в 1950-х и 1960-х годах // Новый Китайский художественный 60-летний академический семинар. - 2009. - С. 199-202. (ШШ 20 50-60 ^

60 2009: 199-202

74. Сие Гуанюэ. Анализ декоративных цветов в китайской живописи // Исследования в области художественного образования. - 2012. - № 11. -С. 24-25. (ШЯФШмШЙИЙШШ^Ш Ш^тта » 2012 (11)

: 24-25,ШЖ) .

75. Су Шаншан. Исследования влияния российской живописи на китайскую масляную живопись // Северная литература. - 2017. - № 17. -С. 66. + 2017 (17): 66

, «Ш .

76. Сюй Бэн. Переосмысление национализации китайской масляной живописи // Сто школ в области искусства. - 2005. - № 5. - С. 76-79. (ФШ^Й

2005 (5): 76-79, .

77. Сюй Гуанфу. Дух китайского искусства. - 2007. - С. 117-122 ( «ФШ2 ^МШ , 2007 117-122 Ж, ШШМ.).

78. Сюй Кэчжиан. Об эстетике Чжуанцзи // Юньнань. Общественные науки. - 1985. - № 2. - С. 95-101.

1985 (2): 95-101, ШЙШ) .

79. Сюй Мэн. Влияние западного современного искусства на китайскую современную масляную живопись // Северная литература. - 2017. - № 8. -С. 140. Ф» 2017 (8)

: 140, Ш^) .

80. Сюй Нин. Мысли о формальном языке картин Джао Уди / Шанхайский университет. - 2006. - С. 8-15. (^^Ш^Ш^ШШ^й!®^

2006: 8-15,#^) .

81. Сюй Цзякан, Сун Чжуанбин. Зонд в национализацию китайской масляной живописи // Сад красоты. - 1993. - № 3. - С. 22-23, 50-51. (ФШ^Й И^М^^МШМЛ® ШШ» 1993 (3) : 22-23, 50-51,Ш^Ж,##

Ю .

82. Сюй Цзякан, Сун Чжуанпин. На пути развития Китая масляной живописи // Художественная работа. - 1993. - № 3. - С. 22-23. (ФШ^ЙИ^

«2^!^» 1993 (3): 22-23 Шт?/МШ).

83. Сюй Чжан. Темперамент видения - общность китайских и западных художественных мыслей и искусство живописи под его влиянием // Журнал Южно-Китайского педагогического университета: издание социальных наук. - 2013. - № 6. - С. 153-156.

ПЙТЙШИМ 2013 (6): 153-156,

ШМ).

84. Сюн Ян. О применении китайской традиционной техники живописи в масляной живописи - Просвещение художественной мысли Ву Гуаньчжун / Университет Наньчан. - 2012. - С. 20-30. (гШФШ^Ш^Ш^н^МФйЙ

2012, ШШ) .

85. Сюэ Юниан, Ло Шипин. Краткая история китайского искусства. -2002. - С. 196-202; 262-271. , 2002-05, 196-202 Ж/262271 Ж,

86. Тан Чаобай. Просвещение русского стиля живописи на естественном сознании китайской масляной живописи // Художественные исследования. -2012. - № 3. - С. 112-113. «2

2012 (3): 112-113, ТОЙ) .

87. Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века. - СПб. : Издательство СПбГУ, 2004. - 166 с.

88. Тие Хондан. На изучение русского языка в виде натюрморта // Журнал университета Суйхуа. - 2016. - № 12. - С. 118-121.

Ш^й^ЯШ^^Ш» 2016 (12): 118-121, Ш!^).

89. Тон Цзиджун. Сравнение эстетического вкуса между китайской традиционной живописью в жанре «цветы и птицы» и западным натюрмортом // Цзяньнаньская литература. - 2011. - № 6. - С. 99. (ФШ^^

и^ш^мифшмхтешт^» 2011 (6): 99,шш>

90. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. - 4-е изд. - СПб. : Азбука-классика : Петербургское Востоковедение, 2005. - 539 с.

91. У Гуаньюй. Классическая китайская живопись жанра «цветы и птицы» периодов Юань, Мин и Цин: истоки, эволюция, художественные особенности и векторы развития : автореф. дисс. ... канд. иск. / Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - М., 2019. - 33 с.

92. У Иянхуа. Китайская и западная философия человека и природы // Экзамен еженедельно. - 2010. - № 42. - С. 28-39. (ФШ^МШ^ЬШ^

2010 (42) :28-39,^Ш^).

93. У Лиди. Психология искусства. - Пекин, 2015. - С. 153-182.

. 2015: 153-182, .

94. У Пин. О характеристиках официального языка европейской живописи маслом натюрморта / Нанкинская Академия Художеств. - 2011. - С. 3-9.

2011: 3-9 , .

95. У Сяньжунхуа. Роль натюрморта в системе художественного образования // Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия: сб. науч. тр. VII Международной межвузовской научно-практической конференции / науч. ред. : С. В Анчуков, О. Л. Некрасова-Каратеева. - СПб., 2019. - С. 340-345.

96. Фан Пин. Анализ эстетических мыслей Лаоцзи // Исследования в области местного управления. - 2004. - № 6-4. - С. 71-72. ЯШ^ШЯ» 2004 (6-4) :71-72, .

97. Фан Фушин. Время и смысл в натюрморте // Красота и время (среднее). - 2015. - № 12. - С. 31-32.

^(Ф) » 2015 (12): 31-32 , .

98. Фань Вэньнань. Краткий анализ влияния советского изобразительного искусства на китайскую масляную живопись в период с 1949 по 1976 гг. // Художественный обзор. - 2010. - № 3. - С. 184-189. ( «ШШ^^й^МХ^ ФШМИ^Й 1949-1976» , - Щ^АШ» , 2010(3): 184-189.^#:Ш

99. Фу Лэй. Мечта Сюньциня: [статья, открывающая выставки Пан Сюнциня]. - 1932. - 14.09. , #н).

100. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук: пер. с фр. - М. : Прогресс, 1977. - 488 с.

101. Ху Джунмы. Отслеживание китайской национализации масляной живописи и исследование художественного стиля // Исследования художественного образования. - 2011. - № 10. - С. 47. ЖЙ^МШМ Ш^ШЯ» 2011 (10): 47 , Шй) .

102. Ху Пэнлинь, Хан Вэнгэ. Сочетание человека и природы и дух китайской эстетики // Журнал Уханьского технологического университета (издание социальных наук). - 2013. - № 26-6. - С. 932-938. (АА^^^ФШ

2013 (26-6): 932-938 , Ш

,

103. Хуо Юйгуан, Гу Лимин. Ранний конфуцианский взгляд на природу и прикладную философию в древнем Китае // Исследования китайской культуры. - 1996. - № 3. - С. 32-37. (ФШЗДШЖШ^Ш^Д ^«ФШ^ШЯ» 1996 (3): 32-37 , , ШЮ .

104. Цао Дан. Картина маслом натюрморт в форме изучения языка // Гуансиский педагогический университет. - 2013. - С. 2-5. (ЙЙ®^^^^^

2013, 2-5, ВД) .

105. Цао Ицзян.Мир искусства и необычный мир - Метафизические факторы в раннем искусстве и теории Кандинского // Новое искусство. -1990. - № 4. - С. 10-20. -

+ 1990 (4) :10-20,WÄ^) .

106. ЦГАЛИ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 71. Из стенограммы доклада профессора Н. Н. Пунина «Импрессионизм и проблема картины». Стенографический отчёт о докладе профессора Академии художеств Н. Н. Пунина «Импрессионизм и проблемы картины» 13 апреля 1946 года (творческая пятница).

107. Цзон Байхуа. Западные эстетики классиков перевода. -Чжончжин, 2014. - С. 93-105. . 2014: 93-105, ^Й^).

108. Ци // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8 (дата обращения 05.02.2021).

109. Ци Чианчиан. Влияние западной мысли современного искусства на китайское современное искусство чернил / Технический университет Цюйфу. - 2013. - С. «

2013: 15-19,^Ш) .

110. Цуй Мин. Изучение важных элементов в создании натюрморта // Наука и техника. - 2013. - №8. - С. 188. ( « ШМ» 2013 (8): 188,ШШ .

111. Чжан Зицияо. Методы коллажа в живописи // Искусство. - 2013.-№ 05. - С. 27-29. + — ШЖ», 2013 (05): 27-29

112. Чжан Зицияо. Методы коллажа в использовании живописи // Художественная мода: теоретический выпуск. - 2013. - № 5. - С. 28-29

+ ШШ» 2013 (5): 28-29,^1^).

113. Чжан Лян. Говоря о серых оттенках, характерных для современной масляной живописи // Литературная жизнь. Литературная теория. - 2012. - № 9. - С. 179-180. (ШШ^мШЙЩЙШгММ

2012 (9): 179-180, .

114. Чжан Синфэн. Сравнение между европейской натюрмортом и китайской традиционной живописью в жанре «цветы и птицы» // Молодежь. - 2015. - № 4. - С. 95. + — «W

2015 (4): 95 Ш,

115. Чжан Синфэн. Сравнение между европейской натюрмортом и китайской традиционной живописью в жанре «цветы и птицы» // Молодежь. - 2015. - № 4. - С. 95. —

, 2015 (4): 95 Ж , &Ш).

116. Чжан Сюэтин. Анализ плоскостности в китайской современной масляной живописи / Тяньцзиньская академия изящных искусств. - 2014. -С. 6-13. «А^й^Ш» 2014: 6-13

, зШШ .

117. Чжан Чжонбо, У Дан. О влиянии китайского гуманистического духа и западного гуманистического духа на китайскую масляную живопись // Китайская научно-техническая выставка. - 2013. - № 13. - С. 199-200. (ШШ ФША^Ш^Ш^А^ШМФШМ!!^ «ФШШШШ 2013 (13 ): 199-200 , ЗШ^ ,

118. Чжан Юнмы. Китайского народа эстетической психологии цвета и формы функций / Шаньдунский педагогический университет. - 2004. -С. 1-3. «Ш^МА^» 2004: 1-3 , &

119. Чжао Зайгуан. Культурная мудрость неба и человека: древняя китайская экологическая культура и философия. - Пекин, 2006. - С. 1-15. (А

ФША^^^^ 2006: 1-

15 , М^) .

120. Чжен Пин. Сравнение о пространство в традиционной китайской живописи жанра «цветы и птицы» и в европейской натюрморте // Академия: педагог и исследование. - 2011. - № 17. - С. 74-75. ( (ШШФШЪЦШ^Ш

— , 2011 (17): 74-75 Ж

, тш).

121. Чжи Лун. Жанр хуа-няо в китайской живописи гохуа Х1Х-ХХ1 веков : автореф. дис. ... канд. иск. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. -СПб., 2019. - 18 с.

122. Чжой Иянфан. Сравнительное исследование западного искусства в китайской живописи // Искусство и великий вид. - 2009. - № 7. - С. 14-15. (

7: 14-15 , Ш^).

123. Чжон Жу. Эмоциональное выражение в европейском натюрморте / Сычуаньский педагогический университет. - 2011. - С. 3-22. (

да^ 20 «гш^ми^пФшта&ш^МА^» 2011: 3-22 , !№) .

124. Чжоу Джонджуй. Анализ художественных особенностей современной китайской Натюрморт с традиционной техникой / Сианьская

академия изящных искусств. - 2015. - С. 12-17. (ШЯШ^ФШИ#МЙ2^ «Ш^Й^Ш» 2015: 12-17, .

125. Чжу Гуанчжэн. История западной эстетики. - Пекин, 1979. -С. 1-7. (Ш^ЙЗД 1979: 1-7,^# ).

126. Чжу Гуанчжэн. Разговоры о красоте. - Шанхай, 2012. - С. 1-37. (

. 2012: 1-37, ).

127. Чжуан-цзы: Даосские каноны / пер., вступ. ст. и ком.

B.В. Малявина. - М. : Астрель, 2002. - 432 с.

128. Чжунго чжэсюэ ши цзюань (История категорий китайской философии) // Чжэсюэ да цыдянь (Большой философский словарь). -Шанхай, 1985. - С. 76-91. : 76-91).

129. Чжэн Дихой. Шаги по дороге национализации масляной живописи - О стиле живописи маслом Су Тяньци // Журнал Нанкинского университета искусств: музыка и выступление. - 1980. - № 2. - С. 120-121. (

^—^ШШ» 1980 (2): 120-121, .

130. Чжэн Ли. Эстетика Чжуанцзи и китайская древняя живопись / Университет Сучжоу. - 2009. - С. 272-285, 320-332, 345.

2009: 272-285, 320-332, 345,^^) .

131. Чжэн Сяосяо. Китайское искусство современного живописи под влиянием западных литературных мыслей // Цифровая мода. - 2012. - № 1. -

C. 45-48. «Шивтж! 2^» 2012 (1): 45-48,ШШ) .

132. Чжэн Сяочжтн. Влияние древнекитайских взглядов на китайские цветы и птицы // Ман Чжон. - 2012. - № 10. - С. 249-250. (ФШ^^ШШЩХ^ ФШШЖ40ЙЙШПЙШФ» 2012 (10) : 249-250, .

133. Чжэн Юй. Анализ формального языкового преследования натюрморта масляной живописи // Журнал Академии Художеств Хубэй. -2017. - № 2. - С. 126-128.

Й^Ш^Ш» 2017 (2): 126-128, ЮЮ .

134. Чжэсюэ (Философия) // Чжунго да байкэ цюаньшу (Большая китайская энциклопедия). Т. 2. - Пекин, 1987. - С. 870-877. (^^//ФШАН

2, 870-877).

135. Чу Ша. Влияние советского искусства на китайскую масляную живопись1949-1965 / Юго-Восточный университет. - 2008. - С. 1-11. Й^ФШМЙЙШПЙ (1949-1965) 2008: 1-11,^) .

136. Чуй Линюн. Исследования по развитию китайской живописи под влиянием мысли западного искусства в 1980-х годах / Университет

Наньчан. - 2016. - С. 18-40. ^Я Ш^А^» 2016: 18-40 , ffi^S) .

137. Чэн Япэн. История развития и значение масляной живописи Китая в стиле «се-и» // Мировое изобразительное искусство. - 2011. - № 4. -

С. 91-96. ( «ФВДЙМЙ^МШМДЙ^» - «Щ^Й« (Ж)2011 ^

Ш 4 Ш Ш 91-96.

138. Шуй Чжунтянь. Проникновение масляной живописи в Китай и ее раннее развитие // Художественные исследования. - 1987. - № 1. - С. 57-61.(

ШИ^Л + ШД^ШЙ^М» - «Й^Я» , 1987(1): 57-61.

139. Шэн Лихуа. О различиях между западными цветами в натюрморте и в китайском живописи жанра цветы и птицы // Искусство и великий вид. - 2008. - № 1. - С. 33.

И+Жга^^ «Й^АШ»(1): 33 , Ф®^) .

140. Юань Чжунмин. Говоря о натюрморт преподавания китайской живописи маслом // Литературный мир (теоретическая версия). - 2012.-№ 9. - С. 316-317. (ШШ)» 2012 (9)

: 316-317 , .

141. Юань Юнфу. Декоративная живопись. - 1987. - С. 13-35. ( ЩШ , 1987 ^ , 13-35 Ж, Ж^).

142. Юань Юнфу. Декоративная живопись. - Шаньси, 1989. - С. 1. ( « + , 1989: 1 , ЖШ).

143. Юй Чжан. Анализ китайской конфуцианской природной эстетики // Очарование Китая. - 2011. - № 18. - С. 83. (ШЯФШМЖЙМФ ЙШ«А + Ш 2011 (18) : 83 , #£) .

144. Юркевич А.Г. Сань цай — «три ценности», «три основы», «три начала»: Небо — Земля — Человек // Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1: Философия. - М.: Восточная литература, 2006. - С. 378382.

145. Ян Сяоян. Красота — это истина: доклад = Ш^ГО ^м^^ АЙ. - 2018. - URL: http://www.yuwenwei.net/ReadNews.asp?NewsID=16786 (дата обращения: 05.02.2021).

146. Ян Цюжэнь. Воспоминания о Ни Идэ и «Большой волне». 1990. -

((•шшжшю) шла, 1990).

147. Schneider N. Still Life. - Taschen, 2003. - 215 p.

Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

На правах рукописи

Линь Юнчао

Натюрморт в искусстве Китая XX - начала XXI века в контексте русского и западноевропейского искусства

Том II Альбом иллюстраций

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное

искусство и архитектура

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор

Елена Константиновна Блинова

Санкт-Петербург - 2021

Альбом иллюстраций

Список иллюстраций

Илл. 1. Д. Беляев. Белая роза. 1996 Илл. 2. Е. Моисеенко. Зимой. 1971 Илл. 3. Е. Моисеенко. Сын. Фрагмент. 1969 Илл. 4. Е. Моисеенко. Окно. 1970

Илл. 5. А. Михайлов. Академический натюрморт. Постановка

Илл. 6. А. Осмёркин. Натюрморт с кофейником. Фрагмент. 1923

Илл. 7. Г. Коржев. Натюрморт с супницей. 1980-е

Илл. 8. Е. Базанова. Натюрморт с бутылками. 2010-е

Илл. 9. Линь Юнчао ^Ж^. Красная симфония. 2019

Илл. 10. Линь Юнчао Хлеб. 2019

Илл. 11. Линь Юнчао ^Ж^. Цветы и яблоки. 2019

Илл. 12. А. Пластов. Колхозный праздник. Фрагмент. 1937

Илл. 13. А. Акопян. Натюрморт. 1961

Илл. 14. У Шивэн Чеснок. 2009

Илл. 15. У Шивэн ^Ш^. Зелёный кувшин. 2009

Илл. 16. И. Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924

Илл. 17. С. Павлов. Натюрморт с черепом. 1929

Илл. 18. Б. Шаманов. Ночь. 1968

Илл. 19. М. Шагал. Часы. 1914

Илл. 20, а. Е. Шумакова. Натюрморт с цветами и березой. 2010 Илл. 20, б. И. Левитан. Васильки. 1894 Илл. 21. Т. Тарасова. Масленица с уральским подносом. 2007 Илл. 22. Н. Полуян-Внукова. Пасхальный натюрморт. 1993 Илл. 23. А. Черкашина. Масленица. Конец 1990-х Илл. 24. Неизвестный художник ^^. Цзунцзы и мандарины. 1970-1980

Илл. 25. Ван Вэйсин Натюрморт. 1980-е

Илл. 26. Цзэн Джэ Цзунцзы. 2-я пол. ХХ века

Илл. 27. Чэнь Хайин Юэбины и вино. 1982

Илл. 28. Ван Чжаоминь 1ШК. Натюрморт. 1980

Илл. 29. Чжоу Бичу ШЩ^Л. Краб и хризантемы. 1984

Илл. 30, а. Мин Сивэн Хризантемы. 1983

Илл. 30, б. Цзин Можу Натюрморт с хризантемами. 2001

Илл. 31. Цуй Бая ШЙ. Черный заяц. 1004-1088

Илл. 32. А. Дюрер. Заяц. 1502

Илл. 33. Сюй Чунсы Бутылки и цветы. Фрагмент.

Рубеж Х-Х1 вв. Илл. 34. Ли Ди Цветы гибискуса. 1197 Илл. 35. Фр. де Сурбаран. Натюрморт с фруктами и чашкой. 1633 Илл. 36. Хуан Цуань ж^. Наброски птиц, насекомых и черепах. X век Илл. 37. Ли Сун Корзина с цветами. В период 1190-1230 Илл. 38. М. да Караваджо. Корзина с фруктами. 1596

Илл. 39. Ли Ди Птичья ванна. 971-1047

Илл. 40. Фр. Снейдерс. Птичий концерт. 1630-1640

Илл. 41. Ли Аньчжун Бабочки. 1119-1125

Илл. 42. Ян Давидс де Хем. Натюрморт с цветочной вазой. Ок. 1645-го

Илл. 43. М. Норт. Цветы с бабочкой. 1860-1870

Илл. 44. Сюй Чунсы Ш^Ш. Цветы с бабочкой. Рубеж Х-Х1 веков

Илл. 45, а. Цзоу Игуй Ш—ё. Ветка с цветами. XVIII век

Илл. 45, б. М. Норт. Листва, цветы и ушастый колибри. 1873

Илл. 46. Люй Цзи р^. Сосна и журавли. X век

Илл. 47. Дин Гуа ТШ. В мастерской художника. 1855

Илл. 48. Неизвестный художник ^^. Беседа. Конец XIX века

Илл. 49. Художественная школа в Тушаньване

Илл. 50. Мастерская в Тушаньване

Илл. 51. Дин Сун ТЙ. Надежда Китая в 1917 году. 2-я пол. XX века

Илл. 52. Сюй Юнцин Ш^Ш. Старый монастырь. 1-я пол. XX века

Илл. 53. Ли Тефу Натюрморт. Начало ХХ века

Илл. 54. Ли Шутун Цветы. 1911

Илл. 55. Ван Дайчжи Бутылки. начало ХХ века

Илл. 56. Пань Юйлян Фрукты. 2-я четверть ХХ века

Илл. 57. Вэй Тяньлинь ^^Щ. Натюрморт. Начало ХХ века

Илл. 58. Ни Идэ Ш. Натюрморт. 2-я четверть ХХ века

Илл. 59. Чэнь Чэнбо ШШЙ. Натюрморт. 2-я четверть ХХ века

Илл. 60. Чжоу Чжэньтай ШШЖ. Фрукты и ветка.1930-е

Илл. 61. Чэнь Баои . Цветы. 1930

Илл. 62. Тан Ихэ Натюрморт. 1932

Илл.63. Пан Сюнчин ШШШ. Натюрморт. Середина XX века

Илл. 64. Пан Сюнчин ШШШ. Натюрморт. 1936

Илл. 65. Чан Юй Белые цветы. 1930-е

Илл. 66. Гуань Цзылань Натюрморт. 1941

Илл. 67. Сун Зонвэй Помело. 1942

Илл. 68. Ли Жуйниян Натюрморт. 1942

Илл. 69. Ли Жуйниян Натюрморт с лампой. 1944

Илл. 70. Сун Зонвэй Помело. 1947

Илл. 71. Цю Ди НШ. Натюрморт. Середина ХХ века

Илл.72. Фэн Ганбай //ЙЭ. Бытовой натюрморт. Сер. ХХ века

Илл. 73. Пан Сюйчэин ШШШ. Натюрморт. Середина ХХ века

Илл. 74. Пан Сюйчэин ШШШ. Подсолнухи. Середина ХХ века

Илл. 75. У Шуян йШШ. Натюрморт. Сер. ХХ века

Илл. 76. Люй Сыбай Натюрморт. Сер. ХХ века

Илл. 77. Цинь Сюаньфу ^ж^. Ветка. 1954

Илл. 78. У Цзожэн Цветы. 1957

Илл. 79. У Даюй ^А^. Весенний ветер. 1960-е

Илл 80. Линь Фянмэнь Цветочный натюрморт. 1960

Илл. 81. Люй Сыбай Бытовой натюрморт. 1961

Илл.82. Фэн Фасы Натюрморт. 1965

Илл. 83. Люй Сыбай Праздник. 1968

Илл. 84. Пан Сюйчен ШШЩ. 1972

Илл. 85. Ван Джаомин 1ШК. Яблоки. 1976

Илл. 86. У Цзожэн Сирень. 1977

Илл. 87. Чжань Цзяньцзюн ШШШ. Цветы у окна. Фрагмент. 1977

Илл. 88. Ху Шанюй Персики. 1980

Илл. 89. Джао Юйпин Натюрморт. 1980

Илл. 90. Линь Фэнмянь 1988

Илл. 91. Тан Ихэ Натюрморт. Конец ХХ века

Илл. 92. Фр. де Сурбаран. Натюрморт с глиняными флягами. 1650

Илл. 93. Дж. Моранди. Натюрморт. 1953

Илл. 94. Фр. де Сурбаран. Чашка с водой и роза. Около 1630

Илл. 95. Чжан Юй. Цветы в вазе. 1930-1940-е

Илл. 96. Х. де Сурбаран. Натюрморт с венчиком для взбивания шоколада. 1640

Илл. 97. П. Пикассо. Натюрморт с лимоном и апельсинами. 1935

Илл. 98. В. Лебедев. Натюрморт с пилой. 1920

Илл. 99. Линь Фэнмянь Подсвечник, цветы и груши. 1960

Илл. 100. А. Матисс. Ваза с двумя ручками. 1907

Илл. 101.Чжан Юй Цветы в вазе.1940-1950-е

Илл. 102. К. Петров-Водкин. Яблоки. Фрагмент. 1917

Илл. 103. М. Сарьян. Фрукты. Натюрморт. 1911

Илл. 104. Ван Юйпин. Квадриптих «Бутылки». 1999-2000

Илл. 105. Д. Штеренберг. Красный натюрморт. 1916

Илл. 106. Е. Моисеенко. Деревенский натюрморт. 1968 Илл. 107. Д. Штеренберг. Натюрморт с лампой и селедкой. 1920 Илл. 108. З. Церетели. Букетик ярких цветов. 2005 Илл. 109. Юй Хон Ш11. Натюрморт из серии «Цветы». Начало XX в. Илл. 110. Му Си. ^Ж Цветы и бабочка. 2008 Илл. 111. У Даюй ^ЖЗ^. Симфония цветов. 1980 Илл. 112. Ша Ци Яблоки. 1982 Илл. 113. Гуан Лян Персики и цветы. 1981 Илл. 114. Лю Инджао /Л^У. Натюрморт. 1998 Илл. 115. Цветы и бабочка Чжу Да. Птица. 1626-1705 Илл. 116. Чжу Да ^^.Птица. 1626-1705 Илл. 117. Джоу Чжуня. ШШШ. XXI век Илл. 118. Джоу Чжуня. ШШШ. XXI век Илл. 119. Джоу Чжуня. ШШШ. XXI век Илл. 120. Му Си ^Ж Натюрморт. 2008 Илл. 121. Му Си ^Ж Натюрморт 2008 Илл. 122. Ни Сяоюн тФЩ. Весеннее утро. XXI век Илл. 123. Ни Сяоюн тФЩ. Натюрморт. XXI век Илл. 124. Чэнь Шучжуна Большой стол на травянистом берегу.

Около 2007 г.

Илл. 125. Чэнь Шучжуна ^ШФ. На травянистым берегу. Около 2007 Илл. 126. Минь Сивен Послеобеденный десерт. 1983

Илл. 127. Лян Ифен Щ^Й. Скрипка и персики. 1992

Илл. 128. Юй Сяофу Натюрморт. Фрагмент. 1992

Илл. 129. Дай Цзэ М>Ж Натюрморт. 1997

Илл. 130. Чжао Юпин Цветы сирени. 2006

Илл. 131. Цуй Сяодун ШФ^. Натюрморт. 2018

Илл. 132. Лю Инжао /Л^У. Натюрморт в китайском стиле. 1998

Илл. 133. Лэн Цзюнь Персики. 2003

Илл. 134. Ван Юнцзя 1ШШ. Начало XXI века

Илл. 135. Гуань Пусюэ ^ 7-го июля. 2007

Илл. 136. Ли Хайхуа $ШКлетки и журавли. 2011

Илл. 137. Дай Шихэ Натюрморт. 2010-е

Илл. 138. Дай Шихэ Натюрморт. 2010-е

Илл. 139. Вэй Цзинцзуан ^Ш^. Натюрморт. 2016

Илл. 140. Ци Юши ШЛ^. Натюрморт. 2018

Илл. 141. Гуань Пусюэ Молодые растения. 2006

Илл. 142. Юй Хон ^И. Натюрморт. Начало XXI века

Илл. 143. Юй Хон ^И. Натюрморт из серии «Цветы».

Начало XX века

Илл. 2. Е. Моисеенко. Зимой. 1971

Илл. 3. Е. Моисеенко. Сын. Фрагмент. 1969

Илл. 4. Е. Моисеенко. Окно. 1970

Илл. 6. А. Осмёркин. Натюрморт с кофейником. Фрагмент. 1923

Илл. S. Е. Базанова. Натюрморт с бутылками. 2010-е

Илл. 10. Линь Юнчао Хлеб. 2019

Илл. 11. Линь Юнчао ^Ж^. Цветы и яблоки. 2019

Илл. 12. А. Пластов. Колхозный праздник. Фрагмент. 1937

Илл. 14. У Шивэн ЙШХ. Чеснок. 2009

Илл. 16. И. Машков. Снедь московская. Хлебы. 1924

Шй

I ' ^

(f<

1 ■•

Илл. 17. С. Павлов. Натюрморт с черепом. 1929

Илл. 18. Б. Шаманов. Ночь. 196S

Илл. 20, а. Е. Шумакова. Натюрморт с цветами и березой. 2010 Илл. 20, б. И. Левитан. Васильки. 1894

Илл. 21. Т. Тарасова. Масленица с уральским подносом. 2007

Илл. 22. Н. Полуян-Внукова. Пасхальный натюрморт. 1993

Илл. 23. А. Черкашина. Масленица. Конец 1990-х

■-Ш

\*efifts

Ш.

Илл. 24. Неизвестный художник

Цзунцзы и мандарины. 1970-19S0

ч

Илл. 25. Ван Вэйсин Й'Щ. Натюрморт. 1980-e

Илл. 26. Цзэн Джэ Цзунцзы. 2-я пол. ХХ века

Илл. 27. Чэнь Хайин.Ш^^. Юэбины и вино. 1982

I

Илл. 28. Ван Чжаоминь Натюрморт. 1980

Илл. 30, а. Мин Сивэн Й^^. Хризантемы. 1983

Илл. 30, б. Цзин Можу Натюрморт с хризантемами. 2001

Илл. 32. А. Дюрер. Заяц. 1502

Илл. 33. Сюй Чунсы ШШЙ. Бутылки и цветы. Фрагмент.

Рубеж Х-Х1 вв.

Илл. 34. Ли Ди ^Ж. Цветы гибискуса. 1197

Илл. 36. Хуан Цуань м^. Наброски птиц, насекомых и черепах. X век

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.