Научные знания в контексте литературного творчества: Ш. Нодье и О. де Бальзак тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Спиридонова, Наталья Сергеевна

  • Спиридонова, Наталья Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 252
Спиридонова, Наталья Сергеевна. Научные знания в контексте литературного творчества: Ш. Нодье и О. де Бальзак: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2008. 252 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Спиридонова, Наталья Сергеевна

Введение

Глава 1. Наука вцио-культурной атмосфере Франции конца XVIII - 8 начала XIX вв.

• Наследие века Просвещения

• Динамика научных знаний

Глава 2. Отражение в творчестве Ш. Нодье научных идей его времени и 27оров о прогрессе

• Понятие «история цивилизации» в романтической историографии

• Идеи Нодье о совершенствовании человека и общества

• Гармония рационального и нравственного начал в сказке «Фея хлебных Крошек»

Глава 3. «Научный метод» Бальзака в аналитических и философских 59 этюдах

• Восприятие Бальзаком научных идей его времени и формирование его «научного метода»

• «Научность» аналитических этюдов. «Физиология брака»

• Феномен человеческой жизни как объект научного анализа в философских этюдах («Шагреневая кожа»)

• Рациональное и интуитивное познание («Проклятое дитя», «Луи Ламбер», «Серафита»)

Глава 4. Концепция ученого в «позитивной» философии О. Конта 137 и в «Человеческой комедии»

• Отражение идей позитивизма в произведениях Бальзака. Ученый как ключевая фигура «Человеческой комедии»

• Возможность создания единой науки («Поиски Абсолюта», «Серафита», «Иисус Христос во Фландрии»)

Глава 5. Аллегорические «научные» путешествия писателей

• Фантастическое и «научное» путешествие О. де Бальзака из Парижа на остров Ява

• «Живописное и индустриальное путешествие» Ш. Нодье

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научные знания в контексте литературного творчества: Ш. Нодье и О. де Бальзак»

Тема взаимодействия наук и литературы обсуждается с начала разделения всеобъемлющей античной философии на эти две области знаний -рациональное постижение мира и художественное. В каждую из них входили отдельные дисциплины, которые по мере расширения познаний человечества получали все большую системность и взаимосвязанность. Вопросы науки основывались на разуме, а искусство отдавало приоритет чувствам и эмоциональному взаимодействию людей; в философии Нового времени эти два разнонаправленных метода познания отразились в рационализме Р. Декарта и сенсуализме Дж. Локка. К XVIII в. в науке начали видеть не только способ улучшения человеческой жизни, но и заговорили о ее пагубном воздействии на нравы общества. В философии Ж.Ж. Руссо критичное отношение к прогрессу достигло своего апогея - и науки, и искусства служат отдалению человека от своей истинной природы. Такое понимание цивилизации шло вразрез с движением энциклопедистов, обобщивших знания, накопленные к XVIII в. в знаменитой «Энциклопедии Дидро и д'Аламбера». Этот огромный труд явился выражением человеческого стремления к систематизации и классификации и во многом определил понимание наук как перечня сведений, расположенных в определенном порядке, «номенклатуры», по выражению О. де Бальзака. Для сторонников примата чувств над разумом в познании мира подобный прогресс наук был лишен самого главного — развития души человека, его совершенствования. Писатели — романтики заговорили о равновесии чувственного и рационального познания вселенной, видя в творчестве способ индивидуального сотворения мира, в центре которого находится личность поэта - пророка. Науки, являющиеся порождением разума, и искусства как проявления души человека объединяются в романтическом миросозерцании, ориентированном на гармоничное существование индивида в обществе, но трагическое расхождение действительности и мира идеала не дает возможности подобной гармонии. Отсюда - огромное количество философских, социологических, историографических концепций, направленных на разрешение противоречий в жизни общества.

Взаимодействие наук и литературы, эта чрезвычайно важная сторона развития общества не изучено в должной мере. Есть труды об истории науки, огромное число литературных исследований и работ, посвященных научной фантастике, но вопросом взаимовлияния наук и литературы занимались лишь немногие авторы. Огромное поле взаимодействия этих двух способов отражения и познания действительности до сих пор остается целиной. В этом аспекте Бальзаку повезло больше всего, так как его творчество дает много оснований к разговору на эту тему. О научных интересах Бальзака пишет Б. Г. Реизов в своих многочисленных трудах, Р. А. Резник в статье «Наука и ученый в романе Бальзака "Поиски абсолюта" (1963 г.). В 1986 г. появилось исследование Г. С. Петелина «Бальзак и естествознание», в котором уделяется большое внимание истории отдельных дисциплин и текстологическому анализу.

Использование научных знаний в литературном тексте явилось одной из отличительных черт бальзаковского творчества. Его современники упрекали Бальзака в поверхностном прочтении научных трудов, в том, что он поддался моде на «научность» в духе зарождающегося позитивизма, и видели в этом проявление амбициозных претензий молодого писателя на энциклопедичность, как пишет Элен д'Алсо в статье «Бальзак, Кювье и Жоффруа Сент-Илер», вышедшей в 1934 г. в Revue d'histoire de la philosophie et de FHistoire generate de la civilisation. В своей статье она изучает отражение идей перечисленных естествоиспытателей в произведениях Бальзака с 1831 по 1843 гг. Исследовательница отмечает интерес писателя к естественным наукам (включая физиогномику и френологию), проявлявшийся с раннего детства, и к философии Сведенборга, дополнявшей физику Ньютона - это отразилось в поисках связи между Богом и Материей. Идея единства, витавшая в воздухе эпохи, пронизывает все творчество Бальзака — в начале XIX в. науки шли по пути унификации и классификации, наиболее ярким примером можно назвать знаменитый спор о единстве органического построения Ж. Кювье и Э.Ж. Сент-Илера. Но все же Э. д'Алсо, так же, как и М. Амбриер (Фаржо) в исключительно подробном исследовании «Бальзак и Поиски Абсолюта», увидевшем свет в 1968 г., пишут о недостаточной научной базе знаний Бальзака, о том, что он впитал главные научные идеи века и отразил их в своих произведениях, популяризировав на манер изданий типа «Анналы химии и физики».

Наибольшее внимание исследователей привлекала тема медицины в произведениях Бальзака. Так, А. Кабанес1 насчитывает около сорока врачей в «Человеческой комедии», М. Jle Яуанк исследует проявления болезней у

2 3 персонажей Бальзака, а Ж. Борель - психиатрию . В 2002 г. вышло исследование Р. Бордери «Бальзак - художник тела. «Человеческая комедия», или чувство деталей», в котором исследовательница говорит об эстетике Бальзака, о его увлечении науками, описывающими проявление качеств человека в его внешности.

В данной проблеме показательным является не только Бальзак, но и его старший современник Шарль Нодье. В отечественном литературоведении этот писатель еще не получил серьезного внимания. Посвященные ему работы ограничиваются считанными статьями4. Французские исследователи5

1 Cabanes A. Balzac ignore. — Paris, 1911.

2 Le Yaouanc M. Nosographie de l'humanite balzacienne. — Paris, 1959.

3 Borel J. Medecine et psychiatrie balzaciennes. — Paris: Librairie Jose Corti. 1971.

4 Андерес A. JI. Шарль Нодье // Нодье Ш. Избранные произведения. - М.-Л., 1960. Мильчина В. А. Другой, может быть, сказал бы все это лучше, но никто не сказал бы этого так, как он. // Нодье Ш. Фантастические и сатирические повести: Сборник/Сост. В. А. Мильчина. — М., 1985. На франц.; О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Нодье Ш. Читайте старые книги. Новеллы, статьи, эссе о книгах, книжниках, чтении. — М., 1989; О Шарле Нодье и его героях // Нодье Ш. Фея хлебных крошек. — М., 1996.

5 Juin Н. Charles Nodier. Seghers, Boisacq-Generet M.-J. Tradition et modernite dans "L'Histoire du roi de Boheme et de ses sept chateaux» de Charles Nodier. - Paris: H. Champion, 1994. Marcandier Ch. Nodier : l'analytique entre serieux et ironie // Balzac analytique, Juin 2007, Maison de Balzac, Journee d'etudes et seminaire (compte-rendus et enregistrements). творчества этого писателя обязательно упоминают об энциклопедичности его знаний, о разнообразии интересов, включающих энтомологию, библиофильство, лингвистику, говорят о его участии в создании шестого издания словаря Французской Академии и опубликовании словаря ономатопей, «Критического опыта о водороде и различных способах искусственного освещения», о вкладе в библиотековедение. оставаясь, однако, при этом в чисто информационном регистре, не выводящим к постановке проблемы о роли научного знания в творчестве Нодье. Между тем, в произведениях Нодье, одного из столпов французского романтизма, проявляются не только его разносторонние познания и эрудиция, но также обнаруживается при более пристрастном анализе воздействие некоторых идей научно-философского плана и на содержание и на структуру, и на специфику, которой отмечен романтический герой.

В сопоставительном анализе произведений Нодье и Бальзака (в аспекте взаимодействия наук и литературы) выявляется общность тенденций при всех различиях индивидуального почерка этих двух писателей. В этом контексте особенно важным представляется не только отражение конкретных научных данных в их произведениях, но, главным образом, то место, которое писатели уделяли научному методу познания. Этим определяются цели работы: изучить взаимовлияние наук и литературы первой трети XIX столетия^ учетом традиций века Просвещения; проследить взаимодействие научного и интуитивного знания в процессе совершенствования человека и общества; дать анализ представлений писателей о роли наук в постижении мира человеком; выявить влияние научных идей на формирование эстетических концепций писателей и образную систему их произведений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Спиридонова, Наталья Сергеевна

Заключение

Проделанный в работе анализ произведений О. де Бальзака и Ш. Нодье в аспекте соотношения научных знаний и литературного творчества дает основание к следующим выводам. Для развития литературы исключительно важна социальная обстановка - в работе дана панорама изменений в жизни Франции первой трети XIX века, касавшихся как общественной, научной, так и литературной жизни. Культура Франции преемственна по отношению к веку Просвещения, определившему направление рационального познания мира, о преобладании которого сетуют и романтик Нодье и Бальзак, далеко не чуждый идеям романтизма. Вместе с тем оба уделяют огромное значение научным знаниям, движущим цивилизацию вперед. Они предостерегают от чрезмерного внимания к материальной стороне прогресса и видят путь развития человечества в сочетании рационального и интуитивного познания. У Бальзака эта идея воплощена в андрогине Серафите. Для Нодье тот этап, на котором находится общество, конечен, поскольку человечество не имеет возможности для дальнейшего развития - эти идеи писатель выразил в статье «О палингенезии человечества и воскресении». Лишь Бог может поднять человечество на следующую ступень развития, дав ему необходимые качества для полного постижения мира. Большую роль в понимании роли наук и искусств в общественной жизни сыграла философия «мира отчуждения» Ж.Ж. Руссо, и Бальзак и Нодье ведут с ним полемику, освещая вопросы, поднятые великим мыслителем.

В замыслах произведений оба писателя опираются на данные наук - Ш. Нодье говорит о «лунатиках» (lunatique), стоящих на более высокой ступени «лестницы существ», они ближе к Богу и являются посредниками между ним и остальными людьми. Таковы Луи Ламбер из одноименного романа Бальзака и Мишель из «Феи Хлебных Крошек» Нодье. Бальзак использует идею зависимости поведения животных от среды и основывает на ней всю композицию «Человеческой комедии». Медицинские теории легли в основу идеи зависимости психики от физиологии, выраженную П.Ж.Ж. Кабанисом и воспринятую Бальзаком. Он основывается на учении Бюффона о двойственной природе и создает собственное понимание человека: разум противопоставляется чувству, тело — душе, а объединяет их движение -категория механики.

Особое место в произведениях Бальзака занимает философия Э. Сведенборга и околонаучные доктрины - физиогномика, хирология, френология. Учение шведского мистика легло в основу романа «Серафита», в котором Бальзак отразил свое понимание теософии Сведенборга и эволюции человека на пути к Богу, при этом вера имеет большее значение, чем разум, только она может помочь человеку в его совершенствовании. Концепции К. Лафатера и И. Галля находят отражение практически во всех описаниях героев Бальзака, который видит в физиогномике и френологии возможность рассказать о проявлении внутренней сути через внешнее.

Идеи позитивизма также находят отражение в творчестве Бальзака - это закон трех стадий, создание науки об обществе, объединение всех знаний человечества во всеохватную науку — в этом сказывается то, что в начале XIX в. начинается интеграция наук на основе единой системы. Писатель предлагает свою классификацию наук: это науки о человеке - медицинам и науки о природе - зоология, механика и химия. Причем в его понимании медицина занимает столь же важное положение, как и триада наук о природе. Писатель постоянно апеллирует к науке, в ней он видит подтверждение своих идей, он использует «научный метод», сочетающий элементы разных наук и их методы в применении к литературному тексту. В такой «научности» нашли отражение тенденции общества к абсолютизации знания и та важная роль, которая отводилась ученым Франции. Эта позиция воплотилась в учение К.А.де Сен-Симона о трех основных деятелях общества - поэте, промышленнике и ученом, воспринятое романтиками. В «Письме французским писателям XIX века»

Бальзак говорит о важности интеллектуального вклада поэта и ученого в духовную жизнь общества, без которых невозможен подлинный прогресс, и ставит проблему государственного обеспечения людей мысли. В своих произведениях он типизирует ученых, придавая им узнаваемые черты, связанные с той наукой, которой они занимаются. Нодье также напоминает о важном положении поэта - мечтателя, который обращает внимание людей, ориентированных на материальный прогресс, на вопросы духовности. Писатель для него является посредником между двумя мирами - божественным и человеческим.

На примере произведений Нодье и Бальзака, отразивших тенденции литературы Франции первой трети XIX в., можно проследить, что контакты и взаимодействие литературы с наукой становятся все более явными, что создает почву для возникновения новых методов художественного отражения мира и формирования новых образных систем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Спиридонова, Наталья Сергеевна, 2008 год

1. Balzac Honore de. Premiers romans 1822 1825. 2 vol.- Paris, 1999. - 1040 p.

2. Balzac H. de. Oeuvres completes de H. de Balzac. Paris: A. Houssiaux, 18531855. in 20 vol.

3. Balzac H. Lettre a M. Cli. Nodier siir son article intitule «De la palingenesiehumaine et de la resurrection»//(Euvres diverses. In 2 vol., Gallimard, Pleiade, 1990-1996. Voin, p. 1203-1216.

4. Balzac H. de. Traite des excitants modernes suivi de Physiologie de la toilette etde Physiologie gastronomique. Le Castor Astral, 1992. - 96 p.

5. Balzac H. de. Voyage de Paris a Java: fait suivant la methode enseignee par M.

6. Charles Nodier en son Histoire du roi de ВоЬёте et de ses sept chateaux, au chapitre ou il est traite par lui des divers moyens de transport en usage chez quelques auteurs anciens et modernes. La Rochelle: Rumeur des Ages, 1994.-47 p.

7. Diderot D., d'Alembert J. Encyclopedie ou Dictionnaire raisonne des sciences etdes metiers. Paris, 1751-1780.

8. Nodier Ch. Contes: avec des textes et des documents inedits. Sommairebiographique, introduction, notices, notes, bibliographie et apendice critique par P.-G. Castex. Paris, 1961. - 944 p.

9. Nodier Ch. Les sept chateaux du roi de Boheme; Les quatre talismans. Paris:1. V. Lecou, 1852.-326 p.

10. Nodier Ch. Oeuvres de Charles Nodier. 12 vol. Paris: E. Renduel, 1832-1837.

11. Nodier, Charles Nodier, George Sand, P.J. Stahl, Louis Viardot. Paris: Hetzel, 1867. - 636 p.

12. Художественные тексты на русском языке

13. Infernaliana: Французская готическая проза XVIII—XIX веков. М.:1. Ладомир, 1999. 759 с.

14. Байрон. Пьесы. М., 1959. - 495 с.

15. Бальзак О.де. Воспоминания двух юных жен. Физиология брака. Трактат осовременных возбуждающих веществах. — М.: Эксмо, 2004. 640 с.

16. Бальзак О. Путешествие из Парижа в Яву, по методе, изложенной Г-м К.

17. Нодье в его истории Богемского короля и семи замков его, в главе, имеющей предметом разные способы перевозки у древних и новых народов//Сын отечества и Северный архив. СПб., 1833. - Т. 33. - С. 253-272.

18. Бальзак О. Серафита. М.: Энигма, 1996. - 288 с.

19. Бальзак О. Собрание сочинений: В 20-ти томах ; Пер. с фр./Под общ. ред.

20. А. В. Луначарского, Е. Ф. Корша.-М.; Л.: Худож. лит., 1933 1947.

21. Бальзак О.де. Собрание сочинений в 24 т. -М.: Правда71960.

22. Бальзак О.де. Столетний старец, или Два Беренгельда. М.: Текст, 2007.430 с.

23. Бальзак О.де. Физиология брака. Патология общественной жизни:размышления. -М.: FreeFly, 2006. 635 с.

24. Дюма А. Женщина с бархоткой на шее//Собрание сочинений в 12 т. М.,1979.-Т.7.-С. 613-744.

25. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во

26. Московского ун-та, 1980. 640 с.

27. Нерваль Ж. де. История о царице Утра и о Сулаймане, повелители духов.1. М.: Энигма, 1996. 224 с.

28. Нодье Ш. Записки Жирафы//Иностранная литература. 1999. - № 8. - С.104—111.

29. Нодье Ш. Избранные произведения. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. 567 с.

30. Нодье Ш. Рассказы здравомыслящего насмешника (Живописное ииндустриальное путешествие; Лис, попавший в западню)//Иностранная литература. 2003. - № 4. - С. 131—154.

31. Нодье Ш. Фея хлебных крошек. М.: Энигма, 1996. — 384 с.

32. Нодье Ш. Читайте старые книги: Новеллы, статьи, эссе о книгах,книжниках и чтении: в 2 кн. — М.: Книга, 1989.

33. Пушкин А.С. Анчар. Полное собрание сочинений в 10 т. М., 1957. - Т.З.-С. 82.

34. Русская фантастическая проза эпохи романтизма (1820-1840 гг.): Сб.произведений/Сост. и авторы комментариев Карпов А. А., Иезуитова Р. В., Турьян М. А. и др.; авт. вступ. статьи Маркович В. — М.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 672 с.

35. Руссо Ж.-Ж. Избранные произведения. В 3-х т. Гослитиздат, 1961.

36. Сталь Ж. О литературе, рассмотренной в связи с общественнымиустановлениями. -М.^Искусство, 1989. 476 с.

37. Шелли М. Франкенштейн, или современный Прометей. М., 2005. - 313 с.

38. Исследовательские работы на иностранных языках

39. Allemand A. Unite et structure de Punivers balzacien. Paris, 1965. - 349 p.

40. Ambriere (Fargeaud) M. Balzac et La Recherche de L'Absolu. PUF, Quadrige,1999. 687 p. Первое издание: Paris: Hachette, 1968. - 670 p.

41. Annee balzacienne. Paris, 1960. Изд. продолжается.

42. Atkinson G. Les idees de Balzac d'apres la Comedie humaine. In 5 vol.1. Geneve, 1949-1950.

43. Baudouin P. Balzac, journaliste et penseur du politique 1830 1850. These dedoctorat, presentee et soutenue publiquement sous la direction de Michele Riot-Carcey. Universite Paris VIII-Saint-Denis, departement d'histoire, 2006. 659 p.

44. Balzac et la tentation de Pimpossible. Etudes presentees et reunies par R.

45. Mathieu etF. Schuerewegen. Paris: SEDES, 1998.-202 p.

46. Balzac et la peau de chagrin. Etudes reunies par Claude Duchet. Paris, 1979.187 p.

47. Balzac voyageur. Parcours, deplacements, mutations. Etudes reunies par Nicole

48. Mozet et Paule Petitier. Litterature et Nation n° 28. Tours, Publications de l'Universite Francis Rabelais, 2004. - 305 p.

49. Barberis P. Balzac et le mal du siecle. Contribution a une physiololgie du mondemoderne. In 2 vol. Geneve, 2002. - 1990 p.

50. Barberis P. Le monde de Balzac. Paris, 1973. - 603 p.

51. Bardeche M. Balzac romancier. Paris: Plon-Nourrit et Cie, 1943. - 391 p.

52. Bardeche M. Une lecture de Balzac. Paris. Les Sept Couleurs, 1964. - 398 p.

53. Beguin A. Balzac visionnaire. Geneve: Editions Albert Skira, 1946. - 205 p. 46r Bernes A., Crouzet L. Les grands Ecrivains de France illustres. - Paris: Librairie

54. Marcel Didier, 1950. Т. П, ХУШ et XIX siecles. 1894 p.

55. Benichou P. L'Ecole du desenchantement: Sainte-Beuve, Nodier, Musset,

56. Nerval, Gautier. Gallimard, 1992. - 615 p.

57. Boisacq-Generet M.-J. Tradition et modernite dans "L'Histoire du roi de Bohemeet de ses sept chateaux» de Charles Nodier. Paris: H. Champion, 1994. -334 p.

58. BoisacqM.-J. Charles Nodier et la rehabilitation de Francois Rabelais au

59. XDCeme siecle//Etudes rabelaisiennes. 1995. Vol. 30. - P. 127-137.

60. Boisacq M.-J. Les recherches linguistiques de Charles Nodier//Actes du XXIIe

61. Congres International de Linguistique et de philologie Romanes tome 1: l'histoire de la linguistique, mediatrice de theories, Tubingen, Max Niemeyer Verlag, 2000. - Vol. 1: L'histoire de la linguistique, mediatrice de theories. -P. 49-61.

62. Borderie R. Balzac, peintre de corps: «La Comedie humaine» ou le sens desdetails. Paris, 2002. - 243 p

63. Borel J. Medecine et psychiatrie balzaciennes. Paris: Librairie Jose Corti.1971.-176 p.

64. Borel J. Seraphita et le mysticisme balzacien. Paris: Librairie Jose Corti, 1967.-318 p.

65. Bouvier-Ajam M. L'independance de Nodier/ZEurope. Paris, 1980. Vol. 58, №614.615.-P. 28-30.

66. Bozzetto R. Nodier et la theorie du fantastique//Europe. Paris, 1980.

67. Vol. 58, № 614-615. P. 70-78.

68. Butor M. Improvisations sur Balzac. In 3 vol. Paris: La Difference, 1998.

69. Cabanes A. Balzac ignore. Paris, 1911. - 288 p.

70. Castex G. Le conte fantastique en France de Nodier a Maupassant. 7-e reimpr.

71. Paris: Jose Corti, 1987. 466 p.

72. Cazauran N. Catherine de Medicis et son temps dans "La Comedie Humaine". ~

73. Geneve, Librairie Droz, 1976. 592 p.

74. Charles Nodier: Colloque du 2ieme centenaire a Besancpon. Paris, Ed. Les

75. Belles Lettres, 1981. 274 p.

76. Charles Nodier. Numero special de la revue Europe//Europe. Paris, 1980.

77. Vol. 58, № 614-615. 248 p.

78. D'Also. H. Balzac, Cuvier et G. Saint-Hilaire//Revue d'histoire de la philosophieet de l'Histoire generale de la civilisation 1934. - 15 oct. C. 339-354.

79. Dufour P., Mozet N., Borderie R., Cohen C. Balzac geographe: Territoires. Ed.1. Chr. Pirot.- 2004. 212 p.

80. Gipper A. Le conte de fees aux temps de l'incroyance. Conflits epistemologiquesdans les contes fantastiques de Charles Nodier//Romantisme. 2004. -№ 123.-P. 83-94.

81. Gozlan L. Balzac en pantoufles. Paris. Horizons de France 1946. - 191 p.

82. Grunewald M.-A. Charles Nodier et sa prevision de la fin du monde//Europe.1980. № 614-615. - P. 54-59.

83. Guyon B. La creation litteraire chez Balzac. Paris: A. Colin 1951. - 260 p.

84. Guyon B. La pensee politique et sociale de Balzac. Paris, 1947. - 829 p.

85. Hamenachem M.S. Charles Nodier: Essai sur Pimagination mythique. Paris,1972.-251 p.

86. Juin H. Charles Nodier. Seghers, 1970. - 183 p.

87. Laisney V. L'Arsenal romantique. Le salon de Charles Nodier (1824-1834).1. Paris, 2002. 832 p.

88. Larat J. Bibliographie critique des oeuvres de Charles Nodier suivie dedocuments inedits. Paris, Librairie ancienne Honore Champion Edouard Champion, 1923. - 144 p.

89. Larat J. La tradition et Fexotisme dans l'ceuvre de Ch. Nodier/ZBibliotheque dela Revue de Litterature Comparee. Tome XI. Paris, 1923. - 450 p.

90. L'ecrivain, le savant et le philosophe: la litterature entre philosophie et sciencessociales: actes du colloque international, Paris, Sorbonne, 24-26 octobre 2002./sous la dir. D'Eveline Pinto. Paris: Publications de la Sorbonne, 2003.-269 p.

91. Lee S. Traces de l'exces: essai sur la nouvelle philosiphique de Balzac. Paris:1. H. Champion, 2002. 192 p.

92. Corsi P. Les eleves de Lamarck: un projet de recherche//Jean-Baptiste Lamarck1744-1829, sous la direction de Goulven Laurent. Paris: Editions du CTHS, 1997.-P. 515-526.

93. Le Yaouanc M. Nosographie de I'humanite balzacienne. Paris, 1959. - 523 p.

94. Lovenjoul Ch. de. Histoire des ceuvres d'Honore de Balzac. Paris: Calmann1.vy, 1886.-498 p.

95. Lund H.P. Frenesie et litterature marginale chez Nodier//Cahiers du Centred'etudes des Tendances Marginales dans le Romantisrne Francpais. Brno, 1995.-P. 3-13.

96. Marceau F. Balzac et son monde. Paris: Gallimard, 1955. - 540 p.

97. Mozet N. Balzac et le temps. Litterature, histoire et psychanalyse. Ed.

98. Christian Pirot, 2005. 260 p.

99. Nykrog P. La pensee de Balzac dans la «Cornedie Humaine»: Essai de quelquesconcepts cles. Copenhague: Munksgaard, 1965. — 414 p.

100. Picon G. Balzac par lui-meme. Paris: Seuil, 1969. - 192 p.

101. Prioult A. Balzac avant la Cornedie Humaine, contribution a l'etude de la genesede son oeuvre. Paris: G. Courville, 1936. - 484 p.

102. Pollet M.-Ch. Un plagiat meconnu de Charles Nodier: le Voyage dans le

103. Paraguay-Roux//Histoires litteraires. 2000. Vol. 1, №1. - P. 77-83.

104. Raviart G. Le Genie de Balzac du point de vue psychiatrique. Genie et folie.

105. Paris: Masson et Cie, 1954. 23 p.

106. Reboussin M. Balzac et le mythe de Foedora. Paris: Nizet, 1966. - 281 p.

107. Rey P.-L. La Cornedie humaine. Hatier Paris, 1979. - 79 p.

108. Richer J. Autour de l'liistoire du roi de Boheme. Charles Nodier "deriseursense", suivi de La plus petite des pantoufles par Charles Nodier//Archives des Lettres Modernes, № 42. Paris: Lettres modernes, 1962. - 47 p.

109. Rigoli J. Lire le delire. Alienisme, rhetorique et litterature en France au

110. XIXe siecle. Paris: Fayard, 2001. - 649 p.

111. Robert M. Roman des origines et origines du roman. Paris, Grasset, 1972.365 p.

112. Salomon M. Ch. Nodier et le groupe romantique d'apres des documents inedits.- Paris: librairie academique Perrin et Cie, 1908. 315 p.

113. Sangsue D. Le recit excentrique. Gautier, De Maistre, Nerval, Nodier. Paris:1.brairie Jose Corti, 1987. 442 p.

114. Satiat N. Balzac: ou La fureur d'ecrire. Paris, Hachette, 1999. - 630 p.

115. Schenck E. M. La part de Charles Nodier dans la formation des idees romantiquede Victor Hugo jusqu'a la preface de Cromwell. Paris: Librairie ancienne Honore Champion Edouard Champion, 1914. - 149 p.

116. Sipriot P. Balzac sans masque. Splendeur et miseres des passions 1799-1850.

117. Paris: Robert Lafont, 1992. 499 p.

118. Surville L. Balzac. Sa vie et ses oeuvres d'apres sa correspondance. Paris:1.brairie nouvelle, 1858. 210 p.

119. Swann S. Balzac et le merveilleux: etude du roman balzacien 1822-1832. —1.nd University Press, 1991. 152 p.

120. Tritter J.L. Le language philosophique dans les oeuvres de Balzac. Paris:1. Nizet, 1976. 512 p.

121. Trousson R. Balzac disciple et juge de J.J.Rousseau. - Geneve Droz, 1983.277 p.

122. Trousson R. Charles Nodier et le voyage philosophique//Viaggi in Utopia, a curadi R. Baccolini, V. Fortunati, N. Minerva. Ravenna, 1996. P. 190-202.

123. Wurmser A. La comedie inhumaine. Paris: NRF, Bibliotheque des Idees, 1964.- 806 p. ----------------------

124. Zaragoza G. Biographie. Charles Nodier. Le deriseur sense. Klincksieck, 1992.-268 p.

125. Zaragoza G. Le deriseur sense. Paris: Ed. Klincksieck, 1992. - 268 p. Исследовательские работы на русском языке

126. Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и его Мельмот скиталец//Метьюрин Ч.Р. Мельмот - скиталец. — М.: Наука, Лит. памятники, 1983. — С. 532-638.

127. Андерес A.JI. Шарль Нодье//Нодье Ш. Избранные произведения. М.-Л.,1960.-567 с.

128. Бальзак в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1986. - 559 с.

129. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.615 с.

130. Белоусов Р. Франсуа Антон Месмер. М.: Олимп Астрель, 1999. - 203 с.

131. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. — СПб.: Азбука классика, 2001.-510 с.

132. Благой Д.Д. «Анчар» Пушкина//Академику Виктору Владимировичу

133. Виноградову к его шестидесятилетию. Сборник статей. — М.: Изд. Академии наук СССР, 1956. С. 94—116.

134. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М.-Л., 1950. - 580 с.

135. Боголюбова В.Г. Еще раз об источниках «Анчара»//Пушкин: исследованияи материалы/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.: Л.: 1958. -Т. 2. - С. 310-323.

136. Головачева И.В. Наука и литература: археология научного знания Олдоса

137. Хаксли. СПб.: Изд-во факультета филологии и искусств, 2008. - 344 с.

138. Грифцов Б. Гений Бальзака//Вопросы литературы. 2002. - №3. - С. 122131.

139. Гудовщикова И.В. Общие зарубежные энциклопедии: Учеб. пособие. Л.,1963.-87 с.

140. Данилин Ю. Д. Нодье//Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929 —1939. Т. 8. - С. 144—145.

141. Дидро Д. и культура его эпохи: Докл. науч. конф./ВНИИ искусствознания

142. М-ва культуры СССР/Сост. и отв. ред. Кисунько В.Г. М., 1986. - 215 с.

143. Жирмунская Н.А. Новеллы Э.Т.А. Гофмана в сегодняшнем мире//Гофман

144. Э.Т.А. Новеллы. Л.: Лениздат, 1990. - С. 5-22.

145. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.,1. Аксиома, 1996.-231 с.

146. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейскогоромантизма//Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967. - С. 249-284.

147. Затонский Д.В. Бальзак//История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука,1983-. С. 195-206.

148. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 2000. Учебноепособие/Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др. Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001. - 335 с.

149. Зенкин С. О сакральном для профанов//Иностранная литература, 1997.6. С. 242-250.

150. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: Российскийгосударственный гуманитарный университет, 2002. 288 с.

151. Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина 30-х годов//Пушкин:

152. Исследования и материалы/АН СССР Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.,Л.: 1958,- Т.2. С.7-48.

153. История в Энциклопедии Дидро и Даламбера. Л.: Наука, 1978. - 312 с.

154. Карельский А. Эрнст Теодор Амадей Гофман//Гофман Э.Т.А. Собраниесочинений. В 6 т. М.: Худож. лит., 1991. - Т.1. - С. 5-25.

155. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По: новеллист и поэт. Л.: Худож. лит., 1984.296 с.

156. Кольхауэр М. Роман и идеология. Точки зрения//НЛО. 1996. №14.1. С.72-86.

157. Кондаков И.М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М.: ЭКО,2000. 224 с.

158. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. М.: Радуга, 1987.

159. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон//Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора/Составление, общая редакция, вступительная статья Г. К. Косикова. -М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 5-62.

160. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М.: Высшая школа, 1970. - 254 с.

161. Кучборская Е.П. Эмиль Золя литературный критик: К историиреалистического романа во Франции XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1978. -312 с.

162. Ланн Е. Литературная мистификация. М., Л., 1930. - 232 с.

163. Лансон Г. История французской литературы XIX века. Пер. с франц. Под ред. П.О. Морощова. СПб.: ред. журн. «Образование», 1897. - 246 с.

164. Лилеева И.А. Гений и современники//Бальзак в воспоминаниях современников. М.: Художественная литература, 1986. - 559 с.

165. Лифшиц М.А. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Изобразит, искусство,1984.-431 с.

166. Ловцова О.В. Политические и социально-бытовые очерки Бальзака 30-х годов XIX века//Ученые записки МГПИ им. Ленина. М., 1954. - Т. 86, вып. 2. - С. 17-56.

167. Луппол И.К. Д.Дидро. Очерки жизни и мировоззрения. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1960.-295 с.

168. Мильчина В.А. Другой, может быть, сказал бы все это лучше, но никто несказал бы этого так, как он.//Нодье Ш. Фантастические и сатирические повести: Сборник/Сост. В. А. Мильчина. М., 1985. На франц. - 608 с.

169. Мильчина В.А. О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях//Нодье Ш.

170. Читайте старые книги. Новеллы, статьи, эссе о книгах, книжниках, чтении. -М., 1989. С. 5-33.

171. Мильчина В.А. О Шарле Нодье и его героях//Нодье Ш. Фея хлебныхкрошек. -М., 1996. С. 11-53.

172. Морлей Д. Дидро и энциклопедисты. Пер. с послед, англ. изд. В.Н. Неведомский. М.: К.Т. Солдатенков, 1882. 503 с.

173. Морозова Е. Юный Оноре де Бальзак, или господин Орас де Сент

174. Обен//Новая Юность. 2001. - №5(50). - С. 5-9.

175. Моруа А. Прометей, или жизнь Бальзака. М.: Прогресс, 1967. - 638 с.

176. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М.: Гослитиздат,1961.-590 с.

177. Обломиевский Д.Д. Фр. романтизм. М.: Гослитиздат, 1947. - 356 с.

178. Петелин Г.С. Бальзак и естествознание. Ростов-на-Дону: Издво Рост, ун-та, 1986. 108, 4. с.

179. Постоутенко К. Распродажа «кабинета курьезов» (Образы экономическойтотальности у Бальзака, Диккенса, Маркса и Честертона)//НЛО. — 2002.- №58. С. 74-82.

180. Пузиков А.И. О. Бальзак. Критико-исторический очерк. -М.: Гослитиздат,1960. 64 с.

181. Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: (Роман инаука во Франции в XVIII веке). СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 192 с.

182. Разумовская М.В. Бюффон писатель. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - 156с.

183. Резник Р. А. Наука и ученый в романе Бальзака "Поискиабсолюта'У/Известия Академии наук СССР. 1963. - Том XXII, вып.1.- С. 19-30.

184. Резник Р.А. Роман Бальзака «Шагреневая кожа». Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1971. 136 с.

185. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1983.-234 с.

186. Реизов Б.Г. Бальзак. Сборник статей. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. - 330 с.

187. Реизов Б.Г. Петрюс Борель//Борель П. Шампавер. Безнравственные рассказы. Л.: Наука, серия Лит. памятники, 1971. - С. 167- 188.

188. Реизов Б.Г. Стендаль. Годы ученья. Л.: Наука, 1968. - 259 с.

189. Реизов Б.Г. Творчество Бальзака. — JL: Гослитиздат, 1939.-412 с.

190. Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. (1815-1830). JL:1. Изд-во ЛГУ, 1956. 356 с.

191. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.: Высшая школа, 1969. - 311с.

192. Решетняк Н.В. «Мистическая книга» Бальзака: от истоков кхудожественному воплощению теософских идей. Автореф. дис. канд. филол. наук. СПб., 2007. - 23 с.

193. Романовская Т.Б. Наука XIX XX веков в контексте культуры:

194. Субъектив. очерки). -М.: ТОО «Радикс», 1995. 141, 2. с.

195. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков.-М.: ГУ ВШЭ, 2003. -49,1. с.

196. Симон К.Р. Термины "Энциклопедия" и "свободные искусства" в ихисторическом развитии//Сов. библиография. 1947. - Вып.З. - С.62-81.

197. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература (18301831 годы). Л.: ЛГУ, 1973. - 173 с.

198. Соколова Т.В. От романтизма к символизму. Очерки истории французскойпоэзии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 308 с.

199. Соколова Т.В. Синтез чувства и интеллёьггуального начала в эстетике —романтизма//Вестник СПбГУ, 1995. №4. - С. 86-91.

200. Соколова Т.В. Философская поэзия А. де Виньи. Л.: ЛГУ, 1981. — 174 с.

201. Строев А. Те, кто поправляет фортуну. Авантюристы Просвещения. М.:

202. НЛО научное приложение. 1998. Вып. XIV. - 400 с.

203. Таманцев Н.А. Творческий путь Бальзака до июльской революции 1830года. Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1953. - 16 с.

204. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. Пер. с фр. Б.

205. Нарумова. М.: Дом интеллектуал, кн., 1999. - 144 с.

206. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1968. — 424 с.

207. Уоллес А.Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итогидевятнадцатого столетия. Пер. с нем. д-ра философии X.JI. Рапопорта. -СПб.: Ф. Павленков, 1900. 270 с.

208. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера/Рос. АН, Ин-тфилософии; Отв. ред. и авт. вступ. ст. В.М. Богуславский. М.: Наука, 1994.-720 с.

209. Фуллье А. Психология французского народа. Пер. с фр. Б. Никитина. М.:

210. А.А. Никитин, 1899. 250 с.

211. Цвейг С. Бальзак. М.: Мол. гвардия, 1961. 494 с.

212. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер. Беккер-Эдди. Фрейд. — М.:1. Политиздат, 1992. 334 с.

213. Цвейг С. Три мастера. Бальзак. Диккенс. Достоевский. — Л.: Время, 1929.185 с.

214. Щукин В. Pro et Contra «честной чичковщины»//НЛО. 2006.- №81.1. С. 343-350.

215. Эльдарова Г.М. Фантастическое в творчестве Бальзака. Автореф. дис. канд.филол. наук. Л. 1987. - 21 с.

216. Ямпольский М. Память Тиресия. М.: РНК «Культура», 1993. Ямпольский

217. М. Память Тиресия. М.: РИК «Культура», 1993. - 464 с.1. Работы по истории науки

218. Cuvier G. Rapport historique sur les progres des sciences naturelles depuis 1789et sur leur etat actuel. — Paris: Imprimerie Imperiale, 1810. 394 pp.

219. Foucault M. Naissance de la clinique. Paris, 1963. - 256 p.

220. Monnerie A. La France aux cents visages. Hatier: Didier, 1996. - 223 p.

221. Todorov T. Les morales de l'liistoire. Paris: Grasset, 1991. - 308p.

222. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.334 с.

223. Гайденко П.П. История науки в контексте культуры: Сб. ст./Ан СССР, Инт философии. М.: ИФАН, 1990. 150 с.

224. Гайденко П,П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первыхнаучных программ. М.: Наука, 1980. - 567 с.

225. Гаррабе Ж. История шизофрении. Пер. с фр. А.Д. Пономарева М.: Б.и.; СПб.: С.-Петерб. н.-и. психоневрол. инт, 2000.-303 с.

226. Гуревич П.С. Философия человека. Часть вторая. М.: ИФРАН, 2001. -206, 3. с.

227. Искусство и точные науки. Сб.ст./АНСССР, ВНИИ искусствознания М-вакультуры СССР. М.: Наука, 1979. - 295 с.

228. История науки в контексте культуры. Сб.ст./АНСССР, Ин-тфилософии/Отв. ред П.П. Гайденко. М.: ИФАН, 1990. - 150 с.

229. История становления науки: (Некот. пробл.): Реф. сборник/Ин-т историиестествознания и техники/Отв. ред. JI.M. Косарева. — М.: ИНИОН, 1981. -291 с.

230. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/Под ред. О.

231. Э. Лейста. М.: Изд-во "Зерцало", 2000. - 688 с.

232. Каменцева Е., Устюгов Н. Русская метрология: Учеб. Пособие для вузов

233. М.: Высшая школа, 1965. 255 с.

234. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. В 2-х т., пер. снем. Н.М. Нагорного.- М.: Наука, 1989.

235. Лависс Э., Рамбо А. История XIX века. Пер. с франц. М., Соцэкгиз: Печатный двор, 1938. - 580 с.

236. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Изд. группа "Прогресс", 1992. - 208 с.

237. Новикова С.С. Социология: основы, институционализация в России. —

238. Московский психолого-социаиьный институт, 2000. 458 с.

239. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. Рос. АН.

240. Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1993. - 213, 1. с.

241. Старосельская-Никитина О.А. Очерки по истории науки и техникипериода французской буржуазной революции, 1789-1794. M.-JI.: изд. и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР в Мск., 1946. - 274 с.

242. Старостин Б. А. Становление историографии науки (от возникновениядо ХУШ в.)/Ин-т истории естествознания и техники. М.: Наука, 1990.-235 2. с.

243. Таннери С.П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (13001900). Пер с фр. под ред. и с пред. С.Ф. Васильева. M.-JL, Гос. техн.-теоретич. изд.: тип. им. Евг. Соколовой в Лгр.,1934. - 310 с.

244. Уоллес А.Р. Чудесный век. Положительные и отрицательные итогидевятнадцатого столетия. СПб., 1900.

245. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен доначала XIX в. М.: Наука, 1969. - 455 с.

246. Фигье JI. JI. Светила науки от древности до наших дней. В 3-х т. — СПб. —

247. М., М.О. Вольф, 1869-1873.

248. Фоменко А.Т. Методы. В 2-х т. М, Римис, 2005.

249. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. - 309 с.

250. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб:: Унив. кн:1. Рудомино, 1997. 575 с.

251. Хайек Ф. Контрреволюция науки (Этюды о злоупотреблениях разумом).1. ОГИ, 2003. 288 с.

252. Шухардин С.В. Документы по истории науки и техники: (Источники). — М.:МГИАИ, 1982.-93 с.

253. Шухардин С.В. История науки и техники: Учеб. пособие. В 2-х ч. Моск. гос. ист. арх. ин-т. -М.: 1974-1976.1. Интернет — ресурсы:

254. Bozzetto R. Nodier: Un fantastique de reve//Nodier. Publications de l'Universitede Bourgogne (EU Dijon), 1998.http://www.noosfere.org/bozzetto/article.asp7num article=395

255. Cohen C. Bouvard et Pecuchet reecrivent les sciences//Alliage, № 37-38, 1998http://www.tribunes.com/tribune/alliage/37-38/cohen.htm

256. Labouret G. Dieu et le poete: revelation divine et signe poetique chez les poetesneo-catholiques frangais//Le poeme fait signe. http://www.fabula.org/colloques/document443.php

257. Marcandier Ch. Nodier: l'analytique entre serieux et ironie//Balzac analytique,

258. Juin 2007, Maison de Balzac, Journee d'etudes et seminaire (compte-rendus et enregistrements).http://www.etudes-romantiques.org/nodieranalytique.pdf

259. McWilliam N. Une esthetique revolutiionnaire? La politique de l'art aux —alentours-de-1820-1850//Art & Societe. Seminaire-du-l 1 Octobre. 2004http://chevs.sciencespo.fr/centre/groiipes/artsetsocietesj)ageelectronique/f/f-william.html

260. Vatan F. Flaubert et les sciences. Avant-propos: Du desir de savoir a l'art derever//Revue Flaubert n° 4, 2004. http://flaubert.univ-rouen.fr/revue/revue4/01vatan.htm

261. Боберо Ж. Светскость: французская исключительность или универсальная ценность? http://www.atheism.ru/library/Boberol .phtml

262. Дмитриев С.И. «Союз ума и фурий»: ученые в эпоху французскойреволюции//НЛО. № 73. 2005. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/dmil.html

263. Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животноммагнетизме". http://psi.webzone.ni/st/l 17500.htm

264. Кружков Г. «Английская деревенька» Пушкина//Дружба народов. 1999,6. http://magazines.russ.ni/druzhba/l 999/6/krugk.html

265. Мехтиев В. Г. Романтизм как религиозная проблема: (Соборность — ирония- нигилизм)/Круглый стол: Идея России: постановка вопроса, проблема, перспективы. http://dvnan.narod.ru/rosl 8.htm

266. Левченков С.И. Краткий очерк истории химии. Учебное пособие длястудентов химфака РГУ.http://physchem.narod.ru/Source/History/bigmdex.html

267. Павлова Н.Г. Идеи позитивизма в русской художественной культуре 2030.х годов XX в.//Ползуновский альманах №1-2,2001. Алтайский государственный технический университет, Барнаул.http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/2001-02/32/pap32.html

268. Саидов А. Кодексу Наполеона 200 лет/ЯОрист, № 12 (42), 2004.http://www.zakon.kz/magazine/archive/20041214.asp

269. Сивкова А. Особенности двоемирия Э. По и Г. Газданова//Газданов и мировая культура: Сб. ст. Калининград, 2000. http://www.lirono.ru/statii/2001/gazdanl 1 .html

270. Скуратовская А.П. «Пророчество Казота» и «Два сна» Оноре де Бальзака.

271. Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции: Symposium. №17. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. http://antliropology.ru/ru/texts/skuratovsk/baroque23.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.