Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Харин, Николай Васильевич

  • Харин, Николай Васильевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 169
Харин, Николай Васильевич. Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Армавир. 2006. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Харин, Николай Васильевич

Введение.

Глава Информационные ресурсы (ИР) и авторское творчество при создании научного произведения.

1.1. Оптимальное использование автором информационных ресурсов

1.2. Определение читательского адресата научного исследования.

1.3. Авторский стиль и информативность научного исследования.

Выводы

Глава 2. Литературное редактирование авторской рукописи научного произведения.

2.1. Литературное редактирование и лингвистические особенности научных текстов

2.2. Использование паралингвистических средств в создании научного произведения.

2.3. Семиотический и психолого-эстетический аспекты шрифта.

2.3.1. Соотношение понятий «фонема», графема», «буква».

2.3.2. Знаковая природа шрифта.

2.3.3. Искусство шрифта.

2.3.4. Шрифтовая экспрессия.

2.3.5. Психологическое воздействие шрифта.

Выводы

Глава 3. Читательский интерес как фактор формирования научного издания.

3.1. Учет разнообразия интересов авторов и читателей в структуре модели научного издания.

3.2. Полезный «парадокс» - постоянная смена и единство понятий «автор - читатель - автор».

3.3. Оптимальная модель выпуска научного издания.

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научное издание как феномен журнального процесса рубежа XX - XXI веков: взаимосвязь моделеобразующих признаков»

Термин «произведение», отнесенный к научному тексту, на наш взгляд, вполне соответствует и давнему определению В.И. Даля: «Произведенье, все, что производится природой или искусством», и официально подтверждается в современном пособии по оформлению диссертаций: «Научная статья - это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме» [31, 58]. И, наконец, в отраслевом стандарте [143], устанавливающем законность применения терминов и определений в печатных изданиях, в том числе и к реферату отнесен термин "произведение" «Произведение - это содержащее краткое изложение какого-либо издания (его части) с основными фактическими сведениями и выводами».

В предлагаемой диссертационной работе исследованы тексты научных публикаций, круг которых ограничен текстами, относящимися к гуманитарным и социальным наукам. Кроме установления связей стилевых явлений с особенностями функционирования языка в научном тексте, в работе представлены оптимальные варианты взаимодействия постоянных составляющих схемы при создании научного произведения - автора, редактора, читателя.

Каждый автор-исследователь, бесспорно, начинал свою научную деятельность с того, что становился читателем, и, в сущности, оставался им навсегда. Автор научного труда, исследуя какую-либо тему, правомерно использует опыт предшественников и современников в интересующем его разделе науки (да и смежных наук). Есть основания полагать, что авторское творчество строится как правило с учетом созданного ранее, и исследование будет тем успешнее, чем полнее библиографическая, реферативная и полнотекстовая база данных (БД) по теме, разрабатываемой автором.

Необходимым «посредником» между автором и читателем, как и два века назад, когда начиналось российское редактирование, остается редактор, хотя редакторская деятельность, в том числе и возможности литературного редактирования, с появлением электронных устройств значительно видоизменилась. Даже в незыблемом стандарте (ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения») основные для библиотечной отрасли понятия «библиотека» и «читатель» получили новое звучание. Сохранив понятие «библиотечное обслуживание», государственный стандарт характеризует его как «совокупность различных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей» (выделено нами - Н.Х.) [188, 10].

Количественные и качественные изменения, произошедшие в создании и в издании научных произведений, обозначили реальность диссертационного исследования.

Актуальность темы диссертационной работы определяется широким вовлечением в систему изучения лингвистики всё нового и нового круга явлений (лингвистических, паралингвистических, полиграфических и др.), что на рубеже XX-XXI вв. вызвано возникновением новых и совершенствованием существовавших приемов и методов передачи и восприятия информации в современном обществе.

Если в начале XX века в России выходило из печати в год около 15 тысяч книг и одной тысячи периодических изданий [5, 57; 68, 6], то на рубеже XX-XXI веков Российская книжная палата (РКП) в информационном бюллетене «Новые книги России», издаваемом еженедельно (выделено нами - Н.Х.), в каждом номере отражает «около 1200 книг и брошюр по всем отраслям науки, техники, культуры и хозяйства» [188, 72] . Например, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН) выпустил оптические компакт-диски (CD-ROM) с базами данных (БД) по социальным и гуманитарным наукам, которые содержат библиографические описания источников (книг и статей) по всем отраслям социальных и гуманитарных наук, поступившим в фонды библиотеки ИНИОН. Количество таких первичных документов на компакт-диске только за 1996-1998 годы содержит 270 000 записей.

Следовательно, можно с уверенностью констатировать невиданный количественный рост научных изданий, убедительно подтверждая известное определение «науки», высказанное академиком В.И. Вернадским: «Наука есть проявление действия в человеческом обществе совокупности человеческой мысли».

Параллельно с количественным ростом научных изданий формировались и совершенствовались критерии редакторской оценки научной, научно-популярной и справочной литературы. Многие выдвинутые в XIX веке положения, когда лучшие редакторы рассматривали издание как средство развития читателя, формирования его мировоззрения, стали основой разработанной значительно позже теории литературного редактирования научной литературы.

В диссертационной работе рассмотрены и исторические аспекты изменений в области создания, редактирования и издания научных трудов, и современные возможности использования базы данных (БД) и информационных ресурсов (ИР) опубликованных работ по социальным и гуманитарным наукам.

Объектом диссертационного исследования являются тексты научных публикаций, монографий, учебных пособий и научных изданий из области социальных и гуманитарных наук.

Предмет исследования: взаимодействие автора-редактора-читателя при создании научного произведения с оптимальным использованием лингвистических и паралингвистических средств в семиотически осложненных текстах современных научных изданий.

Цель исследования - осмысление в свете современных филологических представлений авторской и редакторской работы над текстом научного произведения с позиций повышения к ним читательского интереса, а значит, успешного решения задачи увеличения эффективности научных исследований.

Для достижения цели исследования формулируются и решаются следующие задачи:

- отразить динамику взаимодействия звеньев схемы «автор - редактор - читатель» (АРЧ) в свете использования современных информационных ресурсов;

- проанализировать и отразить изменения возможностей подачи и восприятия печатной информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств;

- выделить особую роль искусства шрифта при создании и публикации научного произведения;

- рассмотреть стилистические особенности научного текста в схеме единства авторского творчества, редакторского прочтения и читательского (пользовательского) интереса;

- определить интерактивную модель создания научного произведения, способствующую повышению эффективности использования научных публикаций.

Методологическими основами работы являются результаты:

- анализа научных направлений теоретического и практического аспектов литературного редактирования, как прикладной филологической дисциплины (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, К.И. Былинский, Г.О. Винокур, Д.Э. Розенталь, М.П. Сенкевич, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, К.М. Накорякова, И.Б. Голуб, Э.А. Лазаревич, М.Д. Феллер, С.Г. Антонова, В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина);

- теоретических работ по лингвистике текста и межкультурным коммуникациям (А.А. Реформатский, И.Р. Гальперин, В.Г. Костомаров, Е.Е. Анисимова, О.Л. Каменская, Г.П. Немец, Н.В. Месхишвили, Л.А. Ноздрина, Г.А. Золотова, Н.И. Жинкин, Р.А. Будагов, И.А. Федосов, И.В. Вангунина и др.);

- методологических изданий по типографике и шрифтовой графике Э. Рудера и А. Капра, а также на работах по теории и истории шрифта (А.Г.Шицгал, М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, С.Б. Телингатер, Л.Е. Каплан,

Ф.Ш. Тагиров, А.И. Кудрявцев, П.А. Семченко, С.И. Смирнов, И.И. Птахова и др.).

- научных изданий по информационно-библиотечной деятельности и библиографии (А.И. Ванеев, В.А. Минкина, JI.B. Астахова, В.А. Фокеев, М.И. Давыдова, Н.Ю. Соколова, М. Ямпольский и др.)

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что:

- в привычную схему процесса публикации научного исследования «автор - редактор» вводятся новые важные звенья - «читатель (пользователь)» и «информационно-библиографический ресурс»;

- предлагается целостная концепция для научного осмысления функционирования шрифта и паралингвистических средств при создании печатного научного произведения;

- рекомендуется интерактивная модель взаимодействия всех звеньев вышеназванной схемы «автор - редактор - читатель» в целях достижения максимального эффекта опубликованного научного исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: определены оптимальные варианты взаимодействия всех звеньев цепи издания научного произведения, сведенные в модель «АРЧ»; дано определение единых целей авторского творчества и литературного редактирования в процессе создания научного произведения; обоснована значимость влияния читательского (пользовательского) интереса в определении потенциала опубликованного научного исследования.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его общие выводы и частные положения могут быть рекомендованы для использования, как в рамках учебных курсов факультетов журналистики, так и в практической деятельности при редактировании научных изданий. Полученные результаты работы могут послужить основой для дальнейших научных исследований по совершенствованию эффективности схемы «АРЧ» при создании и публикации научных произведений.

Структура диссертации обусловлена характером диссертационного исследования и организована в соответствии с ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 230 наименований, и Приложения с 14 иллюстрациями. Общий объем диссертации 169 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Харин, Николай Васильевич

Выводы из диссертационного исследования: изменения в библиотечно-библиографической системе предоставления информации авторам неизмеримо расширяют возможности использования электронных баз данных об уже полученных результатах исследований;

- в современной схеме создания произведений произошли коренные изменения подачи и восприятия информации с помощью лингвистических, паралингвистических и электронных средств, но по-прежнему велика роль нестареющего искусства шрифта;

- возникновение феномена журнального научного издания на рубеже XX-XXI веков обусловлено не только коренными изменениями в области накопления и использования научной информации, упрощения бюрократических формальностей при публикации научных исследований (что, в первую очередь, способствует немыслимой ранее оперативности появления научных публикаций), но и постоянно расширяющимся процессом прихода ученых в журналистику, как и прихода журналистов в науку;

- совокупность рассмотренных теоретических данных и накопленных практических результатов позволила отразить издательский процесс научного произведения в интерактивной модели «АРЧ». В модели практически образуется замкнутый цикл, где постоянно действуют обратные связи, обеспечивающие как непрерывное обновление внутренних информационных взаимосвязей между элементами схемы, так и возникновение новых эффективных решений научных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании обосновывается необходимость более широкого использования современных информационных ресурсов и баз библиографических данных (электронные реферативные издания и обзорно-аналитическая продукция; статьи в научных периодических изданиях, в том числе на сайтах издательств и редакций; полнотекстовые базы данных, к примеру, библиотеки ИНИОН и т.д.); доказывается важность определения читательского адресата ещё в период подготовки публикации. На примерах публикаций в научных изданиях определяются основные факторы, влияющие на информативность публикуемых материалов и на достижение высокого читательского рейтинга.

В работе рассмотрены и проанализированы лингвистические и паралингвистические возможности русского письменного текста, определено понятие графемы, которая представляет собою минимальную структурную единицу письменной речи (скелет или костяк письменного знака, без гарнитурных и начертательных и других наслоений), характеризуемую как ее языковым значением, так и типовой графической формой. Графема имеет три варианта выражения фонемы, двух и более фонем или фонематических маркеров, исторически сложившихся в письменной системе языка.

В работе мы определили отношение понятий «фонема» — «графема» — «буква». Для этого обратились к науке о знаковых системах. Действие знака-индекса основано на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого. Действие иконического знака основано на фактическом подобии означающего и означаемого. Конвенциональные знаки не имеют какой-либо обусловленной связи со своим десигнатом и не изображают реальный предметный мир. Ярким примером конвенционального знака является слово, ведь оно никаким образом не похоже на то, что обозначает. То же самое — с письмом. Знаки письма условно обозначают звуки речи, следовательно, графически напечатанное или написанное слово есть также знак конвенциональный. Таким образом, графема является конвенциональным знаком фонемы. Отношение же графемы к букве имеет природу иконического знака.

Развитие знаков письменности шло от изображения (иконического знака) — пиктографическое письмо. Далее, с развитием общества и усложнением информации, пиктографию сменило идеографическое письмо, в котором использовались особые знаки — иероглифы, напоминающие рисунки. Но постепенно иероглиф утратил сходство с обозначаемым предметом и начал обозначать звук. Таким образом осуществился переход к слоговой и буквенной системам письма. По мере развития письмо приобретало все более «знаковый» характер и тем самым все более удалялось от графического искусства (по используемым средствам).

Утрачивая сходство с рисунками, знаки становятся менее эмоциональными. Однако наблюдается стремление эстетизировать шрифтовые знаки. Об этом свидетельствует множество гарнитур шрифтов. Иконический знак изобразителен и всегда ориентирован на визуальное восприятие, поэтому буква, с ее гарнитурно-шрифтовыми наслоениями, является иконическим знаком графемы.

Более того, буква, а следовательно, и шрифт являются совершенными знаками. Совершенный знак, по Ч. Пирсу, должен нести в себе свойства иконы, индекса и символа.

Любой знак — это итог переноса значения с обозначаемого предмета на другой, становящийся знаконосителем. В данной ситуации заключена потенциальная возможность всестороннего и глубокого слияния смысла и знаконосителя, его воплощающего, до такой степени, что разорвать один с другим будет невозможно. Именно при реализации этой возможности возникает симзол — полное взаимопроникновение идейной образности вещи и самой вещи. Символ — всегда есть знак, знак же можно считать неразвернутым символом, его зародышем. Становясь символом, знак обретает гораздо большую смысловую емкость и гибкость, потому что символ всегда многослоен и заключает в себе множество смыслов.

Являясь важным механизмом памяти культуры, грамотно подобранный шрифт может усилить образное восприятие текста, ведь буквы воспринимаются визуально, и текст, набранный определенной гарнитурой, может сообщить реципиенту национальную, культурную или историческую принадлежность рекламируемого товара еще до прочтения вербального текста. Резерв возрастания информации возникает на стыках соположения иконических и словесных знаков и увеличивает смысловую нагрузку текста. Таким образом, графемы как знаки письменной речи — словесные знаки, взаимодействуя с буквами определенных шрифтовых гарнитур — визуальными, иконическими знаками, способны создавать резерв возрастания информации.

Исследуя образностную структуру письменной графики, мы выяснили, что эффект выразительности произведения достигается при помощи тропов, которые образуются на стыке двух языков. Шрифтовые тропы могут усилить тропы и фигуры словесные. Эффект метафоры возникает в результате контраста межу обычным и необычным, где первое является фоном для второго. Воздействие метафоры достигается умелым применением стратегии такого столкновения. Чтобы вызвать возбуждение или акцентировать внимание реципиента, рекламисту необходимо попытаться создать яркий зрительный образ, что можно сделать при помощи шрифта, дополнив словесный текст визуальными ассоциациями, умело используя и семантику цвета. Художественная ценность шрифта может определяться его эмоциональным воздействием на читателя. При правильном выборе гарнитуры, кегля к т. д., есть возможность придать печатному продукту нужный эмоциональный оттенок, создать необходимый графический образ.

Таким образом, шрифт является универсальным визуальным компонентом, который еще до прочтения текста может сообщить реципиенту определенную информацию. Для примера, в Приложении приведены образцы использования шрифта и паралингвистических средств в оформлении обложек научных произведений.

Нами уже приводились примеры сходства в теоретических определениях и о тесном практическом взаимодействии произведений журналистских и научных, по крайней мере, в области социальных и гуманитарных наук, которыми ограничивается наше исследование.

Заключительная часть исследования посвящена анализу взаимодействия всех звеньев редакционно-издательского процесса при создании научного произведения. Рассмотрены разработки схем взаимодействия звеньев, представленные различными авторами в публикациях прошлых лет. Проведен анализ реальных периодических изданий их индивидуальных особенностей и общих приемов повышения читательского интереса и расширения географии авторского актива ученых. Использование теоретических и практических наработок известных ученых-лингвистов и журналистов, позволило нам разработать и представить интерактивную модель издательства научного произведения, где впервые объединены все участники сложного процесса создания научного произведения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Харин, Николай Васильевич, 2006 год

1. Александрова А. А. Графика из типовых элементов типографика / А.А. Александрова // Книжное дело. - М., 1993. - № 2.

2. Амирова Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звукового языка / Т.А. Амирова. — М., 1985. — 136 с.

3. Андреев А.П. Художественный образ и гносеологическая спецификаискусства. -М.: Наука, 1981. 193 с.

4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.

5. Антонова С.Г. Становление и развитие редактирования в издательском деле России XIX века. М.: Изд-во МГУП. 1999. - 92 с.

6. Апресян Ю. Д. Идеи и методы структурной лингвистики. М., 1960.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974. - 392 с

8. Баранов А.Г., Паршин Л.Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики. М., 1989.

9. Баренбаум И.Е. История читателя как социологическая и книговедческая проблема. Л., 1973.

10. Безруков В.И. К проблеме знака / В. И. Безруков. Тюмень, 1975. -96с.

11. Бельчиков И.Ф. Основы технического редактирования советской книги / И.Ф. Бельчиков. М.: Искусство, 1958. - 239 с.

12. Блисковский З.Д. Муки заголовка. -М., 1972. 155 е.;

13. Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку / И.А. Бодуэн де Куртенэ. СПб.: Обновление школы, 1912. -138 с.

14. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию, т. 1-2.-М., 1963.

15. Большаков М. В. Книжный шрифт / М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал.-М.: Книга, 1964.-312 с.

16. Буковецкая. М.: ДМК Пресс, 2000. - 304 с. 19 .Булгаков Ф.И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства / Ф.И. Булгаков. - СПб: Суворин, 1889. -364с.

17. Былинскъш К.И. Литературное редактирование газеты. М., 1953.

18. Былинский К.И. Основы и техника литературной правки. -М., 1948.

19. Былинский К.И., Розеиталъ Д.Э. Литературное редактирование. 2-е изд., испр. и доп. -М., 1961. 355 с.

20. Бюллетень государственного Высшего Аттестационного Комитета Российской Федерации. М., 2000. - № 2.

21. Вавилов С.И. Несколько замечаний о книгах //Сов. книга, 1947. № 1.

22. Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / К. Веркман. — Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.

23. Вашунина И.В. Коммуникативно-функциональные особенности некодифицированных графических средств. Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1995.21 .Васильев СЛ. Удобочитаемость газеты. Краснодар, 1996.

24. Виноградов В.В. Современный русский язык (Грамматическое учение о слове). -М.; Л., 1947.

25. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М., 1980.

26. Винокур Г.О. Культура языка. М., 1930. - 325 с.

27. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. Изд. 3-е, стереотипное. М.: Гардарики, 2004. - 185 с.

28. Волоцкая З.М. Опыт описания русского языка в его письменной форме / З.М. Волоцкая, Т.Н. Молошная, Т.М. Николаева. М., 1964.

29. Волошко В.М. Принципы решения знаковых изображений /В.М.Волошко. -М., 1987.

30. Вомперский В.П. Риторики в России XVII-XVIII вв. М.: Наука, 1988.

31. Воронецкий Б.В. Шрифт / Б. Воронецкий. Э Кузнецов. Д.: Художник РСФСР, 1975. - 107 с.

32. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 4-е издание. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 656 с.

33. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

34. Галкин С.Я.Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. Общее и особенное в художественно-техническом конструировании периодических изданий. /С.И. Галкин. М.: Изд-во МГУ. - 1984. -152с.

35. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.

36. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. -М., 1955.

37. Герман М. JI.C. Хижинский / М. Герман // Искусство книги / М.: Книга. - 1961.-Вып. 2.

38. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги / Ю.Я. Герчук. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

39. Герчук Ю.Я. Художественная интерпретация текста / Ю.Я. Герчук // Искусство книги / М.: Книга. 1979 - Вып. 9.

40. Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи. / под ред. проф. О.Я.Гойхмана М.: Инфра-М, 2002. - 192 с.

41. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-Пресс, 2002.

42. Голуб И.Б. Конспект лекций по литературному редактированию. -М.: Айрис-Пресс, 2004. 432 с.

43. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1986.

44. Гордон Ю. Графическая рифма в шрифте и логотипе / Ю. Гордон // Как).-2003,-№4.

45. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения».

46. Гордукалова Г.Ф. Документальный поток социальной тематики как объект библиографической деятельности. JI., 1990. - 120 с.

47. Граудина Л.К., Мисъкевич Г.И. Теория и практикарусского красноречия. -М., 1989. 254 е.;

48. Гусева Е.К. К вопросу о количественном переходе и анализу структурных особенностей буквенных знаков / Е.К. Гусева // Проблемы грамматического моделирования: Сб. науч. тр. М., 1973.

49. Дармодехин С.В. Движение к земле. (социально-экономические проблемы развития Российского государства): Учеб. пособие. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. 216 с.

50. Дерибере М. Цвет в деятельности человека / М.Дерибере. — М., 1964.

51. Дейч А. День нынешний и день минувший. М., 1985.

52. Дизайн периодических изданий: Учеб. пособие / Под. ред. Э.А. Лазаревич. М.: МГУ им. Ломоносова, ф-т журналистики, 2000. -120с.

53. Дмитриева НА. Слово и изображение / Н.А. Дмитриева // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

54. Добкин С.Ф. Оформление книги: Редактору и автору. М., 1985.

55. Дубина Н. Поговорим о типографике / Н. Дубина // КомпьюАрт. — 2000.

56. Ефимов В. Сколько шрифтов нужно для счастья? / В. Ефимов, А. Шмелева //Курсив. 2000. - № 5.

57. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

58. Земская Е.А., Китайгородская Л.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. М., 1971.

59. Зилдер JJ.P. Очерк общей теории письма / Л.Р.Зиндер. Л., 1987. -124с.

60. Зиновьев А. А. Логика науки. -М., 1971.

61. Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография / В.Ф. Иванова. — 2-е изд. М., 1976. - 112 с.

62. Избранные страницы русской журналистики начала XX века /составители Б.И. Есин, С.Я.Махонина. М.: «ЧеРо», 2001. - 224 с.

63. Избранные статьи и речи Луи деБройля. -М., 1967.

64. Иерусалимский A.M. Художественные шрифты и их построение / A.M. Иерусалимский. М.: Благо, 1927. - 90 с.

65. Информационно-библиографическое обеспечение гуманитарной сферы: Путеводитель / Сост. И.Г. Моргенштерн. Челябинск, 2000. -133 с.

66. Искусство шрифта. Работы московских художников книги. 1959-1974. М.: Книга, 1977. - 186 с.

67. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. М.: Наука, 1965.- 560 с.

68. Каменская O.JI Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. М., 1996.

69. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992.

70. Каир А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. -- М.: Книга, 1979. -124с.

71. Кирей Н.И., Бондарь Н.И. Основные классификации народов мира. -2-е изд., дополн., ил. М.; Ростов-на-Дону. - 256 с.

72. Kucun Б.М. Графическое оформление книги / Б.М. Кисин. М.: Гизлегпром, 1946. - 407 с.

73. Юшкушин Г.Ф. Шрифты / Г.Ф. Кликушин. Минск: Высшая школа, 1964.-206 с.

74. Клименко А.П. Вопросы психолингвистического изучения семантики. -Минск, 1970.

75. КЛИО. Журнал для ученых. СПб., 2004. - № 4.

76. Книговедение: Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

77. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1977.

78. Кожина М.Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь, 1972. — 213 с.

79. Кожмна М.Н. О специфике научной и художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь. 1966.

80. Козубов Г. Жизнь шрифта: Шрифт в системе книжной графики / Г. Козубов // В мире книг. 1976. - № 1.

81. Коллективный сборник: Развитие функциональных стилей современного русского языка. -М., 1968.

82. Кондратов A.M. Звуки и знаки / A.M. Кондратов. М.: Знание, 1978. - 208 с.

83. Костомаров ВТ. Жизнь языка. М.: Педагогика, 1984. - 144 с.

84. Костомаров В.Г. Текст. // Синергетика образования. Межвузовский сборник. Выпуск третий. М.; Р/нД, 2005.

85. Краткая русская грамматика. ИРЯ АН СССР. Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. М., 1989.

86. Кудрявцев А.И. Шрифт: История: Теория: Практика: Учеб. пособие / А.И. Кудрявцев. М.: Ун-т Натальи Нестеровой, 2003. - 248 с.

87. Кузьмин Н.В. Штрих и слово / Н.В. Кузьмин. Л.: Художник РСФСР, 1967.- 171 с.

88. Лазаревич Э.А. Программа курса «Литературное редактирование» / Под ред. проф. А.В. Западова. -М., 1977.

89. Лазурский В.В. Анализ шрифта Остромирова Евангелия / В.В. Лазурский // Искусство книги / М.: Книга. 1987. - Вып. 10.

90. Лазурский В.В. Путь к книге: Воспоминания художника / В.В. Лазурский. М.: Книга, 1985. - 287 с.

91. Леонтьев А.А. Некоторые вопросы лингвистической теории письма //Вопросы общего языкознания: Сб. науч. тр. М., 1964.

92. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка М., 1963.

93. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы речевого высказывания. -М., 1969.

94. Леонтьев А.А. Психолингвистика.-М., 1967.

95. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

96. Лосев А.Ф. Знак: Символ: Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.

97. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера история . - М., 1996. - 464 с.

98. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

99. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем. В сб.: Семантическая структураслова. -М., 1974.

100. Лурия А.Р. Язык и сознание. /Под редакцией Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.

101. Ляхов В.Н., Егоров Я.Д. / В.Н. Ляхов // Искусство книги / М.: Книга, 1961.-Вып. 2.

102. Ляхов В.Н. Искусство книги / В.Н. Ляхов. М.: Советский художник, 1978. - 248 с.

103. Ляхов В.Н. О художественном конструировании книги: Системное проектирование: Функциональный анализ / В.Н. Ляхов. -М.: Книга, 1975.-95 с.

104. Майер Н.Я. Психологические механизмы формирования зрительного образа: Дис. . канд. психол. Наук / Н.Я. Майер. -Новосибирск, 1998. 155 с.

105. Малая история искусств М.: Искусство, 1989. - 304 с.

106. Мамонтов М.А. Информационные ресурсы гуманитарных наук. Вып. 2. СПб., 2000. - 204 с.

107. Маслов Ю.С. Введение в языкознание / Ю.С. Маслов. 2-е изд. -М., 1987.-312 с.

108. Матвеев В. Шрифты: Практическое руководство / В. Матвеев. -М.: Искусство, 1954. 118 с.

109. Месхишвили Н.В. Графическое оформление и семантическое содержание текста / Н.В. Месхишвили // Семантические аспекты синтаксиса: Сб. науч. тр. / Ин-т языкознания АН СССР. М., 1989.

110. Месхишвили Н.В. Экспрессивные средства письменной коммуникации: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -М., 1990.

111. Микк Я.Р. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авторам и редакторам. М., 1981.

112. Милъчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 1980. -320с.

113. Мильчин А.Э. Издательский слоПарь-справочник. -М., 1998.

114. Мисонжников Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания. /Автореф. дис. .докт. филолог, наук. / Б.Я. Мисонжников. СПб., 2001. - 41 с.

115. Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания) / Б.Я. Мисонжников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 490 с.

116. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. -М.: «Экономика», 1999. -251 с.

117. Моррис Ч. У. Основания теории знаков / Ч.У. Моррис // Семиотика. М.: Радуга, 1983.

118. Мосорова Н.Н. Философия открытого дизайна: проблемы взаимосвязи онтологии и методологии: Дис. . канд. филос. наук / Н.Н. Мосорова. Екатеринбург, 1997. - 204 с.

119. Найденов О.Ю. Прагматические аспекты оптимизации речевого воздействия печатных средств массовой коммуникации: Дис. . канд. филол. наук / О.Ю. Найденов. М., 2000.

120. Накорякова К.М. Текст как объект редактирования. (Вопросы теории и методики) //Книга: Исследования и материалы. Сб. 54. -М., 1987.

121. Накорякова К.М. Лингвистика и редактирование. Из истории анализа текста / Книга: Исследования и материалы. Сб. 56. М., 1988.

122. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2002. - 432 с.

123. Нельсон Дж. Проблемы дизайна / Дж. Нельсон. М.: Искусство, 1971.-208 с.

124. Немец Г.П. Семантика метаязыковых субстанций. М. -Краснодар, 1999.

125. Немец Г.П. Интеллектуализация языка науки / Под ред. В.В. Зеленской. Москва; Краснодар: КубГУ, 2004. - 423 с.

126. Немец Г.П., Загузов Н.И. Интеллектуализм научного познания. -//Синергетика образования. Выпуск третий. М.; Ростов н/Д. - 2005.

127. Никифоров А.Л., Тарутина Е.М. Виды научного объяснения //Логика научного познания: Актуальные проблемы. -М., 1987.

128. Николаева Т.М. Что же такое графема? / Т.М. Николаева // Филологические науки. 1965. - № 8.

129. НовиковЛ.А. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982. - 128 с.

130. Овечкин В.В. Не знаешь не пиши //Лит. газета. 1990. 28 ноября.

131. Овинк Г.В. Мода в шрифтовом дизайне / Г.В. Овинк //Книга: Исследования и материалы: Сб. 62. -М.: «Книжная палата», 1991.

132. Овсянников М.С. Знаковая проблематика письма /М.С.Овсянников //Язык и письмо: Межвуз. сб. науч. тр./Волгоградский гос. ун-т. Волгоград: Изд. ВолгПИ, 1988.

133. Одинцов В.В. Стилистика текста. -М., 1980. .

134. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2003.-222 с.

135. Олъшки Л. История научной литературы на новых языках /Русский перевод. -М., 1933.

136. Осипов Б.И. История русской графики / Б.И. Осипов // Фонетико орфографический сборник. - Барнаул, 1974.

137. Осипов В.О., Демьянова A.M., Осипова А.С. Основы библиографии и изучения книги. М.: Изд-во «Книга», 1989. - 221 с.

138. Памятная книга редактора / В.А.Абрамов, Т.В.Борисенко, Э.П.Гаврилов и др. 2-е изд. Перераб. И доп. / Состав. А.Э.Мильчин -М.: Книга, 1988.

139. Пахомов В.В. Книжное искусство / В.В. Пахомов. М.: Искусство, 1962. —432 с.

140. Педчак ЕЛ. Русский язык. Р/нД: «Феникс», 2003. - с. 320.

141. Пенъкова Е.М. Ох уж этот шрифт / Е.М. Пенькова //Журналист. -1993.-№5.

142. Петров В.В. Научные термины. Новые аспекты анализа /Логика научного познания. Актуальные проблемы. -М., 1987.

143. Пешковский A.M. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.

144. Пирожков А.Н. Цвет в фотопублицистике и газетном дизайне / А.Н. Пирожков // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. — СПб.: СпбГУ, 1997.

145. Пирс Ч. С. Из работы «Элементы логики. Grammatca speculatva» / Ч.С. Пирс // Семиотика. М.: Радуга, 1983.

146. Пирс Ч.С. Логические основания теории знаков / Ч.С. Пирс. -СПб.: Алетейя, 2002.- 352 с.

147. Плотников Б.А. Общее языкознание. Минск, 1986. - 126 с.

148. Подставко Е.Н. Изменения в научной статье при переходе из периодического издания в книжную форму. //Филологический вестник Ростовского государственного университета Ростов н/Д., 2005 - № 3.

149. Померанцева Т.Е. О работе с автором: Заметки / Редакторы об опыте своей работы. Вып. 2. М., 1960.

150. Пономаренко И.Н. Текст в аспекте синергетического исследования // Образование-Наука-Творчество. Нальчик; Армавир. - 2006. - № 1. - С. 74.

151. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Харьков, 1888.

152. Пронин Е.И. Журналистский текст как система выразительных средств. // Методы журналистского творчества. М., 1982.

153. Прохоров ЕЛ. Введение в теорию журналистики М.: Изд. МГУ, 2003.

154. Птахова И.И. Простая красота буквы / И.И. Птахова. М.: Русская графика, 1997. - 282 с.

155. Рахманина И.И. Письма начинающему редактору. М.: МИФИ, 1995.-44 с.

156. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики / Л.О. Резников. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1964. - 176 с.

157. Реформатский А.А. Лингвистика и полиграфия // Письменность и революция. М.; Л., 1933.

158. Родионов В.П. Кавитация управляемое явление. //Вестник МГОУ, 2003. - № 4.

159. Ролсдественский Ю.В. Проблемы риторики и стилистической концепции В.В. Виноградова //Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения IX-X. М., 1981.

160. Ролсков И.Я. Планка для «профи» /И.Я. Рожков. — М.: Юрайт, 1997.

161. Розанова Н. Из ранней истории титульных листов европейской книги / И. Розанова // Искусство книги. Вып. 10. - М.: «Книга», 1975.

162. Рудер Э. Типографика / Э. Рудер. М.: Книга, 1982. - 286 с.

163. Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. пособие / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. М.: МЗ-Пресс, 2001. - 252 с.170. //Русская словесность. 1994. - № 4.

164. Рыбников М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбников. М., 1963. - 246 с.

165. Самарин А.Ю. Читатель в России во второй половине XVIII века (по спискам подписчиков): Монография. Изд-во МГУП, 2000. - 288 с.

166. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М.: Прсвещение, 1983. -160 с.

167. Сворень Р. Издательство на столе //Наука и жизнь. 1989. - № 10.-С. 24.

168. Селезнева Л.Б. Вопросы теории и истории письма / Л.Б. Селезнева // Язык и письмо: Сб. научных трудов. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та. 1995.

169. Семиотика. М.: Радуга, 1983. - 636 с.

170. Семченко ПА. Основы шрифтовой графики / П.А. Семченко. -Минск: Высшая школа, 1979. 96 с.

171. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Высш. школа, 1984.

172. Сидоров А. А. История оформления русской книги / А.А. Сидоров. М.: Изд-во АН СССР, 1964. - 149 с.

173. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. М., 1980. -328с.

174. Слонимский Л.З. //Вестник Европы. М., 1910, № 7.

175. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб., 1996.

176. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). 2-е изд. М., 1991.

177. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование / В.М. Солнцев.-М., 1977.-246 с.

178. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. Учебное пособие. М.: МГАП «Мир книги», 2000.

179. Спекторский Е. Понятие общества в античном мире. -Варшава, 1911.

180. Справочная книга редактора и корректора: Редакционно-техническое оформление изданий. 2-е изд., перераб. - М.: Книга, 1985.

181. Справочник библиогафа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.

182. Степанов Г.В. К проблеме единства выражения и убеждения (автор и адресат) // Контекст 1983. Литературно-теоретические исследования. -М. 1984.

183. Стукайов А.П. Синергетическое управление непрерывным повышением квалификации педагогических кадров: Монография. -М.; Р/нД, 2002.-241 с.

184. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание: Электронный учебник http// ww.homepages.tversu.ru.Eips/LingFakl .htm.

185. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. -М.: Аспект Пресс, 2000.-312 с.

186. Тодоров Ц. Семиотика литературы / Ц. Тодоров // Семиотика. -М.: Радуга, 1983.

187. Толковый словарь. / В.И. Даль. В 4 т. М., 1978.

188. Томашевский Б.В. Писатель и книга: Очерк текстологии. 2-е изд.-М., 1959.

189. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л., 1959.

190. Toomc В.К. Современный шрифт / В.К. Тоотс. М.: Книга, 1966. -255 с.

191. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: Семантика и структура. М., 1983.

192. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В.В. Тулупов. Воронеж, 1996. - 112 с.

193. Тагиров Ф.Ш. Удобочитаемость графем новых латинизированных алфавитов / Ф.Ш. Тагиров. М.: НИИ Наркомместпрома, 1937. - 24 с.

194. Ударцев С.Ф. Научные труды «Адилет». Алматы, 2001. -№1(9).

195. Успенский Л.В. По закону буквы / Л.В. Успенский. М.: Молодая гвардия, 1979.-240 с.

196. Уткин A.M., Степанов А.И. Философско-методологические принципы научно-исторического анализа. //Синергетика образования. Выпуск третий. - М.; Ростов н/Д. - 2005.

197. Фаворский В.А. О графике, как об основе книжного искусства / В.А. Фаворский // Искусство книги М.: Книга. — 1961. — Вып. 2.

198. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге / В.А. Фаворский. М.: Молодая гвардия, 1966. - 127 с.

199. Федосов И.А. Литературные нормы и языковое искусство. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. - 128 с.

200. Фокеев В.А. Природа библиографического знания: Моногр. М., 1995.-351 с.

201. Феллер М.Д. Эффективность сообщения и литературный аспект редактирования. Львов, 1978. - 198 с.

202. Флоренская О. Психология бытового шрифта / О. Флоренская. СПб.: Красный матрос, 2001. 56 с.

203. Харджиев Н.И. A.M. Родченко / Н.И. Харджиев // Искусство книги / М.: Книга. 1961. - Вып. 2.

204. Харин Н.В. Редактирование научной статьи. В помощь соискателям. Армавир: РИЦ АЛУ, 2005.

205. Хлебников В. Творения / В. Хлебников. — М.: Советский писатель, 1986.

206. Хорева Л.Н. Подготовка рукописи к изданию: набор и авторская корректура. Краснодар: РИЦ «Флер-1», 2002. - 49 с.

207. Червинский М., Зберский Т. Система книги. Семиотика книги. -М., 1981.

208. Чернихов А. Из истории русского алфавита / А. Чернихов // Альманах библиофила. М.: Книга, 1989. - Вып. 26.

209. Чернихов Я. Построение шрифтов / Я. Чернихов, Н. Соболев. -М.: Артефакт, 1997. 116 с.

210. Чихолъд Я. Облик книги / Я. Чихольд. М.: Книга, 1980. - 239 с.

211. Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 1963.

212. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт / А.Г. Шицгал. М.: Книга, 1974.-208 с.

213. Шишкин В. Его величество шрифт / В. Шишкин // Петербургский рекламист. 2001. - № 9-10.

214. Шрифт как искусство: Выставка работ художников школы Виллу Тоотса: Каталог / Сост., оформ. В. Тоотс. Таллин, 1981. — 94с.

215. Шрифты. Разработка и использование / Г.М. Барышников, А.Ю. Бизяев, В.В. Ефимов и др. М.: ЭКОМ, 1997. - 284 с.

216. Щерба Л.В. Теория русского письма / JT.B. Щерба. J1.: Наука, 1983.- 136 с.

217. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

218. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

219. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. М.: Юрисгь, 1998. - 536 с.

220. Юрьев Ф.И. Цветной текст в искусстве книги: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. / Ф.И. Юрьев. -М., 1975.

221. Якобсон Р. В поисках сущности языка / Р. Якобсон // Семиотика. -М.: Радуга, 1983.

222. Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках / Р. Якобсон // Семиотика и искусствометрия: Сб. под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972,-366 с.

223. Ярмола Ю.А. Шрифт: Критерии качества / Ю.А. Ярмола //Курсив. 1996. -№ 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.